Международная отраслевая специализация италии. Экономика италии и ее место в мировой экономике

В отраслевой структуре промышленности Италии преобладают обрабатывающие отрасли (76%). Ведущая роль принадлежит отраслям машиностроения, химической промышленности, пищевкусовой промышленности. В последние годы растет доля наукоемких отраслей машиностроения. Меняется и территориально структура промышленности: происходит ее децентрализация, переориентация на привозном сырье с размещением в припортовых городах, рост промышленного потенциала центра и юга страны. В энергетическом балансе страны доминирует нефть (более 70%). Нехватка энергетических ресурсов вынуждает импортировать подавляющее количество нужных для экономики нефти (95% от потребления) и природного газа (60%). Нефть поступает морским путем из стран Персидского залива и перерабатывается на нефтеперерабатывающих предприятиях, расположенных в основном в портовых городах. Газ экспортируется газопроводами из России, а также из Алжира по газопроводу, проложенному по дну Средиземного моря. Добываются небольшие количества каменного угля.

Основная часть электроэнергии (свыше 200 млрд кВт / ч) производится на ТЭС - 65%. Работают ТЭС на импортном и собственном угле, частично на нефти, размещаются у нефтеперерабатывающих заводов или крупных городах, где ориентируются на потребителя. ГЭС производят 30% электроэнергии и размещены на альпийских реках, полный Гидроресурс которых оценивается в 56 млрд. кВт. АЭС в Италии не работают после отрицательного решения всенародного референдума в 1987 году. Существуют отдельные объекты альтернативной энергетики.

Для структуры итальянской промышленности характерно:

  • 1) большее значение в экономике отраслей легкой промышленности при сохранении определенных позиций тяжелой индустрии;
  • 2) ведущая роль машиностроения;
  • 3) более высокая, чем в других странах ЕС, роль химической промышленности;
  • 4) слабо развита горнодобывающая промышленность;
  • 5) большое значение малых и средних предприятий.

Из всех развитых стран Италии присущи наиболее резкие территориальные контрасты в уровне индустриализации. В Южной Италии в промышленности занято менее 15% экономически активного населения, а на Северо-Западе - около 40%. Здесь же сосредоточена и подавляющая часть наиболее передовых наукоемких производств.

Наблюдается некоторое отставание Италии от других индустриальных стран по уровню научного потенциала, поэтому страна в МРТ специализируется на производстве машин и оборудования средней и малой наукоемкости, поставляя на мировой рынок довольно широкую гамму машиностроительной продукции. В частности, она является одним из крупнейших производителей сельскохозяйственной техники, электробытового, упаковочного и пищевого оборудования, станков, текстильного оборудования, подвижного состава и других транспортных средств.

Италия является одним из крупнейших в мире производителей и экспортеров потребительских товаров, отличающихся высоким качеством и изысканным дизайном.

Топливно-энергетический комплекс . Италия крайне бедна источниками энергии, имеет неблагоприятный энергобаланс.

В среднем за счет собственных ресурсов покрывается лишь 17% потребностей. Почти 70% в энергобалансе приходится на нефть. По этому показателю Италия сравнима среди постиндустриальных стран только с Японией: около 15% - на природный газ, 7-8% - на уголь, гидро - и геотермическую энергию.

Собственная добыча нефти невелика - 1,5 млн т. в год. За рубежом Италия закупает 98% всей потребляемой нефти (свыше 75 млн т.). Нефть поступает из Саудовской Аравии, Ливии, России. Италия располагает самой крупной в Западной Европе, по установленным мощностям, нефтеперерабатывающей промышленностью (200 млн т.), но степень использования ее очень низка.

Добыча природного газа (20 млрд куб. м в 1999 г.) обеспечивает около 46% потребностей в нем. Газ импортируется из России, Алжира, Нидерландов. Италия закупает около 80% твердого топлива. Каменный уголь ввозится из США и ЮАР.

Свыше 3/4 электроэнергии вырабатывается на ТЭС, использующих главным образом мазут. Поэтому электроэнергия дорогая, велик импорт электричества из Франции. После аварии на ЧАЭС было решено работу действующих АЭС остановить и не строить новых. Главные цели государственной энергетической программы - экономия потребления энергии и сокращение импорта нефти.

Черная металлургия Италии работает на импортном сырье. Собственная добыча незначительна - 185 тыс. тонн в год. Коксующийся уголь целиком ввозится из-за границы, в основном из США. Италия является крупным экспортером металлолома, а также руд легирующих металлов.

Импорт сырья для отрасли предопределил размещение крупнейших металлургических комбинатов на морском побережье в Генуе, Неаполе, Пьомбино, Таранто (последний, самый крупный в ЕС, мощностью 10 млн тонн стали в год). На мировом рынке Италия специализируется на производстве тонкой, холоднокатаной стали и стальных труб. Главная продукция цветной металлургии: алюминий, цинк, свинец и ртуть.

Страна занимает второе место в ЕС и шестое в мире по прокату металлов, на ее долю приходится 40% производства черных металлов в ЕС.

Химическая промышленность Италии специализируется на производстве продукции нефтехимии, полимеров (особенно полиэтилена, полипропилена) и синтетических волокон. Отрасль высоко монополизирована, господствуют крупные фирмы. Фирма «ЭНИ» занимает первое место в Европе по производству акриловых волокон, второе - по производству пластмасс, третье - по производству удобрений. «Монтэдисон» обеспечивает 1/4 производства химических удобрений страны. «СНИА» специализируется на производстве химических волокон, пластмасс, красителей, средств защиты растений, лекарств.

Италия занимает пятое место в мире по производству лекарств.

Старейший и важнейший район химической промышленности - Северо-Запад. Вследствие обострения экологической ситуации, нехватки свободных площадей, трудностей с электроснабжением этот регион специализируется на производстве продукции тонкой химии. Крупными центрами являются: Милан, Турин, Мантуя, Савона, Новара, Генуя.

Северо-Восточная Италия специализируется на производстве массовых нефтехимических продуктов, удобрений, синтетического каучука (Венеция, Порто-Маргера, Равенна).

Профиль Центральной Италии - неорганическая химия (Розиньяно, Фоллоника, Пьомбино, Терни и другие).

Южная Италия специализируется на производстве продуктов органического синтеза, минеральных удобрений (Брензи, Аугуста, Джеле, Торто-Торресе и другие).

Машиностроение - ведущая отрасль итальянской промышленности. В ней занято 2/5 всех промышленных рабочих, создается 1/3 всей стоимости промышленной продукции и 1/3 экспорта страны.

Международной специализацией Италии является не только производство автомобилей, но и мотоциклов, мотороллеров, мопедов и велосипедов.

Судостроение - кризисная отрасль транспортного машиностроения; тоннаж ежегодно спускаемых на воду судов не превышает 250-350тыс. бр.рег.т. Центры судостроения: Монофальконе, Генуя, Триест, Таранто.

Разнообразна продукция, выпускаемая электротехнической промышленностью - холодильники, стиральные машины, телевизоры. Отрасль отличается высокой территориальной концентрацией в Милане, его пригородах и в соседних городах - Варезе, Комо и Бергамо.

Растет производство продукции в электронике. Италия производит персональные компьютеры, электронные компоненты. В отрасли лидирует фирма «Оливетти», она же один из крупнейших в Европе производителей пишущих машин. Главный завод этой фирмы расположен в г. Иврея, севернее Турина. Электронные компоненты производит итало-французская компания «СТС-Томсон».

Получила развитие в Италии легкая промышленность . Страна является одним из крупнейших в мире производителей и экспортеров хлопчатобумажных и шерстяных тканей, одежды и обуви, мебели, ювелирных и фаянсовых изделий и др. По выпуску обуви Италия занимает третье место в мире после КНР и США. Итальянская фирма «Бенеттон», специализирующаяся на производстве готовой одежды и трикотажа, - одна из крупнейших в Европе, имеет свои филиалы в 110 странах мира. Штаб-квартира фирмы расположена в городе Тревизо.

Государства. На долю этого направления приходится более 28% от всего местного ВВП. Более того, здесь задействована почти половина из всех работающих жителей. Если говорить об отраслевой структуре итальянской промышленности, то на 76% она представляет собой обрабатывающую сферу.

Машиностроение

Машиностроительная промышленность Италии считается одной из важнейших и наиболее динамичных отраслей экономики страны. Совсем недавно главными её центрами являлись Турин, Милан и Генуя. В настоящее время эта сфера распространилась и на другие регионы государства. Теперь значительные машиностроительные мощности находятся во Флоренции, Венеции, Болонье и Триесте. Ключевым направлением этой отрасли стало автомобилестроение. Ежегодно государство выпускает порядка двух миллионов легковых автомобилей, а также огромное количество мопедов, мотоциклов и велосипедов. Ведущую роль здесь играет концерн Fiat. Его штаб-квартира располагается в городе Турине, а производственные мощности - практически во всех регионах страны. В Ломбардских городах, Неаполе и Турине налажено производство авиационного транспорта, в то время как судостроительная промышленность Италии сконцентрирована в Генуе, Ливорно, Специи и Триесте.

Производство электроэнергии

Ежегодно государство производит около 190 миллиардов киловатт-часов электроэнергии. Почти 65% от этого количества приходится на ТЭС, что располагаются в самых больших городах. Они функционируют как на собственном, так и на импортном сырье. Чуть менее одной третьей части электроэнергии вырабатывается построенными на альпийских реках ГЭС. Вся оставшаяся доля приходится на объекты из сферы альтернативной энергетики. Интересная особенность отрасли заключается в том, что в государстве не работает ни одна АЭС, что стало результатом проведённого в 1987 году всенародного референдума.

Нефтяная промышленность

Страна является довольно бедной на полезные ископаемые, в том числе и на чёрное золото. Здесь оно добывается в незначительном количестве (суммарно около 1,5 миллиона тонн за год) в Ломбардии, на Сицилии и на шельфе Адриатического моря. Специализация такой отрасли промышленности Италии, как нефтепереработка на импортном сырье, не мешает ей опережать другие западноевропейские государства в объёмах. Большинство из заводов, которые функционируют в сфере, сосредоточено в припортовых районах. Именно сюда прибывает сырьё из Ближнего Востока, России и некоторых североафриканских стран. Впрочем, благодаря развитой сети нефтепроводов такие предприятия успешно функционируют и в других регионах.

Металлургия

Не имеет собственных сырьевых источников и металлургическая промышленность Италии. Аналогично упомянутым выше отраслям, сфера ориентирована на импорт, поэтому ключевые её предприятия сконцентрированы в районе крупных портов. Перерабатывающие заводы чёрной металлургии работают преимущественно в больших индустриальных городах, где в существенных объёмах накапливается металлический лом. Страна ежегодно выплавляет около 250 тысяч тонн алюминия и примерно 25 миллионов тонн стали. На них ориентированы комбинаты, что находятся поблизости источников электроэнергии - альпийских ГЭС.

Легкая промышленность

Далеко не самой большой, но чрезвычайно важной отраслью экономики государства является легкая промышленность Италии. Она представлена, как правило, небольшими компаниями, разбросанными по всей территории. Страна стала одним из мировых лидеров по объёму изготовления шерстяных тканей, уступая в этом показателе лишь Китаю. На высоком уровне развития находится текстильная промышленность, основные производственные мощности которой сосредоточены в северных регионах - Пьемонте и Ломбардии. Северо-западные области государства, в частности Тоскана, Марке и Венето, являются центрами обувной, кожевенной и швейной отрасли. Одной из немногих сфер, для которых характерен постоянный рост, является пищевая отрасль, функционирующая как на импортном, так и на собственном сырье. Объём производства здесь ежегодно увеличивается в среднем на 3%. Специализация промышленности Италии в этом направлении во многом связана с производством оливкового масла. На страну приходится около одной третьей части от его выпуска во всём мире.

Химическая промышленность

Сбыт продукции отрасли ориентирован преимущественно на удовлетворение потребностей собственной промышленности. Вместе с этим часть её экспортируется в США и страны так называемого общего рынка.

Заключение

В данной статье про промышленность Италии кратко описаны лишь основные её отрасли. Во многих других сферах деятельности начиная с послевоенных лет государство также совершило существенный прорыв. Среди них следует отметить электротехническую и мебельную промышленность, производство предметов роскоши, оружия, а также биоиндустрию.

Государства. На долю этого направления приходится более 28% от всего местного ВВП. Более того, здесь задействована почти половина из всех работающих жителей. Если говорить об отраслевой структуре итальянской промышленности, то на 76% она представляет собой обрабатывающую сферу.

Машиностроение

Машиностроительная промышленность Италии считается одной из важнейших и наиболее динамичных отраслей экономики страны. Совсем недавно главными её центрами являлись Турин, Милан и Генуя. В настоящее время эта сфера распространилась и на другие регионы государства. Теперь значительные машиностроительные мощности находятся во Флоренции, Венеции, Болонье и Триесте. Ключевым направлением этой отрасли стало автомобилестроение. Ежегодно государство выпускает порядка двух миллионов легковых автомобилей, а также огромное количество мопедов, мотоциклов и велосипедов. Ведущую роль здесь играет концерн Fiat. Его штаб-квартира располагается в городе Турине, а производственные мощности - практически во всех регионах страны. В Ломбардских городах, Неаполе и Турине налажено производство авиационного транспорта, в то время как судостроительная промышленность Италии сконцентрирована в Генуе, Ливорно, Специи и Триесте.

Производство электроэнергии

Ежегодно государство производит около 190 миллиардов киловатт-часов электроэнергии. Почти 65% от этого количества приходится на ТЭС, что располагаются в самых больших городах. Они функционируют как на собственном, так и на импортном сырье. Чуть менее одной третьей части электроэнергии вырабатывается построенными на альпийских реках ГЭС. Вся оставшаяся доля приходится на объекты из сферы альтернативной энергетики. Интересная особенность отрасли заключается в том, что в государстве не работает ни одна АЭС, что стало результатом проведённого в 1987 году всенародного референдума.

Нефтяная промышленность

Страна является довольно бедной на полезные ископаемые, в том числе и на чёрное золото. Здесь оно добывается в незначительном количестве (суммарно около 1,5 миллиона тонн за год) в Ломбардии, на Сицилии и на шельфе Адриатического моря. Специализация такой Италии, как нефтепереработка на импортном сырье, не мешает ей опережать другие западноевропейские государства в объёмах. Большинство из заводов, которые функционируют в сфере, сосредоточено в припортовых районах. Именно сюда прибывает сырьё из Ближнего Востока, России и некоторых североафриканских стран. Впрочем, благодаря развитой сети нефтепроводов такие предприятия успешно функционируют и в других регионах.

Металлургия

Не имеет собственных сырьевых источников и металлургическая промышленность Италии. Аналогично упомянутым выше отраслям, сфера ориентирована на импорт, поэтому ключевые её предприятия сконцентрированы в районе крупных портов. Перерабатывающие заводы работают преимущественно в больших индустриальных городах, где в существенных объёмах накапливается металлический лом. Страна ежегодно выплавляет около 250 тысяч тонн алюминия и примерно 25 миллионов тонн стали. На них ориентированы комбинаты, что находятся поблизости источников электроэнергии - альпийских ГЭС.

Легкая промышленность

Далеко не самой большой, но чрезвычайно важной отраслью экономики государства является легкая промышленность Италии. Она представлена, как правило, небольшими компаниями, разбросанными по всей территории. Страна стала одним из мировых лидеров по объёму изготовления уступая в этом показателе лишь Китаю. На высоком уровне развития находится текстильная промышленность, основные производственные мощности которой сосредоточены в северных регионах - Пьемонте и Ломбардии. Северо-западные области государства, в частности Тоскана, Марке и Венето, являются центрами обувной, кожевенной и швейной отрасли. Одной из немногих сфер, для которых характерен постоянный рост, является пищевая отрасль, функционирующая как на импортном, так и на собственном сырье. Объём производства здесь ежегодно увеличивается в среднем на 3%. Специализация промышленности Италии в этом направлении во многом связана с производством оливкового масла. На страну приходится около одной третьей части от его выпуска во всём мире.

Химическая промышленность

Сбыт продукции отрасли ориентирован преимущественно на удовлетворение потребностей собственной промышленности. Вместе с этим часть её экспортируется в США и страны так называемого общего рынка.

Заключение

В данной статье про промышленность Италии кратко описаны лишь основные её отрасли. Во многих других сферах деятельности начиная с послевоенных лет государство также совершило существенный прорыв. Среди них следует отметить электротехническую и мебельную промышленность, производство предметов роскоши, оружия, а также биоиндустрию.

Италия – высокоразвитая страна, где широко представлен новый постиндустриальный тип экономики.

После второй мировой войны экономика страны развивалась более быстрыми темпами, чем в других развитых странах. Это было обусловлено притоком капитала из США, наличием дешевой рабочей силы, развитием туризма и ростом доходов этой отрасли. Все это позволило Италии приблизиться к странам-конкурентам.

Индустриализация страны завершилась в 1960-е гг., в период так называемой «чудо-экономики». Нехватка природных ресурсов явилась решающим фактором выбора принципа экономического преобразования: экспортировать, чтобы выжить.

Все послевоенные кризисы не обошли Италию. В середине 70-х гг. в Италии имел место серьезный экономический спад, вызванный энергетическим кризисом.

В 80-е гг. итальянская экономика преодолела новый экономический кризис, обуздала инфляцию и начала промышленную реконструкцию. Следствием этого явилось бурное развитие электронной и химической промышленности.

Девяностые годы не обошлись без потрясений. Безработица достигла угрожающих масштабов, только в 1993 г. было потеряно 230 тыс. рабочих мест. Безработица и дестабилизирующее воздействие рабочих волнений стали одной из основных проблем правительства Италии.

В структуре экономики преобладает сфера услуг – 68,2% ВВП; доля промышленности – 28% ВВП; сельского хозяйства – 3,3% ВВП.

Промышленность. Для структуры итальянской промышленности характерно:

1) большее значение в экономике отраслей легкой промышленности при сохранении определенных позиций тяжелой индустрии;

2) ведущая роль машиностроения;

3) более высокая, чем в других странах ЕС, роль химической промышленности;

4) слабо развита горнодобывающая промышленность;

5) большое значение малых и средних предприятий.

Из всех развитых стран Италии присущи наиболее резкие территориальные контрасты в уровне индустриализации. В Южной Италии в промышленности занято менее 15% экономически активного населения, а на Северо-Западе – около 40%. Здесь же сосредоточена и подавляющая часть наиболее передовых наукоемких производств.

Проводимая итальянским правительством и ЕС региональная политика направлена на ликвидацию экономической отсталости ряда Центральных и Южных районов страны. Проводимая в этих районах индустриализация предполагает строительство небольших предприятий легкой и пищевой промышленности в малых и средних городах Центральной и Южной Италии. Идет ускоренное развитие приморских промышленных центров (Равенна, Таранто, Кальяри на Сардинии и др.) на базе использования импортного сырья, в частности, нефти.

В структуре итальянской промышленности наблюдается постоянный рост доли обрабатывающей промышленности – основы итальянской индустрии. Ведущее место в обрабатывающей промышленности занимает машиностроительный комплекс, доля которого превышает 35%. Сюда относятся: общее машиностроение; производство транспортных средств; выпуск электротехнического и электронного оборудования; металлообработка и выпуск изделий из металла.

Наблюдается некоторое отставание Италии от других индустриальных стран по уровню научного потенциала, поэтому страна в МРТ специализируется на производстве машин и оборудования средней и малой наукоемкости, поставляя на мировой рынок довольно широкую гамму машиностроительной продукции. В частности, она является одним из крупнейших производителей сельскохозяйственной техники, электробытового, упаковочного и пищевого оборудования, станков, текстильного оборудования, подвижного состава и других транспортных средств.

Италия является одним из крупнейших в мире производителей и экспортеров потребительских товаров, отличающихся высоким качеством и изысканным дизайном.

Топливно-энергетический комплекс. Италия крайне бедна источниками энергии, имеет неблагоприятный энергобаланс.

В среднем за счет собственных ресурсов покрывается лишь 17% потребностей. Почти 70% в энергобалансе приходится на нефть. По этому показателю Италия сравнима среди постиндустриальных стран только с Японией: около 15% – на природный газ, 7–8% – на уголь, гидро- и геотермическую энергию.

Собственная добыча нефти невелика – 1,5 млн т. в год. За рубежом Италия закупает 98% всей потребляемой нефти (свыше 75 млн т.). Нефть поступает из Саудовской Аравии, Ливии, России. Италия располагает самой крупной в Западной Европе, по установленным мощностям, нефтеперерабатывающей промышленностью (200 млн т.), но степень использования ее очень низка.

Добыча природного газа (20 млрд куб. м в 1999 г.) обеспечивает около 46% потребностей в нем. Газ импортируется из России, Алжира, Нидерландов. Италия закупает около 80% твердого топлива. Каменный уголь ввозится из США и ЮАР.

Свыше 3/4 электроэнергии вырабатывается на ТЭС, использующих главным образом мазут. Поэтому электроэнергия дорогая, велик импорт электричества из Франции. После аварии на ЧАЭС было решено работу действующих АЭС остановить и не строить новых. Главные цели государственной энергетической программы – экономия потребления энергии и сокращение импорта нефти.

Черная металлургия Италии работает на импортном сырье. Собственная добыча незначительна – 185 тыс. тонн в год. Коксующийся уголь целиком ввозится из-за границы, в основном из США. Италия является крупным экспортером металлолома, а также руд легирующих металлов.

Импорт сырья для отрасли предопределил размещение крупнейших металлургических комбинатов на морском побережье в Генуе, Неаполе, Пьомбино, Таранто (последний, самый крупный в ЕС, мощностью 10 млн тонн стали в год).

В 2000 г. производство стали составило 25,6 млн тонн (седьмое место в мире). Многочисленные передельные и прокатные заводы тяготеют к крупным центрам машиностроения и к источникам сырья (лома). Предприятия передельной металлургии построены в Милане и Турине.

Крупнейшими производителями стали в стране являются ТНК «Рива» и «Финсидер».

На мировом рынке Италия специализируется на производстве тонкой, холоднокатаной стали и стальных труб. Главная продукция цветной металлургии: алюминий, цинк, свинец и ртуть.

Страна занимает второе место в ЕС и шестое в мире по прокату металлов, на ее долю приходится 40% производства черных металлов в ЕС.

Химическая промышленность Италии специализируется на производстве продукции нефтехимии, полимеров (особенно полиэтилена, полипропилена) и синтетических волокон.

Отрасль высоко монополизирована, господствуют крупные фирмы. Фирма «ЭНИ» занимает первое место в Европе по производству акриловых волокон, второе – по производству пластмасс, третье – по производству удобрений. «Монтэдисон» обеспечивает 1/4 производства химических удобрений страны. «СНИА» специализируется на производстве химических волокон, пластмасс, красителей, средств защиты растений, лекарств.

Италия занимает пятое место в мире по производству лекарств.

Старейший и важнейший район химической промышленности – Северо-Запад. Вследствие обострения экологической ситуации, нехватки свободных площадей, трудностей с электроснабжением этот регион специализируется на производстве продукции тонкой химии. Крупными центрами являются: Милан, Турин, Мантуя, Савона, Новара, Генуя.

Северо-Восточная Италия специализируется на производстве массовых нефтехимических продуктов, удобрений, синтетического каучука (Венеция, Порто-Маргера, Равенна).

Профиль Центральной Италии – неорганическая химия (Розиньяно, Фоллоника, Пьомбино, Терни и другие).

Южная Италия специализируется на производстве продуктов органического синтеза, минеральных удобрений (Брензи, Аугуста, Джеле, Торто-Торресе и другие).

Машиностроение – ведущая отрасль итальянской промышленности. В ней занято 2/5 всех промышленных рабочих, создается 1/3 всей стоимости промышленной продукции и 1/3 экспорта страны.

Для отрасли характерна высокая доля транспортного машиностроения в производстве и экспорте. По производству автомобилей (1,7 млн в 1999 г.) Италия заняла девятое место в мире. Крупнейшей автомобильной компанией является фирма ФИАТ (фабрика итальянских автомобилей в Турине). Она многопрофильна и производит локомотивы и вагоны, тракторы, судовые и авиационные двигатели, дорожно-транспортные машины, станки, роботы. В 1986 г. «Фиат» приобрел контрольный пакет акций своего конкурента – фирмы «Альфа Ромео».

Столицей «Фиата» является Турин, где находится штаб-квартира и крупнейший завод «Мирафьори»; автомобильные заводы построены также в Милане, Неаполе, Больцано, Модене. Фирма имеет свои филиалы во многих странах мира. В 1960-х гг. участвовала в строительстве завода-гиганта ВАЗ в Тольятти.

«Фиат» входит в первую десятку крупнейших производителей автомобилей, на долю которой проходится 5,3% мирового производства.

Фирма «Феррари» известна производством гоночных машин.

Международной специализацией Италии является не только производство автомобилей, но и мотоциклов, мотороллеров, мопедов и велосипедов.

Судостроение – кризисная отрасль транспортного машиностроения; тоннаж ежегодно спускаемых на воду судов не превышает 250–350тыс. бр.рег.т. Центры судостроения: Монофальконе, Генуя, Триест, Таранто.

Разнообразна продукция, выпускаемая электротехнической промышленностью – холодильники, стиральные машины, телевизоры. Отрасль отличается высокой территориальной концентрацией в Милане, его пригородах и в соседних городах – Варезе, Комо и Бергамо.

Растет производство продукции в электронике. Италия производит персональные компьютеры, электронные компоненты. В отрасли лидирует фирма «Оливетти», она же один из крупнейших в Европе производителей пишущих машин. Главный завод этой фирмы расположен в г. Иврея, севернее Турина. Электронные компоненты производит итало-французская компания «СТС-Томсон».

Получила развитие в Италии легкая промышленность. Страна является одним из крупнейших в мире производителей и экспортеров хлопчатобумажных и шерстяных тканей, одежды и обуви, мебели, ювелирных и фаянсовых изделий и др. По выпуску обуви Италия занимает третье место в мире после КНР и США. Итальянская фирма «Бенеттон», специализирующаяся на производстве готовой одежды и трикотажа, – одна из крупнейших в Европе, имеет свои филиалы в 110 странах мира. Штаб-квартира фирмы расположена в городе Тревизо.

Сфера услуг. Ведущую роль в отрасли играют туризм и банковская деятельность. Важнейшим источником дохода является туризм. Италию ежегодно посещают свыше 50 млн туристов. Более 3/4 всего оборота итальянского туристического бизнеса приходится на три города: Рим, Венецию и Флоренцию. Почти все прибывающие в Рим туристы посещают уникальное государство Ватикан. Развивается и так называемый «шоппинговый туризм», привлекающий оптовых торговцев продукцией итальянских малых и средних предприятий, а также индивидуальных потребителей итальянской одежды и обуви.

Италия является родиной банков, 67% ее населенных пунктов имеют банковские учреждения.

В Италии хорошо развиты все виды транспорта. Страна имеет развитую сеть железных (протяженность 9944 мили) и автомобильных дорог. Более 90% пассажиров и 80% грузов перевозится автомобилями. Главная транспортная артерия страны – «автострада солнца», связывающая Турин и Милан через Болонью и Флоренцию с Римом, Неаполем и Роджо-ди-Калабрия. Итальянский парк автомобилей насчитывает около 32 млн. Во внешних перевозках грузов преобладает морской транспорт; 80–90% импортируемых грузов доставляется морским путем. Самые крупные порты: Генуя (грузооборот 50 млн тонн в год) и Триест (35 млн тонн в год). Главный каботажный порт страны – Неаполь.

В Италии 34 аэропорта, среди них главные: Рим, Генуя, Венеция, Триест, Палермо, Неаполь, Специя.

Сельское хозяйство играет в экономике Италии гораздо более важную роль, чем, например, в Великобритании и ФРГ. Отрасль в то же время лишь на 75–80% обеспечивает население продовольствием, несмотря на благоприятные природные условия. Это объясняется сохранением архаичных аграрных отношений на Юге и раздробленностью хозяйств. Около 3/4 из них имеют площадь меньше 5 га.

Хотя благодаря государственной аграрной политике и европейской интеграции сельское хозяйство сильно изменилось. Выросла концентрация производства в руках крупных хозяев за счет разорения мелких собственников; расширились арендные и кооперационные отношения; ирригация; выросла урожайность культур и продуктивность скота.

Север, включая Паданскую равнину, имеет более благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Здесь сосредоточено 2/3 орошаемых площадей; вносится в 3 раза больше, чем на юге, минеральных удобрений на 1 га обрабатываемых земель.

Главной отраслью сельского хозяйства Италии является растениеводство. Ведущая отрасль растениеводства – овощеводство. Ежегодно в Италии собирают 14 млн тонн овощей, из них 5 млн помидоров (ведущие районы – Эмилия-Романья, Кампания, Апулия).

Зерновое хозяйство, вторая по значению отрасль растениеводства, испытывает кризис. По сборам зерновых (18–20 млн тонн) Италия в 2,5 раза уступает Франции. Выращивают пшеницу, кукурузу, рис.

Важнейшая техническая культура – сахарная свекла. По сборам овощей и фруктов Италия на первом месте в Европе. Италия делит с Францией первое место в мире по сборам винограда (10 млн т) и производству виноградных вин.

Развитие животноводства сдерживается недостатком кормовой базы и острой конкуренцией более дешевой продукции Франции, Нидерландов и других стран ЕС.

Keine Übersetzungen vorhanden.


Промышленность - ведущая сфера экономики Италии. Она дает около 2/5 национального дохода, и на нее приходится более 2/5 всех занятых. Италия весьма недостаточно и неравномерно обеспечена сырьевыми и энергетическими ресурсами. Итальянская обрабатывающая промышленность базируется, прежде всего, на импортном сырье. В промышленности Италии преобладает тяжелая индустрия, ведущая роль в которой принадлежит машиностроению. За последние годы значительно развились также металлургия, электроэнергетическая, химическая и нефтехимическая промышленность. В основном в стране развиты отрасли, которые требуют квалифицированной рабочей силы, сравнительно немного сырья и топлива и выпускают большей частью массовую продукцию.

Объемы продаж в промышленности Италии в июле 2009 года снизились на 1.6% относительно показателей июня и на 25.4% относительно показателей аналогичного периода прошлого года.

  • машиностроение
Ведущая отрасль итальянской индустрии - машиностроения - дает 1/4 всей продукции обрабатывающей промышленности и занимает первое место по числу занятых (около 2 млн. чел). Оно в состоянии обеспечить почти все основные потребности страны в машинах.

Развивается сельскохозяйственное машиностроение, в наибольшей мере тракторостроение. На мировом рынке Италия известна и как производитель машин и оборудования для переработки пластмасс и для резиновой промышленности. Международную специализацию Италии составляет также производство оборудования для текстильной, обувной, пищевой и полиграфической промышленности. В целом машиностроительные предприятия сосредоточенны на индустриальном Севере.

Среди отраслей машиностроения особенно выделяется автомобилестроение. Италия один из крупнейших поставщиков автомобилей на мировой рынок. Основную продукцию отрасли составляют легковые автомобили. Ведущее положение в отрасли занимает концерн ФИАТ - самая мощная из частных фирм Италии и одна из крупнейших компаний мира. Этот многоотраслевой концерн, деятельность которого оказывает большое воздействие на всю экономику Италии, занимает одно из первых мест в Европе по выпуску легковых и грузовых автомобилей, мотоциклов и тракторов, различных двигателей.

На заводах концерна, рассеянных по всей стране, выпускают не только легковые автомобили, но и грузовики, автобусы, двигатели различных типов, электровозы, трамваи, троллейбусы, тракторы и пр. Большинство предприятий ФИАТ расположено в Турине и его окрестностях. Появились автомобильные заводы ФИАТ и на Юге Италии - близ Неаполя и в Палермо. Заводы остальных, менее значительных автомобильных фирм - «ФЕРРАРИ", "МАЗЕРАТИ", "ЛАНЧА" расположены на севере - в Милане, Турине, Больцано, Модене, а также близ Неаполя. Италия - родина мотороллера. Итальянские мотороллеры и мотоциклы пользуются большим спросом у местного населения и известны во многих странах мира.

  • текстильная промышленность
На втором месте после машиностроения по числу занятых стоит текстильная промышленность, одна из старейших отраслей Италии. Она выпускает ткани и пряжу из хлопка, шерсти, шелка, конопли, льна, джута и химических волокон, а также разнообразный трикотаж. Хлопчатобумажные предприятия широком размещены на Севере - в Ломбардии и Пьемонте, чему способствует здесь обилие воды и дешевой электроэнергии альпийских ГЭС. Главные районы шерстиной промышленности расположены в Тоскане, Пьемонте и Венеции. Предприятия шелковой промышленности сосредоточенны в городах Комо и Тревизо.
  • химическая промышленность
Итальянская химическая промышленность работает в основном на импортном сырье (главным образом это нефть, природный газ, фосфориты, сера, целлюлоза), но и частично использует и собственные запасы химического сырья, прежде всего природного газа, пиритов, калийных солей и серы. Лицо отрасли определяют предприятия органической химии: крупные нефтехимические комбинаты и отдельные заводы, работающие на нефтепродуктах и природном газе. Важнейшие, а стране центры нефтехимической промышленности сосредоточенны на Севере: в Милане, Мантуе, Равенне, Ферраре. Главный центр нефтехимии в Центральной Италии - городе Терни. В Южной Италии построено несколько крупных комбинатов: в городах Приоло, Джела, Неаполе, Кальяри, Порто-Торресе. Нефтехимическая продукция весьма разнообразна. Особенно быстро растет производство пластмасс, ставшее одним из главных направлений специализации Италии в международном разделении труда, а также производство химических волокон. Италия выделяется в Европе по уровню развития лакокрасочной и фармацевтической промышленности. На стыке неорганической и органической химии развивается производство удобрений. Сохранилось в Италии и одно из самых старых, традиционных производств - выработка натуральных эссенций и эфирных масел из цветов и фруктов. Тесно связанно с химической промышленностью производство резины, использующее в качестве сырья импортный естественный и отечественный синтетический каучук.

Итальянская химическая промышленность специализируется на производстве органических продуктов. Наибольшее значение имеют производства пластмасс и химических волокон, автомобильных шин, фармацевтика. Старейший район химической промышленности - Милан, хотя значительная часть химикатов производится и в морских портах, где находятся нефтехимические комбинаты. Около 1/4 химической промышленности контролируется компанией «Монтэдисон».

  • пищевая промышленность
Немаловажную роль в итальянском хозяйстве играет пищевая индустрия. Очень важна для страны мукомольная промышленность. На Юге особенно выделяется район Неаполя, где производят не только муку, но и знаменитые итальянские макароны, по выпуску которых Италия занимает первое место в мире. По просторам Паданской равнины разбросано около сотни сахарных заводов, перерабатывающих местную сахарную свеклу. Высоко развито в стране консервное производство. Главным образом консервирование фруктов и овощей, а также мяса и рыбы. Италия издавна славится своим сыром. Почти вся молочная промышленность сосредоточенна в северной Италии, где в наибольшей мере развито молочное животноводство. Италия дает 1/3 всего производимого в мире оливкового масла.
  • металлургия
Недостаточность топливной и сырьевой базы объясняет весьма значительную зависимость большинства отраслей итальянской промышленности от внешнеэкономических связей. В частности, в большой мере это относится к черной металлургии: коксующийся уголь целиком ввозится из-за границы, в основном их США, импортируется более 90% потребляемой железной руды, 75% металлолома, 2/3 - марганцевой руды. Металлургия тяготеет главным образом или к портам, через которые ввозят сырье и топливо для отрасли, или к крупным центрам машиностроения, т.е. к рынкам сбыта. Наиболее крупные и технически объединению "Финдсер". Ядро отрасли составляют четыре крупных металлургических комбината - в Генуе, Неаполе, Пьомбино, Таранто. Основная продукция, которая идет на мировой рынок - это тонкая холоднокатаная листовая сталь. В производстве цветных и легких металлов наиболее развиты алюминиевая промышленность, выплавка свинца, цинка и ртути, т.е. те отрасли, которые лучше всего обеспечены местными сырьевыми ресурсами. Свинцово-цинковая промышленность перерабатывает привозные полиметаллические руды и местные, поступающие из месторождений на острове Сардиния и в Альпах. Выплавка цинка как более энергоемкое производство тяготеет к крупным тепловым электростанциям или к крупным ГЭС. Свинцовоплавильные заводы расположены вблизи сардинских месторождений полиметаллических руд. Одно из первых мест в мире Италия занимает по производству магния. Производство магния целиком сосредоточено на единственном заводе электролиза магния в Больцано.
  • электротехническая промышленность
Немалых успехов добилась Италия в электротехнической промышленности, особенно в новой ее отрасли - производстве электронной техники. Самый мощный узел электротехнического производства - Милан. В последние годы строительство электротехнических предприятий сдвинулось на Юг, в районы Неаполя и Бари.
  • судостроение
Географические условия и исторические причины объясняют традиционность для Италии судостроения. Около 90% всех судостроительных мощностей страны принадлежит компании "Италкантьери". На Адриатическом море важнейшие центры судостроения - Монфальконе, Триест, Венеция и Анкона, на Лигурийском море - Генуя, Специя, Ливорно, на юге судостроение развито в Неаполе, Таранто, Мессине, Палермо.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: