Воронежские рынки: исторический экскурс. Московские ремёсла - история


Рост числа средневековых городов. По данным археологиче­ских исследований, по сравнению с ранним средневековьем (VI- IX вв.) в середине средних веков (Х-ХП вв.) в Казахстане значи­тельно оживленнее развивалась оседлая культура и росло число городов. Если в раннем средневековье в Южном Казахстане на­считывалось 30 городов, то во второй половине средневековья их число увеличилось до 37. А по письменным источникам, если на пер­вых порах было известно 6 городов, то в последующее время - 33.

Рост числа городов был связан с усилением их значимости, раз­витием экономических, культурных связей Востока с Западом. Вто­рой причиной этого является переход в окрестностях и внутри горо­дов кочевых скотоводов к оседлому образу жизни, что также влияло па увеличение числа городов, а также численности их населения.


Средоточием городов являлся Южный Казахстан в междуречье Арыси и Сырдарьж В среднем течении Арыси сформировался густонаселенный округ Кенджде с центром в городе Усбаникет, а при впадении Арыси в Сырдарыо был сформирован Фарабский ок­руг с центром в городе Отрар. В регионе Шавгара (Йасы) имелись города Карнак, Ка- рачук, Шур (Сури) и Сауран. В среднем те­чении Сырдарьи находился город Сюткент, в нижнем - города Сыгнак, Жанкент, Аш- нас и Баршынлыкент. У северных предгорий Каратау были расположены города Баладж и Берукет.

Высоко развита была оседлая городская культура в Жетысу. Так, например, на юго- западе Жетысу, центром которого являлся Тараз, имелось 36 городов. А на его северо- востоке (центры Лабан, Алматы, Талхир) было найдено 70 городищ - местонахожде­ний древних городов.

Города росли не только численно, но и по площади, экономическому положению. Их можно подразделить на три группы. К первой группе относятся городища, площадь которых составляет более 30 гектаров. Это Испиджаб, Отрар, Сауран и другие. Вторая группа включает городища площадью of 15 до 30 гектаров. В их числе можно назвать Бурух, Хурлуг и другие города. В третью группу входят городища, площадь которых не достигает 10 гектаров. Такие города наи­более многочисленны. Площадь городов за­висела не только от численности их жите­лей, но и от наличия общественных соору­жений (торговых, религиозных и т.д.).

Особенностью, присущей Х-ХН векам, было распространение оседлой культуры в центральных и восточных регионах Казахста­на и увеличение числа городов. Свидетель­ством этому являются города Баскамыр и Аяккамыр у подножий Улытау или Сарайлы и Торайлы на берегах реки Кенгир.


Изменения в градостроительстве. Археологические раскоп­ки дали полную картину внутренней системы застройки городов.

Археологические раскопки на месте средневековых городов От­рар, Тараз, Талгар, Баба-Ата и Куйрыктобе позволили изучить принципы планировки и застройки этих городов. Обычно дома стро­ились по обе стороны улиц. В них имелись жилые и хозяйствен­ные помещения. А чуть поодаль от них в ряд возводились ремес­ленные мастерские. В их числе «квартал гончаров» строился в сто­роне от жилых домов. Сравнивая письменные источники и архео­логические данные, можно убедиться, что площади «кварталов гон­чаров» средневековья по сравнению с кварталами раннесредневе- кового города увеличились в два-два с половиной раза. Соответ­ственно росло и число других сооружений, зданий и жилых до­мов. При раскопках в Отраре было обнаружено месторасположе­ние торговой площади, где продавали глиняную посуду. Основным доказательством этому является такой факт, что вся улица, нахо­дившаяся в северо-восточной части города, была усыпана облом­ками разбитых глиняных горшков. А гончарная мастерская нахо­дилась в южной части города на возвышенной местности. Вместе с тем в городе имелись ремесленные кварталы (кварталы ювелиров, кузнецов и т.д.).

Новым элементом в градостроительстве Х-ХИ веков являлось сооружение мечетей в связи с распространением исламской рели­гии. Также новым элементом градостроительства можно считать и восточные бани. Так, например, в Отраре были найдены остатки двух восточных бань. Подобные бани были построены в Таразе, Туркестане и других городах. К баням в Таразе, Отраре были про­ведены глиняные водопроводы. Даже этот факт многое говорит об уровне культуры средневековья.

Археологические исследования позволяют охарактеризовать и оборонительные укрепления городов. Например, если толщина нижней крепостной части стены Отрара достигала 6,2 м, то квер­ху она сужалась до 1,5 м. Система оборонительных сооружений зависела от их площади. Например, стены шахриетана - централь­ной части города Баба-Ата были возведены из кирпича в два ряда.

11о краям стены имелись специальные башни для караула или за­щитников в случае нападения врага. А в Жетысу как оборони­тельные сооружения, так и внутренние городские здания отлича­лись своей спецификой. Это объясняется тем, как они были при­способлены к обороне переходящими к оседлости местными рода­ми и племенами. Об этом свидетельствуют жилые и хозяйствен­ные сооружения, построенные в городе Талгаре.

Таким образом, в Х-ХП веках в системе архитектурных соору­жений произошли значительные изменения. Это формргрование рабадов (внутренних и внешних (наружных) частей города), увеличе­ние площадей самих городов, строительство таких общественных за­ведений, как мечети и бани, а также более качественное возведение мощных оборонительных сооружений.

Жилища. Археологические исследования городов Х-ХП ве­ков показали, что внутренняя структура жилых зданий того пе­риода была схожей с архитектурой раннего средневековья (VI- IX вв.). Однако в X веке в жилых зданиях увеличилось количество комнат. Уровень пола при входе в комнату находился на уровне порога. Справа от входа находился тандыр - очаг (печь), обращен­ный к входной двери. Возле тандыра располагался дымоход от­крытого очага, размером 30 x 30 см, с помощью которого обогрева­ли жилище. Перекрытие дома было плоским и поддерживалось 3 или 5 столбами. Рядом, справа от тандыра, были устроены спе­циальные ниши для посуды. Посреди стены также делались ниши для светильников или хранения мелких инструментов. А перед оча­гом имелись ямы для золы.

В XI - XII веках произошли коренные изменения в архитекту­ре жилых домов. Например, при раскопках в городе Куйрыктобе были найдены остатки построенных в ряд трехкомнатных домов. Причем все комнаты были сквозными: посредине находилась ком­ната в виде коридора и по обе стороны ее - два входа в другие комнаты. Такие дома называют «дома-коржыны» (коржын - пе­реметная сумка с двумя отделениями). Аналогичные дома часто встречаются на зимовках. Еще одним типом застройки было жи­лище с помещениями, построенными в один ряд, перпендикуляр­но улице. В домах суфы - глиняные помосты для отдыха - зани­мали половину комнаты. Расположенные с краю суф открытые очаги были различных форм: овальными, круглыми и подковооб­разными. Площадь домов была различной, наиболее распростра­ненными были жилища общей площадью до 40-50 квадратных метров, небольшие - 30 квадратных метров. Другим новшеством в строительстве жилых домов в XII веке является то, что появи­лись новые очаги - это круглые или прямоугольные жаровни, вко­панные в пол. Жаровни богато украшались растительным и гео­метрическим узорами. Такие жаровни были схожи с «сандалами» - очагами посреди помещения в Средней Азии. Однако они ничем не отличались от очагов в казахских юртах. Конечно, они играли огромную роль не только для обогрева помещения и его освеще­ния. Вокруг таких очагов собиралась вся семья, за домашним разговором решались бытовые вопросы и вопросы воспитания де­тей. Поэтому у любого народа во все времена очаг символизиро­вал семейное единство, изобилие и благосостояние народа.

Еще одним новшеством в XII веке было то, что появились ташнау - сани­тарно-очистительные устройства средне- пекового дома. Первоначально это было устройство, представляющее собой пря­моугольную глиняную площадку с бор­тиками и сливом, присоединенным к тру­бе или сосуду, врытому в землю. Таш- пау строили следующим образом: перед очагом рыли яму глубиной два-три мет­ра, на краю которой устанавливали гли­няный горшок с разбитым дном и сверху обкладывали обожженным


План многокомнатного дома с надворными постройками

прямоуголь­ным кирпичом (30 x 30 см) толщиной в 4- 5 см. Диаметр обложенного кирпичом стока совпадал с диаметром горлышка горшка. Эти дыры делались для отвода коды после мытья посуды и рук. В неко­торых крупных городах в нижней части ташнау устанавливались гли­няные трубы, через которые выводилась грязная вода.

В жилищном строительстве Жетысу Х-ХП веков имелись свои специфические особенности, присущие местным условиям. Жили­ща в основном имели центрический план. Для них характерен был центральный зал или двор, из которого вели входы в жилые и хозяйственные помещения. Это были многочисленные постройки с общей площадью 500-600 квадратных метров. Такие жилища кыглядели как небольшие крепости. Иногда на свободных местах ко дворе устанавливали юрты или содержали скот. Все эти факты свидетельствуют о широком развитии поселений в Жетысу в пе­риод средневековья.

1.Что вы знаете о росте числа городов в Южном Казахстане? В ок­рестностях каких больших городов было много малых поселений?

2.Вдоль какой реки было расположено много городов?

3.Какие известные средневековые города Жетысу вы знаете?

4.Какие изменения в градостроительстве произошли в Х-ХН веках?

5.Какие мастерские имелись в городах? Что в них производили?

6.Какие общественные заведения стали возводить в городах в это время?

7.Запишите в тетради по истории, какие изменения произошли в архитектуре жилых домов в период средневековья.

Вопросы для самопроверки

1.Сколько городов было на территории Казахстана во второй половине средневековья?

A.30 С. 37

B.35 D . 73

3.Какой из перечисленных городов был площадью более 30 гектаров?

A.Отрар D . Карнак

B.Bypyx Е. Карачук

C.Хурлуг

4.Что такое ташнау?

A. загон для скота С. санитарно-очистительное устройство

B. печь D . очаг

В этой статье мы поговорим об еще одном товаре, который пользуется спросом среди покупателей и относиться к категории обустройства и декорирования дома, а именно о посуде. Можно смело утверждать, что ниша эта не новая и на рынке уже есть свои серьезные игроки, которые предоставляют достаточно широкий выбор товара. И если в больших городах львиную долю продаж в этом сегменте осуществляют крупные торговые сети, то в маленьком городе, вполне можно конкурировать и получать стабильную прибыль. В крупных городах есть смысл продавать что-то эксклюзивное, например посуду ручной работы или же быть официальным представителем какой-то новой торговой марки. Таким образом, вы будете минимально конкурировать с торговыми сетями и сможете предоставить достаточно уникальный ассортимент.

Давайте рассмотрим то, как открыть магазин посуды и выгодно ли этим заниматься. Мы постараемся пошагово описать все основные аспекты ведения данного бизнеса, чтобы вы имели общую картину и алгоритм действий.

Документы

Как и для любого бизнеса, для начала вам нужно знать какие документы нужно оформить. Мы предоставим вам основной список тех бумаг и разрешений, который вам будут нужны для розничной торговли посудой.

  • открыть ИП.
  • указать ОКВЭД на деятельность. Для России это — 47.59.2. Для Украины – 47.
  • заключить договор аренды на помещение.
  • иметь сертификаты качества на товар.
  • при необходимости получить разрешения на торговлю от СЭС и пожарной службы.
  • оформить на работу персонал.
  • оформить уголок покупателя.

Для того чтобы сделать все грамотно именно в правовом поле, мы рекомендуем обратиться за консультацией к юристу.

Нужна товарная ниша, которая пользовалась бы высоким спросом и при этом можно было бы конкурировать с другими магазинами? Наиболее привлекательным вариантом является открытие магазина хозтоваров . Все детали в нашей статье по ссылке выше.

Помещение и место для торговли

На втором этапе вам нужно будет позаботиться о выборе местоположения торговой площади, а также ее размере. Торговый центр считается очень хорошим местом для любого магазина, в том числе и для вновь открывшегося магазина посуды. Хотя есть и минусы: проблемой будет найти свободное место, да и арендная плата в крупных торговых центрах, как правило, «кусается». Зато большой плюс — непрерывный поток потенциальных покупателей. Фактически ваш магазин будет получать клиентов без начальной раскрутки.

При старте в таком бизнесе необходимо уделить должное внимание оформлению интерьера. Очень важна правильная атмосфера, выбор подходящей цветовой гаммы и фактуры стен. Для этого можно использовать обои или венецианскую штукатурку пастельных оттенков, желательно подобрать картины или поместить фотографии на стенах. Полезным будет создание звукового оформления. Негромкая, приятная классическая музыка – хорошее решение. Можно договориться с поставщиками о фирменных стеллажах, где экспозиция посуды будет смотреться еще эффектнее.

Другой путь – это запуск магазина в отдельном помещении. В таком случае помимо тех же затрат на ремонт, вам нужно будет задуматься об охране, и раскрутке, а это также дополнительные вложения средств.

Площадь небольшого посудного магазина в среднем составляет – 25 – 50 кв.м. Этого вполне достаточно, чтобы размесить стеллажи и оформить презентацию всего ассортимента.

Оборудование

Третий этап – это покупка и установка торгового оборудования. При старте бизнеса на продаже посуды, вам нужно будет просчитать все необходимые вложения в эти приспособления.

Вам будут нужны:

  • стеллажи с полками.
  • витрины.
  • навесные полки.
  • мебель для рабочего места продавца.
  • охранная сигнализация.
  • система подсветки витрин.
  • аксессуары для декора помещения.

Как уже говорилось выше, главное – это создать уютную атмосферу с красивой презентацией товарных групп. Особенно это актуально для эксклюзивной посуды или же для изделий ручной работы.

Ассортимент и поставщики

Четвертый этап составления бизнес плана магазина посуды – это составление ассортимента.

Первое с чем нужно определиться это тип товара: эксклюзив, повседневные кухонная посуда или же изделия ручной работы. Второе – это ценовой диапазон и наличие целевых покупателей. Третье – это производители, с которыми вы будете сотрудничать.

Хотелось бы подметить, что если говорить об открытии отдела с посудой в большом городе, то можно рассматривать все варианты. Но если ваш выбор это небольшой магазин в маленьком городе, не нужно экспериментировать и лучше выбрать в качестве основы ассортимента именно посуду для ежедневного использования, и иметь в наличии 80% дешевой продукции и 20% более дорогих производителей.

Основные товарные группы:

  • кухонные принадлежности (лейки, лимонницы, лопатки, молотки для мяса и прочее).
  • кухонная посуда (кастрюли, сковородки, сотейники и прочее).
  • посуда для хранения (банки, лотки).
  • бокалы, стаканы, графины.
  • детская посуда.
  • для микроволновых печей.
  • ножи.
  • пластиковая посуда.
  • столовая посуда (миски, тарелки, сервизы, чашки, вилки, ложки и прочее).

Вообще есть универсальная посуда, востребованная в любые времена. Это фарфоровая посуда белого и темного цвета. Она популярна в ресторанах, кафе, да и в каждом доме используется очень часто. Еда в белых тарелках смотрится эффектно, да и к любой скатерти она подходит.

Наборы посуды черного цвета (с узором или без него), а также белого с цветным узором тоже пользуются высоким спросом. Эксперты утверждают, что самыми популярными являются комплекты посуды для повседневного пользования. Посуда для приготовления пищи, и подарочные наборы составляют только около 30% от всех продаж.

При открытии посудного магазина желательно сразу начать работать с несколькими производителями, в том числе и отечественными. Изучайте цены и смотрите, где вы можете конкурировать со схожими товарными точками. Всегда берите сертификаты качества на товар, это обезопасит вас от лишних штрафов, которые могут последовать после проверки специальной комиссией.

Поставщиков посуды можно найти в интернете. Можно связываться с изготовителями напрямую и просить их предоставить номер ближайшего официального дилера в вашем регионе.

Персонал

Гарантией успешной работы магазина по продаже посуды будет наличие умелого и грамотного продавца-консультанта. Ваш работник должен разбираться в ассортименте и быть коммуникабельным. Ведь люди, которые могут посоветовать подходящий вариант, сориентировать в качестве производителей, назначении, умеющие готовить и накрывать на стол, вызывают у покупателя больше доверия. И самое главное, чтобы самим продавцам нравился ассортимент, ведь только при этом условии они смогут без труда убедить даже самого скептически настроенного клиента купить предлагаемый товар.

Обязанности бухгалтера и управляющего вы как предприниматель можете взять на себя.

Реклама

Очень хорошо, если вы позаботитесь о рекламе своего бизнеса. Можно создать интернет магазин, заказать наружную рекламу (хорошо, если она будет необычной и запоминающейся), поместить рекламу в местных СМИ, в том числе кулинарных журналах и газетах. Но еще можно предоставлять посуду в аренду для проведения кулинарных мероприятий, договориться с шеф-поварами, проводящими мастер-классы, о рекламе вашего магазина посуды.

Не забывайте также о проведении различных акций, конкурсов с розыгрышем призов, продумайте систему скидок. Тогда каждый человек, который хотя бы раз попадет в ваш магазин, захочет стать постоянным покупателем.

Факторы, влияющие на повышение продаж

Многие изменения в обществе влекут за собой повышение объемов продаж посуды. Например, возрастание количества свадеб, по данным статистики, неизменно ведет к увеличению продаж такого вида товара.

Увеличение продаж на рынке недвижимости тоже ведет к большей потребности в покупке такого вида товара: в новую квартиру с новой мебелью и, конечно же, с новой посудой.

Кроме того, факторами развития рынка в этой сфере являются все более растущий ассортимент посуды и мода на эксклюзивные и интересные сервизы. Мода диктует многое, и цвет тарелок и их форма может варьироваться в зависимости от направлений. Раньше все тарелки были одинаково круглыми, а сегодня, каких только не бывает: круглые, квадратные, треугольные, в форме овала, и даже в форме различных фигурок – на любой вкус покупателя. Сервировка стола в наше время является целым искусством, а рестораны постоянно подыскивают наиболее интересные варианты посудных наборов для того чтобы удивить клиента. И если Вы решили стать хозяином магазина посуды, постарайтесь позаботиться о разнообразии в ассортименте и о постоянном пополнении прилавка новинками.

То, как Вы будете представлять свой товар на витринах и прилавках магазина, тоже существенно влияет на количество продаж. Например, неудобен для покупателя формат «склада», привычный для продавцов.

Поэкспериментируйте с расстановкой, плюс можете сделать несколько стендов оформленных под конкретные марки производителей. Люди должны представлять, как эта посуда будет выглядеть у них на кухне.

Сколько нужно денег?

Теперь переходим к финансовой стороне рассмотрения бизнес плана посудного магазина, а именно к описанию того что сколько стоит. Мы укажем лишь базовые расходы, а вы будете уже подставлять значения под свой регион и свой ассортимент товара, у каждого конечная сумма будет разной.

Стартовые вложения:

  • косметический ремонт – от $120 за 1 кв.м.
  • покупка оборудования – от $2000
  • оформление документов – $200
  • закупка ассортимента товара – $7000 — $10000
  • фирменный стиль и декор (вывеска, визитки) – $250

Ежемесячные вложения:

  • арендная плата за помещение – от $7 – $10 за 1 кв.м.
  • коммунальные платежи – $20 — $30
  • налоги – $120
  • заработная плата – от $200 на одного сотрудника
  • реклама – $50
  • пополнение ассортимента товара – $1500 — $2000

Взяв этот список за основу, вы сможете подогнать его под свои требования и добавить недостающие пункты расходов.

Сколько можно заработать?

Средняя наценка на посуду составляет – 25% – 30%.

К примеру, на пластиковые изделия она может достигать – 50% – 100%.

Все будет зависеть от производителя и качества товара.

Окупаемость бизнеса на продаже посуды – от 1 года.

Выводы. Открытие своего магазина посуды – это выгодная ниша для предпринимателей, которые хотят, а главное умеют работать в конкурентной среде. Тут либо вы предложите уникальную продукцию, либо очень широкий ассортимент товаров, либо будет брать более низкой ценой. Но в любом случае конкурировать можно и получать стабильную прибыль также вполне реально.

Есть опыт работы в этой нише? Ждем ваш отзыв ниже.

Городская культура средневекового Казахстана (VI-XVII вв.)

На обширной территории Казахстана издревле существовали крупные историко-культурные районы, характеризующиеся оседлой, а в средние века и городской жизнью. Таковыми были Южный Казахстан и Семиречье. В IX — начале XIII вв. в предгорной полосе появились новые города Джумишлагу и Манкент. В округе Фараб, кроме Отрара, возникла новая столица Кедер, города Весидж и Бурух. В Шавгаре появляются Яссы и Шагильджан, Карнак и Карачук, Шур (Сури). Впервые источники называют крупный город Сауран, а в низовьях Сырдарьи — Сыгнак, Янгикент, Дженд, Асанас, Барчикент. На северных склонах Каратау находились Баладж и Берукет, на средней Сырдарье — Сюткент.
На юге Казахстана аналогично среднеазиатским городища состоят из трех частей — цитадели, шахристана и рабада. Цитадель — наиболее укрепленная центральная часть города или крепости, приспособленная к самостоятельной обороне, последнее убежище защитников при штурме. В цитаделях городов располагались дворцы правителей, интерьер которых украшали росписями, резьбой по глине и резным деревом. Шахристан — основное ядро города (резиденции правителя и знати), включающее цитадель и обнесенное стеной. Рабад — пригородные ремесленные слободы, расположенные за пределами шахристана. На юго-восточной части городища Куйруктобе на Сырдарье открыты остатки кварталов XI — начала XII вв. В каждом из них насчитывалось соответственно от 8 до 10 домов. Один из раскопанных кварталов города имел ремесленную специализацию — был заселен гончарами.
Новым элементом в структуре городской застройки рассматриваемого периода является мечеть. В письменных сочинениях IX — XII вв. при характеристике городов обязательно упоминается мечеть, ее расположение в городе. Важная роль в жизни города принадлежала базару и торговым постройкам. Внутригородские рынки арабские авторы называют «сук» и «асвак», персидские — «базар». Базары могли находиться в шахристане и на территории рабадов. В X — XII вв. в городах Южного Казахстана появились бани. Несколько раньше их стали строить в Средней Азии. В больших городах насчитывалось по нескольку десятков бань. В ряду общественных построек баня занимала видное место. В рабаде Отрара раскопаны две бани XI — XII вв.
В домах ХII-ХIII вв. которые продолжали традиционную линию развития южноказахстанского городского жилища, появляются очаги нового типа -круглые и прямоугольные жаровни-сандалы, богато украшенные растительным и геометрическим орнаментом.
В Семиречье число новых городов также увеличилось. Как свидетельствуют письменные источники, их стало 26 вместо 21. В IX — начале XIII вв. их число возросло до 70. Причем прибавление произошло в Таласской долине, где оформились города Джикиль, Балу, Шельджи, Такабкет, Куль, Кенджак, Тальхир, Лабан, Каялык. В Чуйской долине столицей стал Баласагун. Город формируется в X — XII вв. на базе ханской ставки. Городское жилище характеризуется двумя типами домов. К первому относятся квадратные либо прямоугольные в плане однокомнатные наземные дома. Вдоль всех стен или трех располагались суфы. В центре или ближе к выходу устраивался прямоугольный или с закруглением части напольный очаг с бортиками из глины.
Ко второму типу относятся двухкомнатные дома, в которых кроме жилого помещения имелась небольшая кладовка. Основания стен сложены из каменных валунов. В строительстве использовалась пахса, сырцовый кирпич, жженый кирпич и дерево.
В основе жилища Семиречья лежит принцип расположения в ряд длинных узких помещений, объединенных коридором, через который сообщались комнаты — «гребенчатая планировка». В этот период оседлая и городская жизнь распространяется в Центральном Казахстане. Города и поселения располагались в долинах Джезды, Кенгира, Сарысу, в предгорьях Улутау.
Города также появились в Восточном Казахстане, в долине Иртыша. Письменные источники сообщают, что эти города принадлежали кимакам. Наиболее крупным был город Имакия — летняя резиденция царя (хакана). Кроме столицы были известны города Дамурия, Сараус, Бенджар, Дахлан, Астур. Города-ставки возникают и в Западном Казахстане, в долинах Урала. Они принадлежали тюркам-огузам. Раскопки городищ дают представление о тех изменениях в их застройке, которые произошли по сравнению с предыдущим периодом.
Рост числа городов, их территориальное расширение, увеличение количества городского населения сказалось на дальнейшем развитии керамического ремесла. Появляется поливная керамика. Наиболее распространенными видами изделий были графины, кувшины, чаши, кружки, флаконы. Увеличивается выделка стеклянных изделий. Из стекла изготавливались оконные диски. Судя по раскопкам кварталов гончаров, в XI -XII вв. появляются небольшие ремесленные мастерские. Существовала узкая специализация их, в цеховые организации были объединены гончары.
Кузнечное ремесло было одним из наиболее важных в городе. Производство изделий из меди было распространено в городах повсеместно, тем более разработки на полиметаллы и медь находились неподалеку от городских центров в Каратау, Таласском, Заилийском и Джунгарском Алатау. Медники изготавливали посуду, чираги, подставки, будучи одновременно и ювелирами.
Развитие получили косторезное ремесло и обработка камня. Из кости и рога изготавливались ручки ножей, пуговицы, украшенные резным орнаментом, булавки. На городище Талгар найдены костяные шахматные фигуры.
Как правило, города располагались в удобных и в торговом, и в стратегическом отношениях местах или в центрах микрорайонов и областей. В развитии
городов и городской культуры важную роль играла транзитная торговля по Шелковому пути. Само размещение городов показывает их привязку к трассам торговых путей.
Торговля служила одним из важнейших факторов развития города. В городе сходились три основных направления: товарообмена между странами, между ремеслом и сельским хозяйством (город и его округа), между городом и кочевой степью. Для этого времени больше известна международная караванная торговля, в развитии которой важная роль принадлежала согдийцам и тюркам. Великий Шелковый путь проходил по югу Казахстана через Семиречье. Известно описание его участка, пролегавшего через города Суяб, Тараз и Испиджаб. В Испиджабе от него отходила ветвь на северо-запад — в Фараб, Шавгар и дальше в низовья Сырдарьи.
Обменная торговля с кочевниками осуществлялась на ярмарках, которые происходили в больших и пограничных городах — Испиджабе, Отраре, Дех-Нуджикесе. Важным торговым центром Юго-Западного Семиречья был Тараз, о котором источники говорят как о «городе купцов», Чуйской долины — Суяб, где «смешанно живут торговцы из разных стран», а половину жителей города составляют купцы. В IX — XIII вв. по-прежнему активно функционирует Шелковый путь с Запада на Восток. Наиболее крупными центрами торговли явились Испиджаб, Кедер, Отрар и Янгикент на юге Казахстана; Тараз и Баласагун на юго-западе; Талгар и Каялык в северо-восточном Семиречье. В Испиджабе действовали крытые рынки и рынок полотна. Для IX — XII вв. характерен рост товарно-денежных отношений, который вытеснял товарный обмен. В крупных городах Казахстана функционировали монетные дворы. В XI — XII вв. возрастает роль золота как средства обращения.
Расцвет средневековой городской культуры Казахстана в начале XIII в. был прерван завоевательными походами монгольских войск. Были нарушены традиционные связи городов и кочевой степи. Но к середине XIII в. происходит оживление городской жизни, возрождаются экономические связи районов, города вовлекаются в орбиту международных торговых и дипломатических связей.
Свидетельством оживления экономической жизни южноказахстанских городов является нумизматический материал. В середине XIII в. начинает интенсивно работать монетный двор Отрара, где чеканятся вначале золотые динары, затем посеребренные дирхемы, а также медные фельсы. Все они обеспечивали не только местную денежную торговлю, но и торговлю межобластную. Кроме Отрара денежную продукцию выпускали Кенджде и Дженд.
В середине XIII в. на международных караванных путях возникали и развивались новые городские центры, такие как Сарайчик на р.Урал, Сайран, Саудакент, Барукет, Кумкент, Сузак и другие.
Монгольские завоеватели всегда препятствовали возрождению разрушенных городов как военных крепостей, тем не менее постепенно города стали вновь обноситься стенами. В это время, как свидетельствуют материалы раскопок, формируются новые типы жилища. Среди них выделяются дома с линейной и крестообразной планировкой, в ХIII-XV вв. происходит их дальнейшее развитие.
Во второй половине XIII в. в городах продолжало развиваться ремесленное производство. Было изучено 10 мастерских в г.Отраре, что свидетельствует об индивидуальном производстве самостоятельных ремесленников, работавших в мастерской при доме. Сопоставление размеров мастерских, количества печей в каждой из них позволяет судить о социальной дифференциации в среде керамистов. Анализ производимой продукции свидетельствует о существующей в это время специализации.
В подъеме экономики края и городов Сыгнака, Саурана, Отрара, бесспорно важную роль сыграло то, что в начале XIV в. они вошли в состав Ак-Орды, которая была первым крупным государственным образованием, сложившимся на местной экономической основе в послемонгольское время на территории Казахстана.
Присоединение южных районов Казахстана к империи Тимура, стабилизация политической обстановки способствовали некоторому оживлению экономической и культурной жизни. Немаловажную роль в подъеме Туркестана, Карнака, Отрара играло строительство грандиозного комплекса Ахмеда Ясави, мечети Арслан-Баб; сосредоточение в Отраре, Ясы, Сауране больших масс войск, и, как следствие этого, оживление межобластной торговли.
Иной была судьба городской культуры в Семиречье. Положение здесь в первые годы монгольского нашествия было относительно благополучным. В Илийской долине упоминаются Кайлык, Илибалык, отмечаются города в Таласской и Чуйской долинах. Жизнь в них протекала достаточно интенсивно. И, тем не менее, к середине XIII в. начинается общий упадок земледельческой и городской жизни. Причины, которые вызвали гибель городов Семиречья были различными, но они сплелись в такой пучок, что противостоять им не смогли ни древние традиции оседлости, ни попытки сохранения городской культуры, предпринимавшиеся центральной властью, ни проходившие через Семиречье торговые пути. В Семиречье переселялись большие массы кочевого населения, которые при поощрении верховной власти варварски относились к оседлому сельскому хозяйству, к тому же в интересах кочевой знати под пастбища отводились культурные земли, ранее использовавшиеся под посевы, огороды, сады.
Таким образом, упадок оседлой культуры, городов, являвшихся центрами транзитной торговли и ремесленного производства, в середине XIII в. еще внешне выглядят благополучно, то питавшая их земледельческая округа интенсивно разрушается, что и приводит вскоре к гибели самих городов.
Во второй половине XV — XVII вв. несмотря на последствия монгольского завоевания начинается процесс возрождения городов Казахстана. Это в первую очередь было связано с образованием Казахского ханства. В Южном Казахстане продолжала развиваться городская жизнь. Ибн Рузбихан упоминает о «тридцати крепостях Туркестана». Наименования более двадцати из них встречаются в источниках (Ясы, Отрар, Сайрам, Сыгнак, Узгенд, Аккурган, Куджан и др.), хотя культурными и экономическими центрами были лишь 5-6 наиболее крупных, что, впрочем и немало для такой небольшой территории, если принять во внимание ограниченность средневековой экономики, ее натуральный характер, относительную малочисленность населения и другие факторы.
Присырдарьинские города в период становления и укрепления казахской государственности играли в жизни населения Казахстана многоплановую роль. Сыгнак, например, был «торговой гаванью» для Восточного Дешт-и Кыпчака. Он был столицей первых казахских правителей. Ясы (Туркестан) продолжал оставаться известным торговым пунктом, центром крупного земледельческого округа. На рубеже ХV-ХVII вв. этот город стал столицей Казахского ханства, он был и главным религиозным центром для всего Туркестана и прилегающей казахской степи.
Отрар сложился в крупный торгово-ремесленный центр южно-
казахстанских земель. Доминирующее положение Отрара хорошо понимали современники, оставившие многочисленные свидетельства в источниках о борьбе за этот город, владение которым обеспечивало власть над всей областью.
Сауран был известен в XVI в. целой системой оборонительных сооружений, среди которых называются высокие крепостные стены с башнями, крепостной вал, глубокий ров, «подобный реке», наличие в нем медресе -«выдающегося архитектурного сооружения», а также строительство и эксплуатация особых оросительных сооружений — кяризов, устройством на одном из них чахарбага — загородной усадьбы с садами и виноградниками. Сайрам был хорошо укрепленной крепостью, крупным торгово-ремесленным центром на юге Казахстана, на стыке торговых и военных путей, этот город являлся административным центром самостоятельного вилайета.
Сузак на северных склонах Каратау постоянно был главной опорой, стратегическим пунктом правителей Казахского ханства как в борьбе за власть в степных районах, так и за города в Туркестане. Сузак был не только хорошей крепостью, но и торговым, ремесленным центром, выдвинутым в степь. В районе Сузака отмечены источниками и исследованы археологами другие оседлые казахские поселения: городище Культобе, Ран, Тастобе, Таскорган, Коктобе. Одни из них были крепостями, другие — земледельческими поселениями.
Почти все города Казахстана наследуют планировочный остов городов предшествующего времени. В топографии позднесредневековых городов различаются «хисар» — центральная часть города, обнесенная стеной, и пригородные районы. Термин «хисар» понимается и как «город», «укрепление», и как «городская стена». Хисар — это густонаселенная укрепленная часть города, в которой концентрировались правительственные здания, казармы, соборная мечеть, главные рынки и ремесленные мастерские, жилые дома основных городских жителей.
В хозяйственной жизни городского населения Туркестана как крупных, так и мелких городов, большую роль играли занятия сельским трудом. Полуаграрный характер городов отмечают исследователи по археологическим материалам и по данным письменных источников. Города были окружены садами и огородами, бахчами и виноградниками, полями и пастбищами. Земледелием и животноводством занимались не только жители ближайших и дальних селений, но и сами горожане.
Каждый из городов был центром обширного земледельческого района с развитым поливным земледелием, товарным производством зерна и другой сельскохозяйственной продукции. В городах имелись ремесленные кварталы, развивались ремесла — керамическое, кузнечное, деревообделочное, стеклодувное, ткацкое, кожевенное, ювелирное, строительное дело.
В городах Туркестана была развита фортификационная система. Крепостные сооружения, способные выдерживать длительную осаду, во время бесчисленных войн подвергались разрушениям и вновь восстанавливались трудом мастеров. Вместе с ними и под их прикрытием в то неспокойное время средневековья строились жилые постройки, культовые и общественные здания — мечети, медресе, мазары, бани, дуканы, крытые рынки, караван-сараи.
В квартале гончаров ремесленники, видимо, были объединены в цехи, подобные тем, о которых известно по сохранившимся цеховым уставам «рисоля». Традиции и обычаи цехового строя, зафиксированные рисоля, вырабатывались столетиями и бесспорно, существовали у гончаров позднесредневековых городов Казахстана. Отмечается специализация производства. Таким образом, можно отметить, что по сравнению с периодом раннего и развитого средневековья тенденции к специализации городских мастеров-гончаров прогрессирует по мере приближения к новому времени.
Металлургия и кузнечное ремесло, как и прежде, имели в городе широкое распространение. Ремесленники производили литье чугунных котлов. Из чугуна делались втулки для колес, имевших характерную форму обоймы с тремя выступами по периметру. Из железа изготавливались серпы. Ножи и их обломки — наиболее многочисленная категория изделий из железа. Набор железных подков свидетельствует о том, что они были достаточно разнообразны по размерам.
Ювелиры широко использовали в производстве цветной камень, сердолик, огненный опал, яшму, нефрит, агат, горный хрусталь. Камни применялись для изготовления бус, вставок в перстни, а также как поделочный материал и для самих перстней. Ювелирное ремесло, как свидетельствуют обнаруженные при раскопках изделия, характеризовалось высоким уровнем развития. Мастера знали и применяли различные технические приемы; ковку, литье, чеканку, штамповку, гравировку, позолоту, насечку серебром. Им был знаком способ изготовления серебряной и бронзовой проволоки, гранение и шлифовка, сверление цветного камня. Из стекла изготовляли посуду и украшения (бусы, подвески).
Обоработка кости являлась традиционным ремеслом в казахстанском городе. В качестве поделочного материала использовались рога и трубчатые кости диких и домашних животных.
Новым явалением в транзитной торговле второй половины ХV-ХVIII вв. Было налаживание торговых отношений Средней Азии и России через казахские степи и туркестанские города. Торговля с Россией становится важным фактором в развитии экономики казахстанских городов. Россия вывозила в Казахстан и Среднюю Азию сукна, атлас, зеркала, меха. Серебро. Торговые караваны шли через казахстанские города — Сузак, Карачук, Туркестан. Не случайно источники называют Сыгнак торговой гаванью Дешт -и Кыпчака.
О размерах международной торговли и торговли между городами и округой, между отдельными сырдарьинскими городами можно судить по нумизматическому материалу, главным образом из раскопок Отрара и Туркестана. Медные монеты, с указанием местных дворов Ясы и Ташкента представляют собой типологически однородный комплекс и с оставляют основу монетных кладов из Туркестана и Отрара.
К продукции монетного туркестанского двора относятся, возможно, и мелкие медные монеты. Часто на них вместо надписей выбиты различные знаки, аналогичные тамгам, изображавшимся на керамической посуде.
В жизни средневековых городов занятие земледелием играло важную роль. Жители имели за городом участки обрабатываемой земли, куда переселялись летом. Археологические раскопки подтверждают важную роль земледельческих занятий горожан. Так, отмечен в это время рост площади домовладений, который происходит за счет айванов, двориков, кладовых, помещений для скота. Эти изменения свидетельствуют и о переменах в хозяйстве городского населения. Хозяйственные дворики, частично закрытые навесами, большие кладовые для зерна и сельхозпродуктов. Специальные помещения для скота данного времени показывают услившуюся аграризацию города.
Характеризуя развитие городской и оседлой культуры, следует отметить ее традиционность и преемственность с культурой более раннего времени, с одной стороны, и то, что многое из того, что было создано в позднесредневековом городе, вошло органической частью в культуру казахского народа.
При определении количества городского населения в каждом из населенных пунктов и в целом регионе периода позднесредневековья основную роль играют демографические подсчеты, сделанные для городов Казахстана исследуемого периода. Так, в Отраре в каждом квартале насчитывалось от 6 до 12 домавладений, принадлежавших индивидуальной семье, состав которой, по общепринятому мнению, равен 5 — 7 человек.
В квартале прослеживалось в среднем от 45 до 63 человек, а всего в городе насчитывалось 4500 — 6300 человек, или в среднем 5500 жителей. Такое же количество жило в Сыгнаке и Сузаке. От 1500 до 2000 жителей проживало в городах: Карасамане, Икане, Карнаке, Сюткенте, Узгенте, Ак-Кургане, Карачуке. В Туркестане, Суране, Сайраме проживали примерно от 10 тыс. до 11 тыс. человек, а всего в центрах вилайетов обитало чуть больше 44 000 населения.
Таким образом, число городского населения в период XVI — первых трех четвертей XVII вв. в Казахстане, видимо, не превышало 70 000 человек.
В городах и оазисах Южного Казахстан существовал емкий и стабильный рынок, основанный на постоянном и взаимном спросе на продукцию земледелцев и ремесленников как внутри самого региона, между обитателями городов и селений, так и между ними — с одной стороны и кочевниками-скотоводами — с другой. Торговля была донной из наиболее существенных сторон жизнедеятельности туркестанских городов, таких, как Сыгнак, Ясы, Сайрам. В этих городах чеканилась монета. Источники напоминают наличие там крупных базаров и многочисленных дуканов. Благоприятная политическая обстановка, прекращение воин и усобиц в период возвышения Казахского ханства, особенно при Касым-хане, Хакк-Назар-хане, Тауке-хане, способствовали развитию городов и торговли. Поддерживались оживленные торговые связи со Средней Азией, Восточным Туркестаном, Русским государством. Через территорию Казахского государства пролегала сеть караванных дорог.
К рубежу ХVII-ХVIII вв. в связи с ростом феодальных усобиц, джунгарских набегов города на юге Казахстана пришли в упадок, что нанесло удар по казахской экономике в целом.

Тема: Средневековые города Казахстана (X - начало XIII вв)

- более качественное строительство оборонительных сооружений)

Словесное описание города у нас есть.

Каков следующий этап работы?

Сейчас группа экспертов, получив словесное описание городов, приступает к работе. Ваша задача - используя все имеющиеся характеристики, нарисовать общий « портрет»- план средневекового казахстанского города.

А мы выслушаем выступление « важных свидетелей» , без которого наше представление о средневековом городе не будет полным.

Я думаю, что сообщение « важных свидетелей» действительно было важным и интересным. В нем мы встретили новые термины. Давайте попробуем еще раз объяснить их:

Дома- коржыны-

Я вижу, наши эксперты уже закончили свою работу. Попросим их показать нам тот самый разыскиваемый нами «портрет» средневекового города.

Сегодня на уроке мы говорили о средневековых городах Южного Казахстана и Жетысу. Этот регион действительно считается оазисом городской культуры. Однако в X - XII вв. оседлая культура начинает распространяться в центральных и восточных районах нашей страны . Недавние археологические исследования показали, что столица нашего государства - город Астана имеет гораздо более длительную историю, чем считалось раньше. Сейчас вы посмотрите фильм о городище Бозок, подготовленный учащимися старших классов и попытаетесь ответить на вопросы:

В чем особенность этого города? Чем он отличается от уже перечисленных городов?

Итак, наше исследование подошло к концу.

Как вы думаете, было ли оно удачным?

Вспомните, какова была цель нашего урока? Сумели ли мы найти облик средневекового города?

(Примерный ответ: как он выглядит, его приметы, характерные черты)

Выступление

группы № 1

(средневековый Тараз)

Выступление

группы № 2

(средневековый Отрар)

устная защита результатов работы со слайд - презентацией.

Несколько учащихся зачитывают записи в тетради, составленные по выступлению.

Эксперты задают уточняющие вопросы исследователям.

Приблизительный ответ: составление портрета - плана города.

Эксперты - используя полученные сведения, рисуют план города.

Выступление группы «важных свидетелей» с сообщением о средневековом городском жилище. (со слайд –презентацией) Исследователи записывают в тетрадь его характерные черты.

Группа экспертов защищает нарисованный «портрет»- план города.

Остальные высказывают свое мнение о работе, называют особенности, которые были выделены при выполнении самостоятельного задания.

Учащиеся смотрят фильм и выполняют задание.

Выступления обеих групп подготовлены учащимися заранее по следующему плану:

1.Изученная литература

История возникновения города

2. Обоснование выбора данного города для презентации.

3.Структура города, особенности внутренней застройки.

4. Роль города на Великом Шелковом пути и в истории Казахстана.

У выступающих учащихся развивается умение выступления перед аудиторией, работа в команде позволяет чувствовать себя более комфортно перед аудиторией. Остальные учатся слушать, слышать и выделять главное из доклада, правильно ставить вопросы к докладчику.

Учащиеся перечисляют краткие, но интересные сведения, подготовленные ими совместно с учителем. Выступление дает и возможность проявить себя, показать с лучшей стороны.

Такая работа позволяет закрепить изученный материал.

Знакомство с исследовательской работой учащихся старших классов.

Связь истории страны и истории родного города.

Завершить наш урок мне хотелось бы словами замечательного поэта и археолога Валентина Берестова, в котором он сумел передать замечательный миг встречи с прошлым:

Среди развалин, в глине и пыли,

Улыбку археологи нашли.

Из черепков, разбросанных вокруг

Прекрасное лицо сложилось вдруг.

Улыбкою живой озарено,

Чудесно отличается оно

От безупречных, но бездушных лиц

Торжественных богинь или цариц.

Взошла луна. И долго при луне

Стояли мы на крепостной стене.

Ушедший мир лежал у наших ног,

Но я чужим назвать его не мог.

Ведь в этой древней глине и пыли

Улыбку археологи нашли.

Я надеюсь, что сегодня на уроке прошлое улыбнулось нам, стало ближе и понятней.

Спасибо вам за работу.

Приложение 1. (Выступления исследователей)

Тараз

На том месте, где сейчас раскинулись кварталы современного города Тараза, важного промышленного и культурного центра страны, находятся остатки одного из крупнейших средневековых городов Казахстана, известного историкам под именем Тараз (Талас).

Археологи свидетельствуют, что на рубеже эр, в конце 1 в. до н. э., начале 1 в н. э. Тараз сформировался как город. Первое упоминание о нем содержится в византийских источниках и относится к концу 6 в. Впоследствии о Таразе писали почти все средневековые географы, историки, путешественники, ведь город занимал одно из центральных положений на Великом Шелковом пути.

Ибн Хаукаль писал: « Тараз - место торговли мусульман с тюрками» . Ал- Макдиси говорил: « Тараз - большой, укрепленный город, со множеством садов, густо заселенный, у него ров, четверо ворот и населенный рабад. У ворот города течет большая река, часть города находится по ту сторону реки. Через реку переходит дорога, соборная мечеть находится среди базаров». Тараз был центром Тюргешского, а затем Карлукского каганатов.

Мы выбрали для изучения этот город, потому что :

1. Упоминания о нем часто встречаются на страницах нашего учебника. В частности, при изучении темы Великий Шелковый путь, мы увидели, что Тараз был важным узловым центром торговли. Через него проходили дороги как на Восток, так и за Запад.

2. В 2002 г. Казахстан отметил 2000-летний юбилей Тараза, и нам было интересно изучить город с такой древней историей.

Структура города, особенности застройки:

Раскопки показали, что самой старой его частью являлась цитадель. В этой наиболее укрепленной части города помещалась резиденция влиятельной особы. К цитадели примыкала окруженная стеной территория города, называемая шахристаном . В ней размещалось богатое население: чиновники, купцы, землевладельцы, священнослужители. К стенам шахристана со всех сторон прилегали торгово-ремесленные предместья - рабады. В них помещались ремесленные мастерские, жилища мастеров, а также хижины бедного городского люда.

Границы Тараза, как установили ученые, усиленно охранялись от внезапных нападений врагов.

В 11-12 вв. во время правления в Средней Азии династии Караханидов Тараз достигает апогея в своем расцвете. В это время он становится столицей одного из удельных владений. Политическая самостоятельность его проявилась прежде всего в местном чекане монеты от лица таразских правителей. В Таразе имелся свой монетный двор . Увеличивается площадь самого города, в первую очередь за счет рабада.

В связи с принятием Караханидами ислама в качестве государственной религии, новым элементом в градостроительстве является сооружение мечетей и строительство восточных бань.

В 2007 г. в центре города на территории рабада «№3», неподалеку от мавзолея Карахан, археологами были найдены остатки древней мечети . В результате экспертизы историки пришли к выводу, что время создания этого сооружения датируется примерно VIII веком, что можно отнести к раннему периоду ислама в Казахстане. Кроме коллекции старинных монет здесь были найдены фрагменты древнего Корана. Сегодня остатки рукописи хранятся в мечети для того, чтобы каждый ценитель древней культуры смог к ним прикоснуться.
Археологи обнаружили в восточной части шахристана остатки бани 11 века . Помещение бани было многокупольным, имело 7 помещений различного назначения, отапливалась нагретым воздухом, циркулирующим в каналах, проложенных под полом и полками. К баням были подведены глиняные водопроводы . Такие же водопроводы снабжали город водой. Водопровод был «подключен» к р. Талас, под напором его стремительного течения вода подавалась во все концы города.

При Караханидах в Таразе и его округе был сооружен целый ряд замечательных мавзолеев, из которых до нас дошли почти в первозданном виде мавзолеи Айша-биби и Бабаджи-хатун.

Тараз в древности называли городом купцов . Узкие улочки, точно ручьи, стекались к центру – многоголосому базару .Базар в Таразе был средоточием всей жизни. Город с цитаделями, караван-сараями, глинобитными мазанками, глухими внутренними двориками, мастерскими ремесленников возник в связи с базаром и вокруг базара. Кажется, что люди со всего света стекались на базарную площадь, чтобы что-то продать, купить или обменять. На базаре можно было купить и продать все. И воистину справедливо говорили древние: «Таразский базар – зеркало мира» .

В 12- начале13 в. Семиречье стало ареной кровавых военных столкновений, многие города были разграблены и разрушены. Хорезмшах Мухаммед, каракитаи, монголы разгромили Тараз. После этого город уже не мог оправиться, хотя жизнь в нем возродилась. Город известен позднее под именем Янги. В 19 в. на развалинах Тараза возник Аулие - Ата, который затем стал называться Джамбулом. В 1998 году городу было возвращено его древнее имя - Тараз.

Значение города:

Тараз- это не только казахстанский город, он принадлежит Евразии, поскольку является узлом караванных путей, центром ремесла и торговли, науки и культуры огромного материка.

Отрар.

Отра́р (каз. Отырар ) - городище в Отрарском районе Южно-Казахстанской области.

Городище расположено в низовьях реки Арысь при впадении её в Сырдарью.

Крупнейшее городище Отрарского оазиса известно также как Тарбанд, Турарбанд, Турар, Фараб.

Возникновение города

Расцвет Отрарского оазиса приходится на период с I до XIII века нашей эры.

В первые века нашего тысячелетия появились первые постройки Отрара. В 7-8 вв. Отрар - раннефеодальный город. В 9-12 вв Отрар переживает свой расцвет, совпадающий со временем характерного подъема культуры Средней Азии и Казахстана. Город существует до 18 века.

О городе сохранилось много сведений в письменных источниках. Ал - Макдиси в конце 10 в писал: « Это крупный город, так как он мог выставить до 70 тысяч войска, имел соборную мечеть в шахристане, базары – в рабаде».
Мы выбрали этот город для изучения
по нескольким причинам:

1. Еще в пятом классе мы узнали историю гибели Отрара от войск Чингисхана. Нам было очень интересно узнать раннюю историю этого героического города.

2. Отрар был узлом караванных путей, центром округа, крупным городом средневекового Казахстана, поэтому может дать много информации о развитии средневековой городской культуры. Сегодня Отрар – один из наиболее изученных древних городов Казахстана.

3. Отрар является родиной известного ученого - Абу - Насыра аль - Фараби, которого называли « вторым Аристотелем». Это тоже вызывает интерес к истории города.

Структура города, особенности застройки.

Отрар состоял из трех частей: цитадели, шахристана и рабада. Центральная часть города имела пятиугольную планировку, со всех сторон была окружена стеной. По углам располагались круглые башни для караула и защиты в случае нападения врага. В 10-12 вв. наблюдается более качественное сооружение оборонительных сооружений.. Толщина нижней крепостной стены достигала 6,2 м, а кверху сужалась до 1,5 м. В наивысшей точке высота цитадели достигает 20 метров, а общая площадь занимает более 20 гектаров.

В город вели три въезда: два были расположены друг напротив друга в южной и северо- восточной стенах, третий - в середине западной стены. Главными служили южные ворота. Центральная улица делила город на 2 неравных части. От центральной улицы отходили под прямым углом улицы, которые упирались в стены. Параллельно шли еще 6 магистральных улиц, а по периметру - кольцевая. Перед северными и западными воротами находились торговые площади.

Пригород (рабад ) также был окружен стеной, которая была построена в 10-12 вв. Это свидетельствует об улучшении строительства оборонительных сооружений. Вокруг этой стены находился ров.
В северо - восточной части города располагалась торговая площадь , где продавали глиняную посуду. А гончарная мастерская располагалась в южной части города на возвышенной местности. Дома строились по обе стороны улицы. В них имелись жилые и хозяйственные помещения. А чуть поодаль от них в ряд возводились ремесленные мастерские. В их числе « квартал гончаров » строился в стороне от жилых домов. По сравнению с ранним средневековьем площади « кварталов гончаров» в период расцвета увеличились в 2- 2,5 раза. Соответственно росло и число других сооружений, зданий, жилых домов.

В Отраре имелся свой монетный двор.

В ходе раскопок в северо-западной части городища Отрар были обнаружены остатки двух восточных бань 11-12 вв. В первой имелись помещения для мытья, раздевалка, комната отдыха, две прачечных пристройки, помещения для приготовления чая. Баня имела топку и цистерны с водой. Для нужд использовалась колодезная вода. Сточная вода выводилась наружу в водозаборную яму. Вторая баня находилась в северной части города и предназначалась для простых, бедных людей. В городе имелась система водоснабжения и канализации.

Значение Отрара:

1.В период развитого средневековья Южный Казахстан вместе с отрарским оазисом становится одним из крупнейших центров городской цивилизации Казахстана и всей Центральной Азии.

2. Отрар являлся крупным центром на Великом Шелковом пути, центром встречи различных культур и цивилизаций. Культура Отрара оказывала влияние на жизнь всего сырдарьинского региона.

На Отраре осуществляется международный проект ЮНЕСКО - Казахстан - Япония по "Консервации и сохранению древнего города Отрар". Консервируется мечеть, баня, комплекс гончарных мастерских, стен. С 2004 г. действует государственная программа "Возрождение древнего Отрара". По замыслу археологов и специалистов-реставраторов Отрар будет превращен в средневековый город-музей.

Приложение 2.(Выступление « важных свидетелей»)

Рассказ о жилище:

Мы хорошо знаем, как выглядит наши квартиры. Нас заинтересовало, каким было жилище в средневековых городах.

Дома простых горожан были одноэтажными. Строились дома из глиняных кирпичей.

Дома часто делились на 2 части: жилую и хозяйственную. Жилая часть была по площади меньше. В хозяйственной размещался скотный двор, хранилища для зерна. Это говорит о том, что горожане занимались сельским хозяйством .

Интересными были дома - коржыны . Такие дома появились ввв. Они названы так, потому что похожи на переметную сумку с двумя отделениями. Это трехкомнатные дома, комнаты построены в ряд. Посередине находится комната в виде коридора и по обе стороны - два входа в другие комнаты.

Сейчас на улице холодно и поэтому мне было интересно, как отапливался средневековый дом?

В доме был тандыр - глиняная печь для обогрева средневекового дома и выпечки лепешек. Возле него располагался дымоход , с помощью которого обогревали жилище. Вокруг очага собиралась вся семья. У любого народа во все времена очаг являлся символом семейного единства, к нему относились уважительно.

А меня заинтересовала мебель:

Шкафов не было. В стенах, справа от тандыра были устроены ниши для посуды, для светильников, хранения инструментов.

Роль диванов в современном понятии выполняли суфы - глиняные помосты для отдыха, расположенные вдоль стен. В зажиточных домах под суфами и полом устраивались дымоходы от печи для обогрева. То есть получались современные теплые полы.

А еще у средневековых жителей имелся… холодильник. Большой глиняный сосуд, по горловину вкопанный в холодную землю, прекрасно сохранял просоленное мясо в течение нескольких дней, а то и недель. Почти в каждом раскопанном доме археологи неизменно находили такой кувшин-холодильник.

Водоснабжение и канализация:

Особенно нас удивило отличие от европейских жилищ и городов. Из истории средних веков мы помним, что в европейских городах не было канализации и очень часто помои выливались на голову зазевавшегося прохожего. Также на улицу выбрасывали и мусор. В средневековых казахстанских городах такого не было. Возле каждого дома устраивались мусорные колодцы. В 12 веке появились ташнау - санитарно- очистительные устройства, предназначенные для слива грязной воды после мытья рук и посуды. Они делались так:

Перед очагом рылась яма глубиной 2-3 метра. На краю яму устанавливали большой глиняный горшок с разбитым дном. Сверху устье кувшина обкладывали кирпичом. В нижней части ташнау устанавливались трубы, по которым отводилась вода.

Также в городах имелись водопроводы, по которым вода поступала в отдельные дома или квартальные колодцы.

Мы поняли, что средневековое жилище было весьма благоустроенным.

В 12 веке - и развилась настолько, что уже к середине 17 века город стал одним из богатейший городов России. Здесь пересекались торговые пути с севера на юг и с запада на восток. Рядом с Суздалем по реке Нерль проходил путь, который историки называют "из Варяг в Арабы".

Суздальские купцы были настолько богатыми, что строили себе не только каменные дома, но и церкви. И жили по принципу «зачем ходить в церковь к соседу, если можно построить свою». Вот и ответ на часто задаваемый вопрос: "Почему в Суздале так много церквей? ". Суздаль славился своими ярмарками, самая знаменитая из которых - Евфросиньевская ярмарка - устраивалась в конце сентября и длилась целую неделю. Это была пора, когда люди собирали урожай и продавали выращенное на полях, а также делали запасы на зиму. Всего на площади помещалось около 500 возов. 200 из них торговали хлебом, а именно: мукой, зерном, различными крупами. Сейчас здесь также ведётся бойкая торговля. Продают в основном сувениры, глиняную посуду, а ещё фрукты, овощи со своих огородов, лесные грибы и ягоды.

Сейчас в Суздале возрождается традиция проведения Евфросиньевских ярмарок . Каждый год в начале октября в городе проходит ярмарка, на которой сельхозпроизводители реализуют свой товар: овощи, мясную, молочную продукцию, выпечку, травы и сувениры.

Здесь же на Торговой площади Суздаля снимались сцены некоторых советских и российских фильмов. Один из первых и самых знаменитых - "Женитьба Бальзаминова".


Приехав в центр Суздаля по главной улице, Вы непременно попадёте на Торговую площадь .

В начале 19 века - в 1811 году на Торговой площади построили Гостиный двор или Торговые ряды . Во дворе размещалось 160 растворов, т.е. отдельных магазинов для разнообразных товаров. Все растворы имели одинаковую вместимость, и над каждым было место для обозначения фамилии купца и названия его товара. Торговые ряды вдоль Торговой площади служила для суздальцев в 19 веке своеобразным бульваром, где жители обменивались новостями и сплетнями. Сюда же - Торговым рядам Суздаля - выходил на вечерний "променаЖ" главный герой фильма "Женитьба Бальзаминова".

Узнать другие интересные факты о Торговой площади, Торговых рядах и истории Суздаля Вы сможете заказавобзорную экскурсию по Суздалю .

Просто позвоните по телефону +7-920-91-888-91 или заполните форму обратной связи в разделе



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: