Форма раковины беззубки и перловицы. Беззубка — моллюск с хрупкой раковиной

«Двустворчатые моллюски»

ВВЕДЕНИЕ


130 тыс. видов разнообразных моллюсков населяют в основном море и пресные воды, хотя и на суше их имеется немало. Произошли они, скорее всего, от общих предков с кольчатыми червями, и примитивные их представители еще имеют черты сходства с ними. Моллюски двусторонне-симметричны, но тело их не сегментировано, в отличие от кольчатых червей и членистоногих. Тело моллюсков делится на три отдела: голову, туловище и ногу.
Класс Двустворчатые.

Беззубка и другие двустворчатые моллюски.

В связи с тем, что особенности образа жизни и строения беззубки следует рассматривать в сравнении с большим прудовиком, проверка знаний не проводится.

Учитель рассказывает об образе жизни типичного представителя двустворчатых - беззубки. Для выявления характера черт строения ее раковины нужно организовать лабораторную работу, которую учащиеся выполняют по инструкции.

Лабораторная работа. Строение раковины беззубки

Цель: выяснить особенности строения раковины беззубки в связи с ее защитной ролью. Ход работы

Рассмотрите раковину беззубки, определите ее форму, окраску, передний и задний концы.

Рассмотрите роговой слой раковины, найдите слои ее годового прироста, подсчитайте их число и определите возраст беззубки.

Рассмотрите внутреннюю поверхность раковины, найдите следа! прикрепления мышц.

Зарисуйте внешний вид раковины беззубки, подпишите ее основные части.

Ответьте на вопрос; какое значение имеет раковина в жизни беззубки?

Учитель проверяет качество выполнения работы, полученные учащимися знания использует в беседе, еще раз обращая внимание учащихся на раковину, на ее наружный слой, состоящий из органического вещества, и на его защитное значение. Далее учитель рассказывает о внутреннем известковом слое, который придает раковине прочность. Сообщая о перламутровом слое, подчеркивает его неодинаковое развитие у двустворчатых. Например, у морских жемчужниц этот слой развит хорошо, поэтому они имеют промысловое значение. Учитель рассказывает об особенностях роста раковины и отмечает роль мантии в этом процессе. Он предлагает учащимся ответить на вопрос: чем отличается раковина беззубки от раковины большого прудовика?

При изучении систем внутренних органов и основных процессов жизнедеятельности предварительно следует предложить школьникам вспомнить особенности внутреннего строения большого прудовика, а уже затем обратить внимание на строение систем внутренних органов беззубки.

Учитель предлагает учащимся ответить на вопрос: как дышит большой прудовик? Получив ответ, он рассказывает - о дыхании беззубки растворенным в воде кислородом с помощью жабр, расположенных в мантийной полости. Учитель сообщает, что кровеносная система беззубки похожа на таковую большого прудовика, и предлагает школьникам ответить на вопросы: каковы особенности строения кровеносной системы беззубки? Какое значение имеет эта система в ее жизни?

При рассмотрении нервной системы учителю следует предложить школьникам вспомнить о ее строении и значении в жизни большого прудовика, и на основе этих знаний нужно показать особенности этой системы беззубки, использовав для этого таблицу.

Личинка беззубки


1- внешний вид под микроскопом; 2 - личинки на плавнике рыбы.

Для закрепления знаний о строении системы внутренних органов беззубки учителю следует предложить школьникам найти их на влажном препарате.

С многообразием двустворчатых, их основными видами (ми-дня, устрица и др.) можно познакомиться с помощью таблиц из книги «Жизнь животных».

Рекомендуем заслушать заранее подготовленное сообщение одного из учащихся о мидии. Затем учителю следует рассказать об устрицах, которых ради вкусного мяса разводят на устричных банках. Целесообразно также обратить внимание школьников на корабельного червя, особенно на его строение и отрицательную роль в хозяйственной деятельности человека (порча береговых сооружений).

При изучении класса двустворчатых можно использовать диафильм «Многообразие моллюсков».


Глава 2. ТИП МОЛЛЮСКОВ
130 тыс. видов разнообразных моллюсков населяют в основном море и пресные воды, хотя и на суше их имеется немало. Произошли они, скорее всего, от общих предков с кольчатыми червями, и примитивные их представители еще имеют черты сходства с ними. Моллюски двусторонне-симметричны, но тело их не сегментировано, в отличие от кольчатых червей и членистоногих. Это вторичнополостные животные, но целом их сократился до незначительных по объему полостей, в которых лежат сердце (околосердечная сумка, или перикард) и половые железы.

Тело моллюсков делится на три отдела: голову, туловище и ногу. Головной отдел у сидячих форм может редуцироваться. Нога - мускулистый вырост брюшной стенки тела, на котором моллюск ползает, у сидячих и малоподвижных форм также может исчезать. Туловище же, как правило, может разрастаться на спинную сторону, образуя как бы горб - внутренностный мешок, в котором располагаются органы моллюска, в первую очередь объемистая печень.

Тело моллюска снаружи покрыто кожной складкой - мантией. Мантия на брюшной стороне прилегает к телу неплотно, образуя мантийную полость, из которой торчит нога и в которой расположены жабры. В нее же открываются анальное отверстие, выводные отверстия почек и половых органов. У наземных форм жабры редуцируются, и такие моллюски дышат через стенки мантийной полости, превращающейся в легкое.

Мантия же выделяет защитную раковину, в основном из углекислого кальция. Снаружи раковину покрывает кожистый слой из органического вещества, за ней следует так называемый фарфоровидный слой, в которое СаСОз кристаллизуется в виде призмочек, а к мантии прилегает перламутровый слой, слагаемый таблитчатыми кристаллами СаСОз. Перлам красиво блестит и радужно переливается, за что с незапамятных времен высоко ценится человеком. Относительно редко какая-нибудь микроскопическая частица, попав между мантией и раковиной, обволакивается слоя перламутра и становится жемчужиной. Жемчуг издавна считался одним самых драгоценных камней - до тех пор, пока японский зоолог Мицукур а затем промышленник Микимото не догадались искусственно стимулировать образование жемчужин в специально разводимых для этой цели моллюсках. Такой жемчуг не уступает натуральному (он и есть натуральный), но цена на него упала, предложение превысило спрос.

У низших моллюсков раковина может состоять из 8 пластинок, защищающих спинную сторону, у других она колпачковидна, закручена в спираль или разделяется на две створки, подвижно сочлененные на с ней. Многие моллюски, особенно активно плавающие, раковину потеряли.

За редкими исключениями моллюски не имеют челюстей. Для размельчения пищи у них возникает радула (терка) - роговые крючковидные выросты стенок глотки.

Кровеносная система у них незамкнутая и состоит из сердца, слагаемого одним или двумя желудочками и предсердиями. Кровь из предсердий попадает в желудочек и сокращениями его гонится в основной сосуд - порту. Аорта разделяется на артерии, поставляющие кровь к внутренним органам. В конце концов, кровь поступает в лакуны - промежутки между тканями и органами, а из них - в приносящие жаберные сосуды. Отдав в жабрах СО2 и получив О2, кровь по жаберным венам идет в предсердия.

Таким образом, сердце у моллюсков сложнее, чем у раков и насекомых. Как и у человека, оно делится на предсердия и желудочки. Этот принцип у высших животных становится главным.

Нервная система у моллюсков проще, чем у членистоногих. Она состоит из окологлоточного нервного кольца и отходящих от него четырех стволов. У примитивных форм это все напоминает ортогон плоских червей. Значит, предки моллюсков отделились от предков кольчатых червей до того, как у них сформировалась брюшная нервная цепочка. У большинства моллюсков нервная система разбросанно-узловая: парные скопления нервных клеток - ганглии, соединенные нервами, обслуживают ногу, внутренние органы, мантию.

Развиваются моллюски из личинок, очень похожих на трохофору многощетинковых кольчатых червей.

Класс пластинчатожаберных, или двустворчатых

Двустворчатые моллюски (20 тыс. видов) населяют морские и пресные воды. Пластинчатожаберными их называют потому, что у высокоорганизованных их представителей перистые ктенидии срастаются в двухслойные решетчатые пластины, лежащие в мантийной полости. Русское название - ракушки.

Тело моллюска одето с боков двустворчатой раковиной. Створки соединяются на спинной стороне эластичной связкой-лигаментом и замком, состоящим из зубовидных выступов на одной створке и соответствующих им углублений на другой. Зубы замка, впрочем, могут исчезать потому-то двустворчатый моллюсков наших рек называется беззубкой.

Нормальное состояние раковины открытое, между створками на брюшной стороне образуется щель. Но у моллюска имеется один или два замыкав тельных мускула, прирастающие к обеим створкам. Если его потревожить» они сокращаются, плотно смыкая раковину.

Как и у прочих моллюсков, у двустворчатых раковина растет с крае и на ее створках, как на пне дерева, можно обнаружить следы годичных приростов. Самый крупный моллюск - гигантская тридакна коралловых рифов Тихого и Индийского океанов достигает 1,35 ми 250 кг массы; Тонкие листки мантии, свешиваясь с боков тела, прилегают к раковине, как подкладка одежды. Между ними расположена мантийная полость, в которой лежат пластинчатые жабры и нога. Нога двустворчатых имеет вид киля или клина (отсюда одно из названий класса - киленогие) и служит в основном для рытья песка или ила. Ползают они очень медленно, а иные стали сидячими. У таких нога редуцируется, как у мидий, или исчезает совсем, как у устриц. Многие из них прирастают к дну, выделяя из особой железы биссус - тягучую клейкую слизь, превращающуюся в воде в шелковистые нити. Такая жизнь не способствует развитию «ума». И голова у двустворчатых исчезла, осталось лишь ротовое отверстие на переднем конце туловища (еще одно название класса - безголовые).

Двустворчатые моллюски питаются, как губки, профильтровывая через мантийную полость воду. Эпителий стенок мантийной полости и жабр слагается ресничными клетками. Согласованные удары ресничек создают ток воды. Свежая вода с пищевыми частицами вроде микроскопических водорослей поступает через вводной сифон, образованный лепестками мантии, совершает по мантийной полости круг и выводится через выводной сифон. В это время она отдает кислород, насыщается углекислым газом, а пищевые частицы, предварительно склеенные слизью, поступают, захваченные ротовыми лопастями, в ротовое отверстие. Устрица средних размеров пропускает за 1 ч через свою мантийную полость до 10 л воды. Размножаясь во множестве, ракушки становятся мощным фактором очистки водоемов.

Некоторые моллюски-камнеточцы острыми краями раковин могут высверливать в твердых грунтах и мягком камне норки и ходы. Другие сверлят Дерево, из них наиболее известен и опасен корабельный червь - тередо.

Тередо не похож на моллюска, он червеобразной формы, на заднем конце - два длинных сифона, на переднем - крошечная раковина, створки которой превратились в сверло. Тередо сверлит ею дерево и глотает опилки. Он также имеет бактерий-симбионтов, расщепляющих целлюлозу. (Некоторые из его симбионтов могут усваивать растворенный в воде азот.) В результате дерево превращается в подобие губки, источенное ходами. У нас тередо встречается в Черном, Азовском и дальневосточных морях.

Кровеносная система двустворчатых также незамкнутая. У нее любопытная особенность: сердце, состоящее из желудочка и двух предсердий, как бы наложено на кишечник.

Схематический разрез через мантийную полость двустворчатого моллюска

1- раковина; 2 - срез через передний замыкательный мускул; 3 - срез через задний замыкательный мускул; 4 - край мантии; 5 - нога; 6-вводный сифон; 7 - выводной сифон (стрелками показано движение тока воды); 8-жабры; 9 - ротовые лопасти.

Корабельный червь-тередо (в древесине)





Пресноводные ракушки-униониды


Органы выделения двустворчатых, как и нервная система, типичны для моллюсков - обычно три пары ганглиев, соединенных нервами. Хотя головы у них нет, глаза иногда имеются, по краю мантии, на сифонах, даже на жабрах.

Оплодотворение у ракушек наружное, но иногда яйцеклетки остаются на жабрах матери, оплодотворяются спермиями, занесенными в мантийную полость, и развиваются дальше (жаберная беременность). Личинка у них сходна с трохофорой.

Различают надотряды первичножаберных двустворчатых, у которых жабры - перистые ктенидии, и настоящих пластинчатожаберных - их подавляющее большинство. Из последних отметим отряд пресноводных ракушек - унионид, с личинками-глохидиями, куда относятся не только беззубка и перловица, но и речные жемчужницы наших северных рек. Они дают хороший перламутр и жемчуг, но запасы их хищнически подорваны - ведь жемчужницы растут медленно, достигая за 50 лет длины 10 см и более.

Ко второму отряду - митилид относятся высокоценимые устрицы и мидии; их уже стали разводить искусственно, выращивая оседающие личинки на черепицах. К этому же отряду относятся важнейшие производители жемчуга - морские жемчужницы Тихого и Индийского океанов.

К отряду пектинид - морских гребешков относятся крупные, промысловые морские гребешки. Они способны быстро плавать, хлопая створками. Выбрасывая из мантийной полости воду, моллюск движется по реактивному способу.

Самый большой отряд двустворчатых - вен ер иды. К нему относятся гигантские тридакны, сердцевидки наших южных морей (створки их раковин часто слагают ракушечные пляжи) и тот же тередо. Некоторые проникли в пресную воду. Такова дрейссена - мелкая сидячая ракушка, в изобилии размножившаяся в реках, озерах и водохранилищах Европы. Разрастаясь в огромных (до 10 000 экз/м2) количествах, дрейссены забивают водостоки, трубы, заборные устройства водопроводов, чем причиняют большой вред. Глохидиев у них нет, и вверх по течению они распространяются, прирастая к днищам судов.

Множество представителей этого отряда, обитающих в морях,- прекрасный корм для рыб, морских птиц и даже моржей. В целом двустворчатые моллюски играют большую роль в жизни морей и океанов.


Глава 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПО ТЕМЕ «КЛАСС ДВУСТВОРЧАТЫЕ»
Двустворчатые моллюски имеют раковину, состоящую из двух створок, соединенных на спинной стороне. Мускулы, закрывающие створки раковины, такие мощные, что даже человек должен приложить усилие, чтобы открыть крупную раковину. Раковина состоит из трех слоев: внешнего рогового, среднего, самого твердого – фарфорового и перламутрового, выстилающего раковину изнутри.

Живут двустворчатые моллюски на дне водоемов и способны передвигаться с помощью мускулистой ноги, которой прикрепляются к субстрату и подтягивают остальное тело. Скорость передвижения, естественно, мала – до 30 см/ч.

Дышат двустворчатые моллюски, затягивая воду через вводной сифон (трубку, образованную краем мантии) в жаберную полость и выпуская ее через выводной сифон. По типу питания все двустворчатые моллюски являются фильтраторами, и поглощение пищи происходит у них одновременно с дыханием.

Моллюски: перловица обыкновенная

Похожая на беззубку перловица имеет более вытянутую и толстую раковину зеленоватого цвета. Имеет промышленное значение: из ее раковин делают перламутровые пуговицы.

Горошинки и шаровки – более мелкие двустворчатые моллюски, длина их раковины не превышает 1,5 см. У горошинок вершина раковины смещена к заднему концу, а у шаровок располагается в центре раковины.

Моллюски: А – шаровка роговая; Б – горошинка речная

Урок "Происхождение, особенности строения и жизнедеятельности моллюсков"

Задачи урока:

Знакомство с особенностями строения и жизнедеятельности моллюсков; происхождением моллюсков, многообразием видов, средой жизни.

Развивать навыки работы с текстом; проведения сравнительного анализа между систематическим группами живых организмов.

Способствовать развитию экологического воспитания, бережного отношения к природе, чувства сопереживания, потребности приходить на помощь.

Оборудование: мультимедийный проектор, коллекция моллюсков

План урока:


Части-блоки урока (краткое содержание деятельности учителя и учащихся)

Временная реализация

Организационный момент: приветствие, объявление темы урока.

2 минуты

Лекционный материал с использованием презентации (слайдов).

Работа с текстом



7 минут

2 минут


Закрепление изученного материала:

Повторение основных особенностей, присущих типу моллюски,

Работа по вопросам (экспресс – опрос),

Проведение сравнительного анализа по усложнению организации между типами Кольчатые черви и Моллюски с использованием таблицы.


4 минуты
2 минуты


5 минут
4 минуты

Подведение итогов урока

4 минуты

Сценарий урока.

Урок “Происхождение и особенности строения моллюсков” является первым уроком в изучении темы “Моллюски”. Основная функция этого урока – это формирование общего представления о данной группе животных: о происхождении, об особенностях морфологии и анатомии, что позволит сделать переход к подробному более углубленному изучению классов моллюсков каждого в отдельности. В соответствии с дидактической целью данный урок относится к типу урока по изучению нового материала. Для активизации мыслительной деятельности и для быстрого подключения учащихся к работе, пробуждению у них интереса к изучаемой теме необходимо предложить учащимся прослушать отрывок из сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина “Карась-идеалист”, и дать возможность детям самим попробовать догадаться, о какой группе животных пойдет речь на уроке.

I. Учитель объявляет тему и задачи урока

II. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя

Ребята, сегодня мы с вами начнем знакомство с очень необыкновенной группой живых организмов, а вот как их зовут, я хочу, чтобы вы догадались сами. Послушайте, пожалуйста, коротенький отрывочек из сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина “Карась-идеалист”. “Карась лежит, зарывшись в ил, и выбирает оттуда микроскопических ракушек ради своего продовольствия и рассуждает: Да и устроена она (ракушка) так, что никак невозможно ее проглотить. Потяни рылом воду, ан в зобу у тебя уж видимо-невидимо ракушек кишит”. Догадались ли вы, каких животных в повседневной жизни мы называем ракушками?

Лекционный материал. На стадии изучения нового материала (осмысления) учитель читает лекционный материал, с использованием презентации, для более наглядного представления систем органов животного, с одновременным кратким конспектированием учащимися основных особенностей строения моллюска. Такое метод работы позволит активизировать все информационные каналы, формирующие три основных системы восприятия – визуальную, аудиальную, кинестетическую.

1.2 Общие черты типа, происхождение моллюсков.

Моллюски, или мягкотелые, образуют обособленный тип беспозвоночных животных, характерной особенностью которых является наличие кожной складки – мантии, ведущих свое начало от древних неспециализированных многощетинковых червей. Количество видов достигает 130 тысяч, выделяют семь классов, мы познакомимся только с тремя из них: брюхоногие, двустворчатые, головоногие.

Внешнее строение.

Тело моллюсков в большинстве случаев состоит из головы, туловища и ноги. На голове расположены органы чувств. Туловище представляет собой кожно-мускульный мешок, его основание окружено обширной кожной складкой-мантией. Между мантией и стенкой тела образуется мантийная полость, в которой находятся органы дыхания, некоторые органы чувств и куда открываются заднепроходное отверстие, протоки почек и половых желез.

Сильно утолщенная благодаря мускулатуре брюшная сторона образует различные формы ног: широкие – ползательные, клиновидные – для плавания, округлые – присасывающиеся и др.

На спинной стороне, как правило, расположена раковина, чаще цельная, реже двустворчатая или состоящая из нескольких пластинок. У некоторых моллюсков раковина находится под кожей или исчезает совсем. Наружный слой раковины образован органическим рогоподобным веществом, внутренний - тончайшими пластинками извести неравномерное отражение света от которых, придает внутренней поверхности раковины перламутровый блеск /

1.3. Внутреннее строение.

1.3.1. Нервная система.

Нервная система моллюсков разбросанно-узлового типа: состоит из окологлоточного нервного кольца, в котором наибольшее развитие получил надглоточный узел, и отходящих от него нервных стволов, соединяющих нервные ганглии разных отделов тела.

1.3.2. Органы чувств.

Органы чувств представлены органами химического чувства и равновесия, многие виды имеют глаза.

1.3.3. Органы дыхания. У большинства видов органы дыхания представлены жабрами, наземные моллюски, а также некоторые виды водных брюхоногих имеют легкое – особый карман мантии, стенки которого густо оплетены сосудами.

1.3.4. Кровеносная система.

Характеризуется наличием сердца, состоящего из желудочка и одного или двух предсердий, и сосудов. Кровь из сердца поступает в сосуды, затем кровь поступает в промежутки между органами, в неоформленную систему лакун и синусов, омывает их, затем вновь собирается в сосуды, течет к легким, а оттуда поступает в сердце.

1.3.5. Органы пищеварительной системы.

Пищеварительная система представлена глоткой, в которой находится орган, измельчающий пишу – терка (радула) с расположенными на ней роговыми зубчиками. Терка служит для соскабливания растительной пищи и лишь в редких случаях для ее активного захвата. Через пищевод пища попадает в желудок, куда открываются протоки пищеварительной железы, которая совмещает функции печени и поджелудочной железы. Кишка дифференцирована на тонкую и заднюю кишку. Задняя кишка открывается порошицей в мантийную полость. У брюхоногих и головоногих моллюсков имеются слюнные железы.

1.3.6. Органы выделения.

Выделительный орган представлен почками, протоки которых открываются в мантийную полость.

2. Работа с текстом. Самостоятельная форма работы с текстом позволит мотивировать интерес к самостоятельно – поисковой деятельности

Источник жемчуга и перламутра (морская жемчужница).

Употребление в пищу (устрицы, мидии, морской гребешок).

Естественные очистители воды (двустворчатые моллюски).

В конце работы учитель задает вопрос

Скажите, какое из значений моллюсков вы считаете наиболее важным? Поясните ответ?

III. Закрепление. Так как данный тип урока изучение нового материала, что связано с получением новых знаний, с учетом повторения ранее изученного материала, поэтому чтобы работа не была однообразной и утомительной, стоит проводить варьирование заданий, но так, чтобы их содержание одновременно соответствовало достижению цели, путем повторения фундаментальных основ изучаемой темы. Сначала ребятам предлагается задание с иллюстрированными рисунками, где они могут получить возможность самостоятельно, по памяти, определить органы и части тела моллюска, после чего благодаря повторному повторению слайдов проверить правильность своих ответов и возможность исправления допущенных ошибок. Второе задание представляет собой перечень вопросов, представленных на мультимедийном экране, после которого учитель предлагает провести взаимопроверку по всплывающим ответам, и только после этого быть проведен анализ количества правильных ответов с применением метода дихотомии. Третье задание носит аналитический характер, где, используя данные таблицы, учащиеся не только должны увидеть усложнения в организации строения моллюсков по отношению к кольчатым червям, но и сделать на основе этих данных вывод, что в эволюционном плане развития это более высокоорганизованная группа животных. Чтобы активизировать работу детей и вызвать интерес, закрепление стоит провести в нестандартной форме. Учитель предлагает ребятам путешествие, которое они смогут совершить, опираясь на свои знания. Кроме того, цель, ради которой дети должны будут отправиться в “плавание”, несет в себе и воспитательную нагрузку, благодаря которой закладываются основы экологического воспитания, стремление придти на помощь, развития чувства сопереживания.

Определите основные черты типа Моллюски. (Ребята у вас на столе находятся образцы схематических изображений систем органов моллюсков. Попробуйте правильно описать их). Черты строения, характерные моллюскам: мягкое тело, наличие мантии, разбросано-узловой нервной системы, дифференцированного кишечника, наличие специализированного органа, измельчающего пищу – терки, пищеварительных желез открытого типа кровеносной системы, наличие сердца, разделенного на камеры, органа выделения – почки.

В чем вы видите особенности внешнего строения моллюсков?

Что представляет собой мантия?

Наблюдается сегментация тела у моллюсков?

Какой тип кровеносной системы? Почему?

В чем особенности строения нервной системы?

Чем представлены органы дыхания

Произошло ли усложнение строения пищеварительной системы по сравнению с кольчецами?

2 задание от тередо (моллюск стал подтачивать днище корабля путешественников, чтобы продолжить дальнейшее путешествие, дети должны выполнить задание).

Экспресс-опрос.

3 задание от морской жемчужницы.

Проанализировать между собой две систематических группы животных: моллюсков и кольчатых червей, данные занести в таблицу.

1. Какие усложнения в организации моллюсков мы наблюдаем по сравнению с кольчатыми червями.

2. Подумайте, почему моллюски являются “тупиковой ветвью эволюции”?

IV. Обобщение и анализ изученного материала.

Моллюски, в большинстве своем, водные животные, имеющие кожную складку-мантию, разбросанно-узловую нервную систему, открытую кровеносную систему, многокамерное сердце, дифференцированный кишечник, наличие пищеварительных желез, почку, как орган выделения, органы дыхания – жабры и легкие.

Для формирования чувства доброты, бережного отношения к природе, развития логического мышления в адрес детей “приходит” письмо – обращение, Письмо состоит из слогов, которые соединены между собой стрелочками, если идти по направлению указанному ими, то сложится текст послания: “Любите и оберегайте нас”. Вопросом “Как вы ребята понимаете эти слова, что они для вас значат?”, учитель старается заставить ребят более глубоко продумать смысл этой фразы, чтобы она не осталась просто набором слов, а вызвала эмоциональные переживания.

V. Подведение итогов. При подведении итогов урока можно использовать демократичный подход и предложить ребятам оценить работу своих товарищей, а затем работу всего класса в целом.

Ребята, давайте оценим вашу работу на уроке, как вы считаете, кто из ваших товарищей заслуживает оценки отлично? Ответ пояснить.

Объявление домашнего задания стр. 134-135 пересказ.

Реферат по теме “Многообразие моллюсков”.

Рефлексия.


  • Что нового вы сегодня узнали на уроке?

  • Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Выбрать из трех предложенных вариантов отлично – солнышко лучистое, хорошо – солнышко с тучкой, удовлетворительно – тучка.

Лабораторная работа. Внешнее строение различных моллюсков

В типе моллюсков выделяют три основных класса: Брюхоногие (прудовики, катушки, слизни), Двустворчатые (перловицы, беззубки, устрицы, мидии), Головоногие (кальмары, осьминоги, каракатицы). Мягкое тело большинства моллюсков, относящихся к классам брюхоногих и двустворчатых, заключено в раковину. Тело снаружи полностью или частично покрыто особой складкой кожи – мантией. Мантия выделяет вещества, из которых образуется раковина. Живут моллюски в водоемах и на суше.

Цель: ознакомиться с внешним строением различных моллюсков, выявить их сходства и различия.

Оборудование: раковины беззубки, перловицы, прудовика, катушки, скальпель, соляная кислота, пипетка.

Техника безопасности. При работе используйте лабораторные фартуки. Будьте осторожны при работе со скальпелем. Будьте особенно осторожны при работе с соляной кислотой – она может вызвать ожог, попав на кожу, или испортить одежду. Никогда не используйте химические реактивы, не ознакомившись с инструкцией к ним.

ХОД РАБОТЫ

1. Рассмотрите раковины беззубки и перловицы. Найдите передний (широкий, округлый) и задний (узкий) концы раковины. Найдите самую высокую наружную часть раковины (верхушку) и обратите внимание на концентрические круги вокруг нее. Они отображают чередование периодов медленного и быстрого роста (годовые приросты). Сколько годовых приростов вы насчитали у раковины

Соскребите скальпелем в каком-либо месте раковины наружный слой. Будьте осторожны при работе со скальпелем, держите его так, чтобы не порезаться. Под верхним слоем находиться фарфоровый слой. Капните, как это показано на рис. 3, на фарфоровый слой соляной кислотой. Будьте осторожны при работе с кислотой, не капните на кожу или одежду. Опишите, ваши наблюдения.

Рис. 3 Выделение пузырьков указывает на присутствие карбоната кальция в раковине


2. Рассмотрите внутреннюю часть раковины и установите, чем раковина беззубки отличается от раковины перловицы.

Зарисуйте раковину и сделайте подписи.

3. Рассмотрите раковины прудовика и катушки. Найдите устье и завиток. Подсчитайте, сколько оборотов в завитке раковины прудовика и катушки. _________________________________________________

Все ли завитки одинаковы? _________________

В чем сходство раковины прудовика и катушки? _________________________________

В чем их различие?__________________________________

Зарисуйте раковину прудовика. Сделайте к ней подписи.

Выводы


1. Вставьте пропущенные слова.

Моллюски высокоорганизованные беспозвоночные животные. Тело мягкое, у большинства видов состоит из _____, ______, ________. Со спинной стороны и с боков оно покрыто складкой кожи __________. Между мантией и телом моллюска образуется __________ полость. У многих видов хорошо развита твердая известковая _______. У некоторых сохранились ее остатки.

2. Установите возраст беззубки по количеству годовых приростов на раковине. __________________

3. Из чего образуется фарфоровый слой раковин беззубки и перловицы? ______________________

4. Чем раковины прудовика и катушки отличаются от раковин беззубки и перловицы?____________

Проблемные задачи

1. Каковы, на ваш взгляд, достоинства и недостатки раковин, в которых заключены моллюски? ______ ______________________________________

2. Почему ископаемые моллюски встречаются чаще, чем ископаемые черви?_______________________


Глава 4. ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ «ДВУСТВОРЧАТЫЕ МОЛЛЮСКИ»
1. Надпишите названия частей тела двустворчатого моллюска. Какие функции они выполняют?


2.

3. Заполните таблицу


4. Двустворчатые моллюски

Используя начальные буквы, впишите названия моллюсков (по горизонтали).

Варианты ответов: мидия, устрица, тридакна, беззубка, перловица

5. Тестовые задания по теме «Моллюски»

1. По числу видов тип Моллюски уступает только типу:

а) Членистоногие;

б) Простейшие;

в) Кишечнополостные;

г) Кольчатые черви.

2. Видов моллюсков известно:

а) около 1 млн;

б) свыше 13 тыс.;

в) свыше 130 тыс.;

г) около 1300.

3. С помощью легких дышит:

а) каракатица;

б) прудовик;

в) беззубка;

г) кальмар.

4. Активным хищником является:

а) прудовик;

б) беззубка;

в) катушка;

г) кальмар.

5. Активный, подвижный образ жизни ведет:

а) осьминог;

б) беззубка;

в) перловица;

6. Фильтратором является:

а) рапана;

б) прудовик;

в) каракатица;

г) беззубка.

7. Из приведенного ниже перечня выберите:

1 – брюхоногих моллюсков; 2 – головоногих моллюсков; 3 – двустворчатых моллюсков:

а) кальмар;

в) устрица;

г) осьминог;

д) катушка;

е) горошина;

ж) шаровка;

з) беззубка;

и) рапана;

к) прудовик.

8. За час одна устрица может отфильтровать.

Внешний вид и внутреннее строение раковины; внешнее строение тела беззубки; органы дыхания и кровеносная система; пищеварительная и выделительная системы; половая и нервная системы беззубки

Работа 1. Внешний РИД и внутреннее строение раковины. Тело беззубки заключено в раковину бурого или желтовато-бурого цвета, овальной формы (рис. 193). По внешнему виду можно отличить передний конец, несколько расширенный, и задний- суженный, с боков она сжата, так что в поперечном сечении образует вытянутый овал (рис. 193). Раковина состоит из двух вполне симметричных створок -правой и левой (рис. 193), что послужило основанием для другого названия класса, а именно- двустворчатые , или Bivalvia .

Створки раковины по спинному краю подвижно соединены при помощи особой связки - лигамента ; на переднем, заднем и брюшном краях - свободны (рис. 193). В силу своей эластичности лигамент действует подобно растягивающей пружине; натягивая створки, держит раковину приоткрытой. В переднем и заднем концах поперек тела проходят два мускула замыкателя , или аддукторы . Своими концами каждый из них сращен с внутренней поверхностью обеих створок (рис. 194). При сокращении мускулов створки притягиваются друг к другу и раковина герметически закрывается (рис. 195); при этом тело моллюска полностью втягивается внутрь раковины. Когда

Рис. 193. Внешний вид пресноводного двустворчатого моллюска - перловицы со спинной стороны
1 - передний конец; 2 - задний конец; 3 - левая створка раковины; 4 - правая створка; 5 - спинная сторона; 6 - вершина, или макушка (самый старый участок раковины); 7 - лигамент (связка); 8 - 9 - сифоны (8 - клоакальный, выводной, 9 - жаберный, вводной)


Рис. 194. Внутренняя поверхность правой створки беззубки; видны мантийная линия и отпечатки мышц в местах их прикрепления к раковине: 1 - 4 - края раковины (1 - передний, 2 - задний, 3 -брюшной, 4 - спинной); 5 - мантийная линия; 6 -10 - мышцы, их отпечатки (6 - переднего замыкательного мускула, переднего аддуктора, 7 - заднего зымыкательного мускула, заднего аддуктора, 8 -мускула выдвигающего ногу, протрактора. 9 - переднего мускула-втягивателя ноги, переднего реактора, 10 - заднего мускула-втягивателя ноги, заднего реактора)


Рис. 195. Механизм открывания и закрывания раковины (слева - створки сомкнуты, справа - раковина раскрыта):
1 -спинная сторона; 2 - брюшная сторона; 3 - створки раковины с обозначением трех ее слоев; 4 - лигамент;5 - мускул-замыкатель

мускулы-замыкатели находятся в покое, лигамент открывает раковину. Лигамент и аддукторы действуют как антагонисты.

Рост моллюска включает и рост раковины. Последняя ежегодно нарастает по свободному краю новыми полосами, поэтому у взрослой анодонты створки раковины исчерчены; овальные линии- линии роста - идут параллельно свободному краю створки и разграничивают полосы (см. рис. 194). Они располагаются концентрически вокруг выдающегося участка - макушки, лежащей вблизи от спинного края, ближе к переднему концу; это наиболее старая часть раковины (см. рис. 193).


Рис. 196. Микроскопическое строение стенки раковины беззубки; поперечный шлиф через створку раковины беззубки под прямым углом к ее длинной оси; внизу раковину подстилает прилегающий участок мантии:
1 - 3 - три слоя раковины (1 - Конхиолиновый, 2 - фарфоровидный, 3 - перламутровый), 4 - 6 - мантия (4 - эпителий наружной поверхности, непосредственно прилегающей к раковине, 5 - эпителий внутренней поверхности, обращенной к телу животного, 6 - соединительная ткань)

Раковина образована органическим и неорганическим веществами (рис. 196). Наружный бурого цвета слой, обращенныйк внешней среде, - конхиолиновыи ; он состоит из органического вещества конхиолина и служит ракушке защитой от химических воздействий. Конхиолиновый слой, не прерываясь, переходит с одной створки на другую, образуя между нимилигамент (см. рис. 193). Под конхиолиновым слоем лежит средний призматический , или фарфоровый , слой. На макушке Конхиолиновый слой нередко отсутствует, так как со временем стирается. Средний слой - наиболее мощный; сложен он главным образом: из углекислой извести (СаСО 3) в форме многочисленных призм, расположенных перпендикулярно к поверхности створки (рис. 196). Внутренний слой, обращенный к телу животного, называется перламутровым (рис. 196); тончайшие пластинки кристаллического известкового вещества наложены друг на друга в несколько слоев; при отражении ими падающих световых лучей раковина отливает цветами радуги, что объясняется физическим явлением - иризации . Призматический и перламутровый слои служат механической защитой. Узкая краевая полоска раковины не обызвествлена и состоит из одного лишь конхиолина.

На внутренней поверхности раковины видна узкая мантийная линия - след прикрепления мантии, к раковине, идущая параллельно брюшному краю раковины на небольшом расстоянии от него (см. рис. 194). В целом раковина выполняет роль органа пассивной защиты.

Раковина другого пресноводного моллюска - перловицы (Unio) внешне сходна с описанной, но несколько больше вытянута в передне-заднем направлении и более сужена в спинно-

брюшном. Стенки раковины массивнее. Главное отличие раковины перловицы в наличии "замка" на ней. С внутренней сторонь. по спинному краю на каждой створке имеется несколько выступов, зубцов, разделенных углублениями. В середине длины расположены выступы удлиненной формы - кардинальные зубцы, ближе к переднему концу тела - округлой формы латеральные зубцы. При смыкании створок зубцы одной из них входят в углубления между зубцами другой створки. Создается прочное соединение - "замок", исключающее возможность сдвигания створок относительно друг друга.

Ход работы. 1. Ознакомиться с внешним видом раковины беззубки: рассмотреть форму створки, лигамент, линии роста, передний и задний концы, спинной и брюшной края. 2. Вскрыть раковину и извлечь моллюска из раковины. Держа животное в левой руке, ввести плоскую ручку скальпеля с брюшной стороны между створками раковины и повернуть ее немного вокруг ее оси (рис. 197); в образовавшуюся узкую щель вдавить часть мякоти большого пальца левой руки, используя ее в качестве распорки. Осторожно скобля по внутренней поверхности створки и нажимая на нее, чтобы не повредить мягкие части тела, отделить мантию от раковины и перерезать мускулы-замыкатели. Как только аддукторы будут подрезаны, раковина не будет больше закрываться. Вывалить беззубку из раковины в препаровальную ванночку и залить ее водой. 3. Проверить действие лигамента; сжать раковину рукой до полного смыкания створок, прекратить сжатие - раковина тотчас же автоматически раскроется. 4. Рассмотреть внутреннюю поверхность створки и зарисовать общий вид и следы прикрепления мускулов. 5. На раковине перловицы изучить и зарисовать строение "замка"; проверить, входят ли зубцы одной створки в углубления другой. На раковине анодонты убедиться в отсутствии у нее "замка", б. Ознакомиться с внутренним строением раковины. На небольшом участке наружной поверхности раковины скальпелем соскоблить конхиолиновый слой, под ним откроется средний призматический, или фарфоровый, слой.

Работа 2. Внешнее строение тела беззубки. Типичное для моллюсков деление тела на голову, ногу и туловище у анодонты,

как у всех пластинчатожаберных, представлено только двумя отделами: голова утрачена (рис. 198). Вместе с головой отсутствуют органы, непосредственно с ней связанные; органы чувств - щупальца и глаза, челюсти, терка или радула, глотка и слюнные железы.

Нога богата мускулатурой, включает некоторые внутренние органы и покрыта типичным однослойным мерцательным эпителием. Она клиновидно выдается узким передним концом на брюшной стороне тела; свободный край ее заострен. Вытягиваясь, она выступает из раковины и закрепляется в песке или в иле на дне водоема; при сокращении ее тело подтягивается и несколько передвигается вперед. Движения ноги осуществляются с помощью специальной мускулатуры:


Рис. 198. Беззубка, извлеченная из раковины (вид сбоку):
1 - нога; 2 - мантия, ее левая складка; 3 - вводной сифон; 4 - выводной сифон; 5 - брюшной край мантии; 6 - 10 - мускулы (6 - передний замыкательный мускул, 7 - то же, задний, 8 - мускул, выдвигающий ногу, 9 - передний мускул, втягивающий ногу, 10 - задний мускул-втягиватель); 11 - 13 - область расположения внутренних органов; 11 -печень, 12 - Кеберов орган, 13 - перикардий)

протрактор вытягивает ногу вперед, ретракторы (передний и задний) втягивают ногу. Нога служит органом, хотя и несовершенным, движения и фиксации тела на субстрате. Движение анодонты очень медленное; с этим связана защита животного в форме тяжелой прочной раковины.

На переднем и заднем конце тела видны выступающие мощные пучки мышечных волокон, расположенных поперек тела; это передний и задний мускулы-замыкатели (рис. 198).

Кожный покров на спинной стороне тонкий и прозрачный; сквозь него просвечивают внутренние органы. Покровы свисают по бокам тела в форме двух обширных складок, правой и левой, образующих в совокупности мантию , которая полностью охватывает все тело, за исключением дистальной части ноги (рис. 198).

Внешняя и внутренняя поверхности мантийной складки образованы однослойным ресничным эпителием, а изнутри складка выложена рыхлой соединительной тканью. По краю мантии проходит пучок мышечных волокон; место срастания его со створкой раковины обозначено мантийной линией.

Мантия, главным образом ее брюшной край, формирует

раковину. Край мантии связан с краем раковины и наращивает новые полосы. Наращивание створки осуществляется периодически.

Пространство, окруженное мантией, представляет мантийную полость (рис. 200). Она открыта спереди, с брюшной стороны, и сзади, где края складок мантии свободны. При замыкании раковины края мантии также смыкаются плотно и мантийная полость полностью изолируется от внешней среды.

Мантия - характернейший орган типа моллюсков, выполняющий важные функции: образование раковины, защиту внутренних органов и поддержание постоянного тока воды, омывающей органы моллюска; для пластинчатожаберных характерна мантия в форме двух симметричных баковых складок.

На заднем конце тела беззубки находятся два отверстия - сифоны , отделенные друг от друга небольшим участком сросшихся складок мантии (рис. 198). Через них циркулирует вода. Нижний сифон называется, вводным , или жаберным ; он больше по размерам, края его бахромчаты и покрыты ресничками. Через него вода поступает в мантийную полость. Верхний меньший сифон - выводной , или клоакальный ; через него вода гонится из мантийной полости наружу.

На переднем конце тела между передним мускулом-замыкателем и ногой расположено ротовое отверстие; слева и справа от него свешивается по паре ротовых лопастей , или


Рис. 199. Вид беззубки сбоку после удаления раковины и левой мантийной складки:
1 - передний край тела; 2 - задний конец; 3 - брюшная сторона; 4 - спинная сторона; 5 - передний и 6 - задний мускулы замыкатели; 7 - 9 - мускулы, выдвигающие (протракторы) и втягивающие (ретракторы) ногу, 10 - нога; 11 - правая складка мантии; 12 - линия обреза левой мантийной складки; 13 - 14 - сифоны (13 - выводной, клоакальный сифон, 14 - вводной, жаберный сифон); 15 - клоакальная камера; 16 - выход к выводному сифону; 17 - ротовое отверстие; 18 - околоротовое щупальце; 19 - внешний и 20 - внутренний листки левой жабры; 21 - 23 - область I#расположения внутренних органов (21:- печени, 22 - Кеберова органа, 23 - перикардия)

парусов , покрытых однослойным ресничным эпителием (рис. 199).

Ход работы. Ознакомиться с общим видом беззубки, извлеченной из раковины (вид сбоку); зарисовать контуры тела и ноги, расположение мускулов-замыкателей, сифоны и ротовые лопасти, мантийную складку.


Рис. 200. Схема расположения жабр на поперечном сечении двустворчатого моллюска. Внешние пластинки внешних жаберных листков сращены с мантией, внутренние пластинки внутренних полужабр - с ногой, а смежные пластинки двух полужабр соединены между собой:
1 - створки раковины; 2 - лигамент; 3 - складки мантии; 4 - нога; 5 - 6 - жабры (5 - правая, 6 - левая); 7 -12 - элементы строения жабры (7 - внешний жаберный листок правой жабры, 8 - внутренний жаберный листок той же жабры, 9 - восходящие пластинки каждой жабры, 10- нисходящие пластинки жабр, 11 - поперечные перекладины между пластинками, 12 - внутрижаберная полость листка); 13 - сращение с мантией внешних пластинки, 14 -продольные перегородки, с ногой внутренних пластинок внутренних листков; 15 - сращение друг с другом внешней пластинки внутреннего листка и внутренней пластинки внешнего жаберного листка

Работа 3. Органы дыхания и кровеносная система. Значительная часть мантийной полости занята органами дыхания беззубки - жабрами симметричного строения (рис. 199); справа и слева свисает по паре буроватых жаберных листков пластинчатой формы; отсюда название всего класса пластинчатожаберных. Свиду жабры тонко штрихованы поперечными и продольными линиями. Каждая жабра состоит из двух листков, или полужабр (рис. 200): одна обращена к мантии и называется внешней , или латеральной , другая- внутрь - внутренняя , или медианная , полужабра (жаберный листок). Жабры густо покрыты ресничками. Согласованным действием мерцательных ресничек - жаберных, мантийных поддерживается постоянный направленный ток воды, омывающий органы в мантийной полости, в первую очередь жабры, которым приносится растворенный в воде кислород.

Каждый жаберный листок, т.е. полужабра, лишь по внешнему виду сходен с пластинкой, а в действительности может быть сравнен с сильно уплощенным длинным мешочком (рис. 201). Стенки полужабры образованы двумя пластинками, из которых одна, обращенная к мантии, называется внешней, а другая - внутренней; по брюшному краю обе пластинки одного жаберного листка сращены наглухо (рис. 201). Как внешняя, так и внутренняя полужабра имеют внешнюю и


Рис. 201. Стереограмма левой жабры (схематизировано). Слева - край мантии; нога и продольная ось тела находятся направо от рисунка. По соседству с мантией расположена внешняя, латеральная полужабря, справа - внутренняя, медиальная полужабра. На внешнем жаберном листке показаны мостики, перекладины, на внутреннем -- жаберные нити без мостиков, не связаны в пластинку. Диаметр нитей и толщина соединительно-тканных мостиков увеличены; поры в жаберных пластинках в действительности гораздо многочисленнее и мельче:
1 - мантия; 2 - сращение мантии с восходящей пластинкой внешнего жаберного листка; 3 - наджаберный канал внешней полужабры; 4 - сращение смежных пластинок обеих полужабр левой жабры; 5 - 7 - пластинки одной полужабры, или жаберного листка (5 - наружная, 6 - внутренняя, 7 - полость внутри жаберного листка - внутрижаберные каналы); 8 - ,14 - жаберные нити (8 - нисходящие и 9 - восходящие ветви внешней полужабры, 10 - нисходящие и 11 - восходящие ветви внутренней полужабры, I2 - поперечные перегородки между двумя ветвями одной нити, т. е. внутри жаберной пластинки, 13 - продольные перегородки, связывающие нити одной пластинки, межфилярные мостики, 14 - межжаберное пространство, между двумя полужабрами)

внутреннюю жаберные пластинки.

Жаберная пластинка имеег сложное строение (рис. 201). Она складывается из длинного ряда филаментов - тончайших трубочек, или жаберных нитей, соединенных: между собой межфиламентными мостиками из соединительной ткани, пронизанной многочисленными лакунами, Жаберные нити придают пластинке вид поперечной исчерченности, а мостики - продольной. В пересечении тех и других образуются мельчайшие поры, так что пластинка в целом представляется тончайшим решетом.

Каждая жаберная нить, проходя поперек пластинки, изгибается на брюшном крае и продолжается на соседней пластинке той же полужабры; иначе говоря, жаберные нити изогнуты как латинская буква U. Обе ветви одной и той же жаберной нити также связаны между собой соединительнотканными межпластиночными перекладинами во внутрижаберной полости.

Каждая жабра связана, разумеется, с телом ракушки (см. рис. 200, 201). Внешняя (латеральная) пластинка внешнего жаберного листка на всем своем протяжении соединена со складкой мантии. Внутренняя пластинка внешней полужабры и внешняя пластинка внутренней полужабры сращены между собой на всем их протяжении. Наконец, внутренняя пластинка внутреннего жаберного

листка на значительном протяжении приросла к ноге. Над каждой полужаброй со спинной стороны вдоль тела проходят жаберные каналы , сливающиеся в задней части тела в непарный отводящий канал (рис. 201).

Наджаберный (отводящий) канал - это часть мантийной полости; он переходит в особое расширение - клоакальную камеру , которая связана (с внешней средой через выводной сифон (рис. 199).

Вода, поступающая через жаберный сифон, заполняет мантийную полость, омывает жаберные листки, просачивается сквозь поры в жаберных пластинках, заполняет жаберные полости, собирается в наджаберных каналах и через клоакальную камеру и выводной сифон выходит наружу.

Жаберные сосуды составляют важную часть кровеносной системы. Кровь движется здесь по полым трубкам, носящим название жаберных нитей (рис. 201). По одной ветви (колену), жаберной нити кровь движется вниз, в спинно-брюшном направлении, и она называется нисходящей , по другой ветви - вверх - восходящая . Соответственно этому и пластинки (стенки) жаберных листков называются нисходящими, если в их жаберных нитях кровь течет от спинного края к брюшному; другие пластинки - восходящие. В каждой жабре к нисходящим относятся граничащие пластинки обеих полужабр, т. е. внутренняя пластинка внешнего листка и внешняя пластинка внутреннего жаберного листка. К восходящим же относятся пластинки, расположенные на внешних сторонах целой жабры, т. е. внешняя пластинка внешнего жаберного листка (обращенная к мантии) и внутренняя пластинка внутренней полужабры (обращенная к ноге).

В жабрах осуществляется газообмен с внешней средой: поглощается растворенный в воде кислород и выделяется углекислый газ.

Центральная часть кровеносной системы включает сердце и сосуды.

Сердце двустороннесимметричное, расположено на спинной стороне тела в особой околосердечной сумке , ограничивающей перикардиальную полость и представляющей целом, сильно уменьшенный в размерах, т. е. синус. Эндотелиальная стенка перикардия окружает и изолирует его от соседних органов. Сквозь нее просвечивает сердце - прошульеа торный орган, который гонит кровь по телу. Оно состоит из желудочка и двух предсердий (рис. 202). Желудочек сердца - орган грушевидной формы, суженный конец которого направлен вперед. К нему справа и слева примыкают два слабо различимых предсердия треугольной формы, обращенные вершинами к желудочку, с очень тонкими прозрачными стенками (рис.203).


Рис. 202. Часть кровеносной системы беззубки (вид со спинной стороны, перикардиальная полость вскрыта):
1 - линия разреза перикардия; 2 - околосердечный синус; 3 - стенка перикардия; 4 - передняя аорта; 5 - желудочек сердца; 6 - левое и 7 - правое предсердия; 8 -дно Желудочка; 9 - отверстия, ведущие в почки (нефростомы); 10 - кишка; 11 - спинное мантийное отверстие


Рис. 203. Часть кровеносной системы беззубки; желудочек сердца вскрыт, кишка отведена в сторону:
1 - аорта; 2 - предсердия; 3 - дно желудочка; 4 - отверстия, ведущие в почки

Ряд мелких отверстий связывает предсердие с перикардиальной полостью. Два отверстия в желудочке связывают его с предсердиями; небольшие клапаны, которыми отверстия снабжены, пропускают кровь в одном направлении - из предсердия в желудочек.

Клапанами снабжены и аорты (передняя и задняя), так что кровь движется только из сердца в аорты. Ход кровообращения по незамкнутой системе ясно виден "а.поперечном сечении тела (рис. 204).

Ход работы. Изучить органы дыхания и кровеносную систему беззубки. 1. Удалить мантийную складку, прикрывающую тело беззубки сверху: ввести ножницы в клоакальный сифон и провести разрез ниже заднего аддуктора, вдоль спинного края жабры, по месту прикрепления ее к телу ракушки. 2. Рассмотреть жаберный листок. Вычленить одну внешнюю полужабру (не повредив стенки тела в области ноги); рассечь ее скальпелем поперек; рассмотреть на разрезе обе жаберные пластинки и место


Рис. 204. Схема кровообращения и топография органов беззубки на поперечном разрезе в области сердца (блок-диаграмма); сосуды с окисленной кровью поперечно заштрихованы, прочие зачерчены:
1 - раковина; 2 - лигамент; 3 - 5 - мантия (3 - правая и 4 - левая складки, 5 - край мантии); 6 - мантийная полость; 7 - 13 - парные жабры (7 - внешние листки, 8 - внутренние листки, 9 - внешняя и 10 - внутренняя пластинки внешнего правого жаберного листка, 11 - внутрижаберные перегородки, 12 -межжаберные полости (т. е. участки мантийной полости); 13 - сращение обеих полужабр одной стороны тела; 14 -наружный и 15 - внутренний наджаберные каналы; 16 - 18 - кровеносная система (16 - перикардий; 17 - желудочек сердца, 18 -предсердие); 19 - почки; 20 - кишечник; 21 - гонады; 22 - 26 - кровеносные сосуды в жабрах (22 - восходящий канал внешнего жаберного листка, 23 - то же, внутреннего листка, 24 - нисходящий канал внешнего жаберного листка, 25 - то же, внутреннего листка, 26 -почечные сосуды); 27 - педальный кровеносный канал; 28 - мантийная артерия; 29 - нога

перехода их друг в друга по брюшному краю. Отделить одну пластинку от другой. 3. Изучить тонкое строение жаберного листка; вычленить небольшой участок и рассмотреть его в воде под штативной лупой (увеличение 20×) или под микроскопом при малом увеличении. 4. Изучить с помощью ручной лупы центральную часть кровеносной системы. Повернуть моллюска спинной стороной кверху; прикрепить его ко дну ванночки булавками,


Рис. 205. Пищеварительная, выделительная и половая системы беззубки; сагитальный разрез (схематизировано). Пищеварительная трубка в большей своей части расположена в ноге, далее кзади она проходит через околосердечную сумку и заканчивается анальным отверстием в мантийной полости поблизости от клоакального отверстия. Почка открывается внутренним конусом в целом - перикардий, а наружной порой - в мантийную полость; тело почки трубчатой формы U-образно изогнуто. Гонады открываются около выделительной поры:
1 -нога; 2 -передний мускул-замыкатель: 3 - 8 - пищеварительная система (3 - рот, 4 -"печень", 5 - желудок, 6 - кишка в перикардии, 7 - задняя кишка, 8 - анус); 9 - 12 - выделительный орган (9 - нефростом - отверстие, обращенное в целом, перикардий. 10 - железистый отдел, 11 - выделительный канал, 12 - выделительная пора): 13 - гонады: 14 - половое отверстие: 16 - 18 - часть кровеносной системы (15 - перикардий, 16 - околосердечный синус, 17 - желудочек, 18 - предсердие); 19 - задний мускул-замыкатель; 20 - клоакальная камера; 21 - выводной сифон; 22 - вводной сифон

воткнутыми в йогу; вскрыть околосердечную сумку, слегка приподняв спинной участок покровов и перикардия (осторожно, чтобы не задеть предсердия); сделать сначала разрез срединный продольный, а затем - в обе стороны. Рассмотреть предсердия (левое и правое) >. слегка пошевелить их препаровальной иглой.

Работа 4. Пищеварительная и выделительная системы . Пищеварительная система . Сердце в своем строении связано с кишечной трубкой. За ротовым отверстием непосредственно следует пищевод в форме короткой и широкой трубки эктодермального происхождения, переходящий в желудок; оба отдела окружены печенью, протоки которой открываются в желудок (рис. 205). Кишечник - длинная цилиндрическая трубка - состоит из двух неравных отделов. Средняя кишка сильно вытянута в длину; она петлеобразно изогнута в ноге, подходит к передней стенке перикардия и прободает его. несколько ниже передней аорты. Далее следует задняя , или прямая кишка , которая обнаруживается при вскрытии сердца. Она входит в передний конец желудочка сердца (рис. 205), вместе с ним тянется вдоль сердечной сумки, проникает внутрь задней аорты и вместе с ней

проходит сквозь заднюю стенку. Только здесь задняя кишка покидает аорту и направляется над задним аддуктором к клоакальной камере (см. рис. 203).

К числу наиболее интересных органов пищеварительной системы беззубки, характерных для моллюсков вообще, относится печень (рис 205). Она просвечивает через кожный покров на спинной стороне позади переднего замыкательного мускула. В ней не только вырабатываются и выделяются в желудок пищеварительные ферменты, но в значительной мере пища, поступающая сюда из желудка, переваривается, всасывается и откладывается в запас.

Питание беззубки протекает в форме, характерной для малоподвижного животного. С током воды в мантийную полость попадают взвешенные в воде пищевые частицы, главным образом детрит и мелкие водоросли. При фильтровании воды через решетчатые пластинки жабр пищевые частицы задерживаются, током воды направляются к ротовому отверстию, куда загоняются ротовыми лопастями. Оставаясь неподвижной, зарывшись " песок и выставив в воду сифоны, беззубка подгоняет к себе кислород и пищу.

Выделительная система состоит из пары почек и перикардиальной железы. Почка, или Боянусов орган (по имени открывшего его Л. Г. Боякуса), - метанефридиального строения (рис. 205). Она состоит из двух ветвей, переходящих одна в другую и вытянутых от передней стенки перикардия до заднего аддуктора. Одна ветвь открывается воронкой в передней части перикардиальной полости - нефростомом ; другая - выделительным отверстием в мантийную полость; на дне околосердечной сумки лежит парное отверстие почек - нефростом, которым почки открываются в целом.

Другой выделительный орган - перикардиальная железа , носит еще название Кеберова органа . Он расположен впереди перикардия; в полость последнего поступают продукты выделения, а оттуда выносятся почками во внешнюю среду.

Ход работы. 1. В положении, подготовленном по предыдущему заданию, вскрыть продольно желудочек сердца беззубки, кишечную трубку отвести слегка в сторону; найти место вхождения кишечника в желудочек и выхода из него в задней его части; обратить внимание на полную изолированность внутреннего просвета кишечника от полости сердца; рассмотреть заднюю кишку и анус, открывающийся в клоакальную камеру позади заднего мускула-замыкателя. 2. Обратить внимание на относительное расположение органов, просвечивающих через кожный покров: печень - позади (переднего замыкательного мускула, перикардиальная железа (Кеберов орган) - между


Рис. 206. Мантийный комплекс органов беззубки. Ракушка лежит на правом боку. Левая складка мантии удалена; левая жабра оттянута к спинной стороне (на рисунке - кверху). К наблюдателю обращены внутренние пластинки внутренних полужабр. Внутренняя пластинка правой внутренней полужабры подрезана почти на всем протяжении сращения ее с ногой, оголены выделительное и половое отверстия. Внутренние пластинки правой и левой жабр отделены друг от друга почти на всем протяжении их сращения, от заднего края ноги до клоакального сифона включительно; на рисунке разрез обведен прерывистой линией; оголено анальное отверстие:
1 - выделительная пора, левая и половое отверстие; 2 - йога; 3 - наджаберная полость; 4 - анальное отверстие; 5 - линия разреза; 6 - сосочки вводного сифона; 7 - внутренняя левая полужабра; 8 - край внешней левой полужабры

печенью и околосердечной сумкой, почки - по сторонам и позади перикардия.

Работа 5. Половая и нервная системы беззубки. Половая система представлена парою гонад, расположенных в дорзальной части ноги; открываются они наружу парным отверстием в мантийной полости.

Вода, циркулирующая в мантийной полости, не только приносит кислород и питательные вещества, но и вымывает выделяющиеся разными органами продукты: В передней части - продукты распада органических веществ в теле анодонты и половые продукты, в задней - экскременты. Все это удаляется из мантийной полости через клоакальный сифон. Мантийная полость беззубки включает, таким образом, характерный для моллюсков мантийный комплекс органов (рис. 206). Наряду с жабрами сюда относятся выводные отверстия выделительной, половой и пищеварительной систем.

Нервная система беззубки состоит из трех пар ганглиев и связывающих их комиосур и коннектив (рис. 207). Головные, или церебральные ганглии, расположены по обеим сторонам рта и связаны короткой комиссурой, лежащей между передним мускулом-замыкателем и ротовым отверстием (рис. 207). От головного ганглия на правой стороне тела тянутся "оннективы: одна к ножному, другая - к внутренностному ганглию на той же


Рис. 207. Нервная система беззубки (вид с левой стороны моллюска; задний мускул-замыкатель отогнут к спинной стороне, чтобы показать лежащий, под ним висцеральный ганглий):
1 - головной парный ганглий; 2 - ротовое отверстие; 3 - нонсной парный ганглий; 4 - церебро-педальная коннектива; 5 - висцеральный ганглий; 6 - церебро-висцеральная коннектива

стороне тела. Такие же коннективы пробегают на лавой стороне. В ноге находится вторая пара ганглиев - ножные , или педальные (рис.207). Внутренностные , или висцеральные, ганглии лежат на вентральной стороне заднего мускула-замыкателя; они связаны настолько короткой коммиссурой, что кажутся слитыми в одно звездчатообразное тело. Своей желтоватой окраской ганглии отличаются от окружающих тканей (рис. 207). Ход работы. 1. Найти с помощью ручной лупы и зарисовать на контурном рисунке парный висцеральный ганглий, лежащий на вентральной стороне заднего аддуктора, и отходящие от него церебрально-висцеральные коннективы. Для этого беззубку перевернуть на спинную сторону, укрепив ее воткнутыми в ногу булавками; провести разрез по линии срастания внутренних пластинок внутренних жаберных листков позади ноги; животное примет при этом вид, изображенный на рис. 208. 2. Найти наружное выделительное и половое отверстия на одной стороне тела. Для этого повернуть беззубку набок, провести разрез (осторожно, чтобы не повредить покровы тела) в области ноги, по линии срастания внутренней пластинки внутренней полужабры с ноши. Выделительная пора лежит над ногой между жабрами; чуть пониже открываемся половая система.

1Ж Филамент, от латинского филум - нить.

Семейство : Перловицы, Беззубки (Unionidae)

Распространение: в водоемах Европы, в Азии

Описание: По внешнему виду беззубки весьма похожи на перловиц. Беззубки выглядят слегка крупнее в размерах с более тонкой структурой раковины. Основное же их отличие заключается в том, что у речной перловицы створки раковины содержат на спинной стороне изнутри зубцы, образующие замок, которого нет у беззубки. Отсюда и осуществляется наименование "беззубка". Зубцы у перловицы возможно увидеть, только раскрыв раковину.

Тело беззубок покрыто прочной раковиной, которая и защищает существо от хищников. Раковина у беззубки состоит из 2-х половинок, или створок, плотно прилегающих друг к другу. К переднему концу раковина расширяется, а к заднему несколько сужается. У лишь, что выловленного живого моллюска створки плотно сомкнуты. Так он защищается. Чтоб открыть раковину, нужно засунуть между створками тонкое лезвие и перерезать 2 мощные мышцы, прикрепленные к створкам раковины на переднем и заднем ее концах. Сокращаясь, эти мышцы закрывают створки. Открывается раковина благодаря прочной роговидной, упругой связке, проходящей по спинной стороне тела от внутренней поверхности одной створки к иной. Пока беззубка жива, створки большей частью закрыты. Однако когда существо погибает, мышцы расслабляются, и раковина открывается.


Содержание: К воде не особенно прихотлива, но не любит, чтобы не было растительности, которая бы освежала и доставляла кислород, к недостатку которого она особенно чувствительна. Требует, чтобы грунт был песочный, так как без этого передвижение для нее становится затруднительным. В обычном аквариуме, заселенном экзотическими рыбами и водными растениями, содержание двустворчатых моллюсков из местных водоемов нежелательно, так как они, особенно крупные виды, в неволе живут недолго и, погибая, портят воду. Этих моллюсков можно держать в аквариуме, где водные растения растут в горшочках.


Размножение: Беззубки размножаются икрой, количество которой у каждого экземпляра доходит до 100 000 икринок и более. Икринки шарообразные, несколько приплюснутые. Оплодотворенные икринки самка держит в продолжение нескольких месяцев в жабрах, и затем они выбрасываются. Выброшенные из материнского организма, они не похожи на родителей и представляют собой нечто вроде личинки (глохидии), причем они так малы, что для невооруженного глаза имеют вид буроватой слизи. Выметываемая слизь располагается часто между растениями в виде нитей паутины.

С раскрытыми створками и специальными нитями, с помощью которых они могут прикрепляться к различным предметам, они почти неподвижно лежат на дне и ждут момента, когда какая-нибудь рыба из семейства карпов, плавая, прикоснется к ним. Тогда развевающиеся над ним нити прилипают к слизистому телу рыбы, и личинка переселяется на жаберные крышки, плавники и, чаще всего, на чешую рыбы. Места тела, где прицепилась личинка, от раздражения начинают распухать, размножающиеся клетки эпителия обхватывают личинку и образуется нечто вроде бугорка, в котором она заключена. По выходе из этой цисты беззубки, хотя еще очень малы, едва заметны, но уже имеют сходство со своими родителями и с этого времени начинают увеличиваться в росте.

Беззубки и перловицы

Беззубки (Anodonta) и перловицы (Unio) — крупные (до 20 см) двустворчатые моллюски. Их можно обнаружить на дне водоемов полузарывшимися в грунт.

Выловить двустворчатых моллюсков не составляет труда: если вода достаточно прозрачна, ракушек видно с берега. Следует иметь в виду, что передвигаться в местах скопления моллюсков надо с осторожностью, так как можно нечаянно наступить на раковину и поранить ногу. Транспортировать их можно даже без воды, пере ложив водными растениями, чтобы не пересохли и не разбились.

1 — передний край; 2 — брюшной край; 3 — задний край; 4 — спинной, или замочный, край; 5 — макушка; 6 — наружная связка; 7 — передний мускул-замыкатель; 8 — задний мускул-замыкатель; 9 — передний ретрактор ноги; 10 — протрактор; 11 — задний ретрактор ноги; 12 — элеваторы ноги; 13 — нога; 14 — правая складка мантии; 15 — вводной (дыхательный) сифон; 16 — выводной сифон; 17— клоакальная камера; 18— спинной мантийный канал; 19 — спинное мантийное отверстие; 20 — ротовое отверстие; 21 — ротовые лопасти; 22 — левая наружная полужабра; 23 —левая внутренняя полужабра; 24— область Кеберова органа; 25 — область перикардия; 26 — линия, по которой обрезана левая мантийная складка. (Из книги «Жизнь животных», т.2, 1988)

Поместив моллюска в сосуд с водой и оставив на некоторое время в покое, можно увидеть, как через некоторое время створки раковины станут медленно раскрываться и постепенно начнет высовываться нога. Моллюск может своим передним концом закапываться в песок или медленно ползать по дну, оставляя за собой характерные борозды. По сведениям Райкова и Римского-Корсакова (1956), скорость движения — не более 20—30 см/час.

В наших водоемах очень распространена европейская беззубка (Anodonta cygnea). Этот вид в зависимости от экологических условий очень изменчив и имеет различные морфы.

Питание беззубки происходит одновременно с ее дыханием. Вода, поступающая через сифон в жаберную полость и омывающая жабры, несет с собой мелкие живые организмы. Моллюск заглатывает их, загоняя в свое ротовое отверстие при помощи двух пар ротовых лопастей, расположенных на переднем конце тела.

Довольно часто в водоемах встречаются зрелые особи, у которых жаберные пластинки сильно вздуты. Это самки, несущие личинок (глохидий) в полости наружной жабры.

Развившиеся глохидий выходят из жаберной полости самки и выбрасываются со струей воды из выводного сифона наружу. Вскоре они прикрепляются к коже различных рыб, обрастают эпителием и оказываются на теле хозяина. Там они живут несколько недель, совершая свое дальнейшее развитие затем падают на дно в виде крошечных, уже сформировавшихся моллюсков, способных к самостоятельной жизни.

Перловицы: А — перловица обыкновенная; Б — перловица вздутая, или клиновидная; В — перловица толстая

На беззубку очень похожа речная перловица (Unio pictorum), но она отличается более удлиненной и толстостенной раковиной и наличием зубцов близ замочной связки (этих зубцов у беззубки нет — отсюда ее название). Перловица живет преимущественно в водоемах с песчаным грунтом, тогда как беззубка обычно поселяется в стоячих водах с илистымдном.

Из раковин перловиц раньше изготовляли перламутровые пуговицы. Были попытки делать пуговицы и из раковин беззубок, но из-за тонких створок моллюска этот материал оказался очень хрупким.

Перловицы растут медленно. Их возраст можно определить по количеству полос на створках раковины (подобно кольцам на срезе дерева, каждая полоса означает годовой прирост).

Для перловиц более всего подходит невысокий аквариум с большой площадью дна (так называемый аквариум-корыто). На дно следует поместить промытый песок слоем 5—10 см. Растения моллюскам не нужны. Но для украшения можно взять несколько кустиков растений (лучше — элодею или роголистник) из «родного» водоема.

Если у вас нет аквариума, можно использовать любой другой сосуд, но песок нужен обязательно. Чем ниже уровень воды в емкости, тем лучше кислородный режим.

Еще интересные статьи

Лабораторная работа №1 по биологии 8 класс (ответы) - Изучение строения раковин беззубки и прудовика

  1. Распределите но классам раковины моллюсков из предложенной коллекции.

К классу Брюхоногие относят прудовика, а к классу Двустворчатые - беззубку. Раковины разных классов моллюсков отличаются по внешнему виду.

У двустворчатых раковина состоит из двух створок, а у брюхоногих она цельная и имеет вид завитка.

Раковина брюхоногих асимметрична/симметрична (нужное подчеркните).

  1. Рассмотрите раковину двустворчатого моллюска - беззубки. Снаружи раковина покрыта слоем рогового органического ве­щества. Обратите внимание на наружный слой. Какого он цвета?

Осторожно соскребите пинцетом наружный слой в любом месте. Что вы видите под ним?

Коричнево-зелёного.

Как вы думаете, какой это слой?

Органический.

За счет какого слоя достигается основная толщина створок?

За счёт известкового.

Рассмотрите перламутровый слой с внутренней стороны рако­вины. Чем он отличается от других слоев?

Преломляет свет и имеет блеск.

Таким образом, раковина моллюска состоит из слоев: наружно­го - органического, среднего - известкового, внутреннего - перламутрового.

  1. У моллюсков раковина растет с краев, поэтому на ней хорошо видны следы годичных приростов. Определите, сколько лет одной из выданной вам раковин.

Зависит от выданной вам раковины

  1. Сравните раковины беззубки и перловицы. Заполните таблицу. Как вы думаете, почему двустворчатый моллюск наших рек получил название «беззубка»?

Створки моллюска ровные, не имеют зазубрин.

Сравнительная характеристика раковин беззубки и перловицы

  1. Возьмите раковину брюхоногого моллюска - прудовика. На раковине найдите устье и завиток. Подсчитайте число оборотов в завитке.

Число оборотов составляет 3. Определите, к какому типу раковин - право- или левозакручен­ным - относится выданный вам экземпляр. Если при взгляде сверху на вершину раковины обороты завитка закручены но часовой стрелке, то раковина - правозакрученная, если про­тив часовой стрелки - левозакрученная. Раковина прудовика правозакрученная.

  1. Сравните раковины прудовика и катушки. Отметьте признаки, характерные для раковины прудовика, обводя подходящие буквы кружками, а для катушки - квадратами:
  • а) раковина завита в одной плоскости; (для катушки)
  • б) раковина завита в разных плоскостях; (для раковины прудовика)
  • в) завиток совсем не возвышается над устьем или поднимается незначительно;(для катушки)
  • г) раковина завита в виде конуса с большим или меньшим ко­личеством оборотов. (для раковины прудовика)

Зарисуйте раковины прудовика и катушки.

Сделайте вывод о значении раковины в жизни моллюсков. Из чего образуются раковины?

Раковины образуют один органический слой и два известковых, она выполняет функции защиты и опоры для мышц.

  1. Дайте краткие ответы на вопросы.

Моллюски - в основном водные животные. Но некоторые предста­вители этого типа живут на суше. К какому классу они относятся? Почему одни моллюски могут жить на суше, а другие - нет?

На суше живут брюхоногие моллюски, поскольку дышат они с помощью лёгкого.

На приусадебных участках слизни наносят серьезный вред ого­родным культурам. Какие методы борьбы с этими моллюсками вы можете предложить?

Слизни являются пищей для некоторых жаб, также можно использовать химические средства.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: