Храм пророка Илии (Воздвижения Креста Господня) в Черкизове. Ильинский приход в Черкизове: «Люди, которым небезразлична чистота Церковь ильи пророка преображенская площадь

Московский храм Ильи Пророка в Черкизове был возведен в 1690 году. Раньше на этом месте в 1370 году стояла деревянная церковь, которая сгорела.

История церкви связана с историей самого села — Черкизово. Известно, что она была возведена в XIV веке. Село было названо в честь его владельца — царевича Серкиза, который после крещения стал Иваном Серкизовым. Он был выходцем из Золотой Орды. Однако владел своим селом Серкизов недолго, поскольку вскоре продал его своему соплеменнику — Илье Озакову. В истории говорится, что тот был очень набожным человеком. Из уважения к своему небесному покровителю — Илье Пророку, он приказал возвести храм. Так и была построена Илиинская церковь в Черкизове.

Располагалась она на берегу реки Сосенка, в весьма живописном месте. Река Сосенка является правым притоком Хапиловки, ее исток находится в районе Гольянова. Длина ее — 9 километров. В наши дни главная часть русла заключена в трубу. Только благодаря черкизовскому пруду, на берегу которого стоит церковь, люди помнят, где река когда-то текла по поверхности. Теперь она течет в коллекторе вдоль восточного берега водоема.

Деревянная церковь. Каменный храм

Каменный храм в Черкизове построен на месте деревянной церкви, когда здесь еще находилось загородное жилище митрополита Алексия. До 1764 года село было собственностью московских митрополитов, через некоторое время церковь стала приходской.

В 1883 году к ней пристроили приделы и трапезную, в 1899 году — шатровую колокольню с тремя ярусами. В убранстве были задействованы иконостасы XIX века, ограда небольшого кладбища — также того времени. На нем находится могила Ивана Яковлевича Корейши — известного московского провидца, местного юродивого и святого (годы жизни: 1783-1861). В то время храм не закрывали, при нем действовала воскресная школа для всех жителей села.

Черкизовская митрополичья и Патриаршая дача

Село очень понравилось митрополиту Алексию — служителю Московскому и всея Руси, а именно: его живописное расположение, окружающие просторы, близость к Москве. В 1360 году он решил приобрести село не только для себя, но и для своих преемников по сану. С того момента Черкизово стало одной из главных усадеб кафедрального московского Чудова монастыря, аббатства с большим и просторным двором, а также хорошо развитым обительским хозяйством.

Для митрополита Алексия храм Ильи Пророка стал местом отдыха и уединения. В нем он мог спокойно оглянуться на свой пройденный жизненный путь, восстановить свои силы, которые пригодились бы ему в будущем, или же просто увидеться с близкими ему людьми. Когда митрополит всея Руси скончался, Черкизово еще долгое время оставалось летней опочивальней московских митрополитов.

Когда было восстановлено Патриаршество, Патриархом всея Руси стал Московский митрополит, Коломенский Святитель и Чудотворец Тихон. Он стал называть дачу Патриаршей.

За всю историю своего существования двор храма многократно перестраивался. С его историей связан святитель и митрополит Иннокентий, по приказу которого была сделана еще одна перестройка в середине XIX века.

В советское время большинство храмов в Москве были полностью уничтожены, но Ильинская церковь устояла. Во времена Великой Отечественной войны все верующие храма смогли собрать один миллион рублей на возведение самолетов и отправили их Сталину. Он в ответ отправил признательную телеграмму. Почему именно самолетов? Дело в том, что Пророк Илия является защитником авиации.

В середине XX века в храм Ильи Пророка в Черкизове свозили иконы из всех соседних храмов, которые должны были уничтожить. В то время настоятелем церкви был протоиерей Павел Иванович Цветков.

Ильинские храмы Москвы

Пророк Илия считается одним из самых уважаемых святых Ветхого Завета. Ему посвящено три храма в Москве: храм Пророка Илии на Воронцовом поле, храм Ильи Пророка в Черкизове и храм Пророка Илии в Обыденском переулке. В любом из них есть много святых мощей, различных предметов, которые почитают христиане, а также иконы.

Богослужения здесь проходят:

  • будничная литургия — ежедневно с 9:00 и 17:00;
  • в великие праздники и в воскресенье — с 7:00 и 10:00, с 17:00 — вечерняя служба.

При храме открыта воскресная школа.

Несколько слов о Черкизовском кладбище

Равным образом, как и храм Ильи пророка в Черкизове, кладбище имеет свою древнюю историю. Оно является старейшим местом захоронений. Свое название получило от села, рядом с которым оно и было образовано. Находится кладбище недалеко от церкви. Точнее, оно ее окружает. Кладбище является очень древним историческим некрополем. Оно не было разорено в советское время. С 1998 года начали вести архив, в котором указана регистрация всех захоронений, даже родственных. На территории есть место проката сельхозинвентаря для ухода за могилами. Черкизовское кладбище работает ежедневно с 9:00 до 19:00 (с мая по сентябрь) и с 9:00 до 17:00 (с октября по апрель). Погребальные обряды производятся с 9:00 до 17:00 ежедневно.

Координаты : 55°48′01″ с. ш. 37°44′03″ в. д.  /  55.80028° с. ш. 37.73417° в. д.  / 55.80028; 37.73417 (G) (Я)

Храм Илии Пророка (Воздвижения Креста Господня) в Черкизове - православный храм Воскресенского благочиния Московской городской епархии .

Ильинская церковь была расположена в живописном месте, на берегу речки Сосенка. Сосенка - правый приток Хапиловки, исток её расположен в районе Гольянова , а длина всей речки почти девять километров. В настоящее время основная часть русла Сосенки заключена в трубу. Черкизовский пруд, на берегу которого по-прежнему возвышается Ильинская церковь, является одним из немногих мест, напоминающих о том, где речка ранее текла по поверхности. Сама же река течет в коллекторе вдоль восточного берега пруда.

Вместе с братом Сергеем Илья входил в число приближённых слуг митрополита Алексия . Именно к митрополиту от Ильи Озакова и перешло Черкизово. Живописное расположение села пришлось по душе митрополиту Алексию, и он сделал храм летней резиденцией московских патриархов . Со временем, особенно при святителе Иннокентии (Вениаминове), резиденция росла и отстраивалась.

Каменная церковь

В -1690 годах на месте сгоревшего деревянного храма была построена каменная церковь. Храм был освящён 18 июня 1690 года , в нём уже был придел Святителя Алексия , трапезная и звонница. В XIX веке Ильинская церковь два раза перестраивалась. После первой перестройки -1825 годов храм на некоторое время стал пятиглавым. Более серьёзная реконструкция была проведена в конце XIX века по инициативе настоятеля храма отца Павла и церковного старосты купца Александра Зеленяева, которые писали в обращении к епархиальным властям: «Храм Святого Пророка Божия Илии что в селе Черкизове не соответствует довольно значительному количеству прихожан…». План реконструкции церкви и строительства новой колокольни по проекту архитектора Егорова был утвержден в 1888 году . После окончания работ в конце -х годов храм был заново освящён.

Ильинская церковь окружена кладбищем, которое является самым древним кладбищем в Москве . Это один из редких отечественных исторических некрополей , который не был разорён в советское время. В 1861 году здесь был похоронен знаменитый московский юродивый Иван Яковлевич Корейша , которого долгое время почитали как святого. О его популярности свидетельствует тот факт, что образ Корейши запечатлен в произведениях Н. С. Лескова («Маленькая ошибка») и Ф. М. Достоевского («Бесы»). Иван Яковлевич упоминается у А. Н. Островского («Женитьба Бальзаминова»).

В годы Великой отечественной войны верующие и духовенство храма собрали 1 миллион рублей на сооружение самолётов и отправили их И. В. Сталину . Сталин в ответ направил благодарственную телеграмму. И храм пережил все тяжелые годы правления советской власти. В середине XX века в храм свозились иконы из соседних церквей, подлежавших уничтожению. Настоятелем храма в то время был Павел Иванович Цветков.

Храм Илии Пророка в Черкизове сегодня

30 декабря 2011 года настоятелем храма назначен Архимандри́т Са́вва (в миру Серге́й Андре́евич Тутуно́в ; 19 февраля 1978, Вилькрен, Франция) - архимандрит Русской православной церкви, заместитель управляющего делами Московской Патриархии и руководитель контрольно-аналитической службы Управления делами Московской Патриархии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

Черкизовское кладбище

Черкизовское кладбище - самое маленькое московское кладбище и одно из старейших кладбищ Москвы. Своё название «Черкизовское» кладбище получило от села Черкизово , рядом с которым в 1380 году и было образовано кладбище. В 1960 году Черкизовское кладбище вошло в состав московских кладбищ в ведении ГУП «Ритуал» . На Черкизовском кладбище с 1998 года ведется архив, в котором регистрируются все захоронения. На кладбище работает пункт проката инвентаря для ухода за могилами. В настоящее время на Черкизовском кладбище производятся родственные захоронения. Черкизовское кладбище открыто для посещений ежедневно с мая по сентябрь с 9 часов до 19 часов и с октября по апрель с 9 часов до 17 часов. Захоронения на Черкизовском кладбище производятся ежедневно с 9 часов до 17 часов.

На кладбище похоронены:

  • Иван Яковлевич Корейша ( -) - знаменитый московский юродивый
  • Брагин Сергей Михайлович ( -) - профессор
  • Замятин Николай Михайлович ( -) - генерал-майор
  • Смирнов Павел Дмитриевич ( -) - священник
  • Соколов Алексей Павлович ( -) - протоийрей
  • Ильин Николай Ильич ( -) - настоятель храма
  • Глушаков Алексей Васильевич ( -) - настоятель храма
  • Королева Надежда Александровна ( -) - ветеран труда
  • Елкин Иван Владимирович ( -) - военный летчик

Фотографии

    Church of Saint Elijah the Prophet in Cherkizovo 02.jpg

    Ильинский храм и окружающее его кладбище

    Church of Saint Elijah the Prophet in Cherkizovo 41.jpg

    Ильинский храм

Напишите отзыв о статье "Храм Ильи Пророка в Черкизове"

Примечания

Ссылки

  • храма Илии Пророка в Черкизове

Отрывок, характеризующий Храм Ильи Пророка в Черкизове

– Мы сейчас очистим вам. – И Тимохин, еще не одетый, побежал очищать.
– Князь хочет.
– Какой? Наш князь? – заговорили голоса, и все заторопились так, что насилу князь Андрей успел их успокоить. Он придумал лучше облиться в сарае.
«Мясо, тело, chair a canon [пушечное мясо]! – думал он, глядя и на свое голое тело, и вздрагивая не столько от холода, сколько от самому ему непонятного отвращения и ужаса при виде этого огромного количества тел, полоскавшихся в грязном пруде.
7 го августа князь Багратион в своей стоянке Михайловке на Смоленской дороге писал следующее:
«Милостивый государь граф Алексей Андреевич.
(Он писал Аракчееву, но знал, что письмо его будет прочтено государем, и потому, насколько он был к тому способен, обдумывал каждое свое слово.)
Я думаю, что министр уже рапортовал об оставлении неприятелю Смоленска. Больно, грустно, и вся армия в отчаянии, что самое важное место понапрасну бросили. Я, с моей стороны, просил лично его убедительнейшим образом, наконец и писал; но ничто его не согласило. Я клянусь вам моею честью, что Наполеон был в таком мешке, как никогда, и он бы мог потерять половину армии, но не взять Смоленска. Войска наши так дрались и так дерутся, как никогда. Я удержал с 15 тысячами более 35 ти часов и бил их; но он не хотел остаться и 14 ти часов. Это стыдно, и пятно армии нашей; а ему самому, мне кажется, и жить на свете не должно. Ежели он доносит, что потеря велика, – неправда; может быть, около 4 тысяч, не более, но и того нет. Хотя бы и десять, как быть, война! Но зато неприятель потерял бездну…
Что стоило еще оставаться два дни? По крайней мере, они бы сами ушли; ибо не имели воды напоить людей и лошадей. Он дал слово мне, что не отступит, но вдруг прислал диспозицию, что он в ночь уходит. Таким образом воевать не можно, и мы можем неприятеля скоро привести в Москву…
Слух носится, что вы думаете о мире. Чтобы помириться, боже сохрани! После всех пожертвований и после таких сумасбродных отступлений – мириться: вы поставите всю Россию против себя, и всякий из нас за стыд поставит носить мундир. Ежели уже так пошло – надо драться, пока Россия может и пока люди на ногах…
Надо командовать одному, а не двум. Ваш министр, может, хороший по министерству; но генерал не то что плохой, но дрянной, и ему отдали судьбу всего нашего Отечества… Я, право, с ума схожу от досады; простите мне, что дерзко пишу. Видно, тот не любит государя и желает гибели нам всем, кто советует заключить мир и командовать армиею министру. Итак, я пишу вам правду: готовьте ополчение. Ибо министр самым мастерским образом ведет в столицу за собою гостя. Большое подозрение подает всей армии господин флигель адъютант Вольцоген. Он, говорят, более Наполеона, нежели наш, и он советует все министру. Я не токмо учтив против него, но повинуюсь, как капрал, хотя и старее его. Это больно; но, любя моего благодетеля и государя, – повинуюсь. Только жаль государя, что вверяет таким славную армию. Вообразите, что нашею ретирадою мы потеряли людей от усталости и в госпиталях более 15 тысяч; а ежели бы наступали, того бы не было. Скажите ради бога, что наша Россия – мать наша – скажет, что так страшимся и за что такое доброе и усердное Отечество отдаем сволочам и вселяем в каждого подданного ненависть и посрамление. Чего трусить и кого бояться?. Я не виноват, что министр нерешим, трус, бестолков, медлителен и все имеет худые качества. Вся армия плачет совершенно и ругают его насмерть…»

В числе бесчисленных подразделений, которые можно сделать в явлениях жизни, можно подразделить их все на такие, в которых преобладает содержание, другие – в которых преобладает форма. К числу таковых, в противоположность деревенской, земской, губернской, даже московской жизни, можно отнести жизнь петербургскую, в особенности салонную. Эта жизнь неизменна.
С 1805 года мы мирились и ссорились с Бонапартом, мы делали конституции и разделывали их, а салон Анны Павловны и салон Элен были точно такие же, какие они были один семь лет, другой пять лет тому назад. Точно так же у Анны Павловны говорили с недоумением об успехах Бонапарта и видели, как в его успехах, так и в потакании ему европейских государей, злостный заговор, имеющий единственной целью неприятность и беспокойство того придворного кружка, которого представительницей была Анна Павловна. Точно так же у Элен, которую сам Румянцев удостоивал своим посещением и считал замечательно умной женщиной, точно так же как в 1808, так и в 1812 году с восторгом говорили о великой нации и великом человеке и с сожалением смотрели на разрыв с Францией, который, по мнению людей, собиравшихся в салоне Элен, должен был кончиться миром.
В последнее время, после приезда государя из армии, произошло некоторое волнение в этих противоположных кружках салонах и произведены были некоторые демонстрации друг против друга, но направление кружков осталось то же. В кружок Анны Павловны принимались из французов только закоренелые легитимисты, и здесь выражалась патриотическая мысль о том, что не надо ездить во французский театр и что содержание труппы стоит столько же, сколько содержание целого корпуса. За военными событиями следилось жадно, и распускались самые выгодные для нашей армии слухи. В кружке Элен, румянцевском, французском, опровергались слухи о жестокости врага и войны и обсуживались все попытки Наполеона к примирению. В этом кружке упрекали тех, кто присоветывал слишком поспешные распоряжения о том, чтобы приготавливаться к отъезду в Казань придворным и женским учебным заведениям, находящимся под покровительством императрицы матери. Вообще все дело войны представлялось в салоне Элен пустыми демонстрациями, которые весьма скоро кончатся миром, и царствовало мнение Билибина, бывшего теперь в Петербурге и домашним у Элен (всякий умный человек должен был быть у нее), что не порох, а те, кто его выдумали, решат дело. В этом кружке иронически и весьма умно, хотя весьма осторожно, осмеивали московский восторг, известие о котором прибыло вместе с государем в Петербург.
В кружке Анны Павловны, напротив, восхищались этими восторгами и говорили о них, как говорит Плутарх о древних. Князь Василий, занимавший все те же важные должности, составлял звено соединения между двумя кружками. Он ездил к ma bonne amie [своему достойному другу] Анне Павловне и ездил dans le salon diplomatique de ma fille [в дипломатический салон своей дочери] и часто, при беспрестанных переездах из одного лагеря в другой, путался и говорил у Анны Павловны то, что надо было говорить у Элен, и наоборот.
Вскоре после приезда государя князь Василий разговорился у Анны Павловны о делах войны, жестоко осуждая Барклая де Толли и находясь в нерешительности, кого бы назначить главнокомандующим. Один из гостей, известный под именем un homme de beaucoup de merite [человек с большими достоинствами], рассказав о том, что он видел нынче выбранного начальником петербургского ополчения Кутузова, заседающего в казенной палате для приема ратников, позволил себе осторожно выразить предположение о том, что Кутузов был бы тот человек, который удовлетворил бы всем требованиям.
Анна Павловна грустно улыбнулась и заметила, что Кутузов, кроме неприятностей, ничего не дал государю.
– Я говорил и говорил в Дворянском собрании, – перебил князь Василий, – но меня не послушали. Я говорил, что избрание его в начальники ополчения не понравится государю. Они меня не послушали.

Московский храм Ильи Пророка в Черкизове был возведен в 1690 году. Раньше на этом месте в 1370 году стояла деревянная церковь, которая сгорела.

Основание храма

История церкви связана с историей самого села - Черкизово. Известно, что она была возведена в XIV веке. Село было названо в честь его владельца - царевича Серкиза, который после крещения стал Иваном Серкизовым. Он был выходцем из Золотой Орды. Однако владел своим селом Серкизов недолго, поскольку вскоре продал его своему соплеменнику - Илье Озакову. В истории говорится, что тот был очень набожным человеком. Из уважения к своему небесному покровителю - Илье Пророку, он приказал возвести храм. Так и была построена Илиинская церковь в Черкизове.

Располагалась она на берегу реки Сосенка, в весьма живописном месте. Река Сосенка является правым притоком Хапиловки, ее исток находится в районе Гольянова. Длина ее - 9 километров. В наши дни главная часть русла заключена в трубу. Только благодаря на берегу которого стоит церковь, люди помнят, где река когда-то текла по поверхности. Теперь она течет в коллекторе вдоль восточного берега водоема.

Деревянная церковь. Каменный храм

Каменный храм в Черкизове построен на месте деревянной церкви, когда здесь еще находилось загородное жилище митрополита Алексия. До 1764 года село было собственностью московских митрополитов, через некоторое время церковь стала приходской.

В 1883 году к ней пристроили приделы и трапезную, в 1899 году - шатровую колокольню с тремя ярусами. В убранстве были задействованы иконостасы XIX века, ограда небольшого кладбища - также того времени. На нем находится могила Ивана Яковлевича Корейши - известного московского провидца, местного юродивого и святого (годы жизни: 1783-1861). В то время храм не закрывали, при нем действовала воскресная школа для всех жителей села.

Черкизовская митрополичья и Патриаршая дача

Село очень понравилось митрополиту Алексию - служителю Московскому и всея Руси, а именно: его живописное расположение, окружающие просторы, близость к Москве. В 1360 году он решил приобрести село не только для себя, но и для своих преемников по сану. С того момента Черкизово стало одной из главных усадеб кафедрального московского Чудова монастыря, аббатства с большим и просторным двором, а также хорошо развитым обительским хозяйством.

Для митрополита Алексия храм Ильи Пророка стал местом отдыха и уединения. В нем он мог спокойно оглянуться на свой пройденный жизненный путь, восстановить свои силы, которые пригодились бы ему в будущем, или же просто увидеться с близкими ему людьми. Когда митрополит всея Руси скончался, Черкизово еще долгое время оставалось летней опочивальней московских митрополитов.

Когда было восстановлено Патриаршество, Патриархом всея Руси стал Московский митрополит, Коломенский Святитель и Чудотворец Тихон. Он стал называть дачу Патриаршей.

За всю историю своего существования двор храма многократно перестраивался. С его историей связан святитель и митрополит Иннокентий, по приказу которого была сделана еще одна перестройка в середине XIX века.

В советское время большинство храмов в Москве были полностью уничтожены, но устояла. Во времена Великой Отечественной войны все верующие храма смогли собрать один миллион рублей на возведение самолетов и отправили их Сталину. Он в ответ отправил признательную телеграмму. Почему именно самолетов? Дело в том, что Пророк Илия является защитником авиации.

В середине XX века в храм Ильи Пророка в Черкизове свозили иконы из всех соседних храмов, которые должны были уничтожить. В то время настоятелем церкви был протоиерей Павел Иванович Цветков.

Ильинские храмы Москвы

Пророк Илия считается одним из самых уважаемых святых Ветхого Завета. Ему посвящено три храма в Москве: храм на Воронцовом поле, храм Ильи Пророка в Черкизове и В любом из них есть много святых мощей, различных предметов, которые почитают христиане, а также иконы.

Богослужения здесь проходят:

  • будничная литургия - ежедневно с 9:00 и 17:00;
  • в великие праздники и в воскресенье - с 7:00 и 10:00, с 17:00 - вечерняя служба.

При храме открыта воскресная школа.

Несколько слов о Черкизовском кладбище

Равным образом, как и храм Ильи пророка в Черкизове, кладбище имеет свою древнюю историю. Оно является старейшим местом захоронений. Свое название получило от села, рядом с которым оно и было образовано. Находится кладбище недалеко от церкви. Точнее, оно ее окружает. Кладбище является очень древним историческим некрополем. Оно не было разорено в советское время. С 1998 года начали вести архив, в котором указана регистрация всех захоронений, даже родственных. На территории есть место проката сельхозинвентаря для ухода за могилами. Черкизовское кладбище работает ежедневно с 9:00 до 19:00 (с мая по сентябрь) и с 9:00 до 17:00 (с октября по апрель). Погребальные обряды производятся с 9:00 до 17:00 ежедневно.

Храм Ильи Пророка (Воздвижения Креста Господня) в Черкизове - православный храм Преображенского благочиния Московской епархии.

Храм расположен в районе Преображенское, Восточного административного округа города Москвы. Главный престол освящён в честь праздника Воздвижения Креста Господня; приделы в честь пророка Илии, в честь святителя Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца.

История Ильинской церкви неразрывно связана с историей села Черкизово, в котором она была построена в XIV веке. Село получило своё название по его владельцу, Царевичу Серкизи, после крещения ставшему Иваном Серкизовым. Иван Серкизов владел селом недолго и затем продал его, такому же как он выходцу из Золотой Орды, Илье Озакову. Илья Озаков был крещёным татарином и весьма набожным человеком. Именно он выстроил в Черкизове церковь в честь своего небесного покровителя - Ильи Пророка.

Ильинская церковь была расположена в живописном месте, на берегу речки Сосенка. Сосенка - правый приток Хапиловки, исток её расположен в районе Гольянова, а длина всей речки - почти девять километров. В настоящее время основная часть русла Сосенки, заключена в трубу. Черкизовский пруд, на берегу которого по-прежнему возвышается Ильинская церковь, является одним из немногих мест, где речка выходит на поверхность.

Вместе с братом Сергеем Илья входил в число приближённых слуг митрополита Алексия. Именно к митрополиту от Ильи Озакова и перешло Черкизово. Живописное расположение села пришлось по душе митрополиту Алексию и он сделал храм летней резиденцией московских патриархов. Со временем, особенно при святителе Иннокентии (Вениаминове), резиденция росла и отстраивалась.

В 1689-1690 годах, на месте сгоревшего деревянного храма, была построена каменная церковь. Храм был освящён 18 июня 1690 года, в нём уже был придел Святителя Алексия, трапезная и звонница. В XIX веке Ильинская церковь два раза перестраивалась. После первой перестройки 1821-1825 годов храм на некоторое время стал пятиглавым. Более серьёзная реконструкция была проведена в конце XIX века по инициативе настоятеля храма отца Павла и церковного старосты купца Александра Зеленяева, которые писали в обращении к епархиальным властям: «Храм Святого Пророка Божия Илии что в селе Черкизове не соответствует довольно значительному количеству прихожан...». План реконструкции церкви и строительства новой колокольни по проекту архитектора Егорова был утвержден в 1888 году. После окончания работ в конце 1890-х годов храм был заново освящён.

Ильинская церковь окружена кладбищем, которое является самым древним кладбищем в Москве. Это один из редких отечественных исторических некрополей, который не был разорён в советское время. В 1861 году здесь был похоронен знаменитый московский юродивый Иван Яковлевич Корейша, которого долгое время почитали как святого. О его популярности свидетельствует тот факт, что образ Корейши запечатлен в произведениях Н.С. Лескова («Маленькая ошибка») и Ф.М. Достоевского («Бесы»).

В годы Великой отечественной войны верующие и духовенство храма собрали 1 миллион рублей на сооружение самолётов и отправили их И.В. Сталину. Сталин в ответ направил благодарственную телеграмму. И храм пережил все тяжелые годы правления советской власти. В середине XX века в храм свозились иконы из соседних церквей, подлежавших уничтожению. Настоятелем храма в то время был Павел Иванович Цветков.

Паломнические поездки к Храму Ильи Пророка в Черкизове в г. Москва

Координаты :

Храм Илии Пророка (Воздвижения Креста Господня) в Черкизове - православный храм Воскресенского благочиния Московской городской епархии .

Ильинская церковь была расположена в живописном месте, на берегу речки Сосенка. Сосенка - правый приток Хапиловки, исток её расположен в районе Гольянова , а длина всей речки почти девять километров. В настоящее время основная часть русла Сосенки заключена в трубу. Черкизовский пруд, на берегу которого по-прежнему возвышается Ильинская церковь, является одним из немногих мест, напоминающих о том, где речка ранее текла по поверхности. Сама же река течет в коллекторе вдоль восточного берега пруда.

Вместе с братом Сергеем Илья входил в число приближённых слуг митрополита Алексия . Именно к митрополиту от Ильи Озакова и перешло Черкизово. Живописное расположение села пришлось по душе митрополиту Алексию, и он сделал храм летней резиденцией московских патриархов . Со временем, особенно при святителе Иннокентии (Вениаминове), резиденция росла и отстраивалась.

Каменная церковь

В -1690 годах на месте сгоревшего деревянного храма была построена каменная церковь. Храм был освящён 18 июня 1690 года , в нём уже был придел Святителя Алексия , трапезная и звонница. В XIX веке Ильинская церковь два раза перестраивалась. После первой перестройки -1825 годов храм на некоторое время стал пятиглавым. Более серьёзная реконструкция была проведена в конце XIX века по инициативе настоятеля храма отца Павла и церковного старосты купца Александра Зеленяева, которые писали в обращении к епархиальным властям: «Храм Святого Пророка Божия Илии что в селе Черкизове не соответствует довольно значительному количеству прихожан…». План реконструкции церкви и строительства новой колокольни по проекту архитектора Егорова был утвержден в 1888 году . После окончания работ в конце -х годов храм был заново освящён.

Ильинская церковь окружена кладбищем, которое является самым древним кладбищем в Москве . Это один из редких отечественных исторических некрополей , который не был разорён в советское время. В 1861 году здесь был похоронен знаменитый московский юродивый Иван Яковлевич Корейша , которого долгое время почитали как святого. О его популярности свидетельствует тот факт, что образ Корейши запечатлен в произведениях Н. С. Лескова («Маленькая ошибка») и Ф. М. Достоевского («Бесы»). Иван Яковлевич упоминается у А. Н. Островского («Женитьба Бальзаминова»).

В годы Великой отечественной войны верующие и духовенство храма собрали 1 миллион рублей на сооружение самолётов и отправили их И. В. Сталину . Сталин в ответ направил благодарственную телеграмму. И храм пережил все тяжелые годы правления советской власти. В середине XX века в храм свозились иконы из соседних церквей, подлежавших уничтожению. Настоятелем храма в то время был Павел Иванович Цветков.

Храм Илии Пророка в Черкизове сегодня

30 декабря 2011 года настоятелем храма назначен Архимандри́т Са́вва (в миру Серге́й Андре́евич Тутуно́в ; 19 февраля 1978, Вилькрен, Франция) - архимандрит Русской православной церкви, заместитель управляющего делами Московской Патриархии и руководитель контрольно-аналитической службы Управления делами Московской Патриархии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

Черкизовское кладбище

Черкизовское кладбище - самое маленькое московское кладбище и одно из старейших кладбищ Москвы. Своё название «Черкизовское» кладбище получило от села Черкизово , рядом с которым в 1380 году и было образовано кладбище. В 1960 году Черкизовское кладбище вошло в состав московских кладбищ в ведении ГУП «Ритуал» . На Черкизовском кладбище с 1998 года ведется архив, в котором регистрируются все захоронения. На кладбище работает пункт проката инвентаря для ухода за могилами. В настоящее время на Черкизовском кладбище производятся родственные захоронения. Черкизовское кладбище открыто для посещений ежедневно с мая по сентябрь с 9 часов до 19 часов и с октября по апрель с 9 часов до 17 часов. Захоронения на Черкизовском кладбище производятся ежедневно с 9 часов до 17 часов.

На кладбище похоронены:

  • Иван Яковлевич Корейша ( -) - знаменитый московский юродивый
  • Брагин Сергей Михайлович ( -) - профессор
  • Замятин Николай Михайлович ( -) - генерал-майор
  • Смирнов Павел Дмитриевич ( -) - священник
  • Соколов Алексей Павлович ( -) - протоийрей
  • Ильин Николай Ильич ( -) - настоятель храма
  • Глушаков Алексей Васильевич ( -) - настоятель храма
  • Королева Надежда Александровна ( -) - ветеран труда
  • Елкин Иван Владимирович ( -) - военный летчик

Фотографии

    Church of Saint Elijah the Prophet in Cherkizovo 02.jpg

    Ильинский храм и окружающее его кладбище

    Church of Saint Elijah the Prophet in Cherkizovo 41.jpg

    Ильинский храм

Напишите отзыв о статье "Храм Ильи Пророка в Черкизове"

Примечания

Ссылки

  • храма Илии Пророка в Черкизове

Отрывок, характеризующий Храм Ильи Пророка в Черкизове

Я пока не знала, удастся ли мне её сберечь, но поклялась себе, что сделаю всё, что будет в моих силах, чтобы спасти её из цепких лап жестокого Папы.
Караффа вернулся через несколько дней, чем-то очень расстроенный и неразговорчивый. Он лишь показал мне рукой, что я должна следовать за ним. Я повиновалась.
Пройдя несколько длинных коридоров, мы очутились в маленьком кабинете, который (как я узнала позже) являлся его частной приёмной, в которую он очень редко приглашал гостей.
Караффа молча указал мне на стул и медленно уселся напротив. Его молчание казалось зловещим и, как я уже знала из собственного печального опыта, никогда не предвещало ничего хорошего. Я же, после встречи с Анной, и неожиданного прихода Севера, непростительно расслабилась, «усыпив» в какой-то мере свою обычную бдительность, и пропустила следующий удар...
– У меня нет времени на любезности, Изидора. Вы будете отвечать на мои вопросы или от этого сильно пострадает кто-то другой. Так что, советую отвечать!
Караффа был злым и раздражённым, и перечить ему в такое время было бы настоящим сумасшествием.
– Я попытаюсь, Ваше святейшество. Что Вы хотите узнать?
– Ваша молодость, Изидора? Как Вы получили её? Вам ведь тридцать восемь лет, а выглядите Вы на двадцать и не меняетесь. Кто Вам дал Вашу молодость? Отвечайте!
Я не могла понять, что так взбесило Караффу?.. За время нашего, уже довольно-таки длительного знакомства, он никогда не кричал и очень редко терял над собой контроль. Теперь же со мной говорил взбешённый, вышедший из себя человек, от которого можно было ожидать чего угодно.
– Отвечайте, мадонна! Или Вас будет ждать другой, весьма неприятный сюрприз.
От такого заявления у меня зашевелились волосы... Я понимала, что пытаться увильнуть от вопроса не удастся. Что-то сильно обозлило Караффу, и он не старался это скрывать. Игру он не принимал, и шутки шутить не собирался. Оставалось только лишь отвечать, слепо надеясь, что он примет полуправду...
– Я потомственная Ведьма, святейшество, и на сегодняшний день – самая сильная из них. Молодость пришла мне по наследству, я не просила её. Так же, как моя мать, моя бабушка, и вся остальная линия Ведьм в моём роду. Вы должны быть одним из нас, Ваше святейшество, чтобы получить это. К тому же, быть самым достойным.
– Чушь, Изидора! Я знал людей, которые сами достигли бессмертия! И они не рождались с ним. Значит, есть пути. И Вы мне их откроете. Уж поверьте мне.
Он был абсолютно прав... Пути были. Но я не собиралась их ему открывать ни за что. Ни за какие пытки.
– Простите меня, Ваше святейшество, но я не могу Вам дать то, что не получала сама. Это невозможно – я не знаю, как. Но Ваш Бог, думаю, подарил бы Вам «вечную жизнь» на нашей грешной земле, если бы считал, что Вы этого достойны, не правда ли?..
Караффа побагровел и прошипел зло, как готовая к атаке ядовитая змея:
– Я думал Вы умнее, Изидора. Что ж, мне не займёт много времени Вас сломать, когда Вы увидите, что я для Вас приготовил...
И резко схватив меня за руку, грубо потащил вниз, в свой ужасающий подвал. Я не успела даже хорошенько испугаться, как мы оказались у той же самой железной двери, за которой, совсем недавно, так зверски погиб мой несчастный замученный муж, мой бедный добрый Джироламо... И вдруг страшная, леденящая душу догадка, полоснула мозг – отец!!! Вот почему он не отвечал на мой неоднократный зов!.. Его, наверняка, схватил и мучил в этом же подвале, стоящий передо мною, дышащий бешенством, изверг, чужой кровью и болью «очищавший» любую цель!..
«Нет, только не это! Пожалуйста, только не это!!!» – звериным криком кричала моя израненная душа. Но я уже знала, что было именно так... «Помогите мне кто-нибудь!!! Кто-нибудь!»... Но никто меня почему-то не слышал... И не помогал...
Тяжёлая дверь открылась... Прямо на меня, полные нечеловеческой боли, смотрели широко распахнутые серые глаза...
По середине знакомой, пахнущей смертью комнаты, на шипастом, железном кресле, сидел, истекая кровью, мой любимый отец...
Удар получился ужасным!.. Закричав диким криком «Нет!!!», я потеряла сознание...

* Примечание: прошу не путать (!!!) с греческим комплексом монастырей Мэтэора в Каламбаке, Греция. Мэтэора по-гречески означает «висящие в воздухе», что полностью соответствует потрясающему виду монастырей, как розовые грибы выросших на высочайших верхушках необычных гор. Первый монастырь был построен примерно в 900 году. А между 12 и 16 столетиями их было уже 24. До наших дней «дожили» всего лишь шесть монастырей, которые до сих пор потрясают воображение туристов.
Правда, туристам не известна одна весьма забавная деталь... В Мэтэоре существует ещё один монастырь, в который «любопытные» не допускаются... Он был построен (и дал начало остальным) одним одарённым фанатиком, учившимся когда-то в настоящей Мэтэоре и изгнанным из неё. Обозлившийся на весь мир, он решил построить «свою Мэтэору», чтобы собирать таких же «оскорблённых», как он, и вести свою уединённую жизнь. Как ему это удалось – неизвестно. Но с тех пор в его Мэтэоре начали собираться на тайные встречи масоны. Что происходит раз в году и по сей день.
Монастыри: Гранд Мэтэорон (большой Мэтэорон); Руссано; Агиос Николас; Агиа Триос; Агиас Стефанос; Варлаам расположены на очень близком расстоянии друг от друга.

37. Изидора-3. Мэтэора
Я очнулась в жутком, холодном подвале, густо пропитанном приторным запахом крови и смерти...
Онемевшее тело не слушалось и ныло, никак не желая «проснуться»... А Душа с лёгкостью птицы витала в светлом мире воспоминаний, возвращая из памяти любимые лица и полные счастья дни, когда ещё не заглядывала в нашу жизнь печаль, и когда не было места в ней горечи и боли... Там, в том прекрасном «ушедшем» мире всё ещё жил мой чудесный муж, Джироламо... там колокольчиком заливался весёлый смех маленькой Анны... там ласково улыбалась мне по утрам моя милая, нежная мама... там терпеливо учил меня мудрости Жизни мой добрый и светлый отец... Этот мир был счастливым и солнечным, и душа моя рвалась обратно, улетая всё дальше и дальше... чтобы никогда более не возвращаться назад...
Но злая реальность почему-то меня не отпускала... Она безжалостно стучалась, насильно пробуждая воспалённый мозг, требуя возврата «домой». Родной и несовершенный Земной мир звал на помощь... Караффа жил... И пока он дышал – не могло быть в нашем мире радости и света.
Пора была возвращаться...
Глубоко вздохнув, я наконец-то почувствовала своё застывшее в одиночестве физическое тело – жизнь нехотя, по крупицам возвращалась в него... Оставалось только мужаться...
В помещении, в котором я находилась, стояла плотная, оглушающая, густая тишина. Я сидела в грубом деревянном кресле, не шевелясь и не открывая глаз, стараясь не показать «присутствовавшим» (если таковые там находились), что очнулась. Всё прекрасно чувствуя и слыша, я напряжённо «осматривалась», стараясь определить, что происходило вокруг.
Потихонечку приходя в себя и начиная вспоминать происшедшее, я вдруг очень ярко увидела, ЧТО оказалось настоящей причиной моего внезапного и глубокого обморока!..
Холодный ужас острыми тисками сжал помертвевшее сердце, даже не дав ему полностью очнуться!..
Отец!.. Мой бедный, добрый отец находился ЗДЕСЬ!!! В этом страшном, кровавом подвале – жутком логове изощрённой смерти... Он был следующим за Джироламо... Он умирал. Зловещая ловушка Караффы захлопнулась, проглатывая его чистую Душу...



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: