Занятие "Транспорт: воздушный, наземный, водный". Воздушный транспорт

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Южно-Уральский государственный университет»

Факультет «Экономики и предпринимательства»

Кафедра «Экономики и инновационного развития бизнеса»

Воздушный транспорт России. Пассажирские перевозки

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСОВОЙ РАБОТЕ

по дисциплине «Экономика транспорта»

ЮУрГУ–0805026502.2010.614.ПЗ КР


Преподаватель

______________ Н.С. Маляр

____________________ 2010 г.

Студент группы ЭиП-239

А.Р. Измайлова

____________________ 2010 г.

Работа защищена

с оценкой (прописью, цифрой)

____________________ 2010 г.


АННОТАЦИЯ

Измайлова А.Р. Воздушный транспорт России. Пассажирские перевозки – Челябинск: ЮУрГУ, ЭиП-239, 18 с, библиогр. список – 8 наим.

В данной курсовой работе рассматриваются достоинства и недостатки воздушного транспорта России. Пути устранения недостатков. Состояние авиапарков и авиалайнеров на сегодняшний день. А также осуществление пассажирских перевозок воздушным транспортом.


Хорошо известно, что воздушный транспорт стал одним из основных средств массовых перевозок пассажиров в мире. Воздушные перевозки осуществляет гражданская авиация, имеющая более широкое, чем только транспортное, применение. Как отрасль народного хозяйства, она участвует в решении не только чисто транспортных, но и некоторых специальных задач. Ее используют в сельском хозяйстве, для борьбы с лесными и иными пожарами, в геологической и ледовой разведке, в спортивных и иных целях. Но, несомненно, главное назначение гражданской авиации - осуществление перевозок пассажиров, грузов и почты по воздуху преимущественно на большие, часто межконтинентальные расстояния. Он не только обеспечивает потребности хозяйства и населения в перевозках, но вместе с городами образует «каркас» территории, является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом.

В транспортной системе России воздушный транспорт является одним из основных видов пассажирского транспорта и занимает третье место по объему пассажирских перевозок. В его общей работе перевозки пассажиров составляют 4/5, а грузов и почты - 1/5. Использование авиационного транспорта дает большой временной выигрыш (за счет большой скорости самолетов и от спрямления трассы полета) по сравнению с другими видами транспорта на средних и особенно больших расстояниях. Считается, что на расстояниях свыше 1000 км в пассажирских перевозках начинает преобладать воздушный транспорт. Поэтому не случайно среднее расстояние перевозки одного пассажира воздушным транспортом на внутренних линиях достигает почти 2 тыс. км, что в 3 раза превышает аналогичный показатель для железнодорожного транспорта (перевозки пассажиров в дальнем сообщении).


Воздушный транспорт, будучи универсальным, используется преимущественно для перевозки пассажиров на средние и дальние расстояния и отдельных видов грузов. Рост материального благосостояния, расширение культурных, деловых и научных связей приводят к повышению подвижности населения, что обуславливает потребность в скоростных перемещениях – авиации.

Объем грузов, перевозимых воздушным транспортом, незначительный. Номенклатура грузов ограничена: ценные грузы, грузы, требующие срочной доставки, гуманитарная помощь, медикаменты, продовольственные и промышленные товары для удаленных регионов, грузы для чрезвычайных ситуаций.

В настоящее время в России функционирует около 400 авиакомпаний и 845 аэропортов, мелким авиакомпаниям, насчитывающим 5-10 самолетов, трудно конкурировать с большими компаниями. Проблема обновления парка значительно влияет на показатели работы воздушного транспорта. В последнее время наметилась тенденция объединения мелких компаний в 10-12 крупных авиапредприятий. Если предприятия воздушного транспорта приватизированы, то системы управления приватизации не подлежат не столько из за их высокой первоначальной стоимости и затрат на эксплуатацию, сколько из за ответственности государства за безопасность полетов и жизнь людей. Кроме того, оперативная деятельность аэропортов отделена от собственности и оперативной деятельности авиакомпаний. При этом обеспечен равный доступ всех авиакомпаний к инфраструктуре любого аэропорта и свободный выбор аэропорта для равных условий конкурентной борьбы авиакомпаний.

Основные технико-эксплуатационные особенности и достоинства воздушного транспорта:

· Высокая скорость доставки пассажиров и грузов

· Маневренность и оперативность при организации новых маршрутов

· Возможность быстрой передислокации подвижного состава при изменении пассажирооборота, в том числе из за аварий на других видах транспорта

· Большая беспосадочность перелетов

· Кратчайший путь следования

· Экономия общественного мнения благодаря ускорению доставки

· Неограниченные провозные возможности (сегодня они ограничиваются лишь мощностью аэродрома)

Технология работы имеет свои особенности. Движение осуществляется: строго по расписанию, что связано со сложностью организации взлета-посадки на аэродромном поле, по системе выделения каждой единице подвижного состава своего коридора движения, зависящего прежде всего, от скорости и грузоподъёмности самолета.

1.2. УСТРАНЕНИЕ НЕДОСТАТКОВ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

Особенности воздушного транспорта довольно ярко проявляются, в частности, в некоторых его недостатках. Наиболее существенными из них можно считать следующие:

Не всегда достаточно высока безопасность воздушного сообщения;

Из-за сложных метеоусловий нарушается регулярность полётов, а следовательно, и расписание движения самолётов;

Неблагоприятное влияние на окружающую среду;

Сравнительно высокая стоимость авиационных транспортных услуг.

Вероятность гибели одного человека в воздухе характеризуется величиной 1:500 000 полетов, что дает все основания утверждать: авиация остается самым безопасным видом транспорта. Впрочем, так было не всегда. Созданная, например, в 1927 году в США Служба авиапочты потеряла в скором времени 40 пилотов из первого набора в 41 человек. Постепенно пришло осознание того, что воздушный транспорт, а также используемые им скорости и условия эксплуатации техники предъявляют совершенно особые требования к воздушным судам и их экипажам.

Сегодня борьба за поддержание как можно более высокого уровня безопасности полетов начинается еще на стадии создания летательного аппарата. У авиастроителей существует даже специальный термин - «безопасно повреждающаяся конструкция», - характеризующий степень эксплуатационной живучести воздушного судна. Безопасность полетов - главная забота наземного инженерно-технического персонала авиакомпаний, всех служб обеспечения - от метеорологов до воздушных диспетчеров и, конечно же, экипажей и бортпроводников. Даже такая обычная на первый взгляд процедура, как подготовка самого лайнера и обслуживающих его пилотов к троганию со стоянки на перроне, расписана по пунктам, которые по очереди вслух зачитываются в пилотской кабине, пока все обязательные операции не будут проведены в должной последовательности.

Сложность управления современным скоростным лайнером большой пассажировместимости порой превосходит психофизиологические возможности человека. Достаточно сказать, что пилоту приходится одновременно контролировать около сотни параметров полета. Бортовая электроника, превратившая приборную доску, по сути дела, один большой компьютер, требует непрерывного внимания. Утомляемость экипажей в дальних перелетах оказывается настолько большой, что авиационные медики США издали специальную директиву, предписывающую пилотам спать по очереди в течение многочасового рейса.

И все же в практике отечественной гражданской авиации чаще других причин летных инцидентов фигурирует элементарная недисциплинированность, пренебрежение правилами и инструкциями по эксплуатации воздушных судов, а то и просто - «недоученность» летчиков.

Следующая неприятная особенность воздушного сообщения - его повышенная, сравнительно с иными видами транспорта, зависимость от погоды и вообще метеоусловий (угроза обледенения конструкции в полетах, серьезное осложнение условий пилотирования из-за ухудшения видимости при посадке и т.д.). Кстати, до 50% всех летных происшествий и катастроф случаются на стадиях захода на посадку и приземления. Однако уже появились и действуют специальные технические средства, которые призваны переломить эту ситуацию. Так, помимо устройства на аэродромах световых полей с мощными лампами разработаны и внедряются в эксплуатацию кроме радиолокационного оборудования специальные радиосредства так называемой автоматизированной посадки, состоящие из пары наземных радиомаяков и соответствующих им бортовых радиоприемников и точных радиовысотомеров. Конечно, для использования этой остроумной системы экипажи должны обладать соответствующим навыками, высокой квалификацией и опытом.

Воздушный транспорт, как и другие его собратья, оказывает вредное влияние на окружающую среду. Но и здесь у него есть свои специфические особенности. Нежелательное воздействие авиации на природную среду сводится в основном к двум факторам: выбросу работающими двигателями в атмосферу вредных веществ, содержащихся в выхлопных газах, и шуму, создаваемому работой силовых установок. В принципе это мало отличается от воздействия на природную среду других транспортных машин, например автомобилей, в двигателях которых также сжигается углеводородное топливо. Но специфика авиации при этом заключается, во-первых, в большем количестве сжигаемого топлива, приходящегося на одну машину, и, во- вторых, в рассеянии отработанных газов в гораздо больших объемах воздушного пространства, простирающегося вплоть до стратосферных высот. Последняя особенность, казалось бы, должна уменьшать наносимый природе конкретных регионов вред при эксплуатации авиационной техники, но здесь выступает специфическая особенность некоторых видов самолетов, в частности высотных, способствующих разрушению озонового слоя планеты. Угроза эта может уже в недалеком будущем стать фатальной. Правда, сейчас пока еще неясны до конца характер и механизм взаимодействия озона и выхлопных газов авиадвигателей в атмосфере. Видимо, есть необходимость в проведении обстоятельных научных исследований в этой области на международном уровне.

Шум, создаваемый работой силовых установок современных самолетов на взлете и посадке, неблагоприятно воздействует на организм человека. Поскольку аэропорты располагаются, как правило, близко к крупным городам и имеют весьма высокую плотность воздушного движения, жители таких городов, особенно их районов, расположенных в непосредственной близости от аэропортов, испытывают значительный дискомфорт. С ростом объема воздушных сообщений, увеличением мощности двигателей и массы самолетов необходимость подавления авиационного шума выросла в сложную проблему.

Кроме внешнего шума, действующего в окружающей среде, авиадвигатели генерируют сильный внутренний шум, действующий на пассажиров и членов экипажа, находящихся на борту. Внешний шум воздействует на людей кратковременно, внутренний же - в течение всего полета, иногда продолжающегося несколько часов. Это обстоятельство стало одной из причин, во-первых, отказа от широкого использования силовых установок с воздушными винтами, а во-вторых, применения конструктивных компоновок самолетов с размещением двигателей в хвосте. Кроме некоторого улучшения пожарной безопасности такая компоновка значительно уменьшает уровень шума в пассажирском салоне и в кабине экипажа.

Повышение экономической эффективности воздушного транспорта постоянно заботит все авиакомпании мира. К сожалению, из-за объективных условий транспортные услуги гражданской авиации стабильно остаются самыми дорогими по сравнению с услугами любых других видов наземного или водного транспорта. Главная причина дороговизны услуг гражданской авиации - необходимость затрат на выполнение авиационной наукой комплексов сложнейших научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проектированию и постройке новых типов самолетов, а также на выполнение непростых и многообразных испытательных полетов и трудоемких доводочных работ. Для проведения исследований и испытаний на современном уровне требуется наличие дорогой и сложной специальной научно-технической. инфраструктуры - крупнейших современных институтов с аэродинамическими трубами, многочисленных стендовых и иных специальных установок, хорошо оснащенных испытательных аэродромов с набором сложных и специализированных летающих лабораторий. Иногда приходится создавать и испытывать упрощенные самолеты- аналоги.

Кроме того, для постройки современных самолетов, их двигателей и сложного связного и аэронавигационного оборудования применяют самые высококачественные и дорогостоящие материалы.


Девяностые годы прошлого века были для воздушного транспорта России своего рода «черной полосой».

Однако после спада в 90-х гг. прошлого века воздушный транспорт России начал восстанавливать свои объемы. В 2008 году было перевезено пассажиров 33,8 млн. человек, что на 9,4% больше 2007 г.

В 2008 году общее число перевезенных пассажиров превысило объемы 1998 гг. при этом – в международном сообщении было перевезено вдвое больше, а во внутреннем лишь 3/4. За период с 1998г. ярко выражена тенденция увеличения доли пассажиров в международном сообщении. В 2008г. – их доля составила 44,1%, увеличившись по сравнению с 2003г. на 4,3% .

Статистические данные последних трех лет позволяют оптимистически оценивать перспективы воздушного транспорта России. Устойчивый рост в последние годы в основных отраслях экономики страны, рост ВВП, увеличение зарплаты и пенсий, создают базу для положительной оценки темпов роста перевозок на воздушном транспорте России. Однако рост цен на топливо сказывается и на величине тарифов – авиакомпании России ежемесячно вынуждены увеличивать тарифы, а дальнейший рост цен на топливо, по оценке экспертов, приведет к дальнейшему росту тарифов, что скажется на объеме перевозок на воздушном транспорте.

По расчетам ГосНИИГА объемы пассажирских перевозок на воздушном транспорте России на период до 2015 года будут возрастать и составят 43,2 млн. чел, при этом более 62% придется на перевозки на внутренних воздушных линиях. Видимо последнее заключение – доля перевозок на внутренних линиях - является завышенной, поскольку последние годы более высокими темпами увеличиваются перевозки на международных воздушных линиях.

По состоянию на сентябрь 2008года в стране было зарегистрировано 199 эксплуатантов, из которых 24 компании выполняют 85% объема перевозок воздушного транспорта России.

Для нормальной работы авиакомпании большое значение имеет находящийся в ее распоряжении парк воздушных судов. Из общего числа авиакомпаний около 80 авиакомпаний располагает парком от 5 до 10 судов и порядка 60 авиакомпаний или почти 30% имеет в своем распоряжении менее 5 судов. Мелкие авиакомпании не располагают финансовыми ресурсами для своего развития и понятна политика Минтранса, опирающаяся на мировой опыт, о сокращении числа авиакомпаний, что, по словам главы Федерального агентства воздушного транспорта Н. Шипеля продиктовано необходимостью обеспечить пассажирам должную безопасность.

Рост авиаперевозок, наметившийся в России в последние годы, оказался выше, чем это прогнозировалось в федеральной программе «Модернизация транспортной системы России». Положительный итог роста авиаперевозок совпадает с другим неприятным фактом – нарастающими темпами списания в авиакомпаниях парка самолетов и вертолетов. Парк, который эксплуатируют авиакомпании России, достался им в начале 90-х гг. при приватизации, а это самолеты и вертолеты, спроектированные в 70-80 гг. прошлого века и к настоящему времени устарели и морально и физически.

Устаревший авиапарк требует своей замены. Однако тяжелое финансовое положение большинства авиакомпаний не дает последним возможность осуществить такую замену. Действующий авиапарк значительно выработал свой ресурс.

По оценке экспертов к 2012 году российским авиакомпаниям потребуется 200 магистральных, 300 региональных и 80 грузовых самолетов.

Штучное производство не только не обеспечивает потребности российских авиакомпаний, но и приводит к возрастанию стоимости произведенной продукции, и, как следствие, к снижению конкурентности отечественных производителей.

Авиакомпаниям приходится решать проблему пополнения парка. Отечественные самолеты, кроме того, что их производство пока в штучном порядке, имеют существенный недостаток по сравнению с импортными - российские авиапроизводители не обеспечивают качественное техническое обслуживание.

Проблема наземной инфраструктуры для Российских авиакомпаний стоит достаточно остро.

Россия в настоящее время располагает 423 гражданскими аэропортами. В их число входит 63 аэропорта федерального значения, которые практически образуют опорную сеть гражданской авиации, поскольку охватывают всю территорию страны и обеспечивают потребности в авиаперевозках как внутри страны, так и с зарубежными странами дальнего и ближнего зарубежья. К регулярным международным перевозкам допущено 70 аэропортов.

Рост авиаперевозок в России, который наблюдается в стране в последние годы, должен быть обеспечен соответствующим развитием наземной производственной базы.

Пока недостаточная оснащенность аэропортов современным оборудованием, особенно аэровокзалов и грузовых комплексов, приводит к нарушению технологического процесса перевозок, снижению комфорта и качества обслуживания пассажиров, нарушению сроков хранения, и доставки грузов.

Основная причина низкого технического уровня аэропортов России это недостаточный объем инвестиций в поддержание и развитие аэропортов. При этом из-за недостатка финансирования ряд строящихся объектов оказались замороженными.

Основными инвестициями в развитие аэропортов за последнее десятилетие являются внебюджетные источники, 50-70% которых являются собственные средства предприятий. Понятно, что этот источник для модернизации в большинстве аэропортов является недостаточным

Рабочая группа Госсовета при подготовке проекта развития транспорта России до 2025г. предполагает постепенный уход государства из сферы транспортного бизнеса. В частности предполагается в программе реформирования аэропортов их приватизация и передача в частные руки.

В основных направлениях социально-экономического развития России на долгосрочную перспективу особо подчеркивается роль гражданской авиации в транспортом комплексе. Обеспечение конституционных прав граждан на свободу передвижения вне зависимости от места проживания, географические особенности России, геополитическая и государственная безопасность государства и, наконец, роль отдельных регионов немыслимо решить без воздушного транспорта, доступного для большинства населения страны, хотя в настоящее время уровень доходов большинства населения страны по сравнению со средними тарифами на авиаперевозки крайне низок.

Если в 1992г. средний тариф был на уровне 27% от средней зарплаты, то в настоящее время он составляет более 150%. Это сказалось на ситуации, что когда-то массовый вид транспорта – воздушный – превратился в элитный, которым могут воспользоваться до 5% населения. Также отрицательно сказывается на работе воздушного транспорта избыточная конкуренция на рынке авиаперевозок, приватизация и ограничение инвестиционных возможностей авиакомпаний, излишнее количество аэропортов, осуществляющих международные перевозки, поскольку это приводит к нерациональному расходованию бюджетных денег.


Авиакомпании должны обращать особое внимание даже на качество обслуживания в аэропорту, хотя они не имеют возможности влиять на это в полной мере. Так, даже незначительные упущения в обслуживании в аэропорту (несвоевременно поданный трап, задержка багажа), пассажиры зачастую связывают с работой авиакомпании.

Основная часть сервиса, предоставляемая пассажирам авиакомпанией, - это обслуживание на борту. Купив билет, пассажир должен знать, что он за это получит: будут ли кормить на борту или нет, какой ассортимент блюд и дополнительных услуг на борту будет предложен. Находясь несколько часов в ограниченном пространстве на борту самолета, сидя в тесных и неудобных креслах, пассажиры думают только о том, как скоротать время.

Поэтому организация досуга на борту не должна сводится лишь (как это часто происходит) к раздаче прессы, которой еще и не всегда хватает. Обеспечить дополнительными видами развлечений на борту (аудио, видео) должны хотя бы авиакомпании дальнемагистральных рейсов, несмотря на все сложности, связанные с переоборудованием российских лайнеров.

Питание на борту. Этот фактор важен с точки зрения одних авиакомпаний, и менее важен с точки зрения других. Тем не менее, российские авиапассажиры считают его одним из основных, по которому они судят об авиакомпании и ее услугах. Информация о питании на борту практически отсутствует. А фотографии и описание предлагаемых блюд, опубликованных на сайтах некоторых авиакомпаний, касаются в основном только международных рейсов. Экономия на питании (на пирожном или лишнем стакане сока), может отрицательно сказаться на имидже авиакомпании в целом. Экономить средства авиакомпании необходимо, но на других статьях затрат на всей стадии организации поездки.

Чтобы лучше понять своего пассажира, знать и предвидеть его предпочтения и ожидания, необходимо наличие обратной связи с ним. Этого можно добиться, не только благодаря опросам авиапассажиров, но и используя другие каналы, например, телефоны доверия, данные служб контроля и качества и других служб, находящихся в непосредственном контакте с потребителем. Об этих каналах должны знать все пассажиры, пользующиеся услугами авиакомпании даже один раз в год.

Для повышения качества обслуживания авиакомпании должны регулярно проводить маркетинговые исследования с целью изучения потребностей пассажиров.

Общее впечатление пассажира от полёта определяется главным образом соблюдением графика полёта, а отсутствие информации касающейся отмены задержки рейсов, является наиболее болезненной точкой в отношении к авиакомпании.


Воздушный транспорт используется в народном хозяйстве для перевозки срочных грузов, выполняет работы при строительстве трубопроводов, мостов, ЛЭП, участвует в проведении работ для сельского хозяйства, геологоразведки, рыбного промысла. В районах Крайнего Севера и приравненных к нему территориях большую роль в перевозках грузов и пассажиров играют вертолёты. Они доставляют грузы и пассажиров на нефтепромыслы и другие производственные объекты, геологические партии к месту их работы, оказывают срочную медицинскую помощь и т.д. География воздушных перевозок пассажиров определяется прежде всего характером заселения и освоения отдельных частей страны, территориальной организацией систем городского расселения, размещением крупных курортных зон, масштабами и направлениями международных поездок. Уровень развития воздушного транспорта является показателем степени научно-технического потенциала страны. В последние годы замедлились темпы развития воздушного транспорта. Спрос в транспортной работе превышал предложение.. В настоящее время техническая укомплектованность наземной базы составляет 60%, а по аэровокзальным комплексам - не более 50%. Износ основных фондов оценивается в 70%. Поэтому остро стоит вопрос технического перевооружения воздушного транспорта, перехода на новые типы отечественных самолетов, имеющие лучшие летные и эксплуатационные характеристики.

1. www.aviatrans.ru

2. http://www.aviafond.ru/aviation. php? day=2005-11-22&number=10

3. www.transport.ru

4. http://www.raexpert.ru/researches/avia/part2/

5. http://www.krasair.ru: 8080/print_press. jsp? id=3856

6. www.natrans.ru

7. http://gruzotransport.ru/2009/10/06/tendencii_razvitija_vozdushnogo_transporta_rossii.html

8. Аветисов В.А. Мировой транспорт. СПб.: СпецЛит, 2000;

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Транспортные средства. Воздушный транспорт

Цель лекции: рассмотреть техническую характеристику воздушного транспорта

Ключевые слова: воздушное судно, взлетная масса, дальность полета, компоновочная схема, аэродром, коридор движения

1. Характеристика основных фондов, технических средств воздушного флота

производительность вертолет воздушный перевозка

Воздушный транспорт является самым скоростным и дорогостоящим. Мировая сеть авиационных трасс непрерывно растет, и к началу XXI столетия превысила 8 млн. км. Главное предназначение воздушного транспорта - перевозка пассажиров. Его доля в транспортном пассажирообороте превышает 10%, а в грузообороте - 1 %. Значение его возрастает для доставки пассажиров и грузов в труднодоступные районы (например, отдаленные северные районы Сибири и Дальнего Востока).

Воздушная связь охватывает все континенты, но наиболее интенсивные линии существуют между Северной Америкой и Европой. Географию воздушного транспорта характеризует также сеть аэропортов, только международных насчитывается более 1000.

По перевозке грузов лидируют аэропорты США (Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Чикаго), крупнейшие столичные аэропорты Западной Европы (Лондон, Париж, Амстердам), Японии (Токио). Более 70% самолетного парка планеты сконцентрировано в США.

В структуре авиационного парка доминируют американские самолеты марки «Боинг», «Дуглас», «Локхид», причем основная часть рейсов в странах Европы совершается самолетами этих же марок.

В Казахстане на долю воздушного транспорта приходится 9,6% всех междугородных пассажирских перевозок (в США - 17%).

Среди тенденций развития воздушного транспорта можно отметить следующие: увеличение скорости и дальности полетов, повышение доли межконтинентальных перевозок, увеличение вместимости самолетов. Для воздушного транспорта характерна высокая степень концентрации капитала. США контролируют большую часть авиаперевозок мира.

Техническую основу воздушного транспорта составляет: летательные аппараты, аэропорты и воздушные линии (трассы).

Воздушное судно - летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом. К воздушным судам относятся летательные аппараты тяжелее воздуха (самолеты, вертолеты, планеры, винтокрылы) и легче воздуха (дирижабли, аэростаты как приводные, так и свободные).

К воздушным судам не относят летательные аппараты, движущиеся только за счет реактивной тяги или по инерции (ракеты, космические корабли, а также суда на воздушной подушке, метеорологические шары).

Подвижной состав летательных аппаратов состоит в основном из самолётов и вертолётов и является ведущим звеном воздушного транспорта. Классификация подвижного состава воздушного транспорта приведена на рисунке 1.

Как видно из рисунка, летательные аппараты (самолёты и вертолёты) тяжелее воздуха и их полёт становится возможным благодаря взаимодействию силы тяги двигателей и крыла, на котором при движении в воздухе создается аэродинамическая подъемная сила. При движении самолета в воздухе верхняя поверхность крыла, будучи более выпуклой, чем нижняя, обтекается воздушным потоком с большей скоростью, чем нижняя, возникает разность давлений, направленная вверх, перпендикулярно скорости полета. Эта разность давлений и создает аэродинамическую подъемную силу. Если подъемная сила равна полетному весу, то самолет летит горизонтально. Если она меньше полетного веса, то самолет летит со снижением. Если подъемная сила превышает полетный вес, то происходит набор высоты.

Каждый самолёт состоит из планера, тяговых двигателей, шасси и комплекса агрегатов и приборов для обеспечения функционирования всех систем и управления ими.

Вертолёт в отличие от самолёта имеет воздушный винт с лопастями, закрепленными на вертикальном валу, благодаря которому этот летательный аппарат удерживается на весу.

Самолёты и вертолеты разделяются также по назначению и области применения и выполняют пассажирские, грузовые и грузопассажирские перевозки на местных и международных линиях.

Основные типы самолётов гражданской авиации летают со скоростью 900-1100 км/ч на дальних расстояниях и до 500-700 км/ч - на средних.

На сверхдальние расстояния используются самолёты со сверхзвуковыми скоростями (ТУ, Боинги, Конкорды и др.).

Рисунок 1 - Классификация подвижного состава воздушного транспорта

Основные характеристики воздушных судов:

Взлетная масса;

Дальность полета;

Компоновочная схема.

Взлетная масса -- масса полностью снаряженного, заправленного топливом и загруженного воздушного судна. По взлетной массе самолеты делятся на четыре класса: к первому классу относятся самолеты с взлетной массой больше 76 т, ко второму - от 30 до 75 т, к третьему - от 10 до 30 т, к четвертому - с массой менее 10 т.

Дальность полета - измеренное по поверхности земли расстояние, которое самолет может пролететь при расходе всего запаса топлива за исключением аэронавигационного неприкосновенного запаса.

По дальности полета самолеты делят на магистральные и местных воздушных линий. Магистральные, в свою очередь, подразделяются на:

Дальнемагистральные (дальность полета более 6000 км);

Среднемагистралъные (дальность полета от 2500 до 6000 км);

Ближнемагистралъные(дальность полета до 2500 км).

Дальность полета самолетов местных воздушных линий не превышает 1000 км.

Компоновочная схема самолета определяется взаимным расположением фюзеляжа, крыла, оперения и двигателей. Различают три вида компоновки самолетов:

Низкоплан - крыло располагается под фюзеляжем;

Среднеплан - крыло проходит через фюзеляж в его средней части;

Высокоплан - крыло располагается над фюзеляжем. Двигатели на самолетах устанавливают в крыльях, под крыльями, на пилонах и в хвостовой части фюзеляжа.

Скорость современных транспортных самолетов с турбореактивными двигателями 750-950 км/ч, с турбовинтовыми двигателями 500-750 км/ч.

В зависимости от скорости полета самолеты подразделяют па:

Дозвуковые;

Сверхзвуковые;

Гиперзвуковые.

Дозвуковые - самолеты, скорость которых не превышает скорости звука, сверхзвуковые - скорость которых превышает скорость звука, гиперзвуковые - скорость которых превышает скорость звука в 4-5 раз.

По назначению самолеты подразделяют на:

Транспортные (пассажирские и грузовые);

Учебно-тренировочные;

Спортивные;

Военные;

Специальные.

Аэропорт или аэродром - представляет собой комплекс инженерных сооружений, обеспечивающих отправление на линии и приём с линий пассажиров и грузов, а также подготовку и экипировку летательных аппаратов для выполнения ими транспортных функций. Аэродром - важнейший элемент аэропорта. Это летное поле, на котором располагаются одна или несколько летных полос, рулежные дорожки, места стоянки воздушных судов, взлетно-посадочные полосы. Количество взлетных полос зависит от пропускной способности аэропорта. На одной летной полосе могут быть одна или несколько взлетно-посадочных полос.

Размещено на http://www.allbest.ru/

По объему годового объема обслуживания пассажиров аэропорты делятся на пять классов. Значение и класс аэропорта зависит от размеров и уровня его технического развития и оснащения.

Аэропорты, обслуживающие более 7 млн. пассажиров в год (например, аэропорт Хитроу в Лондоне и Дж. Кеннеди в Нью-Йорке обслуживают 25 млн. пассажиров; О"Хара в Чикаго - 40 млн.; Внуково - 27 млн. и т.д.) являются внеклассными, а менее 25 тыс. чел. - не классифицируются.

По времени использования аэродромы разделяют на:

Постоянные;

Временные,

Дневного и круглосуточного действия.

По видам покрытия:

С искусственным покрытием взлетно-посадочных полос;

Грунтовые;

Гидроаэродромы;

Ледовые.

По характеру использования:

Базовые;

Промежуточные;

Основные;

Запасные.

Грузовой комплекс включает в себя грузовой перрон, грузовые склады, отделения перевозок почты и другие сооружения. В аэропортах с большим объемом грузовых перевозок предусматривают грузовые аэровокзалы, отличающиеся от складов объемно-планировочным решением и технологией работ.

Основным элементом пассажирского комплекса является аэровокзал, в котором производится продажа билетов, регистрация пассажиров, оформление и обработка багажа, информационное и другие виды обслуживания пассажиров.

Привокзальная площадь аэропорта предназначена для движения, остановки и маневрирования общественного транспорта.

Гостиница аэропорта предназначена для размещения пассажиров, задерживающихся в аэропорту на ночевку в связи с ожиданием вылета или задержками рейсов.

Пассажирский перрон - место для кратковременной стоянки воздушных судов при посадке и высадке пассажиров.

Аэропортовые службы решают задачи по комплексному обслуживанию перевозок, для чего имеют различные подразделения:

Службы пассажирских и грузовых перевозок;

Службу по приему, подготовке и выпуску воздушных судов;

Службу ГСМ;

Производственно-диспетчерскую службу;

Службу безопасности и др.

Воздушные трассы - это объемы воздушного пространства по ширине и высоте, соединяющие воздушные пространства районов аэродромов и предназначенные для выполнения полетов воздушных судов гражданской авиации и других ведомств. Воздушные трассы обслуживаются средствами воздушной навигации и управления воздушным движением.

Высота воздушной трассы делится на нижнее воздушное пространство (до 6100 м) а верхнее воздушное пространство (свыше 6100 м).

С целью наиболее эффективного использования воздушного пространства для полетов авиации всех ведомств создается система управления воздушным движением, предназначенная для управления прилетающими, вылетающими и следующими транзитом воздушными судами с безусловным выполнением требований безопасности и регулярности полетов.

Система управления воздушным движением включает диспетчеров аэропортов (диспетчер аэродромного диспетчерского пункта, диспетчер руления, диспетчер старта, диспетчер круга и диспетчер подхода) и диспетчеров районных и зональных центров.

Коридор движения (трасса) - это расчетная высота полёта и система координат в горизонтальной и вертикальной плоскостях полёта.

Система коридоров позволяет рассредоточить воздушные суда в воздухе для исключения возможности их столкновения.

Летательные аппараты оборудуются соответствующими системами измерения и поддержания высоты полёта.

Технология работы воздушного транспорта - движение должно осуществляться строго по расписанию, что связано со сложностью организации взлёта - посадки на аэродромном поле, а также по системе выделения каждой единице подвижного состава своего коридора движения, зависящего от грузоподъемности и скорости полёта. В общем комплексе многообразных и разнообразных технологических процессов особо важное значение имеет порядок и сроки технического обслуживания летательных аппаратов и аэропортов.

2. Международные воздушные перевозки

Международные воздушные перевозки занимают особое место среди внешнеторговых перевозок. Уступая в объемах перевозок другим видам транспорта, международные перевозки воздушным транспортом выгодно отличаются от них по другим показателям. Международная воздушная перевозка является разновидностью международных полетов, которые определяются как полеты воздушных судов в воздушном пространстве более чем одного государства. Сама же международная воздушная перевозка сформулирована в Конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок. Международная воздушная перевозка - перевозка, при которой место отправления и место назначения расположены на территории двух государств или на территории одного государства, если предусмотрена остановка (посадка) на территории другого государства. Для координации действий международных воздушных перевозчиков и обеспечения их необходимой организационно-правовой базой в середине 40-х годов XX века были созданы две крупные международные организации по воздушному транспорту: Международная организация гражданской авиации IСАО (ИКАО) и Международная ассоциация воздушного транспорта IАТА (ИАТА).

Международная организация гражданской авиации - эта организация со штаб-квартирой в Монреале до сих пор остается главным форумом авиаторов всего мира. Сейчас она объединяет 188 стран, официально именуемых Договаривающимися Государствами. Деятельность IСАО определяет Чикагская конвенция о гражданской авиации -- юридический акт и основополагающий источник воздушного международного права.

Вся регламентация IСАО направлена на обеспечение безопасности полетов, авиационной безопасности (защита от терроризма) и максимальное упрощение процесса воздушных перевозок между государствами. Из многих специализированных учреждений, действующих под эгидой ООН, IСАО -- не только самая многочисленная, но и наиболее эффективно действующая организация, обеспечивающая единообразие и порядок при перевозке по воздуху более 1,6 миллиарда пассажиров и 30 миллионов тонн грузов ежегодно. В отличие от IСАО другое международное авиатранспортное объединение -- IАТА (Международная авиатранспортная организация), основанная еще в 1919 году, занимается финансовым управлением авиаперевозками. Система клиринговых расчетов, например, позволяет авиакомпаниям управлять финансовыми потоками централизованно. За год через финансовую палату IАТА проходит 34 млрд. долларов США, перечисляемых более чем 300 авиакомпаниями. Система взаиморасчетов по продаже пассажирских перевозок упрощает процесс выдачи билетов, позволяет снизить расходы, связанные с их реализацией.

В рамках ИАТА действуют семь постоянных комитетов:

Консультативный по перевозкам;

Технический;

По борьбе с угоном самолетов и хищениями грузов и багажа;

Юридический;

Финансовый;

Конъюнктуры мировых товарных и транспортных рынков;

Медицинский.

Одно из направлений деятельности ИАТА заключается в разработке и принятии рекомендаций по вопросам организации и условий перевозок, а также по принципам построения тарифов и определения их уровня. Эта деятельность осуществляется на региональных конференциях по перевозкам, для чего весь мир поделен на три зоны. Первая - Западная, в которую входят все страны Западного полушария. Второй является Евро-Афро-Азиатская зона, включающая страны к западу от Ирана. Третья - это Азиатско-Тихоокеанская зона, в состав которой входят также Австралия и Океания.

Полеты на международных воздушных линиях по форме их выполнения можно классифицировать:

На регулярные (выполняемые в соответствии с условиями соглашений о воздушном сообщении между государствами);

На нерегулярные (выполняемые на основании специальных разрешений на разовые полеты):

a. дополнительные,

b. специальные,

c. чартерные.

Международные авиационные тарифы могут быть подразделены на:

Пассажирские;

Багажные;

Грузовые.

3. Показатели работы воздушного транспорта

На воздушном транспорте, кроме общих для всех видов транспорта, рассчитываются следующие показатели работы.

Коэффициент занятости пассажирских кресел самолета?кпс характеризует использование кресел самолета. Он определяется делением выполненных пассажиро-километров?Plпас на предельные пассажиро-километры (кресло-километры) ?Pmaxпс:

Реальная скорость доставки пассажиров из пункта отправления в пункт назначения v определяется делением протяженности воздушной линии между данными пунктами L на время, затрачиваемое пассажирами на поездку воздушным транспортом?T:

Время, затрачиваемое на поездку, складывается из времени транспортировки из населенного пункта в аэропорт tт1; ожидания в аэропорту отправления t01 ; полета, включая остановки в промежуточных аэропортах tn; ожидания в аэропорту назначения t02 ; транспортировки из аэропорта в населенный пункт tт2:

Т= tт1 + t01 + tn + t02 + tт2 (3)

Из приведенной формулы видно, что общее время, затрачиваемое на поездку воздушным транспортом, складывается из летного и наземного. Наземное время в среднем составляет около 3-3,5 ч.

Техническая дальность полета LTЕХН -- наибольшее расстояние, которое самолет (вертолет) может пролететь при штиле относительно земли, полностью израсходовав заправленное в его баки топливо к моменту посадки.

Практическая дальность полета Lракт -- расстояние, которое самолет (вертолет) может пролететь относительно земли при остатке предусмотренного для навигационного запаса топлива в баках к моменту посадки самолета.

Крейсерская скорость VKP -- расстояние, пройденное в единицу времени при равномерном, прямолинейном горизонтальном полете самолета и работе двигателей на крейсерском режиме и расчетных высоте полета и массе самолета.

Рейсовая скорость Vp -- среднее расстояние, пройденное самолетом в единицу времени (без учета времени посадок в пути) в штиль. Исчисляется с учетом затрат летного времени на всех этапах полета от разбега до посадки.

Коммерческая скорость VKOM -- расстояние, пройденное в единицу времени от разбега в начальном до посадки в конечном аэропорту с учетом остановок в промежуточных аэропортах.

Производительность самолета и вертолета П -- объем транспортной продукции, выполненной самолетом (вертолетом) за 1 ч.

Этот показатель может быть определен для всего парка самолетов и по каждому их типу.

Перевозка пассажиров и грузов на воздушном транспорте выполняется регулярными и нерегулярными перевозчиками. Регулярные перевозчики -- это авиапредприятия, осуществляющие перевозки пассажиров, грузов, почты как на регулярной, так и на договорной основе. К регулярным перевозкам относятся полеты, запланированные и выполненные в соответствии с опубликованным расписанием за плату, а также дополнительные полеты, вызванные перегрузкой регулярных рейсов.

Нерегулярными перевозчиками называются предприятия, осуществляющие коммерческие перевозки грузов и пассажиров для нужд предприятий и населения на нерегулярной основе (чартерные полеты, спецрейсы, туристские маршруты).

Учет выполненных перевозок ведется раздельно для этих групп перевозчиков. Внутри групп перевозки подразделяются на местные, внутренние и международные.

Местные перевозки -- оба пункта рейса, т. е. начальный и конечный, которые находятся на территории республики, края, области.

Внутренние перевозки -- между пунктами рейса, расположенными в пределах территориальных границ РК.

К международным относятся перевозки, при которых один из пунктов рейса находится за пределами государственной границы РК; в них включаются перевозки в страны дальнего зарубежья и государства СНГ.

При учете перевозок единицей наблюдения является самолето-вылет. Первичным документом -- сводная загрузочная ведомость, которая удостоверяет посадку пассажиров и сдачу груза на самолет в аэропортах отправления, прием с самолета всей его загрузки в аэропортах назначения и осуществление самолетом перевозки. Заполнение сводной загрузочной ведомости производится в трех экземплярах на основе ведомости регистрации пассажиров и багажа, а также почтово-грузовой ведомости. Первый экземпляр сводной загрузочной ведомости передается экипажу и служит для учета его работы, второй экземпляр передается в отдел перевозок ближайшего аэропорта посадки (где будет выписана новая ведомость на следующий участок полета), третий экземпляр остается в начальном аэропорту для учета выполненных перевозок.

В сводной загрузочной ведомости отмечаются аэропорты отправления и назначения, тип, номер, принадлежность самолета, номер рейса, дата вылета, аэропорт первой посадки, по каждому аэропорту назначения проставляются данные о числе первоначальных и транзитных пассажиров, весе багажа, почты, груза.

Первоначальными называются отправки, которые отправляются из данного аэропорта. К транзитным относятся такие отправки, которые первоначально были отправлены из другого аэропорта, а из данного аэропорта, который является промежуточным, отправляются в направлении дальнейшего следования.

Данные сводных загрузочных ведомостей используются для составления «отчета о рейсе» и расчета показателей работы авиапредприятий.

Литература

Волгин, В. В. Логистика приемки и отгрузки товаров: практическое пособие / В. В. Волгин. - Москва: Дашков и К?, 2009. - 457 с.

Гаджинский, А. М. Логистика: учебник для высших учебных заведений по направлению подготовки “Экономика” / А. М. Гаджинский. - Москва: Дашков и К?, 2011. - 481 с.

Голубчик, А. М. Транспортно-экспедиторский бизнес: создание, становление, управление / А. М. Голубчик. - Москва: ТрансЛит, 2011. - 317 с.

Иванов, Д. А. Управление цепями поставок / Д. А. Иванов. - Санкт-Петербург: Издательство Политехнического университета, 2010. - 659 с.

Интегрированные логистические системы доставки ресурсов: (теория, методология, организация) / И. А. Еловой, И. А. Лебедева. - Минск: Право и экономика, 2011. - 460 с.

Курганов, В. М. Логистика. Транспорт и склад в цепи поставок товаров: учебно-практическое пособие: для студентов высших учебных заведений / В. М. Курганов. - Москва: Книжный мир, 2009. - 512 с.

Курочкин, Д. В. Логистика: курс лекций / Д. В. Курочкин. - Минск: ФУАинформ, 2012. - 268 с.

Логистика: учебное пособие для студентов специальностей “Коммерческая деятельность”, “Маркетинг” учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / И. М. Баско и др. - Минск: Белорусский государственный экономический университет, 2007. - 431 с.

Логистика: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по экономическим специальностям / В. И. Маргунова и др. - Минск: Вышэйшая школа, 2011. - 507 с.

Логистика: учебное пособие / Б. А. Аникин и др. - Москва: Проспект, 2011. - 405с.

Логистика. Продвинутый курс: для студентов экономических специальностей высших учебных заведений / М. Н. Григорьев, А. П. Долгов, С. А. Уваров. - Москва: Юрайт, 2011. - 734 с.

Логистика: интеграция и оптимизация логистических бизнес-процессов в цепях поставок / В. В. Дыбская - Москва: Эксмо, 2008. - 939 c.

Логистика складирования: учебник: по специальности 080506 “Логистика и управление цепями поставок” / В. В. Дыбская. - Москва: Инфра-М, 2012. - 557 с.

Моисеева, Н. К. Экономические основы логистики: учебник по специальности 080506 “Логистика и управление цепями поставок” / Н. К. Моисеева. - Москва: Инфра-М, 2010. - 527 с.

Неруш, Ю. М. Логистика: учебник / Ю. М. Неруш. - Москва: Проспект: Велби, 2008. - 517 с.

Размещено на Allbest.ur

...

Подобные документы

    Правовой режим аэродромов, аэропортов и объектов системы организации воздушного движения. Виды и назначение аэродромов государственной авиации. Участие субъектов Российской Федерации в государственном регулировании деятельности воздушного транспорта.

    контрольная работа , добавлен 10.02.2014

    Особенности деятельности гражданской авиации в условиях рыночной экономики. Крупнейшие авиакомпании России. Современные тенденции развития воздушного транспорта, методы его государственного регулирования. Проблемы российского воздушного законодательства.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2013

    Удовлетворение запросов пользователей воздушного пространства на его использование. Движение воздушных судов. Обеспечение необходимого уровня безопасности полетов при обслуживании воздушного движения. Воздушные трассы и местные воздушные линии.

    курсовая работа , добавлен 02.03.2014

    Определение преимуществ (высокая скорость, оперативность), недостатков (ограничение по весу) и проблем развития воздушного транспорта. Рассмотрение мер по обеспечению авиационной безопасности. Анализ показателей эффективности функционирования СВТ.

    реферат , добавлен 18.03.2010

    Международные железнодорожные перевозки. Международные морские перевозки. Международные воздушные перевозки. Международные автомобильные перевозки. Транспорт в прошлом и нынешнем веке. Морской транспорт. Внутренний водный транспорт.

    курсовая работа , добавлен 19.11.2006

    Понятие воздушного транспорта - авиационного транспорта, производящего перевозку грузов по воздуху. Терминал - оконечная часть некой системы, которая обеспечивает связь системы с внешней средой. Система автоматизации деятельности грузового авиатерминала.

    реферат , добавлен 13.12.2011

    Ускорение темпов развития советского воздушного транспорта в 1961–1970 годах. Внедрение реактивной авиационной техники второго поколения. Интенсификация авиационных работ в народном хозяйстве и расширение международного сотрудничества Аэрофлота.

    реферат , добавлен 27.05.2014

    Преимущества и технические средства воздушного транспорта. Обязанности сторон по договору воздушной перевозки. Организация сервисного обслуживания на борту самолета и в аэропорту, атрибуты комфорта для пассажиров. Обеспечение авиационной безопасности.

    курсовая работа , добавлен 30.01.2012

    Воздушный транспорт как неотъемлемая составная часть мировой экономики, история развития. Международная ассоциация воздушного транспорта. Продажа продукции авиакомпаний в системе маркетинга; формирование спроса. Эйр Астана - национальный перевозчик РК.

    реферат , добавлен 03.12.2011

    Предложения по совершенствованию структуры воздушного пространства Западно-Сибирского региона, эффективности предлагаемой структуры воздушного пространства. Транспортные потоки. Расчет нормативных значений пропускной способности анализируемых секторов.

Авис – (от лат.) птица.

Первый научный подход к проблеме полетов мы находим у Леонардо да Винчи (эпоха Ренессанса).

Выдающийся вклад внес в 1876 году капитан морского флота Можайский. В 1893 году братья Райт построили самолет с бензиновым двигателем. Он пролетел 800 метров. В 1913 году русский конструктор Сикорский построил самый большой в мире самолет (4,3 тонны) "Витязь". В 1924 году был построен АНТ. К началу войны СССР имел 62 мировых рекорда в области авиации. ТУ-104 установил за 2 года 26 мировых рекорда.

Технико-экономические особенности воздушного транспорта

Преимущества воздушного транспорта:

Воздушные линии короче по направлению автодорог на 25%, речного транспорта на 40%

Высокая скорость

Требует в 10-20 раз меньше капитальных вложений на основание новых линий

Безопасность движения выше автомобиля в 2 раза.

Недостатки :

Сильная зависимость от погоды

Высокая себестоимость грузовых перевозок (в 100 раз выше, чем на железной дороге)

Авиация значительно загрязняет атмосферу (на 1 пассажиро-километр самолет выбрасывает 386 грамм грязи, автомобиль – 12 гр., железная дорога – 0,6 гр. За один трансатлантический полет самолет сжигает от 35 до 50 тонн кислорода – это столько, сколько потребляет город с населением 15-20 тыс. человек в течение года).

Управление полетами

Для управления страна делится на районы диспетчерской службы. В районе аэропорта управление движением осуществляется АДЦ (диспетчерская служба аэропорта).

Применяется система, представляющая собой радиолокационный и вычислительный комплекс. Этот комплекс дает автоматический сбор, обработку и диспетчеру выдает следующие сведения :

Координаты воздушных судов

Их бортовые номера

Заданная и текущая высота

Скорости полета

Количество топлива.

Передача управления самолетами между смежными секторами происходит автоматически. Каждому самолету устанавливается высота эшелона, по которому он обязан совершить горизонтальный полет по маршруту. Высота нижнего эшелона должна быть не меньше 600 метров от низшей точки земного ландшафта в полосе 25 километров по обе стороны от линии пути.

Преимущества

1. Самая высокая скорость и мобильность из всех видов транспорта. 2. Более простая упаковка, чем это требуется на любом другом виде транспорта.

3. Большая дальность беспосадочных полетов.

4. Более низкие страховые затраты по сравнению с дру­гими видами транспорта.

Недостатки

1. Высокая себестоимость перевозки грузов.

2. Зависимость от погодных условий.

3. Ограничения на перевозку грузов, связанные с их раз­мерами и весом.

4. Экономия вследствие высоких скоростей перевозки может быть сведена на "нет" удаленностью аэропорта от получателя.

5. Возможность повреждений при перевалках (перегруз­ках) грузов.

6. Необходимость создания дорогостоящей инфраструкту­ры и ее поддержания в рабочем состоянии.

Воздушный транспорт. Значительный удельный вес в шумовом режиме многих городов занимает воздушный транспорт. Парк самолетов гражданской авиации непрерывно обновляется, на авиалиниях появились новые турбореактивные и турбовинтовые самолеты (ТУ-134, ТУ-154, ИЛ.-62, ЯК-40). Увеличиваются пассажиро-и грузоперевозки, строится большое количество аэродромов и аэропортов, реконструируются существующие. Нередко аэропорты гражданской авиации оказываются расположенными в непосредственной близости от жилой застройки, а воздушные трассы проходят над многочисленными населенными пунктами.[ ...]

Воздушный транспорт. Для современной авиации характерны два определяющих фактора воздействия воздушных судов - авиационный шум и выбросы авиадвигателями загрязняющих веществ. Хотя в России в последнее время появились самолеты, шум от которых существенно ниже, чем у ныне эксплуатируемых, наибольшее воздействие на окружающую среду оказывают самолеты, удовлетворяющие лишь минимальным требованиям международного стандарта по шуму.[ ...]

Воздушный транспорт в настоящее время развивается прежде всего как пассажирский. Он занимает второе место (после железнодорожного) в общем пассажирообороте всех видов транспорта в междугороднем сообщении.[ ...]

В последние годы воздушный транспорт стал одним из важнейших средств пассажирского сообщения и на средние расстояния.[ ...]

Экономия топлива на воздушном транспорте возможна также путем улучшения его аэродинамических характеристик (конструкции несущих поверхностей, обеспечивающие сверхбыстрое обтекание воздушной струей верхних плоскостей крыльев, которое предопределяет увеличение подъемной силы и уменьшение лобового сопротивления и т. д.). Уменьшение веса крыла, увеличение подъемной силы, снижение лобового сопротивления означают экономию топлива на 15%.[ ...]

Учитывая бурное развитие воздушного транспорта и постоянное увеличение потребности отрасли в специалистах указанного профиля, можно считать, что выпускников института по этой специальности ожидает множество различных предложений по трудоустройству и интересная работа.[ ...]

Кроме перевозочной работы, воздушный транспорт выполняет значительный объем других работ в народном хозяйстве: сельскохозяйственные (внесение удобрений, борьба с сорняками), лесозащитные и лесотехнические (тушение лесных пожаров, борьба с вредителями леса, определение запаса леса и др.), монтажно-строительные, а также используется при оказании срочной медицинской помощи населению.[ ...]

Неуклонный рост объемов перевозок воздушным транспортом ведет к усилению загрязнения атмосферы отработавшими газами авиационных двигателей. Подсчитано, что в среднем двигатель реактивного самолета, потребляя в течение одного часа 15 т топлива и 625 т воздуха, выбрасывает в атмосферу 46,8 т углекислого газа, 18 т паров воды, 635 кг оксида углерода, 635 кг оксидов азота, 15 кг оксида серы, 2,2 кг твердых частиц. При этом средняя продолжительность пребывания этих частиц в атмосфере составляет около 2 лет. Наибольшее загрязнение окружающей среды имеет место в районе аэропортов. Вредное воздействие воздушного транспорта на окружающую среду заключается также в том, что оксиды азота, выделенные двигателями сверхзвуковых самолетов при полете их в нижних слоях стратосферы, интенсивно окисляют озон, который, как уже отмечалось, играет очень важную роль для сохранения жизни на Земле, поглощая ультрафиолетовую радиацию и предохраняя тем самым живые организмы от гибели.[ ...]

Атмосфера является средой движения воздушного транспорта и птиц, средой распространения радиоволн и звуковых колебаний (обеспечение радио, различных приборов и т.д.). Она является природным ресурсом для получения кислорода, азота, неона, аргона и других инертных газов. Однако атмосфера подвергается антропогенному воздействию, например, оксидов, сажи, дымов. Последствия воздействия, например, оксидов серы губительны для природной среды.[ ...]

Разрушается и озонный слой атмосферы. Воздушный транспорт способ-ггвует истощению запасов озона там, где он совершенно необходим. Озоновый экран ослабляет смертоносную ультрафиолетовую солнечную ради-щию в слое атмосферы между 40 и 15 км надземной поверхностью примерно в 6500 раз. Разрушение озонового экрана на 50% увеличивает в 10 раз /льтрафиолетовую радиацию, что влияет на зрение животных и человека, нриводит к воздействию на живые организмы, сходному с ионизирующими плучениями. У меньшается содержание озона в атмосфере над Антарктики.[ ...]

На пути дальнейшего развития энергетики и воздушного транспорта в последнее время все более четко вырисовывается препятствие, которое по аналогии со звуковым и тепловым барьером называют барьером эрозионным. Этот барьер обусловлен мельчайшими частицами - каплями влаги или песчинками пыли, размеры которых в сотни и тысячи раз меньше размеров летательных аппаратов или энергоустановок и которые превращаются в грозное оружие, когда скорость их столкновения с поверхностью изделия превышает сотни метров в секунду.[ ...]

Средства внешнего железнодорожного, водного, воздушного транспорта, наряду с городским автотранспортом, могут быть источником интенсивных выбросов окиси углерода. Так, главные двигатели кораблей при форсированном режиме работы выбрасывают газы с содержанием окиси углерода: теплоход типа «Беломорсклес» - 70-80 мг/м3, дизель-электроход типа «Амгуэма» - около 270 мг/м3. Выбросы вспомогательных двигателей судов содержат окись углерода в среднем в концентрации 77,7 мг/м3 и 345,9 мг/м3 соответственно. Авторы этих данных (Л. Е. Беспалько и др., 1974) справедливо делают вывод, что выхлопные газы судов, находящихся в порту, могут быть значительным источником загрязнения атмосферного воздуха, тем более, что двигатели потребляют до 1-2 т топлива в час.[ ...]

Что касается загрязнения атмосферы другими видами транспорта, то здесь проблема имеет меньшую остроту, поскольку транспортные средства этих видов не концентрируются непосредственно в городах. Так, в крупнейших железнодорожных узлах все движение переведено на электротягу и лишь на маневровой работе используют тепловозы. Речные и морские порты, как правило, размещены за пределами жилых кварталов городов, а движение судов в районах портов практически незначительно. Аэропорты, как правило, относят от городов на 20...40 км. Кроме того, большие открытые пространства над аэродромами, как и над речными и морскими портами, не создают опасности высоких концентраций токсичных примесей, выделяемых двигателями. Следует отметить, что на железнодорожном, морском, речном и современном воздушном транспорте почти не используют карбюраторные бензиновые двигатели.[ ...]

Транспортировку угрей осуществляют автомобильным и воздушным транспортом в жестких аэрируемых кислородом емкостях (плотность посадки - одна рыба массой 500-800 г на 10 л воды) или в полиэтиленовых пакетах (объем воды-1,5-2 л), наполненных водой и кислородом. После посадки рыбы воду требуется сменить 3-4 раза для удаления слизи. Температура воды не должна превышать 12-14°С, время транспортировки - 6-8 ч.[ ...]

Основные источники шума в городе - автотранспорт, рельсовый и воздушный транспорт, промышленные предприятия.[ ...]

Наряду с автотранспортом серьезным загрязнителем воздуха становится воздушный транспорт. Так, реактивный самолет, пересекающий Атлантический океан, потребляет за 8 часов полета столько же кислорода, сколько производит его за то же время 25 тыс. га леса. По данным национальной администрации по авиации, самолеты, вылетающие и делающие посадку в Вашингтонском аэропорту, выбрасывают в окружающее пространство 35 т различных загрязнителей только за один день.[ ...]

Следует отметить, что основными источниками шума в городах являются: автотраспорт (до 80), рельсовый и воздушный транспорт. Шум в условиях ТЭС оказывает основное влияние на людей, находящихся в рабочей зоне.[ ...]

Шаповалов C.JL, Милявская Т.И. Функциональная характеристика близорукости у пилотов гражданской авиации. М.: Воздушный транспорт, 1990. 185 с.[ ...]

Мы познакомим читателя с увлекательной историей рождения и расцвета борьбы за Голубую ленту. Мы расскажем, как под натиском воздушного транспорта борьба за Голубую ленту подошла к своему концу. Но, оказывается, Голубая лента так же, как и сам корабль, обладает удивительной способностью после смерти рождаться заново. Да, действительно, Голубая лента в ее старом понимании, то есть как приз в борьбе за скорость, умерла, но она возникла в новых формах, символизируя начало нового, более высокого этапа в конкурентных сражениях за Пассажира. И сейчас мы являемся свидетелями начального периода не менее острых и жарких схваток за преображенную и переосмысленную Голубую ленту.[ ...]

Городской воздух отравляется не только промышленными газами, пылью и выхлопными газами автомобилей. Немалый «вклад» вносит и воздушный транспорт. Например, реактивный самолет с четырьмя турбинами при взлете (а аэродромы в большинстве стран Западной Европы и в США расположены, как правило, в черте города) оставляет за собой ядовитый шлейф, насыщенный таким количеством выхлопных газов, которое одновременно выбрасывают 6850 лепшвых автомобилей.[ ...]

Кроме перечисленных правил имеются еще правила регулирования выбросов от межрегиональных источников - главным образом наземного и воздушного транспорта, регулирование и контроль которых производится непосредственно Агентством по охране окружающей среды (ЕРА).[ ...]

При тушении пожаров наиболее часто применяют воду или растворы огнетушащих химикатов. Иногда требуется прокладка временных водоводов, доставка емкостей с водой воздушным транспортом и отжиг (заблаговременный пуск встречного огня по надпочвенному покрову). Отжиг выполняют подготовленные пожарные. Они начинают от опорных полос (рек, дорог, ручьев) или искусственно созданных минерализованных полос.[ ...]

Транспортный шум создается моторами, колесами, тормозами и аэродинамическими особенностями транспортных средств. Уровень шума, создаваемый работой автомобильного транспорта (автобусы, легковые и грузовые автомобили), составляет 75-85 дБ. Железнодорожный транспорт способен повышать уровень шума до 90-100 дБ. Наиболее сильный шум - авиационный - создается работой двигателя и аэродинамическими характеристиками самолета - до 100-105 дБ над трассой воздушного транспорта. В зонах аэропортов статистически достоверно увеличивается число мерт-ворождений и врожденных аномалий. Авиационный шум ведет также к увеличению числа психических расстройств. Максимальный допустимый уровень этого шума у поверхности земли определяется в 50 дБ.[ ...]

Таким образом, все то, что мы привыкли называть погодой,- это внешнее проявление весьма сложных физических процессов, происходящих у земной поверхности или в тех слоях, где действует воздушный транспорт.[ ...]

Водные объекты выделяются в пользование для: питьевых, бытовых и других нужд населения; лечебных, курортных и оздоровительных целей; нужд сельского хозяйства и промышленных целей (в том числе для нужд гидроэнергетики); нужд водного и воздушного транспорта и лесосплава; нужд рыбного и охотничьего хозяйства; нужд заповедников и сброса сточных вод.[ ...]

В структуре пассажирских железнодорожных перевозок 30-90% общего количества пассажиров перевозится в пригородном и местном сообщениях. Перевозки пассажиров по железной дороге на более дальние расстояния сокращаются в связи с развитием воздушного транспорта.[ ...]

Миллионы телезрителей, людей разных профессий и возрастов, ежедневно с интересом ждут сообщений диктора - какой ожидается погода завтра? Погода интересует всех, так как от нее зависят урожай, улов рыбы, своевременная доставка грузов морским, речным и воздушным транспортом, удачный поход в лес за грибами, переход альпинистов в горах, состояние больного и, конечно же, наше хорошее настроение.[ ...]

Основной вредностью загрязнения атмосферы в прошлом считалось снижение видимости вследствие черного дымового покрова, который часто повисал над промышленными районами. В последнее время это снижение видимости создает значительные ¡помехи торговым перевозкам, в особенности воздушному транспорту, а иногда при крайних степенях загрязнения, и автомобильному. Однако видимость не может являться прямым показателем общей загрязненности атмосферы, поскольку понижение видимости вызывается лишь пылевидными загрязнениями, такими, как сажа и летучая зола, размеры которых достаточны для того, чтобы воспрепятствовать прохождению и рассеять видимый свет. ¡Газовые, з также радиоактивные выбросы могут создавать значительно более высокое загрязнение атмосферы без какого-либо нарушения видимости. Все же изменения видимости могут быть использованы для оценки резкого повышения степени загрязненности воздуха или для оценки эффективности мер борьбы с загрязнениями. В результате наблюдений над видимостью в Лос-Анжелосе (Neiburger, 1955) установлено, что за несколько последних десятилетий средняя видимость понизилась менее значительно, чем этого можно ¡было бы ожидать, исходя из быстрого развития промышленности в данном районе за тот же отрезок времени. И, наоборот, повышение ¡видимости в районах Сен-Луи и Питтсбурга (Е1у, 1955) после внедрения противодымных мероприятий явилось показателем эффективности принятых мер.[ ...]

Эти вероятности подсчитаны путем деления количества наблюдавшихся ежегодно смертей на число жителей страны. Видно, что “внутренними” причинами объясняется подавляющее большинство всех смертей, “внешние” причины меньше их на два порядка величины. В то же время среди внешних причин резко доминируют аварии на транспорте. Аварии на воздушном транспорте характеризуются тем же риском, что и природные катастрофы.[ ...]

Оценивались выбросы семи наиболее массовых вредных веществ: оксида углерода, углеводородов, диоксида азота, сажи, диоксида серы, соединений свинца и твердых веществ. В среднем общая масса загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу от передвижных источников, составляет около 12 млн. т в год, в том числе от автотранспорта - 95%, воздушного транспорта - 2,5%, морского и речного транспорта --2,8%.[ ...]

Капитальный ремонт судна обошелся в три миллиона фунтов, но и это отчаянное усилие не спасло «королев». В условиях жестокой конкуренции с другими судами и воздушным транспортом огромные лайнеры теряли все больше пассажиров, опустошая кассу компании. Остальные лайнеры компании были уже списаны или проданы.[ ...]

Известно, что в нейтральной среде содержание ионов водорода (Н+) соответствует pH = 7. Кислотными осадками называют дожди, туманы, снег, которые имеют pH [ ...]

Впечатляет негативный пример роста заболеваний хроническим бронхитом москвичей (рис. 1) с увеличением автопарка с 90-х гг. Но не менее впечатляющим является другой пример (позитивный) - падение уровня свинца в крови населения США (рис. 2) и, следовательно, соответствующих заболеваний. Последнее происходит синхронно с уменьшением использования этилированного бензина для автотранспорта вплоть до его полного запрета. Значительное сокращение объемов перевозок воздушным транспортом (после 1992 г.) в России привело к уменьшению суммарного количества выбросов в атмосферный воздух до 280 тыс. т в год (из которых обезвреживается только 20% всех отходящих веществ).[ ...]

Исторически промышленное садоводство зародилось вблизи крупных населенных центров. Быстрая порча большинства видов садовой продукции создавала определенные преимущества близости к рынкам благодаря монополии на качество. По мере улучшения условий транспортировки и хранения преимущества близости к рынкам постепенно ослабевали. Быстрые дальние перевозки в рефрижераторах уровняли качество реализуемой продукции. Объединение систем железнодорожного и грузового транспорта привело к дальнейшему повышению эффективности транспортировки. С использованием в последнее иремя воздушного транспорта для перевозок ценных видов садовой продукции, например цветов и земляники, снизились преимущества близости рынков к хозяйствам, выращивающим эти скоропортящие высокоценные товары.[ ...]

Проведенные в различных регионах исследования показали, что концентрации N0 в приземном воздухе изменяются от уровня, лежащего ниже предела обнаружения используемых методов анализа, до примерно 50 млрд 1 (около 1,2 1012 см 3) в воздухе городов. Недавние измерения выявили сильную анизотропию широтного распределения монооксида азота в верхней тропосфере. Представленные на рис. 5.2 результаты измерений указывают на аномально высокое содержание N0 над средними широтами Северного полушария. Образование такой "шапки" связывают главным образом с интенсивным движением воздушного транспорта и быстрым вертикальным переносом загрязняющих веществ от наземных источников в результате глубокой конвекции.[ ...]

Изоляция « 800-500 м считается достаточной для этой цели. Для иллюстрации возможности ветроонылепия па далI.пей дистанции обычно приводится факт заноса большого количества пыльцы дуба на ос/гро» Гельголанд с соседнего материка на расстояние примерно 00-70 км от ближайших дубовых насаждений. Известны случая наноса пыльцы древесных пород н Арктику па многие сотни километров. Факты:>ти но подлежат сомнению. Однако биологическое аначенио дальнего воздушного транспорта пыльцы очень сомнительно для целен опыления. Пыльца, находясь в воздухе, быстро утрачпиает жизнеспособность, как это было установлено для злаков. Эффективное перекрестное ошаление при помощи ветра осуществляется па небольшом расстоянии, между ближайшими особями, удаленными друг от друга самое большее па несколько десяткой или сотен метров.[ ...]

Благодаря всему этому человек приобрел на Земле исключительное положение: стал хозяином ее. Он уже неизмеримо меньше зависел от условий среды и смог постепенно подчинять ее, переделывать в своих интересах. Человек научился ограждать себя от неблагоприятных условий среды. От холода он сначала укрывался в пещерах, а затем строил жилища; он овладел огнем, покрывал свое тело звериными шкурами, а потом и специально изготовленной одеждой. На смену собирательству и охоте при добывании пищи пришли животноводство и земледелие. А достижения науки и техники дали новые виды энергии: электрическую и атомную. Человек смог быстро передвигаться на большие расстояния, используя наземный и воздушный транспорт. В квартире современного человека появились холодильник, предохраняющий продукты питания от порчи, и кондиционер, создающий комфортный микроклимат. На страже здоровья человека стала профилактическая и лечебная медицина. Много выиграли при этом и домашние животные, которых человек обеспечил теплыми хлевами, полноценным кормом и всеми достижениями зоотехнии и ветеринарии. Но, как бы там ни было, ни человеку, ни животному (тем более дикому) не уйти от неблагоприятных влияний условий существования.[ ...]

Большинство плодов можно потреблять в свежем виде, когда они содержат большое количество воды. После того как у них наступил климактерий, они обычно быстро портятся. Таким образом, стадия хорошего состояния для потребления может быть исключительно короткой и мимолетной. По этой причине некоторые очень вкуснее тропические плоды, например анона, фактически не известны за пределами района их выращивания. В результате большинство поступающих в продажу плодов или обладают достаточной прочностью для перевозки в свежем виде (яблоки, цитрусовые), или их удается сохранять путем сушки (финики и инжир), переработки на желе и джемы, консервирования (ананасы) или замораживания (земляника). Развитие воздушного транспорта, холодильников и новых приемов упаковки сделали возможным снабжать крупнейшие населенные пункты плодовой продукцией мирового сортимента в течение круглого года. В то же время имевшиеся в изобилии в небольших городах обычные сезонные плоды, например малина, фактически исчезают и уже считаются предметом роскоши.

Авиационный транспорт - вид транспорта, производящий перевозку грузов и пассажиров воздушным путём с помощью летательных аппаратов: самолётов, вертолётов и др.; помогает интернационализации и глобализации всех сторон человеческой деятельности. Авиационный транспорт - самый скоростной и самый дорогостоящий вид транспорта.

Преимущества :

Скорость сообщения;

Маневренность и оперативность (особенно в организации новых маршрутов);

Огромный охват территорий и акваторий;

Кратчайший путь следования;

Возможность быстрой передислокации подвижного состава при изменении пассажиропотоков, в т.ч. из-за аварий на других видах транспорта;

Экономия общественного времени благодаря ускорению доставки;

Неограниченные провозные возможности (ограничиваются только мощностью аэродрома);

Относительно небольшие капиталовложения (на 1 км воздушного пути примерно в 30 раз меньше, чем на 1 км ж/д пути).

Функции воздушного транспорта близки с функциями телекоммуникаций. Авиаперевозки обеспечивают наиболее ценные (произведения искусства, антиквариат, драг. металлы) и срочные грузы.

Недостатки : высокая себестоимость перевозок (поэтому не является грузовым); зависимость от погодных условий.

Изначально воздушный транспорт развивался как специализированное средство пассажирских перевозок. В настоящее время увеличивается доля грузовых перевозок авиационным транспортом. Это связано с появлением самолётов большей грузоподъёмности. Наметилась тенденция перевозки мелких партий грузов. Стоимость транспортировки может быть снижена за счёт уменьшения страховки, упрощения тары и упаковки из-за отсутствия внешнего воздействия. Однако в общем объёме доля грузооборота авиационного транспорта мала. Функции данного вида транспорта расширяются в зависимости от внедрения достижений НТП. Постепенно происходит процесс формирования личных летательных средств.

К специфическим сферам деятельности воздушного транспорта относят: монтаж строительных высотных сооружений, магистральных газо- и нефтепроводов, ЛЭП; инспекцию дорожного движения; сельскохозяйственные работы; пожаротушение; связь с удалёнными и труднодоступными районами; скорую мед. помощь; перевозку почты; геологоразведку; аэрофотосъемку.

Движение воздушного транспорта осуществляется:

1. Строго по расписанию, что связано со сложностью организации взлета-посадки на ВПП;

2. По системе выделения каждой единице подвижного состава своего коридора движения, зависящего от скорости и грузоподъёмности самолета.

Коридор движения - это расчётная высота полета и система координат в продольной и горизонтальной плоскостях полёта. Система коридоров позволяет рассредоточить воздушные суда в воздухе. Летательные средства оборудованы соответствующими системами измерения и поддержания высоты полёта.


К подвижному составувоздушного транспорта относятся:

1. Аппараты легче воздуха (дирижабли, воздушные шары, аэростаты, планеры);

2. Аппараты тяжелее воздуха (самолёты, вертолёты).

Для безопасной работы воздушного транспорта необходима сложная инфраструктура (обслуживающий персонал, радиолокация, телекоммуникация, сложная наземная техника). Инфраструктурой отраслиявляется сеть аэропортов. Аэропорт - это транспортное предприятие, осуществляющее приём и отправку пассажиров, багажа, грузов и почты, организацию и обслуживание полётов подвижного состава. Аэропорты бывают международные, республиканские и местного назначения. Аэродром - это специально приспособленный земельный участок с комплексом сооружений и оборудования для обеспечения взлёта, посадки, стоянки и обслуживания. Аэродромы бывают основные, запасные и базовые.

Предприятия воздушного транспорта акционированы, однако системы управления воздушным движением приватизации не подлежат. Это обусловлено в большей степени тем, что государство ответственно за безопасность полётов и жизнь людей.

Оперативная деятельность аэропортов также отделена от собственности и оперативной деятельности авиакомпаний. При этом обеспечен равный доступ авиакомпаний к инфраструктуре любого аэропорта и свободный выбор аэропорта для равных условий конкурентной борьбы авиакомпаний.

В Советском Союзе авиатранспорт развивался очень активно. В 80-е гг. Аэрофлот являлся крупнейшей авиакомпанией мира. Помимо обслуживания отечественных трасс, он поддерживал связи со многими зарубежными странами. Сегодня Россия также является одной из крупнейших авиационных держав. Однако Аэрофлот с распадом СССР и отделением от него целого ряда мелких самостоятельных авиакомпаний потерял свое лидирующее положение. В 70-е - начале 80-х гг. Аэрофлот был укомплектован современными воздушными судами, в техническом отношении вполне сопоставимыми с лучшими зарубежными аналогами. Тем не менее, начиная со второй половины 80-х гг. резко замедлились темпы обновления отечественного авиапарка. В годы экономического кризиса этот процесс почти полностью прекратился, в связи с этим главной и неотложной задачей авиационного транспорта России является замена отслуживших свой срок лайнеров новыми машинами.

В России самые протяжённые в мире авиатрассы (800 тыс. км). В первую очередь это трассы, соединяющие Москву и Санкт-Петербург с городами Дальнего Востока:

Москва - Екатеринбург - Новосибирск - Иркутск - Хабаровск - Владивосток;

Москва - Новосибирск - Иркутск - Якутск - Магадан - Петропавловск- Камчатский;

Санкт-Петербург - Екатеринбург - Новосибирск - Иркутск - Хабаровск - Владивосток;

Санкт-Петербург - Пермь - Омск - Новосибирск - Иркутск - Якутск - Магадан - Петропавловск-Камчатский.

Основными центрами авиасообщения, где пересекаются многие аэротрассы, являются крупнейшие города страны: Москва и Санкт-Петербург, курорты Северного Кавказа, а также все крупные города на авиатрассе Москва - Владивосток. В районах Крайнего Севера и приравненных к нему территориях большую роль в перевозках грузов и пассажиров играют вертолёты. Они доставляют грузы и пассажиров на нефтепромыслы и другие производственные объекты, геологические партии к месту их работы, оказывают срочную медицинскую помощь и т.д.

В настоящее время Россия располагает свыше 1,3 млн. км авиалиний. На её территории в государственном реестре аэропортов на 2010 год было зарегистрировано 232 аэропорта, 71 из них является международным. Грузооборот авиационного транспорта составляет 0,1%, пассажирооборот - 30%. В нашей стране действуют 46 авиакомпаний различных форм собственности, из них 11 компаний являются крупными, с объёмом перевозок более 1 миллиона пассажиров в год. Крупнейшими аэропортами по пассажирообороту являются: в Москве - Домодедово, Внуково, Шереметьево; в Санкт-Петербурге - Пулково; в Екатеринбурге - Кольцово; в Новосибирске - Толмачёво; в Краснодаре - Пашковский; в Сочи - Адлер. Их пассажирооборот составлял свыше 2 млн. пасс.-км в 2011 г.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: