Распад Чехословакии: история, причины и последствия. Год распада Чехословакии

БЕЗ ЖЕЛЕЗНОГО ЗАНАВЕСА

«Без железного занавеса» – большой проект собственного корреспондента «СБ» в ЕС Инессы Плескачевской. Первой страной этого проекта стала бывшая ГДР, материалы о которой можно прочитать здесь:

Сегодня мы начинаем публикацию нового материала проекта, посвященного бывшей Чехословакии.

ЧЕХОСЛОВАКИЯ: СТРАНА, КОТОРОЙ БОЛЬШЕ НЕТ. Часть 1.

В революционные 1990-е не только Советский Союз исчез с карты. Мира, в котором многие из нас родились и успели повзрослеть, давно нет. Родилось поколение, которое не всегда знает, что с Таджикистаном и Узбекистаном мы были одной страной (и даже были счастливы вместе), а с Польшей и Чехословакией – в одном «лагере». Социалистическом. Чехословакии тоже больше нет. Многие в Чехии и Словакии об этом жалеют.

Готовя этот материал, я сделала шестнадцать больших интервью, и многие из тех, с кем я беседовала, были уверены: за распадом федеративного государства стояли амбиции двух политиков – тогдашних премьер-министров Чехии и Словакии Вацлава Клауса и Владимира Мечьяра, а главной жертвой «бархатного развода» (названного так по причине своей бескровности) стал президент Чехословакии Вацлав Гавел, активно выступавший против разделения. 1 января 1993 года Чехословакия исчезла, на карте появились две страны: Чешская Республика (население 10.5 млн. человек, ВВП на душу населения почти 20 тыс. долларов США) и Словацкая Республика (население 5.4 млн. человек, ВВП на душу населения чуть больше 18 тыс. долларов США). «А ведь если бы мы были единой страной, с нами больше бы считались в мире!», – мечтательно говорят сегодня и чехи, и словаки (но больше все-таки словаки).

Во время встреч и интервью в Чехии и Словакии мы говорили об этом и о многом другом: о лихих девяностых (да, у них они тоже были лихие – с купонной приватизацией, в одночасье появившимися миллионерами и олигархами, гибнущей промышленностью) и о том, конкурируют ли сегодня в мире Чехия и Словакия.

Интересное наблюдение: организовать интервью в Словакии оказалось намного проще. Люди (политики и бизнесмены в том числе) шли на контакт охотнее, выглядели откровеннее и практически все признавались в любви к Беларуси.

История все время меняется


Журналисту встретиться сегодня с первым премьер-министром независимой Словакии Владимиром Мечьяром (одним из тех двух, которые, по мнению многих, «развалили» Чехословакию) дело почти безнадежное: словацким и чешским СМИ интервью он не дает. С этим я уже сталкивалась, когда делала интервью с последним Генеральным секретарем ЦК СЕПГ Эгоном Кренцем: он не дает интервью немецким журналистам, но мы с ним все же смогли поговорить. Вдохновленная этим, я решила проверить на практике «теорию пяти рукопожатий». Сработало!

Владимир Мечьяр трижды был премьер-министром Словакии, дважды исполнял обязанности президента. То, какой стала Словакия сегодня, во многом его заслуга. На парламентских выборах 2010 года возглавляемая им «Народная партия – Движение за демократическую Словакию» впервые не вошла в парламент. Владимир Мечьяр спел (в прямом смысле) коллегам прощальную песнь и уехал, как он сам сказал, «медитировать в леса».

Сегодня он живет в небольшом курортном городке Тренчьянске Теплице. Разыскать дом бывшего премьер-министра удалось не сразу: мы заблудились среди разбросанных по живописным холмам улочек. Останавливались и спрашивали у прохожих: «Как проехать к Владимиру Мечьяру?». Каждый знал и охотно объяснял. Нам показалось, что соседством с ним горожане гордятся, а самого его любят, несмотря на то, что официальное к нему отношение куда более сложное. Впрочем, к фигуре такого масштаба отношение простым не бывает.

Когда началась Бархатная революция в ноябре 1989 года, думали ли Вы о том, что через несколько лет Словакия станет независимой? Какие тогда были ожидания и мечты?

Эта революция, которую потом назвали бархатной, имела несколько этапов. Сначала это был демократический социализм, демократия в социализме. Потом пошло по-другому. Некоторые шаги федерации были направлены против словаков. Например, у нас была очень развитая промышленность – производство оружия. Вацлав Гавел, ни с кем не посоветовавшись, поехал в США и сказал: «Остановим». Но остановили только в Словакии. Здесь с утра до вечера стояли 100 тысяч безработных, никто не знал, что им сказать. Безработица выросла почти до 20%. Чехи думали, что они работают на нас, мы думали, что отдаем им. Многие из тех реформ были не в пользу Словакии. А в Чехии настроения были такие: если словаки недовольны, хотят больше денег для социальной сферы, мы лучше будем без них. А мы говорили: слава Богу, мы будем одни. В Чехословакии, конечно, некоторая децентрализация была. Были у нас какие-то региональные органы, но без влияния и власти. Здравоохранение, школы, культура, мелкая торговля. Но все центральные органы были в Праге, мы никогда не определяли государственную политику.

Скажите, что это было за ощущение – мы будем сами, у нас все получится, мы строим новую Словакию. Был такой подъем?

Там, где 900 лет не было государства, было историческое чувство: хотим быть самостоятельными. Это было у всех. Вопрос о строительстве государства – и сложный, и нет. Опыта нет, но вдохновение огромное. Мы все создали за 10 месяцев. Не было здания, не было служащих, не было своей валюты, не было опыта, надо было подбирать людей, которые хотели и умели. Сколько раз так было: пригласил человека и говоришь: будешь министром – ищи здание, людей, через два месяца должны быть результаты. И это все делалось очень, очень быстро, у населения росло убеждение, что мы можем жить одни, что не надо бояться такого шага. До того было очень много разговоров, что будет война, экономически не выдержим, у руководства нет опыта – пугали людей.

- Кто?

Мы имели, например, большую оппозицию в лице Госсекретаря США, которая была родом из Чехословакии…

- Мадлен Олбрайт.

И она нас так критиковала! (На лице Владимира Мечьяра появляется усмешка – прим. И.П.). Совет Европы решил, что три года – и Словакии не будет. Но уже, слава Богу, больше двадцати лет прошло, а мы существуем. Надо с народом сотрудничать, и будет результат. Помощь из-за границы принять, но прежде всего самим делать. А потом пошло все очень быстро. Переход с федеральной валюты на национальную – две недели. Выход на международный валютный рынок – полгода. Но еще полгода никто с нами даже разговаривать не хотел. Это был самый трудный момент: изоляция через финансовую сферу. Но мы выдержали. Политически нас принял весь мир, мы радовались. Но в мире уже не было двух центров, остался один, который говорил: «Я победил!». А тому, кто победил, принадлежит все. С этим нужно было научиться жить, и это было нелегко. Мы получили кредиты от МВФ, но оказалось, что не только деньги нужно вернуть с процентами, но есть и политические условия: нами хотят руководить. Был и очень важный вопрос собственности: почти все отрасли перешли в частные руки, в первую очередь зарубежные. Был вопрос интеграции, кризис, инфляция, неплатежеспособность – все было.

Владимир Мечьяр умолкает, отпивает кофе и аккуратно ставит чашку на блюдце. Я молчу, тихо, слышно, как позвякивает фарфор. Видно, что об всем этом он уже много раз думал, но не слишком часто говорил.


Когда это все начиналось, было несколько основных принципов. Первый – политический: создать государство, завязать контакты за рубежом. Второй – экономический: был большой кризис. Социалистической системы больше не было, надо было строить что-то новое. Хозяйственное сотрудничество шло очень тяжело: все распалось, платить нечем, товаров не стало, надо было все перестраивать. Правда, эту перестройку каждый видел по-своему: мы – как получить прибыль, другие – как получить собственность. Еще – перестройка социальной системы. Она должна была перейти от системы солидарности к принципу личной ответственности. Очень серьезным был вопрос и о том, как развиваться в духовной жизни. Как общество, в котором прежде всего христиане, удержать на моральных принципах. Мы встретились с неолиберализмом. В нем есть кое-что положительное, но не все: он очень ослабляет чувство социальной солидарности. В нем главное не человек, главное – потребитель. А это означает: твоя ценность в том, сколько ты покупаешь. В таких отношениях бывает очень много нравственного мрака.

- Человека за этим не видно.

Не видно. Человека начинают ценить по тому, как он выглядит, и это очень плохо. Национальное развитие, экономика перестроилась на то, что надо прислушиваться к тому, что говорят в Вашингтоне. И никогда не быть против. Говорят в Брюсселе – не быть против. У нас был случай, когда мы с чем-то не согласились, отправили для разъяснений члена правительства, а нам сказали: «Безразлично, что вы думаете, будет так, как мы говорим». (Горько усмехается). Вопрос ведь не в том, что мы хотим быть солидарными, а в том, что обязаны. Были шаги, которые нас опозорили. Через территорию Словакии американцы бомбили Сербию – это позволило правительство, которое пришло после меня. Мы были в позорных войнах в Ираке, Афганистане, это были войны «солидарности». То же самое сейчас происходит на Украине. Это вопрос не правды, а политики, власти и влияния.

- Скажите, такие небольшие страны как Словакия могут влиять на принятие решений в Европейском союзе?

В той мере, в какой сила государства. А у нас такой экономической силы больше нет. Существует внутренняя разница между государствами, например: мы полностью открыли свой рынок труда, но нам пришлось несколько лет ждать, чтобы его открыли для нас. По сельскому хозяйству нам сказали: будете ждать десять лет, пока получите дотации, как в других странах. А это означает, что десять лет наше сельское хозяйство неконкурентоспособно. Партнеры из Евросоюза, где большое производство (и большие дотации), набросились на наш рынок низкими ценами и держали их три года. А когда наши производители не выдержали и ушли, они подняли цены. Очень большой ущерб был для сельского хозяйства из-за этой политики.

- Какие главные проблемы в Словакии сегодня?

В экономике главная проблема – безработица. Очень много людей работает за границей. И дело не в том, что они могут выехать, они должны, потому что дома нет работы. Официальные данные говорят о 12-15%, но фактически каждый четвертый без работы. Бывает так, что родители оставляют детей старикам и – один в одном государстве, другой в другом, встречаются раз-два в год на каникулах. Вторая проблема, что все банки, все решающие отрасли – энергетика и другие – перешли в руки зарубежных собственников. У нас нет контроля. Капитал, который здесь возникает, вывозится за границу, и часть его мы потом получаем как помощь ЕС. Но если бы он оставался здесь, нашей экономике было бы лучше. В свое время мы принимали те инвестиционные предложения, которые были завязаны на дешевую рабочую силу. Но потом цена рабочей силы стала расти, инвесторы идут дальше – ищут, где дешевле. Инвесторов интересует прибыль, а социальные вопросы пусть решает государство. Но оно слабеет, потеряло некоторые инструменты руководства, когда приняло валютный союз с Европой. Дальнейшее развитие Словакии зависит не только от нас. Однополярный мир, созданный США, идет к своему кризису, есть стремление создать многополярный мир, идет огромная борьба в политике, экономике. Станет ли она «горячей» – не знаю.

- Но такую возможность исключать нельзя?

Зависит от подхода Соединенных Штатов. Они власть отдавать не хотят. Второе – какая будет Европа: выдержит ли Евросоюз, что есть сверхбогатый север и бедный юг, и отставание юга будет продолжаться. Все рецепты сводятся к одному – затягиваю поясов. Но это не развитие: деньги идут, но безработица растет. А ведь Европа заканчивается не на границе Словакии, а на Урале. Очень много таких, которые хорошо жили во время холодной войны, им и сегодня нужен враг.

Так получилось, что многие политики, которые пришли во власть на волне революционных движений в начале 1990-х, быстро ушли. Это исторический процесс, что уходят политики, которые привели страну к независимости?

Исторический опыт говорит, что многие платят за это не только политически, но и физически. Я ушел из политики в 1998 году.

- Это было тяжелое решение?

Тяжелое, когда чувствуешь ответственность за то, что делаешь, это как ответственность за ребенка. И внутри это очень тяжело. Но потом, когда видишь, что теряешь влияние, лучше бросить, принять негативную роль и уйти.

- Сейчас, оглядываясь назад, Вы думаете, что что-то нужно было делать по-другому, поступить иначе?

Надо сказать честно: ничего бы не делал по-другому. Почему. Была определенная информация, которую я получал. Я всегда хотел поступать правильно, честно. Было много кризисных ситуаций. Если есть время анализировать – это одно, ну, а если надо решить вопрос в течение нескольких минут и нет времени на анализ? Звать кого-то, обращаться с вопросами? Не очень-то другим и хотелось. Разбивалась компартия, разбивалась Чехословакия, создавались новые отношения. Кто где? Чей? Так что говорить сегодня, что я вел бы себя по-другому – нет, в тех же условиях я принимал бы те же правильные решения и делал бы те же ошибки. Можно думать: я был бы другой. Нет, я свой. Был и есть. Можно говорить: это было плохо, а это было невыгодно. Но чтобы дать правильный ответ, надо быть намного дальше от всего. Многие шаги проявятся через 20, 30, 50 лет, и тогда будет понятно – правильно это было или нет. Сейчас ответить тяжело. Я думаю, что работал добросовестно и на пользу словакам. Исторически это было время огромного значения. Мы можем нравится или нет. Посмотрим, как нас оценит следующее поколение.



И, хитро улыбаясь, добавляет: «Ясно ведь только то, что будет в будущем, а история все время меняется».

С коммунистическим приветом

Эмблема Коммунистической партии Чехии и Моравии – две красные черешни на веточке. Мне этот символ кажется немного легковесным, что ли, но Войтех Филип, руководитель Коммунистической партии Чехии и Моравии и вице-спикер Палаты депутатов Парламента Чехии, объясняет: «Черешня – символ Парижской коммуны». Сегодня в Коммунистической партии Чехии и Моравии более 50 тыс. членов. На последних парламентских выборах она получила почти 15% голосов избирателей и получила 33 места (из 200) в Палате депутатов. Так что коммунисты в Чехии – серьезная сила.


Благодаря кропотливой работе и преданным членам. Были и экономические сложности, и политические. Нас несколько раз пробовали запретить. Последний раз в 2009 году. Но я сказал тогда министру внутренних дел: попробуйте. Есть решение Европейского суда в связи с коммунистической партией Турции. Компартия Турции, когда ее запретили, в Европейском суде выиграла, и государство должно было заплатить партии 3.5 млн. евро. Хотите нас запретить? Попробуйте, но это будет вам дорого стоить. Так что мы существуем, каждый год принимаем 800-1000 новых членов.

- Что изменилось за последние 25 лет в независимой Чехии? Что удалось, а что не очень?

Что изменилось? Многое. Все. Но 54% чехов и более 70% словаков считают, что сейчас хуже, чем было до 1989 года. Это официальная статистика. Почему они так думают? Говорят, многое не выполнено. Особенно в социальной сфере. Здравоохранение это уже не здравоохранение, не забота, а сервис за деньги. Политические партии работают для себя, а не для народа. Во время социализма была ведущая роль компартии, сейчас Конституция стоит на том, что есть свободное соревнование политических партий. Но на самом деле его нет. Есть небольшие группы, у которых деньги, телевидение, радио и газеты. Я бы говорил о медиакратии, а не о демократии. И это очень опасно, потому что это манипуляция людьми. К тому же у нас в СМИ много иностранных денег. Знаете, мы ведь сердце Европы, перекресток. Это и важно, и сложно. Все хотят в этом центре быть, покупают то, что в Чехии есть хорошего. Возьмите, к примеру, приватизацию. Это ведь не только фабрики и заводы, иностранцы покупали и нашу воду, а вода – наше золото. Французские, немецкие, английские компании покупали водохранилища, водораспределительные системы, организации, связанные с промышленностью и водой. Главной ошибкой приватизации было то, что продали все фабрики. Не было людей, которые основали бы что-нибудь новое. Продавали то, что было.

- И проели деньги?

Проели. А иностранцы эти фабрики покупали и закрывали. Так в Чехии была ликвидирована сахарная промышленность. Многие вот говорят, что хорошая приватизация была на «Шкоде», она теперь принадлежит «Фольксвагену». Но разве этот завод нужно было продавать? Был чешский, стал германский, прибыль уходит в Германию. А ведь когда-то мы были лучше, чем ГДР. В обрабатывающей, химической промышленности, машиностроении. А сейчас все в Чехии выкупили немцы… Так что много радости из перемен после 1989 года быть не может. И вообще это была никакая не революция, а контрреволюция. Да и разделение Чехословакии было ненужным, нельзя было этого делать.

- Тогда почему разделились?

Кое-кому надо было, чтобы экономика в Чехии и Словакии стала такой, чтобы фабрики и заводы можно было купить подешевле. И пока мы строили границу между Чехией и Словакией, в Европе уже шенгенские договоры были, она объединялась, а мы здесь теряли деньги, строя границу.

- Между братскими народами.

Именно. Потом мы видели, что случилось с Югославией, в других странах, и не хотели, чтобы здесь была кровь, хотели сотрудничать как братские народы. Это было очень сложное время – с 1993 по 2004 год.

- Кто выиграл от того, что Чехословакия разделилась?

Глобальные банки и международные компании, которые купили наши фабрики. Чехословакия как унитарное государство была бы сильнее. Но благодаря близости чехов и словаков мы разошлись мирно, и у нас прекрасные отношения.


- Какие сейчас в Чехии экономические проблемы и сложности?

Главные экономические проблемы в том, что Европа не работает как суверен. Многие европейские политики работают в американском русле.

- Вашингтонский обком?

- (Смеется) Да-да. Я это называю сессией центрального комитета. Европе нужна эмансипация. Не только Евросоюзу, но и всей Европе. Это и Балканские государства, и Россия, Беларусь, Украина. Без сотрудничества мы проигрываем. Сейчас время возникновения мультиполярного мира. Биполярный мир был хорош для американцев: надо было разговаривать только с Советским Союзом. А сейчас надо разговаривать и с Китаем, и с Индией, Бразилией, арабскими государствами. Европа делает то, что хочет Америка. Но это против европейских интересов, против интересов Чехии.

- Вы санкции против России имеете в виду?

Наши американские друзья хотят видеть Европу без нашего главного спонсора, без России, а это страшно. Европа без России экономически невозможна. Мы энергетически ничего не сумеем сделать, потому что здесь энергии нет. Норвегия, между прочим, тоже не в Евросоюзе, а там нефть и газ. И Россия, и каспийские государства, и арабский мир. Из-за американских интересов мы против России, а у кого будем покупать? В смысле энергетической безопасности ситуация в Чехии лучше, чем в других государствах ЕС. У нас до 50% ядерной энергетики, уголь. Американцы хотят, чтобы у Европы были проблемы, и тогда они смогут экономически выиграть.

Во времена социализма многим странам не нравилось то, что они не чувствовали себя полностью самостоятельными. Сейчас, когда Чехия является членом ЕС, она ведь тоже не полностью самостоятельна в своих решениях, часть полномочий передана органам ЕС. Какие есть сходства и различия?

Знаете, бывший СЭВ был межправительственной организацией, а ЕС – надправительственная организация, там унижается суверенитет государства и в основных вещах суверенитет передан в Брюссель. ЕС стоит над нацией, над народом. В Евросоюзе огромный демократический дефицит. Там единственная демократическая институция – Европарламент. Все остальные – бюрократические.

- И их очень много.

И их не избирали. Кто, например, избрал Туска? Мы не избирали. Это сложная вещь, уменьшение суверенитета в процессе глобализации, конечно, объективный процесс. Но нам нужна эмансипация Европы, чтобы на первом плане стояли интересы европейские, а потом уже все остальные. В наших интересах – сотрудничество с Россией, государствами на востоке, с Китаем, Африкой, Южной Америкой. Мы видим, что все технологические процессы, IT технологии американцы держат в своих руках. А вот если бы было сотрудничество европейских технологий и российских природных ресурсов, мы были бы непобедимы.

Молодой ветеран большой политики


Если руководителя Коммунистической партии Чехии и Моравии Войтеха Филипа можно смело отнести к «старой гвардии», то 34-летний председатель Конституционного комитета Парламента Словакии Роберт Мадей – представитель нового поколения политиков. Что не мешает ему быть – вы удивитесь – ветераном. Будучи студентом третьего курса юридического факультета университета в Братиславе он принял участие в конкурсе, организованном партией «СМЕР-Социальная демократия». «Они хотели, чтобы молодые люди больше занимались политикой, – рассказывает Роберт Мадей. – Предложили: примите участие в нашем конкурсе, а кто его выиграет, сможет стать депутатом парламента. Я выиграл в 2002 году». Ему тогда был 21 год, и он стал самым молодым депутатом парламента. Но Роберт Мадей гордится не только этим, но еще и тем, что став депутатом, активно отстаивал сохранение в Словакии бесплатного высшего образования. Так что в том, что сегодня словаки учатся в своих университетах бесплатно, есть и его заслуга. В политике и парламенте он уже 13 лет (четыре раза принимал участие в выборах), говорит – много, зато для юриста – огромный опыт.

Поначалу было нелегко, – говорит Роберт Мадей, вспоминая первые годы независимости Словакии. – Людям пришлось поменять свои взгляды. Теперь особое значение имеют активность и ответственность каждого отдельного человека. Либеральная экономика означает свободу предпринимательской деятельности, и это отличная основа для малого и среднего бизнеса. В большинстве стран именно это является движущим мотором экономики, поддерживает внутренний спрос и производство. Для моей партии наиболее важной является социально-защитная функция государства. Мы занимаемся решением одной из самых злободневных проблем – безработицей. На нее влияет мировая экономическая ситуация, ведь Словакия – открытая экономика. С 2009 года у нас в стране введено евро, это дало валютную стабильность, которая оберегает нашу небольшую чувствительную экономику, но мировой экономический кризис и на нас негативно влияет.

- В Европе иногда говорят о «словацком экономическом чуде». Что это такое?

Словаки – очень трудолюбивый и смиренный народ. Мы провели реформы в финансовом секторе, предпринимательстве, устранили много административных барьеров. Мы сейчас часть общеевропейского рынка и нам приходится конкурировать с развитыми западными экономиками. Поначалу это было непросто, но, на мой взгляд, мы заняли достаточно хорошее положение. За последние годы в Словакию пришло много иностранных инвестиций, у нас производится самое большое количество легковых автомобилей на душу населения в мире. Сегодня Словакия – одна из стран Евросоюза с наиболее высоким ежегодным экономическим ростом. И этим мы обязаны нашим трудолюбивым людям.

Разделение Чехословакии было объективной исторической необходимостью или все дело в чьих-то субъективных желаниях? Кто от этого разделения выиграл, а кто проиграл?

Во время разделения Чехословакии я был еще школьником, мне трудно высказать личное мнение по этому поводу. Однако я могу сказать, что словаки очень гордятся своим независимым государством, мы к нему привыкли, и нет никаких дискуссий о том, что должно было быть иначе. Я ценю то, что разделение произошло мирным и спокойным путем. Благодаря вступлению в Евросоюз в 2004 году словаки и чехи вновь оказались вместе, сегодня мы даже не замечаем, когда пересекаем границу. Люди очень близки друг другу. Нельзя сказать, кто победил, а кто проиграл, сегодня мы просто гордимся своей государственностью.


Продолжение материала «Без железного занавеса. Чехословакия: страна, которой больше нет» читайте 22 августа. В нем я расскажу историю выживания предприятий Чехословакии в лихие 1990-е, а из интервью в Словацком агентстве по инвестициям и развитию торговли (SARIO) узнаете, как Словакии удалось стать первой автомобильной державой мира.



План:

    Введение
  • 1 История
    • 1.1 Первая республика
    • 1.2 Немецкая оккупация
    • 1.3 Чехословацкая республика после войны (1945-1948)
      • 1.3.1 Восстановление экономики Чехословакии
    • 1.4 Социалистический период (25.2.1948 - 31.12. 1989)
    • 1.5 Чехословацкая Социалистическая Республика (ЧССР) (1960-1990)
    • 1.6 Распад Чехословакии (1993)
  • 2 Административное устройство
  • 3 Политические партии
    • 3.1 1918-1939, 1945-1948
    • 3.2 1948-1989
  • 4 Демография
  • 5 Религия
  • 6 Транспорт
    • 6.1 Грузовые перевозки
    • 6.2 Порты
    • 6.3 Телекоммуникации
  • Примечания

Введение

Координаты: 50°05′00″ с. ш. 14°26′00″ в. д.  /  50.083333° с. ш. 14.433333° в. д. (G) (O) 50.083333 , 14.433333

Национальности в ЧСР (1930 г.)

Чехослова́кия (чеш. Československo , словацк. Česko-Slovensko (до 1990 г. - Československo )) - государство в Центральной Европе, существовавшее в период с 1918 по 1993 г. (за исключением периода оккупации накануне и во время Второй мировой войны). После Второй мировой войны граничила с ГДР, ФРГ, Польской Народной Республикой, Австрией, Венгерской Народной Республикой и СССР.


1. История

и История Словакии.

1.1. Первая республика

Создана в ноябре 1918 в ходе распада Австро-Венгрии при активной поддержке держав Антанты. Движение за признание «чехословаков» отдельной нацией и выделения чешских земель и Словакии из состава Австро-Венгрии возглавил находившийся во время войны в эмиграции Томаш Гарриг Масарик, избранный президентом Первой Чехословацкой республики. В 1935 году Масарика сменил многолетний министр иностранных дел Эдвард Бенеш. Сохранив многопартийный либерально-демократический строй и не скатившись, в отличие от многих государств Европы, в 1930-е годы к диктатуре, Чехословакия, однако, не смогла справиться с внутренними противоречиями, прежде всего национальными (вопрос судетских немцев и венгров Словакии), а также агрессией германского нацизма, во многом подпитывавшего эти противоречия.

Осенью 1938 года после Мюнхенских соглашений Чехословакия лишилась Судетской области, отошедшей к гитлеровскому Рейху. На смену Первой республике пришла недолговечная и подконтрольная нацистам Вторая республика во главе с Эмилом Гахой, в её составе Словакия получила широкую автономию (при этом 2 ноября 1938 года по первому Венскому арбитражу южные районы Словакии с городом Кошице и часть Подкарпатской Руси были переданы Венгрии). Чешская часть Тешинской Силезии до сентября 1939 г. была аннексирована Польшей, которая вскоре сама стала жертвой гитлеровской агрессии.


1.2. Немецкая оккупация

14 марта 1939 г. Гитлер вызвал чехословацкого президента Эмиля Гаху в Берлин и предложил ему принять немецкую оккупацию Чехии. Гаха согласился на это и германская армия вторглась на чешскую территорию практически без какого-либо сопротивления (единственную организованную попытку сопротивления в городе Мистек (ныне Фридек-Мистек) предприняла рота капитана Карела Павлика).

Колонна германских военных в Чехословакии

15 марта 1939 года личным указом Гитлера Богемия и Моравия были объявлены протекторатом Германии. Главой исполнительной власти протектората был назначаемый фюрером рейхспротектор (нем. Reichsprotektor ). Первым рейхпротектором 21 марта 1939 года был назначен Константин фон Нейрат. Существовал также формальный пост президента протектората, который всё его существование занимал Эмиль Гаха. Личный состав отделов, аналогичных министерствам, был укомплектован должностными лицами из Германии. Евреи были изгнаны с государственной службы. Политические партии были запрещены, многие лидеры Коммунистической партии Чехословакии перебрались в Советский Союз.

В эмиграции (Лондон) с началом Второй мировой войны Бенеш создал Правительство Чехословакии в изгнании, которое пользовалось поддержкой антигитлеровской коалиции (с 1941 г. к ней присоединились США и СССР). Существует теория продолжения существования чехословацкого государства, согласно которой все решения, принятые на территории страны после Мюнхена до 1945 г., были недействительными, а Бенеш, подавший вынужденно в отставку, всё это время сохранял президентские полномочия.

Население Чехии было мобилизовано в качестве рабочей силы, которая должна была работать на победу Германии. Для управления промышленностью были организованы специальные управления. Чехи были обязаны работать на угольных шахтах, в металлургии и на производстве вооружений; часть молодёжи была отправлена в Германию. Производство товаров народного потребления было уменьшено и в значительной мере направлено на снабжение немецких вооружённых сил. Население протектората было подвергнуто строгому нормированию.

Министр юстиции протектората Богемии и Моравии Ярослав Крейчий произносит речь в Таборе, 1942 год

В первые месяцы оккупации немецкое правление было умеренным. Действия гестапо были направлены преимущественно против чешских политиков и интеллигенции. Однако 28 октября 1939 года на годовщину провозглашения независимости Чехословакии чехи выступили против оккупации. Смерть 15 ноября 1939 года студента-медика Яна Оплетала, раненого в октябре, вызвала студенческие демонстрации, за которыми последовала реакция Рейха. Начались массовые аресты политиков, также были арестованы 1800 студентов и преподавателей. 17 ноября все университеты и колледжи в протекторате были закрыты, девять студенческих лидеров казнены, сотни людей были отправлены в концлагеря.

Осенью 1941 года Рейх предпринял ряд радикальных шагов в протекторате. Заместителем рейхпротектора Богемии и Моравии был назначен начальник Главного управления имперской безопасности Рейнхард Гейдрих. Премьер-министр Алоис Элиаш был арестован, а затем расстрелян, чешское правительство реорганизовано, все чешские культурные учреждения были закрыты. Гестапо начало аресты и смертные казни. Была организована высылка евреев в концлагеря, в городке Терезин было организовано гетто. 4 июня 1942 года Гейдрих умер, будучи раненым во время операции «Антропоид». Его преемник, генерал-полковник Курт Далюге, начал массовые аресты и смертные казни. Были разрушены посёлки Лидице и Лежаки. В 1943 году около 350000 чешских рабочих были депортированы в Германию. В пределах протектората вся невоенная промышленность была запрещена. Большинство чехов подчинились и лишь в последние месяцы войны вступили в движение сопротивления.


1.3. Чехословацкая республика после войны (1945-1948)

1.3.1. Восстановление экономики Чехословакии

Кошицкая правительственная программа от 5 апреля 1945 в городе Кошице [уточнить ] . В экономической части программы правительство Чехословакии выделило несколько ключевых проблем - быстро восстановить народное хозяйство опустошенное во время войны, заложить основы новой социальной политики "в интересах всех слоев трудового народа ", и оперативно обеспечить передачу имущества предателей под руководство национальных активов (документ говорит " имущество немцев, венгров, предателей и изменников родины ", с исключением немецких и венгерских антифашистов), на утерянной земле осуществить земельную реформу. Требование национализации народного хозяйства правительством в программе конкретно не упоминается, но в целом считалось с ним. Ее объем должен был быть решен только после освобождения всей страны. Это требование было настолько популярно среди населения, что против него никто не вышел открыто. Оговорки несоциалистических партий являлись в обсуждении национализации указов, касающихся в основном диапазоне национализации, о скорости, о роли кооперативов, а также некоторых организационных и процедурных вопросов.


1.4. Социалистический период (25.2.1948 - 31.12. 1989)

Поражение нацизма в 1945 г. привело к восстановлению чехословацкой государственности на прежней территории (за исключением Подкарпатской Руси, в этом же году переданной вместе с частью словацкого Кралёвохлмецкого района (Чоп и окрестности) УССР). Президентом вновь стал Бенеш. 4 июля 1947 г. кабинет министров Чехословакии проголосовал за план Маршалла и за участие в Парижском саммите. Но уже 7 июля премьер-министр Готвальд был вызван для объяснений в Москву. Сразу вслед за этим, кабинет министров принял решение не ехать в Париж. В это-же время проводилась политика депортаций - немцы и венгры были депортированы из страны (см. Декреты Бенеша). Экономическое положение страны ухудшалось, и большинство населения напрямую связывало это с отказом от плана Маршалла. При поддержке СССР силу набрала Коммунистическая партия Чехословакии, пришедшая к власти в феврале 1948 г. Летом того же года ушедшего в отставку Бенеша (вскоре он умер) сменил коммунист Клемент Готвальд. В стране установился обычный восточноевропейский коммунистический режим, первые пять лет сопровождавшийся репрессиями по образцу сталинских. Некоторая либерализация была связана с почти одновременной кончиной Сталина и Готвальда в марте 1953 и затем - хрущёвскими реформами в СССР. Иногда дело доходило до беспорядков, так 1 июня 1953 г. в чешском городе Пльзень рабочие заводов «Шкода» недовольные денежной реформой - отказались выйти на работу, и вместо этого - вышли на улицы. Демонстранты захватили ратушу, сожгли городской архив. После мелких столкновений с полицией в город были введены танки, и демонстранты были вынуждены разойтись.


1.5. Чехословацкая Социалистическая Республика (ЧССР) (1960-1990)

С 1960 Чехословацкая республика стала называться Чехословацкой социалистической республикой (ЧССР). В этой аббревиатуре одному слову «Чехословацкая» соответствует две буквы - «ЧС ».

С 1962 г. экономика страны находилась в перманентном кризисе - пятилетний план 1961-1965 гг. был провален по всем показателям. Осенью 1967 г. в Праге прошли демонстрации протеста против курса правительства. В 1968 году попытка реформирования политической системы (Пражская весна) была подавлена войсками Варшавского договора (операция "Дунай"). С 1 января 1969 года в ЧССР было введено федеративное деление страны на Чешскую и Словацкую социалистические республики, (Чешская социалистическая республика) и (Словацкая социалистическая республика), по аналогии с республиками СССР и СФРЮ. Последующие двадцать лет, когда страной руководил Густав Гусак, были ознаменованы политикой «нормализации» (политического застоя при экономическом стимулировании). В 1989 коммунисты лишились власти в результате бархатной революции, а страну возглавил писатель-диссидент Вацлав Гавел c 31.12.1989 - последний президент Чехословакии и первый президент Чехии.

Чехословацкая социалистическая республика 1969-1989


1.6. Распад Чехословакии (1993)

Падение коммунистического режима в 1989 году привело к усилению тенденций политического размежевания Чехии и Словакии. Посткоммунистические элиты обеих частей государства взяли курс на независимость.

В 1990 году разгорелась так называемая «дефисная война». Чешские политики настаивали на сохранении прежнего написания «Чехословакия» в одно слово, словаки требовали дефисного написания: «Чехо-Словакия». В результате компромисса с 29 марта 1990 года страна стала официально именоваться «Чешская и Словацкая Федеративная Республика» (ЧСФР), сокращенное название «Чехословакия» по-словацки могло писаться с дефисом, по-чешски - без дефиса . В русском языке был принят вариант с дефисом.

1 января 1993 страна мирным путём распалась на Чехию и Словакию, произошёл так называемый бархатный развод (по аналогии с бархатной революцией).


2. Административное устройство

карта Чехословацкой Социалистической Республики 1969-1989

Столица - город Прага.

До 1945 года в состав Чехословакии входила территория Закарпатской области современной Украины. Первая Чехословацкая республика с 1928 делилась на четыре земли: Чехия, Моравия, Словакия и Подкарпатская Русь (с 1938 года именовалась Карпатской Украиной). Во Второй республике в 1938-1939 г. Словакия и Карпатская Украина получили статус «автономных земель». В 1949 году была проведена реформа и создано 19 краёв (14 в Чехии и 5 в Словакии)

С 1960 года страна состояла из Центральной, Западной, Северной, Южной, Восточной Чехии, Северной и Южной Моравии, Западной, Восточной, Центральной Словакии. Равноценный статус с краями имели также Прага и Братислава, а в 1968-1971 Брно, Острава и Пльзень. С января 1969 Чехословакия стала федеративным государством из двух социалистических республик - Чешской и Словацкой, каждая из которых в свою очередь делилась на области. В 1990 году слово «социалистическая» было убрано из названий обеих республик.


3. Политические партии

3.1. 1918-1939, 1945-1948

  • Коммунистическая партия Чехословакии
  • Немецкая социал-демократическая рабочая партия в Чехословакии
  • Национал-социалистическая партия судетских немцев
  • Национал-демократическая партия Чехословакии
  • Национал-социалистическая партия Чехословакии
  • Социал-демократическая партия Чехословакии
  • Чехословацкая народная партия
  • Республиканская партия крестьян

3.2. 1948-1989

  • Национальный фронт
    • Коммунистическая партия Чехословакии
      • Компартия Словакии
    • Чехословацкая народная партия
    • Чехословацкая социалистическая партия
    • Партия словацкого возрождения
    • Партия свободы

4. Демография

Население (1991): 15.6 миллионов, национальный состав: чехи - 62,8 %, словаки - 31 %, венгры - 3,8 %, цыгане - 0,7 %, силезцы - 0,3 %. Также в состав входили люди других национальностей - русины, украинцы, немцы, поляки и евреи.

Естественный прирост - 2,7 % в 1985 году, 1,7 % в 1990 году. В 1989 году продолжительность жизни составляла 67,7 лет для мужчин и 75,3 лет для женщин. 23,1 % населения было моложе 15 лет, а 19 % были в возрасте старше 60 лет.

Плотность населения в 1986 году составляла примерно 121 человек на квадратный километр. Наиболее населённый географический регион - Моравия, 154 человека на квадратный километр. Средний показатель для Чехии был около 120 человек, а для Словакии - около 106 человек. Крупнейшие города по состоянию на январь 1986 года были следующие:

  • Прага (Чехия) - 1,2 млн человек
  • Братислава (Словакия) - 417103 человек
  • Брно (Чехия) - 385684 человек
  • Острава (Чехия) - 327791 человек
  • Кошице (Словакия) - 222175 человек
  • Пльзень (Чехия) - 175244 человек.

5. Религия

По переписи 1991 года: католики - 46,4 %, евангелисты (лютеране) - 5,3 %, православные - 0,34 % (около 53 тыс. человек), мусульмане, буддисты, атеисты 29,5 %/16.7 % (имеются большие различия между республиками (см. Чехия и Словакия)).


6. Транспорт

Чехословакия была транзитной страной.

  • Железные дороги - 13141 километров.
  • Автомобильные дороги
    • всего - 74064 километров
    • с твёрдым покрытием - 60765 км
    • без твёрдого покрытия - 13299 километров.
  • Водные пути - около 475 километров.
  • Трубопроводы
    • 1448 километров - на сырую нефть.
    • 1500 километров - нефтепродукты
    • 8000 км - на природный газ.

6.1. Грузовые перевозки

В 1985 году около 81 % дальних перевозок осуществлялось по железной дороге. Автомобильные перевозки составляли 13 %, внутренние водные пути - 5 %, гражданская авиация - менее 1 % от общих грузовых перевозок.

6.2. Порты

Морские порты отсутствуют, торговля по морю осуществлялась в соседних странах, например - Гдыня, Гданьск и Щецин в Польше; Риека и Копер в Югославии; Гамбург в Федеративной Республике Германия, в Росток в Германской Демократической Республике. Основные речные порты - Прага, Братислава, Дечин и Комарно.


6.3. Телекоммуникации

Телекоммуникация в Чехословакии была современная, автоматическая система с прямым набором подключений. В январе 1987 года были - 54 AM и 14 FM радиостанций, сорок пять телевизионных станций.

Одним из последствий второй мировой войны были освобождения от фашизма и воссоединение. Чехии и. Словакии и возрождение единой. Чехословацкой. Республики . Образован антифашистскими силами разн ной политической ориентации. Национальный фронт чехов и словаков (НФ) 5 апреля 1946 в г. Кошице сформировал коалиционное правительство, провозгласившее проведения демократических преобразований, в том числе сохранение политического плюрализма и демократических прав и свобод. Однако. Коммунистическая партия. Чехословакии (КПЧ) при поддержке. СССР постепенно наращивала свое влияние в государственных структурах и обществе. В результате победы на выборах в. Учредительное национальное собрание (парламент) в мае 1946 г. она сформировала новое коалиционное правительство во главе с лидером. КПЧ. К. Готвальдом. Президентом республики остался. Е. Бене. Е.. Бенеш.

В этот период было национализировано крупные предприятия, банки, ликвидировано крупное землевладение. С целью противостоять диктату. КПЧ в феврале 1948 г министры от оппозиции подали в отставку, надеясь что президент не примет ее и распустит правительство. Однако. КПЧ, опираясь на незаконные вооруженные формирования так называемой народной милиции и созданные ими заводские советы рабочих, заставила президента. Бенеша при йняты отставку министров от оппозиции и сформировать новый, преимущественно социалистический по составу правительство во главе с. К. Готвальдом. Следствием февральского коммунистического переворота стало провозглашение курса на социалистическое строительство по советскому образцу, вступившим отражение в принятой в мае 1948 г новой. Конституции. ЧСР. Бенеш подал в отставку, а новым президентом. ЧСР был избран лидер чехословаць ких коммунистов. Готвальотвальд.

С конца 50-х и до конца 60-х годов. Чехословакия развивалась довольно успешно благодаря значительному экономическому потенциалу, который имела до войны. По уровню благосостояния населения. ЧСР опережала другие страны с социалистического лагеря. Но рост жизненного уровня не примирило народ с потерей демократических свобод. Стремление к настоящей демократии в чехословацком обществе усилились после того, как на по чала 1968 г. первым секретарем. ЦК. КПЧ стал. О. Дубчек, который был убежденным сторонником социализма, но не в советской его форме. Новый лидер и его единомышленники разработали программу политических и эконом ичних реформ, призванную построить"социализм с человеческим лицом"Особенно активно демократизация происходила весной 1968 г, поэтому эти события получили название"Пражская веснаву "Празька весна".

Советское руководство поняло угрозу этих событий, ведь. Чехословакия могла начать возрождение рыночной экономики - главного зла, по мнению коммунистов. Чехословакия могла дать плохой пример для я других стран социализма. В ночь с 20 на 21 августа 1968 5 государств - членов. ОВД (СССР,. Болгария. ГДР,. Польша,. Венгрия) ввели в. Чехословакию войска. О. Дубче-ка арестовали. Интервенция войск. ОВД выкл икала негативную реакцию в. Чехословакии и всем демократическом мире. Однако западные государства по просьбе чехословацкого руководства не вмешались в ситуацию и"Пражская весна"закончилась поражением ко мунистов-реформаторов. КПЧ и страну возглавил"правильный. Брежневе-тель"Г. Гусак. Новое ортодоксальное коммунистическое руководство. Чехословакии отказалось от экономических и политических реформ, осуществило широкую чист ку. КПЧ, с которой был исключен почти 500 тыс. членов. Начались годы застоя и нарастания кризисных явлений в чехословацком обществищ у чехословацькому суспільстві.

застойные явления в экономике, идеологическое давление. КПЧ и политические репрессии власти стали основой для усиления диссидентского движения. В начале 1977 г группа деятелей культуры выступила с программным заявлением с гос строю критикой социалистической системы в. Чехословакии, которая получила название"Хартия-77"ее поддержала значительная часть чехословацкой интеллигенции, которая образовала нелегальную организацию под тем же наз ной, которой постепенно удалось возбудить общественное мнение против существующего строя. Через 21 год после"Пражской весны"во время так называемой"бархатной революции", то есть ненасильственным путем, коммунистический ре жим пал. Главная причина революции - отсутствие демократических свобод и экономическое отставание от. Запада. Чехословакия, которая в 1948 г по уровню экономики была на 7-м месте в мире, за 40 р ков социалистического строительства оказалась на 40-мичного будівництва опинилася на 40-му.

Революция началась 17 ноября 1989 в. Праге с многотысячных манифестаций студентов, жестоко разогнанных властями. Оппозиционный. Гражданский форум, председателем которого был один из основателей"Хартии-77"- известный чешский драматург. В. Гавел, и руководство. КПЧ пошли на переговоры. Под давлением общественного мнения руководство. КПЧ ушло в отставку. В декабре 1989 г было сформировано коалиционное правительство национального с годы и обновленный состав. Федерального собрания избрал председателем парламента. О. Дубчека, президентом страны -. В. Гавела, а также по требованию словаков изменено название страны на. Чехословацкой. Федеративной. Республики (ЧМ. ФР. Республіку (ЧСФР).

Чехословакия решительно встала на путь демократических преобразований; в экономических реформах акцент делался на приватизации объектов государственной собственности по бизнес-плану, что позволило повысить эффективность ь производства и, главное, не допустить снижения жизненного уровня населения.

После падения коммунистического режима в стране обострилось национальный вопрос: в. Словакии все сильнее становился движение за ее отделения от. Чехии. Стремление словаков к национальной независимости и а экономические противоречия между двумя республиками стали основной причиной разделения страны 1 января 1993 г??Чехословацкая. Федерация по согласию обеих сторон была разделена на два государства -. Чешской и. Словацкой. Ре спубликы. После"бархатного развода"в обоих государствах были проведены президентские выборы. Президентом Чешской. Республики стал. В. Гавел, который был переизбран и на второй срок, а. Словацкой -. М. Кова ч, которого на следующих выборах изменил. Р. Шустер. В мае 2004 г. Словацкая. Республика была принята в. НАТО и. ЕС. С 2004 г президентом. Словакии стал. Иван. Гашпарович. В. Словакии президента избирают общ альным прямым голосованием на 5-летний срок, а большая часть исполнительной власти возложена на главу правительства - премьер-министра, который обычно является лидером партии или коалиции, получившей большинство на выбор ах в парламент, и назначается президентом. Остальные министров правительства назначает президент по рекомендации премьер-министра. Высшим законодательным органом. Словакии является 150-местная однопалатный. Народный совет, деле пруди которого избираются на 4-летний срок на основе пропорционального представительства на выборах в. Народную. Рады 18 июня 2006 победила партия"Курс - социальная демократия"(50 мест), на втором месте-"Словацкий демократический христианский союз"(31 место), затем -"Словацкая национальная партия"и"Партия венгерской коалиции"(по 20 мест каждая). В июле 2006 г премьер-министром. Словакии было при определено. Роберта. Фицо. В экономических реформах. Чехия, благодаря решительным действиям правительства правых партий. В. Клауса в первой половине 90-х годов, существенно опередила. Словакию, где правительство левых партий. В. Мечьяра провода в умеренный курс реформ. После окончания полномочий. В. Гавела в феврале 2003 г президентом. Чешской. Республики был избран. В. Клау. Гавела у лютому 2003 р. президентом. Чеської. Республіки був обраний. В.. Клаус.

По инициативе. Чехии была создана. Вышеградская группа стран (Чехия,. Польша,. Венгрия), с целью скорейшего вхождения в. ЕЭС Чехия и. Словакия стали членами. Совета. Европы. У1999 р. Чехия была принята в. НАТО, а в мае 2004 г - в. ЕС. Согласно. Конституции. Чехия является парламентской демократией. Глава государства (президент) избирается каждые пять лет парламентом. Президенту предоставлены особые полномочия: предлагать судей. Конституционного суда, распускать парламент при определенных условиях, применять вето на законы. Он также назначает премьер-министра, который устанавливает направление внутренней и внешней политики, а также других членов правительственного кабинета по представлению премьер-министра с 2003 г президент. Чехии -. Вацлав. Клауцлав. Клаус.

Чешский парламент является двухпалатным и состоит из палаты депутатов (200 членов палаты избираются на 4-летний срок) и сената (81 член)

2-3 июня 2006 г на выборах в палату депутатов сената. Чехии победила. Гражданская демократическая партия. Вацлава. Клауса (81 место), на втором месте -. Чешская социал-демократическая партия (74 места), пот том -. Коммунистическая партия. Чехии и. Моравии (26 мест). В августе 2006 премьер-министром. Чехии был назначен. Мирек. Тополанек 15 февраля 2008 г президентом. Чехии переизбран. Вацлав. Клауслауса.

Обе страны -. Чехия и. Словацкая. Республика - имеют добрососедские отношения с Украиной

Чехословакия - это государство, существовавшее на территории Центральной Европы в 1918-1992 годах. Распад Чехословакии на два независимых государства произошел 1 января 1993 года, образовались Чехия и Словакия.

Чехословакия как государство было образовано в 1918 году на чешских и словацких землях, пережила оккупацию и раздел в годы Второй мировой войны и было воссоздано после освобождения в мае 1945 года. В 1948 году она была провозглашена народно-демократической республикой, в 1960-1990 годах называлась Чехословацкая Социалистическая Республика. У руководства страной до декабря 1989 года находилась чехословацкая коммунистическая партия.

Однако, после ноябрьских событий 1989 года, вошедших в историю как «бархатная революция», коммунистическое правительство было вынуждено уйти в отставку. В результате, Парламент страны отменил статью конституции о ведущей роли компартии и сформировал первое некоммунистическое правительство. На пост президента был избран Вацлав Гавел, а в июне 1990 года прошли свободные парламентские выборы.

Но падение коммунистического режима привело к усилению тенденций политического размежевания Чехии и Словакии, и по мере дестабилизации обстановки в Чехословакии, встал вопрос и о национальном самоопределении составляющих ее республик. К тому же посткоммунистические элиты обеих частей государства взяли курс на независимость.

После выборов 1992 года в Чехословакии произошла полная смена власти в правительстве - диссидентов, пришедших к власти в 1990 году, сменили абсолютно новые люди, чья политика была ориентирована на строительство демократического общества и рыночной экономики.

В июле 1992 года словацкий парламент принял Декларацию о суверенитете Словакии, и президент Чехословакии Вацлав Гавел, который выступал против разделения страны, ушел в отставку. В октябре того же года Федеральное собрание передало большую часть государственных полномочий республикам. А 25 ноября Федеральное собрание Чехословакии приняло закон о прекращении существования Чехословацкой Федерации и разделении страны с 1 января 1993 года.

В полночь 31 декабря 1992 года Чехословакия как государство прекратила свое существование, а ее государствами-преемниками с 1 января 1993 года стали Чешская Республика и Словацкая Республика. Так страна мирным путем распалась на два независимых государства и оформила это документально - произошел так называемый «бархатный развод». Бархатным он был назван по причине своей бескровности. Переговоры о разделении страны были очень корректны, шли спокойно и серьезно.

По мнению историков, то, каким образом распалась Чехословакия, это - весьма исключительный случай, ведь в то время образование нового государства нередко сопровождалось военными конфликтами. Но, несмотря на мирное разделение государства без кровопролития, до сих пор идут споры о правильности данного политического решения.

Крупнейшим событием в истории современной Европы стал распад Чехословакии. Причины этого заключаются в полической, военной и экономической ситуации в государстве. Десятилетия отделяют Чехию и Словакию от даты раскола. Но в настоящее время этот вопрос является предметом пристального исследования историков, политологов и других экспертов.

1968 г.: предпосылки распада

Распад Чехословакии произошел в 1993 году. Однако предпосылки этого события были заложены намного ранее. Ночью 20-21 августа 1968 года соединения Советской аримии, ГДР, Болгарии, Венгрии и Польши, имея общую численность 650 тыс. военных, вторглись в Чехословакию и оккупировали государство. Был произведен арест руководящего состава страны (Дубчек, Черник и Свобода). Оставшиеся на свободе лидеры отказались от коллаборационизма. Мирное население пыталось проявить сопротивление, примерно 25 граждан погибли в разгар антисоветских демонстраций. Руководство СССР стремилось к созданию на территории Чехословакии просоветского правительства. В этих условиях возросла автономия Словакии в границах нового федеративного государства, которое было провозглашено с наступлением 1969 года.

Революция в Чехословакии в 1989 г.

К концу 1980-х гг. в Чехословакии усилилось недовольство населения единовластием коммунистической партии. В 1989 году в Праге с января по сентябрь было проведено множество демонстраций, которые разогнала милиция. Основной протестующей силой стало студенчество. 17 сентября 1989 года большая его масса вышла на улицы, и многие были избиты милиционерами, университеты в этой время были закрыты. Это событие стало толчком к решительным действиям. Представители интеллигенции и студенты начали забастовку. Союз всей оппозиции - "Гражданский форум" - 20 ноября под руководством Вацлава Гавелы (фото ниже) призвал к массовому протесту. В конце месяца около 750 тыс. участников демонстрации вышли на улицы Праги и потребовали отставки правительства. Цель была достигнута: не выдержав давления, пост президента покинул Густав Гусак, ушли в отставку многие чиновники. События мирной смены руководства Чехословакии впоследствии получили название События 1989 года предопределили распад Чехословакии.

Видео: Выступления Жириновского о причинах распада СССР. Об Украине.

Выборы 1989-1990 гг.

Посткоммунистические элиты образовавшихся частей государства избрали курс к независимому существованию. В 1989 году в конце декабря Федеральное собрание выбрало Президентом Чехословакии Вацлава Гавела, а председателем - Дубчека Александра. Собрание стало представительным органом ввиду ухода в отставку большого числа кооптации и коммунистов политических движений "Гражданский форум" и "Общественность против насилия".

Гавел Вацлав в феврале 1990 года прибыл с визитом в Москву и получил извинения от советского правительства за события 1968 года, когда советские войска совершили вооруженное вторжение. Кроме того, его заверили, что военные силы СССР будут выведены в концу июля 1991 года из Чехословакии.

Весной 1990 года Федеральное собрание приняло ряд законодательных актов, разрешающих организацию частного предпринимательства, и в целом дало согласие на осуществление приватизации промышленных предприятий, находящихся в государственной собственности. В начале июня были проведеные свободные выборы, на которые от общего числа избирателей пришло 96%. С большим преимуществом одежали победу кандидаты политических движений "Гражданский форум" и "Общественность против насилия". Они получили более 46% голосов избирателей и большую часть в Федеральном собрании. На втором месте по количеству набранных голосов оказались коммунисты, которых выбрали 14% граждан. Третье место заняла коалиция, состоящая из группировок христианских демократов. 5 июля 1990 года на двухлетний президентский срок новое Федеральное собрание переизбрало Гавела Вацлава, а Дубчека Александра (фото ниже) - соответственно на должность председателя.

Раскол движения "Общество против насилия"

Распад Чехословакии утвердился в марте 1991 года, когда произошел раскол в политическом движении "Общественность против насилия", в результате чего большая часть выделившихся групп образовала партию "Движение за демократическую Словакию". В скором времени раскол возник и в рядах "Гражданского форума" с формированием трех группировок, одной которых стала "Гражданская демократическая партия". Переговоры между главами Словакии и Чехии были возобновлены в июне 1991 года. К тому времени руководство "Гражданской демократической партии" пришло к выводу, что встреча не даст положительных результатов, поэтому обратилось к рассмотрению сценария "бархатного развода".

"Дефисная война"

Прекращение существования коммунистического режима в 1989 году ускорило события, которые спровоцировали распад Чехословакии.Лидеры со стороны Чехии желали, чтобы название государства писалось слитно, в то время как их оппонеты - словаки - настаивали на дефисном написании. Отдавая дань уважения национальным чувствам словацкого народа, в апреле 1990 года Федеральное собрание утвердило новое официальное название Чехословакии: Чешская и Словацкая Федеративная Республика (ЧСФР). Сторонам удалось придти к компромису, так как на словацком языке название государства могло писаться через дефис, а на чешском - слитно.

Видео: Распад Австро-Венгрии

"Чехословацкая пуща"

На распад Чехословакии повлияли и результаты переговоров премьеров национальных правительств Словакии и Чехии - Владимира Мечьяра и Вацлава Клауса. Встреча произошла в городе Брно на вилле Тугендгат в 1992 году. По воспоминаниям ее участника Мирослава Мацека В. Клаус взял мел, доску и провел вертикальную черту, указав, что наверху находится вертикальное государство, а внизу - разделение. Между ними проходила широкая шкала, включавшая федерацию и конфедерацию. Возник вопрос, на каком участке этой шкалы была возможна встреча? И этим местом стала нижняя точка, значившая "развод". Обсуждение не закончилось, пока В. Клаус не пришел к выводу, что те условия, которые являются благоприятными в дипломатическом отношении для словаков, никоим образом не считаются приемлемыми для чехов. Распад Чехословакиибыл очевидным. Вилла Тугендгат стала для этого государства свого рода Беловежской пущей. Дальнейшие переговоры о сохранении федерации не проводились. По итогам дипломатической встречи был подписан конституционный акт, который закреплял законное право на передачу основных правящих полномочий республикам.

Видео: СССР. Крах империи. 7 серия: Распад

"Бархатный развод"

Год распада Чехословакии приближался. Всеобщие выборы в республике состоялись в июне 1992 года. "Движение за демократическую Словакию" набрало большее число голосов в Словакии, а "Гражданская демократическая партия" - в Чехии. Поступило предложение создать конфередерацию, однако оно не нашло поддержки у "Гражданской демократической партии".

Суверенитет Словакии был провозглашен 17 июля 1992 года Словацким национальным советом. В отставку подал президент Гавел Вацлав. Осенью 1992 года большая часть государственных полномочий была передана республикам. Федеральное собрание в конце ноября 1992 года с перевесом всего в три голоса утвердило Закон, который провоглашал прекращение существования Чехословацкой федерации. Несмотря на противоборство как со стороны большей части словаков, так и чехов, в полночь 31 декабря 1992 года обе партии пришли к решению о роспуске федерации. Распад Чехословакии произошел в году, который стал отправной точкой в истории двух вновь созданных государств - Словацкой Республики и Чешской Республики.

После раскола

Государство мирным путем разделилось на 2 самостоятельные части. Распад Чехословакии на Чехию и Словакиюпротиворечивым образом отразился на дальнейшем развитии двух государств. В короткий период Чехия смогла привести в действие кардинальные реформы в экономике и создать эффективные рыночные отношения. Это стало определяющим фактором, позволившим новому государству стать членом Европейского союза. В 1999 году Чехия вошла в ряды Североатлантического военного блока. Экономические трансформации в Словакии происходили сложнее и медленнее, вопрос о ее вступлении в Европейский союз решался с осложнениями. И лишь в 2004 году она вошла в его состав и стала членом НАТО.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: