Китай готовит демографический взрыв. Курсовая работа демографическая ситуация в китае Какая в китае сложная демографическая ситуация

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ВОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ»

ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

Курсовая работа
На тему:
Демографическая ситуация в Китае”

Руководитель: Исполнитель:
Капиталина Федоровна Студентка группы
ЭУ-42
Горя И.Ю.

                  «__» _________ 2010 г.
Санкт-Петербург
2010


Содержание
Введение

    Краткая экономико – географическая характеристика Китая
2. Демографические показатели КНР
    2.1. Характеристика численности населения
    2.2. Возрастно – половой состав населения
    2.3. Рождаемость и смертность
3. Демографическая политика правительства Китая
4. Демографические проблемы КНР
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Проблема демографической ситуации в КНР давно перестала быть вопросом, актуальным исключительно для руководства страны. Дисбаланс между количеством жителей и природными ресурсами в Китае, неравномерность распределения населения как по территории страны, так и между городом и деревней, являются факторами, напрямую влияющими не только на внутреннюю безопасность КНР, но и несущими в себе потенциальную угрозу для стабильности в глобальном масштабе.
Анализ состояния и основных мероприятий, регулирующих демографическую и миграционную политику КНР, является необходимым для понимания не только проблем, связанных с народонаселением в Китае, но и для осознания перспектив развития страны в целом, а также для рассмотрения и оценки ее влияния на глобальные экономические и социальные процессы.
Демографическая политика, проводимая КНР на современном этапе, представляет собой уникальный пример создания и функционирования четко работающего механизма согласования демографических и экономических процессов внутри страны. Поэтому детальное рассмотрение основных мероприятий демографической политики, их последствий, а также проблем, с которыми столкнулось государство при внедрении этих мер, представляется необходимым.
Основной целью данного исследования стало рассмотрение и оценка адекватности проводимой правительством Китая демографической политики в контексте перспектив развития страны, а также выявления скрытых рисков как для самой КНР, так и для мирового сообщества.
    Краткая экономико – географическая характеристика Китая
Китай (Китайская Народная Республика) - одна из крупнейших стран мира, которая находится в восточной части Евразийского материка, на западном побережье Тихого океана. По размерам государственной территории с площадью около 9.6 млн. кв. км, страна занимает четвёртое место в мире, уступая России, Канаде и США.
Китай имеет сухопутную границу почти со всеми крупными государствами Восточной Азии, причем значительная её часть приходится на Россию и центрально-азиатские страны СНГ - Казахстан, Киргизию, Таджикистан. Соседями Китая на западе являются также Афганистан, Индия, Непал, на юге - Бутан, Мьянма, Лаос и Вьетнам, а на северо-востоке - Северная Корея. На море Китай граничит также с Японией и Филлипинами. В территориальных водах Китая насчитывается до 5 тысяч островов, среди которых выделяются Тайвань и Хайнань .
В состав Китайской Народной Республики входят 23 провинции, 5 автономных районов и 4 города центрального подчинения (Пекин, Шанхай, Тяньцзинь и Чунцин) и особые административные районы: Сянган (Гонконг), Аомэнь (Макао) и остров Тайвань. Столица страны и резиденция правительства - Пекин.
Большая часть территории находится в зоне умеренного климата с жарким летом и мягкой зимой. На южном острове Хайнань климат тропический, где круглый год светит солнце. Наиболее холодно зимой на севере Китая.
За последние десятилетия Китай, хозяйство которого основывается на общественной собственности, превратился в крупное индустриальное государство с самыми высокими темпами развития. Основу топливно-энергетического комплекса Китая образует угольная промышленность. Добыча угля рассредоточена по многим бассейнам Северного и Восточного Китая. Растет добыча нефти и газа. Производство электроэнергии базируется на ТЭС (3/4 электроэнергии). В Китае осуществляется программа развития гидроэнергетики: главные каскады ГЭС сооружаются в верховьях Янцзы и Хуанхэ.


2. Демографические показатели КНР
2.1. Характеристика численности населения

    Демографические ресурсы Китая не имеют себе равных в мире. По численности населения Китай, как известно, намного опережает все прочие страны мира. Сейчас в Китае насчитывается более 1,3 млрд. жителей, что составляет 20% от населения всего земного шара.
    Китайское общество состоит из 340 млн. семей, на каждые 100 семей в среднем приходится 363 человека. Обыкновенная Китайская семья состоит из супругов и детей, но также встречаются семьи, где вместе живут люди трёх и больше поколений.
    Китай - единое многонациональное государство. Древнекитайский этнос сложился в 7-6 веках до н.э. на территории среднекитайской равнины, вследствие контактов разных народов, говоривших на австроазиатских, австронезийских, китайскотибетских и протоалтайских языках. В результате дальнейшего исторического развития Китая появилось большое количество национальных меньшинств. Современный состав населения включает в себя свыше пятидесяти национальностей, принадлежащих к разным языковым группам и семьям. Более 93% населения составляют китайцы (ханьцы), остальное население - уйгуры, мяо, монголы, таджики, дулуны, салары, буланы, югуры, орочоны, цзино, хани, лоба и другие.
В древних исторических хрониках указывается, что на территории Китая первые учеты (“переписи”) населения осуществлялись в царстве Чжоу в 788 году до н.э. и в царстве Чу в 589 году до н.э. такие учеты населения проводились сравнительно регулярно после образования централизованного государства. За первые 150 лет этого периода их было свыше 10; учету подлежали лишь плательщики налогов, а также женщины в возрасте 15-30 лет; средняя численность населения по этим переписям 63,5 млн. человек, с поправкой на все население – 80-85 млн. человек.
Эти “переписи” были несовершенны, неполны; недоучет и повторный счет существовали одновременно, регистрации не подлежали национальные меньшинства, не учитывались переселенцы.
После образования КНР в стране стал налаживаться повсеместный учет населения, и в 1953 году была проведена первая общегосударственная перепись, результаты которой показали численность населения – 582,6 млн. человек (без Тайваня). Вторая перепись населения КНР состоялась в 1964 году, численность населения на эту дату составило 698,6 млн. человек. Летом 1982 года проводилась третья общенациональная перепись населения; численность составила 1008,2 миллионов человек, т.е. впервые превысила 1 миллиард человек. Данные переписи 1990 года показали, что население 29 провинций и автономных районов Китая составило 1,160 млрд. человек. Последняя же перепись 2000 г. показала, что численность населения выросла за 10 лет на 149,7 млн.человек.


Таблица 1. Динамика численности и прироста населения КНР

    Годы Численность населения, млн. человек Прирост населения, %
    1950 551,9 -
    1955 614,6 11%
    1960 662,1 8%
    1965 725,4 10%
    1970 829,9 14%
    1975 924,2 11%
    1980 987,1 7%
    1985 1048,0 6%
    1990 1160,0 11%
    1992 1205,1 4%
    2000 1309,7 9%
    2025 1539,7 18%
      Возрастно – половой состав населения
Значительные изменения в возрастной структуре населения определяются тенденциями сокращения доли молодого и увеличения доли пожилого населения страны, что приводит к обострению проблемы старения населения. Ежегодно численность пожилых людей увеличивается приблизительно на 2-3%.
Процесс старения населения КНР идет гораздо более стремительными темпами, чем в других странах, что объясняется успехами в реализации жесткой политики ограничения рождаемости и улучшением социально-бытовых условий жизни китайского народа в последние десятилетия.
В первые годы существования КНР на молодые возраста приходилось 34% населения, в конце 60-х годов – 43%. Однако, в результате мероприятий по ограничению рождаемости удельный вес населения в возрасте до 15 лет несколько уменьшился и составляет ныне 33,6% общей численности населения. В 1953 году на долю лиц в возрасте до 14 лет приходилось 36,3%, от 15 до 64 лет – 59,3%, в 1964 году – соответственно, 40,4 и 56,1%; в 1972 году – 35,8 и 59,4%; в 1982 году – это соотношение изменилось весьма значительно: до 14 лет – 33,6%, 15–64 года 61,5, а в 2000 году - 23 и 70%. У Китая есть все шансы стать самой старой (по составу населения) страной мира.
Особенностью структуры населения Китая является значительное превышение мужского населения над женским (соответственно 519,4 млн., или 51,6%, и 488,7 млн., или 48,5%). В КНР количество мужчин превышает число женщин на 30,7 млн. человек. В Китае имеется ряд провинций и районов с большим превышением мужского населения. Это относится прежде всего к периферийным районам интенсивной миграции.
Если обычный баланс полов выражается пропорцией 105 мужчин на 100 женщин, то в Китае в 2000 г. он составлял, соответственно, 117 к 100. Причем демографическая политика Пекина, направленная на сокращение прироста населения, в сочетании с традиционным стремлением каждой китайской семьи родить мальчика только усугубляет эту тенденцию: китайцы убивают эмбрионы женского пола. На Международном конгрессе демографов в Туре (Франция) американские ученые представили прогноз, согласно которому между 2015 и 2030 гг. взрослых мужчин в Китае будет на 25 млн больше, чем женщин.
      Рождаемость и смертность
В течение многих столетий для Китая была характерна исключительно высокая смертность. Только в конце 40-х, начале 50-х годов нашего столетия удалось значительно снизить показатели смертности; детская смертность уменьшилась в 3-4 раза и составила в городах 75 на 1000 детей в возрасте до одного года. Число умирающих от инфекционных заболеваний резко уменьшилось, изменилась и структура причин смертности. Значительное изменение смертности, которое происходило в 50-х годах, было приостановлено в период 1958-1962 год. Средняя продолжительность жизни при рождении в 1981 году составляла 67,9 года (66,4 для мужчин и 69,3 года для женщин).
Ввиду изменения возрастной структуры и повышения в ней доли пожилых возрастных групп будет происходить постепенное увеличение смертности – до 7,3% к 2000 году и 9,4% в первой трети следующего тысячелетия по прогнозным оценкам ООН.
Таблица 2. Динамика коэффициента смертности в КНР
Годы Коэффициент смертности, % Годы Коэффициент смертности, %
1950 18,00 1975 7,32
1955 12,28 1980 6,34
1960 25,43 1985 6,57
1965 9,50 1990 6,59
1970 7,60 1992 6,60

Таблица 3. Динамика коэффициента рождаемости в КНР
    Годы Коэффициент рождаемости, % Годы Коэффициент рождаемости, %
    1950 37,00 1975 23,01
    1955 32,60 1980 18,21
    1960 20,86 1985 17,80
    1965 37,88 1990 19,37
    1970 33,43 1992 18,20

В начале 50-х годов сохранялась на высоком и почти неизменном уровне, что определялось сохранением комплекса факторов, обусловливающих традиционно высокий уровень рождаемости в старом Китае. Наличие мирных условий в этот период времени, благоприятная социально- экономическая обстановка в стране способствовали образованию новых семей. Результаты 16 обследований, проведенных в различных провинциях Китая в 1951-1954 годах, дают средний показатель рождаемости 41,6%. В последующий период времени четко прослеживается тенденция к понижению коэффициента рождаемости – к концу 70-х годов показатель уменьшился вдвое по сравнению с периодом 50-х - 60-х годов. Уменьшение рождаемости происходило под влиянием изменения социально-экономических условий, действия целого ряда долговременных факторов, среди которых следует отметить следующие:
    1) рост уровня общей и санитарной культуры населения, что привело к уменьшению детской смертности; меньше рождений требовалось для достижения желаемого размера семьи;
    2) изменение функций семьи, трансформация традиционных семейных отношений, уменьшение экономической полезности детей;
    3) ослабление религиозных норм традиционного китайского общества, утрата значения многих религиозных ритуалов;
    4) вовлечение женщин в активную трудовую деятельность как в городской, так и в сельской местности, распространение образования.
    Демографическая политика правительства Китая
В 70-е годы китайское руководство оказалось вынужденным пойти на принятие строгих экономических и социальных мер, направленных на регулирование демографической ситуации в стране.
Главная цель демографической политики в Китае - переход от многодетной к однодетной или, по крайне мере, двухдетной семье. Поэтому ее проводят под девизами: "Один ребенок в семье", "Одна супружеская пара - один ребенок", "Народ без братьев и сестер" и т.п.
Для осуществления контроля над рождаемостью в начале 80-х годов принят целый ряд законов и правительственных постановлений.
С первого января 1981 года вступил в силу новый закон о браке, который предусматривает повышение возраста вступления в брак.
Официально возраст вступления в брак для женщин - 20 лет, для мужчин - 22 года, но вводятся дополнительные ограничения, например, категорически запрещается создавать семью студентам вплоть до угрозы исключения из института.
Также были приняты положения относительно ограничения рождаемости. В китайском семейном праве не признается законным так называемый гражданский, или фактический, брак. Данная поправка внесена в закон с целью максимального ограничения распространенной в сельских районах практики супружеских отношений без регистрации.
В Китае функционирует Государственный комитет по демографической политике и плановому деторождению, который занимается вопросами планирования мер и показателей, направленных на создание оптимальной для развития страны демографической обстановки. Особое внимание уделяется не только и не столько вопросам достижения заложенных в плане показателей естественного прироста, сколько в целом созданию государственной стратегии развития народонаселения, нацеленной на содействие сбалансированному развитию экономики и общества в сочетании с рациональным использованием ресурсов и охраной окружающей среды.
С 1 сентября 2002 года в Китае вступил в силу первый Закон о демографии и плановом деторождении . На разработку этого закона, состоящего из 7 глав и 47 статей, было затрачено 23 года. В принятом законе предусматриваются не только обязательства граждан по выполнению планового деторождения, но и законные права и интересы людей в этой области, а также способы защиты собственных прав и интересов. В соответствии с данным Законом, действующая государственная политика планового деторождения не сводится к упрощенной формуле «Одна семья - один ребенок». Второго ребенка разрешается иметь супругам, если соблюдаются все требования закона и законоположений.
С сентября 2002 года в стране также действует механизм финансирования работы по планированию семьи за счет правительственных бюджетов.
Введены Положения об управлении сбором взносов по социальному иждивению, которые предусматривают отделение взимания взносов по социальному иждивению от интересов структур по планированию семьи: собираемые в различных местах взносы по социальному иждивению и пени полностью сдаются в госказну, а расходы на работу по плановому деторождению обеспечиваются финансовыми ассигнованиями правительств различных.
Главное содержание политики планирования семьи – это поощрение поздних браков и позднего рождения ребенка, ограничение числа младенцев с упором на улучшение комплексных характеристик качества нации, призыв к супругам иметь только одного ребенка. Крестьянским семьям, испытывающим трудности в силу нехватки рабочих рук, разрешается иметь второго ребенка с соблюдением определенного интервала после рождения первого. В районах проживания национальных меньшинств придерживаются различных правил, зависящих от волеизъявления титульной нации (а также от численности последней), наличия местных ресурсов, состояния экономики, культурных традиций и народных обычаев. В целом каждая такая семья может иметь двоих детей, в отдельных районах - троих. Для самых малочисленных нацменьшинств ограничения не устанавливаются.
С целью обуздания чрезмерной рождаемости разработана система мер наказания «нарушителей» принципа «одна семья - один ребенок». На них налагают штрафы, производят вычеты из зарплаты. Они в последнюю очередь получают жилье, их детей (второго, третьего ребенка) не берут в детские сады, иногда не допускают к обучению в школе, не будут принимать в высшие учебные заведения. Родители, нарушившие указанный принцип, рискуют даже потерять работу. Для супругов, имеющих двух детей и более, в ряде районов введены санкции.
Например, при рождении второго ребенка родители обязаны вернуть премию, которая им выплачивалась ежемесячно как семье с одним ребенком, а кроме того, заплатить штраф, размеры которого в зависимости от доходов и места жительства колеблются от нескольких сот до нескольких тысяч юаней.
Семьи, соблюдающие установку “одна семья – один ребенок”, получают различные льготы, например, право на первоочередное получение жилья, на бесплатное содержание ребенка в детском саду, преимущества при приеме в вузы, право на надбавку к заработной плате до достижения ребенком 14 лет, а также пятипроцентную надбавку к пенсии. Крестьянским семьям с одним ребенком увеличены размеры выделяемых приусадебных участков.
Политика сокращения рождаемости поощряет аборты, а также стерилизацию, как женщин, так и мужчин.
Тем не менее, в стране превышаются установленные государством нормы рождаемости. В ряде семей имеется двое, а то и трое детей. Люди предпочитают отделываться штрафом за рождение ребенка «сверх нормы», особенно, если первым ребенком является девочка.
Несмотря на успешность мер по регулированию рождаемости, темпы роста населения и развития экономики все еще переживают период дисбаланса. Согласно прогнозам, основанным на общем показателе рождаемости, в 2010 и 2020 годах общее количество населения страны достигнет соответственно 1,37 млрд и 1,46 млрд человек. К 2033 году Китай подойдет с населением в 1,5 млрд человек.
В связи с такими прогнозами основной задачей демографической политики в настоящее время является сохранение стабильной демографической обстановки для дальнейшего развития страны.
    Демографические проблемы КНР
В феврале 2006 года Госсовет КНР официально опубликовал «Основные положения государственных средне- и долгосрочных планов научно-технического развития (2006-2020 гг.)». Одними из ключевых направлений развития в сфере народонаселения и здоровья нации являются контроль над численностью населения и повышение качества здоровья новорожденных.
Предполагается уделить особое внимание развитию новых технологий по контролю за рождаемостью, обеспечению контроля за состоянием здоровья новорожденных, освоению новейших медикаментов, аппаратуры и соответствующей продукции здравоохранения для создания научно-технической базы, необходимой для эффективного контроля над численностью населения и сохранения уровня возможных пороков у новорожденных в пределах 3%.
К числу других направлений развития относится профилактика заболеваний.
Еще одной составляющей демографической политики руководства страны является стремление к увеличению продолжительности жизни населения и, соответственно, к снижению уровня смертности как одной из составляющих естественного прироста населения. Средняя ожидаемая продолжительность жизни населения страны в 2004 году равнялась 71,4 года. К началу 2006 года средняя продолжительность жизни китайского населения возросла с 35 в 50-е годы минувшего века до 72 лет, в частности в Шанхае она превысила 80 лет. Одновременно смертность новорожденных сократилась с 200 на тысячу до 25 промилле. Детская смертность считается важным показателем, отражающим уровень социально-экономического развития государства. Снижение детской смертности запланировано на 4% в год.
Китайское правительство обязалось к 2015 году снизить уровень смертности детей младше 5 лет до 20,3 промилле.
В 2000 году число трудоспособных граждан в возрасте от 15 до 64 лет составляло 70,15 % от общей численности населения, т. е. более 800 млн человек. В 2020 году эти показатели составят 65% и 940 млн человек, что окажет большое давление на проблему трудоустройства. На конец 2005 года число населения в возрасте 60 лет и старше составило 144 млн человек со среднегодовым приростом в 2 млн человек.
К середине нынешнего века процент престарелых граждан от общего количества населения Китая вырастет до 20%, вместо 11% в настоящее время.
Существуют и более пессимистические прогнозы. Согласно Докладу о прогнозировании тенденции старения китайского населения, составленному Всекитайским комитетом по делам пожилых , наиболее тяжелым периодом для страны в плане «старения населения» станет период с 2030 по 2050 годы. В это время доля пожилых может составить около 40% от общей численности населения страны. В докладе подчеркивается, что во второй половине XXI в. в стране ожидается незначительное сокращение количества пожилых; оно сохранится на уровне свыше 300 млн человек (около 31% от численности населения Китая). В частности, число пожилых в возрасте старше 80 лет достигнет 80-90 млн человек. Предполагается, что к 2030 году численность населения Китая достигнет 1,465 млрд человек; к 2100 году количество пожилых составит 318 млн человек, или 31,09% от общей численности населения страны.
Согласно докладу Всекитайского комитета по делам пожилых, в 2021-2050 годах число пожилых в Китае ежегодно будет возрастать на 6,2 млн человек. И данный показатель в 2023 году достигнет 270 млн человек, что будет равно числу детей в возрасте от 0 до 14 лет; в 2050 году превысит 400 млн человек, и доля пожилых в общей численности населения страны составит более 30%. В 2051-2100 годах число пожилых в стране будет сохраняться на уровне 300-400 млн человек. В 2051 году данный показатель достигнет 437 млн человек, что в 2 раза превысит число детей в стране.
Важнейшей проблемой, продолжающей оставаться больным вопросом для руководства страны, является преобладание мужского населения над женским. С 80-х годов XX века половая диспропорция в числе новорожденных в Китае неуклонно растет, выходя за установленные рамки. Несмотря на ряд проведенных мер, данная проблема продолжает оставаться острой.
По данным канцелярии Комитета по делам женщин и детей при Госсовете КНР, в 1982, 1990 и 2000 годах в Китае были проведены 3-я, 4-я и 5-я Общенациональные переписи населения, по итогам которых соотношение новорожденных мальчиков и девочек составило 108,5:100, 111,3:100 и 116,9:100. В то время как по стандартам ООН разумное соотношение новорожденных мальчиков и девочек составляет 103-107:100.
Основными особенностями полового дисбаланса являются:
- постоянно увеличивающийся количественный дисбаланс между новорожденными мальчиками и девочками. По сравнению с 1990 годом, число новорожденных в 1999 году уменьшилось более чем на 50%, а разрыв в соотношении численности полов новорожденных вырос на 10%. Основной причиной увеличения количественной диспропорции полов является нелегальное внутриутробное определение пола будущего ребенка и прерывание беременности по соображениям выбора желаемого пола;
и т.д.................

По уровню рождаемости, Китай почти сравнялся с развитыми странами. В 1996 году коэффициент суммарной рождаемости женщин в детородном возрасте составил 1,8, тогда как среднемировой – 3,0, в развитых регионах мира – 1,6, в неразвитых (без Китая) – 4,0. Такое положение можно было отметить еще раньше. Фактически цели низкой рождаемости Китай достиг в начале 90-х годов. В 1990 году коэффициент суммарной рождаемости опустился ниже уровня замещения в 90% административно-территориальных единиц высшего уровня, а в 1995 году – в 90% всех единиц.

После 1990 года рождаемость продолжала понижаться. В 1990–1997 годах она упала на 0,4%. Соответственно, уменьшился и естественный прирост населения – примерно до 1%, хотя все-таки остается значительно более высоким, чем в развитых регионах мира, где он приблизился к нулю, а кое-где стал отрицательным. Значительно более высокий рост численности населения при сходной рождаемости связан прежде всего с иной возрастно-половой структурой: в Китае выше удельный вес женщин в репродуктивном возрасте и ниже коэффициент смертности.

По прогнозам, нулевой рост численности будет достигнут в 30-х годах XXI в., а отрицательный – после 2035 года. В 30–40-х годах XXI века численность населения, достигнув пика в 1,5–1,6 млрд. человек, начнет уменьшаться. Согласно новейшим прогнозам, опубликованным ООН в начале 2001 года, рост численности населения Китая может далеко превзойти китайские долгосрочные прогнозы. Это означает, что необходимо как можно скорее остановить инерционный рост численности и как можно дольше удерживать показатель рождаемости ниже уровня замещения.

По подсчетам Линь Фудэ и Лю Цзиньтана, с 1990 по 2035 год население увеличится примерно на 400 миллионов человек, в том числе 42,5% придется на конец двадцатого века и 57,5% – на XXI в. Иными словами, взрывной рост в XXI веке предопределен. Различия могут состоять только в неодинаковой величине пика численности и времени его достижения при разных значениях рождаемости.

Наблюдаемые сегодня низкие показатели рождаемости и низкий рост нестабильны. Подавляемые потенции роста могут выйти из-под контроля и возобладать.

Произошли важные изменения в возрастной структуре. Доля населения в возрасте старше 65 лет в 1995 году достигла 6,7%. К началу XXI века она составила 7%, и во многих провинциях это уже совершившийся факт.

Коэффициент суммарной рождаемости в 70-х годах сильно сократился – с 5,8 до 2,2. В 80-х этот процесс замедлился и даже принял возвратный характер. По данным всеобщей переписи, в 1981 году коэффициент суммарной рождаемости составил 2,61. При этом наблюдались очень большие территориальные различия. Так, в Шанхае он был значительно ниже уровня замещения (2,16), составив всего 1,13, т.е. ниже, чем в Германии и Дании, странах с минимальными коэффициентами суммарной рождаемости, а на юго-западе и северо-востоке – более 4,0, в том числе в Гуйчжоу – 4,4, т.е. на уровне стран с высокой рождаемостью.

По критериям ООН, в 80-х годах Китай вступил в этап низкой, но неустойчивой рождаемости, в 1981 году – 2,61, в 1982 году – 2,86, в 1987 году – 2,59, в остальные годы – ниже 2,5, в 1990 году – 2,3! При этом необходимо учитывать огромные территориальные различия.

В 1992 году коэффициент суммарной рождаемости опустился ниже 2,0, т.е. сравнялся с показателями развитых стран и регионов Ниже уровня замещения опустились коэффициенты суммарной рождаемости в 21 провинции, где проживает 81,62% населения страны. По данным выборочного обследования 1% населения в 1995 году, лишь в трех провинциях показатели были выше уровня замещения. Ниже этого уровня теперь стали коэффициенты не только городского, но и сельского населения.

Вместе с тем сохраняются различия между городом и деревней, между территориями. Нельзя считать достигнутые результаты устойчивыми. Они стали возможны благодаря настойчивым усилиям по планированию рождаемости в условиях невысокого уровня социально-экономического развития. И в этом состоит главное отличие положения в Китае от Западной Европы. Снижение суммарной рождаемости в Китае не было ни постепенным, ни стихийным, огромную роль играли политика «кнута и пряника», административное вмешательство. Поэтому существует объективная возможность возвратного движения сжатой пружины в случае ослабления политики планирования рождаемости. Это становится особенно вероятным, если коэффициенты будут ниже уровня замещения. В этом случае эффективность внеэкономического принуждения падает, а противодействие возрастает. Дальнейшее сокращение рождаемости с помощью политических и административных средств становится все более затруднительным.

Китай - страна с быстро увеличивающейся численностью населения. Изучение и анализ демографической политики в Китайской Народной Республике и её социальных последствий на современном этапе весьма актуально. Демографические проблемы КНР как объект применения политики проявляются в том, что значительное увеличение числа населения КНР превратилось в один из самых сложных вызовов, стоящих на повестке дня китайского общества и правительства. Демография КНР влияет на общественную жизнь и экономику страны. Именно поэтому весьма важно, на мой взгляд, рассмотреть особенности современной практики ограничения рождаемости в «Поднебесной» , что и будет проделано в этой заметке.

Значительный рост численности населения стал причиной многих социально-экономических проблем в КНР, как, например, безработица, замедленный рост экономики по сравнению с притоком на рынок труда новых рабочих и специалистов. Рост численности китайского населения обусловил недостаток вложения средств в человеческий ресурс, из-за чего Китай не располагает таким значительным количеством квалифицированных рабочих, которыми обладают Южная Корея или Япония. И данный фактор также обуславливает замедление экономического роста, национальной промышленности и производства.

Значительная численность населения привела к уменьшению обрабатываемых земель в Китае и к другим экологическим проблемам. В будущем КНР может столкнуться с нехваткой не только природных ресурсов, но и территории для поддержания столь огромной численности населения. Это может привести к конфликтам с сопредельными государствами за ресурсы и территорию. Однако шутка о «китайско-финской границе» , бывшая популярной в 1970-е гг., себя не оправдала. Экспансия «Поднебесной» осуществляется посредством торговли и миграции. Поэтому переводчик китайского - весьма востребованной профессия не только в дальневосточных регионах нашей страны, но и в Москве. И многие российские бизнесмены и турфирмы все чаще обращаются за квалифицированным переводом различных договоров и документов.

Все эти факторы и обуславливают необходимость проведения в Китае принудительных мер по ограничению рождаемости. В КНР демографическая политика охватывает подавляющее большинство жителей. Из-за суровых мер по снижению фертильности в современном Китае возник серьезный перекос в пользу рождаемости младенцев мужского пола: на сто двадцать мальчиков рождается сто девочек, так как китайцы предпочитают иметь первенца мужского пола, а не женского. Однако усилия китайских властей приносят свои результаты.

Следует также отметить, что у демографической политики китайского правительства много недостатков ― уже в настоящее время количество пенсионеров неуклонно растет, что в будущем обусловит значительные отчисления в пользу людей пенсионного возраста. Кроме того, политика властей КНР подвергается критике со стороны правозащитников и фундаменталистов.

Демографические ресурсы Китая не имеют себе равных в мире. В 2003 году население составило около 1,287 млрд. чел., или 22% населения планеты Земля [Таблица 1]

По данным Национального бюро статистики, 6 января 2005 года численность населения Китая достигла 1,3 млрд человек.

За последние два с лишним десятилетия режим воспроизводства населения в Китае изменился коренным образом. Естественного прироста населения его уже не отнесешь к категории слаборазвитых стран: в частности, ежегодный естественный прирост населения снизился до менее чем 1%, а средняя продолжительность жизни превысила 70 лет.Такая ситуация является следствием, с одной стороны, проводимой государством жесткой демографической политики, а с другой стороны, улучшения материального положения людей и их медицинского обслуживания [Рисунок 1]

Демографическая проблема всегда находилась в центре внимания и китайского правительства, и мирового сообщества. Начиная с августа 1956 года, правительство целенаправленно осуществляет контроль за численностью населения, а именно: молодым людям запрещается вступать в брак до достижения 20 лет, а супружеским парам разрешается иметь не более одного ребенка (за исключением представителей национальных меньшинств, для которых планка поднимается до уровня двух детей). Следовательно, политика стабилизации численности населения принесла свои плоды.

Тем не менее, и у этой медали есть своя оборотная сторона: необходимо учитывать такие негативные последствия демографической политики, как относительное сокращение трудоспособного населения, на которое ложится все более тяжелая демографическая нагрузка, и нарастающее недовольство граждан вмешательством государства в личную жизнь каждого гражданина.

К концу марта 2001 года она достигла 1 млрд.295 млн.330 тысяч человек. Распределение населения неравномерно. В прошедшие десять лет в восточной части Китая был зафиксирован более быстрый рост населения, чем в западных регионах страны. Вторая сводка об итогах 5-щй всеобщей переписи населения, опубликованная 30-го марта 2001 года Государственным статистическим управлением Китая, показала, что население в 12 западных провинциях, автономных районах и городах составляет около 28,1 процента численности населения страны, снизившись на 0,3 процентного пункта по сравнению с 10-ю годами назад.

Итоги 5-ой всеобщей переписи населения Китая показали, что девять провинций в стране имеют население численностью более чем в 50 млн человек каждая.

Согласно сводке, опубликованной 2-го апреля 2001 года Государственным статистическим управлением Китая, самой крупной по численности населения провинцией является Хэнань, расположенная в Центральном Китае, ее численность населения составляет 92,56 млн. человек. За ней следует провинция Шаньдун Восточного Китая с населением 90,79 млн. человек. Остальные провинции, численность населения которых превышает 50 млн. человек, приводятся по порядку: Гуандун/86,42 млн./,Сычуань/ 83,29 млн. /, Цзянсу /74,38 млн./,Хэбэй /67,44 млн./, Хунань/64,40 млн./, Хубэй/60,28 млн./, Анькой /59,86 млн./.

Статистическая сводка показала также, что Тибетский автономный район имеет наименьшее в стране население, численность которого, по состоянию на 1 ноября 2000 года, составила 2,62 млн. человек. В список малонаселенных провинций и автономных районов материковой части страны входят провинция Цинхай /5,18 млн./, Нися-Хуэйский автономный район/5,62 млн./ и провинция Хайнань /7,87 млн./.

Численность населения во всех четырех городах центрального подчинения превысила 10 млн. человек: Чунцин -- 30,9 млн., Шанхай -- 16,74 млн., Пекин -- 13,82 млн., Тяньзинь -- 10,01 млн. [Рисунок 2]

Плотность населения в середине 2000 г. составляло, по статистике ООН (включая жителей Сянгана и Аомэня/Аомэня/), 1285,0 млн. чел., или 21,2% мирового населения.

Вместе с тем главной, жизненно важной задачей развития Китая неизменно остается сложная проблема его народонаселения. Более того, она обострилась, вышла на первый план в годы народной власти, привлекая к себе широкое внимание и в стране, и в мире. Каковы же ее важнейшие особенности и возможные пути решения?

Средняя плотность населения КНР -- 134 чел./км 2 . Среди стран Азии, даже крупных, это не такой уж высокий показатель. Для Японии он составляет 341, КНДР -- 195, Южной Кореи -- 475, для Индии -- 308, Пакистана -- 195, Индонезии -- 112, Филиппин -- 252, Вьетнама -- 242. Очень высок он в Бангладеш: там средняя плотность населения достигла 873 чел./км 2 , возрастая в последнее время на 12--14 чел./км 2 ежегодно[Рисунок 4]

Однако фактическая плотность населения Китая, как и в других странах, в том числе в Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии, резко отличается от средних величин. Так, в провинции Цзянсу, где свыше 70 млн. жителей, средняя плотность населения около 700 чел./км2, в такой же рядовой провинции Шаньдун (более 90 млн. жителей) -- 600 чел./км2, почти столько же -- в провинции Хэнань, численность населения которой приближается к 100 млн. чел., еще в 7 провинциях -- от 350 до 450 чел./км2 и т. д. Около 1 млрд. чел. в Китае, а именно в восточной половине страны, таким образом, живут в условиях высокой и очень высокой плотности населения.

В городах Китая, как и других стран, десятки тысяч жителей на каждый квадратный километр, в сельскохозяйственных районах, прежде всего в рисоводческих на востоке, особенно в дельтах рек -- 3000, 4000, 5000 чел. и более на 1 км2 в среднем. Во второй половине ХХ в. население Китая росло, как никогда прежде, высокими темпами и в огромных размерах [Приложение 1]

Китай - это общепризнанный демографический гигант, которому нет равных. С древнейших времен Китай справедливо считался одним из самых многочисленных государств, которое невозможно догнать по определению.

Однако в начале двадцать первого века ситуация в Китае оказывается уже не столь однозначной, как представлялась раньше. Политика государства в последней трети двадцатого столетия стала очень жесткой, в особенности программа «Одна семья - один ребенок». Китай на фоне общемировой демографической тенденции стал терять население. А это привело не только к позитивным, но и к негативным последствиям

Реализация указа о небольших семьях

Жесткая демографическая политика коммунистическим руководством Китая проводилась на протяжении второй половины двадцатого века, но особенно ужесточилась она в семидесятые годы прошлого столетия. Такие действия государства объясняются тем, что в тот период в Китае было слишком большое количество многодетных семей. Из-за этого ухудшалась экономика всей страны, падал уровень жизни многочисленного населения. Очень сложно было содержать многодетные семьи - для них просто не хватало квадратных метров жилья даже для самой скромной жизни. Тем более подобные семьи нуждались в заботе государства, социальных льготах и так далее.

Ребенку - все лучшее

Для молодых семей с одним ребенком было запланировано все лучшее, что могло в то время предложить государство. А вот для родителей, у которых случайно или преднамеренно появлялись еще дети, наказание в виде штрафа соответствовало нескольким средним годовым доходам региона постоянного проживания. Незадачливым родителям буквально приходилось выкупать своих детей.

Деятельность государства в Китае, выразившаяся в лозунге «Одна семья - один ребенок», сводилась к сокращению населения к 2000 г. до общего количества 1,2 млрд человек. Пропагандировались административные действия, активно вводились средства контрацепции, стали массовыми аборты. Так боролись с «ненавистным прошлым».

Да и в принципе содержать такое население стало очень сложно. Тогда статистики подсчитали, что количество китайцев скоро станет таким, что страна просто не выживет. Сложно было вводить политику и потому, что в Китае было традиционным иметь большую семью. Да и так как для населения не предусмотрены государственные пенсии, содержать престарелых родителей предстояло подросшим дочерям и сыновьям, - именно поэтому рожали троих-четверых и более детей.

Причины «бэби-бума» в ХХ ст.

Китаю проблема перенаселения был известна с эпохи самураев. Они активно проводили политику расширения земельных владений, а их супруги развивали семейный уклад и рожали наследников. Китайская традиция больших семей начала активно культивироваться после кровопролитной Второй мировой войны. В тот период власти страны, понимая, что в мире в военную эпоху население сократилось, а в Китае необходимо повышать экономический уровень, принялись придерживаться тактики многодетных семей. Особенно культивировалось появление в семье 3-4 детей.

Однако когда численность китайцев стала увеличиваться слишком уж быстрыми темпами, постепенно начали предприниматься попытки эти темпы снизить, внедрялись разные меры ограничения для больших семей. И самой болезненной мерой влияния на сложившееся демографическое положение в стране стала тактика «Одна семья - один ребенок». Официально политику приняли в качестве государственного курса в 1979 г.

Китайская статистика

Политика снижения рождаемости в Китае уже в то время имела определенные скрытые изъяны и недочеты. Все определялось спецификой учета численности населения. В Китае нет процесса регистрации новорожденных детей, как в России, а учет проводится лишь по числу умерших в семье родственников за прошедший календарный год. Однако подобный подход обостряет проблему точного объема населения в Китае, считается, что сейчас оно не такое, как имеющиеся официальные данные.

Государственный курс «Одна семья - один ребенок» сразу же встретился с затруднениями в виде гендерной проблемы. В Китае, как в сугубо азиатской стране, не настолько положительное отношение к женщине, как в Европе. В Азии женщины в социальном отношении на порядок ниже, чем мужчины. Из-за этого, когда в семье первенцем была девочка, ее отец и мать стремились любыми путями (в том числе и не совсем законными) получить официальное разрешение на рождение еще одного ребенка. Еще от беременности девочкой родители пытались избавиться, так как понимали, что подросшей дочери придется на своих хрупких плечах нести полную ответственность за престарелых родителей. В результате всего этого возникла ситуация, когда именно власти решали, кому заводить еще одного ребенка, а кому достаточно одного малыша.

Экономические последствия

В развитии курса «Одна семья - один ребенок» государство все-таки получило некоторые позитивные моменты. На единственного ребенка власти тратят существенно меньше ресурсов, чем на нескольких. Из-за этого не существует острой проблемы увеличения заработной платы, и в итоге продолжает сохраняться дешевый труд при достаточно большой работоспособности китайцев. Возрастной состав населения изменился, также немного поменялась политика финансирования китайских семей. К тому же женщины, не обязанные длительно находиться в семье для воспитания детей, могли больше уделять внимания работе на предприятиях, что также позитивно повлияло на благоприятное экономическое развитие государства. И самим властям больше не нужно было искать ресурсы, чтобы кормить и обучать сразу нескольких детей.

Эти стороны жизни имели положительный аспект, и в какое-то время страна даже оказалась в идеальных условиях, когда несовершеннолетних жителей оказалось немного, а стариков было еще мало. Но в конечном итоге курс «Одна семья - один ребенок» постепенно выявил и свои отрицательные стороны. Появились проблемы, о которых даже не думали.

Избыток стариков

В период незначительного количества пожилых жителей власти не рассчитывали, что случится в недалеком будущем, и практически все были удовлетворены законом «Одна семья - один ребенок». Но время шло. Негативные стороны проявились в начале двадцать первого века: возрастной состав населения изменился, пожилых жителей стало гораздо больше. За этими людьми теперь предстояло ухаживать, но заниматься этим было некому. Трудоспособные китайцы зарабатывали на жизнь, а молодежи стало недостаточно.

Власти также были не готовы к обеспечению стариков. Выплаты пенсий оказались недостаточными. Из-за этого, дожив до 70 лет, часть жителей продолжала работать, чтобы обеспечивать себя.

Обострилась проблема одиноких пожилых китайцев. Появилась новая, довольно тяжелая обязанность структуры социальных служб по контролю за стариками. Нередко случалось так, что в семье жил один человек, который уже был не в состоянии справиться с обязанностями хозяина и возникающими бытовыми работами.

Дети

Другим негативным последствием демографической политики Китая стала педагогическая проблема воспитания подрастающих детей. Конечно, возможностей хорошо воспитать единственного ребенка, предоставить ему нужные средства и ресурсы, существенно больше, чем сделать это для нескольких. Но вскоре стало заметно, что дети стали чересчур эгоистичными. Известен случай, когда мать забеременела еще одним ребенком, и дочка-подросток предъявила ей условие: или мама делает немедленно аборт, или девочка убивает себя. Такое поведение было связано с понятным эгоистичным чувством пользоваться родительской опекой и не разделять его с другим ребенком.

Проблема селективных (гендерных) абортов

Демографические показатели находились под влиянием отношения жителей Поднебесной к женщинам, а также существующему ограничению на число детей в семье. Понятно, что отец и мать хотели, чтобы у них родился мальчик. Но пол невозможно заказать, поэтому часть родителей принялись искать возможность определения пола еще во время беременности, чтобы избавиться от ребенка, если окажется, что супруги ждут девочку.

Возникли незаконные медицинские услуги по проведению УЗИ для уточнения пола плода, хотя это и было запрещено государством. Курс «Одна семья - один ребенок» в итоге спровоцировал рост селективных (гендерных) абортов, которые стали обычным явлением у женщин Китая (страна и сегодня является мировым лидером по количеству абортов).

Женский вопрос

Итак, в Китае укрепилось положение: один ребенок в семье. Хорошо или плохо сказалась такая политика на положении женщин? После резкого увеличения рождаемости мальчиков в Китае значительно сократилось число девочек. Первоначально эта ситуация не казалась особо проблематичной. Ведь гораздо «полезней» воспитывать мальчика, который в старости будет кормильцем для родителей. Политика даже в отдельных правящих кругах получила другое название: «Одна семья - один ребенок с высшим образованием». Отец и мать гордились возможностью дать именно сыну хорошее образование, поскольку у них нашлись средства обучать его.

Но впоследствии выявилось, что девушек становится мало, а представителей сильного пола слишком много. Так, зародилась еще одна острая проблема - поиск жены. В Китае из-за этого начал активно развиваться нетрадиционный секс. Отдельные статистические исследования показывают, что молодые люди, вступающие в однополые связи, не отрицают традиционный брак, если найдется такая возможность. На сегодня превышение мужского населения над женским составляет двадцать миллионов человек.

Гонконг

Политика «Одна семья - один ребенок» диктует квоты на появление малыша. Поэтому значительной части китаянок, которые решились на еще одного ребенка, пришлось отправиться на роды в соседнюю страну - Гонконг. Там законы менее строгие, и никогда не было никаких квот на рождаемость. Однако проблема появилась в самом крохотном государстве. Ведь число китаянок достаточно большое, а количество коек роддомов рассчитано на женское население Гонконга. В итоге не все местные мамы получили возможность рожать своих детей в роддомах - там постоянно не было свободных мест. Чиновники обоих государств принялись противостоять «материнскому туризму».

Изменение политики ограничения

Подводя итоги влияния демографической политики Китая, чиновники начали понимать, что нужно как-то смягчить содержание закона и предоставить возможность семьям иметь не только одного ребенка. В результате этот норматив был отменен осенью 2015 года.

Правительство Китая приняло новое положение, позволив семьям рожать двоих детей. По предположениям чиновников, это сделает менее острой проблему с массовыми селективными абортами, со временем исчезнет проблема преобладания мальчиков, некоторые семьи смогут растить еще и девочек. Наконец, будет не такое значительное уменьшение молодого населения, и родителям в старости помогут двое их детей. Надо иметь в виду, что не все женщины на момент изменения политики все еще могут иметь детей, часть останется с единственным ребенком. Все эти нюансы говорят о том, что демографическое положение с принятием закона 2015 г. резко не изменится. Хотя саму отмену курса уже можно считать маленькой победой.

«Одна семья - один ребенок»: отмена политики

Разумеется, по миру ходит молва о жестокости властей Китая (частично правдивая) в рамках политики. Немного улучшилась ситуация, когда с начала 2016 года государственный курс на одного ребенка в семье был полностью отменен. Причин такой мягкости правительства несколько. Например, этот закон начал активно противодействовать экономическим возможностям страны. Трудности возникли и в моральной сфере.

Будущее

Часть политиков и общественных деятелей настороженно относятся к последним изменениям, поскольку допускают возможность бэби-бума и значительного увеличения демографических показателей. Но в принципе опасаться резкого ухудшения демографической ситуации не надо. Проблема в том, что в последнее время (с 2013 г.) уже было одно послабление курса государства - можно было иметь двоих детей в некоторых семьях, где муж или жена были единственным ребенком в семье. Следовательно, китайцы уже немного были подготовлены к перемене политики.

Для семей молодых китайцев отмена - это ветер перемен в их пользу. Ведь им официально разрешили рожать не одиноких эгоистов, а двоих членов общества, умеющих жить в коллективе.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: