Главные признаки авторитарного режима.

Важность анализа авторитарных режимов обусловлена уже тем обстоятельством, что большая часть человечества до сих пор довольствуется именно этим типом политического устройства. Чем же привлекателен мир авторитаризма? Каковы его перспективы и основы стабильности? Что отличает и что объединяет между собой различные виды авторитарных политических устройств?

Термин "авторитаризм", несмотря на его распространенность, не является строго определенным. В известной степени мир авторитаризма значительно более богат и разнообразен, чем мир демократии. Об этом свидетельствует опыт истории и современности. Ибо если демократические системы при всех имеющихся среди них различиях объединены между собой наличием процедуры конкурентных выборов, то авторитарные режимы не могут похвастать ничем таким, чтобы их принципиально объединяло. По справедливому наблюдению С. Хантингтона, единственное, что их объединяет, - это отсутствие свойственной демократиям процедуры выборов. В остальном они имеют между собой довольно мало общего. Тем не менее, выделение авторитарных режимов представляется нам методологически важным, ибо оно позволяет провести четкую границу между демократиями и не-демократиями, отделить друг от друга две принципиально отличающиеся политические вселенные. Очень часто авторитарные режимы определяют, как правление силой. Смысл такого правления заключается в концентрации власти в руках одного или нескольких лидеров, не уделяя первостепенного внимания достижению общественного согласия относительно легитимности их власти. Поэтому в своем чистом виде авторитаризм почти всегда может быть отождествлен с использованием инструментов принуждения и насилия. Армия, полиция, тюрьмы и концентрационные лагеря выступают для режима повседневными "аргументами" в доказательстве как неколебимости его устоев, так и обоснованности претензий на власть. В то же время было бы преувеличением сказать, что все авторитарные режимы отвечают этому определению. В реальной действительности такие режимы сплошь и рядом стремятся использовать дополнительные средства стабилизации, опираясь, по возможности, на традицию и харизму лидера. Более того, исторический опыт убеждает в том, что ценности традиций, религиозных и культурно-региональных оказываются в условиях авторитаризма достаточно сильны. Испания при Франко, Португалия при Салазаре, Аргентина при Пероне могут служить убедительным тому подтверждением. В этом смысле авторитаризм следует отличать от тоталитаризма, который является как бы продолжением тенденций, имеющихся в условиях авторитарного режима, - таким продолжением, которое порождает совершенно новое качество, новую разновидность политического режима со своими специфическими характеристиками, институтами, принципами стабилизации и осуществления власти. По сравнению с тоталитарным правлением, авторитаризм не свободен в отправлении своей власти. В обществе сохраняются институты, которые представляют для режима реальную угрозу: семья, род, церковь, социальный класс, городская и деревенская культура, социальные движения и ассоциации. Иными словами, в обществе сохраняется довольно мощный потенциал для формирования и деятельности оппозиционных политических групп. Поэтому оппозиция авторитаризму, как правило, существует, хотя и существенно отличается от оппозиций в условиях демократии. Что отличает оппозиции в условиях авторитаризма и демократии, так это уровень их терпимости к правящей политической группировке. Нетерпимость режима с необходимостью порождает адекватную реакцию со стороны оппозиции - ее главной целью и смыслом деятельности становится устранение режима с политической сцены. Естественно, что избираемые для этого средства далеко не всегда являются правовыми и часто вступают в конфликт с тем, что является официально признанным.

Хорошей иллюстрацией различий трех режимов - демократии, авторитаризма и тоталитаризма - является часто использующаяся в сравнительной политологии шутка. Согласно этой шутке, в которой, конечно же, заключена немалая доля справедливости, политические системы Великобритании, Испании и Советского Союза в 50-е годы отличались следующим образом. В Великобритании разрешалось все, что не запрещалось (принцип правового государства), в Испании запрещалось все, что специально не разрешалось, а в Советском Союзе было запрещено все, включая и то, что официально считалось разрешенным. Если мы рассмотрим Великобританию, Испанию и СССР соответственно как примеры демократического, авторитарного и тоталитарного политического устройства, то перед нами возникнет достаточно емкое сопоставление основных особенностей трех типов режимов.

Большую работу по такому сопоставлению и деталях проделал Р. Макридис. Он проследил как и посредством каких механизмов различные режимы осуществляют свою власть в обществе (см. схему 1) Mucridis R.C. Modern Political Regimes. Pallerns and Institutions. Boston, Toronto, 1986. P. 15..

Механизмы осуществления власти

Тоталитарный

Демократия

1. Ограничения деятельности правящих структур

Да - множество

2. Ответственность правящих структур

Слабая (полит, партия)

Значительная

3. Организация структуры правления: государство

бюрократия / военные

индивидуальный лидер

Под контролем партии

Да (коллект. руководство)

Государство и госорганы

Подчинены

4. Проникновение политических органов в структуры общества

Ограниченное

5. Мобилизация поддержки

Различная

6. Официальная идеология

Слабая/нет

Одна партия

Множество

8. Полиция, сила, запугивание

9. Права индивида (защита) по форме по существу

Да, в основном

Таким образом, можно выделить следующие, универсальные для авторитаризма характеристики. Все авторитарные режимы отличает:

стремление исключить политическую оппозицию (если таковая существует) из процесса артикуляции политических позиций и принятия решений;

стремление использовать силу в разрешении конфликтных ситуаций и отсутствие демократических механизмов контроля за осуществлением власти;

стремление поставить под свой контроль все потенциально оппозиционные общественные институты - семью, традиции, группы интересов, средства массовой информации и коммуникации и пр.;

относительно слабая укорененность власти в обществе и вытекающие отсюда желание и, одновременно, неспособность режима подчинить общество всеобъемлющему контролю;

перманентные, но чаще всего не слишком результативные поиски режимом новых источников власти (традиции и харизма лидера) и новой, способной сплотить элиту и общество идеологии;

относительная закрытость правящей элиты, которая сочетается с наличием внутри нее разногласий и борющихся за власть группировок.

Все сказанное было рельефно отражено в определении авторитаризма, данном X. Линцом. Согласно этому определению, авторитарными являются "политические системы, для которых характерен ограниченный, хотя и не инициируемый сверху, политический плюрализм, отсутствие разработанной и ведущей идеологии при наличии, однако определенного типа ментальности, отсутствие широкой и интенсивной политической мобилизации, исключая отдельные периоды развития. Это - системы, в условиях которых лидер или узкая группа осуществляют власть в нечетко определенных, но вполне предсказуемых границах".

Политический режим государства - это метод организации системы, отражающий отношения органов власти и представителей общества, социальную свободу и особенности правовой жизни в стране.

В основном эти свойства обусловлены определенными традиционными особенностями, культурой, условиями исторического становления государства. Значит, можно сказать, что в любой стране образовался свой особенный и характерный политрежим. Тем не менее у большей их части в разных государствах можно найти похожие черты.

Научные литературные источники описывают 2 вида социально-правовых устройств:

  • демократические режимы.

Признаки демократического общества

Главными признаками, которые являются характерными для демократии, являются:

  • господство законодательных актов;
  • власть, разделенная на виды;
  • существование настоящих политических и социальных прав граждан государства;
  • выборные органы власти;
  • наличие оппозиционного и плюралистического мнения.

Признаки антидемократии

Антидемократический образ правления подразделяется на тоталитарный и авторитарный режимы. Основные его свойства:

  • главенство единственной партийной организации;
  • верховенствующее положение единой формы собственности;
  • ущемление прав и свобод в политической жизни;
  • репрессивные и принудительные методы воздействия;
  • ущемление влияния выборных органов;
  • усиление исполнительной власти;
  • запрещение существования оппозиционных партийных организаций;
  • запрещение полипартийности и иномыслия;
  • стремление государства координировать все области общественной жизни и отношений между личностями.

  • рабовладельческий;
  • феодальный;
  • буржуазный;
  • социалистическая демократия.

Антидемократические режимы разделяются этим политиком на:

  • тоталитарный;
  • фашистский;
  • автократический.

Последний, в свою очередь, делится на единоличный (деспотия, тирания, режим единоличной власти) и коллективный (олигархия и аристократия).

Политические режимы на современном этапе

На современном этапе считается, что демократия — самый совершенный режим, в отличие от любого антидемократического. Это не совсем правильно. Исторические факты свидетельствуют, что тоталитарные страны (определенная часть) достаточно результативно существуют и выполняют свои функции, например в Корейской Народной Демократической Республике. В добавок к этому, тоталитаризм в значительной степени способен мобилизовать все население государства с целью решения определенной (не менее важной и трудной) государственной проблемы.

К примеру, Советский Союз сумел одержать победу в военных действиях с фашистской Германией, хотя тоталитарная Германия в самом начале военных действий существенно превышала его силы по внутренней военной мощности. В послевоенные годы такой социально-правовой уклад создал рекордный подъем экономики СССР. Пусть даже это было достигнуто немалой ценой. Таким образом, тоталитарный и характеризуются как положительными сторонами, так и отрицательными.

Когда мы слышим про авторитарный политический режим, то большинство людей воспринимает данное понятие как сугубо негативное. Принято смешивать авторитаризм и тоталитаризм. Но на самом ли деле эти понятия тождественны? Или между ними все-таки существенная разница? Давайте выясним, что представляет собой авторитарный режим.

Определение термина

Авторитарный политический режим представляет собой практически неограниченную форму власти одного человека или группы лиц с сохранением видимости некоторых демократических институтов. Также при нем может сохраняться часть свобод для населения в экономике, духовной жизни или в другой сфере, если эти свободы не несут угрозу самому режиму.

Классификация политических режимов

Для того чтобы уяснить место авторитаризма среди других политических режимов, нужно обратить внимание на их классификацию. Существует множество видов форм управления государством. Среди них доминируют три вида: авторитарный, тоталитарный, демократический политические режимы. Кроме того, отдельно выделяют анархию, которая определяется как безвластие.

Демократический режим в идеальной форме характеризуется максимальным участием народа в управлении государством и в сменяемости власти. Тоталитарная система, наоборот, отмечается полным контролем власти над всеми областями жизни и деятельности граждан, которые, в свою очередь, не принимают участия в решении государственных вопросов. Причем власть зачастую фактически узурпирует один человек или группа лиц из узкого круга.

Авторитарный режим представляет собой что-то среднее между демократическим и тоталитарным. Многие политологи представляют его в виде компромиссного варианта этих систем. Об особенностях авторитаризма и отличиях его от других политических режимов мы поговорим далее.

Отличия между авторитарным и демократическим режимами

Главное отличие авторитаризма от демократии заключается в том, что народ фактически отстраняется от управления страной. Выборы и референдумы, если они проводятся, носят чисто формальный характер, так как их результат заведомо предрешен.

В то же время при авторитаризме может существовать плюрализм, то есть многопартийность, а также иметь место сохранение демократических институтов, которые по-прежнему продолжают функционировать, что создает иллюзию управления страной народом. Именно это и роднит авторитарный и демократический политический режим.

Отличия авторитаризма от тоталитаризма

Главное отличие состоит в том, что при авторитаризме основой власти являются личные качества лидера или группы лидеров, которые сумели захватить рычаги управления государством. Тоталитаризм, наоборот, основывается на идеологии. Зачастую тоталитарных лидеров выдвигает правящая верхушка, которая может прийти к власти даже демократическим путем. Таким образом, при авторитаризме роль лидера куда выше, чем при тоталитаризме. Например, авторитарный режим может пасть со смертью лидера, но конец тоталитарной системе может положить только общий упадок структуры управления либо военная интервенция третей стороны.

Как было сказано выше, тоталитарный и авторитарный режимы разнятся ещё и тем, что у первого зачастую полностью отсутствуют демократические институты, а при авторитаризме они могут существовать, хотя и носить, по большому счету, декоративную функцию. Также авторитарный режим, в отличие от тоталитарного, может разрешать функционирование различных политических партий, и даже умеренной оппозиции. Но, тем не менее, реальные силы, способные нанести вред правящему режиму, и при авторитаризме, и при тоталитаризме находятся под запретом.

Кроме этого, эти две системы объединяет ещё и то, что в них отсутствует реальная демократия и возможность народа управлять государством.

Признаки авторитарной системы

Авторитарный режим власти имеет ряд признаков, которые отличают его от остальных политических систем. Именно они позволяют отмежевать данный тип управления от других форм государственного управления, существующих в мире. Ниже мы разберем основные признаки авторитарного режима.

Одним из главных признаков данной системы является форма правления в виде автократии, диктатуры или же олигархии. Это подразумевает фактическое управление государством одним человеком или ограниченной группой лиц. Доступ простых граждан в данную группу либо полностью невозможен, либо существенно ограничен. Это фактически означает то, что управление государством стает неподконтрольным народу. Всенародные выборы в органы власти если и проходят, то носят чисто номинальный характер, с наперед предрешенным исходом.

Авторитарный режим отличается также монополизацией управления государством одним человеком или определенной политической силой. Это позволяет фактически контролировать и управлять всеми ветвями власти – исполнительной, законодательной и судебной. Чаще всего именно представители исполнительной власти узурпируют функции других структур. В свою очередь, данный факт ведет к усилению коррумпированности верхушки общества, так как фактически органы управления и контроля представляют одни и те же лица.

Признаки авторитарного политического режима выражаются в отсутствии реальной оппозиции. Власть может допустить наличие «ручной» оппозиции, которая выступает в роли ширмы, призванной свидетельствовать о демократичности общества. Но на самом деле такие партии, наоборот, ещё больше укрепляют авторитарный режим, фактически служа ему. Те же силы, которые способны реально противостоять власти, не допускаются к политической борьбе и подвергаются репрессиям.

Существуют признаки авторитарного режима и в сфере экономики. Прежде всего они выражаются в контроле людей, находящихся у власти и их родственников, над крупнейшими предприятиями страны. В руках этих людей концентрируется не только политическая власть, но и управление финансовыми потоками, направленное на их личное обогащение. Человек, не имеющий связей в высших кругах, даже при наличии хороших деловых качеств не имеет шансов стать финансово успешным, так как экономика монополизируется власть держащими. Впрочем, данные черты авторитарного режима не являются обязательным атрибутом.

В свою очередь, в авторитарном обществе руководство страны и члены их семей находятся фактически над законом. Их преступления замалчиваются и остаются безнаказанными. Силовые структуры страны и правоохранительные органы насквозь коррумпированы и не подконтрольны обществу.

К тому же данная система власти не стремится полностью контролировать общество. Авторитарный режим концентрирует свое внимание на абсолютном политическом и значительном экономическом контроле, а в сфере культуры, религии и образования предоставляет существенные свободы.

Основной метод управления страной, который применяется при авторитарном режиме – командно-административный.

Нужно отметить, что для того, чтобы судить о системе управления как об авторитарной, не обязательно наличие всех вышеперечисленных признаков. Для этого достаточно нескольких из них. В то же время существование одного из данных признаков не делает автоматически государство авторитарным. По сути, нет четких критериев, по которым можно было бы сделать разграничение между авторитаризмом и тоталитаризмом с демократией. Но наличие в государстве большинства из выше описанных факторов уже служит подтверждением того, что система управления является авторитарной.

Классификация авторитарных режимов

Авторитарные системы в различных странах могут принимать разнообразные формы, зачастую внешне непохожие друг на друга. В связи с этим принято разделять их на несколько типологических видов. Среди них можно выделить следующие:

  • абсолютистская монархия;
  • султанистский режим;
  • военно-бюрократический режим;
  • расовая демократия;
  • корпоративный авторитаризм;
  • посттоталитарные режимы;
  • постколониальные режимы;
  • социалистический авторитаризм.

В дальнейшем мы подробнее остановимся на каждом из представленных выше видов.

Абсолютистская монархия

Данный вид авторитаризма присущ современным абсолютным и дуалистическим монархиям. В таких государствах власть передается по наследству. Монарх имеет либо абсолютные полномочия по управлению страной, либо слабо ограниченные.

Основные примеры авторитарного режима подобного типа – это Непал (до 2007 года), Эфиопия (до 1974 года), а также современные государства Саудовская Аравия, Катар, ОАЭ, Бахрейн, Кувейт, Марокко. Причем последняя страна является не абсолютной монархией, а типичной конституционной (дуалистической). Но, несмотря на это, власть султана в Марокко настолько сильна, что эту страну можно относить к авторитарным государствам.

Султанистский режим

Данный вид авторитарного режима назван так потому, что власть правителя в странах, где он применяется, сопоставима с властью средневековых султанов. Официально должность руководителя таких государств может иметь различные названия, но в большинстве известных случаев они занимали президентский пост. Кроме того, при султанистском режиме существует возможность передачи власти по наследству, хотя законодательно это и не закреплено.Наиболее известными лидерами стран, в которых господствовал данный тип авторитарного режима, являлись Саддам Хуссейн в Ираке, Рафаэль Трухильо в Доминикане, Фердинанд Маркос в Филиппинах, Франсуа Дювалье в Гаити. Последнему, кстати, удалось передать власть своему сыну Жану-Клоду.

Султанистские режимы характеризуются максимальной концентрацией власти в одних руках в сравнении с другими автократическими системами. Их отличительной чертой является отсутствие идеологии, запрет многопартийности, а также абсолютная автократия.

Военно-бюрократический режим

Отличительной чертой данного типа авторитарного режима является захват власти в стране группой военных путем переворота. На первых порах вся полнота власти концентрируется в руках военных, но в дальнейшем к управлению все больше привлекаются представители бюрократии. В будущем данный тип управления может постепенно стать на путь демократизации.

Главными факторами, которые приводят к установлению военных режимов, является недовольство существующей властью и боязнь революции «снизу». Именно последний фактор в дальнейшем оказывает влияние на ограничение демократических свобод и права выбора. Недопущение к власти интеллигенции, которая настроена против подобного режима, является главной его задачей.

Наиболее типичные представители данного типа авторитаризма – это режим Насера в Египте, Пиночета в Чили, Перона в Аргентине, хунты 1930 и 1969 года в Бразилии.

Расовая демократия

Несмотря на то что в наименовании данного типа авторитаризма присутствует слово «демократия», этот политический режим предоставляет свободы и права только представителям определенной национальности или расы. Другие народности не допускаются к участию в политическом процессе, в том числе при помощи насилия.

Наиболее типичный пример расовой демократии – ЮАР периода апартеида.

Корпоративный авторитаризм

Корпоративная форма авторитаризма считается наиболее типичным его видом. Она возникает в обществах со сравнительно развитой экономикой, в которых различные олигархические группы (корпорации) приходят к власти. В таком государственном устройстве идеология практически отсутствует, а решающую роль имеют экономические и другие интересы пришедшей к власти группировки. Как правило, в государствах с корпоративным авторитаризмом присутствует многопартийность, но эти партии не могут играть существенную роль в политической жизни из-за апатии к ним общества.

Наибольшее распространение данный тип политического режима приобрел в странах Латинской Америки, в частности в Гватемале, в Никарагуа (до 1979 года), на Кубе во время правления Батисты. В Европе также существовали примеры корпоративного авторитаризма. Наиболее ярко данный режим проявил себя в Португалии во время правления Салазара и в Испании во время диктатуры Франко.

Посттоталитарные режимы

Это особый тип авторитарных режимов, который формируется в обществах, идущих по пути от тоталитаризма к демократии. При этом фаза авторитаризма совсем не обязательна на этой дороге, но она неизбежна в тех бывших тоталитарных странах, где быстро не удалось построить полноценное демократическое общество.

Посттоталитарные режимы характеризуются концентрацией значительных экономических активов в руках представителей бывшей партийной номенклатуры и близких к ним людей, а также военной верхушки. Таким образом, они превращаются в олигархию.

Постколониальные режимы

Как и у посттоталитарных режимов, во многих постколониальных странах авторитаризм является фазой на пути движения к демократии. Правда, зачастую развитие этих государств останавливается на данном этапе на многие десятилетия. Как правило, подобная форма власти устанавливается у стран со слабо развитой экономикой и несовершенной политической системой.

Социалистический авторитаризм

Данный вид авторитаризма проявляется в особенностях развития социалистического общества в отдельных странах мира. Он формируется на основе особенного восприятия социализма внутри этих государств, ничего не имеющего общего с так называемым европейским социализмом или настоящей социал-демократией.

В государствах с подобной формой правления существует однопартийная система и отсутствует легальная оппозиция. Зачастую у стран с социалистическим авторитаризмом довольно сильна роль лидера. Кроме того, довольно часто социализм сочетается с национализмом в мягкой форме.

Среди современных стран социалистический авторитаризм наиболее выражено представлен в Венесуэле, Мозамбике, Гвинее, Танзании.

Общая характеристика

Как видим, авторитарный режим является довольно неоднозначной формой правления с отсутствующими четкими границами для определения. Его место на политической карте находится между демократической и тоталитарной системой. Общая характеристика авторитарного режима может быть озвучена как компромиссная между этими двумя режимами.

При авторитарном режиме допускаются некоторые свободы в отношении членов общества, но до тех пор, пока они не угрожают правящей верхушке. Как только от какой-то конкретной силы начинает исходить угроза, против неё применяются политические репрессии. Но, в отличие от тоталитарного общества, эти репрессии носят не массовый характер, а применяются выборочно и узконаправленно.

Министерство образования Российской федерации

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

"Хабаровская государственная академия экономики и права"

Центр по работе с филиалами и дистанционному обучению


Контрольная работа


Хабаровск 2013


Введение

1.Понятие и типология политических режимов

Заключение

Приложение


Введение


Одним из наиболее распространенных в истории типов политической системы является авторитаризм. По своим характерным чертам он занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Однако подобная характеристика не указывает на сущностные признаки явления в целом, даже если четко вычленить в нем черты тоталитаризма и демократии. Богатство и разнообразие авторитарных политических систем, по сути являющихся промежуточным типом между демократией и тоталитаризмом, обусловили и ряд универсальных, принципиальных отличительных черт этих политических порядков. Авторитарный режим - это политический режим, при котором государственная власть осуществляется одним лицом либо узким кругом лиц (правящей элитой) при минимальном участии населения. Авторитарный режим - это режим, ограничивающий демократию и устанавливающий власть одного лица или группы лиц (диктатуру). Такой режим существенно ограничивает полномочия представительных институтов, игнорирует принцип разделения властей, ущемляет гражданские и политические права, незаконно присваивает, узурпирует или захватывает власть. В настоящее время во многих современных странах мира установились авторитарные политические порядки. Причем немало ученых, как в прошлом, так и в настоящем весьма позитивно оценивали и оценивают данный тип организации власти. В России становление новой политической системы связано с распадом СССР. Функционирующая в России политическая система во многом не отвечает общепринятым критериям демократии. Политологи характеризуют данную политическую систему с помощью терминов "авторитарная демократия", "режимная система" связывая ее возникновение со слабостью государства и незрелостью гражданского общества.


1. Понятие и типология политических режимов


Сущность власти заключается в ее способности придавать отношениям между людьми целесообразность, разумность, упорядоченность.

Общество как сложная система взаимодействия индивидов, групп, организаций нуждается в управлении, регуляции и согласовании человеческих интересов и действий. Власть осуществляет упорядочение социальных отношений с помощью различных средств: насилия, принуждения, убеждения поощрения, страха и т.д. Совокупность средств и метолов реализации политической власти, определяющая степень свободы и правовое положение личности, называется политически режимом.

Политическая власть многообразна по формам и средствам проявления. Для отражения различных аспектов ее функционирования используются такие понятия, как "форма правления", "политический режим", "политическая система".

Для того чтобы эффективно воздействовать на общество, поведение людей, классов, власть должна быть организована, иметь средства влияния, принуждения. Организация верховной государственной власти, ее органов, их взаимоотношения с населением обозначаются понятием "форма правления". Обычно выделяют монархическую и республиканскую формы правления. Однако не всегда характер политической власти в обществе соответствует форме правления. Например, Швеция, Норвегия, Бельгия более демократичны, чем многие республики, хотя по форме правления являются конституционными монархиями. В то же время Германия 30-х годов по форме правления была республикой, однако характер власти был диктаторский. В связи с этим появилась потребность в определении тех средств и методов, с помощью которых государственная власть регулирует и упорядочивает отношения между людьми. Этот аспект функционирования власти отражает понятие "политический режим".

В европейской политической науке это понятие является базисным, в то время как в американской предпочтение по фундаментальности отдается категории "политическая система". Несмотря на длительное использование понятия "политический режим", за ним не сохранилось достаточно четкого содержания.

Сторонники системного подхода расширительно трактуют данное понятие, отождествляя его с категорией "политическая система". Это порождает известные теоретические трудности, поскольку возникает опасность терминологического дублирования двумя понятиями одного ряда политических явлений. Термины "политическая система" и "политический режим" характеризуют политическую жизнь с разных сторон: если политическая система отражает характер взаимосвязи политики с экономикой, социальной, культурной и другими сферами жизни общества, то политический режим определяет средства и методы реализации власти. Следовательно, политический режим представляет собой функциональный "срез" политической системы, он складывается в результате политической деятельности и политического курса, которые выбирают держатели верховной власти.

Некоторые исследователи ограничивают содержание политического режима формой правления. Согласно данной точке зрения, классификация политических режимов основывается на различии законодательной и исполнительной функций государства и выяснении их соотношения. По такому принципу выделялись режим слияния властей (абсолютная монархия), режим разделения властей (президентская республика) и режим сотрудничества (парламентская республика). Акцентируя внимание на деятельности правительственных структур, подобное толкование игнорирует влияние других политических институтов: партийной системы, групп давления и т. д. В связи с этим форму правления было бы точнее представить как один из компонентов политического режима.

В политической науке общепризнанным является определение политического режима, данное политологом Ж-Л. Кермонном: "Под политическим режимом понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, способствующих формированию политической власти данной страны на определенный период". Среди этих элементов он выделил: 1) принцип легитимности; 2) структуру институтов; 3) систему партий; 4) форму и роль государства.

Понятие "политический режим" выражает характер взаимосвязи государственной власти и индивида, а также дает представление об основах системы власти. В этой связи Ш. Л. Монтескье заметил: "Как для республики нужна добродетель, а для монархии честь, так для деспотического правительства нужен страх". В зависимости от соотношения демократии и диктатуры как принципов организации общественной жизни, которое определяет степень социальной свободы личности, выделяют три типа режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический. Между тоталитаризмом и демократией как крайними полюсами данной классификации располагается множество промежуточных способов реализации власти.

Термин "тоталитаризм" происходит от средневекового латинского слова "totalis", что означает "весь", "целый", "полный". Тоталитаризм - это полный контроль и жесткая регламентация со стороны государства всех сфер жизнедеятельности общества, каждого человека посредством прямого вооруженного насилия. Государство поглощает все общество и конкретного человека. При этом власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты. Тоталитаризм представляет собой специфически новую форму диктатуры, возникшую в XX веке.

Диктатура (от лат. dictatura - "неограниченная власть") - режим правления одного лица или группы лиц во главе с лидером без какого-либо контроля со стороны управляемых возникла давно и имела множество исторических форм своего проявления. Первоначально, в республиканском Риме (V - I века до н. э.) диктатором именовалось чрезвычайное должностное лицо (магистрат), назначавшееся на срок не более шести месяцев для организации защиты от внешней угрозы или для подавления внутреннего мятежа. Диктатор был связан правом в своих полномочиях и сроках пребывания у власти. Начиная с Суллы и особенно Цезаря, который многократно наделялся диктаторским полномочиями, характер диктатуры существенно изменился. Диктатор стал неподвластен праву, неподотчетен народу и изменял законы в своих интересах. Однако впоследствии - и в средневековье, и в новое время - диктатуры были внутренне непрочными режимами, их сплачивала лишь воля диктатора.

Тоталитаризм представляет собой принципиально новый тип диктатуры, в которой особую роль играют государство и идеология. Термин "тоталитарный" ввел в политический лексикон лидер итальянских фашистов Б. Муссолини (1883 - 1945). Цели фашистского движения, по его мнению, состояли в создании сильного государства, использовании исключительно силовых принципов осуществления власти и подчинения всех общественных сил иерархическому принципу. Сущность тоталитаризма как нового политического порядка Б. Муссолини выразил формулой: "Все в государстве, ничего вне государства, ничего против государства".

Возникновению тоталитаризма способствовали объективные процессы, развивавшиеся в конце XIX - начале XX веков Вступление человеческого общества в индустриальную стадию развития обусловило создание разветвленной системы массовых коммуникаций. Возникли технические возможности для идеологического и политического контроля за личностью. Растущие разделение и специализация индустриального труда разрушили традиционные формы жизни и сделали личность беззащитной перед миром рыночной стихии и конкуренции. Усложнение социальных отношений потребовало усиления роли государства как универсального регулятора и организатора взаимодействия индивидов, имеющих несовпадающие интересы. Опыт показывает, что тоталитарные режимы, как правило, возникают при чрезвычайных условиях: нарастающей нестабильности в обществе; глубокого кризиса, охватывающего все стороны жизни; наконец, при необходимости решения стратегической задачи, исключительно важной для страны.

В западной политической науке выделяют следующие признаки тоталитаризма: а) единственная массовая партия; б) монопольно существующая признанная всеми идеология; в) монополия на средства массовой информации; г) монополия на средства вооруженной борьбы; д) террористический контроль со стороны политической полиции; е) централизованная система контроля и управления экономикой. Особенно следует отметить такой признак, как абсолютная концентрация власти в руках вождя, опирающегося на властвующую партию. Принцип вождизма или фюрерства отражает низкий уровень развития демократического сознания, возникает как выражение потребности в символе единства нации в условиях социальной нестабильности. Фюрер в фашистской Германии стоял во главе государства, выражал его волю; сила государства исходила от фюрера. Он имел неограниченную власть над подчиненными. Авторитет вождя не был основан на осознанном доверии, а имел скорее мистический, личностный характер.

Демократия представляет собой самый сложный тип политического режима. По мнению русского юриста П.И. Новгородцева, "демократия всегда есть распутье... система открытых дверей, расходящихся в неведомые стороны дорог... Отнюдь не создавая твердого равновесия жизни, она более чем какая-либо другая форма возбуждает дух исканий".

"Демократия" (demos - "народ" и kratos - власть, властвование) в переводе с греческого означает "власть народа". Однако, начиная с первого упоминания о ней в переводе аристотелевской "Политики" в 1260 году и до настоящего времени не смолкают споры о ее содержании. Различные авторы акцентируют внимание на отдельных составляющих демократии, например, на власти большинства, ее ограничении и контроле над ней, основных правах граждан, правовой и социальной государственности, разделении властей, всеобщих выборах, гласности, конкуренции различных мнений и позиций, плюрализме, равенстве, соучастии и т.д. Это обусловило тот факт, что сегодня существует несколько интерпретаций смысла демократии. В одних случаях ее трактуют расширительно, как общественную систему, основанную на добровольности всех форм жизнедеятельности индивида. В других случаях она истолковывается более узко - как форма государства, при которой все граждане обладают равными правами на власть. Этим она отличается и от монархии, где власть принадлежит одному лицу, и от аристократии, где управление осуществляется группой лиц. Данная интерпретация демократии идет от античной традиции начиная с Геродота (V век до н. э.). И, наконец, демократия понимается как идеальная модель общественного устройства, определенное мировоззрение, основанное на ценностях свободы, равноправия, прав человека. Индивиды, группы, исповедующие данные ценности, образуют движение за их реализацию. В этом значении термин "демократия" трактуется как социальное движение, как тип политической ориентации, воплощенный в программах определенных партий.

Эволюция значения термина "демократия" обусловлена развитием человеческого общества. Первоначально демократия рассматривалась как прямое правление граждан в отличие от правления монарха или аристократов. Однако уже в античности демократия считалась "худшей формой" правления. В то время полагали, что низкий уровень культуры граждан греческих полисов-государств позволяет правителям манипулировать "народовластием". Вследствие этого режимы демократии существовали недолго и переходили в охлократию (власть толпы), а те, в свою очередь, порождали тиранию. Исходя из этого, Аристотель не проводил различий между демократией и охлократией, отрицательно относясь к демократии. Его оценка демократии повлияла на дальнейшую ее судьбу: демократия стала восприниматься негативно и была вытеснена из политического обихода.

Функционально полиархия как политический режим опирается на семь институтов, которые обеспечивают его эффективность. К ним относятся:

) выборные должностные лица; контроль за решениями правительства конституционно закреплен за избираемыми от" народа представителями;

) свободные и честные выборы, исключающие всякое насилие и принуждение;

) относительно высокая зависимость правительства от избирателей и результатов выборов;

) свобода слова, обеспечивающая возможность свободно. выражать свое мнение, включая критику правительства, режима, общества, господствующей идеологии;

) существование альтернативных и часто конкурирующих между собой источников информации и убеждений, выведенных из-под правительственного контроля;

) высокая степень свободы в создании относительно автономных и самых разнообразных независимых организаций, включая оппозиционные партии, группы интересов.

Мировой опыт демократизации чрезвычайно актуален для современной модернизации России. По крайней мере, он позволяет выявить особенности политического развития российского общества, соотнести их с мировыми тенденциями.


Авторитаризм обычно рассматривается как тип режима, который занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Однако подобная характеристика не указывает на сущностные признаки явления в целом, даже если принять во внимание то, какие черты от тоталитаризма, а какие от демократии можно обнаружить в нем.

Сущностно значимым при определении авторитаризма является характер отношений государства и личности: они построены больше на принуждении, чем на убеждении. При этом авторитарный режим либерализует общественную жизнь, не стремится навязывать обществу четко разработанной официальной идеологии, допускает ограниченный и контролируемый плюрализм в политическом мышлении, мнениях и действиях, мирится с существованием оппозиции. Руководство различными сферами жизни общества не столь тотально, нет строго организованного контроля над социальной и экономической инфраструктурой гражданского общества, над производством, профсоюзами, учебными заведениями, массовыми организациями, средствами массовой информации. Автократия (от греч. autokrateia - самодержавие, самовластие, т.е. неограниченная власть одного лица) не требует демонстрации преданности со стороны населения, как при тоталитаризме, ей достаточно отсутствия открытого политического противостояния. Однако режим беспощаден к проявлениям реальной политической конкуренции за власть, к фактическому участию населения в принятии решений по важнейшим вопросам жизни общества. Авторитаризм подавляет основные гражданские права.

Для того, чтобы сохранить неограниченную власть в своих руках, авторитарный режим осуществляет циркуляцию элит не путем конкурентной борьбы кандидатов на выборах, а кооптацией (волевым введением) их в руководящие структуры. В силу того, что процесс передачи власти в подобных режимах осуществляется не путем установленных законом процедур замены руководителей, а насильственно, эти режимы не являются легитимными. Однако, несмотря на отсутствие поддержки со стороны народа, автократии могут существовать длительное время и достаточно успешно. Они способны эффективно решать стратегические задачи, несмотря на свою нелегитимность. Примером подобных эффективных с точки зрения осуществления экономических и социальных реформ могут быть авторитарные режимы в Чили, Сингапуре, Южной Корее, Тайване, Аргентине, странах арабского Востока.

Указанные черты авторитаризма свидетельствуют об известном сходстве его с тоталитаризмом. Однако самое существенное различие между ними состоит в характере отношений власти с обществом и индивидом. Если при авторитаризме эти отношения дифференцированы и опираются на "ограниченный плюрализм", то тоталитаризм вообще отвергает всякий плюрализм и разнообразие социальных интересов. Причем тоталитаризм стремится ликвидировать не только социальный, но и идеологический плюрализм, инакомыслие. Авторитаризм не оспаривает права на автономное самовыражение различных групп общества.

Традиционные абсолютистские монархии - режимы, в которых отсутствуют разделение властей, политическая конкуренция, власть сконцентрирована в руках узкой группы лиц, господствует идеология аристократического класса. Примером могут служить режимы в странах Персидского залива, а также в Непале, Марокко и т. д.

Традиционные авторитарные режимы олигархического типа преобладают в Латинской Америке. Как правило, экономическая и политическая власть при таких режимах сосредоточена в руках нескольких влиятельных семейств. Один лидер сменяет другого при помощи переворота или фальсификации итогов выборов. Элита тесно связана с церковью и военной верхушкой (например, режим в Гватемале).

Гегемонистский авторитаризм новой олигархии создавался как режим, выражавший интересы компрадорской буржуазии, т.е. той части буржуазии экономически отсталых, зависимых стран, которая осуществляла посредничество между иностранным капиталом и национальным рынком. Такие режимы существовали при президентстве Маркоса на Филиппинах (1972 - 1985), в Тунисе, Камеруне и т.д. Достаточно массовой разновидностью авторитарных режимов являются "военные режимы". Они бывают трех видов:

а) обладающие строго диктаторской, террористической природой и персональным характером власти (например, режим И. Амина в Уганде);

б) военные хунты, проводящие структурные реформы (например, режим генерала Пиночета в Чили);

в) однопартийные режимы, существовавшие в Египте при Г. А. Насере, в Перу при X. Пероне, и т. д. Следует выделить в качестве еще одной разновидности авторитаризма теократические режимы, при которых политическая власть концентрируется в руках духовных лиц. Примером такого типа может быть режим аятоллы Хомейни в Иране.


Способы реализации политической власти в истории российского общества не оставались неизменными. Трем периодам российской политической истории, качественно отличающимся друг от друга - досоветскому, советскому и постсоветскому - соответствовали конкретные способ и характер государственного правления. Сходство же этих трех периодов заключалось, прежде всего, в том, что российскому политическому процессу на всем его протяжении больше соответствовала диктатура, чем демократия.

Традиционной абсолютной монархии, существовавшей со времен правления Ивана III до 1917 года, была характерна диктатура, то усиливавшая свою жесткость (как было при Иване IV, Петре I), то переходившая в умеренную авторитарную систему с элементами парламентаризма в лице Государственной Думы и многопартийности (например, в конце царствования Николая II). Вся полнота власти сосредоточивалась в руках монарха, который в своем правлении опирался не только на традиции, но и на насилие.

Особой разновидностью диктаторского политического режима является диктатура пролетариата, установленная после Октябрьской революции 1917 года. Диктатура пролетариата по определению В. И. Ленина означала, что "только определенный класс, именно городские и вообще фабрично-заводские рабочие, в состоянии руководить всей массой трудящихся и эксплуатируемых в борьбе за удержание и укрепление победы, в деле создания нового, социалистического, общественного строя, во всей борьбе за полное уничтожение классов". На практике был создан политический режим партийной номенклатуры. В составе правительства за весь советский период рабочих было мало, а в Коммунистической партии их было значительно меньше половины. Государство, возглавленное профессиональными революционерами, сосредоточило в своих руках всю полноту законодательной, исполнительной и судебной влаги, монополизировало национальную собственность. Постепенно сформировавшийся новый класс партийно-государственной номенклатуры тяготел к олигархическому характеру власти, социальную базу которой составили массовая Коммунистическая партия и Советы. Правящее меньшинство осуществляло свою власть над большинством, опираясь не только на сильный пропагандистский аппарат, но и на разветвленную карательную систему, средства политического террора и борьбы с инакомыслием. Вследствие этого режим со временем приобрел черты тоталитарности. Вместе с тем политический режим в СССР, для которого больше подходит название "диктатура номенклатуры", стремился реагировать на социально-экономические потребности населения, удовлетворять их. При наличии ресурсов, которые формировались в основном за счет продажи нефти, газа, вооружений, это удавалось делать, однако по мере их сокращения возможности режима также ограничивались. На сдельных этапах тоталитарный режим приобретал черты авторитарности, как это было при Н. С. Хрущеве.

Отмена конституционных гарантий монопольного положения Коммунистической партии привела к падению режима. Появились новые институты власти: президент, парламент, органы местного самоуправления. В 1993 году была упразднена система Советов, формально являвшихся основой механизма функционирования власти в стране.

Однако по характеру государственная власть мало изменилась, по существу она осталась авторитарной. Это - естественное следствие незрелости гражданского общества в России. Авторитарные начала обнаруживаются сегодня в значительной концентрации власти в руках главы государства - президента. Авторитарный режим способен обеспечивать концентрацию ресурсов на стратегических направлениях развития общества, эффективно реагировать на возникающие проблемы. Данная тенденция особенно характерна для стран, переходящих с рынку. Однако авторитарный режим в России имеет и существенные недостатки. Прежде всего, концентрация власти в руках президента в таких объемах, которые превышают полномочия президентов Франции и США вместе взятых, делают общество весьма зависимым от его субъективной воли.

Слабая степень разделения политических ролей и функций говорит о неразвитости политического механизма в целом. Чем выше степень дифференциации и специализации функций политических институтов, тем выше их способность реагировать на возникающие в обществе новые интересы и потребности. Следовательно, пирамидальная структура власти, характерная для современной России, обладает высокой степенью инерционности, субъективизма.

Это обстоятельство обусловливает и недостаточно высокую эффективность режима. Прежде всего, имеется в виду его неспособность надежно гарантировать все конституционные права и свободы граждан, реагировать на возникающие у них потребности. Недостаточная, а в некоторых случаях и просто низкая эффективность режима постоянно ставит перед ним вопрос о его легитимности, необходимости ее поддержания.

В условиях чрезмерной концентрации власти в руках президента и исполнительных органов фактически отсутствуют возможности постоянно действенного контроля за их деятельностью, как со стороны общества, так и со стороны законодателей. Это создает возможности для бесконтрольного расходования федеральных средств, для коррупции. Инструментами контроля в этих условиях могут выступать средства массовой информации и зрелая партийная система. Однако конкурентная партийная система, способная выявить и выразить интересы социальных групп, еще не завершила своего формирования. Средства массовой информации в условиях рынка сами оказываются зависимыми от власти.

Эволюция политического режима в направлении его демократизации связана с более рациональным разделением функций и полномочий между различными ветвями власти, что позволит защитить общество от субъективизма политических лидеров, элит.


Заключение


Одним из видов антидемократического политического режима является авторитарный. Термин "авторитаризм" применяется в политической науке для обозначения режима, характеризующегося монополией на власть какой-то одной партии, группировки, лица или института. Можно выделить реально однопартийный, однопартийный "полуконкурентного" типа и псевдопартийный авторитаризм. Исходя из структуры правящего блока и целей проводимой политики различают военные, олигархические, популистские и бюрократические режимы. В настоящее время в России продолжает господствовать авторитарный политический режим, принципы демократии сочетаются с элементами личной власти. Авторитаризм представляет собой политический режим, при котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (лидер, семья, политическая партия, социальный класс) при минимальном участии народа. Авторитаризм является одним из самых распространенных политических режимов современности. Он получил развитие преимущественно в ряде освободившихся стран Азии, Африки, Латинской Америки, а также в СССР, когда после смерти И.В.Сталина началась трансформация тоталитарного режима в авторитарный. Авторитарный политический режим, как правило, эволюционирует в демократию. Для современной России характерно противостояние двух тенденции. Привилегированное положение президента в системе власти. Президент и его аппарат вынуждены считаться с набравшим силу крупным компрадорским капиталом, финансовой олигархией, сохраняющими серьезные позиции в СМИ и успешно оппонирующие президенту и его непосредственному окружению в попытках остаться у власти. Некоторые реформы, проводимые властью, являются противоречащими принципам демократии, в частности создание так называемых федеральных округов с представителями президента, продление сроков избрания губернаторов и т. п.

Список использованной литературы


1.Кравченко А.И. Политология: Учеб. Пособие. Для студентов пед. вузов. - М.: Академия, 2005.

2.Лавровский Н.А. Политология: Учебное пособие / Ред. О.В. Полищук: Том. госуд. ун-т систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР). Каф. МСК: ТУСУР, 2003.

Мухаев Р.Т. Политология: учебник для вузов. Издание второе. - М.: "Приор-издат", 2005.

Политология: Учеб. пособие для вузов / Сост. И отв. Редактор А.А. Радугин. - М.: Центр, 2005.

Политология: Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, А.С. Гречин, В.Ю. Дорошенко и др.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ, 2003.

Унпелев А. Г. Политология: власть, демократия, личность. Учебное пособие. М., 2004.

Чвикалов И.М., Камалов Р.М. Политология: Учебное пособие для техн. вузов. - Воронеж: ВГЛТА, 2003.


Приложение


Тесты по политологии

Какому понятию соответствует определение: это негосударственные (частные) объединения граждан, стремящихся реализовать свои общие специфические интересы и ока-зывающих с этой целью воздействие на власть (однако не стремящихся к обладанию ею)?

) политические партии;

) политические движения;

) группы интересов.

Какой из приведённых ниже типов политических культур соответствует типологии, предложенной Г. Алмондом и С. Вербой:

) демократическая;

) либеральная;

) патриархальная.

Какая одна из трёх приведённых ниже политических идеологий характеризуется следующими признаками: а) воинствующий национализм; б) империалистические устрем-ления; в) всемогущество национального государства; г) обличение либеральной парламентс-кой системы; д) признание частной собственности, но обличение порождаемых ею злоупот-реблений; е) идея национальной солидарности; ж) антимарксизм.

) анархизм;

) коммунизм;

Традиционная легитимность основывается на:

) законности;

) силе привычки;

) рациональности.

При какой форме правления правительство должно получить в парламенте "вотум доверия" для того, чтобы стать юридически законным?

) абсолютная монархия;

) парламентская республика;

) президентская республика.

Какой из приведённых ниже признаков наиболее полно характеризует правовое государство?

) верховенство права;

) наличие Конституции и законов;

) социальное равенство.

Какому понятию соответствует определение: это форма политического устройства, при котором входящие в него государства полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления, но при этом создают специаль-ные объединенные органы для координации действий в определенных целях (военных, вне-шнеполитических и т.д.)?

) конфедерация;

) унитарное государство;

) федерация.

Какому понятию соответствует определение: это тип политического режима, пред-полагающего всеобщий контроль и регламентацию со стороны государства всех сфер жизни общества?

) демократия;

) тоталитаризм.

) конкурентная;

) мажоритарная;

) демократическая.

Какому понятию соответствует определение: это сфера реализации интересов индивидов и групп, совокупность межличностных, семейно-бытовых, экономических, поли-тических, духовных отношений, которые реализуются без прямого вмешательства государ-ства?

) гражданское общество;

) демократическая система;

Какому понятию соответствует определение: это принцип организации общества, основанный на признании многообразия идей и организаций и их конкуренции?

) анархия;

) плюрализм;

) социализм.

Одним из трёх типов избирательных систем является:

) справедливая;

) представительная;

) пропорциональная.

) интегрирующая;

) легально-рациональная;

) прогностическая.

Одним из принципов правового государства является:

) верховенство права;

) социальная справедливость;

) ответственность правительства за поддержание минимального благосостояния граждан.

Какое из приведённых ниже определений наиболее точно характеризует политику?

) это управление;

) это деятельность бюрократического аппарата;

) это стремление людей к участию во власти или к оказанию влияния на неё.

Какая одна из трёх приведённых ниже политических идеологий характеризуется следующими признаками: а) осуществление политической демократии; б) внедрение эко-номической демократии и создание "государства благосостояния" (социального государст-ва); в) установление социальной демократии - наполнение демократическим содержанием всех без исключения сфер общественной и личной жизни; г) основные ценности этого дви-жения - свобода, равенство, справедливость, солидарность?

) анархизм;

) коммунизм;

) социал-демократизм.

) пропагандистская;

) политической социализации;

) управленческая.

Какому понятию соответствует определение: это совокупность политических институтов, норм и взаимоотношений между ними, посредством которых реализуется политическая власть?

) государство;

) политическая система;

) правительство.

Общественное мнение - это:

) совокупность коллективных оценок и установок;

) результаты опроса;

) единодушное отношение общественности к какому-либо событию.

Какое из приведённых ниже утверждений является ошибочным:

) в России пропорциональная избирательная система;

) отличительным признаком пропорциональной избирательной системы являются одномандатные округа;

) смешанная избирательная система представляет собой соединение выборов в одномандатных округах и голосование за списки кандидатов от политических партий в многомандатных округах.

Какому понятию соответствует определение: это политическая идеология, пред-полагающая переход революционным путём к обществу, основанному на принципах равен-ства, справедливости, удовлетворения всех потребностей индивидов?

) анархизм;

) коммунизм;

) либерализм.

Кто из названных ниже мыслителей главным субъектом политики считал соци-альный класс?

) М. Вебер;

) К. Маркс;

) Г. Моска.

Харизматическая легитимность власти основывается на:

) вере в сверхъестественные качества вождя;

) законности;

) рационализме.

24. Основным признаком международных акторов является:

) самостоятельное участие в международных отношениях;

) наличие государственного суверенитета;

) участие в деятельности международных организаций.

25. Какому понятию соответствует определение: это определённый уровень знаний людей о политике, а также степень участия и формы их политического поведения?

) политическая культура;

) политический менталитет;

) политическое сознание.

26. Каким словом заканчивается определение: Демократия - это власть большинства, уважающего интересы и права...

) граждан;

) меньшинства;

) оппозиции.

. "Унитарное государство" - это:

) государство, в названии которого есть слово "союз";

) государство, состоящее из государственных территориальных единиц, не имеющих своей конституции, своих законов, правительства; в них назначаются управители, которые формируют местные органы управления;

) недемократическое государство.

Одной из функций средств массовой информации в демократическом обществе является:

) идеологическая;

) интегративная;

) новостная.

) государство;

) судебная система.

Одной из функций политологии является:

) интегрирующая;

) практическая;

) электоральная.

31. Какому понятию соответствует определение: это форма представительства интересов членов гражданского общества, объединённых единой идеологией и стремящихся к завоеванию политической власти?

) группа интересов;

) избирательное объединение;

) политическая партия.

Парламент (представительный и законодательный орган) Российской Федерации называется:

) Совет Федерации;

) Государственная Дума;

) Федеральное Собрание.

Какая одна из трёх приведённых ниже идеологий характеризуется следующими утверждениями: а) основная цель общества - достижение счастья и справедливости для всех людей; б) необходимо ограждать личность от сбоев и злоупотреблений рыночной системы; в) индивидуализм, соблюдение права собственности и вообще прав человека; г) стремление не к равенству собственности, а равенству перед законом и равенству возможностей; д) мораль и право должны быть ориентирами во внешней политике?

) неокоммунизм;

) неолиберализм;

) неофашизм.

34. Одним из типов избирательных систем является:

) демократическая;

) представительная;

) смешанная.

35. Политический строй, при котором государственная власть в стране принадлежит представителям наиболее богатых и знатных слоёв общества, это:

) диктатура;

) олигархия;

) охлократия.

36. Кто из названных ниже французских просветителей XVIII века отстаивал в своём знаменитом труде "О духе законов" конституционно-монархическую форму правления и принцип разделения властей?

) Д. Дидро;

) Ш. Монтескье;

) Ж.-Ж. Руссо.

37. Какому понятию соответствует определение: это ценности, которые можно использовать или обменять на другие ценности для достижения политических целей?

) политические ресурсы;

) степень доверия;

) экономический потенциал.

38. Одной из функций политики является:

) централизация общества;

) организационная;

) отстаивание групповых интересов.

Какому понятию соответствует определение: это признание законности существующих институтов власти и правомерности принимаемых ими решений со стороны общества?

) легитимность;

) подчинение.

Форма правления в России в соответствии с Конституцией 1993 г.:

) парламентская республика;

) полупрезидентская республика;

) президентская республика.

Какому понятию соответствует определение: это политическая идеология, отстаивающая приоритет прав и интересов личности по сравнению с интересами государства и общества?

) коммунизм;

) консерватизм;

) либерализм.

Гражданское общество - это:

) общество, независимое от политики;

) общество, свободное от милитаризма;

) сфера свободной жизнедеятельности людей, находящаяся вне прямого государственного управления.

43. Какому понятию соответствует определение: это группа лиц, принимающая важнейшие политические решения, отличающаяся особыми социальными, политическими, психологическими качествами, престижем и привилегированным положением?

) научная элита;

) политическая партия;

) политическая элита.

Легально-рациональная легитимность власти основывается на:

) вере в исключительные качества вождя;

) конституционной законности;

) силе привычки.

Важнейшим направлением политической мысли в России в XIX веке был:

) рационализм;

) консерватизм;

46. Какому понятию соответствует определение: это тип государства, стремящегося к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищённости, а в идеале - примерно одинаковых стартовых возможностей для реализации жизненных целей, развития личности?

) социальное государство;

) унитарное государство;

) правовое государство.

47. Какое из приведённых ниже понятий характеризует тип политического режима?

) либеральный;

) популистский;

) тоталитарный.

48. Главным признаком государства является:

) наличие идеологии;

) социальная структура общества;

) суверенитет.

В современных условиях роль государства как международного актера:

) возрастает;

) остаётся неизменной;

) снижается.

Какому понятию соответствует определение: это основной институт политической системы, обладающий суверенитетом, монопольным правом на применение легитимного насилия и осуществляющий управление с помощью специальных органов?

) государство;

) парламент.

В структуру политического поведения входит:

) внешняя ситуация;

) ресурсы;

) установки.

Какому понятию соответствует определение: это передача политической культуры новым поколениям, совокупность процессов становления политического сознания и поведения личности, принятия и исполнения политических ролей, проявления политической активности?

) высшее образование;

) политическая пропаганда;

) политическая социализация.

Какому понятию соответствует определение: это слой профессиональных управленцев, деятельность которых основана на разделении ролей и функций посредством чётких правил и процедур?

) бюрократы;

) политики.

Какое из приведённых ниже понятий характеризует форму правления?

) демократия;

) монархия;

) тоталитаризм.

Одним из типов избирательных систем является:

) всеобщая;

) мажоритарная;

) представительная.

56. Одной из функций политического конфликта является:

) гуманистическая;

) социального прогресса;

) ценностно-ориентационная.

Какому понятию соответствует определение: это преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры?

) переворот;

) реформа;

) эволюция.

Один из трудов Т. Гоббса называется:

) "Левиафан";

) "О духе законов";

) "Политика".

Четвёртая власть - это:

) правительство;

Какой одной из трёх политических идеологий соответствуют все данные утверждения: а) неравенство людей в отношении физического и умственного развития является естественным; б) в деле достижения личной свободы и защиты социального порядка важнейшая роль принадлежит частной собственности; в) поскольку сфера человеческого разума ограничена, в обществе большую роль играют традиции, социальные институты, символы, ритуалы и даже предрассудки?

) коммунизм;

) консерватизм;

) либерализм.

По критерию публичности политический конфликт может быть:

) закрытым (латентным);

) межрегиональным;

) социальным.

Какой одной из трёх политических идеологий соответствуют все перечисленные ниже идейно-политические доктрины: а) основные ценности - общественная собственность и социальное равенство; б) осуществление свободы личности и политической демократии; в) установление социальной демократии - наполнение демократическим содержанием всех без исключения сфер общественной и личной жизни?

) коммунизм;

) либерализм;

) социал-демократизм.

Какому понятию соответствует определение: это политический институт, функцией которого является посредничество между гражданами, с одной стороны, и людьми, принимающими решения в парламенте, правительстве - с другой?

) парламент и депутаты;

) политическая партия;

) средства массовой информации.

Одним из признаков демократии является:

) легитимность;

) наличие государственности;

) наличие гражданского общества.

Какому понятию соответствует определение: это форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства субъекты (земли, штаты, республики, области и т.д.) имеют собственные конституции (или уставы), законодательные, исполнительные, судебные органы, но при этом образуют единые для всех субъектов органы государственной власти, устанавливают единое гражданство, единую денежную единицу и т.д.?

) конфедерация;

) унитарное государство;

) федерация.

Одной из форм правления является:

) республика;

) тоталитаризм.

Свободная рыночная экономика предполагает:

) наличие различных форм собственности;

) планирование в развитии страны;

) решительное вмешательство государства в экономику страны.

Одним из средств внешней политики является:

) дипломатия;

) меркантилизм;

) протекционизм.

Эффективность общественного мнения измеряется:

) массовостью;

) положением средств массовой информации в обществе;

) степенью влияния на политику.

Какая из приведённых ниже идеологий предполагает развитие общества на основе ценностей семьи, религии, собственности, традиций, а также конкуренции между индивидами при ограничении государственного вмешательства?

) коммунистическая;

) консервативная;

) либерализм.

Одной из функций средств массовой информации в демократическом обществе является:

) интегративная;

) определения политических приоритетов;

) пропагандистская.

Какому понятию соответствует определение: это сфера реализации интересов индивидов и групп, совокупность межличностных, семейно-бытовых, экономических, политических, духовных отношений, которые реализуются без прямого вмешательства государства?

) гражданское общество;

) демократическая система;

) частное предпринимательство.

В предметную область политологии входят:

) политические дискуссии;

) политическая культура и политическое поведение;

) политические традиции.

Одним из элементов структуры власти является:

) воля к власти;

) легитимность власти;

) ресурсы власти.

В структуру гражданского общества входит:

) бюрократия;

) общественное мнение;

) правительство.

76. Тип власти, характерный, в основном, для переходных, смутных, кризисных периодов:

) автократия;

) охлократия;

) тирания.

77. Какой из названных ниже типов государственного устройства Платон считал идеальным и характеризовал как правление лучших и благородных?

) аристократия;

) демократия;

) олигархия.

Какому понятию соответствует определение: это политическая идеология, базовой ценностью которой является свобода личности?

) анархизм;

) коммунизм;

) либерализм.

Политическое прогнозирование по критерию цели бывает:

) нормативным;

) управленческим;

) целевым.

Одним из стилей политического лидерства является:

) демократический;

) интегративный;

) конфликтный.

Какому понятию соответствует определение: это идеология, движение, режим, отрицающие демократию, проповедующие агрессивный национализм, практикующие насилие и захватнические войны?

) коммунизм;

) либерализм;

Одной из особенностей политической власти является:

) интегративность;

) представительность;

) полицентричность.

Теорию политических элит разработал:

) М. Вебер;

) В. И. Ленин;

) В. Парето.

Одним из стилей лидерства является:

) интегративный;

) консенсусный.

Одной из функций средств массовой информации в демократическом обществе является:

) идеологическая;

) манипуляторская;

) комментаторская.

Первоначальным значением греческого слова "политика" было:

) власть народа;

) искусство руководства людьми;

) концентрированное выражение экономики.

Какой из приведённых ниже политических режимов характеризуется неограниченной политической властью одного человека или группы лиц, опирающихся в своих действиях на развитую систему насилия по отношению к личности и обществу, но допускающих относительную свободу вне политической сферы?

) демократия;

) тоталитаризм.

В зависимости от объекта властного воздействия политические процессы разделяют на:

) внутриполитический и внешнеполитический;

) базовый и периферийный.

Наиболее типичным вариантом завершения политического конфликта является:

компромисс;

) консенсус;

) физическое уничтожение противника.

Одним из требований к политическому прогнозу является:

) ангажированность;

) научная объективность;

) пролонгированность.

Толерантность - это:

) конкуренция идей и программ;

) конформизм;

) терпимость к другим.

Какому понятию соответствует определение: это частное объединение индивидов, разделяющих общие установки, интересы и цели, которые они стремятся реализовать?

) группа интересов;

) избирательное объединение;

) политическая партия.

Теорию политических систем разработал:

) Д. Истон;

) Г. Моска;

) Т. Парсонс.

Одной из функций политологии является:

) пропагандистская;

) политической социализации;

) ценностно-ориентационная.

Принцип разделения властей разработал:

) Т. Гоббс;

) Ш. Монтескье;

) В. Парето.

Одним из методов принятия политических решений является:

) интуитивный;

) патерналистский;

) радикальный.

Какому понятию соответствует определение: это процедура избрания официальных лиц, осуществляемая путём тайной или открытой подачи голосов в пользу того или иного кандидата?

) избирательная система;

) рекрутирование элиты.

Одним из принципов социал-демократической политической идеологии явля-ется:

а) антикоммунизм;

б) социализм;

в) элитизм.

Правовое государство представляет собой:

) государство, в котором невозможны такие пороки, как коррупция, насилие, уголовная преступность;

) общество, в котором функционирует режим с реальным разделением властей и верховенством права;

) государство, где вся власть находится в руках народа.

Ведущая идеология современного западного общества:

) либеральная;

) националистическая;

) социалистическая.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Авторитарный (от лат. auctoritas - власть) режим мож­но рассматривать как своего рода «компромисс» между то­талитарным и демократическим политическими режимами. Он, с одной стороны, мягче, либеральнее, чем тоталитаризм, а с другой - намного жестче, антинароднее, чем демократи­ческий.

Авторитарный режим - государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осу­ществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа и т.д.) при минимальном участии народа. Главную характеристику данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений (например, Испания периода правления Франко, Чили во времена власти Пиночета).

В центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных ор­ганов государства (или одного сильного лидера) при одно­временном отчуждении народа от реальных рычагов госу­дарственной власти;

Игнорируется, ограничивается принцип разделения властей (зачастую президент, исполнительно-распоряди­тельные структуры подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочия­ми);

Роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать;

Суд выступает по сути вспомогательным институтом, наряду с ним могут использоваться и внесудебные органы;

Сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению;

В качестве методов государственного управления до­минируют командные, административные, в то же время отсутствует массовый террор;

Сохраняется цензура, «полугласность»;

Допускается частичный плюрализм;

Права и свободы человека и гражданина провозглаша­ются, но реально не обеспечиваются;

«силовые» структуры обществу практически непод­контрольны и используются подчас в сугубо политических целях и т.п.

Деспотический режим есть абсолютно произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве.

Тиранический режим основан на единоличном правле­нии, узурпации власти тираном и жестоких методах ее осу­ществления. Однако в отличие от деспотии власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью госу­дарственного переворота.

Клерикальный режим основан на фактическом гос­подстве религиозных деятелей в обществе и государстве. Руководитель государства является одновременно и рели­гиозными лидером нации, сосредоточивая в своих руках не только светскую, но и духовную власть (Иран).

Военный (военно-диктаторский) режим базируется на власти военной элиты, которая установлена в результате переворота, осуществляемого против законного правления гражданских лиц. Военные режимы властвуют либо колле­гиально (как хунта), либо во главе государства находится один из военных чинов, чаще всего генерал или старший офицер. Армия превращается в господствующую соци­ально-политическую силу, реализует как внутренние, так и внешние функции государства. В условиях подобного антидемократического режима создается разветвленный военно-полицейский аппарат, который включает, помимо армии и спецслужб, большое количество других органов, в том числе и внеконституционного характера, для поли­тического контроля за населением, общественными объе­динениями, идеологической обработки граждан, борьбы с антиправительственными движениями и т.п. Отменяется конституция и многие законодательные акты, которые заме­няются актами военных властей. Типичный пример - воен­ное правление в Мьянме (бывшая Бирма), Ираке при Сад­даме Хусейне, в ряде государств Тропической Африки.

1) если при тоталитаризме устанавливается всеобщий контроль, то авторитаризм предполагает наличие сфер со­циальной жизни, не охваченных государственным контро­лем;

2) при тоталитарном правлении осуществляется массо­вый систематический террор по отношению к противникам, в авторитарном же обществе проводится тактика избира­тельных репрессий, направленных на предотвращение воз­никновения оппозиции. В то же время в литературе име­ет право на существование концепция, рассматривающая классический немецкий и итальянский фашизм как крайнюю форму авторитаризма.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: