Птички долетались: русские «поджарили» два американских самолёта-невидимки пятого поколения. Птички долетались: русские «поджарили» два американских самолёта-невидимки пятого поколения Две “невидимки” – увы и ах

Серьёзно повреждены два наиболее модерновых американских самолёта пятого поколения – F-35 и F-22. Судя по всему, “невидимок” фактически “сбила” даже не самая последняя российская установка.

В Сирии есть русские войска. Не секрет. И есть русские военные базы. Тоже не секрет. В том числе и две основные – военно-воздушная Хмеймим и военно-морская в порту Тартус. Абсолютно не секрет.

Но за их секретами охотятся американцы. Что тоже не секрет – летают вдоль берегов Сирии и снимают доступную их приборам информацию. А чтобы влезть не просто в информацию, а в информацию секретную, боевики террористических организаций, подконтрольные США , время от времени запускают в сторону базы Хмеймим беспилотные аппараты с взрывчаткой. На что русские средства ПВО, естественно, начинают реагировать. А американцы, соответственно, снимать данные о режимах, которые используются русскими РЛС при реальной обороне объекта. Это важно, например, для того, чтобы настраивать затем свои средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ) на подавление такого “боевого” излучения при будущих нападениях на объект.

На деле, конечно, всё сложнее, но для понимания общей схемы достаточно.

Две “невидимки” – увы и ах!

И вот, похоже, русские решили немножко ответить на эти “невинные” выпады потенциального “партнёра”. Понаблюдав за очередным барражированием возле Хмеймима и Тартуса самолёта радиоэлектронной разведки ВВС США RC-135W с авиабазы Суда-Бэй на острове Крит, а затем патрульного противолодочного P-8A “Посейдон”, они приготовили ответку. И дождавшись появления в регионе двух самых современных, самых невидимых и самых дорогих американских истребителей – F-35 и F-22, – просто выжгли (так и утверждается!) их радиоэлектронные системы. Во всяком случае, как сообщают сами американцы, радиоэлектронное оборудование этих самолётов пришло в полную негодность, попав под внешнее электромагнитное воздействие.

Но – увы и ах! – претензий предъявить некому, да и невозможно. Это же невидимые самолёты! Русские с их отсталой электроникой их просто не заметили! Так, баловались со своей самой мощной в мире системой РЭБ “Красуха С-4”, что стоит в оборонительном периметре их базы, и случайно повредили сразу две американских гордости.

Случайно такое не бывает? Не надо грязи! Если бы не случайно, то русские их вовсе посадили бы у себя на базе. Как посадили однажды крылатую ракету “Томагавк” и тоже суперсовременную новейшую “умную” ракету AGM-158 JASSM. А потом подло и злобно изучали их в своих военных НИИ . И издевались над американцами, сообщая, что информация, полученная при изучении американских крылатых ракет “Томагавк”, уже используется при создании новых комплексов радиоэлектронной борьбы.

“Зная все эти параметры, мы сможем ещё более эффективно блокировать эти крылатые ракеты на всех этапах их боевого применения”, – плотоядно объявил тогда советник первого заместителя гендиректора концерна Радиоэлектронные технологии (КРЭТ) Владимир Михеев.

Дескать, когда эта ракета “в руках”, есть возможность определить, “какие она имеет каналы связи, передачи информации и управления, навигации и локации”. Ну и “оценить степень защищённости этих каналов”.

Похоже, изучили. И оценили. А заодно просветили (не в смысле общего образования) израильские F-22 и F-35, которые применялись при налётах на Сирию . Они, конечно, не полностью идентичны американским в смысле частот и шифров, но, видать, русским операторам РЭБ хватило и этого. Ведь у них в распоряжении, в том числе (а то и в первую очередь) по мнению американских военных специалистов, находятся самые лучшие в мире системы РЭБ.

Хотя нет! Они просто никого не видели. Невидимки же летали!

Опять евреи виноваты

Кстати, в некотором смысле американцам подгадили в данном случае именно израильтяне. Средства РЭБ в Хмеймиме стояли и ранее, но суперсовременные комплексы завезли и связали там в систему после инцидента с русским самолётом-разведчиком Ил-20 17 сентября 2018 года. Тогда он был сбит сирийским ЗРК С-200 при заходе на посадку потому, что им прикрылись от ракеты израильские истребители F-16, как раз атаковавшие объекты в Сирии.

Именно после этого в интервью изданию “Армейский стандарт” тот же Владимир Михеев пояснил культурно: “Что в Сирии присутствуют российские системы и средства радиоэлектронной борьбы – это никакой не секрет. Например, это системы подавления навигации, которые борются с GPS. Они заняты борьбой с беспилотниками. Кроме того, там уже длительное время работают системы борьбы с различными радиолокационными средствами разведки и наведения высокоточного оружия . Это станции “Красуха С-4”, которые противодействуют различным средствам разведки и наведения высокоточного оружия. Теперь эта группировка будет усилена. И так, как бывало раньше, безнаказанно летать и что-то бомбить уже не выйдет. Очень скоро наши “друзья”, тот же Израиль, в этом убедятся. Особенно когда у них в определённых районах перестанут работать радиолокационные системы, откажут системы связи и управления, навигации, локации, передачи данных”.

Как видим, то “отеческое” предупреждение воплощается в практику воспитательной работы среди нарушителей воздушного пространства Сирии.

Кстати, это сегодня касается и Турции . Которая всё грозится кого-то там бомбить и кого-то там сбивать в Идлибе. Но так и не решается…

Лучшие в мире

Строго говоря, о русских системах РЭБ известно очень мало чего конкретного. Очень жёстко всё засекречено. Так что могла ли, например, та же “Красуха” “выжечь” американские самолётные “мозги” судить однозначно сложно. Но во всяком случае один из самых профессиональных военных экспертов России Виктор Литовкин считает, что да, могла. Особенно на фоне того факта, что наши средства РЭБ , по его мнению, “лучшие в мире, это однозначно”.

Конкретно же, отметил он в разговоре с Царьградом, мощности “Красухи С-4” вполне достаточно, чтобы вывести из строя электронику на F-22 и F-35. “Хотя, конечно, всё зависит от расстояния, но если американские самолёты были в соответствующей зоне действия системы, то она очень даже могла расщёлкать их электронную начинку как семечки, – заявил он. – Вспомним, как другая наша система РЭБ – “Хибины” – расправилась с американским эсминцем “Дональд Кук” в Чёрном море . Так что ситуация с “Красухой” в Сирии выглядит абсолютно логичной и естественной”.

Правда, слово “выжгла” эксперт считает чисто образным. Но вызвать фатальные нарушения в работе электронных систем – вполне. “Красуха С-4” действительно может эффективно подавлять сигнал всех нынешних радиолокационных станций и глушить каналы управления, а также накрывать системы локации противника на расстоянии более 200 километров. Как результат, пилот подвергаемого РЭБ-воздействию самолёта вынужден работать вслепую. А каково это в современном самолёте, буквально напичканном электронными системами навигации, боевого управления, наведения?

Частично эти слова подтверждают и американцы. Как сообщается, в результате воздействия на самолёты их пилоты действительно потеряли ориентацию и вернулись на базу с огромным трудом. И после наземного исследования, которое выявило серьёзные нарушения в работе некоторых блоков, последние будут заменять.

Это ещё один признак того, что это не простой глюк, а какое-то электронное оружие, – это уже пишет известное издание The National Interest. – Русские вложили значительные средства в мощные спуфинговые системы, которые посылают ложные сигналы псевдо-GPS, в пятьсот раз более сильные, чем настоящие, уводя навигационные системы на много миль в сторону.

И это верно: любой автоводитель в Москве знает, как чудит навигатор в его машине, когда проезжаешь возле Кремля или, скажем, мимо комплекса Москва-Сити . И только естественно, что нечто подобное, но явно более мощное и совершенное работает возле важных военных объектов.

“Красуха” и другие

Почему сегодня речь зашла именно о “Красухе С-4”? Это понятно: все читали сообщения, что именно этот комплекс РЭБ был в своё время доставлен на российскую базу в Сирии. Но этот комплекс работает в Сирии не один.

Во-первых, он работает в паре с комплексом радиотехнической разведки “Москва-1”. Тот собирает данные о всех наземных и воздушных источниках электромагнитного излучения противника в радиусе 400 км. Эта информация передаётся на “Красуху”, которая уже и производит необходимое действие – подавление сигнала либо то самое пресловутое “выжигание” соответствующей аппаратуры цели.

Но – во-вторых – после той подлой подставы со стороны израильтян, в результате которой погибли сразу 15 русских высококлассных офицеров-специалистов, в Хмеймим было завезено ещё кое-что из новейшего оборудования. В частности, были сообщения о постановке на дежурство автоматизированной станции помех Р-330Ж “Житель”. Она заточена на подавление станций спутниковой и сотовой связи, а также систем спутниковой навигации. И именно про эти помехи в Сирии уже не раз жалостливо сообщали американские военные. Судя по этому, “Житель” действительно стоит и работает в Хмеймиме.

Сообщалось и о переправке в Сирию мобильных комплексов подавления бортовых радиоэлектронных систем любых летательных аппаратов “Дивноморье”. Эта система создаёт нечто вроде купола, закрывающего обороняемые объекты даже от самолётов дальнего радиолокационного обнаружения типа Е-3 AWACS и других, а также спутников.

А раз поставлены такие комплексы, то можно законно предполагать, что в Хмеймиме работает и испытывается в боевых условиях новейшая система радиоподавления “Поле-21”. Она предназначена для защиты объектов от крылатых ракет, управляемых бомб и беспилотников, подавляя сигналы для их навигации и наведения на цель от систем GPS, ГЛОНАСС, Galileo и Beidou. Иначе говоря, от всех имеющихся. И главное, что она настолько компактна, что вполне может быть “посажена” на вышку сотовой связи. Ищи её там среди аппаратуры!

Наконец, говорилось и о переброске в Хмеймим вертолётов Ми-8 с комплексами активных помех “Рычаг-АВ”.

Так что и по этому поводу американцы не зря вибрируют: в случае крайнего обострения их “миролюбия” связи, разведки и целеуказания через космос они лишаются мгновенно и полностью. И случай в Сирии – лёгенькое такое, ненавязчивое напоминание США об их истинном месте в нынешнем реальном мире истинно современных вооружений.

Похоже, что израильская «демонстрация силы» министру обороны России Сергею Шойгу превратилась в полный провал.

В понедельник, 16 октября, истребители ВВС Израиля уничтожили батарею ПВО вооруженных сил Сирии в 50 км от Дамаска, заявив, что таким образом ответили на обстрел своих самолетов, выполнявших задание на территории Ливана. Инцидент произошел за несколько часов до визита Министра обороны России Сергея Шойгу в Тель-Авив.

Израильская газета «Гаарец» сообщила об инциденте, написав что самолёты сбросили на батарею четыре бомбы, после попадания которых батарея больше не работала. Сирийские военные подтвердили израильские удары и заявили, что они причинили «материальный ущерб».

Тем не менее, интересно отметить, что, согласно заявлению Министерства обороны Сирии, израильские военные самолеты нарушили воздушное пространство Сирии на границе с Ливаном в районе Баальбек. Инцидент произошел в 8:51 по местному времени. Разве израильские ВВС не намеренно спровоцировали реакцию сирийских военных, чтобы оправдать удар на сирийской батарее ПВО? Это ведь было не в первый раз!

И как сразу заметили многие израильские военные эксперты – инцидент был прямо связан по времени с визитом министра обороны России в Тель-Авив, что было “отличной демонстрацией силы российско-иранско-сирийскому альянсу”.

Однако с демонстрацией что-то явно пошло не так. Согласно имеющейся информации Сирийские силы обороны для атаки израильского военного самолета использовали самую современную из имеющихся у них в распоряжении систему ПВО – ракету С-200, разработанную СССР в далеком 1964-м году . И тем не менее, согласно заверениям сирийские военных этот советский реликт попал в прославленный и неуязвимый Lockheed Martin F-35 Lightning II .

Несмотря на то, что сирийское министерство обороны заявило о том, что сирийские военные «попали в один из самолетов, заставив [израильские самолеты] отступать» – Израиль эту информацию категорически опроверг:

Однако и тем не менее как-то удивительно так совпало, что всего через несколько часов после инцидента в небе над Сирией израильские СМИ сообщили, что невидимый и неуязвимый истребитель F-35 ВВС Израиля в ходе учебного полета столкнулся в птицами и стал непригоден к полетам. Times of Israel:

Военные заявляют, что во вторник, во время тренировочного полета F-35 столкнулся в двумя аистами и теперь требует незамедлительного ремонта.

Птицы попали в F-35 незадолго до того, как он вернулся на авиабазу Неватим в центральной пустыне Негев. Однако израильские военные источники отказались показать фотографию своего F-35 после «столкновения с птицами».

Кроме того, неясно, может ли F-35 снова начать функционировать «в ближайшие несколько дней», как утверждает заявление израильской армии, поскольку его стелс-покрытие, вероятно, сильно повреждено.

Таким образом, согласно израильской версии, боевой самолет, как сообщается, больше не функционировал после столкновения с птицами, несмотря на то, что F-35 на испытаниях в США отлично прошел все тесты на столкновение с птицами (). Так что же поразило F-35?

К слову, F-35 – самый дорогой в мире боевой самолет, цена которого сейчас составляет около 406,5 миллионов долларов. Израиль его активно покупает, но почему-то по цене 100 миллионов долларов за каждый самолет.

Похоже, что израильская «демонстрация силы» министру обороны России Сергею Шойгу превратилась в полный провал.

В понедельник, 16 октября, истребители ВВС Израиля уничтожили батарею ПВО вооруженных сил Сирии в 50 км от Дамаска, заявив, что таким образом ответили на обстрел своих самолетов, выполнявших задание на территории Ливана. Инцидент произошел за несколько часов до визита Министра обороны России Сергея Шойгу в Тель-Авив.

Израильская газета «Гаарец» сообщила об инциденте, написав что самолёты сбросили на батарею четыре бомбы, после попадания которых батарея больше не работала. Сирийские военные подтвердили израильские удары и заявили, что они причинили «материальный ущерб».

Тем не менее, интересно отметить, что, согласно заявлению Министерства обороны Сирии, израильские военные самолеты нарушили воздушное пространство Сирии на границе с Ливаном в районе Баальбек. Инцидент произошел в 8:51 по местному времени. Разве израильские ВВС не намеренно спровоцировали реакцию сирийских военных, чтобы оправдать удар на сирийской батарее ПВО? Это ведь было не в первый раз!

И как сразу заметили многие израильские военные эксперты – инцидент был прямо связан по времени с визитом министра обороны России в Тель-Авив, что было “отличной демонстрацией силы российско-иранско-сирийскому альянсу”.

Однако с демонстрацией что-то явно пошло не так. Согласно имеющейся информации Сирийские силы обороны для атаки израильского военного самолета использовали самую современную из имеющихся у них в распоряжении систему ПВО – ракету С-200, разработанную СССР в далеком 1964-м году. И тем не менее, согласно заверениям сирийские военных этот советский реликт попал в прославленный и неуязвимый Lockheed Martin F-35 Lightning II.

Несмотря на то, что сирийское министерство обороны заявило о том, что сирийские военные «попали в один из самолетов, заставив [израильские самолеты] отступать» – Израиль эту информацию категорически опроверг:

Однако и тем не менее как-то удивительно так совпало, что всего через несколько часов после инцидента в небе над Сирией израильские СМИ сообщили, что невидимый и неуязвимый истребитель F-35 ВВС Израиля в ходе учебного полета столкнулся в птицами и стал непригоден к полетам. Times of Israel:

Военные заявляют, что во вторник, во время тренировочного полета F-35 столкнулся в двумя аистами и теперь требует незамедлительного ремонта.

Птицы попали в F-35 незадолго до того, как он вернулся на авиабазу Неватим в центральной пустыне Негев. Однако израильские военные источники отказались показать фотографию своего F-35 после «столкновения с птицами».

Кроме того, неясно, может ли F-35 снова начать функционировать «в ближайшие несколько дней», как утверждает заявление израильской армии, поскольку его стелс-покрытие, вероятно, сильно повреждено.

Таким образом, согласно израильской версии, боевой самолет, как сообщается, больше не функционировал после столкновения с птицами, несмотря на то, что F-35 на испытаниях в США отлично прошел все тесты на столкновение с птицами (официальная информация здесь). Так что же поразило F-35?

К слову, F-35 – самый дорогой в мире боевой самолет, цена которого сейчас составляет около 406,5 миллионов долларов. Израиль его активно покупает, но почему-то по цене 100 миллионов долларов за каждый самолет.

Американское интернет-издание American Thinker («Американский мыслитель») прокомментировало результаты налета авиации Израиля на иранские базы, расположенные на территории Сирии . Выводы сделаны ошеломляющие: благодаря этой в высшей степени удачной атаке Россия будет вынуждена ретироваться с сирийской территории. Также публикация разоблачает несостоятельность разработок российской компании «Алмаз-Антей» , которая выпускает никудышные зенитно-ракетные системы. Ну, не совсем, конечно, никудышные, но о лучший в мире истребитель-невидимку F-35 они обломали зубы.

Девять американских истребителей-бомбардировщиков F-35A, которые совсем недавно были приобретены для ВВС Израиля, нанесли удары по 50 иранским базам, расположенным в провинциях Тартус и Хама на западе Сирии. Базам был нанесен ощутимый урон. Операция продолжалась менее 90 минут.

Самое отрадное для «Американского мыслителя» то, что данная акция позволила доказать обманутым русской пропагандой, что российские ЗРС не в состоянии не только перехватить F-35, но даже и обнаружить. Израильские пилоты работали, что называется, в условиях повышенной комфортности, не опасаясь каких бы то ни было ответных действий сил ПВО. При этом главные силы ПВО представляли ЗРС С-300, для которых, как утверждают русские, перехват F-35 не представляет большого труда. Поскольку для РЛС С-300 истребитель-невидимка прекрасно виден на большом расстоянии.

Сирийские? Но у Сирии нет С-300. В 2010 году был подписан контакт на поставку четырех дивизионов С-300ПМУ2. Однако спустя пять лет контракт был аннулирован по просьбе Израиля.

Российские? Да, на защиту российской военной базы был поставлен дивизион ЗРС С-300В4. Однако какое отношение он может иметь к защите иранских баз? Если бы радары комплекса и заметили F-35, то сбивать их никто не собирался. Во-первых, все-таки существует договоренность между Москвой и Тель-Авивом о взаимном ненападении.

Во-вторых, российские средства ПВО не реагируют даже тогда, когда удары наносятся по сирийским объектам. С-300, как и С-400, в Сирии защищают только российские объекты.

Иранские? Да, действительно, Ирану после отмены эмбарго были поставлены 4 дивизиона С-300ПМУ2 «Фаворит». Однако сложно себе представить, чтобы системы, закупленные у России для защиты Тегерана и иранских ядерных объектов, среди которых АЭС в Бушере, вдруг перекинули бы в другую страну для прикрытия военных баз, играющих в жизни страны не самую важную роль. Для них в Иране работы более чем достаточно в связи с тем, что Израиль постоянно заявляет, что готов уничтожить иранскую «инфраструктуру оружия массового поражения». И даже однажды, в прошлом веке, уже разбомбил один объект. Впрочем, и Иран обещает стереть Израиль с карты Ближнего Востока. А посему укрепляет средства ПВО на своей территории, а не за ее пределами.

Так что ситуация, которую смоделировал «Американский мыслитель» в отношении F-35, очень напоминает старинный анекдот про неуловимого Джо, которого ловить никто и не собирается.

Но системы С-300 американского «невидимку» обнаружить вполне могли бы. Более того, могли бы и сбить, причем с высокой степенью вероятности. Как, например, это произошло в конце прошлого века в Югославии, когда «невидимку» F-117 сбили при помощи ЗРК С-125 «Печора», который СССР начал поставлять на экспорт в 60-е годы.

Сербы тогда действовали в высшей степени грамотно. РЛС излишне «не светилась», ее включали кратковременно в момент самых решительных действий. Также в полной мере было использовано такое свойство «невидимок», как зависимость эффективной площади рассеяния (ЭПР) от ракурса, с которого наблюдается самолет. Это лишь при фронтальной проекции, когда самолеты идут лоб в лоб, имеет место минимальное значение ЭПР. Если же радар обнаружения подсвечивает «брюхо» самолета или же боковые проекции, то невидимость стремительно падает.

Сербы тогда смогли засечь американский истребитель на расстоянии в 50 км и сбить, когда он приблизился на 10 км. Противоракетного маневра пилот выполнить не смог в связи с низкими летными качествами самолета. Собственно, и у F-35 маневренность - слабая сторона. Интересно, что F-117 и F-35 разработала одна компания - «Локхид Мартин».

Обмануть радары С-300 гораздо сложнее. Потому что в связи со стремительным повышением быстродействия компьютеров появилась возможность качественно улучшить обработку отраженных от целей сигналов РЛС. Прежде радары ЗРК работали в сантиметровом диапазоне радиоволн, что позволяло получать информацию о цели, достаточную для ее сопровождения и наведения на нее зенитных ракет.

В метровом диапазоне малозаметность самолета, построенного по стелс-технологии, становится призрачной. То есть самолет прекрасно обнаруживается на большом удалении, также как, например, и F-4 «Фантом». Однако низкая разрешающая способность, которую дает отраженный метровый сигнал РЛС, не позволяет достаточно точно определить азимут, угол места и расстояние до цели. На основании полученной информации атаковать цель проблематично.

В настоящий момент новые математические методы обработки сигналов, которые прежде были недоступны, позволяют использовать сканирование в метровом диапазоне для получения достаточной для целеуказания разрешающей способности. Правда, для достижения лучших показателей частота радара постоянно переключается между метровым, дециметровым и сантиметровым диапазонами. Именно так устроены три РЛС целеуказания (стандартная, всевысотная и маловысотная) и РЛС обнаружения ЗРС С-300МП2 «Фаворит».

Печальная ситуация для самолетов-невидимок типа F-35 усугубляется еще и тем, что в системе «Фаворит», как и в ряде предыдущих модификаций С-300, есть возможность, и она используется, создания сети радиолокаторов, которые способны «наблюдать» малозаметные самолеты с различных ракурсов. И благодаря этому от малозаметности «невидимок» мало что остается. Собственно, сеть можно выстраивать не только из локаторов, входящих в полковые комплекты ЗРС, но из РЛС других типов, которые обслуживаются радиотехническими войсками.

Частотные характеристики такого рода систем и комплексов засекречены во всем мире. И характеристики относительно значений ЭПР, с которыми может работать ЗРС, также следует воспринимать как очень условную информацию. В частности, «Алмаз-Антей» сообщает, что для радаров наведения с фазированной антенной решеткой доступны низколетящие цели с ЭПР 0,02 кв.м. на расстоянии в 90 км. Но это не факт, решившие испробовать данную характеристику на практике могут быть сильно разочарованы. К тому же данный параметр, что называется, лобовой, он не учитывает работу комплекса в составе распределенной сети радиолокаторов. Собственно, нельзя верить и компании «Локхид Мартин», утверждающей, что ЭПР F-35 равен 0,001 кв.м. Это в 5 раз меньше, чем у F-22. Однако эксперты, и не только наши, но и иностранные, единогласно утверждают, что по малозаметности F-35 значительно проигрывает куда более эффективному F-22. И реальная ЭПР может находиться в диапазоне от 0,04 до 0,2.

Однако существует возможность точных замеров ЭПР F-35. США поставляют Турции свои «невидимки». Одновременно Турция приобретает у России ЗРС С-400. Против чего яростно выступает Вашингтон, угрожая Анкаре жесткими санкциями. И это понятно, турки смогут с помощью нашей системы всесторонне исследовать F-35 на предмет малозаметности. И если она окажется дутой, то это может обернуться для США не только репутационными, но и финансовыми потерями - ведь запланировано строительство больше 3 тыс. этих самолетов трех модификаций.

До недавнего времени для США, армия которых были ориентирована на военные конфликты с противником, не обладавшим серьезной военной техникой, проблема «видимости невидимок» не стояла остро. Сейчас в Штатах об этом серьезно задумались. Вот как охарактеризовал проблему адмирал Джонатан Гринерт, главнокомандующий военно-морскими операциями: «Стремительный рост компьютерных мощностей ведет к разработке новых датчиков и новых методов, которые в дальнейшем сильно затруднят реализацию всех преимуществ конструкции Stealth. Перед лицом новых и все более изощренных систем обнаружения борьба за невидимость наших самолетов будет в их следующих поколениях требовать все более серьезных капиталовложений». А ведь разработка F-35 в финансовом отношении оказалась суперсерьезной, она обошлась почти в 60 млрд долларов.

Но куда более результативным путем Гринерт считает создание ракет «воздух-поверхность» большой дальности, что позволило бы самолетам при выполнении боевого задания не приближаться к зонам ПВО противника. А также использование беспилотников для прорыва ПВО с целью обеспечения безопасного пролета для пилотируемой авиации. Причем, самолеты не обязательно должны быть «невидимками», можно, считает адмирал, использовать истребители-бомбардировщики четвертого поколения, оснастив их современным оборудованием и дальнобойным ракетным оружием.

Так что история про то, как «израильский невидимка посрамил российские С-300» является фантазией «Американского мыслителя». Еще более странно выглядит заявление о том, что теперь «посрамленные русские» уйдут из Сирии. При этом русские якобы посрамились еще раньше, весной этого года: «С-400 не отреагировала на ракетные удары американских, британских и французских войск 14 апреля 2018 года, в результате чего некоторые наблюдатели пришли к выводу, что возможности системы были переоценены», считает американское издание.

«Мыслитель» в конце концов настолько разочаровался в возможностях российских систем, что предрек легкую прогулку израильских F-35 в Иран, где они уничтожат плутониевый реактор в Араке. Кстати, этот реактор еще в 2016 году был залит бетоном, и совершенно непонятно, зачем его надо бомбить.

Все это фантазии, основанные на стремлении прославить американское оружие и посрамить российское. Понять людей можно. Но вот полное незнание своего оружия - это непростительно. В статье утверждается, что атака «невидимок» нанесла серьезный ущерб пятидесяти базам.

Во-первых, из 9 израильских истребителей два получены совсем недавно. И вряд ли они обрели полную эксплуатационную готовность. Значит, самолетов было самое большее 7, а то и меньше.

Во-вторых, во внутренних отсеках F-35 можно разместить только 4 ракеты. Следовательно, ракет могло быть не более 28, а то и меньше. Как ими можно было атаковать 50 баз, о том «Мыслитель» умалчивает. Может быть, ракеты были многоразового использования?

Если же прицепить дополнительные ракеты на внешние подвески, то с арифметикой все нормально. Однако ненормально с малозаметностью, в таком виде F-35 по ЭПР уже ничем не отличается от F-16, который построен без использования стелс-технологий. В связи с чем совершенно непонятно, как при таком раскладе можно говорить о «посрамлении С-300»

Война в Сирии: Американские самолеты применили фосфорные боеприпасы в Сирии

Новости политики: Путин рассказал о переговорах с Эрдоганом и Роухани в Тегеране

Новость о том, что во вторник, 9 апреля, в 19:27 вечера по токийскому времени (10:27 мск) японский истребитель F-35 Lighting II потерпел крушение в Тихом океане, подняла вопросы о надежности самого дорого в мире самолета. По официальной информации, самолет-невидимка, взлетевший с авиабазы Мисава, что на севере Японии, пропал с радаров во время учебного полета. Представители Минобороны Японии сообщили, что пилот успел передать о том, что прерывает тренировочную миссию.

Утром 10 апреля министр обороны Японии Такэси Ивайя проинформировал общественность, что найдены обломки самолета, точнее части хвостового оперения. Также глава оборонного ведомства Страны восходящего солнца рассказал, что поиски ведутся силами американского и японского флота. По его словам, за штурвалом новейшего истребителя был настоящий профессионал с более чем 3200 часами летного опыта, в том числе на F-35.

По данным японских СМИ, 302-я эскадрилья японских ВВС из 13 истребителей F-35 вступила в строй всего 11 дней назад на базе Мисава. За каждый самолет Токио заплатил по $ 100 млн. После катастрофы полеты на этом типе самолетов запрещены в Японии до выяснения всех обстоятельств аварии. Карл Шустер , бывший офицер ВМС США и профессор Гавайского Тихоокеанского университета, знакомый с положением дел, назвал наиболее вероятной причиной сбой системы управления, которая вызывает наибольшее опасение у производителя.

Другой эксперт — Питер Лейтон , бывший офицер ВВС Австралии и аналитик Института Азии Гриффита, предположил, что расследование аварии начнется в цехах сборки этого самолета на заводе в Нагоя, так как машина произведена по лицензии в Японии. По тем сведениям, которыми он располагает, летчик разбившегося F-35, видимо, погиб мгновенно, поскольку не сообщил о проблемах перед катастрофой. Лейтон также уверен, что пилота ввели в заблуждения бортовые датчики. «Летчик, похоже, думал, что управляет, а не находится в смертельной опасности, — пояснил эксперт — …но он летел прямо в океан».

Напомним, это уже вторая катастрофа F-35 за короткое время, с тех пор как самолеты перешли на упрощенную систему подготовки к полетам. Первая случилась 28 сентября, когда истребитель Lighting II из 501-й учебной эскадрильи разбился в Южной Каролине буквально в нескольких милях от авиабазы Бофорт.

Изначально на борту F-35 контролировалось 65 тысяч параметров, многие из которых дублировали друг друга с целью повышения надежности. С 2006 года любой полет суперистребителя сопровождает многочисленная команда инженерной поддержки, которая готовила каждый вылет. Однако это уже был не боевой самолет, а летающая лаборатория.

Под давлением генералов были снижены стандарты техобслуживания и упрощены изнурительные тесты перед вылетами. В Пентагоне назвали это вынужденной мерой, поскольку программа F-35 оказалась на развилке: либо нужно её сворачивать, либо, напротив, начинать массовое внедрение Lighting II в ВВС. Выбрали второе. А это в свою очередь привело к проблемам уже на этапе заключительных испытаний. Даже в самой последней версии программного обеспечения обнаружились десятки ошибок .

Тем не менее, о реальных причинах судить еще рано. Сейчас перед США и Японией стоит наиболее важная задача — найти самолет до того, как он может стать добычей российский или китайских подлодок. Американский канал Foxnews со ссылкой на свои источник сообщил, что в Пентагоне царит атмосфера паники, так как звездно-полосатые генералы опасаются, что секреты попадут в руки потенциальных врагов, после чего самолет потеряет свое главное преимущество — малозаметность.

«В мире нет более высокой цены для России и Китая, чтобы заполучить обломки F-35 Японии. Если они смогут, то сделают для себя огромное дело», — написал в Твиттере Том Мур , бывший высокопоставленный сотрудник комитета Сената США по международным отношениям.

Тайлер Роговей , редактор War Zone, предположил, что сейчас в океане разворачивается крупнейшая со времен развала СССР разведывательная операция. То, что самолет до сих пор не найдет американцами и японцами, свидетельствует, что разбившийся F-35 летел в режиме «невидимки» с выключенными радарными отражателями.

Похоже, высокие показатели безопасности полетов F-35, достигнутые в предшествующие годы, безусловно, сыграли плохую шутку с погибшим японским летчиком, хотя, как показала практика, научно-испытательные стандарты техобслуживания не могут быть соблюдены в реальных условиях. Об этом стало ясно еще в прошлом году, когда из-за конструкторских и программных проблем, которые угрожали жизни пилотов, несколько раз были запрещены все полеты Lighting II.

Знали ли об этом потомки самураев? Судя по всему — да. Страна восходящего солнца стала первым государством, которое развернула в спешке полноценную боевую эскадрилью и является самым большим иностранным покупателем Lighting II. Сегодня портфель заказов со стороны Токио насчитывает около 150 суперистребителей. Минобороны Японии покупает как наземные F-35A, так и морской вариант F-35B, которые должны будут взлетать с перепрофилированных вертолетоносцев класса Изумо. Таким образом, правительство Абэ планировало оказать мощное давление на Россию в переговорах о Южных Курилах и на Китай, к которому у Японии тоже есть территориальные претензии.

Поэтому, катастрофа Lighting II имеет далеко идущие политические последствия, в том числе и на турецком «фронте», поскольку Вашингтон угрожает Анкаре отказом поставки F-35, если та купит российские ЗРК С-400. До тех пор, пока выяснены причины знаковой катастрофы, такое давление, будет выглядеть, по крайне мере, несерьезно. Именно поэтому на ряде американских форумов стали выдвигаться невероятные версии аварии. Приведем один из самых популярных:

«Кому выгодна катастрофа F-35A? Китаю? Да, но не настолько, так как у него уже есть самолет-невидимка. Главным выгодоприобретателем является Москва и лично Путин . Сегодня для России просто все складывается идеально. Не хочется верить, но, кажется, русские „помогли“ упасть японцу».



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: