Духовная сфера и ее особенности. Сферы жизни общества

Духовная сфера общества - это система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство. Значимость духовной сферы определяется ее важнейшей, приоритетной функцией определения ценностно-нормативной системы общества, которая, в свою очередь, отражает уровень развития общественного сознания и интеллектуально-нравственный потенциал общества в целом. Изучение духовно-нравственной жизни общества с необходимостью предполагает выделение ее структурных элементов. Такие элементы называют формами общественного сознания. К ним относят моральное, религиозное, политическое, научное, эстетическое сознание. Эти формы определяют соответствующие подсистемы духовной сферы общества, отличаясь друг от друга, не только содержанием и способом познания своего объекта, но также временем возникновения в процессе развития общества. Исторически первой формой общественного сознания является моральное сознание, без которого не могло существовать человечество даже на самых ранних этапах своего развития, так как моральные нормы, отражающие базисные ценности общества являются важнейшими регуляторами и стабилизаторами любых социальных взаимосвязей. В условиях первобытного общества возникают еще две формы общественного сознания - эстетическое и религиозное. Считается, что религиозное сознание складывается позднее эстетического и, соответственно, морального, с чем, впрочем, спорят представители института религии, утверждая о первичности религии по отношению к морали и искусству. Далее, по мере развития общества, формируется политическое, затем - научное сознание. Безусловно, перечисленные формы не являются конечными и единственными. Развитие социальной системы продолжается, что приводит к возникновению в ней новых подсистем, требующих собственного осмысления и, следовательно, порождающих новые формы духовной сферы общества.

Духовная сфера, являясь подсистемой общества в целом, с необходимостью реагирует на все изменения, происходящие в других его подсистемах: экономической, политической, социальной. Например, резкие экономические изменения в России не могли не отразиться на состоянии духовной жизни страны. Многие исследователи акцентируют внимание на изменениях в ценностных ориентациях россиян, повышении значимости индивидуалистических ценностей. Поскольку духовная сфера порождается все–таки жизнью материальной, то и ее структура во многом схожа последней: духовные потребности, духовная деятельность (духовное производство) и созданные этой деятельностью духовные блага (ценности). Первым звеном в этой цепочке выступают духовные потребности, представляющие собой объективную нужду людей и общества в целом создавать и осваивать духовные ценности. Нередко в философской литературе духовные потребности определяют еще и как определенное психическое состояние людей, побуждающее их к созданию и освоению духовных ценностей. В отличие от материальных, духовные потребности не заданы биологически, не даны человеку от рождения. Они формируются и развиваются в процессе социализации личности. Особенность духовных потребностей состоит в том, что они имеют принципиально неограниченный характер: пределов роста для них не существует, а единственными ограничителями такого роста являются лишь объемы уже накопленных человечеством духовных ценностей и желание самого человека участвовать в их приумножении. Ради удовлетворения духовных потребностей люди организуют духовное производство. Под духовным производством обычно понимают производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом. Целью духовного производства является воспроизводство общественного сознания в его целостности. К результатам духовного производства относятся:

1) идеи, теории, образы и духовные ценности;

2) духовные общественные связи индивидов;

3) сам человек как существо духовное.

Отличительная особенность духовного производства заключается в том, что его продуктами являются идеальные образования, которые не могут быть отчуждены от их непосредственного производителя. Духовное производство направлено на совершенствование всех остальных сфер общественной жизни - экономической, политической, социальной. Создаваемые в его рамках новые идеи и технологии позволяют обществу саморазвиваться. Ученые выделяют три вида духовного производства: науку, искусство и религию. Некоторые философы склонны добавлять к ним еще и мораль, политику и право. Важнейшим видом духовного производства является наука. На начальных этапах своего существования наука не оказывала сколько–нибудь заметного влияния на развитие общества. Однако с течением времени положение изменилось. Примерно с XIX века наука начинает играть заметную роль, опережая развитие материального производства, которое в свою очередь начинает изменяться в соответствии с логикой развития науки. Наука становится особым видом духовного производства, продукция которого предопределяет появление новых отраслей материального производства (химии, радиотехники, ракетостроения, электроники, атомной промышленности и т. д.). Огромную роль приобретают так называемые научные модели общественного развития, с помощью которого общество получает возможность, не прибегая к таким методам познания, как эксперимент, определять цели и направление своего развития. Другим важнейшим видом духовного производства является искусство. Создавая художественные образы, которые, с известной долей условности могут быть приравнены к научным моделям, экспериментируя с ними при помощи собственного воображения, люди могут лучше познать себя и мир, в котором они живут. При помощи искусства художники, писатели, скульпторы воспроизводят часто скрытые, незаметные, однако весьма существенные стороны окружающей действительности. Что же касается религии, как вида духовного производства, то создаваемые с ее помощью теории и идеи играли большую роль в развитии общества, прежде всего на ранних, донаучных этапах его развития, формируя у людей абстрактное мышление, способности вычленять общее и особенное в окружающем мире. Однако возникающие в рамках религиозных воззрений духовные ценности и складывающиеся на их основе общественные связи до сих пор играют важную роль в жизни многих обществ и отдельных индивидов. Основным свойством духовного производства, отличающим его от производства материального, является всеобщий характер его потребления. В отличие от материальных ценностей, размер которых ограничен, ценности духовные не уменьшаются пропорционально количеству людей, ими овладевающими, и потому они доступны всем индивидуумам без исключения, являясь достоянием всего человечества

46. Структура общ. Сознания. Уровни общественного сознания, общественная психология, идеология, особенности взаимодействия, роль в жизнедеятельности общества, формы общественного сознания, критерии разграничения.

Общественное сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений. Общественное сознание формируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия, так как сознание возможно только как продукт социальных отношений. Но и общество может быть названо обществом лишь тогда, когда сложились его основные элементы, в том числе и общественное сознание.Общество есть материально-идеальная реальность. Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций, т.е. всего того, что составляет содержание общественного сознания, образует духовную реальность, выступает составной частью общественного бытия. Но хотя материализм и утверждает определенную роль общественного бытия по отношению к общественному сознанию, однако нельзя упрощенно говорить о первичности первого и вторичности другого. Общественное сознание возникло не спустя какое-то время после возникновения общественного бытия, а одновременно и в единстве с ним. Без общественного сознания общество просто не могло бы возникнуть и развиваться, потому что оно существует как бы в двух проявлениях: отражательной и активно-творческой. Сущность сознания как раз в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его.Но, подчеркивая единство общественного бытия и общественного сознания, нельзя забывать и об их различии, специфической разъединенности, относительной самостоятельности.Особенностью общественного сознания является то, что оно в своем влиянии на бытие может, как бы оценивать его, вскрывать его потаенный смысл, прогнозировать, через практическую деятельность людей преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может не только отражать бытие, но и активно способствовать его преобразованию. В этом заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания, которая делает его необходимым и реально существующим элементом любого общественного устройства. Никакие реформы, если они не подкрепляются общественным осознанием их смысла и необходимости, не дадут ожидаемых результатов, а только повиснут в воздухе.Связь между общественным бытием и общественным сознанием многогранна и разнообразна.Так, вещи, созданные человеком, представляют собой опредмечивание соответствующих идей, органически содержат, таким образом, в себе элементы общественного сознания. Отражая общественное бытие, общественное сознание способно активно влиять на него через преобразовательную деятельность людей.Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется в том, что оно обладает преемственностью. Новые идеи возникают не на пустом месте, а как закономерный результат духовного производства, на основе духовной культуры прошлых поколений.Будучи относительно самостоятельным, общественное сознание может опережать общественное бытие или отставать от него. Например, идеи использования фотоэффекта возникли за 125 лет до того, как было изобретено Дагерром фотографирование. Идеи практического использования радиоволн осуществлялись почти через 35 лет после их открытия и т.д.Общественное сознание представляет собой особый социальный феномен, отличающийся собственными, свойственными лишь ему характеристиками, специфическими закономерностями функционирования и развития.Общественное сознание, отражая всю сложность и противоречивость общественного бытия, является тоже противоречивым, имеет сложную структуру. С появлением классовых обществ оно приобрело классовую структуру. Различия в социально-экономических условиях жизни людей, естественно, находят свое выражение в общественном сознании.По уровню, глубине и степени отражения общественного бытия в общественном сознании различают сознание обыденное и теоретическое. С точки зрения материальных его носителей следует говорить об общественном, групповом и индивидуальном сознании, а в историко-генетическом плане рассматривают общественное сознание в целом или его особенности в различных общественно-экономических формациях.

Существование различных форм общественного сознания определяется богатством и многообразием самого объективного мира - природы и общества. Различные формы сознания отражают отношения между классами, нациями, социальными общностями и группами, государствами и служат основой политических программ. В науке познаются конкретные законы природы. Искусство отражает мир в художественных образах и т.д. Имея своеобразный предмет отражения, каждая форма сознания имеет свою особую форму отражения: научное понятие, моральную норму, религиозную догму, художественный образ.Но богатство и сложность объективного мира создают только возможность появления различных форм общественного сознания. Реализуется же эта возможность на основе конкретной общественной потребности. Так, наука возникает тогда, когда простое эмпирическое накопление знания становится недостаточным для развития общественного производства. Политические и правовые взгляды и идеи возникли вместе с классовым расслоением общества.Выделяют следующие формы общественного сознания: Политическое сознание, правовое сознание, нравственное сознание, эстетическое сознание, религиозное и атеистическое сознание, естественно-научное сознание, экономическое сознание, экологическое сознание.

Духовная жизнь общества является одной из основных сфер общественной жизни, которая и определяет специфику определенного общества во всей его целостности. Данная сфера включает в себя образование и культуру, религию и науку.

Духовная сфера

Духовная сфера общества представляет собой систему отношений между людьми, которая и отражает нравственную жизнь данного общества.

Духовная сфера представлена такими многогранными подсистемами, как религия, наука, культура, образование, искусство и идеология. Почему же духовная сфера так много значит для любого развитого общества?

Прежде всего, значимость духовной сферы заключена в ее функции выявления ценностной системы общества. Именно благодаря определению ценностей можно понять уровень развития общественного сознания.

Без развитой духовной сферы довольно тяжело представить развитое общество людей. Посредством образования люди становятся более умными и познают окружающий мир с новых сторон, благодаря культуре общество постоянно духовно обогащается, так как у людей есть возможность выразить свои личностные качества и творческий потенциал.

Культура

Культура является совокупностью духовных и материальных ценностей, способов их создания и возможностей использовать их для дальнейшего развития человечества и личности в частности. Мы можем сказать, что человеческий труд является первым источником развития культуры.

Культура – это совокупность духовных достижений человечества. Но недаром говорят, что у каждой страны или у каждой нации есть своя культура. Это связано с тем, что каждая страна развивалась по-своему и у каждой страны есть своя история.

В результате культурного развития каждая нация обладает определенным культурным и духовным наследием, которые и создают культурные обычаи. Есть культурные достижения, которые принято называть «надвременными» - это те культурные и духовные явления, которые не подвластны изменениям и времени.

Образование

Процессом и результатом усвоения человеком знаний, умений и навыков принято называть образованием. Именно таким образом развивается ум и чувства человека, формируется его собственное мнение, система ценностей, мировоззрение и познавательные процесс.

Образование – это главный путь к взрослению и пониманию окружающего мира. Детей начинают учить с ранних лет – сначала просто звукам и движениям, затем азбуке и счету, и с каждым годом ребенок познает что-то новое.

В подростковом возрасте человек не только накапливать систематизированные знания, он уже учиться мыслить критически и творчески – самостоятельно оценивать окружающие его явления и историческое прошлое.

Получить образование важно для каждого человека – ведь без системы общеобязательных знаний он не сможет полноценно общаться с людьми и комфортно ощущать себя в социуме. Образование является общественно организуемый процесс.

Религия

Религия является одной из форм общественного сознания. А в научном смысле мы говорим о религии, как об особой форме осознания мира, которая обусловлена верой в сверхъестественное. Любой вид религии включает в себя моральные нормы и типы поведения, а также представляет собой объединение людей в определенные организации.

Примером такой организации является церковь. Основу для религии представляют собой понятия о Боге, о смысле и цели жизни, о добре и зле, о нравственности и честности. Именно поэтому религия – это одна из фундаментальных подсистем духовной сферы жизни общества.

Наука

Сферой деятельности человека, направленной на теоретическую систематизацию и выработку знаний о действительности принято называть наукой. Легче всего сказать, что наука представляет собой сбор объективных знаний о мире.

Множество видов деятельности составляют жизнь человека в современном мире, и люди при этом вступают в те или иные отношения при общении. Характер отношений может быть разным, но их объединяют в пять взаимосвязанных между собой сфер общественной жизни.

Основные сферы общества

  • Экономическая связана с производством материальных благ, их распределением и потреблением.
  • Социальная сфера - это область, где реализуются различные интересы и потребности групп общества, которые образуют его социальную структуру: этнических, демографических, семейных, классовых и других.
  • Политическая - это отношения между нациями, социальными группами, отдельными индивидами по вопросам государственной власти.
  • общества является сферой, в которой зарождаются и реализуются разные религиозные, нравственные, художественные потребности людей. При этом многие идеи, которые создаются в ней, предназначены для практического применения. Например, компьютерные программы и информационные технологии создаются умственным трудом, т.е. в духовной сфере, однако, потребляются в экономике, социальной сфере, политической и других.
  • Экологическая - сфера отношений между людьми по тому признаку, как они относятся к природе. сейчас считаются задачами первостепенной важности.

Духовная сфера общества

Многообразие ценностного мира современного человека достаточно широко. Кроме ценностей повседневной жизни существуют и более высокие, которые связаны с пониманием смысла бытия, идеалов общественного устройства, норм нравственности. Духовная сфера общества определяет идеалы, которые важны для выстраивания системы ценностей.

Каждый человек с первых дней жизни попадает в определенную среду. Говорить о том, что цивилизованное общество полностью бездуховное, нельзя. Просто так складывается, что в одних социальных слоях люди живут нормальной духовной жизнью, что не скажешь о других. Иногда жизнь человека направлена только на выживание, а на философские размышления у него времени просто не остается, хотя все это зависит от индивидуальности каждого.

Духовная сфера общества как профессиональное производство ценностей духовности охватывает в основном сферу философского знания, в частности, искусство, этику и религию. Каждая из них обсуждает проблемы общества и человека в будущем, идеалы общественно-политического устройства, связи между тем, что должно быть, мечтами и настоящим.

Духовная продукция, которая создается в обществе, весьма разнообразна. К ней можно отнести философские системы, кодексы нравственности (десять заповедей в религии, например), литературные утопии и другое. Путь в будущее в действительности не предопределен, поэтому можно понять, почему люди так много рассуждают о завтрашнем дне, о об идеалах. Духовная сфера общества живет невидимой, но бурной жизнью, связанной с поиском, находками и разочарованиями. Можно понять озабоченность власти всеми перипетиями духовной общественной деятельности, потому что перевороты в шкале ценностей неизбежно вызывают политические и социальные потрясения, которые чреваты сменой Это всегда отражается на отношениях между духовной и политической сферой жизни.

Область теоретической человеческой деятельности тоже находится в непростых отношениях со сферой духовной.

Особое место в духовной сфере занимает образование и идеология, которая необходима для приобщения к высшим духовным и членов общества. Все зависит от той задачи, которую перед ними ставят политические силы, находящиеся у власти.

Таким образом, духовная сфера общества является системой отношений между людьми. Она отражает духовно-нравственную , представленную культурой, наукой, религией, моралью, идеологией, искусством.

Политическая сфера – это отношения между социальными группами, нациями, отдельными людьми, связанные с вопросами государственной власти. Экономическая, в свою очередь, связана с производством различных материальных благ, их дальнейшим распределением, а также потреблением. Социальная сфера представляет собой область, в которой осущетсвляются разные потребности и интересы групп общества, составляющие его социальную структуру: демографических, этнических, классовых, семейных и др.

В духовной сфере общества появляются и реализуются различные религиозные, художественные, нравственные потребности людей. При этом множество идей, которые в ней создаются, предназначены именно для практического использования. К примеру, информационные технологии и компьютерные программы создаются благодаря умственному труду, то есть в духовной сфере, но потребляются они в экономике, политической, социальной и других сферах. Экологическая - это сфера отношений между людьми по определенному признаку, как они относятся к природным ресурсам. Сегодня очень важными задачами являются экологические проблемы.

Духовная сфера общества

Ценностный мир современных людей достаточно многообразен. Помимо ценностей обыденной жизни, имеются и более высокие, связанные с пониманием норм нравственности, идеалов устройства общества, смысла бытия. Духовная сфера определяет идеалы, важные для выстраивания системы ценностей членов общества.

Каждый человек самых первых дней жизни уже попадает в определенную среду. Утверждать, что цивилизованное общество совершенно бездуховно, нельзя. Однако складывается так, что в одних социальных слоях люди действительно живут насыщенной духовной жизнью, в отличие от других. Жизнь некоторых людей направлена только на выживание, поэтому на философские размышления у них времени не остается. Впрочем, все это во многом зависит от самого человека.

Духовная сфера в качестве профессионального производства важных ценностей в основном охватывает сферу философского знания, например, религию, этику и искусство. Каждая из них рассматривает идеалы общественного/политического устройства, проблемы общества и отдельного человека в будущем, связи между явлениями, мечтами и действительностью.

Создаваемая в обществе духовная продукция довольно разнообразна. К ней относятся философские системы, литературные утопии, кодексы нравственности (например, 10 заповедей в религии) и многое другое. Будущее не предопределено, а потому можно понять, почему так часто люди рассуждают о завтрашнем дне, об идеалах и духовных ценностях.

Духовная сфера общества живет хоть и невидимой, однако довольно бурной жизнью, которая связана с поиском, разочарованиями и находками. Можно понять озабоченность властей переменами духовной общественной деятельности, так как перевороты в системе ценностей вызывают социальные и политические потрясения, чреватые сменой устройства государства.

Область теоретической деятельности также находится в сложных отношениях с духовной сферой. Особенное место в последней занимают идеология и образование, необходимые для приобщения людей к высшим нравственным и духовным ценностям. Здесь многое зависит от определенной задачи, которую ставят перед ними находящиеся у власти политические силы.

Таким образом, можно сказать, что духовная сфера является системой отношений между членами общества. Она отражает духовно-нравственную жизнь, которая представлена религией, наукой, культурой, искусством, идеологией и моралью.

В социальной системе существуют направления, которые были названы сферами общества. Такие сферы являются значимыми и устойчивыми подсистемами, которые отражают определенные стороны жизни каждого человека. Ниже мы рассмотрим, как выглядят ключевые сферы общественной жизни и с чем они связаны. А также мы подробно разберем, что представляет собой духовная сфера.

Эта информация поможет студентам или школьникам подготовить тематический доклад на данную тематику и выбрать подходящие картинки, которые могли бы наглядно представить примеры элементов духовной сферы.

Сферы общественной жизни

Социальная система включает в себя определенные составляющие. К ним относятся как социальные субъекты, так и прочие образования, которые называются сферами общественной

жизни. Наше общество - невероятно сложная организованная система жизнедеятельности . И как прочие сложные системы оно включает в себя подсистемы, то есть сферы.

Под общественными сферами понимается та или иная совокупность устойчивых отношений между субъектами социальной системы. Каждая из них - это определенная устойчивая и крупная, а также относительно автономная подсистема деятельности.

Независимо от направленности, она включает в себя следующее:

  • ту или иную человеческую деятельность (она может быть связана с религией, политикой, образованием и т. д.);
  • социальные институты (работу, школу, церковь, политическую партию и т. д.);
  • сложившиеся отношения одного человека с другими, которые складываются в процессе его деятельности, в частности, при распределении и обмене в экономической сфере.

Выделяются четыре ключевые сферы общественной жизни людей:

  • социальная (согласно ей люди отличаются по национальностям, классам, народам, возрастным категориям и т. д.);
  • экономическая (рассматривает производственные отношения между людьми и производительные силы);
  • политическая (общественно-политические образования, партии, государство и т. д.);
  • духовная сфера (образование, наука, мораль, религиозные отношения и т. д.).

Также следует понимать, что человек одновременно может быть включенным в разные сферы и поддерживать или не поддерживать отношения с другими людьми в зависимости от своих взглядов, убеждений и социальных факторов. Сферы нельзя называть пространством, где люди живут обособлено, они плотно пересекаются друг с другом. Человек занимает центральную позицию по отношению ко всем сферам и вписан в них одновременно.

Духовная подсистема социума

Подробное изучение духовной составляющей нашего общества невозможно без выделения ее структурных элементов (форм общественного сознания), о которых мы расскажем чуть ниже. Они отличаются друг от друга как по содержанию , так и по методу познания объектов, а также по времени появления в процессе развития, но при этом они по-своему определяют духовное направление общественной жизни каждого человека.

Духовное начало является одним из направлений жизни, отражающим специфику следующих отношений между людьми:

  • интеллектуальных;
  • нравственных;
  • идеологических.

Каждый вид таких отношений возникает в процессе освоения, восприятия, производства или передачи духовных ценностей.

Данную сферу следует рассматривать в качестве нематериальной и целенаправленно организованной. В отличие от материальной, она не связана с удовлетворением осязаемых потребностей человека .

Отличия нематериальных потребностей от материальных

Материальная сфера человеческой жизни непосредственно связана с тем, что мы удовлетворяем свои осязаемые потребности, включая базовые и не только, например:

  • потребность в пище;
  • в одежде;
  • в транспорте и прочее.

А вот духовная направлена на постижение других ценностей. Благодаря ей можно развивать свое мировоззрение и сознание, а также нравственные качества.

Духовные потребности противоположны материальным. Они не заложены биологически, как, например, потребность в питании. Формирование и развитие духовных нужд возникает в процессе становления личности человека и его социализации.

Естественно, можно прожить и без удовлетворения данных нужд , но тогда человек будет жить, как животное, удовлетворяя лишь базовые потребности.

А вот духовные потребности человека можно удовлетворить, если осуществлять соответствующую деятельность - познавать, творить и не только. Эта деятельность направляется на изменение общественного и индивидуального сознания и проявляется в следующем:

  • в воспитании;
  • в образовании;
  • в самообразовании;
  • в религии;
  • в творчестве;
  • в искусстве.

Сама духовная деятельность бывает двух видов:

  • производящей;
  • потребляющей.

Производство в данном контексте - это развитие и формирование мировоззрения человека, его сознания и духовных качеств. Продукты такого производства следующие:

  • теории;
  • ценности;
  • духовные отношения между людьми и их духовный мир;
  • идеи;
  • художественные образы.

Ключевыми механизмами производства являются искусство, религия или наука.

А под духовным потреблением понимается потребление продуктов религии, искусства или науки. Здесь может идти речь о приобретении новых знаний, посещении музеев, концертов или театров, и многом другом.

Духовное начало в социуме производит, хранит и распространяет такие виды ценностей, как:

  • эстетическую;
  • научную;
  • нравственную;
  • правовую и т. д.

Сфера умеет охватывать разные уровни и формы общественного сознания: право и религию, науку и эстетику, и многое другое.

Элементы духовной сферы

Итак, что входит в духовную сферу? В ней присутствует несколько важных элементов. Ее ключевые составляющие такие:

  • Мораль - она объединяет существующие поведенческие нормы, которые основаны на представлениях о хорошем или плохом, правильном или неправильном. Мораль - это категория, которая существовала еще в самом начале развития общества, потому что правила, регулирующие ключевые ценности общества, способны регулировать любые социальные связи.
  • Религия - говоря научным языком, это форма восприятия окружающей среды, которая основана на вере в высшие силы. Религиозные люди чувствуют связь с такими силами. Каждая религия имеет свои установленные нормы и поведенческие модели.
  • Наука - под данным понятием, с одной стороны, подразумевается совокупность знаний о мире, а с другой - деятельность, направленная на их аргументацию, выработку и систематизацию. Научное познание объективно и способно отражать разные явления и закономерности так, как они существуют вне человеческой воли.
  • Образование - этот процесс подразумевает передачу и усвоение знаний, в процессе которого человек получает те или иные навыки и умения. Благодаря образованию развивается ум и чувства, формируется собственное мнение личности, а также определенные ценности и мировоззрение. При отсутствии базовых знаний человек не сможет полноценно ощущать себя членом социума и общаться с другими.
  • Искусство - в широком понимании это понятие означает мастерство, создающее продукты, способные доставить эстетическое удовольствие. С его помощью выражаются те или иные идеи, или эмоции. Посредством авторского мастерства в определенной форме передаются чувства, представления или мысли.
  • Культура - она формируется благодаря духовным ценностям и достижениям общества. Именно на их основе создаются культурные обычаи того или иного народа. Поскольку у разных наций историческое прошлое разное, то и формируются они по-разному.

Взаимосвязь подсистем социальной структуры

Мы уже говорили ранее, что все общественные сферы тесно переплетены друг с другом. Если взглянуть на историю наук, посвященную обществу, то можно отметить, что в разные эпохи та или иная направленность считалась господствующей. Например, в Средневековье духовная сфера, а именно религиозность, была наиболее значимой частью общественной жизни. В период Просвещения главенствующими понятиями были наука и нравственность .

Однако на самом деле элементы всех этих подсистем тесно связаны друг с другом. В частности, определенные экономические отношения непосредственно влияют на строение социальной структуры. То, какое место занимает человек в социальной иерархии, непосредственно влияет на его политические и культурные взгляды и многое другое. А экономические отношения зависят от правовой системы, которая нередко формируется на основании духовности народа, его религиозных и моральных традициях.

Социальные системы имеют сложный характер, они динамичны и переменчивы.

Если говорить непосредственно о духовности в жизни общества, то ее ключевая цель - это положительные перемены в индивидуальном и общественном сознании. Постоянное обогащение социума в целом возможно только тогда, когда каждый в отдельности будет повышать свой уровень духовности.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: