В чем заключается практика иисусовой молитвы. Великая сила иисусовой молитвы

Г де ключ для открытия духовных радостей? На это ответ один: в молитве Иисусовой. Великую силу имеет эта молитва. И степени она имеет разные. Самая первая - это произнесение слов: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного. На высших степенях она достигает такой силы, что может и горы переставлять. Этого, конечно, не всякий может достигнуть, но произносить слова: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя» каждому нетрудно, а польза громадная, это сильнейшее оружие для борьбы со страстями. Бороться нет сил, где взять их? Единственно в Иисусовой молитве.

Враг всячески отвлекает от нее. Ну что за бессмыслица повторять одно и то же, когда ни ум, ни сердце не участвуют в молитве, лучше заменить ее чем-нибудь другим. Не слушайте его: лжет. Продолжайте упражняться в молитве, и она не останется бесплодной. Все святые держались этой молитвы, и она становилась им так дорога, что они ее ни на что не променяли бы. Когда их ум был отвлекаем чем-нибудь другим, они томились и стремились опять начать молитву. Их стремление было похоже на желание человека жаждущего, например, после соленой пищи утолить свою жажду. Иногда такому на некоторое время не удается удовлетворить свою жажду за неимением воды, но его желание еще более усиливается от этого, и, найдя источник, он пьет ненасытно, так и святые жаждали начать молитву, и начинали с пламенной любовью.

Иисусова молитва приближает нас ко Христу.

Иисусова молитва известна большинству православных верующих. Короткое, но очень ёмкое молитвенное обращение к Господу является одной из основных христианских добродетелей.

По словам святых отцов сила Иисусовой молитвы непостижима велика. Она служит надёжной защитой от вражеских помыслов. Являет собой самый короткий путь к Достижению Царства Божия. Богослов Игнатий Брянчанинов считал, что сила Иисусовой молитвы способна даже изгонять бесов из человека, «при этом совершается нечто подобное тому, что совершилось при изгнании беса из беснующегося отрока, после преображения Господня».

Иисусовой молитве придаётся огромное значение в практике исихазма - хранения ума и сердца, сперва от греховных помыслов, а затем - от рассеяния помыслов. В конечном итоге достигается стояние ума на степени созерцания Фаворского света - человек встречается с Богом и плодом моления.

Как только не называют Иисусову молитву верующие: «умное делание» (чаще так говорят про молитву произнесённую в уме), «делание сердца», «умная молитва», «тайная молитва», «трезвение» и множество других. Ни у одной другой молитвы нет такого количества названий, что свидетельствует о её необычной популярности.

Варианты текста Иисусовой молитвы

Известно несколько вариантов Иисусовой молитвы, различающихся длиной текста и используемыми словами.

Каноничным считаются следующие тексты:

Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй меня́ (мя) гре́шнаго (гре́шную).

Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй нас гре́шных.

Не менее часто используется и вариант, установленный Большим Московским собором 1666-1667 годов:

Го́споди, Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас гре́шных.

В наше время этот вариант не считается каноническими, а некоторыми священниками и вовсе рассматривается как один из вариантов молитвы мытаря. Хотя, согласно соборным положениям, в момент своего принятия признавался как единственно верный.

Помимо полных форм Иисусовой молитвы, рассмотренных выше, существуют у неё и формы краткие:

Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй нас.

Го́споди, Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас.

Го́споди, Иису́се Христе́, поми́луй меня́ (мя).

Го́споди, Иису́се Христе́, поми́луй нас.

Го́споди, поми́луй.

И вариант из Акафиста Иисусу Сладчайшему, чтение которого святитель Игнатий Брянчанинов считал приготовлением к непрестанному творению молитвы Иисусовой, предназначенному только для уже преуспевших подвижников:

Иису́се, Сы́не Бо́жий, поми́луй меня́ (мя).

Слушать Иисусову молитву

С давних пор повелось считать молитву одним из способов общения верующего человека с Богом, а поскольку общение это должно быть личным произносить молитвословие принято в уединённой, отстранённой от повседневной суеты, обстановке. Но, как быть если в силу обстоятельств прочитать молитву становится невозможным? В таких, исключительных случаях, допускается молитву слушать, в том числе и молитву Иисусову. В остальном же «кто может при всем этом произносить молитву Иисусову со смирением, тот не должен оставлять оной».

Одной из самых популярных среди верующих является запись Иисусовой молитвы, произнесённой 1000 раз, в исполнении хора Валаамского монастыря. Её вы можете прослушать ниже.

А вот здесь запись Иисусовой молитвы, правда, произнесённую 100 раз, можно скачать .

О пользе Иисусовой молитвы

Иисусова молитва считается великим покаянным обращением человека к Господу, читая которое верующий не только просит Господа о помиловании, но и ходатайствует к Нему о помощи в предстоящих испытаниях и укреплении духа в борьбе с искушениями.

Молитва даёт ключ к духовному развитию и совершенству. Сжигает все нечистые помыслы в сердце и обуздывает кипящие в нём страсти.

Иисусова молитва служит и ещё одной важной цели. Как известно из многочисленных высказываний святых отцов, Богу обязательно должны подчиняться две важнейшие составляющие человеческой души: ум и сердце. Такое подчинение приводит к тому, что со временем вся душа и тело человека становятся вместилищем Святого Духа.

Подчинения души Богу довольно сложно добиться: оно требует непрестанного упражнения - памятования о Господе, коим и является моление Иисусовой молитвой. Если же чтения Иисусусовой молитвы не проводить, то душа человека «будет непрестанно упражняться в тех мыслях и чувствованиях, которые родятся в ней самой, иначе говоря, она будет развивать своё падение, развивать в себе ложь и зло, которыми она заражена».

Об опасности Иисусовой молитвы

Помимо огромной пользы для души чтение Иисусовой молитвы может представлять и опасность для молящегося. В основном она связана с тем, что считается будто темные силы чаще «атакуют» людей, которые молятся Сыну Божьему. Регулярное вдумчивое чтение Иисусовой молитвы способно провести человека в рай и чтобы увести «жертву» на темную сторону, бесы начинают раскрывать перед человеком его грехи и внушать мысли и невозможности спасения. К сожалению не все люди справляются с бесовскими кознями и сдаются, обрекая себя на вечные мучения.

Не меньшую опасность для верующего представляет и духовная прелесть - «обманчивая святость», являющаяся уделом гордых и своевольных людей. Она часто проявляятся на поздних этапах молитвенного подвига.

В состоянии прелести человек начинает думать, что достиг личной святости, научился общаться с ангелами и святыми, и даже творить чудеса. Он легко поддается искушениям и обману, чем с удовольствием пользуется дьявол. Согласно учению Игнатия Брянчининова, все люди в той или иной степени находятся в прелести, а осознание этого, по его словам, «есть величайшее предохранение от прелести». Он также заключает: «Величайшая прелесть - признавать себя свободным от прелести».

Для того чтобы не поддаться искушениям и не сойти с намеченного пути при серьезном занятии Иисусовой молитвой, верующему человеку обязательно нужно постоянно советоваться с опытным духовным наставником, который смог удачно пройти этот путь.

Оптинские старцы об Иисусовой молитве

Иисусову молитву рекомендовали и продолжают рекомендовать для чтения все святые отцы. У каждого из них разные доводы это делать, но наиболее убедительными и понятными для паствы остаются высказывания об Иисусовой молитве преподобных Оптинских старцев. Просто почитайте эти наполненные духовностью и чистотой слова.

Как увидеть Христа? Путь к этому возможен: непрестанная молитва Иисусова, которая одна способна вселить Христа в наши души (Варсонофий).

У нас один меч - молитва Иисусова. Сказано: «Бей этим мечом невидимых ратников, ибо нет более сильного орудия ни на небе, ни на земли» (он же).

Врага и приносящие искушения злые мысли отгоняйте молитвою: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную». Молитва эта может совершаться при всех занятиях (Нектарий).

А лучше всех крестиков и крестоносцев, всех портретиков и их подлинников - вырисовывать на мягком юном сердце Сладчайшее Имя, светозарную молитовку: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную. Вот тогда-то будет верх радостей, бесконечное веселие. Тогда, когда т. е. утвердится в сердце Иисус, не захочешь ни Рима, ни Иерусалима. Ибо Сам Царь со всепетою Своею Материю и всеми Ангелами и святыми придут сами к тебе и будут жить у тебя. «Аз и Отец к нему прийдем и обитель у него сотворим» (Анатолий).

Иисусову молитву твори всегда, потому что призывание имени Господа помогало даже и язычникам. От рассеянности и празднословия воздерживайся трудом с молитвой Иисусовой, а от уныния спасайся плачем о грехах. Когда унываешь, говорит Апостол, молись, а когда весела - то пой псалмы и песни духовные (Иосиф).

Практика чтения Иисусовой молитвы для мирян

Среди мирян довольно широко распространено мнение, что творить Иисусову молитву могут только монахи. Конечно же это не так и браться мирянам за Иисусову молитву можно, но только тем, кому настало время, т.е. людям уже набравшимся достаточного молитвенного опыта. Как говорил святитель Игнатий (Брянчанинов): «Сначала научись молиться правильно, – научившись правильно, молись постоянно». К тому же, совершаемая постоянно сердечная молитва, набирая силу, требует от человека все более полной отдачи, все новых шагов, посвящения всего себя молитвенному деланию, названному позже умным деланием. И к нему нужно быть особо подготовленным - требуются пост, воздержание от посторонних развлечений и строгое исполнение заповедей Христовых. Без такого фундамента вместо огромной пользы молитва может принести существенный духовный вред.

Очень желательно перед началом практики взять благословение у опытного человека, который уже практиковал чтение Иисусовой молитвы. Поговорить с ним о трудностях и искушениях, которые могут встретиться при занятиях молитвой. Советоваться нужно регулярно, ведь никто не знает что ожидает вас на нелёгком молитвенному пути.

Стоит ознакомиться со статьями об Иисусовой молитве святителя Игнатия Брянчанинова, в которых он знакомит читателя с теоретическими аспектами молитвенной практики, даёт разъяснение о том, что такое прелесть и почему не стоит ставить перед собой каких-либо высоких целей.

Ряд верующих считают, что Иисусовой молитвой можно заменить чтение всех других, в том числе и самой главной молитвы - Отче наш. На этот счёт святитель Игнатий Брянчанинов замечал что заменять другие молитвы Иисусовой молитвой (как самой простой и короткой) во всех случаях жизни келейное молитвенное правило разрешало только неграмотным.

В тоже время не будет ничего плохого в том, чтобы включить молитву Иисусову в устоявшееся молитвенное правило. Так, читая утренние молитвы, мы можем перед каждой молитвой прочитать ее десять раз. Иногда сразу же после начинательных молитв можно читать молитву Иисусову вместо утренних молитв и повторять ее например 5 или 10 минут, т. е. в течение того времени, которое обычно необходимо для чтения утренних молитв. Во время вечерних молитв мы тоже можем упражняться в молитве Иисусовой.

Замечательным подспорьем в практике чтения Иисусовой молитвы служит акафист Иисусу Сладчайшему. Обязательно читайте его 2–3 раза в неделю.

Определить, правильным ли путем идет человек в своем молитвенном делании, можно по плодам. Плодом неправильной молитвы может стать гордыня ума. Человек начинает делать все напоказ, старается всем показать, что он долго молится, что он умеет творить Иисусову молитву.

Часто в такой ситуации у людей начинается нервное расстройство, заметное со стороны, - нервные резкие движения, возбудимость, желание что-то доказать, поспорить. Это тоже показывает, что человек неправильно творит молитву.

Практика чтения Иисусовой молитвы 1000 раз

Среди верующих довольно распространено мнение, что для успехов в практике Иисусовой молитвы творить ее следует 1000 раз в день, причем за один присест. Только в таком случае можно достичь нужной концентрации и просветления.

Большинству простых людей творить Иисусову молитву столько раз за присест конечно же невозможно. На этот счет старец Иона Одесский говорил: «Для начинающего, какая есть возможность, так надо и молиться. Хоть 300-500 раз в день помолиться мирянину. Монаху же, как преподобный Нил Мироточивый говорит, - семь тысяч Иисусовых Молитв в день и семь тысяч молитв в ночь. Вот так монах должен творить – постоянно быть в молитве. Но даже и такая капля, как 200-300 раз, - тоже помогает: ангел пишет все. Когда человек постоянно молится, у него бывает наплыв радости, - и он постоянно ощущает ее и еще больше стремится усилить молитву.»

Правила чтения Иисусовой молитвы

Читать Иисусову молитву можно как вслух, так и про себя. Во время чтения обязательно придерживаться следующих условий: 1) понимания смысла каждого слова и всей молитвы и цели молитвы; 2) систематичности; 3) воздержанности; 4) уединения - если не физического, то в смысле погружения в себя; 5) внутреннего умиротворения и спокойствия; 6) умеренной продолжительности молитвословия - в зависимости от ситуации, но прежде всего до тех пор, пока молитва не вызовет утомление; 7) отсутствия подражания в молитве святым.

Опираясь на опыт святых отцов стоит помнить, что при произнесении Иисусовой молитвы основным духовным центром должно становиться сердце. Второй духовный центр - ум - в этот момент нужно «выключать».

У древнецерковных писателей-аскетов была разработана техника "сведения ума в сердце", при которой молитва Иисусова соединялась с дыханием, и на вдохе произносилось: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий", а на выдохе: "помилуй мя, грешнаго". Внимание человека как бы естественным образом переключалось с головы на сердце. Подобную практику нельзя назвать универсальной, подходящей каждому верующему. В принципе достаточным будет с большим вниманием и благоговением произносить слова молитвы. Если же во время чтения заметите, что слова молитвы слились в единую массу и смысл ее потерялся - то такую молитву нужно прекращать делать. Всегда помните, что дело не в количестве прочитанного, а в качестве: лучше прочитать пятьдесят молитв и успокоиться, чем прочитать триста на уровне механического движения.

Сколько раз в день читать Иисусову молитву особых рекомендаций нет. Некоторые люди ставят себе задачу произнести Иисусову молитву пятьдесят, сто или даже тысячу раз за день. В этом случае счёт при исполнении молитвенного правила легче вести имея под руками четки, которые будут служить и напоминанием о необходимости непрестанно молиться.

Ступени совершенства Иисусовой молитвы

Преподобный Варсонофий выделял несколько ступеней Иисусовой молитвы:

«Первая ступень - молитва устная; когда ум часто отбегает и человеку надо употреблять большое усилие, чтобы собрать свои рассеянные мысли. Это молитва трудовая, но она дает человеку покаянное настроение.

Вторая ступень - молитва умно-сердечная, когда ум и сердце, разум и чувства заодно; тогда молитва совершается беспрерывно, чем бы человек ни занимался: ел, пил, отдыхал - молитва всё совершается.

Третья ступень - это уже молитва творческая, которая способна передвигать горы одним словом. Тогда такую молитву имел, например, преподобный пустынник Марк Фраческий.

Наконец, четвертая ступень - это такая высокая молитва, которую имеют только ангелы и которая дается разве одному человеку на всё человечество».

В дополнении к этим ступеням монах Антоний в своей работе «Путь умно́го делания. О молитве Иисусовой и Божественной благодати» добавляет ещё две:

Молитву умную деятельную, которая произносится мысленно (умная) при усилии самого человека (деятельная).

И молитву умно-сердечную, при которой ум сосредоточен в словах молитвы, а сердце- сочувствует смыслу слов. В отличии от идентично названной ступени, выделяемой Варсонофием, эта ступень является более низкой и не предусматривает непрерывного действия.

Подробнее про ступени совершенства Иисусовой молитвы написано в книге Николая Михайловича Новикова «Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий», особое внимание в которой уделяется вопросам перехода от словесной молитвы к умно-сердечной, а также методам управления вниманием и соединения ума с сердцем. Книга доступна для чтения на сайте автора

История появления молитвы

История ходатайств к Господу за помощью насчитывает не одну сотню лет. Упоминания о призывании Христа мы находим уже в Новом Завете. К примеру, вот что написано в главе 10 Евангелия от Марка: «47 Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня». А вот, выдержка из 15 главы Евангелия от Матфея: «22 И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется».

Появление же самой Иисусовой молитвы связывают с апофегмами преподобного Макария Египетского, жившего в IV веке. Из книги «Из добродетелей отца нашего праведного - великого аввы Макария» мы узнаём такую историю пришедшего к преподобному за помощью некого Еваргия, терзаемого страстными плотскими помыслами: «Отче, – проговорил он, – скажи мне слово, чтобы я мог жить». Макарий ответил метафорически: «Привяжи веревку к мачте, подними парус, и по милости Господа нашего Иисуса Христа лодка переплывет бушующий океан, пройдет по коварным морским волнам, минует унылый мрак этого суетного мира». И спросил Евагрий: «Что есть лодка, что есть веревка и что есть мачта?» Авва Макарий объяснил: «Лодка – твое сердце: испытывай его! Веревка – твой ум: прикрепляй его к Господу нашему Иисусу Христу; Он есть мачта, Он укрощает волны бушующего океана, стремящиеся потопить праведных. Разве трудно с каждым выдохом произнести: “Господи Иисусе Христе, помилуй меня! Благословен Ты, Господь наш Иисус Христос: помоги мне”?» Воззвание «Господи Иисусе Христе, помилуй меня», что это как не краткая форма Иисусовой молитвы?

На протяжении десяти веков краткая форма Иисусовой молитвы Макария Египетского оставалось единственной. Знакомая нам полная форма молитвы: «Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй нас гре́шных», появляется лишь в XIV веке. Она записывается преподобным Григорием Синаитом на Крите.

Довольно быстро Иисусова молитва становится популярной. В России её проповедовали Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Паисий Величковский, Тихон Задонский, Феофан Затворник, Иоанн Кронштадтский, сторонники имяславия. Но были и те, кто выступал резко против Иисусовой молитвы. К примеру современник Григория Синаита Варлаам Калабрийский, критикующий замену слова «Боже» на «Сыне Божий»,- что якобы противоречит существующей в Православии «монархии» Бога-Отца и православному учению о Пресвятой Троице, но в тоже время игнорирующий безукоризненность совсем краткой формы молитвы: «Господи, помилуй».

Сегодня все споры между священниками уже утихли и в ходу находится более десятка разных форм Иисусовой молитвы, причем как со словами «Боже наш», так и «Сыне Божий».

Лекция про Иисусову молитву

Существует множество весьма полярных взглядов касательно содержания, толкования и правил чтения Иисусовой молитвы. С одним из них, озвученным иеромонахом Иринем (Пиковским) в рамках Православных просветительских курсов «Православие», вы можете ознакомиться ниже.

Иисусова молитва

Сегодня оставил этот мир отец моего мужа, Лакшманы Праны прабху. У него был рак печени, последняя стадия, и угас он очень быстро, легко, без боли. Я хочу рассказать про его уход, в нем было очень много необыкновенных вещей. Почти мистических.

Незадолго до смерти он решил, что желает умирать в православной традиции, хотя не был православным. Батюшка его исповедал, причастил, соборовал. Через день-два после соборования ему стало худо, он перестал вставать и проводил все время в постели. А потом вообще впал в бессознательное состояние, похожее на кому.

Мы пришли с дочкой Ситой из школы искусств, а бабушка вызвала моего мужа к себе, ей почудилось, что дедушке стало хуже. Я стала заниматься своими делами, Ситу кушать посадила, и вдруг мысль пришла в голову: а, может, пойти? Засвербило что-то внутри. Я позвонила своей подруге православной посоветоваться, она в ответ: «Ты что, конечно, иди, бери молитвослов и вперед!»

Я почти бежала, мне все время казалось, что времени мало, что не успею. В доме родителей мужа была гнетущая и тяжелая атмосфера тоски и ожидания, муж сидел рядом с отцом и повторял мантру. Я достала молитвослов и стала читать необходимые в православной традиции молитвы: канон на разлучение души и тела, а потом еще канон Пресвятой Богородице на исход души, который читают за умирающего, если он не может говорить. Когда я читала, то испытывала такое волнение, как будто что-то необычное и важное происходит, мне казалось, будто стою на пороге вечности и произношу слова, которые умирающий произносит перед тем, как покинуть этот мир, и в этих словах было такое покаянное и смиренное настроение, что плакать хотелось...

Несколько раз из глаз моего свекра текли слезы. А однажды он замычал, у меня было ощущение, что он хочет подпеть. И при этом с виду состояние совсем бессознательное!!! Я еще раз убедилась, что, несмотря на неподвижность тела, душа все видит, слышит и понимает...

Я прочитала все, что полагается, а потом села близко-близко к нему и почти в ухо стала читать Иисусову молитву. Было нелегко, потому что когда люди от рака умирают, у них тело при жизни начинает разлагаться, и запах соответствующий. Но в тот момент, конечно, я об этом не думала. Я просто читала Иисусову молитву, причем так, как никогда в жизни не молилась. Только в критических ситуациях, наверное, можно так молиться. Я читала с такой искренностью и мольбой, что сама сейчас удивляюсь. Я читала от имени свекра, говоря вместо «Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя грешную» - «Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя грешного». Одновременно с молитвой я просила мысленно свекра тоже молиться и просила Господа, чтобы Он забрал свекра сейчас, в такой благоприятный момент, пока он слушает молитвы и помнит о Господе.

Вдруг свекровь стала нас торопить с уходом домой, потому что поздно, мужу на работу утром, Сите надо спать, и я немного испугалась, что мы уйдем, и никто не будет молиться возле свекра. И я чувствовала, что нельзя уходить, была какая-то смутная уверенность, что он уйдет сегодня. Я выпросила еще полчаса и снова стала с утроенной силой молиться. Я представляла, как раб Божий Александр встает с кровати и идет к Богу по светящейся дорожке. Я мысленно говорила ему: идите, не задерживайтесь здесь! Я физически очень ясно ощущала, что он слышит мои мысли и понимает меня. И я все время повторяла Иисусову молитву. И вдруг... Он перестал дышать. Совсем.

Я продолжала молиться. Прошло какое-то время. Прибежала свекровь, упала на грудь к своему мужу и стала плакать. Внезапно он задышал снова. Я попросила ее не мешать ему уходить. И снова стала молиться...

Он ушел, теперь уже навсегда. Я поняла, что он ждал именно меня, точнее, тех канонов, которые я прочитала возле него. Без этого он не уходил. У меня уже был подобный опыт с моей бабушкой, которая тоже ждала... и дождалась. Я еще раз подивилась: как Господь все устраивает! Дивны дела Твои, Господи.

Да пребудет раб Божий Александр с Господом во веки веков!

Говинда Нандини деви даси

МОЛИТВА ИИСУСОВА Наставление желающим проходить умную Иисусову молитву…Вы ищете от меня не правила молитвенного, а всегдашней умной молитвы. Дело высокое и превышающее мои меры и достоинство. Я не смею и подумать противоречить словам Григория Паламы, что возможно

Молитва Иисусова От сердца бо исходят помышления злая (Мф. 15:19) - так прорекли уста сладчайшего Господа Иисуса, Подвигоположника, Начальника и Учредителя делания истинного покаяния. После падения, после того, как человек возлюбил свою злую несовершенную волю более

Иисусова молитва Сегодня оставил этот мир отец моего мужа, Лакшманы Праны прабху. У него был рак печени, последняя стадия, и угас он очень быстро, легко, без боли. Я хочу рассказать про его уход, в нем было очень много необыкновенных вещей. Почти мистических.Незадолго до

«Иисусова молитва» «Иисусова Молитва» или «сердечная молитва» неотъемлема от духовной жизни в Православии. Прямо или косвенно наши беседы постоянно обращались к ней. Поэтому нам кажется необходимым наметить основные черты этого «метода», засвидетельствованного уже

Молитва Иисусова Изгнанием памятования о зле и вселением в нас памятования о Боге, о добре нашему уму заграждаются "все его исходы", клонящиеся ко греху. Далее требуется от нас всяческое доброделание - долженствующее удовлетворение "влечению" ума . Для достижения

II. МОЛИТВА ИИСУСОВА 51. Сия божественная молитва, состоящая в призывании Спасителя, есть следующая: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя! Она есть и молитва, и обет, и исповедание веры, Духа Святого и божественных даров подательница, сердца очищение, бесов изгнание,

Иисусова молитва Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго.Краткие варианты молитвы на все случаи жизни:Господи, Иисусе Христе, помилуй мя.Господи, помилуй.Исповедание веры в Господа Иисуса Христа, Сына Божьего, просьба о милости и помощи, упование на

Молитва Иисусова Молитва Иисусова приносит в сердце человека все добродетели, если, конечно, он при этом противится греховным помыслам. Без молитвы нельзя приобрести добродетели. Это вовсе не означает, что тот, кто возносит молитвы Господу, может делать все что угодно,

Оглавление

И в Византии, и на Руси Иисусовой молитвой занимались не только монахи-безмолвники, но и епископы, и миряне. Накануне празднующейся 31 марта памяти теоретика и делателя умно-сердечной молитвы свт. , протоиерей Георгий Бреев, духовник московского духовенства, настоятель храма Рождества Богородицы в Крылатском, рецензент четырехтомного сборника аскетической литературы «Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий», рассказывает, как совершать ее среди сегодняшнего городского шума.

«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного» - казалось бы, простая молитва. Но духовники призывают своих чад к большой осторожности в ее использовании. На каких же условиях возможно употребление Иисусовой молитвы мирянами?

Необыкновенная сила

Традиция употреблять в молитве слова, обращенные к Господу нашему и Спасителю Иисусу Христу, начинается с евангельских времен, когда люди, встречавшие Христа, обращались к Нему со своими просьбами. Ближайшие ученики Христа - апостолы видели и знали действенность такого обращения. Таким образом, первые христиане начали призывать Имя Христа как в церковной, так и в частной молитве, и эта традиция никогда не умалялась. Молитва, которую мы сейчас называем Иисусовой, оформилась в знакомые нам слова позже, когда особенно ревностные подвижники стали уходить от мира в пустыню. Призывание Имени Божьего было для них живой потребностью. Опыт этих древних отцов запечатлен в книгах «Добротолюбия».

Существуют разные мнения о том, кто и как может совершать Иисусову молитву. Некоторые святые считали, что она имеет необыкновенную силу преображать человеческий ум и исцелять душу. При условии, конечно, разумного и ответственного к ней отношения. Они советовали использовать эту молитву не только пустынникам, но и всем христианам, живущим в мире, даже только начинающим свою духовную жизнь.

Считалось, что если эта молитва, относящаяся к роду покаянных, будет совершаться с сердечным вниманием и постоянно, то принесет пользу и очистит от многих грехов даже людей духовно не очень высоких. Другие отцы, наоборот, считали, что далеко не каждый может пользоваться этой молитвой.

Особенно, если брать ее на вооружение и употреблять постоянно. Потому что как пламя, разгораясь, требует все больше и больше топлива, так и совершаемая постоянно сердечная молитва, набирая силу, требует от человека все более полной отдачи, все новых шагов, посвящения всего себя молитвенному деланию, названному позже умным деланием. И к нему нужно быть особо подготовленным - требуются пост, воздержание от посторонних развлечений и строгое исполнение заповедей Христовых. Без такого фундамента молитва может принести духовный вред.

Из «Добротолюбия» мы знаем, что одна из высших ступеней умной молитвы - созерцание. Это такое особое состояние, о котором святые отцы говорили как о преддверии Царствия Божия. Душа настолько возвышенна и очищена от страстей, что она, таинственно соединенная со Христом благодаря молитве, становится способна видеть Его.

Но для нас это делание слишком высоко. Узнавать об этих состояниях мы можем только из книг. Близкие к нам по времени подвижники говорят, что современный человек, утративший цельность жизни, уже не может притязать на делание таких ступеней умной молитвы. Поэтому, когда некоторые люди - особенно это бывает свойственно неофитам - горячо берутся за призывание в молитве Иисусовой Имени Господа, они могут подвергаться всякого рода опасностям, которые будут не готовы принять.

Пища души

Каждый верующий человек хочет молиться. Святой говорит: сколько человеческих душ в мире, столько и уровней и образов молитвы. Каждый вносит в молитву свой внутренний опыт, свои переживания. А переживания у всех разные. Один с детства имеет дух молитвенный, от природы, от благодати Божией - прямо сразу может молиться. Другому нужно большой жизненный путь пройти, и только в середине этого пути он поймет, что молиться надо. И начнет с трудом делать маленькие шаги, постигать азы.

Молитва - это пища. Если человек жив, он нуждается в еде. Все-таки мы не раз в день подкрепляем себя пищей. Так же и духовно - душа тоже нуждается в пище. Но здесь нужно понимание, живая потребность напиться живой воды, а не формальная сторона, не привычка, не обрядность. Живая вода - это слово Божие. Когда есть эта жажда, тогда и начинается правильный строй молитвы. Его сам Бог выстраивает. Потому что сказано, что без действия благодати мы не можем молиться, даже обратиться к Богу «Авва Отче» мы не можем, по апостолу Павлу, без Духа Святого. Дух Святой дает нам в сердце молитву - ставит и обращает к Богу Отцу Небесному, ко Христу.

У людей, любящих молитву, даже внешность меняется, будь то миряне или монашествующие. Конечно, внешность - не очень убедительный фактор, но все равно по человеку обычно видно, если он молитвенник.

Молитва - это путь, который приводит человека к Богу. И, если человек остановится на половине пути, он может потерять и то, что уже приобрел. Молитва воспитывает высокое, тонкое благородство. Душа становится разумной, отступает от грубых страстей, прозревает, укрепляется в вере. Дух Святой действует и в молитве, и в Священном Писании. Человек начинает прозревать дивную гармонию Божественного Слова, Писания. Потому что молитва подготавливает сердце человека, как сосуд, который потом вмещает в себя все дары благодати Святого Духа. Без молитвы невозможно этого достичь.

Добрый плод молитвы - умирение сердца, когда сердце становится чистым. А чистым сердцем человек узрит Бога. Человек начинает в себе видеть действие страстей и действие благодати Божией, начинает различать, что идет к нему от падших духов. Потом, если человек действительно трудится не вотще, он начинает прозревать суть вещей. Если христианин проходит молитвенный путь с ревностью и со смирением, ему будут сопутствовать духовные плоды.

Вдумчиво и осторожно

Я думаю, что мирянам браться за Иисусову молитву можно. Но делать это нужно по силам, немного и постоянно. и последние оптинские старцы учили, что современный человек должен подходить к Иисусовой молитве очень вдумчиво, очень осторожно и просто.

Не стремиться сразу достичь каких-то состояний - просвещения души, ума. Совершать молитву нужно в простоте сердца. За время моего пастырского служения было уже несколько случаев, когда по рекомендации молодого священника люди начинали совершать непрестанную молитву и в результате приходили к крайне бедственному положению, к психическому расстройству, к состоянию, из которого сами они уже не могли выйти. Были даже случаи, когда люди кончали собой только по причине того, что ревностно взялись за это умное делание, к которому не были готовы.

Для начала нужно обрести молитвенный опыт вообще и только потом постепенно переходить к Иисусовой молитве. Но ставить перед собой высокие цели крайне неразумно. Даже подражать в молитвенном делании святым будет пагубно для нас.

Еще в VI веке святой предупреждал о том, что читать и назидаться высоким духом святых нам необходимо, но подражать им в молитве - верх безумия. Потому что в человеке должно быть не свое личное желание, а побуждение Духом Божиим. Поэтому я всегда предостерегаю: если есть желание и ревность, то прежде нужно научиться тому, чего требует молитва, - внимательности, сосредоточенности, воздержанности и рассудительности.

Ведь мы не достойны тех слов, которые читаем в молитве. Я не достоин даже обратиться к Богу. Господи, как я могу сейчас предстать перед Тобою? А это предстояние и есть молитва. На всяком месте владычество Его, благослови душе моя Господа. Место «владычества Его» - это то место, где я молюсь.

Как не пресытиться?

Научиться сначала нужно искренней, простой, чистой молитве. Потому что многие, начиная читать утреннее и вечернее правило, быстро устают от него. Говорят, что уже приелось, что ничего не чувствуют. Просят разрешения молиться своими словами. Ну, молитесь своими словами. Но молитвенное слово должно истинствовать, должно славословить.

Кто-то из святых говорил, что в молитве человек должен соединяться со словом так же, как душа соединяется с телом. Видите, какой глубокий образ. Если этого единства нет, то молитва нам приедается. Она кажется формальной, холодной, и слова не идут в душу.

И все только потому, что человек не выработал правильный подход к молитве. Не пережил, не почувствовал молитвы в себе. Даже если ты и пережил когда-то какой-то молитвенный образ, он забывается. И очень легко уйти в механизм, совершать одну обрядовую сторону - произносить, говорить, читать, но не молиться.

Для молитвы нужны интерес, внимание, жажда молитвы и истинность. Молитва - это живая потребность. Мне необходимо в данный день, в данный момент выразить себя в молитве, встать перед Богом и сказать: «Господи, вот я перед Тобой стою, день у меня прошел в суете, я где-то потерял свою внутреннюю свободу, где-то ненужным помыслам, заботам отдался, неприятности у меня были и так далее». Какие мы есть, такими мы и должны обращаться к Богу.

Сама жизнь нас учит молитве, Бог нас учит, нас учит. Эти уроки не должны пройти мимо. Тогда только мы и начнем действительно понимать, что такое Иисусова молитва. «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» - это будет уже вопль. Это фактически вся моя природа, сконцентрированная в живом Господе, это поток моих внутренних энергий рвется наружу. Вот тогда, пожалуйста, молись Иисусовой молитвой хоть день и ночь. Тогда Иисусова молитва начнет действовать.

Искушения

Когда человек действительно полюбит молитву, когда его дух возгорится, тогда, по учению святителя Игнатия, Иисусова молитва начнет переходить из словесной формы в сердечную. А сердечная молитва, если будет приноситься со вниманием, начнет захватывать и умные сферы души. Таким только образом умно-сердечная молитва может стать доступной для современных христиан, целиком посвятивших себя Богу. Священники, монахи, благочестивые миряне, которые удалены от повседневных забот и печалей, могут взять этот Божественный дар и с пользой для души совершать умно-сердечную молитву.

Начать я рекомендую так: отстраниться от обычной суеты - от радио, телевизора, уединиться в спокойном месте, где можно молитвенно настроиться. Если со временем у вас начнется серьезное занятие Иисусовой молитвой, необходимо искать тех людей, которые опытно прошли этот путь, и с ними обсуждать все свои состояния.

Начинающему нужен помощник. Потому что активность духа воздействует и на душу, и на психическое состояние, и на нервную систему. Она пробуждает в душе много таких движений, которых, может быть, и не было раньше. Когда человек постоянно творит умную молитву, в нем начинает пробуждаться сокровенное, с чем человек в своей практике, возможно, и не сталкивался.

Есть такой закон в физическом мире - чем мощнее и чем больше какое-то энергетическое движение, тем больше в него вовлекаются окружающие сферы. Так же и молитва Иисусова. Если делать ее с каким-то усилием, с каким-то напряжением, то она может пробудить очень много из чувственного мира и из мира воображения, особенно если мы не имеем покаянного чувства. Весь негатив, который пока сокрыт, придет в движение и может пагубно повлиять на душевное состояние человека.

Определить, правильным ли путем идет человек в своем молитвенном делании, можно по плодам. Плодом неправильной молитвы может стать гордыня ума. Человек начинает делать все напоказ, старается всем показать, что он долго молится, что он умеет творить Иисусову молитву.

В Евангелии сказано: если хочешь Богу принести сердечную молитву, «…вниди в клеть твою, и затворив двери твоя, помолись Отцу твоему, иже в тайне: и Отец твой, видяй в тайне, воздаст тебе яве» (). Если человек не войдет в свою внутреннюю клеть со смирением, с глубокой верою, с покаянным чувством, со вниманием, то это занятие выльется у него или в фарисейство, или в гордое самоутверждение.

Часто в такой ситуации у людей начинается нервное расстройство, заметное со стороны, - нервные резкие движения, возбудимость, желание что-то доказать, поспорить. Это тоже показывает, что человек неправильно творит молитву.

Нельзя вступать в духовный мир без рассуждения. Каждый шаг должен быть проверен и духом Евангелия, и духом заповедей Господних, традицией и учением Церкви, мыслями святых отцов. У человека должно быть ясное состояние разума, чтобы он видел правильные и ложные пути.

Самодвижное делание

В молитве происходит единение всех наших способностей. Иногда у человека активизируется воображение, и ему кажется, что это духовное парение. На самом деле оно может быть не духовное, а только мечтательное. Духовники, делатели Иисусовой молитвы, всегда предостерегали от этого соблазна.

Я считаю, что в творении Иисусовой молитвы пользоваться четками необходимо и очень важно. Когда пальцы держат четки и ты произносишь молитву словесно - это помогает все силы направить на молитву, не рассеиваться. Сердечное внимание, словесное произношение молитвы, перебирание четок - все это вместе помогает вовлечь в молитвенное обращение все силы души. Даже когда мысль готова отстраниться, ты чувствуешь, что четочка тебе не дает. Ты ее крепко держишь, и она через это ощущение порядка следования молитвы помогает даже мысли не рассеиваться.

Если при чтении молитвы сливаются в словесную массу и перестаешь ее понимать - такую молитву нужно прекращать. Как только при чтении молитвы возникает разброд мысли, невнимание или какая-то апатия - вроде мне не хочется читать, не могу - все, надо тут же прекращать. Лучше прочитать пятьдесят молитв и успокоиться, чем прочитать триста на уровне механического движения.

Иногда можно читать Иисусову молитву на службе. Те, кто занимается молитвой, могут прийти на такой уровень - когда спишь, просыпаешься, а молитва продолжается. Ты даже не знаешь, заканчивалась ли она или не прекращалась и идет сама. И вот когда человек достигает такого состояния, он может даже стоять за литургией, внимательно слушать слова литургических молитв, а в сердце сами звучат слова: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного». Это самодвижная молитва. К ней приходят от внимательного, благоговейного призывания Имени Божьего, когда молитва захватывает все уровни подсознания.

Молиться - наша обязанность. Святые отцы говорят, если тебе дается благодать - молиться легко, ты прямо на крыльях летаешь. Если благодать отнимается - молиться трудно. Даже может быть дух противления молитве. Ну что же, терпи. Говори: «Господи, я недостоин молитвенного обращения. Я прогневал Благость Твою». Если дух противления сильно взойдет на тебя - смиряйся, и он отступит. Потому что глубокая молитва всегда вызывает искушения. Как если свечу поставить - сильный ветер может ее задуть. Так и молитвенные огоньки демоны сдувают. Но нужно этот огонек в себе снова воспламенять. Хоть маленький, но он должен теплиться в душе постоянно. Лампадка горит в глубине сердца - и этого довольно.

Подготовила Екатерина Степанова

Календарь Устав Аудио Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы Жития святых Книга отзывов Исповедь Архив Карта сайта Молитвы Слово батюшки Новомученики Контакты

Школа Иисусовой молитвы

Урок о технических тонкостях делания божественного призывания имени Иисуса Христа Сына Божьего

Мир всем призывающим имя Божие с усердием, вниманием и благоговением!

Я не устану повторять, что всё, что я имею от Бога в виде преуспеяния и духовных плодов, я имею благодаря призыванию божественного имени Иисуса Христа. Вот почему я не перестану до конца дней своих призывать людей, желающих спастись и угодить Богу, к покаянному деланию призывания имени Иисуса Христа.

Однако одного призыва к деланию недостаточно. Ведь делание это насколько полезно, спасительно и плодоносно, настолько возвышенно, труднодоступно и крайне неподатливо к успешному практическому его осуществлению!

С одной стороны нет ничего проще и удобнее, чем призывать имя Божие в форме Иисусовой молитвы: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» . С другой стороны, мы настолько сложны и лукавы, что эта простота становится для нас недоступной и даже камнем преткновения. Вот почему нам нужно тщательное руководство со стороны живого опытного делателя для научения этому великому и спасительному деланию. Бедой нашего последнего предантихристового времени является отсутствие опытных делателей молитвы. Сейчас и новоначальных делателей не сыщешь днем с огнем, не то что преуспевших. Тем не менее задача и ее решение остаются прежними, и другого пути у нас просто нет. Если мы не спасемся призыванием имени Божьего, то мы вряд ли спасемся вообще! К тому же вам несказанно повезло, ибо вы можете получать реальную помощь со стороны знающего это делание не понаслышке человека - от меня.

К сожалению приходится отметить, что очень редко кто из моих чад духовных вопрошает меня о делании Иисусовой молитвы. Для меня это служит печальным признаком и свидетельством того, что мои чада серьезно не занимаются спасительным деланием Иисусовой молитвы. Они призывают имя Божье в течение дня, но как придется, мало, без должного внимания и усердия, а потому остаются без преуспеяния. А поскольку нет явного преуспеяния, постольку гаснет и та малая ревность о делании, которая была у них в начале.

Откуда же я знаю, что мои чада не имеют преуспеяния в Иисусовой молитве? А знаю я это из того, что они не задают мне по её деланию никаких вопросов. Не может такое возвышенное делание, которое отцы называли искусством из искусств и художеством из художеств, не ставить перед делателем вопросов. Если нет вопросов по деланию - значит, нет и самого делания!

Но всё же нашлись у меня два чада женского рода, которые задали мне вопросы по деланию Иисусовой молитвы. Поставленные ими вопросы - о дыхании во время молитвы, о надавливании на сердце и другие - свидетельствовали о том, что они занимаются деланием молитвы.

Если на практике не заниматься упражнением Иисусовой молитвы, но лишь читать написанное о ней делателями её, то будет казаться, что все легко и понятно. Но стоит только с должной ревностью и усердием взяться за само делание со вниманием, так сразу возникают препятствия и недоумения, которые и ставят перед делателем вопросы, требующие немедленного разрешения.

Как это ни странно прозвучит, но фактом является то, что чтение деятельных мест древних отцов делателей Иисусовой молитвы может приносить вред современным делателям. Во-первых, нам стало отцов трудно правильно понимать. Во-вторых, между состоянием святых отцов и состоянием наших современников лежит огромная пропасть. Если и в те времена при обилии опытных делателей многие подвижники по гордостному самочинию и неправильным действиям повреждались при делании Иисусовой молитвы, то что говорить о нашем времени и о нас?! Вот почему нам надо быть очень осторожными при чтении советов опытных делателей молитвы Иисусовой, как древних, так и относительно недавних, таких, например, как святитель Игнатий Брянчанинов.

Возьмем, например, вопрос с дыханием во время молитвы. Мы бы не ставили вообще этот вопрос, если бы не находили его у отцов. А отцы писали из своего святого опыта то, что они знали и что им помогало. Однако простое механическое копирование их советов нам не подходит. Мой личный опыт показал мне, что разбивание слов Иисусовой молитвы на те, которые произносятся на вдохе, и те, которые произносятся на выдохе, а также само слежение нашим вниманием за тем, как мы дышим во время молитвы, является для нас препятствием к её деланию, так как способствует рассеянности внимания к словам молитвы и к Божьему присутствию.

Вот почему я лично для себя нашел лучшим в отношении дыхания во время молитвы следующее:

  1. Не следить за дыханием вовсе, но все внимание сосредоточить только на словах молитвы.
  2. Не разбивать молитву на слова, произносимые на вдохе и выдохе, но читать молитву цельно, не взирая на то, как она согласуется с нашим дыханием.
  3. Дышать тихо, свободно, естественно, без всякого напряжения и контроля за дыханием.

Соблюдение этого моего совета разрешает все проблемы с дыханием во время делания Иисусовой молитвы.

Приведу отрывок из письма духовной дочери с вопросом по Иисусовой молитве:

«Пожалуйста, наставьте, как мне поступать.

В отношении Иисусовой молитвы. Из Ваших слов я понимала, что нужно молиться Иисусовой молитвой как можно чаще при всяких обстоятельствах в течение дня, а также как можно большее число молитв произносить в специально отведенное время (в уединении). При этом нужно держать посильное внимание.

Я так понимаю, что без поддержки внимания, моление этой молитвой (именно в уединении) если и приносит пользу, то очень-очень маленькую, помогая лишь стяжать навык частого произношения имени Господа, но не приведет к особому преуспеянию.

Сперва он описывает очень интересно про те искушения, которые могут поджидать начинающего молиться этой молитвой. Потом в какой-то части он чуть ли не пошагово описывает, как нужно приступить к ней впервые, а также, как вообще шествовать этим путем.

Так вот он пишет так, что выражает чуть ли не запрет молиться на первое время числом более, чем 100-200 молитв, а в течение дня и вовсе не рекомендует ее часто повторять, разве что время от времени и не более одной молитвы за раз, объясняя это возможным впадением в различные опасности:

«Молиться на людях, в повседневной жизни, не овладев собою, - значит подвергать свой молитвенный путь всевозможным опасностям. Творить молитву рассеянно - приучиться к небрежности. Творить молитву видимо для окружающих - соблазн гордости. Пока не воспиталось внутреннее внимание, пока душа не навыкла отзываться на каждое слово молитвы, повторение молитвы среди дня помногу неразумно. Со всею тщательностью надо закладывать фундамент молитвенности. Небрежность, хотя и невольная, проистекающая от неопытности, а не от нерадивости, поведет к большим упущениям, которые скажутся лишь впоследствии».

Я не понимаю, как так? Я держалась мысли, что все, как раз-таки, наоборот. Что чем больше, тем лучше. Я помню, что Вы писали часто, что это лучше, но не в ущерб качеству (про уединенную молитву).

Может, такие предостережения сделаны для случая, когда у человека нет наставника в молитве»?

Мой ответ на этот вопрос:

В предупреждении протоиерея Валентина Свенцицкого виден начитанный компилятор, который серьезно и с большой заботой относится к данной теме, но не является опытным делателем Иисусовой молитвы. Он от других лиц, писавших об Иисусовой молитве, собрал правильные сами по себе изречения, но сложил их неправильно и сделал ошибочный и вредный вывод. Он умудрился каждую написанную им фразу преподнести с такой стороны, чтобы тормозить делание.

Я отвечу на его изречение: «Молиться на людях, в повседневной жизни, не овладев собою, - значит подвергать свой молитвенный путь всевозможным опасностям» . Опасности на пути покаянно-молитвенного делания возникают от противления врагов нашего спасения - демонов. Мы можем лишь усугублять для себя эти опасности гордостью, самочинием, невниманием, небрежением и тому подобными действиями. Однако мы не можем оставлять делания, под предлогом наличия опасностей.

Также мы не можем оставлять делания на людях, по причине их присутствия. Люди присутствуют не по нашему выбору и желанию. К тому же им нет никакого дела - молимся ли мы или нет. Ведь при людях мы молимся не на показ, а шепотом или гортанным почувением.

В отношении «не овладев собою» Свенцицкий тоже ошибается. Ведь без призывания имени Божьего с целью покаяния собой овладеть нельзя никак. По Свенцицкому же выходит, что современный христианин непонятно как должен сперва овладеть собой и лишь затем браться за делание Иисусовой молитвы. Так утверждать нелепо, ибо все обстоит как раз наоборот. Сперва мы начинаем с Божьей помощью призывать с целью покаяния имя Божье, а затем приходим к овладению собой.

Его изречение: «Творить молитву рассеянно - приучиться к небрежности» настолько смешно, насколько и вредно. Никто не учит и не призывает творить молитву рассеянно. Наоборот, все опытные делатели говорят и пишут, что у новоначального делателя молитвы вся борьба идет за внимание к словам молитвы. Другое дело, что человек, приступивший к деланию Иисусовой молитвы, сразу же сталкивается с большой проблемой - расхищением его ума во время молитвы или рассеянием его ума. Но это состояние для падшего человека является неизбежным, ибо есть жуткое следствие его падения. Для того-то и приходил на землю Сын Божий Иисус Христос, чтобы вывести нас из этого жуткого и погибельного состояния.

Для того-то Он и даровал нам в помощь моление Его всемогущим божественным именем! Как же из этого рассеяния ума мы можем выйти без призывания Его имени? Никак! Ведь само призывание Его имени новоначальным и открывает ему великую его беду - насильственное расхищение его ума помыслами. Без моления именем Иисуса Христа человек бы не узнал о таком своем погибельном состоянии, но продолжал бы погибать в обрядоверии и поверхностном молитвословии по книгам. К небрежности приводит сознательное пребывание в рассеянности ума без сопротивления этой рассеянности, а не пребывание в молитве.

Не менее нелепо и это изречение Свенцицкого: «Творить молитву видимо для окружающих - соблазн гордости». Я не представляю, как можно творить Иисусовую молитву видимо для окружающих. Для этого надо либо громко её произносить в присутствии других, либо написать её в виде плаката и ходить с ним. Но ясно, что никто из молящихся так не делает. Вот почему угроза возгордения от делания напоказ мнима.

Полное непонимание сути делания показал Свенцицкий в своем изречении: «Пока не воспиталось внутреннее внимание, пока душа не навыкла отзываться на каждое слово молитвы, повторение молитвы среди дня помногу неразумно». Кто же выступает против внутреннего внимания? Кто выступает против навыка души - отзываться на каждое слово молитвы? Но как может воспитаться внутреннее внимание без внутренней молитвы? Как может душа (лучше говорить - сердце) отзываться на каждое слово молитвы без упражнения в молитве? Получается, что написав о необходимости внутреннего внимания и навыка - отзываться душой на всякое слово молитвы, Свенцицкий должен был призвать к усердному её возделыванию со вниманием, а не к её прекращению, как он это сделал.

В своем казалось бы правильном увещании: «Со всею тщательностью надо закладывать фундамент молитвенности» Свенцицкий не указывает то, как это делать, но в общем контексте его изречений выходит, что это надо делать с как можно меньшим числом призываний имени Иисуса Христа в течение дня. Трудно найти рекомендации более вредной, чем эта!

«В отношении скорости я тоже не знаю, что предпринять. Обычно была такая, что ровно за полтора часа, если не отвлекаться, могла прочесть 1000 молитв. Но такое количество я в последнее время осиливаю очень и очень редко. При такой скорости в конце я уже совсем невнимательна, и только спешу "дочитать". При этом я чувствую, что ум не поспевает за словами, едва улавливая лишь "Иисусе Христе". Смысл остальных слов смазывается, а ум парит.

При этом я старалась молиться, как Вы писали в одном из ответов - не прерываясь на вдыхание, а и при вдохе произнося молитву (правда, при вдохе ее получается произнести лишь шепотом, а слова звучат не так четко). Сперва для меня был неясен вопрос о правильности "непрерывной" молитвы, но потом я нашла ответ на сайте: "Для себя я нашел лучшим следующее: ... не делить слов молитвы на вдохе и выдохе, но читать их непрерывно, не переводя внимание на процесс дыхания" .

Эти пару дней я попыталась читать медленнее - с темпом, который медленнее обычной речи - так, чтобы можно было разуметь, замечать каждое слово. Мне показалось это неплохо, но с таким темпом очень много теряется в количестве. Я вообще в тот раз прочитала всего около 200, не заставив себя на большее, а во второй раз меньше ста, а потом снова отключилась из-за телесной усталости. Вы писали: "Иисусовую молитву должно стараться читать везде, в любых условиях и как можно чаще" .

На меня в последнее время нападали помыслы о том, что такое произношение, сделанное без должного внимания к словам, не дает пользы; а про уединенную молитву возникают мысли, что такое малое количество мне не поможет.

Батюшка, какая должна быть скорость, оправдано ли ее уменьшение (и вследствие этого, сокращение количества молитв)? Может, сперва только так и можно стяжать внимание?

Как мне полезно поступать?

Пожалуйста, вразумите, батюшка! Утвердите»!

Скорость чтения молитвы Иисусовой определяется каждым делателем для себя самого опытно. Надо читать молитву как можно быстрее, но так, чтобы это способствовало вниманию к словам молитвы, а не препятствовало ему. Если при начале чтения молитвы скорость, держащая внимание, может быть одна, то по истечении некоторого времени, когда ум устанет от наряженного делания, скорость надо плавно уменьшать, согласовывая её со вниманием. Нам надо всеусердно держаться за внимание и регулировать скорость произношения молитвы согласно ему. Количество молитв или часов, проведенных в молитве, само по себе не имеет значения, но при борьбе за внимание во время этого количества и во время часов, проведенных в молитве, это количество и эти часы непременно послужат на улучшению качества нашей молитвы, и прежде всего на улучшение нашего внимания в ней. Читать же Иисусовую молитву при полной потере внимания и без борьбы за него не следует.

При чтении Иисусовой молитвы важно не только количество, работающее на качество, но и частота произнесения молитвы. Поскольку мы существа тёплые, то и процессы, в нас происходящие, всегда связаны с теплом. Наше каменное по состоянию сердце нуждается в размягчении влагой - плачем со слезами, и в согревании молитвой. Для согревания сердца молитвой и одновременной обработке его ею в разогретом состоянии очень важна частота молитвы, т.е. произнесение определенного числа молитв в единицу времени. Вот почему, если наше внимание требует от нас очень неспешного произнесения молитвы, мы будем делать её с такой, угодной нашему вниманию скоростью, но лишь в виде исключения, ради укрепления внимания и лишь непродолжительное время. Долгое пребывание в молитве даже со вниманием к её словам, но без достаточной для воздействия на наше сердце частоты не полезно для нас и приведет к плохим последствиям. Ведь и мы позволяем своим детям в начале освоения ими грамоты читать по слогам. Но мы не желаем, чтоб они долго пребывали в таком послоговом чтении, но стремимся обучить их беглому и осмысленному чтению. Так и при делании Иисусовой молитвы мы должны стремиться к беглому (т.е. возможно быстрому), но внимательному и осмысленному её произношению.

Усталость наша от чтения молитвы и во время чтения молитвы - вещь неизбежная. Однако мы должны знать, что часто её наводят бесы, не желающие упустить нас из своего плена. Вот почему нам должно не доверять себе в ощущениях усталости, но продолжать делание молитвы вопреки этому ощущению. Если это бесовское действие, то оно пройдет и бесы будут пытаться применять другое средство для запинания нас в нашем делании. Если же усталость будет естественная, то она возьмет верх.

Лукавство насчет запугивания нас нашей усталостью легко увидеть в том случае, когда для молитвы мы чувствуем крайнюю усталость, но для предложения в земном (например, прием гостей, поездка на прогулку или развлечение и т.п.) мы забываем об усталости.

Для определения правильности нашего делания у новоначального мы должны знать о первом признаке, свидетельствующем о правильности нашего делания. Таким признаком является открытие явной бесовской брани.

Для бесов существуют две важнейшие задачи в борьбе за погубление уверовавших во Христа людей:

  1. Отвести под любым предлогом от духовного отца.
  2. Отвести под любым предлогом от моления Иисусовой молитвой.

В отношении к молению именем Иисуса Христа они стараются все сделать, чтобы не допустить человека к этому спасительному для него деланию. Если этого сделать им не удалось, то они начинают борьбу за отведение человека от этого делания. Если и в этом они не преуспеют, то начинают путать человека в самом делании Иисусовой молитвы, стараясь свести его в неправильности и тем лишить человека пользы от молитвы. Но если человек будет правильно возделывать молитву Иисусовую, то бесам ничего не остается, как открыть явную против него брань.

Брань, воздвигамая бесами против делателя Иисусовой молитвы, бывает многообразной, но сводится она к нескольким основным видам:

  1. Запугивание, устрашение или страхование, чтобы человек, испугавшись, прекратил бы занятие молитвой. При этом бывает наведение различных звуков, рычаний, говоров, шумов, топотов и т.п. Наводятся и явления в виде света, свечений, в виде показа уродливых монстров, исполинов, карликов, невиданных животных и прочих страшилищ.
  2. Воздействие через плотское саможаление, чтобы человек от жалости к себе, не терпя боли и прочих неприятных ощущений, наводимых бесами на молящегося, прекратил бы или хотя бы ослабил бы делание молитвы.
  3. Наведение тщеславных помыслов и ощущений, похвалы от бесов, чтобы человек превознесся и попал бы в прелесть бесовскую и потерял все благие плоды от делания молитвы.
  4. Наведение ощущения безполезности делания, невозможности его для данного делателя, безуспешности и от всего этого - наведение злого уныния и разленения к деланию, с оставлением его.
  5. Использование к препятствию для молитвы окружающих людей и средств. Против делателя восстанут родители (если они есть и живут рядом) и прочие подвластные им родственники и друзья. Они все вдруг срочно вспомнят о делателе, возымеют в нем и в его помощи крайнюю нужду, будут звонить ему, приглашать, приходить к нему и повисать на нем своими «важными» просьбами. Приятели, которые давно не общались с делателем, вдруг вспомнят о нем и начнут наседать со своими пустыми предложениями. Бесы будут включать ложную жалость к родителям или детям и прочим близким людям. На улице и в общественном транспорте к делателю начнут приставать сумасшедшие, бесноватые, пьяницы, цыгане и бомжи. Они будут то восхвалять делателя вслух всем, называя его «святым», то шарахаться от него, как от прокаженного. В том и в другом случае цель бесов - нанести смущение делателю и охладить его ревность к деланию молитвы.
  6. Нападение во сне и через сновидения.
  7. Нападение через зверей, птиц, животных, насекомых и стихий.
  8. Нападение от братий и лжебратий.

Если подобная брань у вас открылась - благодарите Господа Бога и потерпите её, не оставляя делания, - значит, вы на правильном пути!



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: