Виды веревок и их названия. Виды альпинистских верёвок

Условно веревки можно разделить на три группы: динамические, статические и специальные. Последние мы разбирать не будем совсем, так как их использование лежит вне нашей обычной деятельности в горах. Приведу лишь два примера: веревки с арамидной (кевларовой) оплеткой и веревки с металлической сеткой внутри. Веревка с арамидной оплеткой обладает повышенной устойчивостью к высокой температуре и относительно низким статическим удлинением; металлическая сетка между оплеткой и сердечником придает веревке антивандальные свойства.

Конструктивно все веревки состоят из двух компонентов: сердечника, который несет основную нагрузку и состоит из нитей и оплетки, основная функция которой — защита сердечника и придание веревке привычного круглого вида. В зависимости от количества нитей в оплетке она может быть 48-ми, 32-х и 40-прядной. Наиболее распространенные версии — 48 и 32. 32-прядная оплетка более износоустойчивая за счет большей толщины оплетки, но при этом более грубая на ощупь и чуть более жесткая по сравнению с 48-прядной.

Как правило, оплетка и сердечник никак не связаны друг с другом, поэтому возникает эффект сдвига оплетки. Особенно наглядно это проявляется в случае, если веревка часто используется для спусков. Также это проявляется при перерезании оплетки нагруженной веревки острой кромкой или перекусывании ее жумаром — оплетка сползает. Существуют технологии «приклеивания» оплетки к сердечнику. Это повышает безопасность веревки: даже если по оплетке полоснуть ножом, она не сползает. Безусловно, цена таких веревок намного выше.

Статические веревки

Статические веревки обладают высокой прочностью и относительно низким статическим удлинением — 3-5 %. Такие веревки используются для организации перил в горах, для спасработ, промышленного альпинизма, спелеологии, каньонинга, арбористики и пр., но они не предназначены для страховки. Точнее они не должны использоваться тогда, когда потенциально возможно возникновение падения с фактором рывка равным 1 и более. Любые варианты нижней страховки исключаются, верхней — под вопросом. Большинство производителей указывают в инструкции недопустимость использования статической веревки в качестве страховочной. Исключением является проведение спасательных работ.

Часто можно увидеть «усы» самостраховки, выполненные из статической веревки. При неправильной работе на самостраховке вероятность падения с фактором рывка более 1 весьма высока, так что лучше не пользоваться самостраховками, выполненными из статической веревки.

Характеристики статических веревок



Тип веревки (А или В). Основным отличием является минимальная статическая прочность. Веревки типа А по стандарту должны иметь минимальную статическую прочность 22 kN, типа В — 18 kN. Обычно к типу В относятся веревки диаметром 9 мм.

Относительное удлинение (Elongation). Степень удлинения веревки под нагрузкой. Тест проводится под нагрузкой 150 кг. Значение не должно превышать 5 %. Обычно это около 3 %.

Сдвиг оплетки (Sheath slippage). Этот параметр очень важен, если веревка используется для спусков. При большом сдвиге оплетки возможна ситуация, когда в конце спуска оплетка еще есть, а сердечник давно кончился. Тест на сдвиг оплетки довольно сложно поддается описанию. Идеальным значением является 0 мм, максимальным — 20 мм на 2 метра веревки (1 %). Чаще это значение составляет 0-5 мм.

Усадка (Shrinkage). Характеристика, на которой стоит остановиться подробнее. Подавляющее большинство веревок, производимых в мире, проходит процесс термофиксации: после плетения веревка
смачивается специальным составом и помещается в шкаф с температурой около 150 градусов. В результате этого действия веревка усаживается еще на заводе. Хорошим значением усадки является 1,5-2 %. Т.е. веревка длиной 50 метров через некоторое время «сядет» примерно на метр. Но! Все это не относится к веревкам, произведенным у нас в стране, а также к веревкам белорусского и украинского производства. Они не проходят процесс термофиксации и их усадка составляет до 15 %. Для того, чтобы иметь веревку длиной 50 метров, необходимо купить 55, а лучше 60 метров. Следует отметить, что данный параметр не регламентируется ни отечественным стандартом ГОСТ-Р ЕН1891-2012 (введен в действие с 1 января 2013 г.), ни европейским стандартом EN1891по причине того, что напрямую этот параметр не влияет на эксплуатационные свойства веревки. Так что упрекнуть отдельных производителей в отсутствии термофиксации формально нельзя, но иногда очень хочется.

Статическая прочность (Static strength). Минимум 22 kN для типа А и 18 kN для типа В. Для веревок диаметром 10 и более миллиметров она близка к 30 kN (три тонны). Есть также параметр — «Прочность с узлами» (Strength with knots). Это примерно 70 % от статической прочности, хотя все зависит от узла. Некоторые производители указывают, что реальная рабочая нагрузка на веревку не должна превышать 10 % от статической прочности. Т.е. если веревка имеет статическую прочность, например, 32 kN, то это означает, что рабочая нагрузка не должна превышать 3,2 kN (320 кг).

Коэффициент узловязания (Knotability). Данный параметр характеризует мягкость веревки. На веревке завязывают простой узел и подвешивают груз 10 кг на одну минуту. Потом нагрузку уменьшают до 1 кг и проводят измерение. Отношение внутреннего диаметра узла к диаметру веревки и есть коэффициент узловязания. Внутренний диаметр узла измеряют мерным конусом. Значение 0,6-0,7 говорит о тактильной мягкости веревки, 1,0 и выше — о большой жесткости веревки. Попадаются образцы отечественной веревки со значением 2 и даже более. Данную характеристику статической веревки не всегда указывают производители. Количество рывков (Number of falls): статические веревки проходят динамические испытания, которые определяют данный показатель. Груз массой 100 кг для веревок типа А или 80 кг для веревок типа B сбрасывается с фактором рывка, равным 1. Веревка должна выдержать не менее пяти рывков. Обычно это значение в несколько раз выше.


Динамические веревки


Основное и, по сути, единственное назначение динамических веревок — страховка. Верхняя, нижняя — любая. Исключение составляет страховка на спасработах, где от динамических веревок по возможности лучше отказаться. Появление динамических веревок привело к исчезновению такого технического приема как «протравливание веревки». Когда все веревки были статическими, протравливание было необходимо для того, чтобы максимально снизить нагрузку на верхнюю точку и на сорвавшегося путем плавного приложения нагрузки, т. е. растягивания нагрузки во времени. В каждом альплагере был страховочный стенд, где данный прием тщательно отрабатывался. Это было жизненно необходимо.

Свойством динамической веревки является поглощение энергии рывка за счет удлинения веревки. Фактически, это тоже самое протравливание только автоматическое. Дополнительное протравливание в этом случае не только не требуется, но и опасно: при срыве с выходом выше нижней точки человек пролетает 2 расстояния превышения над точкой плюс динамическое удлинение веревки (около 35 %). Т.е. глубина падения ниже верхней точки составляет около трех длин превышения над точкой. Веревка способна снизить нагрузку на верхнюю точку и на сорвавшегося до относительно безопасных значений, но опасность ударов о рельеф остается. Если дополнительно протравить веревку, то это только увеличит глубину падения и, следовательно, увеличит риск ударов о рельеф.

В одном из альплагерей я регулярно наблюдаю отделения новичков, которых разные инструкторы приводят на старый, но еще живой страховочный стенд и демонстрируют им «силу рывка». Все это происходит с использованием старой статической веревки в качестве страховочной. Новичок жестко зажимает веревку в страховочном устройстве и при рывке взлетает вверх на длину своей самостраховки. Инструктор говорит: «Вот, видите какой рывок!». При этом, он даже не понимает, что грубо нарушает технику безопасности, используя статическую веревку в качестве страховочной. Фактор рывка при таких испытаниях однозначно выше 1. Подобная демонстрация не только не безопасна, но и бессмысленна, так как рывок подобной силы никогда не возникнет, если будет использована динамическая веревка. А именно она и должна быть использована, и инструктор альпинизма не может об этом не знать.

Все сказанное про протравливание не означает, что оно всегда опасно. Например, при работе на снегу оно может оказаться спасительным. Видимо, можно придумать ситуацию и на скалах. Но! Итальянский альпклуб провел исследование времени возникновения пиковой нагрузки. Оказалось, что если при срыве с нижней страховкой максимальное усилие на сорвавшегося возникнет через 0,2 секундны после срыва, то на страхующего только через 0,8 секунд. Т.е. когда второй почувствовал рывок, лидер уже все «получил»…

Виды динамических веревок


В зависимости от цели использования существует три типа веревок:
Одинарная (single)— обычная веревка, которая может использоваться для страховки. Маркируется такая веревка цифрой 1 в круге. Диаметр одинарной веревки от 8,7 мм.
Двойная (half) — веревка с диаметром от 7,5 мм, которая используется в паре с другой аналогичной веревкой, причем они поочередно встегиваются в разные промежуточные точки страховки. Такие веревки маркируются значком 1/2.
Сдвоенная (twin) — веревка так же имеет диаметр от 7,5 мм. Использование сдвоенных веревок предполагает их использование как одну, т.е. обе веревки вместе встегиваются во все промежуточные точки страховки. Такие веревки маркируются значком, состоящим из двух пересекающихся колец. Надо отметить, что подавляющее большинство веревок диаметром 7,5-8,5 мм удовлетворят как стандарту для double так и для twin. Недопустимо использовать веревки half и twin в качестве одинарных.

Водоотталкивающая пропитка динамических веревок

Пока веревка новая и сухая, то не имеет значения пропитана она или нет. Веревки, которые используются в закрытых помещениях в пропитке не нуждаются. Но как только возникает контакт с водой, ситуация меняется. Существуют три основные проблемы:

  • Прочность мокрой веревки более чем в два раза меньше, чем сухой. При тестах на количество рывков мокрая веревка выдерживает один-два, максимум, три рывка. После высыхания свойства восстанавливаются.
  • Ледниковая вода часто несет с собой взвесь, которая проникает с водой в веревку и потом там и остается. При высушивании она превращается в абразив, который приводит к быстрому износу веревки.
  • Самое очевидное: мокрая веревка весит гораздо больше, чем сухая. Ее тяжело нести, с ней неудобно и неприятно работать. Всем знакома ситуация, когда при спуске по мокрой веревке на руки льется поток воды, выдавливаемый тормозным устройством. А если температура падает ниже нуля, то мокрая веревка превращается в проволоку.

Вывод: с водой надо бороться.

Качественная, а главное долговечная водоотталкивающая пропитка — головная боль производителей. На рынке можно встретить три варианта веревки: без пропитки, с пропиткой оплетки, с полной пропиткой (оплетка и сердечник). Цена веревки с пропиткой, безусловно выше, чем без.

На заседании комиссии по безопасности UIAA в 2012 году было представлено интересное исследование, из которого следует, что пропитка только оплетки крайне недолговечна и очень быстро свойства такой веревки становятся аналогичны свойствам веревки без пропитки. Поэтому выбирая веревку с пропиткой не надо экономить, покупая «полупропитанное» изделие. Вы просто переплачиваете или рассчитываете на очень короткий срок службы этой веревки.

Но надо понимать, что срок жизни пропитки в любом случае короче, чем срок жизни веревки. Что выбрать? Для использования на скалодроме, скалолазания, лазания на сухих скалах или в заведомый мороз веревка с пропиткой не нужна. Хотя надо отметить, что наличие пропитки придает веревке большую износостойкость даже в сухих условиях эксплуатации. Если же речь идет о «всепогодности», «обычных» горных условиях, то веревки с пропиткой предпочтительней.

Основные характеристики динамических веревок


Сразу хочу отметить, что для динамических веревок понятие «статическая прочность» практически не используется. Она почти такая же как у статических веревок аналогичного диаметра, но этот параметр не так важен для динамической веревки.

Усилие первого рывка (Impact force). Наиболее важная характеристика для динамической веревки. Это максимальное усилие, которое возникает в страховочной цепи при срыве с фактором рывка равным примерно 1,77 груза массой 80 кг (55 кг для веревок типа half и 80 кг для двух веревок типа twin). Согласно стандарту, это усилие не должно превышать 12 kN (1200 кг). Реальные значения составляют 7,5-10 kN. Во многом это зависит от производителя. Кто-то производит веревки с низким усилием первого рывка, но это приводит к большему относительному удлинению. Другие, наоборот, стараются изготовить веревки с относительно «жестким» рывком, но при этом уменьшается относительное удлинение.

Количество рывков UIAA (Number of falls UIAA). Кусок веревки жестко закрепляется одним концом. На другом конце закрепляется груз весом 80 кг (55 кг для типа half) и сбрасывается вниз с фактором 1,77. При этом веревка ударяется о карабин (пруток с R=5 мм). Тест повторяется с интервалом в 5 минут (за это время веревка «отдыхает») до первого повреждения веревки. По стандарту таких рывков должно быть не менее 5. Обычно это значение 7-10 и выше. Надо отметить, что тест проводится с использованием карабина (прутка) с радиусом 5 мм, а современные карабины, используемые в оттяжках имеют, как правило, меньший радиус. Очевидно, что и количество рывков будет меньше.

Статическое удлинение (Static elongation). Этот параметр становится важным, если веревка используется в качестве перил. Часто можно услышать фразу: «жумарить по динамической веревке?! Да вы что!». Как правило, это произносят те, кто пользуется продукцией одного из двух заводов, производящих динамическую веревку в нашей стране. Эти веревки производятся по сильно устаревшим технологиям и они действительно представляют из себя «резинку». По стандарту же этот параметр не должен превышать 10 %, а обычно он составляет 7-8 %, что, конечно, не очень хорошо для перильной веревки, но если разобраться, то всего в два раза превышает показатели статических веревок. Безусловно, для перил лучше использовать «статику», но использование современной «динамики» не так неудобно, как это было 10-15 лет назад.

Динамическое удлинение (dynamic elongation).
Это собственно то, что и гасит рывок — «протравливание». По стандарту максимально значение — 40%. Реально 30-35 %. Обычно, чем ниже усилие первого рывка, тем больше удлинение — и наоборот.
Сдвиг оплетки и коэффициент узловязания мы рассматривали, говоря о статических веревках (по стандарту EN892 он не определен, но его обычно рассчитывают).


Заканчивая разговор о динамических веревках, хочу отметить, что некоторые российские производители по непонятным причинам вводят покупателей в заблуждение, называя заведомо статические веревки динамическими. В ложности этого утверждения можно легко убедиться открыв паспорт, приложенный к веревке с требованиями стандартов. Если же по какой-то причине к веревке не прилагается ничего (что часто бывает), то стоит ли вообще покупать эту веревку.

Тросами называются изделия, свитые из стальных проволок или свитые из растительных и синтетических волокон . На судах тросы применяются в качестве бегучего и стоячего такелажа, талей, швартовов и буксиров, стропов, сеток, бросательных концов и др. Из старых тросов изготовляются маты, кранцы, швабры и т. п. Каждое судно снабжается тросами в зависимости от своих размеров и назначения. В настоящее время растительные тросы практически вытеснены синтетическими.

Характеристиками троса, определяющими его эксплуатационные качества , являются прочность, гибкость, эластичность, масса и стойкость к воздействию внешних факторов - воды, температуры, солнечной радиации, химических веществ , микроорганизмов и т. д. Знание этих характеристик позволяет обеспечить надлежащий уход за тросами, их правильное хранение и использование на судне.
Прочность троса характеризует его способность выдерживать нагрузки на растяжение. Различают разрывную и рабочую прочность троса. Разрывная прочность троса определяется той наименьшей нагрузкой, при которой он начинает разрушаться. Эта нагрузка называется разрывным усилием. Рабочая прочность троса определяется той наибольшей нагрузкой, при которой он может работать в
конкретных условиях длительное время без нарушения целости отдельных элементов и всего троса. Эта нагрузка называется допустимым усилием. Его величина устанавливается с определенным запасом прочности. Обычно принимают, что рабочая прочность троса в 3 раза меньше его разрывной прочности.
Толщина троса измеряется в миллиметрах: растительных и синтетических по длине окружности, а стальных - по длине диаметра. Чем меньше толщина троса, тем легче и удобнее работать с ним.
Гибкость троса характеризует его способность изгибаться без нарушения структуры и потери прочности. Большая гибкость троса обеспечивает удобство и безопасность работы с ним.
Эластичность (упругость) троса - способность его удлиняться под нагрузкой растяжения и принимать первоначальные размеры без остаточных деформаций после её снятия. Эластичность троса - качество относительное. Например, трос с высокими упругими качествами удобен при изготовлении буксирных тросов, но будет плохо фиксировать положение судна у причала, если из него изготовить швартовы, и непригоден для стоячего такелажа.
Масса троса определяет трудоемкость работы с ним. Чем он прочнее и легче, тем удобнее с ним работать

Растительные тросы изготавливают из специально обработанных прочных длинных волокон некоторых растений (конопли, агавы, прядильного банана, хлопка и др.). По способу свивки они подразделяются на тросы тросовой и кабельной работы (рис. 5.1).
Изготовление любого растительного троса начинают с того, что из волокон свивают нити, называемые каболками. Из нескольких каболок свивается прядь, а несколько прядей, свитых вместе, образуют трос тросовой работы. В зависимости от количества прядей тросы бывают трёх-, четырёх- и многопрядные. Трос с меньшим количеством прядей всегда прочнее троса такой же толщины, свитого из
большего количества прядей, но уступает ему в гибкости. Трос кабельной работы получается путем свивки между собой нескольких тросов тросовой работы, которые в структуре такого троса называют стреднями. Трос кабельной работы уступает в прочности тросу тросовой работы такой же толщины, но он более гибок и эластичен. Чтобы трос не раскручивался и сохранял свою форму, свивку каждого
последующего элемента структуры троса делают в сторону, противоположную свивке предыдущего элемента.
На суднах морского флота наибольшее применение получили пеньковые, манильские и сизальские тросы.
Пеньковые тросы изготавливают из волокон конопли - пеньки. Существенными недостатками пеньковых тросов являются подверженность гниению и большая гигроскопичность. Для предохранения троса от гниения его пряди свивают из каболок, просмоленных древесной смолой. Такие тросы называются смолеными.

Манильские тросы изготавливают из волокон прядильного банана. Из всех растительных тросов они имеют наилучшие эксплуатационные характеристики .
Тросы обладают большой прочностью, гибкостью и эластичностью: при нагрузке, равной половине разрывного усилия , они удлиняются на 15 - 17% без потери прочности. Тросы намокают медленно и поэтому длительное время не тонут в воде, под воздействием влаги не теряют эластичности и гибкости быстро высыхают, мало подвержены гниению. Тросы имеют цвет от светло- жёлтого до золотисто-
коричневого.
Сизальские тросы изготавливают из волокон листьев агавы – тропического растения . Они обладают примерно такой же эластичностью, как манильские тросы, но уступают им в прочности, гибкости и влагостойкости. Мокрые сизальские тросы становятся хрупкими, имеют светло-жёлтый цвет.
В зависимости от способа изготовления и толщины растительные тросы имеют специальные названия: лини - тросы тросовой работы толщиной до 25 мм и тросы кабельной работы толщиной до 35 мм; перлини - тросы кабельной работы толщиной от 101 до 150 мм; канаты - тросы кабельной работы толщиной более 350 мм.
Лини большой прочности свивают из нескольких каболок высококачественной пеньки. Линь, свитый из низкосортной пеньки, называется шкимушгаром. Он идёт на изготовление матов, кранцев и других изделий. Лини, полученные путём плетения льняных нитей, называются шнурами. Плетёные шнуры гибки и эластичны. Они без больших наружных изменений и деформаций воспринимают крутящие усилия. Благодаря этим качествам шнуры используются для изготовления лаглиней и сигнальных фалов.

Стальные тросы изготовляют из оцинкованной стальной проволоки диаметром от 0,2 до 5 миллиметров. По конструкции стальные тросы делятся на три типа: одинарной, двойной и тройной свивки (рис. 5.2). Тросы одинарной свивки , называемые спиральными, состоят из одной пряди, в которой проволоки свиты по спирали в один или несколько рядов, обладают большой гибкостью. Применяются в различных приборах и механизмах, для накладывания бензелей и при проведении различных такелажных работах.

Тросы двойной свивки получаются путем свивки нескольких прядей вокруг одного общего сердечника, который может быть растительным или металлическим. Тросы двойной свивки называют тросами тросовой работы. Сердечник заполняет пустоту в центре троса и предохраняет пряди от проваливания к центру. В качестве сердечников применяются: стальная проволока , промасленные пеньковые и
другие растительные тросы тросовой работы, синтетические и асбестовые материалы. Сердечник обеспечивает плотность троса и сохранение его формы на изгибах при большом напряжении.
Органические промасленные сердечники предохраняют внутренние проволоки от ржавления и так же, как и синтетические сердечники, делают трос более мягким, гибким. Кроме центрального сердечника, многие тросы имеют органический сердечник внутри каждой пряди.

Для получения троса тройной свивки свивают между собой несколько тросов двойной свивки, которые в этом случае называют стрендями. Тросами тройной свивки называются тросы кабельной работы. Такие тросы изготавливаются из более тонкой проволоки , они значительно гибче, но в то же время слабее тросовых примерно на 25%. В основном используются в легких подъемных механизмах с навивкой троса на барабаны, для лопарей шлюпочных талей и т. п. Толстые тросы диаметром 40 - 65 мм идут на швартовы и буксиры. Стальные тросы выпускаются любой длины, но не менее 200 метров. Толщина стального троса определяется по его диаметру. Стальные тросы выпускаются намотанными на деревянные или металлические катушки. Каждая бухта (катушка) троса должна быть снабжена биркой и актом-сертификатом с указанием наименования троса, его длины, толщины и разрывной прочности, чистой массы (массы 100 м) и массы в упаковке (с катушкой), даты изготовления. Кроме того, указываются конструкция троса, характеристики проволоки, из которой изготовлен трос. При приемке должен производиться тщательный осмотр с контрольным замером толщины в нескольких местах. Не должно быть сплющенных прядей, оборванных или сломанных проволок. Оцинковка проволок не должна иметь повреждений или трещин.
Во время эксплуатации тросы необходимо смазывать не реже одного раза в три месяца. Тросы, хранящиеся на судне, смазывают не реже одного раза в год. При правильном уходе срок службы тросов стоячего такелажа практически не ограничен. Для тросов бегучего такелажа он равен 2 - 4 года.

Синтетические тросы изготавливают из полимерных материалов . В зависимости от марки полимера они подразделяются на полиамидные, полиэфирные и полипропиленовые. К полиамидным относятся тросы, изготовленные из волокон капрона, найлона (нейлона), перлона, силона, и других полимерных материалов. Полиэфирные тросы изготавливаются из волокон лавсана, ланона, дакрона, долена, терилена, и других полимеров. Материалами для изготовления полипропиленовых тросов служат плёнки или моно нити полипропилена, типтолена, бустрона, ульстрона и др.

По физико-механическим свойствам синтетические тросы имеют большие преимущества перед растительными. Они легче последних, значительно превосходят их по прочности. Например, разрывная прочность обычного капронового троса толщиной 90 мм в 2,5 раза превышает разрывную прочность манильского троса такой же толщины и более чем в 3 раза - сизальского и пенькового смоленого.
Синтетические тросы гибки и эластичны, влагостойки и в большинстве своем не теряют прочности при намокании и при изменении температуры воздуха, что позволяет использовать их при работе судна в различных климатических условиях . Тросы стойки к растворителях (бензину, спирту, ацетону, скипидару), не подвержены гниению и плесени.

Синтетические тросы имеют недостатки и особенности, которые необходимо учитывать при их эксплуатации. Полиамидные тросы повреждаются при воздействии солнечной радиации, кислот, олифы, мазута и др. Полиэфирные тросы разрушаются от соприкосновения с концентрированными кислотами и щелочами. Разрывная прочность полипропиленовых тросов снижается при температурах свыше +20°, а при отрицательных температурах понижается и гибкость. Все синтетические тросы при трении о поверхности деталей оборудования, а также в результате трения прядей и волокон между собой
внутри троса способны накапливать заряд статического электричества, который при разряде вызывает искрообразование, что опасно в пожарном отношении.
Наружные волокна недостаточно стойки к истиранию и могут оплавляться, особенно при трении о шероховатые поверхности. Синтетические тросы обладают большой эластичностью, что создаёт опасность для людей в случаи его обрыва.
Все синтетические тросы, как и растительные, теряют прочность под воздействием солнечных лучей , быстро «стареют», поэтому их длительное хранение надо осуществлять в помещениях или под чехлами, а просушивать в тени.
Загрязненные синтетические тросы необходимо промывать соленой морской водой . Также их необходимо периодически подвергать антистатической обработке - вымачиванию в течение суток в морской или просто соленой воде. Этим же целям будет способствовать и окатывание троса морской забортной водой.

трос на судне

Альтернативные описания

Ограждение из тросов, металлических труб и т. п. вдоль бортов, вокруг люков и т. п. на судне

Трос для парусов

Судовой трос

Ограда на палубе судна

. «палубный забор»

Ограждение вокруг люка

Корабельный трос

Трос вдоль борта судна

Трос вдоль борта

Тросовое ограждение

Трос на бортах

Ограждение на судне

Трос для моряка

Трос вдоль борта корабля

Стальной трос на судне

Трос по борту

Канат-поручень

Канат вдоль борта

Спасательный трос по борту

Ограждение вдоль борта

Защищает от падения за борт

Судовое ограждение

Ограждение на палубе

Судовой канат

Не дает упасть за борт

Ограда на палубе

Канатное ограждение на судне

Палубное ограждение

Палубная ограда

Трос вдоль лодки

Бортик по борту

Ограда вдоль палубы судна

Ограждение палубы

Трос вдоль палубы

Трос для постановки парусов

Трос ограждения палубы

. «парапет» на судне

. «забор» на палубе

Ограждение вдоль бортов судна

. "Забор" на палубе

. "Палубный забор"

. "парапет" на судне

М. морск. веревка, туго протянутая в косом или лежачем положении: по лееру ходят стакселя (треугольные паруса); к лееру, вдоль рея, привязывается парус; на леерах сушат белье на судне; за леера, протянутые над реями, держатся люди, когда становятся, для отдания чести, по реям; леера же протягиваются вдоль палубы, во время сильной качки, и за них люди хватаются на ходу. Леерный, к лееру относящ

На ринге - канат, а что на судне

Веревка по бортам яхты

Ответ на вопрос в сканворде "Ограждение из тросов, металлических труб и т. п. вдоль бортов, вокруг люков и т. п. на судне" состоит из 4 букв. Ответы на все сканворды с разбором по буквам вы всегда найдете на сайте сайт. База ответов пополняется каждый день. Удачи в игре!

Ограждение из тросов, металлических труб и т. п. вдоль бортов, вокруг люков и т. п. на судне

Альтернативные описания

Генрих (1829-1904) российский военный теоретик и историк, генерал от инфантерии

Трос, натянутый по борту судна

Тросовое ограждение вдоль бортов судна, трюмных люков, трос по бортам спасательной шлюпки

Трос для парусов

Судовой трос

Ограда на палубе судна

Туго натянутый трос для крепления к ним парусов

. «палубный забор»

Ограждение вокруг люка

Корабельный трос

Трос вдоль борта судна

Трос вдоль борта

Тросовое ограждение

Трос на бортах

Трос на судне

Ограждение на судне

Трос для моряка

Трос вдоль борта корабля

Стальной трос на судне

На ринге - канат, а что на судне?

Трос по борту

Канат-поручень

Канат вдоль борта

Спасательный трос по борту

Ограждение вдоль борта

Защищает от падения за борт

Судовое ограждение

Ограждение на палубе

Судовой канат

Не дает упасть за борт

Ограда на палубе

Канатное ограждение на судне

Палубное ограждение

Палубная ограда

Перила, чтоб за борт не упасть

Трос вдоль лодки

Бортик по борту

Ограда вдоль палубы судна

Ограждение палубы

Трос вдоль палубы

Трос для постановки парусов

Трос ограждения палубы

. «парапет» на судне

. «забор» на палубе

Ограждение вдоль бортов судна

Туго натянутая веревка на судне, предохраняющая от падения людей за борт

Российский военный теоретик и историк, генерал (1829-1904)

. "Забор" на палубе

Веревка – это сплетенное или крученое крепежное изделие, сделанное из натуральных или искусственных волокон. Ее прочность зависит от количества применяемых прядей при изготовлении, их материала и способа переплетения. Веревки широко применяются для выполнения различных видов работ в строительстве, закреплении груза при его транспортировке и т.д. В отличие от тросов, они имеют более высокую гибкость, и могут связываться в надежные узлы, а также отличаются легкостью. Несмотря на эти преимущества, веревки не настолько прочные как плетения из стальной проволоки, а кроме того срок их службы зависит от условий эксплуатации, в частности влажности.

Классификация веревок по толщине

Диаметр веревки является первым критерием, который влияет на прочность. Чем толще плетение, тем большую нагрузку оно может выдержать.

Все веревки принято классифицировать на 4 категории:
  1. Шпагаты.
  2. Шнуры.
  3. Веревки.
  4. Канаты.

Шпагат – это крученые изделия из волокон, которые предназначены для разового применения. Их обычно делают из натурального сырья, такого как лен или пенька. Также встречается шпагат из синтетических материалов и даже бумаги. Его диаметр составляет от 1 до 4,8 мм. Основное предназначение шпагата заключается в вязании при упаковке.

Шнуры имеют малый диаметр, при этом отличаются высокой устойчивостью к разрыву, что обусловлено применением особых волокон для их плетения. Они могут изготовляться и из простых материалов, которые не отличаются прочностью, что и не требуется, поскольку подобные изделия применяются только для вязки. Шнуры из современных синтетических волокон имеют высокую надежность и грузоподъемность, поэтому их используют в альпинизме. Они легкие и не занимают много места. Шнуры обычно имеют защитное плетение, которое как чехол защищает спрятанный внутри силовой сердечник от перетирания. Они могут использоваться многократно. Шнуры бывают крученые и плетеные. Для крученых характерный диаметр от 1,5 до 6 мм, а для плетеных от 6 до 16 мм.

Классическая веревка, как и шнур, является изделием многоразового использования, хотя обладает меньшей износостойкостью и надежностью чем он. Она не имеет защиты от перетирания. Благодаря большой толщине она выдерживает большие нагрузки. Для веревок характерно хорошее увязывание в узлах, и неплохая гибкость. При их производстве применяется среднее количество витков на 1 погонный метр изделия. Обычно в продаже встречаются веревки с диаметром от 16 до 60 мм.

Канат представляет собой толстую веревку, которая выдерживает высокие разрывные нагрузки. Он имеет волокна устойчивые к воздействию окружающей среды. При плетении волокна затягиваются плотно и не имеют торчащих нитей. Они сделаны для многоразового использования. Канаты плохо завязываются в узлы, поскольку обладают малой гибкостью по причине множества плетений, не позволяющих их сгибать с малым радиусом.

Из чего делается веревка
Кроме толщины, на устойчивость веревок к разрыву влияет материал, из которого они изготовлены. Данные изделия по исходному сырью классифицируются на следующие виды:
  • Натуральные.
  • Искусственные.
  • Синтетические.
  • Комбинированные.
Натуральные волокна

Такие веревки могут быть изготовлены из растительного, животного или минерального сырья. Веревки из растительных волокон делают из хлопка, льна, пеньки, джута и так далее. Главный недостаток таких изделий заключается в их склонности к гниению при намокании. Для защиты от порчи их вымачивают в различных водоотталкивающих растворах. Такие веревки начали изготовлять много тысячелетий назад, поэтому они имеют большую историю. Их производство довольно трудозатратное. Изделия из растительных волокон практически самые дорогие.

Веревки могут изготовлять из материала животного происхождения. Это может быть шерсть или шелк. Шелковое плетение получается очень тонким, но при этом невероятно прочным. Изделия из шелка легкие и дорогие. Сравнительно недавно кроме применения растительных волокон, началось производство с использованием минерального сырья, в частности асбеста. Хотя такие веревки и не отличаются высокой устойчивостью к разрыву, но их безусловным преимуществом является устойчивость к горению. Их используют для обвязки и создания ответственных узлов в зонах с высоким риском возгорания. Также такими веревками можно подвязывать горячие или раскаленные предметы, к примеру, стальные дымоходные трубы.

Веревки из натуральных волокон выглядят очень красиво и традиционно, но уступают прочим материалам, в связи с этим их обычно применяют не для выполнения сложной работы, а в декорировании. Такие изделия приятны на ощупь и не бывают скользкими, поэтому при проведении различных спортивных мероприятий, к примеру, перетягивании каната или поднятии по веревке вверх, применяются изделия из растительных волокон.

Искусственная и синтетическая веревка

На первый взгляд может показаться, что искусственный и синтетический это синонимы, поэтому и такие веревки это одно и то же. На самом деле искусственные плетения делаются из получаемых природных высокомолекулярных соединений. К ним относятся вискозные, медноаммиачные, ацетатные и белковые волокна. Синтетические веревки изготовляют из синтезированных волокон, которые были получены в результате химического синтеза. К таким изделиям относятся полиамидные, полипропиленовые, полиэтиленовые и полиэфирные изделия.

Комбинированные

Такая веревка представляет собой смесь из волокон различного происхождения. По своим характеристикам она является чем-то средним между предыдущими видами. Подобные изделия имеют увеличенную толщину по сравнению с искусственными и синтетическими, поскольку у них присутствуют толстые растительные волокна. При этом они устойчивы к разрыву, ведь имеют вплетенные современные материалы.

Конструкция веревок

Третьим критерием, который влияет на устойчивость веревки к разрыву и перетиранию, является конструкция плетения или скручивания волокон. Данный показатель не менее важен, чем применяемый материал и толщина конечного изделия.

Главными технологиями, которые применяются на современных производствах, являются:
  • Кручение.
  • Плетение.
Крученые веревки

Это простая технология производства, которая обычно предусматривает использование 3 прядей. Они сначала по отдельности закручиваются в одну сторону, а потом уже все вместе общим пучком вращаются в противоположном направлении. Жесткость веревки зависит от числа кручений.

Мягкая веревка имеет наименьшее число скруток, благодаря чему обладает наибольшей прочностью на разрыв. Так же у нее минимальная растяжимость, но и малая устойчивость к истиранию. Ее пряди зачастую вырываются при зацепах. В жестких веревках наибольшее число скруток. Они сильно растягиваются под нагрузкой, но не настолько крепкие на разрыв. Жесткие веревки отлично переносят трение. Что касается изделий средней жесткости, то они находятся в средине по всем трем параметрам.

Технология скручивания применяется при изготовлении веревок из натуральных волокон. Она иногда используется и при производстве изделий из мультифиламентных и монофиламентных нитей. Неоспоримое преимущество данного способа обработки заключается в его дешевизне производства. Кроме этого сплетенные веревки можно при необходимости сращивать, не связывая между собой узлами, а вплетать их концы, благодаря чему длинное изделие будет выглядеть как монолитное.

Не лишена такая технология производства и недостатков. В первую очередь такие изделия склонны к раскручиванию. В связи с этим концы нужно подвязывать в узелки, не позволяя прядям распускаться.

Плетеные веревки

Технология плетения намного более сложная, поэтому и стоимость таких изделий зачастую выше. Для производства применяются сложные станки, которые работают с десятками прядей, вплетая их в одно готовое изделие. Веревка полученная плетением может быть с сердечником или без него.

Отличить их визуально даже не рассматривая концы вполне легко. Дело в том, что у изделий без сердечника внутри находится пустота. В связи с этим если их натянуть, приложив хорошую нагрузку, то из круглого состояния веревка превратится в плоское. Фактически она представляет собой чулок. Внутренняя пустая полость малозаметна у тоненьких веревок, но в сложных толстых сплетениях она может быть очень крупной. Для изделий без сердечника применяются различные технологии плетения: диагональная, сплошная и пр.

При плетении с применением сердечника работа с прядями начинается поверх пучка нитей или меньшей веревки. Обычно такая технология применяется при создании шнуров. Изделие состоит из внутреннего сердечника и его внешней обмотки. Благодаря плотной структуре она защищает внутреннюю силовую часть, и берет на себя значительную долю нагрузки. Обычно обмотку делают из износостойкого материала, а сердечник из устойчивого к разрыву, но склонного к перетиранию. Такая технология производства применяется при работе с синтетическими материалами.

Плетеные веревки могут распускаться на концах. Поскольку они сделаны из синтетических или искусственных волокон, то данная проблема может решаться не только созданием узла, но и обычным обжигом. Достаточно прижечь конец веревки зажигалкой или спичкой. Волокна оплавятся и спаяются между собой, поэтому больше не будут распускаться. Это нужно делать аккуратно, поскольку отдельные виды волокон очень горючие, поэтому вся веревка может вспыхнуть.

Эта тема поможет разобраться с основными названиями, понятиями связанными с веревками. Здесь не будет сравнения производителей и отдельных веревок это скорее ликбез на тему «что такое веревка и с чем ее едят». В первую очередь стоит разделять веревки по сфере их применения. Это динамическая веревка, статическая и репшнуры. Нас интересует первый вид - динамическая веревка или просто динамика, т.к. именно с ним нам и приходится иметь дело чаще всего. Замечу лишь, что статическая веревка предназначена для спуска/подъема по веревке (каньенинг, спелеология, промышленный альпинизм) и как правило имеет толщину 9-12 мм, репшнуры являются вспомогательными веревками (различного диаметра 4 - 8 мм) и сами по себе для непосредственной страховки (верхняя, нижняя, спуск по веревки и т.д.) не применяются.

Стандарты и нормы

Все веревки предназначенные для страховки в горных видах спорта сертифицированы в соответствии с европейскими стандартом EN 892 . Т.е. не стоит такой значек на веревке, лазить с ней нельзя. Дополнительно существуют нормы УИАА (UIAA 101) для страховочных веревок, но они во много совпадают с EN 892, а так как нормы EN являются обязательными, а UIAA нет, то производители веревок тестируют веревки лишь по одному EN стандарту.

Разновидности веревок

Одинарная веревка
С этим типом нам приходится сталкиваться чаще всего. Предназначена (в зависимости от характеристик) для альпинизма, скалолазания, ледолазанья и прочего. Как следует из названия для страховки достаточно использовать одну веревку. Толщина веревок колеблется от 9 до 10,5 мм, весят 53-83 гр./метр. Служат в среднем от 3 до 5 лет в зависимости интенсивности и условий использования. Выпускаются длинной от 50 до 70 метров. Тестируются с весом в 80 кг.

Двойная веревка
Легче и тоньше одинарной. Однако для страховки применяются сразу две веревки, которые могут быть вщелкнуты в оттяжки в шахматном порядке (сначала одна, потом другая) или сразу обе в один карабин. Такие веревки применяются в основном в альпинизме. Часто в горах приходится дюлферять на всю длину веревки (50-60 м), где тащить из-за этого 2 тяжелых одинарных веревки не целесообразно. К тому же вероятность перебить сразу две веревки камнем ниже, а значит хоть какая то страховка да и останется. Еще одно преимущество техники хождения на двойной веревке это снижение трения и спрямление страховочной веревки, что дает ряд преимуществ и влияет на качество страховки. Диаметр двойных веревок 7,7-9,5 мм, весят 38-53 гр./метр, выпускаются длинной 50-70 метров. Срок службы сопоставим с одинарными веревками. Допускается применение данных веревок по одиночки, но исключительно для верхней страховки. В отличие от одинарных веревок двойные тестирую с весом в 55 кг (каждую в отдельности).

Цвилинговая веревка
Еще легче и тоньше чем двойная веревка. Но допускается вщелкивание обоих веревок только в один карабин (никакого шахматного порядка!). Выпускаются диаметром 7-8 мм, вес 37-45 гр./метр, длина 50-70 метров. Тестируются на рывок с весом в 80 кг, но обе одновременно. В целом же этот тип веревок идентичен двойным.

Для чего нужно такое разнообразие?

Тесты

По каким критериям тестируются веревки? Для показателя надежности достаточно принять во внимание четыре критерия: количество нормированных рывков, сила рывка, растяжение и смещение оплетки.

Нормированный рывок — это рывок с фактором 2. Чем больше может их выдержать веревка, тем лучше и надежнее она.
Сила рывка - максимально допустимая энергия, которая передается на страхуемого (сорвавшегося). При нагрузке свыше 6kN (килоньютонов) или 600 кг опасность получить травмы мышечного корсета, внутренних органов и костей очень велика. Т.е. веревка должна поглотить энергию за счет своего растяжения.
Растяжение - удлинение веревки в момент рывка. Это показатель влияет на силу рывка чем больше растяжение, тем меньше сила рывка.
Смещение оплетки - максимально допустимое смещение оплетки относительно центральных (основных несущих) жил. Чем больше смещение тем ниже надежность и срок эксплуатации веревки.

Есть еще один важный критерий, который не учитывается в стандарте EN 892 это нормированный рывок (фактор рывка 2) через острый край 3-5 мм. Этот критерий учитывается стандартом UIAA 101, но он не является обязательным.

Срок использования

Что же касается срока годности, то как упоминалось выше здесь релевантным является интенсивность использования. При нормальных условиях хранения, умеренной интенсивности использования (об этом свидетельствует износ оплетки), отсутствии химических загрязнений (краски, кислоты, щелочи) срок службы веревки составляет около 5 лет. Однако стоит учесть, что производители дают гарантию максимум 3 года. Да же при идеальных условиях хранения, не большой интенсивности использования и отсутствии каких либо внешних повреждений рекомендуется отбраковывать веревку после 7 лет использования.

Основным критерием надежности веревки являет ее способность выдержать пять и более нормированных рывков при это сила рывка (нагрузка на сорвавшегося) не должна превышать 12kN. Нормированный рывок это симулируемый срыв с фактором рывка равным 2. Фактор рывка это коэффициент серьезности (опасности) срыва. Существует элементарная формула для вычисления фактора рывка: высота падения разделенная на все длину веревки между страхующим (его страховочным устройством) и страхуемым .

Силу рывка, которая приходится на сорвавшегося, (напомню, что выше 6kN риск получить травму велик, а максимальная допустимая нагрузка не должна превышать 12kN) вычислить «на лету» очень сложно. Важно знать, что на силу рывка в большей степени влияют три фактора: вес страхуемого , фактор рывка и свойства веревки (коэффициент жесткости или способность растягиваться).

Дополнительно снизить силу рывка можно применяя динамическую страховку, т.е. осознано протравить некоторое количество веревки через страховочное устройство или иными манипуляциями («движение навстречу», прыжок верх и т.д.) плавно(!) погасить энергию рывка. Противоположностью динамической страховки является жесткая фиксация веревки во время срыва, например на станции.

Отсюда можно сделать следующие выводы:

Фактор рывка меньше 0,3 — риск минимален
фактор рывка 1 - большая степень риска
фактор рывка 2 - очень высокая степень риска
Фактор рывка выше 2 большая вероятность разрушения точек страховки, обрыва веревки, получения травм внутренних органов и скелета (не зависимо от контакта с поверхностью скалы)

[ ] .

Стальные тросы в начале XX века называли «проволочный канат».

В 1939 году был получен патент на изобретение - трос дистанционного управления .

Материалы тросов

Изготовление троса

Растительные тросы

  • Манильские тросы - сырьём для манильских тросов служат сосудистые волокна черенковой части листьев бананов вида Musa textilis (другое название - абака), произрастающих на Филиппинских островах . Манильский трос легко узнать по пятнистой поверхности, которая образуется при изготовлении от сочетания коричневых и золотистых волокон.
  • Сизальские тросы - изготовляются из волокон мясистых листьев различных видов агав, в частности вида лат. Agave var. sisalana (сизаль или агава). Эти растения произрастают на сухих каменистых возвышенных плато в Центральной Америке .
  • Кокосовые тросы - изготовляются из волокон, образующихся на внешней поверхности скорлупы кокосового ореха .
  • Пеньковые тросы - изготовляют из обработанных мочалистых волокон конопли . Пеньковые тросы тоньше и мягче манильских. Они без труда пропитываются смолой . Мокрые бельные пеньковые тросы плохо сохнут и легко загнивают, так как тонкие волокна активно поглощают влагу. Поэтому пеньковые тросы, предназначенные для использования на судах, предварительно смолят. Смола уменьшает прочность троса на 15-20 %, но вместе с тем и продлевает срок его службы, так как предохраняет от гниения. Несмолёные тросы из высококачественной пеньки прочнее тросов из других материалов, за исключением нейлоновых . Однако манильские тросы высокого качества прочнее смолёных пеньковых, хотя пенька и долговечнее волокон маниллы.
  • Хлопок - прочность хлопковых тросов вдвое меньше прочности манильских. Такие тросы очень мягкие и гибкие. Их легко травить, они хорошо работают в блоках, но хлопковые тросы сильно растягиваются и, кроме того, очень чувствительны к плесени .
  • Джут - джут производят из мочалистых волокон высокого кустарника, произрастающего в Индии , родственного липе . После срезки стебли кладут в воду, чтобы они стали мягче, затем слущивают лыко , промывают его и сушат. После этого сырьё превращается в готовую товарную продукцию. По прочности джут значительно уступает пеньке и волокнам из абаки.
  • Лён - лён используют для изготовления линей (тонких тросов) и различных ниток, а также брезента и парусины .
  • Бомбейская пенька - получается при переработке волокнистого растения, произрастающего в Южной Индии . Она дешёвая в изготовлении, но менее прочная, чем обычная конопляная пенька . Используется для изготовления тросов, подвергающихся небольшой нагрузке, а также для свивки с волокнами манильской пеньки более низкого качества.
  • Новозеландский лён - это светло-жёлтое жёстковолокнистое растение с длинными волокнами, напоминающими волокна агавы.

Синтетические тросы

  • Полиамид - РА, амидпласт (нейлон -66, перлон, энкалон, бринайлон, антрон, селон, рилсан). По прочности нейлоновые тросы приблизительно в 3 раза превосходят манильские тросы высшего качества и примерно в 10 раз тросы из кокоса, несмотря на то, что вес их меньше. Нейлоновые тросы не впитывают воду. Нейлон не гниёт и не преет. С него легко смывается грязь, нет необходимости его протирать перед упаковкой. Температура плавления нейлона-66 равна 265 °C, а нейлона-6 - 215 °C, но повреждения бывают и при более низких температурах. Выпускают также эластичные нейлоновые снасти, которые растягиваются до 30 % длины и возвращаются к первоначальным размерам после снятия нагрузки. Тросы из нейлонового шёлка очень скользкие, поэтому узлы должны выполняться с особой тщательностью. Труднее всего обращаться с тонкими рыболовными лесками , представляющими собой непрерывную вытянутую нить.
  • Полиэстер (аббревиатура англ. PETP - Polyethylene Terephthalate Polyester - линейный этиленгликольтере-фталатпласт. Термопласт , температура плавления 260 °C. Торговые названия: терилен (Англия , Италия , Финляндия), диолен/тревар (Германия), полиэстер (Нидерланды), теторон (Япония), дакрон (США и Турция), тергаль (Франция и Испания), тезил (Чехия). Как и нейлон, полиэстер выпускают как в виде коротковолнистой многонитевой пряжи с мягкой поверхностью, так и тонкого непрерывного полиэстерового волокна. Полиэстер уступает нейлону в эластичности, но сравнительно мало изнашивается. Полиэстеровые снасти в настоящее время являются самыми распространёнными в парусном спорте.
  • Полиэтен - HDPE, этенпласт, HD, полиэтилен . Термопласт, температура плавления около 180 °C. Волокно выпускают только мононитевым. Они долговечные, разрывное усилие этих тросов в 1,5 раза больше, чем манильских.
  • Полипропен - РР, пропенпласт, полипропилен , мераклон. Температура плавления полипропена около 165 °C. Многопрядный трос из непрерывного волокна, по прочности почти вдвое превышает манильский трос. Трёхпрядные или сплетённые косицей тросы отличаются низкой стоимостью и используются повсеместно. Широко применяются также тросы из плёночного полипропена с плоскими волокнами из тонкой плёнки. Разрывное усилие у таких материалов более высокое. Плёночный полипропен не тонет. Мокрый трос сохраняет свою прочность и гибкость. Однако плёночный полипропен быстро изнашивается, поэтому рекомендуется предварительно осматривать утки , кнехты , лебёдки и устранять на них острые рёбра и выступы.
  • Кевлар - арамид . Преимущества: по прочности превосходит стальные тросы, лёгкость, низкий коэффициент растяжения, гибкость, плавучесть, безопасность для рук (высучивая вручную трос из других синтетических материалов, имеющих высокую жёсткость, можно получить механический ожог). Основные недостатки: высокая цена, низкая устойчивость к влаге (влажный трос имеет намного более низкую прочность, чем сухой) и действию ультрафиолета (при достаточно частом использовании его на солнце он теряет прочность), малый срок службы (до 5 лет, некоторые производители дают гарантию на 10 лет). В последнее время появились тросы из кевлара, в которых последние недостатки частично устранены.

Стальные тросы

Стальные тросы изготавливают из стальной проволоки разного качества, свитой по спирали. Стальная проволока изготавливается из углеродистой стали, оцинковывается (со временем покрытие стирается), также, тросы имеют пеньковый сердечник, пропитанный смазкой. Тросы последнего типа состоят из шести прядей, свитых вокруг пенькового, манильского или джутового сердечника. Сердечник заполняет пустоту в центре троса, образованную между прядями, предохраняет пряди от смещения к центру и защищает внутренние слои проволок троса от коррозии, так как пропитан антикоррозионной смазкой, которая проникает в межпроволочное пространство прядей при изгибе троса.

В зависимости от количества проволок в тросе, тросы бывают разной гибкости - менее гибкие из 42 проволок, гибкие тросы из 72 проволок, по 12 в каждой пряди вокруг пенькового сердечника, тросы повышенной гибкости свитые из 144 тонких проволок (по 24 в каждой пряди) вокруг пенькового сердечника.

Типы тросов

Тросовые и кабельные тросы

Тросы тросовой работы

При изготовлении тросов тросовой работы (классическая свивка) составляющие их волокна свивают три раза. Сначала волокна свивают в каболки (пряжу), затем каболки свивают в пряди, а пряди - в трос. Тросы бывают крутой и пологой свивки в зависимости от назначения. Тросы пологой свивки выдерживают большие усилия, но крутосвитые тросы меньше изнашиваются, они более долговечны.

Тросы кабельной работы

Тросы кабельной работы отличаются тем, что волокна сплетают четыре раза. Тросы кабельной работы более плотные и поэтому меньше изнашиваются и меньше задерживают влагу по сравнению с тросами тросовой работы. Тросы кабельной работы более дорогие и более слабые по сравнению с тросами тросовой работы того же диаметра.

В литературе тросами кабельного типа также называют тросы с плетённой оплёткой (например, альпинистские верёвки).

Число прядей в тросе

Тросы бывают трёхпрядные, четырёхпрядные, многопрядные (8 или 16 прядей). Как исключение встречаются пятипрядные грубые тросы кабельной работы. Стальные тросы обычно шестипрядные с сердечником.

Трёхпрядные тросы встречаются более часто, но распространены также и четырёхпрядные тросы. В середине такого четырёхпрядного троса, если его толщина 50 мм и более, имеется пятая более тонкая прядь (сердечник), которая заполняет пустое пространство, остающееся между четырьмя прядями. Трёхпрядные тросы намного прочнее четырёхпрядных такой же толщины при размерах до 125 мм. При размерах, превышающих 150 мм, четырёхпрядные тросы оказываются прочнее соответствующих трёхпрядных. Быстрее изнашиваются трёхпрядные тросы, пряди в которых толще, чем в четырёхпрядных соответствующих размеров.

Среди тросов средних размеров четырёхпрядные мягче трёхпрядных. Четырёхпрядные тросы имеют также то преимущество, что в поперечном сечении они более круглые, чем трёхпрядные.

Тросы из синтетических материалов либо изготовляют по тому же принципу, что и из растительных волокон (но число прядей обычно больше: 8 или 16), либо состоят из плетённой оплётки и из сердечника с прямыми волокнами. В таких тросах сердцевина занимает 2/3 от толщины троса.

Тросы правой и левой свивки

В зависимости от направления свивки, тросы бывают правой (прямой спуск) и левой свивки (обратный спуск). Практически все растительные тросы - тросовой работы правой свивки и, чаще всего, трёхпрядные. Бывают также тросы обратного спуска (левой свивки). При изготовлении тросов правой свивки скручивание прядей производится по солнцу (по часовой стрелке), эти тросы имеют то же направление спирали , что и винт с правой резьбой.

Квадратные тросы

В 1950-х годах появились так называемые «квадратные тросы» - трос плетут из восьми прядей, чередуя их попарно, причём одна пара в тросе идёт по часовой стрелке, а другая - против (см. иллюстрацию). Такие тросы получаются мягкими, без скрутин. Они сохраняют эти свойства даже после намокания.

Типы синтетических тросов

Если синтетическое сырьё вытягивается в тонкие гладкие нити, длина которых равна длине всего троса, то такие тросы называют «мононитевые» («монофильные» ). Они более прочные, но скользкие и плохо держат узел. Мононитевые тросы плетут из вытянутых непрерывных нитей диаметром более 0,1 мм - более жёсткие с твёрдой и блестящей поверхностью.

Если трос свивается из относительно коротких нитей, то такие тросы называются «многонитевые» («филаментные» ). [ ] Поверхность такого троса немного ворсистая. Этот материал имеет меньшую прочность, но такие тросы мягкие и гибкие, и на таких тросах удобно вязать узлы. Многонитевые тросы плетут из пряжи, состоящей из тонких нитей, диаметр которых не превышает 0,1 мм. В торговле нейлоновый филаментный материал встречается под названием «шерстеподобный нейлон » .

Существуют также Многоплёночные тросы , их сплетают из тонких плёночных нитей-полос.

Тросы дистанционного управления

Состоят из прочного стального плетёного троса (сердечника), покрытого смазкой и помещённого в гибкий кожух с полиуретановой оболочкой. На концах троса закреплена арматура (наконечники), фиксирующая положение внешнего кожуха, но допускающая независимые перемещения сердечника внутри него.

Разное

Размеры тросов

Размер тросов определяют двумя способами: либо по длине окружности в английских дюймах , либо по диаметру в миллиметрах . В настоящее время более распространён последний способ.

Как подручными средствами отличить синтетические тросы

Синтетические волокна легко различаются по следующим признакам:

  • Если образец не тонет в воде, значит он изготовлен из полиэтилена , если тонет, то это либо полиамид , либо полиэфир .
  • Образцы подвергают воздействию открытого огня. Если при сгорании идёт тёмный дым и образец плавится, то это полиэфир , если он плавится без изменения окраски, то это полиамид , полипропен или полиэтилен .
  • Если образец смочить 90%-м фенолом или 85%-й муравьиной кислотой (несколько капель на стёклышке) и волокно растворится, то это полиамид , если образец не растворится - полиэфир ; если не растворится и сохранит гибкость - полипропен или полиэтилен .
  • Неокрашенный нейлоновый трос имеет между прядями светлую окраску, трос из полиэфирного шёлка отличается большим металлическим блеском.

Разрывная прочность троса (РПТ)

R = f ∗ c 2 {\displaystyle R=f*c^{2}} , где:

f - коэффициент запаса прочности для данного троса (из справочника),
c - радиус окружности троса.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: