Цель и средства политической деятельности. Соотношение целей и средств в политике


Что такое цели, средства и методы в политике
Политика возникает и осуществляется ради определенных целей, которые
внутренне противоречивы и разнооб­разны. Ее высшая цель в социальной системе - интеграция внут­ренне дифференцированного общества, увязывание конфликту­ющих частных устремлений граждан с общей целью всего обще­ства. Еще Платон по существу выявил эту цель политики. Он пи­сал: политика как «царское искусство прямым плетением соеди­няет нравы мужественных и благоразумных людей, объединяя их жизнь единомыслием и дружбой и создавая таким образом вели­колепнейшую и пышнейшую из тканей».
Высшая цель политики трудно реализуется на Деле, поскольку предполагает нахождение приемлемой для всех сторон меры соче­тания конфликтующих интересов групп, обладающих неравными ресурсами и возможностями политического влияния и преследующими в политике в первую очередь свои собственные интересы. Поэтому эффективно повлиять на конкурирующие частные инте­ресы и обуздать групповой эгоизм можно с помощью определен­ных средств и методов.
Средства политики представляют собой инструменты, орудия практического осуществления целей, превращения идеальных мотивов в реальные действия. Это законодательные акты, пропа­гандистские кампании, забастовки, вооруженная сила, деньги, затрачиваемые на электоральную борьбу и т.д. Методы политики обычно характеризуют способы воздействия на ее объекты. К ним относятся насильственный и ненасильственный методы, принуж­дение и убеждение.
Вопрос о влиянии целей и средств на результаты и нравственную оценку политики издавна является предметом горячих спо­ров. Среди различных воззрений на этот счет можно выделить три основные точки зрения: 1) нравственный характер политики и других действий определяется их целью; 2) приоритетное влия­ние на нравственную значимость политики оказывают используе­мые средства; 3) как цель, так и средства одинаково важны для придания политике гуманного характера и они должны быть соизмеримы друг с другом и с конкретной ситуацией.

Цель оправдывает средства
Широко известными приверженцами первого подхода были Макиавелли (больше как теоретик) и Ленин (преимущественно как практик). Оба они оправдывали использование безнравственных средств ради благородных целей. И все же наиболее детальное теоретическое обоснование и практическое воплощение тезис «цель оправдыва­ет средства» получил у иезуитов.
Католический орден иезуитов, основанный в 1534 г. в Пари­же, существует и сегодня. Он является воинствующей организа­цией, использующей любые средства для утверждения своей веры. Этот орден построен на жестком централизме, железной дис­циплине, обязательном взаимном шпионаже и доносительстве.
Идеологи иезуитов разработали специальную систему доказа­тельств морального оправдания своего права на безнравственные действия: ложь, интриги, клятвопреступления, подлог, заговор, убийства и т.п. Как утверждали, в частности, главные моралисты ордена Г. Безенбаум (1600-1688), а затем Лагуори (1696-1787), нравственность поступков считается доказанной ссылкой на цер­ковный авторитет и обеспечивается с помощью ряда специаль­ных приемов. Так, с помощью «мысленной оговорки» - произ­несенной в уме приставки «не» («поп») - морально оправдыва­ется любое клятвопреступление, измена обещаниям, присяге и т.п. В целом же любой поступок становится моральным, если он продиктован нравственно оправданной целью.
Теоретики этого ордена разработали целую систему иезуитс­кой морали, построенной на 0правдании любого преступления, в том числе и развязывания ядерной войны, высокой религиоз­но-нравственной целью.
В столь откровенно выраженной, как у иезуитов, форме тезис «цель оправдывает средства» встречается довольно редко. Однако облеченная в более мягкие и привлекательные одежды эта фор­мула имеет широчайшее применение в политике и очень часто служит для прикрытия аморальных политических действий.
Обычно никто даже из самых одиозных политиков не призна­ется в полной безнравственности своих целей. Все величайшие политические преступления: войны, массовый террор, кровавые революции и т.п., прикрывались великими с точки зрения их творцов целями, сулящими благо если не всему человечеству, то по крайней мере своей нации или классу. Ложь, утаивание ин­формации, использование приемов манипулирования сознанием людей широко распространены в мире современной политики и считаются многими людьми вполне допустимыми средствами по­литического противоборства. Хотя в целом наука и общественное мнение сегодня относятся к этому отрицательно.

Что важнее - цели или средства
Второй подход к соотношению целей и средств политики исходит из нравственного приоритета средств над це­лью. Он представлен в первую очередь идеологами ненасилия в политике. Так, один из виднейших представителей этого движе­ния, лидер национально-освободительной борьбы Индии Махатма Ганди (1869-1948) считал, что уровень развития общества определяется в первую очередь моральным совершенством людей. Нравственность же воплощается в реальность прежде всего через ис­пользуемые в политике средства. Именно они - выразитель нрав­ственной воли человека. Средства имеют приоритет над целями и являются главным нравственным критерием политики, ее чело­веческим измерением.
Третий подход к соотношению целей и средств политики ис­ходит из их соизмеримости. Он пытается избежать крайностей, учесть нравственную значимость как целей, так и средств. В реальной политике каждый из этих компонентов играет собственную, весь­ма важную роль. Всякая политика начинается с цели. Цель объеди­няет все действия и их результаты в единую целостную систему, фактически предопределяет объект политического воздействия, противников и союзников.
Очевидно, что если, например, политическая партия ставит целью устранение частной собственности и капитализма, то вряд ли она может рассчитывать на симпатии слоя предпринимателей и крупных собственников, даже если ограничивается мирными средствами борьбы.
Важное влияние цель оказывает не только на результат поли­тической деятельности, но и на ее средства. Сами политические цели имеют иерархическую структуру и делятся на конечные и промежуточные, краткосрочные и перспективные, общие и част­ные. Именно промежуточные цели оказывают наибольшее воздей­ствие на выбор методов и средств политической борьбы.
Так, например: на развязывание гражданской войны в России после прихода большевиков к власти повлияла не их конечная цель - построение коммунизма, а прежде всего промежуточная цель - экспроприация частной собственности, а также упорство в достижении этой цели, нежелание отказаться от нее или хотя бы отодвинуть сроки ее осуществления. Хотя, конечно, непосред­ственной причиной гражданской войны явилось массовое исполь­зование насильственного метода борьбы.
Между целями и средствами существует взаимовлияние. С од­ной стороны, цель и условия ее реализации во многом предопре­деляют используемые средства, с другой - средства, непосред­ственно влияя на достигнутый результат, определяют реалистич­ность или утопичность цели, ее изменение или вообще отказ от цели. Причем причиной несовпадения целей и результатов поли­тики может быть как утопичная цель, так и неадекватные ей и ситуации средства. В целом же, будучи выбранными для реализа­ции цели, именно средства оказывают непосредственное влияние на результаты политики.

Достаточно убедительную трактовку общего соотношения целей и средств в политике с точки зрения ее нравственной оценки дает Н. Бердяев: «Цель уходит в отвлеченную даль, средства же остаются непосредственной реальностью... Когда применяют злые, противоположные целям средства, то до цели никогда не дохо­дят, все заменяют средствами и о целях забывают, или они пре­вращаются в чистую риторику... Цель имеет смысл лишь в том случае, если ее начать осуществлять сейчас же, тут».
Опыт коммунистического движения подтверждает истинность такого подхода к соотношению целей и средств в политике. Вели­кая гуманная цель - освобождение людей труда от эксплуатации и угнетения, построение общества, в котором «свободное разви­тие каждого является условием свободного развития всех» - в результате применения взявшими власть большевиками наси­лия против всех несогласных привела их к прямо противополож­ным результатам.

Пути разрешения противоречий между целями и средствами
Несмотря на негативное влияние на политику безнравственных действий, в некоторых ситуациях полный отказ от них может иметь еще худшие по­следствия. Противоречия между гуманными, благородными целя­ми и безравственными действиями-средствами политики суще­ствуют реально и не всегда могут решаться за счет отказа от целей из-за опасения применения сомнительных в нравственном отно­шении действий.
Решение такого рода конфликтов можно найти на пути на­хождения нравственной соизмеримости целей и средств полити­ки. Известно, что нравственные ценности имеют иерархическую структуру. Одни из них представляют большую ценность, чем дру­гие. Так, например, жертвование жизнью ради спасения других людей - несравненно более нравственный поступок, чем жерт­вование бедным в качестве благотворительности небольшой час­ти своего дохода. Точно так же и безнравственные дела существенно различаются на шкале моральных ценностей: одно дело - убий­ство человека и совсем другое дело - безобидное лукавство.
Применительно к политике это означает, что в ней бывают ситуации, когда человек должен действовать по принципу мень­шего зла подобно врачу, утаивающему от больного губитель­ную или вредную для него правду. Еще Платон в проекте своего совершенного государства оправдывал применение лжи в лечеб­ных для народа целях. «...Правителям, - писал он, - потребуется у нас нередко прибегать ко лжи и обману - ради пользы тех, кто им подвластен. ...Подобные вещи полезны в виде лечебного сред­ства».
«Лечебность» безнравственных средств в политике в целом весь­ма сомнительна. Единожды солгав в благих намерениях, человек намного легче делает это вторично. С каждым разом у него усили­вается соблазн безнравственных действий. Длительное же приме­нение безнравственных средств в политике разлагающе действует как на самих лидеров, так и на их сторонников, подрывает дове­рие и у оппонентов, и у союзников и в конечном счете ведет не только к нравственной деградации людей, использующих такие средства, но и ставит под сомнение эффективность проводимой ими политики.
Хотя принцип наименьшего зла нравственно допустим в не­которых случаях, более приемлем для укрепления моральных ори­ентаций политики принцип избегания ситуаций, в которых ложь более нравственна, чем правда. Его рекомендовал политикам выдающийся немецкий философ-гуманист И. Кант.
Современная наука не может определить, какие средства яв­ляются нравственными и эффективными применительно ко всем случаям практики. Однако она в состоянии установить нравствен­ную недопустимость использования некоторых средств для достижения политических целей.
Так, например, наукой доказано, а историей практически подтверждено, что в современных демократических государствах использование политического террора или вооруженных акций для достижения групповых интересов или даже самых привлекательных целей не только безнравственно, но и преступно перед об­ществом. Точно так же в современных условиях нравственно не­допустимо использование ядерного или других видов оружия мас­сового уничтожения для решения спорных международных вопросов.
Все это свидетельствует о том, что для реализации политичес­ких целей приемлемы далеко не любые средства. От тех целей, достигнуть которые можно лишь с помощью явно антигуманных действий, следует отказаться. Наиболее несовместимы с нравствен­ностью насильственные средства.

Цель - это идеальное, мысленное предвосхищение результата, на достижение которого направлена деятельность людей. Цель индивида, как правило, имеет конкретных характер, например получить высшее образование, устроиться на хорошую работу, выйти замуж и т. д. Цели общества и государства имеют более общий характер, так как они должны отвечать интересам большого количества людей. Например, большевики после победы Октябрьской революции в России 1917 г. в качестве основной цели советского государства выдвинули идею строительства коммунизма («наша цель - коммунизм»). Президент РФ В. В. Путин в 2002 г. поставил перед правительством и российским обществом цель - увеличить за 10 лет в два раза валовой внутренний продукт (ВВП). Многие амбициозные политики в качестве своей основной политической цели выдвигали идеи мирового господства (своей персоны, своей страны, нации, религии). К таким политикам можно отнести Александра Македонского, Чингис-Хана, Наполеона, Гитлера. В настоящее время подобную идею стремятся реализовать США и исламские фундаменталисты.

Кроме глобальных, в политике существуют и более конкретные или промежуточные цели, например создание эффективной системы управления обществом, приватизация государственной собственности, разработка и принятие необходимых законов и т. д. Промежуточные цели, как правило, более понятны и привлекательны. Именно они оказывают наибольшее воздействие на политический процесс. Так, например, большевики, выдвигая стратегическую цель - построение коммунизма, в то же время обозначили более конкретные, промежуточные цели, которые были выражены в простых и понятных всем лозунгах, например таких, как «земля - крестьянам», «фабрики - рабочим», «мир - народам» и др. Эти промежуточные цели - лозунги во многом способствовали победе большевиков в Гражданской войне.

В соответствии с теорией общественного договора основными целями политики являются: согласование общих и частных интересов всех членов общества; поддержание правопорядка в обществе и урегулирование возникающих конфликтов; управление общественными делами; содействие в распределении общественных ресурсов; защита членов общества от угрозы извне. Иными словами, политические цели государства должны отвечать интересам развития общества и его граждан.

Однако в реальной жизни люди, наделенные политической властью, могут использовать эту власть для достижения своих корыстных (личных, групповых, сословных) целей, попирая интересы большинства членов общества. Например, в ходе политической демократизации и экономической либерализации в России люди, контролирующие политическую власть, преследуют в основном свои личные цели и интересы. Такая политика обернулась настоящей трагедией для Российского общества.

Сама политическая власть является основной целью для различных политических сил, а люди, обладающие властью, используют ее как средство для удержания власти и достижения иных целей.

Средства в политике - это особые инструменты, орудия, ресурсы, с помощью которых достигаются намеченные политические цели. В качестве средств политических могут быть использованы законодательные акты, выборы, массовые выступления граждан, вооруженное восстание, военный переворот, массовые репрессии, вооруженные силы, людские ресурсы, финансы, идеология, демагогия, подкуп, шантаж, ложь и многое другое. Например, большевики для захвата и удержания власти в России использовали такие средства, как вооруженное восстание, гражданскую войну, массовые репрессии, манипулирование общественным сознанием и др. Гитлер пришел к власти в Германии (1933 г.), используя легитимные выборы, но в дальнейшем, для утверждения своей авторитарной власти и ведения захватнических войн, он использовал насильственные методы.

В современной политике большое значение имеют средства массовой информации. Они предоставляют политикам возможность манипулировать общественным сознанием и достигать своей цели. Так, убедительная победа политического блока «Единство» на выборах в Государственную Думу РФ в декабре 2003 г. во многом была обеспечена тем, что «ресурс» блока на использование средств массовой информации практически был безграничен.

Проблема соотношения (соответствия) целей и средств в политике актуальна во все времена. Например, царь Ирод 1 (ок. 73-4 гг. до н. э.) для достижения своих политических целей использовал самые аморальные средства. В результате его имя приобрело нарицательное значение. Многие диктаторы прошлого и настоящего времени, взяв на вооружение постулат Н. Макиавелли - «цель оправдывает средства» - также «прославились» своими злодеяниями. Но это крайности. В целом же перед любым политическим лидером, политической элитой стоит проблема: как достичь намеченных целей и при этом не использовать безнравственных средств. Очевидно, что в каждом конкретном случае необходимо исходить из соизмеримости целей и средств и не вдаваться в крайности. Главным же механизмом, способным ограничить применение безнравственных средств и методов в политике, является действенный контроль над исполнительной властью со стороны законодательных и судебных институтов, политических и общественных организаций гражданского общества и неотвратимость наказания за совершенные политические преступления.

Политическая деятельность, как и всякая иная, предполагает определение ее целей. Они подразделяются на долгосрочные (их называют стратегическими) и текущие цели. Цели могут быть актуальными, приоритетными и неактуальными, реальными и нереальными. Насколько актуальна, с одной стороны, и реальна - с другой та или иная цель, можно ответить лишь путем полного и точного анализа основных тенденций общественного развития, назревших социальных потребностей, расстановки политических сил, интересов различных социальных групп.
Особое значение имеет вопрос о наличии средств, с помощью которых можно реализовать намеченные цели. Применительно к политической деятельности этот вопрос рассматривал выдающийся мыслитель эпохи Возрождения Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.). «Излишне говорить, - писал он, - сколь похвальна в государстве верность данному слову, прямодушие и неуклонная честность. Однако мы знаем по опыту, что в наше время великие дела удавались лишь тем, кто не старался сдержать данное слово и умел, кого нужно, обвести вокруг пальца; такие государи в конечном счете преуспели куда больше, чем те, кто ставил на честность... Следует понимать, что государь, особенно новый, не может исполнять все то, за что людей почитают хорошими, так как ради сохранения государства он часто бывает вынужден идти против своего слова, против милосердия, доброты и благочестия. Поэтому в душе он всегда должен быть готов к тому, чтобы переменить направление, если события примут другой оборот или в другую сторону задует ветер фортуны, то есть, как было сказано, по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла».
Итак, политический деятель («государь»), как считал Н. Макиавелли, «ради сохранения государства» может нарушить данное слово и вообще «не чураться и зла». И в наше время есть политические деятели, которые, рисуя светлый образ провозглашаемых целей, оправдывают использование для их достижения лжи, материалов, компрометирующих оппонентов, и иных совсем не благих средств. Особенно неразборчивы в средствах организации, приверженные к крайним взглядам и мерам. Борясь за свои политические цели, они считают возможным устраивать уличные беспорядки, захватывать административные здания, устраивать драки с политическими противниками и т. п.
Формуле «цель оправдывает средства» противостоит другой взгляд на соотношение политики и морали: подчинить политику нравственности. Однако многие ученые отмечают, что политическому деятелю нередко приходится выбирать: либо для предотвращения опасности проводить жесткие меры, не вполне соответствующие «абсолютной морали», либо своим бездействием допустить ущерб для общества. Моральный предел, который нельзя переступить, сегодня отражен в документах о правах человека, в международном гуманитарном праве.

Цель - это идеальное, мысленное предвосхищение результата, на достижение которого направлена деятельность людей. Цель индивида, как правило, имеет конкретных характер, например получить высшее образование, устроиться на хорошую работу, выйти замуж и т. д. Цели общества и государства имеют более общий характер, так как они должны отвечать интересам большого количества людей. Например, большевики после победы Октябрьской революции в России 1917 г. в качестве основной цели советского государства выдвинули идею строительства коммунизма («наша цель - коммунизм»). Президент РФ В. В. Путин в 2002 г. поставил перед правительством и российским обществом цель - увеличить за 10 лет в два раза валовой внутренний продукт (ВВП). Многие амбициозные политики в качестве своей основной политической цели выдвигали идеи мирового господства (своей персоны, своей страны, нации, религии). К таким политикам можно отнести Александра Македонского, Чингис-Хана, Наполеона, Гитлера. В настоящее время подобную идею стремятся реализовать США и исламские фундаменталисты.

Кроме глобальных, в политике существуют и более конкретные или промежуточные цели, например создание эффективной системы управления обществом, приватизация государственной собственности, разработка и принятие необходимых законов и т. д. Промежуточные цели, как правило, более понятны и привлекательны. Именно они оказывают наибольшее воздействие на политический процесс. Так, например, большевики, выдвигая стратегическую цель - построение коммунизма, в то же время обозначили более конкретные, промежуточные цели, которые были выражены в простых и понятных всем лозунгах, например таких, как «земля - крестьянам», «фабрики - рабочим», «мир - народам» и др. Эти промежуточные цели - лозунги во многом способствовали победе большевиков в Гражданской войне.

В соответствии с теорией общественного договора основными целями политики являются: согласование общих и частных интересов всех членов общества; поддержание правопорядка в обществе и урегулирование возникающих конфликтов; управление общественными делами; содействие в распределении общественных ресурсов; защита членов общества от угрозы извне. Иными словами, политические цели государства должны отвечать интересам развития общества и его граждан.

Однако в реальной жизни люди, наделенные политической властью, могут использовать эту власть для достижения своих корыстных (личных, групповых, сословных) целей, попирая интересы большинства членов общества. Например, в ходе политической демократизации и экономической либерализации в России люди, контролирующие политическую власть, преследуют в основном свои личные цели и интересы. Такая политика обернулась настоящей трагедией для Российского общества.

Сама политическая власть является основной целью для различных политических сил, а люди, обладающие властью, используют ее как средство для удержания власти и достижения иных целей.

Средства в политике - это особые инструменты, орудия, ресурсы, с помощью которых. достигаются намеченные политические цели. В качестве средств политических могут быть использованы законодательные акты, выборы, массовые выступления граждан, вооруженное восстание, военный переворот, массовые репрессии, вооруженные силы, людские ресурсы, финансы, идеология, демагогия, подкуп, шантаж, ложь и многое другое. Например, большевики для захвата и удержания власти в России использовали такие средства, как вооруженное восстание, гражданскую войну, массовые репрессии, манипулирование общественным сознанием и др. Гитлер пришел к власти в Германии (1933 г.), используя легитимные выборы, но в дальнейшем, для утверждения своей авторитарной власти и ведения захватнических войн, он использовал насильственные методы.

В современной политике большое значение имеют средства массовой информации. Они предоставляют политикам возможность манипулировать общественным сознанием и достигать своей цели. Так, убедительная победа политического блока «Единство» на выборах в Государственную Думу РФ в декабре 2003 г. во многом была обеспечена тем, что «ресурс» блока на использование средств массовой информации практически был безграничен.

Проблема соотношения (соответствия) целей и средств в политике актуальна во все времена. Например, царь Ирод 1 (ок. 73- 4 гг. до н. э.) для достижения своих политических целей использовал самые аморальные средства. В результате его имя приобрело нарицательное значение. Многие диктаторы прошлого и настоящего времени, взяв на вооружение постулат Н. Макиавелли - «цель оправдывает средства» - также «прославитою двтчм и олcщeянбяол. кл это УTтПнтcти. в целом же перед любым политическим лидером, политической элитой стоит проблема: как достичь намеченных целей и при этом не использовать безнравственных средств. Очевидно, что в каждом конкретном случае необходимо исходить из соизмеримости целей и средств и не вдаваться в крайности. Главным же механизмом, способным ограничить применение безнравственных средств и методов в политике, является действенный контроль над исполнительной властью со стороны законодательных и судебных институтов, политических и общественных организаций гражданского общества и неотвратимость наказания за совершенные политические преступления.

Чтобы стать преобразующей силой, политика не может строиться на произвольных действиях политиков, она должна руководствоваться законами общественного развития. “Мы можем столько, сколько знаем”,- говорил Ф.Бэкон. А чтобы знать, что и как делать, необходимо вырабатывать программу действий и умело руководствоваться ею.

Политика по своей природе является целенаправленной деятельностью, использующей для достижения определенных целей соответствующие средства.

Цели в политике подразделяются на:

По их значению: общие и частные;

По очередности: ближайшие, промежуточные, более отдаленные, конечные;

По сферам политической деятельности: внутренние, внешние.

Определение целей – это начало процесса, но чтобы он эффективно осуществлялся, надо изыскать средства в политике, которые должны представлять собой инструмент достижения целей, превращение их из идей в реальные действия и результаты. В политической жизни могут быть использованы такие средства как: пропагандистские компании, критика политических оппонентов, популистские обещания, запугивание людей, митинги, демонстрации, выборы, референдумы, требование исполнения этических и правовых норм, забастовки и даже вооруженные действия.

Между целями и средствами существует взаимосвязь. Цель во многом предопределяет используемые средства, а средства, влияя на достигнутый результат, определяют реалистичность или утопичность цели.

Искусство политики состоит в умении соизмерять ее цели и средства, использовать их в оптимальном варианте. В политике необходимо отказаться от принципа “цель оправдывает средства”. Переход к честной политике, характерной для настоящего гуманного и демократического общества – длительный и трудный процесс. Он достижим тогда, когда изменятся сами народы и выдвигаемые ими политики. В.И.Ленин отмечал, что “честность в политике есть результат силы, а лживость - бессилия”.

Современная наука не может определить, какие именно средства являются наиболее эффективными и нравственными сегодня. Но она устанавливает гуманистические пределы в использовании этих средств. Сюда относится:

Недопустимость использования политического, информационного и других видов террора;

Приоритетность мирных средств в устранении антинародных политических режимов; использование вооруженных средств лишь в том случае, если все мирные исчерпаны и не дали результатов и это не угрожает гражданской войной в государстве;

Не использование ядерного или других видов оружия массового уничтожения для решения спорных международных вопросов.

Таким образом, политические и нравственные отношения противоречивы. Источник этих противоречий в столкновении разных политических движений, идеологических течений, правительственного курса и оппозиции ему, традиций и нововведений. И чтобы политика не была “грязным делом” все члены общества должны, так или иначе, принимать в ней активное участие.

Структура политики . В структуру политики входят разнообразные компоненты: люди, организации, отношения, действия, программы, эмоции и т.д. Но все многообразие сведено к трем основным группам:

1) Объекты политики – это элементы политической реальности, на которых направлено политическое действие целью их изменения, преобразования или поддержки. К ним относятся: социальные общности, группы, нации, народности, граждане и их объединения, на которые политика воздействует с определенными целями.

2) Субъекты политики – носители активного, целенаправленного и обоснованного действия. К ним относятся: отдельные люди, социальные группы, организации, институты, движения, способные участвовать в политической жизни, принимать политические решения и добиваться их реализации, изменять общественные отношения в соответствии со своими интересами и целями.

3) Ресурсы политики – это элементы материальной и духовной действительности, вовлеченные в политику, которые используются субъектами политики для воздействия на объекты политики для достижения своих целей.

Существует 3 группы ресурсов:

а) материально-технические: технические и информационные средства, финансы, энергетика, продовольствие и др.

б) человеческие - это вся масса людей, активно действующих в политике или оказывающая поддержку политическим действиям, уровень их активности, степень вовлеченности в политические процессы.

в) духовные – это эмоциональный настрой участников политического действия, степень понимания и поддержки ими программных целей и установок конкретной политики.

Движущей силой политики являются интересы людей. Без интересов людей и необходимости их реализации политика мертва. Нет вечных друзей и вечных врагов в политике. Есть вечные интересы. Основа интереса – потребность.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Політологія

Донецький національний університет.. економіки і торгівлі.. імені михайла туган барановського..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Типы политических методологий
Характерной чертой политической науки является то, что в ней сосуществуют различные концептуальные подходы к описанию и интерпретации явлений политической действительности. Теологическа

Государство и политические партии
3) классы и социальные группы 4) политическая сфера жизни общества 6. Предметом политологии как науки является…(укажите один правильный ответ): 1) закономерности становле

Основные этапы развития политической мысли в Украине
Политическая мысль в Украине на разных исторических этапах развивалась в соответствии с социально-политическими условиями развития общества. Можно выделить следующие этапы: 1. Политические

Консерватизм и неоконсерватизм
КОНСЕРВАТИЗМ (лат. conserve – сохранить). В самом общем виде, это социально-политическое течение, ориентированное на сохранение и укрепление сложившихся форм экономической, социальной и политическо

Анархизм, национализм
Спектр современных левых течений не ограничивается коммунистическим движением и социал-демократией. Его составной частью является анархизм. АНАРХИЗМ (от греч. anarchia – бeзначалие, безвластие) – э

Сущность политики, ее характерные черты и роль в обществе
Политика как явление социальной жизни не присуще человеческому обществу изначально. Первобытное общество, существовавшее многие тысячелетия, было изначально социально однородным. В нем не было поли

Политическая жизнь. Типы отношения человека к политике
Политическая жизнь – понятие, которое позволяет рассматривать политику в единстве следующих признаков: 1) Политика может выступать в качестве сферы и результата взаимодействия социа

Сущность, природа и функции власти. Типы истолкования власти
Понятие власти очень широкое. В общем варианте, власть – это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью к

Лигитимность политической власти. Типы легитимности власти
Власть должна обеспечивать: безопасность, порядок, стабильность, благосостояние. Только тогда власть находится в согласии с общественными нормами и ценностями, а её результаты будут отвечать ожидан

Власть и оппозиция
В любые времена и во всех государствах трудно назвать политическую власть, не имеющую оппозиции. Это связано с различием мнений и интересов, позиций, направлений политической жизни, порождённой сам

Понятие, структура, типология политических систем
Власть, которой стремятся политические партии, осуществляется, посредством определенного механизма, каковым является политическая система общества. От нее зависит собственно вся жизнь общес

Зависимость от активности масс, ибо политические решения принимаются не сами по себе, а при непосредственном участии в этом людей
4.Широкий спектр методов, которые использует политическая система для решения своих задач: от разъяснительных, пропагандистских до принудительных, насильственных, в зависимости от того, как

Наличие власти (государственный аппарат), наличие территории, суверенитет, право на использование принуждения и силы, правовые нормы
Функции государств: Внутренние: политическая (законотворческая, защита конституционных основ, государственное управление); экономическая (принятие бюдже

Формы правление и территориального устройства государств
По структурно-властному признаку государства делятся на: монархии и республики. Существует несколько разновидностей монархической формы правления: абсолютна

Понятие политического режима и его основные признаки
Под политическим режимом понимается – совокупность характерных для определенного типа государственно - политических отношений, способов и методов реализации власти, явных отношений между государств

Тоталитарный режим не может быть всеобъемлющим. Внутри его возникают очаги сопротивления. У него ограниченные возможности для саморазвития
Авторитарный (от лат.autoritas - влияние, власть) – это политический режим, который характеризуется значительным сосредоточением власти в руках одного лидера или группы лиц, сужением по

Партии, общественные организации и движения в политической жизни общества
План 8.1.Сущность, функции, типы партий и партийных систем. 8.2. Общественные организации и их роль в политической жизни. Основные термины:

Общественные организации и их роль в политической жизни
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ – это добровольное с объединение граждан, созданное для реализации и защиты гражданских, политических, социальных и культурных прав и свобод. Виды общественно-

Политическая культура личности
Политическая культура личности соответствует трем основным этапам восприятия действительности и практических действий: а) когнитивный, т.е. установочный: – информированность о пол

ТЕМА 10
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА ПЛАН 3.1. Сущность и роль политического лидерства. 3.2.Типология политического лидерства. 3.3Понятие

Типология политического лидерства
Современная политология имеет в своем арсенале разные классификации политических лидеров. Наиболее общая из них, классическая, разработана М.Вебером. Он выделил 3 типа лидеров: Традиционное

В реальных политических системах переплетаются признаки всех типов лидерства, при преобладании одного из них
По стилю взаимодействия со средой выделяются 2 типа лидеров: Авторитарный – стремящийся к монопольной власти. Он единолично определяет цели и способы их достижения, повышает активность сво

Понятие и функции политической элиты
Образование и функционирование государства, политический режим, социально-экономический уклад во многом зависит от типа элиты: национальной и политической. «Элита» от лат. слова «eligere»

Человека изучают многие науки, но в разных аспектах. Политология выясняет его место в системе политических отношений
Этой темой начинается основополагающий раздел политологии “Субъекты и объекты политики”. Субъекты – это участники политического процесса. Таковыми являются: личности, политические лидеры, п

Политическое бездействие может быть осознанным и целенаправленным и приносить определенные результаты
Иммобильные формы политического участия: - неучастие в политической деятельности по причине неразвитости культуры, отсутствия стереотипов действия;

Теоретическое осмысление и типология политических конфликтов
Политическая деятельность, выражая различные интересы, совершаемая на основе различных политических технологий, не может быть безоблачной и гладкой. Она неизбежно связана с кон

Политический кризис
Близким по своему содержанию к понятию политический конфликт является политический кризис (греч. krisis – решение, поворотный пункт, исход). Это резкий, крутой перелом, тяжёлое переходное состояние

Функции и основные способы урегулирования конфликтных ситуаций
Будучинеотъемлемым элементом социальных процессов, конфликты выполняют определённую роль по отношению к общественному целому. Они играют как положительную, так и отрицательную роль – в зависимости

Международные отношения и их современные тенденции
В современных условиях без знания и понимания процессов, происходящих в мире, целей внешнеполитической стратегии государства, не может быть подлинно научного мировоззрения, понимания сущности прово

Традиции внешнеполитической деятельности Украины и практические шаги по вхождению ее в мировое сообщество
Украина выступает на международной арене как миролюбивое, безъядерное, внеблоковое государство, которое старается придерживаться норм международного права. Она активно сотрудничает с ОБСЕ, ЕС, НАТО



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: