Возникновение письменности в мире. Курсовая работа: Возникновение письменности

В начале XXI столетия немыслимо представить современную жизнь без книг, газет, указателей, потока информации. Появление письменности стало одним из самых важных, фундаментальнейших открытий на долгом пути эволюции человечества. По значимости этот шаг можно, пожалуй, сравнить с добыванием огня или с переходом к выращиванию растений вместо долгой поры собирательства. Становление письменности - очень непростой процесс, длившийся тысячелетия. Славянская письменность, наследницей которой является наше современное письмо, встала в этот ряд уже более тысячи лет назад, в IX веке нашей эры.

Самый древний и самый простой способ письма появился, как считается, еще в палеолите - "рассказ в картинках", так называемое пиктографическое письмо (от латинского pictus - нарисованный и от греческого grapho - пишу). То есть "рисую-пишу" (пиктографическим письмом и в наше время еще пользуются некоторые американские индейцы). Письмо это конечно же очень несовершенное, ведь прочесть рассказ в картинках можно по-разному. Поэтому, кстати, пиктографию как форму письма далеко не все специалисты признают началом письменности. К тому же для древнейших людей любое подобное изображение было одушевленным. Так что "рассказ в картинках", с одной стороны, наследовал эти традиции, с другой - требовал известной абстрагированности от изображения.

В IV-III тысячелетиях до н. э. в Древнем Шумере (Передняя Азия), в Древнем Египте, а потом, во II, и в Древнем Китае возник другой способ письма: каждое слово передавалось рисунком, иногда конкретным, иногда условным. Например, когда речь шла о руке, рисовали кисть руки, а воду изображали волнистой линией. Так же определенным символом обозначали дом, город, лодку... Такие египетские рисунки греки назвали иероглифами: "иеро" - "священный", "глифы" - "высеченный на камне". Текст, составленный иероглифами, выглядит как серия рисунков. Это письмо можно назвать: "пишу понятие" или "пишу идею" (отсюда научное название такого письма - "идеографическое"). Однако сколько же приходилось помнить иероглифов!

Чрезвычайным достижением человеческой цивилизации стало так называемое слоговое письмо, изобретение которого происходило на протяжении III-II тысячелетий до н. э. Каждый этап становления письменности фиксировал определенный итог в продвижении человечества по пути логического абстрактного мышления. Сначала - это расчленение фразы на слова, затем - свободное пользование рисунками-словами, следующий шаг - расчленение слова на слоги. Мы ведь говорим слогами, и детей учат читать по слогам. Упорядочить запись слогами, казалось бы, что может быть естественнее! Да и слогов много меньше, чем составляемых с их помощью слов. Но чтобы придти к такому решению, понадобились многие столетия. Слоговым письмом пользовались уже в III-II тысячелетиях до н. э. в Восточном Средиземноморье. Например, преимущественно слоговым письмом является знаменитая клинопись. (Слоговым способом до сих пор пишут в Индии, в Эфиопии.)

Следующим этапом на пути упрощения письменности стало так называемое звуковое письмо, когда каждому звуку речи соответствует свой знак. Но додуматься до такого простого и естественного способа оказалось сложнее всего. Прежде всего надо было догадаться расчленить слово и слоги на отдельные звуки. Но когда такое наконец произошло, новый способ продемонстрировал несомненные преимущества. Нужно было запомнить лишь два-три десятка букв, а точность в воспроизведении речи на письме несопоставима ни с каким другим способом. Со временем именно буквенное письмо стало употребляться почти повсеместно.

ПЕРВЫЕ АЛФАВИТЫ

Ни одна из систем письма практически никогда не существовала в чистом виде и не существует даже сейчас. Например, большинству букв нашего алфавита, как а, б, в и другим, соответствует один определенный звук, но в буквах-знаках я, ю, ё - уже несколько звуков. Не можем мы обойтись и без элементов идеографического письма, скажем, в математике. Вместо того, чтобы писать словами "два прибавить два равняется четырем", мы, используя условные знаки, получаем очень краткую форму: 2+2=4. То же - в химических и физических формулах.

Самые ранние алфавитные тексты были обнаружены в Библе (Ливан).

Одними из первых буквенным звуковым письмом стали пользоваться те народы, в языке которых гласные звуки оказались не столь важными, как согласные. Так, в конце II тысячелетия до н. э. алфавит возник у финикийцев, древних евреев, арамейцев. Например, в еврейском языке при добавлении к согласным К - Т - L разных гласных получается семейство однокоренных слов: KeToL - убивать, KoTeL - убийца, KaTuL - убитый и т. п. На слух всегда понятно, что речь идет об убийстве. Поэтому и в письме писали только согласные - семантический же смысл слова был ясен из контекста. Кстати, древние евреи и финикийцы писали строчки справа-налево, как если бы такое письмо придумали левши. Этот древнейший способ письма сохраняется у евреев и поныне, таким же способом сегодня пишут все народы, использующие арабский алфавит.

Один из первых алфавитов на Земле - финикийский.

От финикийцев - жителей восточного побережья Средиземного моря, морских торговцев и путешественников - буквенно-звуковое письмо перешло к грекам. От греков данный принцип письма проник в Европу. А от арамейского письма, как считают исследователи, свое происхождение ведут почти все буквенно-звуковые письменные системы народов Азии.

В алфавите финикийцев было 22 буквы. Они располагались в определенном порядке от `алеф, бет, гимель, далет... до тав. Каждая буква имела осмысленное название: `алеф - вол, бет - дом, гимель - верблюд и так далее. Названия слов как бы рассказывают о создавшем алфавит народе, сообщая о нем самое главное: народ жил в домах (бет) с дверьми (далет), при постройке которых использовались гвозди (вав). Он занимался земледелием, используя силу волов (`алеф), скотоводством, рыбной ловлей (мем - вода, нун - рыба) или кочевал (гимель - верблюд). Он торговал (тeт - груз) и воевал (зайн - оружие).
Исследователь, обративший внимание на это, замечает: среди 22 букв финикийского алфавита нет ни одной, название которой было бы связано с морем, кораблями или морской торговлей. Именно это обстоятельство натолкнуло его на мысль, что буквы первого алфавита созданы отнюдь не финикийцами, признанными мореходами, а, вероятнее всего, древними евреями, у которых финикийцы этот алфавит позаимствовали. Но как бы там ни было, порядок букв, начиная с `алеф, был задан.

Греческое письмо, как уже говорилось, произошло от финикийского. В греческом алфавите букв, передающих все звуковые оттенки речи, стало больше. Но порядок их и названия, часто не имевшие в греческом языке уже никакого смысла, сохранились, хотя и в несколько измененном виде: альфа, бета, гамма, дельта… Сначала в древнегреческих памятниках буквы в надписях, как и в семитских языках, располагались справа-налево, и далее, не прерываясь, строчка "вилась" слева-направо и снова справа-налево. Прошло время, пока наконец установился вариант письма слева-направо, ныне распространившийся на большей части земного шара.

Латинские буквы произошли из греческих, и алфавитный порядок их принципиально не изменился. В начале I тысячелетия н. э. греческий и латинский языки стали главными языками огромной Римской империи. Вся античная классика, к которой мы с трепетом и уважением обращаемся и поныне, написана на этих языках. Греческий - это язык Платона, Гомера, Софокла, Архимеда, Иоанна Златоуста... На латинском писали Цицерон, Овидий, Гораций, Вергилий, блаженный Августин и другие.

А между тем еще до того, как в Европе распространилась латинская азбука, некоторые европейские варвары уже имели в том или ином виде свою письменность. Довольно самобытное письмо сложилось, например, у германских племен. Это так называемое "руническое" ("руна" в германском языке означает "тайна") письмо. Оно возникло не без влияния уже существовавшей письменности. Здесь тоже каждому звуку речи соответствует определенный знак, но эти знаки получили очень простое, стройное и строгое начертание - только из вертикальных и диагональных линий.

РОЖДЕНИЕ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ

В середине I тысячелетия н. э. славяне заселили огромные территории в Центральной, Южной и Восточной Европе. Их соседями на юге были Греция, Италия, Византия - своего рода культурные эталоны человеческой цивилизации.

Древнейшие дошедшие до нас славянские письменные памятники выполнены двумя значительно различающимися азбуками – глаголицей и кириллицей. История их происхождения сложна и не ясна до конца.
Название «глаголица» образовано от глаголъ – «слово», «речь». По алфавитному составу глаголица почти полностью совпадала с кириллицей, но резко отличалась от нее формой букв. Установлено, что по происхождению буквы глаголицы в большинстве своем связаны с греческим минускульным алфавитом, некоторые буквы составлены на основе самаритянского и древнееврейского письма. Существует предположение, что эта азбука была создана Константином Философом.
Глаголица широко применялась в 60-х годах 9 века в Моравии, откуда проникла в Болгарию и Хорватию, где существовала до конца 18 века. Изредка употреблялась он и в Древней Руси.
Глаголица хорошо отвечала фонемному составу старославянского языка. Кроме новоизобретенных букв в нее были включены соответствия греческим буквам, в том числе и такие, которые в принципе не были нужны для славянского языка. Этот факт говорит о том, что славянская азбука, по убеждению ее создателей, должна была вполне соответствовать греческой.

По форме букв можно отметить два вида глаголицы. В первой из них, так называемой болгарской глаголице, буквы округлые, а в хорватской, называемой также иллирийской или далмацийской глаголицей, форма букв угловатая. Ни тот, ни другой вид глаголицы не имеет резко очерченных границ распространения. В позднейшем развитии глаголица переняла много знаков у кириллицы. Глаголица западных славян (чехов, поляков и других) продержалась сравнительно недолго и была заменена латинским письмом, а остальные славяне перешли позже на письмо кириллического типа. Но глаголица не исчезла совсем и до настоящего времени. Так, она употребляется или, по крайней мере, употреблялась до начала второй мировой войны в кроатских поселениях Италии. Глаголическим шрифтом даже печатались газеты.
Название другой славянской азбуки – кириллицы – произошло от имени славянского просветителя 9 века Константина (Кирилла) Философа. Существует предположение, что именно он является ее создателем, однако точных данных о происхождении кириллицы нет.

В алфавите кириллицы насчитывается 43 буквы. Из них 24 заимствованы из византийского уставного письма, остальные 19 изобретены заново, но в графическом оформлении уподоблены первым. Не все заимствованные буквы сохранили обозначение того же звука, что и в греческом языке, - некоторые получили новые значения в соответствии с особенностями славянской фонетики.
На Руси кириллица была введена в 10-11 веках в связи с христианизацией. Из славянских народов кириллицу дольше всех сохранили болгары, но в настоящее время их письмо, как и письмо сербов, одинаково с русским, за исключением некоторых знаков, предназначенных для обозначения фонетических особенностей.

Древнейшую форму кириллицы называют уставом. Отличительной чертой устава является достаточная отчетливость и прямолинейность начертаний. Большая часть букв угловатая, широкого тяжеловесного характера. Исключениями являются узкие округлые буквы с миндалевидными изгибами (О, С, Э, Р и др.), среди других букв они кажутся как бы сжатыми. Для этого письма характерны тонкие нижние удлинения некоторых букв (Р, У, 3). Эти удлинения можно увидеть и в других видах кириллицы. Они выступают в общей картине письма легкими декоративными элементами. Диакритические знаки еще не известны. Буквы устава – крупного размера и стоят отдельно друг от друга. Старый устав не знает промежутков между словами.

Начиная с 13 столетия, развивается второй вид письма - полуустав, который впоследствии вытесняет устав. В связи с возросшей потребностью в книгах появляется как деловое письмо писцов, работавших на заказ и на продажу. Полуустав соединяет цели удобства и скорости письма, проще устава, имеет значительно больше сокращений, чаще бывает наклонным – к началу или к концу строки, лишён каллиграфической строгости.

На Руси полуустав появляется в конце 14 века на основе русского устава; подобно ему – это прямой почерк (буквы вертикальные). Сохраняя последнее правописание устава и его начерки, придаёт им чрезвычайно простой и менее чёткий вид, так как размеренные ремесленные нажимы заменяются более свободным движением пера. Полуустав употреблялся в 14-18 веках наряду с другими видами письма, главным образом, со скорописью и вязью.

В 15 столетии, при великом князе Московском Иване III, когда закончилось объединение русских земель, Москва превращается не только в политический, но и культурный центр страны. Прежде областная культура Москвы начинает приобретать характер всероссийской. Наряду с увеличивающимися потребностями повседневной жизни возникла необходимость в новом, упрощенном, более удобном стиле письма. Им стала скоропись.
Скоропись примерно соответствует понятию латинского курсива. У древних греков скоропись была в широком употреблении на ранней стадии развития письма, частично имелась она и у юго-западных славян. В России скоропись как самостоятельный вид письма возникла в 15 в. Буквы скорописи, частично связанные меж собой, отличаются от букв других видов письма своим светлым начертанием. Но так как буквы были снабжены множеством всевозможных значков, крючков и прибавок, то читать написанное было довольно трудно.
Хотя в скорописи 15 века, в общем, еще отражается характер полуустава и связующих буквы штрихов мало, но в сравнении с полууставом это письмо более беглое.
Буквы скорописи в значительной мере выполнялись с удлинениями. В начале знаки были составлены главным образом из прямых линий, как это характерно для устава и полуустава. Во второй половине 16 века, а особенно в начале 17 века, основными линиями письма становятся полукруглые штрихи, а в общей картине письма заметны некоторые элементы греческого курсива. Во второй половине 17 века, когда распространилось много разных вариантов письма, и в скорописи наблюдаются характерные для этого времени черты - меньше вязи и больше округлостей. Скоропись того времени постепенно освобождается от элементов греческого курсива и отдаляется от форм полуустава. В позднейшем периоде прямые и кривые линии приобретают равновесие, а буквы становятся более симметричными и округлыми.
В начале 18 века в связи с укреплением русского национального государства, в условиях, когда церковь была подчинена светской власти, наука и просвещение приобретают особенно большое значение. А развитие этих областей просто немыслимо без развития книгопечатания.
Поскольку в 17 веке печатались книги главным образом церковного содержания, издание книг светского содержания предстояло начинать почти сызнова. Большим событием было издание в 1708 году «Геометрии», которая в рукописном виде уже давно была известна в России.
Создание новых по своему содержанию книг, требовало нового подхода к их изданию. Забота об удобочитаемости книги и простоте ее оформления характерна для всей издательской деятельности первой четверти 18 века.
Одним из самых важных мероприятий была реформа в 1708 году кирилловского печатного полуустава и введение новых изданий гражданского шрифта. Из 650 наименований книг, изданных при Петре I, около 400 были напечатаны вновь введенным гражданским шрифтом.

При Петре I в России была осуществлена реформа кириллицы, устранившая ряд ненужных для русского языка букв и упростившая начертания остальных. Так возникла русская «гражданка» («гражданская азбука» в противоположность «церковной»). В «гражданке» были узаконены некоторые буквы, не входившие в первоначальный состав кириллицы – «э», «я», позднее «й» и затем «```ё», а в 1918 году из русского алфавита были изъяты буквы «i», « » («ять»), «» («фита») и «» («ижица») и одновременно отменено употребление «твердого знака» на конце слов.

Различным изменениям подверглось на протяжении веков и латинское письмо: были разграничены «i» и «j», «u» и «v», добавлялись отдельные буквы (разные для разных языков).

Более существенное изменение, касавшееся всех современных систем, состояло в постепенном введении обязательного словораздела, а затем и знаков препинания, в функциональном разграничении (начиная с эпохи изобретения книгопечатания) прописных и строчных букв (впрочем, последнее разграничение отсутствует в некоторых современных системах, например в грузинском письме).

Письменность могла быть изобретена, по меньшей мере, трижды за время исторического развития:

  1. Шумерская письменность в Месопотамии (Междуречье) (ориентировочно с 3000 года до н. э.).
  2. Китайская письменность вдоль реки Хуанхэ («Желтая река») (в период до 1200 г. до н.э.).
  3. Мезоамериканская письменность в Гватемале и Южной Мексике (немного позже 500 года н. э.).

Из них только китайская письменность всё еще используется в наше время, хотя и шумерское, и мезоамериканское письмо также использовались на протяжении нескольких тысячелетий.

Четвертый тип, египетская система письма, появилась вскоре после того, как шумерская письменность возникла в Месопотамии. Несмотря на то, что ее появление могло быть связано с возникновением шумерской письменности, в этих двух системах письма знаки не похожи друг на друга.

Пятый тип, северосемитская финикийская система письма, стала наиболее влиятельной. Финикийская письменность является родоначальницей большинства современных систем письма, включая греческую, латинскую, кириллическую, арабскую, древнееврейскую письменность, а также, вероятно, большого количества алфавитов на основе брахми в Южной и Юго-Восточной Азии. В конечном счете, финикийская письменность могла произойти от египетской письменности, но точных доказательств этого нет.

Многие древние системы письма до сих пор не расшифрованы. Это касается протоэламской письменности (2900 г. до н. э., Персия), протоиндийской письменности (2500 г. до н. э., долина реки Инд) и Линейного письма А (1800 г. до н. э., о. Крит). В большинстве случаев не существует определенного способа, с помощью которого можно соотнести такие системы письма с другими известными формами письменности.

От рисунка к письменности

Происхождение и развитие всех ранних систем письма придерживается поразительно похожей схемы.

Прежде всего, рисование является источником происхождения письменности во всем мире. Большинство знаков ранних систем письма – пиктографические по своему происхождению. Тот факт, что египетский иероглиф, обозначающий «солнце», и древнейший китайский иероглиф с тем же значением похожи, означает не то, что эти две системы письма взаимосвязаны, а то, что они обе начинали с попыток нарисовать солнце.

Египетский иероглиф, обозначающий «солнце».

Решающий этап в развитии наступает тогда, когда такие рисунки стилизуются и становятся репрезентацией не самого солнца, а слова со значением «солнце»:

графический знак → предмет

графический знак → слово → предмет

На этом этапе рисование становится письменностью. Другими словами, пиктограммы преобразовываются в логограммы. Древнейшие системы письма, в подавляющем большинстве случаев, являются логографическими.

Во-вторых, с переходом от рисунков, представляющих предметы, к письменным знакам, представляющих слова, внимание акцентируется уже не на имитации изображаемого объекта, а на установлении различий между письменными знаками. Больше не имеет значения, что китайский иероглиф «солнце» имеет квадратную форму, а не круглую, но очень важно, что он отличается от иероглифа «луна». Каждый знак всё в большей степени стандартизируетсяэто относится к типу, количеству и порядку линий тех компонентов, из которых знак состоит. Более того, линейное упорядочение знаков также является фиксированным, чтобы, как правило, отображать порядок слов в предложении.

В-третьих, все ранние системы письма используют ребусный принцип, согласно которому пиктографический знак, первоначально представляющий одно слово, используется для репрезентации другого слова с таким же или похожим звучанием. Например, китайский иероглиф «нога», который изначально представлял собой изображение ноги, использовался для репрезентации слова-омофона со значением «достаточный» (оба слова произносятся в современном китайском языке). Хорошо известен пример из шумерского языка: пиктографический знак со значением «тростник», который произносится gi gi «возмещать». В древнеегипетском языке знак со значением «ласточка», который произносится wr , также используется для слова (или, скорее, консонантного корня) wr «большой». В языке майя знак со значением «рыба», который произносится xoc , также используется для слова xoc «считать».

В-четвертых, все ранние системы письма используют детерминативы для того, чтобы справиться с возрастающей многозначностью, возникающей вследствие использования ребусного принципа. Детерминативы подают приблизительное указание на значение символа, таким образом выделяя его среди других вариантов употребления одного и того же знака. Например, в китайском письме иероглиф первоначально использовался для обозначения слова zhǐ «палец ноги», но затем его значение расширилось для представления слова zhǐ «останавливаться». Таким образом, для того, чтобы различать два варианта употребления, предыдущий вариант заменили сложным иероглифом с использованием иероглифа «нога» в качестве детерминатива: 趾. В египетских иероглифах, где использование ребусного принципа послужило толчком к появлению символов, обозначающих отдельные согласные, слова rem «рыба» и rem «плакать» можно было написать с использованием символа 1 (см. рисунок ниже) (представляющего согласный r ), за которым следует символ 2 (см. рисунок ниже) (представляющий согласный m ), а для того, чтобы отличить их друг от друга, к первому добавляется в конце детерминатив 3 (см. рисунок ниже) для обозначения рыбы, а ко второму добавляется детерминатив 4 (см. рисунок ниже) для обозначения глаза со слезами:

rem «рыба» rem «плакать»

В шумерском и мезоамериканском письме также использовались детерминативы для устранения неоднозначности поливалентных знаков.

В-пятых, ранние системы письма склонны к нуклеарности – в том смысле, что каждый знак представляет слово в любой из своих флективных форм, без отображения формообразующих аффиксов. И только в связи с возрастающим использованием ребусного принципа общепринятым становится репрезентация формообразующих аффиксов с указанием их звучания.

От слов к фонемам

По мнению некоторых ученых, развитие письменности является однонаправленным. С возрастающим использованием ребусного принципа логографические системы письма развиваются в фонографические системы письма. Древнейшие фонетические системы письма были либо силлабические (каждый знак представляет слог), либо консонантные (каждый знак представляет один или более согласных). И только с появлением древних греков мы получили фонематические системы письма (каждый знак представляет одну фонему).

В историческом отношении, это правда, что все системы письма происходят от логографических систем, а силлабическое и консонантное письмо появилось раньше, чем сугубо фонемное письмо. С другой стороны, многие письменные культуры не перешли к фонемному письму. Китайское письмо до сих пор остается преимущественно логографическим, японское письмо кана – большей частью, всё еще силлабическое, а арабское и древнееврейское письмо сохраняет консонантный характер. Некоторые ученые рассматривают это как культурный консерватизм, сопротивление прогрессу. Другие придерживаются мнения, что разные системы письма подходят разным языкам. Китайская система письма, которую мы охарактеризовали как морфемно-силлабическую, определенно разработана для языка, в котором морфемы являются преимущественно моносиллабическими (односложными). Японская азбука кана применима к языку с ограниченным количеством слогов и ее невозможно было бы использовать в таком языке, как английский. Арабская и древнееврейская системы письма подошли бы языкам, для которых характерно построение слов на основе консонантных корней.

Культурный консерватизм играет важную роль в развитии письменности. Даже в языках с фонематической системой письма слова редко пишутся так же, как произносятся. В этом отношении, орфография современного английского языка является менее фонемной по своему принципу, чем орфография древнеанглийского языка. В некоторых случаях (например, k в словах knee, knight, knot) звуки перестали произносить, а буквы, которые использовались для их репрезентации, до сих пор употребляются на письме. В японском языке, который рассматривается как отображение высокого уровня культурного развития, часто употребляются китайские иероглифы (логографические) вместо азбуки кана (силлабической). И даже общепринятым считается замена азбуки кана китайскими иероглифами в случае, когда перепечатывают древние тексты. В некоторой степени, культурный консерватизм может быть целесообразным, поскольку стимулирует стабильность и историческую целостность.

Некоторые великие нововведения в истории письменности произошли в тот момент, когда системы письма переходили от одного языка к другому. Иностранцев, как правило, не сдерживает культурный консерватизм. Более того, нововведения часто являются результатом адаптации первоначальной системы письма под новый язык. Например, когда греки позаимствовали финикийский алфавит, который представлял собой консонантное письмо, возникла необходимость в создании символов для обозначения гласных звуков. Когда японцы стали писать на своем собственном языке с использованием китайских иероглифов, возникла необходимость в изобретении способа для представления флективных суффиксов.

Фото: Владислав СтрекопытовНа берегах озера Орестиада в Западной Македонии (Северная Греция) находится город Кастория , известный российским туристам прежде всего своими меховыми центрами, куда организуются специализированные шоп-туры за недорогими, но очень качественными шубами из натурального меха. Но есть в Западной Македонии много интересного помимо шуб, о чем, однако, не всегда рассказывают участникам шоп-туров.

Одним из таких мест «для туристических гурманов» является музей-реконструкция доисторического поселения Диспилио на берегу озера Орестиада. Известно это место не столько современной реконструкцией каркасных глинобитных домиков на сваях, сколько найденной здесь при раскопках так называемой табличкой из Диспилио , на которую нанесены пиктографические знаки, напоминающие древнее письмо. Возможно, это самая древняя письменность в мире!

Древнейшей письменность на Земле долгое время принято было считать шумерскую клинопись. По мере развития археологии стало ясно, что ей предшествовала стадия пиктографического письма. В том же Шумере находки табличек с пиктографическим письмом (например, табличка из Киша), поразительно похожим на иероглифы Древнего Египта (а значит, у них был общий источник), относятся к середине IV тысячелетия до н.э.

Однако в 1961 году в Румынии, близ села Тэртерия, были обнаружены три глиняные таблички с графической письменностью «шумерского» типа, датированные серединой VI тысячелетия до н.э. То есть, они древнее первых материальных свидетельств письменности Месопотамии как минимум на 1000 лет! Время создания табличек установили косвенным методом, по радиоуглеродному анализу предметов, найденных с ними в одном слое. Позже выяснилось, что письменность Тэртерии возникла не на пустом месте, а являлась составной частью распространенной в середине VI - начале V тысячелетия до н.э. пиктографической письменности балканской культуры Винчи (дунайское протописьмо). В настоящее время известно до тысячи объектов культуры Винча, на которых процарапаны подобные пиктограммы. География находок охватывает территорию Сербии, западной Румынии и Болгарии, Венгрии, Молдавии, Македонии и Северной Греции. Несмотря на разделяющие их сотни километров, пиктограммы демонстрируют удивительное сходство на всем протяжении ареала культуры Винча.

Аналогичные символы-знаки содержит и табличка из Диспилио. Метод радиоуглеродного анализа датирует табличку примерно 5260 годом до н.э.

Получается, что пиктограммы дунайского протописьма являются древнейшей в мире формой письменности. Другими словами, так называемая «древнеевропейская письменность» существовала на континенте не только задолго до минойской, традиционно считающейся первой письменностью Европы, но и до протошумерской и протокитайской систем письма. Эта система возникла в первой половине VI тысячелетия до н. э., распространялась между 5300-4300 годами и исчезла к 4000 году до н. э. Более того, вероятно шумерское протописьмо напрямую происходит от дунайского. Набор символов и тотемов не только поразительно совпадает, но и располагаются они в той же последовательности - на разделенных линиями участках поверхности символы следует читать по кругу против часовой стрелки.

Итак, древние жители Балкан еще в каменном веке писали «по-шумерски» - в V тысячелетии до н. э., когда самого Шумера еще и в помине не было! Отдаленные отголоски письменности Винчи содержит в себе и пиктографическая письменность древнего Крита, на основе которой оформилось древнейшее в Европе эгейское письмо времен минойской цивилизации (конец III - начало II тыс. до н.э.). На основе этого ряд исследователей делают вывод о том, что примитивная письменность в эгейских странах уходит своими корнями на Балканы IV тысячелетия до н.э., а вовсе не возникла под влиянием далекого Междуречья, как раньше полагали.

Да и сама шумерская письменность, скорее всего, возникла под влиянием дунайского протописьма. Как иначе объяснить, что древнейшая письменность в Шумере, датируемая концом IV тысячелетия до н.э., появилась совершенно внезапно и уже во вполне развитой форме. Шумеры восприняли пиктографическую письменность от балканских народов, в дальнейшем развив ее в клинопись.

Справка
Неолитическое озерное поселение Диспилио было обнаружено сухой зимой 1932 года, когда уровень озера снизился и стали видны следы поселения. Предварительное исследование провел в 1935 году профессор Антониос Керамопулос. Регулярные раскопки начались в 1992 году. Выяснилось, что это место было населено людьми с конца среднего неолита (5600–5000 годы до н.э.) до позднего неолита (3000 год до н.э.). В селении обнаружили ряд артефактов, включая керамику, деревянные элементы конструкций, семена, кости, статуэтки, личные украшения, флейты. Все они относятся к культуре Винча. Табличку со знаками обнаружил в 1993 году греческий археолог Георгий Урмузиадис.
На берегу озера создана точная копия поселения с хижинами на свайных платформах, в естественных размерах, изготовленных из натуральных материалов. Для каркаса домов были использованы стволы деревьев, а для стен - ветки и веревки. С помощью озерной глины оштукатурили каждую хижину, крыши которых покрыли соломой. Внутри хижин размещены повседневные предметы, найденные при раскопках: глиняные сосуды, чаши, блюда для фруктов, а также инструменты, сделанные из камня или кости - точные копии, оригиналы которых находятся в самом музее Диспилио.

ТЕГИ:Греция,Западная Македония

Самое раннее пиктографическое письмо, возможно, зародилось еще в период мезолита. Именно к этому времени относятся так называемые «азильские» чуринги. Это гальки, на поверхности которых нанесены краской или выгравированы всевозможные символические фигурки. «Чурингами» их называют по аналогии с подобными же предметами австралийских аборигенов, у которых чуркнги являются символическими вместилищами душ. В неолите орнаментальные рисунки наносятся на глиняных сосудах. Каждая группа племен имела свою систему орнаментации, очень устойчивую на протяжении сотен и даже тысяч лет. Среди повторяющихся рисунков около 3,5 тыс. лет назад были обнаружены условные знаки, свидетельствующие, возможно, о появлении логографического письма. На Востоке системы этого письма сформировались не позднее IV тыс. до н. э. (переднеазиатские, протоэламские, протоиндийские, древнеегипетские, критское, китайское).

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПИСЬМЕННОСТИ

С III тыс. до н. э. египетское письмо стало превращаться в логографически-консонантную систему. Изменялось и написание знаков письма.
Древнейшими памятниками логографического письма была шумерская и протоэламская письменность, возникшие в V-IV тыс. до н. э. Писали на каменных и глиняных табличках. Однако уже с начала III тыс. до н. э. письменность стала приобретать логографически-слоговой характер. Письмена теряли изобразительность, превращаясь в комбинации клинописных черточек. Это, видимо, было обусловлено материалом, на котором писали в Месопотамии, - глиной. На глине легче было выдавливать клинообразные значки, нежели рисовать линии. На основе шумерского возникло и урартское письмо, применявшееся на Кавказе в IX-IV вв. до н. э.
Особый слогозвуковой характер имела письменность, применявшаяся на территории Средней Азии в VI-IV вв. до н. э. Это так называемая персидская (или ахеменидская) клинопись. Памятники такой клинописи встречаются даже на Южном Урале.
На рубеже II и I тыс. до н. э. стало широко распространяться звуковое письмо. Оно было проще других систем и обходилось всего 20-30 знаками-буквами. Предполагается, что количество букв в первых алфавитах было связано с количеством дней в лунном месяце с добавлением количества знаков зодиака. От первого финикийского звукового письма происходят большинство современных систем письменности.

Письменность, по данным археологических раскопок, возникла еще в период первобытно-общинного строя, около 15 тысяч лет назад. Разумеется, это была примитивная форма передачи информации. Самым ранним периодом развития письма является пиктография (передача информации рисунками). Интересно, что в некоторых племенах подобная письменность сохранялась до конца XIX столетия.

В пиктографии глагол «говорить» обозначался в виде рта, «смотреть» - в виде глаз и т.д. Любопытно, что при попытках неграмотных людей записывать свои мысли в настоящее время они так же обозначают подобные глаголы.

Но передавать информацию с помощью рисунков было довольно трудно, поэтому они постепенно упрощались, превращаясь в схемы и знаки; так возникло идеографическое письмо (греч. «идеа» - понятие, «графо» - пишу). В конце концов знак, обозначавший понятие или, позднее, слово, превратился в букву, входившую в состав слова.

История письменности

Таким образом, из отдельных букв стало возможным составить любое слово. Так и появился алфавит.

Древнейшие идеографические письмена относятся к IV тысячелетию до нашей эры. В Египте стены великолепных построек были расписаны иероглифами (греч. «иерос» - священный, от «глюфо» - вырезаю). Каждый знак обозначал отдельное слово, но со временем иероглифы в Египте стали обозначать слоги и даже звуки, став прообразом буквенных алфавитов.

Египетское письмо впервые удалось расшифровать в начале XIX века. Это сделал французский ученый Жан Франсуа Шампольон. Среди трофеев египетского похода Наполеона Бонапарта был знаменитый Розеттский камень с идентичными надписями на трех языках. Самая первая состояла из иероглифов, вторая представляла собой демотическое (общедоступное скорописное) письмо, а последняя - греческое письмо. Шампольон полностью расшифровал текст и сделал вывод, что в I в. до н.э. египетская письменность уже приобрела смешанный характер — идеографический, слоговой и частично фонетический.

В IV в. собственную письменность приобретают и шумеры, обитавшие в междуречье Тигра и Евфрата. Шумерское письмо являлось смешением пиктографических и иероглифических знаков. Возможно, оно как-то связано с египетской письменностью, но точно утверждать это нельзя.

Совершенно самостоятельно с середины III тысячелетия до н.э. развивалась иероглифическая китайская письменность, существующая по сей день. В то время как количество идеографических знаков в других языках сокращалось, в китайском языке с образованием новых слов оно росло. Поэтому в современном китайском языке существует около 50 тысяч идеографических знаков, а древнекитайская письменность во I-II вв. до н.э. состояла всего из 2 500-3 000 иероглифов.

Алфавит - совокупность символов, букв (или других графем), расположенных в жестком порядке и предназначенных для воспроизведения определенных звуков. Современные европейские алфавиты развивались из греческого, который грекам передали финикийцы - жители древней страны на восточном побережье Средиземного моря. В VI в. до н.э. Финикия была завоевана персами, в 332 г. до н. э. - Александром Македонским. Финикийский алфавит не имел гласных букв (это так называемое консонантное письмо - согласные звуки сочетались с произвольными гласными), в нем было 22 простых по начертанию знака. Происхождение финикийской письменности до сих пор является предметом научных споров, но, вероятно, с небольшими изменениями она восходит к консонантной угаритской письменности, а угаритский язык относится к семитской ветви афроазийских языков.

Изобретение славянской азбуки связано с именами двух братьев-просветителей Кирилла (ок.827-869) и Мефодия (815-885).

Они происходили из семьи греческого военачальника и родились в городе Солуни (современные Салоники в Греции). Старший брат, Мефодий, в юности поступил на военную службу. В течение десяти лет он был управляющим одной из славянских областей Византии, а затем покинул свой пост и удалился в монастырь. В конце 860-х годов он стал игуменом греческого монастыря Полихрон на горе Олимп в Малой Азии.

В отличие от брата, Кирилл с детства отличался тягой к знаниям и еще мальчиком был направлен в Константинополь ко двору византийского императора Михаила III. Там он получил прекрасное образование, изучил не только славянские, но и греческий, латинский, еврейский и даже арабский языки. Впоследствии он отказался от государственной службы и был пострижен в монахи.

В 863 г., когда византийский император по просьбе моравского князя Ростислава направил братьев в Моравию, они только начали перевод основных богослужебных книг. Естественно, что столь грандиозная работа растянулась бы на многие годы, если бы вокруг Кирилла и Мефодия не образовался кружок переводчиков.

Летом 863 г. Кирилл и Мефодий прибыли в Моравию, уже имея при себе первые славянские тексты. Однако их деятельность сразу же вызвала недовольство баварского католического духовенства, которое не желало уступать кому бы то ни было свое влияние на Моравию.

Кроме того, появление славянских переводов Библии противоречило установлениям католической церкви, согласно которым церковная служба должна была проходить на латинском языке, а текст Священного писания вообще не должен был переводиться ни на какие языки, за исключением латинского.

До наших дней не утихают споры ученых о том, какую же азбуку создал Кирилл - кириллицу или глаголицу. Разница между ними заключается в том, что глаголица более архаична по начертанию букв, а кириллица оказалась удобнее для передачи звуковых особенностей славянского языка. Известно, что в IX в. была в ходу и та, и другая азбука, и лишь на рубеже Х-ХI вв. глаголица практически вышла из употребления.

После смерти Кирилла придуманная им азбука и получила свое нынешнее название. С течением времени кириллица стала основой всех славянских алфавитов, в том числе и русского.

Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 390 | Нарушение авторского права страницы

1 Наскальное изображение по-другому называются писаницами или петроглифами (от греч. petros – камень и glyphe — резьба). Они изображают животных, предметы быта. Они могли так же служить для обозначения границ владений племени, мест охоты, давать представления об окружающей среде. Они так же позволяли передавать информацию и хранить её веками.

2 Вещное письмо. При его использовании предметы быта, орудий труда наделялись определенным смыслом, известным отправителю и получателю. Элементы вещного письма сохранились и поныне.

3 Узелковое письмо – мнемонический способ хранения мыслей, сообщений. На веревках окрашенных в разные цвета, в заранее определенных местах завязывались узелки. Их местоположением и передавалась информация.

4 Пиктографическое письмо или пиктография (от лат. pictus – нарисованный и греч. grapho — пишу). Предметы стали заменять их изображениями. Общее содержание изображения отображалось в виде рисунка или серии рисунков. Но с помощью примитивных рисунков затруднительно изображать действия или показывать качество предметов. Появилось во время неолита.

5 Идеографическое письмо (от греч. idea – понятие, представление). Для этого письма используют специальные знаки – идеограммы. С помощью них обозначались целые понятия. Идеограммами являются цифры, химические знаки, математические символы.

6 Иероглифическое письмо, в котором использовались спец. знаки – иероглифы (от греч. hieroglyphoi – священные письмена). Они могли обозначать не только целые понятия, но и отдельные слова, слоги, и даже звуки речи. Этот вид письма использовался в древнем Египте в Шумере.

7 Клинопись. Появилась около 3000 г. до н.э., знаки этого вида письменности состояли из групп клинообразных черточек, которые выдавливались на сырой глине. Возникла в Шумере,затем стала применяться в Ассирии и Вавилоне.

8 Фонографическое письмо (от грея.phone — звук). Это – звуковое письмо при помощи знаков (букв), означающих те или иные звуковые единицы языка (звуки, слоги). Известно оно с XIII в.до н.э. возникло из идеографического в Финикии. В IX-VIII вв. до н.э.

Древняя письменность

на основе финикийского письма появился греческий алфавит.

9 Славянская письменность. Третий после греческого и латыни книжно-письменный язык появился в 863 г. за основу славянского алфавита братья (Кирилл и Мефодий) взяли греческий, добавив несколько знаков для обозначения шипящих и некоторых других звуков, которые отсутствовали а греческом языке. существовало две разновидности славянского алфавита – кириллица и глаголица. На основе кириллицы возникли русская, сербская, болгарская и др. системы письма.

Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 191 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Письменность зародилось у шумеров более пяти тысяч лет назад. Позднее, ее стали называть клинописью.

Писали они заостренной палочкой из камыша на глиняных табличках. Благодаря тому, что таблички высушивали и обжигали, они становились очень крепкими, что позволило им сохраниться до наших времен. И это очень важно, так как благодаря им, прослеживается история возникновения письменности.

Существует два предположения ее появления – это моногенез (зарождение в одном месте) и полигенез (в нескольких местах).

Выделяют три первичных центра возникновения письменности:

1. Египетский

2. Месопотамский

3. Дальневосточный (Китай)

Везде развитие письменности проходило один путь: сначала рисунок, а потом уже письменные знаки.

Иногда вместо писем люди отправляли друг другу разные предметы. Правда, не всегда подобные «письма» верно толковались. Ярким примером является война скифов и Дария, царя Персии.

Первым шагом к появлению письма, стал рисунок. А изображение, которое обозначало тот или иной предмет, стали называть пиктограммой. Рисовали, как правило, людей, животных, домашнюю утварь и т.д. И если вначале изображали достоверное количество предметов, то есть, сколько видели, столько и рисовали, то постепенно перешли к упрощенному варианту. Стали рисовать предмет, а рядом, черточками, уточняли его количество.

Следующим этапом стало выделение знаков из рисунков. Они обозначали звуки, составлявшие название предметов.

Очень важным шагом стало изображение не только в конкретном виде, но и в абстрактном. Со временем, появилась необходимость записывать длинные тексты, поэтому рисунки стали упрощаться, появились условные знаки, называющиеся иероглифами (от греч. «священные письмена»).

В XII-XIII вв. появились синайские надписи. Благодаря этому стремительно уменьшилось количество письменных знаков. И возникла слоговая письменность. А уже вслед за ней появился алфавит.

Каждый народ создавал свое алфавитное письмо. Финикийцы, например, каждому знаку приписали безразличную огласовку. Евреи с арабами не использовали гласные.

Самая древняя письменность.

А вот греки, основываясь на финикийском письме, ввели знаки для гласных, начали изображать ударение, даже ввели аналог современных нот.

Таким образом, письменность изобрел не какой-то конкретный человек, появилась она, вследствие жизненной потребности. Да и во время нашей эры она активно развивается. Так, Кирилл и Мефодий создали письмо для славян, а Месроп Маштоц для армян.скачать dle 12.1
Легенда о добровольном рабстве

Наскальные изображения, в науке получившие название петроглифов, находят в разных частях света и относятся к разным историческим эпохам от палеолита до средневековья. Древние люди наносили их на стены потолки пещер, на открытые скальные поверхности и отдельные камни. Древнейшие палеолитические наскальные изображения найдены в пещерах и гротах Южной Франции и Северной Испании. Для наскальных изображений характерны фигуры животных, прежде всего объектов охоты древнего человека: бизоны, лошади, мамонты, носороги, реже встречаются хищники – медведи, львы. В России петроглифы называли писаницами. Здесь палеолитические рисунки открыты в Каповой пещере на Урале и на скалах у деревни Шишкино на реке Лене. Уже в древнейшие времена стиль и техника наскальных изображений были разнообразными – от контурного рисунка, процарапанного на камне до барельефа полихромной росписи, для которой использовались минеральные краски. Наскальные изображения имели для древних людей магическое значение.

Вампум (от индейск. wampumpeag – нити с нанизанными на них раковинами), средство запоминания и передачи сообщений у индейских племён Сев. Америки. Содержание сообщения выражалось цветом, количеством и взаиморасположением раковин. Вампум так же мог использоваться вместо денег.

Кипу означает завязывать узел или просто узел; это слово также понимают как счет (cuenta), потому что узлы содержали счет любым предметам. Индейцы изготовляли нити разного цвета: одни были только одного цвета, другие – двух цветов, другие – трех, а другие – и большего числа, потому что цвет простой и цвет смешанный каждый имел свое особое значение; нить плотно скручивалась из трех или четырех тонких виток, а толщиною она была с железное веретено и длиною примерно с три четверти вары; каждая из них прикреплялась в особом порядке к другой нити – основе, образуя как бы бахрому. По цвету определяли, что именно содержит такая-то нить, как-то: желтая означала золото, белая – серебро, а красная – воинов.

Пиктографическое письмо

(от лат. pictus – нарисованный и греч. grapho – пишу, рисуночное письмо, пиктография), отображение общего содержания сообщения в виде рисунков, обычно в целях запоминания. Известно со времен неолита. Пиктографическое письмо не является средством фиксации какого-либо языка, т. е. письмом в собственном смысле. Однако оно очень важно – люди чертили рисунки на поверхности скал, камней и т. д. Именно это было отправной точкой для развития начертательного письма.

Вывод. Все выше перечисленные способы зафиксировать речь были очень ограничены в своём применении. Далеко не каждую мысль можно было передать на большие расстояния или «остановить во времени» с их помощью. Главный недостаток этих способов – отсутствие чёткости, однозначности в их прочтении.

Древнейшая письменность на Земле

Очень многое зависит от мастерства того, кто рисует, а также от догадливости того, кто читает.

Хотя, например, пиктография используется и в современном мире: дорожные знаки, уличные вывески. Применение пиктограмм как вспомогательного средства очень удобно. Смысл можно передавать очень быстро, изображение понятно всем: и детям, не умеющим читать, и иностранцам, не имеющим переводчика. Очень большое распространение получили пиктограммы в современных компьютерах. Нажав кнопку с изображением соответствующей пиктограммы на экране компьютера, вы можете вызвать любимую игру или другую нужную вам для работы программу.

Добуквенное письмо

Идеографическое письмо (от греч. idea – идея, образ и grapho – пишу) — принцип письма, использующий идеограммы. В значительной мере идеографический характер имели древнеегипетская, шумерская и другие старейшие системы письма. Наибольшего развития достигло в китайской иероглифике.

Многие знаки идеографии – идеограммы – получились из рисунков. Более того, у многих народов некоторые знаки использовались как пиктограммы (и тогда они изображали конкретный предмет) и как идеограммы (и тогда они обозначали абстрактное понятие). Рисунок в этих случаях выступает в переносном, т. е. в условном значении.

Иероглифическое письмо. Наиболее древней из разновидностей идеографического письма были иероглифы, состоящие из фонограмм и идеограмм. Большинство иероглифов были фонограммами, т. е. обозначали сочетание двух или трех согласных звуков. Идеограммы обозначали отдельные слова и понятия. Гласные звуки на письме египтяне не обозначали. Наиболее употребительны были 700 иероглифов. Древнейшие иероглифические тексты относятся к 32 веку до н. э.

«Священные знаки»

В Египте существует легенда о том, как пришла идея фонограммного письма.

«Около 5 тыс. лет назад правил в Египте фараон Нармер. Он одержал много побед и хотел, чтобы эти победы были на веки запечатлены на камне. Днем и ночью трудились искусные мастера. Они изобразили и фараона, и убитых врагов, и пленников, даже показали с помощью рисунков, что пленников было 6 тысяч. Но ни один художник не смог передать имени самого Нармера. А для него это было важнее всего. Вот как записали египетские художники имя фараона. Они изобразили рыбу, т. к. слово «нар» — по-египетски «рыба». « Мер» на этом же языке обозначает «резец». Изображение рыбы над изображением резца – так решили художники поставленную перед ними задачу».

Иероглифическое письмо было не только у египтян, но и у вавилонян, шумеров, индейцев майя, древних жителей острова Крит. А в наше время иероглифами пишут народы Китая, Кореи, Вьетнама и Японии.

Вывод. По сравнению с видами предписьменности иероглифическое письмо имеет ряд преимуществ: однозначное прочтение сообщения, возможность передать не только бытовую, но и научную информацию, абстрактные понятия. А фоноидеограммы (иероглифы, содержащие указание на звучание) дают даже представление о звучащем слове.

Но представьте себе, сколько надо запоминать знаков с их значениями, если, к примеру, в китайском языке их около 50 тысяч! Такое огромное количество практически невозможно запомнить одному человеку, даже если выучить только активно использующиеся 4-7 тысяч иероглифов.

Буквенная письменность

Звуко-буквенное письмо зарождалось в недрах идеографического письма. Идея передавать ни письме звучание слов, зародившаяся ещё у шумеров, в разных вариантах воплощалась у других народов. В основе всех способов лежало использование простых знаков, обозначающих односложные слова, в записи сложных знаков для других слов. Один из таких вариантов – китайские фоноидеограммы. Однако это ещё очень далеко от обозначения знаками (буквами) отдельных звуков речи, что составляет основу фонографического (звуко-буквенного) письма.

Финикийская и греческая письменности. Жившие около 2000 лет назад финикийцы придумали знаки для звуков. Так появились буквы и алфавит. И все они были согласные! Только представьте себе, что вместо «Мама мыла раму» мы писали бы «Мм мл рм». К счастью, лет через 200 финикийский алфавит оказался в Древней Греции. «Не очень-то удобно читать слова из одних согласных», — рассудили греки и переделали часть согласных на гласные. Греческий ученый Пеламед сумел создать 16 букв. В течении многих лет ученые следующих поколений прибавляли кто две, кто три, а один – даже 6 букв. Тратились огромные усилия, чтобы усовершенствовать письмо, сделать его более понятным и удобным для людей. Так сложился греческий алфавит. Он состоял из букв, которые обозначали и согласные, и гласные звуки. Греческое письмо стало исходным для всех европейских алфавитов, в том числе и кириллицы.

Славянская азбука. В далекие времена, более 1000 лет назад, славянские народы не имели своей письменности. И вот во второй половине Х века двое ученых родом из Греции, братья Кирилл и Мефодий, приехали в Великую Моравию (территория современной Чехословакии) и стали работать над созданием славянской письменности. Они хорошо знали славянские языки, и это дало им возможность составить славянскую азбуку. Разработав эту азбуку, они перевели на тогдашний, древний по нашим понятиям, славянский язык (он называется старославянским) самые важные греческие книги. Их труд дал славянским народам возможность писать и читать на своем языке.

Славянская азбука существовала в двух вариантах: глаголица – от глаголъ – «речь» и кириллица. До сих пор у ученых нет единого мнения, какой из этих вариантов был создан Кириллом. Большинство современных исследователей полагает, что он создал глаголицу. Позднее (по-видимому, на соборе в Преславе, в столице болгарского царя Симеона в 893 году) появилась кириллица, которая со временем вытеснила глаголицу.

Русская азбука. С принятием христианства на Руси была заимствована и кириллица, которая и была положена основа русской азбуке. Первоначально в ней было 43 буквы. С течением времени некоторые из них оказались лишними потому, что исчезли обозначаемые ими звуки, а кое какие были лишними с самого начала. Русский алфавит в современном виде был введен реформами Петра I, в результате которых было изменено начертание букв (оно приблизилось к печатной латинице) и исключены устаревшие буквы «омега», «от», «юс большой», йотированные «а», «е», «кси», «пси». В течение второй половины XVII века были введены «э», «й», «ё». А после Октябрьской революции в 1918 году из состава русского алфавита были исключены «ять», «фита», «и десятиричная», «ижица». Таким образом современная азбука насчитывает 33 буквы.

Вывод. Буквенная письменность дала людям целый ряд возможностей.

Прежде всего, свободу от времени и расстояния, стала универсальным средством выражения мыслей и чувств. Появилась возможность передавать звучащее слово в письме, фиксировать все слова того или иного языка (в том числе и отвлечённые понятия) с помощью наименьшего количества знаков. Но всё дело теперь осложняется необходимостью знать и уметь применять орфографические и пунктуационные правила.

И в заключение

В русской азбуке буквы славянского алфавита со временем не только изменились, но и упростились их названия. Если ещё в начале ХХ века твоя прабабушка с трудом заучивала красивые «имена» букв: «аз», «буки», «веди», «глаголь», «добро» то теперь ты легко выпаливаешь: «а», «бэ», «вэ», «гэ», «дэ»!

Так что, садясь за уроки, не забудь мысленно поблагодарить всех, кто принял участие в создании простого и удобного письма.

Вывод: В течение многих тысячелетий люди стремились к тому, чтобы письмо:

1) могло передавать различные виды информации;

2) было понятным;

3) было простым и удобным.

Письменность появилась примерно к 3300 г. до н.э. в Шумере, к 3000 г. до н.э. в Египте, к 2000 г. до н.э. в Китае. Во всех регионах этот процесс шел по одной схеме: рисунок - пиктограмма - иероглиф - алфавит (последний появился у финикийцев в 1 тыс. до н.э.). Иероглифическая письменность обусловила особенности мышления народов Востока, способность мыслить символами. Иероглиф не передает звучания слова, а условно изображает предмет или является абстрактным знаком - символом понятия. Сложный иероглиф состоит из более простых элементов, наделенных своим значением. Причем этих значений может быть несколько.

Мифы всех цивилизаций рассказывают о божественном происхождении письменности – ее ценность люди понимали всегда. И сама возможность писать и читать долгое время оставалась уделом избранных, прежде всего жречества и государственных чиновников. Иначе и быть не могло, ведь, чтобы овладеть грамотой, требовалось запомнить и научиться изображать тысячи сложных знаков – иероглифов. Когда финикийцы, а за ними греки создали звуко-буквенное письмо с алфавитом из нескольких десятков простых значков, которым способен овладеть каждый за несколько недель, произошла тихая и самая великая революция за всю историю человечества.

Надписи находят на стенах грабниц, на черепках, глиняных табличках, пергаментах. Египетские папирусы иногда достигают 30 - 40 м. длины. В развалинах древних дворцов находят целые библиотеки. При раскопках Ниневеи обнаружили 25000 клинописных табличек, принадлежащих ассирийскому царю Ашшурбанипалу. Это сборники законов, донесения лазутчиков, решения по судебным вопросам, медицинские рецепты.

Основой любой древней культуры является письменность. Родиной письменности по праву является Древний Восток. Ее возникновение были связаны с накоплением знаний, которые держать в памяти было уже невозможно, ростом культурных связей между людьми, а затем и потребностями государств. Изобретение письменности обеспечило накопление знаний и их надежную передачу потомкам. Различные народы Древнего Востока по-разному развивали и совершенствовали письменность создав, наконец, и первые виды алфавитного письма. Переработанное позднее греками алфавитное финикийское письмо легло в основу и нашей современной азбуки.

Основная предпосылка к созданию письменности – возникновение речи. Когда человеческая обезьяна научилась говорить, сразу стало понятно: рано или поздно эта же обезьяна научится и фиксировать свои речевые проявления. Но, с другой стороны, однажды возникнув, письменность стала оказывать обратное воздействие на язык, придавая ему большую стабильность и оформленность. Вне письма представить себе современный общенациональный язык трудно.

Палочное письмо

Для передачи информации и для запоминания первобытные народы использовали “палочное” письмо. Самым примитивным его примером является наклонно воткнутая в землю на обочине палка, информирующая о длине пути и возможных на нем препятствиях и опасностях. Не стали источником письменности, например, палочки с зарубками. Предметным письмом считаются и такие древние способы передачи информации как вАмпумы и кИпу.

Вампумы

Вампумы – это шнуры с нанизанными на них раковинами разного цвета или поясА, сплетенные из таких шнуров. Североамериканские индейцы (ирокезы и некоторые другие) использовали вампумы, чтобы передавать информацию. Количество, цвет и взаиморасположение раковин были значимы (например, белый цвет означал мир, фиолетовый – войну), так что с помощью большого числа раковин составляли довольно сложные сообщения. Ракушечное письмо отнюдь не было монополией индейцев. В качестве мнемонического средства пользовались и пользуются им многие народности в Африке (письмо “инивари”).

Узелковое письмо

Кипу (узелковое письмо) – ученые до сих пор не пришли к однозначному выводу, была ли письменность у инков. Ни одно настоящее государство не может существовать без письменности: необходимо вести постоянный учет, передавать сообщения о событиях в стране, распоряжения. Создатели громадного государства – крупнейшего в доколумбовой Америке – должны были иметь письмо. Однако его так и не обнаружили. Похоже, что письмо инков (а, точнее, предписьменность) просто имело слишком необычный вид. Кипу (на языке индейцев кечуа – "узел ") – оригинальное порождение инкской культуры; это шерстяные или хлопчатобумажные веревки, к которым привязывали ряды шнурков. Число шнурков на одной веревке доходило до сотни, а на них навязывали узлы различной формы. Количество и форма узлов обозначала числа. Наиболее удаленные от веревок узлы соответствовали единицам, чуть ближе располагались десятки, еще ближе – сотни, затем тысячи. С помощью этих узелков, напоминающих костяшки счет, выражалось любое число, а цвет шнура обозначал тот или иной предмет.

Бурый цвет символизировал картофель, желтый – золото, красный – войнов и т.д. Кипу позволяло чиновников передавать различную информацию о налогах, числе войнов в той или иной провинции, обозначать людей, ушедших на войну, количество погибших, родившихся или умерших и многое иное. Расшифровывали информацию специальные толкователи кипу – кипу-камайокуна. Главным среди них был личный секретарь Верховного правителя инков – Великого Инки, подающий ему сводную информацию. Испанцы, столкнувшиеся с кипу, были потрясены той быстротой и точностью, с которой им выдавались нужные сведения. Взяв в руки кипу, кипу-камайокуна сразу начинал читать по шнурам и узлам. Голос чтеца едва успевал за движениями глаз и рук.

Первые книги, отпечатанные наборным способом (с помощью набора литых металлических литер), появились в Германии в середине 15 в. К концу столетия этот способ книгопечатания распространился по всей Европе. В то же время умение писать становилось все более необходимым и распространенным по мере развития торговли и коммерции, поскольку и правительства, и частные предприятия уделяли все больше внимания постоянному ведению учета. Таким образом, развитие латинского письма пошло двумя путями: путем книгопечатания, с одной стороны, и путем письма от руки, применявшегося в переписке и при ведении деловых записей, с другой.

Знаки времени предвещают уход алфавита, а письма, кажется, теряет свое значение. Мысль о потере письменного общения действительно пугает, ведь письмо – единственный способ сохранить человеческие мифы, традиции и познания за много веков. Артефакты могут служить напоминанием о древних цивилизациях, но без письма мысли человечества будут утеряны. Ученые небезосновательно называют создание письма рассветом истории. Как будто все, что было до этого, не происходило.

На дощечках размером с ладонь шумеры только тренировались писать. После использования дощечки просто выбрасывали – так много их было найдено.

Дощечки имели надписи с обеих сторон. С одной стороны учитель выписывал новый урок, который должны были переписать ученики с обратной стороны дощечки.

Но клинопись, шумерская письменность, не была спонтанным изобретением. На протяжении нескольких веков она развивалась из пиктограмм и рисунков . Каждый рисунок был простым отображением мира или какого-то объекта. Но эта система не только ограничивала возможности выражения, но и была невероятно сложной.

Как только знаки стали означать звуки , а не предметы, один и тот же знак можно было использоваться для нескольких фонетически похожих понятий.

Использование более абстрактных символов стало важным достижением, обозначившим переход от системы письма «один символ – одно слово» к системе «один символ – один слог» . Этот процесс развивался на протяжении столетий, и это привело к уменьшению знаков , используемых шумерами, с 2 тысяч до 500. В то же время знаки прошли процесс упрощения и стилизации, вплоть до того, что символы не имели практически ничего общего с первоначальной картинкой.

Шумеры жили в хорошо организованных городах-государствах. Монументальные храмы были интеллектуальными, духовными и торговыми центрами городов. Например, зиккурат города-государства Ур – старше, чем египетские пирамиды, он служил прообразом легендарной Вавилонской башни . Этот храм был самым мощным символом этой городской цивилизации – цивилизации, в которой зародилось понятие о письме.

Ранние письменные документы использовались для ведения бухгалтерии. Но поскольку было найдено множество разных шумерских документов, можно предположить, что письменная документация не была просто экономической необходимостью.

Река Евфрат уже давно изменила течение, и пустыня поглотила храмы . Сегодня лишь несколько охранников следят за остатками цивилизации, изобретшей и развившей письмо.

Но не только храмы и дощечки помнят зарождение письменности. Профессия писца до сих пор существует в современном Ираке, где клиентов обслуживают вне офисов и госучреждений.

Греки внесли в финикийскую письменность гласные звуки . Для обозначения гласных они использовали финикийские знаки, не имеющие фонетических эквивалентов в греческом языке.

Письмо в Древнем Риме

Этрусское искусство в современной Тосканы свидетельствует о сильном влиянии Древней Греции. Это не просто стилистическая имитация. Когда греки основывали колонии по всему итальянскому полуострову, этруски усвоили греческий алфавит. И хотя этрусская цивилизация остается загадкой, точно установлено, что именно этрусские города-государства передали свою письменность Древнему Риму . Но его развитие, в свою очередь, окончательно положило конец этрусской культуре .

24 августа 79 года н.э. произошла историческая катастрофа , которая по иронии судьбы оказалась чрезвычайно полезной для современных археологов.

Стило делали из дерева, металла или даже из слоновой кости. Написанное легко было удалить, просто разгладив воск тупым концом стило. Чтобы процесс написания на воске был быстрее и эффективнее, использовали курсивный шрифт .

Дощечки были просты в использовании и недороги в изготовлении, поэтому впервые в истории человечества читать и писать могла не только элита. Римская империя стала первой цивилизацией, в которой система образования была доступна для широких слоев населения. Подобная римская демократизация сделала наибольший вклад в историю письма . Политические лозунги на зданиях Помпеи свидетельствую о высоком уровне грамотности населения .

Во время извержения вулкана как раз длилась избирательная кампания по выборам мэра. Лозунги написаны унциальным шрифтом – второй римской формой письма. Как и все римские шрифты, он состоял только из больших букв. Закругленное унциальное письмо, в котором все буквы были заглавными, являлось третьим видом римского шрифта . В основном его использовали для надписей на камнях. Они до сих пор подтверждают величие империи на руинах монументальных римских зданий.

Письмо в Древнем Риме было инструментом власти. владение этим искусством было обязательным для управления огромной империей. Письменные послания и приказы отдавались в самые отдаленные уголки империи. Письменность позволила ввести в действие сложное законодательство.

С эстетической точки зрения римские буквы были четко определены и на протяжении многих веков оставались неизменными. Стойкость этой классической красоты сильно контрастировала с хаосом и беспорядком раннего Средневековья .

Хотя есть и те, кто относится к текущим событиям довольно критично. Мы можем оказаться в ситуации, когда людям навяжут совершенно новый механизм общения друг с другом . Принцип, лежащий в основе этого нового механизма, состоит в оцифровке всех человеческих знаний с помощью двоичных кодов, используя только числа 0 и 1.

Цифровая революция в некотором роде заключается в понимании разницы между битами и атомами . Даже если вы не знаете физику, то всегда помните об атомах, ведь мы состоим из атомов, мы носим атомы, едим атомы, живем в атомах. Они имеют свой весь, размер, цвет, массу. А вот биты, эти единички и нолики, из которых складывается ДНК информации, не имеют ни веса, ни размера, они двигаются со скоростью света, это совершенно другой феномен. Как только мы начнем отличать мир битов от мира атомов, мир изменится.

В одной популярной американской газете был приведен следующий пример: каждый день производятся тонны бумаги и гнутся тысячи спин, чтобы газета попала на стол к читателю. Компания содержит более 100 машин, каждая из которых проезжает тысячи километров в год, чтобы развести газеты во все точки продаж. Эту же газету могут прочитать миллионы людей через Интернет. Один щелчок мышки, и на экране появится информация, переносимая на тысячи километров невесомыми и бестелесными битами.

Интернет – это всеобщий рог изобилия знаний , примеров которому еще не было в истории человечества. Всемирная паутина обеспечивает доступ не только к актуальной информации, такой как газетные статьи, но и к древним документам и даже целым библиотекам.

Пока что неизвестно, оправдают ли новые технологии наши оптимистические ожидания. Некоторые люди надеются на приход новой эры, в которой будет царить мир и свобода. Одни считают, что мы станем жить лучше, ведь можно будет не ходить на работу, а зарабатывать деньги, не выходя из дому. Тогда как других волнуется потенциальная потеря общения, изоляция в холодном мире конформистов.

Как ни странно, но новые технологии нас не сближают, а наоборот создают новый вид одиночества , приводящий к культурному развалу. Из-за новых технологий мы забываем о физическом контакте, заменяя его электронным, поэтому во многих отношениях мы стали еще более разрозненными, чем когда-либо.

Раньше нам вполне хватало ручки и карандаша, но наши требования стали более сложными. Существует опасение, что люди, не сведущие в компьютерах, будут исключены из нового цифрового мира. Есть главный недостаток цифровой революции : множество людей не имеет доступа к компьютерам. Сейчас люди делятся не столько на бедных или богатых, а на поколения, молодежь это понимает, а люди старшего поколения – нет. Современные дети пользуются компьютерами намного естественнее, чем их родители пользовались телефоном в молодости.

Но новые средства массовой информации не просто передаются знакомый смысл новым способом, они меняют содержание. Новые яркие средства информации соединяют слова, письмо, картинки и звуки доселе невиданным способом, и эти новые достижения несомненно повлияют на традиционные методики обучения.

Изобретение алфавита привело к созданию цивилизации людей, мыслящих с помощью слов. Последствия электронных технологий совершенно иные: они стимулируют другую зону мозга, отвечающую за воображение. Мы как культура теряем способность общаться при помощи слов. Грамотность не является обязательным условием для электронных средств информации, не нужно уметь читать и писать, чтобы позвонить или включить радио или телевизор.

С развитием новых средств информации традиционные способы передачи слов, такие как книги, могут просто выйти из употребления. Однако, не все согласны с этим утверждением, считая, что в электронном мире нет места длинным книгам , длинным параграфам, длинным предложениям и длинным обсуждениям.

Возможно, в будущем страницами книги будут служить дешевые компьютерные мониторы. По сути, компьютер и будет книгой. Некоторым может не понравиться, что у него будет лишь одна книга, но эта книга может менять содержание в любое время.

Сейчас позиции книги сильнее, чем когда-либо. Количество произведений, печатающихся во всем мире, с каждым годом возрастает, а библиотеки трещат по швам. Книга пережила приход радио, кино и телевидения. Поэтому можно предположить, что даже цифровой век не победит любовь человека к печатному слову.

Огромное влияние новых средств информации бесспорно. Это заставляет некоторых людей искать связь с цивилизациями, которые традиционно пользовались преимуществами правого полушария. Возможно, алфавит устареет и выйдет из употребления, как в свое время виниловая пластинка.

Независимо от того, разделяем мы эту точку зрения или нет, письмо несомненно претерпевает массу изменений. Но даже в цифровом веке письмо будет основным способом решения сложных вопросов и преобразования их в более простую и организованную форму. Оно останется единственным и самым важным средством организации человеческих идей и эмоций. Но кроме мира письма будут существовать и другие миры, которые сегодня нам даже сложно представить.

К чему бы не пришло человечество в будущем, язык всегда будет выразителем наших мыслей, а письмо останется инструментом, с помощью которого мы будем документировать наши идеи, не давая им кануть в лету.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: