Берингов пролив. Почему Берингов пролив так назвали

БЕРИНГОВ ПРОЛИВ, между материками Евразия и Северная Америка. Соединяет Северный Ледовитый океан с Тихим океаном. Длина 96 км, наименьшая ширина 86 км, наименьшая глубина 36 м. Назван по имени В. Беринга. Посреди Берингова пролива, между… … Русская история

Современная энциклопедия

Между материками Евразия и Сев. Америка. Соединяет Сев. Ледовитый ок. с Тихим ок. Длина 96 км, наименьшая ширина 86 км, наименьшая глубина 36 м. Назван по имени В. Беринга. Посреди Берингова пролива, между о вами Диомида, проходит государственная … Большой Энциклопедический словарь

Берингов пролив - БЕРИНГОВ ПРОЛИВ, между материками Евразия и Северная Америка. Соединяет Северный Ледовитый океан с Тихим океаном. Длина 96 км, наименьшая ширина 86 км, наименьшая глубина 36 м. По проливу между островами Диомида проходит государственная граница… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Пролив между Азией и Сев. Америкой, соединяет Чукотское море Сев. Ледовитого океана и Берингово море Тихого океана. Длина 96 км, наим. ширина 86 км, наим. глубина 36 м. Посреди пролива между о вами Диомида проходит гос. граница между Россией и… … Географическая энциклопедия

Между материками Евразия и Северная Америка. Соединяет Северный Ледовитый океан с Тихим океаном длина 96 км, наименьшая ширина 86 км, наименьшая глубина 36 м. Назван по имени В. Беринга. Посреди Берингова пролива, между островами Диомида,… … Энциклопедический словарь

Пролив между Азией и Северной Америкой, соединяет Северный Ледовитый океан (Чукотское море) с Тихим океаном (Беринговым морем). Ширина 35 86 км, глубина до 42 м. Островами Диомида делится на 3 прохода. Через пролив на С. поступает более… … Большая советская энциклопедия

Берингов пролив - пролив между материками Евразия и Северная Америка. Соединяет Северный Ледовитый океан с Тихим. Длина 96 км, наименьшая ширина 86 км, наименьшая глубина 36 м. Название – по имени В. Беринга. Витус Йонассен Беринг Vitus Jonassen Bering (1681–1741) … Судьба эпонимов. Словарь-справочник

Берингов пролив - между Азией и Северной Америкой, соединяет Северный Ледовитый океан с Тихим океаном. Открыт в 1648 г. русскими землепроходцами во главе с С.И. Дежневым. Вторично пролив пройден в 1728 г. Первой Камчатской экспедицией под командованием В.И.… … Географические названия Дальнего Востока России

Берингов пролив - БЕРИНГОВЪ ПРОЛИВЪ, получившій свое имя отъ кап. командора В. Беринга, былъ открытъ въ дѣйствительности гораздо ранѣе отрядомъ казаковъ подъ командою Семена Дежнёва въ 1648 г. Работы Дежнева не были извѣстны долгое время; первыя указанія на нихъ… … Военная энциклопедия

Книги

  • , . Путешествие в Южный океан и в Берингов пролив для отъискания Северо-Восточнаго морскаго прохода, предпринятое в 1815, 1816, 1817 и 1818 годах иждивением его сиятельства, господина…
  • Путешествие в Южный океан и в Берингов пролив для отъискания Северо-Восточнаго морскаго прохода, предпринятое в 1815, 1816, 1817 и 1818 годах , . Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Путешествие в Южный океан и в Берингов пролив для отъискания Северо-Восточнаго морскаго прохода,…

Произошло это в 1728 во время Первой Камчатксой экспедиции во главе со знаменитым мореплавателем Виту сом Берингом. Он плыл другим путем, нежели Семен Дежнев 100 годами ранее. Возможно, количество открытых земель дало название проливу именно в честь Беринга. Но, по порядку…

Беринг Витус Йонассен родился в 1681 году в датском городе Хорсенс, закончил кадетский корпус в Амстердаме в 1703 году, в том же году принят в Балтийский флот в чине подпоручика, в 1707 году произведен в поручики. В 1710 году переведён на Азовский флот, произведён в капитан-лейтенанты. В 1712 году переведен в Балтийский флот, в 1715 году произведён в капитаны 4 ранга.

Первая Камчатская экспедиция

Будучи любознательным по природе и, как просвещённый монарх, озабоченным выгодами для страны, первый русский император живо интересовался описаниями путешествий. Царь и его советники знали о существовании Аниана – так назывался тогда пролив между Азией и Америкой – и рассчитывали использовать его в практических целях.

В конце 1724 года Петр I говорил: «…то, о чем мыслил давно и что другие дела предпринять мешали, то есть о дороге через Ледовитое море в Китай и Индию… Не будем ли мы в исследованиях такого пути счастливее голландцев и англичан?…»

и, не откладывая в долгий ящик, составил приказ об экспедиции. Её начальником был назначен капитан 1-го ранга, позднее – капитан-командор, 44-летний Витус Йонассен (в русском обиходе – Иван Иванович) Беринг, уже 21 год служивший в России. Царь вручил ему собственноручно написанную секретную инструкцию. Официальная же задача состояла в разрешении вопроса, «сошлася ли Америка с Азией», и открытии Северного морского пути.

Первая Камчатская экспедиция, состоявшая вначале из 34 человек, отправилась в дорогу из Петербурга 24 января 1725 года. Двигаясь через Сибирь, шли до Охотска на лошадях и пешком, на судах по рекам. Последние 500 км от устья Юдомы до Охотска наиболее тяжёлые грузы тащили, сами впрягаясь в нарты. Страшные морозы и голод сократили состав экспедиции на 15 человек. Передовой отряд во главе с В. Берингом прибыл в Охотск 1 октября 1726 г., а замыкавшая экспедицию группа лейтенанта Мартына Петровича Шпанберга, датчанина на русской службе, добралась туда только 6 января 1727 г. Чтобы дожить до конца зимы, людям пришлось построить несколько изб и сараев.

Дорога через просторы России заняла 2 года. На всем этом пути, равном четвёртой части длины земного экватора, лейтенант Алексей Ильич Чириков определил 28 астрономических пунктов, что позволило впервые выявить истинную широтную протяженность Сибири, а, следовательно, и северной части Евразии.

Как отмечают авторы «Очерков по истории географических открытий», В.Беринг, неверно поняв замысел царя и нарушив инструкцию, которая предписывала сначала пройти от Камчатки на юг или восток, взял курс на север вдоль побережья полуострова, а затем на северо-восток вдоль материка.

«В результате, – говорится далее в «Очерках…», – было заснято более 600 км северной половины восточного берега полуострова, выявлены полуострова Камчатский и Озерной, а также Карагинский залив с одноимённым островом… Моряки положили на карту также 2500 км береговой линии Северо-Восточной Азии. Вдоль большей части побережья они отметили высокие горы, и летом покрытые снегом, подступающие во многих местах прямо к морю и возвышающиеся над ним подобно стене». Кроме того, они открыли залив Креста (не зная, что он уже был открыт К.Ивановым), бухту Провидения и остров Св. Лаврентия.

Однако искомая часть суши всё не показывалась. В. Беринг, не видя ни американского берега, ни поворота на запад берега чукотского, приказал А.Чирикову и М.Шпанбергу письменно изложить свои мнения, можно ли считать доказанным наличие пролива между Азией и Америкой, следует ли двигаться далее к северу и как далеко. По сути, это и было открытие пролива. В результате этого «письменного совещания» Беринг решил идти далее к северу. 16 августа 1728 года моряки прошли через пролив и оказались в Чукотском море. Затем Беринг повернул назад, официально мотивируя своё решение тем, что сделано всё полагающееся по инструкции, берег далее к северу не простирается, а «к Чукоцкому, или Восточному, углу земли никакой не подошло». Проведя ещё одну зиму в Нижнекамчатске, летом 1729 года Беринг опять сделал попытку достичь американского берега, но, пройдя чуть больше 200 км, из-за сильного ветра и тумана приказал вернуться.

Первая экспедиция описала южную половину восточного и небольшую часть западного берега полуострова на протяжении более 1000 км между устьями Камчатки и Большой, выявив Камчатский залив и Авачинскую губу. Совместно с лейтенантом А.И. Чириковым и мичманом Петром Авраамовичем Чаплиным Беринг составил итоговую карту плавания. Несмотря на ряд погрешностей, эта карта была значительно точнее предыдущих и получила высокую оценку Д.Кука. Подробное описание первой в России морской научной экспедиции сохранилось в судовом журнале, который вели Чириков и Чаплин.

Продолжение следует…

по материалам: http://ppjournal.ru/

Берингов пролив отделяет Евразию от Америки. Он находится несколько южнее полярного круга на широте приблизительно 65°40° с. ш. Через пролив на север поступает более теплая поверхностная вода из Берингова моря, на юг вдоль западной прибрежной полосы - холодная вода из Северного Ледовитого океана.

Остров Ратманова, расположенный в Беринговом проливе, - самая крайняя восточная точка России. Его и соседний остров Крузенштерна открыла экспедиция Михаила Гвоздева (ум. после 1759 г.).
С октября по август Берингов пролив покрыт дрейфующими льдами.
В палеогеографии регион, к которому относится пролив, называют Берингия, понимая под этим те периоды, когда Азия с Северной Америкой были соединены вследствие падения уровня Мирового океана, а область Берингова пролива и континентального шельфа, окружающего материки, была сушей. Протяженность этого участка земли с севера на юг в районе нынешнего пролива была до 2000 км, и по этому широкому проходу происходил взаимный обмен фауной и флорой между Старым и Новым Светом, а впоследствии по нему прошли две волны миграций древнего человека.

История

Согласно новейшим исследованиям, первая волна миграции прошла через Берингийский перешеек 25-39 тыс. лет назад. Это были предки отдельных американских народов, например, тлинкитов на юго-востоке Аляски и огнеземельцев на южной оконечности Южной Америки. Впоследствии Берингия почти на 15 тыс. лет покрылась ледником, и лишь незадолго до затопления этих земель в конце последнего ледникового периода, примерно 11 тыс. лет назад, путь через Берингию был вновь открыт, и по нему произошло переселение предков палеоиндейцев. И уже гораздо позже алеуты и эскимосы, жившие прежде в Северо-Восточной Азии, мигрировали в Новый Свет по льду, этой, третьей уже миграции наличие пролива не помешало.
В истории освоения Крайнего Севера процесс поиска места, где соединяются (или разделяются) Азия и Северная Америка, получил название «поиск Северо-Восточного прохода». К тому времени, как эти поиски начались, пролив уже существовал на протяжении нескольких тысяч лет, но об этом еще не было известно. Поиск шел одновременно с севера и с юга. С севера работа шла крайне тяжело из-за того, что путь по морю был долог, а большую часть года моря Северного Ледовитого океана были скованы льдом.
Тем не менее впервые пройти пролив целиком удалось именно с севера на юг, и сделал это русский мореход Семен Иванович Дежнёв (1605-1673 гг.). Казачий атаман и торговец, он в 1648 г. в ходе экспедиции за «моржовой костью» (так в старину назвали бивни этих морских млекопитающих) и пушниной в бурю прошел пролив между Азией и Америкой по всей его длине на кочах (парусных судах с навесным рулем и веслами), из которых уцелели только три. В честь Семена Дежнёва был назван мыс, который является крайней северо-восточной оконечностью Азии.
Об открытии Дежнёва долгое время никто не знал, не осознавал его важности и сам мореход, бывший отважным путешественником, но не имевший образования.
Официально честь открытия пролива принадлежит Витусу Берингу (1681-1741 гг.) - датскому офицеру на службе российского императора Петра I (1672-1725 гг.). Незадолго до своей кончины царь Петр направил Беринга с экспедицией на Дальний Восток с секретной миссией: отыскать перешеек или пролив между Азией и Северной Америкой.
В 1728 г. на боте «Святой Гавриил» экспедиция Беринга вышла через пролив в , хотя американское побережье не увидела. Тем не менее факт существования пролива был доказан, а он был назван в честь Беринга.
Берингов пролив находится между Евразией и Северной Америкой, он соединяет (Чукотское море) с Тихим океаном (). Острова Диомида, принадлежащие России и США, делят пролив на три прохода. Посреди Берингова пролива, между островами Диомида, проходит государственная граница Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки.
Берингов пролив находится между самой восточной точкой Азии (мыс Дежнёва) и самой западной точкой Северной Америки (мыс Принца Уэльского).
Посреди Берингова пролива находятся острова Диомида, а между ними проходит государственная граница России и США. Демаркация (обозначение) границы была осуществлена в 1867 г. в соответствии с условиями договора о продаже Россией Аляски и Алеутских островов Северо-Американским Соединенным Штатам.
Российский остров Ратманова (Большой Диомид) больше по площади, административно он относится к Чукотскому району Чукотского автономного округа. На острове нет постоянного населения, но есть застава российских пограничников, а также работает станция полярных исследователей. Здесь находится один из самых многочисленных в регионе птичьих базаров, где живут 11 видов морских птиц общей численностью свыше 4 млн особей.
В целом фауна Берингова пролива отличается богатством. Это связано с тем, что морские воды, движущиеся из Берингова в Чукотское море и море Бофорта, относительно теплые и богаты пищей. Здесь много рыбы, особенно лосося, и морских млекопитающих, среди которых гренландский кит, белуха, серый кит, тихоокеанский морж, кольчатая нерпа, полосатый тюлень, ларга, лахтак (морской заяц). На побережьях Берингова пролива обитает и белый медведь.
Американский остров Крузенштерна в США называют Малый Диомид, его эскимосское название - Ингалик, или Игналук, что означает «лежащий напротив». Всего 3,76 км разделяют российский и американский острова. Остров Крузенштерна можно назвать сравнительно обжитым: здесь есть небольшой городок Диомид с населением численностью 115 человек. Административно остров входит в «неорганизованный боро» - часть американского штата Аляска, существующую независимо от шестнадцати остальных аляскинских «организованных боро». Каждую зиму местные жители прорезают в толстом слое снега взлетно-посадочную полосу для самолетов местной авиации, привозящих грузы с континентальной Аляски.
В годы холодной войны советско-американская граница была здесь закрыта - и местные жители лишились возможности навещать друг друга, как было принято ранее. Из-за этого здешнюю границу тогда прозвали «ледяной занавес» (по аналогии с «железным занавесом»).
В наши дни приграничная территория России в Беринговом проливе остается закрытой зоной, для посещения которой требуется специальное разрешение.
В России и США периодически обсуждают вопрос соединения берегов Берингова пролива (Чукотки и Аляски) посредством тоннеля или моста. Первые подобные проекты относятся еще к 1864 г., когда Русско-американская телеграфная компания собралась построить линию наземного телеграфа через пролив. Проект не удался из-за конкуренции с линиями подводного телеграфного кабеля через Атлантику.
Критики проекта заявляют, что строительство тоннеля или моста невозможно, так как это вне современных технических возможностей человечества: расстояние между берегами пролива в самой узкой точке велико (86 км), столь масштабное строительство на необитаемой территории практически неосуществимо, а затраты на строительство никогда не окупятся. Сторонники проекта соединения берегов пролива напирают на политический фактор: мост (или тоннель) будет способствовать укреплению взаимоотношений между Россией и США.


Общая информация

Местоположение : на Крайнем Севере, между Евразией и Северной Америкой. Соединяет Северный Ледовитый океан (Чукотское море) с Тихим океаном (Берингово море). Вдоль пролива проходит граница между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки.

Происхождение : тектоническое.

Острова : Диомида, Ратманова (Большой Диомид, Имаклик) - Россия; остров Крузенштерна (Малый Диомид, Ингалик, Игналук) - США.

Крупнейшие населенные пункты : Уэлен (северо-восток Чукотского полуострова, 712 чел, - 2012 г.); Уэйлс (запад полуострова Сьюард, 145 чел. - 2010 г.); город Диомид (остров Крузенштерна, 115 чел. - 2010 г.).

Языки : русский, чукотский, английский, эскимосско-алеутские языки.

Денежные единицы : российский рубль, доллар США.

Цифры

Длина : 96 км.

Ширина (наименьшая):86 км.
Максимальная глубина : 49 м.
Наименьшая глубина фарватера : 36 м.

Удаленность : от острова Ратманова до побережья Чукотки - 35,68 км; от острова Крузенштерна до побережья Аляски - 25 км.

Климат и погода

Субарктический, морской.

Средняя температура воздуха в январе : от-15 до -25°С.

Средняя температура воздуха в июле : от +5 до +10°С.

Среднегодовое количество осадков : 500-600 мм.
Среднегодовая скорость ветра : 7,5 м/с.

Относительная влажность воздуха : 85%.

Экономика

Судоходство.
Рыболовство, добыча морских млекопитающих.

Достопримечательности

    Остров Ратманова (Россия): крупные птичьи базары, лежбища моржей, место массовой миграции серого кита

    Остров Крузенштерна (США): город Диомид

    Природные : национальный парк «Берингия» (Аляска, США), природно-этнический парк « » (Россия), мыс Дежнёва (Россия), мыс Принца Уэльского (США)

    Прочие : международная линия перемены дат

Любопытные факты

    Коч - морское парусное судно сибирских рыбаков, охотников и торговцев. Кочи были деревянными, с одной мачтой и веслами. Особенностью коча была так называемая «коца» - особая дополнительная обшивка корпуса, способная противостоять давлению льда.

    После того как Россия продала Аляску США в 1867 г., даты в Аляске были сдвинуты на один день назад для синхронизации с календарной датой в США, так как ранее они соответствовали российской календарной дате.

    В 1971 г. был спущен на воду ледокол «Семен Дежнёв», и поныне несущий службу в качестве портового ледокола Морского порта Санкт-Петербурга.

    Самая высокая точка на острове Ратманова носит название гора Крыша, ее высота - 505 м.

    Название «Берингия» (Bering Land Bridge) носит национальный парк в штате Аляска (США). Парк был создан в 1978 г. на площади 1052,6 тыс. га для охраны своеобразных северных прибрежных ландшафтов, и в особенности озер, застывших лавовых потоков и горячих источников, а также палеонтологических памятников с остатками «берингийской» фауны. Также «Берингией» называется природно-этнический парк на территории Чукотского автономного округа (Россия), образованный в 1993 г.

    Именем Беринга назван ряд географических объектов: Берингов пролив, Берингово море, остров Беринга, ледник Беринга (Аляска, США).

    На острове Ратманова в 1976 г. была замечена первая и пока единственная особь колибри, которая залетела на российскую территорию. Маленький первопроходец относился к виду охристого колибри.

    Берингов пролив не раз пытались пересекать самыми различными способами. В 1913 г. немецкий капитан Макс Готтшалк первым пересек пролив не на борту морского судна, а на собачьей упряжке. В 1979 г. француз Арно де Росней прошел через Берингов пролив на виндсерфере. В 1987 г. американская пловчиха Линн Кокс совершила символический заплыв в Беринговом проливе с целью «разрушить "ледяной занавес"». В 1998 г. российские путешественники Дмитрий и Матвей Шпаро пересекли пролив на лыжах. В 2011 г. российские спортсмены-кайтсерферы Евгений Новожеев и Константин Аксенов сумели пересечь пролив по воде на доске-кайтборде при помощи воздушного змея-кайта.

    Остров Ратманова - российская территория, первой встречающая Новый год из-за своей близости к линии перемены дат.

    Местным жителям на берегах и островах Берингова пролива разрешено добывать морских млекопитающих для питания. Мясо морского зверя - необходимый компонент пищевого рациона коренных жителей Чукотки: только так они получают необходимые организму белки, витамины и микроэлементы.

    В 1956 г. СССР предложил США проект совместного строительства дамбы через Берингов пролив с целью повышения температуры вод Северного Ледовитого океана и ускорения таяния морского льда. Согласно проекту, теплая вода перекачивалась бы через дамбу в Северный Ледовитый океан. Американская сторона отказалась участвовать в проекте из-за его гигантской стоимости.

Берингов пролив отделяет Евразию от Америки. Он находится несколько южнее полярного круга на широте приблизительно 65°40° с. ш. Через пролив на север поступает более теплая поверхностная вода из Берингова моря, на юг вдоль западной прибрежной полосы - холодная вода из Северного Ледовитого океана.

Остров Ратманова, расположенный в Беринговом проливе, - самая крайняя восточная точка России. Его и соседний остров Крузенштерна открыла экспедиция Михаила Гвоздева (ум. после 1759 г.).
С октября по август Берингов пролив покрыт дрейфующими льдами.
В палеогеографии регион, к которому относится пролив, называют Берингия, понимая под этим те периоды, когда Азия с Северной Америкой были соединены вследствие падения уровня Мирового океана, а область Берингова пролива и континентального шельфа, окружающего материки, была сушей. Протяженность этого участка земли с севера на юг в районе нынешнего пролива была до 2000 км, и по этому широкому проходу происходил взаимный обмен фауной и флорой между Старым и Новым Светом, а впоследствии по нему прошли две волны миграций древнего человека.

История

Согласно новейшим исследованиям, первая волна миграции прошла через Берингийский перешеек 25-39 тыс. лет назад. Это были предки отдельных американских народов, например, тлинкитов на юго-востоке Аляски и огнеземельцев на южной оконечности Южной Америки. Впоследствии Берингия почти на 15 тыс. лет покрылась ледником, и лишь незадолго до затопления этих земель в конце последнего ледникового периода, примерно 11 тыс. лет назад, путь через Берингию был вновь открыт, и по нему произошло переселение предков палеоиндейцев. И уже гораздо позже алеуты и эскимосы, жившие прежде в Северо-Восточной Азии, мигрировали в Новый Свет по льду, этой, третьей уже миграции наличие пролива не помешало.
В истории освоения Крайнего Севера процесс поиска места, где соединяются (или разделяются) Азия и Северная Америка, получил название «поиск Северо-Восточного прохода». К тому времени, как эти поиски начались, пролив уже существовал на протяжении нескольких тысяч лет, но об этом еще не было известно. Поиск шел одновременно с севера и с юга. С севера работа шла крайне тяжело из-за того, что путь по морю был долог, а большую часть года моря Северного Ледовитого океана были скованы льдом.
Тем не менее впервые пройти пролив целиком удалось именно с севера на юг, и сделал это русский мореход Семен Иванович Дежнёв (1605-1673 гг.). Казачий атаман и торговец, он в 1648 г. в ходе экспедиции за «моржовой костью» (так в старину назвали бивни этих морских млекопитающих) и пушниной в бурю прошел пролив между Азией и Америкой по всей его длине на кочах (парусных судах с навесным рулем и веслами), из которых уцелели только три. В честь Семена Дежнёва был назван мыс, который является крайней северо-восточной оконечностью Азии.
Об открытии Дежнёва долгое время никто не знал, не осознавал его важности и сам мореход, бывший отважным путешественником, но не имевший образования.
Официально честь открытия пролива принадлежит Витусу Берингу (1681-1741 гг.) - датскому офицеру на службе российского императора Петра I (1672-1725 гг.). Незадолго до своей кончины царь Петр направил Беринга с экспедицией на Дальний Восток с секретной миссией: отыскать перешеек или пролив между Азией и Северной Америкой.
В 1728 г. на боте «Святой Гавриил» экспедиция Беринга вышла через пролив в , хотя американское побережье не увидела. Тем не менее факт существования пролива был доказан, а он был назван в честь Беринга.
Берингов пролив находится между Евразией и Северной Америкой, он соединяет (Чукотское море) с Тихим океаном (). Острова Диомида, принадлежащие России и США, делят пролив на три прохода. Посреди Берингова пролива, между островами Диомида, проходит государственная граница Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки.
Берингов пролив находится между самой восточной точкой Азии (мыс Дежнёва) и самой западной точкой Северной Америки (мыс Принца Уэльского).
Посреди Берингова пролива находятся острова Диомида, а между ними проходит государственная граница России и США. Демаркация (обозначение) границы была осуществлена в 1867 г. в соответствии с условиями договора о продаже Россией Аляски и Алеутских островов Северо-Американским Соединенным Штатам.
Российский остров Ратманова (Большой Диомид) больше по площади, административно он относится к Чукотскому району Чукотского автономного округа. На острове нет постоянного населения, но есть застава российских пограничников, а также работает станция полярных исследователей. Здесь находится один из самых многочисленных в регионе птичьих базаров, где живут 11 видов морских птиц общей численностью свыше 4 млн особей.
В целом фауна Берингова пролива отличается богатством. Это связано с тем, что морские воды, движущиеся из Берингова в Чукотское море и море Бофорта, относительно теплые и богаты пищей. Здесь много рыбы, особенно лосося, и морских млекопитающих, среди которых гренландский кит, белуха, серый кит, тихоокеанский морж, кольчатая нерпа, полосатый тюлень, ларга, лахтак (морской заяц). На побережьях Берингова пролива обитает и белый медведь.
Американский остров Крузенштерна в США называют Малый Диомид, его эскимосское название - Ингалик, или Игналук, что означает «лежащий напротив». Всего 3,76 км разделяют российский и американский острова. Остров Крузенштерна можно назвать сравнительно обжитым: здесь есть небольшой городок Диомид с населением численностью 115 человек. Административно остров входит в «неорганизованный боро» - часть американского штата Аляска, существующую независимо от шестнадцати остальных аляскинских «организованных боро». Каждую зиму местные жители прорезают в толстом слое снега взлетно-посадочную полосу для самолетов местной авиации, привозящих грузы с континентальной Аляски.
В годы холодной войны советско-американская граница была здесь закрыта - и местные жители лишились возможности навещать друг друга, как было принято ранее. Из-за этого здешнюю границу тогда прозвали «ледяной занавес» (по аналогии с «железным занавесом»).
В наши дни приграничная территория России в Беринговом проливе остается закрытой зоной, для посещения которой требуется специальное разрешение.
В России и США периодически обсуждают вопрос соединения берегов Берингова пролива (Чукотки и Аляски) посредством тоннеля или моста. Первые подобные проекты относятся еще к 1864 г., когда Русско-американская телеграфная компания собралась построить линию наземного телеграфа через пролив. Проект не удался из-за конкуренции с линиями подводного телеграфного кабеля через Атлантику.
Критики проекта заявляют, что строительство тоннеля или моста невозможно, так как это вне современных технических возможностей человечества: расстояние между берегами пролива в самой узкой точке велико (86 км), столь масштабное строительство на необитаемой территории практически неосуществимо, а затраты на строительство никогда не окупятся. Сторонники проекта соединения берегов пролива напирают на политический фактор: мост (или тоннель) будет способствовать укреплению взаимоотношений между Россией и США.


Общая информация

Местоположение : на Крайнем Севере, между Евразией и Северной Америкой. Соединяет Северный Ледовитый океан (Чукотское море) с Тихим океаном (Берингово море). Вдоль пролива проходит граница между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки.

Происхождение : тектоническое.

Острова : Диомида, Ратманова (Большой Диомид, Имаклик) - Россия; остров Крузенштерна (Малый Диомид, Ингалик, Игналук) - США.

Крупнейшие населенные пункты : Уэлен (северо-восток Чукотского полуострова, 712 чел, - 2012 г.); Уэйлс (запад полуострова Сьюард, 145 чел. - 2010 г.); город Диомид (остров Крузенштерна, 115 чел. - 2010 г.).

Языки : русский, чукотский, английский, эскимосско-алеутские языки.

Денежные единицы : российский рубль, доллар США.

Цифры

Длина : 96 км.

Ширина (наименьшая):86 км.
Максимальная глубина : 49 м.
Наименьшая глубина фарватера : 36 м.

Удаленность : от острова Ратманова до побережья Чукотки - 35,68 км; от острова Крузенштерна до побережья Аляски - 25 км.

Климат и погода

Субарктический, морской.

Средняя температура воздуха в январе : от-15 до -25°С.

Средняя температура воздуха в июле : от +5 до +10°С.

Среднегодовое количество осадков : 500-600 мм.
Среднегодовая скорость ветра : 7,5 м/с.

Относительная влажность воздуха : 85%.

Экономика

Судоходство.
Рыболовство, добыча морских млекопитающих.

Достопримечательности

    Остров Ратманова (Россия): крупные птичьи базары, лежбища моржей, место массовой миграции серого кита

    Остров Крузенштерна (США): город Диомид

    Природные : национальный парк «Берингия» (Аляска, США), природно-этнический парк « » (Россия), мыс Дежнёва (Россия), мыс Принца Уэльского (США)

    Прочие : международная линия перемены дат

Любопытные факты

    Коч - морское парусное судно сибирских рыбаков, охотников и торговцев. Кочи были деревянными, с одной мачтой и веслами. Особенностью коча была так называемая «коца» - особая дополнительная обшивка корпуса, способная противостоять давлению льда.

    После того как Россия продала Аляску США в 1867 г., даты в Аляске были сдвинуты на один день назад для синхронизации с календарной датой в США, так как ранее они соответствовали российской календарной дате.

    В 1971 г. был спущен на воду ледокол «Семен Дежнёв», и поныне несущий службу в качестве портового ледокола Морского порта Санкт-Петербурга.

    Самая высокая точка на острове Ратманова носит название гора Крыша, ее высота - 505 м.

    Название «Берингия» (Bering Land Bridge) носит национальный парк в штате Аляска (США). Парк был создан в 1978 г. на площади 1052,6 тыс. га для охраны своеобразных северных прибрежных ландшафтов, и в особенности озер, застывших лавовых потоков и горячих источников, а также палеонтологических памятников с остатками «берингийской» фауны. Также «Берингией» называется природно-этнический парк на территории Чукотского автономного округа (Россия), образованный в 1993 г.

    Именем Беринга назван ряд географических объектов: Берингов пролив, Берингово море, остров Беринга, ледник Беринга (Аляска, США).

    На острове Ратманова в 1976 г. была замечена первая и пока единственная особь колибри, которая залетела на российскую территорию. Маленький первопроходец относился к виду охристого колибри.

    Берингов пролив не раз пытались пересекать самыми различными способами. В 1913 г. немецкий капитан Макс Готтшалк первым пересек пролив не на борту морского судна, а на собачьей упряжке. В 1979 г. француз Арно де Росней прошел через Берингов пролив на виндсерфере. В 1987 г. американская пловчиха Линн Кокс совершила символический заплыв в Беринговом проливе с целью «разрушить "ледяной занавес"». В 1998 г. российские путешественники Дмитрий и Матвей Шпаро пересекли пролив на лыжах. В 2011 г. российские спортсмены-кайтсерферы Евгений Новожеев и Константин Аксенов сумели пересечь пролив по воде на доске-кайтборде при помощи воздушного змея-кайта.

    Остров Ратманова - российская территория, первой встречающая Новый год из-за своей близости к линии перемены дат.

    Местным жителям на берегах и островах Берингова пролива разрешено добывать морских млекопитающих для питания. Мясо морского зверя - необходимый компонент пищевого рациона коренных жителей Чукотки: только так они получают необходимые организму белки, витамины и микроэлементы.

    В 1956 г. СССР предложил США проект совместного строительства дамбы через Берингов пролив с целью повышения температуры вод Северного Ледовитого океана и ускорения таяния морского льда. Согласно проекту, теплая вода перекачивалась бы через дамбу в Северный Ледовитый океан. Американская сторона отказалась участвовать в проекте из-за его гигантской стоимости.

Берингов пролив: география

За много тысяч километров (для кого-то, возможно, и ближе) на далеком востоке и почти на таком же удаленном западе находится край нашего материка. Он отделен от американского континента широким проливом. Здесь также соединяются два океана - Северный Ледовитый и Тихий. Речь идет про Берингов пролив. Дельта его была известна еще в середине семнадцатого века, однако официально открыл его в первой половине восемнадцатого (1728 год) датский мореплаватель с русскими корнями. Его звали Витус Беринг. В честь известного географа пролив и назван. Ранее его ширина очень сильно менялась - со временем проступали большие участки суши. Теперь Берингов пролив имеет более или менее постоянные размеры. Так, самое короткое расстояние между континентальной Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки - примерно восемьдесят шесть километров. В пределах его водного пространства расположились два участка суши - остров Ратманова и еще один - Крузенштерна. Первый - более крупный. Он принадлежит России, а второй поменьше, и он является собственностью США.

- место, где можно потерять день

Между этими островами проходит очень важная полоса - линия перемены дат. Так как здесь граничат западное и восточное полушария, в этом месте соединяются часовые пояса, и время отличается почти на сутки. Проплывая от одного острова Берингова пролива к другому нужно не переводить стрелки часов назад или вперед, а надо переворачивать листы календаря. Так, если вы пересекаете эту линию, двигаясь из России в Америку, то вы экономите целый день, а если обратно, то, наоборот, теряете. Линия перемены дат проходит от Северного полюса через Берингов пролив и направляется дальше на юг к антарктическому полюсу через Тихий океан, разделяя порой совсем близко расположенные острова.

Проекты соединения двух континентов

Еще с конца девятнадцатого века начали высказываться идеи о том, чтобы построить огромный мост через Берингов пролив и тем самым связать Америку с Россией. С того времени разработано большое количество проектов моста, высказано множество предложений, проведены десятки международных собраний и конференций. Через Берингов пролив проектировались железнодорожные тоннели, автомобильные дороги. Предложения обсуждались, откладывались и отклонялись. До настоящего времени проект до конца не разработан. Сложности его реализации в России связаны с недостаточным развитием железнодорожных путей на севере страны. И для того чтобы строить мост или тоннель через пролив, необходимо дополнительно проложить более трех тысяч километров рельсов на территории страны для обеспечения подхода к нему.

На некоторое время в начале двадцать первого века вопрос соединения Америки с Россией был заброшен. Однако он снова был поднят в 2010 году в связи с извержением вулкана в Исландии, что значительно затруднило авиасообщение между континентами. Это природное явление напомнило, что железнодорожный транспорт практически независим от подобных неблагоприятных ситуаций. Вопросы проекта, финансирования и (тем более) строительства моста еще не решены, однако известно, что это будет комплексная магистраль, включающая железную дорогу для пассажирских и грузовых поездов, автомобильную, массивную линию электропередачи и связи. Дорога будет проходить через Берингов пролив, соединяясь



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: