Проект по внеклассному литературному чтению "весна глазами поэтов, писателей, художников". Русские поэты о весне – гимн возрождению и любви Как описывают весну русские писатели

Поэты издавна в обычных временах года видели нечто большее. У них появились устойчивые образы, которые ассоциируются с каждым временем: грусть, печаль, веселье, радость, пробуждение и пр. Особое место среди времен года в творчестве русских поэтов занимает весна. Ведь она даже у обычных людей ассоциируется с пробуждением, чистотой, рождением чего-то нового и невинного.
Описание весны мы видим у многих русских поэтов. Одним из ярких примеров является творчество Ф.И.Тютчева. Самым известным его «весенним» произведением является стихотворение «Весенние воды». Оно представляет собой нежное и задумчивое произведение, какой и является ранняя весна с таянием снега и текущими ручейками.
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...

Они гласят во все концы:
"Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!

Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!.."

Стихотворения А. М. Жемчужникова также способны вызвать весенние образы в нашем представлении. Поэт немалую долю своего творчества посвятил природе, в частности весне. Самые яркие из них – «Весна», «Грачи». Они несут образы праздничности, молодости, радости и нежности. Кроме того, интересно рассмотрение образов птиц, которые приносят весточку о предстоящих лучиках солнца и весеннее настроение на своих крыльях. В воображении сразу возникает образ ранней весны с возвращающимися из теплых краев ключами птиц.
Лесок дремал. Приход ничей
Его покуда не тревожил.
Но я пришел, и сонм грачей
Взлетел, крича, и весь он ожил.

Они, к полудню прилетев
С прогулок утренних по нивам,
Качались на верхах дерев
В расположении сонливом.

Я помешал; я их спугнул.
Над рощей долго в шумной свалке
Стоял грачей басистый гул,
И звонко вторили им галки.

Природа весной занимает особое место в творчестве русских поэтов. И это не зря. Ведь она является самой прекрасной порой, вдохновляющей людей на прекрасные поступки, создание чего-то нового, нежного. Весна вызывает лишь положительные эмоции и легкость на душе.

Поэты издавна в обычных временах года видели нечто большее. У них появились устойчивые образы, которые ассоциируются с каждым временем: грусть, печаль, веселье, радость, пробуждение и пр. Особое место среди времен года в творчестве русских поэтов занимает весна. Ведь она даже у обычных людей ассоциируется с пробуждением, чистотой, рождением чего-то нового и невинного.
Описание весны мы видим у многих русских поэтов. Одним из ярких примеров является творчество Ф.И.Тютчева. Самым известным его «весенним» произведением является стихотворение «Весенние воды». Оно представляет собой нежное и задумчивое произведение, какой и является ранняя весна с таянием снега и текущими ручейками.
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...

Они гласят во все концы:
"Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!

Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!.."

Стихотворения А. М. Жемчужникова также способны вызвать весенние образы в нашем представлении. Поэт немалую долю своего творчества посвятил природе, в частности весне. Самые яркие из них – «Весна», «Грачи». Они несут образы праздничности, молодости, радости и нежности. Кроме того, интересно рассмотрение образов птиц, которые приносят весточку о предстоящих лучиках солнца и весеннее настроение на своих крыльях. В воображении сразу возникает образ ранней весны с возвращающимися из теплых краев ключами птиц.
Лесок дремал. Приход ничей
Его покуда не тревожил.
Но я пришел, и сонм грачей
Взлетел, крича, и весь он ожил.

Они, к полудню прилетев
С прогулок утренних по нивам,
Качались на верхах дерев
В расположении сонливом.

Я помешал; я их спугнул.
Над рощей долго в шумной свалке
Стоял грачей басистый гул,
И звонко вторили им галки.

Природа весной занимает особое место в творчестве русских поэтов. И это не зря. Ведь она является самой прекрасной порой, вдохновляющей людей на прекрасные поступки, создание чего-то нового, нежного. Весна вызывает лишь положительные эмоции и легкость на душе.

Плещеев - Сельская песня (отрывок)

Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.

С нею солнце краше
И весна милей...
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!

Дам тебе я зёрен,
А ты песню спой,
Что из стран далёких
Принесла с собой...

Тютчев - Весенние воды

Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...

Они гласят во все концы:
"Весна идёт, весна идёт,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!"

Весна идёт, весна идёт!
И тихих, тёплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.

Блок - На лугу

Леса вдали виднее,
Синее небеса,
Заметней и чернее
На пашне полоса,
И детские звонче
Над лугом голоса.

Весна идёт сторонкой,
Да где ж она сама?
Чу, слышен голос звонкий,
Не это ли весна?
Нет, это звонко, тонко
В ручье журчит волна …

Аполлон Майков - Весна

Голубенький, чистый
Подснежник-цветок!
А подле сквозистый,
Последний снежок...

Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастье ином.

Тютчев - Весна

Зима недаром злится,
Прошла её пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И всё засуетилось,
Всё нудит зиму вон -
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима ещё хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.

Жуковский - Жаворонок

На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.

Здесь так легко мне, так радушно,
Так беспредельно, так воздушно;
Весь божий мир здесь вижу я.
И славит бога песнь моя!

Тютчев - Весенняя гроза

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный -
Всё вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.

Плещеев - Уж тает снег, бегут ручьи...

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
опять надолго миновала...

Весна в стихах русских поэтов

Стихотворение С. А. Есенина «Черемуха», ярко и колоритно описывает и пробуждение природы, и талант автора. Мастерски владея словом, поэт погружает читателя в тонкий аромат цветущей природы, окунает в весеннее буйство звуков и красок с головой. Двустопный ямб с перекрестной рифмой создают потрясающий эффект присутствия. Творение, необыкновенно насыщенное эпитетами, необыкновенно точно передают отношение автора к Родине, ее неповторимой красоте.

Стихотворение Жуковского «Жаворонок», объединяет в себе яркие слуховые и визуальные образы. Описывая начало дня, поэт обращается к читателю от первого лица, философствуя о божественной природе мироздания. Произведение насыщено однородными наречиями, что не может не усиливать передачу эмоций автора, увлеченного пернатым вестником весны. Легко и просто он объясняет детям о фундаментальных для него темах.

Пропитанное звуками и красками творение Тютчева «Весенняя гроза», переносит нас в предгрозовую, насыщенную озоном, атмосферу. Яркий пример талантливой аллитерации звуками «г» и «р» позволяет услышать первые раскаты грома в ритме стиха. Изобилуя эпитетами и метафорами, поэт передает свежесть обновленной природы. Ассоциирует весну с молодостью и ее буйным, громким течением. Умело вводит древние мифы, гармонично разбавляя текст, намекает при этом на единение всех природных начал.
Перекликаясь по погоде с предыдущим автором, окунает в весеннюю атмосферу И. Бунин, пишущий о дожде. Каждое его произведение пропитано чувством глубокой любви к окружающему миру. Читая произведение, можно прочувствовать, как каждое слово, словно крупная тяжелая капля, уверенно стучит по листве-«крупный дождь в лесу зеленом». Философские размышления о быстротечности жизни в последних строчках раскрывают поэта с неизвестной для читателя глубокой стороны.

Произведение А. К. Толстого «Вот уж снег последний в поле тает» передает его восторженное отношение к природе. Олицетворение и эпитет служат помощниками в выражении чувств героя, не скрывая интимный характер произведения. Стихотворение написано автором во время разлуки с замужней возлюбленной, что не могло не придать настроению трагического оттенка. Автор восторгается тем, что течение природных законов независимо от его душевного состояния. Его душевные терзания не остановят цветение весны, неоспоримость природных законов.

1, 2, 3, 4, 5, 6 класс

5. место . Образ весны в русской поэзии по праву считается ключевым и имеет множественный смысл. В первую очередь, эта пора года ассоциируется с обновлением и очищением, символизирует юность, нежность и возвышенность. Поэтому неудивительно, что весна как прототип юной девы присутствует в творчестве многих русских поэтов, вдохновленных ее красотой, совершенством, свежестью и непосредственностью. Особенно волнительным является период, когда весна еще не вступила в свои права, но ее присутствие уже витает в воздухе, наполняя его ни с чем не сравнимым ароматом. Этот период очень ярко и точно отобразил поэт Афанасий Фет в своем стихотворении «Еще весны душистой нега…» , сравнив свое любимое время года со степной красавицей, которая провожает взглядом возвращающихся с юга журавлей.

*** А.Фет

Еще весны душистой нега
К нам не успела низойти,
Еще овраги полны снега,
Еще зарей гремит телега
На замороженном пути.

Едва лишь в полдень солнце греет,
Краснеет липа в высоте,
Сквозя, березник чуть желтеет,
И соловей еще не смеет
Запеть в смородинном кусте.

Но возрожденья весть живая
Уж есть в пролетных журавлях,
И, их глазами провожая,
Стоит красавица степная
С румянцем сизым на щеках.

4. место. В свою очередь, поэт Александр Блок сравнивает весну с ребенком, который сторонится взрослых и не стремится показываться им на глаза, хотя каждый ощущает его неуловимое присутствие где-то совсем рядом. В стихотворении «На лугу» поэт образно и емко раскрывает тему весны, которая словно бы обходит людей стороной, но ее следы видны и слышны повсюду – в почерневшей пашне, ярко-синем небе и журчащем ручье, который создает праздничную и удивительно радостную атмосферу.

«На лугу» А.Блок

Леса вдали виднее,
Синее небеса,
Заметней и чернее
На пашне полоса,
И детские звонче
Над лугом голоса.
Весна идёт сторонкой,
Да где ж она сама?
Чу, слышен голос звонкий,
Не это ли весна?
Нет, это звонко, тонко
В ручье журчит волна.

3 место. В творчестве многих русских поэтов весна представлена как один из самых романтических периодов, когда сама природа навевает мысли любви и вынуждает прислушиваться к учащенному биению сердца. В стихотворении Ивана Бунина «За рекой луга зазеленели…» весна ассоциируется с ожиданием счастья и душевными томлениями, когда тоска сменяется беспричинной радостью только оттого, что ярко светит солнце, и мир предстает в ином, радужном свете. В то же время весна – это недосказанная повесь о любви, робкое ожидание счастья и надежда на взаимность, когда чувства обострены до предела, но еще не произнесены вслух те заветные слова, которые способны принести душевное облегчение.

*** И.Бунин

За рекой луга зазеленели,
Веет легкой свежестью воды;
Веселей по рощам зазвенели
Песни птиц на разные лады.

Ветерок с полей тепло приносит,
Горький дух лозины молодой…
О, весна! Как сердце счастья просит!
Как сладка печаль моя весной!

Кротко солнце листья пригревает
И дорожки мягкие в саду…
Не пойму, что душу раскрывает
И куда я медленно бреду!

Не пойму, кого с тоской люблю я,
Кто мне дорог… И не все ль равно?
Счастья жду я, мучась и тоскуя,
Но не верю в счастье уж давно!

Горько мне, что я бесплодно трачу
Чистоту и нежность лучших дней,
Что один я радуюсь и плачу
И не знаю, не люблю людей.

2 место. В стихотворении Алексея Плещеева «Уж тает снег» весна, наоборот, представлена контрастно и весьма выразительно за счет того, что показаны обе ее стороны. Для кого-то бегущие ручьи и первые листья на деревьях – настоящий праздник возрождения, а для кого-то – символ тяжкого крестьянского труда. Лишь дети, не обремененные повседневными заботами и еще не разучившиеся чувствовать прекрасное, способны в этот период по-настоящему радоваться теплому солнцу, зеленой траве и робким трелям соловья.

«Весна» А.Плещеев

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.

И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждет чего-то,
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы!

Все лица весело глядят.
«Весна!»- читаешь в каждом взоре;
И тот, как празднику, ей рад,
Чья жизнь — лишь тяжкий труд и горе.

Но резвых деток звонкий смех
И беззаботных птичек пенье
Мне говорят — кто больше всех
Природы любит обновленье!

1 место. В то же время для Федора Тютчева весна – это не только окончание зимней спячки, но и возможность оставить в прошлом тот духовный мусор, который был накоплен за предыдущий год. Выстроив аллегорию с живой природой, в стихотворении автор подчеркивает, что дождь смывает пыль и грязь, а человек, вдыхая прозрачный весенний воздух, становится мягче, чище и добрее. Он вспоминает о том, что окружающий его мир наполнен волшебством, на которое все мы давно уже перестали обращать внимание в поисках рационального объяснения природных явлений и метаморфоз, из которых соткано каждое мгновение.

«Весенняя гроза» Ф.Тютчев

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный —
Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.

Вывод. Многие поэты и писатели писали о весне. Это Ф.И.Тютчев, В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, А.Н. Плещеев, С.Д. Дрожжин, Л.Н. Толстой, А.А. Фет, И.С. Никитин, А.Н. Майков, А.П. Чехов и многие другие. Эти стихи прекрасны, лиричны и музыкальны. Для многих поколений они были любимым чтением. Стихи и рассказы о родной природе не стареют, и мы вновь и вновь повторяем и читаем их. Художники в своих произведениях отразили весну во всем разнообразии. Это произведение И.И.Левитана «Весна -большая вода», «Март», И.Э. Грабаря «Мартовский снег», В.Н. Бакшеева «Голубая весна», С.В. Герасимова «Лед прошёл» и другие. Весна любимое время года многих художников – пейзажистов, которые особенно чувствительны к поэтической прелести весенней природы.

Слайд 8 из презентации «Картины художников о весне» . Размер архива с презентацией 957 КБ.

Изо 2 класс

краткое содержание других презентаций

«Каргопольская народная игрушка» - У.Бабкина. Двуглавый конь. Народная глиняная игрушка. Пляшут бабы с мужиками, И гармонь поет басами. Каргопольская игрушка». Каргопольская игрушка – Кони, утушки, кукушки. Последовательность изготовления Барыни. Последовательность изготовления коня - Палкана. По программе Н.М.Конышевой «Художественно – конструкторская деятельность (основы дизайнобразования) 1-4 классы». Тройка мчится, снег скрипит, В небесах луна блестит.

«Карта народных промыслов России» - Мировосприятие. Ямщицкие колокольчики. Владимирская область. Липецкая область. Резьба по кости. Ивановские кружева. Народные промыслы России. Новгородская область. Народные промыслы. Ивановская область. Магаданская область. Вятка. Ивановский край. Архангельская область. Оренбургская область. Нижегородская область. Гусевой хрусталь. Народные художественные промыслы. Кировская область. Пензенская область.

«Дымковская игрушка» - Налепляем на заготовку туловища голову и шею. Примазываем хвост-лепешку к туловищу. Распиши игрушку используя ритм и вариации орнамента дымки. Формуем ноги коню. После лепки загрунтуйте изделие. Народная глиняная игрушка. Последовательность изготовления птицы (петух, индюк): Конь готов Можно посадить на коня всадника. Делаем конусообразные уши и крученным жгутом – гриву и хвост. Найди наряд для дымковской «барыни».

«Орнамент на посуде» - Геометрический орнамент. Растительный орнамент. Наши работы. Участники. Узоры и орнаменты на посуде. Слово «орнамент». Антропоморфный орнамент. Ассоциации узоров и фигур. Основные геометрические фигуры. Узоры в нашей жизни. Способ украшения посуды. Животные (зооморфные) орнаменты.

«Рисуем динозавра» - Пополнить знания. История динозавров. Техники рисования. Детский проект. Чистый лист. Ноги. Яйцекладущая рептилия. Рисунок. Как нарисовать динозавра. Учусь рисовать динозавра.

««Рисование» 2 класс» - Что такое пиксель? Также нарисуем первую лапку второму котёнку. «Красота спасет мир». Поставим крестик в верхней части листа. Любителям рисовать. Советы карандашика. Удлиняем верёвочку. На голове нарисуем полосочку. Рисуем глазки и когти. Проведем линию для задней лапки, а на голове - линии для ушек. На голове второго котёнка аккуратно нарисуем крестик. Дорисовываем верёвочку. Через крестик "протягиваем" верёвочку и рисуем бантик.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: