Возвращение ндс при экспорте. Особенности исчисления и уплаты НДС при экспорте

Предполагая осуществлять внешнеторговые сделки будущему российскому экспортеру необходимо ознакомиться с рядом документов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность.

Так, целях подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС в случае вывоза товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза одновременно с налоговой декларацией по НДС (форма декларации, порядок заполнения и формат представления налоговой декларации по НДС в электронной форме утверждены ) представляются документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 165 Налогового кодекса (в случае реализации товаров через комиссионера, поверенного или агента по договору комиссии, договору поручения либо агентскому договору, - документы, предусмотренные пунктом 2 статьи 165 Налогового кодекса), в том числе:

  • контракт (его копия) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории Таможенного союза;
  • таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории Российской Федерации.

При вывозе товаров в таможенной процедуре экспорта через границу Российской Федерации с государством - членом Таможенного союза, на которой таможенное оформление отменено, в третьи страны представляется таможенная декларация (ее копия) с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.


Вместо копий указанных деклараций экспортер вправе представить реестры таможенных деклараций с указанием в них регистрационных номеров соответствующих деклараций;
  • копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками таможенных органов мест убытия, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса .

Вместо копий транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов экспортер вправе представить в налоговый орган реестры указанных документов по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов.

Следует отметить, что налоговый орган, проводящий камеральную налоговую проверку, вправе истребовать у налогоплательщика документы, сведения из которых включены в указанные реестры (пункт статьи 165 Налогового кодекса) .

Документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС, представляются в срок не позднее 180 календарных дней , считая с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта.

Применение НДС при реализации товаров в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, данным в приложении № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее – Протокол).

В настоящее время государствами – членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) помимо Российской Федерации, являются Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Армения и Кыргызская Республика (с 01.05.2015 года).

В целях применения положений Протокола, под экспортом товаров понимается вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиком, с территории одного государства–члена ЕАЭС на территорию другого государства-члена ЕАЭС (пункту 2 раздела I Протокола).

В соответствии с пунктом 3 раздела II Протокола при экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных пунктом 4 Протокола.

Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС, экспортеру одновременно с налоговой декларацией по НДС (форма декларации, порядок заполнения и формат представления налоговой декларации по НДС в электронной форме утверждены приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@) в налоговый орган следует представить документы, предусмотренные пунктом 4 раздела II Протокола, в том числе:

  • договоры (контракты), заключенные с налогоплательщиком другого государства-члена ЕАЭС или с налогоплательщиком государства, не являющегося членом ЕАЭС, на основании которых осуществляется экспорт товаров;
  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа государства-члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) (далее - Заявление) либо перечень Заявлений (на бумажном носителе или в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика).
Указанное Заявление российскому экспортеру представляет налогоплательщик государства-члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары – собственник ввезенных товаров. Форма Заявления и правила его заполнения утверждены Протоколом «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов» от 11.12.2009 года;
  • транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена ЕАЭС, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства-члена ЕАЭС на территорию другого государства-члена ЕАЭС.

Указанные документы представляются в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров.

Типовые ситуации, связанные с некорректным и неточным оформлением экспортерами документов, необходимых для возмещения НДС и подтверждения права на применение налоговой ставки 0 процентов по НДС, требуемых в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации

Ситуация 1:

Налогоплательщиком осуществляется экспорт товаров. В связи с вступлением 12.11.2014г. в силу Приказа ФТС России № 1761 от 17.09.2013 «Об утверждении порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля», с 12.11.2014 таможенные органы выдают копии деклараций на товары только по запросу организации. При этом на копиях деклараций на товары штамп «Выпуск разрешен», по мнению налогоплательщика, не ставится. Отметка о вывозе товара за пределы территории РФ ставится на копиях деклараций на товары на обратной стороне первого листа по запросу. В этой связи налогоплательщиком для подтверждения обоснованности применения ставки 0 % по НДС в налоговый орган представлена копия декларации на товары без штампа «Выпуск разрешен», но со штампом «Товар вывезен».

Комментарии:

Пунктом 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов в налоговые органы представляется в том числе таможенная декларация (ее копия) в общем случае с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией.

Таким образом, указанная норма Кодекса предусматривает представление в налоговый орган копии таможенной декларации с отметками как российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, так и российского таможенного органа места убытия.

Приказ ФТС России от 17.09.2013 № 1761 «Об утверждении порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля» (далее - приказ ФТС России № 1761) регламентирует в том числе взаимодействие декларантов (таможенных представителей) с таможенными органами при таможенном декларировании и выпуске товаров в электронной форме.

Согласно пункту 26 приказа ФТС России № 1761 после выпуска товаров декларанту с использованием Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов направляется авторизованное сообщение, содержащее принятое таможенным органом декларирования решение по декларации на товары, поданной в виде электронного документа (далее - ЭДТ), а также ЭДТ с соответствующими таможенными отметками.

Пунктом 39 приказа ФТС России № 1761 предусмотрено, что по обращению декларанта таможенные органы в порядке, определенном правилами ведения делопроизводства в таможенных органах, распечатывают копии электронных документов, в том числе ЭДТ, авторизованные сообщения и протоколы информационного взаимодействия лиц на бумажных носителях после выпуска товаров.

С учетом изложенного подтверждение обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по НДС при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса , возможно при представлении налогоплательщиком в налоговый орган распечатанной в соответствии с положениями приказа ФТС России № 1761 на бумажном носителе электронной копии декларации на товары при наличии на этой копии соответствующих отметок российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенной процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия.

Ситуация 2:

Налогоплательщиком отражена реализация товаров на экспорт с территории Российской Федерации на территорию государства - члена Евразийского экономического союза (далее – государство-член) в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2015 года. При этом, на заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, представленном с документами для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость, отметка об уплате косвенных налогов налогового органа государства-члена, на территорию которого импортированы товары, датирована 20 апреля 2015 года (то есть 2 квартал 2015 года).

Экспорт товаров, продукции за пределы России рассматривается в налоговом законодательстве отдельно. Поскольку место реализации в данном случае находится за пределами России, организация-экспортер не имеет обязанности уплаты НДС в бюджет.

Для начисления НДС при экспорте применяется ставка 0%.

Эта ставка является одним из видов налоговых льгот. Суть понятия нулевой ставки состоит в том, что организация-экспортер получает право на возмещение НДС без его начисления и уплаты. То есть, фактически, экспортеру возвращается НДС, уплаченный им в бюджет при производстве, приобретении продаваемого товара, а начисления НДС при продаже за пределы РФ не происходит.

Существует 3 вида операций, в которых правомерно применение нулевой ставки:

  1. Помещение товаров для экспорта под таможенный контроль;
  2. Работы и услуги, связанные с производством экспортного товара;
  3. Транспортные услуги по перемещению товаров, помещенных в таможенный режим.

При этих операциях организация начисляет НДС по ставке 0%. Для подтверждения применения этой ставки требуется выполнить ряд условий:

  • Предоставление контракта, договора с поставщиком;
  • Таможенная декларация с таможенными отметками;
  • Сопроводительные и транспортные документы;
  • Посреднический договор, при проведении экспорта через посредника.

Виды сопроводительных документов будут различаться, в зависимости от вида используемого транспорта.

Подтверждение ставки 0% полностью ложится на плечи налогоплательщика. Это логично, так как суть нулевой ставки состоит в получении им вычета по налогу без начисления и уплаты исходящего НДС.

Получите 267 видеоуроков по 1С бесплатно:

Подтверждение нулевой ставки должно быть готово в срок менее 180 дней с момента таможенного штампа. Несоблюдение этого срока приводит к начислению НДС по обычной ставке, обязанности перечислить пени за просрочку уплаты НДС и к подаче «уточненки». Аналогичные последствия возникнут в случае отсутствия штампа таможни на документах.

Возврат НДС при экспорте из России

Сбор документов для подтверждения нулевой ставки — это только первый шаг. Далее контролирующие органы ИФНС приступают к проверке подлинности документов и рассмотрению соблюдения всех требований законодательства, а также к проверке наличия задолженности экспортера перед бюджетом.

Собранные документы предоставляются в ИФНС вместе с декларацией НДС за период, в котором они были собраны. Налоговые органы в течение трех месяцев проводят камеральную проверку и по ее итогам выносят решение о возмещении НДС или отказе в возмещении.

Проводки по экспортному НДС

Если по прошествии 180 дней экспорт не подтвержден, то суммы неподтвержденного НДС отражаются с помощью проводок:

Проводки по возмещению НДС при подтверждении экспорта:

Несмотря на декларируемую льготность, применение нулевой ставки скорее можно считать обязанностью организации, а не правом.

Вывоз товара иностранным покупателем

Если экспортный товар вывозит не сторонняя транспортная компания, а сам покупатель, для подтверждения ставки используется тот же перечень документов. Копии необходимых документов предоставляет иностранный партнер, с этими документами российский экспортер проводит процедуру подтверждения ставки в обычном порядке.

Экспорт в ЕАЭС

При вывозе товаров в страны Евразийского экономического союза, к которым принадлежат Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия, подтверждение ставки 0% не требуется. Для подтверждения правомерности применения этой ставки необходимо запросить справку об уплате НДС покупателем.

Для предприятий, которые реализуют товары (услуги, работы) на экспорт, законодательство дает право на возмещение суммы НДС, учтенные при производстве товаров. Далее рассмотрим порядок налогообложения и возмещения НДС при экспортных операциях.

Порядок возмещение НДС по экспортным операциям

Товары (услуги, работы), реализуемые на экспорт иностранным компаниям, облагаются НДС по ставке 0%, следовательно, освобождены от уплаты налога в бюджет.

Условием возмещения экспортного НДС является подтверждение, что приобретенные материалы (услуги) были использованы при производстве товара или купленные товары были проданы иностранным компаниям.

Возместить уплаченную сумму НДС организация может двумя способами:

  • Получить сумму НДС из бюджета на расчетный счет, при этом организация не должна иметь долги перед бюджетом;
  • Оформление зачета уплаченной суммы НДС в счет предстоящих платежей в бюджет.

Организация-экспортер может получить возмещение экспортного НДС, если поставщик материалов (услуг) и товаров для экспортной реализации уплатил НДС в бюджет, в противном случае организация-экспортер не имеет право на возмещение экспортного НДС.

Для возмещения уплаченной суммы НДС после продажи товара на экспорт, нужно подтвердить факт реализации на экспорт документами. Перечень необходимых документов приведен пунктом 1 статьи 165 НК РФ. Срок подтверждения экспортной реализации равен 180 дням со дня отметки таможенной службы, согласно пунктам 9 и 10 статьи 165 НК РФ. Пакет документов отправляют в налоговую по месту регистрации. С даты принятия документов налоговая служба сверяет поданные документы с документами, которые находятся в таможенных органах, время проверки не более трех месяцев. При положительном решении уплаченная сумма НДС возвращается компании в течение 14 дней с даты принятия решения.

Получите 267 видеоуроков по 1С бесплатно:

Важно отметить, что порядок заявления налоговых вычетов при экспортной реализации товара, следующий:

  • Вычет предъявленной суммы НДС осуществляется на момент определения налоговой базы (пункт 3 статьи 172 НК РФ);
  • Вычет суммы налога, исчисленный на 181 календарный день в случае отсутствия подтверждающих документов, осуществляется в день, соответствующий моменту последующего исчисления НДС по ставке 0% (пункт 10 статьи 171, пункт 3 статьи 172 НК РФ).

Рассмотрим, условия возврата экспортного НДС:

  • Заключение контракта с иностранным покупателем, где указан порядок оплаты: предоплата или фактическая при отгрузке товара;
  • Оформление паспорта сделки в банке. При отгрузке товара на всю сумму контракта (договора), необходимо закрыть паспорт сделки;
  • Поступление предоплаты на расчетный счет. В течение 14 дней необходимо составить Справку о валютных операциях, в которой указать цель получения денежных средств;
  • Формируем отгрузку, ставка НДС 0%;
  • Сдача ежемесячного отчета в статистический отдел Таможенного управления. В отчете необходимо указать код ТНВЭД на реализованный товар;
  • Формируем Заявление на подтверждение НДС по ставке 0%. Перечень документов указан в статье 165 НК РФ;
  • Заполняем декларацию по НДС. В разделе 4 и разделе 6 необходимо указать код экспортных операций;
  • Данные вносятся в программу ПИК-НДС. Данные формируются в электронном виде и отправляются в ИФНС;
  • Поступление из ИФНС Требования о предоставлении документации для камеральной проверки.

Возмещение экспортного НДС на примере

Рассмотрим как отразить возмещение НДС при экспорте на примере:

  • Организация ООО «ВЕСНА» 15 марта 2016 года приобрела у поставщика товар в количестве 20 штук на общую сумму 826 000,00 руб., в том числе 18% — 126 000,00 руб., для дальней реализации на экспорт. ООО «ВЕСНА» применяет общую систему налогообложения.
  • 17 марта 2016 года заключен экспортный контракт с покупателем.
  • 20 марта 2016 года согласно условиям экспортного контракта на расчетный счет ООО «ВЕСНА» поступила полная оплата в размере 12 000,00 Евро.
  • 26 марта 2016 года отгружен товар в количестве 20 штук.
  • 01 июня 2016 года организация ООО «ВЕСНА» собрала пакет документов, для обоснования применения ставки НДС 0% по экспортной оерации.

Бухгалтер ООО «ВЕСНА» сформировал следующие проводки по возмещению НДС при экспорте:

Счет Дебета Счет Кредита Сумма проводки, руб. Описание проводки Документ-основание
41 60 700 000,00 Отражена общая сумма приобретенного товара Товарная накладная
19 60 126 000,00 Сумма входного НДС по купленным товарам Счет фактура полученный
60 51 826 000,00 Оплата поставщику за товар Банковская выписка
62 90.01 945 000,00 Отражена выручка от продажи товара (12 000,00 * 78,75)
90.02 41 700 000,00 Отражены расходы себестоимости Товарная накладная
52 62 926 400,00 На валютный счет ООО «ВЕСНА» поступила сумма оплаты за товар от покупателя (12 000,00 * 77,20) Банковская выписка
62 91.01 -18 600,00 Отражена курсовая разница (12 000 * (78,75 – 77,20)) Бухгалтерская справка
68.02 19 126 000,00 Отражена сумма экспортного НДС, принятая к вычету Экспортный контракт. Таможенная декларация.
Подтверждение нулевой ставки НДС при экспорте Товарная накладная. Транспортная. Таможенная декларация. Счет фактура выданный. Книга продаж. (документы должны быть с отметкой таможенного органа)
51 68.02 126 000,00 На расчетный счет ООО «ВЕСНА» зачислена сумма возвратного экспортного НДС Банковская выписка

«1. Налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации:

1) товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса;

2) работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 настоящего пункта.

Положение настоящего подпункта распространяется на работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров и импортируемых в Российскую Федерацию, выполняемые российскими перевозчиками, и иные подобные работы (услуги), а также работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории и под таможенным контролем».

Таким образом, согласно данной статье организации-экспортеры начисляют НДС по налоговой ставке 0% по всем видам товаров, предназначенным на экспорт.

Статья 164 НК РФ требует для подтверждения права использования ставки 0%, обязательного представления в налоговые органы документов в соответствии с требованиями НК РФ.

Кроме этого, нулевую ставку налогоплательщик имеет право применять и в отношении работ и услуг, непосредственно связанных с производством и реализацией экспортных товаров. К ним относятся услуги по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке товаров, предназначенных на экспорт, выполняемые российскими перевозчиками, и иные подобные работы (услуги), а также работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории под таможенным контролем.

Если же организация-экспортер пользуется услугами иностранных перевозчиков, то в этом случае она должна будет руководствоваться требованиями НК РФ. Данная статья обязывает налогоплательщиков, состоящих на учете в налоговых органах и пользующихся услугами налогоплательщиков - иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, но оказывающих услуги на территории Российской Федерации, исчислить, удержать и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС. То есть в данном случае организация-экспортер должна будет выступать в качестве налогового агента по налогу на добавленную стоимость. Причем ставка налога, по которой организация–экспортер должна будет удержать сумму налога из дохода иностранного лица, будет 18%. Такой вывод прямо следует из НК РФ, согласно которому, ставка 0% применяется только по транспортным услугам, которые оказываются российскими перевозчиками.

Фактически нулевая ставка по налогу подразумевает следующее: операция является объектом налогообложения, ставка налога – 0%, а все суммы НДС, уплаченные экспортером своим поставщикам и непосредственно относящиеся к затратам на производство и реализацию экспортируемой продукции (работ, услуг), могут быть предъявлены к возмещению из бюджета.

Однако, как уже было отмечено выше, для того чтобы у налогоплательщика возникло право на применение ставки 0%, он должен предоставить в налоговый орган документы в соответствии с требованиями НК РФ:

1. При реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 и (или) подпунктом 8 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 3 настоящей статьи, представляются следующие документы:

1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы таможенной территории Российской Федерации. Если контракты содержат сведения, составляющие государственную тайну, вместо копий полного текста контракта представляется выписка из него, содержащая информацию, необходимую для проведения налогового контроля (в частности, информацию об условиях поставки, о сроках, цене, виде продукции);

2) выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара (припасов) на счет налогоплательщика в российском банке.

В случае, если контрактом предусмотрен расчет наличными денежными средствами, налогоплательщик представляет в налоговые органы выписку банка (копию выписки), подтверждающую внесение налогоплательщиком полученных сумм на его счет в российском банке, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающие фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанных товаров (припасов).

В случае осуществления внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций налогоплательщик представляет в налоговые органы документы, подтверждающие ввоз товаров (выполнение работ, оказание услуг), полученных по указанным операциям, на территорию Российской Федерации и их оприходование;

3) грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (далее - пограничный таможенный орган).

При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи представляется полная грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.

При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта через границу Российской Федерации с государством - участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, представляется грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.

В случаях и порядке, определяемых Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области экономического развития и торговли, при вывозе отдельных видов товаров допускается представление экспортерами грузовой таможенной декларации (ее копии) с отметками таможенного органа, производившего таможенное оформление экспортируемых товаров, и специального реестра фактически вывезенных товаров с отметками пограничного таможенного органа Российской Федерации.

При вывозе с территории Российской Федерации припасов в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов предоставляется таможенная декларация на припасы (ее копия) с отметками таможенного органа, в регионе деятельности которого расположен порт (аэропорт), открытый для международного сообщения, о вывозе припасов с таможенной территории Российской Федерации;

4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации. Налогоплательщик может представлять любой из перечисленных документов с учетом следующих особенностей.

При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта судами через морские порты для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации налогоплательщиком в налоговые органы представляются следующие документы:

копия поручения на отгрузку экспортируемых грузов с указанием порта разгрузки с отметкой «Погрузка разрешена» пограничной таможни Российской Федерации;

копия коносамента на перевозку экспортируемого товара, в котором в графе «Порт разгрузки» указано место, находящееся за пределами таможенной территории Российской Федерации.

При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта через границу Российской Федерации с государством - участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, представляются копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.

При вывозе товаров в режиме экспорта воздушным транспортом для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации в налоговые органы налогоплательщиком представляется копия международной авиационной грузовой накладной с указанием аэропорта разгрузки, находящегося за пределами таможенной территории Российской Федерации.

Копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации, могут не представляться в случае вывоза товаров в таможенном режиме экспорта трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи.

При вывозе с территории Российской Федерации припасов в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов предоставляются копии транспортных, товаросопроводительных или иных документов, подтверждающих вывоз припасов с таможенной территории Российской Федерации воздушными и морскими судами, судами смешанного (река-море) плавания.

2. При реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 или 8 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, через комиссионера, поверенного или агента по договору комиссии, договору поручения либо агентскому договору для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы:

1) договор комиссии, договор поручения либо (копии договоров) налогоплательщика с комиссионером, поверенным или агентом;

2) контракт (копия контракта) лица, осуществляющего поставку товаров на экспорт или поставку припасов по поручению налогоплательщика (в соответствии с договором комиссии, договором поручения либо агентским договором), с иностранным лицом на поставку товаров (припасов) за пределы таможенной территории Российской Федерации;

3) выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя товаров (припасов) на счет налогоплательщика или комиссионера (поверенного, агента) в российском банке.

В случае, если контрактом предусмотрен расчет наличными денежными средствами, в налоговый орган представляются выписка банка (ее копия), подтверждающая внесение полученных налогоплательщиком или комиссионером (поверенным, агентом) сумм на его счет в российском банке, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающие фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя товаров (припасов).

В случае, если незачисление валютной выручки от реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), подтверждающие право на незачисление валютной выручки на территории Российской Федерации.

В случае осуществления внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), подтверждающие ввоз товаров (выполнение работ, оказание услуг), полученных по указанным операциям, на территорию Российской Федерации и их оприходование;

4) документы, предусмотренные подпунктами 3 и 4 пункта 1 настоящей статьи».

Кроме того, в соответствии с НК РФ налоговые органы могут потребовать от налогоплательщика предоставить полный комплект документов, подтверждающих фактические затраты, относимые на себестоимость экспортируемой продукции, НДС по которым организация предъявляет к возмещению из бюджета.

Пакет подтверждающих документов нужно сдать в течение 180 дней, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта. Напомним, что такой датой считается день, когда таможня поставила на ГТД отметку «Выпуск разрешен».

«9. Документы (их копии), указанные в пунктах 1 - 4 настоящей статьи, представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпунктах 1 - 3 и 8 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, в срок не позднее 180 дней, считая с даты оформления региональными таможенными органами грузовой таможенной декларации на вывоз товаров в таможенном режиме экспорта или транзита (таможенной декларации на вывоз припасов в таможенном режиме перемещения припасов»).

Кроме указанных документов, в соответствии с НК РФ, налогоплательщик должен предоставить в налоговую инспекцию и налоговую декларацию по ставке 0%.

Возмещение сумм «входного» НДС из бюджета по экспорту производится не позднее чем через три месяца, считая со дня предоставления декларации по налоговой ставке 0% и требуемых документов. Это закреплено в НК РФ:

«4. Суммы, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 6 и 8 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 настоящего Кодекса, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 настоящего Кодекса, и документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.

Возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 настоящего Кодекса, и документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса».

В течение срока, определенного налоговым законодательством, налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и принимает решение:

ü либо о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм;

ü либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.

Налогоплательщик, претендующий на получение вычетов, в десятидневный срок должен быть поставлен в известность о принятом решении налогового органа.

В случае если налоговым органом в течение установленного срока не вынесено решения об отказе и (или) указанное заключение не представлено налогоплательщику, налоговый орган обязан принять решение о возмещении на сумму, по которой не вынесено решение об отказе, и уведомить налогоплательщика о принятом решении в течение десяти дней.

В том случае, если у налогоплательщика имеются недоимки и пени по НДС, недоимки и пени по иным налогам и сборам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, они подлежат зачету в первоочередном порядке по решению налогового органа.

Налоговые органы производят указанный зачет самостоятельно и в течение 10 дней сообщают о нем налогоплательщику.

Если налоговым органом принято решение о возмещении при наличии недоимки по налогу, образовавшейся в период между датой подачи декларации и датой возмещения соответствующих сумм и не превышающей сумму, подлежащую возмещению по решению налогового органа, пеня на сумму недоимки не начисляется.

Если налогоплательщик не имеет сумм задолженности в бюджет, из которого производится возврат, суммы, подлежащие возмещению, могут быть либо зачтены в счет текущих платежей по налогу и (или) иным налогам и сборам, подлежащим уплате в тот же бюджет, а также по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации и в связи с реализацией работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией таких товаров, по согласованию с таможенными органами либо подлежат возврату налогоплательщику по его заявлению.

Не позднее чем через три месяца налоговый орган принимает решение о возврате сумм налога из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства.

Возврат сумм осуществляется органами федерального казначейства в течение двух недель после получения решения налогового органа. В случае, когда такое решение не получено соответствующим органом федерального казначейства по истечении семи дней, считая со дня направления налоговым органом, датой получения такого решения признается восьмой день, считая со дня направления такого решения налоговым органом.

При нарушении сроков, установленных законодательством, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Следует обратить внимание на тот факт, что хотя налоговым законодательством и предусмотрен порядок компенсации налогоплательщику при нарушении сроков возврата, однако, получение данных процентов имеет ряд спорных моментов. Связано это со сроком, нарушение которого дает налогоплательщику право на их получение.

«9. При реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 3 и 8 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.

В случае, если полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса, не собран на 181-й день считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, транзита, перемещения припасов, момент определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. В случае, если полный пакет документов, предусмотренных пунктом 5 статьи 165 настоящего Кодекса, не собран на 181-й день со дня более поздней отметки таможенных органов на перевозочных документах, момент определения налоговой базы по указанным работам, услугам определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи».

Иными словами, у экспортера появляется обязанность уплатить НДС «задним числом» за тот период, в котором он отгрузил товары иностранному покупателю.

Во-вторых, придется перечислить в бюджет пени за просрочку уплаты налога. Этого требует пункт 41.5 Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ, утвержденных Приказом МНС Российской Федерации от 20 декабря 2000 года №БГ-3-03/447 «Об утверждении методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации» (далее Методические рекомендации №БГ-3-03/447).

Вопрос по поводу уплаты пени достаточно спорный, и при желании налогоплательщик может попытаться доказать, что данное требование незаконно. Аргументами в пользу налогоплательщика может служить следующее:

«…Если по истечении 180 дней, считая с даты выпуска товаров региональными таможенными органами в режиме экспорта или транзита налогоплательщик не представил указанные документы (их копии), указанные операции по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) подлежат налогообложению по ставкам соответственно 10 процентов или 18 процентов. Если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), обосновывающие применение налоговой ставки в размере 0 процентов, уплаченные суммы налога подлежат возврату налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 настоящего Кодекса».

В то же время во 2 разделе налоговой декларации по НДС по нулевой ставке, который должен заполнить налогоплательщик по неподтвержденному экспорту, указаны расчетные ставки 10/110 и 18/118. Поэтому в этот раздел налогоплательщик должен вписать налоговую базу в размере стоимости неподтвержденной экспортной поставки, увеличенной на ставку НДС. К полученной сумме применяется расчетная ставка 10/110 и 18/118. Отдельная по неподтвержденной экспортной поставке подается за тот налоговый период, в котором произошла отгрузка товаров на экспорт. Таковы требования пункта 41.5 Методических рекомендаций №БГ-3-03/447.

Рассмотрим эту ситуацию на конкретном примере.

Пример 1.

ООО «Весна» заключило контракт на поставку партии товара – деревообрабатывающих станков в Канаду общей стоимостью 5 000 000 рублей. ООО «Весна» приобрело данные станки у своего поставщика по стоимости 3 540 000 рублей (в том числе НДС – 540 000 рублей). Издержки обращения по реализации данной партии станков составили 1 200 000 рублей. Из них 1 000 000 рублей – это затраты, облагаемые НДС по ставке 0 процентов согласно НК РФ, то есть работы по погрузке, перегрузке, транспортировке, сопровождению товара, направляемого на экспорт, выполняемого российскими перевозчиками. 200 000 рублей – накладные расходы, связанные со складированием и управленческой деятельностью ООО «Весна». НДС по накладным расходам составил 36 000 рублей. ООО «Весна» полностью рассчиталось со своими поставщиками, у организации в наличие все счета-фактуры и акты выполненных работ.

Для упрощения примера расчеты между ООО «Весна» и иностранным покупателем производятся в рублях.

21 января – товар отгружен на экспорт (на ГТД поставлена отметка таможенного органа «Выпуск разрешен»);

29 января – партия товара пересекла границу Российской Федерации (на ГТД поставлена отметка «Товар вывезен», что согласно контракту означает переход право собственности на них);

19 июля – истек 180-дневный срок, в течение которого ООО «Весна» должно было собрать полный пакет документов, подтверждающих факт экспорта. Организация не собрала полный комплект документов.

Данные операции отражаются в учете ООО «Весна» следующим образом:

Не позднее 20 февраля ООО «Весна» должно предоставить в налоговые органы декларацию по НДС, по операциям, облагаемым по ставке 0% за январь. Стоимость осуществленной экспортной поставки (5000000 рублей) и сумма НДС, уплаченная по приобретенным товарам (работам, услугам), использованным для производства и реализации товаров (работ, услуг), по которым предполагается применение налоговой ставки 0 процентов (576 000 рублей), должны быть отражены в разделе 3 «Стоимость товаров, по которым предполагается применение налоговой ставки 0%.

Так как в июле истек 180-дневный срок, на стоимость отгруженных товаров нужно начислить НДС, поэтому в августе ООО «Весна» должно сделать следующую проводку:

Кроме того, необходимо начислить пени. Пени будет начисляться с 21 февраля - фактического момента уплаты налога в бюджет. Налог по неподтвержденному экспорту ООО «Весна» заплатило в бюджет 21 августа. Предположим, что ставка рефинансирования ЦБ РФ в период с 21 февраля по 21 августа (182 дня) составляет 14% годовых. Тогда сумма пени, которую должно заплатить ООО «Весна» составит: 900 000 х 14% / 300 х 182 = 76 440 рублей.

При этом бухгалтер должен сделать следующую проводку:

Так как факт экспорта не подтвердился, ООО «Весна» должно представить в налоговую инспекцию декларацию за январь. Стоимость неподтвержденной экспортной поставки 5000000 рублей, увеличенной на сумму НДС, показывается в разделе 2 декларации.

Раздел 2. Расчет суммы налога по операциям при реализации товаров (работ, услуг), применение налоговой ставки 0 процентов, по которым не подтверждено.

Налогооблагаемые

объекты

строки

Налоговая база

Ставка

Сумма

Реализация товаров,

Работ, услуг – всего:

в том числе:

в том числе:

В страны дальнего зарубежья

В этом же разделе декларации указывается и сумма налоговых вычетов:

НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ по операциям при реализации товаров (работ, услуг), применение налоговой ставки 0 процентов по которым не подтверждено

Код строки

Сумма НДС

Сумма налога, предъявленная налогоплательщику и уплаченная им при приобретении товаров (работ, услуг) использованных при производстве экспортных товаров, а также товаров, приобретенных для перепродажи на экспорт, экспорт которых документально не подтвержден

в том числе:

В страны дальнего зарубежья

Разница между начисленной суммой налога и величиной налоговых вычетов 324 000 рублей должна быть отражена бухгалтером ООО «Весна» по итоговой строке 650 раздела 2I отдельной налоговой декларации. Из этой строки она переносится в строку 410 «обычной» декларации по НДС.

Приведенный пример наглядно показывает, какие действия должен предпринять бухгалтер в том случае, если экспортная поставка не подтвердилась.

Теперь рассмотрим вариант, когда по прошествии определенного количества времени, ООО «Весна» все-таки удалось собрать весь требуемый пакет документов.

Это означает, что на основании НК РФ можно будет возместить из бюджета НДС.

Чтобы получить вычет по налогу бухгалтеру ООО «Весна» необходимо будет вновь подать в налоговую инспекцию отдельную налоговую декларацию и все требуемые документы в соответствии со НК РФ.

Чтобы наглядно показать, что необходимо сделать, воспользуемся условиями вышеприведенного примера, добавив в него данные о том, что требуемый комплект документов организация соберет, например, в октябре.

Не позднее 20 ноября ООО «Весна» должно подать отдельную налоговую декларацию в налоговую инспекцию за октябрь. Стоимость подтвержденной экспортной поставки 5000000 рублей отражается в разделе 1 декларации.

Раздел 1. Расчет суммы налога по операциям при реализации товаров (работ, услуг), применение налоговой ставки 0 процентов по которым подтверждено

Налогооблагаемые объекты

Налоговая база

Реализация товаров, работ, услуг – всего:

в том числе:

Реализация товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта

в том числе:

В страны дальнего зарубежья

Также в этом разделе указываются следующие суммы НДС:

Перечисленные поставщикам материальных ресурсов, работ и услуг, использованных при производстве и реализации экспортированных товаров (576 000 рублей);

Уплаченная со стоимости экспортной поставки (900 000 рублей);

Уплаченная поставщикам и ранее уже принятая к вычету (576 000 рублей). На эту сумму уменьшается общая величина налоговых вычетов.

В страны дальнего зарубежья

Сумма налога, ранее уплаченная по товарам (работам, услугам), по которым применение налоговой ставки 0 процентов ранее не было документально подтверждено

Суммы налога, ранее принятые к вычету по товарам (работам, услугам), по которым применение налоговой ставки 0 процентов ранее не было документально подтверждено, и подлежащие восстановлению

После решение налогового органа о возмещении НДС, бухгалтер ООО «Весна» должен сделать следующую проводку:

900 000 рублей - возмещена сумма НДС, уплаченная ранее со стоимости неподтвержденной экспортной поставки.

Итак, мы рассмотрели, каким образом происходит начисление налога на добавленную стоимость организацией-экспортером, при осуществлении реализации товаров на экспорт.

Окончание примера.

Рассматривая вопросы НДС, связанные с экспортными операциями, необходимо остановится и на порядке учета и налогообложения авансовых платежей по экспортным операциям.

В соответствии с требованиями налогового законодательства, согласно НК РФ, налогооблагаемая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы авансовых и иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг. Данное положение не применяются в отношении авансовых и иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов в соответствии с подпунктами 1 и 5 НК РФ, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев.

Это положение распространяется и на авансовые платежи, связанные с экспортными поставками. Исключение составляют авансовые платежи по экспортируемым товарам, длительность производственного цикла которых превышает шесть месяцев. Перечень таких товаров закрытый и определяется он Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 года №602 «Об утверждении порядка определения налоговой базы при исчислении налога на добавленную стоимость по авансовым или иным платежам, полученным организациями-экспортерами в счет предстоящих поставок товаров, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев, и перечня товаров, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев».

Таким образом, если осуществляется экспортная поставка товаров, не входящих в этот перечень, с авансового платежа, полученного от иностранного партнера, необходимо начислить НДС. При этом используется расчетная ставка в соответствии с НК РФ:

«4. При получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), предусмотренных статьей 162 настоящего Кодекса, при удержании налога налоговыми агентами в соответствии со статьей 161 настоящего Кодекса, при реализации имущества, приобретенного на стороне и учитываемого с налогом в соответствии с пунктом 3 статьи 154 настоящего Кодекса, при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки в соответствии с пунктом 4 статьи 154 настоящего Кодекса, а также в иных случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом сумма налога должна определяться расчетным методом, налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной пунктом 2 или пунктом 3 настоящей статьи, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки».

Сумма этих платежей и расчетная сумма НДС должны быть отражены в декларации по нулевой ставке. Налог вносится в бюджет в общем порядке, то есть до 20 числа месяца, следующего за месяцем поступления денежных средств на расчетный счет организации-экспортера.

Пример 2.

ООО «Весна» получило по контракту поставки партии товара авансовый платеж от иностранного контрагента в сумме 354 000 рублей. Общая стоимость контракта составляет 500 000 рублей. Впоследствии товар был оплачен полностью, право на применение ставки налога 0% было подтверждено. Для упрощения примера расчеты между организациями производятся в рублях.

При получении аванса бухгалтер ООО «Весна» должен сделать следующие проводки:

Окончание примера.

Прочитав предыдущий материал, нетрудно убедиться в сложности порядка применения налоговых вычетов при осуществлении экспортных операций. Фактически в НК РФ порядок применения налоговых вычетов при принятии к учету товаров (работ, услуг), предназначенных (в полном объеме или частично) для производства и реализации экспортной продукции, не урегулирован. Таким образом, налогоплательщики должны исходить из общих правил, связанных с вопросами зачета НДС, согласно статьям и НК РФ. Это касается и тех моментов, когда заранее не известно, как будет реализован товар: будет направлен на экспорт или будет реализован на внутреннем рынке.

«3. Вычеты сумм налога, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 настоящего Кодекса, производятся только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.

Вычеты сумм налога, предусмотренные настоящим пунктом, производятся на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 7 статьи 164 настоящего Кодекса».

Порядок применения налоговых вычетов налогоплательщиком регулируются НК РФ. Данной статьей установлено, что если налогоплательщик осуществляет операции, являющиеся объектом налогообложения, то по материально-производственным ресурсам, использованным для осуществления такой деятельности, он имеет право на вычет «входного налога». То есть нормы НК РФ обязывают налогоплательщика принять к вычету налог, уплаченный поставщикам по товарам (работам, услугам), используемым в дальнейшем для экспорта.

Более подробно с вопросами, касающимися внешнеторговой деятельности, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Внешнеторговая деятельность».


Экспорт в Российской Федерации – это таможенный режим, при котором производится вывоз товаров за пределы государства без обязательств о ввозе их обратно.

Возврат НДС при экспорте является достаточно сложной процедурой, поскольку большинство действующих в 2014 году правовых норм Налогового Кодекса не дают однозначных ответов на вопросы, что возникают в процессе возврата НДС при экспорте товаров. Этот фактор и служит причиной того, что налоговый орган может принять необоснованное решение об категорическом отказе в возмещении НДС, поэтому нередко подобные споры заканчиваются в арбитражном суде.

Согласно ст. 164 НК РФ в 2014 году экспортные операции облагаются НДС по нулевой налоговой ставке, что не только освобождает предприятие от уплаты налога при экспорте товаров, но и подразумевает возмещение НДС, что был уплачен поставщиком.

Когда применяется нулевая ставка? Перечень документов, подтверждающих экспорт

Нулевая налоговая ставка при экспорте товаров применяется при осуществлении следующих операций:

  1. Реализация продукции, что была вывезена в таможенном режиме экспорта.
  2. Реализация товаров в сфере космической деятельности.
  3. Реализация припасов (имеются ввиду горюче-смазочные материалы, необходимые для нормального функционирования воздушных и морских судов), что были вывезены с территории российского государства в режиме перемещения припасов.
  4. Реализация продукции для пользования зарубежными дипломатическими (или же приравненными к ним) представительствами, или же для личного пользования персонала таких представительств и членов их семей, проживающих совместно.

Однако для применения ставки 0% при экспорте в 2014 году должно быть соблюдено обязательное условие: в налоговый орган следует представить документацию подтверждающую экспорт и предусмотренную ст. 165 НК РФ:

  • контракт с зарубежным физическим или юридическим партнером на экспорт товаров за государственные пределы России;
  • банковские выписки, подтверждающие оплату продукции покупателем;
  • грузовую таможенную декларацию (оригинал или копию), в которой имеется таможенная отметка;
  • товаросопроводительную и транспортную документацию (копию) с подтверждающими экспорт отметками таможенного органа.
  • В тех случаях, когда экспорт товаров осуществляется через посредника (агента, комиссионера или поверенного), в налоговый орган необходимо предоставить:
  • договор налогоплательщика с посредником об экспорте продукции;
  • контракт (или его копию) лица, что осуществляет экспорт по поручению плательщика налога на добавленную стоимость, который был заключен с иностранным покупателем на поставку продукции за пределы границы РФ;
  • оригинал или копию грузовой таможенной декларации;
  • копии товаросопроводительных и транспортных документов с предусмотренной при экспорте таможенной отметкой.

Данный перечень документации является достаточно исчерпывающим, поэтому налогоплательщик не обязан подавать иную документацию для подтверждения факта осуществленного экспорта в 2014 году в налоговый орган.

Все вышеперечисленные документы следует обязательно представить в налоговый орган не позже, чем через 180 дней с того момента, как осуществилось перемещение товаров под экспортный таможенный режим (абз. 1 п. 9 ст. 165 НК РФ). Также нужно знать, что в 2014 году вся подтверждающая экспорт документация должна представляться совместно с декларацией.

В случае, когда необходимые документы в положенный срок не были предоставлены, налоговая инспекция имеет законные основания доначислить налог на добавленную стоимость по ставке 10-ть или 18-ть процентов. Вдобавок начисляются пени (одна трехсотая ставки рефинансирования Банка России, что действовала в период просрочки).

Восстановление налога на добавленную стоимость при экспорте в 2014 году

С 01.10.2011 г. Для всех налогоплательщиков является обязательным восстановление принятого к вычету НДС, если и в дальнейшем планируется осуществление деятельности, облагаемой нулевой ставкой.

Восстановление суммы НДС осуществляют в том налоговом периоде, когда фактически была произведена отгрузка на экспорт

(Письмо Минфина России от 05.05.2011 № 03-07-13/01-15). В Письме Минфина РФ от 01.06.2012 № 03-07-15/56 говорится, что восстановление сумм налога осуществляется пропорционально доле использованных основных средств в операциях, что облагаются нулевой ставкой в том периоде, когда производились отгрузки на экспорт.

Рассчитывать эту сумму можно любым обоснованным методом:

  • пропорционально части выручки от экспортных операций в сумме всех отгруженных товаров;
  • пропорционально количественной доле экспортированной продукции в общем количестве реализованных товаров;
  • пропорционально себестоимости той доли продукции, что была реализована на экспорт в общем объеме себестоимости отгруженных товаров.

Но какой бы из ранее перечисленных методов не выбрало предприятие, главное, чтоб он был закреплен во внутренней учетной политике данного учреждения.

В этом же Письме указывается, что восстанавливать налог следует в доле, которая пропорциональна использованию основных средств при производстве или же реализации товаров, что облагаются по ставке 0%, а также пропорционально балансовой стоимости основных средств, не учитывая их переоценки.

Чтобы восстановить налог на добавленную стоимость при экспорте, нужно произвести следующие действия:

  1. Рассчитать долю основных средств, что были использованы в экспортных операциях.
  2. Рассчитать объем НДС, что приходится на остаточную (балансовую) стоимость данных основных средств на 1-ое число квартала, в котором происходила отгрузка продукции на экспорт.
  3. Полученный результат умножить на ту долю основных средств, что была использована при экспорте.
  4. В книге продаж зарегистрировать счет-фактуру на сумму восстановленного налога.
  5. Заполнить декларацию, где подлежащая восстановлению сумма НДС будет отражена в гр.5 стр.100 третьего раздела.

Восстановленный при отгрузке налог на добавленную стоимость принимают к вычету следующим образом:

  • если экспорт был подтвержден, то суммы к вычету принимаются в последний день квартала, в котором и был собран весь пакет документации, что подтверждает обоснованность нулевой ставки;
  • если факт экспорта не подтвержден, то суммы налога к вычету принимаются на дату отгрузки. Если по истечению ста восьмидесяти дней подтверждающие документы будут отсутствовать, но ставка 0% применяться не будет.

В декларации объемы восстановленного налога при принятии их к вычету должны быть отображены, как обычные вычеты при экспорте.

Раздельный учет налога на добавленную стоимость при осуществлении экспортных операций в 2014 году

В п. 6 ст. 166 НК РФ говорится, что сумма налога на добавленную стоимость исчисляется отдельно относительно операции, что облагается нулевой ставкой, то есть предприятие должно вести раздельный учет объема НДС по всем товарам, что были использованы при производстве данной продукции.

Кроме того, в других операциях также необходимо применять раздельный учет по суммам входного налога по товарам, работам и услугам, которые использовались в операциях, облагаемых нулевой ставкой. Однако правила ведения такого учета в 2014 году Налоговым Кодексом так и не установлены. На основании п. 10 ст. 165 НК РФ, организация самостоятельно определяет, как ей вести раздельный учет и отражает это в приказе о внутренней учетной политике предприятия. Организовывать этот учет следует так, чтоб была возможность правильно определить долю НДС на те товары (работы и услуги), что были использованы в процессе производства и продажи экспортной продукции.

В идеале методикой ведения раздельного учета понесенных затрат должны быть предусмотрены такие направления:

  • по месту продажи продукции;
  • материальные ресурсы, что предназначены для изготовления продукции на экспорт;
  • материальные ресурсы, что предназначены для изготовления продукции для реализации на внутреннем рынке государства;
  • факт подтверждения экспорта.

Легче всего вести такой учет затрат пропорционально стоимости произведенных самостоятельно товаров. Но в этом методе есть одна достаточно существенная сложность – необходимо знать заранее, что производится на экспорт, а что для продажи на внутреннем рынке государства.

Можно выделить еще один метод, как можно вести раздельный учет по НДС в 2014 году – по объемам реализации. В течение всего налогового периода входной налог на добавленную стоимость накапливают на девятнадцатый бухгалтерский счет «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», а когда налоговый период заканчивается, определяют часть дохода от реализации товаров при экспорте и полученную сумму умножают на объем НДС, что указан в девятнадцатом счете.

Тем самым рассчитывается экспортный налог на добавленную стоимость, который необходимо распределить на бухгалтерский субсчет «НДС по операциям в РФ» и субсчет «НДС по экспортным операциям».

Аналитический бухгалтерский учет налога на добавленную стоимость при экспорте товаров в 2014 году

Письмо Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина
от 27.05.2003 № 16 00 14/177 дает единственное разъяснение, как вести бухгалтерский учет, если осуществлялся экспорт товаров:

  • по истечению 180 дней на сумму НДС, что была исчислена, производится запись на 68 дебетовый счет «Расчеты с бюджетом» и кредитовый 68 счет «Расчеты с бюджетом»;
  • при перечислении налога в бюджет Дт-68 «Расчеты с бюджетом» (по субсчету «НДС к возмещению»), Кт-51 «Расчетные счета»;
  • проводкой Дт-51 «Расчетные счета», Кт-68 «Расчеты с бюджетом» (субсчет «НДС к возмещению») бухгалтерский учет отражает сумму налога, что подлежит возврату;

Если обоснованность применения нулевой ставки при экспорте не была подтверждена, то учет предусматривает следующие проводки в 2014 году:

  • Дт-68 — субсчет «НДС по экспорту к возмещению», Кт-68 — начисление НДС при неподтвержденном экспорте;
  • Дт-68, субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС», Кт-19 — учет входного НДС, что принят к вычету;
  • Дт-68, субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС», Кт-51 «Расчетные счета» — уплата налога, если экспорт не подтвержден;
  • Дт-99 «Прибыли и убытки», Кт-68 – учет начисленных сумм пеней;
  • Дт-68, субсчет «Расчеты с бюджетом по пеням, штрафам», Кт-51 – уплата начисленных сумм пеней.

Отображение экспортного НДС в налоговой декларации

Для отражения экспортных операций в декларации предусмотрено три раздела:

  • раздел 4 — заполняется в том случае, когда предприятие укладывается в сроки сбора (не больше ста восьмидесяти дней) всей необходимой документации, предусмотренной Налоговым Кодексом и перечисленной выше
  • раздел 5 — заполняется, если обоснованность применения нулевой ставки подтверждена или не подтверждена документально;
  • раздел 6, в который вносятся данные, если предприятие не успело собрать всю нужную документацию в установленные сроки. Тогда объем налога исчисляется по ставке десять или восемнадцать процентов и подается уточненная декларация, в которой заполнен данный раздел.

Возмещение налога на добавленную стоимость при экспорте в 2014 году

Возмещение НДС предусмотрено ст. 176 НК РФ. В течение девяноста дней после предоставления налогоплательщиком всей вышеперечисленной документации, после проведения такой стандартной процедуры, как камеральная проверка, налоговый орган принимает решение о возврате НДС или же отказе в таковом.

При наличии заявления налогоплательщика и своевременной подачи необходимой документации, налоговая инспекция производит зачет подлежащих к возврату сумм налога в счет погашения задолженностей и недоимок по штрафам и пеням. Если у предприятия таковые отсутствуют, то данная сумма возвращается на расчетный счет предприятия, указанный в заявлении. Сроки возврата исчисляются с того момента, когда была окончена камеральная проверка.

В случае, когда не было выявлено никаких правонарушений, налоговой инспекцией принимается решение о возврате и данное решение направляется в казначейский орган для исполнения. Органы федерального казначейства обязаны в двухнедельный срок осуществить возврат указанных сумм. Если по каким-либо причинам эти сроки нарушаются, то, исходя из ставок рефинансирования ЦБ РФ, на подлежащую возврату сумму начисляются дополнительные проценты.

Такая мера является компенсационным инструментом государственного бюджета перед плательщиком налога за те денежные средства, что были возвращены несвоевременно, а также за понесенные ним финансовые потери. В этом случае, если налогоплательщик имеет какие-нибудь недоимки по налогам и сборам, объективные основания для выплаты таких процентов отсутствуют.

Практика показывает, что налогоплательщику достаточно сложно претендовать на возврат налога на добавленную стоимость из госбюджета, даже в тех случаях, когда его заявление на возмещение вполне обоснованно. Ведь в ходе проведения обязательной камеральной проверки могут быть обнаружены нарушения, а поводом для отказа в возврате могут стать даже самые незначительные ошибки в оформлении документации и в том, как в данной организации ведется бухгалтерский учет.

В таких случаях законодательством разрешено обжаловать решение налоговой инспекции в вышестоящих органах или даже в арбитражном суде.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: