Латвийская православная церковь. Латвия Латвийская православная церковь

Ла́твия (латыш. Latvija ), официальное название - Латви́йская Респу́блика (латыш. Latvijas Republika ) - государство в Северной Европе. Население по оценочным данным на 1 мая 2015 года составляет 1 980 700 человек.

Крупнейшие города

  • Даугавпилс
  • Вентспилс
  • Лиепая
  • Елгава
  • Юрмала

Православие в Латвии

Православие в Латвии - одна из трёх крупнейших религиозных конфессий Латвии наряду с католицизмом и лютеранством, к каждой из которых причисляет себя около трети жителей страны.

В современной Латвии православие главным образом исповедует русскоязычное население страны, хотя в стране много православных латышей.

История

Православие пришло на земли современной Латвии с территории Псковской и Новгородской Руси, проникнув в страну с востока и юга в XI веке. Примечателен тот факт, что православие явилось исторически первой формой христианского вероисповедания на землях Латвии и в Прибалтике в целом. После 1201 года, во время усиление влияния крестоносцев (меченосцы) и немецких баронов, большинство латышей на западе и севере страны приняло католичество, затем перешло в лютеранство(одна из ветвей протестантизма). На востоке страны (область Латгалия), вошедшем в состав Речи Посполитой, распространилось католичество. Его исповедуют в основном латгальцы и латвийские поляки. В некоторых латгальских общинах сохранялось и православие.

Возрождение православной традиции в латвийских землях началось после присоединения Прибалтики к Российской империи в XVIII веке.

Середина XIX века ознаменовалась массовым переходом латышей в православие. Крестьяне - латыши и эстонцы, эксплуатируемые помещиками-немцами, потомками ливонских рыцарей, находились в бедности и унижении. Ф. М. Достоевский характеризовал положение латышей-крестьян как значительно худшее, чем положение негров рабов на американских плантациях. Лютеранская господствующая церковь была в полной зависимости от господ-помещиков. В неурожайный, голодный 1841 год, 9 июня, группа крестьян, ища защиты и справедливости, обратилась к епископу Иринарху (Попову), первому рижскому викарию Псковской епархии за помощью. Последний дал им милостыню и посочувствовал, выразив милосердие. Сочувствие епископа Иринарха к бедам латышского населения привело к тому, что уже в июле со всей Лифляндии крестьяне подали епископу Иринарху около 30 прошений о защите и переводе в Православие от нескольких тысяч крестьян. Подобные действия вызвали крайнее недовольство в среде помещиков-немцев и лютеранских пасторов, стремившихся удержать латышей. Генерал губернатор Матвей Пален при поддержке шефа жандармов лифляндского немца Бенкендорфа добивается от императора Николая I 12 октября 1841 года удаления епископа Иринарха под негласный арест в Псково-Печерский монастырь якобы «для предотвращения крестьянских волнений».

По данным на 1850 год, православие исповедовала примерно восьмая часть латышей и эстонцев Прибалтики. Помимо этого, на востоке страны появилась и старообрядческая община русских поселенцев.

Латвийская Православная Церковь

Латви́йская Правосла́вная Це́рковь (латыш. Latvijas Pareizticīgā Baznīca ) - самоуправляемая Церковь в составе Московского Патриархата в Латвии.

История

В 1836 году было учреждено Рижское викариатство Псковской епархии, которое 1 марта 1850 года было выделено в самостоятельную Рижскую епархию, учреждённую 1 июля того же года. Епархиальному архиерею присваивался титул «Рижский и Митавский», каковым стал епископ Платон (Городецкий).

В связи с распадом Российской империи и переводом на Рязанскую кафедру архиепископа Иоанна (Смирнова) Рижская епархия четыре года оставалась без правящего архиерея. Латвийские власти не разрешали въезд в Латвию ни митрополиту Серафиму (Чичагову), ни архиепископу Геннадию (Туберозову), которых Патриарх Тихон предполагал назначить на Рижскую кафедру. В 1918 - нач. 1919 гг. Рижской епархией временно управлял викарный епископ Ревельский Платон (Кульбуш). Лишь после того, как на Рижскую кафедру предложено было перевести из Пензенской епархии архиепископа Иоанна (Поммера), латыша по-национальности, вопрос о возглавлении Рижской епархии был улажен с латвийскими властями. В поисках компромисса с правительством Латвии архиепископ Иоанн (Поммер) ходатайствовал перед Святейшим Патриархом Тихоном о даровании его епархии самостоятельности в делах внутреннего управления. 21 июня 1921 г. Патриарх Московский Тихон, Священный Синод и Высщий Церковный Совет признали внутреннюю самостоятельность Латвийской Православной Церкви. В 1925 г. архиепископ Иоанн (Поммер) был избран в республиканский Сейм, где отстаивал равноправие Латвийской Православной Церкви с другими религиозными деноминациями Латвии. В 1926 г. возобновила свою деятельность Рижская духовная семинария. В ночь с 11 на 12 октября 1934 г. архиепископ Иоанн был заживо сожжен в своей пригородной даче. Следствие об убийстве архиепископа Иоанна не дало результатов: в убийстве подозревались как спецлужбы Латвии, так и агенты из Советского Союза.

Вскоре после гибели архиепископа Рижского Иоанна (Поммера), в 1936 году руководство Латвийской Церкви заявило о переходе в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, против чего возражали часть священнослужителей и большинство мирян; переход не был признан Московским Патриархатом и большинством других Поместных Православных Церквей. 29 марта 1936 года митрополит Фиатирский Герман (Стринопулос) возглавил хиротонию во епископа бывшего гарнизонного священника из Даугавпилса Августина (Петерсона) с возведением его в сан митрополита Рижского и всей Латвии. В 1938 года была открыта новая кафедра - Даугавпилсская. На нее был хиротонисан архимандрит Александр (Витоль).

В 1940 году, после присоединения Латвии к СССР, предыдущие решения были отменены и Латвийская Церковь вошла в состав Русской Православной Церкви на правах епархии. Митрополит Рижский и всея Латвии Августин (Петерсон) ушел на покой. Латвийская Православная Церковь Константинопольского Патриархата с 1947 года перешла на эмигрантский режим, именуясь "Латвийской Православной Церковью в изгнании".

В 1990 году, по провозглашении государственной независимости Латвии, Священным Синодом РПЦ Латвийской Православной Церкви было предоставлено самоуправление.

В Латвийской Церкви было проведено три Собора: 1997, 2001 и 2003 годов. Внеочередной собор 2009 года.

Современное состояние

Главным (кафедральным) собором Латвийской православной церкви является Христорождественский собор в Риге.

C 1993 г. возобновила свою деятельностью Рижская духовная семинария.

Статистика: 118 приходов; 92 священнослужителя (79 священников, 13 диаконов).

Богослужения в части приходов ведутся на латышском языке.

Святыни

  • свмч. Иоанн Рижский (ХХ в.)
  • «Иверская» икона Божией Матери
  • чтимая могила архим. Тавриона (Батозского)


В от если бы так исторически сложилось, что на определённом этапе своего существования Литва приняла православие в качестве государственной религии, то история её развивалась бы совсем по другому сценарию.

Д олго и упорно воевали языческая Литва и православная Русь, но воевали, скорее, по-доброму, по-дружески, а потом заключали мир и обменивались женихами и невестами. А вот стоило только Литве стать католической, как практически все земли, где проживало западнорусское население, были переняты Московским государством при большом желании жителей этих земель.

Великий князь литовский Ольгерт Гедиминович, конечно, был воинственным и яростным, существенно расширил границы Литвы за счёт исконно славянских земель, подчинил себе Киев, Подолье, Посемье, включил в зону своего влияния Тверское княжество, несколько раз пытался осаждать Москву. Однако его преемники были менее хитроумными.

В итоге блестящая с точки зрения международной дипломатии политика и военная мощь великих князей Московских привела к утверждению нового Русского государства.

Как только Литва оказалась под тесным контролем римской курии, она сразу начала слабеть, терять территории, и в итоге была абсорбирована Польским королевством. А так хорошо всё начиналось, даже западнорусский язык в ВКЛ был государственным, и территорий было хоть отбавляй - и вправду от моря до моря.

Западнорусский письменный язык (зелёным пунктиром) к концу XIV века

Н о шансы предоставлялись и позже. В 1494 году, когда между уже католической Литвой и Российским государством было заключено соглашение: Литва согласилась вернуть Руси земли в верховьях Оки и Вязьму, а великий князь Александр Казимирович стал мужем дочери Ивана Третьего Елены.

Междинастические браки творят чудеса. Иван Третий имел очень умную дочь - она постоянно доносила через проверенных посланников сведения о внутреннем состоянии дел в государстве своего супруга.

Непонятно зачем в 1500 году воинственная верхушка ВКЛ начала новую войну с Московским государством, которая была Литвой скоро проиграна - в 1503 году. Ощущая ужесточение налоговых сборов и притеснение православной веры, население Чернигово-Севейской земли, за которую и велись боевые действия, оказывало весомую поддержку Москве.


Битва при Ведроши 14 июля 1500 года. В этом сражении русские полки разбили литовскую армию. «И ступишася обои полцы на бою, и бишась до шти часов обои полцы, имающеся за руки, сечяхуся; и по удолиям кровь яко река лияся, в трупии конь не скочит…» - сообщает летописец.

Победа была достигнута в 1503 году (между прочим, в это же время Русь вынуждена была участвовать и в затяжной экономической войне с магистром Вальтером фон Плеттенбергом), и в результате перемирия к Москве отошли верхнее течение Оки, земли по берегам Десны с её притоками, часть верхнего течения Сожа, а также такие города в верховьях Днепра, как Брянск, Чернигов, Рыльск, Путивль. Всего 25 городов и 70 волостей изъявили желание перейти в состав Москвы.

В еликий князь Литовский (но, в первую очередь, польский король) Сигизмунд так и не понял, что не стоит связываться с русской ратью, и начал через дипломатические каналы оперативно собирать вооружённую коалицию из Ливонии, Литвы, Польши, Казанского и Крымского ханств для того, чтобы призвать Московское государство к порядку - в его особом понимании. Все польские Сигизмунды были отчаянными реваншистами и смотрели на Русь хищными взглядами.

И что? Тут же в западнорусских землях началось сильное внутреннее давление в пользу перехода в состав Москвы. Русскому человеку православная Москва была ближе, чем литовско-польское католическое правление. Князь Михаил Глинский возглавил движение за присоединение. Литва, естественно, вынуждена была пойти на заключение нового, на этот раз «вечного» мира в 1508 году и навсегда отказаться от претензий к Москве.

Но история показала, что нет ничего более сиюминутного, чем вечный мир между Москвой и Литвой.

Уже в 1514 году разразилось новое противостояние, яблоком раздора в котором был выдающийся русский город Смоленск. Жители Смоленска, постоянно подвергаясь угнетениям и притеснениям со стороны католических правителей, открыли городские ворота своим соотечественникам.

Московские войска победно вступили в город. Великий князь Василий Третий даровал Смоленску выгодную жалованную грамоту, согласно которой город сохранял элементы автономии в области судопроизводства и делопроизводства. Православные земли воссоединялись.


16 сентября 1654 года, «ударив челом в поле» перед Молоховскими воротами и сложив перед Алексеем Михайловичем свои боевые знамена, смоленский воевода Обухович и около полусотни поляков отправились в Литву, а остальные защитники города остались «на вечной царской службе».

А сделала бы Литва ещё в конце XIV века исторический выбор в пользу православия - глядишь, и сохранилась бы как крупная макрорегиональная держава от моря до моря. А так все православные христиане, жившие в составе Литвы, естественным образом начали тяготеть к Москве.

Ведь на самом деле великие князья литовские могли выбрать крещение по православному образцу ещё в 1387 году.

Добрая, рассудительная и перспективно мыслящая мать Ягайло, Иулиания Александровна, дочь великого князя Тверского Александра Михайловича (в течение долгого времени естественного геополитического союзника Литвы), усердно убеждала своего сына заключить брак с дочерью Дмитрия Ивановича Донского, Софьей.


Великая княжна Иулиания Александровна была ревностной христианкой и распространяла православие в Великом княжестве Литовском.

И всё бы сложилось хорошо, послушай Ягайло свою умную маму и прими православие. Но 14 августа 1385 года Ягайло, не послушав родительницу, подписал Кревскую унию и обещал стать верным католиком.

Сторонники католизации Польши утверждают, что благодаря такому слиянию Тевтонский орден был разгромлен. А его и так бы разгромили, потому что он уже был нелюбимым ребёнком папской администрации. К тому же у православного воинства есть грандиозный опыт бития орденской рати - Александр свет Ярославич Невский бил орденские силы на Чудском озере и у Раковора, а ещё до святого благоверного князя Александра Невского орден был крепко бит у реки Омбуж (ныне Эмайыги, которая плавно и резво струится через Тарту, он же древнерусский Юрьев) отцом его Ярославом.

Так что наши орден завсегда били. А вот земли западнорусские, глядишь, удалось бы в своём составе сохранить. Не будет русский православный средневековый человек жить в стране, которой управляет яростно-военизированная католическая аристократия. Русская мама Ягайло об этом прекрасно знала.

Утратила Литва самостоятельность, стала неотъемлемой часть Польши, а второй шанс был предоставлен - хоть и нескоро - уже Екатериной Второй. Значит, судьба такая.

# Описание URL веб-сайта
1. lat-vis-ki /index.php?lang=LV
2. Новости /index.php?id=6
3. Св.сщмч.Иоанн Рижский /index.php?id=175
4. Архипастыри /index.php?id=36
5. История /index.php?id=34
6. Храмы и монастыри /index.php?id=40
7. Oбразование /index.php?id=42
8. Библиотека /index.php?id=62
9. Паломничество /index.php?id=73
10. Вопрос священнику /index.php?id=74

Полезная информация о Pravoslavie.lv:

Ссылки на веб-сайт и присутствие в социальных сетях

В общей сложности для веб-сайта Pravoslavie.lv найдено 5 указаний с других веб-сайтов. Такие ключевые слова, как Pravoslavie , Михаила , Божьего и Архистратига , очень часто используются при ссылках на веб-сайт. Важнейшими источниками ссылок являются веб-сайты Russkije.lv и Pareizticiba.lv. Чаще всего на главную страницу ссылается Pravoslavie.lv и на страницу /index.php?newid=6712&id=6 другие веб-сайты.

Важнейшие ссылки на этот сайт

Страницы, на которые наиболее часто ссылаются внешние источники

В таблице указаны веб-сайты Pravoslavie.lv, на которые очень часто ссылаются другие веб-сайты, и которые, таким образом, составляют важную часть его содержания.

Замечание: Анализ внешних ссылок основан на самых последних полученных данных.

Техническая информация

Веб-сервер с IP-адресом 213.21.217.70 Pravoslavie.lv используется VERSIA Ltd и расположен в Latvia. Данный веб-сервер обслуживает некоторые другие веб-сайты, где преобладающим языком является русский.

Веб-страницы Pravoslavie.lv обслуживаются веб-сервером Apache на основе языка программирования PHP. В качестве языка разметки веб-страниц используется XHTML 1.0 Transitional . В связи с отсутствием указаний по управлению устройствасбора данных Web Crawler в метаданных, содержание веб-сайта будет регистрироваться в поисковых системах.

Для православного человека каждый храм – это святыня. Но есть в Латвии места особо значимые для христиан, места, куда стремятся православные паломники не только со всех уголков нашей страны, но и из-за рубежа.

Сегодня на территории Латвии действует 120 православных храмов и 2 монастыря - Екабпилсский Свято-Духов мужской монастырь и Свято-Троице-Сергиев женский монастырь в Риге с филиалом в Спасо-Преображенской пустыни, расположенной недалеко от Елгавы.

Главное святое место Латвии для православных - Рижский кафедральный собор Рождества Христова , где хранятся святыни - чтимые списки Тихвинской иконы Божьей Матери .

Оба списка (точные копии чудотворного образа) были привезены в Ригу из Америки, где долгие годы хранилась оригинальная икона. В них вмонтированы и залиты воскомаститом серебряные капсулы с частичкой древа чудотворной иконы. Один список находится перед алтарем в левом приделе собора и постоянно открыт для доступа прихожан. Второй — в алтарной части, выносится в центр храма в дни празднования иконы.

Согласно преданию, Тихвинская икона была написана апостолом Лукой в I веке, еще при жизни Богородицы, и считается одним из первых изображений Божьей Матери. Около четырех веков икона хранилась в Иерусалиме, потом была перенесена в Константинополь. В 1383 году святыня исчезла, а спустя несколько месяцев засияла на Руси над Ладожским озером.

Икона несколько дней подряд появлялась в разных местах, пока не остановилась неподалеку от будущего города Тихвина. Вначале здесь был построен храм, а потом - мужской монастырь. С тех пор Тихвинская икона оберегала землю русскую. В первые годы советской власти монастырь был закрыт, а его имущество было передано в краеведческий музей. В 1944 года, когда фашисты вывозили ценности с оккупированных территорий, чудотворная икона оказалась в Риге. Святыню установили в соборе Рождества Христова, потом — в Свято-Троице-Сергиевом монастыре.

В конце лета 1944 года в связи с наступлением советских войск владыка Иоанн с матерью и приемным сыном Сергием вместе со святыней покинули Латвию и уехали в Америку. Умирая, владыка завещал сыну вернуть святыню в Тихвинский монастырь, когда в России не будет угрозы православию, а сама обитель будет восстановлена. 9 июля 2004 года отец Сергий выполнил завещание своего отца. На пути домой 21 июня 2004 года чудотворный образ во второй раз побывал в Риге.

В алтарной части Рижского кафедрального собора хранятся специальная книга, в которой записываются истории необычных явлений от святынь храма, а также мощи святого священномученика Иоанна(Поммера), архиепископа Рижского и Латвийского.

Второе по значимости для православных Латвии святое место - это Даугавпилсский кафедральный собор святых благоверных князей Бориса и Глеба .

Когда-то на месте нынешнего храма стояла маленькая церквушка длиной в 13 метров и шириной в 9 м. За наружную облицовку из чугуна и листового железа в народе ее прозвали «Железной». Однако военные предпочитали ходить в крепостной православный собор, перестроенный из храма иезуитов. В 1903 году было принято решение о строительстве в Двинске новой гарнизонной церкви в честь святых Бориса и Глеба. Год спустя «железная» церковь была перенесена в Ерсику, и началось строительство нового гарнизонного храма, который был освящен 12 (25) июня 1905 года. Храм заложили с размахом: под фундамент вырыли трехметровой глубины котлован, стены насчитывали 40 м в длину и 20 — в ширину. Общая площадь собора составила 1106 кв. метров, а полезная площадь — 753. Церковь вмещает до 5 тысяч человек, что позволяет и сегодня считать ее крупнейшим православным храмом Латвии. Храм пережил две войны и два пожара. К своему 100-летию украсился золотыми куполами.

В 1932 году в квартире учительницы и прихожанки Борисоглебского собора Е. Буржинской в течение месяца обновилась древняя икона. На образе проступили надписи на старославянском языке и лики святых - Николая Чудотворца и патриарха Константинопольского Германа, а также святой мученицы Параскевы. Обновленную икону перенесли в собор, где перед ней стали совершаться регулярные молебны. В настоящее время эта икона благоговейно хранится в алтаре Алексеевского придела Борисоглебского собора. Кстати, иконостас Борисоглебского собора является Государственным художественным памятником.

В разные годы в храме мироточили несколько икон. Миро проступало на иконе запрестольного образа Воскресения Христова. Сразу после акафиста иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша», пред которой молятся об избавлении от недуга пьянства, икона стала источать миро на глазах у всех прихожан. Мироточили икона святой мученицы Александры, а также иконы святителя Николая и Пресвятой Богородицы, находящиеся в храме и в алтаре.

Одной из главных достопримечательностей Юрмалы считается Кемерский храм святых апостолов Петра и Павла , который занесен ЮНЕСКО в список памятников мировой культуры. По легенде, моряка, спасшегося после кораблекрушения, укусила змея. Обессиливший от боли моряк потерял сознание, а когда очнулся, то почувствовал себя значительно лучше — его руку омывал поток воды со странным запахом и вкусом. Так был открыт знаменитый минеральный источник в Кемери. А вскоре неподалеку был построен без единого гвоздя и православный храм.

Одна из почитаемых икон храма - образ Пантелеймона Целителя. Есть в храме икона Богоматери из Печерского монастыря. Во время Второй мировой войны она чудесным образом защитила верующих во время Крестного хода. Немцы стали стрелять по идущим людям. Икона буквально приняла выстрелы на себя - на ней есть пулевое отверстие, из верующих же никто не пострадал.

В Екабпилсе (в прошлом - Якобштадт) в Свято-Духовом мужском монастыре хранится воссозданный образ - чудотворная Якобштадтская икона Пресвятой Богородицы.

Согласно преданию, в XVII веке во время Русско-шведской войны воевавший на стороне шведов солдат Яков Гудынский, переправляясь через реку, увидел плывущую по воде дощечку. Вонзив в нее копье, он вынес дощечку на берег и там заметил, что от нее по копью стекает кровь. Охваченный ужасом солдат принялся внимательно изучать свою находку. Разглядев православное изображение Богоматери с Младенцем, солдат-католик со слезами раскаяния отнес икону в слободу, где жили русские люди и был православный храм св. великомученика Георгия Победоносца, а при нем - малый монастырек. Отдав икону в храм, Гудынский принял православие и остался в обители.

Говорят, что икона не раз спасала храм от пожаров. В начале ХХ века образ пропал. В открытом в 1996 году Свято-Духовом монастыре сохранились киот от утраченной некогда святыни и две копии иконы, выполненные в живописном стиле. По одной из копий и был воссоздан список Якобштадтской иконы Пресвятой Богородицы, ставший чтимым, как и оригинал.

Спасо-Преображенская пустынь под Елгавой — филиал рижского Троице-Сергиева женского монастыря —обитель, имеющая свою уникальную историю, чтимые места и реликвии. Она появилась на свет в конце XIX века в нескольких километрах от Елгавы.

По преданию, рядом с монастырем на Божьей горке было явление Богородицы. Святынями монастыря считаются икона Спасителя и храмовый образ преподобного Иоанна Лествичника, а также Казанская икона Богородицы, икона Николая Чудотворца и Иверская икона Богородицы, перед которой чаще всего молятся о счастье в личной жизни, даровании детей, исцелении от болезней.

P.S . При подготовке статьи использованы материалы сайта pravoslavie.lv.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: