Занятие на тему «Весну встречаем, птиц поджидаем! Викторина на тему: Весна в подготовительной группе детского сада. Конспект

Викторина «Весну встречаем, птиц называем!»

Рыбина Любовь Михайловна воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ Павский район «Детский сад комбинированного вида №1»
Описание: данный материал будет полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования.
Цель: Обобщить знания детей о птицах.
Задачи:
- закреплять представления о птицах: название, повадки, внешний вид, перелетные или зимующие;
- развивать память, внимание, быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление, выразительность речи; умение отгадывать загадки; умение классифицировать, сравнивать;
- развивать фантазию, творческое воображение;
- формировать умение в соревновательных заданиях быть честными, сотрудничать с товарищами по команде, обговаривать ответ;
- воспитывать усидчивость, терпение, целеустремленность при выполнении заданий, интерес к природе; эмоционально-положительное отношение к птицам, развивать желание помогать им.
Предварительная работа: Беседы о птицах; о правилах викторины; придумывание названий командам, разучивание девизов; наблюдение за птицами на прогулках, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов; рисование и лепка птиц.
Оборудование:
1.Эмблемы для каждой команды.
2.Экран, проектор (картинки птиц для команд: цапля, журавль, аист, голубь; ласточка, скворец, грач, воробей; орел, ястреб, коршун, голубь.)
3.Запись «В весеннем лесу» - голоса птиц: попугая, дятла, кукушки; воробья, совы, соловья; филина, вороны, галки.
4. Модели птиц: воробей, дятел, голубь, синичка, снегирь; страус, павлин, попугай, чайка, колибри; ласточка, грач, журавль, скворец, стриж.
5.Три магнитные доски (на одной изображено солнышко, на другой – кормушка, на третьей – зоопарк)
6. Для творческой работы: клей, кисточки, ножницы, салфетки, подставки для ножниц, кисточек, клеенки; картинки из журналов, старых книг с изображением птиц, весенней природы)
Реализация образовательных областей: познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое, социально-коммуникативное развитие.
Викторина проводится в музыкальном зале. Помещения украшено моделями птиц, плакатами на тему «Птицы – наши друзья», «Берегите птиц» изготовленные детьми совместно с родителями и педагогами в рамках акции «Помоги пернатому другу». Организована выставка рисунков на тему «Птицы».
Ход викторины
Первые вестники весны – птицы. Именно им посвящена наша викторина «Весну встречай, птиц называем!» В зале у нас три команды. Каждая команда будет отвечать на вопросы викторины, принимать участие в играх, конкурсах, отгадывать загадки, а наши уважаемые жюри будет оценивать ваши ответы и ставить оценки-баллы.
Позвольте представить членов жюри: заведующая д/с Елена Юрьевна, методист Евгения Сергеевна и родители (представители от каждой группы)
Начнем нашу викторину со знакомства с командами и их приветствиями:

Свою команду представляет подготовительная группа:
- наша команда: «Ласточка»
- наш девиз: «Птиц не будем обижать, будем птицам помогать!»
Свою команду представляют дети старшей группы:
- наша команда: «Соловей»
- наш девиз: «Соловей, соловей, пой ты песни для людей!»
Свою команду представляют дети средней группы:
- наша команда: «Синички»
- наш девиз: «Мы синички, мы сестрички, желтогрудые мы птички!»

Ведущая: Молодцы! Мы познакомились с командами. А теперь 1 тур
- Чья команда назовет больше птиц. Дети из другой команды не должны подсказывать, а то с их команды жюри снимет баллы.
Ведущая: Весну закликаем, перелетных птиц встречаем. Отгадайте, ребятки, про птиц загадки.

загадки для команды «Синички»
1. Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой –
Все равно он будет мой! /дятел/

2. Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока.
А зовут ее …. /сорок

3. Непоседа, невеличка,
Желтая почти вся птичка.
Любит сало и пшеничку.
Кто узнал ее? /синичка/

4. И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих,
Мыши прячутся, дрожа!
Очень уж суровы
Филины и … /совы/

загадки для команды «Соловей»
1. Серая пташка, на животе тельняшка.
В лесу живет, гнезда не вьет,
Яйца бросает, матерью не бывает.
Кто в лесу бывал, тот ее слыхал.
Кто эта птица, что в матери не годится? /кукушка/

2. Кто без нот и без свирели,
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежнее.
Кто же это? /соловей/

3. Хоть я не молоток –
По дереву стучу,
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный. /дятел/

4. Враг личинок, друг полей,
Всех перелетных птиц черней,
Взад-вперед по пашне вскачь
Гордо ходит птица … /грач/

загадки для команды «Ласточка»
1.Из далеких стран лечу,
Под окошком жить хочу.
В гнездышке из глины.
На мягонькой перине. /ласточка/

2.Это старый наш знакомый,
Он живет на крыше до
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый,
Он летает на охоту
За лягушками в болото. /аист/

3. И петь не поет, и летать не летает.
За что же тогда его птицей считают? /страус/

4. На сколе он строит дом.
Разве жить не страшно в нем?
Хоть кругом и красота,
Но такая высота!
Нет, хозяин не боится
Со скалы крутой скатит
Два могучие крыла
У хозяина … /орла/

Ведущая: 3 тур игра: «Четвертый лишний» (на экране показаны птицы для каждой команды)

Задание для команды «Синички» (средняя группа)
(цапля, журавль, аист, голубь)

Задание для команды «Соловей» (старшая группа)
(ласточка, скворец, грач, воробей)

Задание для команды «Ласточка» (подготовительная группа)
(орел, ястреб, коршун, голубь)

Ведущая: 4 тур «Разминка» - пока жюри подводит итоги 3-х туров, мы поиграем в игру «Летает не летает» - игра на внимание
Ведущая: Я называю слова, а вы должны «летать», если предмет летает и присесть, если не летает.
- орел, щегол, козел, синица, горчица, фазан, сазан, баклан, лягушка, старушка;
- глухарь, сухарь, гагара, гитара, ворона, корона, сова, голова, трава;
- удод, компот, вороны, галки, макароны, аисты, кукушки, совы, ватрушки:
- синицы, чибисы, столы, чижи, кукушки, комары.

Ведущая: 5 тур «Ответь на вопрос»
Для команды «Синички» (средняя гр.)
1. Какая птица является доктором леса? /дятел/
2. Какая птица умеет дразниться? /попугай/
3. Как называется домик, который строят птицы сами себе? /гнездо/
4.Любимое лакомство снегирей? /рябина/
5. Как называется домик, который изготовил человек для птиц? /скворечник/
6. Какая самая большая птица? /страус/

Для команды «Соловей» (старшая гр.)
1. Какая птица не вьет гнезда и не выводит птенцов? /кукушка/
2. Какая птица живет на болоте? /цапля/
3. Какая птица хвостом разноцветным гордится? /павлин/
4. Какую птицу считают воровкой? /сорока/
5. С прилетом каких птиц начинается весна? /грач/
6. Какую птицу называют «зимним яблоком»? /снегирь/

Для команды «Ласточка» (подготовительной гр.)
1. Какая птица не умеет летать? /страус/ А что она умеет хорошо делать? /быстро бегать/
2. Какую птицу называют символом мира? /голубь/
3. Как называется самая маленькая птичка? /колибри/
4. Какая птица может «работать почтальоном»? /голубь/
5. Какая птица передвигается по дереву вниз головой? /поползень/
6.Какая птица ни разу не сделала шаг? /воробей/

Ведущая: 6 тур «Узнай по голосу» (звучит запись голоса птиц «В весеннем лесу»)
Для команды «Ласточка» (подг. гр.) – голоса птиц: филина, вороны, галки.
Для команды «Соловей» (стр. гр.) – голоса птиц: воробья, совы, соловья.
Для команды «Ласточка» (ср. гр.) – голоса: попугай, дятел, кукушка

Ведущая: 7 тур игра « Рассели птиц»
Команда «Синички»
-Что общего у всех птиц?
Команда «Соловей»
- Ребята, а почему птиц называют зимующими?
Команда «Ласточка»
-Почему птиц называют перелетными?
Посмотрите, птицы оказались все вместе. Давайте поможем им. Там, где солнышко надо будет поселить перелетных птиц, где кормушка – зимующих, а в «зоопарк» - тех, которые не живут у нас.
Для команды «Синички» - птицы, которые не живут у нас
(страус, павлин, попугай, чайка, колибри)
Для команды «Соловей» - зимующие птицы (воробей, дятел, голубь, синичка, снегирь)
Для команды «Ласточка» - перелетные птицы (ласточка, грач, журавль, скворец, стриж)
Динамическая пауза «Птичка- невеличка» (дети средней группы)
Вот летели птички,
Птички – невелички.
Все летали, все летали –
Крыльями махали. (дети бегают и машут руками, как крыльями)
На дорожку сели, зернышек поели,
Клю-клю-клю-клю,
Как я зернышки люблю.(присаживаются на корточки и стучат пальцами по полу)
Перышки почистим, чтобы были чище. (обеими руками отряхиваются)
Вот так и вот так, чтобы были чище.
Прыгаем по веткам, чтоб сильней быть деткам.
Прыг-скок, прыг-скок –
Прыгаем по веткам. (прыгают, размахивая крылышками)
Вот какие птички, птички – невелички.

Ведущая: А сейчас заключительный тур «Творческий».
Каждая команда должна будет создать картину на тему «Пришла весна», предлагаем вам
картинки из журналов, надо отобрать нужную по содержанию картинку, вырезать ее и из нескольких картинок создать свой сюжет на предложенную тему. Сейчас воспитатели и помощники воспитателей помогут расставить столы и необходимый материал.
(Самостоятельная работа детей)

«Встречаем птиц - встречаем весну!»

в 3-В классе

общеобразовательной школы I-III ступеней №1

отдела образования администрации города Кировское

Учитель начальных классов

Клубный час «Встречаем птиц – встречаем весну»

Цели:

· с помощью поэтических, музыкальных образов способствовать развитию эмоциональной сферы, правильного оценочного суждения действительности;

· "); //--> познакомить с народными традициями встречи весны, способствовать сохранению фольклора;

· показать отрицательное воздействие людей на жизнь птиц; формирование бережного, заботливого отношения к птицам;

· расширять представления о природоохранной деятельности;

· способствовать воспитанию нравственно-эстетического отношения к природе, закладывать основы экологического сознания и культуры.

Оборудование : аудиозапись; маски птиц, скворечник.

Под музыку звучит стихотворение в исполнении обучающегося.

Воде, листве, земле – всему:

Кострам в лесу и птичьей паре,

Глазам и сердцу моему.

Все началось с простой капели,

И вот уже текут снега,

И зажурчали, зазвенели

Деревья, воздух и луга.

Несется плеск с лесных излучин,

В овраге ветер струны рвет,

Весь мир разбужен и озвучен

И дирижеру смотрит в рот.

Весна – самое прекрасное время года. А какие признаки весны в неживой природе вы наблюдали?

(Ярче светит солнце, небо стало выше, день становится длиннее, температура становится выше, начал таять снег, лед).

А какие изменения произошли в живой природе?

(Началось сокодвижение, набухли почки, появляются первые насекомые на оттаявшей земле, прилетают первые весенние птицы.)

Что же стало причиной всех этих изменений

Весна «прилетела» к нам на солнечных крыльях. У нее строгий порядок работы. Первым делом она освобождает землю: делает проталины, топит лед на реках и озерах. Из оттаявшей земли выползают насекомые, а вслед за ними прилетают пернатые гости – птицы.

Есть у весны и народные праздники, которые предвещают приход весны.

На Сороки весну закликали в образе вестовой птицы – жаворонка. Загодя домашние стряпухи выпекали из теста птиц – жаворонков, вкладывали внутрь конопляные семечки, а вместо глаз - изюминки. Давали этих птиц детям и ласково приговаривали: «Жаворонки прилетели, на голову детям сели». Деревенская детвора взбегала на сугробы, привязывала «жаворонков» к шесту и раскачивая самодельных птиц, распевала:

(разыгрывается закличка весны)

Жаворонки, жаворонки

Прилетите к нам.

Принесите нам Весну – красну,

Зима надоела,

Хлеб весь поела.

С этого дня начинается месяц птиц. Птицы возвращаются с зимовок. Переселение птиц идет в строгом порядке, отрядами. Каждый отряд прилетает в свою очередь. Летят они одной и той же дорогой, что и их предки тысячи лет назад.

Скоро гости к тебе соберутся,

Сколько гнезд понавьют, - посмотри!

Что за звуки, за песни польются

День деньской, от зари до зари!

(И. Никитин)

Кто же прилетает первым из наших пернатых друзей?

(Выходит ученик – «грач»)

Грач .Меня вы не забыли?

Переносье с белым кругом,

Важно я хожу за плугом,

Огородом, полю – врач.

Глянцевитый, черный … (грач).

Открывают весну грачи. Зиму эти птицы проводят на юге нашей страны. По дороге к своим гнездам они очень спешили, не раз попадали в жестокие метели. Десятки и сотни птиц выбивались из сил и погибали в пути. Первыми долетели самые сильные. Теперь они важно расхаживают по дорогами и ковыряют землю крепкими клювами. Грачи в народе всегда были символами весны. Чаще всего они прилетают к нам 17-19 марта. В народном календаре день 17 марта называется Герасим – грачевник. Есть немало поговорок, связанных с этим днем, например: «Грач зиму расклевал», «Увидел грача – весну встречай».

Кто же первым из птиц «открывает» весну? (Грачи)

Кто следует за грачами?

(выходит ученик – «скворец»)

Скворец. На шесте дворец,

Во дворце певец. (Скворец).

Вслед за грачами в конце марта прилетают скворцы. Издавна любят скворцов в народе потому, что от этих птиц много пользы: весной - собирают насекомых и их личинок, зимовавших в земле, летом - отыскивают различных гусениц, жуков-листоедов, выкармливая птенцов прилетают к гнезду по 200-300 раз в день. У скворцов веселый нрав. У них нет своих песен, они прекрасные звукоподражатели. Скворцы прилетели к человеку из леса. И сейчас немало их живет там. Гнезда свои устраивают в дуплах, но дупел часто всем не хватает. Мы проявляем заботу о скворцах, вывешиваем скворечники у домов, в садах, парках, делаем очень полезное дело!

Кто же прилетает вслед за грачами?

Чем мы можем порадовать пернатого друга?

Видели ли вы скворечники?

А кто делал сам с помощью взрослых?

(показ скворечника)

Почему надо делать скворечники?

Ласточка . Отгадайте загадку:

Шило-вило-мотовило, по-нашему говорило,-

Спереди шильце, сзади вильце,

На спине суконце, с исподу – белое полотенце.

Ну конечно, это ласточка! Ласточки прилетают к нам в последних числах апреля или в начале мая, когда появится много летающих насекомых. Ласточки – прекрасные летуны: значительную часть жизни эти птицы проводят в воздухе. Пища ласточек состоит исключительно из насекомых, добываемых на лету. Насекомые, увлекаемые потоками теплого воздуха, в ясную солнечную погоду поднимаются довольно высоко вверх. В это время ласточки, занятые охотой, также летают высоко в небе. Когда же, особенно перед грозой, воздух насыщается водяными парами и намокнувших насекомых «прибивает » к земле, ласточки летают низко. В нашей местности встречаются городская ласточка, или воронок, деревенская ласточка, или касатка, и береговая ласточка.

Ласточка – одна из самых любимых в народе птиц. Не зря о ней создано столько стихов, пословиц, поговорок:

Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,

И должно быть сердце. Сердце человечье!

Люди-человеки, страны и народы.

Мы теперь навечно должники природы.

Надо с этим долгом как-то расплатиться,

Пусть расправит крылья раненая птица!

Неужели в нас не осталось ничего человеческого, неужели мы настолько жестоки и коварны, что сможем поднять руку или навести дуло оружия на эти беззащитные существа, на прекрасные создания природы, частью которой являемся и мы.

И, конечно, тревожно,

Что порой мы безбожно

Не храним, что имеем,

Не щадим, не жалеем.

Не хозяева вроде,

Так добро свое губим.

А гордимся природой

И отечество любим.

(А. Яшин)

С каждым годом все больше и больше исчезает разных видов птиц. В каждой стране создана Красная книга , где целый раздел посвящен редким и исчезающим птицам.

Красный цвет – цвет тревоги, опасности, призывающей нас остановиться, задуматься над своими поступками, своим отношением к природе. Но Красная книга еще не гарант того, что редким зверям и птицам не грозит опасность, главным является наша человеческая совесть. Давайте же будем заботливы и ответственны за судьбу природы, чтобы, придя в лес мы смогли услышать чудесное пение птиц.

Каким скучным был бы мир без Птиц!

А чем мы можем помочь птицам?

Сколько есть дел, посильных каждому из нас! Птицы исключительно отзывчивы на всякую помощь. Это и подкормка в суровую зимнюю пору, и устройство искусственных гнездовий, и охрана дуплистых деревьев, так необходимых для дуплогнездных птиц. И запомните главное правило: даже если вы ничем не можете помочь, в ваших силах всегда не мешать, а это уже не так мало! Очень важно, чтобы птицы, такие прекрасные создания, неустанные труженики, полные притягательных тайн, жили счастливо на нашей Земле! Ведь там, где плохо нашим соседям по планете, плохо и нам самим.

Не разоряйте птичьего гнезда,-

Так счастлива в своем жилище птица!

Она в гнезде спокойна и тогда,

Когда над рощей буря злится,

Храните дерево от топора;

Оно, высокое и вековое,

Дает нам тень, когда стоит жара,

Оно чарует все живое.

Не разрушайте птичьего гнезда!

Мне больше, чем другому, боль знакома

Того, чья песня глохнет в холода,

Кто на земле живет без долга.

« Птичьи песни »

Пусть птицы нам поют без нот,

Пускай поют без слов,-

Я знаю все, о чем поет

Щегол и реполов.

Поют на ветке соловей,

Малиновка и дрозд:

«Ты гнезда разорять не смей.

Не трогай птичьих гнезд!

Ты в наши гнезда не смотри,

Не становись на пни,

Яичек теплых не бери –

Зачем тебе они?

Через неделю или две

Зайди послушать в сад –

Птенцы в молоденькой листве

Тихонько запищат»

Чтоб накормить своих птенцов,

Набить едою рот,

Найдут синицы червяков,

Ползущих в огород.

Повсюду птицы полетят –

Они и там и тут.

Всех гусениц, что портят сад,

На яблонях найдут.

От кровожадных комаров

Покоя летом нет.

Их пеночка и реполов

Поймают на обед.

Поют щегол и соловей,

Малиновка и дрозд:

«Ты гнезда разорять не смей,

Не трогай наших гнезд!»

И мы не будем разорять! –

Вот слово всех ребят.

Пусть птичьи песенки опять

В саду у нас звенят.

(З. Александрова)

Почему птиц называют друзьями человека?

Какие правила вы должны помнить?

Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением. И только им с высоты их полета видно, как велика, прекрасна, но и хрупка наша планета.

Простите, птицы, нас, простите,

За неразумные дела.

Я верю, к нам вы возвратитесь,

Когда умчатся холода.

Вы расскажите всему миру,

Что много у земли друзей.

Прошу, пожалуйста, Простите

Таких безжалостных людей.

Мы обижали вас жестоко,

Но верю я, что в новый век,

Шагнет не варвар, не губитель,

А символ жизни – человек.

Ребята, чему вы сегодня научились на занятии, какой вывод для себя сделали?

Конкурс загадок

· Белый как снег, надутый как мех, лопатами ходит, а рогами ест (гусь)

· Пёстрая крякушка ловит лягушек (утка)

· Чёрный, проворный, кричит «кряк», червякам враг (грач)

· По поднебесью верёвка протянулась (журавли летят)

· На шесте дворец, во дворе певец (скворец)

Оформление «уголка птиц» в классной комнате. "); //-->

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста путем обеспечения единства решения игровых, познавательных, и практических задач, развитие у детей доброго отношения к окружающим.

Совершенствовать конструктивные умения и навыки;

Развивать воображение, память, логическое мышление;

Развивать мелкую моторику пальцев, улучшать координацию движений;

Воспитывать любовь к природе, заботливое, доброе отношение ко всему живому, научить детей заботиться о ближнем, сопереживать ему;

Обогащать игровой опыт.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

1. Раздаточный материал:

Цветная бумага (коричневый цвет)

Квадрат и полоска цветной бумаги желтого цвета

Лист бумаги формата А4 голубого цвета (фон)

Цветная бумага с нарисованными деталями оранжевого и черного цветов

Квадрат бумаги размером 6х6 см черного\ серого цвета для изготовления фигурки птички

Клей-карандаш, ножницы

2. Наглядные пособия:

Дидактические материалы (иллюстрации, образец для показа)

3. Технико-сопровождающее оборудование:

Магнитофон

Аудиокассеты

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЗАНЯТИЯ

1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

Подготовка к занятию (1 мин).

Приветствие (проведение игры-разминки “КАК ЖИВЕШЬ”) (1 мин).

Разминка (пальчиковые игры “Здравствуй, пальчик” и “ Наши пальчики играют” (1 мин).

2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Беседа о признаках наступающей весны (тает снег, пробивается первая травка, первые листочки, солнышко начинает пригревать, день длиннее, просыпаются насекомые, медведи, возвращаются из теплых краев птицы…) (1 мин)

Литературно-музыкальная пауза (слушаем звуки весеннего леса, голоса птиц в весеннем лесу) (2 мин)

Беседа с персонажами (зайчик и мишка) об ожидаемом прилете птиц, о необходимости помочь птичкам как можно быстрее обустроиться для жизни своей и своих будущих птенчиков (2 мин)

Постановка задания (1 мин).

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Выбор фона для работы (2 мин)

Изготовление изображения дерева (техника “рваная бумага”) 10 мин

Изготовление последних тающих сугробов (техника “рваная бумага”) (3 мин)

Изготовление первых травинок (прием “нарезание полосок”) (1 мин)

Изготовление фигурки солнышка (3 мин)

Физкультминутка (2 мин)

Изготовление фигурки скворечника (вырезаем детали и складываем их) (1 мин)

Складывание фигурки “птичка” (3 мин)

4. ОФОРМЛЕНИЕ ГОТОВЫХ РАБОТ

Сбор всех элементов в единую композицию (1 мин)

5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ

Обсуждение результатов работы (1 мин)

Стихотворение “Скворцы” Е. Тараховской (1 мин)

Игра “Птицы прилетают, домики выбирают” (3 мин)

Здравствуйте, ребята!

Я очень рада, что вы сегодня пришли, несмотря на хмурую погоду. У меня поэтому хорошее настроение. А у вас? Давайте поиграем в нашу любимую игру “Как живешь?” (на каждую строчку идет соответствующее имитирующее движение):

КАК ЖИВЕШЬ? Вот так! Радостная улыбка
КАК ПЛЫВЕШЬ? Вот так! Руками изображаем гребные движения
КАК БЕЖИШЬ? Вот так! Руками изображаем беговые движения
ВДАЛЬ ГЛЯДИШЬ Вот так! Руку поднять, как будто от солнца
ЖДЕШЬ ОБЕД Вот так! Руки сложить на столе, как за партой
МАШЕШЬ ВСЛЕД Вот так! Машем рукой
НОЧЬЮ СПИШЬ Вот так! Руки подкладываем под голову
А ШАЛИШЬ Вот так! Громко хлопаем

Теперь вы тоже улыбаетесь, и можно начинать занятие. Мы с вами поздоровались, а наши помощники? Кто у нас помощники? (- наши пальчики)

Пальчиковая игра “Здравствуй, пальчик” (пальцы обеих ладоней соприкасаются друг с другом и “здороваются”, приговаривая “Здравствуй, братец-пальчик”)

Ну, вот, пальчики поздоровались и начали играть.

Пальчиковая игра “Наши пальчики играют” (проснулись – потрудились - заснули: разжали кулачки, пошевелили активно пальчиками, снова сжали кулачки).

Закончилось наше путешествие по зимней белой сказке и прибыли мы в сказку новую – весеннюю.

Весну народ любил издавна. Даже называют ее “весна-красна”.

Растекайтесь, ручьи, разливайтесь, лужи!
Вылезайте, муравьи, после зимней стужи!
Пробирается медведь сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь, и расцвел подснежник!

Видите, кое-где уже растаял снег, кое-где пробивается первая травка. Солнышко светит веселее и греет оно уже заметнее. На веточках деревьев набухают почки. А вот ива и верба уже распустились и выпустили свои пушистики.

Ранней весной еще мало проталин, по утрам еще держится легкий морозец, но днем уже громко и весело поет синица. День становится длиннее, и с каждым днем длиннее становится песенка синички. Давайте ее послушаем.

МУЗЫК. ПАУЗА – СЛУШАЕМ АУДИОКАССЕТУ (ПЕСНЯ СИНИЦЫ)

Но не только песни синиц можно услышать весной. Из теплых стран прилетают зяблики, скворцы, ласточки. На полях появляются грачи. Недаром говорят в народе: “Увидел грача – весну встречай”.

РАССМАТРИВАЕМ КАРТИНКИ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ПТИЦ И СЛУШАЕМ АУДЛИОКАССЕТУ С ЗАПИСЬЮ ИХ ГОЛОСОВ

Как вы думаете, что делают птицы как только вернутся домой?

Правильно, они начинают беспокоиться о своих домах. Не все птицы умеют хорошо строить гнезда.

Многие птицы просто выбирают для своей жизни уже готовые укрытия – дупла, щели домов.

Птички вернулись, а на улице еще довольно холодно. Давайте поможем птичкам поскорее поселиться и начать петь свои весенние песни и растить своих птенчиков.

Как вы думаете, как мы можем помочь птицам?

Давайте поможем им и подготовим для них домики .

Как называются домики, которые люди делают для птиц?

Правильно, скворечник. И называется он так потому, что чаще всего там поселяются скворцы – птички, которые не умеют сами строить себе гнезда, которым нужен дом поукромнее, чем простое гнездо.

Даже есть такая загадка:

НА ШЕСТЕ ДВОРЕЦ,
ВО ДВОРЦЕ ПЕВЕЦ,
А ЗОВУТ ЕГО?.......СКВОРЕЦ!

Итак, приступаем к работе.

Выбираем для нашей работы лист цвета весеннего неба. Какого? Голубого цвета – именно с таким светло-голубым цветом представляется нам весеннее небо.

Берем коричневую бумагу – она поможет нам сделать ствол дерева. Отрываем длинную толстую полоску – это будет ствол. Маленькие полосочки – это будут ветки.

Приклеиваем на лист эти детали – получаем ствол дерева.

Теперь давайте изобразим последний снег, который еще лежит под деревьями. Для этого подготовим оборванные кусочки белой бумаги. Отрываем несколько кусочков белой бумаги и размещаем их под деревом.

А теперь давайте изобразим пробивающуюся сквозь последний снежок первую травку. Берем полоску зеленой бумаги и ножницами нарезаем несколько тоненьких полосочек. Размещаем эти “травинки” на нашей работе.

Погода весной должна быть радостная и солнечная. Вот и у нас на работе будет светить яркое солнышко. Бумагу какого цвета мы выберем для того, чтобы сделать солнышко?

Берем квадратик желтой бумаги, превращаем его в солнечный круг. Как? Для этого нам нужно загнуть все уголочки.

Теперь нашему солнышку не хватает лучиков. Берем полоску желтого цвета и нарезаем лучики – тонкие полоски.

Теперь подклеиваем лучики к солнечному кругу и солнышко находит свое место на нашей работе. Красиво подклеиваем солнышко в верхней части работы.

Никакой ветер нам не страшен!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Теперь можно приниматься за сам скворечник. Из каких частей он состоит?

Ответы детей: сам домик, крыша треугольная, круглое окно-дверка, длинный шест.

На выданных листах бумаги у вас нарисованы геометрические фигура. Попробуем сейчас их вырезать и составить из них нужный птичий домик – скворечник.

Прикрепляем готовый скворечник на нашем дереве.

Как вы думаете, наши скворечники понравятся птичкам? Посмотрите как их много. Теперь вон сколько много птичек смогут поселиться около наших домов.

Мы построили скворечню –
Дом веселого скворца.
Мы повесили скворечню
Возле самого крыльца.
Все семейство вчетвером
Проживает в доме том:
Мать, отец и скворушки –
Черненькие перышки.
Кормит матушка скворчат,
Целый день птенцы кричат:
Мы хотим добавку –
Муху и козявку!

А теперь давайте поиграем и покажем, как рады птички вашему подарку – таким красивым домикам.

Как-то раннею весной дети стоят в кругу
На опушке лесной
Появилась стая птиц: дети “летают” по кабинету
То скворцы или синицы,
Иль большущие грачи
Разбежались по опушке, приседают
Прыг-скок, крак-крак!
Там жучок, там червячок! “клюют”
Крак-крак-крак!
А потом летят в свой дом –
Хорошо как им жить в нем! Слетаются к педагогу в большой домик –
Скворечник.

Ну, а где же птички, кого мы ждем?

Наверно, они уже совсем близко. Сейчас мы с вами только возьмем лист бумаги, и птички окажутся совсем рядом.

Берем квадратик бумаги черно-белого цвета (но подойдет и коричневый, серый, словом, чтобы получилась красивая птичка).

Сначала сложим “косыночку”. (см. схему складывания в файле Рисунок1.jpg ) .

Развернули фигурку, видим дорожку (диагональ).Сейчас надо сложить фигурку “воздушный змей”. Складываем ее по складке пополам. Отгибаем головку, хвостик, надрезаем перышки (см. схему складывания в файле Рисунок1.jpg )

Посмотрите, как понравится птичке ее новый домик – посадите ее на ветку дерева (приклеим). И послушаем весеннюю песню скворца.(аудиокассета))

Спасибо. ребята, что вы помогли птицам и построили им такие домики.

И вместе с вашими мамами, папами, бабушками и дедушками всегда помогайте птичкам. Скоро все деревья зазеленеют, в лесу станет очень красиво, травка вырастет молоденькая, мягкая и пушистая, а домики для птичек у нас готовы. Мы уже ждем их в гости. Образцы готовых работ приведены в файле

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида № 21»

Конспект урока на тему «Весна. Встречаем птиц»

подготовила

воспитатель

Фомина

Ирина

Александровна

Снежинск 2013-2014 г.

Тема: « Весна. Встречаем птиц» Задачи: В образовательной области «Познание»

    Расширить и закрепить представления детей о весне, перелетных птицах, где живут, кто детеныши. Упражнять детей в узнавании и назывании перелетных птиц. Закреплять знания об их отличительных признаках (окраска перьев, характерные повадки). Продолжать учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Развивать слуховое, зрительное внимание, слухо – речевую память, мыслительные операции.
В образовательной области «Коммуникация»
    Формировать навык использования в активной речи грамматически правильно поставленной фразы. Активизировать словарь по теме: «Перелетные птицы». Формировать умение детей образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Продолжать учить детей отвечать на вопросы, побуждать к участию в беседе. Развивать у детей объяснительную речь
В образовательной области «Социализация»
    Воспитывать интерес и любовь к окружающей нас природе.
В образовательной области «Здоровье»
    Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей

Интегративные качества детей: формировать любознательность, мыслительная и речевая активность, самостоятельность, адекватное использование средств общения, владение диалогической речью, способность управлять своим поведением.

Словарь : Грач, скворец, соловей, кукушка, ласточка, журавль, аист, лебедь, дикие утки и гуси, проворные, быстрые, ловкие, пестрые, заботливые, смелые, радостные, вить, строить (гнезда), заботиться, ухаживать, выводить (птенцов), кричать, щебетать, порхать, кружить.

Методы и приёмы : картинки с перелетными птицами, загадки, художественное слово, вопросы, запись с голосами птиц, Д\игра «Найди гнездо», Д\игра «Назови ласково», итог.

Здоровьесберегающие технологии: гимнастика для мозга упр. « Ленивые восьмерки».

Индивидуальная работа: учить Максима, Льва, Женю отвечать полным предложением.

Дифф. подход: для 2 подгр-. Предложить Д\игра «Назови ласково»

Ход непосредственно образовательной деятельности

1.Организационный момент. на доске картинки с признаками весны. Воспитатель: - Отгадайте загадки и выберете отгадки.
    Растет она вниз головою
Не летом растет, а зимою На солнце ее припечет Заплачет она и умрет. (сосулька)
    Его весной и летом
Видим мы одетым А осенью бедняжки Сорвали все рубашки. (дерево)
    В голубой рубашке
Бежит по дну овражка. (ручеек)
    Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь Улыбаешься в оконце И зовут тебя все (солнце)
    Глядит из-под снега
Зеленый росток Он первый весенний студеный цветок (подснежник)
2. основная часть. Воспитатель: - К какому времени года подходят эти картинки? Дети: - Эти картинки подходят к времени года весна. Воспитатель: - Сколько месяцев длится весна, перечислите их? Дети:- Весна длится 3 месяца. Воспитатель: - А как называется 1 месяц весны? Дети: -1 месяц весны март Воспитатель:- В народе его называют «протальник». Как вы думаете почему? Дети: - Потому-что появляются проталины.

Воспитатель:

Воспитатель : - А верно ли говорят, что март переменчив, то снегом сеет, то солнцем греет? (мнения детей).

Воспитатель: - В марте солнце начинает припекать, снег потихоньку тает, 22 марта называют день весеннего равноденствия. Это когда день и ночь, одинаковые по длительности.

Воспитатель: - А как называют 2 весенний месяц? Дети: - 2 весенний месяц называют апрель.

Воспитатель: - Апрель-середина весны. Снег тает и становится ноздреватым.

Воспитатель: - А кто знает, почему снег становится ноздреватым?

Воспитатель: - Днем солнышко пригревает, светит ярко, снежинки на поверхности снега тают, превращаются в капельки воды. Они протекают вниз сквозь толщу снега, и в снегу остаются дырочки и поэтому снег называют ноздреватым.

Воспитатель: - Давайте вместе, прохлопаем это слово.

Воспитатель :- А кто знает, почему снег темнеет? Дети:- Снег темнеет, потому-что он грязный.

Воспитатель:- Правильно, при таянии снега становятся видны пыль и грязь, которые снег взял в себя из воздуха, пролетая к Земле. Зимой, когда снег был пушистым, и его было много, грязь и пыль в нем не были заметны. Весной снег тает, оседает, а пыль и грязь словно проявляются.

Воспитатель: - А почему этот месяц называют месяц «живой воды»? Дети: – Это месяц так называют , потому-что снег тает и превращается в воду.

Воспитатель:- Правильно, в апреле снег тает, образуется вода, вода испаряется, образуя много облаков на небе. На небе тучи собираются в тучи и начинают идти дожди. Лед на реках и озерах начинает таять, ломаться, как природе называют это явление?

Дети:- Это называют ледоходом.

Воспитатель : - Земля прогревается, появляются первые цветы. Кто знает, какие первые цветы появляются весной?

Дети: - Первые весенние цветы, это подснежники. Воспитатель: - А кто знает, почему и их так назвали? Дети:- Потому-что они растут из-под снега Воспитатель: - Правильно это первые цветы, их еще называют - первоцветы, они занесены в красную книгу, поэтому их нельзя срывать. Воспитатель:- А как называется 3 месяц весны? Дети: - Май Воспитатель: - В народе его называют – «травень», «цветень». Воспитатель: - Как вы понимаете эти высказывания? Дети:- Его так называют, потому что появляется трава и все начинает цвести. Воспитатель: - В мае уже снега нет, солнце пригревает все больше и больше, все зеленеет, цветет, просыпаются насекомые. Воспитатель: - Послушайте поговорки «Майская травка голодного кормит», «Май весь год кормит»- как вы понимаете эти высказывания?

2.Основная часть. Воспитатель :- Кто это? Дети: - Это птицы. Воспитатель :- Почему их так называют?

Дети: - Их так называют, потому что у них тело покрыто перьями, умеют летать, у них есть два крыла, перья, клюв, две лапы, хвост.

Воспитатель: - Посмотрите на иллюстрации птиц и найдите здесь лишнюю и объясните почему? Дети: - Синица лишняя, т.к. она зимующая птица, а все остальные перелетные. Воспитатель: - А почему этих птиц называют перелетными? (мнения детей) Воспитатель: - Перелетные птицы, это птицы, которые половину года проводят с нами, и на вторую половину года покидают нас, улетая в другие страны. Воспитатель: - Каких еще перелетных птиц вы знаете? Дети: - Аист, скворец, соловей, кукушка, лебедь, дикие утки и гуси. Воспитатель: - А почему все они улетают от нас осенью в теплые страны? Дети :- Осенью у птиц нет корма, поэтому и улетают. Воспитатель:- А почему прилетают обратно? (мнения детей)

Воспитатель: - Ученые до сих пор не могут точно ответить на этот вопрос, может они хотят вернуться на свою Родину, где они родились?

Воспитатель: - А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда, хотите узнать?

Воспитатель: - Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли. Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают « стайками » все вместе. Некоторые, например, журавли, выстраиваются « клином» в виде треугольника. Другие выстраиваются «цепочкой », в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

Воспитатель: - Весной перелетные птицы возвращаются к нам, а чем они заняты весной?

Дети: - Они вьют гнезда. Воспитатель: - А для чего птицы вьют и строят гнезда? Дети: - Для того чтобы выводить птенцов Воспитатель:- А вы хотели бы узнать, как выглядят гнезда у птиц?
Воспитатель: - Выбирайте 1 картинку, кто на ней изображен? Дети: - Грач

Воспитатель: – Грач большая птица. Она похожа на ворону. У него большой клюв. Грач первым прилетает к нам весной. Грач питается червяками, жуками, личинками. Своё гнездо он делает из тонких прутиков на самой верхушке дерева.

Воспитатель: - Итак, на кого похож грач? Дети: - Грач похож на ворону. Воспитатель: - Чем питается грач весной? Дети: - Грач питается червяками, жуками, личинками . Воспитатель: - Где грач строит своё гнездо? Дети: - Грач строит своё гнездо на верхушке дерева

Воспитатель: - Как вы понимаете поговорку « Если вернулись грачи – жди схода снегов»?

Воспитатель : - Выбирайте 2 картинку, кто на ней изображен?

Дети :- На картинке изображена ласточка.

Воспитатель: - Часами носятся ласточки в небе, ловят комаров и различных мошек, а потом садятся на провода и отдыхают, чистят перышки. Крылышки у них длинные, узкие, хвост вилочкой, сами черные, грудка белая, горло красновато-коричневое. Гнездо ласточки вьют в деревнях под крышей. Само гнездо состоит из глины, смешанной со слюной и сидят потом в таком гнезде как в чашке.

Воспитатель: - Выберите 3 картинку.

Дети: - Это скворец.

Воспитатель: - Перья у скворца чёрные-чёрные, с блеском, с пестринкой. Он живет около человека, в скворечнике, хотя это и не всегда бывает. Скворцы любят старые парки и леса, где много душистых деревьев, в дуплах строят свои гнезда. Скворцы едят личинок насекомых, гусениц. А как вы понимаете вот такую примету: увидал скворца-знай, весна у крыльца.

Воспитатель: - Посмотрите, какое большое гнездо у аиста. Аист крупна птица, чем он отличается от других птиц?

Дети:- У него длинные ноги, клюв, шея.

Воспитатель: - Но есть птица, которая не вьет гнезда, не высиживает яйца, может кто-нибудь знает?

Дети:- Это кукушка.

Воспитатель :- Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки.

Воспитатель:- А что общего у всех этих птиц?

Дети: - Крылья, ноги, хвост, шея, клюв, туловище

Воспитатель: - А что они умеют делать?

Дети: - Кричать, щебетать, порхать, кружить

Воспитатель : - Но все эти птицы не умеют плавать.

Воспитатель: - Но есть перелетные птицы, которые умеют плавать, назовите мне их.

Дети: - Лебедь, дикие гуси и утки.

Воспитатель: - Рассмотрите их, что у них общего?

Дети: - Крылья, ноги, хвост, шея, клюв, туловище

Воспитатель:- А почему они от нас улетают осенью?

Дети: - Потому что реки и озера замерзают, нет корма.

4 . “Назови ласково”. Воспитатель: - Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом. Длинный хвост – длинненький хвостик Черная голова - уютное гнездо – Белый пух - красивая птица – Галстук на шее - пестрое крыло - 5.Итог: Воспитатель: - Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии? - Что интересного вы узнали о перелетных птицах? - Почему их так называют? - Что интересного мы узнали о кукушке? - Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!

Литература:

    Скоролупова О.А. Ранняя весна. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009 Скоролупова О.А. Весна. Насекомые. Перелетные птицы. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009

Классный час

«Встречаем птиц - встречаем весну!»

в 3-В классе

общеобразовательной школы I - III ступеней №1

отдела образования администрации города Кировское

Учитель начальных классов Воронова Лариса Ивановна

Клубный час «Встречаем птиц – встречаем весну»

Цели:

Оборудование : аудиозапись; маски птиц, скворечник.

Под музыку звучит стихотворение в исполнении обучающегося.

Воде, листве, земле – всему:

Кострам в лесу и птичьей паре,

Глазам и сердцу моему.

Все началось с простой капели,

И вот уже текут снега,

И зажурчали, зазвенели

Деревья, воздух и луга.

Несется плеск с лесных излучин,

В овраге ветер струны рвет,

Весь мир разбужен и озвучен

И дирижеру смотрит в рот.

Весна – самое прекрасное время года. А какие признаки весны в неживой природе вы наблюдали?

(Ярче светит солнце, небо стало выше, день становится длиннее, температура становится выше, начал таять снег, лед).

А какие изменения произошли в живой природе?

(Началось сокодвижение, набухли почки, появляются первые насекомые на оттаявшей земле, прилетают первые весенние птицы.)

Что же стало причиной всех этих изменений

Весна «прилетела» к нам на солнечных крыльях. У нее строгий порядок работы. Первым делом она освобождает землю: делает проталины, топит лед на реках и озерах. Из оттаявшей земли выползают насекомые, а вслед за ними прилетают пернатые гости – птицы.

Есть у весны и народные праздники, которые предвещают приход весны.

На Сороки весну закликали в образе вестовой птицы – жаворонка. Загодя домашние стряпухи выпекали из теста птиц – жаворонков, вкладывали внутрь конопляные семечки, а вместо глаз - изюминки. Давали этих птиц детям и ласково приговаривали: «Жаворонки прилетели, на голову детям сели». Деревенская детвора взбегала на сугробы, привязывала «жаворонков» к шесту и раскачивая самодельных птиц, распевала:

(разыгрывается закличка весны)

Жаворонки, жаворонки

Прилетите к нам.

Принесите нам Весну – красну,

Зима надоела,

Хлеб весь поела.

С этого дня начинается месяц птиц. Птицы возвращаются с зимовок. Переселение птиц идет в строгом порядке, отрядами. Каждый отряд прилетает в свою очередь. Летят они одной и той же дорогой, что и их предки тысячи лет назад.

Скоро гости к тебе соберутся,

Сколько гнезд понавьют, - посмотри!

Что за звуки, за песни польются

День деньской, от зари до зари!

(И. Никитин)

Кто же прилетает первым из наших пернатых друзей?

(Выходит ученик – «грач»)

Грач . Меня вы не забыли?

Переносье с белым кругом,

Важно я хожу за плугом,

Огородом, полю – врач.

Глянцевитый, черный … (грач).

Открывают весну грачи. Зиму эти птицы проводят на юге нашей страны. По дороге к своим гнездам они очень спешили, не раз попадали в жестокие метели. Десятки и сотни птиц выбивались из сил и погибали в пути. Первыми долетели самые сильные. Теперь они важно расхаживают по дорогами и ковыряют землю крепкими клювами. Грачи в народе всегда были символами весны. Чаще всего они прилетают к нам 17-19 марта. В народном календаре день 17 марта называется Герасим – грачевник. Есть немало поговорок, связанных с этим днем, например: «Грач зиму расклевал», «Увидел грача – весну встречай».

Кто же первым из птиц «открывает» весну? (Грачи)

Кто следует за грачами?

(выходит ученик – «скворец»)

Скворец. На шесте дворец,

Во дворце певец. (Скворец).

Вслед за грачами в конце марта прилетают скворцы. Издавна любят скворцов в народе потому, что от этих птиц много пользы: весной - собирают насекомых и их личинок, зимовавших в земле, летом - отыскивают различных гусениц, жуков-листоедов, выкармливая птенцов прилетают к гнезду по 200-300 раз в день. У скворцов веселый нрав. У них нет своих песен, они прекрасные звукоподражатели. Скворцы прилетели к человеку из леса. И сейчас немало их живет там. Гнезда свои устраивают в дуплах, но дупел часто всем не хватает. Мы проявляем заботу о скворцах, вывешиваем скворечники у домов, в садах, парках, делаем очень полезное дело!

Кто же прилетает вслед за грачами?

Чем мы можем порадовать пернатого друга?

Видели ли вы скворечники?

А кто делал сам с помощью взрослых?

(показ скворечника)

Почему надо делать скворечники?

Ласточка . Отгадайте загадку:

Шило-вило-мотовило, по-нашему говорило,-

Спереди шильце, сзади вильце,

На спине суконце, с исподу – белое полотенце.

Ну конечно, это ласточка! Ласточки прилетают к нам в последних числах апреля или в начале мая, когда появится много летающих насекомых. Ласточки – прекрасные летуны: значительную часть жизни эти птицы проводят в воздухе. Пища ласточек состоит исключительно из насекомых, добываемых на лету. Насекомые, увлекаемые потоками теплого воздуха, в ясную солнечную погоду поднимаются довольно высоко вверх. В это время ласточки, занятые охотой, также летают высоко в небе. Когда же, особенно перед грозой, воздух насыщается водяными парами и намокнувших насекомых «прибивает » к земле, ласточки летают низко. В нашей местности встречаются городская ласточка, или воронок, деревенская ласточка, или касатка, и береговая ласточка.

Ласточка – одна из самых любимых в народе птиц. Не зря о ней создано столько стихов, пословиц, поговорок:

    Ласточка под кровлю – к счастью.

    Ранняя ласточка – к счастливому году.

    Одна ласточка весны не делает.

    Ласточка весну начинает, а соловей кончает.

Чем отличается деревенская ласточка от городской?

(У деревенской хвост вильчатый длинный, а у городской – короткий)

Не знаю, когда прилетел соловей,

Не знаю, где был он зимой,

Но полночь наполнил он песней своей,

Когда воротился домой.

Весь мир соловьиною песней прошит:

То слышится где-то свирель,

То что-то рокочет, журчит и стучит

И вновь рассыпается в трель.

(С. Маршак)

Соловей. Нет такого человека, который бы не знал о знаменитом певце – соловье, хотя само его пение слышали далеко не все.

Поет соловей, сидя на веточке невысоко от земли, несколько сгорбившись и опустив крылья. Молодые певцы учатся искусству пения у старых, подражая им. Вот почему там, где птицеловы отлавливают хороших певцов, новое поколение птиц поет хуже. Долгое время своим искусством славились курские соловьи, у которых в песне было до 40 колен. Зимует соловей в тропической части Восточной Африки, прилетает к нам поздно – в средине мая и начинает петь, по народной примете, «когда напьется из березового листка», т.е. когда у березы будут листочки, что в них уместятся капли росы.

Поет соловей полтора месяца, когда в гнезде появятся голенькие птенчики, певцу уже не до пения – только успевай находить и приносить еду детишкам. Значительная часть добычи – вредители леса, однако, неизмеримо большое эстетическое значение лучшего из наших птиц певца.

Какие еще птицы к нам возвращаются весной из теплых стран?

(Жаворонок, кукушка, иволга, трясогузка, аисты, журавли, гуси, утки)

Дети, хлопайте в ладоши –

Прилетели к нам грачи!

Май зеленый, май хороший

Сеет по земле лучи.

Нет в полях ни горстки снега-

Все снега унес апрель.

На заре и в полдень с неба

Льется жаворонка трель.

Мы построили скворечник

Для пернатого жильца.

Дрозд, веселый пересмешник,

Дразнит вечером скворца.

Дети, хлопайте в ладоши-

Зеленеет вся земля!

Май веселый, май хороший

Подарил нам журавля.

(М. Лифшиц)

С прилетом наших пернатых друзей ожили леса, рощи, парки, сады. (Звучит запись «Голоса птиц»)

На фоне этого звучит стихотворение:

Мы безмерно богаты.

В наших чащах и рощах

Столько всяких пернатых –

Просто диву даешься.

Но спросите иного,

Что он знает о птицах,

Пусть ответит толково –

И, гляди, удивится:

Как же, фауна, дескать,

Как же, наше богатство –

На полях, в перелесках,

Так сказать, птичье царство…

Птичье царство, и только?

Ну, дрозды, ну, синички …

Где запомнишь названья

Просто птички и птички.

(А. Яшин)

А что вы знаете о птицах?

Решение задач природоведческой направленностью.

Задача. Ласточки, жаворонки, оляпки, иволги, скворцы относятся к отряду воробьиных. Кто из них живёт дольше и на сколько лет, если ласточка живёт 16 лет, жаворонок – 9 лет, оляпка – 8 лет, скворец – 20 лет, иволга – 15 лет?

Задача. Чтобы прилететь к нам из Центральной Азии иволга проделывает расстояние 600 км. Если вы уменьшите это число в 3 раза, то получите число, показывающее количество кормлений птенцов иволги за 1 день.

Задача. В кладке у соловья меньшее число яиц это 4, а если данное число увеличить на 2, то получится наибольшее число яиц. Какое наибольшее число яиц в кладке соловья?

Викторина «Знатоки птиц »

    Какая птица самая большая в мире? (Африканский страус)

    Какая птичка самая маленькая? (Колибри)

    У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)

    Какая птица имеет очень длинный хвост? (Сорока)

    Где синицы вьют гнезда? (В дуплах деревьев)

    Какие птицы выводят птенцов зимой? (Клесты)

    Какая птица ходит по дну водоемов? (Оляпка)

    Какая птица не высиживает яйца? (Кукушка)

    На какие 2 группы делятся птицы? (Зимующие и перелетные)

    Как называется наука о птицах? (Орнитология)

    Какие произведения о птицах вы читали на уроках чтения? Что узнали об особенностях перелета?

Рассуждалки

    Почему весну «открывают грачи, а ласточки прилетают позже других птиц?

(Из-за способа питания. Грачи ищут корм в почве, а ласточки ловят насекомых на лету. Насекомые в воздухе появляются позже, соответственно и ласточки прилетают позже других птиц)

(птицы осенью не улетают до тех пор, пока есть пища.)

    Почему нельзя трогать яйца в гнёздах птиц?

(потому что запах человека совершенно отпугивает птиц, птица больше не прикоснётся к яйцам, и потомство погибнет)

    Какая основная причина перелёта птиц в тёплые края с приходом осени?

(Только из-за отсутствия пищи. Холод не является причиной перелёта. Голодная птица замерзает, сытая - никогда).

Молодцы, вы настоящие знатоки птиц.

Действительно, труден и долог путь птиц в родные края, но все ли спокойно и благополучно складывается у них на родине?

Разыгрывается сценка (Лебедь и лебедушка)

Н. Заболоцкий «Просьба»

Раненая птица в руки не давалась,

Раненая птица птицей оставалась.

Этот сон давнишний до сих пор мне снится-

На траве кровавой вздрагивала птица.

Люди – исполины, люди – великаны,

Есть у вас винтовки, есть у вас капканы.

Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,

И должно быть сердце. Сердце человечье!

Люди-человеки, страны и народы.

Мы теперь навечно должники природы.

Надо с этим долгом как-то расплатиться,

Пусть расправит крылья раненая птица!

Неужели в нас не осталось ничего человеческого, неужели мы настолько жестоки и коварны, что сможем поднять руку или навести дуло оружия на эти беззащитные существа, на прекрасные создания природы, частью которой являемся и мы.

И, конечно, тревожно,

Что порой мы безбожно

Не храним, что имеем,

Не щадим, не жалеем.

Не хозяева вроде,

Так добро свое губим.

А гордимся природой

И отечество любим.

(А. Яшин)

С каждым годом все больше и больше исчезает разных видов птиц. В каждой стране создана Красная книга , где целый раздел посвящен редким и исчезающим птицам.

Красный цвет – цвет тревоги, опасности, призывающей нас остановиться, задуматься над своими поступками, своим отношением к природе. Но Красная книга еще не гарант того, что редким зверям и птицам не грозит опасность, главным является наша человеческая совесть. Давайте же будем заботливы и ответственны за судьбу природы, чтобы, придя в лес мы смогли услышать чудесное пение птиц.

Каким скучным был бы мир без Птиц!

А чем мы можем помочь птицам?

Сколько есть дел, посильных каждому из нас! Птицы исключительно отзывчивы на всякую помощь. Это и подкормка в суровую зимнюю пору, и устройство искусственных гнездовий, и охрана дуплистых деревьев, так необходимых для дуплогнездных птиц. И запомните главное правило: даже если вы ничем не можете помочь, в ваших силах всегда не мешать, а это уже не так мало! Очень важно, чтобы птицы, такие прекрасные создания, неустанные труженики, полные притягательных тайн, жили счастливо на нашей Земле! Ведь там, где плохо нашим соседям по планете, плохо и нам самим.

Не разоряйте птичьего гнезда,-

Так счастлива в своем жилище птица!

Она в гнезде спокойна и тогда,

Когда над рощей буря злится,

Храните дерево от топора;

Оно, высокое и вековое,

Дает нам тень, когда стоит жара,

Оно чарует все живое.

Не разрушайте птичьего гнезда!

Мне больше, чем другому, боль знакома

Того, чья песня глохнет в холода,

Кто на земле живет без долга.

« Птичьи песни »

Пусть птицы нам поют без нот,

Пускай поют без слов,-

Я знаю все, о чем поет

Щегол и реполов.

Поют на ветке соловей,

Малиновка и дрозд:

«Ты гнезда разорять не смей.

Не трогай птичьих гнезд!

Ты в наши гнезда не смотри,

Не становись на пни,

Яичек теплых не бери –

Зачем тебе они?

Через неделю или две

Зайди послушать в сад –

Птенцы в молоденькой листве

Тихонько запищат»

Чтоб накормить своих птенцов,

Набить едою рот,

Найдут синицы червяков,

Ползущих в огород.

Повсюду птицы полетят –

Они и там и тут.

Всех гусениц, что портят сад,

На яблонях найдут.

От кровожадных комаров

Покоя летом нет.

Их пеночка и реполов

Поймают на обед.

Поют щегол и соловей,

Малиновка и дрозд:

«Ты гнезда разорять не смей,

Не трогай наших гнезд!»

И мы не будем разорять! –

Вот слово всех ребят.

Пусть птичьи песенки опять

В саду у нас звенят.

(З. Александрова)

Почему птиц называют друзьями человека?

Какие правила вы должны помнить?

Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением. И только им с высоты их полета видно, как велика, прекрасна, но и хрупка наша планета.

Простите, птицы, нас, простите,

За неразумные дела.

Я верю, к нам вы возвратитесь,

Когда умчатся холода.

Вы расскажите всему миру,

Что много у земли друзей.

Прошу, пожалуйста, Простите

Таких безжалостных людей.

Мы обижали вас жестоко,

Но верю я, что в новый век,

Шагнет не варвар, не губитель,

А символ жизни – человек.

Ребята, чему вы сегодня научились на занятии, какой вывод для себя сделали?

Конкурс загадок

    Белый как снег, надутый как мех, лопатами ходит, а рогами ест (гусь)

    Пёстрая крякушка ловит лягушек (утка)

    Чёрный, проворный, кричит «кряк», червякам враг (грач)

    По поднебесью верёвка протянулась (журавли летят)

    На шесте дворец, во дворе певец (скворец)

Оформление «уголка птиц» в классной комнате.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: