Влияние природных условий на здоровье. Влияние природы на человека

Человечество, несмотря на всю свою сегодняшнюю мощь и независимость, было и остается составной частью единой многообразной природы. Человек, общество неразрывно с ней связаны и не в состоянии существовать и развиваться вне природы, и в первую очередь без окружающей их природной среды.

Связь человека с окружающей средой особенно ярко выражена в сфере материального производства. Природные богатства (в первую очередь такие, как полезные ископаемые) служат естественной основой материального производства и жизни общества в целом. Даже «выйдя из природы», человечество не в состоянии существовать без продуктов труда, полученных в результате материального производства, «очеловечивания природы», а следовательно, без природы как таковой. Она является естественной основой жизнедеятельности человека и общества в целом.

Наиболее тесно человек связан с такими составляющими природы и биосферы, как географическая и окружающая среда. Географическая среда есть та часть природы (растительный и животный мир, вода, почва, атмосфера Земли), которая вовлечена в сферу жизни человека, прежде всего в производственный процесс. Она оказывает существенное влияние на самые разные стороны жизни человека и в первую очередь на развитие материального производства. Многообразие свойств природы явилось естественной основой разделения труда человека (охота, рыбная ловля, земледелие, скотоводство, добыча полезных ископаемых). От особенностей географической среды зависят конкретные направления человеческой деятельности, в частности развитие тех или иных отраслей производства в различных странах и на континентах.

Влияние природы в виде конкретной географической среды на историческое развитие того или иного народа различно и может быть весьма существенным, как, например, в виде наличия или отсутствия полезных ископаемых, благоприятных природных условий для производства сельскохозяйственных продуктов. Данное различие было особенно чувствительным для человека на ранних ступенях существования общества, когда преобразование предметов природы составляло лишь весьма незначительный процент по сравнению с прямым их использованием в готовом виде.

В период невысокого уровня развития общества неблагоприятные природные условия существенно его тормозили. Не случайно, поэтому древние цивилизации возникли первоначально в наиболее комфортных для человеческого вида условиях - в южных, близких к экватору странах (на берегах Нила, Евфрата, Тигра, Ганга, Инда). Благоприятный климат требовал значительно меньших затрат труда на изготовление жилищ и одежды, на производство продуктов. На Юге открывались большие возможности для дальнейшего разделения труда, возникновения прибавочного продукта, появления культуры.

Однако лучшие природные условия южных стран обеспечивали эти преимущества главным образом на ранних ступенях развития человечества. В дальнейшем же положительная роль благоприятного для общества климата парадоксальным образом стала превращаться в отрицательную, ибо отсутствовал стимул для последующего развития производства и общества в целом.

Если бы человек находил все необходимые ему средства к существованию в готовом виде, то он не имел бы стимулов для совершенствования производства, а, следовательно, и для своего собственного развития. Таким образом, не только наличие тех или иных природных условий для производства, но и одновременно их недостаток также оказывал ускоряющее влияние на развитие общества. Практика показала, что именно наличие разнообразных природных условий является наиболее важным благоприятным фактором развития человека.

Очевидно, что есть ощутимая связь между здоровьем человека и природными условиями. На состояние здоровья и самочувствие человека влияет качество воды, почвы, воздуха и основные климатические условия. Ведь от чего зависит трудоспособность человека и нормальная продолжительность жизни?

От воздуха, которым он дышит, он еды, которой питается и от среды, в которой живет. По этой причине вопрос экологии так важен в современном мире. Природные факторы, как морская и минеральная вода, солнце, лесной и горской воздух, целебные грязи существенно способствуют оздоровлению человека.

Благоприятные условия для существования человека

Значительная часть России является благоприятной зоной для здоровой жизни людей. Это относится к таким условиям, как достаточно теплое, солнечное лето, умеренная холодная зима и достаточное количество осадков.

Территорией с благоприятными условиями для жизни является средняя и юная часть европейской территории, юг Северного Кавказа и Западной Сибири. Еще издавна эти регионы имеют высокую плотность населения, так как климат этих территорий очень хорошо влияет на здоровье людей.

Экстремальные условия

Но есть территории, которые характеризуются малоблагоприятными условиями для жизни людей. Что собой представляют экстремальные условия? Это те условия природы, которые воздействует на организм человека плохо. к ним относят низкие температуры зимы и высокие температуры лета, повышенную влажность и сильные ветры.

Это территории тундры, пустыни, дальневосточная муссонная зона и области резко континентального климата в Сибири. Например, регион Восточной Сибири является самым холодным районом Северного полушария, и здесь зафиксированы самые большие годовые амплитуды температур.

Зимой здесь может быть-50 ... -60 °С, а летом наоборот - очень высокая температура до +30 °С. Такой контраст не может не влиять на здоровье. Такая температура проблематична не только для жизни людей, но и для орудий труда и различных материалов, которые должны быть морозоустойчивыми.

Поэтому освоение территорий с экстремальными условиями жизни является довольно сложным процессом. который требует значительных материальных затрат и новых достижений в науке и технике.

Существуют стихийные природные явления, которые неблагоприятно влияют на жизни и здоровье человека. Это обусловлено тем, что зачастую стихийные природные явления - это непредвиденные и разрушительные нарушения нормального хода природных процессов.

Последствия этих явлений не способствуют дальнейшему развитию человека и порой крайне негативно влияют на здоровье человека на протяжении долгого времени.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема: Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.

Окружающая среда Природные ресурсы Природные условия

Природные ресурсы – это части, компоненты природы, которые человек использует или будет использовать в будущем в своей хозяйственной деятельности. Природные условия - это те свойства и особенности природы, которые непосредственно влияют на расселение, жизнь и здоровье людей.

Медицинская география – изучает распространение заболеваний и оценивает природные условия с целью выявления их влияния на состояние здоровья населения. Рекреационная география -наука о территориальной организации отдыха людей.

Благоприятные условия для жизни и деятельности человека. Теплое солнечное лето Умеренно холодная зима Достаточное количество осадков Обилие привлекательных живописных пейзажей. Горный воздух.

Стихийные явления в гидросфере

Стихийные явления наводнения цунами снегопады ливень - это природные явления, которые проявляются, как мощные, разрушительные силы, неподвластные человеку.

р.Нева Ф.Я.Алексеев "Наводнение" 1824года"

Наводнение причина: поступление больших объемов воды в результате половодья таяния снега затяжных дождей продолжительность от нескольких часов до нескольких дней

1 строительство дамб 2 создание водохранилища Зейская ГЭС 3 углубление дна реки 4 лесные массивы по берегам рек

р.Волга наиболее часто от наводнений на реке страдали: Тверь Углич Казань Самара

р.Амур причина: муссонные дожди крупнейшие наводнения: 1958г 1984г

Цунами большая волна в гавани (с японского) причина: подводное извержение вулкана, землетрясение высота 20-30м

Стихийные явления в атмосфере Штормовые ветры - наиболее распространенное стихийное бедствие.

Последствия урагана

По полям Харьковской области прошлись смерчи.

Дружное соседство - смерч и молния.

обильные снегопады Н.Е.Сверчков "Застигнутые бурей" влияние на жизнь человека остановка транспорта передвижение и здоровье человека нарушение линий электропередач

Ливень причина: прохождение циклона с очень низким давлением в центре влияние на жизнедеятельность человека смывается верхний плодородный слой земли может быть причиной селя, оплзня в горах размывает дороги, железнодорожные насыпи

Работа МЧС

Что узнали на уроке? Что узнали на уроке нового? Домашнее задание: СТР.254-260 заполнить таблицу №2 .

Связь между природными условиями и здоровьем человека очевидна. От качества воды, воздуха, почв, от климатических условий зависит состояние здоровья человека, его трудоспособность и долголетие.

Вспомните, в каких районах нашей страны проживает наибольшее число долгожителей. Полумайте, чем это объясняется.

Давно замечено, что положительное воздействие на человека оказывают красивые пейзажи: море, горы, поля, лес, степь, озера, реки и т. д. Лучшим доказательством этого является отдых и лечение людей на курортах, а также широкое распространение такой формы отдыха, как туризм.

В сохранении здоровья людей и лечении различных заболеваний важная роль принадлежит природным факторам: солнечным лучам, морскому, лесному, горному воздуху, морской воде, минеральным водам, целебным грязям.

Назовите известные вам курортные зоны в нашей стране. Объясните их размещение.

Существует специальная отрасль науки - медицинская география, изучающая закономерности географического распространения заболеваний человека и разрабатывающая меры борьбы с этими заболеваниями. Медицинская география изучает природные особенности территории с целью выяснения их влияния на состояние здоровья населения, способствует более полной и всесторонней оценке природных условий при проектировании и проведении комплекса мероприятий по преобразованию природы.

Внимание к людям, забота об их здоровье, отдыхе требует разумного, бережного отношения к природе и ее богатствам.

Благоприятные условия для жизни и деятельности человека . Часть территории нашей страны отличается благоприятными для жизни и здоровья человека условиями: теплым солнечным летом, умеренно холодной зимой, достаточным количеством осадков, обилием привлекательных живописных пейзажей.

Весьма благоприятен для здоровья климат средней и южной части европейской территории, юга Западной Сибири, Северного Кавказа. Например, для жителя умеренных широт наиболее благоприятными являются следующие условия: температура зимой -8...-10°С, летом +23...+25°С, скорость ветра зимой достигает 0,15 м/с, летом - 0,2-0,4 м/с, относительная влажность воздуха составляет соответственно 40-60%. Эти территории издавна освоены и имеют высокую плотность населения.

Освоение территорий с экстремальными условиями . Однако в нашей стране есть много мест и с малоблагоприятными условиями для жизни человека.

Экстремальные условия (от лат. extremus - крайний, чрезвычайный, тяжелый) - это условия, чрезвычайно неблагоприятные для организма человека: с очень низкими температурами зимы, с очень высокими температурами лета, с сильным ветром, с очень высокой влажностью.

Рис. 136. Степень благоприятности природных условий для жизни людей

На территории нашей страны можно выделить следующие территории с экстремальными условиями: тундры, пустыни, области резко континентального климата в Сибири, дальневосточную муссонную зону.

В Приморье, например, очень сырое лето: люди страдают одышкой, быстро ржавеет все железное.

В Восточной Сибири находятся самые холодные районы Северного полушария, где любые постройки возводить крайне сложно из-за наличия многолетнемерзлых грунтов. Зимой термометр показывает -50...-60°С, а летом иногда больше +30°С. Здесь самые большие годовые амплитуды температур на нашей планете: 95°С на юге и 105°С на севере, зимой наблюдается самое высокое атмосферное давление в России. Морозы в -45... -50°С могут стоять здесь непрерывно от 1,5 до 3 месяцев.

Рис. 137. Степень дискомфорта в холодный период года (по Ф. Реймерсу)

Природные условия оказывают большое влияние на жизнь и здоровье человека. Посмотрев на рисунок 137, вы сможете определить, для каких территорий страны типичны те или иные постройки, виды одежды.

Такие условия создают большие трудности не только живущим в них людям, но и орудиям труда. Температура -45°С - критическая для механизмов. Для северных районов необходимо изготавливать их из специальных морозоустойчивых материалов.

Для освоения территорий с экстремальными условиями требуются значительные затраты средств, а также энтузиазм людей.

Рис. 138. Структура понятия, «природные блага» (по Н. Ф. Реймерсу)

При освоении этих территорий огромное значение имеет использование достижений науки и техники.

Приведите примеры освоения территорий с помощью достижений науки и техники, известные вам из курсов физики, химии, а также из материалов периодической печати.

Стихийные природные явления и их причины . Значительные трудности в жизни и деятельности человека связаны со стихийными природными явлениями. Под стихийными природными явлениями обычно понимают неожиданные, страшные по своим последствиям для человека нарушения нормального хода природных процессов.

Стихийные природные явления могут принимать катастрофический характер. Виды природных стихийных явлений весьма разнообразны (рис. 139). Часто эти явления вызывают у людей суеверный страх, порождают веру в сверхъестественные силы. Особый страх людям всегда внушали вулканические извержения. Здесь воочию выступали вырвавшиеся из недр Земли «силы ада»: раскаленная лава, горячий пепел, палящие тучи, грязевые потоки. Печально известны воздушные вихри - смерчи: они переворачивают автомобили, валят лес, переносят почти не растрепанные скирды сена, разрушают строения и могут искалечить и даже убить людей.

Для того чтобы понять и объяснить причины различных стихийных явлений, необходимо знать законы развития оболочек Земли.

Рис. 139. Взаимосвязь стихийных явлений природы в литосфере, гидросфере и атмосфере

Анализируя схему (см. рис. 139), укажите, какие причины вызывают то или иное стихийное бедствие. (Свои ответы проверьте по материалам §44.)

Расскажите, каковы последствия этих стихийных явлений (можно использовать материалы периодической печати).

География стихийных явлений . Многие стихийные явления - землетрясения, извержения вулканов и др. связаны с районами активного горообразования. В России такие районы расположены на Кавказе и на Дальнем Востоке. Лавины, обвалы, сели образуются тоже в горных районах на Кавказе, а также на Урале, в Хибинах.

Речные наводнения бывают главным образом на реках с незарегулированным стоком. С постройкой плотин и водохранилищ опасность наводнений резко сокращается.

Смерчи случаются в центре европейской части страны; их образование связано с резкими перепадами давления, сменой воздушных масс, но такому их проявлению, как в классической «стране торнадо» - южных штатах США, препятствуют лесные массивы.

Нагонные наводнения возникают, когда встречный ветер запирает речные устья, повышает уровень воды в заливе, в который впадает река, заставляет ее поворачивать вспять. Таковы, например, знаменитые наводнения Санкт-Петербурга.

В зависимости от того, в каком районе, обжитом или неосвоенном, происходит то или иное стихийное явление, оно или причисляется к рангу стихийных бедствий, или нет. В обжитом районе оно наносит большой материальный ущерб, а иногда приводит к гибели людей, поэтому и называется бедствием.

Меры борьбы со стихийными природными явлениями . Чтобы бороться со стихийными природными явлениями, надо прежде всего хорошо знать причины их происхождения. На помощь людям приходят ученые, изучающие и старающиеся предсказать стихийные природные явления. Это очень трудная и сложная работа, несмотря на то, что в ней используются последние достижения науки и техники, в частности космические методы.

В нашей стране успешно ведутся прогнозы вулканических извержений на Камчатке, осуществляются местные прогнозы схода лавин, селей, наводнений. Для защиты людей от некоторых из стихийных бедствий создаются специальные сооружения.

Люди уже научились заблаговременно предсказывать засухи и наводнения, ураганы и штормы, метели и снежные заносы. Но остается немало неизведанного, требующего больших усилий в изучении природных стихий.

Большую помощь в понимании грозных сил природы окажут более детальные космические методы их исследования, потому что они позволяют получить новую оперативную информацию о грозных явлениях природы. В будущем люди будут вести регулярные наблюдения, охватывающие всю Землю, и давать прогноз стихийных природных процессов, а в некоторых случаях и предупреждать их.

Для защиты населения страны от стихийных и антропогенных бедствий создано специальное Министерство по чрезвычайным ситуациям. Хорошо обученные и экипированные специалисты быстро перемещаются в район стихийного бедствия и оказывают помощь пострадавшим.

Вопросы и задания

  1. Назовите природные явления, которые мешают человеку осваивать природу.
  2. Какие природные условия считают экстремальными?
  3. В каких районах нашей страны и почему происходят стихийные бедствия? Какие меры борьбы с ними применяются?
  4. Перечертите в тетрадь и заполните таблицу.

Таблица 11. Степень комфортности территорий для жизни людей

ВЛИЯНИЕ ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЙ НА ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

Цель урока : изучение влияния природных условий на жизнь и здоровье человека.

Задачи урока :

Формировать знания о проблемах взаимодействия человека и природы на территории России;

Развивать умения работать с различными источниками географической информации;

Формировать потребности в ЗОЖ, ответственности человека за сохранение природы как великого оздоровителя, понимания отдыха человека как рекреационной деятельности для восстановления физических и духовных сил человека.

Тип урока :

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, комбинированный

Учащихся в классе (аудитории): 15

Используемое оборудование:

Оборудование: компьютеры, медиа - проектор, презентация со слайдами «Природа и человек», контурные карты, атласы, карты России.

Методы урока: репродуктивный, иллюстративно – объяснительный, частично – поисковый.

Формы и приёмы урока: рассказ учителя, презентация, работа с учебником, практическая работа с картой, схемой, групповая работа с таблицей.

Термины и понятия: среда обитания, природные условия, природные ресурсы, благоприятные условия проживания, неблагоприятные условия проживания, экстремальные условия, медицинская география, рекреационная география, поморы, горцы, степняки, таежники, стихийные природные явления, стихийные бедствия.

Жетоны- оценки: за каждый ответ дети получают жетон определенного цвета (красный -не правильный ответ, желтый – частично правильный, зеленый – правильный)

Жетоны –знания:

Урок усвоил

Урок не усвоил

Ход урока.

    Организационный момент.

    Используется видеоролик «Природа и человек»

    Психологический настрой

    сообщение темы урока.

II. Изучение нового материала.

    Рассказ учителя.

    Работа со схемами.

    Работа с учебником.

III . Практическая работа

IV . Рефлексия

Приветствие учеников. Отметить с дежурным класса отсутствующих учащихся.

Прежде чем начать наш урок, я предлагаю вам посмотреть видеоролик, и самостоятельно определить чему посвящается тема нашего сегодняшнего урока.

Видеоролик «Природа и человек»

Варианты ответов детей.

Тема и цель нашего урока посвящены ВЛИЯНИЮ ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЙ НА ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА.

Человек –часть природы и вне ее жить не может.

Работа со схемами.

Что необходимо человеку для жизни?






Природные факторы, оказывающие влияние на здоровье человека




Природа географической оболочки является для человека СРЕДОЙ ОБИТАНИЯ, так как потребность в пище, воде, одежде, жилье и духовном развитии человек удовлетворяет за счет разнообразных предметов и свойств природы.

Природа –источник существования человека. Часть природы, с которой человечество взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности

(На доске схема)

Природная среда

Природные условия природные ресурсы

Свойства и особенности природы, оказывающие непосредственное влияние на расселение людей, их жизнь и здоровье, на размещение производства и др. формы человеческой деятельности

Приведите примеры природных условий . (климат, рельеф, заболоченность и др.)

Компоненты природы и их свойства, которые используются или могут использоваться в хозяйственной деятельности человека

- Приведите примеры природных ресурсов. (лесные, водные, минеральные и т.д.)

- Что мы еще знаем о природных ресурсах? (они бывают исчерпаемые и неисчерпаемые; исчерпаемые- возобновимые и невозобновимые)

Очевидно, что есть ощутимая связь между здоровьем человека и природными условиями. На состояние здоровья и самочувствие человека влияет качество воды, почвы, воздуха и основные климатические условия. Ведь от чего зависит трудоспособность человека и нормальная продолжительность жизни? От воздуха, которым он дышит, он еды, которой питается и от среды, в которой живет. По этой причине вопрос экологии так важен в современном мире. Природные факторы, как морская и минеральная вода, солнце, лесной и горской воздух, целебные грязи существенно способствуют оздоровлению человека.

Но и важную роль на здоровье человека играют природные условия

Природные условия

Благоприятные Неблагоприятные

оказывают благотворное воздействие на организм человека

оказывают отрицательное воздействие на организм человека

-Приведите мне примеры благоприятных и неблагоприятных факторов воздействия на здоровье человека

-Учащиеся приводят примеры

Благоприятные условия для существования человека

Значительная часть России является благоприятной зоной для здоровой жизни людей. Это относится к таким условиям, как достаточно теплое, солнечное лето, умеренная холодная зима и достаточное количество осадков.

Территорией с благоприятными условиями для жизни является средняя и юная часть европейской территории, юг Северного Кавказа и Западной Сибири. Еще издавна эти регионы имеют высокую плотность населения, так как климат этих территорий очень хорошо влияет на здоровье людей.

Экстремальные условия

Но есть территории, которые характеризуются малоблагоприятными условиями для жизни людей. Что собой представляют экстремальные условия? Это те условия природы, которые воздействует на организм человека плохо. к ним относят низкие температуры зимы и высокие температуры лета, повышенную влажность и сильные ветры. Это территории тундры, пустыни, дальневосточная муссонная зона и области резко континентального климата в Сибири. Например, регион Восточной Сибири является самым холодным районом Северного полушария, и здесь зафиксированы самые большие годовые амплитуды температур. Зимой здесь может быть-50 ... -60 °С, а летом наоборот - очень высокая температура до +30 °С. Такой контраст не может не влиять на здоровье. Такая температура проблематична не только для жизни людей, но и для орудий труда и различных материалов, которые должны быть морозоустойчивыми.

Поэтому освоение территорий с экстремальными условиями жизни является довольно сложным процессом. который требует значительных материальных затрат и новых достижений в науке и технике.

Существуют стихийные природные явления , которые неблагоприятно влияют на жизни и здоровье человека. Это обусловлено тем, что зачастую стихийные природные явления - это непредвиденные и разрушительные нарушения нормального хода природных процессов. Последствия этих явлений не способствуют дальнейшему развитию человека и порой крайне негативно влияют на здоровье человека, на протяжении долгого времени.

Работа с учебником. § 46 стр 263

Человек приспосабливается к условиям жизни. Природные условия оказывают большое влияние на жизнь и здоровье человека. Связь между природными условиями и здоровьем человека очевидна.

Существует специальная отрасль науки – МЕДИЦИНСКАЯ ГЕОГРАФИЯ и РЕКРЕАЦИОННАЯ ГЕОГРАФИЯ – попрошу вас открыть учебники на стр …. Найдите в учебнике определение и запишите их в тетрадь. .

И так, каковы же определения ….

МЕДИЦИНСКАЯ ГЕОГРАФИЯ , изучающая закономерности распространения заболеваний человека.

РЕКРЕАЦИОННАЯ ГЕОГРАФИЯ – наука о территории организации отдыха людей.

Анализ столбчатых диаграмм позволяет сравнить территорию России по наличию площадей с благоприятными условиями с другими ведущими странами мира.

Площадь, благоприятных для жизни населения территорий по странам мира

(в млн. кв. км)

- Какие мы можем сделать выводы?

Выводы учеников:

Сложные природные условия создают большие трудности при освоении территорий, требуют значительные материальные затраты на строительство и поддержание определенного уровня жизни.

Физминутка

Практическая работа :

Следующий этап нашего урока - это практическая работа.

    Какие районы нашей страны отличаются наибольшей плотностью населения? (работа с атласами)

    Какие особенности климата ухудшают условия жизни человека?

    Как влияют природные условия на образ жизни человека?

У каждого из вас на парте лежат атлас, контурная карта и листок с заданием. Вам необходимо определить территории с благоприятным и неблагоприятным воздействием природы на человека, расставив флажки: красный –благоприятные условия, синий - неблагоприятные условия. Для получения своего результата вам необходимо работать с атласом, используя климатическую карту –которая даст возможность определить климат данной территории, также использовать карту природных зон, растительный и животный мир. На данную работу вам отводиться 10 минут.

А теперь предлагаю вам провести взаимопроверку – поменяйтесь с соседом своими работами. Правильный результат вы увидите на слайде. За каждый правильный ответ -1 балл.

Молодцы – почти каждый из вас с этим заданием справился.

Но не только природа оказывает влияние на здоровье человека, порой и человек нарушает законы природы, тем самым отрицательно воздействует на организм. Сейчас мы в этом убедимся.

Видеоролик «Человек и природа» часть 2

Рефлексия:

На столах у вас лежат зеленые листочки с фразами, вам необходимо завершить их, приклеивая листочек на дерево, и таким образом мы озеленим наше дерево, которое будет оказывать на нас только благоприятное воздействие.

    сегодня я узнал…

    было интересно…

    было трудно…

    я выполнял задания…

    я понял, что…

    теперь я могу…

    я почувствовал, что…

    я приобрел…

    я научился…

    у меня получилось …

  1. я попробую…

    меня удивило…

    урок дал мне для жизни…

    мне захотелось…

Д/з -§ 46

Чтобы закрепить наши знания и повторить пройденный материал, я предлагаю вам дома выполнить задания и заполнить таблицу:

Окружающая среда

Способы защиты от неблагоприятного воздействия среды

Медицинская география

Нозогеография

Рекреационная география

    Климат и погода

    Рельеф

    Ландшафты и состав почв

    Растительный и животный мир

    Характер внутренних вод

    Природные зоны

    Природные ресурсы

    Природные явления

    Жилища

    Одежда

    Продукты питания

    Электроэнергия

    Изменение среды (строительство инженернотехнич. сооружений, осушение болот, орошение земель и т. д.)

    Здравоохранение

    Развитие географ., знаний об окр. среде

Изучение природных особенностей территорий с целью выяснения их влияния на состояние здоровья населения

Изучение закономерностей распространения заболеваний, связанных с особенностями среды

Наука о влиянии при­родных факторов на рекреационную деятельность, о территориальной организации отдыха

Расскажите, как вы представляете себе образ жизни одного из этих народов?

1 ряд - таежники

2 ряд - степняки

3 ряд - горцы

Объясните, почему вы так думаете. Используйте план ответа.

а. Занятия населения.

б. Основы ремесла.

в. Из чего делают одежду?

г. Из чего строят жилища?

д. Где и как размещаются жилища?

е. Какие используют средства передвижения?

После завершения урока прошу оценить свои знания, полученные за урок, ЖЕТОНАМИ в наш ПОРТФЕЛЬ ЗНАНИЙ

Урок усвоил - урок не усвоил

Спасибо за урок!



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: