Апостол павел краткое содержание. Первоверховные апостолы петр и павел

Апо́стол Па́вел (урождённый Саул; Савл; Шауль; ивр. ‏שאול‏‎, - пер. «выпрошенный», «вымоленный». Павел - иудей средиземноморской диаспоры, родившийся в Тарсе, главном городе Киликии и одном из крупнейших центров эллинистической культуры. Павел происходил из колена Вениаминова.

Имя Павел по-гречески означает маленький или скромный.

Отец Павла был фарисеем (Деян. 23:6). При этом Павлу перешло от отца римское гражданство, что было редкостью для жителя провинций. Получив прекрасное образование, он стал последователем знаменитого богослова Гамалиила. Кстати, имея римское гражданство, не раз спасало ему жизнь.

Какие преимущества давало апостолу Павлу римское гражданство?


Римское гражданство давало человеку определенные права и привилегии, имевшие законную силу на всей территории империи.

Римский гражданин подчинялся только римскому закону - на него не распространялись законы, которые действовали в провинциях. Если против него выдвигалось обвинение, он мог согласиться, чтобы его судили по местному закону, но за ним сохранялось право потребовать, чтобы его дело рассматривал римский суд. Если ему выносился смертный приговор, он имел право обжаловать его, обратившись к императору.

Вот что написал о преимуществах такого гражданства римский политик I века до н. э. Цицерон: «Связать римского гражданина - преступление; высечь его - злодеяние; лишить его жизни - практически то же, что совершить отцеубийство».

Апостол Павел активно проповедовал по всей Римской империи. В Библии записано три случая, когда он воспользовался своим правом римского гражданина: 1) Он объявил управляющим в Филиппах, что, подвергнув его телесному наказанию, они нарушили его права. 2) Он сослался на свой статус, чтобы избежать бичевания в Иерусалиме. 3) Он воззвал к цезарю, римскому императору, чтобы тот лично разобрал его дело.

Суд кесарев. Если римлянин, которого обвиняли в преступлении, чувствовал, что приговор или суд несправедлив, то он мог требовать, чтобы император сам рассмотрел его дело. Павел - гражданин Рима, однажды так и поступил.

В Дамаск потерявшего зрение Савла скорее всего привезли на каком-то вьючном животном. Через восточные ворота, которые сегодня называются Баб Шарки, он проследовал по двухкилометровой и широкой (три метра) Прямой улице - Via Recta.

В Дамаске до сих пор существует та Прямая улица, на которой посланный Господом Анания нашел Савла молящимся (Деян 9.11)

В античные времена здесь проходила центральная магистраль Дамаска, название которой - «Via Recta» - упоминается в христианских письменных источниках. Под римским началом «Via Recta» была значительно расширена и стала большой оживлённой улицей, украшенной колоннадой.

Ананию считают первым епископом Дамаска, он же и крестил Павла. Невероятно, но дом, в котором жил Анания, сохранился до сих пор.

Самос, остров в Эгейском море, располож. у побережья Малой Азии, недалеко от Эфеса. Павел побывал на нем во время своего третьего миссионерского путешествия (Деян 20.15).

Как и его отец, он был настоящим фарисеем и римским поданным, воспитанным в строгих канонах иудейской веры и обученный ремеслу – шитью палаток. Родные верили в то, что он станет учителем-богословом, поэтому и отправили его учиться в Иерусалим к известному раввину Гамалиилу. Сразу надо отметить, что это были благочестивые хранители древних традиций Ветхого Завета.

В библейские времена свободу узников сковывали различными средствами: на них надевали кандалы и наручники, их сажали в колодки и содержали в тюрьме. После жестокого избиения бросили их в тюрьму, приказав тюремщику надежно стеречь их. Он, получив такое приказание, запер их во внутреннюю тюрьму, забив им ноги в колодки.

Около полуночи Павел и Сила пели Богу псалмы, тем вознося Ему свои молитвы и хвалу. Другие заключенные слушали их.

Деяния Апостолов, Глава 16.

Павел был обучен ремеслу - шитью палаток (Деян 18:3). Возможно, это является косвенным указанием на то, что Павел собирался стать раввином: за обучение нельзя было брать деньги, поэтому все рабби зарабатывали себе на жизнь тем или иным ремеслом.

Это умение ему пригодилось, когда он совершал миссионерские путешествия. Он никогда не обременял материально своих единоверцев во время путешествий, а сам обеспечивал себя, делая палатки.

Он никогда не сожалел о своем выборе, и приобретение истины считал самым лучшим, что было у него в жизни. Он пользовался своими знаниями для того, чтобы распространять христианство и для него это было честью.

Все послания Павла написаны по-гречески. Павел овладел греческим языком, а также был хорошо знаком с языческой культурой, что помогло ему, когда он стал христианским миссионером.

Изображения четырех апостолов – Петра, Павла, Андрея и Иоанна в Риме в катакомбах усыпальницы Санта Текла (Павел слева). Это самое раннее из найденных изображений Апостола Павла и других апостолов, датируемое второй половиной 3 века.
Как выглядел апостол Павел

Еще одно изображение Апостола Павла в одной из Римских катакомб, в которых собирались Христиане. Изображение датируется 4 веком.

Как выглядел точно апостол Павел сказать сложно! Но думаю это для нас не так важно, ведь главное быть такими ревностными, как ученики Иисуса.

Здесь Павел проповедовал против поклонения идолам и вызвал возмущение серебряников, которые зарабатывали на жизнь продажей статуэток богини Артемиды (см. Деян. 19:24–41). Руины греческого театра в Ефесе, где проповедовал Апостол Павел.

Павел - один из двух главных (первоверховных) апостолов, наряду с апостолом Петром. Он не входил в число 12 ближайших учеников Христа, но благодаря его деятельности христианство распространилось по всей Римской империи.

Знаменитые ученые Николай Глубоковский и Альфред Гарнак указывали на то, что только благодаря своей сильной воле апостол Павел вывел христианство на просторы всего мира. Врач и философ Альберт Швейцер говорил, что именно святой Павел развил тот дух, который заложил в Евангелие Иисус Христос.

Во время путешествия с Варнавой в Листру Павел исцелил хромого человека. Жители города были так изумлены, что решили: Павел и Варнава - боги. Варнава был принят за Зевса, а Павел - за Ермия.

Жрец Зевса даже собирался принести в их славу жертвы. Апостолам едва удалось убедить жителей в том, что языческие боги не имеют с ними ничего общего.

Сначала Савл считал христианство опасной ересью и преследовал христиан. Однажды он направился в Дамаск, чтобы уничтожить тамошнюю христианскую общину. По дороге ему явился Христос. Яркое сияние ослепило Савла, и он услышал голос: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» («Деяния святых апостолов», глава 9, стих 4). Савл спросил: «Кто ты?» – и получил ответ: «Я Иисус, Которого ты гонишь».

Это событие потрясло и преобразило Савла . Он стал христианином и самозабвенным проповедником Христа.

Эвроклидон - (от слова  (юго-восточный ветер) и  (волна, вал) - бурный ветер) . Этот ветер застиг корабль, на котором плыл св. ап. Павел из г.Мир Ликийских. Он относился к разряду так называемых Левантских бурных ветров, и свирепствовал с одинаковою силою во всех направлениях между с.-в. и ю.-в.

Павел пишет: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я» (1Кор. 7:8). Был ли сам Павел безбрачным или вдовцом, в Новом Завете явно не сказано.

Из посланий Павла Коринфской церкви и книги Деяний мы узнаем, что апостол Павел несколько раз посещал Коринф. Об этом на сегодняшний день свидетельствует

Он пошел проповедовать по земле языческой, был в Македонии и Афинах, где основал Коринфинскую церковь. Он также дошел до Рима, где в итоге закончил жизнь мучеником. Как гражданину Римской империи, ему отсекли голову мечом.

В 313 году Евсевий Кесарийский в своей "Церковной истории" подтвердит: "Рассказывают, что в царствование Нерона Павлу отрубили голову прямо в Риме и что там же был распят Петр, и рассказ этот подтверждается тем, что до наших времен кладбище этого города называют именем Петра и Павла".

Во время проповеди в этом городе Павел, выступая в Ареопаге и обращаясь к греческим мудрецам, сказал: «…проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано: . (Деян. 17:23).

Апостол Пётр многократно упоминается в первой части книги Деяний апостолов (главы 1-15). В последующих главах он не упоминается вовсе, они посвящены исключительно Четырнадцать посланий Павла общинам и отдельным людям составляют значительную часть Нового Завета

Подборка фактов: сайт

Последние слова Павла (Замечательные слова)



P.S.

Господь не зря избрал «сосудом» такого человека, как Павел.

"Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе (2 Кор. 11:23-27).

Что же их отличало?

В жизни так часто бывает, что простые и неученые люди очень любят церковный закон и обряд больше богословия.

В жизни так часто бывает, что ученые люди, узнавшие всё о законе, могут себе позволить отнестись к закону как к чему-то необязательному в его мелочах. Но зато они очень стараются держаться сути и смысла этого закона. Вот что пишет апостол Павел о посте:

Ибо иной уверен, что можно есть всё, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.

Как ни пиши духовный закон, всегда останется нечто, что описать нельзя. Суть закона в Боге, а Он есть бесконечность, которая не может вместиться в тесные рамки закона.

В Церкви между такими людьми бывают недоумения или даже споры. Но прошедшее гонение на христиан в СССР показало, что и те и другие одинаково сложили душу за Христа. Вместе всходили на крест, ученые и неученые, вдохновенные и практичные.

Потому что закон и любовь есть два крыла веры.

Таким человеком Закона стал апостол Петр. Таким человеком Духа стал Павел. Петр – столп закона Божия, а Павел – столп любви.

Следя за жизнью апостолов, ходивших с Христом, можно было ожидать, что кому как не им оставить обширные воспоминания об этой совместной жизни с Богом. Им не обязательно было самим писать. Рядом были грамотные люди. Но…

Евангелия – книги поразительно маленькие и скупые на подробности. Складывается впечатление, что Христос все три года почти молчал. Ученики не посчитали нужным записать все Его слова, которые нам дороже золота. Тысяча дней проповеди Иисуса выразилась в тексте Его прямой речи, которую можно прочесть всего за полчаса.

А ведь в каждый день из этой тысячи дней миссии что-то происходило в общине учеников, что было достойно пера и памяти. И почти всё это исчезло.

Потрясающе то, что вместо двенадцати толстых книг воспоминаний мы имеем только четыре тонких книги. Одна из них написана тем, кто не видел Христа – Лукой.

Непонятно, почему апостолы не смогли или не захотели передать нам то, ради чего были призваны – зафиксировать каждое слово Господа. Для сравнения стоит вспомнить, что Моисей записал на скрижалях каждую услышанную им букву Закона. А у нас в Писании провалы в дни и месяцы.

Более того, после сошествия Святого Духа на апостолов они были призваны на проповедь. И почти весь текст их проповеди растаял в воздухе.

Всего два послания апостола Петра! От того, что он говорил, путешествуя по странам, остались только обрывки фраз и непроверенные фрагменты предания, как например последние слова Петра, обращенные к жене в день их казни в Риме.

Так же скудны слова остальных апостолов. А их было уже не двенадцать, а на порядок больше.

Апостолы оказались молчаливы для истории.

Петр и Иаков – сильнейшие из них, после основных проповеднических трудов собрались в Иерусалиме и совершили две важных драматических вещи: порвали с иудейской религиозной традицией и заложили фундамент нового религиозного образования – Церкви. Когда им стало очевидно, что синтез старой и новой систем невозможен, они под влиянием вдохновения разработали и новую схему богослужения, и новую структуру Церкви, и дали прогноз и вектор развития этой новой Церкви.

Об этом, собственно, и написаны два послания апостола Петра: о Церкви образующейся и о Церкви будущего.

Петр и Иаков стали архитекторами новой Церкви. Но храм мало построить. Его надо оживить духом, людьми, иконами, пением, светом, фимиамом и проповедью. Вторую часть выполнил апостол Павел.

«Святой Апостол Павел». Доменико Эль Греко, 1610-14

Учитывая молчаливость апостолов, их некнижность и явный акцент на делах, можно сделать вывод, что Богу потребовался тот, кто вдохнет в закон новый дух, тот, кто произнесет слово не только для современников, но и зажжет сердца тем, кто будет жить после него тысячи и тысячи лет спустя.

Без Павла Церковь пребывала бы в режиме молчания. Без него просто невозможно представить себе нашу Церковь. Убери эти его послания, и кажется, что в церкви воцарится странная тишина и образуется пустота, которую нечем будет заполнить.

Богу понадобился рупор или уста Святого Духа. Богу понадобился некто, кто смог бы в себе сочетать учительское служение с пророческим.

И Бог избрал Себе особенного человека для восполнения молчания апостолов. Господь выбрал нового апостола совсем не там, где можно было ожидать – среди фарисеев. Не среди избранных, а среди званых был найден юноша Савл (Саул).

Нам это знакомо. Русский народ не был избран от начала. Киевские князья в начале русской истории тоже гнали христиан. Да и сами мы причастны к гонениям через партию, комсомол и терпение статуй идола Ленина на наших площадях.

Но Господу важна не история, а сердце.

Что Богу снобизм апостолов? Что Ему ранжир важности и первенства иерусалимской общины, который они сами себе придумывали? Вспомним, как они просили себе сесть от Него по правую руку, а Господь удивлялся такому странному желанию разделиться на сорта по качеству. Христос до сих пор удивляется этой борьбе за первенство и особенные права епископов, наблюдая, как Папа и Патриархи всё еще выясняют, кто тут на земле самый главнейший.

Несмотря ни на что, Господь внезапно выбрал себе человека вне стен церкви. Не просто чужого, но и гонителя. Выбор был парадоксален – фарисей. Господним избранником стал маленький, горячечный, образованный, богатый, аристократ и гражданин Рима – Павел.

Мало того, Павел, выбранный Господом, повел себя так, словно у него и не было нужды общаться с «настоящими» апостолами. Его крестил Анания. И после этого Павел, вполне уверенный в себе и в своем избранничестве, отправился на проповедь, которую ему не поручала христианская община. Он не стал презентовать себя старейшинам христианской общины Иерусалима, а просто пошел туда, куда вел его Святой Дух.

И не без причины. В своем явлении Павлу Христос говорит ему: «Встань и стань на ноги, ибо Я для того явился тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе».

Апостолы с изумлением обнаружили очередного «самозванца», вещающего от имени Христа.

Павла это абсолютно не смущало. Только спустя три года его разыскал апостол Варнава и повел представиться настоящим апостолам – Петру и Иакову. Павел пошел, но, идя в Иерусалим, не комплексовал и даже был готов спорить с Петром по поводу своей миссии среди язычников. И он спорил. И Петр по внушению от Бога принял аргументы этого странного харизматика.

Павел был настолько убедителен и самодостаточен, что апостолы… не стали к его харизме ничего добавлять: ни епископства, ни священства, а только протянули ему руку для общения.

И знаменитые не возложили на меня ничего более. …Узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения.

Павел не был ни священником, ни епископом. Он не принял никаких хиротоний, кроме хиротонии самого Бога. Что Богу наши правила?

И Павел спокойно рукополагал пресвитеров как истинный епископ, на глазах у изумленной общины христиан.

Нам это трудно вместить.

Вот, вдруг явится некий юноша из МГУ и, помимо всех семинарий и рукоположений, начнет проповедовать так, что сам Патриарх задумается, склонит голову и протянет руку самозванцу, и скажет:

– Мне нечего ему добавить. Он от Бога получил всё.

Но Патриарх не видел Христа так, как Его видел апостол Петр, и тем не менее Павла приняла тогдашняя Церковь. Учением Павла насыщается и Церковь сегодняшняя.

В чем же суть и сила проповеди Павла?

Апостол Петр после Пятидесятницы занялся ревизией договора Бога и человечества. Он от имени Церкви перезаключил этот договор.

А апостол Павел занялся пояснением сути Нового Завета и наполнением закона новым содержанием. Это то, что в юриспруденции называется разработкой подзаконных норм и правил.

Любовь неожиданно для мира стала предметом договора. Богу понадобился гений, который мог бы соединить закон с любовью.

Мы привыкли бросаться этим словом «любовь», а тогда оно было редкостью. В те времена вложить в закон слово «любовь» было совершенно невозможно и абсурдно.

Это и сейчас не всегда очевидно. Например, Запад поражен инфлюэнцией гомосексуализма. И встал вопрос о существе брака. Между верующими и неверующими возник правовой конфликт.

Для римского права брак есть договор, относящийся к доле владения совместным имуществом. И не более. Такой вот хозрасчетный документ.

Для верующих людей брак – мистическое соединение двух разных людей, разного пола в некую новую духовную общность, стремящуюся к Богу.

Запад не понимает Восток: при чем тут Бог и душа, если речь идет о деньгах? Восток не понимает Запад: при чем тут имущество, если речь идет о таинстве?

Вложить в Закон понятие любви – и тогда, и сейчас что-то невероятно безумное. Но на этом стоит наша вера, которая «для эллинов безумие, а для иудеев соблазн» – выйти за пределы рацио и принять любовь Бога.

Павел точно определил, что любовь не свойство и не отношения, а сущность Бога. В Боге любовь выражена в третьем лице Троицы – Боге Духе.

Павел выстроил мировоззрение как воззрение на Божий мир, описав его в системе координат Святого Духа. Для него это было нетрудно. Ведь он, как и другие апостолы, принял этого Духа в полной мере. Апостолу не просто было дано, а так дано, в громе и молнии, что в его душе не осталось никакого места для себя, и всё место внутри сердца было отдано Христу. Господь силой преобразил Павла. И Павел не отверг этой силы и принял ее. Бог вложил в сердце Павла горящий угль Духа, и оно зажглось и засияло, как маленькое солнце благодати.

Павлу легко было видеть мир Духа. Он в нем был свой.

Апостол подробно описал это пространство, эту terra incognita сверху донизу, от неба до земли, от Рая до рабовладельческого поместья римского патриция. Человечество благодаря апостолу Павлу смогло увидеть вселенную Духа. Человечество смогло увидеть настоящую картину мира, в котором Бог живет вместе с человеком.

От описания Рая Павел спустился вниз и описал заповеди архиереям, которых он умоляет подражать Христу.

Братие, таков нам подобаше Архиерей, преподобен, незлобив, безсквернен, отлучен от грешник и вышше Небес.

Потрудился дать заповеди священникам, простым христианам и всем тем, кто любит Бога.

Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; в усердии не ослабевайте; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны…

Павел целый пласт учения отвел Духу, Его свойствам и признакам нашей жизни в Духе.

Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона.

Павел по-новому взглянул не только на жизнь, но и на смерть. Как писано об этом в акафисте:

Где ты, смерти жало, где же и мрак и страх твой прежде бывающий? Отныне ты желанная, неразлучно с Богом сочетаеши. Покою великий субботства таинственнаго. Желание имам умрети и со Христом быти, взывает Апостол. Темже и мы, взирая на смерть, яко на стезю в Вечней Жизни, воззовем: Аллилуиа.

Он обратился ко всем тем, для кого любовь хоть что-то значит. Он обратился ко всем тем, для кого любовь и Бог связаны воедино.

То, что Бог есть любовь, нетрудно заметить любому наблюдательному человеку. Любовь в своей глубине непременно уходит в таинственные глубины, где непременно встречает Бога. Настоящая любовь всегда божественно жертвенна, животворна и созидательна.

Для нас, простых людей, самым ценным в послании апостола Павла, без сомнения, является то, что мы теперь называем Гимном Любви. Наверное, нет такого русского человека, который бы не слышал и не восторгался бы словами Послания к коринфянам. Это гимн невероятной красоты и глубины. Никто не напишет о любви лучше, разве только явится новый Павел:

Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий.

Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто.

И если я раздам всё имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит.

Павел отлично понимал, что любовь – это не просто так, а это – дар Духа Святаго. Любовь – это существо Бога, даруемое нам с неба и роднящее нас с Богом. Она приносит благодать в этой жизни и бессмертии после гроба.

Апостол Павел раскрыл замысел Бога о любви и пояснил, как она может быть сутью закона, к которой закон приближается, но никогда не охватит.

В Номоканоне есть интересное место, в котором епископ сетует клирику за то, что тот ищет правила на все случаи жизни, и отвечает, что закон и правило на всё написать невозможно, и что тому, чего нет в Правилах, должен нас научить Святой Дух.

Павел не отрицает закон, он только выстраивает иерархию отношений с Богом. Закон – как детские пинетки для младенца духом. Закон – как гарантия и защита от дурака. Он задает некий гарантированный уровень правильных отношений с Богом. Закон также есть система воспитательная, тренирующая и закаляющая характер. Закон придает форму жизни в духе. Ведь не может форма веры иметь то, что любому взойдет на ум.

Но закон – это только закон. В самом законе нет сущности. Форма сама себя не оправдывает.

Сущность только в Боге, в той Его части, которую мы способны принимать и которую Он нам Сам даровал – в Духе Святом, нашем благом Утешителе и Защитнике.

Апостольское служение – это история служения Святого Духа в людях и через людей. И наша жизнь со Христом – это тоже только история нашей жизни в Святом Духе. Имеем в себе Духа Святого – мы живем. Нет – всё то время, которое мы провели вне Духа – это смерть наяву.

Жизнь апостола Павла так красива, так хороша, так благодатна, так благородна, что сама служит лучшей проповедью. Ведь не может человек по-пустому тридцать раз стоять на пороге смерти и радоваться, не может тонуть и хвалить Бога, не может болеть и великодушно доверять Богу, если в нем нет того, что всё это покрывает – благодати Святого Духа.

Мы все страдаем от уныния. Мы всё время желаем отдохнуть. Мы всё время обижаемся и боремся. А совсем рядом лежит мир, открытый взорам трудами Павла – мир Духа и Любви. Странно не то, что мы жалуемся, а то, что мы, стоя на пороге Царствия Божиего, не желаем в него входить, несмотря на свидетельство таких прекрасных людей, как апостол Павел.

Что же ждем?

Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали.

Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса.

Онисифор, слышавший о Павле со слов Тита, встречает Павла и видит человека ниже среднего роста, волос его скуден, ноги слегка расставлены, колена его торчат наружу, глаза под сросшимися бровями и выступающий слегка нос. Он был человек очень болезненный, о чем сам пишет, был близок к смерти, ему дано таинственное жало в плоть, которое его преследует.

Многие из нас также слабы. Но многие из нас гораздо крепче апостола. Так что же нам мешает быть подобными ему духом, если телом мы подобны или даже крепче Павла? У нас только один недостаток, отличающий нас от апостола – наше холодное сердце, в котором едва теплится дух любви.

А время идет, а всё чего-то ждем:

Яко древо по времени листвий своих лишается, тако и дние наши по коликих летех оскудевают. Увядает и юности празднество, светильник радования угасает, близится старости отчуждение. Друзи и сродницы умирают. Где вы, юныя ликующия?

Дело не в том, что Бог выбрал юношу Саула (Савла) и заставил работать на Себя. Но главным образом в том, что Саул захотел быть с Богом. А нам почему-то это не нравится.

Но у нас еще есть время поработать ради любви и добыть ее своим трудом. У нас еще есть время помолиться Богу о даровании нам любви тогда, когда у нас уже не получается добыть ее трудом. Жить в любви вполне реально.

Дабы они искали Бога, не ощутят ли Его, и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас (Деян. 17:26, 27).

Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли и я, как достиг меня Христос Иисус. Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе (Флп. 3:10-14).

Зачем ждать посещения нас Богом в громе и молнии, падения с коня и полного ослепления? Обратиться к Богу можно хоть завтра. Было бы желание любить и быть любимым Богом.

Имя: Апостол Павел (Савл)

Возраст: 60 лет

Дата смерти: 67 г.

Деятельность: христианский святой

Семейное положение: не был женат

Апостол Павел: биография

За время путешествия Павлом и Варнавой основаны христианские общины в городах Икония и Антиохия Писидийская, Афины и Коринф, Солунь и Верия и прочих поселениях. В городе Листра апостолы исцелили хромого. Жители, увидев чудо, провозгласили Павла и Варнаву богами и вознамерились принести им жертвы, но апостолам удалось избежать соблазна сравняться с Господом.

Наоборот, святые убедили народ, что они такие же простые смертные. Тогда же Павел получил верного ученика Тимофея, в Троаде к ним присоединился евангелист Лука. Святой обошел с проповедями Балканский полуостров и Кипр, где обратил в веру проконсула Сергия.

Легенда повествует, что проконсул служил богине Венере, но, будучи умным человеком, заинтересовался учением, которое исповедовал его гость. Однако местный иудей Вариисус, приближенный Сергия и считавшийся волшебником, всячески препятствовал этому. Павел остановил волхва, явив чудо – Вариисус ослеп. Пораженный проконсул принял крещение. Лука с этого момента в записях о путешествиях называл апостола Павлом.

Предполагается, что новообращенный христианин предложил апостолу защиту, что подразумевало взятие имени патрона. Однако придерживался мнения, что Савл стал зваться Павлом после принятия им крещения от Святого Анания. Свидетельством тому служит традиция иудеев отмечать сменой имени знаковые события в жизни.

Как следует из Святого Писания, апостол Павел сказал, что ему «вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных». Иными словами, Петр, выходец из Галилеи, которому с трудом давались иностранные языки, проповедовал среди евреев. Перед Павлом же стояла задача нести Слово Божие в иные народы, проживавшие в районе Средиземноморья и за его пределами.

Апостол Павел пишет "Послание к коринфянам"

Во Втором Послании к коринфянам апостол Павел охарактеризовал свое служение как деяние против нападок иудеев. В отличие от других апостолов, прежний опыт Святого Павла позволял свободно ориентироваться в толковании Торы, а потому его проповеди звучали убедительнее и ярче, поскольку он заранее предвидел, какие возражения выдвинут фарисеи. С долей вероятности утверждается, что Павлу присуще высокое самомнение как о человеке, лучше прочих разбирающемся в вопросах христианства, знающем «как надо».

Проповедуя среди простых людей, апостол зачастую использовал сравнения, полагая, что так проще донести мысли. Так, в Коринфе проводились спортивные соревнования, победитель которых получал лавровый венок.

В Послании к коринфянам Павел сравнил получение Божьей награды со спортивным ристалищем, на котором нетленный венок – венец вечной жизни. Но получит награду только тот, кто усмирит свои желания и гордыню, кто прилагает усилия и живет в самодисциплине, как победитель в спорте.

«Тесны врата, ведущие в жизнь, и немногие находят их…много званых, но мало избранных».

Святой Павел учил, что в человеке совмещены три составляющие – тело, дух и душа. Тело любого человека – это храм, в котором живет частичка Святого Духа. Дух человеческий – его нематериальная часть, соприкасающаяся с Высшим началом, символическое отражение Духа Божьего. Душа – главное жизненное начало, охватывающее человеческий ум, способности и сердце. При этом ум – это не привычное понимание интеллекта или разума, но и манера, склонность думать, чувство, мнение.

Павел пользовался понятиями «сердце» и «совесть». Первое в понимании апостола представляется центром внутренней жизни человека, где хранятся душевные переживания. Совесть же выступает внутренним судьей и законом, нравственным мерилом человеческих поступков.

Обращаясь к слушателям проповедей, святой призывал единоверцев оставить старый багаж знаний и жить по новым законам: не ставить во главу угла личные заботы, искренне любить, не мстить преследователям веры, «отвращаться от зла».

Смерть

По легенде, во время очередной поездки Павла в Иерусалим иудейское сообщество вознамерилось убить апостола. От расправы святого спасла власть Рима, но Павел попал в заточение, в котором провел два года. Местный прокуратор бездействовал, и Павел подал прошение об освобождении Кесарю.

Согласно требованиям судебной системы римского гражданина препроводили в Вечный город, где он жил некоторое время в относительной свободе, но под наблюдением. За это время апостол посетил Мальту, Эфес, Македонию, написал Послания к Филиппийцам, палестинским Евреям, к Тимофею и Титу, которых рукоположил в епископы.

Затем Павел вернулся в Рим и проповедовал при дворе , за что и был вновь заточен в тюрьму. Через 9 месяцев заключения апостолу отрубили голову. Считается, что монастырь Abbazia delle Tre Fontane стоит на месте казни святого. А на месте захоронения ученики Святого Павла оставили знак, и двести лет спустя император Константин возвел на этом месте папский собор San Paolo fuori le Mura.

Христианской церковью установлен день святых первоверховных апостолов Петра и Павла. В православии праздник отмечается 12 июля, у католиков - 29 июня. В этот день не следует заниматься хозяйственными делами – с церковной службы надлежит вернуться в уже убранный дом. В молитвах святые Павел и Петр обычно упоминаются вместе, перед иконой Святого Павла принято просить о душевном и физическом исцелении, о даровании силы в богоугодном деле и обращении к Христу маловерующих.

Память

  • 1080 – Капитульный храм Святых Петра и Павла (Прага)
  • 1410 –
  • 1587-1592 – , «Апостолы Петр и Павел»
  • 1619 – , «Святой Павел»
  • 1629 – , «Апостол Павел в темнице»
  • 1708 – Собор Святого Павла (StPaul"s Cathedral, Лондон)
  • 1840 – Собор Святого Павла (Basilica di San Paolo fuori le Mura, Рим)
  • 1845 – Храм Святых Апостолов Петра и Павла (Москва)
  • 1875 – , «Апостол Павел объясняет догматы веры царю Агриппе»
  • 1887 – Церковь Святого Павла (Рига)

"Я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию. Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна" (1Кор.15:9-10) - так характеризует себя сам великий "Апостол языков" (прозвание, под которым святой Апостол Павел вошел в историю христианской Церкви). Наделенный от природы богатыми умственными способностями, он был воспитан и обучен в строгих фарисейских правилах и, по его собственным словам, преуспевал в иудействе более многих своих сверстников, ибо был неумеренным ревнителем отеческих своих преданий (Галат.1:14) . Когда же Господь, избравший его от чрева матери, призвал его к Апостольскому служению, он всю энергию, все силы своего великого духа посвятил проповеди имени Христова среди язычников всего тогдашнего культурного мира, после того как претерпел много скорбей от своих слепотствующих и ожесточенных против Христа родичей.

Апостол Павел. Миниатюра, 1125-1150 годы. Византия

Изучая жизнь и труды святого Апостола Павла по Книге Деяний святых Апостолов, поистине нельзя не придти в изумление от необычайной несокрушимой энергии этого великого "Апостола языков". Трудно представить себе, как это человек, не обладавший мощным организмом и крепкими физическими силами (Гал.4:13-14) , мог перенести столько невероятных трудностей и опасностей, сколько пришлось перенести их святому Апостолу Павлу, ради славы имени Христова. И что особенно замечательно: по мере умножения этих трудностей и опасностей, пламенная ревность его и энергия не только не умалялась, а еще больше возгоралась и закалялась, как сталь. Вынужденный вспомнить для назидания Коринфян о своих подвигах, он так о них пишет:

"Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе" (2 Кор.11:23-27).

Сравнивая себя с прочими Апостолами и по смирению называя себя "меньшим" из них, Святой Павел тем не менее со всей справедливостью мог заявить: "но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною" (1Кор.15:10).

И действительно, без благодати Божией обыкновенный человек не смог бы поднять таких трудов и совершить столько подвигов. Насколько мужественным, прямым и непоколебимым в своих убеждениях являл себя Павел перед царями и владыками, настолько же решителен и искренен был он и в отношениях со своими собратиями - Апостолами: так однажды он не остановился даже перед обличением самого Апостола Петра, когда сей великий Апостол дал повод к нареканию в малоазийской столице язычества Антиохии (Гал.2:11-14) . Этот факт важен, между прочим тем, что ясно говорит против ложного учения римо-католиков о том, будто святой Апостол Петр был поставлен Господом - "князем над прочими Апостолами" и как бы заместителем Самого Господа (от чего и папы римские будто бы носят титул "наместников Сына Божия"). Разве посмел бы святой Апостол Павел, бывший гонитель Церкви Христовой и позже других пришедший к Апостольскому служению, обличать Самого заместителя Господа Иисуса Христа в Апостольском лике? Это совершенно невероятно. Святой Павел обличил святого Петра, как равный равного, как брат брата.

Святой Апостол Павел, первоначально носивший еврейское имя Савла, принадлежал к колену Вениаминову и родился в киликийском г. Тарсе, который тогда славился своей греческой академией и образованностью своих жителей. Как уроженец этого города или как происходивший от иудеев, вышедших из рабства от римских граждан, Павел имел права римского гражданина. В Тарсе Павел получил свое первое воспитание и, может быть, познакомился с языческой образованностью, ибо в его речах и посланиях ясно проглядывают следы знакомства с языческими писателями (Деян.17:28 ; 1Кор.15:33 ; Тит.1:12 ). Главное и окончательное образование он получил в Иерусалиме в славившейся тогда раввинской академии у ног знаменитого учителя Гамалиила (Деян.22:3 ), который считался славой закона и, несмотря на принадлежность к партии фарисеев, был человек свободномысливший (Деян.5:34 ), и любитель греческой мудрости. Здесь же, по принятому у евреев обычаю, молодой Савл изучил искусство делать палатки, которое потом помогало ему зарабатывать средства на пропитание собственным трудом (Деян.18:3 ; 2Кор.11:8 ; 2Фесс.3:8 ).

Молодой Савл, видимо, готовился к должности раввина, а потому сразу же по окончании своего воспитания и образования он проявил себя сильным ревнителем фарисейских преданий и гонителем веры Христовой: может быть, по назначению синедриона, он был свидетелем смерти первомученика Стефана (Деян.7:58 ; 8:1 ), а затем получил власть официально преследовать христиан даже за пределами Палестины в Дамаске (9:1-2 ). Господь, усмотревший в нем сосуд, избранный Себе, на пути в Дамаск чудесным образом призвал его к Апостольскому служению.

Обращение Савла ко Господу Иисусу Христу

Будучи крещен Ананией, он сделался ревностным проповедником прежде гонимого им учения. На время он отправился в Аравию, а затем снова вернулся в Дамаск для проповеди о Христе. Ярость возмущенных его обращением ко Христу иудеев заставила его бежать в Иерусалим (Деян.9:23 - в 38 г. по Р. Хр.), где он присоединился к обществу верующих. Вследствие покушения эллинистов убить его (9:29 ), он отправился в свой родной г. Тарс. Отсюда, около 43 года, он был вызван Варнавою в Антиохию для проповеди, путешествовал вместе с ним в Иерусалим с подаянием для голодавших (Деян. 11:30 ). Вскоре после возвращения из Иерусалима, по повелению Духа Святого Савл вместе с Варнавой отправился в свое первое апостольское путешествие, продолжавшееся с 45 по 51 гг. Апостолы прошли весь о. Кипр, с какового времени Савл, после обращения им к вере проконсула Сергия Павла, именуется уже Павлом, а затем основали христианские общины в малоазийских городах Антиохии Писидийской, Иконии, Листре и Дервии.

В 51 г. Святой Павел принял участие в Апостольском соборе в Иерусалиме, где горячо восставал против необходимости соблюдения для христиан из язычников обрядового Моисеева закона. Вернувшись в Антиохию, святой Павел в сопровождении Силы предпринял второе апостольское путешествие. Сначала он посетил уже основанные им церкви в Малой Азии, а затем перешел в Македонию, где основал общины в Филиппах, Солуни и Beрии. В Листре святой Павел приобрел любимого ученика своего Тимофея, а от Троады продолжал путешествие с присоединившимся к ним Дееписателем Лукой. Из Македонии святой Павел перешел в Грецию, где проповедовал в Афинах и Коринфе, задержавшись в последнем 1? года. Отсюда он послал два послания к Солунянам. Второе путешествие длилось с 51 по 54 год. В 55 г. святой Павел отправился во Иерусалим, посетив по пути Ефес и Кесарию, а из Иерусалима прибыл в Антиохию (Деян. 17 и 18 главы).

После недолгого пребывания в Антиохии святой Павел предпринял третье Апостольское путешествие (56-58 гг.), посетив прежде всего, по обычаю своему, ранее основанные мало-азийские церкви, а затем основал свое пребывание в Ефесе, где в продолжении двух лет занимался ежедневно проповедью в училище некоего Тиранна. Отсюда он написал свое послание к Галатам, по поводу усиления там партии иудействующих, и первое послание к Коринфянам, по поводу возникших там беспорядков и в ответ на письмо Коринфян к нему. Народное восстание, возбужденное против Павла среброковачем Димитрием, заставило Апостола оставить Ефес, и он отправился в Македонию (Деян. 1:9 гл.). На пути он получил от Тита известие о состоянии Коринфской церкви и о благоприятном действии его послания, вследствие чего послал с Титом из Македонии второе послание к Коринфянам. Вскоре он и сам прибыл в Коринф, откуда написал послание к Римлянам, намереваясь, посетив Иерусалим, отправиться в Рим и дальше на Запад. Попрощавшись в Мелите с ефесскими пресвитерами, он прибыл в Иерусалим, где, вследствие возникшего против него народного мятежа, был взят под стражу римскими властями и оказался в узах, сначала при проконсуле Феликсе, а потом при сменившем его проконсуле Фесте. Это случилось в 59 г., а в 61 г. Павел, как римский гражданин, по собственному желанию, был отправлен в Рим на суд кесаря. Потерпев кораблекрушение у о. Мальты, святой Апостол только летом 62 г. достиг Рима, где пользовался большим снисхождением римских властей и невозбранно проповедовал. Этим и оканчивается повествование об его жизни, имеющееся в книге Деяний Апостольских (главы 27 и 28). Из Рима святой Павел написал свои послания к Филиппийцам (с благодарностью за присланное ему с Епафродитом денежное пособие), к Колоссянам, к Ефесянам и к Филимону, жителю Колосс, по поводу бежавшего от него раба Онисима. Все эти три послания были написаны в 63 г. и отправлены с Тихиком. Из Рима же в 64 г. написано и послание к Палестинским Евреям.

Дальнейшая судьба святого Апостола Павла в точности неизвестна. Некоторые считают, что он оставался в Риме и по повелению Нерона был предан мученической смерти в 64 г. Но есть основания предполагать, что после двухлетнего заключения Павлу дана была свобода, и он предпринял четвертое апостольское путешествие, на которое указывают его так наз. "пастырские послания" - к Тимофею и Титу. После защиты своего дела пред сенатом и императором святой Павел был освобожден от уз и снова путешествовал на Восток: пробыв долгое время на о. Крите и оставив там ученика своего Тита для рукоположения по всем городам пресвитеров (Тит.1:5 ), что свидетельствует о поставлении им Тита во епископа Критской церкви, святой Павел проходил по Малой Азии, откуда и написал послание к Титу, наставляя его, как проходить обязанности епископа. Из послания видно, что он предполагал провести ту зиму 64 г. в Никополе (Тит.3:12 ) близ Тарса. Весной 65 г. он посетил остальные малоазийские церкви и в Милете оставил больного Трофима, из-за которого произошло возмущение против Апостола в Иерусалиме, повлекшее за собой его первые узы (2Тим.4:20 ). Проходил ли святой Павел через Ефес неизвестно, так как он говорил, что пресвитеры ефесские уже не увидят его лица (Деян.20:25 ), но он, по-видимому, в это время рукоположил Тимофея во епископа для Ефеса. Далее Апостол проходил через Троаду, где у некоего Карпа оставил свой фелонь и книги (2Тим.4:13 ), и потом отправился в Македонию.

Там он услышал об усилении лжеучений в Ефесе и написал свое первое послание к Тимофею. Пробыв некоторое время в Коринфе (2Тим.4:20) и встретившись на пути с Апостолом Петром, Павел вместе с ним продолжал путь через Далматию (2Тим.4:10 ) и Италию, дошел до Рима, где оставил Апостола Петра, а сам уже в 66 г. отправился далее на запад в Испанию, как предполагал издавна (Рим.15:24 ) и как утверждает предание. Там же или уже по возвращении в Рим он был снова заключен в узы ("вторые узы"), в которых и находился до смерти. Есть предание, что по возвращении в Рим он проповедовал даже при дворе императора Нерона и обратил к вере во Христа его любимую наложницу. За это он был предан суду, и хотя милостью Божиею избавлен был, по собственному выражению, от львиных челюстей, то есть от съедения зверями в цирке (2Тим.4:16-17 ), однако, был заключен в узы. Из этих вторых уз он написал в Ефес второе послание к Тимофею, приглашая его в Рим, в предчувствии близкой своей смерти, на последнее свидание. Предание не говорит, успел ли Тимофей застать в живых своего учителя, но оно рассказывает, что сам Апостол уже недолго ждал своего мученического венца. После девятимесячного заключения он был усечен мечем, как римский гражданин, недалеко от Рима. Это было в 67 г. по Р. Х. в 12-ый год царствования Нерона.

Апостол Павел

При общем взгляде на жизнь святого Апостола Павла видно, что она резко делится на две половины. До своего обращения ко Христу святой Павел, тогда Савл, был строгим фарисеем, исполнителем закона Моисеева и отеческих преданий, думавшим оправдаться делами закона и ревностью к вере отцов, доходившей до фанатизма. По обращении своем он стал Апостолом Христовым, всецело преданным делу евангельского благовестия, счастливым своим призванием, но сознающим свое собственное бессилие при исполнении этого высокого служения и приписывающим все свои дела и заслуги благодати Божией. Самый акт своего обращения ко Христу святой Павел представляет, как исключительно только действие благодати Божией. Вся жизнь Апостола до обращения, по глубокому убеждению его, была заблуждением, грехом, и вела его не к оправданию, а к осуждению, и только благодать Божия извлекла его из этого губительного заблуждения. С этого времени святой Павел старается лишь о том, чтобы быть достойным этой благодати Божией и не уклоняться от своего призвания. Нет и не может быть речи поэтому о каких бы то ни было заслугах- все дело Божие. Будучи полным отражением жизни Апостола, все учение святого Павла, раскрытое в его посланиях, проводит именно эту основную мысль: "человек оправдывается верою, независимо от дел закона" (Рим.3:28). Но отсюда нельзя вывести заключение, будто святой Апостол Павел отрицает всякое значение в деле спасения личных усилий человека - добрых дел (см. напр. Гал.6:4 или Ефес.2:10 или 1Тим.2:10 и мн. др.). Под "делами закона" в его посланиях разумеются не "добрые дела" вообще, а обрядовые дела закона Моисеева.

Надо твердо знать и помнить, что Апостолу Павлу во время его проповеднической деятельности пришлось вынести упорную борьбу с противодействием иудеев и иудействующих христиан. Многие из иудеев и по принятии христианства держались взгляда, что и для христиан необходимо тщательное исполнение всех обрядовых предписаний Моисеева закона. Они обольщали себя горделивою мыслью, что Христос пришел на землю для спасения только иудеев, а потому язычники, желающие спастись должны сначала стать иудеями, то есть принять обрезание и навыкнуть к исполнению всего Моисеева закона. Это заблуждение так сильно мешало распространению христианства среди язычников, что Апостолы должны были созвать в 51 г. в Иерусалиме собор, который отменил обязательность обрядовых постановлений закона Моисеева для христиан. Но и после этого собора многие иудействующие христиане продолжали упорно держаться своего прежнего взгляда и впоследствии совсем отделились от Церкви, составив свое еретическое общество. Эти еретики, противодействуя лично святому Апостолу Павлу, вносили смуту в церковную жизнь, пользуясь отсутствием святого Апостола Павла в той или другой церкви. Поэтому святой Павел в своих посланиях и принужден был постоянно подчеркивать, что Христос - Спаситель всего человечества, - как иудеев, так и язычников и что спасается человек не выполнением обрядовых дел закона, а только верою во Христа. К сожалению, эта мысль святого Апостола Павла была извращена Лютером и его последователями протестантами в том смысле, будто святой Апостол Павел отрицает значение вообще всяких добрых дел для спасения. Если бы это было так, тогда не говорил бы святой Павел в 1 Послании к Коринфянам в XIII главе, что если "имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто", ибо любовь как раз и проявляет себя в добрых делах.

Аверкий Таушев , архиепископ

Библейские ссылки

1. "и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий".

2. "знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз, но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса".

3. "Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием. Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?"

4. "ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: "мы Его и род"".

5. "Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы".

6. Из них же самих один стихотворец сказал: "Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые".

7. я Иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе, ревнитель по Боге, как и все вы ныне.

8. Встав же в синедрионе, некто фарисей, именем Гамалиил, законоучитель, уважаемый всем народом, приказал вывести Апостолов на короткое время.

9. и, по одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток.

10. Другим церквам я причинял издержки, получая от них содержание для служения вам; и, будучи у вас, хотя терпел недостаток, никому не докучал.

11. ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас.

12. и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла.

13. Савл же одобрял убиение его. В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии.

Павел, окунемся в житие этого великого святого. Апостол Павел - одна из крупнейших фигур во всемирной истории и один из главных предводителей древних христиан, он же является одним из авторов книг Священного Писания. Кем он был и когда отмечают именины Павла по церковному календарю, попробуем дальше разобраться подробнее.

Адольф Гитлер ненавидел его имя, так как считал его виновником разрушения Римской империи. Знаменитые ученые Николай Глубоковский и Альфред Гарнак указывали на то, что только благодаря своей сильной воле апостол Павел вывел христианство на просторы всего мира. Врач и философ говорил, что именно святой Павел развил тот дух, который заложил в Евангелие Иисус Христос. И это чистая правда.

история жизни

На латинском языке его имя звучит как Paulus, на еврейском - Шаул (Савл). Он родился в первом веке нашей эры в (совр. Турция) в городе Тарсе, здесь пересекались влияния Востока и Запада. Как и его отец, он был настоящим фарисеем и римским поданным, воспитанным в строгих канонах иудейской веры и обученный ремеслу - шитью палаток. Родные верили в то, что он станет учителем-богословом, поэтому и отправили его учиться в Иерусалим к известному раввину Гамалиилу. Сразу надо отметить, что это были благочестивые хранители древних традиций Ветхого Завета.

Итак, прежде чем приступить вплотную к теме «Павел: именины, день ангела», еще немного очень интересной и познавательно информации о жизни этого великого святого.

Святой Стефан

Так вот этот самый Гамалиил серьезно предупреждал Синедрион о том, чтобы они не смели преследовать учеников Христа. Среди всех учеников, по словам самого же Павла, он был самым ревностным до Божьего закона, хотя сначала еще совсем молодым юношей он был свидетелем казни над первым христианским мучеником святым Стефаном. Когда его закидывали камнями, Савл сторожил одежды палачей. Тогда в его сердце что-то шевельнулось, ведь он видел, как стойко переносил все мучения за веру этот христианин.

Однажды Павел отправился в Дамаск, чтобы в очередной раз расправиться с новым движением назарян и последователей Христа, и в дороге с ним заговорил Христос, спросивший его, за что он гонит его. С той минуты Павла как подменили, и он сам становится проповедником Христовой жизни.

Начало

Первые ученики Христа были простыми и необразованными людьми, которые точно и достоверно донесли до нас Евангелие. Павел не входил в число он вошел в число далее последовавших семидесяти апостолов. Нужен был новый человек, полный силы Божией во всеоружии богословских учений.

Варнава - основатель иерусалимской церкви - сам пришел за Савлом в Тарс, чтобы он начал свою деятельность в Антиохии. Он же и окрестил будущего святого.

Проповедничество

Антиохийцы знали историю его чудесного видения и ожидали от него чего-то невообразимого, однако перед ними явился невзрачный, лысоватый, небольшого роста человек. Неказистую внешность перебивал огонь в его глазах: будучи апостолом, он не видел живого Христа, но всегда чувствовал его своим внутренним оком. Ожидая Его второго пришествия, Павле имел огромный проповеднический план завоевания мира.

Он пошел проповедовать по земле языческой, был в Македонии и Афинах, где основал Коринфинскую церковь. Он также дошел до Рима, где в итоге закончил жизнь мучеником. Как гражданину Римской империи, ему отсекли голову мечом.

Апостол

Много по земле проповедовал Павел. Именины его православная церковь чтит 29 июня. написал 14 посланий, которые представляют собой систематизацию христианского учения. Савл (Павел) нес веру во Спасение в единстве с Богом, абсолютном к Нему доверии и соединении с Ним. Ведь это самое главное, к чему должен стремиться весь человеческий род на земле. Человек слабый и смиренный, один не сможет приобрести единство с Богочеловеком. Для того надо, чтобы Бог Сам пришел и воплотился в человеке, тогда образуется мост и дверь в вечность. Обращающийся ко Христу, слышащий голос безмолвия и видящий лик невидимого, тот с любовью и навсегда соединится с ним. Именно так, сильно и глубоко, через сердце и душу, прочувствовал эту премудрость Духа Божьего апостол Павел. Именины этого святого - поистине великий праздник для любого христианина.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: