Cочинение «Анализ рассказа В. П

Историю о том, как в критической ситуации не растеряться, поддавшись панике, и, мобилизовав силы, сделать всё, что от тебя зависит, рассказывает в своём произведении «Васюткино озеро» В. П. Астафьев.

Сюжет рассказа взят из детства писателя, проведшего свои ученические годы в Красноярском крае. Даже фамилия бригадира является реальной и принадлежит известной династии сибирских промысловиков.

История создания

Написано «Васюткино озеро» было в 1952 году, а опубликовано - в 1956. Но началом появления рассказа на свет стал тот год, когда пятиклассник Витя, выполняя задание учителя литературы, поведал в сочинении, посвященном ушедшему лету, о том, как потерявшись в тайге, провел наедине с природой много тревожных суток, обнаружил неизвестное старожилам озеро и, в конце концов, смог самостоятельно выбраться к реке. Яркий и правдивый пересказ переживаний мальчика привел к тому, что его работа была напечатана в школьном журнале.

Созданное по памяти детское сочинение и стало основой для писателя.

Описание рассказа

Простым, но образным языком рассказчик повествует о буднях рыбацкого стана в Сибири. Тринадцатилетний Васютка, сын бригадира, пытается в меру своих сил помогать взрослым, добывает для них кедровые орехи.

В один из дней, захватив ружьё и провиант, парнишка зашел подальше в лес, надеясь на богатый урожай, и заблудился. После тщетных попыток отыскать дорогу Васютка осознает, что помощи ждать неоткуда, рассчитывать надо только на себя.Ужас, паника и растерянность постепенно уступают место спокойной рассудительности. Не зря парень рос в этом суровом краю, с малолетства слыша наставления стариков о том, как вести себя в подобном случае. Применяя советы бывалых охотников и собственные навыки, мальчику удаётся не только продержаться в жестких условиях несколько дней, поборов в себе страх, но и добыть себе пропитание, обогреться, обнаружить затерянный водоем с ценной рыбой, и, вспомнив уроки географии, выйти к берегу Енисея, к людям.

Шестьдесят километров прошел школьник за пять долгих, полных неизвестности и тревоги, дней. Зная, что рыбаки давно тоскуют без улова, Васютка, прибыв домой, без промедления сообщил об увиденном озере. Указав путь бригаде заветный маршрут, подросток чувствует причастность к общему делу. Впоследствии водоём был нанесен на карту и назван именем Василия.

Главный герой

Василий Шадрин - обычный деревенский школьник, озорник и хвастунишка. Он любит приключения, считает себя вполне взрослым и самостоятельным человеком. Его характер сложился под воздействием отца, немногословных жителей таежной деревни. Обычаи и традиции сибирского края также наложили свой отпечаток. Автор не дает подробной характеристики главного героя, его личность раскрывается в процессе повествования.

Попав в безвыходное, пугающее положение, зная, чем может обернуться потеря дороги в лесу, ясно представляя последствия, Васютка проявил мужество и выдержку, практическую сметку и рассудительность, не утратив при этом чувства юмора. Не поддавшись страху, отважно преодолевая препятствия, парнишка думает не только о себе, но и об общих интересах.

Анализ рассказа

Во вступлении, ведущемся от третьего лица, автор говорит о новом озере и о роли Васютки в этом открытии. Глубокая любовь к родине и убежденность, что каждого из нас ждут большие и малые победы, сквозит в начальных строках.

Завязка происходит, когда, увлекшись охотой за глухарем, подросток заблудился. Кульминацией выступает момент, когда таёжники спасают отчаявшегося Васютку. Развязка рассказа - это возвращение парня к матери и начало промысла в открытом озере.

Рассказчик применяет традиционную композицию с последовательным повествованием и минимальным количеством героев. Неторопливость и подробность изложения позволяет представить себя на месте центрального персонажа, читатель сочувствует Васе, переживает за него.

Для Астафьева характерно использование сравнений. Благодаря красочным описаниям природа низовья Енисея оживает. Образности действующим лицам добавляет применение в прямой речи местного диалекта.

Преодолевать трудности, всегда искать выход из непростой ситуации, использовать все возможности - вот чему учит эта история. Огромное желание жить помогло маленькому сибиряку выбраться из тайги.

Жанр произведения - рассказ. Рассказ о путешествии, кото­рое невольно совершил тринадцатилетний мальчик, заблудивший­ся на пять дней в тайге.

Главный герой - мальчик Васютка, помогавший родителям на промысле в тайге. Второстепенные персонажи - мама, дед, отец, рыбаки.

Мальчик помогает родителям в тайге, чем может. Его обязан­ность, которую он сам себе придумал, - снабжать рыбаков кед­ровыми орешками, которые те не прочь пощелкать в свободное время. Однажды, как обычно, он отправляется в тайгу набрать орехов, и вдруг у него появилась возможность застрелить глуха­ря. Это завязка рассказа.

После своих длительных скитаний и приключений Васютка вышел на берег Енисея и услышал звук мотора катера-бота. К тому времени он потерял надежду на то, что его быстро найдут. Это кульминация рассказа.Развязка наступает, когда Васютка оказывается дома, а потом и сам ведет рыбаков на случайно открытое им озеро. В центре рассказа - поведение человека в экстремальной ситуации. Ва­сютка достойно преодолел все выпавшие на его долю трудности, несмотря на то, что ему всего тринадцать лет.

Большой интерес в рассказе представляют собой описания тайги и ее жителей. Много познавательного можно почерпнуть из рас­сказа об обычаях и привычках таежников. Мы как будто сами путешествуем с мальчиком по тайге - так умело писатель рас­сказывает нам о Васюткиных приключениях.

Спокойный рассказ, неторопливая речь, диалектные слова - отважные и трудолюбивые люди-сибиряки вводят нас в свой мир.

Неудачи на рыбном промысле.
Охота на глухаря.
Васютка заблудился.
Жизнь в лесу.
Озеро.
Удачное спасение.

Система уроков по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

Я иду на урок: 5-й класс

Ольга БАРАНОВА

Ольга Сергеевна БАРАНОВА - учитель русского языка и литературы гимназии № 1 города Полярные Зори Мурманской области.

Система уроков по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

Урок 1. «Заблудился!»

Учитель. Писатель Николай Сладков оставил завораживающее описание тайги:

“Тайга - самый огромный на земле лес. Царство колючей хвои. Сосны, кедры, пихты и ели. Тяжёлый гул зелёных вершин. Унылый скрип обомшелых стволов. Сухо, сумрачно, глухо. Пахнет прелью и стоялой водой. Корни-выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы.

Ни ярких цветов, ни пёстрых бабочек. Не видно птиц, не слышно зверей. Все прячутся и таятся. Лишь осторожная тень иногда проскользнёт в чаще. Дрогнет задетая кем-то ветка, распрямится примятая кем-то трава, и опять тишина и безлюдье.

Тропа выбита звериными лапами и копытами. Человеку трудно идти звериной тропой. Ноги то тонут во мху, то скользят по упругой хвое. Суковатые валежины цепляются за одежду, еловые лапы бьют по лицу. И чёрные дупла старых осин следят за тобой, словно чьи-то глаза.

Хорошо смотреть на зелёную тайгу с горы. Там светлые боры - сосняки. Тут тёмные пятна ельников. Голубые извивы рек. Чёрные гари, пропахшие дымом. Жёлтые зыбуны - болота. И синие, туманные, бескрайние дали. Самый большой лес на земле. Тайга”.

Если вы были внимательными слушателями, то должны были услышать звуки тайги, почувствовать её запахи, представить себя на звериной тропе, увидеть тайгу с высоты, восхититься её бескрайностью. И в то же время какая-то опасность таится в этом описании.

А теперь представьте себя в этом царстве природы в совершенном одиночестве. Вы заблудились и должны рассчитывать только на себя. Именно в такую ситуацию попал главный герой новеллы В.П. Астафьева «Васюткино озеро».

Этот рассказ автобиографичен. Будущий писатель подростком плутал по тайге, но не пал духом и самостоятельно вышел к людям. Об этом написал он в школьном сочинении. Строгий учитель неожиданно похвалил его работу перед всем классом, и она была опубликована в школьном рукописном журнале. Затем, уже взрослым человеком, В.П. Астафьев записал этот рассказ, назвав его «Васюткино озеро».

На доске дальнейший план урока

1. Будни рыболовецкой бригады (краткий пересказ).

2. Диалог с матерью (чтение, комментарий).

3. Как же так случилось, что не раз бывавший в тайге мальчик Васютка вдруг заблудился? (Пересказ эпизода с глухарём.) Какие законы тайги он нарушил?

4. Эпизод с мухой. Почему он важен? Что понял мальчик? “И тут его будто стукнуло: да ведь он заблудился! Открытие это было настолько простым и потрясающим, что Васютка не сразу пришёл в себя”.

Домашнее задание

1. Первая ночь в тайге (пересказ эпизода).

Урок 2. «Тайга хлипких не любит»

Учитель. На прошлом уроке мы говорили о том, в какую трудную жизненную ситуацию попал герой рассказа. Как прошла его первая ночь в тайге? Какие детали указывают на бывалость, основательность Васютки? Что его тревожило? (Проверка домашнего задания.)

Перечислите законы тайги.

Законы тайги:

1. Собираясь в лес, необходимо брать с собой спички и хлеб.

2. Двигаться нужно по затесям, чтобы не заблудиться.

3. Беречь патроны.

4. Быть наблюдательным, внимательным, осторожным.

5. Уметь ориентироваться по сторонам света.

6. Помнить, что гудок парохода откликается на ближнем водоёме.

7. Не терять веры в свои силы.

Найдём в тексте описание сибирской тайги (с. 94–95. Все страницы приводятся по учебнику-хрестоматии под ред. М.Б. Ладыгиной. М.: Дрофа, 2006. Ч. 2). Что подчёркивает автор?

“Тайга... Тайга... Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным тёмным морем... Долго Васютка отыскивал глазами жёлтую полоску лиственника среди неподвижного зелёного моря (лиственный лес обычно тянется по берегам реки), но кругом темнел сплошной хвойник. Видно, Енисей и тот затерялся в глухой, угрюмой тайге. Маленьким-маленьким почувствовал себя Васютка...”

Как чувствовал себя мальчик, чего он боялся?

Чем он питался? (Пересказ.)

По каким приметам Васютка нашёл путь к Енисею? Какое открытие сделал Васютка? (Озеро - проточное.) Что это для него значило? (За ним мог быть Енисей, а могло быть и другое озеро.)

Почему для него было так важно выйти к сибирской реке? (По Енисею ходят пароходы, баржи, он как дорога в тайге, а потому легче привлечь внимание людей и спастись, а в тайге одиноко и опасно.)

Какие испытания встретились на пути Васютке? (Одиночество, холод, голод, неизвестность, усталость, страх, тоска по родным.)

Домашнее задание. Пересказ эпизода «Встреча с Енисеем», читать рассказ до конца.

Урок 3. «Встреча с Енисеем. Спасение»

Беседа по вопросам

1. Почему встреча с Енисеем так обрадовала Васютку? (Проверка домашнего задания.)

2. Почему последняя ночь на берегу была особенно тревожной для мальчика?

3. Что сделал Васютка, чтобы обратить на себя внимание?

4. Как дедушка, мама и отец встретили мальчика? Почему никто его не ругал? (Выразительное чтение эпизода.)

5. Смысл названия новеллы.

Вывод. Почему мальчик не пропал в тайге? Какими чертами характера наделён герой новеллы?

Домашнее задание. Составьте викторину по новелле для своих одноклассников и/или проиллюстрируйте понравившийся эпизод.

Урок 4. Пересказ эпизода

Работа со статьёй учебника «Как пересказать эпизод художественного произведения» (с. 110) по вопросам.

1. Что такое эпизод?

2. Почему пересказать эпизод сложно? (Необходимо сохранить особенность авторского повествования, индивидуальность речи писателя и его героев, передать эмоциональное отношение автора к героям и событиям, последовательность и полноту авторских описаний.)

3. Что такое границы эпизода?

Авторами учебника предлагается самостоятельно выбрать понравившийся эпизод и подготовиться к его пересказу. Но это означает, что пол-урока ребёнок будет листать книгу, затем читать, и в итоге много времени будет потеряно. Я пошла по другому пути: на доске ещё на перемене были обозначены страницы и условные названия ключевых, самых захватывающих эпизодов.

1. Охота на глухаря (с. 88–89).

2. Первая ночёвка в тайге (с. 92–93).

3. Встреча с лесным озером (с. 96–97).

4. Наконец-то Енисей! (с. 102).

5. Васютка дома (с. 106–108).

Ученикам давалось право выбрать и другой, не упомянутый эпизод, но они были предупреждены о дефиците времени на подготовку.

После работы со статьёй учебника ребята почти сразу определились с выбором и стали готовиться к пересказу, ещё раз перечитывая пару страниц. Через десять минут я выяснила, кто что выбрал. Надо сказать, что ни один эпизод не остался без внимания. А как быть, если четверо-пятеро выбрали одно? Можно попросить продолжить рассказ товарища, можно предложить дополнить, если упущено что-то важное, можно похвалить, если пересказ безупречен, можно предложить сделать вывод о том, почему этот эпизод так важен и почему ученик остановил свой выбор именно на нём, и приступать к следующему фрагменту. Таким образом удастся опросить и оценить многих.

Домашнее задание. Написать черновик сочинения по новелле «Васюткино озеро».

Урок 5. Классное сочинение-рассуждение по новелле «Васюткино озеро»

1. Расскажу о прочитанной книге (письмо другу).

2. “Сибирский характер” Васютки.

3. “Тайга хлипких не любит...”

4. Один в тайге.

5. Уроки рассказа «Васюткино озеро».

Открытый урок по литературе в 5 классе. Тема:«В. Астафьев «Васюткино озеро». Автобиографичность произведения. Черты характера героя и его поведение в лесу.»Дата 18 марта 2015 г.

Учитель:Ябанжи Л.И.

Цель: знакомство с творчеством В, Астафьева; обучение пересказу художественного текста; контроль за знанием текста;комментированное чтение; расширение словарного запаса, знаний по теории литературы; воспитывать правила поведения в лесу, правила по ТБ, развивать творческие способности учащихся, артистизм.

Оформление:

Портрет В.П. Астафьева

Текст повести

Видеофильм «Таинственный лес»

Презентации, слайды

Атрибуты для инсценирования эпизодов

Ход урока

    Слово учителя об Астафьеве. Много произведений, посвящено проблемам человека и природы. Какие примеры из литературы и жизни вы можете привести? (Робинзон Крузо, Заячьи лапы, Дед Мазай и зайцы, Тёплый хлеб и др.)

А) Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить… О чем? Догадайтесь, ответив на простые и в то же время мудрые вопросы:

Она величественна и похожа на океан

Она щедра и сурова

Она таит в себе загадки и вопросы

Она учит человека и наказывает за легкомыслие

Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России.

(Да, это тайга. Посмотрим видеофильм»Таинственный лес»)

Что скрывает в себе тайга?(тайну, силу, мощь, величие, загадку).

Б) – Он маленький, как песчинкка в океане, как звезды во Вселенной

Он беззащитный и в то же время сильный

Он сын и хозяин

Он по-детски легкомыслен и по-взрослому мудрый

Он совершает ошибку и исправляет её.(Да, это главный герой рассказа В.Астафьева «Васюткино озеро»)

Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 году в Красноярском крае в с. Овсянка, что на Енисее. К самому берегу подступает вековая тайга. Позже В.П. писал:»Землю люблю свою и не перестаю удивляться её красоте, неистощимому терпению и доброте».

Мальчику было всего 7 лет, когда утонула его мать. Её он любил безгранично.. Только заботами бабушки было скрашено одинокое сиротское детство.

Однако удалось ему быть и беспризорником, узнать, что такое детский дом

Осенью 1942 года ушел на фронт, был тяжело ранен, контужен

После войны поселился на Урале, сменил много профессий. А с 1951 года стал писать и печатать свои рассказы, повести, романы.

В,П, Астафьев сравнительно недавно ушел из жизни, но произведения, которые он оставил навсегда запомнятся, как книгио добре и зле, где добро чаще держит верх.

    Слайды

    Сообщения учащихся «Из биографии писателя». Звучит песня.

    Инсценирование фрагментов из биографической справки.

    Игра. Работа с текстом. Блиц-опрос по прочитанному произведению. Учитывается скорость и правильность ответа.Стр.349 (пос).

5. Биографический характер повести. Работа с учебником. Стр.-124

6 Инсценирование эпизода «Проводы Васютки в тайгу». Стр. - 126

7. Беседа:

Почему мать настаивала, чтобы Васютка взял краюшку хлеба?

Почему Васютка заблудился? (погнался за глухарём, нарушил Закон тайги)

Законы тайги:

Собираясь в лес, необходимо брать с собой хлеб и спички

Двигаться нужно по затесям, чтобы не заблудиться

Беречь патроны

Быть наблюдательным, осторожным, внимательным

Уметь ориентироваться по сторонам света

Гудок парохода откликается на ближайшем водоёме

Не терять веры в свои силы.

8. Работа по теории литературы . Стр. -225 «Справочные материалы. Литература». Запись на доске определения «Эпизод».

Что такое эпизод?

Как пересказать эпизод художественного произведения?

Почему его пересказать сложно? (Необходимо сохранить особенности авторского повествования, индивидуальность речи писателя, героев, передать эмоциональное отношение автора к героям и событиям, соблюдать последовательность, полноту повествования.)

9. Работа с текстом . Эпизод с мухой. Стр. - 132

10. Памятки: «Советы идущему в лес».

Продумай тщательно маршрут

Не забудь взять компас

Возьми спички для костра

Одежда должна быть тёплой

Приготовьте запас еды.

10. Словарная работа. Обращаю внимание на слова и выражения, характерные для стиля В. Астафьева: таинственный шорох в глубине потемневшего леса; упал с валежин; затеси;отрешенно подумал; хлипких не любит; пучок сухого мха-бородача; монотонно зудя; пылающие головни; дурило.. Объяснение значения некоторых и попросить использовать их в своём пересказе.

Язык повести очень красочный. Здесь множество эпитетов, сравнений, метафор.

Узнайте по эпитетам , о че говорится:

-«Неподвижно тихий,сплошь хвойный, чужой, унылый,полуголый…»(Лес)

- «»Молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая….(Тайга)

-«»Небольшое, унылое, подёрнутое ряской…(озеро)

-«Молочный, клейкий, неподвижный…»(туман)

-«Далёкие, неподвижные, мерцающие…»(Звёзды)

Встречаются в повести и сравнения: («В лес бесшумно,как сова , влетела ночь; густая, как смоль , темень начала редеть;с высоты тайга казалась оромным тёмным морем ; голос пролетел над тайгой и упал кедровой шишкой в мох;показался маленький, похожий на ноготок месяц »).

11. Обучение составлению аналитического комментария .

А) Работа с текстом .СТР 132. Учащиеся делят текст на части и озаглавливают их.

Б)Работа в тетрадях с последующей самопроверкой в парах . Пункты плана оформляются на 1/3 листа.

1. Открытие Васютки

1. Как и любой ребёнок, Васютка испугался

2.Его охватило отчаяние

2. Вначале природа пугала его

3. Слова дедушки и отца, которые вспомнил мальчик

3. Отец и дедушка оказывали на Васютку большое влияние

4.Васютка разжёг костер

4.У костра он вел себя как взрослый рыбак

5.Как мальчик приготовил себе еду?

5. Когда он готовил ужин, оценил наставления матери

6.»Живём!»

6. Мальчик понял, что не пропадёт

Г) Запись главной мысли в правой части листа в тетрадях

В) Пересказ каждой части с включением элементов анализа (Выделение главной мысли.)

12. Итоговая беседа:

Назовите запомнившиеся события из жизни писателя

Происходили ли свами подобные истории в лесу?

Какой совет выживания самый важный?

Понравился ли вам рассказ? Чем?

Что вы будете делать, если заблудитесь?

Д/З. 1. Пересказ по тексту стр. 132 с использованием таблицы с элементами анализа

2. Т.Л. «Эпизод», эпитет, сравнение, метафора(Памятка. Повторить).

3.Ответы на вопросы. Кроссворд по произведению В. Астафьева.

4. Письмо Васютке: »Чему я научился у Васютки»

Кроссворд по рассказу В. Астафьева «Васюткино озеро»:

    «Нету нынче фарту»- ворчал дедушка ……

    Далеко ушли рыбаки, в низовья….. и наконец остановились

    «….-наша кормилица, хлипких не любит!»- вспомнились ему слова деда.

    Он тут же увидел поднимающуюся с земли большую черную птицу -…..

    Заночевать решил Васютка на берегу ….

    Васютка поднял голову. На самой вершине старой взлохмаченной ели увидел….

За работу на уроке получили оценки:……. Спасибо всем за урок.

план рассказа васюткино озеро. помогите

  1. 1. Озеро, памятное Васютке.

    4. Первый вечер в тайге.
    5. Один в тайге четыре дня.
    7. Мальчик вышел к Енисею.
    8. Спасение.
    9. Васютка дома.
    10.Озеро нанесенное на карту.

  2. План



  3. План рассказа Васюткино озеро включает в себя следующие основные пункты:
    1.Рыбаки ждут улов.
    2.Васютка пошел в лес за кедровыми шишками (это шишки внутри которых орех)
    3.Охота на глухаря.
    4.Заблудился!
    5.Ночь в темной тайге.
    6.Найденное Васюткой странное озеро.
    7.Вот он Енисей!
    8.Спасение мальчика.
    9.Озеро теперь на карте.

    В целом рассказ оказался очень интересным. В нем очень доступно и лаконично изложены все таежные законы, особенности той природы. Поучительная история о мальчике, самостоятельно выбравшемся из лесу, станет настоящим уроком для учащихся, читающих это произведение в рамках школьной программы

  4. Пожалуйста помогите нужен план про то как Васютка был в тайге!
  5. Васюткино озеро. Мужество, терпение, любовь к природе, знание природы,
    1. Озеро, памятное Васютке.
    2. Жизнь рыбаков в ожидании когда особенно удачен лов рыбы.
    3. Васютка отправился в тайгу и заблудился.
    4. Первый вечер в тайге.
    5. Один в тайге четыре дня.
    6.Васютка обнаружил неизвестное озеро.

  6. 2.Охота на глухаря.
    3. Васютка заблудился.
    4.Жизнь в лесу.
    5.Озеро.
    6.Удачное спасение.
  7. Васюткино озеро. Мужество, терпение, любовь к природе, знание природы, находчивость главного героя. Поведение Васютки в лесу. Открытие нового озера. Становление характера Васютки через преодоление испытаний, сложных жизненных ситуаций.
    План
    1. Васютка главный герой рассказа В. П. Астафьева Васюткино озеро.
    2. Становление характера Васютки.
    1) Забота Васютки о рыбаках.
    2) Поведение Васютки в лесу: смелость, решительность, смекалка, мужество, терпение.
    3) Знание законов тайги. Внимание к природе.
    4) Забота Васютки об общем деле.
    3. Почему рыбаки назвали озеро именем мальчика?
    Напомним, что каждую новую мысль, соответствующую очередному пункту плана, мы начинаем с красной строки
  8. Васюткино озеро. Мужество, терпение, любовь к природе, знание природы, находчивость главного героя. Поведение Васютки в лесу. Открытие нового озера. Становление характера Васютки через преодоление испытаний, сложных жизненных ситуаций.
    План
    1. Васютка главный герой рассказа В. П. Астафьева Васюткино озеро.
    2. Становление характера Васютки.
    1) Забота Васютки о рыбаках.
    2) Поведение Васютки в лесу: смелость, решительность, смекалка, мужество, терпение.
    3) Знание законов тайги. Внимание к природе.
    4) Забота Васютки об общем деле.
    3. Почему рыбаки назвали озеро именем мальчика?
    Напомним, что каждую новую мысль, соответствующую очередному пункту плана, мы начинаем с красной строки.
    http://www.prosv.ru/ebooks/Eremina_Uroki-liter_5kl_Kniga-uchit/4.html




  9. 7. "Впереди берег... "

    10. "...Васютка дома! "
  10. спасибо!
  11. 1) рыбы плохо ловится
    2) в тайге
    3) васютка заблудился
    4) ночь в тайге
    5) находка неизвестного озера
    6)чудесное спасение
    7) возвращение домой
  12. . "Это озеро не отыщешь на карте"
    2. "Совсем скучное жить началось у Васютки"
    3. "Васютка проснулся поздно"
    4. "Весело насвистывая, шл он по тайге... "
    5. "В лесу сделалось совсем тихо"
    6. "Занятый хлопотами, Васютка не так остро чувствовал одиночество.
    7. "Впереди берег... "
    8. "В полдень Васютка поднял с реки табун гусей, ударил по ним картечью и выбил двух".
    9. "Пароход вс приближался и приближался".
    10. "...Васютка дома! "
  13. 1. Васютка главный герой рассказа В. П. Астафьева Васюткино озеро.
    2. Становление характера Васютки.
    1) Забота Васютки о рыбаках.
    2) Поведение Васютки в лесу: смелость, решительность, смекалка, мужество, терпение.
    3) Знание законов тайги. Внимание к природе.
    4) Забота Васютки об общем деле.
    3. Почему рыбаки назвали озеро именем мальчика?
    Напомним, что каждую новую мысль, соответствующую очередному пункту плана, мы начинаем с красной строки
  14. Сколько дней Васютка был в лесу?
  15. 1.Неудачи на рыбном промысле.
    2.Охота на глухаря.
    3.Васютка заблудился.
    4.Жизнь в лесу.
    5.Озеро.
    6.Удачное спасение.
  16. Герой рассказа Виктора Астафьева "Васюткино озеро" родился и вырос в тажном краю, в семье рыбака. К тринадцати годам он уже многое знал и умел. Отец брал его на промысел. Когда работы было немного, рыбаки собирались вечерами в избушке, рассказывали разные истории, лакомились кедровыми орешками, которыми их снабжал Васютка. Когда мальчик уходил в лес один, мать напоминала ему о том, что нельзя "переиначивать тажные законы": надо обязательно брать с собой спички, хлеб, соль.
    В мудрости законов и в необходимости соблюдать их Васютка убедился, когда заблудился. Конечно, ему было очень страшно одному в тайге. Он вспомнил рассказы о том, как будто люди в лесу иногда погибают. Но Васютку спасла природная память, смекалка, находчивость, знание леса, примет, приобретнные навыки и умения разжечь костр даже в дождь, приготовить дичь, не расходовать зря "драгоценный припас" - патроны. А главное - желание выжить во что бы то ни стало. "Тайга хлипких не любит, "-эти слова отца и деда вспомнились мальчику в самую страшную минуту, когда он был в отчаянии, они придали ему сил. Мальчику пришлось бороться со своим страхом, с голодом, с усталостью. Он предусмотрительно вешал мешок с остатками еды на сук, не поддавался соблазну съесть хлеб весь сразу, не метался по тайге, а заставлял себя соображать, в каком направлении лучше двигаться. Васютка выбрал правильное направление на север, догадался, что озеро проточное, раз в нм водится речная рыба, что речка от озера обязательно выведет к Енисею.
    Все потом удивлялись, как мальцу удалось победить тайгу, Васютка рассказывал правду о пережитом, но отец и дед не позволяли ему хвастаться: они растили из него настоящего мужчину, сибиряка.
    Озеро, названное Васюткиным, - это память о мужественном поведении заблудившегося мальчика.
  17. я сам незнаю
  18. 1. Озеро, памятное Васютке.
    2. Жизнь рыбаков в ожидании когда особенно удачен лов рыбы.
    3. Васютка отправился в тайгу и заблудился.
    4. Первый вечер в тайге.
    5. Один в тайге четыре дня.
    6.Васютка обнаружил неизвестное озеро.
    7. Мальчик вышел к Енисею.
    8. Спасение.
    9. Васютка дома.
    10.Озеро нанесенное на карту.
  19. 1. "Это озеро не отыщешь на карте"
    2. "Совсем скучное жить началось у Васютки"
    3. "Васютка проснулся поздно"
    4. "Весело насвистывая, шл он по тайге... "
    5. "В лесу сделалось совсем тихо"
    6. "Занятый хлопотами, Васютка не так остро чувствовал одиночество.
    7. "Впереди берег... "
    8. "В полдень Васютка поднял с реки табун гусей, ударил по ним картечью и выбил двух".
    9. "Пароход вс приближался и приближался".
    10. "...Васютка дома! "
  20. 1. Васютка главный герой рассказа В. П. Астафьева Васюткино озеро.
    2. Становление характера Васютки.
    1) Забота Васютки о рыбаках.
    2) Поведение Васютки в лесу: смелость, решительность, смекалка, мужество, терпение.
    3) Знание законов тайги. Внимание к природе.
    4) Забота Васютки об общем деле.
    3. Почему рыбаки назвали озеро именем мальчика?
    Напомним, что каждую новую мысль, соответствующую очередному пункту плана, мы начинаем с красной строки


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: