Основной центр эпохи просвещения. Просвещение

НАУКА ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ (XVII - КОНЕЦ XVIII В.)

Просвещение - интеллектуальное движение XVII-XVIII вв. в Европе и Северной Америке. Оно явилось естественным продолжением гуманизма Возрождения, его рационалистических начал, заложивших основы просветительского мировоззрения: отказа от религиозного миропонимания и обращения к разуму как единственному инструменту познания человека и общества.

Название закрепилось после выхода статьи И. Канта «Ответ на вопрос: что такое Просвещение?» (1784). Корневым словом здесь является «свет», от которого происходит термин «просвещение». Термин восходит к древней религиозной традиции, запечатленной как в Ветхом, так и в Новом Завете. Он связан с отделением Творцом при сотворении мира света от тьмы и определением самого Бога как Света. Сама христианизация подразумевает просвещение человечества светом учения Христа. Переосмысливая этот образ, просветители вкладывали в него новое понимание, говоря о просвещении человека светом разума.

Просвещение зародилось в Англии в конце XVII в. в сочинениях его основателя Джона Локка (1632-1704) и его последователей. Здесь были сформулированы основные понятия просветительского учения: общее благо, естественный человек, естественное право, естественная религия, общественный договор. В учении об общественном праве, изложенном в работе «Два трактата об общественном правлении» (1690Л Дж. Локк обосновал основные права человека: свобода, равенство, неприкосновенность личности и собственности, которые являются естественными, вечными и неотъемлемыми.

Еще на заре своей истории, стремясь упорядочить свою жизнь, люди добровольно заключили общественный договор, на основе которого и был создан особый орган (государство), обеспечивающий охрану их прав. Понятие об общественном договоре стало одним из основополагающих в учении об обществе, выработанном деятелями раннего английского Просвещения.

В XVIII в. центром просветительского движения становится Франция. На первом этапе французского Просвещения главными фигурами выступали Шарль Монтескьё (1689-1755) и Франсуа Вольтер (1694-177 8).

В трудах Монтескьё получило дальнейшее развитие учение Локка о правовом государстве. В трактате «О духе законов» (1748) был сформулирован принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, который стал одной из основ политического либерализма.

Иных политических взглядов придерживался Вольтер. Он был сторонником просвещенного абсолютизма и пытался привить идеи Просвещения монархам. С этой целью он находился некоторое время на службе у прусского короля Фридриха II, а также вступил в переписку с русской императрицей Екатериной II. Вместе с тем его отличала ярко выраженная антиклерикальная позиция, он резко выступал против религиозного фанатизма и ханжества, церковного догматизма и главенства церкви над государством и обществом.

Еще одним из наиболее известных деятелей французского Просвещения был Ж.Ж. Руссо (1712-1778). Он стал наиболее известным популяризатором идей Просвещения. Руссо предложил свой, весьма радикальный путь переустройства общества. В трактате «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762) он выдвинул идею народного суверенитета. Согласно этой идее правительство получает свою власть из рук народа в виде поручения, которое оно обязано выполнять в соответствии с народной волей. Если оно эту волю нарушает, то народ может ограничить, видоизменить или вовсе отобрать данную им власть. Одним из средств такого возврата власти может стать насильственное свержение правительства. Идеи Руссо нашли свое дальнейшее развитие в теории и практике идеологов Великой французской революции конца XVIII в.

Во второй половине XVIII в. основную роль в развитии идей Просвещения стали играть Дени Дидро (1713-1784) и энциклопедисты. «Энциклопедия, или толковый словарь наук, искусств и ремесел» (1751 - 1780) стала первой научной энциклопедией.

В ней излагались основные понятия в области физико-математических наук, естествознания, экономики, политики, инженерного дела и искусств. В большинстве случаев статьи были основательными и отражали новейший уровень знаний. Вдохновителями и редакторами энциклопедии явились Дидро и Жан Д’Аламбер (1717-1783), в ее создании принимали активное участие Вольтер, Гельвеций, Гольбах, Монтескьё, Руссо. Статьи по конкретным областям знания писали ученые, писатели, инженеры.

Создатели Энциклопедии видели в ней инструмент, при помощи которого они уничтожат суеверия, предоставляя доступ к знаниям человечества. Энциклопедия подвергалась жесткой критике в основном из-за тона, в котором она обсуждала религию - ее авторов обвиняли в том, что они наносят вред религии и общественной морали, и потому издание Энциклопедии неоднократно приостанавливалось. Религия в ней рассматривалась лишь как одна из ветвей философии, а не как последнее слово в науке и в морали. Только покровительство влиятельных лиц, в том числе маркизы де Помпадур, пользовавшейся особой благосклонностью короля, помогло создателям Энциклопедии завершить работу.

Роль Энциклопедии в развитии науки, в интеллектуальном и политическом развитии человечества трудно переоценить. По этому поводу авторы другой известной энциклопедии «Британника» пишут: «Не существовало никогда энциклопедии, политическая важность которой была бы так велика, равно как и энциклопедии, которая заняла бы такое видное место в жизни общества, истории и литературе своего века» .

В XVIII в. тираж книг редко превышал 1500 экземпляров. Но Французская энциклопедия сразу вышла тиражом 4550 экземпляров и затем много раз переиздавалась и во Франции, и за рубежом, в том числе и в России.

Энциклопедические издания стали создаваться и в других странах. В 1772 г. начала выходить Английская национальная энциклопедия «Британика», а с начала XIX в. свои энциклопедии появились в Германии, Испании и России. Все они были вдохновлены опытом первой Французской энциклопедии.

На протяжении всего этапа Просвещения в центре внимания его идеологов находилось понятие «разум». Разум в представлении просветителей дает человеку понимание природы, общества, а также самого себя. Это понимание помогает человеку изменить к лучшему, усовершенствовать и природу, и самого себя. Так обосновывалась идея прогресса, который мыслился как необратимый ход истории из тьмы невежества в царство разума.

Наивысшей и самой продуктивной формой деятельности разума стало признаваться научное познание как природы, так и общества.

Именно в эту эпоху систематический характер приобрели морские путешествия. Полоса новых географических открытий в Тихом океане (острова Пасхи, Гаити, Гавайи, Восточное побережье Австралии) положили начало планомерному изучению и практическому освоению этого региона, что стимулировало развитие естественных наук.

Так, большой вклад в ботанику внес шведский ученый Карл Линней (1707-1778). В работе «Виды растений» (1737) он описал тысячи видов флоры и дал им двойные латинские наименования, которые выражали родовую и видовую принадлежность организма. Например, название рода - смородина, видовые - красная, черная, белая, а полное название: смородина красная, и т.д. В то время именно латынь являлась международным языком науки. Используя его для наименования растений и животных, Линней разрешил сложную проблему: ведь если бы названия давались на разных языках, то под многими наименованиями мог описываться один и тот же вид.

Ж.Б. Ламарк (1744-1829) выдвинул первый вариант теории эволюции, получивший наименование «ламаркизма». Ламаркизм усматривал главную силу, приводившую в движение эволюционный процесс, во внутреннем стремлении организмов к совершенству. Хотя ламаркизм скоро уступил место более глубокому пониманию эволюции, предложенному Ч. Дарвином, тем не менее именно Ламарк первым высказал идею о том, что все формы жизни на Земле являются результатом эволюции.

В математике Исаак Ньютон (1642-1727) и Готфрид Лейбниц (1646-1716) почти одновременно и независимо друг от друга открыли дифференциальное и интегральное исчисление.

Основатель современной химии Антуан Лавуазье (1743-1794) составил первый перечень химических элементов, открыл закон сохранения энергии. Лавуазье был казнен в возрасте 52 лет по ложному обвинению в растрате общественных средств. Прочитав многочисленные просьбы о его помиловании, М. Робеспьер - один из вождей Французской революции - заявил: «Революции ученые не нужны».

Развитие науки в период Просвещения имело ряд особенностей:

1. Влияние идей Исаака Ньютона было безраздельным.

Его классический труд «Математические начала натуральной философии» вышел первым изданием в 1687 г. В нем Ньютон доказал, что сила тяжести, наблюдающаяся на Земле, является той же самой силой, которая удерживает Землю на орбите при ее вращении вокруг Солнца; что эта же сила удерживает на своих орбитах и все остальные небесные тела; что эта сила пропорциональна массам взаимодействующих тел и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними.

Многие ученые XVII в. подходили к мысли об универсальном значении силы тяжести (Г. Галилей, И. Кеплер), но только Ньютон четко сформулировал ее фундаментальную роль, обосновал строгими математическими вычислениями и вывел из закона тяготения основные законы небесной механики.

Именно поэтому, как считает один из выдающихся ученых современности И.Р. Пригожин, 1687 г. - одна из величайших дат в истории человечества.

Закон всемирного тяготения оставался незыблемым до конца XIX в.

По Ньютону, время и пространство абсолютны, неизменны, неподвижны, причем эта истина применима ко всем частям пространства. Эти выводы были поколеблены только в XX в. открытиями Альберта Эйнштейна и Нильса Бора.

Альберт Эйнштейн доказал, что при больших скоростях движения тел, достигающих скорости света, и огромных расстояниях, свойственных мегамиру, время и пространство, в которых движутся эти тела, как и их масса, отклоняются от законов, приписываемых им классической механикой Ньютона, обнаруживая ранее неизвестные свойства относительности.

Нильс Бор , исследуя явления микромира, доказал, что элементарные частицы также не подчиняются закону Ньютона, а их поведение может быть предсказано только на основе теории вероятности. Выражая принципиальную разницу между современной и ньютоновской картинами мира, Нильс Бор говорил: «Раньше было принято считать, что физика описывает Вселенную. Теперь мы знаем, что физика описывает лишь то, что мы можем сказать о Вселенной» .

Таким образом, если А. Эйнштейн впервые высказал мысль об относительности наших знаний о времени и пространстве, то Н. Бор пошел еще дальше, признав относительность всех наших знаний, включая, конечно, и закон всемирного тяготения Ньютона, который ему представлялся абсолютным.

2. Именно на данном этапе развития науки прочно утвердилось рациональное мировоззрение в противовес религиозному. Передовые мыслители этого времени, которое называют «веком разума», считали, что Вселенная развивается по свойственным ей законам без какого бы то ни было нематериального, божественного воздействия на нее.

Наиболее глубокое обоснование идея о самодостаточности Вселенной, развивающейся по абсолютным законам механики, нашла в многотомном труде великого французского математика и астронома Пьера Лапласа (1749-1827) «Небесная механика». Этот ученый, ставший во времена правления Наполеона одним из его министров, на вопрос императора о том, какая же роль в его системе отводится Богу, ответил: «Я не испытывал нужды в этой гипотезе».

3. Самым престижным занятием в «век разума» стала наука. В общественном сознании прочно утвердился предложенный английским мыслителем Френсисом Бэконом девиз «Знание - сила». Укрепилось убеждение в огромных возможностях познавательного и социального прогресса, умонастроение, получившее наименование познавательного и социального оптимизма.

На этой почве возникли многочисленные социальные утопии. Вслед за «Утопией» англичанина Томаса Мора (1516) появилась книга итальянца Томмазо Кампанеллы «Город Солнца» (1602) и утопическая повесть Фрэнсиса Бэкона «Новая Атлантида» (1627), в которой впервые излагался проект государственной организации науки и образования.

Их идеи в XVIII-XIX вв. развивали французские социалисты-утописты Ш. Фурье , Р. Сен-Симон и англичанин Р. Оуэн , ставшие непосредственными предшественниками марксизма.

Задачами научно-технического центра, именуемого «Домом Соломона», по мысли Ф. Бэкона, должны были стать не только планирование и организация научных исследований и технических изобретений, но и их внедрение в хозяйство и быт.

Особую роль в развитии науки Ф. Бэкон отводил системе образования, и в частности повышению социального статуса преподавателей: «...Преподаватели для науки оказываются, так сказать, хранителями и стражами всех ее достижений, дающих возможность вести бой на поле науки и знания. А поэтому вполне справедливо требование, чтобы их оплата равнялась заработку тех же специалистов, занимающихся той же практической деятельностью. Если же пастырям науки не установят достаточно крупного и щедрого вознаграждения, то произойдет то, о чем можно сказать словами Вергилия:

“// чтоб голод отцов не сказался на хилом потомстве ”» .

4. Под влиянием этих идей усилился процесс институализации науки, стала складываться классическая система ее организации. Специализированными научными организациями, объединяющими профессиональных ученых, стали академии наук.

В 1603 г. была создана Римская академия наук, членом которой вскоре (1611) стал Г. Галилей. Академия защищала Галилея от нападок церкви.

Английская королевская академия возникла в 1662 г. С 1703 г. ее президентом стал И. Ньютон. В 1714 г. иностранным членом Академии был избран русский князь, известный сподвижник Петра I Александр Меншиков. Его заслуги перед наукой состояли в создании обсерватории, а также большой библиотеки в Петербурге. В своем письме к Меншикову И. Ньютон сообщал: «Все собрались, чтобы избрать Ваше превосходительство. При этом были единодушны» .

В 1666 г. была создана Французская академия наук. Ее членами избирались выдающиеся ученые, но только по указанию короля. Людовик XIV лично следил за работой Академии, рассчитывая таким образом повысить свой авторитет. Покровительство короля способствовало тому, что во Французской академии впервые государство стало платить академикам деньги.

В качестве иностранного члена в Парижскую академию в 1714 г. был избран российский император Петр I.

В 1700 г. открылась Берлинская академия наук, первым президентом которой был избран выдающийся немецкий философ, математик Готфрид Лейбниц.

Российская Императорская академия наук была создана при активной поддержке Петра I в 1725 г. Первыми членами Академии стали математик Леонард Эйлер, математик и биолог Даниил Бернулли. Позднее членом академии стал М.В. Ломоносов. В качестве иностранных членов Академии в нее были избраны И. Кант , Д. Дидро , Ф. Вольтер , И. Гёте.

Число иностранцев - членов Академии оставалось значительным вплоть до революции 1917 г. В течение XVIII в. из общей численности академиков - около 100 - три четверти составляли иностранцы, а в начале XX в. из 200 членов Академии иностранцами были около 50 человек.

С возникновением Академии наука в России стала формироваться в качестве особого вида социально-профессиональной деятельности. Этот процесс происходил в нашей стране фактически одновременно с его развитием в западноевропейских странах. Формирование науки в качестве обособленной социальной сферы осуществлялось при активном участии государства в процессе модернизации России, которую начал Петр I. Реализуя свой план преобразований в России, Петр осознавал, что нужно не только переносить на российскую почву достижения западной науки, но и одновременно создавать предпосылки для развития отечественной науки. Поэтому петровская программа формирования российской науки, хотя и была во многом навеяна немецким философом и ученым Готфридом Лейбницем, которого Петр I высоко ценил, но вместе с тем предполагала создание организационных структур не только для проведения научных исследований, но и для подготовки российских научных кадров.

В целях реализации этого плана и была создана Петербургская академия наук. Таким образом, Россия наряду с Англией, Францией и Германией стала одной из первых европейских стран, в которой была создана Академия наук в качестве специализированной общенациональной структуры. Идейной основой Российской академии, как и западных, стала рационалистическая философия, базировавшаяся на достижениях естественных наук.

Петербургская академия наук в некоторых отношениях выгодно отличалась от большинства западных академий. Так, в ее структуру помимо научных подразделений были включены учебные подразделения среднего и высшего уровня: гимназия и университет.

В 1755 г. по инициативе Ломоносова был основан Московский университет, ставший одним из центров научной мысли в России. С его созданием появился новый импульс в развитии гуманитарных наук: философских, юридических и экономических. На рубеже XVIII-XIX вв. возникли университеты в Дерите, Вильно, Казани и Харькове.

Вслед за университетами стали появляться и высшие учебные заведения другого типа - технические специализированные высшие учебные заведения. Первыми специализированными вузами стало Горное училище в Париже (1747), Горное училище в Петербурге (1773) и др.

В качестве центров организации внутривузовских исследований в университетах и технических вузах появились кафедры. Возникло понятие научная и учебная дисциплина.

Свидетельством повышения общего уровня организации науки стало формирование особых, устойчивых направлений исследований, специальных научно-исследовательских программ. По мнению одного из современных исследователей истории науки Имре Лакатоса, в этот период сформировались следующие 6 основных направлений научных исследований:

  • 1. Исследования энергии и теплоты.
  • 2. Металлургия.
  • 3. Электричество.
  • 4. Химия.
  • 5. Биология.
  • 6. Астрономия.
  • Encyclopedia Britannica (электронная версия). - URL: ozon.ru
  • Цит. по: Уилсон РА. Квантовая психология. - Киев: Янус, 1999. С. 81.
  • Бэкон Ф. Сочинения. В 2 т. Т. 1. - М.: Наука, 1977-1978. С. 143.
  • Цит. по: Кудрявцев П.С. Исаак Ньютон. - М.: Учпедиз., 1963. С. 142.

Особое место этой эпохи, охватывающей конец XVII-XVIII вв., отразилось в полученных ею эпитетах «Век разума», «Эпоха Просвещения». Термин «Просвещение» отражает дух этого времени, целью которого была замена религиозных или политических авторитетов такими, которые основаны на требованиях человеческого разума. Говоря о том, что новая эпоха не предписывала человеку догматической точки зрения, исследователи отмечают, что люди эпохи Просвещения «…чувствовали себя так, как чувствовал бы себя выздоравливающий после долгой болезни, или заключенный, вышедший на свободу» (А.Якимович).

Хронологически эпоху Просвещения определяют столетием между «Славной революцией» в Англии (1689 г.) и Великой Французский Революцией (1789 г). Это была эпоха, начатая одной революцией и закончившаяся тремя: промышленной - в Англии, политической - во Франции, философской и эстетической - в Германии. За сто лет мир изменился: все больше выветривались остатки феодализма, все громче заявляли о себе буржуазные отношения, окончательно утвердившиеся после Великой французской революции.

XVIII столетие подготовило также господство буржуазной культуры. На смену старой, феодальной идеологии пришло время философов, социологов, экономистов, литераторов нового века Просвещения.

Источниками новой культурной эпохи стали:

Возрожденческий гуманизм;

Рационализм Декарта;

Научные достижения XVII в.;

Политическая философия Локка (теория «естественного права»);

Скептицизм по отношению к религии (от эпохи Возрождения);

Ренессансная апелляция к античности;

Раннебуржуазный индивидуализм (от Северного Возрождения);

Идеи свободы совести (от Реформации).

Характерные черты идеологии Просвещения.

1. Создание нового социокультурного мифа – мифа о светлой душе, о стройном духе, о власти разума и силе разумной морали. Этот миф выстраивался и реализовался в полемике с «темными силами» исторического прошлого, а также религиозного или традиционного мировоззрения. Противостояние прошлому (которое оценивалось как «тупость, христианство и невежество»), борьба света и тьмы стали идеей новой эпохи Просвещения. В этом термине сами просветители видели в первую очередь не идею образования, а идею света, разгоняющего мрак.

Выдвинув идею формирования личности, просветители показали, что человек обладает разумом, духовной и физической силой. Возрожденческий идеал свободной личности приобрел атрибут всеобщности и ответственности: человек Просвещения думал не только о себе, но и о других, о своем месте в обществе. В центре внимания просветителей - проблема наилучшего общественного устройства. Просветители верили в возможность построения гармонического общества. Глубокие изменения в социально-политической и духовной жизни Европы, связанные с зарождением и становлением буржуазных экономических отношений обусловили основные доминанты культуры XVIII в.

2. Изменение религиозного мировоззрения.

Религия в той форме, в какой преподносила ее церковь, казалась просветителям-атеистам врагом человека.

Статья «Население» в знаменитой французской «Энциклопедии» Д.Дидро и Ж.Даламбера начиналась так: «Цель христианства не состоит в том, чтобы населить землю; его истинная цель – населить небо…», и дальше авторы доказывали, что природа пересиливает все догматические религиозные установки. А в 1749 г. А.Бюффон издал «Естественную историю» где развитие жизни на земле изложено без упоминания Бога.

В основном, просветители выражали идеи деизма (от лат. – «Бог») - форма веры, возникшая в эпоху Просвещения и признающая, что хотя Бог и существует в мире как его первопричина, однако после сотворения мира движение мироздания совершается без его участия. Бог превратился в силу, которая лишь внесла определенный порядок в извечно существовавшую материю. В эпоху Просвещения стало особенно популярным представление о Боге как великом механике и о мире как огромном механизме.

Просветители призывали отделить веру от церкви, выступали против церкви и религиозного фанатизма: «Раздавите гадину!», - сказал Вольтер о католической церкви.

Идея веротерпимости и духовной свободы впервые в истории западноевропейской культуры была сформулирована также в эпоху Просвещения. Поразительный пример представляет ответ Прусского короля Фридриха II (почитателя Вольтера) на вопрос о религиозной политике: «Все религии равны и хороши, если только люди, их исповедующие, честны и порядочны; и ежели турки и язычники придут и пожелают населить страну, то мы построим для них мечети и святилища».

3. «Открытие» мировой культуры и идея космополитизма.

Эпохе Просвещения принадлежит возникновение интереса и начало изучения мировой культуры, т.е. всего того, что находилось за пределами Западной Европы. Одной из черт эпохи стала идеализация древности. Просвещение сочинило и пустило в обращение красивый миф о том, что история людей разных времен и народов демонстрирует их склонность к терпимости и свободе.

В качестве примеров приводятся язычники, чья религия была груба и примитивна, но не превращала их в фанатиков. Вольтер начинает свой «Опыт о нравах и духе наций» похвалами в адрес добродетелей индийской и китайской культур. На протяжении XVIII в. были созданы произведения художественной литературы, путевые заметки и философские сочинения, рассказы о «добрых дикарях» и «мудрых иноверцах». Примерами могут служить труды де Буленвилье «Жизнь Мухаммеда», У.Темпла «Опыт о героической добродетели», Д.Марана «Беседы философа с отшельником» о мудрости Востока, Монтескье «Персидские письма», капитальное исследование конфуцианства, изданное Орденом иезуитов. В этих трудах с симпатией рассматривались заморские культуры, нравы и религии, и в этой симпатии косвенно заложен упрек европейским обычаям и законам: на фоне остального мира европейское общество и христианская культура выглядели нелепостью и отклонением от мировой истории. К примеру, Дэвид Юм утверждал, что злоба, нетерпимость и религиозное неистовство явились в мир именно с христианством.

4. Научный дух эпохи.

В философии Просвещение выступало против всякой метафизики (науки о сверхчувственных принципах и началах бытия). Оно содействовало развитию любого рода рационализма, признающего разум основой познания и поведения людей. В науке это привело к развитию естествознания, достижения которого часто использовались для обоснования научной правомерности взглядов и веры в прогресс.

Характерной чертой эпохи стал тот факт, что общепризнанное лидерство в обществе теперь имели не художники, как это было в эпоху Возрождения, а ученые и философы. Достаточно сказать, что Вольтеру, который написал 52 тома произведений, где, кроме художественных, были труды по эстетике, истории и философии, при жизни был поставлен памятник. Не случайно, что и сам период Просвещения в некоторых странах называли именами философов. Во Франции, например, этот период называли веком Вольтера, в Германии - веком Канта.

Если XVII в. был веком научных открытий, то XVIII в. стал веком знакомства публики с наукой. Эпоха Просвещения породила новый тип потребителя интеллектуального продукта – массового читателя. Для этого времени характерны огромные тиражи газет, журналов и книг (только произведений Вольтера (1694 – 1778) было издано 1,5 млн. томов и около 1 млн. томов произведений Ж.-Ж.Руссо (1712 – 1778). Интерес к научной и художественной литературе быль столь велик, что в Англии, например, библиотеки открывались даже обществами парикмахеров.

Новым явлением эпохи стало издание словарей: когда в Парижской библиотеке появилось издание английского универсального словаря, у дверей ее каждое утро выстраивалась очередь. Ответом на эту интеллектуальную потребность общества стало издание французской «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств или ремесел» – многотомного издания по всем отраслям человеческого знания, под ред. Ж.Даламбера и Д.Дидро (1713 – 1784). За период 1751 – 1780 гг. было выпущено 35 томов, в создании которых принимали участие самые выдающиеся ученые того времени.

Благодаря достижениям естественных наук возникло представление, что время чудес и загадок миновало, что все тайны мироздания раскрыты, и что Вселенная и общество подчиняются логичным, доступным человеческому разуму законам.

5. Исторический оптимизм.

Эпоха Просвещения по праву может быть названа «золотым веком утопии». Просвещение прежде всего включало в себя веру в возможность изменять человека к лучшему, «рационально» преобразовывая политические и социальные устои.

Еще в конце XVII в., в 1684 г. вышел в свет «Словарь» П.Бейля - первый в мире «справочник ошибок и заблуждений», где критиковались общеизвестные религиозные тезисы, и где звучит своего рода декларация новой культуры: «Мы живем во времена, которые и впредь будут становиться более и более просвещенными, тогда как прежние века будут делаться, по контрасту, все более и более темными».

С историческим оптимизмом связана и идея прогресса, утвердившаяся в эту эпоху, согласно которой человек и его история прогрессируют от простого к сложному благодаря накоплению знаний.

Ориентиром для создателей утопий XVIII в. служило «естественное» или «природное» состояние общества, не ведающего частной собственности и угнетения, деления на сословия, не утопающего в роскоши и не обремененного нищетой, не затронутого пороками, живущего сообразно разуму, а не «по искусственным» законам. Это был исключительно вымышленный, умозрительный тип общества, который некоторые философы противопоставляли современной европейской цивилизации (Ж.-Ж. Руссо).

6. Абсолютизация воспитания.

Эпоха Просвещения выдвинула особое понимание воспитания, получившее название теории «чистой доски» («tabula rasa») (Д.Локк), согласно которой человек рождается абсолютно «чистым», без всяких положительных или отрицательных предрасположенностей, и только система воспитания формирует его личность. Задачей воспитания Просветители видели создание благоприятных условий и разрыв с традициями, т.к. новый человек должен быть свободен в первую очередь от религиозных постулатов.

При всей наивности подобных воззрений просветителей, необходимо отметить, что просветители впервые отвергали догму о «первородном грехе» и изначальной испорченности человека.

С этим связано и новое понимание природы. Для просветителей природа – разумное, естественное начало. Все, что создано природой, объявлялось добродетельным и естественным: естественный человек, естественное право, естественные законы… Природа представлялась матерью человека, а все люди, как ее дети, равными и отделенными от Бога.

Воплощением просветительского понимания природы и человека стал роман Д. Дефо (1660 – 1731) «Робинзон Крузо», где подчеркнуты идеи созидательной деятельности человека, живущего по естественным, природным законам.

7. Светский характер.

Эпоха просвещения сделала одной из главных ценностей человека его земную жизнь. Одним из ключевых тезисов эпохи могут быть слова Вольтера: «Все к лучшему в этом лучшем из миров».

Жизнь воспринималась как праздник, а «быть» понималось отныне как «быть счастливым». Новой популярной философией становится «просвещенный эпикуреизм». В работе «О наслаждениях» Сент-Эвремон говорил: «Следует забыть времена, когда нужно было быть суровым, чтобы оказаться добродетельным… Люди деликатные называют удовольствием то, что люди грубые и неотесанные называют пороком».

Чувственность и эротическая энергия были объявлены «новой добродетелью». Дидро, громогласно призывая искусство осуждать пороки, подчас упоминает о том, что «порок, быть может, прекраснее добродетели».

«Любовь к наслаждению разумна и естественна», - заявил Лашапель в своих «Диалогах о наслаждениях и страстях», а одной из центральных книг XVIII в. стала книга Фонтенеля «О счастье». Она дает философское обоснование новых взглядов: поскольку абсолютное счастье недостижимо, нужно поддерживать иллюзию счастья (независимость, досуг, приятная беседа, чтение, музыка, развлечения и удовольствия разного рода).

Лучше всего эти идеи отразило искусство XVIII века, и особенно такое его направление, как рококо.

8. Антифеодальный характер.

Носителями идей Просвещения были, в основном, представители 3-го сословия: ученые и литераторы, писатели, учителя, юристы и медики. Одним из основных требований эпохи была борьба против наследственных привилегий и сословных ограничений: считалось, что люди приходят в мир равными, со своими потребностями, интересами, удовлетворить которые можно путем установления разумных и справедливых форм человеческого общежития.

Умы просветителей волновала идея равенства не только перед богом, но и перед законами, перед другими людьми. Несовершенство существующего общественного строя гротескно осмеивается в произведении английского писателя Д.Свифта (1667-1745 гг.) «Путешествие Гулливера».

Родоначальником просветительских идей стал английский философ Д.Локк (1632 – 1704), развивавший идею естественного права человека (жизнь, свобода и собственность объявлялись основными и неотъемлемыми правами). Исходя из такого понимания прав, возникало и новое понимание государства: государство создано по договору свободных людей и должно защищать человека и его собственность.

Идея равенства всех людей перед законом - характерный признак эпохи Просвещения: «Естественные права личности, принадлежащие каждому по рождению, даны Богом каждому и не зависят от национальности, вероисповедания и происхождения».

9. Идея «Просвещенного абсолютизма».

Просветители не были, конечно, столь наивны, чтобы думать о реальности образования и перевоспитания каждого человека. И при всей своей приверженности к конституционным порядкам, они не могли не видеть, что реальная власть сосредоточена в руках монархов.

Следствием такой ситуации стала новая идея просветителей, согласно которой в обществе должен процветать не союз монарха и церкви, а союз монарха и философов. Действительно, популярность просветительских идей была так велика, что не только в аристократических салонах, но и при королевских дворах они получали все большую известность.

XVIII в. для многих стран стал веком просвещенных монархов: в Германии – Фридрих II, в Швеции - Густав III, в России – Екатерина II, в Австрии – Иосиф II Австрийский, в Испании, Португалии, Дании – министры, разделявшие просветительские взгляды и осуществлявшие реформы. Лишь две крупных европейских страны нарушили эту закономерность: Англия, т.к. она уже была конституционной монархией и Франция, в которой не было королей-реформаторов, за что она и поплатилась Великой французской революцией.

Национальные особенности эпохи Просвещения

Англия – страна первой буржуазной революции, где буржуазия и либеральная интеллигенция к XVIII в. уже получили политическую власть. Своеобразием английского Просвещения поэтому является его возникновение не до, а после буржуазной революции.

Во Франции на основе идей англичан Ф.Бэкона и Д.Локка, очень быстро развивались просветительские идеи, и со второй половины XVIII в. она стала общеевропейским центром Просвещения. Спецификой французского варианта Просвещения стала его «категоричность» и «непримиримость». Тотальная критика религии объясняется тем, что во Франции не было Реформации, а резкая критика феодальных порядков – политической отсталостью и бесправием буржуазии. «Старшим» поколением французских просветителей были Ф.Вольтер, Ш.Монтескье (1689 – 1755), к «младшему» принадлежат Д.Дидро, К.-А.Гельвеций (1715 – 1771), П.-А.Гольбах (1723 – 1789).

Немецкое Просвещение почти не касалось политических (Германия не была единым государством) и религиозных вопросов (Реформация решила их). Оно занималось проблемами духовной жизни, философии и литературы (И.Кант (1724 – 1804), формулирующий центральный принцип этики, основанный на понятии долга, Г.Лессинг (1729 – 1781), поэты И.Гете и Ф.Шиллер).

В Италии просветительские идеи проявились только в антиклерикальных настроениях интеллигенции.

В Испании небольшая группа министров, противостоящих церкви и двору, пыталась реализовать идеи Просвещения в государственной политике, без теоретического обоснования.

Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном и эстетическом развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы социально-политической и культурной жизни. Развенчав политические и правовые нормы, эстетические и этические кодексы старого сословного общества, просветители совершили титаническую работу над созданием позитивной, обращенной, прежде всего к человеку вне зависимости от его социальной принадлежности системы эстетических ценностей, которая органически вошла в кровь и плоть западной цивилизации История мировой культуры. / пор ред. Марковой А.Н.- М.: ЮНИТИ, 1998 , с.- 384..

Эпоха просвещения в Европе

XV--XVII вв. в Западной Европе называются эпохой Возрождения. Для этого имеются определенные основания, о которых речь шла в предыдущей теме. Однако объективно эту эпоху следовало бы характеризовать как эпоху Перехода, потому что она является мостом к системе общественных отношений и культуре Нового времени. Именно в эту эпоху закладываются предпосылки буржуазных общественных отношений, меняется отношение церкви и государства, формируются мировоззрение гуманизма как основы нового секулярного сознания. В полной мере становление характерных черт эпохи Нового времени осуществляется в XVIII в.

XVIII в. в жизни народов Европы и Америки -- это время величайших культурных, социально-экономических и политических сдвигов. В исторической науке эпоха Нового времени обычно связывается с утверждением буржуазных отношений в Западной Европе. Действительно, это важная социально-экономическая характеристика данной эпохи. Но в Новое время одновременно с этим процессом происходили и другие глобальные процессы, охватившие структуру цивилизации в целом. Становление в Западной Европе эпохи Нового времени означал цивилизационный сдвиг: разрушение устоев традиционной европейской цивилизации и утверждение новой. Этот сдвиг получил название модернизации.

Модернизация -- это сложный многогранный процесс, протекавший в Европе в течение полутора столетий и охвативший все сферы жизни общества. В сфере производства модернизация означала индустриализацию -- постоянно нарастающее использование машин. В социальной сфере модернизация тесно связана с урбанизацией -- небывалым ростом городов, который привел к преобладающему их положению в экономической жизнедеятельности общества. В политической сфере модернизация означала демократизацию политических структур, закладывание предпосылок для формирования гражданского общества и правового государства. В духовной сфере модернизация связана с секуляризацией -- высвобождением всех сфер общественной и личной жизни из-под опеки религии и церкви, их обмирщения, а также интенсивное развитие грамотности, образования, научного знания о природе и обществе.

Все эти неразрывно связанные друг с другом процессы изменили эмоционально-психологические установки человека, его менталитет. Дух традиционализма уступает место установкам на изменение и развитие. Человек традиционной цивилизации был уверен в стабильности окружающего его мира. Человек Нового времени считает возможным познать законы природы и общества и на основе этого знания изменить природу и общество в соответствии со своими желаниями и потребностями.

Государственная власть, социальное устройство общества также лишаются божественной санкции. Они истолковываются как человеческий продукт и подлежат, если это нужно, изменениям. Не случайно Новое время -- это эпоха социальных революций, сознательных попыток насильственно переустроить общественную жизнь. В целом можно сказать, что Новое время создало Нового человека. Человек Нового времени, модернизованный человек -- это мобильная личность, которая быстро приспосабливается к изменениям, происходящим в окружающей среде.

Идейной основой модернизации общественной жизни в Новое время стала идеология Просвещения. XVIII в. в Европе также называют эпохой Просвещения. Деятели эпохи Просвещения оставили глубокий след в философии, науке, искусстве, литературе и политике. Они выработали новое мировоззрение, призванное раскрепостить человеческую мысль, освободить ее от рамок средневекового традиционализма.

Философской основой мировоззрения эпохи Просвещения был рационализм. Идеологи Просвещения, отражая взгляды и потребности буржуазии в ее борьбе против феодализма и его духовной опоры католической церкви, рассматривали разум как наиболее важную характеристику человека, предпосылку и наиболее яркое проявление всех его других качеств: свободы, самодеятельности, активности и т. д. Человек, как разумное существо, с точки зрения деятелей Просвещения, призван переустроить общество на разумных основаниях. На этой основе декларировалось право людей на социальную революцию. Существенную черту идеологии эпохи Просвещения отмечал Ф. Энгельс: «Великие люди, которые во Франции просвещали головы для приближающейся революции, выступали крайне революционно. Никаких внешних авторитетов какого-то бы то ни было рода они не признавали. Религия, понимание природы, государственный строй -- все должно было быть подвергнуто самой беспощадной критике, все должно было предстать перед судом разума и либо оправдать свое существование, либо отказаться от него, мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего существующего» Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20.-- С. 16.

Европа XVIII в. в цивилизационном отношении еще не представляла собой целостное образование. Народы Европы отличались по уровню экономического развития, политической организации, характеру культуры. Поэтому идеология Просвещения в каждой стране отличалась своими национальными особенностями.

В наиболее ярких, классических формах идеология Просвещения развивалась во Франции. Французское Просвещение XVIII в. оказало значительное воздействие не только на собственную страну, но и на целый ряд других стран. Французская литература и французский язык сделались модными в Европе, а Франция стала центром всей европейской интеллектуальной жизни.

Эпоху Просвещения во Франции называют иногда эпохой Вольтера. Вольтеровская критика абсолютизма, прославление разума, борьба за веротерпимость и права человека сделали его угодным французскому королевскому двору. В своих исторических трудах он впервые представил историю не как описание судеб государства и его правителей, а как развитие самих народов, их экономики, науки, культуры, политики и эстетики Эстетика раннего французского романтизма.- М.: Искусство, 1982.- с.-249..

Крупнейшими представителями французского Просвещения были: Вольтер (Франсуа Мари Аруэ), Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, П.А. Гольбах, К.А. Гельвеций, Д. Дидро.

XVIII в. вошел в историю как век просвещенного абсолютизма. Политика абсолютизма в ряде европейских стран, выражающаяся в уничтожении «сверху» и в преобразовании наиболее устаревших феодальных институтов. Его содержанием стало уничтожение инквизиции, секуляризация церковного имущества, закрытие монастырей, отмена податных привилегий дворянства и обложение дворянских и церковных земель налогами. Именно в этот период наблюдается подъем уровня народного образования, вводится принцип свободы совести, в некоторых случаях проявляется забота о низших классах.

Однако главным в политике просвещенного абсолютизма стало провозглашение принципа «одно право для всех», что отразилось в создании равного для всех гражданского права. Такая политика имела огромные последствия сословно-социального характера, лишив преимуществ привилегированные сословия. Таким образом, в социальной эволюции Европы настал конец господствующему положению старых земледельческих классов.

Проведение политики просвещенного абсолютизма в определенной мере явилось отражением идей просветителей. Используя популярность их идей, они изображали свою деятельность как «союз философов и государей». Но главным побудительным мотивом стало осознание монархии нарастающей слабости их опоры -- земельных собственников и укрепление позиций третьего сословия в лице буржуазии.

В наибольшей мере программа просвещенного абсолютизма была осуществлена в Австрии, Пруссии, Португалии, Неаполитанском королевстве, России. В других странах она была реализована лишь частично. Проведение этой политики не сняло политического напряжения в обществе. Абсолютизм -- форма мертвая. Он не может улучшаться, оставаясь абсолютизмом, а если улучшается -- значит перестает им быть.

Великая французская революция оказала огромное влияние на развитие европейских стран. Ее последствия -- политические, экономические, социальные -- носили долговременный характер и придали динамизм историческому процессу. Восприятие идей французской революции населением Европы не оставляло место сомнениям, что деспотический режим в просвещенной или непросвещенной форме отжил свое время, что залог будущего экономического процветания европейская буржуазия видела в освобождении от абсолютизма.

XVIII в. стал веком промежуточным, приготовлением для исторических процессов, развернувшихся в последующий период. Борьба между буржуазией и землевладельцами не была закончена, ее завершило следующее поколение.

Другим наследием XVIII в., доставшимся следующему веку, была борьба буржуазии и пролетариата, и ее прогноз не был еще очевиден. XIX в. позволил европейцам зримо ощутить плоды индустриальной революции, необходимые предпосылки которой были заложены в XVIII в.

эпоха просвещения, эпоха просвещения в россии
Эпо́ха Просвеще́ния - одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие.

Начавшись в Англии под влиянием научной революции XVII века, это движение распространилось на Францию, Германию, Россию и охватило другие страны Европы. Особенно влиятельными были французские просветители, ставшие «властителями дум». Принципы Просвещения были положены в основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина.

Интеллектуальное движение этой эпохи оказало большое влияние на последовавшие изменения в этике и социальной жизни Европы и Америки, борьбу за национальную независимость американских колоний европейских стран, отмену рабства, формулирование прав человека. Кроме того, оно поколебало авторитет аристократии и влияние церкви на социальную, интеллектуальную и культурную жизнь.

«Рассуждение о методе» Декарта

Собственно термин просвещение пришёл в русский язык, как и в английский (The Enlightenment) и немецкий (Zeitalter der Aufklärung) из французского (siècle des lumières) и преимущественно относится к философскому течению XVIII века. Вместе с тем, он не является названием некой философской школы, поскольку взгляды философов Просвещения нередко существенно различались между собой и противоречили друг другу. Поэтому просвещение считают не столько комплексом идей, сколько определенным направлением философской мысли. основе философии Просвещения лежала критика существовавших в то время традиционных институтов, обычаев и морали.

Относительно датировки данной мировоззренческой эпохи единого мнения не существует. Одни историки относят её начало к концу XVII века, другие - к середине XVIII века XVII веке основы рационализма закладывал Декарт в своей работе «Рассуждение о методе» (1637). Конец эпохи Просвещения нередко связывают со смертью Вольтера (1778) или с началом Наполеоновских войн (1800-1815). то же время есть мнение о привязке границ эпохи Просвещения к двум революциям: «Славной революции» в Англии (1688) и Великой французской революции (1789).

  • 1 Сущность
  • 2 Периодизация по Г. Мэю
  • 3 Религия и мораль
    • 3.1 Роспуск Общества Иисуса
  • 4 Историческое значение
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Библиография
  • 8 Ссылки
  • 9 Литература

Сущность

В эпоху Просвещения происходил отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества. Впервые в истории был поставлен вопрос о практическом использовании достижений науки в интересах общественного развития.

Учёные нового типа стремились распространять знание, популяризировать его. Знание не должно быть больше исключительным владением некоторых посвящённых и привилегированных, а должно быть доступно всем и иметь практическую пользу. Оно становится предметом общественной коммуникации, общественных дискуссий. них теперь могли принимать участие даже те, кто традиционно был исключён из учёбы - женщины. Появились даже специальные издания, рассчитанные на них, например, в 1737 году книга «Ньютонианизм для дам» автора Франческо Альгаротти. Характерно, как Дэвид Юм начинает своё эссе об истории (1741):

Нет ничего, что я рекомендовал бы своим читательницам серьёзнее, чем изучение истории, ибо это занятие лучше других подходит одновременно их полу и образованию - гораздо более поучительно, чем их обычные книги для развлечения, и более интересно, чем те серьёзные произведения, что можно найти у них в шкафу. Оригинальный текст (англ.)

There is nothing which I would recommend more earnestly to my female readers than the study of history, as an occupation, of all others, the best suited both to their sex and education, much more instructive than their ordinary books of amusement, and more entertaining than those serious compositions, which are usually to be found in their closets.

- «Essay of the study of history» (1741).

Кульминацией этого стремления популяризировать знания стало издание Дидро и др. «Энциклопедии» (1751-1780) в 35 томах. Это был самый успешный и значительный «проект» века. Этот труд собрал воедино всё накопленное человечеством до того времени знание. нём доступно объяснялись все стороны мира, жизни, общества, наук, ремесла и техники, повседневных вещей. И эта энциклопедия была не единственной в своём роде. Ей предшествовали другие, но только французская стала такой знаменитой. Так, в Англии Ефраим Чемберс в 1728 году опубликовал двухтомную «Циклопедию» (по-гречески «круговое обучение», слова «-педия» и «педагогика» - однокоренные). Германии в 1731-1754 годах Йохан Цедлер издал «Большой универсальный лексикон» (Großes Universal-Lexicon) в 68 томах. Это была самая большая энциклопедия XVIII века. ней было 284 000 ключевых слов. К сравнению: во французской «Энциклопедии» их было 70 000. Но, во-первых, она стала более знаменитой, и уже среди современников, потому что её писали знаменитейшие люди своего времени, и это было всем известно, в то время как над немецким лексиконом работало множество никому неизвестных авторов. Во-вторых: её статьи были более спорными, полемичными, открытыми духу времени, частично революционными; их вычёркивала цензура, были гонения. В-третьих: в то время международным научным языком был уже французский, а не немецкий.

Одновременно с общими энциклопедиями появляются и специальные, и для разных отдельных наук, которые тогда переросли в отдельный жанр литературы.

Латынь перестала быть научным языком. На её место приходит французский язык. Обычная же литература, ненаучная, писалась на национальных языках. Среди учёных разгорелся тогда большой спор о языках: могут ли современные языки вытеснить латынь. На эту тему, да и вообще о вопросе превосходства между античностью и современностью, Джонатан Свифт, знаменитый просветитель и автор «Путешествий Гулливера», написал, например, сатирический рассказ «Битва книг» (The Battle of the books), опубликованный в 1704 году. притче о пауке и пчеле, содержащейся в этом рассказе, он прекрасно и остроумно выразил суть спора между сторонниками античной и современной литературы.

Основным стремлением эпохи было найти путём деятельности человеческого разума естественные принципы человеческой жизни (естественная религия, естественное право, естественный порядок экономической жизни физиократов и т. п.). С точки зрения таких разумных и естественных начал подвергались критике все исторически сложившиеся и фактически существовавшие формы и отношения (положительная религия, положительное право и т. п.).

Периодизация по Г. Мэю

Во взглядах мыслителей этой эпохи много противоречий. Американский историк Генри Мэй (Henry F. May) выделял в развитии философии этого периода четыре фазы, каждая из которых в какой-то степени отрицала предыдущую.

Первой была фаза умеренного или рационального Просвещения, она ассоциировалась с влиянием Ньютона и Локка. Для неё характерен религиозный компромисс и восприятие Вселенной как упорядоченной и уравновешенной структуры. Эта фаза Просвещения является естественным продолжением гуманизма XIV-XV веков как чисто светского культурного направления, характеризующегося притом индивидуализмом и критическим отношением к традициям. Но эпоха Просвещения отделена от эпохи гуманизма периодом религиозной реформации и католической реакции, когда в жизни Западной Европы снова взяли перевес теологические и церковные начала. Просвещение является продолжением традиций не только гуманизма, но и передового протестантизма и рационалистического сектантства XVI и XVII веков, от которых он унаследовал идеи политической свободы и свободы совести. Подобно гуманизму и протестантизму, Просвещение в разных странах получало местный и национальный характер. С наибольшим удобством переход от идей реформационной эпохи к идеям эпохи Просвещения наблюдается в Англии конца XVII и начала XVIII веков, когда получил своё развитие деизм, бывший в известной степени завершением религиозной эволюции реформационной эпохи и началом так называемой «естественной религии», которую проповедовали просветители XVIII в. Существовало восприятие Бога как Великого Архитектора, почившего от своих трудов в седьмой день. Людям он даровал две книги - Библию и книгу природы. Таким образом, наряду с кастой священников выдвигается каста учёных.

Параллелизм духовной и светской культуры во Франции постепенно привел к дискредитации первой за ханжество и фанатизм. Эту фазу Просвещения называют скептической и связывают с именами Вольтера, Гольбаха и Юма. Для них единственным источником нашего познания является непредубежденный разум. связи с этим термином стоят другие, каковы: просветители, просветительная литература, просвещённый (или просветительный) абсолютизм. Как синоним этой фазы Просвещения употребляется выражение «философия XVIII века».

За скептической последовала революционная фаза, во Франции ассоциируемая с именем Руссо, а в Америке - Пейна и Джефферсона. Характерными представителями последней фазы Просвещения, получившей распространение в XIX в., являются такие философы как Томас Рид и Фрэнсис Хатчесон, возвратившиеся к умеренным взглядам, уважению к нравственности, законности и порядку. Эту фазу называют дидактической.

Религия и мораль

Характерной просветительной идеей является отрицание всякого божественного откровения, в особенности это коснулось христианства, которое считается первоисточником ошибок и суеверий. Вследствие чего выбор пал на деизм (Бог есть, но он лишь сотворил Мир, а дальше ни во что не вмешивается) как естественную религию, отождествленную с моралью. Не принимая во внимание материалистические и атеистические убеждения некоторых мыслителей данной эпохи, таких как Дидро, большинство просветителей были последователями именно деизма, которые посредством научных аргументов пытались доказать существование Бога и сотворение Им вселенной.

В эпоху Просвещения вселенная рассматривалась как поразительная машина, которая является действующей причиной, а не конечной. Бог же, после создания вселенной, не вмешивается в её дальнейшее развитие и всемирную историю, а человек в конце пути не будет ни осуждён, ни вознаграждён Им за свои деяния. Руководством для людей в их нравственном поведении становится лаицизм, превращение религии в естественную мораль, заповеди которой являются одинаковыми для всех. Новая концепция толерантности не исключает возможность исповедовать иные религии лишь в частной жизни, а не общественной.

Роспуск Общества Иисуса

Отношение Просвещения к христианской религии и к её связи с гражданской властью были не везде одинаковы. Если в Англии борьба против абсолютной монархии была уже частично решена благодаря акту «Билль о правах» 1689 года, который официально положил конец религиозным преследованиям и отодвинул веру в сферу субъективно-индивидуальную, то в континентальной Европе Просвещение сохранило жесткую неприязнь к католической церкви. Государства начали занимать позицию независимости внутренней политики от влияния папства, а также всё большего ограничения автономии курии в церковных вопросах.

Иезуиты, непримиримые защитники папского авторитета, на фоне роста конфликта между церковью и государством, а также общественного мнения призывающего к уничтожению ордена, были изгнаны почти из всех европейских стран. 1759 году они были вытеснены из Португалии, далее следует Франция (1762) и Испания (1769). 1773 году папа Климент XIV опубликовал буллу Dominus ac Redemptor, в которой постановил распустить Общество Иисуса. Всё имущество ордена было конфисковано и, в большей его части, направлено на создание общественных мест контролируемых государством. Однако иезуиты полностью не исчезли из Европы, так как в России Екатерина Великая, хоть и была весьма близка к идее Просвещения, отказалась публиковать папское бреве о роспуске.

Историческое значение

Портрет Вольтера из дворца прусского короля Фридриха Великого Сансусси. Гравюра П. Баку

Общеевропейское значение в XVIII в. получила французская просветительная литература в лице Вольтера, Монтескьё, Руссо, Дидро и др. писателей. Общая их черта - господство рационализма, направившего свою критику во Франции на вопросы политического и социального характера, тогда как немецкие просветители этой эпохи были более заняты разрешением вопросов религиозных и моральных.

Под влиянием идей просвещения были предприняты реформы, которые должны были перестроить всю общественную жизнь (просвещённый абсолютизм). Но наиболее значительным последствием идей Просвещения стали Американская революция и Великая французская революция.

В начале XIX в. просвещение вызвало против себя реакцию, которая, с одной стороны, была возвращением к старому теологическому миросозерцанию, с другой - обращением к изучению исторической деятельности, которая была в большом пренебрежении у идеологов XVIII века. Уже в XVIII веке делались попытки определения основного характера просвещения. Из этих попыток наиболее замечательная принадлежит Канту (Ответ на вопрос: что такое Просвещение?, 1784). Просвещение не есть замена одних догматических идей другими догматическими же идеями, а самостоятельное мышление. этом смысле Кант противополагал просвещению просветительство и заявлял, что это просто свобода использовать свой собственный интеллект.

Современная европейская философская и политическая мысль, например, либерализм, во многом берет свои основания из эпохи Просвещения. Философы наших дней считают основными добродетелями Просвещения строгий геометрический порядок мышления, редукционизм и рационализм, противопоставляя их эмоциональности и иррационализму. этом отношении либерализм обязан Просвещению своей философской базой и критическим отношением к нетерпимости и предрассудкам. Среди известных философов, придерживающихся подобных взглядов - Берлин и Хабермас.

Идеи Просвещения лежат также в основе политических свобод и демократии как базовых ценностей современного общества, а также организации государства как самоуправляемой республики, религиозной толерантности, рыночных механизмов, капитализма, научного метода. Начиная с эпохи Просвещения, мыслители настаивают на своем праве искать истину, какой бы она ни была и чем бы она ни угрожала общественным устоям, не подвергаясь при этом угрозам быть наказанными «за Правду».

После Второй мировой войны вместе с рождением постмодернизма некоторые особенности современной философии и науки стали рассматриваться как недостатки: чрезмерная специализация, невнимание к традиции, непредсказуемость и опасность непредвиденных последствий, а также нереалистическая оценка и романтизация деятелей Просвещения. Макс Хоркхаймер и Теодор Адорно даже считают, что Просвещение косвенно породило тоталитаризм.

См. также

  • Американское Просвещение
  • Российское Просвещение
  • Шотландское Просвещение
Важнейшие представители
  • Томас Аббт (1738-1766), Германия, философ и математик.
  • Маркиз де Сад (1740 - 1814), Франция, философ, основоположник учения абсолютной свободы - либертинизма.
  • Жан ле Рон д’Аламбер (1717-1783), Франция, математик и врач, один из редакторов французской Энциклопедии
  • Бальтазар Беккер (1634-1698), Голландия, ключевая фигура раннего Просвещения. своей книге De Philosophia Cartesiana (1668 г.) разделял теологию и философию и утверждал, что Природу так же нельзя понять из Писания, как и теологическую истину вывести из законов Природы.
  • Пьер Бейль (1647-1706), Франция, литературный критик. Одним из первых выступал за религиозную толерантность.
  • Чезаре Беккариа (1738-1794), Италия. Приобрел широкую известность благодаря сочинению О преступлениях и наказаниях (1764).
  • Людвиг ван Бетховен (1770-1827), Германия, композитор.
  • Джордж Беркли (1685-1753), Англия, философ и церковный деятель.
  • Юстус Хеннинг Бемер (1674-1749), Германия, юрист и церковный реформатор.
  • Джеймс Босуэлл (1740-1795), Шотландия, писатель.
  • Леклер де Бюффон (1707-1788), Франция, естествоиспытатель, автор L’Histoire Naturelle.
  • Эдмунд Бёрк (1729-1797), Ирландия, политик и философ, один из ранних основателей прагматизма.
  • Джеймс Бернет (1714-1799), Шотландия, юрист и философ, один из основателей лингвистики.
  • Маркиз де Кондорсе (1743-1794), Франция, математик и философ.
  • Екатерина Дашкова (1743-1810), Россия, литератор, президент Российской академии
  • Дени Дидро (1713-1784), Франция, литератор и философ, основатель Энциклопедии.
  • Французские энциклопедисты
  • Бенджамин Франклин (1706-1790), США, ученый и философ, один из отцов-основателей Соединенных Штатов и авторов Декларации независимости.
  • Бернар Ле Бовье де Фонтенель (1657-1757), Франция, ученый и писатель-популяризатор науки.
  • Виктор Д’Юпай (1746-1818), Франция, писатель и философ, автор термина коммунизм.
  • Эдуард Гиббон (1737-1794), Англия, историк, автор Истории упадка и падения Римской империи.
  • Иоганн Вольфганг фон Гёте (1749-1832), Германия, поэт, философ и естествоиспытатель.
  • Олимпия де Гуж (1748-1793), Франция, писатель и политический деятель, автор «Декларации прав женщины и гражданки» (1791), заложившей основы феминизма.
  • Йозеф Гайдн (1732-1809), Германия, композитор.
  • Клод Адриан Гельвеций (1715-1771), Франция, философ и литератор.
  • Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803), Германия, философ, теолог и лингвист.
  • Томас Гоббс (1588-1679), Англия, философ, автор Левиафана, книги, заложившей основы политической философии.
  • Поль Анри Гольбах (1723-1789), Франция, философ-энциклопедист, одним из первых объявил себя атеистом.
  • Роберт Гук (1635-1703), Англия, естествоиспытатель-экспериментатор.
  • Дэвид Юм (1711-1776), Шотландия, философ, экономист.
  • Томас Джефферсон (1743-1826), США, филисоф и политический деятель, один из отцов-основателей Соединенных Штатов и авторов Декларации независимости, защитник «права на революцию».
  • Гаспар Мельчор де Ховельянос (1744-1811 гг.), Испания, юрист и политический деятель.
  • Иммануил Кант (1724-1804), Германия, философ и естествоиспытатель.
  • Гуго Коллонтай (1750-1812), Польша, теолог и философ, один из авторов польской конституции 1791 г.
  • Игнацы Красицкий (1735-1801), Польша, поэт и церковный деятель.
  • Антуан Лавуазье (1743-1794 г.), Франция, естествоиспытатель, один из основателей современной химии и авторов закона Ломоносова-Лавуазье.
  • Готфрид Лейбниц (1646-1716), Германия, математик, философ и юрист.
  • Готхольд Эфраим Лессинг (1729-1781), Германия, драматург, критик и философ, создатель немецкого театра.
  • Карл Линней (1707-1778), Швеция, ботаник и зоолог.
  • Джон Локк (1632-1704), Англия, философ и политический деятель.
  • Пётр I (1672-1725), Россия, царь-реформатор.
  • Феофан Прокопович (1681-1736), Россия, церковный деятель и литератор.
  • Антиох Кантемир (1708-1744), Россия, литератор и дипломат.
  • Василий Татищев (1686-1750), Россия, историк, географ, экономист и государственный деятель.
  • Фёдор Волков (1729-1763), Россия, актёр, основатель русского театра.
  • Александр Сумароков (1717-1777), Россия, поэт и драматург.
  • Михайло Ломоносов (1711-1765), Россия, естествоиспытатель и поэт, один из авторов закона Ломоносова-Лавуазье.
  • Иван Дмитревский (1736-1821), Россия, актёр и драматург.
  • Иван Шувалов (1727-1797), Россия, государственный деятель и меценат.
  • Екатерина II (1729-1796), Россия, императрица, меценат и литератор.
  • Александр Радищев (1749-1802), Россия, писатель и философ.
  • Михаил Щербатов (1733-1790), Россия, историк и публицист.
  • Иван Бецкой (1704-1795), Россия, государственный деятель.
  • Платон (Левшин) (1737-1812), Россия, церковный деятель и историк церкви.
  • Денис Фонвизин (1745-1792), Россия, литератор.
  • Владислав Озеров (1769-1816), Россия, поэт и драматерг.
  • Яков Княжнин (1742-1791), Россия, писатель и драматург.
  • Гавриил Державин (1743-1816), Россия, поэт и государственный деятель.
  • Николай Шереметев (1751-1809), Россия, меценат.
  • Христлиб Фельдштраух (1734–1799), Россия, Германия, преподаватель, философ. Автор Наблюдений о человеческом духе и его отношении к миру
  • Себастьян Жозе Помбал (1699-1782), Португалия, государственный деятель.
  • Бенито Фейжоо (1676-1764), Испания, церковный деятель.
  • Шарль Луи Монтескьё (1689-1755), Франция, философ и правовед, один из авторов теории разделения властей.
  • Леандро Фернандец де Моратин (1760-1828), Испания, драматург и переводчик.
  • Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791), Германия, композитор.
  • Исаак Ньютон (1643-1727), Англия, математик и естествоиспытатель.
  • Николай Новиков (1744-1818), Россия, литератор и филантроп.
  • Доситей Обрадович (1742-1811), Сербия, писатель, философ и лингвист.
  • Томас Пейн (1737-1809), США, литератор, критик Библии.
  • Франсуа Кёне (1694-1774), Франция, экономист и врач.
  • Томас Рид (1710-1796), Шотландия, церковный деятель и философ.
  • Жан-Жак Руссо (1712-1778), Франция, писатель и политический философ, автор идеи «общественного договора».
  • Адам Смит (1723-1790), Шотландия, экономист и философ, автор знаменитой книги Исследование о природе и причинах богатства народов.
  • Барух Спиноза (1632-1672), Голландия, философ.
  • Эммануил Сведенборг (1688-1772), Швеция, теолог и естествоиспытатель.
  • Алексис Токвиль (1805-1859), Франция, историк и политический деятель.
  • Вольтер (1694-1778), Франция, писатель и философ, критик государственной религии.
  • Адам Вейсгаупт (1748-1830), Германия, правовед, основатель тайного общества иллюминатов.
  • Джон Уилкс (1725-1797), Англия, публицист и политик.
  • Иоганн Иоахим Винкельман (1717-1768), Германия, искусствовед.
  • Христиан фон Вольф (1679-1754), Германия, философ, юрист и математик.
  • Мэри Уолстонкрафт (1759-1797), Англия, писатель, философ и феминистка.

Примечания

  1. Hackett, Louis. The age of Enlightenment (1992). Архивировано из первоисточника 9 февраля 2012.
  2. Hooker, Richard. The European Enlightenment(недоступная ссылка - история) (1996). Архивировано из первоисточника 29 августа 2006.
  3. Frost, Martin. The age of Enlightenment (2008). Проверено 18 января 2008. Архивировано из первоисточника 9 февраля 2012.
  4. «Essay of the study of history» (1741).
  5. Stollberg-Rilinger (2010), стр. 187.
  6. Цитируется по: G.Gunn. Early American Writing. Introduction. Penguin Books USA Inc., New York, 1994. Pp.xxxvii-xxxviii.
  7. Blissett, Luther. Anarchist Integralism: Aesthetics, Politics and the Après-Garde (1997). Проверено 18 января 2008. Архивировано из первоисточника 9 февраля 2012.

Библиография

  • Геттнер, «История всеобщей литературы XVIII в.»;
  • Laurent, «La philosophie du XVIII siècle et le christianisme»;
  • Lanfrey, «L"église et la philosophie du XVIII siècle»;
  • Stephen, «History of english thought in the XVIII century»;
  • Biedermann, «Deutschlands geistige, sittliche und gesellige Zustände»
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890-1907).

Ссылки

  • Статья в энциклопедии "Кругосвет"
  • Длугач Т. Б. Философия Просвещения (видеолекции)

Литература

  • Огурцов А. П. Философия науки эпохи Просвещения. - М.: Институт философии РАН, 1993. - 213 с.
  • М. Хоркхаймер, Т. В. Адорно. Понятие просвещения // Хоркхаймер М., Адорно Т. В. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. М., С-Пб., 1997, с. 16-60
  • Д. Рикуперати. Человек Просвещения // Мир Просвещения. Исторический словарь. М., 2003, с. 15-29.

что такое эпоха просвещения, эпоха просвещения, эпоха просвещения в западной европе, эпоха просвещения в россии, эпоха просвещения это

Эпоха Просвещения Информацию О

Эпоха Просвещения. Характеристика эпохи Просвещения

XVIII в. вошел в историю как век Просвещения - мощного идейного движения, порожденного обострившимися противоречиями эпохи и охватившего всю Европу. Это идейное движение, являясь продолжением гуманистических традиций Возрождения, зародилось в Англии в конце XVII в., свое название и наивысшее развитие получило во Франции в XVIII в. Его характерная черта заключена в самом названии; знания, просвещение рассматриваются просветителями как мощный рычаг прогресса.

Это была эпоха ускорявшегося развития капиталистической экономики и роста экономического могущества буржуазии, с одной стороны, и углублявшегося кризиса феодализма и абсолютной монархии - с другой. Наибольшего обострения это противоречие достигло во Франции.

Французская буржуазия накопила крупные капиталы, стала влиятельной экономической силой. Она требовала подчинения экономики своим интересам и участия в реальном управлении страной.

Но духовенство и дворянство, сплотившись вокруг двора и отгородившись от третьего сословия привилегиями, не желали никаких перемен. Требования буржуазии звучали все громче. Они нашли глубокое отражение в трудах крупнейших просветителей.

Крупнейшие представители Просвещения. Шарль Луи Монтескье (1689-1755) родился в аристократической французской семье, но стал убежденным противником абсолютизма. В трактате "О духе законов" (1748) он доказывал, что лучшей формой государственного устройства является конституционная монархия с народным представительством в виде парламента.

Крупнейшим представителем французского Просвещения являлся Мари Франсуа Вольтер (1694-1779). Вольтер, как и Монтескье, убеждал современников в необходимости ограничения абсолютной власти короля, ликвидации сословных привилегий духовенства и дворянства и установления равенства перед законом. Он был непримиримым противником католической церкви из-за ее нетерпимости и богатства. Вольтер считал, что церковь как религиозная организация не нужна, хотя вера в Бога необходима. Он призывал "раздавить гадину", т. е. уничтожить церковь. Но он оговаривался, что, "если бы Бога не было, его надо было бы выдумать", так как невозможно управлять хотя бы одной деревней, все жители которой были бы неверующими.

Вольтер и Монтескье считали наилучшим способом усовершенствования общества мирные реформы и распространение просвещения. Частная собственность, по их мнению, должна быть сохранена. Эта программа соответствовала интересам крупной буржуазии и обуржуазившегося дворянства.

Жан Жак Руссо (1712-1778) был настроен решительнее. Он видел в частной собственности источник всех зол, но не верил, что в существующих условиях ее можно уничтожить. Поэтому Руссо предлагал не уничтожать, а уравнять собственность. Тогда, по его мнению, не будет ни нищеты, ни чрезмерного богатства. Эту мысль разделяли широкие массы населения страны. Что касается форм государственной власти, то лучшей из них Руссо считал республику.

Распространению идей просветителей способствовало издание "Энциклопедии наук, искусств и ремесел". Энциклопедия (35 томов) выходила с 1751 г. под руководством французского философа Дени Дидро.

Идеология Просвещения. Несмотря на различия во взглядах просветителей, их объединяло стремление усовершенствовать экономическую систему и государственный строй Франции.

Просветители доказывали необходимость преобразований ссылками на теорию естественного права и народного суверенитета.

Поскольку абсолютная королевская власть нарушает естественные, неотъемлемые права людей, утверждали просветители, эта власть должна быть заменена другой властью (конституционной монархией или республикой).

Народ вправе это сделать, так как он является единственным источником власти (теория народного суверенитета). В таком понимании эта теория служила инструментом в идейной борьбе с защитниками абсолютной монархии.

Идеология Просвещения оказала сильное воздействие на Европу и Америку. В странах Европы и Америки распространялись идеи Вольтера, Монтескье, Руссо. В Англии, Германии, Австрии, Испании, США и во многих других государствах появились их единомышленники. Идеи Просвещения оказали значительное влияние на развитие европейской и американской культуры. Буржуазные в своей основе (защита частной собственности), они воспринимались как общенациональные, как программа всего третьего сословия. Буржуазия, рабочие, крестьяне могли найти в них объединяющее начало.

Литература эпохи Просвещения (общая хар-ка).

18 век вошел в историю европейской культуры как эпоха Просвещения. Просвещение - это широкое идейное движение, содержание которого определяется прежде всего развернутой беспощадной критикой феодально-абсолютистских порядков. В процессе подготовки данного курса следует внимательно изучить основные теоретические вопросы, связанные с общей характеристикой эпохи Просвещения:

общественно-политическую программу западноевропейских просветителей, общие положения просветительской философии и ее противоречия. Необходимо иметь четкое представление об основных этапах Просвещения.

В литературе эпохи Просвещения развивается целый ряд литературных направлений: классицизм, рококо, сентиментализм, предромантизм. Общей характерной особенностью литературы Просвещения является ее стремление к постановке больших общественных и государственных проблем и глубокая философичность. Поэтому в основе ее изучения должно лежать достаточно широкое представление о социальной, политической и философской программе Просвещения.

литература эпохи Просвещения (общая характеристика).

литература и культура XVIII века ведут отсчёт от 1689 г., когда в Англии произошла «славная революция» и воцарилась династия Ганноверов. Основные политические полномочия были переданы парламенту. В Англии начинается европейское Просвещение. Верхние хронологические границы периода – время Великой Французской революции (1789 – 1794 гг.). Наполеоновские войны привели к активизации третьего сословия и построению буржуазной системы.

Эпоха Просвещения трансформировала общественное сознание: произошёл переход от старого сословного мышления к индивидуально-личному. Сословное разделение тормозило развитие общества и экономики. В XVIII веке начинается переход экономики на капиталистические основы, и основную роль здесь берёт на себя третье сословие, неоднородное по структуре. Изменяется общественная система: в её центр становится отдельная личность. Она самостоятельно строит свою судьбу. Этот человек обладает эмпирической направленностью сознания. Он внимательно относится к окружающим его обстоятельствам, умеет их подмечать и анализировать. Возникает первое представление о причинно-следственных связях. Также возникает проблема отношений человека с окружающей средой. На место метафизических категорий приходит детальный анализ. Человек этой эпохи обладает борцовским характером, поскольку конфликты эпохи носят межсословный характер. На протяжении XVIII века происходит смена идеалов надличностной ценности на идеалы гражданского общества и прав человека.

В рамках католицизма формируется направление деизма. Деисты считали, что Бог – творец мира, не вмешивающийся в его существование. Из деизма впоследствии возникает атеизм. Другое направление – пиетизм – идеализирует «религию сердца», провозглашает отказ от рационального постижения божественного. Пиетизм особо развивался в Германии.

Универсалии эпохи Просвещения:

1. Идея просвещения. Ведущей способностью человека и движущей силой культуры провозглашается разум. Этот разум развивается нелинейно. Знания могут прогрессировать и регрессировать. Лозунг эпохи – «Мнения правят миром».

2. Проблема воспитания. Изменить общество можно, изменяя сознание конкретного человека. Эту проблему поставил Джон Локк («Опыт о человеческом разуме», 1690 г.). Локк отвергает постулат Рене Декарта о наличии врождённых идей. Естественный человек – состояние гармонии с окружающим миром. Естественное состояние обычно мыслилось как благое. Но значительно чаще внешняя действительность мешает человеку, искажает его природные задатки. Тогда можно говорить об искусственном воспитании. При этом обостряется эгоизм человека. У просветителей формируется определённая историософия: история – ряд уроков общественного развития. Античность считали естественной, идеальной, Средние века – регрессом, новое время – возврат к естественному. Предполагалось, что история должна закончиться, когда наступит возврат к естественности. Следовательно, история представала с двух сторон: как благо, ведущее к гармонии, и как зло в её современном проявлении.

Идеологии развития Просвещения:

1. Рационализм. Ведущая сила воспитания – логика, узкое понимание разумности. Свою педагогическую программу рационалисты нацеливали на формирование знаний, аргументацию положений. Это приводило к схематичности в литературе. Востребованные жанры – философско-аллегорическая повесть, тенденциозная драма.

2. Сенсуализм. Формирование чувствительности. Поль Ван Тигем считал, что само слово «чувствительность» возникло в начале XVIII века, и для века оно было наиболее частотным словом. Основой личности становится её эмоциональный план. Чувствительность XVIII века очень разнится (камерная, агрессивная и т.д.).

Литературные направления XVIII века – рококо, классицизм, сентиментализм и просвещённый реализм. Рококо проявляет себя в начале века и возникает в результате генезиса развития классицизма. Рококо считалось аристократическим искусством, оно было связано с камерными жанрами и изысканным бытом. В литературе оно было связано с маленькими формами и обилием разнообразных словесных украшений (стихи на случай, эксперименты со словом, метром, ритмом). Рококо откликалось на темы частной, интимной жизни: например, на любовные ситуации. Рококо – культура гедонизма. В литературе рококо проявило себя в жанрах сонета, рондо, мадригала, повести, сказки. Ещё одна сфера интересов рококо – комедиография. Самый известный драматург эпохи рококо – Мариво.

Эстетиками просветительского классицизма считаются Поуп, Готшед, Вольтер, Баттё, Лагарп. Эстетика направления опиралась на античные образцы, но темы и жанровые формы ориентировались на актуальное содержание. Просветительский классицизм также называют аллюзионным, так как берётся сюжет из классической истории, ориентированный на современность, но не идёт речь об историзме. Историзм – признание за каждой эпохой своеобразия. Происходит столкновение мнений и жанров. Возникают пограничные жанры вроде философской повести. Происходит экспериментальное зондирование социальных условий жизни. В просветительском классицизме очень острые, доведённые до мелодраматизма, конфликты. Широкое распространение получает жанр трагедии с кровавыми сюжетами. Эмоциональность заменяет психологизм, который упрощается, заменяется одной страстью. Просветительский классицизм даёт варианты в эпической сфере. Развивается жанр поэмы с её вариантами: философская, историческая. Пародийным осмыслением эпической поэмы является «Орлеанская девственница» Вольтера.

Модификацией просветительского классицизма являлся революционный классицизм, зародившийся в годы революции. Это была игра в республиканские формы и античные декорации. Революционный классицизм на первый план выдвигает интересы общества. Власть предстаёт корыстолюбивой и несправедливой.

В Германии в 1780 – 1790-х гг. появляется «Веймарский классицизм». В городе Веймар работали Шиллер, Гёте, Гердер и Вилланд. Веймарский классицизм переосмысляет отношение к античности. Древние греки и римляне выявили законы искусства как идеальную гармонию формы и содержания. В «Веймарском классицизме» формируется историзм. Гердер признавал за каждой эпохой своеобразие. Ведущие сюжеты Шиллера и Гёте историчны. Для художественных экспериментов подходили гармоничные жанры, в основе которых лежал синтез. В драматургию проникали элементы эпоса. Этот синтез породил «Фауста» Гёте.

Не менее значимым был просветительский реализм. Его классической страной являлась Англия, породившая целую плеяду авторов. Во Франции ведущим представителем направления был Дени Дидро, в Германии – авторы «бури и натиска». Реалисты обращали внимание на эмпирическую действительность. Литература ставила целью описание обыкновенного человека во всей полноте. Полнота предполагала отказ от разграничения высокого и низкого. Авторов интересовали ситуации среднего уровня. Их герои обычно представляли средний класс и провинцию. Представители этого литературного направления первыми поставили вопрос о сущности человеческой личности. В эстетике просветительского реализма проявляется преобразующая установка. Отсюда явный элемент назидательности. Укореняется представление о человеке как о сложном диалектичном существе. Среди жанров на первое место выдвигаются проза, роман, мещанская драма. Теоретические основы мещанской драмы показал Дени Дидро. Плохо развивается лирика. Из поэтов выделялся лишь Роберт Бёрнс, внесший в поэзию элементы фольклора.

Сентиментализм формируется в Англии в 1720 – 1730-е гг. Первоначально он формируется в лирике, в творчестве Томпсона, Грея и Юнга. К середине XVIII века сентиментализм распространяется и на прозу (Голдсмит, Стерн). Основное внимание сентименталисты обращали на игру психологии. Это интеллектуальная игра, смена ассоциаций. Идеи в ней разворачиваются не по законам логики. Умозаключения рождаются на эмоционально-образной основе. Сюжет и рассказ становится сложным. В рамках сентиментализма герой становится противоречивым до капризности. В произведениях сентиментализма речь идёт о внутреннем конфликте. Это столкновение психологических состояний, борьба страстей или внешний, сословный, конфликт. В Германии у представителей «бури и натиска» возникает своя версия сентиментализма с наиболее высоким уровнем эмоциональности.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: