Цзюнь-цзы: благородный муж. Значение цзюнь цзы в словаре кольера Каковы основные добродетели цзюнь цзы

ЦЗЮНЬ ЦЗЫ

ЦЗЮНЬ ЦЗЫ

ЦЗЮНЬ ЦЗЫ (кит. - благородный муж, совершенный муж; исходное - “дитя правителя”) - китайской философии, норматив конфуцианской личности, впервые представленный в *Лунь юе”, носитель совокупности конфуцианских добродетелей. Синонимы - “великий человек” (да ), “гуманный человек” (жэнь жэнь, см. Жэнь). Противопоставляется “ничтожному человеку”, “маленькому человеку” (сяо жэнь), воплощению эгоистического прагматизма, не способному выйти за рамки своей практической специализации (“орудийности” - ), преодолеть духовно-нравственную ограниченность. У Конфуция понятие “цзюнь цзы” соотносится с личностью правителя или представителя социальных верхов (“благородный муж”), впоследствии приобретает более характер (“совершенный муж”). В иерархии человеческих существ цзюнь цзы стоит ниже “совершенномудрого” (”он), но своей “благодатью/добродетелью” (дэ) он способен воздействовать на “маленьких людей” так же, как ветер - на траву. Его важнейшее - “неорудийность” (бу ци), т. е., с одной стороны, духовно-нрав

ственная и поведенческая , с - приверженность , а не предметным реалиям (ци). Наделенный “знанием предопределения (мин)”, цзюнь цзы стоически держится своего пути, предполагающего активную при торжестве дао в Поднебесной и “сокрытость”, удаление от дел - при отсутствии дао.

Лит.: Конфуцианство в Китае. М., 1982; Проблема человека в традиционных китайских учениях. М., 1983; Личность в традиционном Китае. М., 1992.

А. И. Кобзев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Смотреть что такое "ЦЗЮНЬ ЦЗЫ" в других словарях:

    - (кит. 君子) одно из нормативных понятий конфуцианства. Цзюнь цзы это норматив конфуцианской личности, впервые представленный в «Лунь юе» и развитый в «Чжун юне», носитель совокупности конфуцианских добродетелей. Противопоставляется… … Википедия

    Благородный муж, совершенный муж; исходное значение дитя правителя. Синонимы великий человек (да жэнь), гуманный человек (жэнь жэнь). Норматив конфуцианской личности, впервые представленный в Лунь юе, носитель совокупности конфуцианских… … Энциклопедия Кольера

    ЦЗЮНЬ-ЦЗЫ - (кит.): «достойный», «настоящий», «совершенный», «благородный муж», своим поведением поддерживающий порядок и равновесие в мире. Он должен обладать пятью качествами, пятью постоянствами, которые делают его «совершенным мужем»: жэиь, и, ли, сяо,… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

    См. совершенный муж …

    Одна из восьми филос. школ, на к рые, согласно свидетельству памятника Хань Фэй цзы, разделилось раннее конфуцианство после смерти Конфуция. Существовала в 5 3 вв. до н.э. Гл. ее представителями были внук Конфуция Цзы Сы (ок. 483 402 до н.э.) и… … Китайская философия. Энциклопедический словарь.

    Цзы гу. Гравюра из книги «Сюсян coy шэнь цзи» («Иллюстрированные записки о поисках духов») Цзы гу (кит. 紫姑 «Пурпурная дева»), Кансань нян нян (кит. 伉三娘娘 «Госпожа отхожего места»), Кэн саньгу («трет … Википедия

    МО ДИ Мо цзы. 468 (или 478, 480, 490 и др.) до н.э., гос во Лу (или гос во Сун), 376 (или 403, 392 и др.) до н.э. Мыслитель, политич. деятель, основатель филос. школы и орг ции моистов (мо изя). Разработал оригинальное филос. учение, во многом… … Китайская философия. Энциклопедический словарь.

    Конфуций Конфуций (Рисунок датирован: 1922) Конфуций (孔子 Кун Цзы, реже 孔夫子 Кун Фу Цзы, латинизировано как Confucius; ок. 551 до н. э., Цюйфу 479 до н. э.) китайский мыслитель и философ. Его учение оказало глубокое влияние на цивилизацию Китая и … Википедия

    Мэн Кэ, Мэн Цзы юй (ок. 372 289 до н.э.) др. кит. философ, педагог, второй после Конфуция идеолог раннего конфуцианства. Уроженец царства Цзоу (впоследствии область царства Лу, ныне Юго Вост. часть уезда Цзоусянь провинции Шань дун). Происходил… … Философская энциклопедия

Книги

  • Го Мо-Жо. Сочинения в 3 томах (комплект из 3 книг) , Го Мо-Жо , Среди современных художников слова в Китае одно из наиболее почетных мест занимает творчество выдающегося поэта и драматурга Го Мо-жо. По идейному содержанию литературного творчества и… Категория: Классическая и современная проза Издатель: Государственное издательство художественной литературы ,
  • Конфуцианство. Классический период , А. С. Мартынов , Настоящая книга призвана познакомить всех интересующихся с одной из важнейших идеологических систем в истории человечества - конфуцианством. Первая часть книги рассказывает о жизни и судьбе… Категория:

ЦЗЮНЬ ЦЗЫ

"Благородный муж", "совершенный муж"; исходное значение - "дитя правителя". Синонимы - "великий человек" (да жэнь), "гуманный человек" (жэнь жэнь). Норматив конфуцианской личности, впервые представленный в Лунь юе, носитель совокупности конфуцианских добродетелей. Противопоставляется "ничтожному человеку", "маленькому человеку" (сяо жэнь), воплощению эгоистического прагматизма, не способному выйти за рамки своей практической специализации ("орудийности" - ци2) и преодолеть духовно-нравственную ограниченность. У Конфуция понятие "цзюнь цзы" соотносится с личностью правителя или представителя социальных верхов ("благородный муж"); впоследствии оно приобретает более общий характер ("совершенный муж"). В иерархии человеческих существ цзюнь цзы стоит ниже "совершенномудрого" (шэн1), но так же своей "благодатью/добродетелью" (дэ1) способен воздействовать на "маленьких людей", как ветер - на траву. Его важнейшее качество - "неорудийность" (бу ци), т.е., с одной стороны, духовно-нравствственная и поведенческая автономия, с другой - приверженность дао, а не предметным реалиям (ци2). Наделенный "знанием предопределения (мин1)", цзюнь цзы стоически держится своего пути, предполагающего активную деятельность при торжестве дао в Поднебесной и "сокрытость", удаление от дел - при отсутствии дао.

Кольер. Словарь Кольера. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЦЗЮНЬ ЦЗЫ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЛАО-ЦЗЫ
    легендарный древнекитайский мыслитель, основоположник религиозно-философского направления даосизма, фигура загадочная во многих отношениях. Под этим именем, которое, скорее всего, является прозвищем …
  • ЛАО-ЦЗЫ
    (Ли Эр) , легендарный автор древнекитайского трактата «Лао-цзы» (древнее название - «Дао дэ цзин», 4-3 вв. до н. э.), канонического …
  • ЛАО-ЦЗЫ в Высказываниях великих людей:
    Смотри на дело, как на трудное, и оно в итоге не будет трудным. Лао-Цзы - Верные слова не изящны, изящные …
  • ВЭЙ ШАН-ЦЗЮНЬ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    в китайской мифологии один из богов - покровителей медицины. Реальный даос В. Ш.-ц. жил в кон. 7 - нач. 8 …
  • СЕ ЦЗЮНЬ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Си Цзюнь) (р. 1970) китайская шахматистка; международный гроссмейстер (1990), международный гроссмейстер среди мужчин (1994). Чемпионка мира (с …
  • ДУН-ЦЗЮНЬ в Большом энциклопедическом словаре:
    (кит. повелитель востока) в китайской мифологии божество утреннего солнца. Его представляли как юношу на …
  • ДИ-ЦЗЮНЬ в Большом энциклопедическом словаре:
    в китайской мифологии периода Инь государь-первопредок. Его представляли с головой птицы и телом …
  • ВЭЙ ШАН-ЦЗЮНЬ в Большом энциклопедическом словаре:
    в китайской мифологии даос-исцелитель. Являлся к больным с черной …
  • КОНФУЦИАНСТВО
    этико-политическое учение, возникшее в Древнем Китае и оказывавшее огромное влияние на развитие духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая …
  • КИТАЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • ЯН-ЦЗЫ-ЦЗЯН
    (Янг-тсе-кианг по буквальной передаче с условной английской транскрипции Yang-tze-kiang) — самая значительная река Китая и одна из величайших рек земного …
  • ЯН-ЦЗЫ-ЦЗЯН
    (Янг-тсе-кианг по буквальной передаче с условной английской транскрипции Yang-tze-kiang) ? самая значительная река Китая и одна из величайших рек земного …
  • КИТАЙ, ГОСУДАРСТВО В АЗИИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • ЛЕГИЗМ в Словаре Кольера:
    "Школа закона", представляет собой сформировавшееся в 4-3 вв. до н.э. теоретическое обоснование тоталитарно-деспотического управления государством и обществом, которое первым в …
  • КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ в Словаре Кольера.
  • в Словаре Кольера:
    "Должная справедливость", "долг", "чувство долга", "справедливость", "добропорядочность", "честность", "правильность", "принцип", "значение", "смысл" - одна из основополагающих категорий китайской философии, в …
  • ГУЙГУ-ЦЗЫ в Словаре Кольера:
    "Учитель из Ущелья навей". Основополагающий трактат древнекитайской школы политической философии цзун-хэн цзя (буквально: "школа продольно-вертикальных и поперечно-горизонтальных "), традиционно датируемый …
  • ГУАНЬ-ЦЗЫ в Словаре Кольера:
    один из крупнейших древнекитайских философских трактатов (около 130 тысяч иероглифов), объединяющий произведения разных авторов, в основном 4-3 вв. до н.э., …
  • ВАН ЧУАНЬШАНЬ в Словаре Кольера:
    Ван Фучжи, Ван Эрнун, Ван Цзянчжай, выдающийся китайский философ-неоконфуцианец и ученый энциклопедист. Родился в интеллигентной семье 7 октября 1619 в …
  • СЕ ЦЗЮНЬ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Си Цзюнь) (р. 1970), китайская шахматистка; международный гроссмейстер (1990), международный гроссмейстер среди мужчин (1994). Чемпионка мира (с …
  • КОНФУЦИЙ
    (Кун-цзы) (551-479 до н.э.) - китайский философ, создатель одной из первых зрелых философских концепций и родоначальник конфуцианства - идейного течения, …
  • КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ в Новейшем философском словаре:
    одна из основных составных частей мировой истории философии, характеризующаяся ярко выраженной самобытностью. Радикальная демифологизация осуществлялась в древнекитайской культуре как бы …
  • ФАРФОР в Словаре терминов изобразительного искусства:
    - (от персидского фегфур) изделия тонкой керамики, спёкшиеся, непроницаемые для воды и газа, обычно белые, звонкие, просвечивающие в тонком слое, …
  • ШАН ЯН в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Ян (390-338 до нашей эры), государственный деятель, реформатор в Древнем Китае, один из основоположников легистской школы (см. Фацзя). Происходил …
  • ЦЗОУ ЖУН в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Жун (1885, уезд Басянь, провинция Сычуань, - 3.4.1905, Шанхай), китайский буржуазный революционер. Из семьи крупного торговца. Учился в Японии, где …
  • ФАЦЗЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    [кит. v школа законников (легистов)], философская школа в Древнем Китае. Её основные положения сформулировал Шан Ян (390v338 до н. э.) …
  • ФАРФОР в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (тур. farfur, fagfur, от перс. фегфур), изделия тонкой керамики, спекшиеся, непроницаемые для воды и газа, обычно белые, звонкие, просвечивающие в …
  • МЭН-ЦЗЫ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Мэн Кэ (около 372 - 289 до н. э.), древнекитайский философ, один из самых активных последователей Конфуция. Родился в …
  • МА ЧЖИ-ЮАНЬ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Чжи-юань , китайский драматург и поэт периода правления монгольской династии Юань (1280-1368). Сохранилось 7 из …
  • КОНФУЦИЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Кун-цзы (родился приблизительно 551 - умер 479 до н. э.), древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства. Происходил из обедневшего знатного рода …
  • ДАОСИЗМ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    1) одно из основных направлений древнекит. философии, представленное, в первую очередь, трактатами "Лао-цзы" (др. название - "Дао дэ цзин") и …
  • ВТОРАЯ РЕВОЛЮЦИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    революция", принятое в исторической литературе наименование восстания воинских частей в Центральном и Южном Китае в июле - августе 1913 против …
  • ХУ-БЭЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (англ. Hupe) — китайская провинция, лежащая по среднему течению Ян-цзы-цзяна, к В. от провинций Шэнь-си и Сы-чуань; занимает площадь почти …
  • ПЕКИНСКИЙ ДОГОВОР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    дополнительный трактат, подписанный 2 ноября 1860 г. в Пекине представителем России, генерал-майором Н. П. Игнатьевым (впоследствии граф) и китайским князем …
  • КИТАЙ, ГОСУДАРСТВО В АЗИИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • КВАНТУНСКАЯ ОБЛАСТЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    так называлась арендованная Россией у Китая на основании конвенции 5 (17) марта 1898 г. территория на южной оконечности Ляодунского п-ова, …
  • СЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЦЗЮНЬ, Си Цзюнь (р. 1970), кит. шахматистка; междунар. гроссмейстер (1990), междунар. гроссмейстер среди мужчин (1994). Чемпионка мира в …
  • ХУ-БЭЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (англ. Hupe) ? китайская провинция, лежащая по среднему течению Ян-цзы-цзяна, к В от провинций Шэнь-си и Сы-чуань; занимает площадь почти …
  • ПЕКИНСКИЙ ДОГОВОР в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? дополнительный трактат, подписанный 2 ноября 1860 г. в Пекине представителем России, генерал-майором Н. П. Игнатьевым (впоследствии граф) и китайским …
  • КВАНТУНСКАЯ ОБЛАСТЬ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? так называлась арендованная Россией у Китая на основании конвенции 5 (17) марта 1898 г. территория на южной оконечности Ляодунского …
Великие пророки и мыслители. Нравственные учения от Моисея до наших дней Гусейнов Абдусалам Абдулкеримович

Цзюнь-цзы: благородный муж

Цзюнь-цзы: благородный муж

«Лунь юй» начинается (1, 1) и кончается (20, 3) высказываниями, в которых говорится о необходимости учиться и о благородном муже. Эти две взаимосвязанные мысли пронизывают все произведение, свидетельствуя о том, что учение Конфуция есть одновременно программа личностного самосовершенствования. Если говорить о форме общественной практики, которая адекватна моральной философии Конфуция и санкционируется ею в качестве наиболее достойной, то ее можно выразить одним словом: «учится». При этом, разумеется, речь идет об учебе как особом этапе и способе социализации индивида, включения детей, подростков и юношей во взрослую жизнь. Учиться - значит жить в режиме облагораживающего роста.

Важнейшие категории философии и этики Конфуция («жэнь», «ли», «вэнь» и др.) являются одновременно чертами идеальной личности, именуемой благородным мужем. В известном смысле Конфуция интересуют только вопросы о том, кто такой благородный муж и как можно им стать. Это - идейная доминанта учения, ставшая в то же время композиционной основой сочинения.

Понятие благородного мужа («цзюнь-цзы») упоминается в «Лунь юе» почти столь же часто, как и понятие человеколюбия («жэнь»), - 107 раз. Благородный муж есть идеальная личность не в смысле ирреальности совершенной личности, а в смысле воплощенности идеала. Это - личностный образец, являющийся работающим критерием оценки; он вполне соотносим с определенными живыми индивидами. Об идеале можно говорить, как минимум, в двух смыслах: а) как о внутреннем образе вещи (типичный пример: идеальная точка) и б) как о некоем отдаленном во времени или вынесенном вовне состоянии (таковым является, например, представление о рае). Образ благородного мужа идеален в первом смысле: он не существует вне эмпирических благородных мужей и в то же время ни в одном из них не воплощается исчерпывающим образом.

У Конфуция понятие благородного мужа имеет два смысла: принадлежность к аристократическим сословиям и человеческое совершенство. Принадлежность к аристократическому сословию не гарантирует человеческого совершенства, ибо оно достигается в процессе упорной духовной работы. В то же время на человеческое совершенство могут претендовать не только привилегированные индивиды. Выше уже приводилось суждение Конфуция о том, что в обучении не должно быть различий по происхождению (XV, 38). Однако человеческое совершенство, которое, с точки зрения природных потенций, возможно, и открыто всем людям, является конкретной обязанностью определенных сословий. Понятие совершенного человека, или благородного мужа, заключает в себе противоречие. Вопрос в том, является ли тот или иной человек совершенным, по определению может быть удостоверен только им самим. Но если он сам удостоверяет свое совершенство, то это как раз свидетельствует о том, что он несовершенен. Предлагаемый Конфуцием выход из этого парадокса состоит в следующем: есть определенные сословия, которые являются благородными, совершенными в том смысле, что человеческое совершенство является для них социальным предназначением и обязанностью. Следовательно, благородный муж эмпирически реален как постоянное усилие определенных индивидов стать благородными, соответствовать своему назначению.

У Конфуция «благородный муж», с одной стороны, описательное понятие, обозначающее определенный класс людей. «Если благородный муж не солиден, он не будет пользоваться авторитетом… не дружи с тем, кто тебе не ровня» (I, 8) - читаем мы у Конфуция; очевидно, что здесь речь идет о сословной принадлежности. С другой стороны, понятие благородного мужа является аксиологичесим, оно обозначает эмпирически труднодостижимый или вовсе недостижимый идеал человека. Цзы-лу спросил о благородном муже. Учитель ответил: «Совершенствуй себя, чтобы быть почтительным». [Цзы-лу] спросил; «И это всё?» [Учитель] сказал: «Совершенствуй себя, чтобы принести спокойствие другим людям». [Цзы-лу] спросил: «И это всё?» [Учитель] ответил: «Совершенствуя себя, принести спокойствие народу. Разве не это заботило Яо и Шуня!» (XIV, 42). Из этого фрагмента ясно, что под благородным мужем подразумевается такое совершенство человека, которое переливается в совершенное общество, что было чрезмерно даже для Яо и Шуня - идеальных, по конфуцианским представлениям, правителей древности. Себя Конфуций также не считал благородным мужем; такая самооценка многозначительна, особенно на фоне того, что составившими «Лунь юй» учениками образ Учителя подается так, как если бы он был самым благородным из благородных мужей.

Благородный муж является средоточием всех совершенств, персонификацией конфуцианских представлений об идеальном человеке. Он стремится познать дао, правильный путь, думает о том, чтобы быть искренним и правдивым в словах, честным и почтительным в поступках, не стыдится своих поступков: «Не зная воли Неба, не станешь благородным мужем» (20, 3); «Благородный муж заботится лишь о соблюдении морали» (IV, 11). Он человеколюбив, обладает «жэнь», человеколюбие имеет для него нравственную значимость, оно важнее, чем вода и огонь: «Благородного мужа даже на время трапезы не покидает человеколюбие - оно постоянно с ним: когда он спешит и когда у него трудные времена» (IV, 5). Он справедлив, ограничивает себя правилами ритуала, все делает должным образом, ясно сознавая, что только ритуал преобразует естественные стремления в человеческие поступки: «Благородный муж всегда исходит из чувства справедливости. Это проявляется в том, что в делах он следует Правилам, в речах скромен, завершая дела, правдив. Именно таков благородный муж» (XV, 17). Он постоянно учится, ибо только «тот, кто, повторяя старое, способен найти новое, может стать наставником» (II, 11). Он не стремится подлаживаться под других и не пытается других подчинить своей воле, гармония для него не сводится к единомыслию: «Благородный муж стремится к единству через разномыслие, но не стремится к единству через послушание» (XIII, 23).

Человек не рождается благородным мужем, даже если он принадлежит к благородному сословию. Он становится или, точнее, всю жизнь трудится над тем, чтобы стать им. Для процесса становления благородного мужа существенное значение имеют: а) как он относится к себе и к другим людям; б) как в его жизнедеятельности соотносятся между собой практическое поведение и книжное знание.

Место благородного мужа в системе человеческих отношений можно определить тремя предложениями: благородный муж ко всем относится одинаково; заимствует у людей хорошее и сближается с лучшими; судит только самого себя. Он относится ко всем ровно, не проявляя пристрастия, ибо уважает в каждом человеческое достоинство и ясно сознает, что без этого в человеческом сообществе не будет согласия, его отношение к людям характеризуется тем, что он соединяет, а не отсекает. У людей всегда можно чему-нибудь научиться. Учитель сказал: «Когда [нас] трое в пути, то каждый из двоих [спутников] может стать моим наставником. Я выбираю хорошее и следую ему, плохое же служит предостережением и помогает исправиться» (VII, 23). Человек учится у других людей. Благородный муж умеет правильно этим воспользоваться. Учитель сказал: «Не разговаривая с тем, с кем надо бы говорить, вы теряете людей. Разговаривая с тем, с кем лучше бы не говорить, вы теряете слова. Мудрый не теряет людей и не теряет слова» (XV, 8). Человек не только учится у других. Он также учит их. И в этом деле благородный муж является мастером. Он исходит из убеждения, что у него есть единственное средство благотворного воздействия на окружающих, на дела в государстве - это безупречность собственного поведения: «Если же не способен сам исправить себя, то как он сможет исправлять других?» (XIII, 13). Поэтому он не винит других, не дает им оценки (XIV, 29), «благородный муж требователен к себе» (XV, 20). Конфуций считал, что людям с красивыми словами и притворными манерами не достает человеколюбия (I, 3); поэтому соответствие между словами и делами - предмет особой заботы благородного мужа. Дела благородного мужа должны предшествовать словам. В воспитании и обучении решающую роль играет практический выбор - отношение человека к родителям, друзьям, государю, соблюдение ритуала. Что касается речи, то она должна быть сдержанной; благородный муж «прежде претворяет слова в дела, а затем следует им» (II, 13). (Тот же фрагмент в переводе Кривцова: «Он осуществляет задуманное, а потом уже говорит об этом».)

Основной практической формой, в которой благородный муж может наиболее полно развернуть свои качества, является сановная деятельность (показательно, что графика понятия благородного мужа исходно означает «дитя правителя»). Для Конфуция большая политика - всего лишь продолжение и завершение задаваемой ритуалом упорядоченности общественной жизни, до государственного управления и наряду с ним существует управление, состоящее в том, чтобы проявлять сыновнюю почтительность и быть дружным с братьями (2, 21). В истории китайской государственности конфуцианская традиция является превалирующей, но не единственной. Ей противостоит возникшая одновременно с ней легистская традиция, согласно которой несущей конструкцией государства является закон, а не ритуал. Шень чжи («правление посредством людей») или фа чжи («правление посредством закона») - так впоследствии в китайской культуре терминологически и понятийно закрепилось это дошедшее до наших дней противостояние. Выражаясь предельно заостренно, речь идет о двух различных философиях и практиках государства, о том, понимать ли его как большую семью, которая потому только и является семьёй, что в ней культивируются качественные различия между родителями и детьми, старшими и младшими, или как большой оруэловский сарай, в котором «все свиньи равны». Конфуций выступал против легистов потому, что их учение игнорировало различие между благородными и простолюдинами, а также лишало политику её живой этической основы. Учитель сказал: «Если наставлять народ путем [введения] правления, основанного на законе, и поддерживать порядок [угрозой] наказания, то народ станет избегать наказаний и лишится [чувства] стыда. Если наставлять народ путем [введения] правления, основанного на добродетели, и поддерживать порядок путем [использования] Правил, то [в народе] появится [чувство] стыда и он исправится» (II, 3).

Как для закона нужен репрессивный аппарат, так для Правил нужен благородный муж. Сановная деятельность благородного мужа призвана гарантировать соответствие государственного управления ритуалу; через благородного мужа осуществляется синтез политики и этики. Насколько политике необходим благородный муж, настолько же благородному мужу нужна политика, ибо она предельно расширяет его возможности воздействия на состояние дел в обществе.

Но как быть, если государство управляется неправильно и охвачено беспорядками? В этом случае Конфуций предлагает отойти от активной государственной деятельности: «Если в Поднебесной есть Дао-Путь, то прояви себя; если [в Поднебесной] нет Дао-Пути, скройся. В государстве, где царит Дао-Путь, стыдно быть бедным и незнатным. В государстве, лишенном Дао-Пути, стыдно быть богатым и знатным» (VIII, 13). Между бедностью и незнатностью при хорошем управлении и богатством и знатностью при плохом управлении есть то общее, что они являются следствием порочности поведения, хотя, правда, речь каждый раз идет о разных пороках. Конфуций дает еще один совет, который касается не только отношения к государственно-чиновничьей деятельности, а вообще способа поведения благородного мужа в спокойные и неспокойные времена: «Учитель сказал: «В государстве, где царит Дао-Путь, говорить надо прямо и действовать прямо, в государстве, лишенном Дао-Пути, действовать надо прямо, а говорить сдержанно» (XIV, 3). С точки зрения Конфуция, во взаимоотношении этики и политики приоритет принадлежит этике, хотя, разумеется, он не отрицал ни роль законности, ни роль наказания. Этим определяется политическая активность благородного мужа, она оправдана в той мере, в какой политика покоится на прочном этическом фундаменте.

Благородному мужу в учении Конфуция противостоит низкий человек (сяо жэнь). Понятие сяо жэня многозначно: это человек низкий по своим нравственным помыслам, темный по умственному развитию, возможно также простолюдин по происхождению и социальному положению, хотя последнее не является приговором и не всякий простолюдин обречен остаться сяо жэнь. Словом, он во всем является антиподом благородного мужа. Это - своего рода антиидеал; то, от чего человек должен уходить. Термин «сяо жэнь» употребляется в «Лунь юе» 24 раза, из них 20 раз в значении человека, лишенного добродетели.

Если взять основные признаки низкого человека, то они состоят в том, что он смотрит вниз, думает о том, как бы получше устроиться, извлечь выгоду, не умеет переносить трудности, нужду, не имеет в себе человеческого терпения и «требователен к другим» (XV, 20), склонен к раздорам, даже «может стать разбойником» (XVII, 23). Словом, в поведении низкого человека природная детерминация довлеет над этической. Это человек грубый, неотесанный, своевольный не просто по внешнему виду и манерам, но еще и в том глубоком смысле, что для него ритуал, представления о человеческом приличии и достоинстве не стали определяющими мотивами поведения.

Важно еще раз подчеркнуть: в отношении человеческой судьбы нет космического или антропологического предопределения. Подобно тому как благородный муж выделывает сам себя в упорных трудах, так и низкий человек является результатом нерадения индивидов о самих себе. Правда, статус простолюдина способствует такому нерадению, но только способствует. Конфуцию приписывают такое суждение: «Человек скрывает свое сердце - его ни измерить, ни взвесить. Прекрасное и безобразное - все таится в человеческом сердце, но цвета его не увидишь». Человек по своим изначальным возможностям открыт как добру, так и злу. Сяо жэнь есть актуализация возможности зла. Выражение и причина этого, согласно Конфуцию, заключается в том, что низкий человек тянет на себя, к своей выгоде; он не умеет правильно построить свои отношения с другими людьми, ему чужда идея взаимности. «Маленький человек, как говорит Конфуций, стремится к единству через послушание, но не стремится к единству через разномыслие» (XIII, 23).

Чтобы правильно понять представления Конфуция о нравственных возможностях человека, следует иметь в виду, что в его учении нравственный идеал имеет две разновидности - сыновней почтительности и благородного мужа. Между ними существует совершенно очевидное противоречие. Образ сыновнего почтения покоится на добродетели послушания. Благородный муж, напротив, - самостоятельная и самодостаточная личность; он сам себе судья. Может существовать, как минимум, два не исключающих друг друга объяснения данного противоречия. Согласно первому, речь идет о разных уровнях социально-нравственной жизни. Сыновняя почтительность - нравственный идеал в его массовидном выражении, доступном для всех, в том числе для простолюдинов, Благородный муж - редко доступная вершина нравственного развития личности, связанная с деятельностью государя и его советников. В человеческой повседневности жэнь (человеколюбие) приобретает форму сыновней почтительности, а в государственно-управленческой деятельности - благородного мужа. Согласно второму объяснению, речь идет о разных стадиях нравственного развития личности. Сыновняя почтительность - первая стадия, а благородный муж - вторая. Человек может стать благородным мужем не раньше, чем сам станет отцом. Оба этих объяснения вполне совмещаются, если учесть, что сановная деятельность была уделом отцов - людей в возрасте, опытных, зрелых. При этом второй уровень (или стадия) не отменяет первого, а прочно базируется на нем. Нормы сыновней почтительности для благородного мужа еще более обязательны, чем для обычного человека.

Из книги Этика автора Апресян Рубен Грантович

Цзюнь-цзы: благородный муж Понятие благородного мужа имеет у Конфуция два взаимосвязанных смысла: принадлежность к аристократии и человеческое совершенство. Принадлежность к аристократии сама по себе не гарантирует человеческого совершенства, ибо для этого необходима

Из книги Большая книга восточной мудрости автора Евтихов Олег Владимирович

Благородный муж (цзюньцзы) как символ конфуцианской традиции Учитель сказал:– Если благородный муж (цзюньцзы) не солиден видом, то он не будет пользоваться авторитетом и знание его не будет прочно. Поэтому поставь себе за главное преданность и искренность; не дружись с

Цзюнь-цзы - одно из нормативных понятий конфуцианства.

Цзюнь-цзы - это норматив конфуцианской личности, носитель совокупности конфуцианских добродетелей. Противопоставляется «ничтожному человеку», «маленькому человеку» (сяо жэнь), воплощению эгоистического прагматизма, неспособному выйти за рамки своей практической специализации и преодолеть духовно-нравственную ограниченность. Норматив «благородного мужа» нужен был в качестве образца, чтобы затем «посредством человеческого выправлять человека… подобно тому, как топорище вырубают топором по образцу, находящемуся прямо перед глазами». Совершенство цзюнь-цзы столь значимо, что сам Конфуций не отваживался называть себя «овладевшим путём благородного мужа», или принимал этот титул с большими оговорками:

Учитель сказал: Разве я смогу стать мудрецом или человеколюбивым человеком? Я всего лишь учусь без пресыщения, просвещаю без устали. Только это я и могу сказать о себе".

У Конфуцияпонятие цзюньцзы соотносится с личностью правителя или представителя социальных верхов (означало «благородный муж»); по мере исторического развития оно приобрело более общий характер (стало пониматься как «совершенный муж»).

Понятие "благородного мужа", имеет у Конфуция два взаимосвязанных смысла - принадлежащего по праву рождения к высшим слоям общества, к знати, и образец человеческого совершенства. Принадлежность к знати само по себе не гарантирует совершенства, хотя и предполагает его, ибо дает возможность человеку для саморазвития. Для достижения же совершенства необходима большая духовная работа над собой, которой трудно ожидать от малоимущих простолюдинов, не способных к усвоению мудрости. Получается, что человеческое совершенство в принципе доступно всем, но является обязанностью именно высших слоев общества, от которых зависит жизнь государства.

Благородный муж стремится познавать волю Неба, правильный путь ("дао"), быть всегда человеколюбивым, искренним и правдивым в словах и мыслях, честным и великодушным в поступках. Он ведёт себя всегда с достоинством, служа старшим с полагающимся почтением, заботится о младших и уважает свой народ. Он заботится о спокойствии и процветании народа. Его человеколюбие проявляется в том, что он уважительно и заботливо относится к простому народу, стремится быть с ним справедливым, а не жестоким. Конфуций дает верный совет для построения доброжелательных отношений между людьми: " Не делай людям того, чего не желаешь себе, и тогда и в государстве, и в семье к тебе не будут "чувствовать вражды". Он не печалится и не испытывает страха, ибо ему нечего стыдиться и бояться, так как он поступает правильно.

Благородный муж знает цену знанию и всю жизнь учится, ибо самый главный порок - это не любить учиться.

При этом подлинная мудрость вовсе не является недоступной даже и для простых людей, ибо она заключена в одном слове. На вопрос ученика о том, можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом, Конфуций ответил: "Это слово - взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе".

Таким образом, благородный муж - это идеальный нормативный образец человека, сочетающего в себе духовное, моральное величие с присущим ему правом на высокий социальный статус. Ему противостоит низкий человек ("сяо жэнь"), который не способен внимать Небу, ибо всегда смотрит не вверх, а вниз, думает только о собственной выгоде, не может достойно переносить невзгоды и склонен винить в них всегда других, а потому оказывается склонен к раздорам. Опора государства - именно благородные мужи, причастные принципу человечности ("жэнь"), постигнувшие необходимость неукоснительного соблюдения установленного порядка, обрядов, правил, церемоний ("ли"). Их обязанность - наставлять народ на пути порядка и добродетели путем обучения и примера, а при необходимости, применяя силу.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: