Из ГДР в ВСУ: каким образом устаревшие бронемашины из соцлагеря оказались на вооружении армии Украины. Как делают украинские БТРы и танки

На вооружение украинской армии поступила первая партия из 30 устаревших БМП-1АК, сообщил источник RT в холдинге «Укроборонпром». Поставщиком выступает польская компания Wtorplast, но изначально эти БМП, разработанные в СССР в 1960-х годах, принадлежали армии ГДР. В общей сложности Киев намерен закупить 200 единиц бронетехники. Машины будут импортированы под видом металлолома, а после сборки в Житомире их приобретёт Минобороны Украины по цене в пять-семь раз выше закупочной. Бенефициаром сделки, предположительно, является глава оборонного комитета Верховной рады Сергей Пашинский. О том, как устроен сбыт ВСУ подержанных вооружений, - в материале RT.

В Вооружённые силы Украины поставлены 30 бронемашин пехоты БМП-1АК польской компании Wtorplast. Об этом сообщил источник RT в холдинговой компании «Укроборонпром». По его словам, в общей сложности украинская армия должна получить 200 единиц бронетехники, произведённой в Чехословакии по советской лицензии.

Изначально эти БМП принадлежали армии ГДР. С 1990-х годов они находились на хранении бундесвера. Чехословацкие машины выкупила Швеция, затем они достались чешской Excalibur Army, а позже — Wtorplast.

БМП-1АК — это модификация советской бронемашины, принятой на вооружение в 1966 году. Закупленные в Польше БМП отличаются улучшенной защитой от попадания кумулятивных боеприпасов. В остальном БМП-1АК аналогична своему советскому собрату. Вооружение машины состоит из 73-миллиметрового гладкоствольного орудия 2А28 «Гром» и 7,62-миллиметрового спаренного пулемёта.

«Ранее польская компания Wtorplast, действительно, поставила первую партию БМП-1АК, и теперь эти 30 единиц поступили в войска, хотя изначально мы (сотрудники «Укроборонпрома». — RT) говорили о том, что необходимости в этих БМП нет, но нас убеждали в обратном», — отметил собеседник.

Разница в цене

Источник RT отмечает, что БПМ-1АК оказались в неудовлетворительном состоянии. По его словам, в среде военных и промышленников Украины начался «большой скандал», и теперь поставка оставшихся 170 единиц бронетехники компании Wtorplast оказалась под вопросом.

Как сообщил собеседник RT в «Укроборонпроме», в Польше закупаются отдельные части БПМ-1АК. Потом машины собираются на Житомирском бронетанковом заводе (входит в «Укроборонпром») и приобретаются Минобороны. Причём цена для военного ведомства в пять-семь раз превышает закупочную стоимость. Выгодоприобретателем в этой схеме, предположительно, является председатель комитета Верховной рады по обороне Сергей Пашинский.

На прошлой неделе украинский журнал «Новое время» опубликовал расследование, которое уличает представителей украинской власти в махинациях с поставками вооружений.

По данным журналистов, основные потоки денег от серых схем распределяются между активами Пашинского и заместителя секретаря СНБО Олега Гладковского, который является деловым партнёром и приятелем президента страны Петра Порошенко.

Как выяснило издание, 200 БМП-1АК были закуплены Wtorplast у Excalibur Army за $5 млн, а Минобороны получит эти машины за $41 млн. Таким образом, чешская фирма продала полякам устаревшую бронетехнику по цене металлолома. Wtorplast отделяла в целых машинах башни от шасси и передавала их в таком виде Житомирскому бронетанковому заводу.

  • Цех ремонта бронетехники
  • Valentyn Ogirenko / Reuters

Стоимость одной БМП-1АК для Wtorplast — €20—25 тыс. При этом распиленную бронемашину покупали за $165 тыс. (башня — $66 тыс., шасси — $99 тыс.). Ещё в $40 тыс. обходятся работы по сборке каждой БМП. Таким образом, итоговая цена одной машины для ВСУ вырастает почти в десять раз — до $205 тыс.

Растраченный потенциал

Скандал по поводу поставок чехословацких БМП разгорается на Украине на фоне регулярно появляющихся сообщений о скором завершении работ по созданию новых бронемашин собственного производства. Житомирский завод намерен поставлять ВСУ модернизированную версию советских образцов — БМП-1УМД, а Харьковское КБ по машиностроению обещает разработать кардинально новую модель — БМП-У.

«Стоит задача, инициированная нашим предприятием, по разработке современной отечественной БМП. Это не модернизация, не улучшение старого. Большинство технических решений — новые, оригинальные. По большинству параметров и характеристик эта машина будет лучше, чем БМП-1 и БМП-2», — заявил в мае 2017 года учёный секретарь конструкторского бюро Андрей Богач.

Украинские СМИ отмечают, что закупка чехословацких БМП-1АК является либо проявлением ничем не прикрытой коррупции, либо демонстрирует отсутствие у оборонно-промышленного комплекса (ОПК) Украины мощностей для создания и налаживания массового производства по-настоящему современной бронетехники.

Интересно, что одним из ярых критиков неудовлетворительного состояния оборонной отрасли Украины является Сергей Пашинский. Он неоднократно обличал работников отрасли в привычке пользоваться тем, что было произведено ещё в советскую эпоху, и зарабатывать на продаже отремонтированной техники.

«У нас нет никакого потенциала. Весь наш потенциал заключался в следующем: берёшь у Минобороны танк Т-72 или Т-64 по цене металлолома, заводишь его на бронетанковом заводе, ремонтируешь и продаёшь за $400 тыс.», — сказал Пашинский в октябре 2016 года.

При этом сам Пашинский, по сути, наладил аналогичную схему полулегального заработка через «Укроборонпром».

С производством новой бронетехники на Украине сложилась крайне сложная ситуация. В 2012—2013 годах украинские бронетранспортёры БТР-4 забраковали в казахстанской армии и в Минобороны Ирака. У машин были обнаружены трещины в броне.

  • Цех сборки бронетехники
  • Valentyn Ogirenko / Reuters

В 2014—2015 годах на вооружении ВСУ поступили подержанные британские бронетранспортёры Saxon AT-105. Минобороны Украины собиралось модернизировать списанные машины. Однако в ходе испытаний выяснилось, что их ходовые качества и защищённость абсолютно непригодны для боевых действий. В итоге Saxon переоборудовали под санитарные броневики.

На безрыбье

Эксперт Центра анализа стратегий и технологий Андрей Фролов назвал покупку устаревших БМП чехословацкого производства логичным шагом для нынешнего состояния оборонной промышленности Украины.

«Украинское государство импортом техники занимается давно — начиная с 2015 года, и номенклатура импорта и его стоимость только увеличиваются. Поэтому в приобретении старых чехословацких машин нет ничего из ряда вон выходящего. Я напомню, что гусеничных БМП украинцы не делали никогда. Они производят устаревшие БТР-3, но это с учётом наличия ещё советских комплектующих. Так что приобретение старых БМП — это логично, так как, в отличие от колёсных английских броневиков Saxon AT-105, для БМП-1 в Минобороны Украины есть запчасти и инфраструктура. Она, конечно, устаревшая, но на безрыбье и рак рыба», — отметил эксперт в интервью RT.

Он также пояснил, что не видит ничего особенного в наличии коррупционной составляющей импорта старых машин украинским государством. По его словам, подобные истории случаются на Украине нередко.

Руководитель аналитического отдела Института политического и военного анализа Анатолий Храмчихин полагает, что украинская оборонная промышленность теоретически могла бы разрабатывать новейшие системы вооружения, однако на практике всё обстоит иначе.

«Танковая промышленность, в частности, была традиционно развитой на украинской территории. Другое дело, что БМП они не создавали, однако потенциал для того, чтобы это сделать, в стране есть. Однако, как показал опыт поставок танков «Оплот» для Таиланда, сколь-либо массовое производство даже вполне современных и конкурентоспособных образцов боевой техники Украина наладить уже не способна», — заявил эксперт в беседе с RT.

Причина, по которой Украина не может обеспечить серийное производство сложной военной техники, с его точки зрения, кроется «в общей деградации институтов оборонной промышленности страны и коррупции». При этом специалисты отмечают, что воевать чехословацкие БМП, несмотря на почтенный возраст, ещё способны.

«Фотографии этих боевых машин, которые были продемонстрированы в прессе, показывают, что они на ходу. Другое дело, что неизвестно, насколько хватит их ресурса», — сказал Фролов.

По словам Храмчихина, чехи сейчас распродают эти старые БМП сотнями — в основном в Азию и Африку, где машины участвует в боевых действиях.

«Нельзя сказать, что те, кто на них воюет, рады этой технике, но это лучше, чем ничего», — заключил эксперт.

Побывал на Киевском бронетанковом заводе, где выпускают знаменитые бронетранспортеры БТР-3Е и готовят танки для АТО. Завод уникален тем, что обладает полным циклом производства БТР.

Киевский бронетанковый завод (КБТЗ) был основан еще в 1935 году как ремонтно-механический завод и с тех пор здесь все связано только с бронетехникой. На территории завода есть даже постамент с танком ИС-3 (Иосиф Сталин), свидетельствующий о былом профиле предприятия. В советское время КБТЗ имел свою специализацию – модернизация и ремонт танков Т-72, в отличие от харьковских заводов ориентированных на Т-64.

В Украинской армии Т-72 практически не использовался до 2014 года, поэтому Киевский завод освоил новое направление – производство бронетранспортеров. Три года назад здесь начали выпускать собственную модель БТР-3Е, которая оказалась востребованной рынком вооружений. До войны на Донбассе КБТЗ успел выполнить крупный контракт для армии Таиланда, что дало возможность хорошо отработать технологию производства БТР.

Сейчас завод, по словам директора Владислава Лисицы, работает в три смены. Ведет производство с нуля БТР-3Е, модернизацию танков Т-72 и Т-64, восстановление техники, поврежденной в зоне АТО.

Завод долгое время лихорадило, а после начала конфликта на востоке Украины, когда страна ждала от него военную технику, начали «выплывать» прошлые махинации. В СМИ стали появляться разоблачительные материалы, сообщения об аресте руководителей. Нынешний директор пытается поднять завод, организовать непрерывный выпуск продукции, наладить работу в цехах.

Как только началась АТО, Киевскому бронетанковому заводу пришлось срочно искать замену российским запчастям. Поставщики даже обычных деталей и резинок под разными предлогами отказывали в поставках. А без них – новую технику не выпустишь. Заводу пришлось проявлять чудеса изобретательности, ища аналоги в Украине и в Европе.

На заводе царит атмосфера середины XX века. Да, есть все необходимое оборудование, но станки здесь давно не обновляли. Большая часть операций – ручная. А это означает, что от квалификации персонала напрямую зависит качество продукции. Большинство рабочих – это крепкие мужики еще советской закалки. И именно на них держится этот завод. «Молодежь сюда не тянется – жалуется начальник участка, – у нас зарплаты не высокие, а работать надо много». Многие специалисты работают десятилетиями и мы не знаем кем их можно заменить. Сейчас таких уже не делают – шутят заводчане.

Выездные бригады бронетанкового завода постоянно находятся в зоне АТО и ремонтируют технику после боев, – говорит руководитель предприятия. Именно эти специалисты потом вносят рацпредложения по модернизации БТР-3Е с учетом боевых действий. Но должным образом премировать эти инициативы мы не можем. Люди это понимают, и даже бесплатно готовят свои предложения. Всего за прошлый год было внесено почти 900 изменений и рацпредложений, – констатирует директор завода.

После того, как БТР сходит с конвейера, его отправляют в цех окончательной сдачи, где его готовят к приему военными. Еще в программе – обязательные стрельбы. Новенький БТР-3Е должен отстрелять пулеметную ленту, провести огонь из пушки и автоматического гранатомета. Если какую-то из дисциплин не прошли, технику отправляют на доработку.

Сложностей у бронетанкового завода очень много. Предприятию нужны инвестиции, нужны заказы, нужна свобода действий, нужна новая система менеджмента и стимулирования. Если Украина хочет поднять оборонную отрасль, здесь должны хотеть работать лучшие специалисты, лучшие конструкторы и получать достойную зарплату. На одном энтузиазме и патриотизме уже не получится выехать. А государство должно хотя бы сказать спасибо нынешним мужикам, которые сейчас работают на «оборонку». Они делают подвиг, работая в неотапливаемых цехах, днем и ночью.


























Далее предлагаем взглянуть на некоторые образцы самодельной бронетехники, которая используется армией и Национальной гвардией Украины на полях сражений. Техника далеко не самого лучшего качества, но при этом довольно интересная и совершенно уникальная.

Боевая бронированная машина «Азовец», получившая от почитателей таланта украинских танкостроителей ласковое прозвище «Навозец», позиционируется как «городской танк». Она смонтирована из установленных на шасси танка Т-64 мусорных контейнеров - и это, пожалуй, единственное, что позволяет говорить о ее преимуществах для ведения боя в городских условиях: в любой момент можно замаскироваться во дворе какой-нибудь многоэтажки. Главное только, чтобы мусоровоз ее по ошибке не вывез на свалку.

До недавнего времени главной отличительной чертой «Азовца» являлись два независимых боевых модуля с авиационными пушками и ПТРК - вероятно, для того, чтобы один стрелок мог уничтожить другого, если тот окажется тайным агентом Кремля. Теперь появилась еще одна уникальная особенность: фирма «Авикос» поставила по подряду некачественные оптико-электронные устройства, которые, как признают сами хозяева машины из неонацистского полка «Азов», «выполнены из дешевых компонентов китайского производства для бытового назначения». Помимо прочего, на этой пластмасске «в качестве основы камеры использованы бытовые детали, которые применяются в дверных глазках или домофонах».

С другой стороны, согласитесь, что глазок куда лучше подходит для «городского танка», чем стандартная оптика для бронетехники. К тому же, это будет первый в мире танк, в экипаже которого имеется консьерж. В качестве дополнительной инновации можем также посоветовать приделать к бортам лавочки и усадить на них бабок, которые своими увещеваниями должны существенно снизить наркоманию в рядах ВСУ.

Полеты во сне и наяву

Еще одно инновационное изделие украинской оборонки - ударный беспилотник на конной (ой, то есть, простите, на реактивной) тяге, который, как сообщает украинский «24 канал», разработан учеными из Национальной академии наук Украины. Судя по внешнему виду, он изготовлен из обрезанного штыка лопаты и колесиков от сумки-тележки, однако утверждается, что он «развивает скорость до 800 км/ч» и способен «уничтожать вражескую технику на расстоянии до 50 километров». Спорить с этим не будем, добавим только, что аппарат предельно универсален: сначала уничтожаешь врага, который будет помирать со смеху, а потом тем же беспилотником закапываешь его труп.

С другими видами летаков у украинцев тоже все в порядке. Вот, к примеру, «Лев-1», переделанный из американского легкого вертолета Bell 47G-4 1964 года выпуска - то есть, построенного еще при жизни изобретателя вертолета, русского киевлянина Игоря Сикорского. Сообразительные украинцы придумали использовать этот мыльный пузырь не только для обеспечения господства в воздухе, но и для того, чтобы транспортировать раненых пониже спины бойцов.

«Куда вы меня тащите?» - как бы спрашивает этот несчастный киборг. Как куда - конечно, на живодерню. Ну, или в морг, это уж как доктор скажет. А что - примотал носилки скотчем, и скорая помощь для самоубийц готова. Если же наш подранок не окочурится от такого экстрима, можно сунуть ему в зубы кулемет, и таким макаром долететь не только до середины Днепра, но и до середины Волги. Надо только для сопровождения взять дроны-лопаты.
Броня крепка

Неудачи с украинскими бронетранспортерами, которые трескаются от хорошего удара кулаком, не остановили полет инженерной мысли. В чью-то светлую голову пришла идея переоснастить в бронеавтомобили старые советские «шишиги» (армейские грузовики ГАЗ-66).

Получившийся продукт носит название «Овод». Выглядит он заметно пристойнее большинства украинских «шушпанцеров», несмотря на то, что выполнен в форм-факторе гроба. Собственно, и находиться в его кабине живому человеку довольно затруднительно, хотя, как говорят психологи, поза эмбриона помогает преодолеть страх и почувствовать себя в безопасности. Особенно это будет актуально, когда после очередной колдобины водитель и пассажир выбьют себе зубы коленями.

А посмотрите, как изящно отделан салон кожзаменителем. Не хватает только коробки с мелочью и висящих над ней четок.

Еще один чудесный экземпляр, правда, еще не пошедший в серию - БТР «Джокер». «Такое название для боевой машины военнослужащие придумали недаром - если в картах «Джокер» помогает игроку выиграть, то в бою усовершенствованный БТР даст Калиновским гвардейцам больше шансов на быструю победу», - пишут украинские СМИ. Если честно, боевые возможности этого БТР-80 с четырьмя противотанковыми гранатометами больше напоминают ситуацию, которая у игроков в преферанс называется «прикупить двух тузов на мизере». Не зря в эту братскую могилу на колесах уже встроена кладбищенская оградка.

Конверсия по-украински выглядит примерно так. Есть авиазавод «Антонов», тяжкое наследие коммунистического прошлого, который в годы «советской оккупации» производил никому не нужные самые большие самолеты в мире. Теперь при нынешнем евроинтегрированном режиме сотрудники предприятия наконец-то могут заняться по-настоящему полезной и востребованной продукцией. Смотрите, какой у них получился замечательный блиндированный Ford, в котором все по-чеховски прекрасно: и обтекаемые контуры, и приваренные елочкой треугольные профили, и тризуб на капоте, и брызговики в виде бахромы из цепочек. Авиастроителям есть, чем гордиться!

Трудовую эстафету принимают работники Николаевского тепловозоремонтного завода. Поскольку новой Украине не нужны доисторические тепловозы, лучше изготавливать современные машины-убийцы, тюнингованные арматурой и прочей рухлядью. Некоторые пруты приварены некрепко - так что киборги смогут оторвать парочку и пойти с ними в рукопашную, а в крайнем случае - и использовать их вместо протезов, поскольку украинские заводы по производству протезов уже давно перепрофилировались на изготовление шляп для сбора милостыни.

Вот еще одна разработка по принципу обратной конверсии - боевая машина «Тортилла», состоящая из гусеничной базы трактора Т-150 и половины цистерны, какие обычно устанавливают над дачными душами. Можно долго спорить о ее достоинствах (среди которых - скорость 40 км/ч, вместимость 30 десантников и, конечно, превосходное бронирование), но с одним утверждением нельзя не согласиться: аналогов этой машины нет ни в одной армии мира. К тому же, создатель блестяще воплотил в жизнь фразеологизм «накрыться медным тазом».

А вот и конкурент российских роботов-танков - самобеглая боевая телега с дистанционным управлением.

Ну, то есть, как дистанционным - куда провода от розетки хватит.

Еще одна крайне необходимая в хозяйстве вещь - блиндированная передвижная баня. Оснащена сразу двумя двигателями: дровяным и паровым.

В комплекте с баней идет прицеп-пепелац, в который помещается до двухсот ведер горилки.

А попарившись, можно сгонять с побратимами в ближайший автомагазин и шлифануть это дело стекломоем.

Универсальный бронеавтомобиль для культурно-массовой деятельности. Свадьбы, корпоративы, похороны.

Кстати о последнем - на службе в ВСУ имеются любые виды военной техники. Даже боевые катафлаки.

Это детище конструкторов из палаты интенсивной терапии Житомирского психдиспансера не прошло кастинг на фильм «Безумный Макс».

А это - из косплея замечательной компьютерной игры Carmageddon.

Флагман украинского флота колесных бронепоездов «Летучий хохландец».

Очередная вариация на тему мусорного бака на колесах. Как мы знаем, в стране победившего Евромайдана любят проводить люстрации с помощью мусорных баков, а тут у нас натуральный мобильный люстратор.

Боевой болид, который ранее планировался для первой украинской команды «Формулы-1», а теперь поступил на вооружение под кодовым наименованием «Слабоумие и отвага».

Гантрак ручной сборки, как и прочее, не имеющий аналогов в мире. Особенно в плане конструктивных решений.

Крепления лучше скотча и деревяшки еще никто не придумал. Представляем вам мотороллер «Заградотряд» - как только водитель попытается покинуть поле боя, сразу получит залп в голову.

Новая «Лада Укроп». Как говорится, неважно, откуда растут руки - главное, что они золотые.

Пикап «Мечта оккупанта». Отлично подходит для быстрого перепрятывания сала.

Жанр армейского конструктивизма получил на Украине особое развитие. Заводится с толкана.

Передвижной пункт по сбору металлолома путем примагничивания.

Джихад-мобиль в зимнем камуфляже из туалетной бумаги. Это они, конечно, зря продукт переводят - при наступлении ополченцев бумага им ой как пригодится.

Жить захочешь - не так обвешаешься.

Думаю, что ни для кого не секрет о том, что в Харькове находится одно из ведущих танковых КБ. Причём в своё время; Харьковоское КБ имени Морозова, создало танки, которые оказались прорывом в танкостроении. Это; Легендарный Т-34, и так называемый "домашнийтанк Т-64. И именно с этого танка по сути и началась новая эпоха советского, а затем российского и украинского танкостроения. Правда были и другие наработки в танкостроении. Но, к сожалению; они так и оказались либо в виде проектов, либо в лучшем случае опытными экземплярами.Но, это уже история. Ну, а на сегодняшний день, лично мне интересно, что же может бредложить из бронетехники украинский ВПК.

Танки

За годы своей независимости, Украина в основном занималась модернизацией танков. Это и Т-64, и Т-72, и Т-80. Таким образом появился Булат Но, Булат это не самай интересный вариант модернизации Т-64. На мой взгляд более интересный вариант сделали на Харьковском БТРЗ. Вариант называется Т-64Е

Чем интересен танк? Прежде всего тем,это совершенно иная конфигурация башни. А так же тем, что на башне установлено два боевых модуля. Причём модули можно комбинировать. А вот ещё аналогичный вариант модеринимзации танка, но только на этот раз это Т-72

В свою очередь Завод имени Малышева так же работал над модернизацией Т-72 и нексколько лет тому назад в Индии былы представлен вариант комплексной модернизации танка.


Очень интересный вариант модерниазации танка. Причём используемые решения отсвечают стандартам НАТО. Так, что есть интересные варианты модернизации танков. И самое интересное, что новейший украинский танк Оплот-М, по сути является развитием танка Т-84, который в свою очередьявляется модернизацией Т-80УД. Что до самого Оплота, к сожалению танктак и не пошёл в армию в свою время. Зато Тайланд решил купить себе 48машин. И хоть со скрипом, но контракт выполняется, и к октябрю сего года, Укроборонпром обещает закрыть контракт. А кроме этого, ещё и Пакистан собирается прикупить себе сотню украинских танков.
Оплот-М

То, что Оплот на сегодняшний день один из лучших в мире танков, как по огневой мощи, так и по защите, ;то это есть неоспоримый факт. Но, всё же нужно переходить к созданию танка нового поколения. Я говорю к созданию, а не к разработке по тому, что у; Харьковского КБ имени Морозова очень большой багаж по данной тематике, в том числе и по перспективным танкам. И если, говорить о внешнем облике украинского перспективного танка, то он может быть таким

Почему именно такой вараинт? Да потому, что в саму концепцию танка заложены те идеи, которые уже были реализованы в более ранних образцах. Например башня имеет забашенное пространство с автоматом заряжания. А аналогичное решение уже использовалось для танков Т-72-120 и Ятаган. Бортовые же экраны заимствованы у Оплота. Но есть и существенные отличия. Это и необитаемая башня, и бронекаспула для экипажа, и переднее расположение МТО. И если данный танк будет воплощён в металл, то это будет очередной прорыв ХКБМ.

В общем, не смотря все попытки похоронить украинское танкостроение, они всё же есть. А на Заводе имени Малышева с уверенностью смотрят в завтрашний день.

БТР и БМП

Можно ли представить современную армию без бронетранспортрёров и без боевых машин пехоты? Думаю, враяд ли. Но, вот представить себе то, что Украина будет производить свои собственные БТРы многие не могли. Но, всё же факт, есть факт. И опять не обошлось без ХКБМ. Так например, харьковские танкостроители сделали на базе БТР-80 свой бронетранспортёр с улучшенными характеристиками. Модель получила незвание БТР-3

На базе БТР-3 так же созданы несколько специальных машин. Это КШМ,БСЭМ, БРЭМ,
два самоходных миномёта, самоходный ПТРК. и совместно с бельгицами сделали; машину огневой поддержки. Собственно дюальнейшиее развитие БТР-80 получил и в России, но по огневой мощи, украинский БТР будет получше. И ещё один момент. Благодаря схожести конструкции между БТР-80 и БТР-70, по мимо производства новых БТР-3, есть возможность;как БТР-80, так и БТР-70 доводить до уровня БТР-3.

Ещё один бронетрансопортёр, который разработали в ХКБМ, получил название БТР-4" Буцефал". Причём БТР имеет два варианта исполнения



И что самое интересное, БТР-4 уже ни какого отношения к советским бронетранспортёрам не имеет. Ну, а самое интересное, это пожалуй то, что ХКБМ ведёт работы над созданием бронетранспортёра, который будет иметь модульную компонвку.

А теперь внимание. Ещё один БТР, который создан в Украине

Данный БТР носит имя Варан, и создан он компанией "Техимпекс" на базе узлов и агрегатов;советского БТР-70. А вот ещё один бронетранспортёр,который создан на базе узлов и агрегатов БТР-60, но может делаться на базе и БТР-70

Это БТР Атаман. Причём им Атаман; носят сразу два бронетранспортёра, и оба созданы киевским предприятием "Практика" То есть на сегодняшний день в Украине в металле существует 5-6разных бронетранспортёров. А вот ещё бронетранспортёры, которые разрабатывает ещё одно украинские предприятие. Ну, а владельца предприятия думаю, знают многие и не только в Украине

Очень интересная картина получается. И я не удивлюсь, если в ближайшие 2 года, Украина сможет не только своим вооружённым силам, так и междунарному рынку вооружений порядка десяти различных вариантов бронетранспортёров.

И если различных моделей бронетранспортёров идёт уже чуть ли не на десяток, то с боевыми машинами пехоты ситуация более сложная. Всё дело в том, вопрос производства БМП в Украине никогда не рассматривался серьёзно. Были только попытки модернизации стоящих на вооружении БМП. Хотя были и попытки создать тяжёлые БМП на базе танков. Так появились БМП-55, и БМП-64. Правда были и такие разработки, которые по сути сочетали в себе и танк и БМП одновременно. Правда, кроме опытных образцов дальше дело не пошло. А вот БМП-64, который создали на Харьковском БТРЗ, имел несколько прототипов. И вот последний вариант.


Вообще БМП-64 создавалась в инициативном порядке. И речь шла не о том, что бы сделать серийный образец, а о том, что бы продемонстривать возможности как самого предприятия, так и то, что создать БМП на базе танка не такая уж и н е выполнимая задача. Что же до данного вариант БМП, который на фотографии, это всего лишь ходовой макет. Но, в принципе если бы была поставлена задача, то при определённой доработке, мог бы появится и серийный образец. А не так давно, в одном из новостных выпусках прошла информация о том, что ХКБМ ведёт разработку не только перспективного бронетранспортёра, но БМП собственной конструкции. Хотелось бы верить, что в ближайшее время хаврьковчане представят свой образец БМП, пусть даже в виде макета.

Бронеавтомобили и MRAP

Пожалуй более интересное направление в бронетехнике, это бронеавтомобили, и прежде всего MRAP. Вообще первым украинским бронеавтомобилем, в истории независимой Украины является Дозор-Б. Правда вопрос о проведнии государственных испытаний, и принятии его на вооружение откладывался на годы. Наконец то, первые серийные машины в войсках, и по результату эксплуатации в реальных условиях, будут вводится доработки. Вторым украинским автомобилем можно считать разработку киевского предприятия "Практика", который встал в основу линейки последующих козаков. А вот собственно Дозор-Б и Казак-1


Ну, а самымые плодотворные годы по разработке подобной техникой, были последние три года. Так появились новые поколения Казаков, появились так же Тритон, Барсы и Варта.














Вот такие машины были сделаны в Украине. И это прекрасно. И то, что машины сделаны в Украине, говорит о том, что в стране зарадилась новое направление в бронетехнике. Ну, а когнкуренция... А конкурекнция, не даёт расслабляться производитем, и стимулирует их либо разрабатывать новые образцы, либо модернизировать существующие. И очень надеюсь на то, что украинская бронетехника будет востробована не только на внутреннем рынке, но и на внешнем.

На веб-сайте украинской информационно-консалтинговой компании Defense Express опубликован небезынтересный материал ее директора Сергея Згурца "Когда новые БТР доедут в украинскую армию" о проблемах с производством на Украине бронетранспортеров БТР-3 и БТР-4. Как нетрудно видеть, ряд нынешних трудностей украинской оборонной промышленности являются общими для всего постсоветского пространства и воспроизводят явления, с которыми некоторое время назад сталкивался (а в отдельных сегментах и продолжает сталкиваться) и российский оборонно-промышленный комплекс.

Корпус бронетранспортера БТР-3ДА, изготавливаемого для вооруженных сил Украины (с) Defense Express / defence-ua.com

Выполнение украинской оборонной промышленностью - как государственной, так и частной - госзаказа на поставку в армию новой техники четко укладывается в две закономерности. Первая - почти аксиома: «Каждый новый образец вооружения стоит вдвое дороже, делается вдвое дольше и имеет в два раза меньший эффект, чем заявлялось». Второй закон поскучнее. Увеличение финансирования разбалансированной «оборонки» вовсе не означает, что вы получите больше продукции. Скорее наоборот.

Оба этих правила проверены практикой других стран. Украина - лишь очередное тому подтверждение. Особый колорит придают разве что национальные особенности. О них - в материале, который подготовил директор информационно-консалтинговой компании Defense Express Сергей ЗГУРЕЦ.

Законы военной экономики, или Американский опыт 80-х

Сначала - экскурс в историю. В 70-х годах политика разрядки между США и СССР обернулась для Америки массовым уходом промышленных предприятий с рынка вооружений. Но уже в 80-е годы в обострившейся международной ситуации Пентагон начал громко и неудовлетворенно заявлять о низком качестве и недостаточном количестве закупаемого вооружения у своей оборонной промышленности. Прямым ответом на запросы Пентагона стало увеличение государственного оборонного заказа примерно на 25 % в год. И так - в течение десяти лет. Итог этой финансовой инъекции был парадоксален.

Жак Генслер, заместитель министра обороны США по закупкам вооружений, технологиям и логистике, позже открыто заявил следующее. Увеличение военных расходов не привело к заметному увеличению поставок новой военной техники в американские войска. Несмотря на удвоение финансирования закупок вооружения к 1988 году состояние оборонной промышленности ухудшилось. Несбалансированный рост бюджетных средств на разработку и закупку новых вооружений, с одной стороны, и инвестиций в совершенствование экспериментальных и производственных мощностей, с другой стороны, породил стремительное удорожание продукции и значительное удлинение сроков выполнения заказов подрядчиками.

Ситуация в отношениях между заказчиком - Пентагоном и компаниями-производителями стабилизировалось как раз через десять лет после начала нового оружейного старта. А завершилось все концентрацией производств в оборонной промышленности США с новыми центрами силы и возможностей.

Теперь эти закономерности военной экономики в полной мере начала ощущать на себе и украинская «оборонка». Правда, проходя еще только первый этап, связанный с увеличением спроса силовых структур страны на новую продукцию. Что особенно ярко заметно на примере производства легкой бронетехники для Вооруженных сил и Национальной гвардии.

Как мы делаем БТР, или Узкое место процесса

Сейчас украинская «оборонка» поставляет для армии и НГУ два типа новых бронетранспортеров - БТР-3 и БТР-4, разработанные ХКБМ им.Морозова. Хотя, учитывая огневую мощь боевого модуля, на самом деле они относятся к категории колёсных боевых машин пехоты. В производство и «четвёрок», и «троек» вовлечены как госпредприятия, входящие в концерн «Укробороронпром», так и «частники». Причём один «частник» задавал все правила игры для всей бронетанковой отрасли.

Весь потенциал страны по производству колёсных БТР/БМП - как для ВСУ, НГУ, так и для экспортных контрактов - зависел от Лозовского кузнечно-механического завода (ЛКМЗ), крупнейшего кузнечно-штамповочного предприятия Украины. Именно на ЛКМЗ производят новые корпуса для бронетранспортеров. Правда, производят их по технологии, которая была отработана ещё во времёна Советского Союза. На производство поступает листовая незакалённая броня, она режется, обрабатывается кромка, сварщики на стапелях сваривают корпус. Потом этот корпус загружается в огромную печь, где корпус будущего БТР закаливается до определённой температуры и затем постепенно охлаждается. Это нужно, чтобы бронесталь стала броней, даже включая сварные швы, а корпус БТРа не потрескался. Хотя, как показывает практика, раз на раз не приходится.

Скажу напрямую: такую технологию назвать современной уже нельзя. Она изначально предполагает огромное количество ручного труда, очень сильно завязана на опыт сварщиков и предполагает чрезмерно длинный технологический цикл. У меня есть с чем сравнивать. Я бывал на производстве в Польше, где производят современные БТР Rosomak, разработанные финской компанией Patria. Там корпуса свариваются сразу из закалённой брони, причём выполняют эту работу не люди, а аппараты роботизированной линии. Наблюдая за их работой, я понял ключевое значение прямых линий в дизайне современных бронированных машин, включая дизайн того же БТР Rosomak, в сравнении со злым гением, создавшим БТР-3. Сумрачная головоломка корпуса БТР-3 имеет такое количество загогулин в конструкции, что никакая роботизированная линия с его производством не справится. Только люди. С «четвёркой» немного полегче, но не кардинально.

По моим оценкам, с 2010 г., включая иракский контракт, на Лозовой было сделано не менее 250 корпусов БТР-4. Примерно столько же и «троек». Кроме корпусов, на ЛКМЗ также производятся ключевые узлы и агрегаты для ходовой части бронетранспортёров.

В середине 2017 г. собственник ЛКМЗ на мой вопрос, сколько корпусов в месяц может выдавать его завод сказал: «Двадцать. Но мы уже пять месяцев стоим без работы. Заказов от Минобороны нет». Как раз в этот период формировался гособоронзаказ заказ на следующий, 2018 год. Его объёмы были таковы, что в начале этого года я оптимистично написал о том, что впервые новая бронетехника поступит в украинскую армию батальонными комплектами. Среди прочего, гособоронзаказ был рассчитан, исходя из достаточно заниженных возможностей «Лозовой» по производству корпусов. Но неожиданно безрисковый корпусной минимум оказался под угрозой.

Все уехали «варить» польские корабли, а не украинские БТР

В первом квартале 2018 г. загрузка Лозовой по производству корпусов также была близкой к нулевой. Оно и понятно. С учётом наших забюрократизированных процедур в отношении между заказчиком - Министерством обороны - и исполнителем ГОЗа - предприятиями, входящими в состав «Укроборонпрома» - шёл традиционный процесс подписания договоров.

При этом ответственность перед Министерством обороны и Национальной гвардией за производство БТР-3 несёт Киевский бронетанковый ремонтный завод. А за производство БТР-4, в свою очередь, отвечает Харьковское конструкторское бюро по машиностроению им. Морозова, руководство которого, в отличие от КБРЗ, решилось производить БТРы за финансовые ресурсы еще и в рамках государственных гарантий.

К тому времени, когда были подписаны договора между Минобороны и предприятиями «Укроборонпрома», реальность на Лозовой разительно изменились. Соблазн безвизового режима докатился и до этого предприятия. Работа в той же Польше для квалифицированных сварщиков оказалась оплачиваемой на порядок выше, нежели дома. Попытки руководства предприятия поднять зарплату до 18-20 тыс. грн оказались запоздалыми. Из нескольких бригад сварщиков выполнять работы по корпусам могла лишь одна. Поставка заявленных количеств корпусов и «четвёрок», и «троек» по ГОЗу оказалось под угрозой. Но на этом история не закончилась.

Для своих ключевых заказчиков - КБРЗ и ХКБМ - Лозовая подняла стоимость изготовления корпуса на 56 процентов, а узлов и агрегатов ходовой - на 30 процентов. После чего заводы-производители начали готовиться к процедуре пересмотра цены с заказчиком. Так как во всех документах была забиты ориентировочные цены 2017 г.

Ценовой лабиринт

Скажу коротко. Все, что касается финансовых взаимоотношений в оборонной сфере - от методик формирования цены на продукцию, до объема и порядка финансирования ГОЗа - сегодня системный камень преткновения во взаимоотношениях между заказчиком в лице Министерства обороны и производителем оборонной продукции. Независимо от того, частное это предприятие или государственное. Тут важным обстоятельством являются показатели бюджета на следующий год и дальнейшее ритмичное финансирование всех связанных с реализацией оборонного производства проектов. Часто бывает, что объемы финансирования, в том числе авансирования со стороны Минобороны, не отвечают реальным затратам оборонных предприятий. Или же старт финансирования вместо начала года переносится на 3-6 месяцев. «Это в корне неправильно, поскольку нарушается нормальное функционирование всего производственного организма наших предприятий», - поясняли мне в «Укроборонпроме».

В свою очередь, руководители КБРЗ и ХКБМ утверждали, что не совсем справедливо, когда выполнение ГОЗ - это ответственность лишь заводов-исполнителей. А за всю бюрократию и неожиданные вводные ни военные, ни гражданские финансисты из того же Минфина ответственности не несут.

Как пример, на Киевский бронетанковый в ходе производства «дозовских» БТР-3 поступила задача полностью переделать аппаратуру внутренней связи и коммутации и адаптировать «тройки» под новые зарубежные радиостанции. Это нарушило плановые сроки из-за значительно объема выполняемых работ, поскольку пришлось переделывать уже сделанное.

А ХКБМ как первопроходец по использованию средств в рамках государственных гарантий столкнулось с неотработанным механизмом реализации этих финансовых возможностей. Предусмотренный контрактом алгоритм согласования использования кредитных ресурсов повлек за собой существенное увеличение фактического цикла производства и усложнение закупки комплектующих.

Но вернемся к скачку цен на корпуса от «Лозовой». По утверждению руководства Киевского бронетанкового завода, все процессы повышения цены были подтверждены военной приёмкой и никаких сложностей по принятию новой цены при сдаче изделий заказчику не предвиделось. Но де-факто по «тройке» новая цена не утверждена до сих пор. По словам представителей Минобороны, с которыми я общался, КБРЗ предоставил обновленные расчётно-калькуляционные материалы позже срока, определённого действующими нормативами. И вышел за пределы девяти месяцев поставки продукции после осуществления предварительной оплаты, как то определено постановлением КМУ №464 «О вопросах государственного оборонного заказа». Потому теперь, мол, все вопросы должны решаться только через суд. Картина такова, что при гибридных проявлениях отечественных правовых реалий фронтовая смелость уже себя исчерпала.

Как я понимаю, пока нет решения суда о цене на БТР-3, который ещё не начинался, говорить о приеме новых «троек», изготовленных по ГОЗу, и о начале производства новой партии уже под госгарантии пока не приходится. Хотя руководство КБТЗ написало письмо на имя Министра обороны с объяснением сложившейся ситуации, это делу не сильно помогло. Поэтому «тройка» пока стоит на паузе...

«Укроборонпром» включает форсаж

Уже с третьего квартала 2018 г. ситуация с корпусным производством стала головной болью для руководства «Укроборонпрома» и ответственных секторов в СНБОУ. Никто не называет цифр, но, по моим пессимистическим оценкам, в нынешнем состоянии В месяц ЛКМЗ может производить корпусов для БТР на порядок меньше того количества, о котором мне говорил собственник в 2017 г.

Что было сделано? Для начала был предпринят первый контравральный шаг. Государственные предприятия вынуждены были помогать «частнику». Тому самому, который «задрал» цену за корпуса. Но спрос за ГОЗ-то не с него. Поэтому с ХКБМ на Лозовую была откомандирована бригада квалифицированных сварщиков, чтобы ускорить производство корпусов. Ради справедливости стоит отметить. Нынешнее руководство ХКБМ, имея значительный заказ от МОУ на производство БТР-4, сначала подписало контракт с Лозовой на изготовление лишь малого количества корпусов. Это был чисто наш, привычный соблазн самостоятельно переварить весь куш заказа, налаживая производство корпусов для «четверок» в Житомире, а потом в Харькове. И перебросило на Лозовую большую часть заказа лишь после того, как стало ясно: желание заработка не соответствует возможностям. Не будь этих четырех-пяти месяцев задержки, Лозовая могла бы по другому спланировать свою работу - и загрузку, и удержание персонала. А сейчас бригада с Харькова трудится находятся на Лозовой - причем количество сварщиков с ХКБМ такое же, как и местных. Все работают на форсаже.

Второй шаг - системно-долгосрочный. Для расширения узкого горла - корпусного производства - «Укроборонпром» принял решение развернуть самостоятельное производство корпусов БТР на своих мощностях, чтобы не зависеть от услуг Лозовой. Корпусные производства развёрнуты на Киевском бронетанковом заводе, на ХКБМ и на харьковском заводе имени Малышева. Все эти производства предусматривают наличие закладных стендов, кантователей и печей для термической обработки корпусов. Переход на качественно иные технологии производства пока невозможен из-за конструкторских и финансовых ограничений.

В сентябре, октябре и ноябре происходил и происходит процесс, когда первые корпуса, произведенные на этих новых мощностях, и сами производства сертифицируются военной приемкой. Фактически это действительно начало нового этапа в отечественном производстве бронетехники. Правда, баланс между спросом и предложением пока не достигнут. Особенно с учётом растущей потребности Минобороны и ряда экспортных заказов на новый БТР-4. Как в базовой версии, так и модернизированной версии БТР-4МВ1.

По моим оценкам, с учетом прогнозируемого спроса на новые колесные БТР/БМП со стороны лишь оборонного ведомства в количестве не менее 100 новых машин в год, на достижение желаемого баланса уйдет не менее двух лет. Эту задачу и Минобороны, и «Укроборонпрому», и частным компаниям нужно будет решать не в конфронтации и игнорировании системных проблем, а консолидированно. Не остаётся ничего другого, как брать и делать. С избавлением от тромбов, которые порождены нашей спецификой. В них скрыто не меньшее зло, чем в технологиях прошлого. Старые и закостеневшие модели управления и взаимоотношений никогда не позволят нам создавать новую конкурентную продукцию. Это такая же аксиома, как и те, с которых я начал эту статью. Чтобы выжить и развиться, наша «оборонка» просто обязана изменится. Других вариантов просто нет.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: