В условиях монополии предельная выручка. Чистая монополия и ее признаки. Кривая спроса на продукцию монополиста. Взаимосвязь цены, предельной и валовой выручки. Как влияют налоги на поведение монополиста

Монополист оказывает влияние на цену путём изменения объема продаж и является ценополучателем. Чем большее количество товара монополист хочет продать, тем ниже должна быть цена единицы товара. В силу действия закона спроса, предельная выручка - повышение выручки при увеличении объема продаж на единицу - сокращается по мере роста продаж. Чтобы совокупная выручка монополиста при этом не уменьшалась, снижение цены (то есть потери монополиста на каждой дополнительной единице продаваемого товара) должно компенсироваться большим процентным увеличением объема продаж. Следовательно, монополисту целесообразно проводить свои операции в эластичной части спроса.

Ведение записей наиболее эффективно, когда учащиеся представляют свои комбинации «Цена и заданные количества» и получают обратную связь «Количество проданных и прибылей» через соответствующую онлайн-систему. Тем не менее, эта процедура также может быть заменена «бумажно-ручным методом». В любом случае, учителя должны убедиться, что учащиеся получают свои отзывы индивидуально, чтобы они не понимали, что все учащиеся имеют одинаковые условия спроса, а также защита частной жизни. Эксперимент в классе предназначен для проведения нескольких сессий в классе.

С ростом выпуска растут издержки монополиста. Фирма будет расширять выпуск до тех пор, пока дополнительная выручка от продажи дополнительной единицы товара превышает или, по крайней мере, не меньше дополнительных издержек, связанных с ее производством, поскольку когда издержки производства дополнительной единицы выпуска превышают дополнительную выручку, монополист терпит убытки.

В то время как участники теоретически могли бы найти комбинацию, максимизирующую прибыль, в течение трех недель, необходимо несколько раундов, чтобы продемонстрировать, что метод проб и ошибок также может дать оптимальный эффект, особенно если учитывать дробные цены и количества. Как показано в образце результатов, для достижения эффектов обучения для большинства студентов необходимо сыграть несколько периодов.

После последнего раунда эксперимента учителя должны попросить участников указать в кратком вопроснике стратегию, которую они использовали во время эксперимента. Этот процесс может объяснить поведение учащихся во время игры. Помимо стратегии, могут быть добавлены другие вопросы в зависимости от предпочтений и целей инструктора. Анкета, используемая в ходе эксперимента, приведена в Приложении 2. Оригинальные документы были на немецком языке и переведены для целей настоящего документа. Примечание. Помимо использования анкеты, позволяющей студентам оценить эксперимент, академические учителя могут использовать результаты эксперимента в классе, чтобы провести собственное исследование основополагающих корреляций. например, контрольные вопросы по основным микроэкономическим принципам могут выявить корреляции между фундаментальными знаниями об экономике и успехами в монопольном эксперименте.

Рис.1. Условия максимизации прибыли

Монопольная фирма извлекает максимальную прибыль, производя объем благ, соответствующий точке, где MR = МС. Затем она устанавливает цену Рm, которая необходима, чтобы побудить покупателей купить объем благ Qm. При данных цене и объеме производства фирма-монополист извлекает на единицу продукции прибыль (Рm - АСm). Общая экономическая прибыль равна (Рm - АСm) х Qm (рис.1).

Более того, используя демографические переменные, исследователи могут проверить гендерный эффект при применении стратегии проб и ошибок, а не экономических принципов, как средства приближения максимума прибыли. В экспериментальных исследованиях анкеты обычно используются после игры. Поскольку минимизация такого смещения является одной из основных целей экспериментов, и поскольку это, вероятно, будет иметь непреднамеренные эффекты обучения, эта стандартная последовательность также соблюдалась во время эксперимента образца.

Однако эта процедура может по-прежнему вводить постэкспериментальное смещение, если субъекты корректируют свои ответы на вопросник, в зависимости от того, как они действовали в предыдущем эксперименте. Как показано, сравнивая отзывы о применяемых стратегиях с фактическим поведением в эксперименте с образцом, можно предположить, что некоторые ученики фактически поддались этому пост-экспериментальному уклону, скрывая свою фактическую стратегию, чтобы угодить инструктору. Чтобы мотивировать учащихся к участию в эксперименте и прилагать достаточные усилия для максимизации монополистической прибыли, учителям рекомендуется сформулировать позитивные стимулы для участников.

Если спрос и предельный доход от блага, поставляемого фирмой-монополистом, понижаются, то извлечение прибыли невозможно. Если цена, соответствующая выпуску, при котором MR = МС, понизится ниже средних издержек, фирма-монополист понесет убытки (рис.2).

Рис. 2. Убытки монополии

Одна из возможностей - конвертировать прибыль из игры в бонусные баллы для курса. Во время эксперимента класса в классе ученики смогли получить бонусные баллы на основе трех критериев, а именно: накопленная прибыль после последнего экспериментального периода, достигнутая однопериодная прибыль за последнюю неделю и стратегия, применяемая в ходе эксперимента. Однако включение обратной связи по стратегии в отношении конверсии в бонусные баллы могло бы иметь неблагоприятный эффект в экспериментальном эксперименте путем стимулирования постэкспериментального смещения.

Когда фирма-монополист покрывает все свои издержки, но не извлекает прибыль, она находится на уровне самоокупаемости.

В долгом периоде, максимизируя прибыль, фирма-монополист увеличивает свои операции до тех пор, пока не производится объем продукции, соответствующий равенству предельного дохода и долгосрочных предельных издержек (MR = LRMC). Если при этой цене фирма-монополист извлекает прибыль, то свободный вход на этот рынок для других фирм исключен, поскольку возникновение новых фирм приводит к росту предложения, в результате чего цены опускаются до уровня, который обеспечивает получение лишь нормальной прибыли.

Некоторые студенты, вероятно, боялись не получить баллы бонуса, если они признали, что применили стратегию проб и ошибок, вместо того, чтобы использовать предельные принципы для расчета максимальной прибыли. Следовательно, несколько студентов пытались придумать рациональные объяснения своего поведения после того, как поняли, что применение экономических принципов было бы наиболее благоприятной стратегией. Учитывая основополагающие предпосылки эксперимента в классе, перепроизводство может фактически привести к чистым убыткам, если валовые доходы не превысят затрат.

Рис. 3. Максимизация прибыли в долгосрочном периоде

Прибыль максимальна, если при равенстве предельной выручки предельным издержкам предельная выручка с увеличением выпуска сокращается в большей степени, чем предельные издержки. В условиях максимизации прибыли монополистом предельные издержки, в отличие от модели рынка совершенной конкуренции, могут убывать. Монополист может, максимизируя прибыль, отказаться от повышения выпуска, даже если предельные и средние издержки производства снижаются. Это, как известно, служит одним из аргументов в пользу тезиса о производственной неэффективности монополии.

Принимая во внимание потенциальные потери, учителям, которые конвертируют заработок в бонусные баллы, рекомендуется следить за тем, чтобы ни один студент не мог оказаться в невыгодном положении, участвуя в эксперименте в классе и таким образом всегда предоставляя студентам положительный стимул для игры. Как показали Нельсон и Бейл, учителя могут, например, создать кредитную линию для покрытия возможных потерь.

Около одного часа необходимо дать инструкции для эксперимента. Во время эксперимента преподаватели могут рассчитать результаты после каждого раунда и сделать их доступными для студентов. В конце концов, для представления и обсуждения результатов и лучшей стратегии и проведения оценки необходимо еще два часа.

Найдем цену, которую установит монополист, максимизирующий прибыль.

Между предельным доходом, ценой и эластичностью спроса на продукцию фирмы существует тесная взаимозависимость, которую можно представить в виде уравнения. Для того чтобы записать формулу данного уравнения, используем уравнения общего дохода (ТR) и точечного коэффициента ценовой эластичности спроса (Еd).

Постэкспериментальная дискуссия и возможные расширения

Наконец, учителям может потребоваться от десяти до двадцати минут, чтобы проанализировать оценку и определить бонусные баллы. Чтобы максимизировать учебные эффекты, учителям следует в любом случае провести пост-экспериментальную дискуссию после эксперимента. Производя различные формы графиков, учителя могут эффективно отображать результаты для студентов. Как и в результатах выборки, студентам могут быть продемонстрированы различные модели поведения, показывающие результаты отдельных участников с течением времени.

MR=d(TR)/dQ=d(PQ)/dQ.

Поскольку P=f(Q), то можно записать:

MR=d(PQ)/dQ=P(dQ/dQ)+Q(dP/dQ),

Коэффициент ценовой эластичности спроса подсчитывается по формуле:

можно записать:

(dQ/dP)=Ed:(P/Q),

Подставим полученное выражение в уравнение предельного дохода:

MR=P+Q(P/(EdQ)),

MR=P(1+1/Ed) (1)

Учителя должны обсудить со своими учениками тот факт, что две разные стратегии могут привести к максимальной прибыли, в идеале представляя результаты двух студентов, каждая из которых использовала один из двух альтернативных подходов. Кроме того, учащимся следует узнать, как результаты эксперимента в классе иллюстрируют основную теорию. В этой связи преподаватели могут также обсудить теоретические аспекты, чтобы освежить знания учащихся об основных микроэкономических принципах.

Учителя могут использовать постэкспериментальное обсуждение, чтобы указать, что некоторые из реальных условий не работали в эксперименте. В частности, необходимо учитывать статический характер модели. То есть функции спроса и затрат остаются неизменными в течение эксперимента, что указывает на то, что производственные решения ни в коем случае не влияют на условия спроса и затрат. Однако в реальном мире необходимо принять более динамичную среду, что также имеет последствия для оптимальной стратегии ценообразования монополиста.

где Еd -- коэффициент ценовой эластичности спроса на продукцию фирмы-монополиста (Ed<0 в силу убывающего характера кривой спроса).

Из данного уравнения следует важное положение: фирма-монополист всегда выбирает такой объем производства, при котором спрос эластичен по цене. Если спрос неэластичен. т.е. 0<|Ed|<1 (Ed<0), то предельный доход MR<0 и лежит ниже оси объема. В то же время предельные издержки всегда положительны, т.е. МС>0, и, следовательно, условие максимизации прибыли (МС=МR) не выполняется (рис.4).

Чтобы адаптировать эксперимент в классе к конкретной теме курса или применить эксперимент в классе более продвинутых классов, возможны несколько типов расширения. Как было предложено Нельсоном и Бейлом, интересным продолжением может быть сравнение результатов монопольного эксперимента с результатами конкурентного рыночного эксперимента. С этой целью преподаватели могут впоследствии проинформировать своих студентов о монопольном эксперименте о том, что существующие монополии теперь будут централизованы для формирования конкурентного рынка.

Рис. 4. Взаимосвязь предельных издержек и эластичности

Теперь пусть нам дано:

предельный доход фирмы зависит от цены и коэффициента ценовой эластичности спроса на продукцию фирмы.

MC=MR -- условие максимизации прибыли.

Следовательно:

(P-MC)/P=-1/Ed (2)

Затем студенты могут продолжить подачу своих комбинаций цены и количества. Однако вскоре им станет известно, что они не смогут достичь тех же высоких цен, что и раньше, и что прибыль уменьшится. Анализируя различия между монопольным и конкурентным экспериментами, учителя могут отображать влияние монополий на благосостояние своих учеников. Чтобы продлить существующий эксперимент соответствующим образом, инструкторам необходимо адаптировать кривую рыночного спроса к новым предположениям. В частности, индивидуальные кривые спроса должны быть объединены по вертикали с общей кривой спроса на рынке.

Данную формулу (2) Пиндайк и Рубинфельд называют правилом "большого пальца" для ценообразования. Левая часть уравнения (P-MC)/P показывает степень влияния фирмы на рыночные цены, или монопольную власть фирмы, и определяется относительным превышением рыночной цены фирмы ее предельных издержек.

Уравнение показывает, что данное превышение равняется величине, обратной коэффициенту эластичности спроса, взятой со знаком минус. Перепишем уравнение, выразив цену через предельные издержки:

Предельный доход монополиста

Функции затрат могут оставаться неизменными в расширенном эксперименте. Второе возможное расширение - продемонстрировать студентам влияние ценовых соглашений на рыночные цены и прибыль. Для этого учителя могут попросить некоторых из участников сформировать группу и разработать коллективную стратегию. Теоретически эта картельная группа должна иметь возможность влиять на рынок и получать прибыль от картеля. Как показали Нельсон и Бейл, интересные результаты могут быть получены путем формирования олигополий в классе.

Чтобы определить, как влияет монополизм на поведение фирмы, остановимся на теории монополии. Что такое монополия? Как формируются издержки предприятия-монополиста, исходя из каких принципов оно устанавливает цену на свою продукцию и как определяет объем производства?

Понятие чистой монополии также обычно является абстракцией. Даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличия за рубежом. Поэтому можно представить чистую, абсолютную монополию скорее теоретически. Монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов. При этом покупатели не имеют возможности выбора и вынуждены приобретать данную продукцию у фирмы-монополиста.

Вопросы для самопроверки

Учителя могут также быть заинтересованы в измерении успеваемости учащихся в ходе эксперимента. Для этого они могут использовать набор вопросов, которые тестируют базовые микроэкономические знания до и после эксперимента в классе и сравнивают результаты.

Для большинства учителей проведение эксперимента во время занятий представляет собой драматический отход от обычных вводных экономических классов. На самом деле это можно рассматривать как аргумент в пользу, так и против использования экспериментов в классе. Тем не менее, обратное из того же аргумента состоит в том, что подготовка и оценка экспериментов в классе, скорее всего, потребует от инструктора большего количества усилий, чем в случае обычного обучения. Несмотря на это, педагоги давно признали, что эксперименты в классе могут глубоко повлиять на понимание учениками теоретических концепций.

Не следует отождествлять чистую монополию и монопольную (рыночную) власть. Последняя означает возможность для фирмы влиять на цену и повышать экономическую прибыль, ограничивая объем производства и сбыта. Когда говорят о степени монополизации рынка, обычно имеют в виду силу рыночной власти отдельных фирм, присутствующих на этом рынке.

Наличие в отрасли только одной фирмы

Многие студенты, вероятно, имели ограниченный опыт принятия экономических решений, особенно с точки зрения предложения, и это может быть изменено с помощью простых средств посредством экспериментов в классе. Монополистический эксперимент, описанный в этой статье, был разработан для демонстрации студентам стратегий ценообразования студентов, доступных монополисту. Фактически, отзывы, полученные учащимися, которые принимали участие в экспериментальном эксперименте, показали, что цели обучения могут быть эффективно достигнуты с помощью инструмента обучения.

Как ведет себя монополист на рынке? Он полностью контролирует весь объем выпуска товара; если он принимает решение о повышении цены, то не боится потерять часть рынка, отдать его конкурентам, устанавливающим более низкие цены. Но это не означает, что он бесконечно будет повышать цену своей продукции.

Поскольку фирма-монополист, так же как и любая другая фирма, стремится к получению высокой прибыли, в ходе принятия решения о цене продажи она учитывает рыночный спрос и вои издержки. Так как монополист является единственным производителем данной продукции, кривая спроса на его продукцию будет совпадать с кривой рыночного спроса.

Студенты признали, что после игры у них было больше понимания теоретических микроэкономических принципов монополий. Несколько участников, кроме того, указали, что теперь они поняли, что, даже осознавая основные экономические принципы, монополисты в реальном мире, возможно, не смогут применять их так просто, поскольку у них нет полной информации о состоянии спроса. Эксперимент также предназначен для демонстрации ограничений экономических моделей. В реальных ситуациях монополист, как правило, не знает о своей функции спроса.

Буквально находясь в экономической среде, о которой идет речь, студенты из первых рук узнают, как чувствительно ценовые стратегии монополиста реагируют на информацию о потребительском спросе. Короче говоря, неопределенность влияет на экономические решения. Выглядя за пределы мира теоретических моделей и предположений, а также в реальном мире, в котором человек не может предсказать поведение реалистично, монопольный эксперимент не только улучшает понимание студентами теоретических микроэкономических концепций, но и побуждает их критически оспаривать то, что они испытывают.

Какой объем производства должен обеспечить монополист, с тем чтобы его прибыль была максимальной? Принятие решения об объеме выпуска основывается на том же принципе, что и в случае конкуренции, т.е. на равенстве предельного дохода и предельных издержек.

Предельный доход монополиста

Как уже было сказано (см. гл. 11), для фирмы в условиях совершенной конкуренции характерно равенство предельного дохода и цены. Для монополиста ситуация иная. Кривая среднего дохода и цены совпадает с кривой рыночного спроса, а кривая предельного дохода лежит ниже нее.

Почему кривая предельного дохода лежит ниже кривой рыночного спроса? Поскольку монополист - единственный производитель продукции на рынке и представитель всей отрасли, он, снижая цену продукции для увеличения объема продаж, вынужден снижать ее на все единицы продаваемых товаров, а не только на последующую (рис. 12.1).

Рис. 12.1. Цена и предельный доход фирмы-монополиста:D - спрос; MR - предельный доход

Например, монополист может продать по цене 800 руб. только одну единицу своей продукции. Чтобы продать две единицы, он должен снизить цену до 700 руб. как на первую, так и на вторую единицу продукции. Чтобы продать три единицы продукции, цена должна стать равной 600 руб. за каждую из них, четыре единицы - 500 руб. и т.д. Доход фирмы-монополиста соответственно составит при продаже: 1 ед. - 800 руб.; 2 ед. - 1400 (700 2); З ед.-1800 (600 3); 4 ед.-2000 (500 4).

Соответственно предельный (или дополнительный в результате увеличения продаж на одну единицу продукции) доход составит: 1 ед. - 800 руб.; 2 ед. - 600 (1400 - 800); 3 ед. - 400(1800 - 1400); 4 ед. - 200 (2000 - 1800).

На рис. 12.1 кривые спроса и предельного дохода показаны как две несовпадающие линии, причем предельный доход во всех случаях, кроме выпуска 1 ед., меньше цены. А поскольку монополист принимает решение об объеме производства, выравнивая предельный доход и предельные издержки, цена и количество произведенной продукции будут иными, чем в условиях конкуренции.

Максимизация прибыли монополистом

Чтобы показать, при какой цене и каком объеме выпуска предельный доход монополиста будет максимально приближен к предельным издержкам и получаемая прибыль окажется наибольшей, обратимся к числовому примеру. Представим себе, что фирма является единственным производителем данной продукции на рынке, и сведем данные об ее издержках и доходах в табл. 12.1.

Таблица 12.1.Динамика издержек и доходов фирмы Х в условиях монополии

Мы предположили, что 1 тыс. ед. своей продукции монополист может продать по цене 500 руб. В дальнейшем при расширении сбыта на 1 тыс. ед. он вынужден каждый раз снижать ее цену на 12 руб., поэтому предельный доход сокращается на 4 руб. при каждом расширении объема продаж. Фирма будет максимизировать прибыль, производя 14 тыс. ед. продукции. Именно при таком объеме выпуска ее предельный доход в наибольшей степени приближен к предельным издержкам. Если она произведет 15 тыс. ед., то эта дополнительная 1 тыс. ед. больше добавит к издержкам, чем к доходу, и тем самым уменьшит прибыль.

На конкурентном рынке, когда цена и предельный доход фирмы совпадают, было бы произведено 15 тыс. ед. продукции, причем цена этой продукции была бы ниже, чем в условиях монополии:

Графически процесс выбора фирмой-монополистом цены и объема производства показан на рис. 12.2.


Рис. 12.2. Определение цены и объема производства фирмой-монополистом: D - спрос; MR - предельный доход; МС - предельные издержки

Поскольку в нашем примере производство возможно лишь в целых единицах продукции, а точка А на графике лежит между 14 и 15 тыс. ед., будет произведено 14 тыс. ед. продукции. Не произведенная монополистом 15-я тысяча (а она была бы выпущена в условиях конкуренции) означает потерю для потребителей, так как часть из них отказались от покупки из-за высокой цены, установленной производителем-монополистом.

Любая фирма, спрос на продукцию которой не является абсолютно эластичным, будет сталкиваться с ситуацией, когда предельный доход меньше цены. Поэтому цена и объем производства, приносящие ей максимальную прибыль, будут соответственно выше и ниже, чем в условиях совершенной конкуренции. В этом смысле на рынках несовершенной конкуренции (монополия, олигополия, монополистическая конкуренция) каждая фирма обладает определенной монопольной властью, которая наиболее сильна при чистой монополии.

Монополия и эластичность спроса

Как уже отмечалось, предельный доход в условиях совершенной конкуренции равен цене единицы товара и спрос на продукцию фирмы совершенно эластичен. При существовании монопольной власти предельный доход меньше цены, кривая спроса на продукцию фирмы является наклонной, что позволяет фирме, обладающей монопольной властью, получать дополнительную прибыль.

Эластичность спроса на продукцию (даже в случае, если на рынке присутствует только один продавец этой продукции) влияет на цену, установленную монополистом. Имея информацию об эластичности спроса Ер , а также данные, характеризующие предельные издержки фирмы МС, руководство фирмы может рассчитать цену продукции Р по формуле:

Чем выше эластичность спроса, тем более приближены условия деятельности монополиста к условиям свободной конкуренции, и наоборот, при неэластичном спросе у монополиста создается больше возможностей «взвинчивать» цены и получать монопольные доходы.

Как влияют налоги на поведение монополиста?

Поскольку налог увеличивает предельные издержки, их кривая МС сместится влево и вверх в положение МС 1 как это показано на рис. 12.3. Фирма теперь будет максимизировать свою прибыль в очке пересечения Р 1 и Q 1 .

Монополист сократит производство и повысит цену в результате введения налога. Насколько он повысит цену, можно рассчитать, используя формулу (12.1). Если эластичность спроса, к примеру, составляет -1,5, тогда

При этом после введения налога цена увеличится на величину, в три раза превышающую размер налога. Влияние налога на монопольную цену зависит, таким образом, от эластичности спроса: чем менее эластичен спрос, тем в большей степени монополист повысит цену после введения налога.


Рис. 12.3. Влияние налога на цену и объем производства фирмы- монополиста: D - спрос, МR - предельный доход; МС - предельные издержки без учета налога; МС 1 - предельные издержки с учетом налога

Оценка монопольной власти

Эластичность спроса является важным фактором, ограничивающим монопольную власть фирмы на рынке. Если мы имеем дело с чистой монополией (только один продавец), эластичность спроса становится единственным рыночным фактором, сдерживающим монопольный произвол. Именно поэтому деятельность всех отраслей естественной монополии регулируется государством. Во многих странах предприятия естественной монополии являются государственной собственностью.

Однако чистая монополия встречается достаточно редко, как правило, либо монопольная власть делится между несколькими крупными фирмами, либо на рынке действует множество небольших фирм, каждая из которых производит отличающуюся от других продукцию.

Таким образом, на рынках несовершенной конкуренции каждая фирма в той или иной степени обладает рыночной властью, что позволяет ей устанавливать цену выше предельного дохода и получать экономическую прибыль.

Как известно, разница между ценой и предельным доходом зависит от эластичности спроса на продукцию фирмы: чем более эластичен спрос, тем меньше возможностей получения дополнительной прибыли, меньше рыночная власть фирмы.

В условиях чистой монополии, когда спрос на продукцию фирмы совпадает с рыночным, его эластичность является определяющей оценкой рыночной власти фирмы. В других случаях, когда рыночная власть делится между двумя, тремя или большим количеством фирм, она зависит от следующих факторов:

1. Эластичность рыночного спроса. Спрос на продукцию отдельной фирмы не может быть менее эластичным, чем рыночный спрос. Чем большее количество фирм представлено на рынке, тем более эластичен будет спрос на продукцию каждой из них. Присутствие конкурентов не позволяет отдельной фирме значительно поднимать цену без опасения потерять часть своего рынка сбыта.

Поэтому оценка эластичности спроса на продукцию фирмы является той информацией, которая должна быть известна руководству фирмы. Данные об эластичности должны быть получены путем анализа сбытовой деятельности фирмы, объема продаж при различных ценах, проведения маркетинговых исследований, оценки деятельности конкурентов и т.д.

2. Количество фирм на рынке. Однако само по себе количество фирм еще не дает представления о том, насколько рынок монополизирован. Для оценки конкурентности рынка используется индекс рыночной концентрации Герфиндаля, характеризующий степень монополизации рынка:

H=p 1 2 + p 2 2 + .......+ p 1 2 +....+ p n 2 (12.2)

где Н- показатель концентрации; p 1 ,p 2,......., p i .... p n - процентная доля фирм на рынке.

Пример 12.1. Оценим степень монополизаций рынка в двух случаях: когда доля одной фирмы составляет 80% от всего объема продаж данной продукции, а остальные 20% распределяются между другими тремя фирмами, и когда каждая из четырех фирм осуществляет по 25% продаж на рынке.

Индекс рыночной концентрации составит: в первом случае Н= 80 2 + 6,67 2 +6,67 2 + 6,67 2 = 6533;

во втором случае Н= 25 2 ? 4 == 2500.

В первом случае степень монополизации рынка выше.

3. Поведение фирм на рынке. Если фирмы на рынке будут придерживаться стратегии жесткой конкуренции, снижать цены для охвата большей доли рынка и вытеснения конкурентов, цены,могут снизиться почти до конкурентного уровня (равенство цены и предельных издержек). Монопольная власть и соответственно монопольные доходы фирм уменьшатся. Однако получение высоких доходов очень притягательно для любой фирмы, поэтому вместо агрессивной конкуренции более предпочтителен явный или тайный сговор, раздел рынка.

Структура рынка, степень его монополизации должны учитываться фирмой при выборе стратегии деятельности. Для формирующегося рынка России характерна высокомонополизированная структура, поддерживаемая созданием в последние годы различного рода концернов, ассоциаций и других объединений, одной из целей которых является поддержание высоких цен и обеспечение себе «спокойного существования». Вместе с тем предполагаемое усиление открытости российской экономики для мирового хозяйства приводит к конкуренции с зарубежными фирмами и значительно усложняет положение отечественных монополистов.

Помимо уже рассмотренного выше эффекта масштаба существуют и другие причины, приводящие к монополии. Среди них немалую роль играет установление препятствий для вхождения в отрасль новых фирм. Такими препятствиями могут стать необходимость получения специального разрешения государственных органов на занятие тем или иным видом деятельности, лицензионные и патентные барьеры, таможенные ограничения и прямые запреты на импорт, сложности в получении кредитов, высокие первоначальные затраты на открытие нового предприятия и др.

Например, для открытия коммерческого банка в России помимо установленного минимального размера уставного фонда требуется специальное разрешение Центрального банка РФ, получить которое достаточно сложно. Не менее сложно и «добыть» относительно дешевый кредит. Введенные новые импортные пошлины на спиртные напитки, табачные изделия, автомобили и др. снижают конкурентные возможности иностранных товаров и укрепляют позиции отечественных производителей.

Вместе с тем получение высоких прибылей является мощным стимулом, привлекающим новые фирмы в монополизированную отрасль. И если отрасль не является естественной монополией (а большинство российских монополий таковыми не являются), то фирма-монополист в любой момент может ожидать появления неожиданного конкурента.

Чем выше прибыль предприятия-монополиста, тем больше желающих проникнуть в отрасль, например, путем расширения производства и продаж товаров-заменителей. Выход новых фирм на рынок с продукцией, способной эффективно заменить продукцию монополиста, приводит к переключению спроса потребителей. В таких условиях монополист будет вынужден снижать цену, отказываться от части прибыли, чтобы сохранить свое положение на рынке.

Законодательные барьеры для вхождения в отрасль также не вечны. На поддержку государственных чиновников, выражающих их интересы, монополисты тратят значительные средства, которые включаются в издержки, увеличивая их. Поэтому в условиях развитого рыночного хозяйства положение фирм-монополистов не является таким уж «безоблачным», как это кажется на первый взгляд.

Ценовая дискриминация

Ценовая дискриминация является одним из способов расширения рынка сбыта в условиях монополии. Производя продукции меньше и реализуя ее по более высокой цене, чем в условиях чистой конкуренции, монополист тем самым лишается части потенциальных покупателей, которые были бы готовы приобрести товар, если бы его цена была ниже монопольной. однако, снижая цену с целью расширения объема сбыта, монополист вынужден снижать цену на всю продаваемую продукцию. Но в некоторых случаях фирма может устанавливать разные цены на одну и ту же продукцию для разных групп покупателей. Если одни покупатели приобретают продукцию по более низкой цене, чем остальные, имеет место практика ценовой дискриминации.

Ценовая дискриминация может проводиться при следующих условиях:

  • покупатель, приобретя продукцию, не имеет возможности ее перепродать;
  • существует возможность разделить всех потребителей данной продукции на рынки, спрос на которых имеет разную эластичность.

Действительно, если фирма, производящая любую продукцию, которая может быть перепродана, например телевизоры, холодильники, сигареты и т.п., решила прибегнуть к ценовой дискриминации, она столкнется со следующей ситуацией. Снижение цены на эти товары для пенсионеров и сохранение ее на первоначальном уровне для всех остальных категорий населения приведет к тому, что, покупая эти товары, пенсионеры тут же будут их перепродавать. К тому же такая ценовая политика может вызвать недовольство покупателей.

Иная ситуация складывается, если продукция не может перепродаваться; сюда относятся прежде всего отдельные виды услуг. В этом случае для групп потребителей, спрос со стороны которых является более эластичным, устанавливаются различные виды скидок с цены. Иными словами, разные группы потребителей представляют собой разные рынки, эластичность спроса на которых различная.

Предположим, что какая-то авиакомпания продавала 100 тыс. авиабилетов по цене 500 руб. за один билет. Такая цена была установлена исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек. Ежемесячный валовой доход компании составлял 50 млн руб. Однако в результате произошедших изменений (выросли цены на топливо, работникам была повышена заработная плата) издержки компании возросли, и цена билета была повышена вдвое. Вместе с тем количество проданных билетов сократилось в два раза и составило 50 тыс. шт. Несмотря на то, что общий валовой доход сохранился на уровне 50 млн руб., существует возможность получить дополнительный доход, привлекая пассажиров, отказавшихся от полетов из-за высокой цены, через предоставление скидок.

На рис. 12.4 графически изображена ситуация, когда рынок услуг авиакомпании разделен на два отдельных рынка. Первый (рис. 12.4, а) представлен состоятельными людьми, бизнесменами, для которых важна быстрота передвижения, а не цена билета. Поэтому спрос с их стороны относительно неэластичен. Второй рынок (рис. 12.4, б) - это лица, для которых скорость не столь уж важна, и при высоких ценах они предпочтут пользоваться железной дорогой. В обоих случаях предельные издержки авиакомпании одинаковы, различна только эластичность спроса.

Из рис. 12.4 видно, что при цене билета 1 тыс. руб. ни один потребитель со второго рынка не воспользуется услугами авиакомпании. Однако если этой группе потребителей предоставить 50%-ную скидку, то билеты будут проданы и доход компании увеличится на 25 млн руб. ежемесячно.


Рис. 12.4. Модель ценовой дискриминации: МС - предельные издержки, D и MR- спрос и предельный доход фирмы на первом рынке; D 1 и MR 1 - спрос и предельный доход фирмы на втором рынке

С одной стороны, ценовая дискриминация позволяет увеличить доходы монополиста, а с другой - большее количество потребителей получают возможность воспользоваться услугой данного вида. Такая политика в области ценообразования выгодна обеими сторонам. Однако в некоторых странах ценовая дискриминация рассматривается как препятствие конкуренции и усиление монопольной власти и ее отдельные проявления подпадают под антимонопольное законодательство.

Монополия и эффективность

Современные экономисты считают, что распространение монополии снижает экономическую эффективность, по крайней мере, по трем основным причинам.

Во-первых, объем производства, максимизирующий прибыль монополиста, ниже, а цена - выше, чем в условиях совершенной конкуренции. Это приводит к тому, что ресурсы общества используются не в полном объеме, и при этом часть продукции, необходимая обществу, не производится. Количество выпускаемой продукции не доходит до точки, соответствующей минимальным средним валовым издержкам, вследствие чего производство осуществляется не с минимально возможными при данном уровне технологии издержками. Иными словами, максимальная производственная эффективность не достигается.

Во-вторых, являясь единственным продавцом на рынке, монополист не стремится к снижению производственных издержек. У него не существует стимула использовать наиболее прогрессивную технологию. Обновление производства, снижение издержек, гибкость не являются для него вопросами выживания. По тем же причинам монополист слабо заинтересован в научно-исследовательских разработках и использовании новейших достижений НТП.

В-третьих, барьеры для вступления новых фирм в монополизированные отрасли, а также огромные силы и средства, которые монополисты тратят на сохранение и укрепление собственной рыночной власти, оказывают сдерживающее воздействие на экономическую эффективность. Мелким фирмам с новыми идеями трудно пробиться на монополизированные рынки.

Другая точка зрения на проблемы монополии и эффективности представлена позицией Дж. Гэлбрейта и Й. Шумпетера. Не отрицая негативные стороны монополии (например, более высокие цены на продукцию), они выделяют и ее преимущества с точки зрения научно-технического прогресса. Эти преимущества, по их мнению, состоят в следующем:

1. Совершенная конкуренция требует от каждого производителя использовать наиболее эффективную технику и технологию из уже существующих. Однако разработка новых прогрессивных технических решений не под силу отдельной конкурентной фирме. Необходимы значительные средства для финансирования НИОКР, которых не может быть у мелкой фирмы, не получающей стабильную экономическую прибыль. В то же время монополии или олигополии, имеющие высокую экономическую прибыль, располагают достаточными финансовыми ресурсами для инвестиций в научно-технический прогресс.

2. Высокие барьеры, которые существуют для входа новых фирм в отрасль, дают олигополиям и монополиям уверенность в том, что экономическая прибыль, которая является результатом использования в производстве научно-технических достижений, сохранится долгое время и инвестиции в НИОКР дадут долговременную отдачу.

3. Получение монопольной прибыли за счет более высоких цен является стимулом инновационной деятельности. Если бы вслед за каждым нововведением, снижающим издержки, следовало понижение цен, то причин для развития инновационных процессов не существовало бы.

4. Монополия стимулирует конкуренцию, так как монопольно высокие прибыли являются крайне привлекательными для других фирм поддерживают стремление последних войти в отрасль.

5.В отдельных случаях монополия способствует снижению издержек и реализации эффекта масштаба (естественная монополия). Конкуренция в таких отраслях привела бы к росту средних затрат и снижению эффективности.

Во всех странах с рыночной экономикой действуют антимонопольные законодательства, контролирующие и ограничивающие монопольную власть.


Навигация

« »

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: