Игорь зимин врачи двора его императорского величества, или как лечили царскую семью повседневная жизнь российского императорского двора. Был ли такой "поставщик двора" Ростовские поставщики двора его императорского величества

Портниха Надежда Ламанова, известная всем дамам Москвы

Цвета ясного неба семиэтажное здание на Тверском бульваре, 10, пилонами и лепниной напоминает стоявший на его месте ампирный особняк, уступивший место доходному дому. Принадлежала прибыльная недвижимость портнихе, известной всем дамам Москвы, шившим и мечтавшим заказать у нее платья. Притом что на Кузнецком Мосту всегда можно было купить все самое модное из Франции и Англии.

Портрет работы Валентина Серова.

В Москве перед революцией насчитывались сотни дамских и мужских портных, их имена мелким шрифтом заполняли страницы адресной и справочной книги «Вся Москва» за 1917 год. Но лишь одна модистка удостоилась чести к имени, отчеству и фамилии присовокупить титул: «п. двор». Это значило, что Надежда Петровна Ламанова—Каютова была «поставщиком Двора Ея Императорского Величества». Она шила платья императрице и великим княгиням.

Присваивал титул фабрикантам император «за состояние производства и влияние на жизнь страны», а их товарам — «за весьма чистую отделку, новейший фасон, доступные цены». Чтобы его заслужить, следовало не меньше 8 лет участвовать в официальных выставках, удостаиваться наград и не получить ни одной рекламации. Николай Шустов 38 лет домогался почетного звания, давшего ему право на бутылках лучшего отечественного коньяка изображать герб Российской империи и именоваться «поставщиком Двора Его Императорского Величества».

По-видимому, парадный вход в модную мастерскую дамского платья, располагавшуюся в доме 10, украшал двуглавый орел. Наверняка два царских требования из трех — «весьма чистая отделка» и «новейший фасон» — выполнялись неукоснительно. Но сильно сомневаюсь, что «низкая цена» соблюдалась. Иначе никогда она не смогла бы заработать столько средств, чтобы заказать проект дорогому архитектору Никите Лазареву и построить собственный многоэтажный дом. В нем содержала мастерскую с двадцатью портнихами, выставочным залом, жила в комфорте, принимала на широкую ногу первых лиц мира искусства, сдавала квартиры состоятельным жильцам.

Дочь покойного обедневшего дворянина после гимназии не смогла продолжить образование. Чтобы содержать оставшихся на ее попечении трех младших сестер, которым она заменила мать, пришлось оставить родовое имение в Новгородской губернии и приехать в Москву учиться не дворянскому ремеслу в школе кройки и шитья. Несколько лет служила Надежда в модном ателье. Собственным делом обзавелась в 1885 году, на Большой Дмитровке, 23. Там к ней потянулись многие дамы, несмотря на мучительные, длившиеся часами примерки, сопровождавшиеся обмороками. Сама Надежда Петровна не шила — она создавала эскизы и делала примерку, обкалывая ткань по фигуре сотнями булавок. Уподобляла себя архитектору, который рисует, проектирует, а строят каменщики.

Сеанс примерки заканчивался словами: «Снимайте все это осторожно, эскиз готов!» Звезда Ламановой медленно, но верно поднялась очень высоко. В ее платьях танцевали дамы высшего света на Русском балу в Зимнем дворце.

Прошло четверть века, прежде чем на Тверском бульваре, 10, зажглись огни у парадного входа ателье «поставщика Двора Ея Императорского Величества». В своем доме хозяйка с размахом приняла в 1911 году приехавшего впервые в Россию короля парижской моды Поля Пуаре, познавшего русское гостеприимство с шампанским рекой и красной икрой — ведрами, рестораном «Яр» и цыганами.

Тогда, на вершине славы модистки, художник Валентин Серов, выполнявший заказы членов Императорского дома, написал ее портрет. Последний портрет в его недолгой жизни. Из-под полуопущенных век смотрят под пышной шапкой волос всевидящие глаза художницы, изучавшие самого портретиста, как клиента перед началом примерки...

Из Москвы, по наводке Надежды Петровны, ставший, несмотря на разницу лет, ее другом Поль увез купленный на рынках набор старинной и современной русской одежды: косоворотки, кокошники, сарафаны, сапожки, зарисовки армяков извозчиков и телогреек торговок. И на этой основе создал славянскую коллекцию, удивив Париж. В Кремле в Успенской звоннице, в Престольной палате Патриаршего дворца до недавних дней демонстрировались одежда и театральные костюмы этого революционера мировой моды, избавившего женщин от корсетов. Его работы попали в Москву из лучших музеев Европы. Платья Ламановой, как картины и статуи, хранит Эрмитаж.

Надежда Петровна — фигура легендарная, единственная из отечественных модельеров XIX-XX веков не забытая, упоминаемая в мемуарах, статьях, исследованиях историков моды. Она прожила 80 лет, из них 24 года — при советской власти, лишившей ее состояния, имения, домовладения, мастерской. Ламанова выжила и творила, несмотря на весь ужас. Не эмигрировала вслед за своими знатными клиентками. Одну из заказчиц ее платьев, Александру Федоровну, расстреляли вместе с мужем-царем и детьми. Другую заказчицу — великую княгиню Елизавету Федоровну — сбросили заживо в заброшенную шахту.

Потерял все и муж Ламановой, присяжный поверенный Андрей Павлович Каютов, чью фамилию она носила со своей девичьей. В Москве хорошо знали управляющего московским отделением страхового общества «Россия», актера-любителя, выступавшего на сцене под псевдонимом Вронский, члена Московского автолюбителей и Русского фотографического обществ. Стало быть, по Москве перемещалась Надежда Петровна в престижном иностранном авто.

Ни за что ни про что, просто как враждебный элемент, попала в 1919 году бывшая домовладелица в камеру Бутырской тюрьмы. Выйти на свободу помогла невенчаная жена Максима Горького, бывшая актриса Художественного театра Мария Андреева, ставшая влиятельной в Кремле после революции, которую с мужем они «приближали как могли», добывая деньги для партии Ленина. Ламанову бывшая актриса хорошо знала: Надежда Петровна с 1901 года как художник по костюмам служила в театре Константина Станиславского, сказавшего о ней: «Наша драгоценная, незаменимая, гениальная. Шаляпин в своем деле». Основатель Художественного считал ее «почти единственным специалистом в области знания и создания театрального костюма», называл «замечательной, великой».

Не сразу, но дело ей нашлось и в Советской России. Ламанова при «рабоче-крестьянской власти» проявила себя в мастерской современного костюма в художественно-производственном подотделе при ИЗО — отделе изобразительных искусств Народного комиссариата просвещения. Случилось это не без влияния актрисы Малого театра Розенель, молодой жены наркома просвещения Луначарского. Вместе с ним в демонстрационный зал Петровского Пассажа явились самые красивые женщины Москвы, актрисы театров и кино, возлюбленная Маяковского Лиля Брик и ее сестра Эльза. Они демонстрировали модели Ламановой на все случаи жизни. При нэпе появилась, как в царской России, масса разных тканей, пробудилась тяга к модной одежде у победившего класса, жен красных командиров, огорчавших Маяковского своим вкусом:

Без серпа и молота

не покажешься в свете!

В чем сегодня буду фигурять я

на балу в Реввоенсовете?!

Уехав из Москвы в эмиграцию, Марина Цветаева, вспоминая родной город, в 1924 году сочинила маленькую поэму «Полотеры», помянув воспрявшую Ламанову: «Тише сажи, мягче замши,/Полотеров взявши в дом,/Плачь! Того гляди, плясавши,/Нос богине отобьем./Та богиня — мраморная,/Нарядить — от Ламановой,/Не гляди, что мраморная,/Всем бока наламываем!»

Художественное воображение Ламановой породнилось с точным научным расчетом. Королева моды не обожествляла свое ремесло, понимала: мода нивелирует людей, не считаясь с особенностями и недостатками их телосложения. Но знала и то, как бороться с грузной фигурой, учила, что силуэт «может быть облегчен посредством сокрытия непропорциональности путем пресечения его плоскостями другой формы...».

Большой успех выпал ей и соавтору — скульптору Вере Мухиной — на Всемирной выставке в Париже в 1925 году, где они удостоились Гран-при «за национальную самобытность в сочетании с современным модным направлением». Почти каждый год Ламанову удостаивали призами и дипломами. Она снова себя почувствовала востребованной и признанной — и, на радость большевикам, призналась: «...Революция изменила мое имущественное положение, но она не изменила моих жизненных идей, а дала возможность в несравненно более широких размерах проводить их в жизнь».

Радость длилась недолго. Закончилась новая экономическая политика, и вместе с ней — всякое частное предпринимательство. По доносу соседей в марте 1928 года пришла с обыском милиция. И член Академии художественных наук Ламанова стала «лишенкой», то есть лишенной избирательных прав, изгоем, изгнанной из академии и прочих советских учреждений, где состояла. У себя на дому Ламанова занималась тем, без чего не могла существовать. Она убеждала судей, что не просто портниха, а, как художник, «создавала новые формы, новые образцы женской одежды, которые были бы приспособлены по своей простоте, удобству и дешевизне к нашему новому рабочему быту. Все мои силы, знания и энергию я посвятила с самого начала революции, работе по созданию советского быта и культуры, таким образом, моя работа в течение 11 лет является общественно полезной». Так безуспешно она пыталась убедить советскую власть в своей лояльности.

Работы в государственных учреждениях не лишили. В ее костюмах блистала Любовь Орлова в фильме «Цирк», играли Фаина Раневская, актеры в «Борисе Годунове», поставленном Станиславским, герои фильмов «Аэлита», «Александр Невский»....

Современники поражались осанкой Надежды Петровны, любовались «изящным строгим костюмом кремового цвета, отделанным бархатом, юбкой длинной, но не слишком — видны были ноги в шелковых чулках, и, что удивительно для 80-летней женщины, на высоких каблуках». Наперекор «общественному мнению» она носила на руках кольца. Так выглядела перед войной. Когда в середине октября 1941 года, после прорыва фронта, началась массовая эвакуация из Москвы, Ламанова (вместе с сестрой) явилась в Камергерский переулок, чтобы ехать с театром, где прослужила сорок лет, на вокзал. Пришла с опозданием. Ее не дождались. Началась воздушная тревога. Спуститься в метро не хватило сил. Сестры у Большого театра присели на скамейку. С нее Надежда Петровна не поднялась. Сердце разорвалось за два дня до рокового 16 октября. Панику, охватившую осажденный город, она не увидела.

Соседствовал с домом Надежды Ламановой пятиэтажный дом Нижегородско-Самарского банка. Построил его архитектор Константин Быковский в 1909 году в стиле неоклассики. Но перед парадным входом свисают два ажурных фонаря в стиле модерн. Спустя десять лет нарастил этаж военный инженер Иван Рерберг, не склонный к модерну, автор Киевского вокзала и Центрального телеграфа. Еще через девять лет надстроили седьмой этаж — возможно, тогда и появились фонари.

Известно здание жильцами-мучениками — Соломоном Михоэлсом и Вениамином Зускиным. Главного режиссера Еврейского театра и главу Еврейского антифашистского комитета отправили с другом — театроведом Владимиром Голубовым — в Минск под благовидным предлогом: оценить представленный на соискание Сталинской премии спектакль. Оттуда обоих привезли в гробах. (О них я писал в минувшем году, в очерке «Король Лир под колесами».)


Соломон Михоэлс в роли короля Лира.

Вениамин Зускин.

После смерти Сталина, санкционировавшего зверскую расправу, арестованный бывший министр госбезопасности СССР Виктор Абакумов дал письменное показание, что получил задание от председателя Правительства СССР И.В.Сталина. Выполнить задуманное поручил своему заместителю генерал-лейтенанту Сергею Огольцову, министру МГБ Белоруссии Лаврентию Цанаве и группе офицеров — «специальным людям», выполнявшим убийства без суда и следствия. На допросах они показали, что Михоэлса и его друга заманили под благовидным предлогом на загородную дачу и там якобы наехали на обоих колесами грузовика. Ночью вывезли погибших с места преступления в город и бросили на обочину малолюдной улицы, где утром их увидели прохожие. Генерал Павел Судоплатов в известных мемуарах утверждал, что Михоэлсу и Голубову сначала сделали инъекцию яда, а затем уже их переехала машина. Этой версии, размноженной в разных публикациях, я поверил. Как было не поверить, если перед лицом смерти генералы на допросах детализировали и подтверждали ее.

Генерал-полковник Виктор Абакумов.

На самом деле все произошло не так. Дочь вождя Светлана, будучи на даче в Волынском, случайно оказалась свидетелем разговора отца по телефону: «Ему что-то докладывали, а он слушал. Потом как резюме он сказал: „Ну, автомобильная катастрофа“. Я отлично помню эту интонацию — это был не вопрос, а утверждение, ответ, он не спрашивал, а предлагал это, автомобильную катастрофу».

Когда положил трубку, поздоровался с дочерью и сказал ей: «В автомобильной катастрофе разбился Михоэлс». Об автомобильной катастрофе сообщили все газеты.

Дочь Сталина, рассказывая об этом разговоре, заключила: «Он был убит, и никакой катастрофы не было. „Автомобильная катастрофа“ была официальной версией, предложенная моим отцом, когда ему доложили об исполнении».

Есть другое веское доказательство сказанному Светланой Иосифовной. Если бы колесами грузовика наехали на Михоэлса, то его не смогли бы выставить в гробу на гражданской панихиде. Как пишет друг Михоэлса Александр Борщаговский в «Записках баловня судьбы», изданных в 1991 году: «Александр Тышлер долгую январскую ночь был у гроба Михоэлса, рисовал его и видел нагим, без повреждений, без кровоподтеков, лишь с проломанным у виска черепом. Так же убит был и Володя Голубов. Жертвы наезда или автокатастрофы выглядят иначе».

Кто проломил череп великому артисту и его другу? Министр госбезопасности СССР Виктор Абакумов 30 апреля 1948 года представил список исполнителей операции с просьбой о награждении «орденом Красного Знамени: генерал-лейтенанта Огольцова С.И. и генерал-лейтенанта Цанаву Л.Ф.; орденом Отечественной войны 1-й степени: старшего лейтенанта Круглова Б.А., полковника Лебедева В.Е., полковника Шубнякова Ф.Г.; орденом Красной Звезды: майора Косырева А.Х., майора Повзуна Н.Ф.».

Кому-то из нижних чинов, я так думаю, доверили роль палача — не генералам же и офицерам выполнять грязную работу. После смерти Сталина награды у всех отняли. Виктора Абакумова расстреляли. Лаврентий Цанава умер в Бутырской тюрьме.

Странно: на Тверском бульвар, 12, до сих пор нет мемориальной доски на доме, где жили погибшие мучительной смертью народные артисты СССР Михоэлс и Зускин.

Серебряная рукоятка (явно старая) и клинок (на мой взгляд не старый и переточеный) без дол и каких либо украшений. Мне он не интересен вообще и на мой взгляд сборка новодельная. Но он упирается, возник "диспут"...

Фото пока не покажу т.к. надо заехать в гости и сфотографировать. Сам же владелец типичный мастадонт - компьютерно-фото безграмотный. Надеюсь завтра выставить фото.

Пока хотелось бы узнать и, если у кого то есть - увидеть клеймо

Vetus cat 02.01.2018 - 17:19

litregol
На середине клинка "тпа пуансоном" набито Малышев, поставщик двора. Причем набито как будто это вовсе не "поставщик", а какой то халтурщик криворукий.

А орёл двуглавый есть? Он, вроде, обязателен для "поставщиков двора его императорского величества". Вообще-то, есть книга В.В. Скурлов, А.Н. Иванов "Поставщики Высочайшего двора" . Издана в С-Пб в 2002. Там надо смотреть.

товарисч 02.01.2018 - 17:20

По этому фото вижу сувенир.

товарисч 02.01.2018 - 17:22

Но есть надежда,что рукоять 30х годов.Для полной картины нужны хорошие фото.

litregol 02.01.2018 - 17:31

товарисч
По этому фото вижу сувенир.

Фто чисто для иллюстрации ТИПА:-)

ОРЕЛ НАБИТ ТОЖЕ. но мне приходилось видеть клейма "поставщиков" на разных изделиях. Они, как правило, были более качественно выполненны

Ren Ren 02.01.2018 - 17:33

Серебро а-ля Свешников, про клинок говорить не буду.

Israguest 02.01.2018 - 17:54

В каталоге отечественных клейм Малышева нет, но надо посмотреть внимательно: возможно " Мастерская Малышева " , или есть инициалы, или что-то еще. Ждем фото.

litregol 02.01.2018 - 21:03

Нашел в сети

(1895-1915 гг.)
Поставщики Ея Величества Г. И. Марии Фёдоровны.
(1895-1915 гг.)

Из переписки канцелярии Министерства Императорского двора (1901):
"До 1895 года лицам, производящим поставки или работы по требованиям для Государыни Императрицы, жаловалось звание поставщика Высочайшего двора.
С 1895 года, согласно с выраженным Ея Величеством Государынею Императрицею Александрою Фёдоровной желанием, было предоставлено, c Высочайшего разрешения, право именоваться поставщиком Ея Императорского Величества и иметь на вывеске изображения Государственного Герба". Итак, звание это, возникло по "желанию" императрицы Александры Фёдоровны. Статус этого звания был ниже, чем звание "поставщика Его Величества", потому что император, понятно выше императрицы. Но императриц теперь оказалось две: кто из них главнее, выше по статусу? Никто не хотел уступать, это был предмет тайного спора. Впрочем, подобные неясности уже возникали в истории. Например, звание "артист императорских театров" и "Солист его Величества" были равнозначными, но почему-то в глазах артистов, быть "Солистом Его Величества" значило гораздо почётнее. Таковым "Солистом" был, к примеру, Фёдор Шаляпин. В 1910 году, сыновья Фаберже, с удивлением узнали, что звание "поставщика Высочайшего двора", которое их отец носил с 18885 года, оказывается, не соответствует званию "придворного ювелира". Они просят, в порядке уважения заслуг отца, присвоить ему именно "звание "придворного ювелира", что и было сделано. Очевидно, это связано с историческими реминисценциями. Ведь звание "придворного ювелира" было еще задолго до 1856 года, когда впервые был регламентирован статус "поставщика Высочайшего двора".
Звание "Поставщика Императрицы Марии Фёдоровны" действовало 22 года (1895-1917 гг.). Всего было присвоено 29 званий персонам и фирмам, не считая "сохранений" званий за определёнными фирмами (Брабец, Кёхли, Бризак). У императрицы Александры Фёдоровны (см. ПРИЛОЖЕНИЕ) за тот же период было 34 персональных поставщика, из которых портной Бризак, портной Китаев, куафёр Делькроа, торговец тканями Костинский и фермер-молочник Школов - также поставщики императрицы Марии Фёдоровны. Таким образом, "собственных поставщиков" у "молодой" императрицы было также 29, у Марии Фёдоровны преданных только ей - 24, а ещё пять - совместно с "молодой". Мария Фёдоровна отдавала предпочтениям российским поставщикам "из принципа", как её покойный супруг. Из 29 поставщиков только 5 иностранцев (из них двое - датчане), в то время как у Александры Фёдоровны 12 из 29 (44 %).
Необходимость возникновения персональных званий поставщиков для каждой из двух императриц возникла, как отмечалось выше, по желанию Александры Фёдоровны, которой надо было зафиксировать свою самостоятельность на русском троне. Присвоение почётного звания "фрейлины" и "статс-дамы" было оставлено у Марии Фёдоровны, что было чувствительным уколом для невестки. По правилам присвоения звания поставщика, необходим был минимальный 8-летний ценз поставок (10 лет, если с перерывами). В 1895 году первыми поставщиками императрицы Александры Фёдоровны стали лондонский портной Радферн и лондонский парикмахер Бонд. Очевидно, эти поставщики обслуживали маленькую гессенскую принцессу, начиная с 1887 года (восемь лет). Впрочем, иностранным поставщикам, российские законы не писаны. Для них "возрастной ценз" поставок соблюдался не всегда. В 1895-1901 гг. звания поставщиков Александры Фёдоровны получили 14 фирм, в том числе только 4 - петербургские. Фактически, только в октябре 1901 года закончился восемь лет начала первых поставок официальной супруги тогда ещё цесаревны Александры Фёдоровны.
Среди поставщиков Марии Фёдоровны преобладают модные портные (5 фирм) и поставщики одежды и обуви (8 фирм). Два ювелира, два фотографа. Осуществляется принцип личного обслуживания императрицы, а не обслуживания Двора. Обращает внимание поставщик игрушек Дойников. У императрицы-матери было много детей и внуков, которым она дарила кучу подарков. У императрицы Александры Фёдоровны подобную роль исполнял Авенир Сумин, который исполнил очень много каменных анималистических фигурок (игрушек) для пятерых детей императрицы. У Марии Фёдоровны не было персональных поставщиков церковной утвари, у вот у Александры Фёдоровны, учитывая её экзальтированную религиозность, была такая фирма: !П.И.Оловянишникова Сыновья". Среди поставщиков Марии Фёдоровны обращают на себя внимание фигуры меховщика Павла Лелянова и ювелиров отца и сына Кёхли. Старший Кёхли уже имел с 1890 года право на употребление государственного герба, будучи назначенным оценщиком Кабинета его величества. Характерно, что ювелиры Кёхли очень много поставляли и для Кабинета и для императора и для Александры Фёдоровны, но был единственным российским личным придворным ювелиром. Отсутствует информация о французском фотографе Гейгере из Алжира (?), который получил звание в 1900 году.
Форма знака поставщика Высочайшего и Великокняжеских дворов была утверждена в 1856 году. В 1901 году было разработано и утверждено новое изображение знака поставщика. Под щитом размещалась лента, на которой указывался статус поставщика ("Высочайшего Двора", "Императрицы Марии Фёдоровны", "Императрицы Александры Фёдоровны" или Великих князей и княгинь). Также указывался год присвоения звания. Выдавалось и специальное удостоверение из Канцелярии Министерства Императорского двора, с цветным изображением знака.
Французской ювелирной фирме КАРТЬЕ Министерство Императорского двора отказало в предоставлении звания Поставщика Высочайшего двора, поскольку фирма, согласно своему уставу "не предоставила сведении о поставка". Как свидетельствуют архивные документы, после личного вмешательства Императрицы Марии Федоровны, искомое звание было получено фирмой в 1907 году (ЦВЕТНОЕ ФОТО счёта фирмы КАРТЬЕ).
Следует уточнить, что до 1895 года употреблялось на фирменных счетах звание "Поставщица Ея Императорского Величества". Нами обнаружен счет с таким "титулом" поставщицы И.Труфановой (угол Кирпичного переулка и Мойки, дом Руссо, ? 7-65, кв.13. Другой счёт той же фирмы "А.Гиссер (бывш. И.Труфанова) уже по адресу: Фонтанка, ? 15 (зачёркнут прежний адрес Гоголя, ? 1-3, угол Невского пр.) оформлен логотипом "Поставщицы Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Фёдоровны" относится к 1913 году.

С П И С О К поставщиков Императрицы Марии Фёдоровны.

1. БАЗЫРИН (Петербург). Кружева и ленты. 1901. "Весь Петербург, 1912": Базырин Николай Васильевич, купец 2 гильдии. 7 Рождественская, 22 (с.д.). Моды. Там же проживает его сын Михаил Николаевич. (ФОТО счёта)
2. БРАБЕЦ Антон, австрийский подданный. (Петербург). Металлические изделия. 1903. (Также с 1905 г. - поставщик великого князя Петра Николаевича по группе "стальные изделия"; с 1909 г. также - Поставщик великой княгини Марии Павловны-старшей. Был ещё Брабец Э., московский 2-й гильдии купец, "стальные хозяйственные предметы", поставщик с 1908 г. великой княгини Елизаветы Фёдоровны). "Весь Петербург, 1912": Брабец Антон Осипович, купец 2 г., Мойка, 71- 16. Торговля стальными изделиями.

3. БРИЗАК (Петербург). Портной. 1907. (С 1904 г. - Поставщик Императрицы Александры Фёдоровны, "дамское платье", с 1908 г. звание поставщика Александры Фёдоровны сохранено за Альбертом Бризаком, "дамское платье"). "Весь Петербург, 1912": Бризак Виктор Августович. М.Конюшенная, 8. Модный магазин; Секретарь французского благотворительного общества.
- Бризак Ренэ Викторович. Морская, 21. Заведующий автомобильным делом "Daimler".
БРИЗАК Рене (Петроград). Портной (звание сохранено). 1914. (в 1914 г. сохранно звание Поставщика императрицы Александры Фёдоровны за Рене Брихаком, как преемника французского гражданина Альбера Бризака, "портной"). (ФОТО счёта)

4. ВАТРИГАН (Брюссель). Чулки. 1901.
5. ВЕЙС Генрих. Обувь. 1900. (Подавал на звание Поставщика императрицы Александры Фёдоровны в 1899 г. - отклонено; с 1905 г. - поставщик великого князя Александра Михайловича). "Весь Петербург, 1912": Вейс Генрих Карлович, потомственный почётный гражданин. Караванная, 8. Магазин и мастерская обуви; Школа Императорского Женского Патриотического Общества.
- Вейс Виктор Генрихович. Потомственный почётный гражданин. Гороховая, 61. Фабрика и магазин обуви.
- Вейс Анатолий Генрихович, потомственный почётный гражданин. Б.Конюшенная, 17.Сапожная мастерская под фирмой "Г.Вейс". (ЦВЕТНОЕ ФОТО счёта).

6. ГЕЙГЕР (Алжир). Фотограф. 1900.
7. ГИШАР (фирма, Петербург). Парикмахер. 1908. "Весь Петербург, 1912": "ГИШАР, Л.", Караванная, 5. Владелица: Висневская Алина Львовна. Гишар Луиза, Лиговская, 10.
8.ГЮЙО (ГИО) Жюль. Перчаточник. 1896. (Юлий ГИО, французский гражданин и его дочь Леони ГИО - поставщики с 1896 г. великой княгини Марии Александровны, герцогини Саксен-Кобург-Готской). ""Весь Петербург. 1912": нет

9. ДЕЛЬКРОА Генрих (он же Генри, Анри). (Петербург). Парикмахер. 1901. (Также с 1895 г. - поставщик великой княгини Елисаветы Маврикиевны; 1897 г. - Поставщик Высочайшего двора; с 1898 г. - поставщик великого князя Александра Михайловича; 1901 г. - Поставщик Императрицы Александры Фёдоровны). "Весь Петербург, 1912": "ДЕЛЬКРОА, Генри и Ко", Морская, 19. Влад.: Делькроая Генри Жозефович и София Владимировна.
- Делькроа, Генри-Жозеф. И София Владимировна, Морская, 31. Дамская парикмахерская и шляпы. (ФОТО счёта).

10. ДЕРИНГ В., германский подданный. Чемоданы. 1899. "Весь Петербург, 1912": "ДЕРИНГ В.", дорожные вещи. Владельца: Деринг, Мария-Фелиция Львовна. Литейный, 29. Дорожные вещи и чемоданы. (ФОТО счёта).
11. ДОЙНИКОВ (Петербург). Игрушки. 1901. "Весь Петербург, 1912": "ДОЙНИКОВ, В.М.". Торговля игрушками (склад). Апраксин рынок, Александровская линия, 8; Большая линия, 432-435; Б.Гостиный двор, Зеркальная линия, 68. Владелец: Дойников Тимофей Васильевич (1847 - ?), возглавил дело отца в 1887 г., потомственный почётный гражданин, купец 1 гильдии. Гороховая, 50. Дмвл.: Московское шоссе, 16. Известен как крупный филантроп и общественный деятель. Семейное дело, основано в 1852 году. (ЦВЕТНОЕ ФОТО счёта).
12. ДРАГСТЕДТ Ф. и А. (Копенгаген). Ювелиры. 1902.

13. ЗЕЕСТ Генриетта (Петербург). Модная мастерская. 1902. "Весь Петербург, 1912": "ЗЕЕСТ и Ко", Модистки. - Невский, 10.

14. ИСИДОР Генри (Лондон). Парикмахер. 1902.

15. КАМЕНСКИЙ Иван (Варшава). Сапожный мастер. 1896. (ЦВЕТНОЕ ФОТО счёта).
16. КИТАЕВ Павел (Петербург). Дамский портной. 1903. "Весь Петербург, 1912": Китаев Павел Иванович, потомственный почётный гражданин. Фонтанка, 40, Невский, 68 (Фонтанка, 40). Дамский портной.
17. КЁХЛИ Фридрих (Петербург). Ювелир. 1898. (Также с 1898 г. - поставщие великого князя Павла Александровича; с 1899 г. - поставщик великой княгини Марии Александровны, герцогини Саксен-Кобург-Готской)).
КЁХЛИ Фридрих (Петербург). Ювелир (звание сохранено). 1906. (ЦВЕТНОЕ ФОТО счёта). Торговый дом "КЁХЛИ Фридрих Иоганнович и Фридрих Фридрихович" (1903). Иоганн Кёхли прибыл из Швейцарии, известен как ювелир в 1849 г. Его отец (1837-1907), швейцарский гражданин, платил гильдейские пошлины с 1882 г. по 2 гильдии, в 1883 г. состоял старшиной СПб Иностранной Ремесленной управы в 1900 г. - член жюри конкурса на Всемирной выставке в Париже (второй член жюри от России, наряду с Карлом Фаберже). Сын Теодор-Фридрих (1870-1909), талантливый скульптор, закончил Императорскую Академию художеств, в 1890 г. получил вторую серебряную медаль. Много поставляли Высочайшему Двору и Кабинету его величества. Адрес в 1874 г. : Гороховая ул.. 7-10, в 1905 г. : Гороховая ул.. 17.
18. КОСТИНСКИЙ (Петербург). Галантерея. 1902. Также поставщик Императрицы Александры Фёдоровны с 1902 г..
"Весь Петербург, 1912": Костинский Василий Иванович, купец 2 гильдии. Б.Конюшенная, 13. Торговля шёлковой, шерстяной и бумажной пряжей.
- Костинская Евдокия Матвеевна, жена купца, Б.Конюшенная, 13. (Фото счёта).
19. ЛЕГОНЬКОВ Василий (Петербург). Переплётчик. 1900.
20. ЛЕЛЯНОВ Павел (Петербург). Меховые вещи. 1903. (городской горова Петербурга. Также с 1904 г. - Поставщик Императрицы Александры Фёдоровны, "меховой магазин") "Весь Петербург, 1912": Лелянов Павел Иванович (1840 - ?), Действительный статский советник, куп. 1 гильдии. Кирпичный пер., 6. Член правлений банков, комиссий и учреждений, состоял председателем Петербургской купеческой управы и петербургским городским головой. Совладелец вместе со своими сёстрами Прево Марией Ивановной и Абраменковой Татьяной Ивановной - дома по адресу: Невский пр., 3. Управляющий домом: Лелянов Александр Павлович (сын владельца). Семейная фирма основана в 1852 г.
- Лелянов Иван Павлович, потомственный дворянин. Морская, 11. Торговля мехом. (ФОТО счёта).
21. ЛЮСБЕРГ и ГАНСЕН (Копенгаген). Мебель. 1912.

22. МАЛКОВ (Петербург). Обувь. 1907. Малков Анфим Лукич (1847 - ?), купец 2 гильдии с 1887 г. В деле с 1877 г. Проживал на Невском, 20 (позже - в д.27) с женой Александрой Ивановной и сыновьями Николаем (1881-?) и Иваном (1883-?). Магазин в доме жительства и в Гостином дворе (? 38). 1912 год: Екатерининский канал. 18. Торговля обувью. Там же проживает его сын Иван Анфимович, купец.
- Малков Николай Анфимович, дворянин. Петергофский просп, 45. Государственный банк. (ФОТО счёта).
23. МИХАЙЛОВ Александр (Петербург). Дамский портной. 1907. (Также с 1899 г. - поставщик великой княгини Марии Александровны, герцогини Саксен-Кобург-Готской). "Весь Петербург, 1912": Михайлов Александр Алексеевич, купец 2 гильдии. Караванная, 22. Магазин дамских верхних вещей и мехового товара. (ФОТО счёта).
24. МОРЕН-БЛОСЬЕ (Петербург). Портниха. 1902..

25. ПЕТЕРСЕН А. (Петербург). Альбомы. 1899. "Весь Петербург. 1912": Петерсен Александр Данилович. Демидов пер. (-1. Альбомная фабрика (по этому адресу размещались мастерские Фаберже - В.С.).(ФОТО счёта).
26. ПОНОМАРЁВ И. (Петербург). Фотограф. 1905. "Весь Петербург, 1912": Пономарёв Иван Матвеевич, потомственный почётный гражданин. Казанская, 12 (Ателье и квартира).
(ФОТО счёта).
27. СИРОТКИН Иван. Кустарь-промышленник. 1899. "Весь Петербург, 1912": Сироткин Иван Александрович, Гороховая, 54. Скорняжный мастер.

28. ШКОЛОВ, фермер (Рязанская губерния). Молочные продукты. 1912.)с 1911 г. Поставщик Императрицы Александры Фёдоровны).

29. ЯСВОИН Вольф (Петербург). Фотограф. 1895. (Также с 1895 г. - поставщик великого князя Дмитрия Константиновича). "Весь Петербург, 1912": Ясвоин Вольф Ильич, потомственный почётный гражданин. Морская, 17. Фотография.
- Ясвоин Абрам Вольфович, присяжный поверенный и присяжный стряпчий. Захарьевская, 3.
- Ясвоин Григорий Вольфович, врач. Захарьевская, 3.
- Ясвоин Илья Вольфович, помощник присяжного поверенного. Захарьевская, 3.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Список поставщиков Ея Величества государыни Императрицы Александры Фёдоровны.

1. РАДФЕРН (Лондон). Портной. 1895.
2. БОНД (Лондон). Парикмахер. 1895.
3. ДЕНЬЕ (в Виндзоре). Матерчатые изделия. 1895.
4. ЗАНТЕН (фирма во Франкфурте-на-Майне). Художественные вещи. 1896.
5. ГЕРБЕРТ (фирма в Етоне)::1897.
6. ШТАДЕ (Дармштадт). Туалетные принадлежности. 1897. 1903 (сохранено).
7. КОЙ (Дармштадт). Обувь. 1898.
8. КРЫЛОВ (Петербург). Платье. 1900.
9. ПОПОВА М. (Петербург). Шляпы и цветы. 1900.
10. ГИС (Английская фирма). Шляпы. 1901.
11. БЕРНЕТС (Английская фирма). Шляпы. 1901.
12. БУМПУС Ион (Лондон). Книги. 1901.
13. ДЕЛЬКРОА Г. (Петербург). Парикмахер. 1901.
14. КОСТИНСКИЙ (Петербург). Матерчатые изделия. 1902.
15. КИТАЕВ (Петербург). Дамский портной (звание сохранено). 1903.
16. БРИЗАК (Петербург). Дамское платье. 1904. БРИЗАК Альбер. Дамское платье (звание сохранено). 1908. БРИЗАК Рене, как преемник французского гражданина Альбера Бризака. 1914.
17. НИВС Джозия Перси. (Англия). Мука "Нивса". 1904.
18. ЛЕЛЯНОВ (Петербург). Меховой магазин. 1904.
19. ЛАМАНОВА (Москва). Дамские платья. 1904.
20. ГИССЕР А., рижская купчиха, торгующая под фирмой "И.ТРУФАНОВА". Бельё и кружева, 1904.
21. НИССЕН Николай (Петербург). Дорожные вещи. 1908.
22. АНДЕРСОН Густав (Петербург). Рамки и багеты. 1908.
23. ПИНАССО П., французский гражданин (Петербург). Парикмахер. 1909.
24. ДАНЦИНГЕР Л., петербургская и рижская купчиха, торгующая под фирмою "А. ДАНЦИНГЕР". Чистка и окраска материй. 1910.
25. ШКОЛОВ, фермер (Рязанская губерния). Молочные продукты. 1911.
26. "ОЛОВЯНИШНИКОВА П.И. Сыновья". Торгово-промышленное товарищество (Москва). Церковная утварь, иконы, облачения. 1911.
27. ВИГАНД (Дармштадт). 1911.
28. БУШ, дворянин (Петербург). Картины. 1912.
29. АПФЕЛЬБАУМ Евгений, владелец магазина и мастерской. (Петербург). Художественная выставки. 1912.
30. ФОГТ Ф. Торговый дом "Ф.О.ФОГТ". Мануфактурные товары. 1913.
31. СУМИН Авенир (Петербург). Золотые и серебряные изделия. 1913.
32. ВИНТЕРГАЛЬТЕР, владелец Торгового дома "МОЗЕР и Ко" (Петербург). Часы. 1913.
33. ДАЛЛЬБЕРГ Генрих, купец (Петербург). Чулочные изделия. 1913.
34. МЯГКОВ Антон (Петербург). Типолитография. 1915.

Vetus cat 02.01.2018 - 21:28

litregol
Поставщики Ея Величества Г. И. Марии Фёдоровны.

А причём тут Мария Фёдоровна? Во-первых, она была жена Александра III. А кЫнжал, судя по всему, Николая II. Но даже если..., то, во-вторых, "поставщики двора его императорского величества" определялись по императору, а не его жене.

Arabat 02.01.2018 - 21:38

А почему обязательно "его императорского величества"? Там, вроде бы, про величество ничего не сказано. Мало ли о каком дворе речь идет.

litregol 02.01.2018 - 21:41

Vetus cat
А причём тут Мария Фёдоровна? . Во-первых, она была жена Александра III. А кЫнжал, судя по всему, Николая II.

да неужели...ВЫ МНЕ ОТКРЫЛИ ГЛАЗА и еще причем Николай II .

Просто нашел такой список и поделился с обществом, может кому пригодится

Что до "кЫнжала", то я его еще не показывал т.к. фоток у меня пока еще нет.

Даже если на чем то и стоит клеймо поставщика двора, это совершенно не означает, что именно ЭТОТ предмет имеет какое то отношение к царствующему дому. Это просто означает, что данный производитель чего то получил РАЗРЕШЕНИЕ на поставки царской семье, а будут у него что то брать или нет - дело ДЕСЯТОЕ.

Поставщик Двора Его ИМПЕРАТОРСКОГО Величества - почётное звание ряда торговых марок в Российской империи

Всего в Списке, составленном к началу 1915 г., было учтено 1340 фирм и персон. Безусловно, этот список не был полным, да и при его составлении чиновники Канцелярии Министерства Двора допустили немало ошибок. Одна из типичных ошибок - это двойное упоминание одной и той же фирмы или персоны. Например, французская автомобильная фирма "Делоне-Бельвиль" упомянута дважды.

Подсчеты, сделанные по материалам Списка, показывают, что среди поставщиков Императорского двора преобладали российские предприниматели (около 80 %). Бо́льшая часть из них приходилась на Петербург, Москву, несколько меньше на Варшаву, Ригу, Ялту (в связи с летним пребыванием императорского семейства в Крыму). Однако в списках поставщиков можно найти сапожного мастера Василия Егорова из Кронштадта, производителя белья В. Коншина из Костромы, изготовителя седел Федота Калаушина из станицы Баталпашинской, поставщика муки С.Д. Русанова из Ельца, производителей полотна Сыромятникова и Дьяконова из Нерехты, поставщика металлических изделий Абрама Каца из Поневежского уезда Ковенской губернии и т. д

Ключевые слова

ИНСТИТУТЫ / ПОСТАВЩИК ДВОРА ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА / ТОВАРИЩЕСТВО "А. И. АБРИКОСОВА СЫНОВЕЙ" / КОНФЛИКТЫ ИНТЕРЕСОВ / КОНДИТЕРСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ДИВИДЕНДЫ / INSTITUTIONS / HIS EMPEROR"S MAJESTY COURT SUPPLIER / PARTNERSHIP OF A. I. ABRIKOSOV AND SONS / CONFLICTS OF INTEREST / CONFECTIONARY INDUSTRY / DIVIDENDS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы - Бессолицын Александр Алексеевич

Целью данной статьи является попытка рассмотреть процесс формирования института Поставщиков Императорских Дворов, который начал реально развиваться в России во второй половине XIX начале ХХ вв. С помощью этого института , государство, используя методы непрямого воздействия на рыночные сферы хозяйствования, сумело не только сформировать механизм обеспечения качественными товарами и услугами представителей высшей знати, но и способствовало в целом развитию различных форм частного предпринимательства. В качестве примера успешной деятельности предприятия, получившего звание Поставщика Двора Его Императорского Величества рассмотрена деятельность Акционерно-паевого предприятия «Товарищество А. И. Абрикосова Сыновей», которое получив это звание в самом конце XIX в. сумело вплоть до 1917 г. значительно упрочить свое положение на рынке. Даже в годы Первой мировой войны фирма А. И. Абрикосова, несмотря на то, что покупательная способность населения в условиях войны объективно снизилась, работала с прибылью и сумела не только сохранить, но даже увеличить капитализацию предприятия, при этом выплачивая акционерам значительные дивиденды . В условиях высочайшей конкуренции это звание зарабатывалось, прежде всего, высочайшим качеством поставляемых продуктов, товаров и услуг, безупречной деловой репутацией и стало фирменным знаком элиты торгово-промышленного мира дореволюционной России. Звание Поставщик Двора Его Императорского Величества являлось также своеобразным знаком качества для массовых потребителей, что, в свою очередь, усиливало конкуренцию и стимулировало производство данных товаров и услуг.

Похожие темы научных работ по истории и археологии, автор научной работы - Бессолицын Александр Алексеевич

  • Частный бизнес и революция (к вопросу об экономических причинах Февраля 1917 года в России)

    2018 / Александр Алексеевич Бессолицын
  • С. М. Волконский и проект реформы системы почетных званий артистов Императорских театров

    2017 / Гордеев Петр Николаевич
  • Пажеский корпус как элитообразующая структура Российской империи в период правления императоров Александра III Николая ii

    2012 / Чувардин Герман Сергеевич
  • История бренда или история о бренде

    2014 / Малышкина Елена Анатольевна
  • Акакий Стафеевич Воронцов. Заонежский крестьянин. Петербургский кондитер. Меценат

    2019 / Афонина Людмила Борисовна
  • Иконостас русского храма-памятника влейпциге: история создания иисторико-культурное значение

    2017 / Белик Жанна Григорьевна
  • Взыскательный потребитель как фактор конкурентоспособности российских компаний

    2005 / Колодняя Г. В.
  • Иностранный финансовый капитал в акционерных и паевых компаниях России в начале XX столетия

    2004 / Караваева И.В., Мальцев В.А.
  • Устав Московской дворцовой конторы (1831 1886)

    2010 / Потапина М. В.
  • История жизнедеятельности династии Бодалёвых - крупных предпринимателей Камско-Вятского региона в пищевой отрасли промышленности

    2015 / Лигенко Нэлли Павловна

Emerging and Development of the Institution of His Emperor’s Majesty Court Suppliers

The purpose of this article is the attempt to consider the process of formation of the institution of Emperor’s Courts suppliers that began to develop in Russia during the second half of 19th beginning of 20th centuries. With the help of this institution the state, using the methods of indirect influence on the market spheres of economy, not only managed to form a mechanism of providing high-quality products and services to the representatives of the supreme nobility, but also contributed to the development of various forms of private entrepreneurship as a whole. The activity of Joint-stock company “Partnership of A. I. Abrikosov and Sons ” that received the above mentioned status at the end of 19th century and managed to significantly strengthen its position on the market up to 1917, is used as an example of successful activity of the company that received the status of His Emperor’s Majesty Court supplier. Even during the First World War when the purchasing ability of the population objectively declined the firm of A. I. Abrikosov was making profit and managed not only to save, but also to increase the capitalization of the company and pay significant dividends to its shareholders. In the conditions of the highest competition, this status was earned mostly due to the highest quality of the provided products, goods and services, excellent business reputation and became a brand of the elite of trade and industrial world of pre-revolutionary Russia. The status of His Emperor’s Majesty Court supplier served also as a certain quality mark for mass consumers, which, in its turn, strengthened the competition and stimulated the production of the respective products and services.

Шрифт: Меньше Аа Больше Аа

© Зимин И. В., 2016

© ООО «Рт-СПб», 2016

© «Центрполиграф», 2016

Введение

Для любого политика фактор здоровья является важнейшей частью его политической биографии. Совершенно очевидно, что только здоровый, эмоционально устойчивый человек может выдерживать напряженный график лидера страны, по определению связанный с бесконечными стрессовыми ситуациями.

В России с ее традициями персонифицированной власти эта медицинская составляющая всегда была особенно значима вне зависимости от того, как именовались первые лица страны: цари, императоры, генеральные секретари или президенты, поскольку здоровье главы государства не является его личным делом, а становится важнейшим фактором государственной стабильности. Примером тому политические реалии времен «поздних» Л. И. Брежнева, Ю. В. Андропова, К. У. Черненко и Б. Н. Ельцина, когда личные медицинские проблемы лидеров переросли в проблемы политического характера.

Проблема взаимоотношения медицины и власти в ее политико-психологическом аспекте не носит узко национального характера, а является проблемой интернациональной. Ее суть определяется сложившимися или складывающимися традициями передачи власти, моделью самой политической системы, существующей в обществе в тот или иной отрезок исторического бытия. При этом врачи неизбежно и объективно входят в «ближний круг» общения с власть имущими, так как по роду своей деятельности они посвящены в самые интимные тайны, связанные со здоровьем своего «хозяина».

Очевидно, что для политика состояние здоровья является важной составляющей как его политического облика, так и характера его деятельности. Об этом неоднократно писали медики, связанные с сильными мира сего. Например, Е. И. Чазов, который почти два десятка лет возглавлял «Кремлевку» – 4-е Управление Министерства здравоохранения СССР, писал, что это «очень важный участок: здесь хранятся самые сокровенные тайны руководства страны и его окружения – состояние их здоровья, прогноз на будущее, которые при определенных условиях могут стать оружием в борьбе за власть». Подчеркну, что эта цитата вполне применима как к эпохе деятельности Аптекарского приказа XVI–XVII вв. или Придворной медицинской части XIX–XX вв., так и ко дню сегодняшнему.


Проф. Б. Г. Лукичев и проф. И. В. Зимин на совместном заседании СНО кафедр пропедевтики внутренних болезней и истории Отечества ПСПбГМУ им. акад. И. П. Павлова


Профессиональная этика медиков обусловливает их крайнюю немногословность в общении с окружающими именно по профессиональным вопросам, кроме того, в этих структурах всегда действовали особые инструкции, жестко регламентировавшие поведение врачей, круг их знакомств. Собственно, этим во многом объясняется скудость массива медицинских данных, которые позволили бы уверенно судить о том или ином заболевании первого лица.

Следует иметь в виду, что и для западных политиков проблемы, связанные со здоровьем, являются, безусловно, политически значимым фактором, влияющим на их политическую деятельность. При этом существующие демократические традиции и прецеденты позволяют объективно информировать общественное мнение о состоянии здоровья политических лидеров этих стран. Академик Е. И. Чазов пишет: «Демагогией пронизаны заявления, что обсуждать их (проблемы здоровья. – И. З .) в ходе предвыборной борьбы или при назначении в исполнительные органы несовместимо с моралью и принципами свободы личности».

Наряду с этими, достаточно общими рассуждениями, следует сказать несколько слов, предваряющих содержание книги. Во-первых, сведения о заболеваниях монархов очень часто носят фрагментарный характер, поэтому определение характера заболевания даже совместными усилиями врачей и историков носит вероятностный характер. Во-вторых, разделение в главах книги врачей на нефрологов, кардиологов, педиатров и проч. носит условный характер, поскольку узкие медицинские специализации формировались в России в разное время, при этом бо́льшая часть из них – во второй половине XIX в. Поэтому об одних и тех же врачах речь идет в разных главах. В-третьих, автор-историк счел необходимым обратиться за консультациями к медицинским генералам Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И. П. Павлова. Их бесценные советы и консультации позволили уточнить многие позиции, связанные с различными заболеваниями первых лиц Российской империи, поэтому их имена как научных консультантов обозначены в начале каждой главы. В-четвертых, при подготовке книги автор опирался на историографические наработки коллег, историков и врачей, занимавшихся этой проблематикой. В-пятых, многочисленные детали, интересные далеко не всем, помещены в сноски, поскольку они перегружали текст. В-шестых, представленный текст только отчасти носит историко-медицинский характер, поэтому очень многие вопросы, безусловно, важные для истории медицины, опущены или прослежены пунктиром. В-седьмых, книга построена в виде ответов на вопросы, которые часто задавали автору студенты, коллеги-историки, врачи, телевизионщики и читатели моих книг, посвященных повседневности Российского Императорского двора. Эти вопросы очень разные (есть и «неудобные), но я счел для себя возможным постараться ответить на них.

Еще раз хочу выразить благодарность коллегам по работе в 1-м ЛМИ (ПСПбГМУ им. акад. И. П. Павлова), которые не раз помогали не только в работе над текстом этой книги, но и в пиковых жизненных ситуациях.

Глава I
Кто выполнял обязанности семейных врачей российских монархов

В дворянской среде имелась прочная традиция, предполагавшая наличие при семье врача, десятилетиями лечившего домочадцев от всех болезней. Такой врач, знавший многие семейные тайны, со временем становился почти членом семьи.

Работали ли семейные врачи в императорских резиденциях

Это была давняя и по-человечески понятная традиция, которая в России сохранялась очень долго не только в аристократической среде, но и среди состоятельных мещан. Эти врачи лечили всю семью монарха от различных возрастных и сезонных болячек, прекрасно зная анамнез каждого из своих «штучных» пациентов. Когда по тем или иным причинам у членов императорской семьи появлялись серьезные или «специализированные» болезни, семейный врач приглашал в резиденцию узких специалистов. Обычно семейные врачи жили в тех же резиденциях, в которых «квартировали» их подопечные. В силу своей должностной привязанности к семье первого лица они, как правило, не занимали больших медицинских должностей, но при этом в материальном и бытовом плане были устроены хорошо. Семейный врач, как правило, занимал свою должность десятилетиями, следя за состоянием здоровья подчас нескольких поколений членов императорской семьи.

Кто из придворных врачей лечил в императорских резиденциях многочисленное окружение монарха

Состояние здоровья слуг, фрейлин и других многочисленных придворных контролировали гофмедики. Сфера ведения гофмедиков определялась инструкцией «О врачебном присмотре при Высочайшем дворе», составленной в 1818 г.

Семейный врач императора Александра I Я. В. Виллие в докладной записке (1818 г.) писал, что для «приведения в порядок врачебного присмотра, как на дежурстве при Высочайшем дворе, так и при посещении пользовании больных Придворных чинов на их квартирах», необходимо соблюдать некие правила: при ежедневном дежурстве врачей при Высочайшем дворе «смена дежурного при дворе врача должна быть ежедневная в первом часу пополудни»; при дежурном враче должны находиться «два лекарских ученика, которые так же должны иметь при себе как кровопускательный, так и фельдшерский хирургический карманный набор и бандаж»; если у дежурного врача возникнет необходимость пригласить акушера, дантиста, окулиста, костоправа или мозольного лекаря, то «дежурный имеет право пригласить их, каковому приглашению должны они беспрекословно следовать» и проч. Александр I лично утвердил эту инструкцию.

Если Императорский двор переезжал в пригородные резиденции, дежурство гофмедиков переносилось в эти резиденции. Этот порядок был установлен в 1847 г. Тогда министр Императорского двора, предписывая организовать суточные дежурства гофмедиков, писал из Петергофа руководству Придворной медицинской части: «…иметь здесь на дежурстве одного из гофмедиков, для подания помощи придворным чинам и служителям». Для этого составили посменный график дежурств гофмедиков, которых доставляли в Петергоф на придворных пароходах. В следующем, 1848 г. «по примеру прошлого года… для подания помощи в случае болезни» было установлено ежедневное посменное дежурство одного из дежурных гофмедиков. Всего таких дежурств в Петергофе за сезон 1848 г. было 48.

Как велось наблюдение за состоянием здоровья первых лиц

Наблюдение за состоянием здоровья монарха являлось главнейшей обязанностью семейного врача императорской семьи. Эта практика, сложившаяся еще в период Московского царства, оставалась неизменной вплоть до 1917 г. Кроме того, «прикрепленные» врачи имелись не только у первого лица, но и у остальных членов императорской семьи.

Например, записные книжки будущего Николая I, охватывающие период с 1822 по 1825 гг., свидетельствуют, что его домашний врач В. П. Крайтон каждое утро находился среди лиц, с которыми великий князь начинал свой рабочий день. Так же В. П. Крайтон был последним из тех, с кем виделся Николай Павлович, отходя ко сну. Записи, в которых лаконично указывалось: «Крайтон уходит, лег», повторяются почти ежедневно. Если возникала необходимость, то домашний врач постоянно находился рядом с заболевшим пациентом. Если Николай Павлович уезжал в командировку, то В. П. Крайтон сопровождал его или, по ряду причин оставшись в Аничковом дворце, регулярно информировал великого князя о состоянии здоровья домочадцев.

Такой же порядок ежедневного наблюдения действовал и в отношении наследника престола, будущего Александра II, в 1840– 1850-х гг. Дворцовые легенды свидетельствуют, что его домашний доктор И. В. Енохин каждое утро пил с наследником кофе. Когда после восшествия Александра II на престол в феврале 1855 г. И. В. Енохин не пришел к утреннему кофе, нарушив многолетнюю традицию, «Государь немедленно поинтересовался: “Где Енохин?”. Ему отвечают: “Дожидается в прихожей”. Император: “Позвать его!”. Енохин тут же явился. Император: “Зачем ты не велел о себе доложить?”. Енохин: “Не смел, Государь. Я имел счастие каждое утро пить кофе с цесаревичем, но к государю моему без приказания явиться не смею”. Это очень понравилось Александру II, и он велел Енохину сесть с собой и пить кофе. С тех пор по утрам Енохин пил кофе с императором с глазу на глаз и мог говорить с ним, о чем вздумает». Впоследствии утренние визиты Александру II наносил лейб-медик С. П. Боткин.

О том, что такой порядок мониторинга состояния здоровья первого лица являлся некой константой, свидетельствуют и воспоминания И. Соколова, ассистента лейб-медика Н. Ф. Арендта. Мемуарист пишет, что во времена Николая I они «обязаны были являться к Государю к 7–8 часам утра, когда приготовляли чай или кофе, и в это время обыкновенно завязывался не служебный, а простой разговор». Можно констатировать, что ежедневные или периодические визиты врачей были включены в еженедельный рабочий график российских императоров.

Насколько закрытой являлась информация о состоянии здоровья монарха в случае его заболевания

Подобная информация всегда была либо строго дозированной, либо полностью закрытой. Но при этом имелись и нюансы. Так, в XVIII в. подобная информация носила абсолютно закрытый характер. Даже на малейший интерес к заболеванию первого лица могла последовать самая жесткая реакция. Например, когда зимой 1748/49 гг. в Москве заболела императрица Елизавета Петровна («сильные колики»), то об этом будущей Екатерине II, шепотом сообщил ее камердинер, как она вспоминала, «убедительно прося меня никому не говорить о том, что они мне сказали. Не называя их, я предупредила великого князя, что его сильно встревожило».

Те, кто имел доступ в покои Елизаветы Петровны, делали вид, что ничего не происходит, и молодой двор также не смел спрашивать о заболевании императрицы, «следовательно, и не смели послать узнать, как здоровье императрицы, потому что, прежде всего, спросили бы, как и откуда и через кого вы знаете, что она больна, а те, которые были бы названы или даже заподозрены, наверное, были бы уволены, сосланы или даже отправлены в Тайную канцелярию, государственную инквизицию, которой все боялись пуще огня». Только когда Елизавета Петровна пошла на поправку, «графиня Шувалова первая заговорила со мной об этой болезни, я выразила ей огорчение, которое мне причиняет ее состояние, и участие, какое я в нем принимаю. Она мне сказала, что императрица с удовольствием узнает о моем образе мыслей по этому поводу». В XIX в. Интерес подданных к состоянию здоровья монарха, как правило, удовлетворялся при посредстве официальных медицинских бюллетеней.


И. П. Аргунов. Портрет императрицы Елизаветы Петровны. Конец 1750-х гг.


А. П. Антропов. Портрет статс-дамы графини М. Б. Шуваловой. Конец 1750-х гг.


Г. К. Гроот. Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны с веером в руках. 1740-е гг.

Когда появились официальные медицинские бюллетени, в которых подданных начали информировать о состоянии здоровья или причинах смерти монарха

Такие бюллетени начали появляться еще в первой половине XVIII в. Например, когда в марте 1744 г. заболела «лихорадкою от флюса» будущая Екатерина II, то в «Санкт-Петербургских ведомостях» печатались бюллетени о состоянии здоровья невесты наследника российского престола.

Вероятно, первым официальным бюллетенем о смерти монарха можно считать «Донесение» лейб-медика Я. Ф. Монсея, опубликованное в прибавлениях к «Санкт-Петербургским ведомостям» 28 декабря 1761 г., после смерти императрицы Елизаветы Петровны: «Еще с прошедшего года монархиня подвержена была болезненным припадкам в груди, опухоли в ногах, вообще оказались все признаки завалов в животе. Простуда, последовавшая 17 ноября 1761 года, имела следствием лихорадочные припадки, которые пресеклись 1 декабря. Но с 12 числа того же месяца в 11 часов вчера началась рвота с кровью, которая с великой силой возобновилась и на другое утро в пять часов. Хотя врачи сначала почитали болезнь сию неправильным волнением крови, происходящим от геммороидов, но при кровопущении весьма изумились, находя в крови воспаление. Последнее явление служит им некоторым образом извинением касательно кровопускания, учиненного ими при опухолях в ногах; и на другой день также отворяли кровь, но без всякой ощутительной пользы для страждущей. 22 декабря последовала новая и сильная противу прежнего рвота с кровью, и императрица скончалась 25-го того же месяца в три часа пополудни. Врачи, пользовавшие монархиню в последней болезни ее, были лейб-медики Мунсей, Шиллинг и Крузе».

Судя по всему, главной причиной смерти императрицы стал портальный цирроз печени, связанный, возможно, с пороком сердца и длительной сердечно-сосудистой недостаточностью («опухоли в ногах») и осложнившимися смертельными кровотечениями из варикозно-расширенных вен пищевода («рвота с кровью») (Б. А. Нахапетов).


Худ. Г. Ф. Шмидт. Лейб-медик Джеймс Монсей. 1762 г.


Бюллетень о состоянии здоровья А. С. Пушкина. 1837 г.


Бюллетень о состоянии здоровья П. А. Столыпина. 1911 г.


Бюллетень о состоянии здоровья Николая II. 1900 г.


В XIX в. медицинская информация о заболевании первых лиц также придерживалась, но уже сложилась практика издания официальных бюллетеней, подписанных лейб-медиками. Эти бюллетени вывешивались в Зимнем дворце и публиковались в газетах. При этом официальные медицинские диагнозы могли совершенно не соотноситься с реальным положением дел, как это было, например, с «диагнозом» о причинах смерти Павла I. Придворные медики при составлении официальных бюллетеней прежде всего отталкивались от того или иного политического заказа, а не от медицинских реалий.

Официальные медицинские бюллетени стали публиковаться и в случае длительных заболеваний первых лиц, как это было зимой 1824 г., когда Александр I серьезно недомогал в результате травмы ноги.

Николай I, системно создававший образ «железного императора», был категорическим противником издания официальных бюллетеней, считая эту информацию исключительной привилегией петербургского бомонда. Например, когда в октябре 1829 г. Николай Павлович заболел, военному генерал-губернатору была направлена информация «о состоянии болезни Государя Императора». При этом пояснялось, что данные сведения подлежат «объявлению публике, не припечатывая однако ж в Ведомостях». Под «публикой» император имел в виду петербургский бомонд. В последующие дни тексты бюллетеней неизменно носили оптимистичный характер («Голова свежа»; императора «можно считать выздоравливающим»), а 14 ноября сообщалось, что бюллетени «более издаваться не будут», поскольку император выздоровел.

В газетах публиковались бюллетени о ходе лечения Николая I, после того как он сломал ключицу осенью 1836 г. Печатались бюллетени во время болезни цесаревича Александра Николаевича в 1845 г. Официальные бюллетени появлялись и во время скоротечной болезни Николая I в феврале 1855 г.: бюллетени, «по образцу прошлых лет», вывешивали в Зимнем дворце с 17 февраля 1855 г., а публиковать их начали буквально за день до смерти монарха.

Решение об информировании общественности принималось первыми лицами. Например, издание медицинских бюллетеней о состоянии здоровья Николая II, тяжело заболевшего в 1900 г. тифом, было дозволено только после одобрения императрицей Александрой Федоровной.

Информировались ли подданные о медицинских обстоятельствах, приведших к смерти монарха

О кончине монарха народу сообщалось в манифестах. Но далеко не всегда в них имелись даже намеки на медицинские обстоятельства, приведшие к его смерти. Например, в манифесте о кончине Петра I (1725 г.) упоминалось только о «двенадцатидневной жестокой болезни»; в манифесте о смерти Екатерины I (1727 г.) от имени Петра II лаконично сообщалось: «Наша любезнейшая Государыня бабка, от сего временного в вечное блаженство, сего месяца 6 числа о 9-м часе пополудни отъиде». В манифесте, посвященном восшествию на трон Анны Иоанновны, говорилось, что «Великий Государь Петр Вторый, Император и Самодержец Всероссийский, болезнуя оспою, генваря от 7 дня от временного в вечное блаженство того же генваря 18 числа, в 1 часу по полуночи отъиде».

Как упоминалось выше, после смерти Елизаветы Петровны (1761 г.), подданных не только проинформировали о факте смерти императрицы, но и сообщили фрагменты из истории ее заболевания. Поэтому, в силу появившегося прецедента, в июле 1762 г., когда император Петр III Федорович был убит братьями Орловыми в Ропше, его «безутешная вдова» посчитала необходимым обозначить некие медицинские обстоятельства, приведшие к смерти супруга (7 июля 1762 г.): «В седьмой день после принятия нашего Престола Всероссийского, получили Мы известие, что бывший Император Петр Третий обыкновенным и часто случавшимся ему припадком геморроидическим впал в прежестокую колику. Чего ради… тотчас повелели отправить к нему все, что потребно было предупреждению следств из того приключения, опасных в здравии Его, и к скорому вспоможению врачеванием. Но к крайнему Нашему прискорбию и смущению сердца, вчерашнего дня получили Мы другое, что он волею всевышнего Бога скончался». Заметим, что европейские корреспонденты Екатерины II много иронизировали над этим «припадком геморроидическим».


Манифест о кончине Павла I. 1801 г.


Золотая табакерка, принадлежавшая графу Н. А. Зубову


Аналогичный манифест за подписью Александра I появился 12 марта 1801 г., сразу после гибели Павла I в Михайловском замке от рук убийц. В документе «медицинский диагноз» был оформлен следующим образом: «Судьбам Высшаго угодно было прекратить жизнь любезного Родителя Нашего Государя Императора ПАВЛА ПЕТРОВИЧА, скончавшегося скоропостижно апоплексическим ударом в ночь с 11-го на 12-е число сего месяца». Поскольку об обстоятельствах гибели императора было известно очень многим, то по Петербургу немедленно начала ходить шутка, что император умер «апоплексическим ударом табакеркой в висок».

Наиболее значимыми для исследования были книги и статьи Ю. А. Молина (Тайны гибели великих. 1997; Читая смерти письмена. 1999; Романовы: Путь на Голгофу. Взгляд судебно-медицинского эксперта. 2002; Романовы: забвение отменяется. 2005), Б. А. Нахапетова (В попечении о государевом здравии: лейб-медики российских императоров. 2003; Тайны врачей Дома Романовых. 2005) и коллективная монография под редакцией Г. Г. Онищенко «Медицина и императорская власть в России» (М., 2008).

Научный консультант главы – профессор кафедры пропедевтики внутренних болезней с клиникой ПСПбГМУ им. акад. И. П. Павлова доктор медицинских наук Б. Г. Лукичев.

Например, врач императрицы Марии Федоровны (супруги Павла I) лейб-медик И. Ф. Рюль квартировал на третьем этаже Зимнего дворца. Там же располагалась квартира врача Александра I лейб-медика Я. В. Виллие, а во Фрейлинском коридоре находилась квартира лейб-медика Николая I В. П. Крайтона.

Военный министр Александра II Д. А. Милютин вспоминал, что «слухи о болезни встревожили весь город, но бюллетени о ходе болезни не печатались, так как Государь не любил подобного опубликования, а доставлялись только особам Царского семейства и выкладывались в приемной Зимнего дворца для лиц, приезжавших осведомиться о состоянии больного. Начали печатать эти бюллетени только с 17-го числа».

Наряду с традиционной версией убийства, есть еще несколько причудливых версий о причинах смерти Петра III. В том числе, одна из них – скоротечное заболевание, свидетельством чему сохранившиеся записки Алексея Орлова к Екатерине II: «Матушка Милостивая Государыня, здраствовать вам мы все желаем нещетные годы. Мы теперь по отпуске сего письма и со всею командою благополучны, только урод наш очень занемог и охватила его нечаенная колика, и я опасен, штоб он сегоднишную ночь не умер, а больше опасаюсь, штоб не ожил. Первая опасность для того, что он всио здор говорит и нам ето несколько весело, а другая опасность, што он действительно для нас всех опасен для того, што он иногда так отзывается, хотя в прежнем состоянии быть» (2 июля 1762 г.). О насильственном характере смерти Петра III свидетельствует другая записка Алексея Орлова: «Матушка милосердная Государыня! Как мне изъяснить описать, што случилось; не поверишь верному своему рабу, но как пред Богом скажу истину. Матушка, готов иттить на смерть; но сам не знаю, как эта беда случилась. Погибли мы, когда ты не помилуешь. Матушка, его нет на свете, но никто сего не думал, и как нам задумать поднять руки на Государя. Но, Государыня, свершилась беда: мы были пьяны, и он тоже, он заспорил за столом с князь Федором; не успели мы рознять, а его уже не стало. Сами не помним, што делали; но все до единого виноваты, достойны казни. Помилуй меня хоть для брата. Повинную тебе принес, и разыскивать нечего. Прости меня или прикажи скорее окончить, свет не мил, прогневили тебя и погубили души навек» (см.: Песков А. М. Павел I. М., 2005). Оставляя в стороне дискуссию о подлинности последней записки, замечу, что свергнутые императоры долго не живут.

Сама Екатерина II писала о «медицинских обстоятельствах» гибели супруга: «Страх вызвал у него понос, который продолжался три дня и прошел на четвертый; он чрезмерно напился в этот день, так как имел все, что хотел, кроме свободы. (Попросил он у меня, впрочем, только свою любовницу, собаку, негра и скрипку; но, боясь произвести скандал и усилить брожение среди людей, которые его караулили, я ему послала только три последние вещи.) Его схватил приступ геморроидальных колик вместе с приливами крови к мозгу; он был два дня в этом состоянии, за которым последовала страшная слабость, и, несмотря на усиленную помощь докторов, он испустил дух, потребовав [перед тем] лютеранского священника. Я опасалась, не отравили ли его офицеры. Я велела его вскрыть; но вполне удостоверено, что не нашли ни малейшего следа [отравы]; он имел совершенно здоровый желудок, но умер он от воспаления в кишках и апоплексического удара. Его сердце было необычайно мало и совсем сморщено» (см.: Императрица Екатерина II. «О величии России». М., 2003).

Сегодня табакерка, принадлежавшая графу Н. А. Зубову, которой по легенде и был нанесен удар в голову Павла I, экспонируется в Государственном Эрмитаже в Соборе Спаса Нерукотворного образа. Но это только устоявшаяся легенда.

Купить и скачать за 379 (€ 5,14 )

В Центральном Доме Художника на Крымском валу с 28 марта по 05 апреля 2015 года проходит XXXVIII Антикварный салон в рамках которого, создана небольшая экспозиция с изделиями поставщиков Двора Его Императорского Величества.
В 1856 году Александр II вводит почётное звание «Поставщика Высочайшего Двора и Великокняжеских Дворов», утверждает регламент и вид знака. С 1862 года разрешается употребление государственного герба на вывесках и изделиях фабрикантам, художникам и ремесленникам, которые поставляли приготовленные ими предметы к Высочайшему Двору или исполняли заказы для Двора в продолжение 8-10-ти лет. Для получения такого звания, которое само по себе означало серьёзную рекламу, требовалось соблюдение ряда условий: добросовестно поставлять двору «по сравнительно малым ценам» товары или работы собственного производства в течение 8 — 10 лет, участвовать в промышленных выставках, не иметь рекламаций от потребителей и т. д. Звание Поставщика Двора присваивалось не предприятию, а владельцу лично, в случае смены владельца новому владельцу либо наследнику требовалось получать звание заново.

Скульптура «Медный всадник». Россия, С-Петербурга. Мастерская Дипнера. 1840-1850 гг.


Впервые технику под названием «русская мозаика» русские мастера Петергофской шлифовальной фабрики с успехом применили при декорировании интерьеров "Агатовых комнат" в Царском Селе, созданных по проекту Ч. Камерона (1780-ые годы). Большие вазы, которые изготавливали по рисункам архитекторов русского классицизма (ныне экспонируются в петербургском Эрмитаже), также облицованы в технике "русской мозаики" пластинками малахита и лазурита. Сложнейшую работу на криволинейных поверхностях мастера довели до совершенства, благодаря чему облицовка воспринимается как монолитный объем.

Фрагмент. Скульптура «Медный всадник». Россия, С-Петербурга. Мастерская Дипнера. 1840-1850 гг.
Бронза, литье, патинирование, малахит «Русская мозаика». Частная коллекция.


Технология представляла собой следующий процесс: форму, выполненную предварительно из камня, меди или другого материала, покрывали горячей мастикой из канифоли и воска, на которую наклеивали малахитовые пластинки толщиной в несколько миллиметров, с почти незаметными, тщательно подогнанными швами, что давало впечатление цельного камня. Если между пластинками образовывались щели - швы, их затирали мастикой, смешанной с малахитовым порошком. Затем предмет шлифовали и полировали.

Одна из парных ваз с морской тематикой. Россия, С-Петербург. ИФЗ. Н-I, 1837 г. Исполнитель Столетов.
Фарфор, надглазурная роспись, золочение. Частная коллекция.

Фрагмент. Вазы парные с морской тематикой. Россия, С-Петербург. ИФЗ. Н-I, 1837 г.


Императорский фарфоровый завод — одно из старейших в Европе, первое и одно из крупнейших в России предприятий по производству художественных фарфоровых изделий. Расположен в Санкт-Петербурге, основан в 1744 году. Подробнее об этом замечательном предприятии и его изделиях мы писали, когда освещали выставку в Царицыно (Подробнее читать ).

Вазы парные с морской тематикой. Россия, С-Петербург. ИФЗ. Н-I, 1837 г.
Исполнитель Столетов. Фарфор, надглазурная роспись, золочение. Частная коллекция.


Чайный сервиз. Россия, Москва. Фирма К. Фаберже. 1896 г. Серебро, кость, эмаль, золочение.
Высота сахарницы -9,5 см.
Коллекция салона «На Кутузовском, 24».


В 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве изделия фирмы Карла Фаберже привлекли внимание императора Александра III. Петер Карл получил покровительство царской семьи и звание «ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа». В 1900 году в Париже Фаберже получил звание «мастера Парижской гильдии ювелиров», а также его наградили орденом Почётного легиона.

Чайно-кофейный сервиз. Россия, Москва. Фирма И. Хлебникова. 1891 г.
Серебро, гравировка, золочение. Коллекция салона «На Кутузовском, 24».


Владелец фирмы Хлебников Иван Петрович до 1867 г. работал в Петербурге, в 1870-1871 гг. основал фирму в Москве. В художественной культуре второй половины ХIХ - начала ХХ.века фирма сыграла выдающуюся роль и внесла огромный вклад в ювелирное искусство. Её мастера неоднократно удостаивались чести выполнять заказы для императорской семьи благодаря сочетанию высокого профессионализма, оригинальности замыслов и знанию национальных традиций - фирма удостоена звания "Поставщик Двора Его Императорского Величества". 24 июня 1917 г. фабрика закрылась. В 1918 г. основное предприятие было преобразовано в Московский платиновый завод.

Туника от-кутюр. Россия, Москва. 1906-1910 г. Дом моды Н.П. Ламановой. Тюль, пайетки, бисер, стеклярус.
Атласная вставка расшита жемчугом, стразами, шелком и металлической нитью. Частная коллекция Татьяны Абрамовой.


Надежда Петровна Ламанова (14 декабря 1861, Шутилово, Российская Империя — 14 октября 1941, Москва, РСФСР) — российский и советский модельер, художник театрального костюма. В 1900 году она была удостоена чести быть поставщицей двора Ея Императорского Величества. Также Н. Ламанова являлась главным модельером Художественного театра.


Спектакли МХТ шли только в её костюмах. Платье Раневской из «Вишневого сада», в котором имела успех Ольга Книппер‑Чехова, сделала она. Дягилевские сезоны с работами Ламановой имели оглушительный успех в Париже. Спектакли Театра Вахтангова «Турандот», «Зойкина квартира» выходят в её костюмах. Мы видим её костюмы во многих советских фильмах: «Аэлита», «Поколение победителей», «Цирк», «Александр Невский».

Фрагмент. Туника от-кутюр. Россия, Москва. 1906-1910 г. Дом моды Н.П. Ламановой.

Лансере Е.А. Верховой араб в богатом национальном костюме (Арабский шейх).
Модель 1878 г. Россия, Санкт-Петербург.
Отливка фабрики художественной бронзы Ф.Ю. Шопена. 1878-1888 г. Бронза, литье, чеканка, монтировка 48,5х50х23 см. На поземе в литье в воспроизведение подписи скульптора: «Е: ЛАНСЕРЕ:», клейом отливщика: «ОТЛИ. ШОПЕНЪ. И БЕРТО», круглый штамп Министерства финансов «ОТЪ: М.Ф. /1878/ НА 10: ЛЕТЪ:». Из коллекции К.В. Журомского.


Евгений Александрович Лансере (24 августа 1848, Моршанск — 4 апреля 1886, Нескучное, Харьковская область) — русский скульптор-анималист, Почетный вольный общник Академии художеств (1876). В 1883 году побывал в Алжире. В 1869 году получил от Императорской Академии Художеств звание классного художника 2-й степени. В 1872 году за свои работы получает от Академии художеств звание классного художника 1-й степени. С 1879 года являлся членом Московского общества любителей художеств.

Лансере Е.А. Фрагмент. Верховой араб в богатом национальном костюме (Арабский шейх). Модель 1878 г.


1777 год считается датой основания Потемкинского, а затем (после смерти его хозяина перешел в ведение казны) - с 1792 г. Императорского Стеклянного завода. Завод сам стал художественной достопримечательностью Петербурга, его включали в первые путеводители по столице и рекомендовали ознакомиться всем гостям.

Стакан кавалерский. ИСЗ. 1840-1850 гг. Бесцветный хрусталь, полировка.
Частная коллекция. Михаил и Екатерина Гаджикасимовы.


С этим предприятием связана слава русского стеклоделия. В XVIII веке отечественные мастера достигли настоящего совершенства в изготовлении эффектных изделий, украшенных пышным гравированным или резным декором. Императорский завод практически не пускал свои работы в продажу - он обеспечивал предметами роскоши императорский двор и высшую аристократию. Имея прекрасные возможности проводить дорогостоящие исследования, мастера завода выпускали стекло прекрасного качества, способное успешно конкурировать с самыми знаменитыми предприятиями Европы. Подробнее прочитать про продукцию стеклянных заводов России можно .
Вот такие шедевры представлены в экспозиции на XXXVIII Антикварном салоне в ЦДХ. Здесь можно увидеть предметы высочайшего мастерства, признанные современниками. Ведь знак поставщика Двора Его Императорского Величества являлся гарантией качества и получить его желали многие промышленники.

Антикварный салон продлится с 28 марта по 05 апреля 2015 года.

Адрес: Крымский Вал 10, Центральный Дом Художника. Проезд до ст. метро Парк Культуры, Октябрьская.
Время работы: вторник—воскресенье с 11:00 до 20:00. Кассы с 11:00 до 19:00.
Выходной день понедельник.
Цена билета: взрослый — 500 руб. Подробнее .



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: