Скороговорки для развития скорости речи. Скороговорки для развития дикции и речи взрослых

Скороговорки

Как с ними работать?

1. В самом начале можно проговаривать полюбившиеся скороговорки от двух до пяти раз в день и делать это в виде шуточных перерывов в течение 10 минут.

2. В дальнейшем, для новизны ощущений и регулярности тренировок можно добавлять новые скороговорки для дикции. Лучше распечатывать их яркими крупными буквами на листе бумаги.

3. Если вы занимаетесь не с ребенком, а сами хотите улучшить свою дикцию, то было бы хорошо разместить листы с текстом в местах, привлекающих ваше внимание – рядом с телефоном, компьютером, зеркалом, окном и т.д.

4. Скороговорки должны периодически заменяться новыми (примерно каждые 10 дней). Так вы не позволите своему артикуляционному аппарату привыкнуть к одному и тому же произношению.

5. Для себя и вашего малыша подбирайте скороговорки с теми проблемными буквами, которые вам необходимо освоить.

Ну а теперь самое интересное! Выбирайте, какие скороговорки вам по душе и тренируйтесь!

У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.

Сачок зацепился за сучок.

Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.

Жутко жуку жить на суку.

В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

Цыган подошел на цыпочках к цыпленку и цыкнул: «цыц!

Сшит колпак, да не по-колпаковски;
Вылит колокол, да не по-колоколовски.
Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать;
Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать,
Надо все скороговорки переговорить, перевыскороговорить
И тогда так заговоришь,
Словно реченька зажурчишь.

Сиреневенький глазовыколупыватель с полувыломаными ножками едет на сиреневеньком бронетранспортёрчике с передним предподвыподвертом.

Скороговорун скоровыговорил, что все скороговорки не перескороговоришь, не выскороговоришь, позже убедился, что все скороговорки выговоришь, да перевыговоришь.

И прыгают скороговорки, как караси на сковородке!
Говорил, говорил – проговаривал,
Да не выговаривал,
Скороговорки прочитал, читал – читал,
Но быстрей говорить не стал.
Может просто плохо проговаривал
Невыговариваемые скороговорки.

Эйяфьятлайокудль эйяфьятлайокудляли, эйяфьятлайокудляли, но не выэйяфьятлайокудляли.
Надо эйяфьятлайокудль переэйяфьятлайокудлевать да перевыэйяфьятлайокудлевать.

Чистоговорки

Для отработки отдельных звуков речи и их сочетаний служат специально составленные фразы - чистоговорки. В них неоднократно повторяется тренируемый звук или сочетание звуков.

Как с ними работать?

1. Работать над чистоговорками надо не торопясь, заботливо проверяя установку каждого звука, тщательно отрабатывая его верное звучание.

2. Перед началом работы над чистоговорками внимательно изучите нормы произношения. Надо знать, как произносятся отдельные звуки и их сочетания по законам устной речи, чтобы не наработать неверного навыка. Например, слова «редко» (редька редко росла на грядке) и «грядка» звучат - «реТко», «гряТка»; «сшила» (сшила капюшон) как «ШШыла» и т. д.

3. Записывайте упражнения с чистоговорками на диктофон, это позволит вам услышать себя со стороны, заметить и быстрее исправить недостатки речи, а также внести коррективы в процессе работы.

И несколько примеров:

Бык тупогуб, тупогубенький бычок у быка бела губа была тупа.

От топота копыт пыль по полю летит.

Турка курит трубку, курка клюет крупку. Не кури, турка, трубку, не клюй, курка, крупку.

Пришел Прокоп - кипел укроп, ушел Прокоп - кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.

Рыла свинья тупорыла-белорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла да подрыла.

Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, к Лавру пойдет, Лавру на Фрола наврет.

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки - скок, Соньку с ног, Саньку - в бок, Сеньку - в лоб, все - в сугроб!

Кукушка кукушонку сшила капюшон. Надел кукушонок капюшон: как в капюшоне он смешон.

Цапля мокла, цапля сохла, цапля чахла, цапля сдохла.

Щетинка у чушки, чешуйка у щучки.

В Чите течет Читинка.

Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на дело туп.

Повар Петр, повар Павел. Петр плавал, Павел плавал.

И ещё несколько упражнений на улучшение дикции

1. Помассируйте языком ротовую полость изнутри. Делайте языком вращательные движения. Проводите им по зубам, как будто вы чистите зубы, старайтесь достать языком нёба.

2. Помассируйте пальцами губы, щеки, нос, кожу под подбородком. Надуйте щеки, как будто ваша кожа - натянутый барабан. Стучите по всем этим местам подушечками пальцев, как барабанными палочками.

3. Произносите скороговорки для улучшения дикции и артикуляции каждый день, хотя бы по 5-10 минут.

4. Упражнение на произнесение скороговорок можно усложнить. Например, перед тем, как произносить скороговорки, можно положить в рот несколько мелких камешков или орешков. Ясное дело, чтобы в этом случае произнести фразу красиво и четко, следует приложить усилия. Так тренируются мышцы рта, улучшая артикуляцию.

5. Еще одним популярным упражнением в разговорной практике является также разговор с закрытым ртом. Поскольку губы сомкнуты, усложняется произношение звуков. В этом случае также нужно проявить дополнительную сноровку, волю, чтобы сказать хоть сколько-нибудь понятные слова. После такой тренировки дикция и артикуляция обычной разговорной речью значительно улучшаются.

Будет очень полезно, если перед каждым публичной речью или возможностью выступить перед людьми, вы в течении 5-7 минут проделаете первые три упражнения.

Сегодня можно встретить не так уж много людей, которые способны похвастаться отличной дикцией. Четким произношением звуков и слов природа наградила далеко не каждого. Однако ситуацию можно исправить, если систематически говорить скороговорки.

Как улучшить дикцию и четкость речи?

Внятно произносить слова дают возможность эластичные и подвижные артикуляционные органы. Именно благодаря ним человек не глотает окончания и не шепелявит. Один из способов улучшить работу этих органов – специальные упражнения:

  • Вовлечение в процесс дыхания органов грудной клетки.
  • Тренировка мышц артикулярного аппарата с разминкой губ, языка и челюсти.
  • Управление эмоциями – помимо правильного произношения слов, важна интонация.
  • Правильное произношение каждого звука.
  • Скороговорки – если произносить их регулярно, исправляются дефекты речи, вырабатывается дикция.
  • Сценическая речь – способствует развитию дикции.

Скороговорки для развития речи и дикции

Каждый человек с детства знаком со скороговорками, но не все знают, что они способствуют развитию речи и дикции. В качестве тренировки взрослым, которые шепелявят или имеют иные дефекты речи, рекомендуется произносить их регулярно. Скороговорки представляют собой тексты либо фразы, которые состоят из труднопроизносимых звуков. Нередко они являются народными произведениями, придуманными несколько веков назад.

Для улучшения дикции и развития речи при помощи скороговорок следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • Новичкам для упражнений в произношении трудно сочетаемых звуков сначала нужно выбрать около 3 или 5 скороговорок.
  • Скороговорки необходимо произносить медленно и четко, поскольку именно таким способом можно быстрее добиться улучшения дикции и развития речи;
  • Тренировки желательно проводить около зеркала, произносить текст лучше шепотом или беззвучно.
  • Упражнения по произношению скороговорок рекомендуется выполнять с определенной эмоцией и конкретным тембром.
  • Желательно говорить скороговорку нараспев.

Скороговорки для развития дикции и речи взрослых и детей:

На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
*

Подарили Вареньке – валенки, Валеньке - варежки.

Существуют и современные скороговорки, специально составленные лингвистами, чтобы решать конкретную проблему. К примеру, такие:

Дефибриллятор дефибриллировал, дефибриллировал, да невыдефибриллировал.
*

Двести двадцать две каравеллы лавировали-лавировали, да не вылавировали.

Произносить эти скороговорки достаточно трудно, зато такие упражнения способствуют развитию речи и улучшению дикции.

Некоторые скороговорки для развития речи и улучшения дикции представляют собой целые стихотворения:

Кукушка кукушонку купила капюшон,

Hадел кукушонок капюшон,

Как в капюшоне кукушонок смешон.

Ехал Грека через реку, видит Грека - в реке рак.

Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку - цап!

Скороговорун скороговорил скоровыговаривал,

Что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь,

Но заскороговошившись, выскороговорил –

что все скороговорки перескороговоришь, перескоровыговариваешь.

И прыгают скороговорки как караси на сковородке.

Скороговорки для взрослых бывают длинными и короткими, простыми и сложными, однако этот лучший способ для развития речи и улучшения дикции.

Вот еще примеры скороговорок:

  1. В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира И, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.
  2. Испугались медвежонка Еж с ежихой и с ежонком, Стриж с стрижихой и стрижонком.
  3. С мышами во ржи подружились ежи. Ушли в камыши - и во ржи не души.
  4. Ужа ужалила ужица.Ужу с ужицей не ужиться. Уж от ужаса стал уже - ужа ужица съест на ужин.
  5. Уж пожаловал ежам Новых дюжину пижам.
  6. Дятел лечит древний дуб, Добрый дятел дубу люб.
  7. Баран - буян залез в бурьян.
  8. Огурцы - молодцы зеленобелогубы.
  9. Столы белодубовые гладкотесовыструганные.
  10. Был баран белокрыл, Всех баранов перебелокрылил.
  11. Бублик, баранку, батон и буханку Пекарь из теста испек спозаранку.
  12. Варвара караулила цыплят, а ворона воровала.
  13. Отвори, Увар, ворота, у двора на траве дрова.
  14. Бобры храбры идут в боры, Бобры для бобрят добры.
  15. Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.
  16. Вместо рубахи не носите брюк вы, Вместо арбуза не просите брюквы, Цифру всегда отличите от буквы, И различите ли ясень и бук вы?
  17. Купила бабуся бусы Марусе.
  18. Бабкин боб расцвел в дождь, Будет бабке боб в борщ.
  19. Возьми у белобородого мужика Полкринки кислого молока.
  20. Купили Валерику и Вареньке Варежки и валенки.
  21. Георгий Георгиевич говорит Григорию Григорьевичу о Григории Георгиевиче, а Григорий Григорьевич говорит Георгию Георгиевичу o Георгии Григорьевиче.
  22. Съел Валерик варенник, А Валюшка - ватрушку.
  23. Проворонила ворона вороненка.
  24. Верзила Вавила весело ворочал вилы.
  25. Соломы воз возница вез.
  26. Весьма воздействует на нас словес изысканная вязь.
  27. Валя на проталинке промочила валенки. Валин валенок провалился в проталинок.
  28. Забавной обезьяне бросили бананы, Бросили бананы забавной обезьяне.
  29. А мне не до недомагания. На меду медовик, а мне не до медовика.
  30. Командир говорил про полковника и про полковницу Про подполковника и подполковницу Про поручика и про поручицу Про подпоручика и подпоручицу Про прапорщика и про прапорщицу Про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал.
  31. Интервьюер интервента интервьюировал.
  32. Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла
  33. Карл у Клары украл рекламу, а Клара у Карла украла бюджет.
  34. Мерчендайзеры соврали - сорван сэмплинг самоваров.
  35. У рекламы ухватов - швах с охватом, а прихватки и без охвата расхватали.
  36. Полосу про паласы заменили двумя полуполосами про пылесосы.
  37. Ядро потребителей пиастров - пираты, а пиратов - пираньи.
  38. Невелик на ситиборде бодибилдера бицепс.
  39. Брейншторм: гам, гром, ор ртов, пир рифм, вдруг - бум! Блеск!
  40. Скреативлен креатив не по-креативному, нужно перекреативить!
  41. Выборка по уборщицам на роллс-ройсах нерепрезентативна.
  42. Банкиров ребрендили-ребрендили-ребрендили, да не выребрендировали.
  43. В Каннах львы только ленивым венки не вили.
  44. Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.
  45. В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.
  46. Их пестициды не перепистицидят наши по своей пестицидности.
  47. Работники предприятие приватизировали, приватизировали, да не выприватизировали.
  48. Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.
  49. Сиреневенькая зубовыковыривательница.
  50. Флюрографист флюрографировал флюрографистку.
  51. Я − вертикультяп. Могу вертикультяпнуться, могу вывертикультяпнуться.
  52. Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
  53. Это колониализм? - Нет, это не колониализм, а неоколониализм!
  54. Волховал волхв в хлеву с волхвам.
  55. Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
  56. Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.
  57. Павел Павлушку пеленовал, пеленовал и распеленовывал.
  58. Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовал, да зарапортовался.Регулировщик
  59. Лигуриец регулировал в Лигурии.
  60. У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.У Сени и Сани в сенях сом с усами.
  61. У осы не усы, не усища, а усики.Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
  62. Осип охрип, Архип осип.Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.
  63. Сачок зацепился за сучок.
  64. По семеро в сани уселись сами.
  65. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.
  66. Свиристель свиристит свирелью.
  67. Две реки: Вазуза с Гжатью, Вазуза с Гжатью.
  68. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
  69. Чешуя у щучки, щетинка у чушки.
  70. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.
  71. Шли сорок мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, нашли по два гроша.
  72. Четверть четверика гороха, без червоточинки.
  73. Константин констатировал.
  74. Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала нерасчувствовашегося Николку.
  75. Ценит цеп косец по косовице.
  76. Косарь Косьян косой косит косо. Не скосит косарь Косьян покоса.
  77. У ежа ежата, у ужа ужата.
  78. Жутко жуку жить на суку.
  79. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
  80. Течет речка, печет печка.
  81. Щипцы да клещи – вот наши вещи.
  82. Тщетно тщится щука ущемить леща.
  83. Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.
  84. Около колодца кольцо не найдется.
  85. Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.
  86. Яшма в замше замшела.
  87. Жал Зямка замшу, жевал Зямка жамку в замке.
  88. Самшит, самшит, как ты крепко сшит.
  89. Ест Федька с водкой редьку.
  90. Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.
  91. Брит Клим брат, брит Игнат брат, а брат Панкрат − бородат.
  92. К Габсбургам из Страсбурга.
  93. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
  94. Водовоз вез воду из-под водопровода.
  95. Рододендроны из дендрария.
  96. На горе Арарат рвала Варвара виноград.
  97. Во дворе-подворье погода размокропогодилась.
  98. Два дровосека говорили про Ларьку да про Варьку
  99. Баркас приехал в порт Мадрас. Матрос принес на борт матрас. В порту Мадрас матрас матроса Порвали в драке альбатросы.
  100. Королева кавалеру подарила каравеллу.

Скороговорки с буквой Р для развития речи взрослых

Зачастую у взрослых людей встречается дефект, когда они произносят букву «Р». Такую речь неприятно воспринимать на слух окружающим, да и самому человеку эта неприятность доставляет неудобство. Чтобы убрать изъян, на помощь приходят скороговорки. Этот способ устранения дефектов при произношении буквы Р также способствует улучшению дикции и развитию речи.

Существует множество примеров скороговорок с буквой Р для развития речи у взрослых:

1. Карасенку раз карась

Подарил раскраску.

И сказал Карась:

«Раскрась, Карасенок, сказку!»

На раскраске Карасенка –

Три веселых поросенка:

Карасенок поросят перекрасил в карасят!

2.На горе Арарат рвала Варвара виноград.

3.Вез корабль карамель,

Наскочил корабль на мель,

Матросы две недели карамель на мели ели.

4.Шел Егор через двор

Нес топор чинить забор.

5.Галка села на забор
Грач завел с ней разговор

6.На дворе дрова,
за двором дрова,
под двором дрова,
над двором дрова,
дрова вдоль двора,
дрова вширь двора,
не вместит двор дров.

7.У Аграфены и Арины растут георгины.

8.Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок - сорок морок.

9.Редька редко росла на грядке,
Грядка редко была в порядке.

10. Дробью по перепелам да по тетеревам.

11. Римма рано чистит раму, Рома рядом чистит рану.

12. У королевы был кавалер.
У кавалера была королева.
Кто королева? А кто кавалер?

13. Перед коровой короб корок.

14. У короля Кларика краля,
У королевы Карлайлы карлик.
Карлик – Карл, а краля – Клара,
У Клары кларнет, у Карла кораллы.
Клара украла кораллы у Карла,
А Карл у Клары украл кларнет.
Нет кларнета у Клары, но есть кораллы.
У Карла - кларнет, а кораллов нет.
Королева Карлайла карала Клару
За кражу кораллов у карлика Карла,
А Кларик король Карла карал,
Того, кто кларнет у крали украл.
Если бы Карл не крал у Клары,
Клара тогда бы не крала кораллы,
Слушал бы Кларик кларнет своей крали,
А Карл подарил кораллы Карлайле.

15. Обрадован баран –
У барана – барабан,
И баран в барабан барабанит,
Барабанит баран в барабан.

16. Лорд Карл украл у Клары три коралла,
Кораллы лорда Клара не крала!

17. Привез Пров Егору
Во двор дров гору.

18. Рубят дроворубы
Сыры дубы на срубы.

19. Рыла свинья, тупорыла, белорыла,

Полдвора рылом изрыла,

Вырыла, подрыла

До норы не дорыла.

На то хавронье и рыло,

Чтобы она рыла.

20. Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовал, да зарапортовался.

21. Дружно в оркестре играли дети:

Карл играл на черном кларнете,

Кирилл - на валторне,

На арфе - Алла,

А на рояле Лара играла.

Если задействовать фантазию, можно придумать и другие варианты скороговорок для развития речи и улучшения дикции. Главное, чтобы тренировки были регулярными. Правильное произношение звуков и четкая речь необходима не только ораторам, но и взрослым людям в повседневной жизни.

Дикция является средством донесения текстового содержания произведения, и одним из важнейших средств художественной выразительности раскрытии музыкального образа
(Если гласная имеет полетность, согласная “полетит” вслед за ней).

Для тренировки голосового аппарата вокалиста очень хороши скороговорки . Я сделал небольшую подборку скороговорок, специфичных для вокалистов с комментариями. Так называемая широкая дикция , когда певец произносит текст не твердым кончиком языка, а всем языком, включая его наиболее утолщенную часть - корень отсюда возникает грубый звук, с глоточным призвуком, так как опора звука с диафрагмы снимается и переносится на горло, певец резонирует расширенной глоткой, по силе звук идет громкий, но неправильный, дикция сопровождается форсированием звука, плохо сказывается на артикуляции, снижает разборчивость речи, произношение согласных вялое, порождает интонационную фальшь, нарушает непрерывность звуковедения, кантилену.

Обращайте особое внимание на резкое подчеркивание в словах окончаний, это улучшает дикцию, но опять-таки надо помнить правило: согласные не крупнить, не тяжелить, а активизировать.

Постепенно старайтесь произносить скороговрки на одном дыхании.

Все скороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Скороговорун скороговорил-выскороговаривал,
что все скороговорки перевыскороговорит,
но, раскороговорившись, выскороговаривал,
что всех скороговорок не перескороговоришь,не перевыскороговоришь!

Подворотничок с подвыпердвертом

Бык, бык, тупогуб.
Тупогубенький бычок.
У быка бела губа была тупа.

Сшит колпак да не по колпаковски,
Вылит колокол да не по колоколовски.
Надо колпак переколпаковать перевыколпаковать
Надо колокол переколоколовать перевыколоколовать.

Ты, сверчок сверчи, сверчи,
Сверчать сверчаток научи.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Ехал Грека через реку
Видит Грека - в реке рак
Сунул Грека руку в реку
Рак за руку Греку цап

Свил паук себе гамак в уголке, на потолке,
Чтобы мухи, просто так, покачались в гамаке.

Расскажите про покупки.
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,

Про крупу да про подкрупки.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Если бы Карл не крал коралы, то и Клара б не крала кларнет.

Королева Клара строго Карла карала за кражу королевского коралла

Кукушка кукушонку купила капюшон,
Hадел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне кукушонок смешон.

От топота копыт пыль по полю летит.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали да не вылавировали.

Не тот товарищи товарищу товарищь, кто при товарище товарищу товарищ,
А тот товарищи товарищу товарищ, кто без товарища товарищу товарищ.

Ткет ткач ткани на платье Тане.

Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.

В четверг четвертого числа, в четыре с четвертью часа,
Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж чрезвычайно чисто.

Пришел Прокоп-кипит укроп, Ушел Прокоп-кипит укроп. И при Прокопе кипит укроп, И без Прокопа кипит укроп.

Шли три попа,
Три Прокопья попа,
Три Прокопьевича,
Говорили про попа,
Про Прокопья попа,
Про Прокопьевича.

Дыбра - это животное в дебрях тундры,
Вроде бобра и выдры,
Враг кобры и пудры,
Бодро тибрит ядра кедра и дробит добро в недрах!

Распевки - скороговорки

Вез корабль карамель
Наскочил корабль на мель
И матросы три недели
Карамель на мели ели.

На дворе трава,
На траве дрова,
Не руби дрова
На траве двора.

Ди-ги, ди-ги дай
Ди-ги, ди-ги дай
Ди-ги, ди-ги
Ди-ги, ди-ги
Ди-ги, ди-ги дай.

Петя шел, шел, шел
И горошину нашел,
А горошина упала
Покатилась и пропала,
Ох-ох-ох-ох,
Где-то вырастит горох.

Думал - думал, думал - думал
Думал - думал, думал - думал
В это время ветер дунул
И забыл о чем я думал.


С ним пудель пошел перепрыгнув забор,
Иван, как бревно, провалился в болото,
А пудель в реке утонул, как топор.
Иван Топорышкин пошел на охоту
С ним пудель вприпрыжку пошел, как топор,
Иван провалился бревном на болото,
А пудель в реке перепрыгнул забор.
Иван Топорышкин пошел на охоту
С ним пудель в реке провалился в забор,
Иван, как бревно, перепрыгнул болото,
А пудель вприпрыжку попал на топор.

Взрослый человек самостоятельно обнаруживает какую-либо проблему в себе и борется с нею. Если в своей речи он замечает дефект, то занимается его исправлением. Лучше всего использовать скороговорки. Это достаточно просто, потому что для получения нужного материала достаточно лишь открыть соответствующую статью или раздел книги.

Скороговорки для улучшения речи

Скороговорки представляют собой отличное решение для развития навыков ораторского мастерства, а также улучшения речевых способностей. Эти действенные и несложные упражнения используют политики, общественные деятели, телеведущие. Многие из нас полагают, что известные люди родились с правильной речью и отчётливой дикцией. На самом деле всё это является результатом постоянной работы над собой.

И далеко не всегда здесь присутствует рука дорогостоящего специалиста, Скороговорки - это упражнения, которые доступны каждому из нас. И для организации подобных занятий не нужно ничего, кроме небольшого проявления силы воли.

Если практиковать сложные скороговорки для взрослых с серьёзностью, то получается достаточно быстро улучшать своё произношение. В ходе тренировок человек начинает отчётливо произносить звуки, правильно дышать. При этом происходит развитие речевой артикуляции.

Для скороговорок свойственна особенная классификация. Она создана на основании разных признаков, к которым относятся сложность, простота, продолжительность. То есть более длинными являются упражнения для улучшения дикции. Народные скороговорки часто звучат наиболее коротко.

Выбор скороговорок

Предварительно нужно подобрать наиболее подходящие для ситуации скороговорки. При этом следует учитывать особенности фонетики личной дикции. То есть выбирать нужно те скороговорки для взрослых, прочтение которых вызывает сложности.

Для первой тренировки вполне достаточно подготовить три упражнения. После этого можно приступать к делу. Но после завершения урока должна быть полная уверенность в полном освоении материала. То есть выбранные скороговорки для взрослых больше не должны вызывать затруднений при прочтении.

Как работать со скороговорками

Перед началом занятий нужно уделить время ознакомлению с теорией. должна осуществляться поэтапно. Прежде всего следует прочесть скороговорку по слогам, основательно проговаривая каждый.

Постепенно темп нужно увеличивать. Но не нужно заниматься форсированием событий. Преувеличение собственных возможностей приведёт к запинкам. Скороговорки для взрослых должны произноситься с контролем дикции и артикуляции.

При необходимости занятий с ребенком надо предварительно отработать все упражнения самостоятельно. Материал в этом случае подбирается заранее. При этом ни в коем случае не следует запинаться перед ребёнком. Конечно, подобное занятие напоминает игру. Но не стоит делать его слишком уж несерьёзным. И обязательно нужно стараться быть образцом для малыша.

Примеры скороговорок

Скороговорки для взрослых, которые улучшают дикцию:

  1. Еду я по выбоинам, еду, из выбоин никак не выеду я.
  2. Немощный худой Кощей тащит ящик овощей.
  3. Работники предприятие приватизировали, приватизировали, да не доприватизировали.
  4. У гуру инаугурация на ура прошла.
  5. Это колониализм? - Нет, это - не колониализм, а неоколониализм!
  6. Бесперспективняк.
  7. В Кабардино-Балкарии валокардин из Болгарии.
  8. Исподвыподверта.
  9. Глаза газели на нее глазели
  10. Недопереквалифицировавшийся.
  11. В швейне шеф лжив - паршив его пошив.
  12. Не перевыскороговорить всех скороговорок.

Усложнённые упражнения

Сложные у взрослых помогают дома и без дополнительных свидетелей справляться с проблемой чёткости произношения. А можно организовать полушутливую игру с друзьями. Она состоит в прочтении скороговорок в непринуждённой дружеской обстановке. В результате получится провести время довольно интересно.

Действительно, не всем удаётся справиться с такими фразами с первого раза:

  1. В поле холм с кулями, выйду на холм, куль поправишь, куль возьмешь. Куль поправлю в любом случае.
  2. Кармен Роман положил роман в карман и пошёл на «Кармен» в «Ромэн».
  3. Кто не работает, тот не ест то, что ест тот, кто работает.
  4. Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.
  5. Флюорографист флюорографировал флюорографистов.
  6. Я - вертикультяп. Могу вертикультяпываться, могу перевертикультяпываться.
  7. Ретив стаффордширский терьер, резв черношерстный ризеншнауцер.
  8. Кокосовары варят кокос, а получают кокосовый сок в скорококосоварках.

В 2016 году наиболее актуальны скороговорки для улучшения дикции взрослых про обезьян. Их примеры могут выглядеть таким образом:

  1. Забавной обезьяне выдали бананов, выдали бананов забавной обезьяне.
  2. Макака макала коалу в какао, какао коала лениво лакала.

Важность красивой речи

Все мы хотим, чтобы нас слушали со вниманием и воодушевлением. Но как этого добиться, если не работать над собой? Прирождённых ораторов единицы. В большинстве случаев взрослые люди выявляют собственные недостатки самостоятельно. Но недостаточно просто о своей неспособности к чему-либо.

Должен осознанно прикладывать максимум усилий на пути к достижению цели. Только таким образом у него получится существенно улучшить положение дел. Возможно, выполнение упражнений покажется скучным занятием. Но на самом деле результат стоит труда.

Если сначала не получается выговаривать скороговорки красиво и отчётливо, не стоит огорчаться. Следует возвращаться к упражнениям до тех пор, пока дикция не станет правильной. Также важно следить за приятным звучанием голоса. Ведь резкие и кричащие интонации не будут приятны слушателям. Подобного оратора никто не станет слушать, хоть дикция его и является чёткой. Людям неприятна резкость, слова следует произносить различимо, красиво и размеренно.

То есть, скороговорки для развития речи взрослых существенно улучшают качество произносимых фраз, делают память лучше. А для занятий не требуется большого количества времени и сил. Упражняться можно дома в привычной и удобной обстановке.

Эффективность и необходимость произношения скороговорок для тренировки правильной дикции отмечал ещё Станиславский. Сегодня же зубрить скороговорки рекомендуют как врачи логопеды, так и грамотные родители школьников.

Развитие современного общества привело к тому, что сегодня, если вы не будете красиво и внятно говорить — вас просто не услышат. Так почему бы не научиться этому с детства и себя заодно потренировать?

Правильная дикция и техника речи необходима прежде всего актёрам, теле-, радио-ведущим, бизнес тренерам, людям, которые часто проводят презентации и всем кто занимает руководящие должности. Этом список можно и продолжить. Соответственно если вы хотите быть успешным, узнаваемым, чтобы вашу речь было приятно слушать — без скороговорок никуда.

Также необходимо помнить о том, что произношение скороговорок это систематитный процесс, То есть, даже если вы уверены в том что хорошо произнесли скороговорку и ни разу не запнулись, это не значит что пора переходить к другой. Повторив скороговорку 100 и более раз, вы поймёте, что нет предела совершенству.

Время от времени нужно закреплять полученный результат и произносить скороговорки снова и снова. И не пытайтесь гнаться за скоростью, главное это чёткое, звонкое и правильное произношение, а скорость придёт со временем. Также следите за правильными ударениями. Главное в этом деле это практика.

164 скороговорки для тренировки речи и дикции.

1. (Б,р) — Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.

2. (Б,р) — Все бобры добры для своих бобрят.

3. (Б,д) — Добры бобры идут в боры, а дровоколорубы рубили дубы.

4. (Б) — Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел. А вот белка не бела — белой даже не была.

5. (Б,в) — Столы белодубовые, гладко-тесо-выструганные.

6. (Б,п) — Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

7. (Б) — Окул бабу обул, да и Окула баба обула.

8. (В,л) — Вавилу ветрило промоклосквозило.

9. (В,п) — Водовоз вёз воду из-под водопровода.

10. (В,л,д) — Не видно — ликвидны акции или не ликвидны.

11. (В,щ,ш) — Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося Вавилу.

12. (В,с) — Свиристель свиристит свирелью.

13. (В,т,р) — Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

14. (В,р,ч) — Разнервничавшаяся Вавилонянка Варвара, разнервничала в Вавилоне, неразнервничавшегося вавилонянина Вавилу Вавилонейского.

15. (В,р) — Выдра у выдры норовила вырвать рыбу.

16. (Г,в,л) — Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.

17. (Д,б,л) — Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал, да не продолбил и не выдолбил.

18. (Д,л,г,з) — Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.

19. (Д,р) — Два дровосека, два дроворуба, два дровокола говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.

20. (Ж,в) — Вожжи из кожи в хомут вхожи.

21. (Ж) — У ежа ежата, у ужа ужата.

22. (Ж) — Жужжит-жужжит жужелица, жужжит да кружится. Говорю ей, не жужжи, не кружись, а ты лучше спать ложись. Всех соседей перебудишь, коль жужжать под ухом будешь.

23. (Й,р,в) — Ярослав и Ярославна
Поселились в Ярославле.
В Ярославле живут славно
Ярослав и Ярославна.

24. (К,б) — В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.

25. (К,в) — Все скороговорки не перевыскороговоришь.

26. (К,п) — Вбили кол в частокол, подприколошматили.

27. (К,т,р) — У Кондрата куртка коротковата.

28. (К,н,л) — Это колониализм? — Нет, это не колониализм, а неоколониализм!

29. (К,п,р) — Из-под Костромы, из-под Костромищи шли четыре мужичищи. Говорили они про торги, да про покупки, про крупу, да про подкрупки.

30. (К,з,с) — Идёт с козой косой козёл.

31. (К,л) — Колотил Клим в один блин клин.

32. (К,р,г) — Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу — грабь граблями гравий, краб.

33. (К,ш,п,н) — Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, в капюшоне кукушонок смешон.

34. (К,р,л) — Карл украл у Клары кораллы, а Клара украла у Карла кларнет.

35. (К,р,в,л) — Королева кавалеру подарила каравеллу.

36. (К,р,м,н) — Курфюрст скомпрометировал ландскнехта.

37. (К,р) — Курьера курьер обгоняет в карьер.

38. (К,с,в) — Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.

39. (К,п) — Купи кипу пик. Кипу пик купи. Пик кипу купи.

40. (К,с) — Коси, коса, пока роса, роса долой — и мы домой.

41. (К,л,б) — Наш Полкан из Байкала лакал. Лакал Полкан, лакал, да не мелел Байкал.

42. (К,л,ц) — Около колодца кольцо не найдётся.

43. (К,т,н) — Разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституционном городе Константинополе и со спокойным достоинством изобретавшим усовершенствованные пневмо-мешко-выколачиватели.

44. (К,л,п,в) — Сшит колпак, не по-колпаковски, вылит колокол, не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

45. (К,р,л) — Кристалл кристаллизовался, кристаллизовался да не выкристаллизовался.

46. (Л,ч) — Бежит лиса по шесточку: лизни, лиса песочку!

47. (Л,к) — Клавка искала булавку, а булавка упала под лавку.

48. (Л) — Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.

49. (Л,н) — На речной мели мы на налима набрели.

50. (Л,м,н) — На мели мы налима лениво ловили, Меняли налима вы мне на линя. О любви не меня ли вы мило молили, и в туманы лимана манили меня.

51. (Л) — Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили Лилию, видели Лидию.

52. (Л,б) — Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.

53. (Л,к) — В Луку Клим луком кинул.

54. (М,л) — Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.

55. (П,р,м) — Вашему пономарю нашего пономаря не перепономарить: наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.

56. (П,х) — Вставай, Архип, петух охрип.

57. (П,к,р) — В пруду у Поликарпа — три карася, три карпа.

58. (П,т,р) — Дробью по перепелам да по тетеревам.

59. (П,к) — Наш Полкан попал в капкан.

60. (П,т) — От топота копыт пыль по полю летит.

61. (П,х) — Осип охрип, Архип осип.

62. (П,р) — Перепёлка перепелят прятала от ребят.

63. (П,г) — Говорил попугай попугаю, я тебя попугай попугаю, отвечает ему попугай — Попугай, попугай, попугай!

64. (П,к,щ) — Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал.

65. (П) — Пётр Петрович, по прозванью Перов, поймал птицу пигалицу; понёс по рынку, просил полтинку, подали пятак, он и продал так.

66. (П) — Когда-то галок поп пугая, в кустах заметил попугая, и говорит тут попугай: «Пугать ты галок, поп, пугай. Но только галок, поп, пугая, не смей пугать ты попугая!»

67. (П) — Пошла Поля полоть в поле.

68. (П,р,к) — Пришёл Прокоп — кипит укроп, ушёл Прокоп — кипит укроп. Как при Прокопе кипит укроп, и так и без Прокопа кипит укроп.

69. (П,р,ч,к) — Говорили про Прокоповича. Про какого про Прокоповича? Про Прокоповича, про Прокоповича, про Прокоповича, про твоего.

70. (П,к,р,т) — Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

71. (П,р) — У перепела и перепёлки пять перепелят.

72. (П,р,в) — Работники предприятие приватизировали, приватизировали да не выприватизировали.

73. (П,к) — Расскажите про покупки! — Про какие про покупки? — Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

74. (П) — Стоит копна с подприкопёночком, а под копной перепёлка с перепелёночком.

75. (П,к) — Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

76. (П,р,т) — Токарь Раппопорт пропил пропуск, рашпиль и суппорт.

77. (П) — У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.

78. (П,р,л) — Параллелограмм паралеллограммил паралеллограммил да не выпараллелограммировал.

79. (П,т) — Пошёл Ипат лопаты покупать.
Купил Ипат пяток лопат.
Шёл через пруд — уцепился за прут.
Упал Ипат — пропали пять лопат.

80. (П,р) — Перпендикуляры рисуют без транспортиров.

81. (П,р,т) — Променяла Прасковья карася
На три пары полосатых поросят.
Побежали поросята по росе,
Простудились поросята, да не все.

82. (Р,п,т,к) — Забыл Панкрат кондратов домкрат. Теперь Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.

83. (Р,г) — На ура у гуру инаугурация прошла.

84. (Р,т,в) — Интервьюер интервьюента интервьюером интервьюировал, интервьюировал, да не выинтервьюировал.

85. (Р,л) — Орёл на горе, перо на орле. Гора под орлом, орёл под пером.

86. (Р,м,н) — Роман Кармен положил в карман роман Ромена Роллана и пошёл в «Ромэн» на «Кармен».
87. (Р,в) — На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора!

88. (Р,к) — Ехал грека через реку, видит грека — в реке рак. Сунул грека руку в реку, рак за руку греку — цап!

89. (Р,п) — Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовывал, да зарапортовался.

90. (Р,л) — Рыла свинья белорыла, тупорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла. На то Хавронье и дано рыло, чтобы она рыла.

91. (Р) — На горе Арарат корова рогами горох собирала.

92. (Р,л,г) — Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.

93. (Р,м,т) — Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки во дворе.

94. (С,н) — Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня.

95. (С,м,н) — В семеро саней семеро Семёнов с усами уселись в сани сами.

96. (С,к,в,р) — Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговоришь, но заскороговорившись, выскороговорил — что все скороговорки перескороговоришь, перескоровыговоришь. И прыгают скороговорки как караси на сковородке.

97. (С,к,п,р) — Как всех скороговорок не перескороговорить, не перескоровыговорить, так и всех скоропословиц не перескоропословить, не перескоровыпословить, и только все скоропоговорки можно перескоропоговорить, перескоровыпоговорить!

98. (С,к) — Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.

99. (С) — У осы не усы, не усищи, а усики.

100. (С,м,н) — У Сени с Саней в сетях сом с усами.

101. (С,к,р) — Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок — сорок морок.

102. (С,нь,к) — Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.

103. (С,р,т) — Баркас приехал в порт Мадрас.
Матрос принёс на борт матрас.
В порту Мадрас матрас матроса
Порвали в драке альбатросы.

104. (Т,р,с) — Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.

105. (Т) — Стоит, стоит у ворот Бык тупо-губо-широкорот.

106. (Т,к) — Ткёт ткач ткани на платки Тане.

107. (Т,к) — Толком толковать, Да без толку расперетолковывать.

108. (Т,ть) — Ест Федька с водкой редьку, ест водка с редькой Федьку.

109. (Т,р) — Торопке порка не впрок. Торопке корка впрок.

110. (Т) — Не ходи то-то по то-то, не проси то-то того-то — вот тебе то-то за то-то.

111. (Т,к) — Турка курит трубку, курка клюёт крупку. Не кури турка трубку, не клюй курка крупку.

112. (Ф,ч,н) — У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

113. (Ф) — Фофанова фуфайка Фефёле впору.

114. (Ф,д,б,р) — Дефибриллятор дефибриллировал дефибриллировал да не выдефибриллировал.

115. (Ф,р) — Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

116. (Ф,л,в) — Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.

117. (Х,т) — Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: Xa! Xa! Ха!

118. (Х,ч,п) — Был в саду переполох —
Там расцвёл чертополох.
Чтобы сад твой не заглох,
Прополи чертополох.

119. (Х,щ) — Хрущи хватают хвощи.
Охапки хины хватает на щи.

120. (Ц,п) — Цыплёнок цапли цепко цеплялся за цеп.

121. (Ц,х) — Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

122. (Ц,р) — Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, все с творогом.

123. (Ц) — Молодец среди овец, а против молодца сам овца.

124. (Ц,к,п,д,р) — Жили-были три китайца
Як, Як-Ци-Драк и Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони.
Жили-были три китайки
Цыпа, Цыпа-Дрипа и Цыпа-Дрипа-Лимпомпони.

Вот они переженились:
Як на Цыпе Як-Ци-Драк на Цыпе-дрипе
Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони на Цыпе-Дрипе-Лимпомпони.

И у них родились дети:
У Яка с Цыпой — Шах,
У Як-Цы-драка с Цыпой-дрипой — Шах-Шахмони,
У Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони
С Цыпой-Дрипой-Лимпомпони —
Шах-Шахмони-Лимпомпони.

125. (Ч,т) — Четверть четверика гороха, без червоточинки.

126. (Ч,щ,ш) — Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

127. (Ч) — Наша дочь речистая, у неё речь чистая.

128. (Ч) — Чеpепахa, не скучaя, чaс сидит зa чaшкой чaя.

129. (Ч,р) — Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно чисто.

130. (Ч,р) — У четырёх черепашек по четыре черепашонка.

131. (Ч) — Обычай бычий, ум телячий.

132. (Ч,ш) — Летят три пичужки через три пустых избушки.

133. (Ш,с) — Шла Саша по шоссе, несла сушку на шесте и сосала сушку.

134. (Ш) — Даже шею, даже уши ты испачкал в чёрной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.

135. (Ш) — Высшие эшелоны шествовали подшофе.

136. (Ш,ж) — В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

137. (Ш) — Шёл Шишига по шоссе, шёл шуpша штанами. Шаг шагнёт, шепнёт: «Ошибка». Шевельнёт ушами.

138. (Ш) — Шесть мышат в камышах шуршат.

139. (Ш) — Самшит, самшит, как ты крепко сшит.

140. (Ш,м) — Яшма в замше замшела.

141. (Ш) — Шли сорок мышей, несли шестнадцать грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.

142. (Ш,к) — Два щенка щека к щеке щиплют щёку в уголке.

143. (Ш,р) — Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.

144. (Ш,с) — У Саши в каше сыворотка из-под простокваши.

145. (Ш,к) — У Сашки в кармашке шишки и шашки.

146. (Ш,к,в,р) — Кашевар кашу варил, подваривал да недоваривал.

147. (Ш,ж) — Поршень — не шершень:
не жужжит, тихо скользит.

148. (Ш,р,к) — У крошки матрёшки пропали серёжки.
Серёжки Серёжка нашёл на дорожке.

149. (Ш,с,к) — Глядят подсолнухи на солнышко,
А солнышко — на подсолнушки.

Но подсолнухов много у солнышка,
А солнышко одно у подсолнушка.

Под солнцем подсолнух солнечно смеялся пока зрел.
Созрел, подсох, склевался.

150. (Ш,р) — Шарики шарикоподшипника шарят по подшипнику.

151. (Ш,с) — Саша шустро сушит сушки.
Сушек высушил штук шесть.
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.

152. (Ш,п,к) — У Ерёмы и Фомы кушаки — во всю спину широки,
Колпаки переколпачены, новы,
Да шлык хорошо сшит, шитым бархатом покрыт.

153. (Ш,р) — Шушера шушере шуршала,
Что шурша шушере шуршать мешала.

154. (Ш) — Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

155. (Ш,к) — Трошкина шавка
Укусила Пашку.
Бьёт Пашка шапкой
Трошкину шавку.

156. (Ш,к,ч) — Под горой у сосновой опушки
Жили-были четыре старушки,
Все четыре большие болтушки.
Целый день на пороге избушки
Тараторили, будто индюшки.
Замолкали на соснах кукушки,
Выползали из лужи лягушки,
Тополя наклоняли макушки —
Услыхать, что болтают старушки.

157. (Ш,к,п) — Пашкина шавка укусила Павку за ногу, бьёт Павка шапкой Пашкину шавку.

158. (Щ,т) — Тщетно тщится щука ущемить леща.

159. (Щ,т) — Тащу, тащу боюсь не дотащу,
Но точно не выпущу.

160. (Щ,ж,ц) — В луже, посредине рощи
Есть у жаб своя жилплощадь.
Здесь живёт ещё жилец —
Водяной жук-плавунец.

161. (Щ,ж,ч) — Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.

162. (Щ,ч) — Щеночкам щёточками чистили щёчки.

163. (Щ,ч) — Этой щёткой чищу зубы,
Этой чищу башмаки,
Этой чищу свои брюки,
Эти щётки все нужны.

164. (Щ,т) — Волки pыщут — пищу ищут.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: