Смотреть что такое "Усты" в других словарях. Село усты Школа в п.Новый

Страна
Субъект Федерации
Муниципальный район
Сельское поселение
Координаты

 /   / 53.88639; 34.95806 Координаты :

Глава
Основан

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Первое упоминание
Площадь
Высота центра
Население
Часовой пояс
Телефонный код

Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found.

Почтовый индекс
Автомобильный код
Код ОКАТО
Код ОКТМО

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Официальный сайт

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка выражения: неожидаемый оператор <

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Храм в селе Усты

История

Село Усты в 13-14 веках было городом - столицей Устивского княжества .

В начале восемнадцатого столетия принадлежало графам Брюсам и располагалось на левой стороне Сухиничского торгового тракта при реке Жиздре.

Достопримечательности

  • Воскресенская церковь 1824 года

Господский дом (Усадьба Мальцова)

В 1782 году хозяином имения числился военный и государственный деятель граф Яков Александрович Брюс , сын известного генерал-поручика Александра Романовича Брюса, владелец более полутора тысяч крестьян еще в девяти селах и деревнях того же уезда. В то время в усадьбе имелись деревянный господский дом и деревянная церковь в честь Обновления Храма Воскресения Господня. При состоятельном помещике в Устах функционировали два крупных винокуренных завода, устроенных на реке Жиздре, откуда вино отправлялось в Москву. Окружал усадебные земли березовый, осиновый и липовый лес. Крестьяне старинного села были на оброке и помимо пашни непременно трудились на заводах.

Следующими хозяевами имения были действительный статский советник Павел Гаврилович Дивов , владелец 409 душ крепостных крестьян, с середины 1820-х годов - секунд-майор Иван Акимович Мальцов и до конца XIX века - его сыновья. По фабричным ведомостям в 1820 году за Мальцовыми числились два чугуноплавильных завода - Людиновский и Сукремльский, каждый из которых имел две домны и 16 горнов и выпускал изделий на 299381 пуд. Обслуживали заводы 1600 мастеровых, не только вольные, но и крепостные. В 1824 году на средства состоятельного помещика Ивана Мальцова и на церковные средства старый храм в селе Усты во имя Воскресения Господня с приделами во имя Казанской Божией Матери и во имя Великомученика Пантелеймона был перестроен в камне. Предполагают, что при энергичной деятельности сына И. А. Мальцова Сергее Ивановиче , сделавшего блестящую военную карьеру, вскоре началась и перепланировка всей усадьбы.

В названном имении прошли детские годы известного писателя Бориса Константиновича Зайцева (1881-1972), отец которого, будучи горным инженером, занимал в 1880-х годах должность управляющего Мальцовским рудным заводом в селе Усты.

В цепкую память Бориса Зайцева «навсегда врезался двухэтажный белый дом на взгорье, почти среди села; дорога к церкви, усаженная ракитами; бело-розовая церковь с раздольным погостом, откуда видны луга, с разметавшейся „поповкой“, - там жил причт. Наискось через улицу большой сад. Здесь уже слегка таинственно, и некоторое очарование представляли его дальние липовые аллеи, выходившие за село, в поле. А далеко вокруг дома, церкви, сада, села, расположенного на полухолме, - синели кольцом леса. Что было в них, какие жили звери или разбойники, этого детский ум не знал. Но их названия были внушительны, иногда жутки: Брынский лес, Козий бор, Чертолом…» Так выглядело помещичье имение, запечатленное во многих рассказах писателя, вплоть до нагрянувшей революции.

Как свидетельствуют документы, последними владельцами усадебных земель числились жиздринский купец В. Терехов и до 1917 года - помещик И. О. Реут. Сегодня в бывшем дворянском имении, как и прежде, сохраняются довольно скромной архитектуры главный двухэтажный каменный дом в пять окон с небольшой пристройкой второй половины позапрошлого века и от прежнего усадебного парка - всего несколько старых липовых деревьев. Православный приземистый сельский храм-боровичок в честь Воскресения Христова, огороженный каменной оградой, в настоящее время передан Калужской епархии и восстанавливается. Сияя необыкновенной чистотой и свежестью, он радостно принимает в своих стенах жителей села и окрестных деревень - ныне в нем уже проходят службы.

История в XX веке

В 1930 в Устах организован колхоз им. Мичурина. В 1959 в колхозе насчитывалось 120 коров.

Во время войны село было полностью разрушено. Освобождено от фашистов 24-25 июля 1943 г. в ходе Орловско-Курской битвы.

В организованном в 1969 совхозе «Паликовский» была Устовская бригада, существовавшая до середины 1990-х.

В 1985 г. в Устах проживало 15 семей.

Напишите отзыв о статье "Усты (Думиничский район)"

Отрывок, характеризующий Усты (Думиничский район)

– Только лишь то, что они, и правда, глубоко чтили Иоанна, несмотря на то, что никогда не встречали его. – Север улыбнулся. – Ну и ещё то, что, после смерти Радомира и Магдалины, у Катар действительно остались настоящие «Откровения» Христа и дневники Иоанна, которые во что бы то ни стало пыталась найти и уничтожить Римская церковь. Слуги Папы вовсю старались доискаться, где же проклятые Катары прятали своё опаснейшее сокровище?!. Ибо, появись всё это открыто – и история католической церкви потерпела бы полное поражение. Но, как бы ни старались церковные ищейки, счастье так и не улыбнулось им... Ничего так и не удалось найти, кроме как нескольких рукописей очевидцев.
Вот почему единственной возможностью для церкви как-то спасти свою репутацию в случае с Катарами и было лишь извратить их веру и учение так сильно, чтобы уже никто на свете не мог отличить правду от лжи… Как они легко это сделали с жизнью Радомира и Магдалины.
Ещё церковь утверждала, что Катары поклонялись Иоанну даже более, чем самому Иисусу Радомиру. Только вот под Иоанном они подразумевали «своего» Иоанна, с его фальшивыми христианскими евангелиями и такими же фальшивыми рукописями... Настоящего же Иоанна Катары, и правда, чтили, но он, как ты знаешь, не имел ничего общего с церковным Иоанном-«крестителем».
– Ты знаешь, Север, у меня складывается впечатление, что церковь переврала и уничтожила ВСЮ мировую историю. Зачем это было нужно?
– Чтобы не разрешить человеку мыслить, Изидора. Чтобы сделать из людей послушных и ничтожных рабов, которых по своему усмотрению «прощали» или наказывали «святейшие». Ибо, если человек узнал бы правду о своём прошлом, он был бы человеком ГОРДЫМ за себя и своих Предков и никогда не надел бы рабский ошейник. Без ПРАВДЫ же из свободных и сильных люди становились «рабами божьими», и уже не пытались вспомнить, кто они есть на самом деле. Таково настоящее, Изидора... И, честно говоря, оно не оставляет слишком светлых надежд на изменение.
Север был очень тихим и печальным. Видимо, наблюдая людскую слабость и жестокость столько столетий, и видя, как гибнут сильнейшие, его сердце было отравлено горечью и неверием в скорую победу Знания и Света... А мне так хотелось крикнуть ему, что я всё же верю, что люди скоро проснутся!.. Несмотря на злобу и боль, несмотря на предательства и слабость, я верю, что Земля, наконец, не выдержит того, что творят с её детьми. И очнётся... Но я понимала, что не смогу убедить его, так как сама должна буду скоро погибнуть, борясь за это же самое пробуждение.
Но я не жалела... Моя жизнь была всего лишь песчинкой в бескрайнем море страданий. И я должна была лишь бороться до конца, каким бы страшным он ни был. Так как даже капли воды, падая постоянно, в силах продолбить когда-нибудь самый крепкий камень. Так и ЗЛО: если бы люди дробили его даже по крупинке, оно когда-нибудь рухнуло бы, пусть даже не при этой их жизни. Но они вернулись бы снова на свою Землю и увидели бы – это ведь ОНИ помогли ей выстоять!.. Это ОНИ помогли ей стать Светлой и Верной. Знаю, Север сказал бы, что человек ещё не умеет жить для будущего... И знаю – пока это было правдой. Но именно это по моему пониманию и останавливало многих от собственных решений. Так как люди слишком привыкли думать и действовать, «как все», не выделяясь и не встревая, только бы жить спокойно.
– Прости, что заставил тебя пережить столько боли, мой друг. – Прервал мои мысли голос Севера. – Но думаю, это поможет тебе легче встретить свою судьбу. Поможет выстоять...
Мне не хотелось об этом думать... Ещё хотя бы чуточку!.. Ведь на мою печальную судьбу у меня оставалось ещё достаточно предостаточно времени. Поэтому, чтобы поменять наболевшую тему, я опять начала задавать вопросы.
– Скажи мне, Север, почему у Магдалины и Радомира, да и у многих Волхвов я видела знак королевской «лилии»? Означает ли это, что все они были Франками? Можешь ли объяснить мне?
– Начнём с того, Изидора, что это неправильное понимание уже самого знака, – улыбнувшись, ответил Север. – Это была не лилия, когда его принесли во Франкию Меравингли.

Трёхлистник – боевой знак Славяно-Ариев

– ?!.
– Разве ты не знала, что это они принесли знак «Трёхлистника» в тогдашнюю Европу?.. – искренне удивился Север.
– Нет, я никогда об этом не слышала. И ты снова меня удивил!
– Трёхлистник когда-то, давным-давно, был боевым знаком Славяно-Ариев, Изидора. Это была магическая трава, которая чудесно помогала в бою – она давала воинам невероятную силу, она лечила раны и облегчала путь уходящим в другую жизнь. Эта чудесная трава росла далеко на Севере, и добывать её могли только волхвы и ведуны. Она всегда давалась воинам, уходившим защищать свою Родину. Идя на бой, каждый воин произносил привычное заклинание: «За Честь! За Совесть! За Веру!» Делая также при этом магическое движение – касался двумя пальцами левого и правого плеча и последним – середины лба. Вот что поистине означал Трёхлистник.
И таким принесли его с собою Меравингли. Ну, а потом, после гибели династии Меравинглей, новые короли присвоили его, как и всё остальное, объявив символом королевского дома Франции. А ритуал движения (или кресчения) «позаимствовала» себе та же христианская церковь, добавив к нему четвёртую, нижнюю часть... часть дьявола. К сожалению, история повторяется, Изидора...

Село Усты. Самое начало года 2017-го. В этот раз зима не пожалела снега. Как следует укрыла, утеплила, припрятала и замела всё, что дорого природе и людям.
Всё гармонично и прекрасно в этом сонном царстве. Только высоченные сосны постанывают иногда во сне, размахивают массивными ветвями, отгоняя от себя навязчивый ветер, словно человек гонит надоедливого комара.
Набираются сил плодородные поля, отдыхая под белым пуховым одеялом. Сколько лет они без устали, а порой - и без отдыха служат людям? Посчитать трудно. Зима для них - как для нас долгожданный отпуск. И чем снежнее, тем теплее. Значит, выспится поле, насытится влагой по весне, а осенью даст небывалый урожай.
Сладко сейчас спится подо льдом и реке Жиздра. Думали ли вы, представляли когда-нибудь, что может сниться реке, пережившей многие поколения людей, воины, разливы, засухи, лесные пожары?!
Устовской Жиздре сейчас нелегко. В некоторых местах от небывало глубоководной реки остался лишь ручеёк. Не то, что перешагнуть - переплюнуть легко! Быть может, снятся речке лучшие годы и совершенно другие люди. Когда в 13 веке здесь стоял град. И не просто град, а столица Устивского княжества. Видала Жиздра богатые ярмарки, переправляла с одного берега на другой - дорогие товары, да купцов зажиточных. Крестила в своих водах православных и, возможно, отпугивала нехристей. Тех, что набегал со стороны непроходимых брянских лесов, где по преданиям народным жил и промышлял тот самый Соловей Одихмантьевич. Тамошние леса и сейчас носят пугающие названия: Брынский лес, Козий бор, Чертолом…
Менялись времена. Двигались границы княжеств. Изжил своё старинный город Усты. Осталось от него большое (даже по тем временам) село. Благо Жиздра всё также молода и полна сил! Знай себе, по весне питает жизненной силой заливные свои луга, а с них кормились и люди, и звери. А человеку ж и того мало: обустраивал он берега по своему разумению. Вот, к примеру, при Якове Александровиче Брюсе - видном военном и государственном деятеле по сведениям на 1782-ой год в Устах на реке Жиздре стояло сразу 2 крупных винокуренных завода. Вино оттуда направлялось ни куда-нибудь, а в столицу - Москву! Если смотреть тогда от реки, на самом видном месте села стояли деревянный господский дом и деревянная церковь в честь Обновления Храма Воскресения Господня.
Это на бумаге всё легко пишется, а крестьяне устовские тогда на оброке состояли, и после работы на поле, шли на завод. Помнит, верно, Жиздра и эту историю. Хладнокровно, со стороны наблюдала река за жизнью своих подопечных. Помогала рыбой и мощью своей природной ворочать незамысловатые заводские механизмы. И вот уже на смену одним хозяевам приходят другие, ещё более деятельные и деловые. Сначала - это был Павел Гаврилович Дивов. Богатейший человек. Но для села, как говорили, - бесполезный. При нём ничего не изменилось, ни в лучшую, ни в худшую сторону.
Перемены приходят сюда с середины 1820-х годов, когда в Усты пришёл известный промышленник, хозяин Людиновского и Сукремльского чугуноплавильных заводов - Иван Акимович Мальцов. Ему за 4 года удалось полностью изменить - осовременить - облик старинного населённого пункта. Уже в 1854-ом на месте деревянной церкви на самой высокой точке во всей красе поднялся каменный храм во имя Воскресения Господня с приделами во имя Казанской Божией Матери и во имя Великомученика Пантелеймона. Полную перепланировку всей усадьбы закончил уже сын И.А. - Сергей Иванович Мальцов.
Откуда мы всё это знаем? Дело в том, что в Устах в одно время и сами того не подозревая пересеклись две замечательные судьбы. В 1880-ых годах знаменитый на всю Россию заводчик Мальцов привозит в село, где успешно работает его рудодобывающее предприятие, нового управляющего. И даже не столько он нам интересен, сколько его сын - будущий известный писатель Борис Константинович Зайцев.
Борис с детства любил Усты, вместе с этими роскошными пейзажами, богатой природой, невероятными легендами и народными преданиями, он воспринимал село - как свою малую родину, которую впоследствии воспевал с своём творчестве.
Только ради этого можно снова открыть тексты Бориса Зайцева и найти там до боли знакомые места: «двухэтажный белый дом на взгорье, почти среди села; дорога к церкви, усаженная ракитами; бело-розовая церковь с раздольным погостом, откуда видны луга, с разметавшейся „поповкой“, - там жил причт. Наискось через улицу большой сад. Здесь уже слегка таинственно, и некоторое очарование представляли его дальние липовые аллеи, выходившие за село, в поле. А далеко вокруг дома, церкви, сада, села, расположенного на полухолме, - синели кольцом леса. Что было в них, какие жили звери или разбойники, этого детский ум не знал..."
Удивительно, этот дом сохранился в годы Великой Отечественной войны, когда практически всё село было разрушено. Об этом времени подробнее лучше узнавать из первых уст, пока ещё живы очевидцы. Как раз, зима - время сбора информации для поисковиков. Снег - временно прекращает сезон раскопок. Но не останавливает работу поисковых движений. Зимние экспедиции направлены на поиск информации о боях, опрос очевидцев, в общем - сбор данных для будущих раскопок.
- Там, на поле у реки лежали наши солдатики... - Детские воспоминания деда Михаила - живая летопись той войны. В его семье не любят рассказы о прошлом, быть может, потому, что не видят для себя будущего - работы в селе нет. Для того, чтобы где-то работать нужна машина, а её тоже нет. Нет магазинов, детских садов, как и, впрочем, молодёжи. Раньше в усадебном доме была школа, да и ту закрыли.
- ...Всё поле устлано было трупами. Когда ветер дул в другую сторону, ещё ничего, дышать можно. А ежели в нашу... Бабам приказывали сначала косить поле. Неудобно, говорили, косы натыкаются, впиваются в тела. Потом они, бедные, тащили полуразложившихся солдат в низину. Страшно было. Противно. Блевали кровью, но делали. Какие похороны?! Живых было меньше, чем этих.
После войны вместе со всеми детьми Михаил бегал на Жиздру купаться. Недалеко от Устов затонул подбитый танк. Так детишки придумали забаву, забираться на самую его верхушку и нырять с высоты в воду. Счастье, заливистый детский смех и будущее, казалось, потихоньку возвращается в эти места.
Как на месте изувеченных снарядами деревья, которые и сейчас встречаются в Устах, вырастают новые - крепкие, ровные, здоровые. Но те, кривые, с болезненными наростами, всё ещё напоминают своим видом, на что способен человек во всём своём безумстве. У старых деревьев и людей здесь есть что-то общее. И те, и другие просто доживают свой век. С определённого времени и растения, и люди здесь стали жить по какому-то только им известному календарю: "день прошёл, и ладно", "эта весна забрала много жизней", "осенью день короче, а дел больше", "зиму, дай Бог, переживу..." Особенно боятся межсезонья, ураганов и новостей из "большого мира".
Не хочется верить, что через несколько лет и этой Жиздры, и этих стариков, и даже самого села может не быть.
***
Село Усты. Самое начало года 2017-го. В этот раз зима не пожалела снега. Как следует укрыла, утеплила, припрятала и замела всё, что дорого природе и людям. Церковь на месте. Несколько жилых домов. К некоторым даже прочищены тропинки. В этот день мы пробыли здесь довольно долго и не встретили ни одной живой души.

Рецензии

Прочитал с большим удовольствием...Наслышан об этом селе, однажды были здесь проездом, спешили, а теперь вижу, сколько интересного хранят наши родные думиничские уголки. Написано хорошим языком и с благодарностью к тому, о чём пишешь. Всем, кто хочет напитаться красотой сердца России, советую прочитать сначала вот такие рассказы, и увиденное тогда будет восприниматься по-другому. Автору новых творческих успехов! Геннадий.

История

Село Усты в 13-14 веках было городом - столицей Устивского княжества .

В начале восемнадцатого столетия принадлежало графам Брюсам и располагалось на левой стороне Сухиничского торгового тракта при реке Жиздре.

Достопримечательности

  • Воскресенская церковь 1824 года

Господский дом (Усадьба Мальцова)

В 1782 году хозяином имения числился военный и государственный деятель граф Яков Александрович Брюс , сын известного генерал-поручика Александра Романовича Брюса, владелец более полутора тысяч крестьян еще в девяти селах и деревнях того же уезда. В то время в усадьбе имелись деревянный господский дом и деревянная церковь в честь Обновления Храма Воскресения Господня. При состоятельном помещике в Устах функционировали два крупных винокуренных завода, устроенных на реке Жиздре, откуда вино отправлялось в Москву. Окружал усадебные земли березовый, осиновый и липовый лес. Крестьяне старинного села были на оброке и помимо пашни непременно трудились на заводах.

Следующими хозяевами имения были действительный статский советник Павел Гаврилович Дивов , владелец 409 душ крепостных крестьян, с середины 1820-х годов - секунд-майор Иван Акимович Мальцов и до конца XIX века - его сыновья. По фабричным ведомостям в 1820 году за Мальцовыми числились два чугуноплавильных завода - Людиновский и Сукремльский, каждый из которых имел две домны и 16 горнов и выпускал изделий на 299381 пуд. Обслуживали заводы 1600 мастеровых, не только вольные, но и крепостные. В 1824 году на средства состоятельного помещика Ивана Мальцова и на церковные средства старый храм в селе Усты во имя Воскресения Господня с приделами во имя Казанской Божией Матери и во имя Великомученика Пантелеймона был перестроен в камне. Предполагают, что при энергичной деятельности сына И. А. Мальцова Сергее Ивановиче , сделавшего блестящую военную карьеру, вскоре началась и перепланировка всей усадьбы.

В названном имении прошли детские годы известного писателя Бориса Константиновича Зайцева (1881-1972), отец которого, будучи горным инженером, занимал в 1880-х годах должность управляющего Мальцовским рудным заводом в селе Усты.

В цепкую память Бориса Зайцева «навсегда врезался двухэтажный белый дом на взгорье, почти среди села; дорога к церкви, усаженная ракитами; бело-розовая церковь с раздольным погостом, откуда видны луга, с разметавшейся „поповкой“, - там жил причт. Наискось через улицу большой сад. Здесь уже слегка таинственно, и некоторое очарование представляли его дальние липовые аллеи, выходившие за село, в поле. А далеко вокруг дома, церкви, сада, села, расположенного на полухолме, - синели кольцом леса. Что было в них, какие жили звери или разбойники, этого детский ум не знал. Но их названия были внушительны, иногда жутки: Брынский лес, Козий бор, Чертолом…» Так выглядело помещичье имение, запечатленное во многих рассказах писателя, вплоть до нагрянувшей революции.

Как свидетельствуют документы, последними владельцами усадебных земель числились жиздринский купец В. Терехов и до 1917 года - помещик И. О. Реут. Сегодня в бывшем дворянском имении, как и прежде, сохраняются довольно скромной архитектуры главный двухэтажный каменный дом в пять окон с небольшой пристройкой второй половины позапрошлого века и от прежнего усадебного парка - всего несколько старых липовых деревьев. Православный приземистый сельский храм-боровичок в честь Воскресения Христова, огороженный каменной оградой, в настоящее время передан Калужской епархии и восстанавливается. Сияя необыкновенной чистотой и свежестью, он радостно принимает в своих стенах жителей села и окрестных деревень - ныне в нем уже проходят службы.

История в XX веке

В 1930 в Устах организован колхоз им. Мичурина. В 1959 в колхозе насчитывалось 120 коров.

Во время войны село было полностью разрушено. Освобождено от фашистов 24-25 июля 1943 г. в ходе Орловско-Курской битвы.

В организованном в 1969 совхозе «Паликовский» была Устовская бригада, существовавшая до середины 1990-х.

В 1985 г. в Устах проживало 15 семей.

Сайт Усты, торгующий товарами посредством сети Интернет. Позволяет пользователям онлайн, в своём браузере или через мобильное приложение, сформировать заказ на покупку, выбрать способ оплаты и доставки заказа, оплатить заказ.

Одежда в Усты

Мужская и женская одежда, которую предлагает магазин в Усты. Бесплатная доставка и постоянные скидки, невероятный мир моды и стиля с потрясающей одеждой. Качественная одежда по выгодным ценам в магазине. Большой выбор.

Детский магазин

Все для детей с доставкой. Посетите лучший магазин детских товаров в Усты. Покупайте коляски, автокресла, одежду, игрушки, мебель, средства гигиены. От пеленок до детских кроваток и манежей. Детского питания на выбор.

Бытовая техника

В каталоге бытовой техники магазина Усты представлены товары ведущих брендов по низкой цене. Мелкая бытовая техника: мультиварки, аудиотехника, пылесосы. Компьютеры, ноутбуки, планшеты. Утюги, Чайники, Швейные машины

Продукты питания

Полный каталог продуктов питания. В Усты вы можете купить кофе, чай, макаронные изделия, сладости, приправы, специи и многое другое. Все продуктовые магазины в одном месте на карте Усты. Быстрая доставка.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: