Из опыта работы с детьми овз в коррекционном классе. Из опыта работы учителя с детьми с ОВЗ Педагогический опыт с детьми овз

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Кто стучится в класс ко мне??? (из опыта работы с детьми с ОВЗ) «Коррекционная работа с обучающимися в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: содержание и организация» Подготовила: учитель первой категории, МБОУ СОШ №64 г.Нижний Тагил Серова Э.В.

2 слайд

Описание слайда:

Современной педагогике известны три различных подхода к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья. Первая модель, скандинаво-американская, предусматривает, что такие дети учатся в обычных учебных заведениях - при создании специальных условий и наличии подготовленных педагогов и медиков. Вторая модель - отечественная - предполагает такое обучение в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях или классах. В условиях первой модели, как показал опыт, детям труднее учиться, зато легче адаптироваться к последующей жизни, в условиях второй - все с точностью до наоборот. Третья модель - золотая середина или европейская модель, сочетает элементы первых двух. Включение детей с особенностями в развитии в образовательный процесс в массовых школах по месту жительства – новый подход для российского образования.

3 слайд

Описание слайда:

Специфика разработки специального федерального государственного стандарта образования определена тем, что дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития.

4 слайд

Описание слайда:

Хотя особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ: начать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития; обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды; индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка; ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников; использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения; максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.

5 слайд

Описание слайда:

Общие приёмы коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии игровые ситуации; дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов; игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими; психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Учитель, работающий с детьми с различными проблемами в здоровье, должен знать особенности работы с каждой группой. Определение сроков начала инклюзивного обучения решается индивидуально по отношению к каждому ребенку и по желанию его родителей (законных представителей). Это зависит от выраженности отклонений в развитии.

6 слайд

Описание слайда:

Практическая работа заключается в том, чтобы по возможности создать ребенку такие условия в классе (в школе), чтобы он мог попробовать себя в деле, в избранной роли, привлекательной маске и добиться успеха.

7 слайд

Описание слайда:

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Наряду с основными, традиционными принципами работы (доступность, наглядность, систематичность и последовательность и др.) существуют общие принципы и правила коррекционной работы: 1. Индивидуальный подход к каждому ученику. 2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

8 слайд

Описание слайда:

3. Использование методов, активизирующих познавательную и практическую деятельность обучающихся, формирующих необходимые учебные навыки. 4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности. У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности как образовательного, так и коррекционно-развивающего процесса.

9 слайд

Описание слайда:

Активные методы обучения – очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях и на различных этапах урока (занятия) Так в начале урока активные методы позволяют создать психологический настрой обучающихся на занятие, способствует формированию исходной мотивации, вовлечению всех обучающихся в учебный процесс, созданию ситуации успеха. С этой целью в начале урока могут использоваться различные приветствия Когда встречаем мы рассвет, Мы говорим ему... (Дети хором) ПРИВЕТ! С улыбкой солнце дарит свет, Нам посылая свой... (Дети хором) ПРИВЕТ!

10 слайд

Описание слайда:

Такое приветствие позволяет позитивный эмоционально-психологический фон, настроиться и включиться в работу. Способствуют концентрации внимания, повышению учебной мотивации такие упражнения как «Установка» Установка. Привели голову в порядок.(Погладили, причесали себя пальчиками) Закрыли глазки и мысленно сказали: «Я внимателен, я могу, у меня всё получится!» Вдохнули. Выдохнули. Я желаю вам успехов, а вы пожелайте мне удачи. Спасибо.

11 слайд

Описание слайда:

Очень эффективным активным приемом является использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). На уроке математики используются цифровые веера. Буквенные на уроках обучения грамоте и русского языка. Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.

12 слайд

Описание слайда:

Дидактические игры на разных уроках Выделяют следующие виды дидактических игр. 1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины, шарады. 2. Игры-путешествия. (Путешествие в страну Лингвинию, Состав слова) Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез. 3. Игры-соревнования. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.

13 слайд

Описание слайда:

Закрепление учебного материала Закрепление учебного материала провожу с использованием: 1. Таблиц, карточек, содержащих подробное изложение алгоритмов решения основных задач по темам курса, позволяющих обучать детей этапам решения, четкой работе по инструкции, формировать навыки самоконтроля. составила сама). Карточки для коррекции знаний состоят из трех частей: правила, образца применения, заданий для самостоятельной работы. 2. Карточки-опоры, дающие возможность переносить способ решения стереотипных основных задач в новые условия. 3. «Математический тренажер». Систематически провожу устную работу по этому тренажёру, что способствует развитию вычислительных навыков. 4. Разноуровневый раздаточный материал для организации индивидуальной работы на уроке, индивидуальных и консультационных занятиях. Для обобщения и систематизации пройденного материала стараюсь составить задания, способствующие активизации учебной деятельности учащихся. Зашифрованные пословицы; кроссворды, ребусы, логические задачи.

14 слайд

Описание слайда:

Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы релаксации позволят сделать это, не выходя из класса. Я приведу пример самых любимых упражнений релаксации (использование физминуток): «Дирижер», «Снежинки», «Мудрый совет» «Письмо самому себе», «Что я почти забыл?», «Комплименты».

15 слайд

Описание слайда:

Мир активных методов обучения яркий, удивительный, многогранный. В нем комфортно чувствуют себя и учителя, и ученики. Войдите в этот мир и станьте его полноправным хозяином. Откройте для себя его тайны и возможности, научитесь управлять его мощным потенциалом, сделайте свою работу намного интереснее и эффективнее, а своих учеников благодарными, успешными и счастливыми.

16 слайд

Описание слайда:

Так или иначе, в России уже завтра потребуется «распределить» по обычным классам все 1,3 миллиона детей, нуждающихся в специальных условиях обучения, в том числе 70 тысяч учеников из почти двух тысяч наших коррекционных школ, да еще 40 тысяч надомников, да 140 тысяч учеников коррекционных классов, не говоря уже о детях, изолированных в социальных психоневрологических интернатах, и об отказных ВИЧ-инфицированных детях-сиротах из инфекционных больниц, и об упомянутых в декларации ЮНЕСКО беспризорниках, детях иммигрантов и т.д. и т.п. Но понятно, что даже один такой ребенок на школу, почувствовавший себя обузой - уже слишком много.

17 слайд

Описание слайда:

При работе с детьми ОВЗ педагог должен иметь необходимую квалификацию, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка. иметь способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач

18 слайд

Описание слайда:

19 слайд

Описание слайда:

Команда Ребенок не должен попасть в изоляцию от общества Установление доброжелательных отношений с одноклассниками Родители учащихся данного класса должны относиться с пониманием и уважением к таким детям

20 слайд

Описание слайда:

ВЫВОД: учитель вовлекает в процесс обучения на разных уровнях всех учащихся, используя различные формы работы, и, чем больше разнообразных форм, тем лучше результат итоговой аттестации у этих детей и всего класса

21 слайд

Описание слайда:

Работа с гиперактивными детьми должна проводиться комплексно, с участием специалистов разных профилей и обязательным привлечением родителей и учителей Ребёнок Педагоги ОУ и ДОУ Работа психолога Работа врачей - специалистов Родители Работа логопеда

22 слайд

Описание слайда:

Семья - малыш гиперактивный гиперподвижный Проблема: в учебной работе, поведении Дошкольное учреждение Школа - ученик Взрослый Подросток Учитель Врачи (терапевт, невропатолог) Психолог (службы) Динамика развития ребенка от рождения до вступления во взрослую жизнь:

23 слайд

Описание слайда:

Из опыта работы с детьми ОВЗ показать отличие работы по математике в классах специального коррекционного образования седьмого вида от традиционного преподавания предмета в классах нормы: -создание комплекса условий для реализации индивидуальных особенностей учащихся; -обеспечение индивидуального развития учащихся в процессе обучения математике, развитие логического мышления.

24 слайд

Описание слайда:

25 слайд

Описание слайда:

26 слайд

Описание слайда:

27 слайд

Описание слайда:

28 слайд

Описание слайда:

Одним из важных психических процессов является мышление. Отставание в мыслительной деятельности ярко проявляется в процессе решения задач, связанных с компонентами мыслительной деятельности анализ, синтез, сравнение В начальной школе необходима дифференцированная помощь детям этой группы.

29 слайд

Описание слайда:

Из опыта работы с гиперактивными детьми Своей целью вижу показать опыт индивидуальной работы с гиперактивными и гиперподвижными детьми младшего школьного возраста в создании адаптивных условий для получения образования

30 слайд

Описание слайда:

Коррекция проводится в учебной и воспитательной работе Социализирующие игры на развитие памяти, внимания, мышления

31 слайд

  • Воспитательная работа
  • 4 кл.
  • 25.05.2017

Из опыта работы учителя начальных классов высшей категории Переведенцевой Марии Викторовны с детьми с ОВЗ. С детьми c ОВЗ я работаю 10 год. Опыт работы у меня с категорией детей с задержкой психического развития. Особую трудность с этой категорией детей у меня вызвала одна девочка. Я расскажу об опыте работы с ребёнком ЗПР. Ко мне она пришла во 1-ом классе. Первое время она была замкнута, отмечались признаки психоза и агрессивного состояния, ей трудно было усваивать учебную программу, отношение к учёбе отрицательное. Год она училась, как обычный ребёнок. Было очень трудно и ей, и нам. Она очень часто болела. Кроме простудных заболеваний у неё было много других диагнозов. Девочка помимо всего еще имела проблемы со зрением. С мамой девочки мы быстро нашли общий язык и работали сообща. Хочется отметить, что Анна быстро адаптировалась в классе, а вскоре у неё почти прекратились приступы невроза, если и были, то очень редко. Сложность обучения была ещё в том, что у неё очень медленный темп деятельности. В письменной речи делала специфические ошибки: элементы букв непропорционально увеличены или уменьшены, пропуск букв, замена букв, перестановка слогов и др. В работах много исправлений, помарок. С трудом усваивала правила выделения границ предложения. Учитывая все трудности обучения, я провела беседу с родителями Анны, аргументируя все положительные стороны «особого» положения ребёнка в классе, и мы решили направить девочку на ПМПК. Она продолжила обучение, но уже как учащаяся с ОВЗ. Надо отметить, что многие дети даже стали завидовать ей из-за чрезмерного внимания со стороны учителя. В работе с детьми ОВЗ применяются следующие подходы: 1. индивидуальный подход; 2. предотвращение наступления утомляемости; 3. активизация познавательной деятельности; 4. проведение подготовительных занятий; 5. обогащение знаниями об окружающем мире; 6. коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления; 7. проявление педагогического такта. Для детей с ЗПР организуются коррекционные занятия, которые направлены на компенсацию недостатков развития детей, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности, повышение самооценки, работоспособности, активной познавательной деятельности. Сейчас Анна в 5-ом классе. У неё достаточно хорошо развита речь, иногда нет логики в изложении текста, но тема рассказа присутствует, и она использует весь словарный запас, чтобы описать тот или иной предмет или сюжет. При подготовке домашних заданий подходит творчески, особенно при выполнении проектов. Именно в проектной деятельности раскрывается весь её познавательный и творческий потенциал. Творчество присутствует у неё на уроках музыки, и во внеурочное время. Дополнительных кружков она не посещает. В начальных классах любила участвовать во всех классных и школьных мероприятиях. И здесь она совершенно не отличается от других детей. Ведь во внеурочной деятельности все равны. В младшем школьном возрасте у таких детей появляется стремление к творческой деятельности, наблюдается привязанность к некоторым взрослым. Для себя я выделила следующие задачи педагогического сопровождения: выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности; оказать помощь в поисках «себя»; создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере; развить опыт творческой деятельности, творческих способностей; создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков; развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества; расширить рамки общения с социумом; разработать план мероприятий для развития творческих способностей детей; создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка; создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей; развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях; формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни; предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор; обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов; увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью; владение комплексом диагностических методик; выстраивание программы сопровождения ребенка, привлечение педагогов дополнительного образования, родителей родителям к ее реализации; осуществление мониторинга действенности программы сопровождения и выстраивание новой, в случае неэффективности первой программы; любовь к ребенку и, как следствие, принятие его как личности, сопереживание, терпимость и терпение, умение прощать; ожидание успеха в решении затруднений ребенка, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении затруднений, отказ от субъективных оценок и выводов; признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения, собственное волеизъявление (право на хочу и не хочу); поощрение и одобрение самостоятельности, и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа, рефлексии; признание личностного равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы; умение быть товарищем, партнером, символическим защитником для ребенка; систематическое осуществление педагогами самоанализа, самоконтроля, рефлексии. Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Сотрудничество педагога, психолога, логопеда в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы. Большой плюс, что такого ребёнка не изолировали в специализированное помещение, а дали возможность быть полноценным членом общества.

Статья


Организация работы с детьми с ОВЗ и их социализация

в образовательном пространстве школы (из опыта работы)
Одной из перспективных задач развития системы образования является создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечения их социализации. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития. Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. Организация обучения детей с ограниченными возможностями в школе вызывает множество вопросов у педагогов и родителей. Как обучать ребенка, если у него есть проблемы со здоровьем или особенности психического развития, не позволяющие полноценно обучаться, проходить образовательную программу без трудностей? Должен ли ребенок с ОВЗ проходить обычную программу обучения или должна быть специальная программа? Многие родители предпочитают не водить особого ребенка в школу, другие наоборот считают, что ребенок в массовой школе лучше социализируется. Педагоги нередко могут быть в растерянности и столкнуться впервые с ситуацией обучения ребенка с ОВЗ. Детям с особенностями здоровья в настоящее время совсем необязательно обучаться в специальных учреждениях, наоборот, получить качественное образование и адаптироваться к жизни они могут в обычной общеобразовательной школе. Это будет полезно не только детям с проблемами развития, но и обычным здоровым детям. Обучаясь совместно с детьми с ограниченными возможностями здоровья, здоровые дети смогут развить толерантность, ответственность. Значит, школа должна быть предназначена для обучения любого ребёнка. Кому-то понадобиться отдельная образовательная программа, кому-то тьютор, лифт или пандус. Всё это можно обозначить одним термином инклюзия, инклюзивное образование. Инклюзивное образование – это обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в современных общеобразовательных учреждениях совместно со здоровыми детьми или в специально созданных классах. Наша школа, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №1», имеет некоторый опыт по организации обучения детей с отклонениями здоровья. В частности, с обучающимися с задержкой психического развития. В 2014 учебном году в школе был скомплектован класс для детей с ЗПР. Класс был скомплектован с 3 года обучения. Соответственно проучились дети 3 и 4 класс. Дети были не готовы к обучению в школе и испытывали трудности в усвоении общеобразовательных программ, имели
высокую степень педагогической запущенности, тревожности, отклонения интеллектуального и личностного развития. Чтобы организовать образовательную деятельность моих учеников, мне пришлось изучить особенности психологического развития детей ЗПР через специальную литературу, дистанционные семинары, личные наблюдения, тесное сотрудничество с педагогом-психологом, социальным педагогом. Всё это мне помогло понять, что патология этих детей в психической сфере проявляется в отставании познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления. Дети быстро утомлялись, имели низкий уровень восприятия, не умели слушать и слышать учителя. Обозначив для себя проблему, стала искать пути её решения. Началась кропотливая работа по организации учебного процесса с детьми с ЗПР. В мае 2016 года эти дети успешно закончили начальную школу, перешли на второй уровень образования. На выпускном вечере посвящённому окончанию начальной школы мои дети ничем не отличались от сверстников из параллельного класса. С большим успехом выступали на сцене, читали стихи, пели, участвовали в инсценировках. А зажигательная «Лезгинка» никого не оставила равнодушным. Праздничная программа продолжалась более часа. Причём всю праздничную программу от начала и до её завершения вели сами дети. Созданные условия обучения позволили детям адаптироваться к школьной жизни, они стали активными, сформировалось желание учиться, повысилась самооценка. В настоящее время все условия для обучения детей с проблемами развития прописаны в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Введён 01 сентября 2016 года. Наша школа одна из первых общеобразовательных школ города, которая реализует ФГОС НОО ОВЗ. На базе школы сформирован (согласно рекомендаций ТПМПК для родителей) класс для детей с ОВЗ по варианту 7.1. (для детей с задержкой психического развития (ЗПР). Этому предшествовала планомерная работа. Изучены нормативные документы. Проведены: - административный совет, где было принято решение об участии в реализации ФГОС НОО ОВЗ; - педагогических совет по теме: « Концепции Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Через родительские классные и общешкольные родительские собрание проведено информирование родительской общественности об основных вопросах введения ФГОС НОО ОВЗ, изучено мнение родителей, выявлены потребности. После предварительной работы представленной выше - издан приказ о введении ФГОС НОО ОВЗ;
- разработан и утверждён план мероприятий по обеспечению введения и реализации федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; - сформирован банк нормативных документов различных уровней (федерального, регионального, муниципального); - внесены изменения и дополнения в Устав ОУ в части раздела «Цели и задачи деятельности бюджетного учреждения»: предметом (основными видами) деятельности бюджетного учреждения является реализация адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования». В рамках реализации плана мероприятий по обеспечению введения и реализации ФГОС НОО ОВЗ приведены в соответствие с требованиями ФГОС НОО ОВЗ должностные инструкции работников ОУ участвующих в реализации ФГОС НОО ОВЗ, проведён анализ материально – технических и кадровых условий реализации ФГОС НОО ОВЗ, обеспечена информационная среда через сайт школы, информационные стенды, родительские собрания, осуществляется дистанционная связь с федеральным сайтом Минобрнауки в плане актуальной информации для работы по реализации ФГОС НОО ОВЗ. Разработаны, утверждены и реализуются: - адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития вариант 7.1.; - коррекционно-развивающая программа «Радуга над головой». Обеспечено психолого-педагогическое сопровождение обучающихся. На сегодняшний день в моём классе обучаются 15 детей с задержкой психического развития. В интеллектуальном плане мои ученики не уступают сверстникам, просто они медленнее взрослеют, медленнее думают, им требуется больше внимания, заботы, доброты, тепла, любви, понимания. Моя задача состоит в том, чтобы создать такие условия, при которых их таланты и способности раскрылись. Учебный процесс организую по традиционной системе. Планирую и провожу уроки с обязательным проведением физминуток, зрительной гимнастикой. Определила для себя следующие принципы организации работы с детьми с ЗПР: - ежеурочное использование наглядности с целью активизации познавательной и речевой деятельности; - максимальная опора на игру, как пока ещё ведущую деятельность ребёнка; - стимулирование познавательного интереса различными приемами занимательности (задачами с элементами игры, занимательными упражнениями, загадками, задачами-шутками, элементами театрализации и т. д); - максимальное использование слухового, зрительного анализаторов. Самое главное в моей работе – не навязывать детям своего мнения о решении поставленной проблемы, а дать детям возможность высказать свою точку зрения, послушать мнение соседа, в беседе найти правильное решение.
Стараюсь в оценке деятельности ученика не употреблять выражений «Нет!» «Неправильно!», «Ты не справился!», чтобы не подавлять самостоятельность мышления, не убить желание учиться, думать, рассуждать, принимать решение. Пусть ученик мыслит самостоятельно, совершает свои маленькие открытия. Дети, обучающиеся в классе, обладают своими и только своими им свойственными качествами и уровнем развития. Поэтому задания предлагаю дифференцированного характера с учётом индивидуальных особенностей детей, создавая ситуацию успеха для каждого, т. к. каждый из них должен продвигаться вперёд со своим темпом и непременно с успехом. В работе с детьми ЗПР эмоциональный настрой на уроке играет важную роль. Поэтому неотъемлемым условием достижения положительного результата в обучении считаю обеспечение психологической комфортности детей, обеспечивающей их эмоциональное благополучие. Не следует отчаиваться, что на каком-то этапе обучения дети что-то не знают или что-то забыли. Всякий раз, кажется, что всё нужно начинать сначала. У детей с ЗПР замедлены приём и переработка информации, кратковременная память, неустойчивое внимание. Поэтому не гружу детей «по полной», а даю учебный материал небольшими частями. Строю объяснение через рассуждение, использую личный опыт детей, с применением наглядного материала, простейших памяток, схем, инструкций. Задания отбираю те, которые ребёнок может выполнить. Это повышает интерес к изучаемому материалу, повышает его самооценку, улучшает настроение, формирует позитивное отношение к учебному труду. Не следует думать, что задания даются совсем лёгкие, не требующие мыслительной деятельности ученика. Работа с такими детьми требует большого внимания, терпения, настойчивости и веры в то, что всё получится. Этим качествам стараюсь учить своих родителей. Работу с родителями строю как с равноценными участниками образовательных отношений. Даю понять родителям, что они ответственны за успешное образование своих детей. Часто родители стараются что-то сделать для своих детей, имитируя быстрый внешний успех: то рисунки нарисуют за детей, то сами выполнят поделку, а то и напишут в прописи целую строку, застегнут пальто и завяжут ботинки, чтобы долго не ждать пока ребёнок сам оденется. Такая помощь на самом деле только мешает и не даёт положительных результатов. Ежедневно за каждым ребёнком приходят родители. И каждый из родителей спрашивает «Ну как мой сегодня?». Неизменно стараюсь хвалить каждого «Сегодня он молодец!», а затем, успокоив родителей, обращаю внимание, над чем ещё нужно поработать и о чём нужно побеседовать с ребёнком. Еженедельно в конце недели по мере востребовательности провожу консультации для родителей по возникшим вопросам обучения, воспитания. Чтобы помочь родителям увидеть своего ребёнка в новой для него стороны провожу совместные классные мероприятия, участвуем в общешкольных. Привлекаю к решению школьных проблем. В работе с родителями формирую у них представление о собственном ребёнке как о личности, имеющее своё восприятие мира, своё мировоззрение.
И пусть мы пока ещё не многому научились. Но мы уже умеем слышать школьный звонок, готовимся к предстоящему уроку, наводим порядок на рабочем столе, медленно читаем по слогам, стараемся как можно лучше написать в прописи непослушные буквы. Я уверена, теплая и комфортная обстановка, созданная администрацией, педагогическим коллективом, родителями в нашей школе, построенная на доверии, любви и ответственности поможет всем детям быстрее адаптироваться к учебному процессу. А через четыре года выйдут они из класса уверенными в себе и в своём успехе, читающими, умеющими работать над собой, а главное счастливыми. Своё выступление я хочу закончить цитатой из книги Ш. Амонашвили “Спешите, дети, будем учиться летать!: «Нет случайно родившихся детей. Ни один Путник Вечности случайно не рождается. Каждый ребёнок есть явление в земную жизнь. Он родился потому, что должен был родиться. Родился потому, что именно его не хватало миру!»

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ )

Из опыта работы учителя начальных классов высшей категории Переведенцевой Марии Викторовны с детьми с ОВЗ.

С детьми c ОВЗ я работаю 10 год. Опыт работы у меня с категорией детей с задержкой психического развития. Особую трудность с этой категорией детей у меня вызвала одна девочка. Я расскажу об опыте работы с ребёнком ЗПР. Ко мне она пришла во 1-ом классе. Первое время она была замкнута, отмечались признаки психоза и агрессивного состояния, ей трудно было усваивать учебную программу, отношение к учёбе отрицательное. Год она училась, как обычный ребёнок. Было очень трудно и ей, и нам. Она очень часто болела. Кроме простудных заболеваний у неё было много других диагнозов. Девочка помимо всего еще имела проблемы со зрением. С мамой девочки мы быстро нашли общий язык и работали сообща.

Хочется отметить, что Анна быстро адаптировалась в классе, а вскоре у неё почти прекратились приступы невроза, если и были, то очень редко. Сложность обучения была ещё в том, что у неё очень медленный темп деятельности. В письменной речи делала специфические ошибки: элементы букв непропорционально увеличены или уменьшены, пропуск букв, замена букв, перестановка слогов и др. В работах много исправлений, помарок. С трудом усваивала правила выделения границ предложения.

Учитывая все трудности обучения, я провела беседу с родителями Анны, аргументируя все положительные стороны «особого» положения ребёнка в классе, и мы решили направить девочку на ПМПК. Она продолжила обучение, но уже как учащаяся с ОВЗ. Надо отметить, что многие дети даже стали завидовать ей из-за чрезмерного внимания со стороны учителя.

В работе с детьми ОВЗ применяются следующие подходы:

1. индивидуальный подход;

2. предотвращение наступления утомляемости;

3. активизация познавательной деятельности;

4. проведение подготовительных занятий;

5. обогащение знаниями об окружающем мире;

6. коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления;

7. проявление педагогического такта.

Для детей с ЗПР организуются коррекционные занятия, которые направлены на компенсацию недостатков развития детей, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности, повышение самооценки, работоспособности, активной познавательной деятельности.

Сейчас Анна в 5-ом классе. У неё достаточно хорошо развита речь, иногда нет логики в изложении текста, но тема рассказа присутствует, и она использует весь словарный запас, чтобы описать тот или иной предмет или сюжет.

При подготовке домашних заданий подходит творчески, особенно при выполнении проектов. Именно в проектной деятельности раскрывается весь её познавательный и творческий потенциал. Творчество присутствует у неё на уроках музыки, и во внеурочное время. Дополнительных кружков она не посещает. В начальных классах любила участвовать во всех классных и школьных мероприятиях. И здесь она совершенно не отличается от других детей. Ведь во внеурочной деятельности все равны.

В младшем школьном возрасте у таких детей появляется стремление к творческой деятельности, наблюдается привязанность к некоторым взрослым.

Для себя я выделила следующие задачи педагогического сопровождения :

    выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;

    оказать помощь в поисках «себя»;

    создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере;

    развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;

    создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

    развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

    расширить рамки общения с социумом;

    разработать план мероприятий для развития творческих способностей детей;

    создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;

    создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

    развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях;

    формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни;

    предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор;

    обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;

    увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью;

    владение комплексом диагностических методик;

    выстраивание программы сопровождения ребенка, привлечение педагогов дополнительного образования, родителей родителям к ее реализации;

    осуществление мониторинга действенности программы сопровождения и выстраивание новой, в случае неэффективности первой программы;

    любовь к ребенку и, как следствие, принятие его как личности, сопереживание, терпимость и терпение, умение прощать;

    ожидание успеха в решении затруднений ребенка, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении затруднений, отказ от субъективных оценок и выводов;

    признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения, собственное волеизъявление (право на хочу и не хочу);

    поощрение и одобрение самостоятельности, и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа, рефлексии;

    признание личностного равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы;

    умение быть товарищем, партнером, символическим защитником для ребенка;

    систематическое осуществление педагогами самоанализа, самоконтроля, рефлексии.

Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Сотрудничество педагога, психолога, логопеда в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы.

Большой плюс, что такого ребёнка не изолировали в специализированное помещение, а дали возможность быть полноценным членом общества.

Елена Шевченко
Мой практический педагогический опыт работы с детьми с ОВЗ

Педагог глазами ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Думаю, что никто не станет возражать против того факта, что речь имеет огромное значение в общем развитии ребенка, в становлении его успешной личности, его будущего. Ведь развитие речи – это самое важное приобретение ребенка в дошкольном возрасте.

Речь. Что может быть проще и одновременно с этим сложнее для маленького ребёнка? Это тайна не только детской психологии, но и педагогики .

Ещё К. Д. Ушинский отмечал, что родное слово - это основа любого умственного развития и сокровищница наших знаний. Чем быстрее ребёнок овладеет ею, тем будет легче приспосабливаться к жизни, быстрее достигнет успехов в учении.

Конечно, развитие речи – это долгий и кропотливый труд. А что, если твои воспитанники – это дети с ограниченными возможностями здоровья? Взрослея, эти дети покидают рамки узких семейных отношений, включаются в общение с более широким кругом людей, в особенности, со сверстниками. К сожалению, не всегда дети с ОВЗ полноценно овладевают средствами общения.

Именно поэтому мой практический педагогический опыт работы с детьми с ОВЗ представляет собой целую науку, которая является частью увлекательной профессии. Моя профессия уникальна тем, что приходится постоянно наблюдать за детьми , индивидуально оценивать их возможности, раскрывать их способности.

Каждый ребенок – это, прежде всего, уникальность и неповторимость. Мы стремимся создать все условия для их развития, сделать их мир ярче и разнообразнее. И вместе с тем радуемся вместе с ними этому миру. Именно радость заставляет задумываться над их восприятием этого огромного мира. Дети, как маленькие росточки, тянутся ко всему новому и неизведанному. Причем это стремление настолько искреннее и эмоциональное, что ему могут позавидовать даже взрослые.

Мир глазами детей – это мир веселых и озорных игр, а воспитатель в этом мире – путеводная звезда, которая направляет каждого из них по индивидуальной траектории развития. В любом мире - хоть в сказочном, хоть в настоящем - существуют свои правила, которых ребенок должен придерживаться, чтобы успешно пройти процесс социализации.

Попробуем представить мир ребенка с ОВЗ? Этот мир не так уж прост, как нам кажется. Дети, имеющие нарушения речи, больше остальных стремятся к общению и больше чем другие нуждаются в нем.

Как я замечаю, среди них очень много творческих личностей, эмоционально ранимых. И пусть они не говорят или говорят крайне мало, но их богатый внутренний мир можно раскрыть с помощью творческой деятельности – рисунка или поделки.

На мой взгляд, дети с ОВЗ больше чем их сверстники требуют формирования правосознания. Ведь кому как не им приходится ощущать на себе взгляды окружающих : порой сочувствующие, порою осуждающие. Но как сформировать правосознание у дошкольника? Как привить ему понимание, что такое хорошо, а что такое плохо? Конечно же, это можно реализовать только через сказочные сюжеты, которые еще больше разнообразят их фантазию и внутренний мир. Казалось бы, что может нести в себе сказка, кроме волшебства?

На самом деле сказка – это воплощение мудрости наших предков. И любую сказку можно заново перечитать, но уже по-новому, через проектную деятельность.

Так, веселый Колобок реализует свое право на жизнь, пробегая мимо зайца, волка и медведя. Не успел он свернуть с тропинки, как за ним следом торопятся построить свои домики три поросенка, ведь они тоже спасаются от опасности, как и колобок.

Но если вам и удалось спасти жизнь, то это еще не значит, что не надо в дальнейшем заботиться о своем здоровье. И, конечно же, на помощь к нам приходит доктор Айболит, который дает ценные советы, реализуя право на укрепление здоровья. А как же укреплять свое здоровье, не имея собственного домика? Маленькие зверушки должны жить в домике, чтобы быть здоровыми, чтобы их не застали снег, дождь и холодный ветер. И вот мы встречаемся с многоэтажным зданием – теремком, где под одной крышей живут и медведь, и лиса, и мышка, и каждый имеет право на свой уголок в этом доме. В этом большом доме можно затеряться, поэтому любой из ребят должен знать свое спальное место, свое имя и уметь откликаться. Определить важность своего имени нам помогают такие сказки, как «Золушка» и «Дюймовочка» .

В современной жизни мало иметь красивое и запоминающееся имя, надо много знать, реализуя свое право на образование. И, конечно же, к нам на помощь спешит веселый и любопытный Буратино , который интересуется всем, что происходит вокруг него, а в конечном счёте приходит в школу, чтобы получить знания. Получив образование, мы смело можем отправиться на работу . Вот и в сознании детей мы начинаем формировать право на труд, используя сказочный сюжет «Золушки» . Именно последнее, на мой взгляд, способно не только благотворно повлиять на развитие психической сферы ребёнка, но и привить любовь и понимание важности труда. К последнему наиболее легко подобрать пословицы из русского фольклора, что позволяет им ощущать себя частью единой нации, несмотря на ограничения по здоровью.

В других сказках мы можем найти примеры жизненной стойкости персонажей, которая так важна для детей с ОВЗ. Для этого можно использовать литературные произведения «Серая шейка» или «Стойкий оловянный солдатик» .

Конечно, мне, как человеку ответственному за их развитие, не безразличны изменения, которые будут происходить в личностной сфере. Замечаю, что нравственно-правовые чувства детей стали более глубокие, усилился интерес к сказкам, проявилось желание и умение их слушать, понимать смысл. Дети начинают разглядывать персонажей, пытаются обыгрывать их действия и диалоги. Вот где проявляется их фантазия, и вот что стимулирует их правильную речь. И это великолепно! В такие моменты понимаешь, что не зря выбрала эту профессию.

А если удалось развить эмоциональную отзывчивость, если дети научились отличать добро от зла, понимать, что такое хорошо и плохо, можно и нельзя, то это, на мой взгляд, самая высшая ценность, к которой можно стремиться в своей профессии.

Но не только происходят изменения в их внутреннем мире, изменяется и отношение к окружающим. Дети с уважением начинают относиться к близким, окружающим людям, природе. В ответ же они получают благосклонность. Ребята раскрепощаются, становятся менее застенчивыми при выборе роли в сказке. Кто-то хочет изображать колобка, а кто-то с удовольствием играет роль волка или медведя, изображая повадки этих животных.

Проекты с участием детей не только благотворно сказываются на творческом воображении, умении ставить цели и решать проблемы, но и способствуют познавательной активности. Дети начинают тянуться ко всему новому, останавливая свое внимание. Мне это как раз и нужно. Когда они сосредоточены на чем-то, то можно вести с ними любую работу , в том числе и логопедическую. Вижу порой, как им нелегко дается каждое слово, но как они рады, когда, наконец, получается. Да, пусть где-то с маленьким дефектиком, но для нас это уже прогресс.

В их глазах, кажется, скрыта искорка, которая может разжечь целое пламя. И важно поймать эту искорку, которая будет движущей силой в их нелегком процессе познания этого большого и удивительного мира. Разве мы не помним, что когда были маленькими, то этот мир нам казался больше. Деревья больше, дома выше, а значит и впечатления от этого намного глубже. Наверно поэтому у нас самих до сих пор свежи некоторые воспоминания о собственном детстве.

Каждый день, я отмечаю для себя их успехи. Это очень важно и для меня, так как придает мне уверенности в себе. Дети чувствуют мое расположение духа и тянутся ко мне, воспринимая меня за определенный источник знаний, источник поддержки. При этом всегда поражает их откровенность и эмоциональность. Если это радость, то радость искренняя, которая исходит из глубин души. Отмечу, что не всегда она ярко выражена, что является особенностью их поведения. Тем не менее, по отдельным чертам лица, по манере двигаться, можно рассмотреть, что творится в их маленьком сердце, то есть чему оно радуется или чем встревожено.

Всегда храню в своей душе веру в их светлое будущее, которое в том числе зависит и от моей работы . Они мне все как родные, а я для них почти вторая мамочка. Возможно, от этого их маленькие ручонки тянутся каждый раз ко мне, как родной, и порой вызывают слезы умиления.

Публикации по теме:

Осознанно правильное отношение к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни,.

Опыт работы «Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего дошкольного возраста» Опыт работы на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего дошкольного возраста»

Как развить речевые навыки у детей с нарушениями речи. Практический опыт «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности, формирование познавательных действий, становление сознания;.

Обобщённый педагогический опыт работы по направлению «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» ЦЕЛЬ: Охрана и укрепление здоровья детей; ЗАДАЧИ: Воспитание потребности в здоровом образе жизни; Формирование жизненно необходимых двигательных.

Опыт работы Центра детского и юношеского творчества с одаренными детьми Одарённые дети-наше будущее Ратушная Наталья Юрьевна, заведующая краеведческо-экскурсионным отделом МБУ ДО ЦДЮТур «Без зачатков положительного.

Беседа с детьми: Какое сейчас время года? Какой месяц? В последнее воскресенье ноября (сегодня, в России отмечают День матери. У каждого.

Я работаю в группе с детьми с диагнозом ЗПР. В изодеятельности у этих детей возникают определенные трудности, так как у них слабо развита.

Педагогический опыт по использованию игр с песком в работе с детьми дошкольного возраста Ни для кого не секрет, что современные дети очень много времени проводят у телевизора и компьютера. Это негативно сказывается на всех сферах.

Педагогический опыт работы



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: