Рождество христово когда празднуют в. Один праздник, но две даты: почему католики и православные отмечают Рождество в разные дни? О Рождестве Христовом: история праздника

Являясь сугубо христианским праздником, Рождество, тем не менее, не оставляет равнодушными ни ярых атеистов, ни последователей остальных конфессий во всем мире. Это торжество добра, любви и милосердия, которое объединяет людей, в независимости от того, в какой день происходит празднование и какими традициями сопровождается. Рождество Христово 2017 в России станет одним из ярчайших моментов зимних каникул, когда среди череды шумных праздников найдется место и для духовной составляющей.

Праздник, который объединяет

Традиция празднования Рождества несет в себе глубочайший смысл – верующие славят в этот день Христа, появившегося на свет в славном городе Вифлеем. Светлая радость и благодарность – вот те чувства, которые должны сопровождать православных в этот день. Посещая праздничные службы, проводя это время с семьей, мы постигаем важнейший смысл существования, пытаясь приблизиться к Богу.

Праздник этот относится православной церковью к двунадесятым и потому на вопрос, какого числа Рождество Христово как в 2017 году, как и в любое другое время, нужно отвечать – 7 января, так как дата эта фиксированная и не меняется год от года. У католиков празднование Рождества приходится на 25 декабря по Григорианскому календарю. В этом и лежит причина того, что православное, отмечаемое по Юлианскому летоисчислению, и католическое рождество 2017 не совпадают по числам. Но суть праздника от этого все равно не меняется.

Ведь на самом деле абсолютно неважно, на какую дату выпадает это торжество, будь оно католическое или какое-либо другое, главное, что оно есть, и приносит огромную радость всем людям. В европейских странах этот католическое празднование по своей значимости превосходит встречу Нового года. Рождественские приготовления там начинают за 2 недели до самого праздника, стараясь все предусмотреть, приобрести подарки для всей семьи, украсить дом, позаботиться о праздничном ужине.

Канун Рождества и его обычаи

Рождеству предшествует Сочельник – день, которым заканчивается рождественский пост. У католиков он выпадает на 24 декабря, у православных – на 6 января. В России в Сочельник оканчивается двухнедельное говение, и только когда на небе зажжется первая звезда, разрешается вкушать трапезу. Ужин традиционно состоит из 12 постных угощений, среди которых обязательно должны содержаться:

кутья с орехами, маком и медом,вареники,блины,каши,отварной горох,борщ из грибов,узвар (своеобразный компот из сухофруктов).

И только на следующий день на столе появляются мясные, рыбные и молочные блюда, от которых воздерживались в течение поста. Жаркое, домашние колбасы, каши со шкварками, кутья с мясом, - чего только не готовили раньше хозяйки на рождественский ужин. Впрочем, их примеру можно последовать и сейчас.

Рождественские традиции

Какими разными не были обычаи в разных странах по поводу встречи Рождества, всех их объединяет одно – этот праздник традиционно предполагает проявление милосердия абсолютно ко всем людям. На Руси считалось, что случайно заглянувший в дом в эти дни незнакомец, пусть это будет даже нищий, может оказаться самим Спасителем. Поэтому таких гостей охотно привечали и оказывали разнообразные почести. А у европейцев благотворительные мероприятия, приуроченные к Рождеству стали своеобразным символом этого праздника. Так или иначе, в эти дни церковь призывает нас проявлять милосердие не только к близким и хорошо знакомым нам людям, но и всем без исключения, кому наша помощь окажется кстати. Даже остатки праздничного ужина выносили за забор, оставляя их лесным животным, пытаясь задобрить их.

Также это время требует не только душевной чистоты. На Руси перед Рождеством устраивали генеральную уборку, начищая весь дом до блеска. Приведя дом в порядок, старались позаботиться и о своем внешнем виде – ходили в баню, по возможности одевали новые нарядные одежды.

Рождество Христово – первый день святочных гуляний, которые продолжаются ровно 12 дней до Крещения Господня. Этого времени с нетерпением ждала вся молодежь. Ведь теперь можно колядовать, устраивать шумные гуляния, заниматься святочными гаданиями. Последнее не приветствуется церковью, но повсеместно практиковалось абсолютно всегда. В этой рождественской традиции причудливым образом находят отклик языческие обряды. Это волшебное время, в которое небо приближается к человеку, и вполне возможно поднять завесу тайны над своим будущим.

Рождественские приметы

Особо внимательно наши предки присматривались к природе и происходящим в ней явлениям, пытаясь предугадать, что ожидает их в грядущем году. Воспользоваться древним опытом можете и вы в наступающем 2017 году:

  • любой сон на этот праздник – вещий;
  • метель и вьюга означает раннее наступление весны;
  • нельзя заниматься домашними делами;
  • занимаясь в этот день шитьем вы обрекаете одного из своих родственников на слепоту;
  • приготавливая праздничный ужин, замечаете, что все буквально валится из рук? Это - к хорошему урожаю;
  • много звезд и инея – много уродится гороха;
  • теплая погода на праздник к поздней и холодной весне;
  • во время праздничного ужина не запивайте еду водой, это запрещено;
  • со дня Рождества до Крещения охотникам нельзя охотиться на дичь, в обратном случае – быть беде;
  • потеря молодой незамужней девушкой расчески в эти дни означает, что ее суженый уже спешит к ней.

Готовясь к встрече Рождества в 2017 году и посвящая себя приятным хлопотам, не забудьте о главном, – что это праздник души, семейного единения, мира и покоя. В поисках подарков и приготовлении праздничного ужина уделите время и молитве, посетив храм, помогите обделенным людям, сделайте добро не из корысти, а по велению сердца, и тогда с полной уверенностью можно будет сказать – праздник удался!

Пару лет назад, накануне Рождества, французские студенты-социологи провели опрос среди своих сверстников, гуляющих по Парижу. Вопрос был один: "Что мы празднуем на Рождество?" Варианты предлагаемых ответов могли бы показаться шуткой: тут было "на Рождество празднуют окончание рождественских распродаж" и "на Рождество отмечают приход "Père Noël" ("Отца Рождества") с подарками", "Рождество - праздник в честь установки рождественской елки" и "Рождество - это как репетиция Нового года", "Рождество - начало двенадцатидневных зимних праздников с 25 декабря по 6 января" и даже "Рождество - это праздник связанный с выходом на экран новой рождественской кинокомедии". Только один ответ упоминал Бога: "Рождество - это день рожденье Христа".

Конечно, опрос можно было бы посчитать студенческим приколом, если бы не то пугающе малое количество респондентов, вспомнивших в этот великий праздник о Христе. Твердо веря, что в среде нашей молодежи подобное невозможно, мы все же решили кратко, конспективно изложить, в чем суть праздника Рождества и как его правильно провести. Приступим. Причем читать текст могут и те, кто давно уже подпадает под категорию +18.

1. Что мы празднуем в день Рождества?

Боговоплощение. То есть рождение Бога в человеческом роде. Рождение от Пресвятой Девы Марии Спасителя.

2. В чем разница между Новым годом и Рождеством Христовым?

У двух зимних и стоящих рядом в календаре праздников совершенно разный смысл. Новый год - начало условного отрезка времени, придуманного людьми, начало нового календарного года. Отмечая этот день, мы отдаем дань человеческим установлениям. Эту дату не так уж сложно и сместить, что и было проделано в 1918 году, когда Ленин подписал "Декрет о введении в Российской республике западно-европейского календаря". Празднуя Рождество Христово, мы заново переживаем событие совсем другой значимости - рождение Иисуса Христа. Пришествие в наш мир Спасителя - поворотный момент в истории человечества.

Но раз события, лежащие в основе НГ и РХ, совершенно не сопоставимы по значимости, то и те традиции, которые закрепились за этими праздниками, тоже несравнимы по своей глубине. К советской традиции празднования Нового года можно отнести разве что салат "оливье", шампанское, бессменный "Голубой огонек" и елку, перекочевавшую сюда из Рождества. Традиции православного Рождества имеют глубочайшие корни и символику. О них позже, сначала о самом рождении Спасителя.

3. Как произошло Рождество Иисуса?

Мы помним, что за девять месяцев до рождения Христа, а, значит и Рождества Христова, происходит событие, получившее название "Благовещение Пресвятой Богородицы", когда Архангел Гавриил приносит Богородице Благую весть (отсюда "Благовещение") о том, что она станет Божьей Матерью: "Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты между женами". Мария смутилась от этих слов, но Ангел продолжает: "Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога, Ты родишь Сына и наречешь имя Ему Иисус. Он будет велик, и назовется сыном Всевышнего, и Царству Его не будет конца". Имя Иисус и означает "Спаситель". Мария в недоумении спрашивает Ангела: "Как это будет, когда Я мужа не знаю?" И Ангел отвечает: "Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя, и рожденный наречется Сыном Божьим". Так начинается история нашего спасения, история пришествия Бога в наш мир, история Боговоплощения.

В то время Иудея была завоевана Римской империей и вошла в ее восточные провинции. Для того чтобы упорядочить систему налогообложения единодержавный император Римской империи Октавиан Август (63 г. до н. э. - 14 г. н. э.) решает провести перепись своих восточных провинций. Причем иудеи должны переписываться по месту их происхождения. И старец Иосиф, обручившийся с Марией, заботившийся о ней, и сама Дева Мария, были потомками знаменитого библейского царя Давида (умер около 970 г. до н. э.), происходившего из Вифлеема. Потомки царя Давида были лишены трона еще в VI столетии до н. э. и давно уже жили так же, как и остальные иудеи, ничем среди них не выделяясь. Однако пророки задолго до Рождества Христова возвещали о том, что Спаситель, Мессия придет из рода Давидова, и именно поэтому мы акцентируем внимание на столь важном факте. Так вот, раз Дева Мария и Иосиф происходят из рода царя Давида, а их далекий предок был выходцем из Вифлеема, то ожидающая ребенка Мария вместе с Иосифом вынуждены были совершить долгий путь из галилейского города Назарета, где они живут, в Вифлеем - город для них чужой. Перепись, как можно ослушаться указа императора?

Из-за наплыва народа места в гостиницах Вифлеема для Святого Семейства не находится, и они останавливаются за городом, в пещере - сюда пастухи в ненастье загоняют скот. В этой пещере у Девы Марии ночью и рождается Младенец - Сын Божий, Христос Спаситель мира. Мария пеленает Своего Сына и кладет в ясли - туда, куда обычно кладут корм для скота. И животные своим дыханием согревают Богомладенца. Как поется в эти праздничные дни в храмах, ясли стали "вместилищем невместимого Бога". С одной стороны невместимого по Своему Величию Бога, но, одновременно, и беспомощного Младенца. В этом неразрывном единстве природы божественной с природой человеческой и заключена тайна боговоплощения. Тайна, которую нам, людям, не дано познать, но которую мы можем почувствовать - сердцем.

4. Как мир узнал о рождении Спасителя, как мир это воспринял?

Вифлеемские пастухи первыми узнают о рождении Спасителя. В эту ночь они пасут свои стада в поле, как вдруг перед ними является Ангел Божий: "Не бойтесь! - говорит он, - я возвещаю вам великую радость, которая будет не только для вас, но и для всех людей: ныне родился в городе Давидовом (т. е. в Вифлееме) Спаситель! Вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях".

Но пастухи были не единственными, кто поклонился Богомладенцу. Богородица и Иосиф вместе с Младенцем Иисусом еще оставались в Вифлееме, как из далекого востока в Иерусалим пришли волхвы - мудрецы и звездочеты. Они тоже давно уже ожидали рождения Того, Кто станет Мессией - Спасителем. В Иерусалиме диковинно одетые пришельцы с востока начинают расспрашивать: "Где новорожденный Царь Иудейский? Мы видели, как восходит Его звезда, и пришли Ему поклониться!" Услышав это, мнительный и жестокий царь Иудеи Ирод "взволновался, а с ним и весь Иерусалим". От знатоков Священного писания испуганный Ирод узнает, что пророки предвещали рождение Царя Иудейского, Спасителя, в роде Давидовом, в городе Вифлееме. Подозрительному Ироду и в голову не приходит, что царство новорожденного Владыки Израиля будет "не от мира сего", что речь идет не царстве земном, а о Царстве Небесном. Это все слишком сложно для жестокого самозванца Ирода. А Ирод, действительно, чудовище - он приказал казнить свою жену и детей только из подозрения, что они намерены лишить его власти.

Итак, услышав, что возможный конкурент уже родился, Ирод призывает к себе ни о чем не догадывающихся волхвов, узнает у них время рождения Мессии и посылает их в Вифлеем с коварным поручением: "Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему".

Волхвы направляются в Вифлеем, и новая звезда указывает им путь.

Итак, ведомые звездой, волхвы идут в Вифлеем. И остановилась звезда "над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою. Когда же они отошли, - се (вот), Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его…"

Так, с бесприютности и скитаний, начинается жизнь Христа.

Когда родился Спаситель, люди по-разному отнеслись к этому событию. Одни, как волхвы, с чистым сердцем пошли встречать Его, чтобы возрадоваться. Другие, как Ирод, решили Его уничтожить. Были и равнодушные, которые не пустили Богородицу в свой дом переночевать. Им было все равно, они были не способны на милосердие, на сострадание. При молчаливом согласии таких людей и совершается зло. И те, и другие, и третьи есть и среди нас. И каждый из нас ежедневно стоит перед выбором: с кем он? Где он? Со Христом, или за Ирода? А, может, просто укрылся в своем уютном мирке и не впустит туда чужую беду и боль, а, значит, не впустит и Господа.

5. Традиции празднования Рождества Христова

Во-первых, сам праздник Рождества Христова начинается с ожидания. И главное в этом ожидании пост, длящийся с 28 ноября по 6 января. Пост готовит дух и тело к восприятию самого события Рождества Христова, к участию в нем. Подобно тому, как волхвы шли в Вифлеем и ожидали увидеть родившегося Христа, готовились к этой встрече, несли ему дары, так и мы, совершая пост, совершаем духовный путь и приносим Господу свои духовные дары. Это ожидание праздника. А есть еще и приближение праздника. Приближение заключается в том, что накануне, 6 января, совершается , день очень строгого поста, когда готовится сочиво - блюдо из пшеницы и меда. В этот день не едят "до первой звезды" в воспоминание о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к месту рождения Спасителя. Сочельник проходит в подготовке - люди готовятся к Исповеди и Причастию, чтобы причаститься на праздник Рождества Христова, готовят рождественскую трапезу.

Во-вторых, понимая, насколько важно для нас, людей, внешняя сторона событий, Церковь готовит нас к празднику и особыми рождественскими традициями. В домах ставится вечнозеленая елка - символ вечной жизни, которую даровал нам Христос.

Звезда, которой венчают наши елки, напоминает о Вифлеемской звезде, зажегшейся, когда родился Иисус, звезде, которая вела волхвов к Богомладенцу, указывала им путь.

В Рождественский сочельник на окна принято ставить горящую свечу. Тут тоже глубокий смысл. Свеча - символ человеческой души, которая горит перед Богом. Горит и освещает путь другим. Зажженная свеча в окне перед Рождеством показывает, что в этом доме ждут Христа. Потому что смысл нашего празднования в рождении Христа в нашем сердце.

И, наконец, когда мы дарим на Рождество подарки, мы уподобляемся волхвам - восточным мудрецам, принесшим Богомладенцу свои дары: золото, ладан и смирну. Эти подарки волхвов тоже были глубоко символичны: золото, как Царю, ладан, как Богу и смирну, благовонную мазь, используемую при погребении, как человеку смертному.

6. В чем смысл Праздника Рождество Христово?

Тайна Боговоплощения недоступна уму человеческому. Но эта величайшая, Божественная тайна воплощения связана с двумя другими тайнами, близкими сердцу каждого: тайной рождения и тайной любви.

Каждому знакома радость, которую мы испытываем, когда рождается человек, каждый из нас, хоть однажды, соприкасался с тайной любви. Именно поэтому события Рождества Христова, при всей их непостижимости, близки сердцу каждого, и событийный ряд этого праздника понятен даже самым маленьким детям. Спаситель рождается в человеческом роде, это не какой-то отвлеченный, посланный нам Бог, не имеющий родства и связи с людьми. Бог принимает плоть человеческую. Он, рожденный от Святого Духа, принимает весь наш психофизический мир. Потому что для того, чтобы спасти человека, нужно было познать его до конца, нужно было пройти весь земной путь человека - от рождения, через страдания, к смерти. И Бог проходит этот путь, и делает это из любви к нам.

7. Зачем нужен праздник Рождества?

Бог приходит в наш мир в тишине Вифлеемской ночи, и сам факт Его рождения - это уже наше приближение к Богу, потому что, по словам митрополита Антония Сурожского: "Всякий человек, уже тем, что он человек, приобщен к тайне Христа". Отныне человек не одинок в этом мире. "Христос стал Человеком для того, чтобы все мы, все без остатка, включая тех, которые в себя потеряли всякую веру, знали, что Бог верит в нас, верит в нас в нашем падении, верит в нас, когда мы сами изверились друг во друге и в себе, верит так, что не боится стать одним из нас". "Бог стал Человеком, чтобы человек мог стать богом", - так сформулировал великую тайну боговоплощения священномученик II века Ириней Лионский.

Этот великий день олицетворяет приход Спасителя на Землю.

В 2017 году, как и в любом другом, Рождество празднуется 7 января . Рождественский пост подошел, наконец, к своему логическому завершению. Теперь воздержание и смирение сменяет радость и веселье, ведь

История и смысл праздника:
Это один из древнейших праздников в христианстве. Начало празднования Рождества датируется примерно 4 веком, однако тот вид, который оно имеет сейчас, приобрел данный праздник лишь к временам средневековья - примерно к 12 веку.

Это праздник не только посвящен спасению человечества, но и мужеству, силе воли Божьей Матери. Очень трудно даже отдаленно представить, что может чувствовать мать, которая точно знает, что ее чаду суждено погибнуть за грехи людей. Еще будучи маленькой девочкой Мария знала, что ее предназначение на этой земле иное, нежели просто выйти замуж и завести детей.

Ангел, явившийся к ней однажды, сказал, что родит она сына от Святого Духа, который вдохнет силу в ее чрево. Этот ребенок спасет мир от первородного зла и греха. Задачей Марии было рождение сына и уход за ним. Именно поэтому принято считать, что спасение человечества началось с самой Девы Марии, а не со Спасителя, ибо Божьей Матери пришлось пережить множество невзгод, трудностей. Жизнь ее была насыщена страданиями, которые привели ее к счастью. Она стала ближе к Небесам уже при жизни.

Сразу после рождения Иисуса Христа пытались убить. Ирод, царь иудейский, приказал убить всех детей возрастом до 2 лет, чтобы быть уверенным, что Мессия мертв. Пока муж Марии ходил в Вифлием, чтобы принять участие в переписи, начались роды. Иосиф вернулся и увидев, что Марии требуется помощь, отправился за повитухой. На обратном пути они стали свидетелями чуда: пещера, в которой рождался Сын Божий, была освещена ярким неземным светом. Войдя в укрытие, они увидели ребенка на руках у Заступницы.

Как волхвы преподнесли свои дары младенцу Христу, так и мы преподносим свои подарки маленьким детям, кладя их под елку. Звезда на верхушке ели символизирует ту самую звезду, которую волхвы увидели накануне рождения Спасителя.

Это светлейший праздник для всех нас, ибо он дарит нам надежду на светлое будущее. Он учит нас верить в чудеса и в силу слова Божьего, ибо произошло все так, как сказал сам Господь. 7 января мы заряжаемся добром на весь будущий год. Древняя русская поговорка гласит: чем добрее будешь в Рождество, тем добрее мир и Бог будут к тебе.

С Рождеством, любите друг друга и берегите друг друга!

В это время, согласно Евангелию от Матфея, с дарами к Богомладенцу шли волхвы (древние мудрецы) с востока. Они ждали, что вскоре на землю должен прийти великий Царь мира. Увидев необыкновенную звезду, восшедшую над Вифлеемом в момент рождения Иисуса, волхвы (по преданию, их звали Гаспар, Мельхиор и Валтасар) направились в Иерусалим, чтобы расспросить, где нужно искать Спасителя мира. Прослышав об этом, царь Ирод, правивший в то время Иудеей, взволновался и призвал их к себе. Он выведал у волхвов время появления Вифлеемской звезды - возможный возраст будущего царя, которого он опасался как соперника своему царствованию. Ирод лицемерно просил, чтобы волхвы известили о месте рождения младенца, "чтобы и мне пойти поклониться Ему".

Следуя за путеводной звездой, волхвы достигли Вифлеема, где поклонились новорожденному Спасителю и принесли дары Востока: золото, ладан и смирну. Эти дары имели глубокий смысл: золото принесли как царю в виде дани, ладан как Богу, а смирну как человеку, который должен умереть (смирной в те далекие времена помазывали умерших). Затем, получив от Бога откровение не возвращаться в Иерусалим, другим путем ушли в свою страну.

Разгневанный Ирод, обнаружив, что волхвы не послушались его, отправил в Вифлеем солдат с приказом предать смерти всех младенцев мужского пола до двух лет. Евангелие повествует о том, что Иосиф, получив во сне предупреждение об опасности, бежал с Пресвятой Девой Марией и Младенцем в Египет, где Святое семейство и находилось до смерти Ирода.

В воспоминание о рождении (рождестве) Иисуса Христа установлен церковью праздник - Рождество Христово . Начало его празднования относится ко временам апостолов. В Апостольских постановлениях говорится: "Храните, братия, дни праздничные, и, во-первых, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25-й день десятаго месяца" (от марта).

В первые три века новой эры во время гонения христиан в некоторых церквах праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения 19 января (6 января по старому стилю) под общим именем Богоявления. Причиной этого, вероятно, было мнение, что Христос крестился в день своего рождения.

До 70-х годов I века подавляющее большинство христиан составляли иудеи, и среди них вопрос о дате рождения Спасителя не поднимался, потому что у иудеев вообще не принято было точно знать дни рождения. К II-III векам относятся первые попытки установить дату Рождества Христова и отмечать этот день как один из главных христианских праздников.

В 337 году папа римский Юлий I утвердил дату 25 декабря как дату Рождества Христова. С тех пор весь христианский мир празднует Рождество 25 декабря (исключение составляет армянская Церковь, которая отмечает Рождество и Крещение Господне, как единый праздник Богоявления). Русская православная церковь также празднует Рождество Христово 25 декабря, но по старому стилю - по юлианскому календарю (так как Русская православная церковь не приняла реформу календаря папы Григория XIII), то есть 7 января по новому григорианскому стилю.

Праздник Рождества Христова предваряет Рождественский пост, чтобы душа христиан очистилась молитвой и покаянием, а тело - воздержанием в пище. Пост начинается 28 ноября (15 ноября по юлианскому календарю) и длится до 7 января (25 декабря по старому стилю). Последний день Рождественского поста - Навечерие Рождества, Рождественский сочельник, когда пост становится особенно строгим и служится вечерня (вечернее богослужение) Рождества Христова. К Рождественскому сочельнику храмы украшают по-праздничному - еловыми ветвями, гирляндами с цветами и огнями.

Поскольку праздничная вечерня уже была отслужена, всенощное бдение начинается с радостного возгласа пророка Исаии: "С нами Бог!" Утреня совершается по чину великих праздников. На ней впервые полностью поется один из самых красивых канонов в православном богослужении: "Христос рождается, славите! Христос в небеси, срящите (встречайте)! Христос на земли, возноситеся! Пойте Господеви вся земля!"

Заключает празднование Рождества Христова Божественная литургия - богослужение, на котором совершается таинство Причащения.

На следующий день совершается празднование Собора Пресвятой Богородицы. Соединяя рождественские гимны с песнопениями, прославляющими Божию Матерь, церковь указывает на Марию как на того человека, благодаря которому стало возможным Боговоплощение. Праздник Собора Пресвятой Богородицы в христианской традиции является наиболее древним праздником в честь Девы Марии, началом Ее церковного почитания.

Православные христиане в субботу отмечают Рождество Христово - один из двух, наряду с Пасхой, важнейших церковных праздников. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в эту ночь по традиции совершил рождественское богослужение в главном храме страны - кафедральном соборном храме Христа Спасителя, на которое пришли несколько тысяч верующих, в том числе представители государственной власти.

Также в этот день предстоятель Русской православной церкви посетит Центральную клиническую больницу Святителя Алексия на Ленинском проспекте, поздравит детей, приглашенных на Патриаршую Рождественскую елку в храме Христа Спасителя, и проведет оттуда же рождественский телемост с космонавтами Международной космической станции.

Рождественское послание

Праздник Рождества по учению Церкви символизирует примирение человека с Богом. Рождество предвозвещает искупительный подвиг Иисуса Христа и обновление человеческой природы, пораженной грехопадением прародителей.

Патриарх в своем рождественском послании 2017 года напомнил, что христиане должны не только призывать других следовать высоким нравственным идеалам, но и сами стараться воплощать эти идеалы в своей повседневной жизни, и в первую очередь через служение ближним. "Преодолевая конфликты и разделения, мы несем миру самую убедительную проповедь о родившемся Спасителе и делами свидетельствуем о необычайной красоте и духовной силе православной веры", - говорится в обращении.

Предстоятель РПЦ, в частности, обратил внимание на то, что в 2017 году исполняется ровно сто лет с момента "событий, радикально изменивших жизнь России" - "ввергших ее в безумство гражданской войны, когда дети восстали против родителей и брат пошел на брата".

"Те последующие потери и скорби, через которые прошел наш народ, были во многом предопределены разрушением тысячелетней государственности и борьбой с религиозной верой людей, породившими глубокий раскол в обществе. Мы с трепетом и благоговением вспоминаем подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской, молитвами которых, верим, не оставил Господь народ наш и даровал ему силы на свершение великих трудовых и ратных подвигов, приведших к победе в самой страшной войне из всех войн, к восстановлению страны, к достижениям, вызывающим восхищение", - отметил Кирилл.

Первоиерарх Русской церкви выразил благодарность Богу "за явленное всему миру чудо - воскрешение веры и благочестия в народе нашем, за восстановление порушенных святынь, за новые храмы и монастыри, само строительство которых - видимый знак глубоких перемен, произошедших в сердцах людей".

По словам патриарха, в последние десятилетия в жизни соотечественников "было и остается ныне немало трудностей и испытаний", однако "все они временны, а потому и не страшны". "Опыт минувшего столетия многому нас научил и от многого должен предостеречь", - говорится в патриаршем послании.

Как сообщил РИА Новости пресс-секретарь патриарха священник Александр Волков, в день праздника Рождества Христова глава РПЦ по традиции посетит социальное учреждение - больницу, относящуюся к Московской патриархии и носящую имя Святителя Алексия, митрополита Московского.

"Здесь патриарх осмотрит новые отремонтированные лечебные блоки, встретится с персоналом больницы, и особенным событием станет посещение им новооткрытого паллиативного отделения", - рассказал Волков. Он уточнил, что в этом отделении могут проходить лечение не только жители Москвы, но и других регионов, - больные как онкологическими, так и другими тяжелыми заболеваниями.

"Патриарх уделяет особое внимание социальному служению и всегда подчеркивает исключительную важность этой составляющей церковной работы, и в том числе и сам подает пример всей Церкви", - сказал священник.

Собеседник агентства, в частности, отметил, что, как и на свое 70-летие в конце прошлого года, так и на Рождество 2017 года патриарх "благословил все те деньги, которые настоятели московских храмов планировали на приобретение для него традиционных поздравительных букетов к Рождеству, направить на социальный счет больницы Святителя Алексия на приобретение для нее необходимого оборудования". По данным патриаршей пресс-службы, в ходе предыдущей подобной акции в ноябре прошлого года было собрано около 2,5 миллиона рублей для закупки медицинского оборудования, и "в дальнейшем эта практика будет продолжена".

"Также в этот день по сложившейся практике патриарх поздравляет экипаж Международной космической станции. Уже на протяжении нескольких лет он выходит на связь с МКС посредством видеосигнала, так же будет и в этот раз: в храме Христа Спасителя, перед началом рождественской вечерни, патриарх пообщается с российскими членами экипажа МКС - преподаст благословение, поздравит с Рождеством Христовым", - сказал Волков.

Праздник Рождества в ночь на 7 января (по новому стилю) вместе с Русской православной церковью встречают еще три поместные церкви - Иерусалимская, Сербская и Грузинская, а также афонские монастыри, католики восточного обряда и некоторые протестанты, придерживающиеся юлианского календаря. По уставу Русской церкви вслед за Рождеством наступают святки (святые дни) - время особой духовной радости и продолжения празднования. В эти дни, с 8 по 17 января, отменяются однодневные посты по средам и пятницам.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: