Бухарское и хивинское ханства. Хивинское ханство, хорезм

«Бухарское, Хивинское, Кокандское ханства»

К середине XIX в. наиболее сильными государствами в Средней Азии являлись Бухарское, Хивинское и Кокандское ханства. Наряду с ними существовало множество племен, городов, мелких государств, которые были или полностью самостоятельны, или подчинялись кому-либо из ханов формально.

Бухарское ханство располагалось в бассейне реки Зеравшан. Его столица, Бухара возникла не позже I в. н.э. и на протяжении своей долгой истории пережила множество драматических и ярких событий, побывала в руках арабов, правителей династии Саманидов, монгольских воинов Чингиз-хана. В XIV в. ее захватили войска прославленного полководца, правителя Самарканда Тамерлана, а в XVI в. - кочевники-узбеки, которые изгнали тимуридов из всего Мавераннахра (земель между Аму-Дарьей и Сыр-Дарьей) и сделали Бухару своей столицей. В 1583 г. бухарский престол занял хан Абдулла, весьма деятельный и энергичный полководец. Еще будучи наследником престола, он подчинил себе всю Ферганскую долину и взял Балх, овладел Ташкентом и Самаркандом. В 1584 г. Абдулла завоевал Бадахшан, затем распространил свою власть на Мерв, Герат и Мешхед. Он искал союза с Турцией и Великими Моголами в Индии, пытался превратить в своих вассалов казахских султанов. Однако, после смерти Абдуллы (1599) его династия прервалась.

В 1600 г. на престол взошел Дин-Мухаммед, сын астраханского хана Джани, бежавшего в Бухару после захвата Астрахани войсками Ивана Грозного и женившегося на сестре Абдуллы Потомки Джани правили Бухарским ханством до середины XVIII столетия. При двух последних властителях этой династии Абул-Фейзе (1703–1747 гг.) и Абул-Мулине (1747–1751 гг.) большого влияния добился знатный узбек из рода Мангит Мухаммед-Рахим. После смерти или, возможно, убийства последнего из джанидов Мухаммед-Рахим был провозглашен ханом. Его преемником стал Даниил-би (1758–1786 гг.), сын которого, Шах-Мурад (1786–1801 гг.) женился на дочери Абул-Фейза, примирив таким образом две династии, и принял титул эмира.

Ближайшими преемниками Шах-Мурада на бухарском престоле были: его сын Мир-Хайдар (1801–1826 гг.), внуки Мир-Хуссейн (1826 г.), Омер-хан (1826 г.), Насрулла (1827–1860 г.) и, наконец, сын Насруллы Музаффар (1860–1885 г.). Очень часто смена эмиров сопровождалась яростной борьбой его родственников и приближенных за власть, распрями между отдельными частями государства, заговорами. Так в 1826 г., когда умер эмир Хайдар, и трон перешел к его сыну Хуссейну, другой сын, правитель города Карши Батур-хан выступил на Бухару с войском, желая захватить власть. Однако когда ему на встречу двинулись правительственные войска, он вернулся назад, ограбив по пути караван, следовавший из Герата в Бухару. Вскоре Хуссейн скончался то ли от болезни, то ли от яда. Батур-хан, как следующий по старшинству, теперь действительно имел право на престол, но бухарские вельможи передали власть третьему сыну Хайдара Омару, до того являвшемуся наместником города Кермине. Стерпеть этого Батур-хан, конечно, не мог. Собрав в Карши войско, он двинулся к Самарканду захватил этот древний город и провозгласил себя ханом. Затем его армия подошла к Бухаре и осадила ее. Батур-хан смог установить контакт с бухарскими военачальниками и те, соблазненные щедрыми посулами, открыли ворота. Бухара подверглась страшному разграблению. Омар-хан бежал в туркменские земли, а оттуда - в Герат. Впоследствии он нашел приют у злейшего врага Бухары хана Коканда. Батур-хан, став эмиром, принял имя Насрулла. Все его долгое правление прошло в изнурительных войнах с кокандцами, подавлении мятежей и заговоров в собственных владениях.

К началу XIX в. в Бухарском ханстве проживало около 3 миллионов человек, преимущественно узбеков, таджиков и туркмен. В городах, кроме того, жили персы, евреи и др. По сообщению русского исследователя и дипломата П. И. Демезона, в административном плане ханство делилось на 9 провинций. Крупнейшим городом, наряду со столицей, был Самарканд. Кроме того, к числу заметных центров принадлежали Карши, Меймене, Каракуль, Катта-Курган. Важную роль играла также крепость Джизак, в северо-восточной части ханства, опираясь на которую, бухарцы собирали дань с кочевников-казахов.

Власть эмира была абсолютной и практически ничем не ограниченной. Среди сановников очень видную роль играл кушбеги. Первоначально это звание принадлежало начальнику ханской охоты, но в XIX в. кушбеги превратился в своего рода канцлера. Он замещал эмира во время его отлучек из Бухары, управлял канцелярией и постоянно жил в бухарском Арке (дворце эмира). Другим очень важным лицом был шейх-уль-ислам, который считался главой бухарского духовенства и, одновременно, верховным судьей. На эту должность назначались люди, получившие хорошее образование, разумеется, в местном понимании. Так в 1830-е годы ее занимал Султан-хан-ходжа, который страстно любил поэзию и увлекался алхимией. Большим влиянием пользовались также наместники эмира в отдельных населенных пунктах и районах страны.

Во многих бухарских городах были хорошо развиты ремесла. Сама Бухара и Кермине славились шелковыми и хлопковыми тканями. В Катта-Кургане лили чугун и медь. На полях выращивались хлопок, рис, пшеница, кунжут и др. культуры. Особенно процветали садоводство и огородничество. При этом технологии зачастую были очень архаичными, а полный произвол власть имущих заставлял скрывать богатство даже тех, у кого оно было. Тем не менее, Бухара активнее прочих среднеазиатских государств вела торговлю с Россией, как вывозя свои товары, так и закупая русские и являясь транзитным пунктом на пути в Персию и Индию.

Большой бедой среднеазиатских государств были постоянные войны друг с другом. Войска в них имели преимущественно иррегулярный и полуиррегулярный характер. Как свидетельствует П. И. Демезон в начале 1830-х годов «в Бухарии» насчитывалось 19 тыс. постоянно находившихся на службе воинов, а по данным И. В. Виткевича - 12 тыс. Этих «постоянных» воинов русские авторы называли сипаями, алманами и сарабазами. Подобно русским стрельцам XVII в. они должны были нести военную и караульную службу, периодически собираться на смотры и по приказу эмира участвовать в боевых действиях. В свободное от службы время они могли заниматься любыми приработками. Жалование выплачивалось деньгами и зерном. Другим, быть может самым важным, источником доходов служила для «сипаев» военная добыча. Посетивший Бухару в первой половине XIX в. Виткевич писал: «Сипаи... это большею частью узбеки и праздошатающиеся всякого звания и племени, они записаны на службе, проживают, где хотят и являются по воззванию, они получают ежегодно по 4 тилла (примерно 60 российских рублей того времени) и по 4 батмана (32 пуда, 512 кг. - А. М.) пшеницы. Кроме того хан иногда раздает тому, кто первый навернется, отбитых и взятых у кайсаков (казахов - А. М.) лошадей.»

Сходную картину рисует и Демезон: «Солдат-алман, состоящий на жалованье правительства, получает в год около 150 руб., часть которых выплачивают деньгами, а часть натурой - такой, как джугра, солома, пшеница и т.д. На эту скудную сумму он должен жить, снаряжаться и питаться во время военных кампаний... Получая приказ о начале похода, он нанимает лошадей на время кампании.» Сипаи и алманы были преимущественно кавалеристами. Пехота в бухарском войске составляла меньшинство и вниманием властей не пользовалась.

В случае большой войны свои вооруженные отряды выставляли отдельные города и племена. Среди последних наиболее боеспособным являлось туркменское ополчение. Однако, привлечь ополченцев на службу было очень непросто. Если кампания затягивалась или полководец не пользовался авторитетом, войска начинали разбегаться. «Ополчение из кайсаков, - отмечает Виткевич, - из кочующих узбеков и другой сволочи (т.е. сброда - А. М.) могло бы составить до 50 тыс. менее чем полувооруженных ратников; но собрать их действительно дело весьма трудное, а заставить их драться и содержать в целом составе своем сколько-нибудь продолжительное время - еще труднее, даже невозможно. У кого продовольствие вышло, тот едет домой; и все войско нередко исчезает в несколько дней, может быть в самую роковую минуту, которая должна решить участь похода и целого ханства!»

Воины делились на отряды по 10, 50, 100, 500 и 1000 человек. Командовали ими, соответственно, десятники (дахбаши), пятидесятники (пинджбаши), сотники (юзбаши), пятисотенные (пансалбаши) и тысячники (минбаши). Главнокомандующим считался эмир, но обычно он поручал ведение войны кому-либо из своих приближенных. Один раз в год в крупных городах проводились военные смотры. В Бухаре такой смотр длился более недели. «Они (воины - А. М.), - пишет Демезон, - не осмеливаются предстать перед ханом или кушбеги в лохмотьях, в каких ходят весь год. В день смотра они берут напрокат на несколько часов у старьевщика красивое платье и гордо идут, немного напоминая павлинов, ответить на перекличке «хазер» - присутствую.»

Вооружено большинство воинов было саблями, копьями, ножами, кинжалами и прочим холодным оружием. «Некоторые, - говорится в записках Демезона, - носят кольчугу и очень редко железный шлем или маленький щит.» Участник многих боевых действий военный инженер Е. Саранчев добавляет, что туркмены любили сражаться боевыми топориками. Ручное огнестрельное оружие было представлено в основном фитильными ружьями.

Демезон вспоминал, что когда он подарил кушбеги капсюльное ружье, тот очень удивился и стал спрашивать, как можно стрелять из ружья, у которого нет полки для пороха. При этом обеспеченность даже таким чрезвычайно устаревшим оружием была низка и неодинакова в разных частях войска. «Узбекские воины, - писал Демезон, - воюют недисциплинированно и всегда на лошадях (полученных от правительства - А. М.). Туркмены почти все имеют собственных лошадей, но зато у них гораздо меньше ружей, чем у узбеков.»

Кроме ружей, по данным Демезона, в Бухаре имелось «восемь или десять старых пушек, из которых всего четыре с лафетами.» Виткевич писал о 18 орудиях, среди которых были «одна пушка с именем императрицы Елизаветы Петровны и две русские мортиры», привезенные персами. Он также указывает, что в полевом бою бухарщы «привязывают орудие к арбе и так стреляют.» Наряду с более или менее крупными пушками у бухарской армии имелись совсем мелкокалиберные орудия, своего рода крепостные ружья, которые русские авторы называли, по аналогии со средневековой европейской артиллерией, фальконетами. Иногда несколько таких фаль-конетов ставили на один лафет, превращая в многоствольную и, следовательно, скорострельную систему. Виткевич указывал, что прикрепляли их к седлам верблюдов. Интересно, что подобная «верблюжья» артиллерия была очень популярна у арабов.

Правители Бухары прекрасно понимали, что их артиллерия слишком малочисленна, и неоднократно предпринимали попытки ее пополнить. Еще в 1795 г. эмир направил российской императрице Екатерине II в подарок слона и попросил дать ему 600 пудов меди для отливки пушек. На протяжении первой половины XIX в. и во время войны с Россией бухарцы постоянно приглашали к себе персидских и индийских литейщиков. Наглядное представление о бухарской артиллерии дают пять бронзовых пушек, которые были захвачены русской армией в качестве трофеев, переданы в Артиллерийский музей в Петербурге и подробно описаны военным историком Н. Е. Бранденбургом. На двух из них поставлены годы отливки: 1853 и 1864 соответственно. Кроме того, на одном указано имя мастера - Пир-Назар. Это же имя стоит на одном орудии, не имеющем указания на год отливки. Следовательно, оно было изготовлено примерно в то же время, что и первые два. Во время войны Бухары с Россией эти пушки были только что изготовлены, представляли собой, так сказать, последнее слово бухарской техники. Все они гладкоствольные, заряжавшиеся с дула. Воспламенение заряда производилось через отверстие в казенной части ствола с помощью раскаленного металлического стержня или горящего фитиля. Метрический калибр равняется 169 мм, 125 мм, и 81 мм. Значит, если ядра к ним были чугунными, то самая крупнокалиберная пушка била снарядами весом около 16 кг, а самая малокалиберная - 1,5 кг. Длина орудий, соответственно, составляет 102,8 см, 250,3 см и 167,5 см. На пушках имеются прицельные приспособления: пластинки с прорезью у казенной части и мушки у жерла. Качество литья плохое, канал ствола очень изношен, зато орудия богато украшены. Жерло одного, например, изготовлено в виде головы дракона. Словом, это типичные средневековые пушки, достаточно мощные, но с низкой скорострельностью.

Бухарские крепости были в основном глинобитными. Своими очертаниями они либо повторяли очертания города, либо представляли простые фигуры (четырехугольник, овал). Стены отличались большой толщиной, да еще перед крепостью обычно сооружали ров. Очень часто внутри крепости имелась укрепленная цитадель, в которой размещался дворец правителя. Ничего подобного европейским крепостям с их сложной системой сходящихся под разными углами равелинов, рассчитанных на противостояние массированному артиллерийскому огню, в ханстве не строили. К бухарским крепостям вполне можно применить оценку, которую Е. Саранчев дал крепостям хивинским: «Если сравнить крепостные ограды, употреблявшиеся в Хиве с общеевропейскими, то по цели они скорее всего могут быть отнесены к средневековым постройкам, употреблявшимся до конца XV столетия.»

Хивинское ханство было основано узбекским ханом Ильбарсом в начале XVI в. на территории Древнего Хорезма, в низовьях Аму-Дарьи. Первоначально столицей этого государства был г. Вазир, но с XVII в. на ведущие позиции вышла Хива. Хивинские ханы, хотя и приходились дальними родственниками ханам бухарским, вели абсолютно независимую, а иногда и враждебную Бухаре политику. Постепенно они распространили свою власть на туркменские земли Мангишлака, территории по старому руслу Аму-Дарьи Узбою и северную часть Хорасана. В XVIII в. ханы в Хиве избирались старейшинами родов, но с начала XIX столетия на престоле прочно укрепилась одна династия узбекского происхождения. Первым ее представителем являлся хан Ильтезер, правивший в самом начале века. Затем властвовал его брат Мухаммед-Рахим (до 1825 г.), который передал престол своему сыну Алла-кулю (1825–1842 гг.). После Алла-куля во главе ханства находились: Рахим-куль (1842–1845 гг.), Мухаммед-Эмин (1845–1855 гг.), Сеид-Мухаммед (1856–1864 гг.) и, наконец, Сеид-Мухаммед-Рахим, последний хан независимой Хивы.

К началу XIX в. население Хивинского ханства составляло около 0,5 млн. чел. В нем жили узбеки, туркмены, казахи, каракалпаки. Власть хана распространялась на все сферы государственной жизни, но очень большим влиянием при этом пользовались беки и предводители отдельных племен. Побывавший в Хиве в 1819–1820 гг. русский путешественник Н. Муравьев писал, что ханское правительство «слишком угнетательно, чтобы извлечь из щедрой природы те сокровища, которые она доставить может.» Почти через 40 лет М. Г. Черняев так описывал положение одного из народов ханства: «Положение каракалпаков весьма бедственно, о чем можно заключить по их одежде, состоящей буквально из одних рубищ... Дети почти все нагие... Определенной подати у них нет...Хивинцы берут с них все, что только могут.» Впрочем, не меньшим поборам подвергались и казахи, и туркмены, и узбеки.

Очень большое распространение получила в Хиве работорговля. В силу географического положения ханства его воины имели возможность нападать на торговые караваны, в т.ч. русские, следовавшие в Бухару. Эти налеты очень часто приводили к конфликтам между Россией и Хивой. Сопоставляя отношение к России бухарского и хивинского правительств, П. Демезон в 1830-е годы писал: «Хивинцы относятся к России враждебно и даже не пытаются скрыть это. Они прилагают все усилия, чтобы вредить нашему правительству, настраивая против него некоторые киргизские (казахские - А. М.) племена, на какие имеют хоть малейшее влияние. С русскими пленными, попавшими к ним или купленными ими у киргизов и татар, в Хиве обращаются с жестокостью, какую даже трудно себе представить. Бухарцы, хотя и питают в глубине не меньшую, чем хивинцы, неприязнь к России, пытаются все же в своих интересах скрыть ее, чтобы это не отразилось на отношениях наших правительств. Бухарское правительство, теснимое со всех сторон Кокандом, Хивой и киргизами, препятствующими ее торговле, было бы радо, если бы Россия придвинулась к берегам Сыр-Дарьи и построила здесь для острастки хивинцев и киргизов укрепление, которое обеспечило бы прямое движение бухарских караванов в Орск.

Регулярной армии в Хиве, как и в Бухарском ханстве, не имелось. Русский офицер М. Г. Черняев описывает то хивинское войско, которое видел в 1858 г. у Кунграда, следующим образом: «В составе этого скопища было около 200 чел. пехоты, вооруженной ружьями и саблями. Полурегулярная кавалерия в числе около 2 тыс. вооружена пиками, шашками и ружьями. Иррегулярные скопища на половину только имели ружья с шашками, остальные вооружены, кто пикой и шашкой, а кто - одной пикой.»

В другой части записок Черняев специально остановился на боевых качествах казахского ополчения. «Огнестрельное оружие их состоит, - поясняет он, - состоит из длинного ружья с приделанными к нему сошками. Огонь сообщается заряду посредством фитиля. Хотя киргизы (имеются в виду киргиз-кайсаки, т. е. казахи - А. М.) и действуют из мушкетов своих на значительное расстояние и довольно метко, но они так мало распространены между ними, что существенного вреда огнестрельным действием нанести не могут.»

Именно такое, как описывает Черняев, хивинское ружье находится в коллекции Артиллерийского музея. Оно нарезное, с фитильным замком и откидной подпоркой-сошкой. На ружье имеется надпись, сообщающая имя мастера - Джаид-Барди сын Сагарджим-Барди из Хорезма и дату изготовления - 1866 г. Указано на ружье и имя владельца. Им был сотник Адель-Кадер.

В конце 18 в. в Ферганской долине возникло третье, Кокандское ханство . Его правители возводили свой род к выдающемуся полководцу, государственному деятелю и поэту, властителю Самарканда Бабуру. По преданию в 1512 г., когда Бабур потерпел поражение в борьбе с узбекским ханом Убайдуллой и бежал через Фергану в Индию, на полпути от Ходжента до Канибадама его жена родила сына. В спешке отступления ребенка бросили. Младенца подобрали узбеки из рода Минг, которые дали ему имя Алтун-бишик, что означает золотая колыбель. Впоследствии, когда мальчик вырос, а тайна его происхождения раскрылась, он стал именоваться Худояром.

Потомки Худояра долгое время правили городом Исфар в Фергане. Один из них, весьма энергичный полководец Аблул-Рахман в 1732 г. переехал в Коканд и завоевал Ходжент, правителем которого сделал своего брата. Он также начал войну с Бухарой, отобрал у нее Самарканд, Катта-Курган и Шахрисабз. Однако, в 1740 г. Абдул-Рахман погиб в результате дворцового переворота, а напавшие на Бухарское ханство персы захватили также и Самарканд. Брат Абдул-Рахмана Абдул-Керим вновь стал завоевывать окрестные земли, но лишь правивший на рубеже XVIII-XIX вв. Нарбут-би смог подчинить себе практически всю Фергану. Он вступил в брак с племянницей правителя Андижана, приобретя таким образом очень сильного союзника, вел постоянные войны с городом Ура-Тюбе.

В 1808 г. сын Нарбута-би Алии вступил на кокандский престол и принял титул хана. Сразу же после этого он приказал убить тех из своих родственников, кто мог претендовать на верховную власть. Во внешней политике Алим-хан действовал столь же решительно. Он захватил Ташкент, Кураму, Чимкент, Сайрам, неоднократно воевал с Ура-Тюбе. Неслучайно этот правитель носил титул Шир-гаран - лютый тигр. Для достижения побед Алим-хан пользовался довольно оригинальными приемами. Так он насильно вербовал в свою армию бродяг и нищих. Во время одной из кампаний отсутствием Алим-хана в столице воспользовались заговорщики. В результате нового переворота хан-тигр погиб, а престол занял его брат Омар, который также начал с поголовного истребления своих родственников. Омар властвовал с 1816 по 1821 г. За это время он успел захватить г. Туркестан, находившийся прежде под властью Бухары, и совершить несколько неудачных походов на Ура-Тюбе и Джизак. По распоряжению Омара была сооружена целая линия крепостей по правому берегу Сыр-Дарьи (Джулек, Курмыш-Курган, Ак-Мечеть, Кош-Курган, Чим-Курган и др.), что вызвало большую обеспокоенность России.

После смерти Омара престол перешел к его 12-летнему сыну Мадали-хану. Многие видные сподвижники отца были тотчас удалены и в первые ряды выдвинулись новые люди. В 1826 г., воспользовавшись смутой в Бухаре, кокандцы наконец смогли захватить Ура-Тюбе. Именно в Коканд, как уже говорилось, бежал свергнутый братом бухарский эмир Омар. В начале 1830-х годов Мадали-хан заключил помолвку с дочерью правителя Шахрисабза, крупного города, завоевавшего за несколько лет до этого независимость от Бухары. Вообще, кокандский хан всячески старался сколотить широкую антибухарскую коалицию, включавшую Хивинское ханство, Шахрисабз и пограничное Кундузское ханство. Он распространил свое влияние даже на Кашгар, где вел борьбу с китайцами, и территории современного горного Таджикистана: Каратегин, Куляб, Рошан и др. Будучи деятельным политиком и полководцем, Мадали-хан увлекался поэзией. При его дворе жило более 70 поэтов, да и сам он писал стихи.

К несчастью для себя Мадали совершил один очень недальновидный поступок: он вступил в брак с собственной мачехой, которая, кстати, была очень талантливой поэтессой. Узнав об этом, бухарский эмир Насрулла объявил кокандского хана нечестивцем и отправился в поход, якобы ради избавления страны от страшного грешника. Часть кокандских вельмож переметнулась на сторону эмира. В 1840 г. бухарская армия захватила Ура-Тюбе и еще несколько городов. Мадали-хан был вынужден признать себя вассалом эмира, но тут же поднял восстание. В 1842 г. бухарцы совершили новый поход. Мадали потерпел поражение в битве на урочище Танги и армия эмира вступила в Коканд. Свергнутый хан бежал, но был схвачен и выдан эмиру собственными приближенными. Насрулла распорядился зарезать самого Мадали-хана, его старшую жену и мать. Власть над Кокандом принял бухарский наместник Ибрагим-хан из узбекского рода Мангит. Но правил он недолго.

В том же 1842 г. против бухарского владычества поднялся двоюродный брат Омар-хана и Алим-хана ШирАли, чудом уцелевший после проводившейся всеми ханами «чистки» семьи. Собрав на реке Кара-Су большое войско кочевников-казахов, он двинулся к Коканду. Ибрагим-хан бежал. В городе началось зверское избиение бухарцев, а заодно и узбеков-мангитов. Покончив с врагами, Шир-Али торжественно принял ханскую власть. В ответ Насрулла снова двинулся в поход, подошел к Коканду, осаждал его 40 дней, но взять так и не смог.

Шир-Али правил до 1845 г., причем проявил нетипичную для своих предшественников мягкость. Он даже не устроил традиционной резни родственников, за что удостоился от своих подданных прозвища «шавля», что значит размазня. При этом хане в государстве чрезвычайно усилилась борьба между оседлым, земледельческим и кочевым населением. Земледельцы по национальной принадлежности были преимущественно узбеками и таджиками и назывались сартами. Кочевники именовались кипчаками и включали, как казахов, так и часть узбеков. Главой кипчакской партии при дворе стал видный полководец Мусульманкул, который самолично раздавал должности и земли, разумеется, обирая сартов в пользу кипчаков. Когда Шир-Али попытался привлечь временщика к ответу, тот развязал междоусобную войну. В 1845 г. войска хана были разбиты. Кипчаки оставили Шир-Али на престоле, но заставили его дать Мусульманкулу должность минбаши т.е. тысячника, а на деле главнокомандующего армией. Вскоре после этого Мусульманкул отправился воевать с киргизами. Воспользовавшись его отсутствием, власть в Коканде захватил сын Алим-хана Мурад, живший в Ура-Тюбе. Шир-Али зарезали прямо в дворцовом зале совета. Через 11 дней после этих событий в Коканд вернулась армия Мусульманкула. Мурад и его сторонники были убиты, а кипчаки устроили настоящее избиение всех сартов, не взирая на их политические позиции. Ханом провозгласили малолетнего сына Шир-Али Худояра, но реальная власть сосредоточилась в руках Мусульманкула. Худояру предстояло стать последним кокандским ханом.

К началу XIX в. население ханства насчитывало около 1,5 млн. чел.: узбеков, таджиков, казахов и киргизов. Как и в других ханствах, хан здесь обладал совершенно неограниченной властью, а потому мог по малейшему капризу казнить своих подданных, лишать их имущества или земли.

«Дурному управлению в Коканде не предвидится конца», - писал по этому поводу русский востоковед В. В. Вельяминов-Зернов в 1850-е годы. Сходную оценку дал кокандским порядкам и проживший там более месяца Д. Долгорукий. «Прежде в Кокане, - пишет он, - как и в Бухаре, достаточно было прослыть богачом, чтобы подвергнуться смертной казни, причем имущество казненного отбиралось без всяких разговоров в пользу хана или эмира...» Понятно, что в таких условиях люди прятали деньги, что имело самые негативные последствия для торговли и ремесла.

Кокандская армия находилась примерно на том же уровне развития, что бухарская или хивинская. «Регулярной армии в Кокане не существует, - писал Вельяминов-Зернов, - Артиллерия у коканцев есть; но она так дурна, что едва ли ее можно назвать эти именем.» Большая часть кокандских воинов имела только фитильные ружья и холодное оружие.

Наряду с тремя ханствами в Средней Азии существовало, как уже говорилось, множество независимых территорий. Весьма влиятельными среди них были так называемые туркменские оазисы. Они располагались на окраинах пустыни Кара-Кум, у реки Аму-Дарьи и ее многочисленных протоков и являлись племенными центрами туркмен. Одним из древнейших является Мервский оазис на р. Мургабе, который в XVI в. был завоеван кочевниками-узбеками, но неоднократно переходил из рук в руки. В 1740 г. персидский шах Надир покорил Мерв и переселил туда более 20 тыс. семей из Персии. Однако, уже в 1784 г. бухарский эмир Шах-Мурад разорил оазис, разрушил плотину на р.Мургабе и переселил местных жителей за Аму-Дарью к озеру Каракуль. В конце XVIII в. окрестности Мерва заняли туркмены племени эрсари, которых в 1830-е годы подчинил себе хан Хивы. Еще четверть века спустя, в 1855 г. туркмены-текинцы разбили хивинцев и заняли оазис, изгнав из него эрсари. В 1860 г. персы попытались вновь овладеть оазисом, но были наголову разгромлены текинцами.

Независимость сохранила также та часть туркмен-текинцев, которая населяла оазис Ахал-Теке, представлявший собой небольшую полосу плодородной земли длиной примерно в 250 км и шириной в 20 км у подножья Копетдага. Среди них были как земледельцы, именовавшиеся чомур, так и кочевники-чорва. Кроме того, туркмены Ахал-Текинского оазиса часто совершали военные набеги на пограничные провинции Хивинского и Бухарского ханств и даже на Персию. Помимо добычи, они захватывали пленных, которых потом продавали в рабство.

Туркмены племени-йомудов попали в зависимость от Хивы. Они занимались земледелием и скотоводством в Хивинском оазисе, но кочевали и на очень большие расстояния, вплоть до плато Устюрт. Некоторых, не желавших подчиняться йомудов хивинцы переселили в окрестности города Кунграда, а некоторые в 1860-е годы сами ушли на остров (ныне полуостров Челекен). Еще одна ветвь йомудов кочевала в междуречье Атрека и Гюргена и считалась подвластной персидскому шаху. Там же обитало меньшее по численности племя гекленов. На берегах Аму-Дарьи находились также кочевья племени эрсари, которое считалось подвластными Бухаре. Все туркменские племена вели борьбу друг с другом за пастбища и источники воды, совершали взаимные набеги с целью захвата рабов, угона коней и скота. Неслучайно даже один из сюжетов национального туркменского эпоса «Героглы» повествует о похищении у главного героя любимого скакуна и его мести похитителям.

В XVI - 1-й половине XVIII вв. в Хивинском ханстве шла постоянная междоусобная борьба, велись непрерывные войны с Бухарой, Ираном, с кочевниками-туркменами, существовала острая национальная рознь между узбеками и туркменами внутри страны. В 1700, 1703, 1714 гг. послы хана Шах-Нияза вели переговоры с Петром I о принятии Хивинского ханства в русское подданство. Однако экспедиция в Хиву А. Бековича-Черкасского в 1717г была уничтожена хивинцами. В 1740 г Хивинское ханство завоевал правитель Ирана Надиршах, но после его смерти в 1747г оно снова стало независимым.

В ходе междоусобной борьбы в 1763г выдвинулся Мухаммед Амин, глава племени кунграт, положивший начало новой Хивинской династии - Кунгратской. Наиболее значительным представителем этой династии был хан Мухаммед Рахим (1806-1825), который завершил объединение Хивинского ханства, учредил верховный совет, провёл налоговую реформу, подчинил соседние мелкие владения (аральское, каракалпаков и др.). Это был период укрепления центральной власти и внутренней стабилизации.

В результате Хивинского похода 1873г по Гендемианскому мирному договору 1873 Хивинское ханство отказалось от земель по правому берегу Амударьи и превратилось в вассала России с сохранением внутренней автономии. Население Хивинского ханства, состоявшее из узбеков, туркмен, каракалпаков и казахов, занималось земледелием на базе искусственного орошения и скотоводством. Феодальные порядки тесно переплетались с патриархально-родовыми и рабовладельческими. За исключением нескольких хлопкоочистительных заводов, промышленность отсутствовала. Экспорт составляли хлопок, сухофрукты, шкуры, шерсть. Хан пользовался неограниченной властью. В стране царили произвол и насилие. Большую роль играло реакционное мусульманское духовенство.

После Октябрьской революции 1917 в Хивинском ханстве началась острая политическая борьба. 2 февраля 1920 народное восстание, поддержанное частями Красной Армии, свергло ханскую власть. 26 апреля 1920 1-й Всехорезмский народный курултай провозгласил образование Хорезмской народной советской республики.

Образование Хивинского ханства

Накануне нашествия Шейбанийхана в Хорезме правил Чин Суфии из династии суфиев, выходцев из династии кунграт. Официально он считался наместником Хусейна Байкары. В 1505 году Хорезм захватил Шейбанийхан, а в 1510 году – иранский шах Исмаил. Но его правление продолжалось недолго. В 1511 году Хорезм вновь получил независимость.

На территории Хорезма проживало около 20 узбекских племен. Среди них самыми многочисленными и сильными считались племена кунгратов, мангытов, найманов, кипчаков и киятов.

Свободолюбивые хорезмские племена и их предводители возглавляли борьбу народа против иранских захватчиков. Когда иранские войска были выдворены из пределов Хорезма, влиятельные лица страны посадили на трон Элбарсхана (1511-1516), сына Берки Султана, потомка Шейбанийхана, несмотря на родственные отношения, были во враждебных отношениях. Причиной тому явилось убийство Берки Султана (1431-1436) Абулхайрханом, когда последней боролся за создание единого государства. Элбарсхану удалось прогнать иранских захватчиков из страны. Так в 1511 году Хорезм вновь приобрел независимость. Государство стало называться Хивинским ханством, основателями которого стали представители шейбанидской династии. Хивинские шейбаниды управляли страной до 1770 года.

При Элбарсхане столица страны была перенесена из Вазира в город Ургенч. После освобождения Вазира от иранцев Элбарсхан и его сыновья получили прозвище газиев. Слово «газий» означает «борец за веру».

Династия Шейбанидов вымерла к концу XVII века, к этому времени очень выросла власть племенных вождей и они стали приглашать Чингизидов из казахских степей на ханский трон. Реальная власть сосредоточилась в руках узбекских племенных вождей с титулами Аталик и Инак. Два главных узбекских племен, Конграт и Мангит, вели борьбу за власть в ханстве и их борьба сопровождалась отделением северной части Хорезма, Aрaла (дельта Aму Дaрьи). Узбеки Aрaла, в большинстве кочевники, провозгласили своих Чингизидов, которые также были марионетками.

Большую часть XVIII века в Хорезме царил хаос, и в 1740 страна была захвачена Надир Шахом из Ирана, но иранская власть была номинальной и окончилась со смертью Надир Шаха в 1747. В последующей борьбе Конгратов и Мангитов выиграли Конграты. Однако долгие войны между Хивой и Аралом и между различными узбекскими племенами, в которых Туркмены принимали активное участие, привело Хорезм на грань тотальной анархии, особенно после захвата Хивы в 1767 туркменским племенем Йомудов. В 1770 Mухаммад Aмин Инак, вождь Конгратов, разбил Йомудов и установил свою власть в ханстве. Он стал основателем новой Конгратской династии в Хиве.

Однако и после этого Конгратским Инакам понадобилось десятки лет, чтоб подавить сопротивление племенных вождей и марионетки Чингизиды все ещё находились на троне.

В 1804, внук Mухаммада Aмина, Ильтузер Инак был провозглашен ханом и марионетки Чингизиды больше не были нужны. Его младший брат, Mухаммад Рaхим Хан (правил 1806-1825), объединил страну победив аральцев в 1811, покорил Кара Колпаков (на северо- западе дельты Аму Дарьи) и пытался с некоторым успехом подчинить Туркмен на юге и Казахов на севере. Tу же политику вели его наследники. Ильтузар и Мухаммад Рахим наконец сломили оппозицию племенной знати с помощью сартов и обуздали военную силу туркмен, которых они или убеждали жить в Хорезме раздавая орошаемые земли за военную службу, или же принуждали их к этому силою. Они создали сравнительно централизованное государство, в котором провинциальные губернаторы имели ограниченную власть.

В первую половину XIX века Конграты значительно расширили ирригационную систему; таким образом, узбеки стали оседлой нацией, в результате чего стали появляться новые города. При Мухаммад Рахим Хане в ханстве начали производить свои собственные монеты. Но несмотря на все это, ханство испытывало недостаток как в людских, так и финансовых ресурсах и хивинские рейды в Бухарское ханство и в Хорасан, а также против казахов и независимых туркменских племен стали ежегодными.

В то же время Конгратский период ознаменовался и культурными достижениями; именно в это время Хорезм стал главным центром развития тюркской литературы в Средней Азии. В 1855 армия ханства потерпела сокрушительное поражение от туркменов Теке пад Серахсом, в Хорасане, и хан Мухаммад Амин был убит в сражении. Это вызвало восстание туркмен в Хорезме, которое длилось с перерывами до 1867. Ханство ослабело политически и экономически, и большая часть земель, освоенных в первой половине века было заброшено, ханство также потеряло контроль над южными туркменами. Вдобавок ко всему оно приближалось к роковой конфронтации с Россией. Первая попытка проникновения в Хорезм была предпринята Петром I, пославшим небольшую экспедицию под начальством Бекович-Черкасского в 1717. Экспедиция была неудачной и почти все её члены погибли.

В XIX веке напряжение между Российской империей и Хивой росло в результате российской экспансии в Средней Азии, их соперничества за влияние в казахских степях и из за грабежа российских торговых караванов хивинцами. Военное наступление на Хиву началось весной 1873 с нескольких направлений под руководством генерал-губернатора Туркестана фон Кауфмана. Хива была взята 29 мая и хан Саид Мухаммад Рахим II сдался. Мирный договор, подписанный 12 августа 1873 определил статус ханства как российский протекторат. Хан объявил себя "пoкорным слугой" российского императора и все земли ханства по правому берегу АмуДарьи отошли к России.

Потеря независимости почти не отразилось на внутренней жизни ханства, в которую Россия вмешивалась лишь, чтобы подавить несколько туркменских мятежей. Попытка либеральных реформ после Февральской революции 1917 не удалась, в основном из - за узбекско-туркменской вражды. Весной 1918 предводитель туркмен Йомудов, Джунаид Хан захватил власть в Хиве и лишь в январе 1920 был свергнут вторгшейся Красной Армией при поддержке узбеков и туркмен, оппозиционных Джунаид Хану. 2 го февраля 1920 отрекся последний Конгратский хан, Саид абд Алла и 27 апреля 1920 вместо ханства была провозглашена Народная республика Хорезм.

Социально-экономическая и политическая жизнь в Хивинском ханстве

В XVI в Хивинское ханство еще не было централизованным государством, еще было сильно влияние племенной системы; глава господствующего племени объявлялся ханом.

Как и у шейбанидов в Мавераннахре, Хивинское ханство делилось на мелкие владения. Вилайеты управлялись членами ханской семьи. Они не хотели подчиняться центральной власти. Эго обстоятельство было причиной внутренних раздоров.

Население ханства делилось на три группы, различавшихся по своим этническим, культурным и языковым признакам:

Непосредственные потомки древних хорезмийцев, ассимилировавшихся с различными этническими группами;
туркменские племена;
переселившиеся из Дашти-Кипчак в Хорезм племена.

До утверждения династии из племени кунграт главы крупных узбекских племен превратились в самостоятельных правителей свои владений и стали оказывав решающее влияние на социально-политическую обстановку в ханстве.

Во второй половине XVI в. в Хивинском ханстве разразился экономический кризис, одной из главных причин которого было изменение русла Амударьи; начиная с 1573 г. она перестала впадать в Каспийское море и в течение 15 лет устремлялась в направлении Аральского моря Земли по старому руслу превратились в безводную степь, и населений вынуждено было переселиться в другие, орошаемые регионы.

Кроме этого, в XVI в. Хивинское ханство дважды было завоевано Бухарским ханством. Внутренние раздоры, тяжелые налоги и повинности стали причиной разорения населения страны, что, в свою очередь, отрицательно сказалось на торговле.

В XVII в. в политической жизни Хивинского ханства наблюдались две особенности: снижение авторитета правящей династии и усиление влияния глав племен. Правда, официально беки и бии по-прежнему подчинились центральной власти. На самом же Деле в пределах своих бекств они имели абсолютную власть. Дошло до того, что они стали диктовать свою волю верховному правителю Хан же не мог решать государственные дела самостоятельно, бет их участия наоборот, они решали судьбу хана на выборах. Политическая раздробленность в государстве особенно ярко проявилась при Араб-Мухяммядхане (1602-1621). Из-за изменения русла Амударьи он перенес свою столицу из Ургенча в Хиву.

Экономический кризис сильно повлиял на политическое положение в государстве. При Араб-Мухаммадхане яицкие казаки во главе с атаманом Нечаем, охранявшие русскую границу, совершили разбойное нападение на Ургенч, взяв в плен 1000 юношей и девушек. Но на обратном пути их настиг хан со своим войском. Казаки потерпели поражение. Некоторое время спустя на Ургенч напал атаман Шамай со своим отрядом, но они также не добились успеха и лопали в плен к хану.

В ханстве участились раздоры. В 1616 году сыновья Араб-Мухамадхана Хабаш-султан и Элбарс-султан при поддержке глав найманского и уйгурского племен подняли мятеж против своего отца. Хан уступил сыновьям. К землям, принадлежавшим им, он добавил и город Вазир. Но в 1621 г. они опять восстали. На этот раз на стороне Араб-Мухаммадхана действовали другие его сыновья - Асфакдиярхан и Абулгази-султан, В сражении победу одержали войска Хабаш-султана и Элбарс-султана. По приказу сыновей попавший к ним в плен отец был ослеплен каленым стержнем и брошен в зиндан. Некоторое время спустя хан был умерщвлен. Абулгази-султан нашел убежище во дворце бухарского хана Имамкули. Асфандиярхан: скрылся в Хазарасп. Позднее его братья-победители разрешили ему отправиться в хадж. Но Асфандиярхан направился к иранскому шаху Аббасу I и с его помощью в 1623 г. занял хивинский трон. Узнав об этом, Абулгази-султан поспешил в Хиву. Асфандиярхан (1623-1642) назначил его правителем Ургенча. Но вскоре их отношения испортились, и Абулгази бежал к правителю Туркестана Эшимхану. После смерти последнего в 1629 г. Абулгази переселился в Ташкент к его правителю Турсунхану, затем - к бухарскому хану Имамкули. Недовольные политикой Асфандиярхана туркмены попросили Абулгази прибыть в Хиву. Его брат вынужден был уступить ему хивинский трон. Но через полгода Абулгази обвинили в нападении на принадлежащие Ирану Нисо и Дарун (поселении между Ашхабадом и Киыл-Арватом), схватили и в сопровождении его отряда отправили к иранскому шаху Сафи 1 (1629-1642). Абулгази-султану 10 лет пришлось прожить в неволе (1630-1639). В 1639 г ему удалось бежать, и в 1642 г. он прибыл к узбекам Приаралья. После смерти Асфандиярхана а том же голу Абулгази (1643-1663) занял хивинский трон. 20-летний период его правлении прошел в военных походах. Ему несколько раз пришлось воевать с Бухарским ханством. Абулгази, подняв авторитет глав племен, предполагал избавиться от них напалок на центральную власть. Все племена, живущие на территории ханства, он разделил на четыре группы: кият-кунгратскую, уйгур-найманскую, канки-кипчакскую, нукуз-мангытскую. При этом учитывались их обычаи, образ жизни, родственные отношения между племенами. К этим группам были присоединены еще 14 мелких племен и родов. В каждой гpynne были назначены старейшины - инаки. Через них хан решал проблемы племен. Инаки как близкие советники хана жили во дворце. Абудгази Бахадырхан имел среди своих приближенных уже 32 главы племен - инаков.

Абулгази вмешивался в раздоры между братьями Абдулазизом и Субханкулиханом, Последний был женат на племяннице Абулгази. С Абдулазизханом было заключено соглашение. Несмотря на это, в 1663 году Абулгази семь раз совершал грабительские набеги на Бухарское ханство, грабил тумены Каракуля, Чарлжуя, Варданян.

Вместе с тем Абулгазихан был просвещенным правителем. Им были написаны исторические труды на узбекском языке «Шажараи турк» (Родословное древо тюрков) и «Шажара-и тарокима» (Родословная турк-мен)

После смерти Абулгазихана трон занял его сын Анушахан (1663- I687). При нем еще больше обострились отношении с Бухарским ханством. Он несколько раз предпринимал против него военные походы, доходил до Бухары, захватил Самарканд. В конце концов, бухарский хан Субханкули организовал против него заговор, и Анушахап был ослеплен.

Субханкулихан составил в Хиве заговор из своих сторонников. В 1688 г. они послали в Бухару представителя с просьбой принять Хивинское ханство в снос подданство. Воспользовавшись этим обстоятельством, Субханкулихан назначил инака Шахнияза хивинским ханом. Но Шазнияз не обладал способностями к управлению государством. Чувствуя свою беспомощность, он предал Субханкуликана и начал искать более сильного попечителя. Таковым могла стать Россия. При помощи русского царя Петра 1 он хотел сохранить свое положение. В тайне от Субханкулихана в 1710 г. он отправил своего посла к Петру 1 и просил принять Хивинское ханство в русское подданство. С давних пор мечтавший завладеть золотом и сырьевыми запасами Средней Азии, Петр 1 посчитал это удобным случаем и 30 июня 1710 г издал указ, удовлетворявший просьбу Шахнияза. Обращение хивинского правителя к России его современники оценили как предательство интересов тюркоязычных народов. Это обращение открыло дорогу русским колонизаторам. После этих событий политическая жизнь в Хивинском ханстве еще более осложнилась.

Социальная обстановка в Хивинском ханстве, как и в других государствах Средней Азии, характеризовалась застоем, эго было связано с отставанием ханства от процесса мирового развития. Политическая раздробленность, господство натурального хозяйства, продолжающиеся внутренние распри, нападения чужеземцев привели к тому, что экономика страны была в упадке, а социальная жизнь протекала однообразно. Правители больше думали о своем благополучии, нежели о пользе для государства и народа.

Царское правительство установило над Хивинским ханством чрезвычайно жесткий контроль в форме протектората. Даже незначительные изменения во внешней и внутренней политике хивинский хан должен был согласовывать с генерал-губернатором Туркестана. В целях надзора за ханом был учрежден Совет (диван) из 7 человек, из которых четверо являются представителями царского правительства.

Правобережье Амударьи, ранее относившееся к ханству, а затем по Гандимянскому договору отошедшее к России, было включено в состав Туркестанского генерал-губернаторства как Амударьинский отдел. Его начальник одновременно в качестве представителя Российской империи в Хивинском ханстве осуществлял контроль за всеми действиями хана. История ханства насчитывала тысячу лет. Государственный строй - монархия, у власти стояли представители кунгратской династии, сыгравшие важную роль в культурном развитии узбекского народа. Род кунграт во всех сферах, политической, общественной или военной, являлся опорой хана.Хан обладал неограниченной административно-судебной и военной властью. Он опирался на аристократическую прослойку кунгратского рода, группу придворной знати и высшего духовенства.

Ханская власть осуществлялась больше из интересов узкого круга чиновников, не учитывала интересы народа. Ханское войско, служило средством подавления народных восстаний и обеспечения целостности государства. Оно было неорганизованным, военная дисциплина явно хромала, вооружение было примитивным. Регулярное войско хана составляло 1,5 тысячи человек под командованием ясаулбаши. При военных действиях под знамена ханства собиралось народное ополчение из города, селений и аулов, а также конные отряды из туркмен.

Административно ханство делилось на 18 бекств и 2 наместничества, наиболее крупными из которых считались Хазарасп, Ургенч, Кят, Куня-Ургенч, Ходжейли и Кунград. Во главе каждого из них стоял бек назначенный ханом. В ханстве существовало также и два малых бекства, которыми управляли наместники хана. Хива и близлежащие пригороды находились в непосредственном подчинении хана. Должностные лица управленческого аппарата существовали за счет налогов, которыми облагались дехкане и ремесленники.

Диванбеги и мехтар являлись высшими чиновниками и близкими советниками хана. Судебная система ханства предусматривала самые жесткие меры, вплоть до смертной казни, за самые, казалось бы, безобидные проступки против власти.

Духовенство оказывало значительное влияние на общественно-политическую жизнь государства. Хива считалась вторым после Бухары центром исламской веры. В городе действовало свыше 160 мечетей и более 60 мавзолеев святых, ставших местами поклонения для верующих. В государстве функционировало более 1,5 тысячи медресе, некоторые из выпускников которых продолжали обучение в высших или средних учебных заведениях (медресе), получая образование в течение 10 лет. В качестве основных предметов преподавались грамматика арабского языка, исламское право и философия, также дополнительно — элементарная арифметика и геометрия. После успешной сдачи экзаменов выпускники медресе могли рассчитывать на свободные должности казия, имама или другие высокопоставленные должности.

Запомните!
Хивинский хан опирался на аристократическую прослойку кунгратского рода, группу дворцовой знати и высших чинов духовенства.

Формы землевладения

Земля является первичным фактором государственного имущества, которое формируется за счет дехканского труда. Труд дехканина обращен на повышение плодородности земли и развитие производства. В этом отношении дехкане Хивинского ханства были непревзойденными мастерами. Производство зерновых являлось важнейшей составляющей сельского хозяйства ханства, здесь в основном выращивались рис, кукуруза и овес. Начиная с 90-х годов XIX в. в результате развития торговых отношений с Россией, ускорилась также и специализация на производство хлопчатника.

Основная часть земель в ханстве принадлежала самому хану и его чиновникам. В качестве вознаграждения хивинские ханы подносили чиновникам и вельможам земельные площади за счет государственных владений. Кроме того, хан, и его родственники, а также чиновники освобождались от налогов.

Существенная часть земельных площадей была сосредоточена в руках духовенства, (около 40% всех орошаемых земель ханства). Так в частности, 64 мечети и медресе к последней четверти XIX в. владели земельными площадями более чем в 205 тысяч танабов. Это было и выражением уважения и почтения ханов в отношении духовенства. К концу XIX в. вакфные земли, а также около 4 тысяч семей религиозных чиновников были освобождены от всех налогов.

Налоги и повинности

После 1873 года, в результате отторжения к России большей части плодородных земель, потребности ханской администрации стали покрываться за счет новых налогов, либо увеличения уже существующих. В Хивинском ханстве существовало множество повинностей, около 25 видов постоянных и чрезвычайных налогов. Дехкане платили поземельный налог - салгут за использование пастбищ - закят и чуппули, за жилье - налог утов.

Помимо упомянутых налогов, дехкане выполняли огромное количество повинностей, среди которых одними из самых тяжелых являлись работы по обеспечению функционирования оросительной системы и созданию новой. Ежегодно хивинские дехкане выходили на очистку каналов, возведение и восстановление дамб, ремонт плотин и мостов. Для выполнения этих работ они прибывали со своими орудиями труда и продовольствием. Тот кто не выходил на эти работы, обязан был вносить в казну определенную сумму денежных средств. Если глашатай ханских указов собирал в свою пользу средства в виде «афстакпули», то и надзиратели и ответственные за выполнение работ также старались завладеть своей долей.

Хотя дехкане составляли около 90% населения, но распоряжались всего 5% орошаемых земель. Безземельные и располагающие незначительными земельными участками дехкане работали по найму на землях крупных землевладельцев и на вакфных площадях. Дехкане трудились на сдельной оплате или за счет половины урожая. После завершения работ владелец земли обычно забирал себе 40-50% всего урожая. Те, кто работал за половину урожая, назывались «яримчи» (половинщиками). Дехкане без земли, орудий труда и скота вынуждены были работать у землевладельцев на кабальных условиях. Чтобы погасить свою задолженность, дехкане определенное время должны были отработать бесплатно.

Подобная тенденция привела к постепенному увеличению в ханстве количество безземельных дехкан. Они попадали в большую зависимость от ханов, беков и чиновников. Эти процессы оказали негативное воздействие на общее экономическое и социальное положение Хивинского ханства.

Развитие промышленности

В конце XIX - начале XX в. в Хивинском ханстве до последнего времени сохранялись формы домашнего ремесленничества. В дехканских хозяйствах процветали ручное прядение и ткачество, изготовление обуви, ковров и кошм. Каждый дехканин занимался ремеслом, в качестве дополнительного источника заработка. Практически в каждом селении работали кожевники, сапожники, ткачи, красильщики, маслобойщики и еще множество других умельцев. Некоторые ремесленники работали по заказу односельчан и за произведенные изделия брали плату натурой - продукцией или деньгами. Некоторые же работали непосредственно в мастерских, расположенных на рынках.

Развитие торговых отношений Хивинского ханства с Россией, казахскими джузами, Кавказом и Ираном оживило внутреннюю торговлю. Проникновение рыночных отношений в ханство создало оптимальные условия для стремительного развития товарно-денежных отношений. Более быстрое, по сравнению с селами, развитие городов ускорило процесс возникновения новых городов и укрупнения уже существующих, что привело к повышению роли городов в экономической жизни государства. К XX в. такие города, как Хива, Янги Ургенч, Кунград, Ташауз, Гурлен стали превращаться в социально-экономические и культурные центры ханства. Помимо них возникли новые города - Багат, Муйнак и Тахта.

В этих городах размещались склады и конторы совместных с Россией предприятий, а также промышленные предприятия. Например, в Янги Ургенче существовало 11 хлопкоочистительных заводов (шесть из которых принадлежали местным предпринимателям), 2 маслобойных комбината, мыловаренный и кожевенный заводы, а также мельница. Кроме того, в городе функционировали отделения Российско- Азиатского и Сибирского торгового банков, почтово-телеграфный узел, представительства комиссионных и страховых обществ. В Гурлене также был сконцентрирован капитал россиян и местных дельцов. Здесь существовало 10 контор российских купцов, специализированных в основном на вывозе хлопка, а также 9 хлопкоочистительных заводов, которыми владели братья Ризаевы, П.А. Мануйлов, С. Максум, С. Таджиниязов, Т. Салиджанов и др. К 1909 году в Хивинском ханстве функционировало 81 промышленное предприятие. В период 1910-1915 гг. формирование промышленной отрасли ускорилось: было создано 40 промышленных нефтеперегонных предприятий.

Запомните!
Российские товары и продукция быстро проникали на рынки края, что в итоге привело к разорению местных ремесленников, чьи изделия не выдерживали конкуренции.

Торговые связи с Россией

В процессе превращения Туркестанского края в колонию сформировалось сотрудничество российского и местного капитала. Деятельность местных предпринимателей, доход основных держателей национального капитала напрямую зависели от российского рынка и российской продукции. Обе стороны в целях развития торговых отношений между двумя государствами стремились создать совместные банковские союзы. В 1909 году был создан синдикат «A-Мета», объединивший капиталы Российско-Азиатского банка и Мадиярова-Баккалова. Ежегодно синдикат экспортировал в Россию около 3 тысяч тонн хлопка-сырца, а также установил на рынке Хивы единоличную монополию на закупку семян клевера (люцерны). Российский капитал создал в протекторате - Хивинском ханстве чрезвычайно необходимую сырьевую базу. Дешевая рабочая сила и выгодные условия Гандимянского договора 1873 года гарантировали за счет монопольного статуса баснословные доходы на местном рынке.

Благодаря операциям с участием российского капитала возможности внутреннего рынка Хивы значительно расширились. Товарно-денежные отношения стремительно развивались, и на их базе сформировались новые торгово-промышленные центры. Мелкие торговцы стали реализовывать такие дефицитные товары, как чай, мануфактура, сахар и самовары даже в отдаленных селениях. Одностороннее развитие промышленности способствовало сохранению удельного веса ведущего в экономике государства ремесленного производства. Продукция, произведенная в Хивинском ханстве, была востребована за пределами ханства, она была изготовлена по старинным методам древнего ремесла.

Ремесло и внутренняя торговля

В конце XIX в. - начале XX в. в некоторых районах наблюдались процессы специализации той или иной отрасли ремесла. Основные мастерские по обработке металла концентрировались в Бухаре, Хиве, Янги Ургенче, Чимбае и Хазараспе, где изготовлялись кетмени, сошники, лопаты, топоры, подковы, посуда и прочие металлические изделия. Кожевенное дело было развито в Бухаре, Хиве, Ханке, Янги Ургенче, Ходжейли. Мешки и веревки производились в основном в Янги Ургенче. Центрами ковроделия и производства войлока считались такие города, как Парсу, Алиели, Куня- Ургенч и Газават. Также было развито ткачество, изготовление глиняной посуды и ювелирных изделий.

Строительство Закаспийской железной дороги в 1885 году и создание в конце 1887 года Амударьинской флотилии усилили зависимость Хивы от России. Если ранее торговля в основном осуществлялась по караванным путям, то теперь большая часть грузов переправлялась железными дорогами и пароходами по нижнему течению Амударьи. Все это служило интересам Российской империи и приводило к отсталости государства- вассала, к кризису целого ряда отраслей кустарного ремесла.

Политика государства в сфере экономики также отрицательно повлияла на развитие ремесла. Владельцы всех мастерских обязаны были подносить чиновникам подарки, выплачивать налоги, которые никаким образом не соответствовали их доходам. В итоге ремесленники оказались неспособными развивать и расширять свое дело за счет внедрения новых технологий.

В ремесленном деле продолжали функционировать цеховые объединения, характерные для средних веков. Ремесленники были закреплены за цеховыми объединениями по своей профессиональной специализации. В такое объединение входили уста (мастер), хальфа (подмастерье) и шагирд (ученик). Зажиточный житель ханства - бай, кредитовавший дело, был в то же время и начальником цеха. Значительная часть заработанных ремесленниками денег шла на подаяния и благотворительность в пользу святых и духовных наставников, а также на выплату многочисленных налогов в казну. Жизнь и положение подмастерьев и учеников оставались тяжелыми, рабочий день был не нормирован. Подмастерья должны были отрабатывать деньги, забранные в счет аванса, и пока они полностью не отрабатывали этот долг, покидать мастерскую не имели права.

Усиливающийся поток дешевой продукции из России снизил потребность в продукции местных предприятий. Резко упало производство некоторых видов тканей, нитей, гончарных, чугунных и медных изделий.

Толкование терминов
Синдикат — объединение предприятий, специализирующихся на производстве конкретной продукции.
Монополия — исключительное право на что-либо в какой-либо сфере деятельности.
Надомничество — ремесло, основанное на ручном труде.

  • Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.

Хивинское Ханство в конце XIX - начале XX в. Государственное Устройство и социально-экономическое положение ханства. Обновлено: Февраль 8, 2017 Автором: admin

История

Революция в Хиве

Попытка либеральных реформ после Февральской революции 1917 года не удалась из-за консервативных взглядов Асфандияр-хана, который стал препятствовать реформам.

Весной 1918 года Асфандияр-хан был убит в ходе государственного переворота людьми предводителя туркмен-йомудов Джунаид-хана во дворце Нурулла-бай , и на престол был возведён его младший брат Саид Абдулла-хан . Реальную же власть получил Джунаид-хан.

Фактическая диктатура Джунаид-хана и его агрессивная внешняя политика привели страну к страшным военным поражениям (Осада Петро-Александровска (1918)), что ещё больше усилило инакомыслие в ханстве и эмиграцию из него. В ноябре 1919 года началось восстание под руководством коммунистов. Однако сил восставших оказалось недостаточно для победы над правительственными войсками. На помощь восставшим были направлены войска Красной Армии из России. К началу февраля 1920 года армия Джунаид-хана была полностью разгромлена. 2 февраля Саид Абдулла-хан отрёкся от престола (в дальнейшем он жил в СССР простым рабочим и похоронен в Кривом Роге), а 26 апреля 1920 года была провозглашена Хорезмская Народная Советская Республика в составе РСФСР .

В 1922 году составе РСФСР Хорезмская НСР вошла в СССР , затем была преобразована в Хорезмскую ССР , а осенью 1924 года в ходе национально-территориального размежевания в Средней Азии её территория была разделена между Узбекской ССР , Туркменской ССР и Каракалпакской АО РСФСР.

Социально-экономическая и политическая жизнь

Экономический кризис сильно повлиял на политическое положение в государстве. При Араб Мухаммад-хане яицкие казаки во главе с атаманом Нечаем, охранявшие русскую границу, совершили разбойное нападение на Ургенч, взяв в плен 1000 юношей и девушек [ ] . Но на обратном пути их настиг хан со своим войском. Казаки потерпели поражение. Некоторое время спустя на Ургенч напал атаман Шамай со своим отрядом, но они также не добились успеха и попали в плен к хану.

В ханстве участились раздоры. В 1616 году сыновья Араб Мухаммад-хана Хабаш-султан и Элбарс-султан при поддержке глав найманского и уйгурского племён подняли мятеж против своего отца. Хан уступил сыновьям. К землям, принадлежавшим им, он добавил и город Вазир. Но в 1621 году они опять восстали. На этот раз на стороне Араб Мухаммад-хана действовали другие его сыновья - Исфандияр-хан и Абулгази-хан . В сражении победу одержали войска Хабаш-султана и Элбарс-султана, По приказу сыновей попавший к ним в плен отец был ослеплён калёным стержнем и брошен в зиндан . Некоторое время спустя хан был умерщвлён. Абулгази-султан нашёл убежище во дворце бухарского хана Имамкули . Асфандияр-хан скрылся в Хазарасп . Позднее его братья-победители разрешили ему отправиться в хадж . Но Асфандияр-хан направился к иранскому шаху Аббасу I и с его помощью в 1623 году занял хивинский трон. Узнав об этом, Абулгази-султан поспешил в Хиву. Исфандияр-хан (1623-1642) назначил его правителем Ургенча. Но вскоре их отношения испортились, и Абулгази бежал к правителю Туркестана Есим хану . После смерти последнего в 1629 году Абулгази переселился в Ташкент к его правителю Турсун-хану , затем - к бухарскому хану Имамкули.

Вместе с тем Абулгази-хан был просвещённым правителем. Им были написаны исторические труды на узбекском языке «Шажараи турк» (Родословное древо тюрков) и «Шажара-и тарокима» (Родословная туркмен)

После смерти Абулгази-хана трон занял его сын Ануша-хан (1663-1687). При нём ещё больше обострились отношении с Бухарским ханством. Он несколько раз предпринимал против него военные походы, доходил до Бухары, захватил Самарканд . В конце концов, бухарский хан Субханкулихан организовал против него заговор, и Ануша-хан был ослеплён.

Субханкули-хан составил в Хиве заговор из своих сторонников. В 1688 году они послали в Бухару представителя с просьбой принять Хивинское ханство в своё подданство. Воспользовавшись этим обстоятельством, Субханкули-хан назначил инака Шахнияза хивинским ханом. Но Шахнияз не обладал способностями к управлению государством. Чувствуя свою беспомощность, он предал Субханкули-хана и начал искать более сильного попечителя. Таковым могла стать Россия. При помощи русского царя Петра I он хотел сохранить своё положение. В тайне от Субханкули-хана в 1710 году он отправил своего посла к Петру I и просил принять Хивинское ханство в русское подданство. С давних пор мечтавший завладеть золотом и сырьевыми запасами Средней Азии, Пётр I посчитал это удобным случаем и 30 июня 1710 года издал указ, удовлетворявший просьбу Шахнияза. После этих событий политическая жизнь в Хивинском ханстве ещё более осложнилась.

Социальная обстановка в Хивинском ханстве, как и в других государствах Средней Азии, характеризовалась застоем, это было связано с отставанием ханства от процесса мирового развития. Политическая раздробленность, господство натурального хозяйства, продолжающиеся внутренние распри, нападения чужеземцев привели к тому, что экономика страны была в упадке, а социальная жизнь протекала однообразно. Правители больше думали о своём благополучии, нежели о пользе для государства и народа.

В Хивинском ханстве, так же, как и в Бухарском, существовало множество налогов и повинностей. Основным считался поземельный налог «салгуто». Из других налогов население платило «алгуг» (раз в году) и «милтин пули» (на покупку ружья), «арава олув» (использование арб населения) «улок тутув» (мобилизация рабочего скота), «куналга» (предоставление при необходимости жилья послам и чиновникам), «суйсун» (убой животных для угощения государственных чиновников), «чалар пули» (плата за гонцов), «тарозуяна» (плата за весы), «мирабана» (плата старейшине по разделу воды), «дарвазубон пули» (плата привратнику и охраннику), «мушрифана» (плата за определение размера налога от урожая), «афанак пули» (плата тому, кто приносит известие о бегаре), «чибик пули» (плата за освобождение от общественных работ), плата духовенству и др. Всего народ платил около 20 видов налога.

Кроме того, население привлекалось к обязательным общественным работам:

  • «бегар» - от каждой семьи один человек 12 дней в году (иногда вплоть до 30 дней) должен был отработать на разных стройках, очистке оросительных каналов и т. д.;
  • «казув» - строительство каналов;
  • «ички ва обхура казув» - очистка оросительных систем и дамб со шлюзами;
  • «качи» - строительство оборонительных стен и плотин;
  • «атланув» - участие с конём в ханской охоте.

Эти повинности, связанные в основном с содержанием оросительных систем, были тяжёлым бременем для трудового народа, ибо большинство из них были связаны с земляными работами. Иногда вновь возведённые дамбы разрушались под напором воды, и срок земляных работ продлевался до 1-3 месяцев. Поэтому временами в ханстве случались неурожаи, наступал голод, и народ вынужден был покидать родные места. В Хиве к приходу династии кунграт проживало около 40 семейств.

К этому времени население ханства насчитывало около 800 тыс. человек, 65 % из которые составляли узбеки, 26 % - туркмены, оставшуюся часть - каракалпаки и казахи. Узбекские племена и роды жили в основном на севере ханства, в низовьях Амударьи. [ ]

Ханство состояло из 15 вилайетов - Питнак , Хазарасп , Ханка, Ургенч , Кашкупыр, Газават , Кият , Ша-хаббаз (Шахбаз), Ходжейли , Амбар-Манок, Гурлен , Куня-Ургенч , Чуманай, Кушрат, Ташауз - и двух наместничеств - Бешарык и Кият-Кунграт, а также принадлежащих самому хану туменов.

Верховную власть осуществлял хан. Большим влиянием пользовались высокопоставленные чиновники инак, аталык и бий . Для решения вопросов государственной важности при Мухаммад-Рахим-хане I был создан диван из влиятельных чиновников, то есть государственный совет. Судебные дела, вершителями которых являлось духовенство, были основаны на законах шариата . Государственным языком считался узбекский.

Главным богатством ханства считалась земля. Она состояла из орошаемых (ахъя) и неорошаемых (ядра) земель. В Хивинском ханстве, так же, как и в Бухарском, существовали следующие виды землевладения: государственное (амляк), частное (мульк) и религиозное вакф .

Вместе с тем землевладение в Хивинском ханстве имело свои отличительные черты по сравнению с землевладением в Бухарском и Кокандском ханствах. Хан и его родственники владели половиной всех земель, остальные земли считались государственными (кроме вакфных). На государственных землях работали арендаторы.

Земледельцы, работавшие на ханских и частных землях, назывались яримчи (ярим - половина): они отдавали за аренду половину урожая.

Родственники хана налог государству не платили. Духовенство, крупные чиновники, владельцы тарханных грамот, дававших право на пожизненное владение землёй, также освобождались от налогов, а мелкие землевладельцы, обременённые налогами, разорялись и, в конце концов, лишались земли.

Основным занятием населения ханства было сельское хозяйство. Его основу составляли земледелие и скотоводство.

Земледелие велось а трудных условиях. Земли орошались водами каналов, выведенных из Амударьи, а во многих местах - чигирём , приводимым в движение тягловой силой. Высыхание старого русла Амударьи в конце XVI - начале XVII века , вынудило правителей всерьёз заниматься орошением. Араб-Мухаммад-хан (1602-1621) велел провести канал вблизи крепости Тук. При Али-султане (1558-1567) были построены каналы Янгиарык, Таити, Ярмыш. В 1681 году был введён в действие канал Шахабад.

Новый Ургенч построен при Абулгази-хане в XVII веке . После этого древний Ургенч стали называть Куня-Ургенчем. В нём находятся мавзолей XII-XIV века Фахрилдина-Рази, мавзолей Султана-Текеш, Нажмитдина-Кубро, соборная мечеть, минарет и остатки караван-сараев. Новый Ургенч - центр нынешнего Хорезмского вилоята.

В 1874 году в Хорезме Абдалов, Атаджан основал книгопечатание, а Худайберген Деванов стал первым узбекским фотографом и кинооператором.

Хивинское ханство

Мы видели, что узбекский завоеватель Мухаммед Шейбани завладел (в 1505-1506 годах) Хорезмом, или страной Хива, как и Трансок-сианой. После смерти Мухаммеда Шейбани на поле битвы у Мерва (декабрь 1510), когда Персы одержали победу и захватили Трансоксиа-ну и Хорезм (1511-1512), население Ургенча и Хивы, в основном сунниты, восстали против шиизма, исповедуемого в целом персами, и преследовали их. Лидер одной побочной ветви шейбанидов, Илбарс, который возглавлял восстание, создал независимое государство, а именно Бухарское ханство.

Шейбанидская династия правила в Хорезме с 1512 по 1920 г. После его основателя Илбарса (1512-1525), мы упомянем хана Хаджи Мухаммеда (1558-1602), во время правления которого Бухарский хан Абд-Алла II захватил Хорезм (1594, 1596). Во время правления Араб Мухаммеда (1603-1623), колонна из тысячи Русских, продвигавшаяся на Ургенч, была полностью уничтожена. К 1613 г. Хорезм подвергся нашествию Калмыков, которые ушли, захватив пленных. К середине правления Араб Мухаммеда, Ургенч, подвергнувшийся засухе левобережья Амударьи, был заменен в качестве столицы на Хиву.

Наиболее известным Хивинским ханом остается Абул Гази Бахадур (1643-1665). Он был одним из самых крупных историков, писавшем на тюрко-чагатайском языке, являлся автором "Шаджареи Тюрк", исключительно ценного произведения для изучения истории Чингиз-хана и Чингизханидов, особенно семейства Джучи, к которой принадлежал и автор.

В качестве хана он отбил вторжение Калмыков Кошотов, которые прибыли, чтобы разграбить район Кат, и в результате, их лидер Кунделун Убаша, был застигнут врасплох и ранен (1648), затем вторжение Калмыков Торгутов, которые пришли, чтобы разграбить окрестности Хезараспа (1651-1652).

Он воевал также с Бухарским ханом Абд эл-Азизом, и в 1661 г. разграбил окрестности этого города.

Хивинский хан Илбарс II, за то, что уничтожил персидских послов, навлек на нее гнев Персидского правителя Надир-шаха. В октябре 1740 г., Надир двинулся на Хорезм, заставил капитулировать крепость Ханка, где укрывался Илбарс, и взял Хиву (в ноябре). Будучи здесь менее милосердным, чем в Бухаре, он казнил Илбарса, который оскорбил его, как мы уже видели, в случае с его послами. С 1740 г. до смерти Надира (1747), Хивинские ханы оставались очень близкими вассалами Персии.

В 1873 г. Хивинский правитель Сейид Мухаммед Рахим-хан вынужден был признать русский протекторат. В 1920 г. последний Чингизханид Хивы, Сейид Абд-Алла-хан, был лишен трона советской властью.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: