Скрипка из дерева своими руками. Изготовление музыкальных инструментов из ладолла - скрипка своими руками

Здравствуйте, друзья! Меня зовут Сергей, вы можете посмотреть другие мои подборки на этом сайте, сегодня мы будем вместе разбираться как сделать скрипку из дерева.








Оценка мастер-класса 5 из 5 на основании 5268 голосов.


1 способ:

2 способ:
Скри́пка - смычковый струнный музыкальный инструмент высокого регистра. Имеет народное происхождение, современный вид приобрела в XVI веке, получила широкое распространение в XVII веке. Имеет четыре струны, настроенные по квинтам: g, d1,a1,e2 (соль малой октавы, ре, ля первой октавы, ми второй октавы), диапазон от g (соль малой октавы) до a4 (ля четвёртой октавы) и выше. Тембр скрипки густой в низком регистре, мягкий в среднем и блестящий в верхнем. Бывают также и пятиструнные скрипки, с добавлением нижней альтовой струны "c" (до малой октавы).
Корпус скрипки имеет специфическую округлую форму. В отличие от классической формы корпуса форма из трапециевидного параллелограмма является математически оптимальной с округлыми выемками по бокам, образующими «талию». Округлость внешних контуров и линий «талии» обеспечивает удобство игры, в частности в высоких позициях. Нижняя и верхняя плоскости корпуса - деки - соединены друг с другом полосками дерева - обечайками. Они имеют выпуклую форму, образуя «своды». Геометрия сводов, а также их толщина, её распределение в той или иной степени определяют силу и тембр звука. Внутри корпуса ставится душка, сообщающая вибрации от подставки - через верхнюю деку - нижней деке. Без нее тембр скрипки теряет живость и полноту.
На силу и тембр звука скрипки оказывает большое влияние материал, из которого она изготовлена, и, в меньшей степени, состав лака. Известен эксперимент с полным химическим удалением лака со скрипки Страдивари, после которого звук ее не изменился. Лак предохраняет скрипку от изменения качества дерева под влиянием окружающей среды и окрашивает скрипку прозрачным цветом от светло-золотистого до тёмно-красного или коричневого.
Нижняя дека (музыкальный термин) делается из цельной древесины клёна (других твердых пород дерева), или из двух симметричных половинок.
Верхняя дека делается из резонансной ели. Имеет два резонаторных отверстия - эфы (по форме они напоминают латинскую букву f). На середину верхней деки опирается подставка, на которую опираются струны, закреплённые на струнодержателе (подгрифке). Под ножкой подставки со стороны струны Соль к верхней деке прикреплена единственная пружина - продольно расположенная деревянная планка, во многом обеспечивающая прочность верхней деки и ее резонансные свойства.
Обечайки объединяют нижнюю и верхнюю деки, образуя боковую поверхность корпуса скрипки. Их высота определяет объём и тембр скрипки, принципиально влияя на качество звука: чем выше обечайки, тем звук глуше и мягче, чем ниже - тем пронзительнее и прозрачнее верхние ноты. Обечайки изготавливаются, как и деки, из древесины клёна.

3 способ:
Старинный Петербург обретает новое звучание
Россия 24
Музыкальные инструменты из конструкций старинных зданий начали делать в Санкт-Петербурге. Оказалось, что деревянные балки идущих под снос домов могут обрести вторую жизнь. Из них изготавливают скрипки, сопоставимые по качеству с шедеврами Страдивари и Амати.
23.02.2012

4 способ:
Герой рубрики - единственный в регионе скрипичный мастер. Поначалу он вырезал из дерева щепных птиц счастья, и ему это прекрасно удавалось. Но когда его дети пошли в музыкальную школу, по классу скрипки, им понадобились инструменты. И он решился - сделал первую в своей жизни скрипку. Это был настоящий музыкальный инструмент, который увел в мир большой музыки его дочь и сына. С тех самых пор он - уникальный мастер, чьи скрипки звучат в разных уголках планеты. В 2015 году в Архангельске пройдет большой музыкальный конкурс среди скрипачей, где именно его скрипка станет главным призом. А о том, что помогает ему в работе и сокровенных тайнах создания скрипки мы узнаем из сюжета наших журналистов...

5 способ:
Подпишитесь на канал "Академия Занимательных Наук" и смотрите новые уроки:
Академия занимательных искусств. Музыка. Урок 1. Первые музыкальные инструменты. Звучание скрипки.
Звучание музыки люди пытались выразить с помощью первых музыкальных инструментов. Наш прародитель Адам с первых мгновений жизни стал наблюдать за происходящим вокруг него и обнаружил, что музыка повсюду - не только в природе, но и в нём самом. Порывы своей души древние музыканты выражали, хлопая в ладоши, щёлкая пальцами, стуча камнями о камни. Сложно сказать, когда и где впервые зазвучали первые музыкальные инструменты, но археологи до сих пор находят их по всему миру. У разных народов они разные, но учёные все их называют идиофонами. Идиофон - это музыкальный инструмент, в котором источником звука служит само тело инструмента. К идиофонам относятся многие ударные инструменты, например, кастаньеты, ложки, треугольник, колокола. В Библии музыкальные инструменты упоминаются 29 раз. Ведь музыка была всегда выражением чувств народа.
Титул королевы музыки скрипке дали вполне заслуженно. Её звучание ближе всего передаёт интонацию человеческого голоса. Скрипке подвластны разные музыкальные техники и стили. Это доказали своим искусством великие виртуозы-скрипачи: Никколо Паганини, Пабло де Сарасате, Давид Ойстрах, Владимир Спиваков и другие. В их руках звучание скрипки было неповторимым. А лучшие скрипичные мастера жили в Италии в XVII веке. Итальянцы свято хранили свои секреты мастерства. Они умели сделать звучание скрипки нежным, мягким, похожим на человеческий голос. Во всём мире итальянских инструметов сохранилось совсем немного, но все онинаходятся на строгом учёте. Играют на них самые известные музыканты-виртуозы всего мира. Первые скрипки появились в Италии и Франции в начале XVI века. Сначала скрипка считалась инструментом низших сословий. Постепенно своим ярким звучанием скрипка завоевала пространство. Как же устроена скрипка? Этот инструмент делается из двух разных пород дерева. Это ель и клён. Только такое соотношение придаёт скрипке особое звучание. Две плоскости корпуса скрипки называются деками. На верхней деке есть красивые вырезы в виде латинской буквы f - через них звук выходит наружу. Деки соединены друг с другом обечайками. Струны закрепляются на струнодержателе и опираются на подставку, которая передаёт колебания струн декам. Струны проходят над грифом и натягиваются колками, расположенными на головке грифа. На верхней деке закрепляется подбородник для удобного держания инструмента. Внутри корпуса помещается душка, которая передаёт звуковые колебания от верхней деки к нижней. Также звучание скрипки зависит от состава лака, которым её корпус.

Вопросы, которые задают ежедневно

  • Какую инструменты необходимы для работ по дереву?
  • Посоветуйте мастер-классы или кружки резьбы по дереву в Москве, хочу оторвать ребенка от телевизора/компьютера и занять чем-то полезным;
  • Не могу посмотреть очередной видеоурок, выскакивает ошибка. Что делать?
  • Хочу заказать деревянную скрипку как в 2 способе в количестве 38 штук, кому заплатить за работу? Необходимо доставить в Питер

Еще видео

Вам понадобится

  • - ель для верхней деки (части, которая находится под струнами);
  • - клен для боковых частей (ребер) и шейки, нижней деки;
  • - черное дерево для грифа и подгрифка;
  • - клей;
  • - кусок металла;
  • - напильник;
  • - сверло;
  • - ус скрипичный;
  • - набор инструментов;
  • - лак

Инструкция

Придайте необходимую форму одному из ребер с помощью изогнутого железа, нагретого электрическим током. То же самое проделайте с остальными ребрами (всего их 6). Затем прикрепите их к внутренней матрице и приклейте к угловым и конечным деталям.

После того как клей полностью высохнет, снимите с матрицы ребра и укрепите их с нижней и с верхней стороны обкладками (тонкими полосками дерева). Как верхнюю, так и нижнюю деку скрипки нужно делать из двух частей. Вырежьте их из одного и того же куска дерева в клиновидной форме, а затем склейте таким образом, чтобы волокна двух частей были симметричны друг другу.

Выровняйте нижнюю сторону. Затем на этой выровненной стороне обрисуйте форму при помощи фанерного лекала и выпилите ее. Придайте немного выпуклую форму внешней поверхности при помощи рубанка, долота и скребка.

Следующая операция называется «уплотнение»: внутреннюю поверхность нужно выдолбить и придать ей вогнутую форму. По периметру верхней и нижней деки прорежьте желобок на расстоянии 3 миллиметра от края, а затем вгоните ус при помощи молоточка в этот желобок. (Ус выглядит как тонкая черно-бело-черная деревянная полоска. Это декоративный элемент, который в то же время придает прочность нижней и верхней деке.)

Также нужно сделать по специальному шаблону две эфы (резонаторные отверстия в корпусе скрипки), которые будут пропускать звук и не позволят верхней деке вибрировать. Установите подставку по линии, которая ведет от середины одной эфы к середине другой. После того, как будут вырезаны резонаторные отверстия, вклейте в середину нижнего края деки нижний порожек, служащий опорой для петли струнодержателя. Далее нужно приклеить верхнюю и нижнюю деки к ребрам, используя при этом зажимы.

Чтобы можно было разобрать скрипку при ремонте, используйте клей, который легко растворяется в воде. Когда будут собраны три части скрипки, следует прикрепить шейку с завитком. Приделайте к шейке гриф из черного дерева, а затем обработайте напильником.

После этого нанесите 8-12 слоев лака на поверхность скрипки. При этом нужно учитывать, что каждый из этих слоев сохнет до двух недель. Когда последний слой высохнет, через один из эфов (резонаторных отверстий) вставьте дужку, прикрепите подгрифок, колки, подставку и натяните струны. По завершении работы аккуратно протрите готовую скрипку.

Конечно, создать скрипку , схожую с инструментом Страдивари невозможно, но попытаться сделать ее вообще можно. Звук скрипки продолжает удивлять людей, заставлять их задумываться и мечтать, а потому работа мастерски кипит во всех странах мира, чтобы подарить очередные музыкальные инструменты.

Вам понадобится

  • Нижняя и верхняя части корпуса, еловая палочка 6 мм, басовая дужка, набор инструментов, струны, ножницы, сверло, клей, стамеска, струбцины, листы бумаги.

Инструкция

  1. Для начала изготовьте шаблоны для изготовления верхнего и нижнего корпуса. Выпилите обе детали и вставьте меду ними еловую палочку, которая станет голосовой дужкой.
  2. На верхней левой половине инструмента расположите басовую дужку.
  3. Удалите перемычки при создании выборок в заготовке корпуса для скрипки. Стенки корпуса доведите до толщины в 5 мм.
  4. Возьмите гриф и отпилите от него клин. Приклейте с обратно стороны.
  5. Верхнюю поверхность скрипки пропилите ножовкой (используйте узкую ножовку), предварительно сделав разметку по линейке.
  6. Шейку зачистите, и сделайте закругленной, а с помощью стамески удалите частички дерева.
  7. Сделайте звуковые отверстия на верхнем корпусе скрипки. Приклеенной басовой дужке придайте нужную форму.
  8. Склейте обе части скрипки и поставьте под пресс на некоторое время. В это время изготовьте планку грифа. Обратите внимание на то, что одна из частей должна быть клиновидной формы.
  9. На корпусе и грифе расположите планку, используя клей. Приведите шлифовку.
  10. Сделайте гребенчатую основу для струн, а также, используя отвертку конусовидной формы, проделайте отверстия для струнных зажимов, которые должны выступать на поверхность на 15 мм.
  11. Проведите операцию по расположению струн и закрепите подставку меду звуковыми отверстиями. Сделать скрипку самому удалось без посторонней помощи и линей тары времени.

Небольшой итальянский город Кремона в Ломбардии. Именно здесь проживает самое большое количество мастеров по изготовлению скрипок на планете. Славу этому месту принёс знакомый вам понаслышке Антонио Страдивари, наверное, самый знаменитый в мире лютье , задавший мировой стандарт скрипки, какой мы её видим сегодня.

В наш век больших заводов и автоматизированных конвееров скрипки продолжают делать вручную, каждый инструмент неповторим и уникален. В Кремоне живёт три сотни скрипичных дел мастеров, и я побывал в гостях у одного из них, у потомственного лютье Стефано Кониа.

1 Если гулять по центру Кремоны (а здесь есть, что посмотреть), на каждом шагу вы будете встречать скрипки. В витринах магазинов, на стенах домов, на памятниках и вывесках кафе. Музей музыки, музей Страдивари, музей скрипки - всё это превосходно, но туда вы сходите без меня. Не отходите далеко, я уже звоню в домофон, дверь в арке открывается, и мы оказываемся во дворе.

2 Утопающий в зелени небольшой сад, почти балконы, и в глубине дворика мастерская с окнами во весь этаж.

3 Дверь открывает сам Стефано: внизу у него лишь мастерская, а дом этажом выше, где он живёт вместе с родителями. За окном проливной дождь, а здесь тепло. Отдышаться после мокрой пробежки, согреться, и начать осматриваться. Где мы очутились?

4 Почти так же выглядел рабочий стол трудовика в школе, не находите?

5 Чтобы стать мастером, нужно хорошо знать множество наук, кроме столярного и плотницкого дела. Химия и математика среди их числа.

7 Скрипка и гитара - почти родные братья, несмотря на принципиально разные принципы игры на этих инструментах. Как правило, мастера-скрипичники иногда делают и гитары, хотя лютье-гитаристы вряд ли смогут сразу сделать хорошую скрипку. Но принцип клейки корпуса похож и у тех, и у других. Всё начинается с дерева. Именно от правильного выбора материала в большей степени зависит звук будущей скрипки. Самый распространённый среди кремонских скрипок - клён. Мастер клеит обечайку , боковую поверхность корпуса скрипки (или гитары).

8 Самое большое различие в процессе изготовления в том, что обечайка скрипки “собирается” внутри распорок, а у гитары строится вокруг этой распорки.

9 Со стороны кажется, что мастер просто "стругает фанерку"? Верхняя дека скрипки изготавливается из резонансной ели , специальной акустической древесины. Удивитесь, но люди выращивают специальные леса с музыкальными ёлками! Остальная часть инструмента изготовлена из клёна. Каждое движение рубанком меняет звук будущей скрипки. Грубая столярная работа в исполнении лютье становится почти ювелирным делом.

11 Стефано Кониа потомственный мастер, его отец тоже занимается скрипками, как и его дед. Кстати, наш герой - Степан Степанович, папу зовут так же, и сначала, найдя сайт мастера в интернете, я думал, что встречу Конио-старшего. Такая уж это профессия, династическая.

12 Хотя сам Страдивари не оставил своим сыновьям секретов мастерства, они давно разгаданы, и сегодня каждый старается следовать его традициям. Посмотрите, форма у всех скрипов абсолютно идентична, всё делается по канонам, давно закреплённым в этом мире, отступить нельзя ни на миллиметр. Где творчество в такой работе? В звуке!

13 Различаются между собой инструменты, в первую очередь, по звуковым качествам, здесь двух равных уже не найти. Можно придумать разные декоративные элементы и рисунки, но такая работа будет не фантазией изготовителя, а заказом клиента. Создатель скрипки в Кремоне никогда не ставит своего клейма на инструмент, но в очень узком кругу местных мастеров всегда безошибочно определят, кто её делал. Три сотни человек, давно и плотно знакомых друг с другом - не так уж много.

14 Конечно же, скрипки делают во многих странах мира, в Китае их отчаянно клепают на заводах, но всё равно, серьёзные музыканты со всей планеты заказывают скрипку здесь, в Кремоне. Кроме всего прочего, это ещё и статус.

15 Скрипка работы Конио-сына стоит десять тысяч евро. Стефано-старший успешно продаёт свои инструменты по цене от двадцати тысяч. Заказы штучные, но расписаны на полгода вперёд. Очень много музыкантов лично приезжает в Кремону, чтобы выбрать лучшего мастера.

16 Стефано рассказал, что в их городе живут и работают два русских скрипичных мастера. И тоже продолжают дело великого “дедушки” Страдивари.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: