Как стать милосердным человеком. Милосердие: как быть милосердным? Рассказы, цитаты о милосердии

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Пояснительная записка

В последнее время проблема формирования милосердия, добра, толерантности у обучающихся в современном обществе стоит наиболее остро. Я думаю, что наибольший акцент следует сделать на подростковом возрасте, так как именно в этот период человек обретает пути и способы грамотной адаптации во взрослом мире. Мышление подростка еще впитывает в себя всё с детской непосредственностью, но уже способно к грамотному анализу ситуаций и вынесению соответствующих выводов из нее. Сейчас формируется мировоззренческая картина подростка и все, что он впитает в себя, будет в будущем определять его жизненную позицию и способы поведения в обществе.

Актуальность определяется сложностью темы, поскольку в современном обществе в связи с экономическим, образовательным и духовным расслоением существует многообразие представлений о человеке и его предназначении в жизни. Различные партии, организации, религиозные конфессии, национальные объединения формулируют свои, нередко противоположные друг другу цели воспитания. Вопрос о целях воспитания представляется особо значимым сейчас еще и потому, что идет процесс формирования нового поколения российских граждан.

Цели мероприятия:

  • Познакомить обучающихся с понятиями «милосердность», «добро», «толерантность».
  • Способствовать формированию терпимого и уважительного отношения друг к другу и окружающим людям.

Задачи мероприятия:

  • развить у обучающихся основные черты толерантной личности, доброй, милосердной;
  • сформировать терпимое и уважительное отношение друг к другу;
  • развить навыки ведения диалога по вопросам толерантного поведения;
  • способствовать формированию активной жизненной позиции обучающихся, стремлению к полноценной реализации своих способностей;
  • сформировать понимание сущности милосердия, добра, сочувствия; воспитывать необходимость принятия обучающимися таких ценностей, как ценность человеческой жизни, свободы, равноправия и достоинства людей.

Контингент участников: обучающиеся 1 и 2 курса.

Ожидаемые результаты:

  • формирование у обучающихся толерантного сознания, конструктивного бесконфликтного поведения;
  • воспитание моральной стойкости в самых непредвиденных ситуациях, сочувствия к пожилым людям, больным, к братьям нашим меньшим.

Методы и приёмы работы: проблемно-поисковые (подготовка и выступление с презентациями,), беседа, выступление обучающихся со стихами, сценками, организации самостоятельной познавательной деятельности.

Данное мероприятие целесообразно проводить во внеурочное время на 1 и 2 курсах. При подготовке к внеклассному мероприятию обучающиеся получили опережающие задания: подготовить материалы для сообщений, подобрать и выучить наизусть стихотворения, подготовить сценки.

Эти задания направлены на формирование познавательных универсальных учебных действий, таких как находить достоверную информацию, владеть изучающим чтением, анализировать и обобщать, доказывать и делать выводы, представлять информацию в различных видах.

Данное внеклассное мероприятие способствует формированию конструктивного бесконфликтного поведения, сочувствию к родителям, пожилым людям, больным, животным, воспитанию моральной стойкости в самых непредвиденных ситуациях, а также стремлению к достижению жизненного успеха.

Продолжительность мероприятия: 45 мин.

Количество участников: 100 человек.

Оборудование, наглядность: мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация.

Место проведения: актовый зал.

Ход мероприятия

Слайд 1

(Звучит припев песни «Твори добро на всей Земле , Твори добро другим во благо Не за красивое "спасибо" Услышавшего тебя рядом».)

Ведущий

В жизни по-разному можно жить
Можно в беде, а можно в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так:
На рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой, обожженною солнце достать
И подарить его людям!

Человечество, в какие бы времена и эпохи ни жило, всегда ценило высокие нравственные качества, которые воспитывались в людях, являлись испокон веков основными положениями религиозных заповедей. Среди них – доброта. Что такое доброта? Какого человека мы называем добрым? Почему доброта – одна из основ нравственности? Давайте, разберёмся в этом.

Ответы обучающихся.

Звучат стихи.

Слайд 2

Гусев Юра (ТПОП 16.01)

Добрые люди

Там, где судьба подводила,
Жестче косилась и злей,
Голодом, стужей морила,
Мама моя говорила:
- Мир не без добрых людей.

Думаю, словно о чуде:
В те роковые года
Сколько вас, добрые люди,
Добрых по самой по сути,
Рядом случалось всегда!

Всех обвывали метели,
Бедами равно грозя,
Но от чужой от потери
Вы отводить не умели
В сторону ваши глаза.

Жизнь меня била и мяла
И в круговерти своей
Просто дохнуть не давала,
Но разглядеть не мешала -
Мир не без добрых людей.

Как я хочу, чтоб на свете
Рядом с душою моей,
Слово, не бросив на ветер,
Кто-то, хоть кто-то б отметил:
Мир не без добрых людей.

И. Ляпин

Слайд 3

Каленышева Анна (515-516)

Почаще сейте вы добро,
Его запомнят свыше где-то.
Потом вернется к вам оно,
Как надежды лучик света.

Слайд 4

За все то время, что мы есть
Нам нужно сильно постараться,
Словами добрыми согреть,
Кто очень будет в них нуждаться.

И если человек печален и поник,
То тотчас к нему ты подойди
И в сей сложный грустный миг,
Слова прекрасные и добрые скажи.

А старикам должны мы дать,
Надежду - ту, что им нужна!
Всегда должны их поддержать –
Жизнь прекрасна ведь всегда!

Больную душу добрым словом
Легко и просто излечить.
Тогда и под ночным покровом
Луч солнца будет нам светить

Давайте всем добро дарить!
Пусть это будет ежедневно,
Стараться будут отплатить
Добром Вам люди непременно!

Слайд 5

Для доброты не нужно много,
Не нужно денег или злата.
Для доброты нужна всего-то
Душа, теплом и верою богата.

Слайд 6 – 7

Ведущий. Значение слова «доброта» Доброта – это стремление помочь людям, причём не требуя за это благодарности. Это свойство души, позволяющее не оставаться равнодушным к бедам других, оказываться рядом тогда, когда это так необходимо человеку. Доброта – это понятие несколько абстрактное. Многое можно вложить в смысл этого слова. На первый взгляд, легко ответить на вопрос: что значит доброта. Но в то же время и сложно. Ведь доброта – это основа таких понятий, как милосердие, сопереживание, сочувствие, самоотверженность и даже героизм. Именно любовь к человеку, доброта, желание спасти его и становится побуждением к героическому поступку.

Слайд 8

Ведущий. Доброта – это готовность защитить слабого и беззащитного. Доброта ребёнка проявляется в его ласке к кошке или щенку, в его уходе за цветами, стремлением помогать людям в несчастье, доброте нужно учить с самого детства.

Слайд 9

Ведущий. Говорят, что, если есть в человеке доброта, чуткость, доброжелательность, он как человек состоялся. Василий Александрович Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу добрых чувств». Человек, который думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив.

Слайд 10

Ведущий:

Жизнь нуждается в милосердии.
Милосердием мы бедны.
Кто-то злобствует, кто-то сердится.
Кто-то снова в тисках беды.
Жизнь нуждается в сострадании.
Наши души - как топоры...
Слишком многих мы словом ранили,
Позабыв, что слова остры.
А. Дементьев

Ведущий. А как, Вы, понимаете слово «Милосердие?

Ведущий. Милосердие – принцип поведения, основанный на сочувствии, сострадании, соучастии и готовности делать добро, заботится и помогать. Конечно, мы не всегда имеем возможность помочь, но к этому надо стремиться.

Ведущий. Вот сейчас прозвучали слова: доброта, милосердие, доброжелательность, человечность, благотворить, внимание друг к другу. Как вы их понимаете?

Слайд 11

Ведущие (по очереди).

  • Милосердие – это сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро каждому, мягкосердечность.
  • Благотворить – значит делать добро, помогать бедным, инвалидам, старым людям.
  • Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
  • Доброжелательность – желание добра, готовность содействовать благополучию других, благожелательность.
  • Человечность – достойно человека, отзывчиво, гуманно.
  • Внимание друг к другу – заботливое отношение.

Слайд 12

Ведущий. В России сегодня около 30 млн. пожилых людей… В жизни каждого человека всегда были есть и будут бабушка и дедушка. Эти люди всю жизнь отдали труду, воспитанию детей, которые, приняв у них эстафету, продолжают начатое ими.

Слайд 13

Ведущий. Пожилые люди нередко чувствуют себя одинокими, даже живя в семье. Причина этого – недостаток внимания со стороны родных.

Ведущий. «Старые люди имеют право поучать, советовать. Умей уважать это моральное право», – писал В.А. Сухомлинский.

Слайд 14

Стихотворение.

Не обижайте одиноких стариков...

Не унижайте одиноких стариков,
Общаясь с ними только из приличия.
Не создавайте дополнительных оков,
Своим безжалостно-глубоким безразличием.

Они слабее, беззащитнее, чем мы
Добрее, лучше с ними надо обращаться.
И не они нам, это мы им всем должны,
За жизнь свою, сегодня поклоняться.

Это они не проиграли ту войну,
В ней погибали, жить давая миллионам,
Они отстроили упавшую страну
Продукты получая по талонам.

Это они рожали наших матерей,
В холодных, неуютных коммуналках,
А видя смерть в бараках лагерей
Любили жизнь, берёзки и фиалки.

Не обижайте одиноких стариков,
Простите их сегодняшнюю слабость.
Не их вина, что мир сейчас таков…
Поймите их! И уважайте старость…

(Дмитрий Рубцов)

Слайд 15

Ведущий. Пожилой человек должен чувствовать, что он нужен семье, детям, внукам.

Ведущий. Необижайте словами и делами!

Ведущий. Будьте внимательны к ним!

Ведущий. Терпимы и примеримы!

Слайд 16

Ведущий. В. Сухомлинский сказал: «Думай и чувствуй, как твои поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека. Не причиняй своими поступками, своим поведением боли, оскорбления, беспокойства, тяжёлых переживаний другим людям. Умей поддержать, помочь, подбодрить человека, у которого горе. Помни, что такое же горе может постигнуть и тебя. Не будь равнодушным. Равнодушие - это душевная слепота».

Слайд 17

Ведущий: Уважать других, невзирая на различия, быть внимательным к другим, бережно относиться ко всему живому на нашей планете – это значит быть толерантным. Все слова, о которых мы сейчас говорили, можно назвать одним словом – толерантность.

Слайд 18

Ведущий: Толерантность – терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, то есть это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независимо от каких-либо отличий.

Ведущий: Также надо уметь прощать тех, кто причинил нам боль. Только добрый человек сможет понять и простить. Прощение не дается легко, но последствии прощения облегчают жизнь.

Слайд 18

Ведущий. Сознание сделанного добра – это уже награда для человека. Просто делая добро, никогда не надо ожидать благодарности. Добро ведь делают не из корысти, а из любви к ближнему. Быть добрым – значит совершать хорошие поступки, делать людям добро не за похвалу, спасибо, деньги, а бескорыстно.

Слайд 19

Ведущий. Психологи уверены, что очень часто в нашей жизни срабатывает принцип бумеранга: те, кто помогал другим, и сами не останутся без помощи. Делайте добро, и оно вернется к вам сторицей! К тому же, добрые люди излучают свет и тепло, которые притягивают других.

Слайд 20

Ведущий: В добре нуждаются все: наши родные и близкие, знакомые и незнакомые и даже животные!

Так что доброта, милосердие, отзывчивость, бескорыстная помощь - это не пустые слова, это внутренний свет, говорящий о том, что перед вами человек с живой душой.

Слайд 21

Показ пословиц о Добре.

Слайд 22

Ведущий. Ученые из Мичиганского университета не так давно провели эксперимент и выяснили, что проявление бескорыстной доброты действует на человека как лекарство: улучшает состояние здоровья и сохраняет молодость.

(рассказ о памятнике Доброте в Севастополе)

Слайд 23

Преподаватель : И, так, давайте подведём итог: А что даёт доброта и милосердие человеку? Конечно, уважение и любовь близких, хорошие отношения с друзьями и коллегами. Но доброта часто проявляется настолько бескорыстно, что человек, совершивший добрый поступок, даже остаётся неизвестным. Для него главное – помочь другим. Например: "Неизвестный человек перевёл большую сумму денег на лечение ребёнка, оказавшегося в беде."

Стать добрым человеком - значит заиметь следующие основные составляющие доброго поведения: мягкое доброе сердце, чуткость по отношению к другим и способность быть непритязательным

Творите добро, и оно обязательно вернётся к вам, даже со стороны порой совсем чужих вам людей!

Я знаю, много есть всего,
Чего бы ты хотел увидеть.
Я знаю, есть добро и зло,
Есть те, кого можно обидеть!
Есть те, кто обижал тебя,
Весь мир ты можешь упрекать.
Поверь, всем надо жить, любя.
Поверь, надо уметь прощать!

Вот на этой ноте мы и закончим наше внеклассное мероприятие.

В евангельском описании Страшного суда (см.: Мф. 25: 31–46) содержится очень важная истина: оправдание или осуждение совершается по принципу нашего отношения к людям, а именно: были ли мы милостивы к другим. Проявив участие или, напротив, безучастность к страждущему человеку – а каждый страждущий несет в себе образ Божий, – мы тем самым выстраиваем свое внутреннее отношение к Богу: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25: 40).

Евангелие, таким образом, однозначно свидетельствует: кто видит нуждающихся и не делает всего зависящего от него для оказания помощи, тот сам лишает себя надежды на благодатное общение со Христом. «Кто пропускает случай сделать добро, – поясняет преподобный Никодим Святогорец, – тот не только лишается плода от добра, но и оскорбляет Бога. Бог посылает к нему нуждающегося, а он говорит: “Приходи после”. Хотя он говорит человеку, но это все равно что Богу, пославшему его. Бог найдет другого доброго человека, а отказавший ответит за себя».

– это самое простое, в чем мы можем стать подобными Богу. «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6: 36). Не все способны стяжать продолжительную внимательную молитву, выдерживать полностью по Уставу посты, обрести глубочайшее смирение или кротость, иметь рассудительное отношение к жизни или уж тем более взойти к вершинам обо жения. А милосердие к ближним доступно всем.

Вместе с тем, когда мы говорим о милосердии, важно помнить, что слово «милость» означает не просто поступок, а особое душевное расположение. Милость – это сопереживание и сострадание, сердечная жажда помочь нуждающемуся. Для милостивого каждый страдающий – родной и близкий. Более того, при подлинном милосердии человек отдает свое другому и радуется.

В Прологе повествуется, как в одном монастыре с древних лет был соблюдаем следующий благочестивый обычай. Каждый год в Великий четверг из всех окрестных мест в обитель приходили убогие, вдовицы, сироты и брали из общего имущества иноков по установленной мере пшеницы, небольшое количество вина и меда и по пяти медных монет. Так что светлое Христово Воскресение они проводили без нужды и в радости.

Однажды сделался неурожай, и цена на хлеб чрезвычайно возвысилась. Хотя братия имели съестных припасов довольно, они подумали, что подаяния жертвователей на время неурожая прекратятся, и предложили настоятелю в этого года нарушить благочестивый обычай и не давать нуждающимся пшеницы. Долго добродетельный настоятель не соглашался на просьбу братии. «Грех нарушать уставы, данные нам святым основателем обители, – говорил он, – грех не надеяться, что Господь пропитает нас». Но так как братия решительно заявили, что не хотят в ущерб себе кормить других, то он с душевным прискорбием отвечал: «Поступайте, как хотите». И бедные, которые пришли в обитель с надеждой, возвратились оттуда с отчаянием.

Но вот в Великую субботу монастырский ключарь пошел в житницу, чтобы на выдать для хлебов чистой муки. Едва он отворил двери, как почувствовал дурной запах: вся пшеница настолько изгнила, что оставалось только выбросить ее в реку. Братия удивлялись, жалели о своем поступке и не знали, что делать; а благочестивый настоятель, спокойно посмотрев на испортившийся хлеб, сказал: «Кто преступает заповедь святого отца, основателя обители, не надеется на Промысл Божий и не милосердствует о бедных, тот непременно должен быть наказан за непослушание. Вы пожалели пятьсот мер и погубили пять тысяч… Впредь знайте, на Бога ли уповать должно или на свои житницы».

Напрасно думать, что можно быть счастливым, не помогая другим. Никогда не будет в твоем сердце радости, если ты отворачиваешься от своих ближних, отказываешься им помочь и думаешь лишь о себе. Наша душа жаждет добра и любви не только со стороны кого-либо, у нее есть потребность открываться навстречу людям, нести им свет и тепло. Поэтому когда ты творишь добро, то и сам становишься счастлив. Человек, не любящий ближних, не желающий другим людям добра, – это ущербный человек. И еще: это человек глубоко несчастный.

Но и если мы помогаем страждущему только лишь потому, что видим в нем жалкое существо, то наше милосердие – языческое. Мы и зверьку кидаем кусок хлеба, когда видим, что он голоден. А вот святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит: «Знай, что твоя всегда ничтожна в сравнении с человеком, этим чадом Божиим». Христианское милосердие видит в нуждающемся образ Божий, пусть и попираемый земными превратностями. Значит, мы не имеем права не помогать.

Здесь важно понять, что каждый терпящий скорбь – это Божий избранник, которому дано нести свой жизненный крест, на который, может быть, мы не способны. Помогая такому человеку, мы разделяем с ним его скорбь, но в итоге становимся и соучастниками уделенного ему избрания Божия.

Увы, в жизни постоянно приходится наблюдать противоположную ситуацию. Мы не хотим быть добрее и милостивее друг к другу. Всегда недовольны, раздражены, по отношению к ближним точны в формальностях: нельзя, не положено, не разрешается. Причем, проявляя жестокосердие к другим, мы часто хотим и ищем, чтобы к нам относились снисходительно и по-доброму. Нам неохота и в малом пойти навстречу ближним, а в личной жизни мы стремимся занять такое положение, при котором другие нам были бы обязаны помогать.

Знакомый проректор духовной семинарии рассказывал, как, вступив на административную должность, столкнулся с необходимостью руководить другими. Собственно, административная работа предполагает постоянный контроль, требования, организацию других на работу. Вся жизнь административного лица превращается в непрестанные указания другим, что и как делать, во взыскания: почему ты не сделал или сделал не так? Это накладывает отпечаток на личность. Но вот в один день, когда он оформлял страховой случай в связи с повреждением автомобиля, ему сообщили по мобильному телефону, что студент договорился поставить у ректора подпись на документе, через три часа ему с документами садиться на поезд, а ректор неожиданно из семинарии уехал. Единственный, кто еще может поставить подпись, это проректор. Но он сидит в отделе страховых случаев и думает, как правильно оформить повреждения, которые полиция почему-то не все записала в протокол. Расстояние между ними такое, что студент все равно опоздает, если поедет сначала к нему. Правильное решение родилось не сразу. Хотя время было вечернее и с проректором был ребенок, которому еще предстояло готовить уроки, он решил ехать на вокзал, чтобы встретиться со студентом у поезда.

Семинарист же явно запаздывал, и, стоя на перроне, мой знакомый начал усиленно о том, чтобы Господь помог. До отправления оставались считанные минуты. Он купил авторучку, которой, как всегда в такие моменты, в портфеле не оказалось, чтобы сразу же подписать документ. Чуда не произошло – поезд уехал. Студент прибежал лишь через три минуты, но за это время проректор успел продумать, как поступить, чтобы у студента не было шока. Тут же повел его сдавать билет. Тут же выяснил, что через два часа есть еще один поезд в том же направлении. Удивительно, но всего одно место было свободно. Пришлось добавить и денег на покупку билета. Но в итоге всё разрешилось благополучно. Значит, Господь помогает нам в бытовых ситуациях, но особенно помогает тогда, когда мы сами стремимся участвовать в жизни ближних.

Автор этих строк знает многих священников, которые безвозмездно помогают другим. И всегда эти священники испытывают радость, как будто не отдают, а приобретают сами. Милость всегда приносит с собой в душу широту и простор, милостивый выходит из узких рамок внутренней самозамкнутости, обретает свободу и радость сердца в совершаемом для других добре, тогда как эгоизм всегда обедняет жизнь.

Эгоист, словно вор, прячется от других, чтобы урвать только себе, – он несчастен и жалок в своекорыстии и, подобно кроту, роет норы в земном, подальше от света, как бы заранее стараясь обустроить накоплениями собственную могилу.

Но ведь человек – существо с такими глубокими духовными потребностями, которые не насытить своекорыстием. Никогда и никому не даст счастья обладание земными сокровищами, если они не разделяются с ближними. Эту истину так выражает преподобный Максим Исповедник: «Мое есть то, что я отдаю другим». Потому что сердце радуется, лишь раскрываясь навстречу ближним, а не замыкаясь в себе. Известный наш баснописец Иван Андреевич Крылов представил это образно в басне «Лань и Дервиш», заключая:

Так, истинная благость
Без всякой мзды добро творит:
Кто добр, тому избытки в тягость,
Коль он их с ближним не делит.

Душа не может быть счастлива без милосердия. Сердце каждого из нас жаждет добра и хочет делать добро, пусть мы не всегда понимаем это своим грешным умом. Уже в самом делании добра человек отчасти вкушает райское . Человек с милостивым сердцем становится духовно богат, и потому он более полно и ярко воспринимает жизнь.

Есть люди, которые, по слову Писания, «не заснут, если не сделают зла» (Притч. 4: 16). Но есть и такие люди, которые не могут заснуть, если не сделали кому-то добра. Среди святых, прославившихся особой заботой о бедных, наибольшим почитанием пользуется Александрийский патриарх Иоанн, прозванный Милостивым. Все свои средства он тратил на помощь несчастным, оставаясь сам в крайней бедности. Как-то один знатный житель Александрии подарил ему дорогое одеяло, прося непременно воспользоваться этим даром. Действительно, святой Иоанн покрылся ночью одеялом, но мысль, что можно было бы помочь несчастным на средства с дорогой вещи, не давала ему покоя. Утром Иоанн послал продать одеяло, а вырученные деньги раздал нищим. Подаривший увидел свое одеяло на рынке, купил его и вновь принес святому Иоанну. Но угодник Божий поступил тем же образом еще до вечера, чтобы уснуть спокойно. Когда же подаривший принес одеяло в третий раз, святой Иоанн сказал: «Я всегда буду продавать эту ненужную мне вещь; увидим, кто первый из нас перестанет делать свое».

Антон Павлович Чехов как-то верно сказал: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда – , бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других».

Кто же будет напоминать за дверью души каждого человека своим стуком о необходимости творить милость? Таковой должна быть, прежде всего, наша совесть. Самая суть человека и определяется тем, каков он наедине со своей совестью.

А вот как предостерегает нас святой праведный : «Будьте внимательны к себе, когда бедный человек, нуждающийся в помощи, будет просить вас об ней: враг постарается в это время обдать сердце ваше холодом, равнодушием и даже пренебрежением к нуждающемуся; преодолейте в себе эти нехристианские и нечеловеческие расположения, возбудите в сердце своем сострадательную любовь к подобному вам во всем человеку, и о чем попросит вас нуждающийся, по силе исполните его просьбу».

Уже в школьные годы не мог пройти мимо нищего, чтобы не подать ему. Если же нечего было дать, он всегда говорил: «Извините». Однажды Гоголь даже остался в долгу у одной нищенки. На ее слова: «Подайте ради Христа» – он ответил: «Сочтите за мной». И в следующий раз, когда та обратилась к нему с той же просьбой, он подал ей вдвойне, объяснив: «Тут и долг мой».

В Священном Писании отказ в милостыне рассматривается однозначно как грех (см.: Втор. 15: 7–9). А о самой милостыне говорится так: при подаянии ее «не должно скорбеть сердце твое» (Втор. 15: 10). «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5: 42). И хотя есть такие просящие, которые нищету превратили в ремесло, однако не наше дело всякий раз разбирать, куда и для чего пойдет наша милостыня. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5: 7), – говорит Спаситель, не рассуждая о каких-то условностях.

Для того чтобы научиться христианскому милосердию, можно предложить несколько правил:

1. Подавайте хотя и немного, но с . Не требуется отдавать всё, что у вас есть. Подайте хотя бы чуть-чуть, ущемите себя в малом, но только без раздражения к человеку: не отмахиваясь от бедного, как от назойливой мухи, а желая ему добра.

2. Обязательно помогайте тем людям, скудость жизни которых вам достоверно известна, – родственникам, сотрудникам, знакомым.

3. Не осуждайте нищих, которые просят на пропитание, но, как вам кажется, способны были бы сами работать или якобы употребят вашу милостыню не на добро. Каждый сам за себя ответит.

4. Наконец, не подавайте милостыню из желания похвалы, ради видимого престижа, рейтинга или даже просто отчета. Такие люди «уже получают награду свою» на земле, оставаясь без награды Отца Небесного (см.: Мф. 6: 1–2).

По словам святого Иоанна Златоуста, милосердие имеет различные образы. Есть дела телесной милости: напитать алчущего, напоить жаждущего, одеть нагого или имеющего недостаток в необходимой одежде, посетить больного, принять странника в дом и т. д. А есть духовные дела милости, которые настолько выше, насколько душа выше тела. Дела духовной милости, например, таковы: обратить грешника от заблуждения, научить неверующего истине и добру, подать ближнему добрый совет в затруднении или не замечаемой им опасности, утешить печального, не воздавать за зло злом, от сердца прощать обиды.

Помочь можно и теплой молитвой о нем. Деньги у нас не всегда бывают с собой, а молитва, как говорят святые отцы, всегда при нас. Более того, напрасно думать, что, оказав только материальную помощь другому, ты исполнил свой христианский долг, как бы откупился от требований Евангелия. Спаситель призывает нас возводить всех к единению с Богом: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17: 21). Путь к этому прокладывает молитва.

Молитва объединяет, благодатно связывает воедино всех, о ком мы произносим пред Господом наши молитвы. Поэтому молитва – это возможность всегда и везде делать людям добро.

В молитве нет разделения на далеких и близких, на врагов и друзей, потому что в молитвенных просьбах христианина все поставляются пред Всевидящим Богом, все и призываются к вечному Его Царству.

Но молитва только тогда молитва, когда находит отклик в сердце молящегося, когда душа пламенеет желанием подарить другим вечность, испросить у Господа этот бесценный дар для других, и потому молитва от сердца – всегда торжество любви и добра, она – начало победы над враждебными чувствами, злобой и ненавистью.

Молитва – испрашивание милости у Господа. Молиться от сердца о ком-либо – значит чувствовать чужую боль и протягивать руку нуждающемуся, как бы взять его ношу, чтобы ему самому стало легче.

Итак, много средств к милосердию предложено нам, и, хотя конкретный выбор остается за нами, несомненно одно: каждый шаг навстречу другому, каждое доброе дело, милостыня, бескорыстная помощь и молитва о ближних найдут свое оправдание, украсят душу милостивого человека и сделают его жизнь более радостной и счастливой.

Отвечают полицейский, студент-медик из Малайзии, «Владимир Ленин», школьница, писатель, офицер, израильский инженер на пенсии, историк философии, начальник юридического отдела из Челябинска. Опрос на улицах Москвы показал, что милосердия не хватает всем, но люди понимают это слово по-разному.

Павел, 24 года, полицейский

– Что для вас милосердие?
– Это доброта.

– Нужно ли в современном мире милосердие?
– Конечно, нужно, потому что мир стал жестоким. Люди стали более эгоистичными, это проявляется в жадности каждого отдельного человека. Потому что каждый человек хочет выжить в данной среде и не хочет помочь другому. А помогать нужно всем.

– Даже тем, кто сам виноват в своей беде, например алкоголикам?
– Если человек неизлечим, то это же не значит, что ему нельзя помочь.

– Приходилось ли вам сталкиваться с милосердием в своей жизни.
– Я сирота, и родственники взяли меня в семью и довольно сильно мне помогли в плане воспитания, становления идей, мыслей и мечты на будущее. Для меня это много значило. Если потеряешь обоих родителей, то нет особого желания к чему-то стремиться.

– В вашей работе есть место милосердию?
– Вот поймали мы какого-то преступника, который ограбил человека. А сколько людей пострадали? У кого-то он, может быть, последнее забрал? Его поимка – это милосердие по отношению к тем, кто мог стать следующей жертвой.

– Расскажите какой-нибудь конкретный случай из вашей жизни.
– Была драка на вокзале. Я был одет не по форме и шел по вокзалу, увидел, как незнакомые мне люди дерутся, и я их разнял.
–Как вам это удалось, это же не так просто?
–Ну как, репа то не маленькая.

Игорь, 30 лет, начальник юридического отдела компании по производству насосного оборудования


– Это сострадание не только к близким, но и вообще, ко всем окружающим. Сочувствие, выражающееся в определенной помощи людям в трудные для них моменты.


– Обязательно. Без милосердия никуда. Если у нас в наших сердцах не будет милосердия, то мы и людьми себя считать не имеем права. Без милосердия появляется равнодушие к общим проблемам, человек начинает замыкаться на себе, на своих благах, становится безразличным. Я считаю, у нас такого не должно быть в обществе.


– Я лично и наша компания помогаем детскому дому и дому престарелых в Челябинской области. Мы организуем детские праздники, недавно построили игровые площадки, а в дом престарелых собираем необходимые вещи. Есть группа людей, которые проявляют неравнодушие. Это не только личная вера, но еще и воспитание.

Аравинден, студент-медик из Малайзии

– Что для вас значит милосердие?
– Милосердие – это когда один человек помогает другому, это должно происходить везде. Милосердие нужно, чтобы снять груз с плеч некоторых людей.

– Вы сталкивались с милосердием в своей жизни?
– На прошлой неделе я ехал в метро, и одна дама ехала с большой сумкой и не могла спуститься. Она попросила меня о помощи, и я помог ей, а потом пошел дальше. А дальше была еще одна лестница, и я решил дождаться женщины и помочь ей еще раз, и она сказала «спасибо большое».

– В вашей стране больше милосердия?
– Да, конечно. Я живу в России три года. Жизнь людей здесь и в Малайзии сильно отличается. Я не вижу здесь людей, которые помогают окружающим. Между тем, это обычное дело в моей стране, я это видел множество раз. Где бы ты ни был, если у тебя на улице что-то случилось, к тебе подходят и спрашивают «чем могут вам помочь». А здесь люди просто проходят мимо и не обращают внимания, им все равно.

«Владимир Ильич Ленин»

– Что для вас значит милосердие?
– Если жалеть человека, который сам себе вредит, сам себя в гроб загоняет, например, пьяниц, то это не милосердие. Наверное, их не стоит жалеть, потому что они сами выбрали себе дорогу. Но если человек заболел или как-то иначе попал в беду по независящим от него причинам, тогда естественно можно проявить милосердие.

– Вы сталкивались с милосердием в своей жизни?
– Я в своей жизни стараюсь больше надеяться на свои силы и больше сам помогаю, чем мне помогают. Несколько раз было, что и мне помогли, но в основном препятствуют. Здесь, например, наши доблестные органы сделали преступников, таскают и таскают в свое отделение.

Я подарил племяннику квартиру. Дочке оставил другую квартиру. А когда уйду, то сразу осчастливлю большое количество родственников, потому что заработал не Ленине за 20 лет на четыре квартиры и собираю на пятую.

Когда я начинал, то надеялся, что у меня будет собственный самолет – так резво все начиналось. Но вдруг всего этого не стало, поэтому остановился на квартирах.

С меня начали копировать образ, но другим «Ленинам» как-то не везет. Я думал, кто-нибудь меня превзойдет, появится нормальный, достойный Ленин. Когда они приходили, от меня зависело, оставить их здесь или нет – я имел влияние на милицию. По доброте своей я решил ладно, пусть работают. Мало того, дарил им вещи с собственного плеча, то пиджак, то кепку. Но все они начали вместо того, чтобы идти вверх, опускаться, стали алкоголиками. Деньги легкие, под рукой, они их зарабатывают и сразу пропивают. Получилось, что вместо добра я причинил им зло.

Евгения, 16 лет, школьница

– Что для вас значит милосердие?
–Сейчас так мало милосердия и у нас, и везде. Люди помогают только если заболел, например, ребенок, и надо его вылечить, но и то очень мало. Люди становятся злыми, становится меньше добра, мир деградирует.

– Почему вы так думаете?
– Из-за людей, их поступков. Люди и знакомые мне, и незнакомые в интернете смеются над больными, над немощными. Это плохо, и это я считаю злым. Или они говорят в лицо одно, а за спиной могут говорить совсем по-другому, и на самом деле они оказываются совсем другие, скрывают свои эмоции и свой характер.

– Вы сталкивались с милосердием в своей жизни?
– Я помогаю больным детям или могу немного денег подать прохожим на улице или положить в ящик для сбора на какую-нибудь операцию. Могу помогать родным, в том числе душевно. Например, если у них проблема, то можно подсказать решение, а если человек плохо себя чувствует, то помочь ему добрым словом, как-нибудь поддержать. Может, это и есть милосердие?

Сергей Павлович, писатель, бывший энергетик

– Что для вас значит милосердие?
– Милосердие это сложное понятие. Для некоторых людей милосердие – это так, знаете, развлечение. А настоящее милосердие – это когда ты отдаешь последнее и действительно хочешь помочь кому-то.

– Вы сталкивались с милосердием в своей жизни?
– Я писатель и эту тему тоже прорабатывал. За всю жизнь, а она у меня была большая, так чтобы по-настоящему милосердие, такого не было. Доброта была, забота, а милосердия – не было. Милосердие это что-то более высокое.

В мое время люди как-то лучше относились друг к другу. Так воспитывают сегодня – ты должен сам побеждать, быть эгоистом и все пробивать в этой жизни. Основа сегодняшней жизни – конкуренция.

Вот я читал, что Шварценеггер за годы своей актерской карьеры в своих фильмах убил 549 человек. Хотя он не очень много убивал, а больше красовался. Такие фильмы немножко вызывают жестокость. Особенно много в детских играх, непрерывно убивают и убивают. Для многих сейчас убийство человека – это уже так, ничего особенного.

Я четыре года жил на Кубе, там милосердие может быть проявить сложно, потому что все с одинаковым уровнем достатка, но люди там были добрее.

Н., 39 лет, историк философии и религии

– Что для вас значит милосердие?
– Никогда не задумывалась об этом. Русский язык такой богатый. Составное слово – милующее сердце.

– Вы сталкивались с милосердием в своей жизни?
– По отношению ко мне – да. С моей стороны – намного реже. У меня, например, очень тяжело заболела мама, у нее нашли рак, и я фактически осталась одна с этой бедой. Я заканчивала институт, поступала в аспирантуру, и денег у меня не было совсем, а оплачивать надо было все.

Я сразу подготовилась к тому, что попаду в страшную передрягу, чуть ли не до продажи квартиры. Все люди, с которыми я встречалась, может быть, видя мой возраст, не взяли с меня ни копейки, все врачи помогали как могли. А когда надо было заплатить очень большие деньги за химиотерапию, они сделали так, что мы смогли получить ее бесплатно.

Я вылечила маму. От меня не потребовалось продавать квартиру, хотя я бы это сделала. Для меня это был колоссальный акт милосердия, абсолютно не банальный. Причем сопли никто не разводил – есть у человека работа, и он ее делал. Очень конкретно, очень спокойно, меня буквально водили за руку по этапам лечения. И я пришла немного в себя. В итоге врачи сохранили не одну, а две жизни.

– Что, вы совсем никому не помогали?
– Почему никому? Что я, совсем урод что ли? Деньги я даю, просто целенаправленно – не нищим, а конкретным людям, которых я знаю. Старым, соседям, близким. Я не совершаю каких-то поступков. Это очень просто, делать какие-то посильные конкретные вещи, без совершения «акта милосердия». Покупаю, например, достаточно дорогие лекарства одинокому человеку, который не может их купить.

Или моя мама лежала в палате, в которой было девять человек. Нет ни санитарок, никого. Приди, помоги, убери, правильно? Все в пыли, убери ты эту пыль, людям дышать легче станет. То есть какие-то элементарные вещи. Не думаю, что это милосердие. С другой стороны, людям полегче стало, доброе слово от меня услышали. Может быть, боль несколько уменьшилась.

Константин, 41 год, офицер

– Что для вас значит милосердие?
– Как гражданин России я считаю, что милосердие – это бескорыстная помощь.

– Нужно ли милосердие и почему?
– Нужно обязательно, потому что оно является одной из основ общества. Если в обществе отсутствует милосердие, то оно само себя погубит. Воины, идущие на войну, должны быть уверены, что если они погибнут, их семьи будут поддержаны. А воины, вернувшиеся с войны, должны быть уверены, что их государство тоже поддержит. Так же и социальные катаклизмы, которые дорого обходятся многим слоям общества.

– Вы сталкивались с милосердием в своей жизни?
– Конечно. Я долго служил в Азии, приходилось спасать людей, которые попадали в тяжелые ситуации. Мы там служили, места пустынные, поселки через 150-200 километров, а морозы зимой бывают по 30-40 градусов.

Ситуации разные были: техника ломается, местное население, охотники, иногда застревали в глуши, мы их спасали. На стойбищах до сих пор сакманщиками работают без документов славяне, в том числе русские. Они бегут из рабства, их ловят, это ни для кого ни секрет. Беглых мы тоже спасали.

Эйтан Дегани, пенсионер из Израиля, бывший инженер

– Что для вас значит милосердие?
– Это способность одного человека действовать с любовью по отношению к другому человеку или множеству людей, или к животным. Это способность давать другому. Лично для меня милосердие это действовать с личным чувством по отношению к другим. Я не уверен, равняется ли милосердие состраданию. Сострадание – это видеть другого с высшей точки зрения, понять, чего он хочет, и помочь ему с этим.

– Нужно ли милосердие в современном мире?
– Не знаю, понимает ли кто-нибудь мир, если только он не смотрит на него с религиозной точки зрения. Религиозная точка зрения дает общую картину с Богом и так далее. Мир нуждается в милосердии. Чем больше мир стремится смотреть на все с точки зрения экономики, тем меньше он замечает людей. Он думает только о развитии, о том, как заработать больше денег, и он не заботится о людях.

То же самое можно сказать про политиков и олигархов. Вы слышали про 99%, что элита составляет менее 1% населения, и им принадлежат все богатства? Это несправедливость по отношению к остальным людям. Повсюду в мире сейчас восстания и беспорядки. В Испании, России, в США на Уолл-стрит. Конечно, правительства действуют без сострадания. Они действуют с точки зрения того, как управлять людьми. А я бы хотел, чтобы политики смотрели на людей с большим состраданием, а не с этой эгоистичной точки зрения «как сохранить правительство». Да и некоторым религиям нужно больше сострадания.

– Вы сталкивались с милосердием в своей жизни?
– Да, вчера мы остановили такси… Надеюсь, это не пойдет в КГБ? Нет? Хорошо. Мы увидели женщину с табличкой и попросили водителя такси остановиться. Она выглядела бедной, а на табличке было написано, что у нее двое детей. Все трое из нас, сидевшие в такси, дали ей немного денег. Это произошло просто автоматически.

У человека множество добродетелей: доброта, щедрость, отзывчивость, умение сострадать и любить и многие другие. И все они основаны на любви человека к человеку. И есть еще такое душевное качество, как милосердие.

И оно тоже направлено на то, чтобы доказать, что несправедливо латинское крылатое выражение “Человек человеку волк”. Но мне кажется, что именно милосердие проявлять труднее всего. Для того чтобы быть милосердным, нужно обладать умением прощать.

Нужно быть истинным гуманистом. Потому что изначально милосердие было проявлением

Великодушия к поверженному врагу. Да и сейчас, на мой взгляд, милосердие – это проявление великодушия к тому, к кому не хочется его проявлять.

Легко посочувствовать старушке в переходе метро, сунув ей в протянутую ладонь несколько монет.

Легко казаться щедрым, купив младшей сестренке не обычные леденцы, а шоколадные конфеты. Легко быть добрым, помогая молодой маме нести коляску на седьмой этаж. И как же тяжело удержаться от того, чтобы не “добить”, не уничтожить, не деморализовать полностью побежденного врага.

И еще: старушка пожелает здоровья в благодарность за милостыню, сестренка поцелует

В щечку липкими от шоколада губами, молодая Мама горячо поблагодарит за помощь. Ведь ответом на добро чаще всего бывает добро. Только враг за милосердие вряд ли поблагодарит.

А может, возненавидит, кто знает.

Трудно помогать тому, с кем ты в плохих отношениях, но кто явно нуждается в твоей помощи или твоем снисхождении. Иногда быть милосердным невыносимо тяжело. И, разумеется, это дано не каждому.

И мне даже кажется – только избранным.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. В данном сочинении я постараюсь ответить на довольно актуальный вопрос среди современного общества -“Трудно ли быть милосердным”. Любой индивид хоть раз в жизни наверняка попадал в такую ситуацию, где милосердие являлось необходимым ответом на деяние другого человека, или же, в относительно редких случаях, проявляло инициативу со стороны добродетеля. Исходя из того, что в настоящее время […]...
  2. Сочинение – рассуждение на морально-этическую тему. Что значит быть хорошей дочерью? Сочинение – рассуждение на морально-этическую тему. Что значит быть хорошей дочерью? Чтобы стать хорошей дочерью, нужно приложить совсем немного труда. Всего-навсего стараться не расстраивать своих родителей, приносить им поменьше страданий и волне­ний. Как этого добиться? Во-первых, нужно всегда помнить, что ро­дители переживают за тебя: […]...
  3. Порядок, порядочность… Эти слова имеют одинаковый корень. Порядок – это правильное, положенное состояние чего-нибудь. Порядок должен быть и в душе человека. Что это значит? Слову должно соответствовать дело. В нашем подъезде живет старая женщина Ксения Петровна. Муж ее умер, Дети со своими семьями живут в разных концах города, навещают мать редко. Наш сосед Иван Гаврилович, […]...
  4. Сочинение – рассуждение на морально-этическую тему. Что значит быть хорошим сыном? Сочинение – рассуждение на морально-этическую тему. Что значит быть хорошим сыном? Быть хорошим сыном – значит вести се­бя так, чтобы твоим родителям не было боль­но и стыдно за твои поступки. Также это означает, что твое поведение не должно прино­сить родителям лишних волнений и слез. […]...
  5. Понедельник, говорят, день тяжелый, но именно этот день стал для нас памятным. Наша классная руководительница Инна Юрьевна объявила понедельник… Днем джентльмена. Она объяснила, что джентльмен – это человек Воспитанный, подчеркнуто вежливый, с хорошими манерами. Эти качества надо воспитывать в себе ежедневно. А пока мы должны представить себя джентльменами хотя бы на один день. И мы […]...
  6. БЫТЬ ЗДОРОВЫМ – ЗНАЧИТ БЫТЬ СОВРЕМЕННЫМ Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благосостояния человека. Одной из задач на совре­менном этапе является сознательное отношение к своему здоро­вью. Здоровье людей – это самая большая ценность. Нам необ­ходимо сохранить и укрепить физическое здоровье и психическое состояние. Полноценное питание, занятия спортом, выполнение режима дня, а также […]...
  7. Современный, нынешний, реальный – все эти слова в определенном контексте могут означать “то, что существует в настоящее время”. Эпохи меняются, годы проходят. Кажется, что время не остановится никогда. В двадцать первом веке – эпохе, в которой все быстро проходит – появляются новые проблемы: как успеть за тенденциями, как не упустить ни одного мгновения жизни, как […]...
  8. Современная молодежь абсолютно не заинтересована в своем культурном наследии. Школьников 21 века интересует все больше Запад, пестрящий, мигающий, такой веселый. Родители даже не задумываются, когда их малыши отдают предпочтение иностранным мультфильмам, песням, хотя ростки гражданственности идут именно из раннего детства. Так кто же такой гражданин России?! Многие выпускники, которые сдают экзамен по обществознанию, к своему […]...
  9. Что значит быть гражданином своей страны Мне кажется, для того, чтобы быть гражданином своей страны, мало в ней только родиться. Конечно, вы сможете назваться гражданином только по праву рождения, но будет совсем не так, как нужно. Например, если вы захотите принять­ гражданство другой страны, вам помимо всяческих документов и справок нужно будет еще показать свой […]...
  10. Что значит быть воспитанным? В детстве нас постоянно учат быть вежливыми. Оно и понятно: приходя в этот мир, маленький человечек не имеет ни знаний о его законах, ни навыков жизни в обществе. Поэтому и дома, и в школе, мы постоянно слышим как мягкие пожелания, так и твердые правила, которые нужно выучить и освоить, чтобы прослыть […]...
  11. Человек устроен так, что всегда обращает внимание на красивых людей, красивую одежду, красивые предметы – словом, на все красивое, что нас окружает. Красота – это то, что ценилось во все времена, и представления о красоте все время менялись. Красивый человек вызывает восхищение, а у некоторых – зависть. Главное – уметь отличить истинную красоту от фальшивой. […]...
  12. ЭТО – философия Сейчас почти все признают необходимость духовного развития человека (пусть даже и только на словах). И различных рецептов духовного развития предлагается множество. Причем предлагают их все, кому не лень. Тут и чтение священных книг, и посещение святых мест, и участие в обрядах, и медитации, и физические упражнения, и получение образования, и посещение концертов, […]...
  13. Идеал – это понятие не совсем реальное. Не существует абсолютно добрых, верных, честных людей. Каждый хоть раз в жизни делал не очень хорошие поступки. Я не могу сказать, что это ужасно, ведь такова жизнь: люди должны учиться на своих ошибках, делать определенные выводы. Я думаю, что идеальные лица бывают только в искусстве: в художественных произведениях, […]...
  14. От предыдущего каждое последующее поколение отличает не только образ жизни, но и изменившееся мировоззрение. Ничего удивительного в этом нет. Мир вокруг нас постоянно меняется. Появляются новые технологии, меняющие наш быт и дающие неограниченные возможности и для получения информации, и для общения. Что значит быть современным человеком? Многие полагают, что это понятие неразрывно связано […]...
  15. Помочь родителям по дому, завести младшую сестричку в сад, сходить в магазин, поднести тяжелые сумки старенькой соседке… Того, кто считает это нормальным и естественным, можно назвать добрым человеком. Люди, не несущие в своей душе злости, благосклонно относятся к тем, с кем общаются. Они не заостряют внимания на несовершенстве характеров окружающих и на некоторых […]...
  16. Что значит быть талантливым читателем Быть хорошим читателем, как мне кажется, это такой же талант, как и быть хорошим писателем. Этому можно научиться, как и всему на свете. Но талант есть талант. Когда человек открывает новую книгу, он открывает для себя новым мир, совершенно новый, не похожий на все предыдущие, где он переживал, воевал, любил, […]...
  17. Мы часто говорим:”Вот это мастерство!”,”Посмотрите, какого мастерства они достигли!”.Так что же такое мастерство? Что значит быть мастером своего дела? Настоящее мастерство-это безупречное владение определенными навыками. Умение делать что-либо, не задумываясь, на уровне рефлексов. При этом настоящего мастера отличает то, что это не только практик, но и творец. Он обобщит полученные навыки, знания и умения, […]...
  18. ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ОРГАНИЗОВАННЫМ ЧЕЛОВЕКОМ Чтобы хорошо учиться, надо быть организованным челове­ком. Прежде всего, необходимо стараться выполнять режим дня. Составьте его в сентябре и старайтесь выполнять в течение все­го учебного года. Посоветуйте так же поступать и своим товари­щам. Вначале лучше сделать самые трудные уроки, потому что их выполнение потребует больше времени. Зато останется сво­бодное время […]...
  19. Этот вопрос всегда будет обсуждаться людьми и так никто и не найдет ответа на этот главный вопрос. По – моему мнению, быть человеком не просто, не каждый из нас заслуживает это звание. Люди рождаясь, причисляют к себе это слово, хотя в душе они пустышки. Я думаю, что человеком сначала становятся внутри себя, а потом это […]...
  20. Что значит быть гражданином? На мой взгляд, гражданин – это прежде всего человек неравнодушный, знающий, лю­бящий и ценящий культурное наследие своих предков. Ему больно, оттого что разрушен дво­рец, построенный выдающимся архитектором прошлого, взорван памятник, осквернен монас­тырь. Я уверен, что без прошлого нет настоящего и будущего. Мы не должны быть Иванами, не помнящими родства. На мой […]...
  21. Во все времена человек стремился к независимости. Но что значит быть свободным? Этим вопросом задаются многие, но ответ у каждого свой. Почему? Потому что понятие свободы весьма широко. Разговор может идти о праве культурного выбора в области образования, религии и так далее. Под свободой многие подразумевают физическую независимость, право голоса и возможности самостоятельно выбирать […]...
  22. Что значит быть писателем? Вот проблема, поставленная автором в тексте. Рассуждая над данным вопросом, герой К. Г. Паустовского приводит пример из своей жизни. В годы юности рассказчик был знаком с Лазарем Борисовичем, другом семьи. Аптекарь, узнав, что парень хочет в будущем стать писателем, был сильно удивлен: ведь эта профессия требует большого багажа знаний и жизненного […]...
  23. Нередко от людей можно услышать о том, насколько важно иметь чистое сердце. Когда кто-то говорит об этом, он моментально находит понимание у окружающих, это просто видно по их лицам. С другой стороны, иногда приходится задуматься и том, а что же такое чистое сердце в действительности. Какими такими уникальными чертами и качествами обладает человек с действительно […]...
  24. Каждый человек когда-нибудь задает себе этот непростой вопрос: легко ли быть Человеком? Причем обычно этот вопрос возникает не в периоды счастья и радости, а в минуты выбора дальнейшего пути, при решении сложных проблем и вопросов. Прежде всего нужно определиться: что мы вкладываем в понятие “Человек”? Наверное, это какие-то определенные качества, приближающие обычного человека к идеальному, […]...
  25. “Свободны! – крикнула я подругам, когда мы выбегали из школы в последний день занятий. – Свободны целое лето!” Тогда я еще плохо понимала значение слова “свобода”. Но произносить его было так приятно… Во все времена люди стремились быть свободными. Они освобождались от рабства, от комплексов, от обязательств, от предрассудков – от всего, что их сковывало […]...
  26. Текущий век, с его стремительными темпами, развивающимися технологиями и мощнейшими стрессами диктует свои законы, и, соответственно, требования к людям, идущим в ногу со временем. Так современный человек – это не просто член общества, вяло плывущий по течению, это полноправный хозяин жизни, стремящийся к успеху и применяющий для этого все свои силы и умения. Сегодня, чтобы […]...
  27. Быть поэтом – это значит то же, Если правды в жизни не нарушить, Рубцевать себя по нежной коже, Кровью чувств ласкать чужие души. Быть поэтом – значит петь раздолье, Чтобы было для тебя известней, Соловей поет – ему не больно, У него одна и та же песня. Канарейка с голоса чужого – Жалкая, смешная побрякушка. […]...
  28. В человеке все должно быть прекрасно: и одежда, и душа, и мысли А. П. Чехов. Что есть красота? В словаре Ожегова дается такое определение: Красота – это все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. Значит, можно сказать, что красивый человек, это человек, доставляющий окружающим эстетическое и нравственное наслаждение? Трудно ответить на […]...
  29. С рождением в семье сына родители начинают связывать с его дальнейшей судьбой все свои стремления и надежды. И сколь горьким бывает разочарование, если взрослеющий сын не оправдывает этого горячего родительского желания. Понятие хороший сын с точки зрения морали и этики равнозначно понятию настоящий мужчина, и этот постулат во все времена считался непоколебимым. Почитание старших в […]...
  30. Быть или казаться? Что легче, удобнее? Конечно, казаться. Зачем работать над собой, добиваться чего-то, если можно просто изображать бурную деятельность и рассказывать друзьям и знакомым о своих несуществующих успехах? Тебе будут завидовать. Ты будешь казаться удачливым. А нужно ли это тебе? Конечно, иногда казаться, а не быть – не так уж плохо. Например, перед экзаменом […]...
  31. Красивым хочет быть каждый. Но не каждый может им быть. И красота бывает одна, а бывает другая. Каждый понимает вопрос: “Что значит быть красивым?” – по-разному. Кто-то говорит про внешнюю красоту – о том, как она важна, как приятно находиться рядом с внешне красивым человеком, а кто-то – наоборот, про важность внутренней, что человек, красивый […]...
  32. На самом деле многие из нас не задумываются над тем, что Быть гражданином России – это не только иметь много прав, но и нести бремя обязанности. Ведь гражданин государства – это человек, который должен иметь большое сердце, полное любви и патриотизма к Родине. Ведь не существует такой профессии в мире, как “гражданин”. Но бывает очень […]...
  33. План 1. Мечты о счастье. 2. Быть счастливым – мечта каждого: А) счастливого человека нельзя не заметить; Б) быть любимым – значит быть счастливым; В) что важнее: быть здоровым или богатым; Г) человек с добрым сердцем – счастливый человек. 3. Счастьем поделись с другим! Самый счастливый человек тот, кто дает счастье наибольшему количеству людей. Д. […]...
  34. Когда в семье появляется девочка, воодушевленные родители заведомо надеются на ее счастливое будущее, серьезные успехи и достижения. Однако в первую очередь, дочь – это своеобразный символ ласки, теплоты, нежности и заботы. И очень важно, чтоб эти мечты воплотились в реальность. Звание хорошей дочери обязывает девочку к послушанию, хорошим манерам и искренней, трогательной любви к своим […]...
  35. Сейчас так много различных профессий, что при выборе можно растеряться. Бурное развитие некоторых отраслей науки и техники способствует появлению новых профессий и специальностей и вносит свои коррективы в уже сложившиеся. В нашем классе еще немногие определились с выбором своей будущей Профессии, а ведь к этому нужно готовиться заранее. Необходимо реально оценить свои возможности, знания и […]...
  36. Взрослыми люди становятся не в силу достижения определенного возраста. Быть взрослым означает готовность к ответственности за принятые решения, за судьбы других людей и планеты в целом. Взрослым можно считать человека, который вместо собственного “хочу” руководствуется иными побуждениями: должен, надо, могу и сделаю. Взрослый человек независим финансово, он заботится об окружающих людях и всегда готов отстаивать […]...
  37. “О счастье мы всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду…” – сказал когда-то Иван Бунин, который был не только поэтом, но и замечательным прозаиком. В его коллекции есть множество рассказов и повестей, мотивы которых немного позже позаимствовали Куприн и Чехов. Это извечная проблема счастья, которая нашла свое отражения в творчестве этих трех писателей. Герои рассказов Бунина […]...
  38. Мы все живем во время стремительно развивающихся технологий, прогресса науки и техники. Это движение проявляется во всех сферах жизни. С каждым днем совершенствуется электроника: компьютеры, фото – и видеокамеры, теле-, видео – и аудиоаппаратура, мобильная связь. Этот список можно продолжать бесконечно. Увеличивается количество различных отраслей производства, торговли, обслуживания; появляется множество новых наук, новых специальностей и […]...
  39. Что за вопрос? Конечно, трудно. Весело, интересно, но трудно. Почему я так отвечаю на этот вопрос? Во-первых, потому, что в юности не знаешь, что будет с тобой дальше. А знать хочется. Выбрать свою дорогу, определиться в жизни – все это надо сделать в юные годы. И желательно, чтоб без существенных ошибок, так как от этого […]...
  40. Любовь к детям, приятная внешность, энергичность, эмоциональность, стойкость, терпение и настойчивость, чувство ответственности, преданность любимому делу, чувство юмора, богатая фантазия, трудолюбие, самоотдача, оптимизм, патриотизм. Этому списку нет конца. Думаю, такими качествами должен обладать человек, который хочет быть учителем. Такая личность способна влюбить в себя ученика, вызвать интерес к учебному предмету, желание узнавать что-то новое и […]...

И как стать милосердным человеком.

В погоне за деньгами, властью и признанием люди часто забывают о таких общечеловеческих ценностях как любовь к ближнему, уважение и принятие. Детей с детства учат быть смелыми, целеустремленными и настойчивыми. Мы растем с осознанием того, что жизнь это вечная борьба, в которой выживает лишь сильнейший.

Доброта, честность и милосердие при этом отходят на второй план. Все вокруг только и говорят, что думать нужно только о личном благополучии. Если человек добр, честен и отзывчив, то его воспринимают как мягкохарактерную и слабую личность. На самом деле все обстоит в точности наоборот. Милосердный человек намного сильнее духом. Только немногие из нас способны прощать и воспринимать окружающих такими, какими они есть.

Что такое милосердие?

Милосердие – это способность человека к всепрощению и бескорыстной помощи. Прощение здесь имеется в виду не на словах, а в истинном, духовном значении. Прощая, человек чувствует облегчение, внутреннюю свободу и любовь к ближнему. Здесь нет места корыстным побуждениям. Милосердный человек не думает о том, что благодаря его действиям он заработает себе лишний плюс к карме, или потом сможет использовать ситуацию в своих целях. В противном случае это уже не милосердие, а притворство и лицемерие.

Милосердие тесно переплетается с такими понятиями как доброта, забота, сострадание и любовь к Милосердный человек не просто поступает исходя из благих намерений, он чувствует любовь и беспокойство за благополучие человека.

Милосердие в религии

Понятие милосердия встречается еще в добиблейской греческой литературе. С течением времени оно практически не изменило своего значения. Тогда его трактовали как чувство, возникающее у человека при виде чужих страданий.

С точки зрения религии, милосердие является одной из главных добродетелей. Она направлена на совершение духовных и телесных дел для окружающих людей. В каждой из мировых религий, будь то христианство, ислам или буддизм, милосердие выступает как необходимое качество для человека. Только будучи открытым, добрым и искренним, человек сможет познать Бога и раскрыть в себе духовный свет.

Христианская суть милосердия заключается в безграничной любви к Богу. Частичка образа Господнего есть в каждом человеке. Уверовав во Всевышнего, человек автоматически верит в святость и значимость каждой человеческой жизни на Земле.

Религия у мусульман неразрывно связана с общественно-политической жизнью. У них даже существует специальный годовой налог в помощь бедным и нуждающимся.

С буддийской точки зрения милосердие – это сострадание и любовь ко всем живым существам. Буддист молится за каждую душу, растение и животное. Таким образом, он достигает гармонии со всем миром.

Как видим, люди разных вероисповеданий практически одинаково воспринимают понятие «милосердие». Не важно, какому Богу вы молитесь, важно чтобы вы помнили о тех заповедях, которые учат быть добрее и терпимее к окружающим нас людям.

Варя Ивлева — Верните в моду доброту

Современная притча о милосердии

На одной паралимпиаде принимали участие 9 атлетов. Спортсмены стояли на старте и ждали сигнала. У каждого из них была инвалидность. Участники услышали команду: «Марш!». Все сорвались с места и побежали. Один паренек, не успел пробежать и несколько метров, как споткнулся и упал. От боли и обиды он горько зарыдал.

Услышав плачь, участники сбавили ход. Они остановились и ВСЕ вместе возвратились на старт. Одна девушка подошла к всхлипывающему юноше, помогла ему встать и спросила о самочувствии. После этого спортсмены стали плечом к плечу и дружно пересекли финишную линию. Зрители были в восторге! Все дружно встали с мест и начали аплодировать атлетам. В этот момент все осознали, что бывают моменты, когда важнее поддержать другого человека, чем победить самому. Не всегда нужно двигаться только вперед, иногда необходимо остановиться и обернуться назад.

Противоречия, мешающие людям быть милосердными

В последнее время мы все чаще слышим о таких понятиях как толерантность, свобода выбора, человеческое достоинство и личные права. Нас призывают быть терпимыми и открытыми людьми. Вместе с тем возникает ряд конфликтов:

  1. Оказывая помощь и проявляя милосердие, не унижаем ли мы личное достоинство нуждающегося, не порождаем ли таким образом неравенство, ведущее в дальнейшем к дискриминации?
  2. Помогая ближнему, правильно ли мы понимаем его желания? Возможно, его понятия о благе в корне отличаются от наших представлений. Не навязываем ли мы личные ценности и идеалы?
  3. В широком смысле милосердие предполагает деятельное участие в жизни другого человека. По сути, это вечное служение окружающим людям. Постает вопрос, нужно ли им это служение? Иногда дабы обрести себя, человек должен проявить терпение, упорство и силу воли.

Все эти, и другие противоречия, могут поставить в тупик. Для кого-то эти высказывания перерастают в зерно сомнения. Люди начинают верить, что милосердие вредит и подавляет силу воли человека. Возможно, люди не до конца понимают всю суть милосердия или воспринимают ее в исковерканном виде. Как бы там ни было, каждый человек сам выбирает, каким ему быть. Если мы любим, чувствуем в сердце добро, искренне сочувствуем и переживаем за окружающих людей, то мы никогда не поверим, что это неправильно и плохо.

Слушайте свое сердце, откройте его для окружающих людей. Будьте добры, отзывчивы и милосердны и тогда вы познаете, что такое истинное счастье и гармония.

Как стать милосердным человеком?

Возможно, для некоторых этот вопрос покажется несколько наивным. Как можно обрести качество, которое должно формироваться в человеке еще с младенчества? Естественно, невозможно стать милосердным по одному щелчку пальцев. Уговоры и рассказы о том, что нужно любить окружающих людей, быть отзывчивым и внимательным будут безрезультатными, пока мы сами это не осознаем. На самом деле все в ваших руках. Если вы чувствуете, что хотите стать добрее и терпимее, тогда непременно начните работу над собой.

  1. Анализируйте чувства окружающих людей. Ставьте себе вопрос: «Чтобы я сейчас ощущал, будь я на его месте?». Это поможет вам развить сострадание и лучше понимать людей.
  2. Будьте отзывчивыми. Если вы видите, что можете помочь человеку, не пытайтесь найти отговорки. Отсутствие времени, неподходящий момент – все это пустые слова. Предложите свою поддержку! Возможно, ваше участие сделает человека счастливее!
  3. Благодарите людей. Не имеет значения, насколько значим их поступок. Цените то, что люди делают для вас. Проходя по чисто убранному тротуару, скажите дворнику «Спасибо». Для вас это сущая мелочь, а человек почувствует себя нужным и ценным.
  4. Предоставляйте возможность собеседнику выговориться. Милосердные люди переживают и заботятся о состоянии окружающих людей. Приложите усилия и услышьте, что пытается донести вам человек. В его рассказе может быть тайный призыв о помощи.
  5. Принимайте людей такими какими они есть. Поставьте себе за правило, не осуждать и не унижать окружающих.

Милосердие это высшее проявление человеческой доброты. Люди не рождаются чуткими и сердобольными. Многое зависит от воспитания, окружения и ряда других факторов. Тем не менее люди меняются, и в какую сторону меняться решать только вам.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: