На странице представленны вопросы по предмету "социология". Система оценки вступительного испытания по обществознанию Взаимосвязь между тремя подструктурами

В структурной теории Фрейдом в качестве следующей, третьей инстанции личности, было введено Суперэго. Выбранный им термин отражает тот факт, что здесь речь идет о чем-то отдельном от Эго, о «ступени Эго» (ПСС XIII, 1921, с. 145).

«Мы видим, как одна часть Эго противостоит другой, ее критичес­ки оценивает, и в то же время пользуется ею как объектом» (ПСС X, 1916, с. 433).

Прежде чем термин «Суперэго» появился в психоанализе и был определен, частичные аспекты этой структуры (в частности, запрещающий аспект, кото­рый содержится в цензуре сновидений и противодействует импульсивным же­ланиям) уже были отмечены в клинике и теоретически проанализированы.

Частные аспекты Суперэго вырисовываются также в допущении, сформу­лированном для объяснения меланхолии: потерянный объект восстанавливает­ся в Эго, таким образом замещение объекта заменяется идентификацией - ме­ханизмом, который позже был привлечен для описания развития Суперэго (ПСС Х, 1916, с. 435).

Психическая структура, которую Фрейд в структурной теории обозначает как Суперэго, была впервые представлена в 1914 году (ПСС X, 1914, с. 137) под названием «идеальное Эго» и «совесть». Идеальное Эго - идеальный об­раз собственной личности; ему служит и нарциссизм, «который в детстве ис­пользовало реальное Эго». Это идеальное образование Фрейд считает услови­ем вытеснения. Он пишет:

«Не следует удивляться тому, что мы должны были найти особую психическую структуру, задача которой - следить за сохранением нарциссического удовлетворения в идеальном Эго; с этой позиции актуальное Эго непрерывно наблюдает и ощущает отсутствие идеа­ла. Если такая структура существует, то мы ее не обнаружим; мы можем только признать ее как таковую и заявить, что выполняет эту функцию то, что мы называем нашей совестью» (ПСС X, 1914, с. 162).

О возникновении этих структур говорится так:

«Толчком к образованию Эго-идеала, в качестве его стража устанав­ливается совесть, которая определена критическим влиянием роди­телей, осуществляемым посредством голоса; с ним в течение долго­го времени связывались воспитатели, учителя и - как необозримое и не поддающееся определению скопление - все другие люди из ок­ружения» (ПСС X, 1914, с. 163).

В 1923 году в «Эго и Ид» Фрейд представляет свой новый взгляд на психи­ческий аппарат. Он видит в совести, в самонаблюдении или самооценке и в идеальном образовании функции структуры, обозначаемой теперь как Суперэ­го. С этого момента Эго-идеал и Суперэго используются как синонимы. Оба понятия обеспечивают как содержательный момент (требования и запреты), так и аспект совести и критического самонаблюдения. Собственными словами Фрейда нововведенная структура в отношении своего содержания и задач представлена следующим образом:


«Эго-идеал обладает... сильнейшей связью с филогенетическим приобретением, архаическим наследством, индивидуальным. Что в индивидуальной психической жизни относилось к наиболее глубо­кому, становится с помощью создания идеала самым возвышенным в человеческой душе в смысле наших оценок... Легко показать, что Эго-идеал удовлетворяет всем тем требованиям, которые предъяв­ляются более высокой сущности в человеке... Оценка собственной недостаточности при сравнении Эго с его идеалом выявляет смирен-

ное религиозное ощущение. В ходе дальнейшего развития учителя и авторитеты продолжают роль отца, требования и запреты которо­го остались в идеальном Эго мощными и теперь исполняют функ­цию моральной цензуры, выступая как совесть. Напряжение меж­ду требованиями совести и достижениями Эго ощущается как чув­ство вины. Социальные чувства покоятся на идентификациях с дру­гими на основании схожего идеального Эго» (ПСС XIII, 1923, с. 265).

На первых порах Фрейд понимал развитие Эго-идеала в связи с возникно­вением нарциссизма (приобретение заново потерянного полного инфантиль­ного Эго в образе Эго-идеала) как преэдипальное образование, впоследствии он представлял его развитие как результат чрезмерного давления конфликта, возникающего в эдиповой фазе.

Что именно происходит при участии эдипальных страданий; как формиру­ется Суперэго?

С точки зрения Фрейда (ПСС XIII, 1923, с. 256), речь идет об идентифи­кациях, которыми сменяются замещения объектов Ид. Замещения объектов, протекающие по этому образцу, вносят значительный вклад в образование Эго: они образуют его характер; другими словами, создание объекта в Эго означает изменение Эго. Такие идентификации или интроекции соответству­ют регрессии как механизму оральной фазы (поглощенность), которая делает возможным отказ от объекта. Фрейд предполагает, что идентификация явля­ется условием того, что Ид овладевает Эго; она означает также, что Эго та­ким образом через схожесть с объектом предлагает Ид любить себя. Проис­ходящая при этом десексуализция означает замещение объекта в нарцисси­ческом либидо.

Идентификации такого рода оказывают стойкий эффект, особенно в раннем возрасте. Они в определенной степени ведут к образованию Эго-идеала или Су­перэго. Фрейд исходит из того, что дети очень рано, еще до замещения объектов, идентифицируют себя с родителями. Эти первичные идентификации усилива­ются за счет следующих в первый сексуальный период выборов объекта.

Суперэго, по мнению Фрейда, следовало понимать как результат взаимо­действия двойственных биологических факторов: долго сохраняющейся детс­кой зависимости и эдипова комплекса с двувременным основанием развития сексуальной жизни в эдиповой фазе и в период генитального созревания в пу­бертате. Эго-идеал или Суперэго выступает как показатель отношения к роди­телям. Сначала, в детстве, ребенок восхищается ими или боится их, затем он «встраивает» их в образ себя. Эго-идеал, с точки зрения Фрейда, в этом отно­шении является наследством эдипова комплекса, он является «выражением мощнейших возбуждений и важнейших либидозных судеб Ид» (ПСС XIII, 1923, с. 264). Эго, тем самым, овладевает эдиповым комплексом и одновременно, через идентификацию, с выбранным Ид объектом подчиняется ему.

В то время как Эго, по существу, является представителем внешнего мира, реальности, в противоположность ему Суперэго выступает как представитель внутреннего мира. Конфликты между Эго и идеалом будут отражать противо­стояния между реальным и психическим, внешним и внутренним мирами.

В ходе дальнейшего развития воспринимаемые как авторитеты люди пере­нимают роли, отведенные в Эго родителям; их требования и запреты остаются значимыми для Эго. Теперь они в качестве совести выполняют функцию мо­ральной цензуры.

«В качестве наиболее общего результата сексуальной фазы, на кото­рой царит эдипов комплекс, можно принять низвержение в Эго, ко­торое состоит в установлении обеих так или иначе связанных между собой идентификаций. Это Эго-изменение сохраняет свое особое мес­то, оно выступает против другого содержания Эго - Эго-идеала или Суперэго. Но Суперэго - это не только просто остаток первого выбора объекта Ид, оно также представляет собой энергетическое реактив­ное формирование против последнего. Его отношение к Эго не исчер­пывается напоминанием «ты должен быть таким (как отец)»; Ид пред­полагает и запрет: «таким (как отец) ты быть не можешь, не можешь делать всего того, что он делает» (ПСС XIII, 1923, с. 262).

Из этого нового напряжения между эдиповыми требованиями (ты должен быть таким, как отец) и эдиповым запретом (ты не можешь быть таким, как отец) развивается переживание вины в связи с наказанием (кастрацией). В этом контексте Фрейд определяет напряжение между требованиями совести и ре­зультатами действий Эго как чувство вины.

Впоследствии многие авторы занимались проблематикой Эго-идеала и Суперэго. Особое внимание уделялось установлениям временных связей и ус­ловиям их возникновения (A. Freud, 1926; Jacobson, 1937,1964; M. Klein, 1933). Интерес привлекала и проблема предшественников Суперэго на преэдиповой фазе («Идентификации по типу Суперэго» A. Peich 1954; «Исходные формы Суперэго» Spitz, 1950, 1957а, 1957b, 1960; «модель сфинктера» Ferenczi, 1925, «Доавтономия схемы Суперэго» Hartmann und Loewenstein, 1962; Sandler, 1964/ 65); догенитальные предпосылки Эго-идеала (Jacobson, 1964), проблема пос­леэдипова развития Суперэго (Jacobson, 1964) и, наконец, отношения между Эго-идеалом и Суперэго (Chasseguet-Smirgel, 1987; Hartmann und Loewenstein, l962; Lampl-De Groot, 1947, 1963; Sandler, 1964/65).

В диагностике и терапии доэдиповых и структурных психопатологий всегда наблюдаются определенные предшествующие формы Суперэго, которые, меж­ду тем, следует относить к признакам этих заболеваний. Их стойкость показыва­ет, что обучение деперсонализированного автономного Суперэго невозможно.

К этим ранним предшественникам Суперэго, как показывает изучение струк­турных нарушений, возникших из ранних интроекций, относятся нетерпимые, деструктивно-ужасные носители наказаний. Предположительно относящиеся

к этому бессознательные страхи наказаний также играют роль и при клиничес­ких феноменах уже описанных Фрейдом (ПСС XIII, 1923, с. 278) негативных терапевтических реакций. Эти ранние интроекции не отделяются от самости; напротив, они встраиваются в самость и проявляют тут свое деструктивное действие. Это действие находит свое отражение в садистски-деструктивных фантазиях о наказании; в тенденциях к наказанию, которые изначально направ­ляются против самости, на соответствующие идентификации со злым интро­ектом, вовне, против объекта. Это обращение к объекту связано, как правило, с аффектами злобы (язвительность, гнев, злоба, вражда) и мотивационно - с воз­мездием, реваншем и местью. Характерным для длительных фантазий пресле­дования наказанием и реванша, даже если они направлены против самости или против объекта, является элемент враждебности.

Еще один предшественник образования Суперэго, который нередко встре­чается у психосоматических больных, характеризуется предавтономной ими­тацией норм. Здесь имеется в виду нормативная ориентировка только на хоро­шие, то есть идеализированные объекты (на внутренние объекты и на их про­екции и экстернализации), нормы которых перенимаются, то есть имитируют­ся, без какой-либо критики; при этом остаются дефицитарными функции оцен­ки других и самооценки. До тех пор пока переживаемое определяют только эти хорошие или идеализированные объекты, фиксированная на них нормативная

ориентировка не ставится под вопрос.

Наконец, Анна Фрейд (A. Freud, 1936) описала в механизме защиты, oбo­значенном ею как идентификация с агрессором, еще одну предпосылку эдипо­ва образования Суперэго. При этом внушающая страх собственная вина, и на­казание с помощью проекции переносятся на внешние объекты; одновременно следует идентификация с наказывающей инстанцией. Ференчи (Ferenczi, 1932) описал вариант этого механизма, при котором вина остается в самости и в то же время имеет место идентификация с наказывающей стороной; результатом является ненависть к себе и самообесценивание, а также связанное с мазохис­тским удовольствием от боли самонаказание (нанесение себе вреда). Этот ме­ханизм можно наблюдать не только в связи с психопатологией, но зачастую и в нормальном человеческом поведении; в этом случае нередко проявляются фе­номены, которые обозначаются как поиск «козла отпущения». Если образова­ние Суперэго останавливается на этой предступени, то дефицитарной остается функция самооценки, вследствие чего формируется преувеличенное самодо­вольство и предвзятость по отношению к себе (см. Sandler mit Freud, 1989).

В 1938 г Фрейд («Очерк психоанализа») еще раз определил функцию эди­пова Суперэго следующим образом:

«Мучения угрызениями совести в точности соответствуют страху ребенка потерять любовь к себе, которая заменяет ему моральную оценку. С другой стороны, если Эго успешно противостояло иску-

шению сделать что-то, что было бы предосудительным для Суперэ­го, оно чувствует себя утвержденным в этом чувстве собственного достоинства и укрепленным в своей гордости, как если бы оно сде­лало ценное приобретение. Подобным образом Суперэго продолжает играть для Эго роль внешнего мира, хотя на самом деле оно уже стало частью внутреннего мира. Суперэго отражает влияние дет­ства, ухода за ребенком, воспитания и зависимости от родителей, на все дальнейшие периоды жизни индивидуума. Таким образом проявляются не только личностные особенности родителей, но так­же и все, что определенным образом влияло на них самих: склонно­сти и требования социального окружения, в котором они живут, склонности и специфика рода, из которого они происходят» (ПСС XVII, 1938, с. 137).

Введение структуры Суперэго в связи с тройственной моделью или систе­мой имеет большую объяснительную ценность при обсуждении свойственной человеку конфликтности. Оно объясняет возникновение внутренних (душев­ных) конфликтных напряжений, в которых Эго конфронтирует с надежно инте­риоризированным внешним миром. При этом внешний мир переводится уже прежде всего через Эго и его либидозные замещения во внутренний мир.

В дальнейшем речь идет не только об онтогенетическом приобретении внут­реннего мира (Суперэго), но также и о филогенетических заданностях из пере­живаний предшествующих поколений. С развитием подобной структуры и воз­никновением способности к образованию конфликтов и компромиссов стано­вятся возможными те формы компромиссов, которые в клинике обозначаются как неврозы. Через противостояние Эго с эдиповым Суперэго и Ид возникают мощные пусковые стимулы для дифференцирования функций, особенно функ­ции посредничества при образовании компромиссов в этом треугольнике на­пряжения.

В связи с Суперэго проявляются также такие аффекты рефлексии как вина, стыд, гордость и депрессия. Возможность переживать чувство вины в описан­ной Фрейдом форме (напряжение между требованиями Суперэго и достиже­ниями Эго) лежит в основе одной из важнейших движущих сил человеческого поведения. Детское переживание чувства вины, которое возникает в эдиповых заблуждениях и смятении, является следствием возникших на этой фазе инте­риоризированных угроз. Преодолеть связанный с этим страх можно либо с помощью отказа, либо через вытеснение. Но вытеснение означает изгнание в собственный внутренний мир; оно динамично, нестабильно. В связи с аспек­том защиты оно означает следующее: таким я не могу быть! Затем пусковым механизмом защиты становится подавление, чему способствует страх вины.

«Яснее всего проявляется существование этой новообразованной организации в том, что из нее происходит новая ситуация страха в детских переживаниях. Страх потери объекта любви или потери

любви в предфаллической, и страх кастрации в фаллической фазах продолжаются новым страхом, но, конечно, не замещаются им: этот новый страх Суперэго дает ребенку возможность быть морально не­зависимым от окружающего мира. Человек приобретает внутрен­ний голос» (Hartmann, Kris und Loewenstein, 1946).

Возможно, в психоаналитической литературе уделяется слишком мало внима­ния тому, что выполнение норм Суперэго означает не только безнаказанность: оно также содержит и аспект одобрения и признания, которые дают толчок чувству согласованности, гордости и пребывания в согласии с самим собой. Наконец, речь идет о том, что через выполнение требований и запретов Суперэго восстанавлива­ется ощущение, что тебя любят (родители), и - наконец-то здоровое чувство, ко­торое в ранние периоды было следствием переживания единства с матерью. Каче­ство переживаний, являющееся результатом удачного стечения событий, обозна­чается Сандлером (Sandler, 1964/65) как эвпатия; она является в меньшей степени либидозной и нарциссической, но представляет собой состояние благополучия, результат удачной защиты от раздражителей, с одной стороны, и подтверждение собственной сущности, с другой. Речь здесь идет в первую очередь об аспекте структуры, обозначаемой как «ступень в Эго», о согласовании собственного пове­дения с теми комплексами представлений, которые (в том случае, если они удов­летворены) ведут к возникновению нарциссического чувства благополучия.

Недостаточное или идущее с нарушениями развитие автономной структу­ры Суперэго отличает те психопатологии, которыми с недавнего времени зани­маются преимущественно психотерапевты. Последствиями этих нарушений яв­ляются: пребывание в нарциссической грандиозности, экстернализация вины при одновременном принятии роли преследуемого наказанием, ориентация на нормы идеализированных объектов (при отказе от моральной автономии), вы­падение или гипертрофия чувства вины и стыда, слабость регулирования в от­ношении инстинктивных потребностей.

Якобсон пишет:

«В целом, Суперэго представляет собой мероприятие безопасности первого порядка, которое защищает самость от опасных внутрен­них раздражителей инстинктов, от опасных внешних раздражите­лей и от нарциссических повреждений» (Jacobson, 1964, с. 144).


УТВЕРЖДЕНО

Решением Приемной комиссии МЭСИ

(Протокол № 3 от 23.06.2012 г.)

Описание и система оценки вступительного испытания в МЭСИ

По ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

для поступающих на очную форму обучения

(экзамен: письменный, конкурсный)


  1. Описание конкурсного задания

Вступительные испытания проводятся в форме тестирования. Общее количество тестовых заданий – 66. Подразделяются на четыре вида:

Тестовые задания №1 состоят из 45 вопросов, к каждому из которых предлагается четыре варианта ответа. Из них всегда правильным является только один вариант. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальная сумма баллов – 45.

Пример: «Суперэго» - это сознание человека, определяющее, что для него приемлемо, а что нет. Из перечисленных ниже реакций в результате деятельности «суперэго» возникает:

А) Чувство вины

Б) Удовлетворение импульсивного побуждения

В) Раздражение

Г) Сексуальное желание

Правильный вариант ответа: а) Чувство вины

Тестовые задания №2 состоят из 15 вопросов в виде незаконченных предложений, которые необходимо дописать, вставив в конце предложения одно или два пропущенных слова. Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла. Максимальная сумма баллов – 30.

Пример: Внутренним гарантом морали выступает совесть человека, тогда как внешним...

Правильный ответ: общественное мнение

Тестовые задания №3 состоят из 5 высказываний ученых, которые содержат характеристику того или иного понятия или явления без прямого указания на него. Требуется умозаключить, о чем конкретно идет речь. Каждый правильный ответ оценивается в 3 балла. Максимальная сумма баллов – 15.

Пример: «Человек – это единственное существо, которое может в любой момент сказать «нет» своим витальным биологическим влечениям». По существу, в этом высказывании немецкого философа Макса Шелера речь идет о способности человека к власти особого типа – причем самой сильной из всех властей. Какой?

Правильный ответ: власть человека над собой

Тестовое задание №4 предполагает краткое письменное изложение – ответ на поставленный вопрос. Максимальная сумма баллов - 10

Общая максимальная сумма по всем тестовым заданиям – 100 баллов.

Кроме того предлагается дополнительный бонус в 5 баллов за сообразительность и чувство юмора. Надо будетвписать имя существительное, которое вытекает из содержания текста.

Время выполнения конкурсного задания - 1ч.20 мин.

Для поступающих

на очно-заочную и заочную формы обучения

(экзамен: конкурсный, компьютерное тестирование, конкурсный)

Компьютерная программа предлагает произвольную выборку тестовых заданий из тестовой базы.

Тест состоит из 10 вопросов, содержащих один или несколько правильных ответов. За каждый правильный ответ начисляется 10 баллов. Максимальное количество баллов – 100.

Время, отведенное на выполнение теста – 60 мин.


  1. Примерная программа вступительного испытания

Предисловие

Вступительное испытание по предмету «Обществознание» представляет собой экзамен на социальный интеллект и гражданскую зрелость выпускников общеобразовательных учреждений. Он подводит своеобразный итог очень важного этапа их жизнедеятельности - процесса социализации и социальной адаптации за весь период довузовского обучения.

Программа экзамена строится на основе обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования по предмету «Обществознание», предусмотренного Приказом Министерства образования РФ от 30.06.99. И включает наиболее значимые, опорные элементы содержания всех тематических разделов обществознания, которые в своей совокупности определяют общее содержание данного предмета как познавательного комплекса системных социально-гуманитарных знаний, и дают возможность судить об уровне их освоения и усвоения старшеклассниками.

Общество как сложная динамическая система - Понятие «общество». Специфика общественных отношений и их характеристика. Общество и окружающая среда. Деятельность людей - основа существования и развития общества. Потребности, интересы, цели человеческой деятельности. Многообразие видов деятельности. Основные сферы общественной жизни, их характеристика и взаимосвязь. Системный подход к анализу общества.

Общество в контексте истории и современности - Историческое развитие общества. Проблема периодизации исторического процесса. Исторические типы общества. Объективные и субъективные факторы развития общества. Социальные изменения, причины и сущность модернизации общества, и ее виды. Многообразие и единство современного мира. Представления об общественном прогрессе и его критериях. Противоречивость и формы прогресса. Глобальные проблемы человечества. НТР и ее социальные последствия. Стратегия выживания человечества в условиях обострения глобальных проблем

Человек и общество - Современная наука о становлении человека. Сознание, мышление и речь. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Соотношение понятий «индивид», «человек», «индивидуальность», «личность». Личность как субъект и объект социальных отношений. Социализация и воспитание личности. Социальный статус и социальная роль личности. Самореализация и активность личности.

Человек и процессы познания - Основы теории познания. Проблема познаваемости мира. Структура познания. Чувственное и рациональное познание. Творчество и интуиция. Проблема истины и её критериев. Диалектика абсолютной и относительной истины. Роль практики в процессе познания. Формы и методы современного научного познания. Особенности социального познания. Многообразие путей познания и форм человеческого знания.

Духовная жизнь общества - Специфика духовной жизни общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры. Средства массовой информации в культуре современного общества. Наука как часть культуры. Особенности современной науки. Сущность морали. Мораль как регулятор социального поведения. Категории морали. Моральный выбор. Религия как феномен культуры. Социальная сущность, структура и функции религии. Исторические формы религии. Религия в современном мире. Содержание и структура мировоззрения. Мировоззрение и духовный мир человека.

Социальная сфера - Понятие социальной структуры общества. Социальная дифференциация и социальная стратификация. Исторические типы социальной стратификации. Проблемы социальной мобильности. Понятие маргинальности. Социальная структура российского общества. Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Социальные институты, их роль и функции. Этносы и их исторические типы. Нация и национальное самосознание. Основные тенденции развития наций в современном мире. Межнациональные конфликты и пути их преодоления. Семья как социальный институт и малая социальная группа. Исторические формы семьи и брака. Функции и тенденции развития семьи в современном обществе. Образование как социальный институт. Цели и функции образования в современном мире. Социальный конфликт и способы его разрешения.

Экономическая сфера - Характеристика экономической сферы жизни общества. Структура общественного производства. Производство, его факторы и издержки. Экономические системы, характеристика и типы. Собственность, многообразие ее форм. Рынок, его механизмы и функции. Виды конкуренций и монополий. Фирма как субъект рыночной экономики. Государственные методы регулирования рыночной экономики. Государственный бюджет: понятие, структура, источники. Налоги, их роль, виды и функции. Понятие, формы и функции денег. Проблемы инфляции в экономике. Основные понятия макроэкономики, их характеристика. Рынок труда и заработная плата. Безработица и социальная защита населения. Мировая экономика. Международное разделение труда и международная торговля.

Политическая сфера - Политика и ее роль в жизни общества. Политическая власть и политические отношения. Общество и государство. Политическая система общества. Теория и практика разделения властей. Признаки, функции, формы государства. Понятие политического режима и его формы. Формы политического участия граждан. Выборы, референдумы. Основные типы избирательных систем. Политические партии и политические движения. Политическая идеология и политическая деятельность. Признаки правового государства. Основные черты гражданского общества. Политический статус личности. Политическая культура.

Правовые основы общества - Государство и право. Конституция как основной закон государства. Конституция Российской Федерации: основные положения. Социально-экономические, политические и личные права и свободы. Международные документы по правам человека. Конституционный статус федеративного устройства России. Структура высшей государственной власти в Российской Федерации. Сущность, признаки, функции права. Системность права. Правовые нормы: структура и типология. Понятие и виды правонарушений. Юридическая ответственность и ее виды. Правоохранительные органы Российской Федерации. Понятие гражданства, права и обязанности граждан. Право на труд и трудовые отношения. Гражданские правоотношения: понятие, особенности. Субъекты и объекты гражданских правоотношений.


  1. Список рекомендуемой литературы:

  1. Александрова И.Ю., Владимирова В.В., Глазунова Н.Н. и др. Обществознание для абитуриентов. –М.: Айрис-Пресс. 2006

  2. Глазунов М.Н., Марченко М.Н. Обществознание. Учебник. М.: Проспект (ТК Велби). 2010

  3. Клименко А.В., Румынина В.В..Обществознание для школьников старших классов и поступающих в вузы. - М.: Дрофа. 2007

  4. Котова О.А., Лискова Т.Е. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2010. Обществознание. М.: АСТ, Астрель, 2010. - 256 с.

  5. Кравченко А.А. Обществознание. Учебник. М.: Проспект (ТК Велби). 2009

  6. Муштук О.З. Обществознание. Пособие-«навигатор» для абитуриентов. М.: Колледж МЭСИ.2007

  7. Обществознание. Под редакцией М. Н. Марченко. – М.: Проспект. 2007

  8. Петрунин Ю.Ю., Логунова Л.Б., Панов М.И. Словарь по обществознанию: Учебное пособие для абитуриентов вузов - 4-е изд. – М.: КДУ. 2007

  9. Хуторской В.Я. Обществознание. Термины и понятия. М.: МАКС Пресс. 2006

Интернет-ресурсы


  1. Экзамены по обществознанию школьникам и абитуриентам - демонстрационные варианты ЕГЭ - 2008 и др. - www.alleng.ru/edu/social2.htm

  2. RELP. Ознакомительный вариант ЕГЭ п о обществознанию. law.edu.ru/url/url.asp?urlID=1136729

  3. ЕГЭ по обществознанию 2009. - http://ege09.ru/obshestvoznanie.php

  4. Демонстрационный вариант ЕГЭ 2010 г. Обществознание http://www.edu.ru/moodle/login/index.php

  5. Ознакомительный вариант ЕГЭ по обществознанию. http://www.bitnet.ru/demo-ege/socialscience.html

Что из перечисленного ниже отсутствует у животных?

а) Кровообращение

г) Обоняние

12. Не отличает человека от других живых существ:

а) Прямохождение

б) Наличие рук, приспособленных к труду

в) Пищевой и половой инстинкты

г) Высокоразвитый мозг, способный образно отражать действительность

13. Потребность человека, не связанная с его природой как биологического существа:

б) В движении

в) В сохранении рода

г) В познании

14. Не относится к видам деятельности, характерным только для человека:

в) Творчество

г) Преступление

15. Раса – это:

а) Условное обозначение принадлежности к единому источнику происхождения

б) Общность, определенная единством языка и территории

в) Исторически сложившееся единство социальных и биологических признаков

г) Совокупность людей с общими биологическими чертами

16. Фрейд выделил в психологической организации личности три инстанции: «ид», «эго» и «суперэго». «Ид» - источник сексуальных и агрессивных желаний, которым управляет принцип наслаждения. Из перечисленных ниже побуждений действием «ид» вызвано:

а) Разработка планов личного обогащения

б) Гнев как неконтролируемая реакция на замечание

в) Угрызение совести, вызванное недобрыми мыслями

г) Осуждение поступка другого человека

а) Чувство вины

б) Удовлетворение импульсивного побуждения

в) Раздражение

г) Сексуальное желание

18. Если организм связывает определенную реакцию с определенным стимулом, он всегда будет одинаково реагировать на этот стимул. Такая реакция организма – условный рефлекс. Из приведенных ниже примеров условным рефлексом можно считать:

а) Лошадь останавливается, услышав звук “тпру”

б) Человек чихает, понюхав перец

в) Гром гремит после удара молнии

г) Собака выделяет слюну при виде пищи

19. Психическая реакция человека, которая проявляется при виде чужого успеха, и в положительном плане выступает стимулом творческой активности личности, а в негативной форме становится побуждением к действиям, направленным против преуспевания и благополучия другого человека:

б) Ревность

в) Зависть

г) Злорадство

20. «Золотое правило» нравственности предполагает поведения, основанное на принципе:

а) «Раньше думай о Родине, а потом о себе», т.е. действуй, руководствуясь не личными, а общественными интересами

б) Поступай по отношению к другому человеку так, как он поступает по отношению к тебе

в) Не делай другому ничего такого, чего не желаешь себе

г) Живи сам – давай жить другим

21. Действие, когда внутренняя напряженность, порождаемая неудовлетворенностью желаний, ищет внешней разрядки и находит точку приложения в другом человеке:



а) Апатичность

б) Депрессия

в) Агрессия

г) Умиротворение

22. Социализации личности – это процесс:

а) Обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу

б) Занятия физической культурой и спортом

в) Активного участия в трудовой деятельности

г) Потребления материальных и нематериальных благ

23. Социализация личности начинается с рождения и:

а) Охватывает только период детства

б) В качестве конечной фазы распространяется также на юношество

в) Заканчивается с момента трудовой деятельности

г) Сопровождает человека всю жизнь

По теории Зигмунда Фрейда, личность человека состоит из трех составляющих: Ид, Эго и Супер-Эго. Взаимодействуя между собой, они формируют сложные модели поведения человека.

Супер-Эго - это моральные установки человека. Представления его о том, что он должен делать в обществе, а что нет. Совесть, стыд - это проявления Супер-Эго. Подробнее об этом элементе структуры личности читайте далее в статье.

Общая терминология

Итак, разберемся сначала, что это такое - Супер-Эго.

В структуре личности отец психоанализа Фрейд выделил три составные части: Ид («Оно»), Эго («Я»), Супер-Эго («Сверх-Я»).

Ид - это первородная, основная составная часть личности. Это первичные инстинкты и воспоминания, которые были вытеснены из сознания.

Ид - это компонент личности, который у нее имеется с рождения, он бессознательный, включает в себя инстинкты и примитивное поведение.

Этот компонент личности функционирует в соответствии с удовольствием. Если эти потребности не удовлетворить своевременно, у человека возникает состояние напряженности и тревоги.

Ид играет важную роль в младенческие годы, так как именно этот компонент личности гарантирует, что все потребности малыша будут удовлетворены.

Эго - это та составная часть личности, которая непосредственно взаимодействует с реальностью. Эго помогает человеку ориентироваться во внешнем мире и формирует его характер. Эта часть личности подчиняется требованиям и нормативам реальности.

  • Супер-Эго.

Супер-Эго - это совокупность всех установок, всех ценностей, которые усвоил ребенок. Фрейд указывал на три функции Супер-Эго: формирование моделей общественного поведения, самонаблюдение, этика. Эта часть личности направляет деятельность человека в сторону интересов общества. Супер-Эго старается усовершенствовать и скорректировать поведение человека в соответствии с законами, культурой, запретами, которые приняты в обществе.

Супер-Эго - это последний компонент, который формируется в личности. Это все усвоенные нами моральные ценности, нормы, идеалы - мы получаем их от родителей, именно они составляют наше представление о правильном и неправильном. Супер-Эго начинает проявляться с 5 лет.

В психологии Супер-Эго направлено на формирование цивилизованного и совершенного поведения.

Взаимодействие трех элементов

Иногда между этими тремя компонентами личности может возникнуть конфликт. В психоанализе существует специальный термин «сила Эго», согласно которому человек с сильным Эго способен успешно справляться со стрессом, возникшими проблемами и трудными ситуациями. Те, у кого оно развито чрезмерно, могут быть слишком неуступчивыми, у кого слабо развито - слабовольными.

По мнению Фрейда, у здоровой личности присутствует баланс между тремя компонентами личности.

Формирование

Структура Супер-Эго формируется благодаря социальному наименованию человека (Фамилия, Имя, Отчество), которое зафиксировано в паспорте или другом удостоверяющем личность документе. Например, лица без гражданства или имеющие проблемы с идентификацией не могут стать полноценными членами социума.

Личное наименование человека определяет гармоничность его Супер-Эго. Любая смена ФИО ведет неизбежно к изменению структуры компонента личности, следовательно, и меняет социальные условия человека. Правильный выбор имени является важным условием гармоничных взаимоотношений общества и личности.

Проявление

Итак, Супер-Эго - это социальная оболочка личности. Разум многих людей не активен, и они воспринимают окружающую действительность не своим, а коллективным разумом. То есть на личность человека навешивается ярлык - Супер-Эго. Этот ярлык является критерием того, как к человеку будет относиться общество.

То есть, если Супер-Эго дисгармоничное, реакция окружающих на человека будет негативная. Человек с гармоничным Супер-Эго будет всегда понят, нормально воспринят и поддержан окружающими.

Негативная реакция общества поглощает огромное количество личной силы и создает вокруг человека дискомфортную и неприятную среду.

Методика "Супер-Эго"

Не так давно компанией «Супер Эго» разработана методика «Мастер Кит», которая предназначена для того, чтобы люди самостоятельно могли трансформировать реальность через подсознание. Она включает 2 основных блока:

  • Работа с внутренними установками (знания и устойчивые представления о мире, то, во что человек неукоснительно и твердо верит), страхами, комплексами, обидами. То есть со всем тем, что отравляет жизнь, препятствует в развитии, мешает в самореализации.
  • Работа с чертами и качествами характера. У каждого человека есть слабые и сильные стороны, все мы наделены качествами, которые мы сами или общество окрашиваем в негативный или позитивный цвет. С помощью методики человек понимает, что все, даже негативные качества, ему даны не случайно, что в каждом есть своя внутренняя сила, которая позволит действовать. С помощью методики человек способен найти эту силу, принять качества, которые он всю жизнь пытался подавить и тратил на это колоссальное количество энергии.

Эта методика направлена на работу над установками и качествами характера ради личностного роста. Это совершенно новый подход к пониманию психологии саморазвития. Человек осваивает теорию и самостоятельно внедряет эти знания в реальную жизнь.

Функции суперэго

С установлением суперэго ряд психических функций изменяется. Тревога частично превращается в чувство вины. Страх возникает теперь не перед внешней опасностью, утратой любви или кастрацией, а перед внутренним представителем этой опасности, угрожающим изнутри. Утрата защиты суперэго и внутреннее наказание со стороны суперэго переживаются как очень болезненное ущемление самоуважения, и в крайних случаях возникает чувство аннигиляции. Неоднократно отмечалось, что для поддержания баланса маленькие дети нуждаются в восполнении нарцисси-ческих ресурсов. Привилегия даровать такое удовлетворение или отказать в нем теперь предоставляется суперэго. Страх оказаться наказанным или покинутым своим суперэго — это страх перед аннигиляцией из-за отсутствия нарциссических ресурсов.

Пока страх существует, потребность это в избавлении от него подобна инстинктивному влечению. Происхождение этого влечения служит примером того, каким образом вообще можно понимать происхождение инстинктов: они происходят посредством инкорпорации внешних требований. Эго ведет себя с суперэго точно так же, как некогда вело себя с угрожающим родителем, в чьей любви и прощении нуждалось. Возникает потребность в избавлении от наказания. Потребность в наказании представляет собой особую форму избежания наказания: боль в результате наказания допускается и даже провоцируется в надежде, что после наказания прекратиться большая боль, вызванная чувством вины. Таким образом, потребность в наказании может объясняться как выбор меньшего зла. Взамен кастрации предлагается жертва. В жертвоприношении проявляется активность, и пожертвование менее неприятно, чем пассивное ожидание беды. Однако иногда положение усложняется. Как желание «быть избитым отцом» может стать у мазохистов сексуальной целью, так становится сексуальной целью и желание «быть избитым суперэго».

Утвердившись, суперэго решает, какие влечения следует допустить, а какие надо подавлять. Логическое суждение о том, представляет ли побуждение опасность, осложняется алогичным чувством вины. Кроме реальности эго теперь должно учитывать еще и другого, часто иррационального, «представителя реальности».

Суперэго — наследник родителей не только в качестве источника угроз и наказаний, но также источника защиты и «поставщика» вселяющей уверенность любви. Хорошие или плохие отношения с суперэго приобретают ту же важность, какую прежде имели отношения с родителями. В этом смысле смена родителей на суперэго — предпосылка независимости. Самоуважение больше не регулируется одобрением или отвержением со стороны внешних объектов. а обусловливается, скорее, чувством правильности или неправильности совершенного поступка. Уступка требованиям суперэго приносит не только облегчение, но и выраженные чувства удовольствия и безопасности того же типа, что дети испытывают при получении любви извне. Нежелание уступить суперэго приводит к чувствам вины и угрызения совести; схожее состояние возникает у ребенка, который считает, что его больше никто не любит. Те же механизмы защиты, которые обычно используются против аффектов, причиняющих неудобство, могут вступать в действие и против чувства вины. Чувство вины, сопровождающее злодеяния, и чувство благополучия, возникающее при осуществлении идеалов, нормативные модели патологических феноменов депрессии и мании. Поскольку самоуважение зависит от осуществления идеалов, пути его регуляции столь же многочисленны, как и идеалы. Идеалы создаются у ребенка не только посредством имитации реальных моделей, но также рассказами, поучениями и догматами. Они носят характер традиции, имеют культурную и социальную детерминацию.

Иногда предпринимаются попытки отграничить эго-идеалы, паттерны устремлений индивида, от суперэго как угрожающей, запрещающей и наказывающей силы. Но Фрейд, глубоко постигший происхождение суперэго, показал, насколько тесно переплетены оба эти аспекта. Они переплетаются, словно защищающая и угрожающая силы родителей. Даже способы, которыми эти функции увязаны, т. е. обещание защиты при условии послушания, передаются суперэго от родителей.

Фрейд подвергался критике за то, что не различал между «истипными» идеалами, полностью принимаемыми целостной личностью,и «неистипными» идеалами,которым,по мнению индивида, необходимо следовать в силу требований внешнего или интроецированного авторитета. Но даже самые истипные идеалы создаются посредством интроекции. Различие состоит в соразмерности или несоразмерности интроекта и субъекта, т. е. в истории отношения к объектам, интроекцией которых сформировался идеал.

Отношение между суперэго и внешним миром основывается на происхождении суперэго в результате интроекции части внешнего мира, и поэтому суперэго — представитель некоего аспекта внешнего мира. Поскольку то же самое справедливо применительно к эго, в некотором смысле структура суперэго — дубликат структуры эго. Правда, второе эго («супер эго) представляет собой образование, ограниченное сферой угроз и обещаний, наказаний и наград. Инкорпорация этого аспекта внешнего мира происходит относительно поздно. Таким образом, суперэго — часть психического аппарата, ближайшая к внешнему миру. Многие индивиды в своем поведении и самоуважении остаются под влиянием не только того, что сами считают правильным, но не в меньшей мере ориентируются на мнение других. Суперэго и требования со стороны объектов не всегда четко разграничиваются. Функции суперэго легко реп-роецируются, т. е. перемешаются на вновь появившиеся авторитетные фигуры. (Это случается, когда по внешним или внутренним причинам активное обладание внешним миром становится невозможным.) Клиническое подтверждение тесной связи между суперэго и внешним миром обнаруживается в бреде отношения. Функции суперэго (поскольку в известном смысле они наполовину представляют эго, наполовину внешний мир) наиболее легко проявляются, когда пациент, утратив объективный мир, пытается вновь овладеть им, не будучи вполне на это способен.

Тот факт, что суперэго конструируется на более высоком уровне, чем эго, очевиден из следующего рассуждения. Глубочайший пласт эго формируется ощущениями собственного тела; кинестетическая (и обонятельная) ориентация в общем древнее, чем визуальная ориентация. Визуальная ориентация, однако, тоже зарождается очень рано и превалирует в пред сознательном мышлении, построенном по типу фантазии. Решающий шаг в консолидации сознательной части эго предпринимается, когда к архаическим способам ориентации добавляется слуховое представление о словах. Напротив, основа суперэго формируется слуховым восприятием словесных стимулов. Родительские увещевания, поощрения и угрозы инкорпорируются посредством органов слуха. Таким образом, команды суперэго, как правило, подаются в вербальной форме. «Сдвиг внутри эго» ощущается ребенком через «слышание внутреннего голоса совести», соответственно отношение индивида к языку в основном подчиняется правилам суперэго.

Суперэго связано с ид своим генезисом. Самые важные объекты ид, объекты эдипова комплекса, продолжают жить в суперэго. Этот генезис объясняет неотложный, инстинктоподобный, иррациональный характер многих устремлений суперэго, которые при нормальном развитии должны преодолеваться с помощью суждений эго. «Суперэго глубоко погружено в ид». С одной стороны, строгость суперэго соответствует реальной строгости родителей. С другой стороны, согласно интимным отношениям суперэго и ид, степень строгости обусловлена инстинктивной структурой ребенка (которая, в свою очередь, зависит от его конституции и предшествующего опыта). Ребенок, бессознательно ненавидящий родителей, страшится возмездия и может испытать это возмездие от суперэго. Следовательно, строгость суперэго выражает также изначальную враждебность ребенка к родителям.

Пожалуйста, скопируйте приведенный ниже код и вставьте его на свою страницу - как HTML.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: