Год рождения паулса. Раймонд Вольдемарович Паулс

Оярс Раймонд Паулс (р. 1936) – латвийский композитор, пианист и дирижёр. Он сочинил музыку к самым лучшим шлягерам советского времени – «Миллион алых роз», «Старинные часы», «Маэстро», «Листья жёлтые», «Бабушка рядышком с дедушкой», «Танец на барабане», «Ещё не вечер». С 1989 по 1993 годы занимал должность Министра культуры Латвии. В 1981 году стал лауреатом премии Ленинского комсомола. В 1985 году Паулс был удостоен звания Народного артиста Советского Союза.

Родители

Раймонд появился на свет 12 января 1936 года в прибалтийском городе Риге в рабочем районе Ильгюциемс.

И дедушка, и папа Раймонда трудились на стеклодувном производстве. Дед, по имени Адольф, начал работать в восьмилетнем возрасте. Несмотря на такую профессию, дедушка обожал музыку и самостоятельно выучился игре на скрипке.

Папа, Вольдемар Паулс, пришёл на стеклодувный завод в возрасте пятнадцати лет. Производство для здоровья считалось вредным и тяжёлым, но заработки у стеклодувов были неплохие. А какие изумительные они делали вещицы – необыкновенные по красоте конфетницы, фигурные бутылки, яркие вазы. Последние годы перед пенсией папа перешёл в столяры. Да и когда уже вышел на заслуженный отдых, дома постоянно что-то мастерил, подкручивал, чинил, не мог ни минуты находиться без дела. Даже если ничего не нужно было ремонтировать, то садился сочинять стихи или шёл поиграть в народный ансамбль.

Мама, Алма Матильда Броделе, происходила родом из села Светциемс в 130 км от Риги. Всё её образование сводилось к двум начальным классам школы. Вместе с подружкой в 1931 году она перебралась на заработки в Ригу, где девушки сняли комнату и стали обучаться шитью у модной рижской портнихи. Со временем Алма Матильда выучилась самой изящной работе – на нарядных блузах и платьях делала жемчужные и бисерные вышивки.

Одной из клиенток, Александре Паулс (бабушке Раймонда по отцовской линии), понравилась не только работа девушки, но и она сама – симпатичная, всегда приветливая и очень трудолюбивая. Александра обратила внимание на то, как ловко Алма Матильда справляется со швейной машинкой. Женщина как раз подыскивала помощницу по дому и маленькой мелочной лавке, которая была у Паулсов уже много лет, в ней продавали селёдку, керосин, спички и мыло.

Так Алма Матильда пришла в дом Паулсов в качестве работницы, а спустя год уже была невесткой, старший сын Вольдемар предложил девушке выходить за него замуж. Соседи сразу начали судачить, станет ли этот брак долгим и счастливым, ведь невеста на восемь лет старше жениха. К тому же Алма Матильда была православная, а Вольдемар лютеранин, каждый посещал по выходным свою церковь. Но это никак не отразилось на их счастье, родители Раймонда прожили вместе пятьдесят лет и вырастили двух замечательных и талантливых детей.

У композитора есть младшая сестра Эдите, родилась в 1939 году, сейчас знаменитая в Латвии художник по гобеленам. Раймонд был вторым сыном у Паулсов. Первым родился мальчик Гунар, но он в четырёхмесячном возрасте умер. Пережив такую трагедию, родители всегда испытывали страх за детей. Они никогда об этом не говорили вслух, но очень трепетно относились к Раймонду и Эдите.

Детство

Детские годы будущий композитор провёл в рабочем районе латвийской столицы. На левобережье Даугавы располагались крупные фабрики (стекольная, кожевенная, текстильная), пивоварни, а ещё открывался потрясающий вид на старую Ригу. Когда заканчивался рабочий день, на заводах выла сирена, и женщины с детьми выходили к заборам своих домов встречать мужей.

Район хоть и был промышленным, но очень походил на деревню. Вокруг деревянных домиков были земельные наделы, на которых люди растили лук, тыкву, картошку. Семья Паулсов тоже полным ходом занималась натуральным хозяйством, были у них козочка, корова и свиньи. Дети всегда помогали, собирали с родителями урожай на огороде и носили на рынок корзины с фруктами и ягодами.

Семья Паулсов жила совсем небогато, из детства Раймонд хорошо запомнил, как мама трудилась с утра до вечера. А ещё ей не нравилось у кого-то что-то просить, поэтому в семье держали большой запас мыла, соли, муки, лука и спичек. Мама говорила, это на чёрный день, если всё закончится, чтобы не просить у соседей.

Из детских лет Раймонд до сих пор помнит аромат и вкус потрясающих маминых картофельных блинчиков и клецок. С той поры его предпочтения не сильно поменялись, любимая еда композитора – суп с фрикадельками, кусок ржаного хлеба с салом и лучком и свиная отбивная с жареной картошечкой.

У мамы был прекрасный голос, но она редко пела. А отец, обожавший музыку, как и дед Адольф, организовал с друзьями ансамбль. Мужчины назвали его «МиХаВо», взяв первые две буквы имён участников коллектива – Михаил (играл на гитаре), Харий (на скрипке), Вольдемар Паулс (на барабанах). Музыкантов знали во всём районе, они играли на вечеринках и свадьбах, получали от этого не только удовольствие, но и небольшой приработок. Репетировали в доме Паулсов, поэтому маленького Раймонда с самого детства окружала музыка.

Отец очень хотел, чтобы дети стали талантливыми и свято верил в их счастливое будущее. Трудно сказать, то ли папа смог разглядеть в Раймонде Божью искру, то ли она зажглась в мальчике благодаря сильной отцовской вере. Ему не было и четырёх лет, когда отец купил сыну первую скрипку и отвёл за руку в музыкальный детский сад при Рижском институте. Но преподаватели сразу сказали, что скрипач из него не получится, слишком короткие пальцы, а вот на пианиста можно попробовать поучиться.

Папа стал собирать деньги на пианино, а стоило оно тогда очень дорого. Но вскоре ему повезло, перед войной балтийские немцы стали выезжать из Риги в Германию и распродавали имущество. У одного из таких немцев отец купил пианино. Раймонд помнит тот день, когда в дом привезли это чёрно-белое чудовище. Мальчик называл инструмент так потому, что теперь должен был за ним заниматься, а ему хотелось бегать во дворе с друзьями.

Образование

В первый класс Раймонд пошёл в самый разгар войны в 1943 году. Учился в начальной школе № 7, рядом с домом, когда-то это заведение окончил и его отец. Вольдемара Паулса на фронт не забирали, ему полагалась бронь. В целях безопасности жену с детьми он отправил из Риги в село Видрижи к родственникам.

После войны, когда вернулись в Ригу, отец считал, что надо навёрстывать упущенное время в занятиях музыкой и нанял Раймонду частных преподавателей. С 1946 года десятилетний мальчик стал заниматься в музыкальной школе Эмила Дарзиня при Латвийской консерватории. Времени на прогулки и друзей почти не оставалось. С утра обычная школа, потом музыкальная, вечером уроки, и допоздна игра на пианино. Даже соседи возмущались, что Вольдемар сыну жизни не даёт с этой музыкой. Но отец никого не хотел слушать, считал, что поступает правильно, представлял Раймонда на сцене и даже слышал шум аплодисментов.

Папа оказался прав. В школе Раймонда стали привлекать к участию в спектаклях как аккомпаниатора. А преподаватели музыки его хвалили и говорили, что у Паулса звучание рояля иное, чем у других учеников.

Однажды во время выступления на школьном вечере подростка охватили совсем новые чувства, он ощутил, что зрители слушают его музыку и им это нравится. Было очень приятно, и этот момент стал переломным в жизни Раймонда. С той поры его не нужно было заставлять заниматься, он сам в любую свободную минуту бежал к роялю.

В 1949 году он окончил семилетнюю школу и перешёл в среднюю. Продолжал заниматься музыкой, с четырнадцати лет с друзьями отца Раймонд играл в ресторанах, в кинотеатрах перед сеансом и даже аккомпанировал немым фильмам. В это время увлёкся джазом. А также почувствовал, что играть каждый вечер одно и то же ему становится неинтересно, появилась тяга к импровизации, и Раймонд начал делать первые шаги в написании музыки.

В 1953 году Паулс поступил в Латвийскую консерваторию, где учился десять лет, сначала по классу фортепиано, потом на отделении композиции.

Творческий путь

На первом курсе консерватории Раймонд с друзьями организовал джазовый оркестр перед Новым 1954 годом, чтобы выступать на празднике. Но прошло время, коллектив не распадался, а, наоборот, набирал популярность в Риге, выступая в Домах культуры.

К 1956 году джазовый оркестр немного расформировали и создали инструментальный ансамбль. В этом же году их музыка впервые прозвучала на Латвийском радио. Вскоре их творчеством заинтересовалось Всесоюзное радио и в Ригу для записи ансамбля приехали работники фирмы «Мелодия». Две первые пластинки имели в Советском Союзе очень большой тираж.

В 1957 году коллектив преобразовали в Рижский эстрадный оркестр, который выступал от Латвийской филармонии. Началась череда гастролей по СССР, а в музыкальной карьере Паулс покорял всё новые и новые горизонты:

  • После окончания консерватории с 1964 года – художественный руководитель Рижского эстрадного оркестра, оставался на этой должности семь лет.
  • С 1967 года – член Союза композиторов и Союза кинематографистов Латвийской ССР.
  • С 1973 года – художественный руководитель инструментального ансамбля «Модо».
  • С 1978 года – дирижёр оркестра лёгкой и джазовой музыки на Латвийском телевидении и радио.
  • С 1982 года – главный редактор музыкальных передач на Латвийском радио.
  • В 1986 году стал инициатором создания Международного конкурса молодых исполнителей «Юрмала», просуществовавшего до 1992 года.
  • С 1989 года министр культуры Латвии.
  • С 1993 по 1998 годы – советник по культуре при Президенте Латвии.
  • В 2002 году вновь стал инициатором совместно с композитором Игорем Крутым создания Международного конкурса молодых исполнителей в Юрмале «Новая волна».

Увлёкшись политикой, в 1999 году Паулс выдвигал свою кандидатуру на пост Президента Латвии, но потом снялся с выборов.

Маэстро

Первое плодотворное сотрудничество Паулса было с латвийским поэтом Альфредом Круклисом. Так появились песни:

  • «Старая берёза»;
  • «Мы встретились в марте»;
  • «Зимний вечер».

Всесоюзная известность пришла к Паулсу после песен «Синий лён» и «Листья жёлтые». К середине 1970-х годов с композитором стали сотрудничать поэты Роберт Рождественский и Андрей Вознесенский. Впервые Вознесенский согласился писать стихи на готовую музыку, так появились песни «Подбери музыку» (пел Яак Йола) и «Танец на барабане» (пел Н. Гнатюк). Обе эти композиции получали призы на музыкальном фестивале в Сопоте.

После начавшегося сотрудничества с поэтом-песенником Ильёй Резником и певицей Аллой Пугачёвой к Паулсу пришла слава и огромная любовь слушателей к его творчеству. До сих пор родившиеся тогда композиции остаются хитами:

  • «Старинные часы»;
  • «Маэстро»;
  • «Миллион алых роз»;
  • «Без меня»;
  • «Эй, вы там наверху».

Композитор сотрудничал со многими известными поэтами – Михаилом Таничем, Ларисой Рубальской, Николаем Зиновьевым, Евгением Евтушенко. Их песни пели звёзды советской эстрады – Роза Рымбаева, Валерий Леонтьев, Людмила Сенчина, Лайма Вайкуле, София Ротару, Лариса Долина, Эдита Пьеха, Ринат Ибрагимов. Очень популярен в Советском Союзе был детский ансамбль «Кукушечка» со своей знаменитой песней «Золотая свадьба» (или «Бабушка рядышком с дедушкой»), музыку к которой написал Паулс.

Раймонд написал много мюзиклов и музыкальных сопровождений к театральным постановкам, кинофильмам, самые известные из которых:

  • «Три плюс два»;
  • «Театр»;
  • «Бармен из «Золотого якоря»;
  • «Долгая дорога в дюнах».

Личная жизнь

Во время гастрольного тура с Рижским эстрадным оркестром в Одессе Раймонд познакомился со своей будущей супругой Светланой Епифановой. Высокая красивая одесситка покорила молодого композитора. Летом 1961 года они поженились.

В 1962 году у супругов родилась девочка Анета. Она отучилась в ЛГИТМиК, получила диплом по специальности режиссёра телевидения, живёт и работает в Москве. Замужем за менеджером авиакомпании Мареком Петерсеном. Дочь подарила Раймонду трёх внуков – двух девочек Анну-Марию (1989) и Моник-Ивонн (1994) и мальчика Артура Паулса (1995).

Каждый год 24 декабря накануне Рождества в день рождения своего отца Раймонд приезжает на его могилу на Лачупском кладбище Риги (там же похоронены мама, бабушка с дедушкой). Зажигает свечу, вспоминает родителей и в который раз поражается, как они, малообразованные люди, были так твёрдо уверены в великом будущем детей. И снова благодарит отца за те детские занятия на «чёрно-белом чудовище», которое принесло ему в жизни всё – семью, любовь поклонников, успех, славу и счастье.

В 1953 году стал студентом исполнительского отделения Латвийской государственной консерватории, которую окончил в 1958 году. В 1962-1965 годах обучался композиции в Латвийской консерватории под руководством композитора Яниса Иванова.

Параллельно с учебой Паулс работал пианистом в эстрадных оркестрах профсоюзных клубах автодорожников, медработников и концертмейстером в филармонии.

В 1958 году он был принят в Рижский эстрадный оркестр, выступал с концертами в Грузии, Армении, на Украине.

Паулс был художественным руководителем Рижского эстрадного оркестра Латвийской государственной филармонии. В этот период он написал свои первые получившие широкую известность песни на слова Альфреда Круклиса "Мы встретились в марте", "Зимний вечер", "Старая береза". В 1960-х вышла первая песенная пластинка Паулса с участием латвийских исполнителей.

В 1973-1978 годах он был художественным руководителем инструментального ансамбля "Модо".

В 1982 году стал главным редактором музыкальных передач Латвийского радио.

Известность композитору принесла в 1975 году песня "Листья желтые", в течение пяти следующих лет создал еще несколько шлягеров, среди которых были песни "Подберу музыку", "Танец на барабане" на стихи Андрея Вознесенского.

Совместно с поэтом-песенником Ильей Резником Паулс написал шлягер "Маэстро", который прозвучал в исполнении Аллы Пугачевой. Постоянными исполнителями песен Паулса и Резника стали Алла Пугачева ("Старинные часы", "Эй вы там, наверху", "Делу время" и др.), Лайма Вайкуле ("Еще не вечер", "Вернисаж", "Чарли" и др.), Валерий Леонтьев ("Верооко", "После праздника", "Гиподинамия" и др.).

В то же время Паулс сотрудничал с Николаем Зиновьевым ("Зеленый свет", "Диалог", "Комета Галлея" и др.), Михаилом Таничем ("Притяжение любви", "Три минуты", "Карусель", "Бархатный сезон"), Андреем Вознесенским ("Полюбите пианиста", "Затменье сердца" и др.). Песня "Миллион алых роз" на стихи Вознесенского в исполнении Аллы Пугачевой была переведена на многие языки мира.

Паулсом были созданы мюзиклы "Сестра Керри", "Шерлок Холмс", "Лео. Последняя богема". Он написал музыку для целого ряда спектаклей, кино- и телефильмов ("Ты нужен", "Слуги дьявола", "Стрелы Робин Гуда", "Смерть под парусом", "Театр", "Долгая дорога в дюнах", "Двойной капкан", "Как стать звездой" и др.). В фильме "Театр" по одноименному роману Сомерсета Моэма композитор снялся в нескольких эпизодах, сидящим за фортепиано.

Был инициатором международных конкурсов молодых исполнителей популярной музыки "Юрмала" и "Новая волна".

Он был избран депутатом Верховного Совета Латвии, а 26 марта 1989 года — народным депутатом СССР. В 1988 году композитор стал председателем Государственного комитета Латвии по культуре, а с ноября 1989 года по 1991 год возглавлял Министерство культуры Латвийской ССР.

После распада СССР, в 1991-1993 годах Паулс вновь занимал пост министра культуры в правительстве независимой Латвии.

В 1993-1998 годах он был советником по вопросам культуры при президенте Латвии Гунтисе Улманисе.

В марте 1998 года Паулс стал председателем созданной им "Новой партии". 3 октября 1998 года был избран депутатом 7-го сейма (парламента) Латвии от "Новой партии", работал в комиссиях по образованию, культуре и науке, ревизионной, защиты прав детей и в Латвийской национальной группе Межпарламентского союза; в 2002 и 2006 годах переизбирался депутатом сейма уже от "Народной партии".

В 1999 году "Новая партия" выдвинула кандидатуру Паулса на пост президента Латвии. Успешно пройдя все предварительные туры, Раймонд Паулс решил снять свою кандидатуру.

В феврале 2009 года Раймонд Паулс принял решение больше не участвовать в парламентских и муниципальных выборах. Он сообщил о своем намерении не продолжать активную политическую деятельность и сосредоточится на музыке.

Раймонд Паулс — народный артист Латвийской ССР (1976), народный артист СССР (1985).

Лауреат премии Ленинского комсомола Латвийской ССР (1970), Государственной премии Латвийской ССР (1977), премии Ленинского комсомола (1981).

Он является командором латвийского ордена Трех звезд (1995) и награжден латвийским Крестом Признания (2008). Среди наград иностранных государств — шведский орден Полярной звезды (рыцарь 1 класса, 1997), армянский орден Почета (2013).

Он был удостоен российского ордена Почета.

В 2000 году Паулс получил Большой музыкальный приз Латвии. В 2008 году композитору была вручена Международная премия за развитие и укрепление гуманитарных связей в странах Балтийского региона "Балтийская звезда".

Почетный доктор Латвийской академии наук.

В 2015 году именем Паулса был назван собранный в Латвии реактивный самолет, который стал шестым в авиационной группе высшего пилотажа Baltic Bees.

Раймонд Паулс с 1961 года женат на Светлане Епифановой. В 1962 году в семье родилась дочь Анета.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Раймонд Паулс – известный латвийский и советский композитор, дирижер и профессиональный пианист, знаменитый далеко за пределами своей страны. Раймонд Паулс – народный артист СССР (1985), некоторое время был министром культуры Латвии (1989-1993).

Именно он – автор музыки для хитов советской эстрады 70-80-х «Эй вы там, наверху», «Еще не вечер», «Синий лен», «Вернисаж», «Листья желтые». Маэстро стал излюбленным композитором у многих звезд того времени – Лаймы Вайкуле, Аллы Пугачевой, Валерия Леонтьева . Вместе с Игорем Крутым Паулс придумал идею песенного конкурса «Новая волна».

Ранние годы

Раймонд Паулс родился 12 января 1936 года в Риге в Латвийской ССР. Его отец и дедушка всю жизнь работали на стеклодувном производстве. Мама зарабатывала вышиванием жемчуга, а позднее занялась домашним хозяйством.


Тем не менее, с рождения мальчика окружала живая музыка. Отец будущего композитора вместе с друзьями создал самодеятельный оркестр, репетиции которого проходили в квартире Паулсов. Папа играл на барабанах, дедушка мальчика любил иногда играть на скрипке, а у матери Раймонда был прекрасный голос, хотя пела она не часто.


В три года мальчика отдали в детское дошкольное учреждение от Рижского музыкального института. Воспитатели детского сада посоветовали родителям Раймонда отдать его на класс фортепиано.

Музыкальное образование

В 1946-м 10-летний Раймонд начал учебу в музыкальной школе при Латвийской консерватории. В старших классах он обожал играть на пианино и не представлял себе ни одного дня без джаза. В это время Раймонд с друзьями отца уже выступал на танцевальных и музыкальных вечерах, в ресторанах.


В 1953 году он, как и планировал, стал студентом фортепианного отделения Латвийской государственной консерватории. После окончания консерватории Паулс продолжил обучаться на отделении композиции. Еще учась в консерватории, молодой пианист выступал в местных ресторанах и гастролировал с Рижским оркестром.

Музыкальная карьера

В 1964-71 годах музыкант работал руководителем Рижского эстрадного оркестра Латвийской филармонии. Примерно в это время он начал представлять свои произведения на суд слушателей – свою первую музыку он написал для Театра кукол и для академического театра драмы Латвийской СССР. Запоминающийся стиль композиций Раймонда Паулса уже стали узнавать в профессиональных кругах.


27 ноября 1968 года в Латвийской государственной филармонии прошла премьера первой программы Раймонда Паулса, принесшая ему успех на всю страну. В то же время композитор написал свои первые хиты в соавторстве с поэтом Альфредом Круклисом: «Старая береза», «Мы встретимся в марте» и «Зимний вечер».


В 1975 году в соавторстве с Янисом Петерсом был записан один из самых известных шлягеров Паулса – «Листья желтые» (в оригинале – «Par Pēdējo Lapu», то есть «Последний лист») в исполнении Маргариты Вилцане и Ояра Гринбергса. На русский язык композицию перевел Игорь Шаферан. В разное время ее исполнял, пожалуй, практически каждый артист российской эстрады.

Раймонд Паулс - «Листья желтые»

На протяжении всей своей насыщенной карьеры Раймонд Паулс сочинял не только эстрадные композиции, но и музыку к театральным постановкам, а также собственные мюзиклы. Так, в 1979 году Раймонд создал мюзиклы «Шерлок Холмс» и «Сестра Керри».

Музыка Раймонда Паулса из фильма «Долгая дорога в дюнах»

С середины 70-х годов Паулс начал тесное сотрудничество с поэтами Андреем Вознесенским, Робертом Рождественским, Ильей Резником . На их стихи композитор написал множество песен, которые популярны и сегодня. Это «Миллион алых роз», «Три минуты», «Эй вы там, наверху», «Еще не вечер», «Вернисаж». Многие композиции были написаны специально для примы советской эстрады Аллы Пугачевой . Успешными были также творческие союзы Паулса с Валерием Леонтьевым, Эдитой Пьехой , Софией Ротару , Лаймой Вайкуле.

Алла Пугачева и Раймонд Паулс - «Маэстро»

В 1979 году лиричную песню «Любовь настала» на стихи Роберта Рождественского на песенном фестивале в Москве исполнила казахская певица Роза Рымбаева. Позднее эту нежную композицию пели Людмила Сенчина , Валерия , Ани Лорак – у песен на музыку Паулса долгий срок. В 80-е годы мегапопулярной стала композиция «Дедушка рядышком с бабушкой», которую пел детский коллектив «Дзегузите», созданный Паулсом.

В 1985 году композитор получил звание Народного артиста Советского Союза.

Политическая карьера

Некоторое время Раймонд Паулс вел активную политическую деятельность. В 1989-1993 годах он был министром культуры Латвии, а затем, с 1993 по 1998 год, работал советником по культуре в правительстве Латвии.


В 1999 году Раймонд Паулс даже был кандидатом в президенты страны, но позднее изменил решение и снял свою кандидатуру.


Окончательно уйти из политики Паулс решил в феврале 2009 года, официально заявив, что больше не будет участвовать в муниципальных и парламентских выборах. С этого момента он стал заниматься только музыкой.

Личная жизнь Раймонда Паулса

Во времена сотрудничества Раймонда Паулса и с Аллой Пугачевой их часто видели вместе, и в скором времени весь союз обсуждал их предполагаемый роман. Но позднее Раймонд признался, что любовная история была их собственной выдумкой и хорошим пиаром дуэта.

Раймонд Паулс родился в Риге 12 января 1936 г. Его отец трудился стеклодувом, мать вышивала жемчугом, а позже стала домохозяйкой. Маленький Раймонд ходил в детский садик, открытый при музыкальном институте. Десятилетним он пошёл в музыкальную школу им. Дарзиня. Учился Раймонд игре на фортепиано у Ольги Боровской.

Позже Паулс поступил в консерваторию им. Витола, сначала он учился по классу фортепиано, а потом по классу композиции. В юношестве увлекался джазом, играл на танцах, много импровизируя. Именно тогда Паулс понял, что музыкой будет заниматься всю жизнь.

Творческая деятельность

В 1964 г. Раймонд занял должность художественного руководителя эстрадного оркестра города Риги, его музыку стали узнавать. Спустя несколько лет Паулс подготовил 1-ую авторскую программу, которая была представлена в Латвийской филармонии. Все билеты оказались проданными.

Много лет Паулс был дирижёром на государственном радио, также работал музыкальным редактором. В тот период Паулс создал мюзикл «Сестра Керри». В 1975 г. вышла песня «Листья жёлтые», которая популярна и теперь.

Новый этап в биографии – сотрудничество с Примадонной. Символами эпохи стали такие песни, как «Миллион алых роз», «Старинные часы», «Маэстро». Позже Паулс сотрудничал с Лаймой Вайкуле, Валерием Леонтьевым. Композитор также писал музыку к кинофильмам, театральным постановкам.

Раймонда Паулса приглашали участвовать в съёмках кино. В 1978 г. он получил роль в к/ф «Театр», в 1986 г. сыграл в кинокартине «Как стать звездой». В 1986 г. Паулс предложил создать конкурс «Юрмала», инициатива была поддержана.

В 1989 г. композитор стал министром культуры своей страны, а спустя 4 года его назначили Советником по культуре. В 1999 г. Паулс баллотировался в президенты Латвии, он прошёл первый тур, но впоследствии снял кандидатуру.

В двухтысячных Раймонд создал новые мюзиклы «Дамское счастье», «Легенда о Зеленой Деве». Спустя 10 лет вышли произведения «Марлен», «Лео». В 2014 г. был создан знаменитый спектакль «Всё о Золушке». Паулс продолжает поддерживать контакты с исполнителями, является председателем конкурса «Новая волна», который был создан композитором в 2002 г. вместе с Игорем Крутым.

Личная жизнь

Женой Паулса является Светлана Епифанова, с которой композитор познакомился в пятидесятых. Она проживала в Одессе, Раймонд Паулс приехал в город с гастролями. В то время девушка была студенткой университета, изучала иностранные языки. Светлана ответила на ухаживания Раймонда, и они поженились.

У супругов появилась дочка Анета. Семья помогла композитору избавиться от вредных привычек. Анета стала режиссёром на ТВ, её муж является гражданином Дании. Дочь Паулса родила двух девочек и мальчика. Музыкой увлекается только Моника, она осваивает игру на рояле. В 2012 г. Раймонд и Светлана отмечали золотую свадьбу.

Несколько малоизвестных фактов из жизни всесоюзного маэстро из Риги, которому, 12 января, исполнится 80, собрал Владимир СЕРГЕЕВ («Комсомольская правда»).

1. Родившийся в Риге в семье стеклодува Вольдемара Паулса сын Оярс Раймондс был определен - по желанию отца - в уникальный рижский музыкальный детсад уже с 3 лет. Но лет до 10 занимался музыкой весьма неохотно, так что отец часто подгонял Раймонда к пианино ремнем. Со временем Раймонд стал заниматься музыкой с увлечением и в 1953-м уже был учащимся Латвийской консерватории. Профессор Герман Браун прививал ему любовь к классике, а юный Раймонд грезил об эстраде, подрабатывая в оркестрах.

2. Сегодня Раймонд Паулс, ставший уже в 49 лет народным артистом СССР, не только музыкальный гуру в Латвии, но и ресторатор, один из самых обеспеченных рижан, хотя и пострадал однажды от латвийских банков. А в 1970 - 1980-е каждый ресторан, где исполнялись песни Паулса, отчислял композитору большие деньги. Паулс говорит об этом времени:
- Я жил очень хорошо! Приходишь в Сбербанк, а там уже набежало несколько тысяч. И одно время я обошел по доходам даже Давида Тухманова.

3. Внешне невозмутимый, казавшийся зрителям вечно насупленным, Паулс часто принимал участие в розыгрышах богемной тусовки. Композитор вспоминает, что несколько раз объектом таких шуток становился терпеливый в этом плане Марк Захаров, живший в квартире аккурат под Пугачевой. Так что мы, друзья, теперь понимаем, кому Раймонд и Алла посвятили свой хит «Эй, вы, там, наверху!».

4. Хотя дочь Паулса Анете и выросла среди знаменитостей, гостивших в их доме, но петь на эстраде маэстро ей запретил. По окончании школы Анете работала на телецентре, став режиссером. А в 1988-м вместе с Юрием Николаевым она вела конкурс эстрадной песни в Юрмале, где тогда получил Гран-при Александр Малинин. Замуж Анете вышла за датчанина, сотрудника авиакомпании «SAS». Несколько лет была в Москве помощником генерального консула Латвии по вопросам культуры. Две внучки Паулса учились в элитной московской школе с углубленным изучением английского и французского.

5. Побывав и министром культуры Латвии, и советником президента Латвии по культуре, Раймонд Паулс, вопреки своим словам о должной аполитичности музыканта и художника вообще, в 1999-м баллотировался на пост президента от возглавляемой им Новой партии Латвии. Победив в первом туре, перед вторым он снял свою кандидатуру. Позже объяснил это тем, что ему пришлось бы быть меж двух огней, так как правые ратовали за обострение отношений с Россией, а у русских в Латвии сильные экономические позиции. Кстати, обладая большими финансами, русские капиталисты никак не вмешивались в политику Латвии по притеснению русскоязычного населения. Супруге Паулса - лингвисту и переводчику Светлане Епифановой (они познакомились в Одессе во время гастролей маэстро) пришлось сдавать экзамен на знание латышского языка, чтобы получить гражданство. Эта процедура стала личным оскорблением для знаменитого композитора. Кстати, в доме пара общается на государственном языке, а когда супруги ссорятся - переходят на более «живописный» русский.

6. Есть в биографии Паулса и неприятные факты. Будучи министром культуры, он с 1991-го по 1993-й закрыл несколько русских школ, а также Рижский Молодежный театр под управлением народного артиста Адольфа Шапиро.

АЛКОГОЛЬНЫЕ ХРОНИКИ

В молодости Раймонд ПАУЛС был конченым алкоголиком, его за пьянство даже уволили из Рижской филармонии. Вот как комментирует этот факт биографии сам маэстро.

Расскажу свою историю музыканта, который играл на танцах. Ко мне всегда подходили люди, угощали вином. С каждым днем пил все чаще и чаще. Это превратилось в болезнь. Может, все зависело от слабого характера... Я был пьяным всегда. Выслушивал фальшивые комплименты, и мне все наливали и наливали. Однажды не пришел на концерт, и меня уволили из Рижской филармонии.
Запои длились неделями. Мои друзья - актриса нашего Национального театра Лидия Фреймане и ее муж Освалд Пастернак - постоянно говорили мне, чтобы шел лечиться. Большую роль сыграла и жена, убеждая завязать... Я мог потерять не только семью, но и жизнь. Впереди маячила пропасть. И я решился. Меня отвезли в больницу.
Уколы, всяческие процедуры, когда тебя доводили до тошноты, длились недели три. Но перед выпиской врачи сказали, что самое тяжелое начнется после больницы. Сумею ли, мол, воздержаться от спиртного. Я смог себя заставить отказаться даже от таких невинных соблазнов, как глоток шампанского. С тех пор не пью.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: