Автор рассказа живое пламя. Сочинение живое пламя носова рассуждение о книге

8-ой класс 28.01.2013 Учитель: ГРОЗА АННА

Евгений Носов «Живое пламя».

Обобщение

Евгений Иванович Носов 1925-2002

На уроке будем:

  • Правильно и выразительно читать,отвечать на вопросы
  • Извлекать из читаемого текста нужную информацию
  • Составлять лексическую цепочку слов
  • Анализировать ассоциацию звеньев лексической цепи
  • Оценивать поступки героев.
  • Осуществлять выборочное чтение при оценке событий

  • 1.Разговор о семенах рождает тайный замысел.
  • 2.Дело сделано!
  • 3.Воспоминание о сыне.
  • 4.А маки поднялись.
  • 5.Живое пламя.
  • 6.Жизнь без оглядки

Евгений Носов «Живое пламя»

Клумба стояла неузнаваемой. По самому краю расстилался коврик, который своим густым покровом с разбросанными по нему цветами очень напоминал настоящий ковер. Потом клумбу опоясывала лента маттиол - скромных ночных цветков, привлекающих к себе не яркостью, а нежно-горьковатым ароматом, похожим на запах ванили.

Эхо войны в творчестве Е. Носова

Пестрели куртинки желто-фиолетовых анютиных глазок, раскачивались на тонких ножках пурпурно-бархатные шляпки парижских красавиц. Было много и других знакомых и незнакомых цветов. А в центре клумбы, над всей этой цветочной пестротой, поднялись маки, выбросив навстречу солнцу три тугих, тяжелых бутона.

Евгений Носов «Живое пламя»

Издали маки походили на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени.

Евгений Носов «Живое пламя»

Легкий ветер чуть колыхал, солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то наливались густым багрянцем. Казалось, что, стоит только прикоснуться - сразу опалят!

Два дня буйно пламенели маки. А на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли. И сразу на пышной клумбе без них стало пусто.

Я поднял с земли ещё совсем свежий, в капельках росы, лепесток и расправил его на ладони.

- Вот и всё, - сказал я громко, с чувством ещё не остывшего восхищения.

Евгений Носов «Живое пламя»

О погибшем на войне Алексее, сыне тети Оли, мы узнаем из последних строк рассказа. Эти строки являются ключевыми в произведении Е.Носова.

Красный мак – символ Памяти .

  • В рассказе исходным образом становится МАК.
  • МАК- центральный образ

О происхождении мака существует много легенд. В христианской мифологии происхождение мака связывают с кровью

невинно убитого

человека. Впервые

будто бы мак вырос

из крови распятого на кресте Христа, и с тех

пор растет там,

где пролилось много

человеческой крови.

А в Англии существует национальный праздник – День Маков – дань памяти погибшим солдатам.

11 ноября - День Памяти всех павших на полях сражений, дата которая знаменует годовщину окончания 1-й мировой войны. Символом Дня Памяти во многих странах является красный мак.

  • АЛЕКСЕЙ
  • ТЁТЯ ОЛЯ
  • ЮНОША

Лексическая цепочка слов

Мифологическое соответствие

Выбросили навстречу солнцу три тугих бутона”

Ассоциации

Сон, сладкое успокоение, невинно пролитая кровь

Растение, красный – красивый, яркие лепестки

Солярная символика

Походили на зажженные факелы”, “алые лепестки”, “раскрывали свои огненные языки”, “полыхали, точно искры”, “наливались густым багрянцем”

вспыхивали трепетно-ярким огнем”

пламенели – осыпались – погасли”, “И у людей так бывает”

свежий, в капельках росы лепесток”

Красота, свет, добро

Огонь как посредник между человеком и божеством, одна из основных стихий мира

Огонь, молодость, страсть, жажда жизни, яркость впечатлений

чувственность, эмоциональность

Огонь как живое существо, связь огня с сердцем, душой умершего

Живое пламя

Быстротечность человеческой жизни, оборвавшаяся жизнь, трагизм, боль, скорбь

молодость, красота, смерть

А снизу… подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню”

Живой огонь – новый, святой, небесный

Чистый, непрекращающийся, небесный, вечный огонь, память, благодарность, слезы, очищение, молчание

Надежда

Героическое продолжает жить

среди нас, в нашем сознании.

Память питает корни нравственного духа

народа»,

«вдохновительных

подвигов».

Память.

Она всегда с нами.

P arerea - Мнение

R ationament - Аргумент

E xemplu - Пример

S umarul - Вывод

P - Этот текст учит нас жить ради кого-то,посвящать жизнь людям..

  • P - Маки - красивые алые цветы.
  • R - Они украшают нашу жизнь.
  • E - Пример тому клумба на которой зацвели маки, без них она не была бы такой яркой.
  • S - Два дня буйно пламенели маки, а потом осыпались и погасли.
  • P - Этот текст учит нас жить ради кого-то,посвящать жизнь людям.
  • R - Только так можно оставить о себе хорошую память.
  • E - Пример этого жизнь Алексея.
  • S - Иногда и короткая жизнь может быть прожита в полную силу.

  • Домашнее задание:

Эссе на тему

« Короткая жизнь,

зато без оглядки,

в полную силу

прожита.»

Объём: 0,5-1 страницы

  • Еськов М.Н. Воспоминания о Евгении Носове. М.-2005
  • Крупина Н.Л. "От сердца к сердцу": рассказ Евгения Носова "Живое пламя" ЛШ -2005,№4
  • Россинская В.С. "...Не дать погибнуть живому огню": рассказ Е.И.Носова "Живое пламя" в VII классе. ЛШ – 2005, №3.
  • Россинская В.С. Куклы и люди: рассказ Е.И.Носова "Кукла". ЛШ – 1998, №1.
  • материалы сайтов « www . openclass . ru »

« www . ped - sovet . ru »

А на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли. И сразу на пышной клумбе без них стало пусто. Я поднял с земли еще совсем свежий, в капельках росы, лепесток и расправил его на ладони. - Вот и все, - сказал я громко, с чувством еще не остывшего восхищения. - Да, сгорел... - вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля. - А я как-то раньше без внимания к маку-то этому Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает... Тетя Оля, как-то сгорбившись, вдруг заторопилась в дом. Мне уже рассказывали о ее сыне. Алексей погиб, спикировав на своем крошечном "ястребке" на спину тяжелого фашистского бомбардировщика... Я теперь живу в другом конце города и изредка заезжаю к тете Оле. Недавно я снова побывал у нее. Мы сидели за летним столиком, пили чай, делились новостями. А рядом на клумбе полыхал большой ковер маков. Одни осыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки. А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню.

Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Технологии: информационно-коммуникативные технологии, кейс-технология, технология развития критического мышления, личностно-ориентированная технология, технология свободного воспитания.

Цели урока: показать умение писателя через один эпизод из жизни выразить своё отношение к истинным ценностям; способствовать развитию аналитического и выразительного чтения, построению логических высказываний, отметить художественное своеобразие рассказа, способствовать нравственному и патриотическому воспитанию ; развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения и анализа художественного произведения, воспитывать у школьников уважительное отношение и чувство благодарной памяти к погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Оборудование: 1)Компьютер. 2) Презентация, фильм. 3) Тексты рассказа Е. Носова «Живое пламя».

Ход урока.

1) Работа над понятием «ПАМЯТЬ».

Что такое память? Попробуйте сформулировать лексическое значение этого слова.

Послушайте определение из словаря.

ПАМЯТЬ, -и, ж. 1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта. (С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка.)

ПАМЯТЬ ж. (мнить, мнети). Способность помнить, не забывать прошлого; свойство души хранить, помнить сознанье о былом. (Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля.)

ПАМЯТЬ, памяти, мн. нет, жен. 1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления. (Д. Н. Ушаков. Толковый словарь.)

Как вы думаете, все ли события остаются в памяти людей? Что лучше запоминается?

Тема памяти – основная тема нашего урока.

Презентация. Слайд 1. (На фоне слайда звучит песня «За того парня» (1 куплет и припев), звук прерывается по щелчку. По второму щелчку происходит смена слайда.)

Сегодня на уроке мы вспомним о самом трагическом периоде истории нашей страны - Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., поговорим о рассказе Евгения Ивановича Носова «Живое пламя», проследим, как писатель поднимает тему памяти и решает её на страницах своего произведения.

Прочитайте эпиграф к уроку (на слайде 1) . Как вы понимаете эти слова?

«Я только хочу, чтобы вы, мужчины и женщины, бывшие солдаты и солдатские жёны, участники и очевидцы, пока ещё живы, …передали бы своим детям и внукам священную память о павших из рук в руки, от сердца к сердцу». Е. Носов «Шопен, соната номер два»

Память вновь и вновь возвращает ветеранов Великой Отечественной войны в окопы и землянки, на занимаемую горсткой солдат высотку или на переправу под прицельным огнем. Память. Она всегда с нами. И о чем бы ни писали фронтовики много лет спустя, тема войны остается главной в любом произведении, потому что нельзя вычеркнуть из памяти ужасные картины.

О войне Носов писал мало, но писал так, что его рассказы вошли в литературу навсегда. Война, кончившаяся так давно, мучила Носова болью памяти, болью за тех, кто остался в родной и чужой земле, за тех, кто осиротел. Устами своего героя он сказал о том, что мучило его так сильно и неотступно: «Дело…в нашей памяти. В нашем понимании того, какой ценой заплачено за победу над самым лютым из врагов, когда-либо нападавших на русскую землю».

2) Знакомство с жизнью и творчеством писателя (сообщение учащегося о Е. И. Носове).

Презентация. Слайд 2.

Носов Евгений Иванович родился 15 января 1925 года в селе Толмачеве под Курском в семье потомственного мастерового, кузнеца. Полуголодное детство научило его промышлять рыбной ловлей, охотой, собиранием трав, чтобы продать и заработать на хлеб.

Шестнадцатилетним юношей пережил фашистскую оккупацию. Летом 1943 года, закончив восьмой класс, ушёл на фронт, поступил в артиллерийские войска, стал наводчиком орудия. Участвовал в операции «Багратион», в боях на Рогачёвском плацдарме за Днепром. Воевал в Польше. В боях под Кёнигсбергом 8 февраля 1945 был тяжело ранен и 9 мая 1945 года встречал в госпитале в Серпухове, о чём позже написал рассказ «Красное вино Победы».

После войны Носов продолжил учёбу, закончил среднюю школу. С детства любивший рисовать и явно обладавший талантом, уезжает в Среднюю Азию работать художником, оформителем, литературным сотрудником. Начинает писать прозу. В 1958 году выходит его первая книга рассказов и повестей «На рыбачьей тропе».

В 1961 году возвращается в Курск, становится профессиональным писателем. Учится на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М. Горького, публикует свои произведения «Тридцать зерен», «Дом за триумфальной аркой», «Где просыпается солнце».

Е. И. Носов был награждён Орденами Ленина и Отечественной войны, медалями. В 1975 году писатель был удостоен Государственной премии РСФСР, в 1996 году - Международной премии имени М. А. Шолохова в области литературы и искусства.

Презентация. Слайд 3. (Во время рассказа происходит автоматическая смена двух фотографий через две секунды.)

3) Беседа по рассказу.

1.Что нам известно о рассказчике? Кем он приходится тёте Оле?

(Он писатель, снимает комнату у Ольги Петровны)

2. Презентация. Слайд 4. Расскажите об Ольге Петровне, используя иллюстрацию к рассказу.

(Тётя Оля одинока, затаенная печаль переполняет ее сердце. Она не жалуется на свою судьбу, уже не плачет. Но скорбь иногда выражается в словах, мимике, жестах, осанке Ольги Петровны).

Назовите детали, свидетельствующие об одиночестве женщины, о затаённой печали, переполнявшей её сердце.

(Тихий старенький домик, сочувственно оглядев меня, как-то сгорбившись)

3. Ощущается ли присутствие Алексея? Докажите словами текста.

Презентация. Слайд 5. Работа по иллюстрации - описание комнаты.

4. Как вы считаете, почему тётя Оля занимается разведением цветов?

(Чтобы унять душевную боль.)

5. Почему тётя Оля не любила маки?

(Для клумбы мак не подходит: пыхнул и сразу сгорел.)

6. Почему рассказчик посеял маки?

7. Выразительно прочитайте описание клумбы.

Зачем писателю потребовалось подробное описание клумбы?

Презентация. Слайд 6. Почему художник изобразил только маки?

Можно ли сказать, что маттиолы, анютины глазки, куртинки так же сильно волновали сердце героя, как и маки?

(Сконцентрировав внимание на подробном описании клумбы, Носов тем самым намечает два противоположных, контрастных образа: образ мака и всех остальных цветов. В рассказе “цветочная аристократия” “кажется настоящим ковром”, если рядом – маки. Но без них “сразу на пышной клумбе стало пусто”.)

(Эпитеты, сравнения, метафоры)

8. Перечитайте эпизод, где герой-рассказчик и тетя Оля рассматривают отцветший мак.

Как показана недолгая красота маков?

Назовите глаголы, передающие действие маков.

Рассмотрите цепочку глаголов: пламенели – осыпались – погасли.

Художественный прием, основанный на усилении или, наоборот, ослаблении какого-либо признака, называется градация.

9. Отчего вдруг «как-то сгорбилась» тетя Оля?

Что мы узнали о сыне тёти Оли? Как погиб Алексей?

О судьбе Алексея Носов сказал в одном предложении. Достаточно ли этого, чтобы мы, читатели, представили его? Каким вы себе представляете Алексея?

(Судя по тому, с какой любовью и теплотой вспоминает о нем мать, можно сказать, что Алексей был гордостью тёти Оли и до войны.)

10. Изменилось ли отношение героев к макам? О чём это нам говорит?

(Мак сравнивается с человеческой жизнью. Жизнь человека так же коротка, но прекрасна. Огонь в рассказе ассоциируется с душой человека, отдавшего свою жизнь во имя жизни других.)

Зачитайте слова Ольги Петровны о судьбе мака и о судьбе её сына.

11. Можно ли назвать маки полноправными «героями» рассказа? Что символизирует образ « буйно пламенеющего» мака, то вспыхивающего «трепетно-ярким огнём», то наливающегося «густым багрянцем»?

(Это символ возвышенного, восторженного, героического у Е. Носова. Не случайно автор сравнивает маки с «зажжёнными факелами с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени», а осыпающиеся лепестки их – с «искрами». Рассматривая «ещё совсем свежий, в капельках росы, лепесток», мать вспоминает сына, вспыхнувшего могуществом человеческого духа и сгоревшего «без оглядки».)

12. Презентация. Слайд 7. Зачитайте описание маков в конце рассказа. Как вы понимаете конец рассказа?

(Любуясь «большим костром маков», автор наблюдает, как «снизу, из влажной, полной жизненных сил земли, подымались всё новые и новые туго свёрнутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню». Он напоминает вечный огонь. Знак вечной памяти и молчания.)

13. Почему рассказ так озаглавлен?

(Героическое продолжает жить среди нас, в нашем сознании. Память питает корни «нравственного духа народа», «вдохновительных подвигов». Память. Она всегда с нами.)

14) Сумел ли Е. Носов на страницах небольшого произведения показать жестокость войны?

4) Рассказ о летчиках, погибших во время войны.

Война – величайшая трагедия. Когда произносишь это слово, в мыслях встают разрушенные города, вспышки ракет и зарево пожарищ, в ушах возникает бесконечно тяжелый грохот бомбежек…

В рассказе Е. И. Носова нет описаний военных событий, и о войне автор упоминает вскользь. Всего лишь несколько предложений передают весь ужас войны. Сын тёти Оли геройски погиб, короткая у него была жизнь, зато в полную силу прожита. А сколько молодых людей не вернулось с войны! В памяти близких и их боевых товарищей они остались вечно молодыми. Давайте вспомним некоторых из них.

Презентация. Слайд 8 (Перед каждым рассказом ученика о летчике по щелчку происходит выход фотографий.)

Шамшурин Василий Григорьевич.

Младший лейтенант Шамшурин совершил 22 боевых вылета, уничтожив 4 самолета, 14 танков и другую боевую технику врага. 18 ноября 1942 г. при штурмовке скоплений войск противника в районе Дзаурикау направил свой подбитый зенитным огнем Ил-2 в гущу вражеских боевой техники. В.Г.Шамшурину присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

Матвеев Владимир Иванович.

Капитан Матвеев при отражении налета противника на Ленинград 12 июля 1941 г., израсходовав весь боекомплект, применил таран: концом плоскости своей машины срезал хвостовое оперение вражеского самолета, сам произвел благополучную посадку. 01 января 1942 г. погиб в воздушном бою в Ленинградской области. В.И.Матвееву присвоено звание Героя Советского Союза.

Кайков Павел Александрович.

Лейтенант Кайков произвел 177 боевых вылетов. Участвовал в 5 воздушных боях. 29 ноября 1941 г. погиб в воздушном бою, таранив при лобовой атаке самолет противника в районе Лоухи. П.А.Кайкову присвоено звание Героя Советского Союза.

Гречишкин Василий Николаевич.

Майор Гречишкин совершил 152 боевых вылета на бомбардировку важных объектов и уничтожение живой силы и техники противника. 30 сентября 1943 г. под Ленинградом самолет Гречишкина был подбит зенитным огнем врага. Летчик направил горящий самолет на позицию артиллерийской батареи. В.Н.Гречишкину присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

5) Развитие речи учащихся (из семейного архива: рассказ об участнике войны).

Ни одну семью в нашей стране не обошла стороной война. Коснулась она и ваших семей. Давайте послушаем небольшие рассказы о ваших родственниках.

Любкевич Антон.

Мой прадедушка Сорокин Михаил Васильевич родился в 1913 году, а умер в 1991 году. Когда мой прадед был молодым и сильным, то мог поднять лошадь. В 1938 году пошел служить в армию. Попал на китайскую границу и участвовал в военной кампании под Халхин-Голом против японской армии. Не успел он вернуться домой, как началась русско-финская война. Прадед участвовал и в ней. А потом началась Великая Отечественная война, и прадед встал на защиту своей Родины. Во время боя под Ленинградом ему оторвало ногу. Поступил в госпиталь. А в 1944 году вернулся с фронта домой. Мой прадед награжден орденами и медалями.

Каретников Иван.

Мой прадед воевал под городом Ржевом. В ходе боев немцы окружили в болоте прадедушку с товарищами. Им было очень тяжело: не было еды, снарядов. Солдаты делали все возможное и невозможное, чтобы выстоять и не пропустить немцев. Но враг оказался сильнее на этом этапе войны. Мой прадед попал в плен. Его обливали водой, били кнутом, натравливали собак. Советская армия, разбив войска фашистов, освободила пленных. В их числе был и мой прадед. Он вернулся домой к своей семье.

Меня назвали Иваном в честь моего прадедушки.

Уварова Ирина.

Моего прадеда звали Уваров Иван Дмитриевич. Пошел на войну в 1941 году. В это время он жил в Смоленской области. Прадед был очень сильный, поэтому воевать он начал гранатометчиком и пулеметчиком. После тяжелого ранения в ногу его положили в госпиталь. В палате, где лежал прадед, находился немец. Когда дед узнал, кто с ним лежит рядом, то ударил немца кулаком в грудь. Удар оказался смертельным. За это прадеда хотели судить, но не сделали это.

Подмятникова Екатерина.

Моего прадедушку звали Александром Павловичем. Его призвали на войну, когда ему было 22 года. В 1942 году он был ранен в руку, потом целый год пролежал в госпитале. В 1943 году в мае он воевал в батальоне химзащиты санинструктором. В 1945 году прадедушка стал стрелком. В 1946 году был демобилизован. Имеет награды, но они, к сожалению, не сохранились.

6) Выводы по рассказу.

О погибшем на войне Алексее, сыне тети Оли, мы узнаем из последних строк рассказа. Эти строки являются ключевыми в произведении Носова. Память о погибших в Великой Отечественной войне живет в сердцах родных и совсем незнакомых людей. Известные и безымянные бойцы, не пришедшие с фронта, возвращаются в нашу жизнь дуновением легкого ветерка, лазоревым тихим утром, разросшимся под окном жасминовым кустом или ярко вспыхнувшим цветком на клумбе.

Презентация. Слайд 9 (Во время рассказа происходит автоматическая смена пяти фотографий. Фотографии меняются через пятнадцать секунд.)

1 фотография в презентации. Красный мак – символ Памяти.О происхождении мака существует много легенд. В христианской мифологии происхождение мака связывают с кровью невинно убитого человека. Впервые будто бы мак вырос из крови распятого на кресте Христа и с тех пор растет там, где пролилось много человеческой крови.

2 фотография в презентации. В 1915 г., во время Первой мировой войны, канадский военный врач Джон Маккрей написал ставшее широко известным стихотворение "В полях Фландрии", начинавшееся такими строками:

Всюду маки свечами печали горят
На войной опалённых фландрийских полях,
Между мрачных крестов, что рядами стоят,
В тех местах, где недавно закопан наш прах. (перевод А. Яро)

3 фотография в презентации. Считается, что семена мака любят, когда землю "беспокоят": они могут годами пролежать в почве и начнут прорастать только после того, как почву перекопали. В Первую мировую войну во Фландрии шли кровопролитные сражения, после которых немногим, оставшимся в живых, приходилось хоронить погибших товарищей прямо на поле боя. Говорят, такого количества маков в тех местах не видели никогда ни до, ни после того страшного времени.

4 фотография в презентации. В Англии существует национальный праздник – День Маков – дань памяти погибшим солдатам, который отмечается 11 ноября или в ближайшее к этой дате воскресенье. Эта дата знаменует годовщину окончания 1-й мировой войны. За 2 недели до Дня маков повсеместно начинают продавать красные искусственные маки, средства от которых полностью идут на помощь ветеранам войн. Яркий и символичный цветок покупает почти каждый, чтобы сразу же приколоть к одежде в знак благодарности и светлой памяти.

5 фотография в презентации. Символом Дня Памяти во многих странах является красный мак.

Учащийся читает наизусть стихотворение Екатерины Акимовой «Маки».

Война прошла, минуло много лет,
Из памяти стирая эти годы.
Но не забудь, Россия, этих бед,
О них тебе напомнят маков всходы.

Алеют маки искрой на земле,
Горят они в степных просторах, в поле
Как капли крови, да, горячей крови.

Цветут они и не дают забыть
О тех боях за жизнь и за свободу,
О тех, кто смог себя не пощадить,
Своею кровью обогреть всю воду.

Алеют маки искрой на земле,
И пламень тот горит не угасая,
Он обжигает сердце всей стране,
О горьких годах ей напоминая.

И сердце наше память ту хранит,
И слёзы скорби на глазах усталых,
И память прошлого в душе земли горит,
Как тот пожар в траве из маков алых.

Алеют маки искрой на земле,
Как капли крови, да горячей крови.
И обжигают сердце всей стране,
Своим огнём до страшной нашей боли.

Презентация. Слайд 10. Фильм «Живое пламя», созданный в программе Windows Movie Maker , запускается щелчком по фотографии. После окончания фильма для смены слайда щелкнуть в нижнем правом углу или в левом углу щелкнуть по треугольнику, затем в окне нажать «далее».

(Песня Ю.Антонова «Маки», фотографии периода Великой Отечественной войны, памятники защитникам Родины и памятники Волоколамского района)

7) Заключительное слово учителя. Презентация. Слайд 11.

Прошло 65 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но её эхо до сих пор не затихает в людских душах. Мы не имеем права забыть ужасы войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны всё помнить, чтобы извлечь для себя уроки из прошлого на настоящее и будущее. Мы обязаны всё помнить, чтобы жить.

Мчит дорога верста за верстой,
Стонут ноги, колеса и траки.
Вдоль дороги кресты и под каждым крестом
Распускаются красные маки.

А по небу плывут облака
Непроглядной и серой стеною.
И глядят облака на кресты свысока
Поливая слезой неземною.

Я смотрю на усталых ребят
И в душе вспоминаю о Боге,
И мечтаю о том, чтобы каждый солдат
Красным маком не стал у дороги...

Андрей Владимиров (Черников)

Цель: анализ рассказа Е. И. Носова «Живое пламя».

Задачи:

Познакомить учащихся с содержанием рассказа Е. И. Носова «Живое пламя», биографией писателя;

Развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения и анализа художественного произведения, умение работать со справочной литературой,

Воспитывать у учащихся уважительное отношение и чувство благодарной памяти к погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Слайд 1 (титульный).

Ход урока:

1) Вступительное слово учителя. Постановка целей урока.

Добрый день, ребята! Сейчас мы вместе попробуем определить тему урока.

Слайд 2.

Посмотрите на слайд, прочитайте высказываниями известных людей и пословицу, подумайте, какое слово пропущено во всех этих высказываниях. Догадались? Конечно же, в этих высказываниях идёт речь о памяти.

1. … - это сокровищница всего в мире. (Цицерон)

2. Прошлое, хранящееся в … , есть часть настоящего.

(Т. Котарбиньский)

3. Потерял … - потерял себя. (Пословица)

4. Единственной мерой времени является … . (В. Гжегорчик)

Как вы думаете, все ли события остаются в памяти людей? Что лучше запоминается?

Сегодня на уроке мы вспомним о самом трагическом периоде истории нашей страны - Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., познакомимся с рассказом Евгения Ивановича Носова «Живое пламя», проследим, как писатель поднимает тему Памяти и решает её на страницах своего произведения.

Слайд 3. Тема урока – «Помнить, чтобы жить». Тема Памяти в рассказе Е. И. Носова «Живое пламя». Запишите в тетрадях число и тему урока.

Выберите и запишите в качестве эпиграфа к уроку понравившееся высказывание о памяти.

3. Знакомство с писателем (рассказ учителя или сообщение учащегося о Е. И. Носове). Слайд № 4.

Евгений Иванович Носов – это для вас новое имя. Давайте познакомимся с писателем.

Евгений Иванович Носов родился 15 января 1925 года в селе Толмачеве под Курском в семье кузнеца. Шестнадцатилетним юношей пережил фашистскую оккупацию. Летом 1943 года, закончив восьмой класс, ушёл на фронт, попал в артиллерийские войска, был наводчиком орудия. Участвовал в операции «Багратион», в боях на Рогачёвском плацдарме за Днепром, воевал в Польше. В боях под Кёнигсбергом 8 февраля 1945 был тяжело ранен и 9 мая 1945 года встретил в госпитале в Серпухове, о чём позже написал в рассказе «Красное вино победы».

После войны Носов продолжил учёбу. Окончив среднюю школу, работал художником, литературным сотрудником. 1958 году выходит его первая книга рассказов и повестей «На рыбачьей тропе».

Е. И. Носов был награждён Орденом Ленина и Орденом Отечественной войны, медалями. В 1975 году писатель был удостоен Государственной премии РСФСР, в 1996 году - Международной премии имени М. А. Шолохова.

4. Чтение рассказа «Живое пламя». Приём «Чтение с остановками».

Стадия вызова. Рассказ Евгения Ивановича Носова называется «Живое пламя». Как вы думаете, о чём этот рассказ?

Сейчас мы прочитаем рассказ и проверим, подтвердятся ли ваши предположения.

Стадия осмысления.

Чтение 1 части.

Тётя Оля заглянула в мою комнату, опять застала за бумагами и, повысив голос, повелительно сказала:

Будет писать-то! Поди проветрись, клумбу помоги разделать.

Тётя Оля достала из чулана берестяной короб. Пока я с удовольствием разминал спину, взбивая граблями влажную землю, она, присев на завалинку и высыпав себе на колени пакетики и узелки с цветочными семенами, разложила их по сортам.

Ольга Петровна, а что это, - замечаю я, - не сеете вы на клумбах маков?

Ну, какой из маков цвет! - убеждённо ответила она. - Это овощ. Его на грядках вместе с луком и огурцами сеют.

Что вы! - рассмеялся я. - Ещё в какой-то старинной песенке поётся:

А лоб у неё, точно мрамор, бел.

А щёки горят, будто маков цвет.

Цветом он всего два дня бывает, - упорствовала Ольга Петровна. - Для клумбы это никак не подходит, пыхнул и сразу сгорел. А потом всё лето торчит эта самая колотушка и только вид портит.

Вопросы:

Почему тётя Оля не любила сеять маки? (Она считала, что мак – это не цветок, а овощ. Цветёт всего два дня.)

Предскажите дальнейшие события в рассказе. Как вы думаете, что произойдёт дальше? (Возможно, герой посеет мак тайком от тёти Оли.)

Чтение 2 части.

Но я всё-таки сыпанул тайком щепотку мака на самую середину клумбы. Через несколько дней она зазеленела.

Ты маков посеял? - подступилась ко мне тётя Оля. – Ах, озорник ты этакий! Так уж и быть, тройку оставила, тебя пожалела. А остальные все выполола.

Неожиданно я уехал по делам и вернулся только через две недели. После жаркой, утомительной дороги было приятно войти в тихий старенький домик тёти Оли. От свежевымытого пола тянуло прохладой. Разросшийся под окном жасминовый куст ронял на письменный стол кружевную тень.

Квасу налить? - предложила она, сочувственно оглядев меня, потного и усталого. - Алёшка очень любил квас.

Когда я снимал эту комнату, Ольга Петровна, подняв глаза на портрет юноши в лётной форме, что висит над письменным столом, спросила:

Не помешает?

Что вы!

Это мой сын Алексей. И комната была его. Ну, ты располагайся, живи на здоровье.

Вопросы:

Кто такой Алексей? (Это сын тёти Оли.)

Как о нём вспоминает тётя Оля? (Тётя Оля никогда не рассказывала о своём сыне, она вспоминала о нём всегда вскользь, «к случаю», в те моменты, когда что-то напоминало ей о сыне.)

Как вы думаете, что случилось с сыном тёти Оли? (Он уехал, и тётя Оля ничего о нём не знает, скучает по нему, ждёт, что сын вернётся. Он умер или погиб.)

Чтение 3 части.

Подавая мне тяжёлую медную кружку с квасом, тетя Оля сказала:

А маки твои поднялись, уже бутоны выбросили.

Я пошёл посмотреть на цветы. Клумба стояла неузнаваемой. По самому краю расстилался коврик, который своим густым покровом с разбросанными по нему цветами очень напоминал настоящий ковёр. Потом клумбу опоясывала лента маттиол - скромных ночных цветков, привлекающих к себе не яркостью, а нежно-горьковатым ароматом, похожим на запах ванили. Пестрели куртинки жёлто-фиолетовых анютиных глазок, раскачивались на тонких ножках пурпурно-бархатные шляпки парижских красавиц. Было много и других знакомых и незнакомых цветов. А в центре клумбы, над всей этой цветочной пестротой, поднялись мои маки, выбросив навстречу солнцу три тугих, тяжёлых бутона.

Вопросы:

Как выглядела клумба тёти Оли? Какие цветы она предпочитала? (Маттиолы, иначе ночная фиалка, анютины глазки, бархатцы – садовые цветы, красивые и радующие глаз всё лето.)

Давайте поставим себя на место автора и пофантазируем о дальнейших событиях в рассказе. Что произойдёт дальше? (Маки расцветут, постоят два дня и осыплются. Маки затмят своей красотой все другие цветы.)

Чтение 4 части.

Распустились они на другой день.

Тётя Оля вышла поливать клумбу, но тотчас вернулась, громыхая пустой лейкой.

Ну, иди смотри, зацвели.

Издали маки походили на зажжённые факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени. Легкий ветер чуть колыхал, солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнём, то наливались густым багрянцем. Казалось, что, стоит только прикоснуться - сразу опалят!

Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия.

Вопросы:

Найдите в тексте слова, с помощью которых автор описывает маки.

Какие приёмы использует писатель при описании маков?

Слайд 5. Давайте вспомним художественно-выразительные средства языка.

Эпитет (от греч. ерitheton - приложение) – образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью.

Метафора (от греч. metaphora - перенос) – употребление слова в переносном значении слова, основанном на уподоблении одного предмета или явления другому.

Олицетворение – изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ (даром речи, способностью мыслить, чувствовать, переживать, действовать), уподобляются живому существу.

Сравнение – сопоставление явления или понятия с другим явлением или понятием с целью выделить какой-либо особо важный в художественном отношении признак объекта сравнения.

Подтвердилось ли наше предположение, что маки затмят своей красотой другие цветы на клумбе? Подтвердите своё мнение строчками из текста.

Аристократия - привилегированная часть общества, состоящая из знатных, родовитых людей. В рассказе это слово употребляется в переносном значении. Цветочная аристократия - дорогие, элитные сорта садовых цветов.

Чтение 5 части.

Два дня буйно пламенели маки. А на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли. И сразу на пышной клумбе без них стало пусто.

Я поднял с земли еще совсем свежий, в капельках росы, лепесток и расправил его на ладони.

Вот и всё, - сказал я громко, с чувством ещё не остывшего восхищения.

Да, сгорел... - вздохнула, словно по живому существу, тётя Оля. - А я как-то раньше без внимания к маку-то этому. Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает...

Тётя Оля, как-то сгорбившись, вдруг заторопилась в дом.

Вопросы:

Сколько дней цвели маки? (Маки цвели два дня, как и говорила тётя Оля.)

Как вы понимаете слова тёти Оли: «Да, сгорел... Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает...» (Есть люди, которые прожили короткую, но красивую жизнь. Эти слова о людях, сделавших что-то хорошее в жизни.)

Как вы думаете, о ком в эту минуту думала тётя Оля? (Возможно, она думала о своём сыне.)

Чтение 6 части.

Мне уже рассказывали о её сыне. Алексей погиб, спикировав на своём крошечном «ястребке» на спину тяжёлого фашистского бомбардировщика...

Я теперь живу в другом конце города и изредка заезжаю к тёте Оле. Недавно я снова побывал у неё. Мы сидели за летним столиком, пили чай, делились новостями.

А рядом на клумбе полыхал большой ковер маков. Одни осыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки. А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались всё новые и новые, туго свёрнутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню.

Вопросы:

Почему тётя Оля всё-таки изменила своё отношение к макам? (Они напоминали ей о короткой, но яркой жизни сына).

Как погиб Алексей? (Он пошёл на таран, сгорел вместе со своим самолётом.)

Какой человек способен на такой поступок? Каким вы себе представляете Алексея? (Это мужественный и сильный человек, любящий свою Родину.)

Война закончилась, но утихла ли боль в душе Ольги Петровны? Какие детали свидетельствуют об одиночестве женщины, о затаённой печали, переполнявшей её сердце? Обратите внимание на слова, мимику, жесты, осанку героини. (Речь тёти Оли немного грубоватая. В комнате висел портрет сына в лётной форме. Жасминовый куст под окном имеет запах горечи. Маттиолы имеют горьковатый запах. Когда маки осыпались, тётя Оля сказала, что «и у людей так бывает», она сгорбилась и вдруг заторопилась в дом.)

Сумел ли Е. Носов на страницах небольшого произведения показать жестокость войны?

Война – величайшая трагедия. Когда произносишь это слово, в мыслях встают разрушенные города, вспышки ракет и зарево пожарищ, в ушах звучит бесконечно тяжелый грохот бомбёжек…

В рассказе Е. И. Носова нет описаний военных событий, и о войне автор упоминает вскользь. Всего лишь несколько предложений передают весь ужас войны. Сын тёти Оли геройски погиб, короткая у него была жизнь, зато в полную силу прожита. А сколько молодых людей не вернулось с войны! В памяти близких и своих боевых товарищей они остались вечно молодыми.

Давайте послушаем фрагмент из «Песни лётчика-истребителя» Владимира Высоцкого.

А сейчас давайте ещё раз выразительно прочитаем заключительные строки рассказа. Как вы понимаете их смысл? Для чего, по-вашему, тетя Оля посадила маки?

Объясните смысл названия рассказа «Живое пламя». Слайды 6-7.

5. Выводы по рассказу. О погибшем на войне Алексее, сыне тёти Оли, мы узнаём из последних строк рассказа. Проходят годы, десятилетия, но память о погибших в годы Великой Отечественной войны живёт в сердцах родных. Разросшийся под окном жасминовый куст, ярко вспыхнувший цветок на клумбе напоминают о погибших. Огонь в рассказе Е. И. Носова ассоциируется с человеком, отдавшим свою жизнь во имя жизни других людей. Маки – это тоже символ. В начале рассказа перед нами всего несколько маков, то в финале – это уже «большой костер» огненных цветов, который (что?) напоминает Вечный огонь - знак Памяти и молчания.

Мастер-класс « Помнить,чтобы жить…» по рассказу Е.Носова «Живое пламя».

Тема мастер-класса: « Помнить,чтобы жить…» по рассказу Е.Носова «Живое пламя».

Маки, маки, красные маки, горькая память земли…

«Я только хочу, чтобы вы, мужчины и женщины, бывшие солдаты и солдатские жёны, участники и очевидцы, пока ещё живы, …передали бы своим детям и внукам священную память о павших из рук в руки, от сердца к сердцу». Е. Носов «Шопен, соната номер два»

Портрет Е.И.Носова


Синквейн (схема)

    Одно существительное.

    Два прилагательных.

    Три глагола.

    Предложение.

    Одно существительное.

    Приветствие. Мотивация.

Любите ли вы цветы?

Какие цветы вы сажаете или посадили бы у себя в саду? Почему именно эти цветы? Есть ли у вас любимые цветы?

Такие цветы,как маки,никто не назвал.Почему вы их не сажаете?

Какова будет тема нашего занятия?(о цветах…)

Сегодня мы вспомним о них, познакомившись с рассказом Е.И.Носова «Живое пламя».

Какие ассоциации возникают у вас от названия «Живое пламя»?

Откройте брошюры,которые лежат у вас на столах и выполните первое задание.

Задание №1

(каждая группа называет слова-ассоциации)

Задание №2

Создание первого синквейна по ассоциации. (Схема синквейна на доске)

2.Красивый,яркий.

3.Алеет,краснеет.

4.Вызывает чувство прекрасного.

5.Цветок-чудо.(Огонёк)

Задание №3

(Знакомство с первой частью текста по технологии критического мышления ).

Задание №4

Мак в рассказе в начале цветения.(Выписать всё,что касается мака как цветка).

Почему т.Оля не воспринимает маки как цветы? (Портят вид,долго не цветут).

Как появились маки на грядке к неожиданности т. Оли?

Как она отреагировала на маки? (оставила только в центре клумбы)

Задание № 5

Продолжение чтения рассказа.

Что узнали вы из личной жизни т. Оли? (Её сын погиб во время ВОВ).

Что сказала т.Оля о маках приехавшему в гости молодому человеку?

(- А маки твои поднялись, уже бутоны выбросили.)

Как выглядела клумба на другой день?

(Издали маки походили на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени.)

Как выглядели другие цветы в сравнении с маками?

(…рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия.)

Через два дня маки отцвели….Что сказала т. Оля?

(- Да, сгорел...- вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля.- А я как-то раньше без внимания к маку-то этому. Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает...)

Почему она сказала «как у людей» ? Что она имела в виду?

(Её сын Алексей погиб, спикировав на своем крошечном «ястребке» на спину тяжелого фашистского бомбардировщика.)

Опишите,как выглядела т. Оля в этот момент. (..как-то сгорбившись, вдруг заторопилась в дом.)
_Почему она стала сажать маки? (не хотела,чтобы погасло живое пламя ).

Задание № 6

Создание синквейна после прочтённого рассказа.

Как вы воспринимаете мак в рассказе?

2. Красивый,яркий.

3. Горит,пламенеет,светит.

4.Напоминает о сыне.(Мак- олицетворение жизни).

5. Жизнь. (Символ.Память.)

Какова же основная мысль этого рассказа? О чём вы задумались после прочтения?

(О смысле жизни,о том,что можно прожить короткую жизнь,но яркую,полезную людям)

Задание №7

(Каждая группа из предложенных заготовок сделает маки и украсит ими клумбу на доске)

Пусть эта клумба будет как дань памяти землякам,погибшим на Великой Отечественной войне.

В заключение звучит песня « Маки,маки,красные маки….»

Носов Евгений Иванович –писатель,фронтовик,родом из Курской области.Автор множества книг,которые занимают достойное место в русской литературе.

Он был награждён Орденами Ленина и Отечественной войны, медалями. В 1975 году писатель был удостоен Государственной премии РСФСР, в 1996 году - Международной премии имени М. А. Шолохова в области литературы и искусства.

Красный мак – символ Памяти.О происхождении мака существует много легенд. В христианской мифологии происхождение мака связывают с кровью невинно убитого человека. Впервые будто бы мак вырос из крови распятого на кресте Христа и с тех пор растет там, где пролилось много человеческой крови.

Считается, что семена мака любят, когда землю "беспокоят": они могут годами пролежать в почве и начнут прорастать только после того, как почву перекопали. В Первую мировую войну во Фландрии шли кровопролитные сражения, после которых немногим, оставшимся в живых, приходилось хоронить погибших товарищей прямо на поле боя. Говорят, такого количества маков в тех местах не видели никогда ни до, ни после того страшного времени.

В Англии существует национальный праздник – День Маков – дань памяти погибшим солдатам, который отмечается 11 ноября или в ближайшее к этой дате воскресенье. Эта дата знаменует годовщину окончания 1-й мировой войны. За 2 недели до Дня маков повсеместно начинают продавать красные искусственные маки, средства от которых полностью идут на помощь ветеранам войн. Яркий и символичный цветок покупает почти каждый, чтобы сразу же приколоть к одежде в знак благодарности и светлой памяти.

Прошло 70 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но её эхо до сих пор не затихает в людских душах. Мы не имеем права забыть ужасы войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны всё помнить, чтобы извлечь для себя уроки из прошлого на настоящее и будущее. Мы обязаны всё помнить, чтобы жить.

Название произведения: Живое пламя

Год написания: 1958

Жанр: рассказ

Главные герои: рассказчик , тетя Оля

Сюжет

Однажды рассказчик помогал знакомой женщине сажать цветы. Она дала ему мешочек с маком и попросила посадить его в центре клумбы. Через несколько недель автор увидел, как в центре клумбы пламенеют алые маки, но их цвет оказался недолгим. Через три-четыре дня нежные лепестки осыпались, а остались лишь коробочки с семенами.

Тетя Оля сказала, что у некоторых людей тоже жизнь такая же, как у маков- недолгая, но яркая. И автор вспомнил своего друга, сына тети Оли, молодого летчика Алексея, который погиб совсем молодым в бою с фашистами, направив свой горящий самолет на колонну вражеской техники.

Вывод (мое мнение)

Для каждой женщины самая невосполнимая потеря – смерть ребенка. У тети Оли на сердце незаживающая рана, она постоянно помнит о своем погибшем сыне и гордится им. Даже недолговечная красота сверкающих маков напоминает ей о недолгой жизни сына, о его подвиге и ее одиночестве.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

31 имени А.П.Жданова»

План-конспект открытого урока

по литературе в 7 классе

«Живое пламя»

по рассказу Е.И.Носова

Обучение целостному анализу эпического произведения.

Подготовила и провела:

Коврижных Ольга Васильевна,

Учитель русского языка и литературы,

1 квалификационной категории

МОУ «СОШ № 31 им. А.П.Жданова»

г.Братск, 2011

Открытый урок литературы в 7 классе.

Тема: Е.И.Носов « Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения.

Цели:

    Познакомить учащихся с содержанием рассказа Е. И. Носова «Живое пламя», краткими биографическими сведениями об авторе;

    Развивать речь учащихся, мыслительные процессы: понимание, анализ, синтез, оценка, применение; логическое и творческое мышление ; умение предсказывать события в рассказе;

    Формировать навыки выразительного чтения и анализа художественного произведения, определять тему и идею произведения, донести до учащихся мысль автора о высоком предназначении человека, священной памяти о погибших на войне.

    Воспитывать у школьников чувство патриотизма как важнейшей духовно-нравственной социальной ценности, укрепление духовной связи между поколениями, обращение сознания школьников к высоким нравственным идеалам, которые имели место в Отечественной истории; сохранение благодарной памяти к погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Технология: РКМ

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, распечатанные тексты рассказа Е.Носова «Живое пламя», карточки - синквейны, фото, высказывания, обращения к потомкам, тест.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

    Организационный момент.

Добрый день (1 слайд)

Здравствуйте, ребята, я рада вас приветствовать на уроке литературы, сегодня нам предстоит сложная и интересная работа, на уроке мы вспомним о самом трагическом периоде истории нашей страны - Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., познакомимся с рассказом Евгения Ивановича Носова «Живое пламя»,

Цель сегодняшнего нашего урока, как и многих других уроков литературы, в прочитанном найти жизненные ориентиры для будущей жизни, постараемся проследить, как писатель поднимает тему памяти и решает её на страницах своего произведения , выражает своё отношение к истинным ценностям.

(2 слайд)

2. Вызов.

Сейчас давайте поразмышляем:

    Верите ли вы в то, что некоторые цветы могут олицетворять определённые чувства человека: роза-любовь, хризантемы – печаль, гвоздики и маки – память и др.? (3 слайд)

    Верите ли вы в то, что в определённой ситуации человек может, не задумываясь, пожертвовать своей жизнью ради других людей?

    Верите ли вы в то, что память о погибших ради других людей живет в сердцах родных и совсем незнакомых людей? (4 слайд)

Молодцы, вы хорошо размышляли. Наша с вами задача убедиться в правильности данных утверждений или опровергнуть их.

Наш урок называется «Живое пламя » (5 слайд)

Посмотрите внимательно на это название, предположите, о чём может повествовать нам рассказ с таким названием?

И сейчас мы на самом деле узнаем, о чём этот рассказ?

3. Осмысление.

Сообщение учащегося о писателе.

Е. И. Носов - родом из курских мест, писатель, с любовью относящийся к их красотам и благодати, человек, прошедший войну, переживший ранение и другие беды военных лет, навсегда сохранивший в своей душе открытость и сочувствие к попавшим в беду. (7слайд)

Рассказы Носова пронизаны заботой о людях, о родной природе, полны возмущения бездуховным, бездумным и жестоким обращением с окружающим миром .(8 слайд)

Чтение 1 части ( 9 слайд)

Тетя Оля заглянула в мою комнату, опять застала за бумагами и, повысив голос, повелительно сказала:

Будет писать-то! Поди проветрись, клумбу помоги разделать.

Тетя Оля достала из чулана берестяной короб. Пока я с удовольствием разминал спину, взбивая граблями влажную землю, она, присев на завалинку и высыпав себе на колени пакетики и узелки с цветочными семенами, разложила их по сортам.

Ольга Петровна, а что это, - замечаю я, - не сеете вы на клумбах маков?

Ну, какой из маков цвет! - убежденно ответила она. - Это овощ. Его на грядках вместе с луком и огурцами сеют.

Что вы! - рассмеялся я. - Еще в какой-то старинной песенке поется:

А лоб у нее, точно мрамор, бел.

А щеки горят, будто маков цвет.

Цветом он всего два дня бывает, - упорствовала Ольга Петровна. - Для клумбы это никак не подходит, пыхнул и сразу сгорел. А потом все лето торчит эта самая колотушка и только вид портит.

10слайд

    Почему тётя Оля не любила сеять маки?

Чтение 2 части (11 слайд)

Но я все-таки сыпанул тайком щепотку мака на самую середину клумбы. Через несколько дней она зазеленела.

Ты маков посеял? - подступилась ко мне тетя Оля. – Ах, озорник ты этакий! Так уж и быть, тройку оставить, тебя пожалела. А остальные все выполола.

Неожиданно я уехал по делам и вернулся только через две недели. После жаркой, утомительной дороги было приятно войти в тихий старенький домик тети Оли. От свежевымытого пола тянуло прохладой. Разросшийся под окном жасминовый куст ронял на письменный стол кружевную тень.

Квасу налить? - предложила она, сочувственно оглядев меня, потного и усталого. - Алешка очень любил квас. Бывало, сам по бутылкам разливал и запечатывал.

Когда я снимал эту комнату, Ольга Петровна, подняв глаза на портрет юноши в летной форме, что висит над письменным столом, спросила:

Не помешает?

Что вы!

Это мой сын Алексей. И комната была его. Ну, ты располагайся, живи на здоровье.

(12слайд)

    Кто такой Алексей? Как его вспоминает тётя Оля?

    Каким вы себе представляете Алексея?

    Предскажите дальнейшие события в рассказе, что произойдёт?

Чтение 3 части (13 слайд)

Подавая мне тяжелую медную кружку с квасом, тетя Оля сказала:

А маки твои поднялись, уже бутоны выбросили.

Я пошел посмотреть на цветы. Клумба стояла неузнаваемой. По самому краю расстилался коврик, который своим густым покровом с разбросанными по нему цветами очень напоминал настоящий ковер. Потом клумбу опоясывала лента маттиол - скромных ночных цветков, привлекающих к себе не яркостью, а нежно-горьковатым ароматом, похожим на запах ванили. Пестрели куртинки желто-фиолетовых анютиных глазок, раскачивались на тонких ножках пурпурно-бархатные шляпки парижских красавиц. Было много и других знакомых и незнакомых цветов. А в центре клумбы, над всей этой цветочной пестротой, поднялись мои маки, выбросив навстречу солнцу три тугих,

тяжелых бутона.

(14 слайд)

    Как выглядела клумба тёти Оли? Как вы думаете, почему человек начинает заниматься разведением цветов?

    Предскажите дальнейшие события в рассказе, что произойдёт?

Чтение 4 части (15 слайд)

Распустились они на другой день.

Тетя Оля вышла поливать клумбу, но тотчас вернулась, громыхая пустой лейкой.

Ну, иди смотри, зацвели.

Издали маки походили на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени. Легкий ветер чуть колыхал, солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то наливались густым багрянцем. Казалось, что, стоит только прикоснуться - сразу опалят!

Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия.

(16 слайд)

    Как называется этот приём в литературоведении?

    Предскажите дальнейшие события в рассказе, что произойдёт?

Чтение 5 части

Два дня буйно пламенели маки. А на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли. И сразу на пышной клумбе без них стало пусто.

Я поднял с земли еще совсем свежий, в капельках росы, лепесток и расправил его на ладони.

Вот и все, - сказал я громко, с чувством еще не остывшего восхищения.

Да, сгорел... - вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля. - А я как-то раньше без внимания к маку-то этому. Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает...

Тетя Оля, как-то сгорбившись, вдруг заторопилась в дом.

    Сколько дней цвели маки? (17 слайд)

    Как вы понимаете слова тёти Оли:

Да, сгорел... - вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля. - А я как-то раньше без внимания к маку-то этому Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает...

Чтение 6 части

Мне уже рассказывали о ее сыне. Алексей погиб, спикировав на своем крошечном "ястребке" на спину тяжелого фашистского бомбардировщика...

Я теперь живу в другом конце города и изредка заезжаю к тете Оле. Недавно я снова побывал у нее. Мы сидели за летним столиком, пили чай, делились новостями. А рядом на клумбе полыхал большой ковер маков. Одни осыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки. А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые, туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню. (18 слайд)

    Почему тётя Оля все-таки отдала предпочтение макам? (напоминали о короткой, но яркой жизни сына) (18 слайд)

Сообщение учащегося о маках:

Красный мак – символ Памяти.

О происхождении мака существует много легенд. В христианской мифологии происхождение мака связывают с кровью невинно убитого человека. Впервые будто бы мак вырос из крови распятого на кресте Христа и с тех пор растет там, где пролилось много человеческой крови.

А в Англии существует национальный праздник – День Маков – дань памяти погибшим солдатам. 11 ноября - День Памяти всех павших на полях сражений, дата которого знаменует годовщину окончания 1-й мировой войны.

Символом Дня Памяти во многих странах является красный мак.

    Что произошло с Алексеем? (таран)

И не один герой пал в бою, чтобы спасти свою мать, свою семью, своих детей, свободу, песню, город, край - все, что мы зовем величавым словом «Родина». Строки рассказа Е. Носова слишком скупы и не описывают подробно подвиг Алексея. О событиях воины 1941-1941гг. написано много книг, снято много фильмов. О подвиге лётчиков повествует уникальный фильм Леонида Быкова «В бой идут одни старики»,

посмотрите отрывок из него (видеофрагмент-гибель Сергея – 19 слайд)

(20 слайд)

    Как вы думаете, страшно ли солдату, который идет на такой поступок?

    Хочется ли умирать молодым? Почему они это делали?

    Каким же должен быть человек, способный на такой поступок?

    Так могут ли цветы передавать определенные ассоциации человека?

21 слайд

    Каким эмоциональным настроением проникнуты последние строки: “А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню”?

    Можно ли сказать, что в последних строках образ живого огня ассоциируется с вечным огнем?

    Чему же учит рассказ Евгения Ивановича Носова?

    Какова же главная мысль рассказа Носова? (21 слайд)

Слово учителя.

Содержание рассказа подчинено главной мысли: память о погибших в Великой Отечественной войне живет в сердцах родных и совсем незнакомых людей. Известные и безымянные бойцы, не пришедшие с фронта, возвращаются в нашу жизнь… дуновением легкого ветерка, лазоревым тихим утром, разросшимся под окном жасминовым кустом или… ярко вспыхнувшим цветком на клумбе.

Жизнь человека так же коротка, но прекрасна. Огонь в рассказе ассоциируется с душой человека, отдавшего свою жизнь во имя жизни других. Маки как символ внезапно оборвавшейся молодой жизни горят, “пламенеют”, но огонь этот живой, приносящий слезы очищения. И если в центре рассказа перед нами всего несколько маков, то в финале – это уже “большой костер” огненных цветов. Он напоминает вечный огонь. Знак вечной памяти и молчания. 22 слайд

(23 слайд)

Мы огненное поднимаем Знамя

Ни Ты, ни Он не будет побежден

В любом из нас горит живое Пламя.

В любом из нас есть маленький Дракон!

Мы чувствуем возвышенное, священное состояние души, которое вызывало рождение подвига, привело страну к Победе.

И память о подвиге нашего народа священна.

Рассказ прочитан, анализ образов проведен. Вспомним основную цель урока: можно ли по одному эпизоду из жизни человека выразить своё отношение к истинным ценностям.

- О каких истинных ценностях из эпизода смерти Алексея мы можем говорить? (Любовь к Родине. Память. Подвиг во имя жизни других людей).

1 группа - Выразите своё отношение к этим ценностям в синквейне.

Заполните, пожалуйста, эту карточку.

Кто? Что?

Новое звучание

темы

1 существительное

Вечность

(24 слайд)

У Е. Носова есть рассказ «Шопен, соната номер два». Есть в этом рассказе такие слова: «Я только хочу, чтобы вы, мужчины и женщины, бывшие солдаты и солдатские жены, участники и очевидцы, пока ещё живы, … передали бы своим детям и внукам священную память о павших из рук в руки, от сердца к сердцу». Всё меньше остается ветеранов – очевидцев тех ужасных событий. Значит, настала наша очередь хранить и передавать память о павших в ту страшную войну, чтобы мы жили!

Какими будут ваши дальнейшие жизненные ориентиры решать вам.

2 группа

А сейчас прошу вас раскрасить рисунок мак- символ вечного огня и написать свое обращение к потомкам, чтобы они помнили о всех погибших в годы ВОв и пронесли память через все свои годы и передали своим детям и внукам. (25 слайд) под музыку Ю.Антонов « Красные маки»

Проверка работ.

Для всех.

ТЕСТ по произведению Е. И. Носов. "Живое пламя".

Начало формы очерк;

воспоминания;

рассказ

Название произведения:

    Определяет его тематику;

    Метафорически воссоздает образ сына;

В этом произведении звучат голоса:

    одного персонажа;

    нескольких;

    двух

В основе сюжета произведения:

    обычные бытовые сцены;

    жизнь тети Оли;

    короткая жизнь цветов.

    Главная мысль, которой подчинено содержание произведения:

    взаимоотношения людей;

    вечная память павшим в Великой Отечественной войне;

    забота об окружающих людях.

В фразе: "Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью"- используется:

    сравнение;

    олицетворение;

    метафора.

В произведении есть персонажи:

    только положительные;

    только отрицательные;

    и положительные, и отрицательные

Сказав: " Да, сгорел...короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает...",- тетя Оля имела в виду:

    короткую жизнь мака;

    красоту цветка;

    судьбу сына.

Конец формы

Ответы:

1.с, 2.в,3.с, 4.с, 5.в, 6.в, 7. а, 8. С Взаимопроверка.

5. Рефлексия (26 слайд)

Все в твоих руках”

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

- Всё в твоих руках...

Каждый человек делает свой выбор в жизни: можно прожить короткую, но яркую жизнь, а можно жить долго и спокойно, так и не совершив в жизни главного поступка – все в ваших руках.

На листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой вы выразите свое мнение, которое появилось у вас после урока.

Большой – для меня было важным и интересным на уроке…

Указательный – я после урока поняла…

Средний – мне было трудно (мне не понравилось)…

Безымянный – мне на уроке работалось отлично, комфортно, некомфортно, плохо, хорошо….

Мизинец – я ещё хочу узнать…

- Оценки

6.Д/З (27 слайд) по выбору.

    Выучить наизусть отрывок о цветущих маках.

    Подготовить рассказ о родственниках, которые воевали в годы Великой Отечественной войны.

    Какую иллюстрацию ты бы придумал к этому рассказу? Нарисуй ее.

    Подготовьте развернутый ответ на вопрос «Что волнует писателя?» «Можно ли сказать, что это проблема нашего времени?»

(28 слайд)

Заключительное слово учителя.

Прошло 66 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но её эхо до сих пор не затихает в людских душах. Мы не имеем права забыть ужасы войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны всё помнить, чтобы извлечь для себя уроки из прошлого на настоящее и будущее. Мы обязаны всё помнить, чтобы жить.

отрывка из поэмы Егора Исаева «Суд памяти».

Вы думаете, павшие молчат?

Конечно, да - вы скажете.

Не верно!

Они кричат,

Пока еще стучат

Сердца живых

И осязают нервы.

Они кричат не где-нибудь,

За нас кричат.

Особенно ночами,

Когда стоит бессонница у глаз

И прошлое толпится за плечами.

Они кричат, когда покой,

Приходят в город ветры полевые,

И со звездою говорит звезда,

И памятники дышат, как живые.

Они кричат

И будят нас, живых,

Невидимыми, чуткими руками.

Они хотят, чтоб памятником их

Была Земля

С пятью материками.

Она летит во мгле,

Ракетной скоростью

До глобуса уменьшена.

Жилая вся.

И ходит по земле

Босая Память -

маленькая женщина.

Она идет,

Переступая рвы,

Не требуя ни визы, ни прописки.

В глазах - то одиночество вдовы,

То глубина печали материнской.

Ее шаги неслышны и легки,

Как ветерки

На травах полусонных.

На голове меняются платки -

Знамена стран, войною

потрясенных.

То флаг французский,

То британский флаг,

То польский флаг,

То чешский,

То норвежский…

Но дольше всех

Не гаснет на плечах

Багряный флаг

Страны моей Советской.

Он флаг победы,

Заревом своим

Он озарил и скорбь

И радость встречи.

И может быть, сейчас покрыла им

Моя землячка худенькие плечи.

И вот идет,

Печали не тая,

Моя тревога,

Боль моя и муза.

А может, это гданьская швея?

А может, это прачка из Тулузы?

Она идет,

Покинув свой уют,

Не о себе - о мире беспокоясь.

И памятники честь ей отдают,

И обелиски кланяются в пояс.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: