Ромео и джульетта краткое содержание по действиям. У

Читать:

Переводы:

Действующие лица:

  • Эскал, герцог Веронский
  • Парис, молодой дворянин, родственник герцога
  • Монтекки } главы двух
  • Капулетти } враждебных домов
  • Старик, родственник Капулетти
  • Ромео, сын Монтекки
  • Меркуцио, родственник герцога и друг Ромео
  • Бенволио, племянник Монтекки и друг Ромео
  • Тибальт, племянник синьоры Капулетти

  • Брат Лоренцо } францисканские
  • Брат Джованни } монахи

  • Бальтазар, слуга Ромео

  • Самсон }
  • Грегори } Слуги Капулетти

  • Пьетро, слуга кормилицы Джульетты
  • Абрам, слуга Монтекки
  • Аптекарь
  • Три музыканта
  • Паж Меркуцио
  • Паж Париса
  • Пристав
  • Синьора Монтекки, жена Монтекки
  • Синьора Капулетти, жена Капулетти
  • Джульетта, дочь Капулетти
  • Кормилица Джульетты

  • Горожане Вероны, родственники обоих домов, мужчины и женщины, маски, стража, часовые и слуги, Хор.

    Место действия:

    Верона и Мантуя

    Примечание:

    Диалог Ромео и Джульетты - Акт II, сцена 2
    Клуб Ромео и Джульетты - все о наших главных героях
    Фраза "Самая печальная повесть на свете, которую написал Шекспир" относится к цитате из самого произведения, а не к общему отношению к пьесе.

    Хор повествует о двух веронских враждующих семействах, которые помирились после того как покончили с собой их влюбленные дети.

    Действие пьесы начинается с потасовки слуг, которые принадлежат к двум враждующим семьям - Монтекки и Капулетти. Причина давней вражды неясна. К потасовке слуг присоединяются представители обоих семей, включая самих глав семейств. Бой удается разнять. Прибывает верховный правитель Вероны и приказывает прекратить столкновение под страхом смерти. Почти все расходятся.

    На площади появляется Ромео, сын Монтекки. Он слышал о стычке, но мысли его заняты другим - он влюблен в неприступную красавицу Розалину. Бенволио, друг Ромео, предлагает забыть о ней и обратить взор на других девушек.

    В это время Капулетти беседует с Парисом, родственником Эскала. Капулетти не хочет отдавать замуж свою дочь, которой еще нет четырнадцати лет, и предлагает подождать еще два года. Парис пытается переубедить его. Тогда Капулетти оставляет право выбора за дочерью и приглашает Париса на торжество в свой дом.

    От слуги Капулетти Ромео узнает, что на торжестве будет Розалина. Бенволио предлагает сходить на торжество и Ромео соглашается.

    В доме Капулетти Леди Капулетти предлагает Джульетте выйти замуж за Париса, которого всячески расхваливает. Джульетта покорно соглашается.

    На улице перед домом Капулетти собрались несколько молодых людей, в том числе Бенволио, Меркуцио и Ромео. Ромео не намерен танцевать, он охвачен странной тревогой, предчувствуя, что ночное торжество будет началом бед, которые могут привести к его преждевременной смерти.

    На балу Ромео увидел Джульетту. Это любовь с первого взгляда, и он осознает, что до этого по-настоящему не любил. Тибальт, двоюродный брат Джульетты, по голосу узнал Ромео и просит пажа немедленно принести шпагу. Капулетти успокаивает разгоряченного Тибальта, т.к. Ромео известен благородством и ни в коем случае не допустит, чтобы в его доме Ромео нанесли обиду. Уязвленный Тибальт затаивает обиду.

    Ромео общается с Джульеттой. Он считает ее святыней и дважды ее целует. Джульетта уходит на зов матери. От кормилицы Ромео узнает, что это была дочь Капулетти. Джульетта просит узнать у кормилицы, с кем она только что разговаривала и молится, чтобы она был не женат. Кормилица выясняет, что это был Ромео - сын их заклятого врага!

    Хор повествует о том, что былое увлеченье закончилось, и Ромео теперь «любит и любим». Им не просто встретиться – они дети враждующих семей, но любовь находит дорогу.

    Ромео перелезает через стену и прячется в саду Капулетти. Бенволио видел, как Ромео перелез через стену и пытается вместе с Меркуцио докричаться до него, но бесполезно.

    Сад Капулетти. Знаменитая сцена на балконе. Ромео в окне видит Джульетту. Джульетта вслух произносит имя Ромео. Не выдержав, юноша отзывается. Разговор заканчивается клятвой в любви и решением немедля соединить свои судьбы.

    Утром, в кельи монаха Лоренцо, Ромео просит обвенчать их с Джульеттой, причем сегодня же. Лоренцо соглашается, надеясь, что наконец-то прекратится давняя вражда.

    На улице Ромео встречается с кормилицей. Через нее он передает Джульетте, чтобы она пришла днем исповедаться в келью монаха Лоренцо. Кормилицу просит взять веревочную лестницу у его слуги, чтобы он ночью смог подняться к Джульетте.

    Сад Капулетти. Джульетта ждет кормилицу. Наконец-то она появляется. Джульетта допытывается у кормилицы, что сказал Ромео. Та все время уходит от вопроса, но в итоге передает сообщение.

    Келья монаха Лоренцо. Встречаются монах Лоренцо, Ромео и Джульетта. Предстоит венчание.

    Название произведения: Ромео и Джульетта
    Шекспир Уильям
    Год написания: 1594-1595
    Жанр произведения: трагедия
    Главные герои: Ромео - сын Монтекки, Джульетта - дочь Капулетти, Тибальт - кузен Джульетты, Меркуцио - друг Ромео, Розалина - кузина Джульетты

    Погрузиться в средневековую эпоху поможет краткое содержание трагедии «Ромео и Джульетта» для читательского дневника, из которого можно понять, что знаменитая повесть не только о любви.

    Сюжет

    Между родами Капулетти и Монтекки идет многовековая вражда.

    Ромео влюблен в Розалину и погружен в мечты о ней. Меркуцио уговаривает его пробраться на бал Капулетти в масках, чтобы увидеть возлюбленную. Ромео забывает о ней, заметив Джульетту, самую красивую девушку на балу. Она тоже влюбляется в него. Они узнают друг друга и понимают, какая преграда между ними.

    Молодые тайно венчаются.

    Тибальт сталкивается с Меркуцио и вступает с ним в бой. Ромео пытается их разнять. Тибальт убивает Меркуцио. Разъяренный Ромео смертельно ранит Тибальта. Веронский герцог изгоняет Ромео из города.

    Отец Джульетты сообщает ей, что выдает ее замуж. Она выпивает снадобье, которое погружает ее в долгий сон, чтобы родственники считали ее умершей. Ромео узнает о смерти Джульетты и мчится попрощаться с ней. Увидев ее, он выпивает яд и умирает. Джульетта пробуждается, видит Ромео и закалывает себя ножом. Семьи детей прекращают вражду.

    Вывод

    Если бы семьи главных героев примирились, то остались бы живы и их дети, и другие напрасно умершие люди. Никто не помнит, с чего началась война между ними, но главы семейств упрямо продолжают ненавидеть друг друга. Такая бессмысленная и необоснованная ненависть ведет к печальным последствиям - страдают невинные люди. Какие бы обиды ни были, нужно прощать друг друга ради будущих поколений.

    Действие трагедии охватывает пять дней одной недели, в течение которых происходит роковая череда событий.

    Первый акт начинается с потасовки слуг, которые принадлежат к двум враждующим семьям - Монтекки и Капулетти. Неясно, что послужило причиной вражды, очевидно лишь, что она давняя и непримиримая, втягивающая в водоворот страстей и молодых, и старых. К слугам быстро присоединяются знатные представители двух домов, а затем и сами их главы. На залитой июльским солнцем площади закипает настоящий бой. Горожанам, уставшим от розни, с трудом удаётся разнять дерущихся. Наконец прибывает верховный правитель Вероны - князь, который приказывает прекратить столкновение под страхом смерти, и сердито удаляется.

    На площади появляется Ромео, сын Монтекки. Он уже знает о недавней стачке, но мысли его заняты другим. Как и положено в его возрасте, он влюблён и страдает. Предмет его неразделённой страсти - некая неприступная красавица Розалина. В разговоре с приятелем Бенволио он делится своими переживаниями. Бенволио добродушно советует обратить взор на прочих девушек и посмеивается над возражениями друга.

    В это время Капулетти наносит визит родственник князя граф Парис, который просит руки единственной дочери хозяев. Джульетте ещё не исполнилось и четырнадцати, но отец соглашается на предложение. Парис знатен, богат, красив, и о лучшем женихе нельзя мечтать. Капулетти приглашает Париса на ежегодный бал, который они дают в этот вечер. Хозяйка отправляется в покои дочери, чтобы предупредить Джульетту о сватовстве. Втроём - Джульетта, мать и кормилица, вырастившая девочку, - они живо обсуждают новость. Джульетта пока безмятежна и послушна родительской воле.

    На пышный бал-карнавал в доме Капулетти под масками проникают несколько молодых людей из вражеского лагеря - в том числе Бенволио, Меркуцио и Ромео. Все они горячи, остры на язык и ищут приключений. Особенно насмешлив и речист Меркуцио - ближайший друг Ромео. Сам Ромео охвачен на пороге дома Капулетти странной тревогой.

    Добра не жду. Неведомое что-то,
    Что спрятано пока ещё во тьме,
    Но зародится с нынешнего бала,
    Безвременно укоротит мне жизнь
    Виной каких-то странных обстоятельств.
    Но тот, кто направляет мой корабль,
    Уж поднял парус...

    В толчее бала, среди случайных фраз, которыми обмениваются хозяева, гости и слуги, взгляды Ромео и Джульетты впервые пересекаются, и, подобно ослепительной молнии, их поражает любовь.

    Мир для обоих моментально преображается. Для Ромео с этого мгновенья не существует прошлых привязанностей:

    Любил ли я хоть раз до этих пор?
    О нет, то были ложные богини.
    Я истинной красы не знал отныне...

    Когда он произносит эти слова, его по голосу узнает двоюродный брат Джульетты Тибальт, немедленно хватающийся за шпагу. Хозяева упрашивают его не поднимать шум на празднике. Они замечают, что Ромео известен благородством и нет беды, даже если он побывал на балу. Уязвлённый Тибальт затаивает обиду.

    Ромео тем временем удаётся обменяться с Джульеттой несколькими репликами. Он в костюме монаха, и за капюшоном она не видит его лица. Когда девушка выскальзывает из зала на зов матери, Ромео от кормилицы узнает, что она - дочь хозяев. Через несколько минут Джульетта делает такое же открытие - через ту же кормилицу она выясняет, что Ромео - сын их заклятого врага!

    Я воплощенье ненавистной силы
    Некстати по незнанью полюбила.

    Бенволио и Меркуцио уходят с бала, не дождавшись друга. Ромео в это время неслышно перелезает через стену и прячется в густом саду Капулетти. Чутье приводит его к балкону Джульетты, и он, замирая, слышит, как она произносит его имя. Не выдержав, юноша отзывается. Разговор двух влюблённых начинается с робких восклицаний и вопросов, а заканчивается клятвой в любви и решением немедля соединить свои судьбы.

    Мне не подвластно то, чем я владею.
    Моя любовь без дна, а доброта - как ширь морская.
    Чем я больше трачу, тем становлюсь безбрежней и богаче

    Так говорит Джульетта о поразившем её чувстве. «Святая ночь, святая ночь... / Так непомерно счастье...» - вторит ей Ромео. С этого момента Ромео и Джульетта действуют с необычайной твёрдостью, отвагой и вместе с тем осторожностью, полностью подчиняясь поглотившей их любви. Из их поступков непроизвольно уходит детскость, они вдруг преображаются в умудрённых высшим опытом людей.

    Их поверенными становятся монах брат Лоренцо, духовник Ромео, и кормилица, наперсница Джульетты. Лоренцо соглашается тайно обвенчать их - он надеется, что союз юных Монтекки и Капулетти послужит миру между двумя семьями. В келье брата Лоренцо совершается обряд бракосочетания. Влюблённые переполнены счастьем.

    Но в Вероне по-прежнему жаркое лето, и «в жилах закипает кровь от зноя». Особенно у тех, кто и без того вспыльчив как порох и ищет повода показать свою храбрость. Меркуцио коротает время на площади и спорит с Бенволио, кто из них больше любит ссоры. Когда появляется задира Тибальт с приятелями, становится ясно, что без стычки не обойтись. Обмен едкими колкостями прерван приходом Ромео. «Отстаньте! Вот мне нужный человек, - заявляет Тибальт и продолжает: - Ромео, сущность чувств моих к тебе вся выразима в слове: ты мерзавец». Однако гордец Ромео не хватается в ответ за шпагу, он лишь говорит Тибальту, что тот заблуждается. Ведь после венчанья с Джульеттой он считает Тибальта своим родственником, почти братом! Но никто этого ещё не знает. А Тибальт продолжает издевательства, пока не вмешивается взбешённый Меркуцио: «Трусливая, презренная покорность! / Я кровью должен смыть её позор!» Они дерутся на шпагах. Ромео в ужасе от происходящего бросается между ними, и в эту минуту Тибальт из-под его руки ловко наносит удар Меркуцио, а затем быстро скрывается со своими сообщниками. Меркуцио умирает на руках у Ромео. Последние слова, которые он шепчет: «Чума возьми семейства ваши оба!»

    Ромео потрясён. Он потерял лучшего друга. Мало того, он понимает, что тот погиб из-за него, что Меркуцио был предан им, Ромео, когда защищал его честь... «Благодаря тебе, Джульетта, становлюсь я слишком мягок...» - бормочет Ромео в порыве раскаянья, горечи и ярости. В этот миг на площади вновь появляется Тибальт. Обнажив шпагу, Ромео налетает на него в «огненнооком гневе». Они бьются молча и исступлённо. Через несколько секунд Тибальт падает мёртвым. Бенволио в страхе велит Ромео срочно бежать. Он говорит, что смерть Тибальта на поединке будет расценена как убийство и Ромео грозит казнь. Ромео уходит, подавленный всем происшедшим, а площадь заполняют возмущённые горожане. После объяснений Бенволио князь выносит приговор: отныне Ромео осуждён на изгнанье - в противном случае его ждёт смерть.

    Джульетта узнает о страшной новости от кормилицы. Сердце её сжимается от смертной тоски. Скорбя о гибели брата, она тем не менее непреклонна в оправдании Ромео.

    Супруга ль осуждать мне?
    Бедный муж, где доброе тебе услышать слово,
    Когда его не скажет и жена на третьем часе брака...

    Ромео в этот миг мрачно выслушивает советы брата Лоренцо. Тот убеждает юношу скрыться, подчинившись закону, пока ему не будет даровано прощение. Он обещает регулярно посылать Ромео письма. Ромео в отчаянье, изгнанье для него - та же смерть. Он изнывает от тоски по Джульетте. Лишь несколько часов удаётся провести им вместе, когда ночью он тайком пробирается в её комнату. Трели жаворонка на рассвете извещают влюблённых, что им пора расставаться. Они никак не могут оторваться друг от друга, бледные, терзаемые предстоящей разлукой и тревожными предчувствиями. Наконец Джульетта сама уговаривает Ромео уйти, страшась за его жизнь.

    Вошедшая в спальню дочери леди Капулетти застаёт Джульетту в слезах и объясняет это горем из-за смерти Тибальта. Известие, которое сообщает мать, заставляет Джульетту похолодеть: граф Парис торопит со свадьбой, и отец уже принял решение о венчанье на следующий день. Девушка молит родителей обождать, но те непреклонны. Или немедленная свадьба с Парисом - или «тебе тогда я больше не отец». Кормилица после ухода родителей уговаривает Джульетту не переживать: «Твой новый брак затмит своими выгодами первый...» «Аминь!» - замечает в ответ Джульетта. С этой минуты в кормилице она видит уже не друга, а врага. Остаётся единственный человек, кому ещё может она доверять, - брат Лоренцо.

    И если не поможет мне монах,
    Есть средство умереть в моих руках.

    «Всему конец! Надежды больше нет!» - безжизненно говорит Джульетта, когда остаётся наедине с монахом. В отличие от кормилицы Лоренцо не утешает её - он понимает отчаянное положение девушки. Всем сердцем сочувствуя ей и Ромео, он предлагает единственный путь к спасению. Ей надо притвориться покорной воле отца, готовиться к свадьбе, а вечером принять чудодейственный раствор. После этого она должна погрузиться в состояние, напоминающее смерть, которое продлится ровно сорок два часа. За этот срок Джульетту погребут в фамильном склепе. Лоренцо же даст знать обо всем Ромео, тот прибудет к моменту её пробуждения, и они смогут исчезнуть до лучшей поры... «Вот выход, если ты не оробеешь / Или не спутаешь чего-нибудь», - заключает монах, не утаивая опасности этого тайного плана. «Дай склянку мне! Не говори о страхе», - обрывает его Джульетта. Окрылённая новой надеждой, она уходит с флаконом раствора.

    В доме Капулетти готовятся к свадьбе. Родители счастливы, что дочь больше не упрямится. Кормилица и мать нежно прощаются с ней перед сном. Джульетта остаётся одна. Перед решающим поступком её охватывает страх. Что, если монах обманул её? Или эликсир не подействует? Или действие будет иным, чем он обещал? Что, если она проснётся раньше времени? Или ещё хуже - останется жива, но потеряет рассудок от страха? И все-таки, не колеблясь, она выпивает флакон до дна.

    Утром дом оглашает истошный вопль кормилицы: «Джульетта померла! Она скончалась!» Дом охватывает смятение и ужас. Сомнений быть не может - Джульетта мертва. Она лежит в постели в свадебном наряде, окоченевшая, без кровинки в лице. Парис, как все прочие, подавлен страшной вестью. Музыканты, приглашённые играть на свадьбе, ещё неловко топчутся, ожидая приказов, но несчастная семья уже погружается в безутешный траур. Пришедший Лоренцо произносит слова сочувствия близким и напоминает, что покойницу пора нести на кладбище.

    ...«Я видел сон: ко мне жена явилась. / А я был мёртв и, мёртвый, наблюдал. / И вдруг от жарких губ её я ожил...» - Ромео, который скрывается в Мантуе, ещё не подозревает, каким пророческим окажется это видение. Пока он ничего не ведает о случившемся в Вероне, а лишь, сжигаемый нетерпением, ждёт вестей от монаха. Вместо посыльного появляется слуга Ромео Балтазар. Юноша кидается к нему с расспросами и - о горе! - узнает ужасную весть о смерти Джульетты. Он отдаёт команду запрягать лошадей и обещает: «Джульетта, мы сегодня будем вместе». У местного аптекаря он требует самого страшного и скорого яда и за пятьдесят дукатов получает порошок - «в любую жидкость всыпьте, / И будь в вас силы за двадцатерых, / Один глоток уложит вас мгновенно».

    В это самое время брат Лоренцо переживает не меньший ужас. К нему возвращается монах, которого Лоренцо посылал в Мантую с тайным письмом. Оказывается, роковая случайность не позволила выполнить поручение: монах был заперт в доме по случаю чумного карантина, так как его товарищ перед тем ухаживал за больными.

    Последняя сцена происходит в гробнице семьи Капулетти. Здесь, рядом с Тибальтом, только что положили в усыпальнице мёртвую Джульетту. Задержавшийся у гроба невесты Парис забрасывает Джульетту цветами. Услышав шорох, он прячется. Появляется Ромео со слугой. Он отдаёт Балтазару письмо к отцу и отсылает его, а сам ломом открывает склеп. В этот момент Парис выступает из укрытия. Он преграждает Ромео путь, грозит ему арестом и казнью. Ромео просит его уйти добром и «не искушать безумного». Парис настаивает на аресте. Начинается поединок. Паж Париса в страхе бросается за помощью. Парис гибнет от шпаги Ромео и перед смертью просит внести его в склеп к Джульетте. Ромео наконец остаётся один перед гробом Джульетты, Он поражён, что в гробу она выглядит как живая и так же прекрасна. Проклиная злые силы, унёсшие это совершеннейшее из земных созданий, он целует Джульетту в последний раз и со словами «Пью за тебя, любовь!» выпивает яд.

    Лоренцо опаздывает на какой-то миг, но он уже не в силах оживить юношу. Он поспевает как раз к пробуждению Джульетты. Увидев монаха, она немедленно спрашивает, где её супруг, и заверяет, что все отлично помнит и чувствует себя бодрой и здоровой. Лоренцо, боясь сказать ей страшную правду, торопит её покинуть склеп. Джульетта не слышит его слов. Увидев мёртвого Ромео, она думает лишь о том, как скорее умереть самой. Она досадует, что Ромео один выпил весь яд. Зато рядом с ним лежит кинжал. Пора. Тем более что снаружи уже слышны голоса сторожей. И девушка вонзает себе в грудь кинжал.

    Вошедшие в усыпальницу нашли мёртвых Париса и Ромео, а рядом с ними ещё тёплую Джульетту. Давший волю слезам Лоренцо поведал трагическую историю влюблённых. Монтекки и Капулетти, забыв о старых распрях, протянули руки друг другу, безутешно оплакивая мёртвых детей. Решено было поставить на их могилах по золотой статуе.

    Но, как верно заметил князь, все равно повесть о Ромео и Джульетте останется печальнейшей на свете...

    Краткое содержание Ромео и Джульетта

    Действие трагедии охватывает пять дней одной недели и включает череду роковых событий. В первом акте поссорились слуги Монтекки и Капулетти. Всем в Вероне известно, что эти две знатные семьи давно враждовали. Неизвестно, что стало причиной для очередной потасовки, но страсти на площади накалялись. Горожане с трудом разняли дерущихся. Тем временем, появился князь и верховный правитель города, который приказал приостановить это столкновение, угрожая казнью. На площадь пришел Ромео Монтекки . Он уже слышал о произошедшем, но это его мало беспокоило. Его мысли были заняты неприступной Розалиндой. Он, кажется, был всерьез влюбленным, о чем рассказал приятелю Бенволио . Тот лишь посмеялся над другом и советовал перевести внимание на других девушек.

    К Капулетти прибывал граф Парис – родственник князя. Он выразил желание жениться на юной Джульетте , которой на момент происходящих событий не исполнилось и четырнадцати. Так как Парис был знатен и богат, отец Джульетты сразу же дал свое согласие. Заодно Капулетти пригласили юношу на ежегодный бал, устраиваемый их семейством. Мать Джульетты поделилась с дочерью этой радостной вестью. Все, включая кормилицу , которая с пеленок растила Джульетту, были несказанно рады. Девушка пока во всем полагалась на выбор родителей. В поисках приключений на бал в масках заявились и Ромео с друзьями. Они отличались горячим нравом и остротой языка, в особенности Меркуцио . Сам Ромео был немного грустен. Его терзали смутные чувства тревоги. Внутренний голос подсказывал ему, что не нужно было приходить на это торжество.

    В разгар празднества среди шумной толпы Ромео увидел Джульетту. Когда их взгляды встретились, он понял, что никогда раньше не любил. Все, что было до нее, было не настоящим. Мир для обоих резко изменился и преобразился. Когда он вслух произнес слова восхищения, его по голосу узнал кузен Джульетты, Тибальт . Он сразу же схватился за шпагу, но его вовремя остановили хозяева и попросили не устраивать переполох на празднике. Тем более, всем известно, что Ромео благороден и добр, от него не стоит ждать беды. Тибальт отступил, но обиду в душе затаил. В костюме монаха лица Ромео было не видно. Ему удалось обменяться с Джульеттой парой фраз, после чего она удалилась. Ее искала мать. От кормилицы он узнал, что это дочь хозяев. От нее же Джульетте стало известно, что Ромео – сын их заклятого врага.

    Приятели Ромео незаметно удалились с бала, а он спрятался в саду, чтобы тайком взглянуть на Джульетту. По зову сердца он нашел ее балкон. Замирая, он слышал, как она говорила о нем. Он вышел из укрытия и вступил в разговор. Их речь была полна робких восклицаний, а затем они дали клятву в вечной любви и выразили желание немедля соединить свои судьбы. С этого момента они были полностью поглощены любовью друг к другу, действовали уверенно, но с большой осторожностью. В их поведении пропала детская наивность и незаметно появилась зрелость. Их от души поддерживали монах брат Лоренцо , кормилица Джульетты и духовник Ромео. Лоренцо готов был тайно обвенчать молодых в надежде, что благодаря этому воссоединению, их семьи вскоре помирятся. Обряд тайного бракосочетания происходил в его келье. Молодые были безумно счастливы.

    Лето в Вероне выдалось чрезвычайно жарким, и в жилах местных жителей быстрее закипала кровь. Как-то Меркуцио коротал время на площади с Бенволио, когда появился грубиян Тибальт со своими сторонниками. Стало понятно, что стычки не избежать, но тут появился миролюбивый и счастливый Ромео. Он старался не отвечать на провокации Тибальта. Ведь теперь он как брат ему, хотя мало кому об этом известно. Тибальту разговоров было недостаточно, он продолжал свои издевки, чтобы спровоцировать конфликт. Тогда за Ромео вступился взбешенный Меркуцио и началась серьезная потасовка. Ромео, пытаясь разнять их, послужил причиной смерти лучшего друга. Тибальт подло из-под его руки заколол Меркуцио. Умирая, юноша проклял оба семейства. Ромео, в отчаянии, обнажил шпагу и в недолгой схватке убил Тибальта. Напуганный Бенволио посоветовал другу бежать из города. Когда Ромео удалился, на площади собралась толпа возмущенных горожан. Бенволио объяснил все верховному правителю, который вынес свой приговор. Отныне Ромео был осужден на изгнание, а если он появится в городе, то его ждет смерть.

    Джульетта узнала об этом страшном происшествии от кормилицы. Она была очень огорчена. Ее терзали горечь за смерть брата и страх за жизнь супруга. Брат Лоренцо уговорил Ромео на время скрыться и обещал писать ему регулярные письма. Юношу очень расстроило то, что он должен расстаться с любимой. Это изгнание стало подобно смерти. Ночью он тайком пробрался в комнату любимой, и им удалось недолго пообщаться. На рассвете пришло время расставаться. Когда в комнате появилась леди Капулетти, она застала дочь в слезах, на что Джульетта ответила, что это из-за смерти брата. Мать принесла ей ужасную весть. Граф Парис просил поторопиться с приготовлениями к свадьбе, а отец согласился венчать их на следующий же день.

    После ухода леди Капулетти кормилица пыталась утешить ее и просила не расстраиваться так сильно, ведь брак с Парисом может быть даже лучше, чем с Ромео. С этого момента в кормилице она тоже видела врага, и теперь помочь ей мог только брат Лоренцо. Оставшись наедине с монахом, она призналась, что надежд больше нет. Он понимал безвыходное положение девушки и искренне сочувствовал Ромео. Оставался только один выход. Нужно было притвориться, что она согласна выйти за Париса, а накануне свадьбы выпить один сильнодействующий раствор, который погрузит ее в глубокий сон, схожий со смертью, на три дня. За это время ее погребут в фамильном склепе Капулетти. Лоренцо напишет Ромео письмо с просьбой срочно явиться. Он должен будет прибыть в склеп к моменту ее пробуждения, затем они смогут вместе бежать и спрятаться до лучших времен. Джульетта согласилась на этот план. Ведь другого выхода быть с любимым не было.

    В доме Капулетти приготовления к свадьбе шли полным ходом. Оставшись одна в своей комнате, Джульетта решилась принять снотворное снадобье, которое ей дал брат Лоренцо. Перед этим она долго сомневалась, не была уверена все ли получится так, как они запланировали, но все же выпила. Наутро ее обнаружила кормилица и подняла истошный крик. Девушка лежала на своей кровати в свадебном наряде, бледная и окоченевшая. Сомнений не оставалось, она была мертва. Парис, как и все родные Джульетты, был подавлен и расстроен этой новостью. Пришел брат Лоренцо, произнес слова сочувствия и сказал, что пора хоронить покойную в семейной усыпальнице. Ромео тем временем скрывался в Мантуе и видел страшный пророческий сон, в котором он был мертв. Он с нетерпением ждал вестей от брата Лоренцо, но вместо этого к нему явился слуга Балтазар со страшной вестью о смерти Джульетты.

    В отчаянии он распорядился запрячь лошадей и отправился в путь. По дороге у местного лекаря он купил самый сильный яд. Вслух он дал обещание любимой сегодня же к ней присоединиться. В последней сцене показан склеп рода Капулетти, где похоронен Тибальт. Туда же положили «мертвую» Джульетту. У гроба невесты стоял Парис. В этот момент появился убитый горем Ромео. Парис угрозами преградил ему путь. Ромео, не желая вступать в драку, просил его уйти с миром, но тот отказался. В поединке молодых людей погиб ни в чем неповинный Парис. Ромео, оставшись один, не мог насмотреться на свою возлюбленную. Казалось, она была также прекрасна, как живая. Поцеловав её, он выпил сильнодействующий яд. Лоренцо опоздал и не успел спасти его.

    Когда Джульетта проснулась, то увидела монаха. Она уверяла его, что чувствует себя хорошо и бодро, и поинтересовалась, где ее муж. Лоренцо не хотел говорить ей правду и просил поскорее покинуть это место. Но взгляд Джульетты пал на мертвого Ромео и жизнь потеряла всякий смысл. Увидев рядом с его телом кинжал, она взяла его и смело вонзила себе в грудь. Вошедшие в гробницу нашли тела погибших Ромео, Джульетты и Париса. Лоренцо весь в слезах рассказал все, как было. Монтекки и Капулетти долго и безутешно оплакивали своих несчастных детей и решили положить конец многолетней вражде. На их могилах было решено воздвигнуть золотые статуи. С тех пор прошло много времени, но повесть о Ромео и Джульетте остается печальнейшей на свете…

    Действие трагедии охватывает пять дней одной недели, в течение которых происходит роковая череда событий.

    Первый акт начинается с потасовки слуг, которые принадлежат к двум враждующим семьям - Монтекки и Капулетти. Неясно, что послужило причиной вражды, очевидно лишь, что она давняя и непримиримая, втягивающая в водоворот страстей и молодых, и старых. К слугам быстро присоединяются знатные представители двух домов, а затем и сами их главы. На залитой июльским солнцем площади закипает настоящий бой. Горожанам, уставшим от розни, с трудом удается разнять дерущихся. Наконец прибывает верховный правитель Вероны - князь, который приказывает прекратить столкновение под страхом смерти, и сердито удаляется.

    На площади появляется Ромео , сын Монтекки. Он уже знает о недавней стачке, но мысли его заняты другим. Как и положено в его возрасте, он влюблен и страдает. Предмет его неразделенной страсти - некая неприступная красавица Розалина. В разговоре с приятелем Бенволио он делится своими переживаниями. Бенволио добродушно советует обратить взор на прочих девушек и посмеивается над возражениями друга.

    В это время Капулетти наносит визит родственник князя граф Парис, который просит руки единственной дочери хозяев. Джульетте ещё не исполнилось и четырнадцати, но отец соглашается на предложение. Парис знатен, богат, красив, и о лучшем женихе нельзя мечтать. Капулетти приглашает Париса на ежегодный бал, который они дают в этот вечер. Хозяйка отправляется в покои дочери, чтобы предупредить Джульетту о сватовстве. Втроем - Джульетта , мать и кормилица, вырастившая девочку, - они живо обсуждают новость. Джульетта пока безмятежна и послушна родительской воле.

    На пышный бал-карнавал в доме Капулетти под масками проникают несколько молодых людей из вражеского лагеря - в том числе Бенволио, Меркуцио и Ромео. Все они горячи, остры на язык и ищут приключений. Особенно насмешлив и речист Меркуцио - ближайший друг Ромео. Сам Ромео охвачен на пороге дома Капулетти странной тревогой. «Добра не жду. Неведомое что то, / Что спрятано пока ещё во тьме, / Но зародится с нынешнего бала, / Безвременно укоротит мне жизнь / Виной каких-то странных обстоятельств. / Но тот, кто направляет мой корабль, / Уж поднял парус…».

    В толчее бала, среди случайных фраз, которыми обмениваются хозяева, гости и слуги, взгляды Ромео и Джульетты впервые пересекаются, и, подобно ослепительной молнии, их поражает любовь.

    Мир для обоих моментально преображается. Для Ромео с этого мгновенья не существует прошлых привязанностей: «Любил ли я хоть раз до этих пор? / О нет, то были ложные богини. / Я истинной красы не знал отныне…» Когда он произносит эти слова, его по голосу узнает двоюродный брат Джульетты Тибальт, немедленно хватающийся за шпагу. Хозяева упрашивают его не поднимать шум на празднике. Они замечают, что Ромео известен благородством и нет беды, даже если он побывал на балу. Уязвленный Тибальт затаивает обиду.

    Ромео тем временем удается обменяться с Джульеттой несколькими репликами. Он в костюме монаха, и за капюшоном она не видит его лица. Когда девушка выскальзывает из зала на зов матери, Ромео от кормилицы узнает, что она - дочь хозяев. Через несколько минут Джульетта делает такое же открытие - через ту же кормилицу она выясняет, что Ромео - сын их заклятого врага! «Я воплощенье ненавистной силы / Некстати по незнанью полюбила».

    Бенволио и Меркуцио уходят с бала, не дождавшись друга. Ромео в это время неслышно перелезает через стену и прячется в густом саду Капулетти. Чутье приводит его к балкону Джульетты, и он, замирая, слышит, как она произносит его имя. Не выдержав, юноша отзывается. Разговор двух влюбленных начинается с робких восклицаний и вопросов, а заканчивается клятвой в любви и решением немедля соединить свои судьбы. «Мне не подвластно то, чем я владею. / Моя любовь без дна, а доброта - как ширь морская. / Чем я больше трачу, тем становлюсь безбрежней и богаче» - так говорит Джульетта о поразившем её чувстве. «Святая ночь, святая ночь… / Так непомерно счастье…» - вторит ей Ромео. С этого момента Ромео и Джульетта действуют с необычайной твердостью, отвагой и вместе с тем осторожностью, полностью подчиняясь поглотившей их любви. Из их поступков непроизвольно уходит детскость, они вдруг преображаются в умудренных высшим опытом людей.

    Их поверенными становятся монах брат Лоренцо, духовник Ромео, и кормилица, наперсница Джульетты. Лоренцо соглашается тайно обвенчать их - он надеется, что союз юных Монтекки и Капулетти послужит миру между двумя семьями. В келье брата Лоренцо совершается обряд бракосочетания. Влюбленные переполнены счастьем.

    Но в Вероне по-прежнему жаркое лето, и «в жилах закипает кровь от зноя». Особенно у тех, кто и без того вспыльчив как порох и ищет повода показать свою храбрость. Меркуцио коротает время на площади и спорит с Бенволио, кто из них больше любит ссоры. Когда появляется задира Тибальт с приятелями, становится ясно, что без стычки не обойтись. Обмен едкими колкостями прерван приходом Ромео. «Отстаньте! Вот мне нужный человек, - заявляет Тибальт и продолжает: - Ромео, сущность чувств моих к тебе вся выразима в слове: ты мерзавец». Однако гордец Ромео не хватается в ответ за шпагу, он лишь говорит Тибальту, что тот заблуждается. Ведь после венчанья с Джульеттой он считает Тибальта своим родственником, почти братом! Но никто этого ещё не знает. А Тибальт продолжает издевательства, пока не вмешивается взбешенный Меркуцио: «Трусливая, презренная покорность! / Я кровью должен смыть её позор!» Они дерутся на шпагах. Ромео в ужасе от происходящего бросается между ними, и в эту минуту Тибальт из-под его руки ловко наносит удар Меркуцио, а затем быстро скрывается со своими сообщниками. Меркуцио умирает на руках у Ромео. Последние слова, которые он шепчет: «Чума возьми семейства ваши оба!».

    Ромео потрясен. Он потерял лучшего друга. Мало того, он понимает, что тот погиб из-за него, что Меркуцио был предан им, Ромео, когда защищал его честь… «Благодаря тебе, Джульетта, становлюсь я слишком мягок…» - бормочет Ромео в порыве раскаянья, горечи и ярости. В этот миг на площади вновь появляется Тибальт. Обнажив шпагу, Ромео налетает на него в «огненнооком гневе». Они бьются молча и исступленно. Через несколько секунд Тибальт падает мертвым. Бенволио в страхе велит Ромео срочно бежать. Он говорит, что смерть Тибальта на поединке будет расценена как убийство и Ромео грозит казнь. Ромео уходит, подавленный всем происшедшим, а площадь заполняют возмущенные горожане. После объяснений Бенволио князь выносит приговор: отныне Ромео осужден на изгнанье - в противном случае его ждет смерть.

    Джульетта узнает о страшной новости от кормилицы. Сердце её сжимается от смертной тоски. Скорбя о гибели брата, она тем не менее непреклонна в оправдании Ромео. «Супруга ль осуждать мне? / Бедный муж, где доброе тебе услышать слово, / Когда его не скажет и жена на третьем часе брака…».

    Ромео в этот миг мрачно выслушивает советы брата Лоренцо. Тот убеждает юношу скрыться, подчинившись закону, пока ему не будет даровано прощение. Он обещает регулярно посылать Ромео письма. Ромео в отчаянье, изгнанье для него - та же смерть. Он изнывает от тоски по Джульетте. Лишь несколько часов удается провести им вместе, когда ночью он тайком пробирается в её комнату. Трели жаворонка на рассвете извещают влюбленных, что им пора расставаться. Они никак не могут оторваться друг от друга, бледные, терзаемые предстоящей разлукой и тревожными предчувствиями. Наконец Джульетта сама уговаривает Ромео уйти, страшась за его жизнь.

    Вошедшая в спальню дочери леди Капулетти застает Джульетту в слезах и объясняет это горем из-за смерти Тибальта. Известие, которое сообщает мать, заставляет Джульетту похолодеть: граф Парис торопит со свадьбой, и отец уже принял решение о венчанье на следующий день. Девушка молит родителей обождать, но те непреклонны. Или немедленная свадьба с Парисом - или «тебе тогда я больше не отец». Кормилица после ухода родителей уговаривает Джульетту не переживать: «Твой новый брак затмит своими выгодами первый…» «Аминь!» - замечает в ответ Джульетта. С этой минуты в кормилице она видит уже не друга, а врага. Остается единственный человек, кому ещё может она доверять, - брат Лоренцо. «И если не поможет мне монах, / Есть средство умереть в моих руках».

    «Всему конец! Надежды больше нет!» - безжизненно говорит Джульетта, когда остается наедине с монахом. В отличие от кормилицы Лоренцо не утешает её - он понимает отчаянное положение девушки. Всем сердцем сочувствуя ей и Ромео, он предлагает единственный путь к спасению. Ей надо притвориться покорной воле отца, готовиться к свадьбе, а вечером принять чудодейственный раствор. После этого она должна погрузиться в состояние, напоминающее смерть, которое продлится ровно сорок два часа. За этот срок Джульетту погребут в фамильном склепе. Лоренцо же даст знать обо всем Ромео, тот прибудет к моменту её пробуждения, и они смогут исчезнуть до лучшей поры… «Вот выход, если ты не оробеешь / Или не спутаешь чего-нибудь», - заключает монах, не утаивая опасности этого тайного плана. «Дай склянку мне! Не говори о страхе», - обрывает его Джульетта. Окрыленная новой надеждой, она уходит с флаконом раствора.

    В доме Капулетти готовятся к свадьбе. Родители счастливы, что дочь больше не упрямится. Кормилица и мать нежно прощаются с ней перед сном. Джульетта остается одна. Перед решающим поступком её охватывает страх. Что, если монах обманул её? Или эликсир не подействует? Или действие будет иным, чем он обещал? Что, если она проснется раньше времени? Или ещё хуже - останется жива, но потеряет рассудок от страха? И все-таки, не колеблясь, она выпивает флакон до дна.

    Утром дом оглашает истошный вопль кормилицы: «Джульетта померла! Она скончалась!» Дом охватывает смятение и ужас. Сомнений быть не может - Джульетта мертва. Она лежит в постели в свадебном наряде, окоченевшая, без кровинки в лице. Парис, как все прочие, подавлен страшной вестью. Музыканты, приглашенные играть на свадьбе, ещё неловко топчутся, ожидая приказов, но несчастная семья уже погружается в безутешный траур. Пришедший Лоренцо произносит слова сочувствия близким и напоминает, что покойницу пора нести на кладбище.

    …«Я видел сон: ко мне жена явилась. / А я был мертв и, мертвый, наблюдал. / И вдруг от жарких губ её я ожил…» - Ромео, который скрывается в Мантуе, ещё не подозревает, каким пророческим окажется это видение. Пока он ничего не ведает о случившемся в Вероне, а лишь, сжигаемый нетерпением, ждет вестей от монаха. Вместо посыльного появляется слуга Ромео Балтазар. Юноша кидается к нему с расспросами и - о горе! - узнает ужасную весть о смерти Джульетты. Он отдает команду запрягать лошадей и обещает: «Джульетта, мы сегодня будем вместе». У местного аптекаря он требует самого страшного и скорого яда и за пятьдесят дукатов получает порошок - «в любую жидкость всыпьте, / И будь в вас силы за двадцатерых, / Один глоток уложит вас мгновенно».

    В это самое время брат Лоренцо переживает не меньший ужас. К нему возвращается монах, которого Лоренцо посылал в Мантую с тайным письмом. Оказывается, роковая случайность не позволила выполнить поручение: монах был заперт в доме по случаю чумного карантина, так как его товарищ перед тем ухаживал за больными.

    Последняя сцена происходит в гробнице семьи Капулетти. Здесь, рядом с Тибальтом, только что положили в усыпальнице мертвую Джульетту. Задержавшийся у гроба невесты Парис забрасывает Джульетту цветами. Услышав шорох, он прячется. Появляется Ромео со слугой. Он отдает Балтазару письмо к отцу и отсылает его, а сам ломом открывает склеп. В этот момент Парис выступает из укрытия. Он преграждает Ромео путь, грозит ему арестом и казнью. Ромео просит его уйти добром и «не искушать безумного». Парис настаивает на аресте. Начинается поединок. Паж Париса в страхе бросается за помощью. Парис гибнет от шпаги Ромео и перед смертью просит внести его в склеп к Джульетте. Ромео наконец остается один перед гробом Джульетты, Он поражен, что в гробу она выглядит как живая и так же прекрасна. Проклиная злые силы, унесшие это совершеннейшее из земных созданий, он целует Джульетту в последний раз и со словами «Пью за тебя, любовь!» выпивает яд.

    Лоренцо опаздывает на какой-то миг, но он уже не в силах оживить юношу. Он поспевает как раз к пробуждению Джульетты. Увидев монаха, она немедленно спрашивает, где её супруг, и заверяет, что все отлично помнит и чувствует себя бодрой и здоровой. Лоренцо, боясь сказать ей страшную правду, торопит её покинуть склеп. Джульетта не слышит его слов. Увидев мертвого Ромео, она думает лишь о том, как скорее умереть самой. Она досадует, что Ромео один выпил весь яд. Зато рядом с ним лежит кинжал. Пора. Тем более что снаружи уже слышны голоса сторожей. И девушка вонзает себе в грудь кинжал.

    Вошедшие в усыпальницу нашли мертвых Париса и Ромео, а рядом с ними ещё теплую Джульетту. Давший волю слезам Лоренцо поведал трагическую историю влюбленных. Монтекки и Капулетти, забыв о старых распрях, протянули руки друг другу, безутешно оплакивая мертвых детей. Решено было поставить на их могилах по золотой статуе.

    Но, как верно заметил князь, все равно повесть о Ромео и Джульетте останется печальнейшей на свете...



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: