Общая характеристика общения, его функции, структура и средства. Эмоциональное общение с матерью

Существование множества различных определений понятия “общения” связано с различными взглядами ученых на эту проблему. В кратком психологическом словаре предлагается определить общение как “сложный многоплановый процесс установления и развития конфликтов между людьми, который включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии и взаимодействия, восприятие и понимание другого человека”. А.А. Бодалев предлагает рассматривать общение как “взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми”. А.А. Леонтьев понимает общение не как интериндивидуальный, а как социальный феномен”, субъект которого “следует рассматривать не изолировано”. Точка зрения А.А. Леонтьева на “общение как вид деятельности” поддерживают и другие авторы, например В.Н. Панферов.

Общение — связи между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.

Проблема общения рассматривается также в трудах философов (Б.Д. Парыгина, Л.П. Буевой, М.С. Каган, В.С. Коробейников и др.)

Исходя из этого обилия взглядов на проблему общения, ее нужно рассматривать с философской, социологической и психологической сторон.

Философский подход основывается на том, что именно общественная концепция обосновывает общение как способ осуществления внутренней эволюции социальной структуры общества, группы при диалектическом взаимодействии личности и общества.

При психологическом подходе общение определяется как специфическая форма деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности личности. Психологи отмечают наличие главной потребности у личности — в общении, как важного фактора самоформирования .

Общение характеризуется: содержанием, функциями и средствами.

Содержание общения может быть различным:

  • передача информации
  • восприятие друг друга
  • взаимооценка партнерами друг друга
  • взаимовлияние партнеров
  • взаимодействие партнеров
  • управление деятельностью и т.д.

Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения.

Имеется несколько классификацией функций общения. В. Н. Панферов выделяет их шесть:

  • коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия)
  • информационная (обмен информацией между людьми)
  • когнитивная (осмысление значений на основе представлений воображения и фантазии)
  • эмотивная (проявление эмоциональной связи индивида с действительностью)
  • конативная (управление и коррекция взаимных позиций)
  • креативная (развитие людей и формирование новых отношений между ними)

В других источниках выделяют четыре основные функции общения:

  • инструментальную (общение выступает как социальный механизации управления и передачи информации, необходимый для совершения определенного действия)
  • синдикативную (общение оказывается средством объединения людей)
  • самовыражения (общение выступает как форма взаимопонимания, психологического контекста)
  • трансляционную (передача конкретных способов деятельности, оценок)
И дополнительные:
  • экспрессивную (взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний)
  • социального контрол я (регламентации поведения и деятельности)
  • социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.

Общение страдает, если нарушена или отсутствует хотя бы одна из перечисленных функций, поэтому при анализе реальных процессов общения полезно вначале проводить диагностику представленности этих функций, а затем принимать меры для их коррекции.

Структура общения

Понятие “общение” является сложным, следовательно необходимо обозначить его структуру. В психологической литературе при характеристике структуры общения выделяют обычно три её взаимосвязанных стороны : коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Понимание человека человеком связано с установлением и сохранением коммуникации.

Источники информации в общении:
  • сигналы непосредственно от другого человека;
  • сигналы от собственных сексорно-перцептивных систем;
  • информация об итогах деятельности;
  • информация от внутреннего опыта;
  • информация о вероятном будущем.

В зависимости от требований момента на передний план выступают разные источники информации и разное их содержание.

Человек должен уметь каким-то образом отличать “хорошую” информацию от “плохой”. Каким образом это происходит? Интересное объяснение предложил психолог Б. Ф. Поршнев. Он пришел к выводу, что речь является способом внушения, или суггестии, но имеется “налицо и встречная психологическая активность, называемая контрсуггестией, противовнушением, которая содержит в себе способы защиты от действия речи”.

Б. Ф. Поршнев выделил 3 вида контрсуггестии : избегание, авторитет и непонимание. Избегание подразумевает уклонение от контактов с партнером (человек невнимателен, не слушает, не смотрит на собеседника, находит повод отвлечься). Избегание проявляется не только уходе от общения с другим человеком, но и уклонение от определенных ситуаций. Например, люди, которые не хотят, чтобы на их мнение или решение оказывали влияние просто не приходят на заседания или на назначенную встречу. Действие авторитета заключается в том, что, разделив всех людей на авторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии вторым. Можно найти много оснований для присвоения конкретному человеку авторитета (статус, превосходство в параметрах, привлекательность в конкретных ситуациях и т.п.) Определяются основания собственной историей и основными ценностями. Эффективность общения будет зависеть от характера формирования представлений об авторитете у собеседника. Иногда опасная информация может исходить и от людей, которым мы в целом доверяем. В тихом случае защититься мы можем с помощью своеобразного непонимания самого сообщения.

Практически для всех людей важно, чтобы их слушали и слышали. Для всех, кто заинтересован в эффективной коммуникации важно уметь преследовать психологические барьеры, т.е. уметь управлять вниманием.

Существует целая группа приемов привлечения внимания:
  • прием “нейтральной фразы ”. В начале общения произносится фраза, не связанная с основной темой, но имеющая смысл и ценность для всех присутствующих.
  • прием “завлечения ” — говорящий вначале произносит очень тихо, очень непонятно, неразборчиво, что заставляет других вслушиваться.
  • прием установления зрительного контакта — пристально глядя на человека, мы привлекаем его внимание; уходя от взгляда, мы показываем, что не желаем общаться. Но в общении важно не только привлечь внимание, но и его поддержать.

Первая группа приемов поддержания внимания — приемы “изоляции” (изолировать общение от внешних факторов — шума, освещения, разговора или уметь изолироваться от внутренних факторов — вместо того, чтобы слушать, обдумывает свои реплики или просто ожидает конца речи, чтобы вступить в разговор самому).

Вторая группа приемов связана с “навязыванием ритма”. Внимание человека постоянно колеблется, поэтому изменяя характеристики голоса и речи, мы не даем возможности собеседнику расслабляться и пропустить нужную информацию.

И, наконец, третья группа приемов поддержания — приемы акцентировки. Обратить внимание на нужную информацию можно с помощью определенных слов (“прошу обратить внимание на...”), “важно отметить, что...” и т. п.) или за счет контрасты с окружающим фоном.

Интерактивная сторона

Для правильного понимания процесса общения важно представлять себе действия своего партнера, которые осуществляются в определенных ситуациях. Второй стороной общения является интерактивная, которая заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. обмене не только знаниями, но и действиями.

Одним из возможных способов понимания ситуации общения является восприятие позиций относительно друг друга. Подход к анализу ситуации в зависимости от позиций развивал Э. Берн в русле трансактного анализа и его последователи (Т. Харрис, М. Джеймс и Д. Джонджевал и др.) С точки зрения Э. Берна, вступая в контакт люди находятся в одном из базовых состояний: ребенок, взрослый или родитель. Состояние ребенка — это актуализация установок и поведения, выработанного в детстве (эмоциональность, подвижность, игривость или подавленность и т. п.). Состояние взрослого обращено к реальной действительности (внимательность, максимальная направленность к партнеру). Родитель — это такое состояние ЭГО, чувства и установки которого относятся к роли родителя (критичность, снисходительность, надменность, обеспокоенность и т. п.). Успех общения зависит от того, соответствуют ли друг другу эго — состояния коммуникантов. Так, благоприятными для общения являются такие пары эго — состояний как “ребенок — ребенок”, “взрослый — взрослый”, “родитель — ребенок”. Для успеха в общении все другие сочетания эго — состояний должны быть приведены к вышеперечисленным.

Перцептивная сторона

Третьей важной стороной общения является перцептивная. Она означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой почве взаимопонимания. С точки зрения восприятия важно верно сформировать первое впечатление. Психологи обнаружили, что образ другого человека может строится по разным типовым схемам. Часто применяется схема восприятия по типу переоценки качеств людей. При встрече с человеком, превосходящим нас по важному партнеру, мы оцениваем его более положительно. А если мы имеем дело с человеком, которого мы превосходим, то мы его недооцениваем. Следует при этом знать, что превосходство фиксируется по одному параметру, а недооценка происходит по нескольким параметрам. Эта ошибка в восприятии имеет свое название — фактор превосходства.

Не менее важный параметр при восприятии другого человека является то — нравится нам внешне этот человек или нет. Если человек внешне нам нравится, то мы склонны считать его более умным, интересным и т. д. Эта ошибка в восприятии связана с переоценкой или недооценкой свойств человека и называется фактором привлекательности .

Следующая схема связана с так называемым фактором “отношения к нам”. Те люди, которые к нам относятся хорошо, кажутся нам лучше тех, кто к нам относится плохо.

При формировании первого впечатления эти схемы восприятия людей называются эффектом ореола. Эффект ореола проявляется в том, что при формировании первого впечатления общее позитивное впечатление о человеке приводит к переоценке неизвестного человека. Из этого следует, что наше первичное впечатление всегда ошибочно. Но это не так. Специальные исследования показывают, что взрослый человек, имеющий опыт общения, способен точно определить характеристики партнера, эта точность бывает только в нейтральных ситуациях. В реальной жизни всегда присутствует тот или иной процент ошибок.

При длительном общении продолжают действовать результаты первого впечатления. В постоянном общении при этом становится важным более глубокое и объективное понимание партнера. Известно, что способности адекватного других индивидов у разных людей различные. Почему? Некоторые считают, что это зависит от жизненного опыта (но есть молодые люди, которые могут увидеть в партнере и понять, что с ним происходит и т. п.)

Психологические исследования показывают, что весь внешний облик (лицо человека, его жесты, мимика, походки, манера стоять, сидеть) несет информацию о его эмоциональных состояниях, об отношении к окружающим, об отношении к себе.

Для того, чтобы понимать партнера в общении, необходимы не только знания и опыт — нужна направленность на него (желание понять, о чем он думает, отчего переживает и т. п.) Механизмом этого типа восприятия другого является эмпатия . Она основана на умении поставить себя на место другого, почувствовать его состояние и позицию и всё это учесть в своём поведении.

Важно в общении учитывать пути и механизмы построения взаимодействия. Как на практике человек объясняет поведение других людей? В возникло целое направление: исследование процессов и результатов каузальной атрибуции (приписывания причин) поведения. Когда происходит каузальная атрибуция? Тогда, когда возникают трудности при совместной деятельности. Например, работник оказывает на работу. И может по-разному трактовать причину опоздания, — это связано с атрибуцией (можно видеть причину опоздания в обстоятельствах, т.е. мотивировать внешней атрибуцией; можно искать причину в себе, т.е. мотивировать внутренней атрибуцией). Важным при понимании сущности общения является вопрос о средствах и механизмах воздействия участников общения друг на друга.

Средства общения

Главным средством общения является язык. “Язык — это система знаков, служащая средством человеческого общения”. Знаком является любой материальный объект (предмет, явление, событие). Общее содержание, которое вкладывается в знак, называется его значением. Усваивая значения знаков, способы их организации для передачи сообщения, люди учатся разговаривать на том или ином языке.

Все знаки подразделяются следующим образом:

  • интенциональные — специально производимые для передачи информации
  • неинтенциональные — непреднамеренно выдающие эту информацию.

В качестве неинтенциональных знаков могут выступать признаки эмоций (волнение выдают дрожащие руки), особенности произношения, акцент могут стать показателем места происхождения, социальной среды человека. Эти знаки говорят о самом человеке, поэтому важно научиться их замечать и верно расшифровывать.

Основными механизмами познания другого человека в процессе общения являются: идентификация, эмпатия и рефлексия.

Идентификация означает простой факт, что одним из способов понимания другого человека является уподобление себя ему. В ситуации взаимодействия люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.

Эмпатия — это способность к постижению эмоционального состояния другого человека. Человек может отождествлять себя с партнером по общению, принимать. Процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии. Это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный процесс зеркальных отношений друг с другом.

Общение включает в себя и определенные способы воздействия партнеров друг на друга. К ним относятся: заражение, внушение, убеждение и подражание.

Заражение — это бессознательная подверженность определенным психическим состояниям. Оно проявляется через передачу определенного эмоционального состояния (например “боление” на стадионах во время спортивных состязаний)

Внушение — это целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого. Внушение — это эмоционально-волевое воздействие. Внушение зависит от возраста, от утомленности. Решающим условием эффективного внушения являются авторитет внушающего.

Убеждение — аргументированное воздействие на сознание личности.

Подражание — при нем осуществляется воспроизведение черт поведения другого человека, т.е. речь идет об усвоении предложенных образцов поведения.

Виды и уровни общения

В научной литературе выделяют следующие виды общения:

  • Контакт масок ” — формальное общение, когда отсутствует стремление понять собеседника, используются привычные маски (вежливости, скромности, безразличия и т.п., набор выражений лица, жестов, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику).
  • Примитивное общение — когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект. Если нужен человек, то активно вступают с ним в контакт, если он мешает — отталкивают. При получении желаемого теряют дальнейший интерес к собеседнику и не скрывают этого.
  • Формально — ролевое общение — это такое общение, когда регламентировано и содержание, и средства общения. Вместо знания личности партнера обходятся знанием его социальной роли.
  • Деловое общение учитывает особенности личности партнера, его характера, возраста, но интересы дела являются более значимыми.
  • Духовное , межличностное общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личностные особенности, может предвидеть его реакции, учитывает интересы и убеждения партнера.
  • Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, обман, демонстрация доброты и т.п.) в зависимости от особенностей личности собеседника.
  • Светское общение — его характеризует беспредметность (люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях). Это общение закрытое, так как точка зрения людей по тому или иному вопросу не имеет никакого значения и не определяет характера коммуникаций.

Вступая в общение, человек вступает в бесконечное множество отношений, т.е. общение осуществляется на разных уровнях.

Существует несколько точек зрения на существование уровней общения.

Американский психолог Э.Т. Шостром считает, что существует два основных уровня и два типа общения — манипуляция и актуализация. Манипуляция — это есть отношение и обращение с людьми как с вещами. Актуализация — это признание независимости другого и его права быть другим; это естественность; полнота личностной, эмоциональной жизни в данный миг.

Советский исследователь В.Н. Сагатовский определяет четыре уровня общения:

  • Уровень манипуляции .
  • Уровень “рефлексивной игры ” означает, что собеседники, в общем, признают, что у каждого из них есть свои цели и планы взаимоотношений, но стремятся в общении “обыграть” партнера и показать несостоятельность его планов.
  • Уровень правового общения . Здесь главным является согласование поведения на основе норм и правил, которые должны выполнятся партнерами.
  • Уровень нравственного общения . На этом уровне взаимодействия происходит на основе единения внутренних, духовных начал. Американский психолог Э.Берн считает, что можно выделить шесть основных способов общения “нуль-общение” — уход в себя: например, молчаливая очередь у кабинета врача, пассажиры в метро. Никто при таком общении не говорит, но все приглядываются друг к другу (симпатичен — несимпатичен, кто это и т.п.)

Ритуалы — это формированные обществом нормы общения (здороваться, благодарить, прощаться и т. п.)

Работа — каждый знает, что такое плодотворное рабочее общение.

Развлечения — в этом варианте общения тоже много формализации. Каждый знает, какой тон принят для встреч с близкими, какой — для общения в незнакомой компании.

Игры — это повторяющееся общение на двух уровнях, когда человек изображает одно, на деле имеет ввиду совсем другое, например, разговор врача и пациента.

Близость — это высший уровень общения. Человек обращается к другому “всеми силами души”. Э. Берн считает, что близость может быть и односторонней (“ослепление чувств”). Таким образом, современный человек, стремящийся научиться понимать себя и других должен знать, что такое общение, его структуру (устройство), чтобы учитывать в общении разницу уровней, несовпадение позиций и суметь переориентироваться по ходу взаимодействия, “услышать” другого, найти с ним “общий язык”.

Мешкова Елена Ивановна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГПОУ ТО "ЕХТТ"
Населённый пункт: ТУльская обл., г.Ефремов
Наименование материала: статья
Тема: "ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ КАЧЕСТВО"
Дата публикации: 03.03.2018
Раздел: среднее профессиональное

Общительность педагога и пути ее

самовоспитания.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ И КОММУНИКАТИВНЫЕ

СПОСОБНОСТИ

Общительность...

настолько

индивидуальная

сфера жизнедеятельности человека, что исследование ее

ассоциируется с поверкой алгеброй гармонии. И тем не

менее для того, чтобы успешно и плодотворно общаться с

необходимо

разобраться

общительность вообще и профессионально-педагогическая

общительность в частности, каковы их компоненты. Не-

обходимо

попытаться

соотнести

полученные

собственной

личностью

определить,

аспектами

общительности

интенсивно

работать,

развивать их в себе.

Значительная

педагогической

деятельности, в работе преподавателя естественно, требует

преподавателя

профессионального

управления

коммуникативной

деятельностью.

предполагает

коммуникативных

умения общаться на людях;

созданную

организовывать

совме стную

учащимися творческую деятельность;

целенаправленно

организовывать

общение и управлять им.

наиболее

ненные группы коммуникативных умений преподавателя,

которые, в свою очередь, включают в себя массу других

компонентов:

устанавливать

психологический

завоевывать

инициативу

организовывать приспособления в общении и т. п. Понятно,

комплекс

коммуникативных

преподаватель

выработать

определенных коммуникативных способностей.

Основным

компонентом

ком м у н и к ат и в н ы х

способностей является общительность в самых разных ее

проявлениях.

общительных

быстро, легко и оперативно организуют общение; мы знаем

людей, гипертрофированная общительность которых делает

назойливыми,

утомительными.

разговор стремится перевести па себя, стать центром ком-

м у н и к а ц и и.

в с т р е ч а ю т с я

малообщительные, которые лишь участвуют в разговоре, не

выступая

активной

коммуникативной

коммуникативным

поведением

помогающие

п од д е р ж и в а ю щ и е

у р о в е н ь

коммуникативности

чрезвычайно

необщительны,

находиться

обществе весьма трудно, беседа, как правило, не клеится и

педагогической

деятельности

общительность

выступает не только как личностное, но, главным образом,

профессионально-личностное

качество

человека-

педагога.

Общительность

общечеловеческом

многослойное,

включающее

исследователей,

комплекс

компонентов.

три основных:

коммуникабельность -способность испытывать

удовольствие от процесса коммуникации;

социальное

находиться

обществе, среди других людей;

альтруистические тенденции.

Коммуникабельность. Опрос педагогов, оставивших

педагогическую

убеждает

большинство

некоммуникабельные

мало коммуникабельные, для которых сам факт общения с

другими людьми не свойствен их личностной природе и,

естественно,

перерасти

профессионально-

личностное качество. Этой же характеристикой отмечены

многие слабые руководители. Педагогическая деятельность

есть общение - постоянное, длительное. Поэтому педагоги

неразвитой

коммуникабельностью

утомляются,

раздражаются,

естественно,

затрудняет

учебном заведении.

Социальное

выступает

временное

психическое

состояние,

устойчивое

личностное

образование,

связанное

профессионально-

педагогической направленностью личности. Как у поэта:

Не родственники мы, не домочадцы,

Но я хотел бы жизнь свою прожить,

Чтоб с вами никогда не разлучаться И «здравствуйте»

все время говорить.

Общительность

свойство

личности,

профессиональн о - л и ч н о с т н ы м

к ач е с т в о м,

обеспечить продуктивность педагогического общения. На

наш взгляд, правомерно рассматривать общительность как

единство

компонентов:

потребности

хорошего

эмоционального

самочувствия

после общения, коммуникативных навыков и умений. Как

трактовке

наиболее

обозначены

собственно профессионально-творческие аспекты общения,

потребность

общечеловеческое

свойство.

О б щ и т е л ь н о с т ь

в ы р а ж е н н у ю

эмоциональную

составляют

коммуникативные и альтруистические эмоции.

Среди коммуникативных эмоций выделяют: желание

делиться

переживаниями,

симпатии,

расположения,

уважения

участникам

потребности

переживании

свидетельствует

предрасположенности

педагогическому общению.

альтруистических

выделяют

приносить радость людям, с которыми человек общается,

сопереживание радости другого и т. д.

ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ

КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ

КАЧЕСТВО

Опираясь

совокупность

сложившихся

современной

подходов,

собственных

исследований,

выделяем

следующие

ком п о н е н т ы

п р о ф е с с и о н а л ь н о - п е д а г о г и ч е с ко й

общительности,

предлагаем

ориентироваться

Н а л и ч и е

у с т о й ч и в о й

п о т р е б н о с т и

систематическом

различных сферах.

Органичное взаимодействие общечеловеческих

п р о ф е с с и он а л ь н ы х

п о к а з а т е л е й

общительности.

Эмоциональное

благополучие

Продуктивное влияние общения на остальные

компоненты педагогической деятельности.

способностей

осуществлению

педагогической коммуникации.

Наличие коммуникативных навыков и умений.

Органичное единство данных компонентов образует

профессионально-педагогический уровень общительности

личности.

Если обратиться к педагогическим способностям, то

мы увидим, что практически все они так или иначе связаны

с коммуникативной деятельностью педагога.

Дидактические - способность преподносить ученикам

материал

доступно,

вызывать

и н т е р е с

в о з буж д ат ь

а к т и в н у ю

самостоятельную мысль.

Организаторские

способность

непосредственного

эмоционально-волевого влияния на учащихся.

Перцептивные - способность проникать в психику

ученика, педагогическая наблюдательность.

Экспрессивные - речевые, способность ясно и четко

выражать мысли и чувства при помощи речи, мимики и

пантомимики.

Коммуникативные

способность

устанавливать

п р а в и л ь н ы е

в з а и м о о т н о ш е н и я

у ч а щ и м и с я,

педагогический такт, требовательность, правильный подход

к учащимся.

Академические - способности в соответствующей

области знаний, науки.

Личностные - выдержка, настойчивость, терпение и

Педагогическое

воображение

способность

предвидеть

последствия

действий,

способность

проектировать личность ученика.

Высокая степень распределения внимания.

Но все эти способности сводятся на нет, если нет

главного - любви к детям, желания общаться с ними,

работать с ними.

практически

педагогиче ские

с п о с о б н о с т и

з а м ык а ю т с я

с п о с о б н о с т я х

ком м у н и к ат и в н ы х.

с в я з а н о

н а л ичием

с п е ц и ф и ч е с ко й

н а п р а в л е н н о с т и

л и ч н о с т и

психологиче ской

готовно сти

о р г а н и з ато р с ко -

коммуникативной

деятельности,

педагогическая

коммуникация всегда должна быть организационной. Иначе

готовность

педагога

является

условием

реализации

педагогических способностей.

Педагогическое

профессиональном

осуществляется

непросто.

Наблюдения,

преподавателей,

позволяют

начинающих педагогов наибольшие затруднения вызывают

такие элементы педагогической деятельности, как управ-

ление своими психическими состояниями и руководство

общением,

самочувствие

воспитуемыми

организации

выражение

собственного отношения к учебному материалу и создание

атмосферы

коллективного

познавательного

совместных раздумий.

большинство

затруднений

эмоционально-коммуникативного порядка.

МОЖНО ЛИ РАЗВИВАТЬ ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ?

п р о д у к т и в н о г о

к о м м у н и к а т и в н о г о

самовоспитания

разобраться

особенностях

собственной общительности, осмыслить, в какой мере это

качество

сформировалось

профессионально-

личностное.

организовать

самоанализ

следующей программе.

попытайтесь

определить

вашей общительности. В этом вам поможет известный в

психологической литературе тест В. Ф. Ряховского. Итак,

определить

коэффициент

общительности,

нужно ответить на 16 вопросов. Отвечать надо однозначно:

«да», «нет», «иногда». Итак, приступим.

предстоит

ординарная

Выбивает ли вас ее ожидание из колеи?

2.Не откладываете ли вы визит к врачу до последнего

3.Вызывает

смятение

неудовольствие

поручение

выступать

докладом,

сообщением,

информацией на каком-либо совещании, собрании или тому

подобном мероприятии?

4.Вам предлагают выехать в командировку в город,

где вы никогда не бывали. Приложите ли вы максимум

усилий, чтобы избежать этой командировки?

5.Любите ли вы делиться своими переживаниями с

кем бы то пи было?

6.Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на

улице обратится к вам с просьбой (показать дорогу, назвать

время, ответить на какой-то вопрос)?

7.Верите ли вы, что существует проблема «отцов и

детей» и что людям разных поколений трудно понимать

друг друга?

8.Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он

забыл вам вернуть 100 рублей, которые занял несколько

месяцев назад?

ресторане

столовой

недоброкачественное

Промолчите

рассерженно отодвинув тарелку?

10.Оказавшись

незнакомым

человеком,

вступите

тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?

11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где

бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра).

Предпочтете ли вы отказаться от своего намерения или

встанете в хвост и будете томиться в ожидании?

12.Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии

по рассмотрению конфликтных ситуаций?

13.У вас есть собственные сугубо индивидуальные

критерии

произведений

литературы,

искусства,

культуры, и никаких чужих мнений на этот счет вы не

приемлете. Это так?

14.Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно

ошибочной

известному

вопросу, предпочтете ли вы промолчать и не вступать в

15.Вызывает

помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или

учебной теме?

16.Охотнее,

излагаете

(мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?

за каждое

«да»-2 очка, «иногда»-1 очко, «нет» - 0. Затем

суммируется

классификатору

определяется, к какой категории людей вы относитесь.

очка .

некоммуникабельны,

ваша беда, так как страдаете от этого больше всего вы сами.

положиться

групповых

Старайтесь стать общительнее, контролируйте себя.

очков .

замкнуты,

неразговорчивы,

предпочитаете

одиночество,

наверное,

необходимость

контактов если и не ввергает вас в панику, то надолго

выводит из равновесия. Вы знаете эту особенность своего

характера

недовольны

ничивайтесь только таким недовольством - в вашей власти

переломить эти особенности характера. Разве не бывает,

что при какой-либо сильной увлеченности вы приобретаете

коммуникабельность?

встряхнуться.

19-24 очка . Вы в известной степени общительны и в

незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно.

Новые проблемы вас не пугают. И все же с новыми людьми

сходитесь

оглядкой,

диспутах

участвуете

неохотно. В ваших высказываниях порой слишком много

сарказма,

основания.

недостатки

исправимы.

1 4 - 1 8

о ч к о в .

н о р м а л ь н а я

коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете

интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении

отстаиваете

вспыльчивости.

неприятных

переживаний

компаний;

экстравагантные

многословие вызывают у вас раздражение.

9-13 очков . Вы весьма общительны (порой, быть

Любопытны,

разговорчивы,

любите высказываться по разным вопросам, что, бывает,

вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с

внимания,

никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их

выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего

вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при

столкновении

серьезными

проблемами.

однако, вы можете себя заставить не отступать.

очков.

«рубаха-парень».

Общительность бьет из вас ключом. Вы всегда в курсе всех

дел. Любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя

серьезные темы могут вызвать у вас мигрень и даже хандру.

Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете

о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя

в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя далеко не

самой причине руководители и коллеги относятся к вам с

некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими

очка

менее .

коммуникабельность

болезненный

характер.

говорливы,

многословны,

вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам никакого

отношения.

Беретесь

проблемах,

совершенно некомпетентны. Вольно или невольно вы часто

причиной

конфликтов

окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете не-

объективны. Серьезная работа не для вас. Людям-и на

работе, и дома, и вообще повсюду - трудно с вами. Да, вам

надо поработать над собой и своим характером! Прежде

всего воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность,

уважительнее относитесь к людям; наконец, подумайте и о

здоровье

проходит

бесследно.

Теперь, когда мы разобрались в общих особенностях

собственной общительности, можно переходить к изучению

своеобразия проявления этих качеств в профессиональной

педагогической деятельности.

необщительный,

старайтесь

обратном

поведением,

поступками,

показывает,

систематическая работа в этих направлениях помогает педагогу

формировать общительность как профессионально-личностное

каче ство,

коммуникативные

с п о с о б н о с т и,

сформировать изначально профессиональные умения и навыки.

И если воспитание в конечном счете есть воздействие личности

личность,

процессе

органичного

взаимодействия

включимся

личностном

духовный

развивать

собственную

общительность

разновидность

такой же дар, как поэтический, но систематическая работа над

собой в этой области поможет каждому из нас приоткрыть для

себя тайны «роскоши человеческого общения».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

общение психологический доброжелательный

3. Виды и уровни общения

4. Барьеры в общении

5. Структура общения

Список литературы

Введение

Проблемы общения всегда были актуальны, но именно сегодня они все чаще становятся специальным предметом исследований. Такое внимание к проблемам общения совершенно не случайно: общение пронизывает по существу все стороны жизни общества и человека, оно начинает осознаваться и как ценность, и как «белое пятно» многих гуманитарных наук. Все чаще проявляется осознание того факта, что «частная» проблема общения приобретает все большую значимость в современном мире и от плодотворности ее решения в теории и на практике во многом зависит решение многих и многих жизненно важных человеческих проблем и даже отчасти будущее культуры и цивилизации.

Ни для кого не является секретом, что общение является важной частью ведения дел. Мы регулярно общаемся с коллегами, начальниками, подчиненными, клиентами. Через общение мы узнаем их нужды, показываем себя, представляем свои результаты. Деловое общение определенно является искусством, в котором существенную роль играет чувство такта и ощущение контакта с партнером. В то же время уже появились определенные приемы и наработки, рекомендующие как правильно и доступно излагать свои мысли. Какие слова наилучшим образом подходят для выбранной темы. В каких случаях стоит делать акценты на личности партнера, а в каких - на его деятельности.

В жизни человека практически нет периода, когда он находится вне общения. Общаться нам приходится письменно и устно, в личной встрече и по телефону. Для каждого вида общения существуют свои приемы и методы.

Цель работы: рассмотреть общение как деятельность.

1. Понятие общения. Функции общения

Общение - процесс взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, осуществляемый с помощью средств речевого и неречевого воздействия и преследующий цель достижения изменений в познавательной, мотивационной, эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц.

В общении реализуются социальные отношения людей. В ходе общения его участники обмениваются не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, но и мыслями, намерениями, идеями, переживаниями и т.д.

В повседневной жизни человек учится общению с детства и овладевает разными его видами в зависимости от среды, в которой живет, от людей, с которыми взаимодействует. Причем происходит это часто стихийно, в ходе накопления житейского опыта. В большинстве случаев этого опыта бывает недостаточно, например, для овладения особыми профессиями (педагога, актера, диктора, следователя), а иногда и просто для продуктивного и цивилизованного взаимодействия. По этой причине в знании его закономерностей, накоплении навыков и умений их учета и использования необходимо постоянно совершенствоваться.

Каждая общность людей располагает своими средствами воздействия, которые используются в разнообразных формах коллективной жизни. В них концентрируется социально-психологическое содержание образа жизни. Все это проявляется в обычаях, традициях, обрядах, ритуалах, праздниках, танцах, песнях, сказаниях, мифах, в изобразительном, театральном и музыкальном искусстве, в художественной литературе, кино, радио и телевидении. Эти своеобразные массовые формы общения обладают мощным потенциалом взаимовлияния людей. В истории человечества они всегда служили средствами воспитания, включения человека через общение в духовную атмосферу жизни.

Человек как существо социальное находится в центре влияния всей совокупности проявлений и форм общения.

Функции общения. По своему назначению общение многофункционально. Выделяют шесть функций общения: прагматическая функция общения отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью;

Функция формирования и развития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность. В общем виде общение можно определить как универсальную реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояние и поведение человека;

Функция подтверждения дает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя;

Функция объединения-разъединения людей, с одной стороны, посредством установления между ними контактов способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может способствовать дифференциации и изоляции личностей в результате общения;

Функция организации и поддержания межличностных отношений служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений людей в интересах их совместной деятельности;

Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, достроенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальная форма мышления человека.

2. Общение и общительность. Общение и деятельность

Общим критерием избирательности в общении выступают потребности, которые человек удовлетворяет в процессе взаимодействия с другими людьми.

Умение находить оптимальные способы общения, ведущие к развитию доброжелательных отношений, характеризует общительность человека.

Общительность -- это качество личности, определяющее вербальную активность во взаимодействии с другими людьми.

Повышенный интерес к происходящему в окружающем мире проявляет экстравертированный тип личности. Как правило, экстраверты быстро вступают в контакт с другими людьми, занимают ведущую позицию в общении, а также с легкостью переключается на общение от других занятий.

Сформированная в личности направленность на человека способствует успешности общения, если в ней проявляется отношение, которое порождает ориентировку на положительные качества в другом человеке. Однако для того чтобы грамотно общаться, человек должен иметь в своем интеллекте, а также в своих эмоциональной и волевой сферах целый ряд характеристик.

К интеллектуальным характеристикам относятся: хороший объем, устойчивость и распределение внимания, наблюдательность по отношению к окружающим людям, хорошая память, способность анализировать поступки человека и видеть за ними мотивы, умение ставить себя на место другого человека.

Условием успеха во взаимоотношениях является соответствующая воспитанность эмоциональной сферы личности, которая, прежде всего, проявляется в том, умеет ли человек сопереживать другим людям, радоваться и огорчаться вместе с ними. Регуляция волевой сферы человека проявляется в его уравновешенности, умении управлять своим поведением в различных ситуациях.

Общение и деятельность.

Деятельность и общение могут рассматриваться как две примерно равнозначные категории, отражающие две стороны социального бытия человека. Общение может быть представлено как сторона деятельности, выступающая в роли ее предпосылки, условия, внутреннего или внешнего фактора. Но справедливо и обратное: деятельность может служить предпосылкой, условием или фактором общения. Следовательно, общение можно рассматривать и как особого рода деятельность, и как один из атрибутов той или иной деятельности. Вместе с тем наряду с материальным общением, предусматривающим, что духовная активность субъекта имеет целью лишь управление его практическими действиями, имеет место и общение духовное, целью которого является духовное единение партнеров, достижение их духовной общности.

Для каждого периода возрастного развития человека характерен ведущий вид деятельности, в зависимости от которого складывается и определенный тип общения.

В младенчестве общение -- ведущий вид деятельности. Взрослый обменивается с ребенком эмоциональным состоянием, посредством речи помогает сориентироваться в окружающем мире.

В раннем возрасте общение между взрослым и ребенком происходит по поводу предметной деятельности, идет активное овладение предметами, формируется речь ребенка.

В дошкольный период детства ведущий вид деятельности -- сюжетно-ролевая игра, развиваются навыки межличностного общения со сверстниками.

Младший школьник преимущественно занят учебной деятельностью, соответственно и общение включено в данный процесс.

Для подростка большую роль играет интимно-личностное общение, а в юношеском возрасте много времени уделяется подготовке к профессиональной деятельности.

Специфика профессиональной деятельности взрослого накладывает отпечаток на характер общения, манеру поведения, использование профессиональных терминов и т.д.

3. Виды и уровни общения

При характеристике психологических целей и свойств общения выделяют следующие виды общения.

«Контакт масок». В процессе общения нет стремления понять человека, не учитываются его индивидуальные особенности, поэтому данный вид общения принято называть формальным. В ходе общения используется стандартный набор масок, которые стали уже привычными (строгость, вежливость, безразличие и т. п.), а также соответствующий им набор выражений лица и жестов. В ходе беседы часто применяются «расхожие» фразы, позволяющие скрыть эмоции и отношение к собеседнику.

Примитивное общение. Данный вид общения характеризуется «нужностью», т. е. человек оценивает другого как нужный или ненужный (мешающий) объект. Если человек нужен, с ним активно вступают в контакт, мешает - «отталкивают» резкими репликами. После получения от партнера по общению желаемого теряют дальнейший интерес к нему и, более того, не скрывают этого.

Формально-ролевое общение. При таком общении вместо понимания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли. В жизни каждый из нас играет множество ролей. Роль - это способ поведения, который задается обществом, поэтому продавцу, кассиру сберегательного банка не свойственно вести себя как военачальнику. Бывает, что в течение одного дня человеку приходится «играть» несколько ролей: компетентный специалист, коллега, руководитель, подчиненный, пассажир, любящая дочь, внучка, мать, жена и т. д.

Деловое общение. В этом виде общения учитываются особенности личности, возраст, настроения собеседника, но интересы дела являются более важными.

Светское общение. Общение беспредметное, люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Вежливость, такт, одобрение, выражение симпатий - основа данного вида общения.

Уровни общения.

Наиболее распространенной в отечественной психологии является следующая уровневая система:

1) примитивный уровень - предполагает реализацию схемы общения, в которой собеседник не партнер, а нужный или мешающий предмет. При этом фазы контакта исполняются в пристройке сверху или (с откровенно сильным партнером) снизу. Подобный уровень общения предлагается в состоянии опьянения, озлобления, в состоянии конфликта и т. д.;

2) манипулятивный уровень - реализуется схема партнер - соперник в игре, которую непременно надо выиграть, причем выигрыш - выгода (материальная, житейская или психологическая). При этом манипулятор улавливает и пытается использовать слабые места партнера;

3) стандартизованный уровень - общение, основанное на стандартах, когда один из партнеров (или оба) не желают контакта, но без него не обойтись;

4) конвенциональный уровень - уровень обычного равноправного человеческого общения в рамках принятых правил поведения. Этот уровень требует от партнеров высокой культуры общения, которое может рассматриваться как искусство и для овладения которым иному человеку приходится годами работать над собой. Он является оптимальным для разрешения личных и межличностных проблем в человеческих контактах;

5) игровой уровень - характеризуется также как конвенциональный, но с повышенной положительной направленностью на партнера, интересом к нему и желанием породить подобный же интерес к себе со стороны партнера. В игре главное - заинтриговать, заинтересовать партнера. На этом уровне больше ценится возникшая человеческая связь, а не информативная компонента общения. Идеален для преподавательской деятельности;

6) уровень делового общения - по сравнению с конвенциональным уровнем предполагает повышенную направленность на партнера как на участника коллективной деятельности. Главным на этом уровне является степень умственной и деловой активности партнера, его включенность в общую задачу. Идеален для групповой деятельности, для мозговых штурмов и т. д.;

7) духовный уровень - высший уровень человеческого общения, для которого характерно взаиморастворение в партнере, высокая спонтанность мысли и чувства, предельная свобода самовыражения, партнер воспринимается как носитель духовного начала, и это начало пробуждает в нас чувство, которое сродни благоговению.

4. Барьеры в общении

Детально изучаются также всякого рода барьеры в общении. В частности коммуникативные барьеры, т.е. такие психологические препятствия, которые устанавливаются на пути получения информации. Среди них выделяют логический, стилистический, семантический, фонетический барьеры.

Известны научные труды, в которых анализируются психологические барьеры в общении, под которыми понимаются устойчивые установки, психологические настроения личности, состояния человека, которые при определенных обстоятельствах препятствуют общению, приводят к его сбоям. Есть исследования, где рассматриваются социально-перцептивные (связанные с неадекватным восприятием, пониманием, оценкой партнеров друг друга) и интерактивные (связанные со сложностями во взаимодействии) барьеры.

Результатом усилий многих ученых (философов, социологов, психологов, этнографов, культурологов, психотерапевтов) стало возникновение направления в психологии, получившего название социальная психология затрудненного общения.

К важным характеристикам затрудненного общения принадлежат также степень выражения трудностей, их глубина и интенсивность. Иными словами, в узком смысле слова затрудненное общение характеризуется незначительными сбоями в сфере межличностного взаимодействия

5. Структура общения

Наиболее полный и законченный вид, по нашему мнению, имеет система взглядов на структуру общения, предложенная Г.М. Андреевой.1 Центральным моментом здесь является предложение рассматривать в качестве структурных элементов общения три его взаимосвязанных компонента (стороны): коммуникативный, интерактивный и перцептивный.

Под коммуникативным компонентом общения подразумевают обмен идеями, мыслями, интересами, настроениями, представлениями и т.п. в ходе совместной деятельности (т.е. обмен информацией между общающимися индивидами).

Интерактивный компонент общения заключается в организации взаимодействия между общающимися людьми, т.е. в обмене не только знаниями, идеями но и действиями. Г.М. Андреева подчёркивает, что общение как взаимодействие - это обмен знаками, которые предназначены для «другого» с целью изменить его поведение и согласовать совместные действия, направленные на достижение общей для участников деятельности цели.

Перцептивный компонент общения предлагается интерпретировать как процесс восприятия друг друга партнёрами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Выделение этого компонента в качестве самостоятельного связано, на наш взгляд, со стремлением подчеркнуть наличие когнитивых процессов (например: осознания) в общении. То есть в акте общения имеет место не только обмен информацией или действиями, но и стремление понять и проинтерпретировать намерения «другого» (каковы его мотивы, установки, с какой целью он обменивается информацией и т.п.).

6. Роль общения в психическом развитии человека

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность. Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен оставаться полуживотным, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека. Об этом свидетельствуют многочисленные; факты, описанные в литературе и показывающие, что, будучи лишенным общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он, как организм, вполне сохранен, тем не менее остается биологически) существом в своем психическом развитии. В качестве примера можно привести состояния людей, которых время от времени находят среди? зверей и которые длительный период, особенно в детстве, жили в изоляции от цивилизованных людей или, уже, будучи взрослыми, в результате несчастного случая оказались в одиночестве, надолго изолированными от себе подобных (например, после кораблекрушения).

Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а еще более определенно -- до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию.

Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Что же касается предметной деятельности, которая также выступает как условие и средство психического развития, то она появляется гораздо позже -- на втором, третьем году жизни.

В общении сначала через прямое подражание (викарное научение), а затем через словесные инструкции (вербальное научение) приобретается основной жизненный опыт ребенка. Люди, с которыми он общается, являются для ребенка носителями этого опыта, и никаким другим путем, кроме общения с ними, этот опыт не может быть приобретен. Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей и средств являются важнейшими факторами, определяющими собственное развитие детей.

Выделенные выше виды общения служат развитию различных сторон психологии и поведения человека. Так, деловое общение формирует и развивает его способности, служит средством приобретения знаний и навыков. В нем же человек совершенствует умение взаимодействовать с людьми, развивая у себя необходимые для этого деловые и организаторские качества.

Личностное общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определенные черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации. Разнообразное по содержанию, целям и средствам общение также выполняет специфическую функцию в психическом развитии индивида. Например, материальное общение позволяет человеку получать необходимые для нормальной жизни предметы материальной и духовной культуры, которые, как мы выяснили в главе, посвященной деятельности, выступают в качестве условия индивидуального развития. Когнитивное общение непосредственно выступает как фактор интеллектуального развития, так как общающиеся индивиды обмениваются и, следовательно, взаимно обогащаются знаниями.

Кондиционное общение создает состояние готовности к научению, формулирует установки, необходимые для оптимизации других видов общения. Тем самым оно косвенно способствует индивидуальному интеллектуальному и личностному развитию человека. Мотивационное общение служит источником дополнительной энергии для человека, своеобразной его «подзарядкой». Приобретая в результате такого общения новые интересы, мотивы и цели деятельности, человек увеличивает свой психоэнергетический потенциал, развивающий его самого. Деятельностное общение, которое мы определили как межличностный обмен действиями, операциями, умениями и навыками, имеет для индивида прямой развивающий эффект, так как совершенствует и обогащает его собственную деятельность.

Биологическое общение служит самосохранению организма в качестве важнейшего условия поддержания и развития его жизненных функций. Социальное общение обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни: групп, коллективов, организаций, наций, государств, человеческого мира в целом.

Непосредственное общение необходимо человеку для того, чтобы обучаться и воспитываться в результате широкого использования на практике данных ему с рождения, самых простых и эффективных средств и способов научения: условнорефлекторного, викарного и вербального. Опосредствованное общение помогает усвоению средств общения и совершенствованию на базе их способности к самообразованию и самовоспитанию человека, а также к сознательному управлению самим общением.

Благодаря невербальному общению человек получает возможность психолорячески развиваться еще до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2--3 лет). Кроме того, само по себе невербальное общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития. Что же касается вербального общения и его роли в психическом развитии индивида, то ее трудно переоценить. Оно связано с усвоением речи, а она, как известно, лежит в основе всего развития человека, как интеллектуального, так и собственно личностного.

Заключение

Итак, общение - это взаимодействия и взаимоотношения, возникающие между различными субъектами: между отдельными личностями, личностью и группой, личностью и обществом, группой (группами) и обществом.

Общение - это чрезвычайно тонкий и деликатный процесс взаимодействия людей. В общении наиболее разнообразно раскрываются индивидуальные особенности всех участников этого процесса. Ключевыми словами в понимании сущности общения являются: контакт, связь, взаимодействие, обмен, способ объединения.

Общение имеет свои функции, средства, виды и типы, каналы, фазы. По своим формам и видам общение чрезвычайно разнообразно (непосредственное, опосредованное общение; межличностное и массовое общение; межперсональное и ролевое общение и др.).

Рассмотрев общение и деятельность, мы выяснили, что для каждого периода возрастного развития человека характерен ведущий вид деятельности, в зависимости от которого складывается и определенный тип общения.

Так же оказалось, что специфика профессиональной деятельности взрослого накладывает отпечаток на характер общения, манеру поведения, использование профессиональных терминов и т.д.

В заключение хотелось бы дополнить какое огромное значение общение имеет в формировании человеческой психики. В общении сначала через прямое подражание (викарное научение), а затем через словесные инструкции (вербальное научение) приобретается основной жизненный опыт ребенка.

Личностное общение формирует человека как личность. Дает возможность приобрести опыт, знания, интересы, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни, и выбрать средства для их достижения.

Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 363 с.

2. Вердербер Р. Общение: интенсивный курс / Р. Вердербер, К. Вердербер. - СПб.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. - 412.

3. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций. - СПб.: Издательство Союз, 2000. - 355 с.

4. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2009 - 576 с.

5. Крысько В.Г. Социальная психология: Курс лекций / В.Г. Крысько. - М.: Омега-Л, 2006. - 352 с.

6. Кузнецов И.Н. Риторика / И.Н. Кузнецов. - Минск: Амалфея, 2000. - С. 178-179.

7. Лунева О.В. Общение / О.В. Лунева // Знание. Понимание. Умение. - 2005. - № 4. - С. 157-159.

8. Сафьянов В.И. Этика общения: Учебное пособие М.: Изд-во МГУП «Мир книги», 2000. - 164 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Общение - специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества. Коммуникативная компетентность, тактики, виды общения. Социально-психологический тренинг, вербальные и невербальные средства общения, оценка коммуникабельности.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2010

    Общение как специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми. Реализация социальных отношений людей. Виды и классификации общения. Основные функции общения. Речь как средство и источник общения. Структура, зоны и дистанции речевого общения.

    контрольная работа , добавлен 27.10.2010

    Взаимодействие человека с окружающим его миром. Роль общения в развитии познавательных способностей, поведения и личностных особенностей человека. Зависимость психического развития человека от его общения с другими людьми, последствия дефицита общения.

    реферат , добавлен 14.04.2009

    Понятие общения в психологии. Человек как субъект общения. Место взаимодействия в структуре общения. Взаимодействие как организация совместной деятельности. Исследование общения как взаимодействия на примере группы студентов. Тест на общительность.

    курсовая работа , добавлен 01.10.2008

    Роль общения в психическом развитии человека. Аспекты и виды общения. Структура общения, его уровень и функции. Понятие кодирования информации в процессе общения. Интерактивная и перцептивная стороны общения. Накопление человеком культуры общения.

    контрольная работа , добавлен 09.11.2010

    Осуществление взаимодействия человека с окружающим миром в системе объективных отношений. Категория общения в психологической науке. Вид общения. Трансактный анализ общения. Трудности в процессе общения. Путь исследования межличностного взаимодействия.

    реферат , добавлен 04.11.2008

    Характеристика понятия общения. Развитие общения у детей. Роль общения в психическом развитии человека. Роль диалога в развитии личности. Развитие межличностных отношений и организация совместной деятельности. Отношение взрослых к ребенку как к личности.

    контрольная работа , добавлен 22.06.2011

    Роль и значение общения в жизни и деятельности человека. Виды взаимодействия людей: кооперация (сотрудничество) и конкуренция (соперничество). Функции, средства, типы, каналы и фазы общения. Навыки анализа ситуаций, возникающие в процессе коммуникации.

    контрольная работа , добавлен 09.05.2014

    Понятие и виды общения. Роль общения в психическом развитии человека. Особенности общения подростка со взрослыми. Стили родительского общения и воспитания. Особенности общения подростка со сверстниками. Общение со сверстниками противоположного пола.

Подробности Создано: 23.06.2016 18:21

Прежде чем мы выясним, что нужно сделать для того, чтобы стать разговорчивым, следует озвучить несколько причин, по которым некоторые люди не очень разговорчивы, т.е необщительны.

Стеснительность

Во-первых, есть такое понятие, как стеснительность. Если человек стеснительный, это означает, что ему трудно знакомиться, говорить с новыми людьми по причине того, что не хватает уверенности в себе. Еще одна из возможных причин неразговорчивости некоторых людей состоит в том, что им бывает нечего сказать - либо они мало в чем разбираются, либо у них бедный словарный запас. Кроме этих двух случаев может быть так, что человек и умный, и начитанный, и не стеснительный, однако он недостаточно легко находит тему для разговора, недостаточно гибок в общении. Из-за всех этих причин становится трудно общаться с людьми.

Рассмотрим подробнее ту ситуацию, когда человек не очень разговорчив, у него отсутствует уверенность в общении. Если присутствует высокая уверенность в себе - легкое общение выходит само собой. Легко общаются те, кто уверен в том, что он хороший, способный, и достоин того, чтобы его принимали, слушали, любили и общались с ним. У неуверенных людей, как правило, есть сомнения в этом. Их мучают мысли: «Вот подойду я, начну говорить, а понравлюсь ли я?», «А примут ли меня?», «А может, я скажу какую-то глупость?» и так далее. И чаще всего, вместо того, чтобы находить ответы на эти вопросы, они предпочитают не общаться. Необщительность замкнутость порою становятся нормой жизни.

Чтобы преодолеть неуверенность в общении, я рекомендую сделать несколько шагов. Первый из них - попробуйте адекватно оценить себя. Посмотрите на себя в зеркало, и убедитесь, в конце концов, что среди семи миллиардов людей, которые существуют на планете, есть кто-то лучше вас, кто-то хуже вас, кто-то красивее, кто-то не очень. Все эти люди вместе с вами имеют примерно одинаковые таланты и способности. Для того, чтобы создать себе правильную самооценку и самому себе показать что вы чего-то стоите, поразмыслите над своими умениями и навыками, найдите свои достоинства, вспомните о своих достижениях за последнее время, и убедитесь, что вы действительно не хуже других.

На втором этапе, чтобы преодолеть неуверенность в общении и стать более разговорчивым, необходимо найти в себе желание пойти на контакт с людьми. Если вам действительно трудно общаться - найдите возможность объяснить себе, зачем вам это нужно. Замотивируйте себя. Помните, что если вы будете чаще общаться, с каждым новым разом вам будет легче это делать, вы станете более общительными. Если вы испытываете страх общения, боитесь, что вас плохо оценят, то поймите, что пока вы не пройдете через страх оценки другими людьми - не почувствуете себя достойной личностью. Для того, чтобы научиться говорить - нужно говорить. А чтобы стать разговорчивым - нужно разговаривать. Поэтому, даже тогда, когда вы не уверены в себе, следует сделать шаг навстречу беседе и тренироваться в общении.

Третий важный момент, который следует учитывать для преодоления неуверенности в общении и стеснительности- следует помнить, что аппетит приходит во время еды. Нужно мотивировать себя, повторять себе, что дальше будет легче, дальше будет интереснее, дальше будет больше получаться. Но для того, чтобы это случилось нужно делать первые шаги. Эти мысли помогут вам мотивировать себя, если вам пока что трудно общаться по причине неуверенности в себе.

Нечего сказать

Теперь давайте рассмотрим ту ситуацию, когда некоторые люди неразговорчивы по причине того, что им нечего сказать. Подобная ситуация говорит о том, что они мало размышляют, мало читают, мало думают, мало наблюдают. Они живут в большей степени реактивной жизнью. То есть она сама по себе как-то катится, и человек просто включен в эту жизнь.

Для того, чтобы стать разговорчивым в такой ситуации, очень важно включить ментальные процессы. Для этого существует масса способов. Например, когда вы смотрите какой-то фильм, попробуйте подумать и понять, что интересного для вас было в этом фильме . Это можно делать в письменной форме, а можно просто для себя оценить, пересказать, или просто подумать.

Второй прием называется пересказ . Когда вы прочли что-либо, или услышали, попробуйте пересказать это. Пересказ дает нам возможность подобрать нужные слова, натренировать свой мозг и научиться хорошо и правильно излагать свои мысли.

Третье важное упражнение на развитие навыков общения - попробуйте подумать над тем, что нового вы почерпнули для себя в каком-то произведении, в каком-то стихотворении, фильме и так далее, подумайте над тем, чем это может быть для вас полезно. Данное упражнение тренирует наш мозг таким образом, что мы начинаем анализировать информацию, пытаемся разобраться в ней, вникнуть в суть и, возможно даже, найти скрытый смысл.

Наконец, четвертое упражнение, которое поможет вашему развитию общительности - просто читайте вслух стихи и прозу . Это даст вам возможность услышать себя со стороны и подкорректировать свою речь, если в этом есть необходимость. Регулярно выполняя эти упражнения, вы со временем вдруг увидите, что научились размышлять, излагать свои мысли, передавать свою точку зрения и так далее.

Итак, мы рассмотрели ряд упражнений и советов, которые могут помочь стать разговорчивым в двух случаях: когда человек не уверен в себе, и тогда, когда он не привык размышлять, рассуждать или не умеет свободно излагать свои мысли. Однако, уверенность в общении получает не только тот человек, который может рассказать, или пересказать что-то, а тот, который умеет свободно оперировать разными интересными темами. Для того, чтобы научиться делать это, важно не только расширить кругозор, но и приобрести умение быстро соображать и быстро переключаться.

Для того, чтобы уметь хорошо говорить, я рекомендую не только много читать, много думать, но также и слушать собеседника для того, чтобы включаться вовремя и поддержать любую точку зрения, любой разговор.

Чтобы научиться быстро переключаться, следует практиковаться в умении быстро высказывать свою точку зрения на разные темы. Существует игра, которая может помочь в развитии этого навыка. Игра называется «Самый умный», возможно вы видели ее по телевизору. В этой игре ребенку быстро задают вопросы, и он быстро пытается сориентироваться и ответить на каждый из вопросов. В такую же игру можно поиграть с кем-то из друзей: пускай он задает какие-то вопросы на разные темы, а вы должны быстро отвечать на них. Регулярные тренировки дадут возможность быстро переключаться, свободно оперировать мыслями, в результате чего вы начнете очень хорошо и живо говорить.

Роман “Господа Головлевы” - злая сатира на дворянское сословие. С неумолимой правдивостью рисует Щедрин картину разрушения дворянской семьи, отражающую упадок, разложение, обреченность "Господа Головлевы" - это социальный роман из жизни дворянской семьи. Разложение буржуазного общества, как в зеркале, отразилось и в разложении семьи. Рушится весь комплекс нравственных “Господа Головлевы” - роман о семье, но, в первую очередь, это роман о подлинных и мнимых ценностях, о том, для чего живет человек на Земле. В “Господах Головлевых” автор исследует Творчество М. Е.Салтыкова-Щедрина чрезвычайно многообразно. Он писал романы, драмы, хроники, очерки, обозрения, рассказы, статьи, рецензии.
Среди огромного наследия сатирика особое “Господа Головлевы” - семейная хроника. С неумолимой правдивостью автор рисует картину разрушения дворянской семьи. Причины вырождения - социальные, а следовательно, речь идет о ...В сатире действительность как некое несовершенство противопоставляется идеалу как высшей реальности. Ф. Шиллер Салтыков-Щедрин - оригинальный писатель русской литературы, занимающий Тип пустослова (Иудушки Головлева) - художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. До этого в русской литературе, у Гоголя, Достоевского, встречались образы, отдаленно напоминающие Среди огромного наследия М. Е. Салтыкова-Щедрина наибольшей популярностью пользуются его сказки. Форму народной сказки использовали многие писатели до Щедрина. Литературные сказки Все писатели через свои произведения пытаются донести до нас, читателей, собственные сокровенные мысли. Настоящий писатель, в силу своего таланта и особенностей внутреннего мира, происходящие Он был умен, честен, суров и никогда не замалчивал правды, как бы она ни была прискорбна... М. Горький Мне кажется, без писателя Салтыкова-Щедрина невозможно разобраться в политической Сказки Салтыкова-Щедрина обычно определяют как итог его сатирического творчества. И такой вывод в какой-то мере оправдан. Сказки хронологически завершают собственно сатирическое Особое место в русской литературе XIX века занимает творчество известного писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина. Вслед за Н. В. Гоголем он пошел нелегким путем сатиры. Его сатира едкая, часто

  • Реклама

  • Tags

  • Статистика

  • 9 признаков общительности

    /* ads 300x250 */

    Все о химическом выпрямлении волос Самая успешная диета
    признаков общительности признаков общительности

    признаков общительности

    Общительность сегодня в моде. В век победы пиара над разумом умение заводить связи, поддерживать контакты и увеличивать круг знакомств серьезно влияет на успешность человека . В конкуренции за блага общества сегодня все чаще побеждают не те, кто чтото хорошо делает, а те, кто красиво об этом говорит.

    Изучите признаков общительности, чтобы понять есть ли у вас это качество характера.

    Умение завязывать знакомства. Общительные люди долго не раздумывают на тему того, удобно ли подойти к незнакомцу на вечеринке или после конференции. Они просто подходят и знакомятся.

    Широта контактов. Большое количество друзей по переписке, внушительный список контактов в «Скайпе» или «Аське», отсутствие вопросов о том, с кем бы сходить в кино или ресторан – вот признаки общительного человека.

    Отсутствие страха перед людьми. Общительные люди от контактов с другими испытывают, в основном, радость, восхищение, эмоциональный подъем. Они не теряются в случае отказов или словесных перепалок.

    Умение брать на себя ответственность за качество общения. Общительные люди не винят обстоятельства или других людей в том, что контакт не задался. Они ищут в себе новые силы или способы поведения, которые помогут им в аналогичной ситуации избежать проблем. И, что характерно, часто преуспевают в этом.

    Отсутствие эгоизма, внимательность к нуждам других. Люди, которые умеют и хотят общаться, практически не пользуются принципом «моя хата с края». Они готовы приходить на помощь, выслушивать, помогать, поддерживать.

    Высокая оценка умения общаться. Коммуникабельные люди никогда не преуменьшают значимость общения. Напротив, они уверены, что только обширные контакты и умение общаться способно помогать в жизни .

    Ориентация в решении проблем на помощь других. Общительные люди не только сами легко соглашаются помочь, но и ищут помощи на стороне. Вместо того, чтобы прочесть книги по проблеме, они лучше созвонятся с несколькими экспертами. А взамен рефлексии и анализа ситуации им проще спросить совета у друзей.

    . Любовь к тусовкам. Общительные люди чувствуют себя в компании, как рыба в воде. Им проще провести вечер в шумном клубе или ресторане, чем дома наедине с книгой.

    Умение быть в центре внимания . Коммуникабельные личности не любят сидеть в углу и молча наблюдать за людьми. Они легко перетягивают внимание на себя и могут быстро стать звездой в любой компании.

    почему слоятся ногти Почему слоятся ногти как правильно организовать свадьбу Как правильно организовать свадьбу духи с феромонами иди на запах. женские духи с феромонами отзывы) Духи с феромонами иди на запах. Женские духи с феромонами отзывы) как сделать каре Как сделать каре.. кружевные сапоги с чем носить и как ухаживать Кружевные сапоги с чем носить и как ухаживать – масло абрикосовых косточек – короткий путь к красоте Масло абрикосовых косточек – короткий путь к красоте лучшие фильмы с анджелиной джоли Лучшие фильмы с Анджелиной Джоли



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: