Песнопения Триоди Цветной. Богослужения мирянским чином

В православии празднуется на 51-й день после Пасхи, то есть на следующий день после Пятидесятницы (всегда в понедельник).

История установления

Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы описано в Новом Завете в книге Деяний святых апостолов: в пятидесятый день после Воскресения Христова (десятый день после Вознесения) апостолы находились в Иерусалиме, когда

… внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать

Деян. 2:1-18

Праздник установлен ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы, в противодействие антитринитарной ереси, отвергавшей божественную природу Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим.

unknown , Public Domain

Богослужение

В богослужении праздник в честь Святого Духа начинается великой вечерней. Распространён обычай на приходах сразу после литургии в воскресенье служить девятый час и великую вечерню.

Сама вечерня начинается с пения молитвы Святому Духу: «Царю небесный», молитва «Царю небесный» уже в качестве стихиры поется ещё раз на «Го́споди воззва́х». Совершается вход с кадилом, а затем дьякон или священник произносит великий прокимен седьмого гласа: «Кто Бог ве́лий, я́ко Бог наш? - Ты еси́ Бог, творя́й чудеса́» (Пс. 76). Во время вечерни трижды молящиеся во главе со священником совершают коленопреклонение - встают на колени, а священник читает 7 молитв, составленные св. Василием Великим, (первый и второй раз коленопреклонения иерей читает по две молитвы, а третий раз - три молитвы) Эти молитвы о Церкви, о спасении всех молящихся и о упокоении душ всех усопших (в том числе и «во аде держимых »). Это первое коленопреклонение согласно Типикону, которые совершают молящиеся после Великого поста. Вечером в храмах совершается малое повечерие, на котором поется канон Святому Духу, написанный Феофаном. Краестрочие канона: «Ду́ха пою́ созда́вшаго всю тварь». Утреня на Духов день это повторение утрени Дня Святой Троицы, отличия в том, что в данном случае не поется полиелей и соответственно Уставу не читается Евангелие; канон поется на 14 (на Троицу на 16); катавасия это ирмосы только первого канона (на Троицу - обоих канонов); хвалительные стихиры на 4 (на Троицу на 6) и отпуст иной.

Тропарь, кондак и задостойник в Духов день.
На греческом На церковнославянском(транслитерация) На русском
Тропарь праздника, глас 8 (Ἦχος πλ. δ") Εὐλογητὸς εἶ, Χριστὲ ὁ Θεὸς ἡμῶν, ὁ πανσόφους τοὺς ἁλιεῖς ἀναδείξας, καταπέμψας αὐτοῖς τὸ Πνεῦμα τὸ ἅγιον, καὶ δι" αὐτῶν τὴν οἰκουμένην σαγηνεύσας, φιλάνθρωπε, δόξα σοι. Благослове́н еси́, Христе́ Бо́же наш, и́же прему́дры ловцы́ явле́й, ниспосла́в им Ду́ха Свята́го, и те́ми уловле́й вселе́нную: Человеколю́бче, сла́ва Тебе́ Благословен Ты, Христе Боже наш, явивший премудрыми рыбаков, ниспослав им Духа Святого и через них уловивший вселенную. Человеколюбец, слава Тебе!
Кондак праздника, глас 8 (Ἦχος πλ. δ") Ὅτε καταβὰς τὰς γλώσσας συνέχεε, διεμέριζεν ἔθνη ὁ Ὕψιστος· ὅτε τοῦ πυρὸς τὰς γλώσσας διένειμεν, εἰς ἑνότητα πάντας ἐκάλεσε, καὶ συμφώνως δοξάζομεν τὸ πανάγιον Πνεῦμα. Егда́ снизше́д язы́ки слия́, разделя́ше язы́ки Вы́шний, егда́ же о́гненныя язы́ки раздая́ше, в соедине́ние вся призва́, и согла́сно сла́вим Всесвята́го Ду́ха. Когда сошел Всевышний и языки смешал, Он этим разделял народы; когда же огненные языки раздал, Он к единению всех призвал, и мы согласно славим Всесвятого Духа.
Задостойник праздника, глас 4 (Ἦχος δ") «Χαίροις Ἄνασσα, μητροπάρθενον κλέος. Ἄπαν γὰρ εὐδίνητον εὔλαλον στόμα. Ῥητρεῦον, οὐ σθένει σε μέλπειν ἀξίως. Ἰλιγγιᾷ δὲ νοῦς ἅπας σου τὸν τόκον Νοεῖν ὅθεν σε συμφώνως δοξάζομεν» Ра́дуйся, Цари́це, матероде́вственная сла́во, вся́ка бо удобообраща́тельная благоглаго́ливая уста́ вити́йствовати не мо́гут, Тебе́ пе́ти досто́йно, изумева́ет же ум всяк Твое́ Рождество́ разуме́ти. Те́мже Тя согла́сно сла́вим. Радуйся, Царица, матерям и девам слава! Ибо никакие подвижные красноречивые уста, ораторствуя, не могут Тебя воспевать достойно; изнемогает и всякий ум, стремясь постигнуть рождение от Тебя Христа; потому мы Тебя согласно славим.
Троица, Пятидесятница, Сошествие Святого Духа - один из главных христианских праздников, входящий в православии в число двунадесятых праздников. Праздник Св. Троицы называется Пятидесятницею потому, что сошествие Св. Духа на Апостолов совершилось в пятидесятый день по Воскресении Христовом . Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы описано в Деяниях святых апостолов (Деян.2:1-18 ). В пятидесятый день после Воскресения Христова (десятый день после Вознесения) апостолы находились в Сионской горнице в Иерусалиме, « …внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать » ( Деян.2:2-4 ).
Сошествия Святого Духа на апостолов им обещал Иисус Христос перед Своим вознесением на небеса. Сошествие Святого Духа указало на тройственность Бога - «Бог Отец творит мир, Бог Сын искупает людей от рабства дьяволу, Бог Дух Святой освящает мир через устроение Церкви ».
Омытые и одаренные Единым Духом, ощущая, что это – лишь часть полученных ими духовных подарков от Господа, они взялись за руки, образовав новую Церковь, где незримо присутствует Сам Бог, отражаясь и действуя в душах. Возлюбленные дети Господни, соединенные с Ним Святым Духом, они вышли из стен Сионской горницы, чтобы проповедовать Христово учение о любви. В день Пятидесятницы была образована вселенская апостольская Церковь (Деян.2:41-47 ).

Богослужение.

Праздник христианской Пятидесятницы заключает в себе двойное торжество: - и во славу Пресвятой Троицы, и во славу Пресвятого Духа, видимо сошедшего на Апостолов и запечатлевшего новый вечный завет Бога с человеками. Порядок богослужения на празднование Святой Троицы (согласно Триоди ):
- Суббота 7-й седмицы по Пасхе. Троицкая родительская.
- Неделя Святой Пятидесятницы. День Святой Троицы.
- Понедельник Святого Духа.
- Суббота. Отдание праздника Пятидесятницы.
- Неделя 1-я по Пятидесятнице. Всех святых.
- Неделя 2-я по Пятидесятнице. Всех святых, в земле Российской просиявших.

Троицын день.

Первый день Пятидесятницы, т. е. воскресение Церковь посвящает преимущественно во славу Пресвятой Троицы; и этот день в народе называется Троицыным днем.
Празднование Святому Духу Церковь начинает, по обыкновению, вечерним Богослужением после Литургии в Троицын день. На этом Богослужении поются стихиры , прославляющие сошествие Святого Духа, и с коленопреклонением читаются три умилительные молитвы Василия Великого, в которых верующие исповедуют свои грехи пред Отцом Небесным и, ради великой жертвы Сына Его, испрашивают помилования; просят также Господа Иисуса Христа даровать им Божественного Духа, в просвещение и утверждение их душ, и, наконец, молятся об усопших отцах и братьях наших, да упокоит их Господь в месте "светле, злачне и покойне ". Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о "иже во аде держимых ".
На утрене поются два канона этого праздника: первый написан Космой Маюмским, второй Иоанном Дамаскиным.

Духов день.


Второй день Пятидесятницы, т. е. понедельник - Церковь посвящает во славу Духа Пресвятого, отчего и называется Духовым днем. В этот день церковь прославляет Святого Духа - по христианским представлениям, "подателя жизни ", поддерживающего Вселенную в ее существовании; в его лице Бог, как считают верующие, "изливает благодать на чад своих ". Этот праздник был установлен с целью утвердить божественную сущность Святого Духа и единство его с двумя другими ипостасями Святой Троицы - Богом-Отцом и Богом-Сыном.
Служба в честь Святого Духа начинается великой вечерней Троицына дня (Троица) и продолжается в Духов день. В понедельник по окончании божественной литургии из церкви выносят березки, украшавшие храм в течение Троицы. Верующие отламывают ветки от освященных деревьев, несут их домой и ставят к иконам. С Духова дня по церковному календарю начинается неделя всех Святых (Всесвятская неделя).

Песнопения праздника Святой Троицы.

Тропарь праздника Святой Троицы.

Кондак праздника Святой Троицы.

Величание праздника Святой Троицы.

Задостойник праздника Святой Троицы.

Задостойник - церковное песнопение, поющееся на литургии во время Евхаристического канона. На литургии святителя Иоанна Златоуста поется «Достойно есть...», на литургии святителя Василия Великого «О Тебе радуется...», но в двунадесятые праздники, каковым является Пятидесятница, вместо «Достойно есть...» поются припевы и ирмос 9-й песни канона, отсюда и пошло название «задостойник».

Припевы.

Ирмос 9-й песни.


Народные обычаи. Обряды.

Троицкая родительская суббота.

В субботу перед Троицей происходило одно из важнейших в году поминовение усопших предков – Троицкая родительская суббота.
Этот обычай пришел от славянского народного праздника – Семика, отмечаемого в четверг (седьмой четверг после Пасхи – потому и название праздника Семик), перед Троицей. В этот день поминались покойники, которые умерли неестественной или преждевременной смертью - самоубийц, опойцев (умерших от пьянства), утопленников. В Семик хоронили скопившихся за зиму в «скудельницах» заложных покойников, которых запрещали хоронить в другое время. Поминки в Семик проводились дома, на кладбищах, в часовнях, на местах сражений и массовых захоронений. Обязательной была поминальная трапеза с обрядовой пищей (блины, пироги, кисель и т. д.) и алкоголем. Поминовение нередко сопровождалось весёлыми гуляниями и даже кулачными боями.
На Троицу было принято украшать не только церкви, но и избы, дворы и даже улицы свежими травами, цветами и ветками. Особое место уделялось молодым берёзовым ветвям.
Кроме того, у русских сохранился древний обычай, имеющий дохристианские корни. Он заключался в том, чтобы прийти в церковь на Троицу с пучком травы, которая должна быть оплакана. Слёзы означали дождь. Считалось, что после этого летом не будет засухи

Использованы материалы:
1. Прот. С. Слободский "Закон Божий" М.:Яуза-пресс, Лепта Книга, Эксмо, 2008.
2. С веб сайтов:
- http://ru.wikipedia.org
- http://days.pravoslavie.ru/Trop/IT3038.htm
- http://www.bogoslovy.ru
- http://proeveryday.ru/index.php?id=molitva/prazdnik19
- http://diak.ortox.ru/
- http://troitsa.paskha.ru/Bogosluzhenie/Tropar/

Пятидесятница в иконах и в картинах великих мастеров.

(Щелкните на миниатюре внизу, чтобы посмотреть увеличенное изображение)





День Святой Троицы празднуется на пятидесятый день после Пасхи, поэтому этот праздник еще называется Пятидесятницей.

После Его ученики непрестанно жили ощущением праздника. На протяжении еще сорока дней Он являлся им по одному и собранным вместе. На глазах учеников, Господь поднялся над землей, как бы удостоверяя их, что в последний день мира Он придет на землю так же, как отошел к Богу-Отцу. Прощаясь с ними до времени, Он обещал послать им Утешителя – Святого Духа, исходящего от Бога-Отца. Ученики не знали, что это означает, но верили, что все будет по слову Господню.

Как огонь в очаге, поддерживали они в душах благодатное состояние того дня, каждый день собираясь в одном доме на горе Сионе в Иерусалиме. В уединенной горнице они молились, читали Святое Писание. Так сбывалось и еще одно из древних пророчеств: «От Сиона изыдет закон и слово Господне из Иерусалима». Так возник первый христианский храм. Возле того дома находился и дом любимого ученика Христа – апостола Иоанна Богослова, в нем, по завещанию Господа, пребывала и Его Мать – Дева Мария. Вокруг Нее собирались ученики, Она была утешением для всех верующих.

Праздник Пятидесятницы, или день Святой Троицы проходил так. В десятый день по Вознесении Господа Иисуса Христа, в день иудейского праздника первой жатвы, когда ученики и с ними находились в Сионской горнице, в третий час дня в воздухе послышался сильный шум, как во время бури. В воздухе появились яркие трепещущие языки огня. Это был огонь не вещественный – он был одной природы с благодатным огнем, который ежегодно сходит в Иерусалиме на Пасху, он светил, не обжигая. Носясь над головами апостолов, языки огня опустились на них и опочили. Тут же, вместе с внешним явлением произошло и внутреннее, совершившееся в душах: «исполнишася вси Духа Свята». – И Богоматерь, и апостолы ощутили в тот миг необыкновенную силу, действующую в них. Просто и непосредственно им был дан свыше новый благодатный дар глагола – ни заговорили на языках, которых не знали прежде. Это было дарование, необходимое для проповеди Евангелия по всему миру.

Омытые, щедро одаренные Единым Духом, чувствуя, что это – только часть полученных ими духовных подарков от Господа, они держали друг друга за руки, образуя новую сияющую светлую Церковь, где незримо присутствует Сам Бог, отражаясь и действуя в душах. Возлюбленные дети Господни, соединенные с Ним Святым Духом, они вышли из стен Сионской горницы, чтобы бесстрашно проповедовать Христово учение о любви.

В память об этом событии праздник Пятидесятницы называется еще днем сошествия Святого Духа, а так же днем Святой Троицы: в явлении Святого Духа, исшедшего от Бога-Отца по обещанию Бога-Сына, раскрылось таинство единства Святой Троицы. Название же Пятидесятницы день этот получил не только в память древнего праздника, но и потому, что это событие пришлось на пятидесятый день после христианской Пасхи. Как Пасха Христова заменила собой древний иудейский праздник, так и Пятидесятница положила основание Церкви Христовой как союзу в Духе на земле .

Песнопения праздника Святой Троицы: тропарь Троицы, кондак Троицы, Величание Троицы

Тропарь праздника Святой Троицы, глас 1


Кондак
праздника Святой Троицы , глас 2

Величание праздника Святой Троицы

Величаем Тя, Живодавче Христе и чтим Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца послал еси Божественным учеником Твоим.

Статьи о празднике Святой Троицы (Пятидесятницы)

Троице-Сергиева Лавра

  • Фоторепортаж
  • — Чем питаются монахи и насельники монастыря? Предлагаем вам репортаж из трапезной, кухни, пекарни и засолочной Троице-Сергиевой лавры.
  • — К чему послушнику молитва по четкам? Отобрали четки. К чему строгий пост? Вот, и «приговор» поспел: «Кабы жил, как люди, давно бы был монах, а то разыгрывает святошу».
  • статья о Московской Духовной академии и семинарии

Иконы Святой Троицы

На какое число выпадает Троица, День Святой Троицы в 2020 году? Какова история этого православного праздника?

Какого числа Троица, День Святой Троицы в 2020 году?

Цвет праздника Троицы — изумрудно-зеленый. Это оттенок свежей сочной травы или листвы, не успевшей устать и вобрать в себя городскую тяжелую пыль. Изумрудным облаком светятся храмы изнутри — сотни березовых веточек несут прихожане, пол церкви густо засыпан травой, прелый запах июня усиливается лучами солнца из церковных окон, смешивается с тонкими нотами ладана и восковых свечей. Свечи уже не красные, а медово-желтые — «Пасха отдана». Ровно через 50 дней после Воскресения Господня празднуют христиане Святую Троицу. Великий Праздник, красивый Праздник.

… Пятьдесят дней спустя еврейской пасхи иудеи праздновали день Пятидесятницы, посвященный Синайскому законодательству. Апостолы не принимали участия в массовых торжествах, а собрались вместе с Божьей Матерью и другими учениками в доме одного человека. История не сохранила свидетельств о том как его звали и чем он занимался, известно только, что было это в Иерусалиме… Было около трех часов дня по еврейскому времяисчислению (примерно девятый час утра по современному счету). Внезапно с самих небес, с высоты, раздался невероятный шум, напоминающих вой и гул от несущегося сильнейшего ветра, шум наполнил весь дом, в котором находились ученики Христовы и Дева Мария. Люди стали молиться. Огненные языки заиграли меж людьми и начали останавливаться на мгновения на каждом из молящихся. Так апостолы исполнились Духа Святого, вместе с которым они получили и удивительную способность говорить и проповедовать на многих языках, прежде им неизвестных… Исполнилось обещание Спасителя. Его ученики получили особую благодать и дар, силу и способность нести учение Иисуса Христа. Считается, что Дух Святой сошел в виде огня в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать душу.

По случаю праздника Иерусалим был полон народу, евреи из разных стран сходились в город в этот день. Странный шум из дома, где находились ученики Христовы, заставил сбежаться к этому месту сотни людей. Собравшиеся изумлялись и спрашивали друг друга: «Не все ли они галилеяне? Как же мы слышим каждый свой язык, в котором родились? Как они могут говорить нашими языками о великих делах Божьих?». И в недоумении говорили: «Они напились сладкого вина». Тогда апостол Петр, встав вместе с остальными одиннадцатью апостолами, сказал, что они не пьяны, но что на них сошел Дух Святой, как это и было предсказано пророком Иоилем, и что Иисус Христос, которого распяли, вознесся на небо и излил на них Святой Дух. Многие из слушавших проповедь апостола Петра в этот момент уверовали и приняли крещение. Апостолы же первоначально проповедовали евреям, а затем разошлись по разным странам для проповеди всем народам.

Так святой Андрей, которого называют еще Андрей Первозванный, отправился с проповедью Слова Божия в восточные страны. Прошел Малую Азию, Фракию, Македонию, дошел до Дуная, прошел побережье Черного моря, Крым, Причерноморье и по Днепру поднялся до места, где стоит теперь город Киев. Здесь он останавливался у Киевских гор на ночлег. Встав утром, он сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и Бог воздвигнет много церквей». Апостол поднялся на горы, благословил их и водрузил крест. Помолившись, он поднялся еще выше по Днепру и дошел до поселений славян, где был основан Новгород.

Чудесным образом уверовавший во Христа апостол Фома добрался до берегов Индии. До сих пор в южных штатах этой страны Керала и Карнатака живут христиане, чьи предки были крещены еще святым Фомой.

Петр посетил различные области Ближнего Востока, Малой Азии, а позднее обосновался в Риме. Там, согласно весьма надежной традиции конца 1 и начала 2 вв., он был казнен между 64 и 68 годами н.э По свидетельству Оригена, Петр, по его собственной просьбе, был распят вниз головой, так как считал, что недостоин подвергнуться той же казни, которую претерпел Господь.

Просвещая народы учением Христовым, апостол Павел также предпринял длительные путешествия. Кроме неоднократного пребывания в Палестине, он побывал с проповедью о Христе в Финикии, Сирии, Каппадокии, Лидии, Македонии, в Италии, на островах Кипр, Лесбос, Родос, Сицилия и в других землях. Могущество проповеди его было столь велико, что иудеи не могли ничего противопоставить силе Павлова учения, язычники сами просили его проповедовать слово Божие и всем городом собирались слушать его.

Та благодать Святого духа, которая была явно преподана апостолам в виде огненных языков, теперь в Православной Церкви подается невидимо — в ее святых таинствах через преемников апостолов — пастырей Церкви — епископов и священников.

Праздник христианской Пятидесятницы заключает в себе двойное торжество: и в славу Пресвятой Троицы, и в славу Пресвятого Духа, сошедшего на Апостолов и запечатлевшего новый вечный завет Бога с человеком.

В Праздник Святой Троицы, установленный в конце IV века, после того, как в 381 году на церковном соборе в Константинополе был официально принят догмат о Троице — триипостасном Боге, мы говорим еще об одном важном аспекте христианской веры: непостижимой тайне триединства Бога. Бог един в трех лицах и тайна эта непостижима человеческим умом, но суть Триединства была явлена людям в этот день.

Кстати, долгое время христианские художники не изображали Троицу, считая что Бог может быть изображен только в лице Иисуса Христа — сына Божья. Но не Бог — отец, не Бог — Дух Святой не должны быть писаны.. Однако со временем была сформирована особая иконография Святой Троицы, которую теперь разделяют на два вида. Троица Ветхозаветная знакома каждому из нас по известной иконе Андрея Радонежского (Рублева), на которой Бог изображен в виде трех ангелов, явившихся Аврааму. Иконы Новозаветной Троицы представляют собой изображения Бога — Отца в виде старца, Иисуса Христа как отрока на его лоне или взрослого мужа, по правую руку от него, и Духа — над ними в виде голубя.

На Руси отмечать Святую Пятидесятницу стали не в первые годы после крещения Руси, а спустя почти 300 лет, в 14 веке, при преподобном Сергии Радонежском.

С этого дня до следующего праздника Святой Пасхи начинают петь тропарь Святому Духу «Царю небесный…» С этого же момента впервые после Пасхи разрешаются земные поклоны.

… Трогательно и красиво Богослужение в праздник Святой Пятидесятницы. Украшен храм, священники облачены в зеленые ризы, пахнет травой и свежей зеленью, торжественно и светло звучит хор «…обнови в наших сердцах, Вседержитель, истинный, правый Дух» , коленопреклоненно читают прихожане особые молитвы святителя Василия Великого. А на дворе сочное раннее лето — напоминанием о том прекрасном и глубоком «лете Господнем», что обещал Иисус Христос праведникам.

День Святого Духа в 2017 году приходится на 5 июня. Это переходящий праздник и всегда приходится на понедельник, следующий за Днем Святой Троицы. Духов День, Понедельник Святаго Духа, Второй День Пятидесятницы – каковы особенности этого праздника, народные традиции, обычаи и приметы.

Этот день единственный в году, который посвящен Святому Духу – одному из Лиц Пресвятой Троицы. Праздник был установлен Церковью "ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа" и для укрепления против еретиков, не признававших Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим.

Святой Дух предвечно исходит от Отца, то есть без конца и без начала, поскольку вне времени существует Сам Бог. Божественные действия в человеке нередко называют благодатью Святого Духа. Дух Святой украшает человека многообразными добродетелями, делает его «древом добрым, творящим и плоды добрые» - наполняет человека духовными дарами.

Святому Духу посвящена молитва, которая очень любима православными. Это «Царю Небесный», входящая во все молитвы перед началом любого дела. По традиции, с Пасхи до Троицы, эту молитву не произносят, тем отрадней вновь встретиться с нею в День Святого Духа.

В Духов День поют и тропарь праздника Троицы.

В православии нет никаких особых предписаний о том, чем заниматься или не заниматься в Духов День. Единственная рекомендация, по возможности, посетить утреннюю литургию, ведь этот праздник всегда приходится на будний день.

День Святого Духа – особенности службы, народные традиции и обычаи праздника

В народных верованиях с этим днем связанны множественные ограничения – не работать на земле (Земля-именинница) и не купаться (Русалии). Однако ради того Господь и приходил на землю, что бы показать Свою , страхом перед которой в древности и рождены большая часть их этих верований. Поэтому для верующего православного христианина следование народным повериям противоречит Символу Веры.

Считалось, что с Духова Дня лето полностью входит в свои права.

  • С Духова дня не с одного неба, а даже из-под земли тепло идёт.
  • Свят-Дух весь белый свет согреет.
  • До Свята-Духа не снимай кожуха.
  • Не верь теплу до Духова дня.

Наблюдения на протяжении длительного времени в этот день позволяли делать выводы о дальнейшей погоде на всё оставшееся лето.

К Духу Святому обращено все, имеющее нужду в освящении. Он есть начало и неисчерпаемый источник нашего освящения, без которого невозможно вечное спасение. Без Духа Святаго никто не может ни греха избежать, ни исполнять заповеди Божии. Поэтому будем всегда стремиться к тому, чтобы Дух Святый был в нас и с нами. Для этого надо поддерживать чистоту своего душевного сосуда, молитвенно прославлять Третью Ипостась Пресвятой Троицы. Лучшим молитвенным прославлением Духа Святаго будет постоянное возношение Ему помещаемого ниже канона. Этот канон также обязательно нужно помолиться на праздник Святаго Духа (в понедельник после праздника Святой Троицы).

——————————————————————


Порядок чтения по уставу
——————————————————————

Тропарь, глас 8-й

Б лагословен еси Христе Боже наш, иже премудрыя ловцы явлеи, послав им Дух Святыи, и теми уловлеи вселенную, Человеколюбче слава Тебе.

Канон, глас 1-й

Песнь 1. Ирмос

Л юты работы избыв Израиль и непроходимо пройде яко по суху. Врага зря потопляема, песнь в веселии поет Богу, чудотворящему мышцею высокою. Яко прославися.

Запев: С лава Тебе Боже наш, слава Тебе (поклон) .

Б ожественыи Душе Святыи, иже всем раздаваяи дарования, и вся творя волею. Вдохни ми светоносное Твое дарование. Яко да славлю Тя со Отцем и Сыном совокупляема.

Запев. И же небесным силам, святостнаго дохновения Твоего, благодать давыи Утешителю. Моего смысла скверну изчистив, святости Твоея покажи исполнена.

Слава. И сточниче жизни веруемыи, и струя Божественыя благости. Душе Божии Святыи. Ум мой умерщвеныи животворя, Твоим действом воскреси, пети Твою благость.

И ныне. Богородичен. Х рам Дево бысть Божии, нашествием Духа содетелною силою Его. Силу дарующа рожествену Благодатная. Радуися яже содила еси плотию Слово безначалное.

Катавасия: С охрани от бед рабы Своя, Душе Святыи Боже наш, яко усердно к Тебе прибегаем, к милостивому Избавителю и всех Владыце Господу и Богу (поклон) . Г осподи помилуй (3 раза с поклонами) .

Песнь 3. Ирмос

П ервовечному от Отца рожденну нетленну Сыну. И в последняя лета от Девы воплощену без семени, Христу Богу возопием. Воздвигнувыи рог наш, Свят еси Господи.

Запев. И мея по естеству, хотения силу сточну. Небесныя премирны яко Бог соблюдая. Дух Святыи непрестанно учит вопити, Свят еси Господи.

Запев. Х валами немолчными, облиставшия благодать Духа, богогласным апостолом, в дыхании бурне. Согласно славим со безплотными лики вопиюще, Свят еси Господи.

Слава. Е дину власть, и Божество едино и силу. Едино начало и Царство Святыя Троица. Мудрствующе вопием. В трисвятем гласе вопиюще, Свят еси Господи.

И ныне. Богородичен. К олесниценосна, и светло пребывалище Всечистая. Херувим вышьши бысть, Бога на руку носившия. Тем же Ти вси воспеваем Чистая. Радуися Всеблаженая. Катавасия.

Слава, и ныне. Седален, глас 4-й. П раздника преполовение, и конечныи праздник празднуем вернии светло, еже есть пятьдесятница, обещания исполнение и любве, в сей бо огнь утешителев сниде на землю, яко в видении язык, и ученики просвети, и сих небесныя таинники показа: свет бо прииде утешителя, и мир просвети.

Песнь 4. Ирмос

Ж езл ис корене Иессеова, и цвет от него Христе от Девы прозябл есть. Из горы хвалныя присенныя часты, прииде воплощься от Безмужныя безплотныи Бог. Слава силе Твоей Господи.

Запев. В елика даруя нам Дух Всесвятыи. Апостолом найде яко Божественен, яко благ. Яко исполняя всяческая. Яко боготворя, яко освящая. Яко всех творителен владычески и самовластен.

Запев. Н а престоле Христе отеческом седе, низпослал еси учеником Твоим утешителя якоже обещася Спасе, яко Бога грядуща. Посылая же яко нечюжа. Яко всех содетеля. Иже из Отца изходяща.

Слава. Г лаголав языки пророк будущая, научи Дух древле Всесвятыи. Языки же премудрых апостол вещает, во гласе дыхания бурнейша, величия Божия. Ныне существене сбываем.

И ныне. Богородичен. В рата умнаго света именуем Тебе Богомати, имиже вниде к нам Христос. Красен явися блистаньми Божества, в плотьсте одеянии покровен. Невидим яко Бог, ныне же по нас видим. Катавасия.

Песнь 5. Ирмос

Б ог сыи мира, Отец щедротам. Великаго совета Ти ангела, мир подавающа послал еси нам. Тем к свету Богоразумия наставляеми, от нощи утренююще, славословим Тя Человеколюбче.

Запев. И же Духом премудрости и страха Божия, истины и света и разума, мир подаваяи, вселися в ны. Яко да освятившеся Твоим вселением, из нощи утренююще славословим Тя Человеколюбче.

Запев. И же вся содержаи, и всем сыи Господь. Иже тварь соблюдаяи непадаему. Подаждь святьбу нам и просвещение. Яко да насытившеся Твоего светодательства. Из нощи утренююще славословим Тя Человеколюбче.

Слава. И же древле закон нанертавыи Моисею. Новаго завета повеления, и закон благодати излагает ясно, во апостольских сердцих написав. Божественыи Утешитель пришед. Яко Человеколюбец.

И ныне. Богородичен. К лятву Евжину всех матере, Твоим рожеством Дево упразднила еси, миру благословение возсиявши Христа. Тем же радующеся, усты и нравом Богородицу воистину Тя исповедающе блажим. Катавасия.

Песнь 6. Ирмос

О т утробы Иону цела изверже, морскии зверь. Якова прият. В Девицу убо вселився Слово, и плоть приим, пройде сохранив неистленну. Еже бо не пострада истления, рождьшую сохранив невреженну.

Запев. С воим учеником исполняя обещание. Духа Христе сим послал еси. Действом великих чудес дарующа. И языки огнезрачныя дарствующа. Да Твоего познания языком стада исполнят.

Запев. П рийди к нам Душе Святыи, причастники Твоея содевая святости. И света не вечерняго, и Божественыя жизни, и благоуханнейшаго раздаяния. Ты бо река Божества, из Отца Сыном изходящи.

Слава. С паси Утешителю, иже верно поющих Боголепное пришествие Твое. Сыном исходящии. И очисти от всякия скверны, яко благоутробен. И покажи достойных Твоего осияния. И светом Твоим Боговиднейшим сотворяя несквернена зерцала.

И ныне. Богородичен. В сяк лик пророческии, от Бога тайно учим. Предвидяще таиньство неизреченнаго и Божественнаго воплощения. Бога Слова из Тебе Дево Мати возвещаше. Ты бо истиннейшии и древнии свет явила еси. Катавасия.

Слава, и ныне. Кондак. Е гда сошед языки размеси, разделяше племена вышнии. Егда же огненныя языки раздая, в совокупление вся призва, единогласно славити Всесвятыи Дух.

Икос. С коро и твердо даруй утешение рабом Своим Исусе, внегда унывати Духом нашим, не отлучайся от душ наших в скорбех, и не удаляйся от смысл наших в напастех, но присно нас предвари, и приближися к нам, приближися иже везде сыи, якоже апостолом Твоим спребывал еси всегда, тако и любящим Тебе, соедини Себе Щедре, да совокуплени Тебе поем, и славим Всесвятыи Дух.

Песнь 7. Ирмос

О троцы во блазей вере воспитани, нечестива веления небрегше. Огненаго прещения не убояшася. Но посреде пламени стояще пояху, отцем Бог благословен еси.

Запев. Н ыне обетования предузаконение Христово исполнися. Разделение бо языком, Духа пришествие сказа учеником. Облиставшие Троицы единаго Пребожественаго.

Запев. Д ревле убо разделися, согласие языком безсловесно. Ныне же ко единому сложению яве собрашася. Самодействующу Честному и Божественому Духу, от Троица Пребожественыя единому.

Слава. С выше носиму дохновению Святаго Духа. Величия Божия преславно вещаху, апостоли Христовы. Согласно поюще, иже отцем Бог благословен еси.

И ныне. Богородичен. О браз Твоего рожества, трие отроцы в пещи показаша. Яко бо пребыша огнем не вредими. Сохранися Чиста, приемши во чреве Огнь нестерпимыи. Иже отцем Бога благословенаго. Катавасия.

Песнь 8. Ирмос

Ч юдо превелие, росодавицу вообрази пещь образом. И яже бо прият неопали юных, такоже и огнь Божественыи Дево, юже пройде Чисту. Тем поюще возопием. Да благословит тварь всякая Господа, и превозносит Его во веки.

Запев. С вятыи Душе происходяи от Бога. Святость всем подаждь иже в Тя верующим. Свят и подателен человеком святости Ты еси. Тем же воспевающе взываем. Да благословит тварь всякая Господа, и превозносит Его во веки.

Запев. Д аеши подателне яко благодетель дар благости, Тебе поющим Утешителю. Благих бо подателен еси, и благости пучина. Темже Тя хваляще воспеваем. Да благословит тварь всякая Господа, и превозносит Его во веки.

Слава. И стинен животворив есть Дух. Самодвижим самовластен. Разделяя яко хощет даров раздаяния. Самовладычен, самоповеленен, безначален. Ему же ныне поклоняющеся (поклон) воспеваем. Да благословит тварь всякая Господа, и превозносит Его во веки.

И ныне. Богородичен. К то Твоему премножеству благоутробия не дивится, безначалее Слове. Нас ради обнищал еси богат сыи, и во чрево Девы Святыя вселися. Тем же воспевающе взываем. Да благословит тварь всякая Господа, и превозносит Его во веки. Катавасия.

Песнь 9. Ирмос

Р адуися девственная похвала. Радуися Мати Пречистая. Юже вся тварь Божественными песньми величаем.

Запев с поклоном. С е к нам Утешителя другаго низпослал еси. Единосущном Тебе Слове и Отцу Твоему сопрестолна.

Запев. С паси от искушении Утешителю, единомудрствующих Тя. И славословящих Твое превечное бытие.

Слава. П рииди к нам Утешителю, Твоего утешения насыщая. Славу Твою богословящим неизреченную.

И ныне. Н евеста Божия Всенепорочная. Иже почитающих Тя достойно, избави от искушении молитвами си. Катавасия.

Задостойник: В ладычице приими молитву раб Своих, и избави нас от всякия нужды и печали. Ты еси Богородице, оружие наше и стена. Ты еси заступнице, и к Тебе прибегаем, Тя и ныне на молитву призываем, да избавиши ны от враг наших. Возвеличим Тя вси пренепорочную Матерь Христа Бога нашего, Юже осени Дух Пресвятыи.

Отпуст: И же в видении огненых язык низпослав Пресвятыи Дух в день пятьдесятныи, на святыя Своя ученики и апостолы, Господи Исусе Христе Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, и всех ради святых помилуй и спаси нас яко Благ и Человеколюбец. А минь.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: