Резьба из фанеры лобзиком. Как сделать резные наличники на окна в деревянном доме

Fretwork , ручная пила, насчитывает более 450 лет своего существования. Первое упоминание об этом инструменте появилось в 1870 году в книжке об орнаментах. Последние несколько столетий с помощью этого чудо-лобзика делались всевозможные декоративные изделия: рамки для картин, различные вставки для мебели, стильные шкатулки и коробочки.

С того времени многое изменилось. Претерпел изменения и лобзик - теперь он стал электромеханическим. И это не удивительно. Потребность в этом инструменте никуда не делась, как и в прежние времена люди занимаются творчеством, кто ради удовольствия, а кто ради прибыли.

Инструмент для изготовления декоративных и ажурных поделок

Выпиливание лобзиком - вид творческой деятельности, с которым большинство людей знакомы с детства, со школьной поры. По крайней мере, это было ещё не так давно. Когда в школе начинались уроки по труду и девочки учились шитью и рукоделию, мальчиков знакомили с таким инструментом, как лобзик .

Пользоваться им несложно, а поделки лобзиком из фанеры несут в себе не только художественную ценность, но и практическое применение. Изготовленные изделия могут выступать как в роли сувениров: различных шкатулок и игрушек, а также иметь и практическое применение в быту. Декорированные элементы крыльца дома, окон, стильные лавочки с резными ножками, красивая кухонная мебель и много других полезных изделий из дерева можно сделать с помощью этого чудо-инструмента.

Идеальный инструмент для хобби

Ручной лобзик - инструмент для фигурного выпиливания из фанеры или другого какого материала, например, из пластмассы. Ручной его вариант является бюджетным - стоимость его не превышает нескольких сотен рублей, а область применения очень широка. Фигурное выпиливание с помощью ручного лобзика является интереснейшим занятием. Это не только приятное времяпрепровождение, но и практическая польза не только финансовая, но и моральная.

Конструкция этого инструмента очень проста:

Электромеханические лобзики

Электрический ручной лобзик стал незаменимым в хозяйстве инструментом. С его помощью можно распиливать различные материалы: фанеру, дерево, пластмассу, металл, керамику и т. д.

Этот инструмент работает от электрической сети в 220 Вт и представляет собой пластмассовый корпус с рабочими элементами, оснащённый ручкой управления. Главным его компонентом является пильное полотно , которое крепится на штоке, расположенном в передней части аппарата.

Шток приводится в движение посредством электродвигателя. Движение режущего полотна возвратно-поступательное. У некоторых образцов этого инструмента для ускорения процесса пиления осуществлён принцип маятникового хода, то есть пилка ходит не только вверх-вниз, но и вперёд-назад.

Режущие полотна - расходный материал и время от времени их нужно менять. Между собой они функционально отличаются - есть насадки для дерева, металла, керамики. Есть более толстые полотна, с большей или меньшей жёсткостью, с более крупными или мелкими зубьями. Важной характеристикой пилок является их хвостовик. Наиболее распространёнными в настоящее время являются пилки с U-образными и Т-образными хвостовиками. Именно с такими пилками нужно приобретать электролобзик - тогда недостатка в расходниках не будет.

Электрический инструмент отличается по многим показателям, но в этой статье обратим внимание лишь на один важный фактор - это люфт хода пилки . Эта характеристика влияет на увод в сторону режущего полотна при фигурном выпиливании. Лобзики многих марок не справляются с задачей перпендикулярного среза, особенно это чувствительно при распиле дерева большой толщины - погрешность может составлять до 5 мм.

Проведённые эксперименты по фигурному распилу дерева показали, что лучшим лобзиком оказался инструмент от фирмы Festool . Популярная фирма Makita в этом конкурсе показала себя не с лучшей стороны - погрешность перпендикулярно-фигурного среза оказалась достаточно большой (до 5 мм), также вхождение в дерево у электролобзика этой марки происходит со большими сколами.

- это уже профессиональное оборудование для выпиливания. Его конструкция отличается большей сложностью от рассмотренного выше оборудования. Принцип его работы можно сравнить со швейной машинкой, у которой вместо иглы лобзиковое полотно. Качество изделий, получаемых с помощью этого агрегата не сравнимо качественней. Погрешность перпендикулярного среза при большой толщине заготовки равна нулю.

Единственным минусом этого электромеханического аппарата является его высокая цена. Но это компенсируется комфортом работы на нём и высокой производительностью при высочайшем качестве получаемой продукции.

Технология изготовления декоративных и ажурных изделий

Для работы понадобится следующее:

  1. Фанерная или деревянная заготовка.
  2. Шаблон, чертёж или рисунок будущего изделия.
  3. Ручной или электрический лобзик.
  4. Напильники и надфили различной конфигурации.
  5. Деревянные угольник и линейка.
  6. Шкурка различной зернистости.

Чертежи для выпиливания

Для начала работы нужно определить, что в конце работы должно получиться. Для этого понадобится чертёж или шаблон будущего изделия. Его можно придумать и нарисовать как самому, так и воспользоваться готовыми решениями. Существует множество сборников, содержащих чертежи и схемы поделок. Интернет тоже изобилует многообразием интересных идей. И практически для каждого там найдётся любопытная схема или чертёж.

Обычно, схемы небольших поделок убираются на бумаге формата А4. Для создания чертежей декоративно-стильной мебели или других крупногабаритных бытовых вещей используется ватман размерами А0 и А1, впрочем, для этой цели могут служить и другие бумажно-картонные носители, к примеру, склеенные между собой куски ненужных обоев.

После того как чертёж выбран, его нужно перенести на материал, из которого будет выполнена поделка. Для этого существуют несколько способов:

Технология

После нанесения чертежа на заготовку, из которого будет сделано будущая поделка, приступают к её выпиливанию. Пилить начинают с внутренних элементов заготовки и лишь затем выпиливают внешний контур. Такой порядок работы более удобен - держать заготовку значительно проще.

Отверстия под лобзиковое полотно сверлятся в острых местах внутреннего контура, что также облегчает работу. Сверлить отверстия нужно аккуратно, поскольку с тыльной стороны могут образоваться сколы.

Чтобы этого избежать, нужно следовать простому правилу - не просверливать отверстия полностью. Например, если толщина фанеры 3 мм, то глубину засверливаемого отверстия нужно также выставить на 3 мм. Это легко исполнить, если ограничить глубину вхождения сверла в фанеру с помощью изоленты - обмотать ей сверло, оставив без изоленты только кончик длиной в 3 мм. После сверления перевернуть заготовку и шилом провальцевать отверстия.

После того как заготовка выпилена, её нужно обработать и отшлифовать . Если внешний контур не составит особого труда обработать, то шлифовка внутренних элементов порой затруднительна, особенно в острых углах. Такие места сложно шлифовать напильником или надфилем. Поэтому на помощь может прийти смекалка. Нужно отрезать тонкую полоску наждачной бумаги и вставить её вместо лобзиковой пилки и тогда труднодоступные места обработать будет гораздо легче.

Принципы выпиливания ручным или электромеханическим лобзиком схожи, но есть и отличия.

Работа ручным лобзиком

При работе этим инструментом необходимо дополнительное приспособление - станочек для пиления . Он должен быть оборудован струбциной для крепления к верстаку или столу. Это приспособление служит основанием, на котором пилится заготовка. Это дополнение можно либо приобрести в магазине, либо сделать самому из куска толстой фанеры.

При работе заготовка должна быть закреплена на уровне груди - это сделает работу более комфортной и сохранит осанку.

При работе ручным лобзиком нужны аккуратность и терпение . Пилки этого инструмента достаточно хрупки, поэтому нужно избегать резких движений и перекосов полотна, а также во время работы не давать пилке перегреваться, для этого нужно через каждые 10 секунд приостанавливать работу и давать режущему полотну остыть.

При пилении лобзиковая пилка должна оставаться на одном месте, то есть её не двигают вперёд или назад, движение ручного лобзика вертикальное, возвратно-поступательное. Передвигают лишь заготовку, плавно её поворачивая, не прекращая поступательных движений ручного лобзика.

Выпиливание электромеханическим инструментом

Принцип работы очень схож с ручным инструментом. Отличие заключается в том, что для ручного электролобзика не нужно дополнительное оборудование (станочек со струбциной). А также при выпиливании фигурное движение производится не заготовкой, а непосредственно самим инструментом. Деревянная заготовка крепко прижимается или крепится к верстаку, а все фигурные движения производятся непосредственно электролобзиком.

Электролобзик имеет преимущество перед ручным - это толщина, которую может он фигурно выпиливать. Деревянная заготовка толщиной в 50 мм недоступна для обработки обычным, неэлектрическим инструментом. Так что, если нужно декорировать элементы крыльца или мебели, то без электролобзика не обойтись.

К выбору электроинструмента нужно подходить очень внимательно, поскольку не весь инструмент позволяет качественно выполнять фигурное пиление большой глубины.

Техника безопасности

Основы техники безопасности обязательны для всех видов физических работ .

В последнее время наблюдается возрождение интереса самых широких слоев населения к выпиливанию лобзиком по дереву. Кропотливым занятием, требующим полного сосредоточения, занимаются школьники и академики, банкиры и следователи. Для создания «деревянного кружева» не требуется дорогостоящий инструмент и оборудование, в то же время выпиливание позволяет на время переключить внимание и замедлить бешеный темп жизни, дать отдых уставшему мозгу. Чтобы приобрести навыки выпиливания лобзиком по дереву, нужно терпение и усидчивость.

Основные навыки фигурной резки

Главный инструмент для выпиливания по дереву — это ручной лобзик, состоящий из дугообразного или П-образного держателя, натянутой между его концами металлической пилки и рукояти. Большая часть пилок плоская и снабжена с одной стороны зубами, но используются и нитевидные полотна с алмазным напылением.

Выпиливание лобзиком не кажется со стороны таким сложным и таинственным делом, как, например, сварка. Так оно и есть на самом деле: основные навыки фигурной резки можно приобрести за несколько часов, загубив несколько фанерок и пилок.

Но чтобы овладеть нюансами выпиливания лобзиком по дереву и начать создавать, потребуются долгие вечера оттачивания навыка. Ажурное выпиливание требует от своих мастеров точного глаза, твердой руки и огромного терпения.

Особенности работы с электролобзиком

По устройству электролобзик сильно отличается от своего ручного родственника. Пилка закреплена только с одной стороны, поэтому она в несколько раз толще ручной, вместо тонкой дуги держателя — массивный корпус с электродвигателем и редуктором.

Электролобзик обеспечивает во много раз большую производительность, чем ручной лобзик для выпиливания, расплачиваться за это приходится большим весом, сильной вибрацией и пониженной точностью распила при выполнении криволинейных распилов.

Агрегат позволяет быстро выполнить разрез по прямой или по кривой линии с большими радиусами.

Наилучший результат для художественного выпиливания лобзиком дает сочетание ручного и электрического документа. Особо тонкие детали рисунка и закругления малого радиуса, безусловно, надо доверить ручному лобзику.

Обычный бытовой или профессиональный электролобзик мало пригоден для выпиливания. Его назначение — строительные работы, а выпиливание электролобзиком сложных рисунков приведет к быстрой утомляемости из-за большого веса и к порче материала.

Однако существуют еще и ленточные электролобзики — в них полотно зажимается с двух сторон, материал опирается о массивный широкий рабочий стол и в конструкции просматривается дуга держателя от ручного лобзика. Таким полупрофессиональным устройством можно добиться даже большей точности реза, чем ручным инструментом. Но стоит этот чудо-агрегат соответственно.

Постановка тела

В каждой профессии, для каждой типовой операции существует оптимальная с точки зрения эргономики поза или набор поз. В ней хорошо видна рабочая зона, не приходится совершать лишних движений, пилить удобно, а утомляемость минимальная.

Для выпиливания лобзиком рекомендуется положение сидя за рабочим столом на достаточно высоком стуле, чтобы спина не сгибалась. Чтобы разгрузить рабочую руку, ее часто упирают локтем в колено. Так рука будет не на весу и меньше уставать. Надо только следить за тем, чтобы не затекло колено. Рабочее пространство не должно быть загромождено обрезками материала, неиспользуемым в данный момент инструментом и оснасткой. Эскиз рисунка или сборочный чертеж следует закрепить в вертикальном планшете на уровне глаз.

Материал для выпиливания — фанера

Красивое изделие трудно создать из отбросов. К выбору материала надо относиться весьма тщательно.

Фанерный лист для художественного выпиливания лобзиком должен удовлетворять ряду условий:

  • Толщина листа должна соответствовать назначению. Для художественного творчества лучше взять тонкий лист (до пяти миллиметров), а для производства фигурных деталей мебели больше подойдёт толщина 1-2 сантиметра.
  • Цвет фанерного шпона важен, если вы собираетесь покрыть изделие прозрачным лаком. В случае непрозрачной краски или лака, и обработки морилкой цвет не важен.
  • Влажность может привести к частому «увязанию» и поломке пилок. Материал должен быть просушен до 40-65%.
  • Общее качество. Если планируется не постройка курятника, а художественное творчество, то сорт должен быть высший или первый.
  • Отсутствие сучков и пятен другого цвета.
  • Отсутствие вздутий, пустотелых или залитых смолой.
  • Отсутствие расслоений шпона.

В качестве теста для определения качества проклейки фанеры обычно отпиливают ручной ножовкой узкую полоску шириной в 1-2 см. Если она не расслоилась и не рассыпалась — фанера пригодна для выпиливания.

Инструмент для работы

Понадобится следующий инструмент и расходные материалы:

  • Ручной лобзик. Это основной инструмент художника
  • Шило или дрель со сверлом 2-3 мм — для проделывания начальных отверстий при исполнении замкнутых контуров.
  • Комплект напильников и надфилей от драчевого до бархатного и наждачная бумага для выравнивания кромок.
  • Электрический лобзик для предварительного раскроя материала и выполнения длинных резов малой кривизны.
  • Ручной слесарный инструмент — пассатижи, молоток, киянка.
  • Рабочий стол с тисками, струбцины. Стол должен быть оборудован площадкой для выпиливания 20×30 см, прямоугольной формы с вырезом, сходящимся под острым углом к отверстию диаметром 3-5 см.
  • Карандаш и тонкое шило для перенесения эскиза на материал.
  • Комплект сменных пилок для электролобзика, для прямолинейного, криволинейного и скоростного реза.
  • Много, очень много сменных пилок для ручного лобзика.

Пожалуй, пилок для ручного лобзика понадобится вдвое больше — на начальном этапе обучения это будет самый расходуемый материал.

Технология выпиливания

Сама по себе технология выпиливания несложная, но в каждой операции понадобится приобрести достаточный навык.

Процесс разделяется на подготовительные операции, основные операции и завершающие.

Подготовка

Тщательность подготовки во многом определяет удобство работы и качество конечного результата.

Итак, на этом этапе следует:

  • Внимательно осмотреть выбранный кусок фанеры и убедиться в отсутствии пятен, сучков, вздутий и расслоившегося шпона.
  • Проверить сухость материала, сделав пробный распил в 1 сантиметре от кромки
  • Скотчем или кнопками прикрепить к фанере эскиз рисунка.
  • В ключевых точках рисунка, началах и концах линий, местах их пересечений и т.п. сделать проколы тонким острым шилом.
  • Если орнамент сложный, то можно будет запутаться в мешанине точек. В этом случае под эскиз подкладывают копировальную бумагу и обводят контур рисунка твердым или средним карандашом, перенося его линии на фанеру.
  • Удаляемые после выпиливания зоны следует сразу заштриховать карандашом на фанере, чтобы не запутаться потом.

Важно! Ориентировать рисунок на листе фанеры следует так, чтобы большая часть пропилов располагалась перпендикулярно направлению волокон лицевого листа шпона — это облегчит выпиливание.

Основные операции

По завершении подготовительных операций можно приступать к собственно выпиливанию.

Если у вас пока недостаточно опыта, то начинать лучше с простых рисунков и контуров — выпилить, например, домик с окошком и трубой с детского рисунка. Битва китайских драконов с первого раза получится вряд ли.

Сначала следует выпилить контур будущего изделия, далее нужно просверлить стартовые отверстия под внутренние контуры.

Важно! Все отверстия лучше просверлить заранее, поскольку по мере выпиливания часть за частью заготовка будет терять прочность и может сломаться во время сверления.

Начать освоение навыком лучше с простой операции — прямолинейного распила. Для этого следует:

  • Вставить в просверленное стартовое отверстие пилку для ручного лобзика. Зубья при этом должны быть направлены от дуги держателя и к ручке.
  • Закрепить полотно винтом со стороны ручки, натягиваем его так, чтобы оно не дребезжало при распиле, и затянуть второй винт. Степень натяжения полона определяется сгибанием дуги держателя.
  • Положить фанеру на площадку, прижать к ней левой рукой и, двигая лобзик за ручку вверх и вниз, начать распил. По мере продвижения по линии распила подавать заготовку под пилу так, чтобы лобзик оставался на месте.
  • Чтобы не сбиться с прямой линии, можно положить на верстак направляющую планку.

Выпилите несколько квадратиков и прямоугольников, чтобы закрепить навык прямолинейного реза.

Следующая операция, которую нужно освоить — это криволинейный рез, или собственно фигурное выпиливание:

  • Закрепить полотно так же, как и в случае прямолинейного распила.
  • Уложить фанерку с четко начерченным контуром на рабочую площадку.
  • Начать распил медленными движениями, подавая и поворачивая заготовку левой рукой таким образом, чтобы полотно не выходило за границы контурной линии.
  • Если пропил отклонился от линии, следует прекратить поворот и боковую подачу и коротким прямым пропилом вернуть полотно на линию.

Первая окружность будет, скорее всего, напоминать шестеренку. Не стоит отчаиваться, только гений эпохи Возрождения флорентинец Джотто мог начертить идеальную окружность одним движением руки, и даже сам Леонардо Да Винчи пользовался для этого циркулем. На пятой или шестой окружности ваша рука станет тверже, а зубья у вашей шестеренки — совсем незаметными.

Сходным способом выполняются все элементы рисунка, в том числе и тупые углы. Острые же углы выпиливают двумя сходящимися к вершине резами, иначе, скорее всего, кончик фанеры в вершине угла отколется и все придется начинать сначала.

Завершающие операции

После того, как все элементы рисунка выпилены, все кромки следует обработать сначала напильником, потом надфилем и, наконец, тонкой наждачной бумагой. Даже самый опытный мастер не может сделать края всех пропилы идеально ровными. Во время обучения помахать напильником и пошуршать шкуркой придется, скорее всего, изрядно.

Далее, в соответствии с выбранным вами типом отделки, фанеру покрывают морилкой, красят или лакируют. Лакировка — также достаточно трудоемкий процесс, к нему имеет смысл прибегать, когда ваши произведения выйдут из ряда ученических поделок и начнут приобретать эстетическую ценность.

Техника безопасности

  • Использовать только исправный инструмент. Перед началом работы в обязательном порядке следует осмотреть его на предмет отсутствия механических повреждений и нарушения изоляции.
  • Не пытаться пилить сломанным лезвием, в особенности на электролобзике. Копеечное лезвие не стоит вашей травмы и лечения.
  • Следует применять средства индивидуальной защиты: очки или прозрачный лицевой щиток, перчатки, респиратор.
  • При работе электролобзиком закрепите заготовку струбциной и крепко удерживайте лобзик двумя руками. Если закрепить ее не получается — позовите помощника, также снабдив его средствами индивидуальной защиты.
  • При работе с легковоспламеняющимися жидкостями исключено пользование открытым огнем и электронагревательными приборами открытого типа ближе 5 метров от места работ.
  • На рабочем месте следует обеспечить хорошую вентиляцию и удаление пыли и паров морилки и лакокрасочных материалов.

Защитные очки обязательны даже при пилении ручным лобзиком, несмотря на низкую скорость реза и отсутствие электропривода. Когда туго натянутая пилка ломается — а это неизбежно даже у опытного мастера – кусочки ее могут разлетаться достаточно далеко, чтобы попасть в глаз.

Какой лобзик выбрать

Чтобы хобби доставляло радость и не приходилось каждые пять минут что-либо поправлять и подкручивать, следует со всем вниманием и ответственностью подойти к выбору инструмента.

Несмотря на кажущуюся простоту конструкции, ручной лобзик имеет множество нюансов, которые необходимо учесть при покупке.

  • Материал рамки. Лучше отложить в сторону лобзики из полосового металла. Они склонны к перекручиванию и перекашивают полотно во время реза. Рамка из металлической трубки лишена этого недостатка, она отлично держит форму и к тому же заметно легче.
  • Рукоятка. Обязательно проверьте, насколько прочно рукоятка прикреплена к рамке. Если она будет постоянно соскакивать, процесс из удовольствия превратится в мучение. Со временем мастера выпиливания меняют цилиндрическую рукоятку, выточенную на токарном станке, на индивидуальную, вырезанную из мягких пород дерева с учетом анатомических особенностей своей руки.
  • Зажимы. Надежное удержание пилки в процессе распила — вопрос не только удобства, но и безопасности. Площадки хорошего зажима снабжают перпендикулярными друг другу системами насечек для гарантированного удержания хвостовиков полотна.
  • Барашки зажимов должны иметь широкие, высокие и удобные ушки. Избегайте барашков, отштампованных из листового металла или сразу замените их на высокие гайки-барашки с такой же резьбой.

Как правильно подготовить инструмент к работе

Пилку в рамке следует зажимать без перекосов, строго перпендикулярно ее концам, упирая спинкой в винты зажимов. Зубья пил должны быть направлены от рамки. Полотно должно быть туго натянуто, так, чтобы исключить вибрацию во время работы. Мастера с достаточно длинными и сильными пальцами сжимают для этого рамку рукой. Если это не получается, можно один конец рамки упереть в стол, после чего затягивают барашки. Для надежности фиксации можно немного довернуть барашки пассатижами. В этот момент надо быть осторожными не повредить резьбу

Распрямившаяся рамка обеспечивает должное натяжение полотна. Недопустимо также и перетягивать пилку. Повышенное напряжение приводит к быстрому износу и поломке. Кончики полотна не должны выступать из зажимов больше, чем на пару миллиметров.

Для выполнения мелких деталей, сложных криволдинейных элементов и резких поворотов применяют тонкие пилки с мелкими зубьями и небольшим шагом. Они лучше проходят повороты, оставляют аккуратный спил, не скалывают фанеру. Для длинных прямолинейных пропилов берут полотно пошире с зубьями покрупнее. Точность и качество поверхности спила будет похуже, зато скорость возрастет в несколько раз.

Что делать если заедает пилку

Заедание пилки иногда случается даже у опытного мастера. У начинающих, к сожалению, это обычное явление.

Перечислим основные причины заедания и способы их устранения:

  • Перегрев полотна. Возникает при длительной интенсивной работе за счет трения металла о дерево (иногда даже может пойти дымок). Нужно дать полотну остыть, снизить интенсивность пиления или подобрать более подходящую для данного типа и длины пропила пилку. Можно также почаще протирать пилку влажной тряпкой.
  • Дефекты заготовки — постороннее включение, сучок, сгусток клея. Снизить скорость или заменить заготовку.
  • Перекос рамки. Встречается у начинающих. Выпрямить рамку и внимательно следить за ее положением.
  • Зажим почти разделенными полосами фанеры при пропилах большой длины. Концы можно скрепить струбциной или просто прищепкой.

Как бороться со сколами

Частота появления и размеры сколов определяются:

  • качеством материала;
  • качеством пилки;
  • соответствие параметров полотна материалу и типу реза;
  • индивидуальной техникой пиления.

Существует несколько приемов, позволяющих снизить количество и размеры сколов:

  • Если фанера низкого качества, следует взять пилку с зубцами помельче и пилить побыстрее.
  • Применить пилку с обратным, или реверсным расположением зубцов.
  • Подклеить линию реза малярной лентой или скотчем.
  • Смачивать обратную сторону фанеры.

Перенос схемы на деревянную заготовку

Есть различные способы переноса эскиза рисунков для выпиливания лобзиком на фанеру:

  • Наколоть ключевые точки рисунка шилом и соединить отверстия на фанере карандашом. Подходит для самых простых рисунков.
  • Схема для выпиливания игрушки-мотоцикла

    Выбор лезвия

    Из всего многообразия вариантов, на этапе обучения и начала самостоятельной работы стоит выбирать пилки №3, №5 и №7, с мелким зубцом и соответственно с большим количеством зубцов на дюйм (параметр маркировки TPI). Пилить они будут медленнее, но контроль над полотном удержать будет намного легче. По мере набора опыта можно переходить и на боле скоростные и «зубастые» пилки

    Также на начальном этапе лучше избегать пилок с реверсивным расположением зубцов. Без достаточного навыка такое полотно будет дергать заготовку вверх, и процесс распила будет медленным и утомительным.

    Желаем вам успеха в освоении увлекательного и интересного хобби — выпиливания ручным лобзиком.

Узорная резка фанеры – это одно из самых красивых произведений искусства, которое содержит в себе изящество и легкость. При этом чтобы воплотить свои идеи в готовое изделие практически не требуется прибегать к какому-либо дорогостоящему оборудованию – в большинстве случаев вполне достаточно наличия лобзика и желания творить. При правильном подходе — приобретение начальных навыков не такая сложная процедура как может показаться на первый взгляд.

Основную роль в процессе вырезания узоров из фанеры играет умение пользоваться лобзиком, а также свойств используемого материала. Также многое зависит от того, насколько удачно будут скопированы чертежи на выпиливание из фанеры — только посредством правильно перенесенного эскиза, вы сможете превратить обыкновенный лист фанеры в настоящее произведение искусства.


Боковые стороны — чертежи на выпиливание лобзиком из фанеры шкатулки

В данной статье вам будет предоставлена подробная инструкция о том, как научиться вырезать основные фигуры из фанеры своими руками. Усвоив резку простых чертежных линий, вы поймете основные принципы данного процесса — в дальнейшем у вас не возникнет трудностей с освоением следующих ступеней мастерства. Также в ней будут описаны наиболее распространенные способы перенесения чертежей на заготовки.

Основные навыки фигурной резки

Также существует электрическая модификация лобзика, который работает от сети 220W — его применение также допустимо, что существенно ускоряет процесс резки. Однако увеличенный вес инструмента усложняет вырезание плавных линий, что может оказаться серьезным недостатком для непрофессионала – если вы осваиваете азы с нуля, то гораздо сподручнее использовать ручной аналог.

Постановка тела

Наиболее оптимальным положением для осуществления резки является положение сидя – выпиливать стоя достаточно утомительно. Верстак (рабочий стол) должен быть достаточно низким, чтобы вы могли сидеть с ровной спиной.

Для уменьшения нагрузки на рабочую руку ее локоть можно положить на колено — так она будет меньше уставать. В идеале — рабочее место должно быть полностью приспособлено к вышеперечисленным требованиям.

Инструмент

Для осуществления фигурной резки вам понадобится:

  • Лобзик в комплекте с пилкой – основной инструмент для осуществления вырезки;
  • Шило или дрель с тонким наконечником – для создания начальных отверстий;
  • Набор напильников, надфилей и наждачная бумага – для обработки кромок;

Основные моменты

Перед тем как всерьез задуматься над вопросом: что можно выпилить лобзиком из фанеры? — следует обратить внимание на основные особенности данного процесса, несоблюдение которых может привести к порче инструмента и неровным срезам.

  • Положение лобзика должно быть строго вертикальным – пилящие движения должны осуществляться вверх и вниз. Даже незначительный наклон лобзика сделает срез косым и пилку “поведет”;
  • Пилящие движение должны осуществляться плавно, без излишнего усилия и нажима – это может повредить пилку и вызвать ее разрыв;
  • При вырезании внутренних контуров посредством шила или сверла создается начальное отверстие, в которое устанавливается пилка и только после этого осуществляется ее фиксация. В правильном положении зубья должны смотреть в направлении нижней части держака;

  • Пилка должна быть хорошо закреплена и натянута — это обязательное условие нормальной эксплуатации ручного лобзика. Если полотно будет недостаточно натянуто, рез будет иметь волнистую структуру, что сделает работу невозможной;
  • Вибрирование фанеры во время процесса резки недопустимо — это приведет к сколам и облому полотна. Если лист тонкий и небольшого размера – необходимо использовать деревянный брусок с пропилом, который фиксируется на верстаке;
  • По мере того, как зубья полотна будут распиливать древесину – лист фанеры следует двигать навстречу лобзику. Лобзик должен находиться в строго вертикальном положении на протяжении всего процесса резки.

Выпиливание простых фигур

Плавные линии

Не нужно прилагать дополнительных усилий и создавать давление – продолжайте дальше плавно пилить, возвращая лобзик в вертикальное положение пока полотно не выровняется самостоятельно.

Острые и тупые углы

Тупые углы — чертежи для начинающих для выпиливания лобзиком из фанеры

Для вырезания тупых углов необходимо освоить прием “разворот на месте” – осуществив распил до угла прекратите придвигать фанеру и начните ее разворачивать, при этом, не переставая пилить, до тех пор, пока не поймаете необходимый градус. Таким же образом можно резать острые углы, однако в некоторых случаях это не представляется возможным — в этом случае применяется способ описанный ниже.

Формируется одна из сторон угла, затем по наружному контуру линии выпиливается небольшая петля, посредством которой формируется острый угол как на рисунке ниже.

Внутренние углы выпиливаются таким образом:

  • Делается отверстие шилом или дрелью — с него начинается распил, который продолжается до верхней части угла.
  • Затем полотно возвращается по распилу на изначальную позицию.
  • После чего выпиливается небольшое отверстие, в котором пилка разворачивается для формирования второй стороны угла.
Чертежи из фанеры для выпиливания лобзиком — острые углы

Перенос чертежа

Практически все узоры переносятся на фанеру с бумажного эскиза – без этого процесса в большинстве случаев не обойтись. Самый дешевый вариант это использование копировальной кальки – с ее помощью рисунок с бумаги переносится на заготовку.

Ее цена вполне демократична, однако сам процесс достаточно трудоемок, так как каждую линию приходится собственноручно обводить.

Менее трудоемкий способ перенести чертежи для выпиливания лобзиком из фанеры – использование проектора, посредством которого изображение будет проецироваться на заготовку. Данный вариант также подходит для тех случаев, когда начальный размер изображения недостаточно велик и не может быть перенесен без предварительного увеличения.

Обратите внимание!
Этот способ хоть и имеет место в современной практике, является устаревшим.


Одним из самых современных вариантов является использование самоклеящихся листов бумаги, на которые посредством принтера наносится нужный эскиз, после чего они наклеивается на заготовку.

Бумага достаточно плотно прилегает к фанере, а на процессе резки ее присутствие практически никак не отражается. Единственный минус этого способа – относительно высокая стоимость.

Итог

Наше руководство поможет вам освоить азы этого мастерства, которые в дальнейшем позволят вам перейти на более профессиональный уровень. В представленном видео в этой статье вы найдете дополнительную информацию по данной теме.

Похожие материалы

При декорировании жилого помещения можно использовать разнообразный материал, но традиционно для этих целей используют дерево. На сегодняшний день художественная обработка ведется с применением огромного числа техник, но, пожалуй, самые эффектные результаты получаются при применении прорезной резьбы по дереву.

Технологию не назовешь сложной, но получаемые в итоге изделия поражают своей красотой и изяществом. Более подробно об этой технике мы расскажем дальше.

Что представляет собой резьба?

Сквозное высверливание и прорезание какого-либо фона составляют суть ажурного прорезывания. По завершении работ получаются легкие и воздушные узоры. Существуют сквозной и накладной варианты резьбы. Первый вариант создает нужный эффект при просвете, второй подразумевает накладывание на какой-либо фон (основу).


Чтобы сделать сквозное прорезание древесины используют сверла, специальные стамески, пилки. Самым подходящим инструментом будет электрический лобзик, позволяющий быстро и без особых сложностей выполнить практически любой рисунок.

Сам процесс работы предполагает наличие заранее подготовленных чертежей для прорезной резьбы. Поэтому рассмотрим кратко некоторые шаги, которые важно пройти на предварительном этапе.

Подготовительный этап

Тем, кто занимается резьбой впервые, имеет смысл сфокусировать свое внимание на теории. Печатные издания, сайты рукоделия предоставят исчерпывающую информацию о рассматриваемом способе декорирования.

После изучения технологии стоит подготовить инструменты, при необходимости приобрести их в магазине. Кроме лобзика могут понадобиться стамески разных размеров, дрель и сверла, резаки, расходные материалы для шлифовки и т.д.


Еще одной важной вехой на этом этапе станет выбор узоров и эскизов будущего украшения. Последние можно попробовать сделать самому или найти подходящие в сети, благо специализированных сайтов по этой тематике предостаточно. Распечатка в нужном масштабе завершит предварительный этап.

Древесина

Главными требованиями к материалу являются его сухость и качество. Немало заготовок есть в специализированных магазинах, посвященных ручной работе. Подходящая древесина бывает в строительных магазинах и на лесопилках.

Кроме того, можно неплохо «поживиться» на мебельных предприятиях, где всегда в наличии большое количество ненужных обрезков. Еще один возможный вариант – ящики и поддоны, бывшие в употреблении.

Качество работы зависит не только от мастера, но и от породы и сорта древесины. Каждая имеет уникальные свойства, что немаловажно при наличии конкретных творческих целей. Рассмотрим вкратце некоторые варианты материала.

Сосна является самой доступной и недорогой породой. Однако подходит она лишь в редких случаях. Причин несколько: смолистость, разная плотность слоев, заметная текстура, мешающая при создании мелкого рисунка.

Осина считается мягким материалом и для новичка малоподходящим. Ее легко резать, древесина мнется и нужен большой опыт для работы с ней.

Береза и липа отличаются превосходной структурой, имеют нужную плотность, что дает возможность воплотить даже самые смелые эскизы прорезной резьбы.


Слива превосходна ввиду своей податливости в обработке, в то же время она обладает нужной твердостью. Мелкий рисунок и женские украшения из сливы станут превосходным изделием в руках мастера. Новичкам тоже стоит попробовать себя на этом материале.

Во избежание последующего растрескивания и искривления прорезного изделия важно помнить о сухости материала. Произвольная сушка в тепле и с хорошей вентиляцией помещения станет самым оптимальным способом. Доски ставятся на торец и на плашки для обеспечения доступа воздуха ко всем сторонам.

Творческий процесс

Работа по дереву начинается с переноса рисунка на заготовку. Для этого на предварительном этапе готовились все шаблоны. Когда рисунок нанесен на деталь, наступает этап рассверливания отверстий рядом с проведенными линиями.

Сверло должно быть такого диаметра, чтобы в полученное отверстие легко прошла пилка лобзика. Там, где не получается осуществить пропилы лобзиком (слишком мелкий рисунок и крутые изгибы), используют узкое ножовочное полотно.

Опытные мастера советуют использовать пили с мелкими зубьями, в противном случае края прорезей будут иметь рваный контур и изделия потеряет эстетичность. Сверлить желательно перьевыми сверлами, заранее подготовив тонкое отверстие.

От рваных краев при прорезной резьбе по фанере помогает приклеивание плотной бумаги с обратной стороны заготовки. Новичкам лучше пробовать выполнять простые узоры с крупными деталями и минимальным количеством углов.

Финишная обработка

Доработку изделия совершают для получения ровных и чистых краев. Используют стамески, на труднодоступных участках пригодится острый нож.

Зачистку ведут при помощи наждачной бумаги, надфиля или абразивного круга. Готовое изделие шлифуется с двух сторон до получения должного внешнего вида.

Взглянув на фото прорезной резьбы, становится понятно, что полученные узоры являются превосходным декоративным элементом для мебели, оконных наличников, карнизов. Изящность изделия дает возможность создавать превосходные женские украшения, оформлять ширмы и многое другое.

Фото прорезной резьбы

Искусство выпиливания лобзиком многим знакомо еще со школьной скамьи. Такое занятие может освоить каждый, вне зависимости от художественных способностей, и это наверняка его главное преимущество.

Кроме того, овладев некоторыми навыками с лобзиком, можно создавать просто-таки великолепные резные украшения, которые послужат для декорирования интерьера помещений или фасада дома.


Выпиливание лобзиком: инструменты

Первое, что понадобиться для выпиливания фигурок из фанеры своими руками это лобзик.

Такой инструмент на отечественном рынке представлен довольно обширно и в нескольких основных видах:

  • Ручной . Инструмент, знакомый многим по урокам труда в школе. Как можно судить по названию, все работы по выпиливанию нужно будет выполнять вручную. Лучший выбор для создания небольших вещиц или же обучения детей навыкам этого увлекательного процесса;
  • Электрический . Работает намного быстрее ручного, но в то же время, обладает существенной массой (1-3 кг), а потому держать «на весу» его довольно неудобно. Да и тонкий рисунок создать не получится, так как полотно пилки слишком велико для таких ювелирных работ;

Совет. Если выбор пал на электрический инструмент, то нужно очень аккуратно выполнять все работы, иначе можно получить неровную линию реза.
Детям работу с таким инструмента вовсе доверять не следует, ведь высока вероятность ранения.

  • Стационарный . Единственный недостаток подобного инструмента это его цена – она намного выше, чем у электрического или ручного устройства. Тем не менее, устройство очень удобное для резчика, его не нужно держать на весу, а линия реза хоть и получатся грубее, чем у ручного «коллеги», но все же скорость работ в разы выше.

Выбор того или иного инструмента для создания различных конструкций из древесного сырья зависит только от объема работ и личных предпочтений самого мастера. Если, например, работа лобзиком по фанере является просто хобби, то будет вполне достаточно и ручного инструмента.

Совет: Если такое занятие приносит деньги и поставлено «на поток», то без электрического или стационарного «помощника» просто не обойтись.

Подготовка сырья и трафарета

Тем людям, у которых умелые руки и большой опыт работы с инструментом, выпиливание лобзиком из фанеры не составит особого труда. Для начала нужно будет взять кусок материала, на который будет наноситься рисунок, зашкурить до гладкой поверхности мелкой наждачной бумагой.

После такой подготовки достаточно будет нанести нужный рисунок и начать выполнение самого процесса.

Все, что нужно будет сделать после скачивания рисунка – распечатать его, перенести на лист (предварительно нужно ее подготовить наждачкой) и начать работать инструментом по контуру.

Процесс выпиливания по древесине: особенности

Сам процесс создания декоративных деталей из древесины является еще даже более простым, чем нанесение рисунка на лист материала. Достаточно просто предварительно просунуть пилку в предварительно проделанное отверстие (для этого можно использовать ручной коловорот или электродрель) и начать работать по начерченному контуру.

При этом если работы выполняются ручным инструментом, то все движения должны быть обязательно плавными, без рывков, в противном случае можно попросту сломать хрупкую пилку лобзика.

Если все выполнено правильно, то в конечном итоге можно получить уникально красивый рисунок, перенесенный в точности на материал, деталь, способную выгодно украсить любое помещение или фасад здания.

Дополнительная отделка

Чтобы изделие, созданное из листа материала при помощи лобзика, выглядело еще более красиво и оригинально, его можно дополнительно отделать. Для начала следует зашкурить все поверхности наждачной бумагой, устранив все мелкие неровности и шероховатости.

После, можно провести лакирование или морение всей поверхности фанерного изделия, покрыть его краской или другими отделочными материалами.

Нельзя не отметить, что выпиливание лобзиком из фанеры позволяет получать не только цельные, но еще и сборные конструкции. В последнем случае окончательная отделка будет сопровождаться еще и соединением нескольких элементов воедино при помощи специального клея или же драночных гвоздиков.

Главное в процессе создания сборного изделия из нескольких деталей еще в процессе работ особое внимание уделить линии реза, она должна располагаться так, чтобы выемка была несколько меньше, чем всегда.

Совет: Несколько деталей из фанеры, выпиленных при помощи лобзика, после завершения работы с инструментом важно «подогнать» и правильно отшлифовать наждачной бумагой.
Только в таком случае можно гарантировать высокое качество поверхности и наиболее привлекательный вид готового изделия.


Вывод

В самом процессе создания фигурок из фанеры нет ничего сложного – достаточно просто взять в руки лобзик, подготовить материал и начать работу. В представленном видео в этой статье вы найдете дополнительную информацию по данной теме.

Похожие материалы



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: